Ленинец. 1979 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1979 г. (г. Липецк)

ЛЕНИНЕЦ • 2 | 13 • ЛЕНИНЕЦ «Я буду беседовать с вами о царе почв, о главном, основном богатстве России... все'ничто- в сравнении с ним: нет цифр,, какими можно было бы выра- . зитБ силу и мощь нашего ру<т- ского чернозема. Он был, есть и будет, кормильцем' России»; Да, так писал в своей цзвест-. нейшей книге В. В. Докучаев-. О нем, русском черноземе, о хозяйствовании на нем, умелом, 'творческом, и хотелось бы по­ говорить .с молодыми хлеборо­ бами Добринкн, главнейшей житницы нашей области. Ведь вот только в.'атом нелегком го-. ду добринцы, единственные в-, области, справились с планом продажи сахарной свеклы госу­ дарству, сдали ев: столько, сколько десять- наших других районов, вместе взятые. А в 1978 году!. При плане двадцать четыре центнера зерна с гек­ тара в. районе собрано по двад­ цать восемь. Государству сда- , но 92 тысячи центнеров хлеба, а обязательства были";— семь­ десят тысяч. Партийное- руко­ водство областр, - пожалуй, можно сказать, что и .страны, особое внимание удмятот и.мен- но этому району, В. соотаетст- вня с постановлением ЦК КПСС «О работе Добринского райкома партии Липея^ой об­ ласти» с 1971 года район включен в зону комплексной химизации се.ч>ского хозяйсс- ва. За последние годы поставг ка минеральных удобрений здесь возросла вдвое-. На. ме­ лиорацию земель за девятую, пятилетку здесь израсходовано 4,5 миллиона рублей,, или в во­ семь. раз больше, чем в- преды­ дущую пятилетку,. Хлеборобы района научи­ лись успешно работать совме­ стно с учеными научно-исследо­ вательских сельскохозяйствен­ ных пнститутов. Скажем, боль­ шую помощь в, ведении свекло­ водства оказывают сотрудни­ ки: Всесоюзного научно-иссле­ довательского института ме.ха- низации сельского хозяйства. Под . руководством доктора сельскохозяйственных наук, ла­ уреата Государотвешюй . пре-; мии СССР, руководителя лабо­ ратории механизации ухода'за сельскохозяйственными куль­ турами Ф. М. Соловьи наг-базе ордена: Ленина, колхоза» имени Ильича при не-носредственном творческом участии извест­ ного, знаменитого свекловода- Николая А.тексеевяч-а Синячки- на разработан и кшдриг. экс^ перимента.лышй шмплевс. по. свеклосеянию н-уходу-за поее- Хватит, пожалуй, цифр и фактору., подтверждающих ис­ ключительное зиачепне рай­ она в общем балансе области. Осталось- только добавить, что И' люди в нем работают искя#- ч^тельные: трудолюбивые, тол­ ковые, основательные и знаю­ щие. А каждый ■Третий меха­ низатор из них—комсомолец: и- каждый седьмой- животновод тоже. Это уж г непосредствен­ ная зона .влияния райкома комсомола. Если, .ж е еще учесть, что»почти в» большинст- ве'хозяйсти по району молодые механизаторы составляют до пятидесятрт,: восьмидесяти про­ центов общего.состава, то от­ ветственность в работе комсо­ мольских^ работвшшв еще бо­ лее-возрастет. '■ ей бывшего первого секретаря Добринского райй^ма ..партии В. В. Донских. (В этом году ж побывала на нескольких кон­ ференциях В 1 разных районах,, а вот кюшйш такой, рассказыва-- ющей о делах'районных и из­ данной в этом году, встретить. больше не довелось. Это я опять же: об ЦСКЛЮЧИТеЛБНОМ ния, которыми связан он, хле- дома иаучШтехниче^ого п р '^ - бороб, с землей. Да,,, я веду гресса. С б ^ж а т ся ;|»ли ко .та^ К ним, безнарядным звеньям, зами на паевых началах. В "" ' ----- ---------' “ новин-' меряемые не то.тькоМо Союзу,' исГи за рубежом. не при­ был — идти, не пор-г|^яя прой- I,БОЕВОЙ СМОТР наши ! р я д о в . рииекой земле,"о пестроте их. Скажем, в совхозе «Петров­ ский» они достигают уже се-, ходится заново изо1 г.одня. пятидесяти центнеров, в леса. Ведь смысл т| «Добрпнском». — трядцатщ се- РАБОТАТЬ КРАСИВО, ТВОРЧЕСКИ даже некоторое -время: все равно в пять утра приходила на__ф^рму и ждала остальных, Нет, .я не призьшаю сегодня добриицев: пер;еверяуть' все вверх ногами. Но воспитывать современного,. творческого хозяина, а. не. исполнителя, -— настоящего хлебороба — пора, И ключ к, этому» пока-г-безна- рядиые: звенья. "Вот, этдго раз­ говора, перепекТ'Ивного, с ду­ мами о завтрашнем, землепаш­ це, и не прозвучало по-настоя­ щему на.' копфбрйнции. А, пора бы зше повести раз-. ДОБРИНСКИЙ РАЙОН , ■.„■■I,.. Так вот, верибжя к конфе­ ренции. В перерывах между заседаниями я беседовала .со многими делегатами ее, моло-- дыми передовиками колхозов и совхозов-района. Почти всех их знала и раньше. А тут разго­ ворились. Да, какая-то .особая, основательность, крестьянская йет.оропливоеть, сметливость очень импонируют в моло­ дых добринцах, но- одна черточ­ ка, деталь в характере этого: собирательного образа аем:- ледельца одиовременыо и бес- . покоит. О ней-то"и хотелось бы _Повести речь. Да, в первую оде- "редь, трудолюбие, , преданность ей, отчей земле. «Дисциплина, оргаиизовалность, исполнитель­ ность • п доброшвёстность»» — это уже. по,дсказьшает мне книжка «За высокую культуру земледелия», которую я купила, там. же, на конференции... Книж­ ка, как добрая весть, радовала: написана была добринцами и о. добринцах под общей-редакци- положегаш добршщев, их дел па: богатом чернозем® в: наглей области). Так вот, видимо, на- стала пора в несколько , ином ракурсе'понимать нам и прнии-^,. мать образ молодого земле­ дельца. Хорошо,, что он трудо­ любив, добросовестен,., но. пло­ хо, что он: всего лишь исполни­ телен.* В-от н. в разговоре с мо­ лодыми мехаииз.§торами. ира- ви.тось, что...они доскоиально знали технику, помнили, когда и сколько вспахалл и засеяли, .•,:*ордились, что уже сегодня- тщательно. подготовились к бу­ дущему-урожаю, И беспокоило, что не помиклн. они,, не вникали в такие «подробности»-, как внесение (где, когда, сколько,, каких п поч»у?) удоб'рений,' подготовка семян. За.-всем ему, человеку, занятому .фязиче-, ским трудом; «от сохи», что называется, возможно, и не ■ уследить. Не в этом суть. Она. »- другом. В том., что - ужа. назрела пора менять отноше- ми,. в колхозе имени Чапаева '— .тридцати шести, а есть хо- зяйств:а, где и двадцатью цеит- расточительность;. на земле, лучшей- в области,, лучше ос­ тальных снабженной н удобре­ ниями, и техникой,', и семенами, выращивать низкие, посредет- вщшые урожаи? В последнее время, земле­ дельцы. области, не оо^на-жды нодвергались резкой крхгтикв' в: цеитралыюй» газете «Ирав:да». В- ней,, критике,,велась, речь о том, что мала пока, отда-ча ох полей и\{)ерм хозяйств: нашей области. Не одной, ли-из при­ чин нашего отставания,, .топта- ция на месте, монсво назвать и ту, что очень медленно прижи­ ваются у нас. новые, методы, ор.г ганнзацшг труда, современные, прогрессивные формы ведения хозяйства:. Ведь вот, скажем, уже се­ годня ’*в Молдавии создаются. денного. Биться над гтем, ___ _____ _____ , __ _ . . где-то ухсе решено, Й- тягча?!- ства прививать е-м.у навыки -----— ----------- л „X,....... красивой, работы на земле. Окской области А. ПйМайоров, кандидат наук, позве'^ такую роскошь: нач 1 бочйй день т ’5зосьм|| ч а сЛ (О нем, дн]чРгоре, и|его делш- рассквзывает ' ' ............ Ю. Чернпченко [обриицы почти дротигли уже того ^;ровня, когда, говоря о себе ^акреплешга молодежи на селе, •надо думать не о‘быте, .не б'"* работе клубов и проведении , досуга — это, по существу, Журналист пройденный этап, а о том, как сво^й книге повенчан он <7землёй будет. здесь сеял и какой брал' урег- Сделать бы так, чтобы, дети не только трудились летом на пЪлях, а- могли бы и послушать лекцию того^, же доктора- сельскохозяйственных - наук Ф. М. Соловья, часто й’аезжаю- щего в Доб’ринку. То есть, рабо- ,ту по профориентации надо, нора уже вести на новом вит­ ке познаний. Молодые хлеборо­ бы .должны сызмальства изве-- дать не только вкус, запах хле­ ба, но II познакомиться; с воз­ можностями творчества. на родной земле.' И так во всем. Любую воз­ никающую в ходе жизни про­ блему настала пора решать по-новому. Скажем, эта пере­ даваемая всегда с оттенком ка­ кого-то: краснобайства; исто­ рия о том, что в колхозе имени Чапаева! более тридцат-и жени­ хов ходят в «церестарках». А если подогшг всерьез, по.»хо- 'зяйски? Станет ясно, что это проблема, которую тоже ре­ шать надо сегодня, а не. .«.Русекип чернозем», гвышедшей будущий хлебороб. Кем станет в иэдателБ'стве «Сов;ремениик» йа ней; только, ли исполнителем " ’ОТО ..„„„у 0д. п..,,,. „о,.....-.,,,,,,.. С!--. в, 1978 тож^^ Говорит он та|^^или настоящим, хозямюм. Это «Доярки»г^^сып -1| это ра^Введь очень увлекательно: взять, няя с т а р о ^ ^А ■отх|!да о ^ ^ с друзьями по школьной скамье подъем: в четыре! СлЬпрароди- поле, которое сроду на родило тельской: технологии,йУже и больше пятнадцати центнеров, стадо никуда не выгс^яют, и и вырастить на. нем все трид- двухразовая дойка дшкого не цать,, а то и сорок.-дентнеров!-—- смущает, а все одно .»с зари возможности, для д»го есть.. Но гремят ведрами». Взяй дирою- для того, чтобы, мечта, сбылась,, тор. да и ввел у себя в хозяйст-'*ему, хлеборобу, иаде будет ве приказом рабочий день до- работать, с землей круглый год, яркам начинать с восьми ноль- а не сезонно, и знать о. ней ноль. Странно, не пр*вда ли? досконально ^ с е — от колшге- Очень. Был- в том :хозяйстве: ства. гумуса и бонитета ее, до целый бунт. Одна 1 ф доярок того, кто в каком десятилетии ясно солнышко. Надо открыть, в этом, добром, слаженном, хог зяйстве какой-то содутствуго- щ'ий промысел. -Или вообще какую-либо художественную мастерскую цо плетению кру­ жев- ли, еще .ли чего. Словом, задержать дев-ушек на селе. Хочется. верить, что не се- годйя,/'так завтра добринцы, нацнут строить свою работу по- новому, сверяя свои шаги с ходом времени. Им это сделать просто необходимо. Ведь с них, живущи'х на особенной землр, и спрос'особый. - Л. БОБА. . . 3 ' г А РЕКОЙ, за горо ­ дом, широко раски­ нулось на низмв”»- вости Заречье: это целый осо ­ бый город и ц ел о е железмодо- рож но э царство,, где день и ночь, волнуя тягой* в* даль, ту­ да, куда ко:сяками тянутся те­ п ерь , под; сумрачным й холод- нь'м небом гуси,, требователь- но и призывно, грустно и воль­ но перекликаются в студеном, звонком воздухе паровозы, где стоит вокзал, тоже волную­ щий СВОИМИ' запахами, — ж а р е ­ ных пирожков, самоваров, ко­ ф е, — смешанным с запахом каменноуго 1 льного дыма, то есть, тех паровозов, что день и ночь расходятся от него во все стороны России.,.» — таким пе­ р ед глазами И. А. Бунина сто лет назад предстал берег Ель­ ца, куда и сейчас прибывают и откуда отправлякэтся- длиН|НЫв составы, где живут и работают ЖвЛе31-1ОД0р0ЖНИКИ. Елец был и остается круп­ ным жзлезнодоро 'жным узлом нашего края, Липецкой обла­ сти. Здесь находится отделение Юто-Восточной дороги, управ­ ляющ ее движением поездов по нашей области, здесь самое крупное* елецкое учебное з а ­ ведение готовит кадры желез - . нодорожииков. 17 апреля- 1869 года на д ен ь ­ ги купца первой гильдии € . С. Полякова было выстроено двухэтажное здание и набран персонал для ж елезнодорож ­ ного училища. До 1917 года в нем работало не больше вось- - ми преподавателей, по одной специальности училось, всего 150 человек. В нынешнем году на четырех факультетах с 910 учащимися занимаются семьдесят препо­ давателей. Современное — огромное— здание построили е 1952 году. Вячеслава Федоровича* То- лочко в техникуме знает каж­ дый, знает потому, что он, за­ меститель директора по учеб ­ ной части, преподает, занима­ ется научными исследования­ ми и написад несколько кни­ жек. Уже давно собирается выпустить ещ е одну, в- кото­ рой задумал описать историю своего учебного заведения. Рассказьтавт Вячеслав Ф е ­ дорович интересно, несколько часов беседы нисколько не утомляют, — Один из первых препода­ вателей училища, — говорит он, — техникум тогда так на­ зывался, — А. И. Яшнез ор га ­ низовал для рабочих воскрес­ ную школу, которая очень обеспокоила министра внут­ ренних дел Дурнова и о кото­ рой писал В. И. Ленин. Вот смся-рите-, во втором том е на- восьмидесятой странице; «С особым ужасам говорит г. ми­ нистр, что школа в г. Ельце «помещается за рекой Сосной, где'~ятивет преимущественно простой» (о, ужас!) «и масте­ ровой народ и где находится — Я уже посчитала, могу сразу ответ сказать. После занятий опять следить за порядком е .общежитии, а* по пути надо заскочить в ко­ митет комсомола. ...Жиэ.нь ни на ми-нуту не ос­ танавливается. Наг. переменах, парни и девчонки выбегают в коридоры, суетятся», о чем-то спорят, обсуждают свои проб­ лемы, и, когда про:звенит зв»о- первом и* третьем отделениях совхоза, имени Тимирязева, где каждый- год помогаем соби­ рать яблоки, В прошлом году — раство-рный узел* для строи- тепьнБ» работ на железной до- Техникум- плотно окружили березы , они ровесники ' этому. зда:нию. Из какого окна ни 'выгляни — везде они» стоят, придавая особый- уют больше- Р А С С К А З А Т Ь О П РОШ ЛОМ железнодорожная мастер- Толочко знают не только в техникуме. Со.многими людьми он познакомился, когда соби­ рал» документы. Более двух ты­ сяч фотографий, связанных с историей учебного заведения, прошло через его руки. Он ^ 1 м еет доступ к крупнейшим архивам, ему шлют много пи- За 110 лет сущвств,о-ва-иия техникума тысячи его выпуск- • никое ; сами стали творцами ис­ тории. На каждое важное со­ бытие -о-пкликались учащиеся, во многих принимали непо­ средственное участие, С ноября 1905 года по ян­ варь 1906-го училище было за- крыто. Случилось это после выступления учащихся, кото­ рые потребовали не на словах, а на; деле обещаний царского манифеста. Была составле^а петиция, которую подали на­ чальству училища. Требования показались дирекции невыпол­ нимыми: с,-гмвна казарменного режима, предоставление демо- нГ'а>'»йческих свобо;д, почти­ тельное рввиоправное отно­ шение к ученикам, работа только три дня* в неделю (в то время , кроме учебы, уча­ щиеся подолгу каждый ден'ь трудились в мастерских). Четы­ рех органи_заторов исключили, ...На Снятия Света 'идет со всеми. Урок трудный, с б ес ­ конечными расчетами. — Гузеева к доске. Про- НО.К, уносят свое кипение в. классы, уп1ра8ление своей энергией передают преподава- В кабинете «Технология и организация строительных р а ­ бот» распоряжается Иван Пав­ лович Сизых. У нсй'о богатый. практический опыт в строи­ тельстве, и предмет он может обьяснить 1 интересно, приводя множество примеро.в из жизни. Кабинет этот — стройка стро­ ек. Ребята после занятий под руководством Ивана Пав­ ловича изготовляют ''м а к еты стройплощадок: жило;й до А с показательной организацией складирования мат ер и-алов:, сооружение производствен­ ных помещений, подготовка фундам-ента: краны, блоки, сваи — модели настоящие. Работы экспонируются на выставках, организуемых уп­ равлением железных дорог. В нынешнем году участв-овали в областной выставке техниче­ ского творчества технику­ мов. (А в 1872, 1882, 1893 годах училище представляло свои работы на Всероссийские вь 1 - ставки, в 1900-м году даж е на Всемирной, в Париже). — Две'надцать п р о б о е , 1 ^ - торые мы раэ.рабо'талй вместе с ребятами ,, — говорит Иван П ^лович , стоят п |мятдика; Ж " нашеИлу тв орчес1в^ “общая их сметная стоимость около полумиллиона рублей. По сво­ им чертежам, построили ко­ тельные нынеш.чим летом на му двору. На бере зы почему-, то особенно интересно смот­ реть, когда сидишь на уроке эстетики. — Эстетика*- — сложный предмет, — гово.рит Михаил Еремеевич,— но главная слож- ,,ность его — не объяснять, а научить задумываться', видеть, находить... Техникум— это не только получение технических зна ­ ний, это и развитие лично­ сти, е е далынейший рост, вос­ питание. Эстетика, конечно, нужна. А история, изучение традиций, которые остались от прошло­ го? В 1969 году на празднование столетия Толочко подготовил великолепную, в:ыстав:ку фото­ графий и Д0куМ«НТО1В по исто­ рии техникума. На торжество были приглашены многие его- выпускники-. Отгремела музыка, ра зъеха­ лись. приглашенные. Сняли и спрятали от пыли,, от «щкодли- вь,х» рук ценные стенды , до следующего торжества, кото­ рое , как всем ярно, будет че ­ р е з десять лет. Задайте вопрос любому уча­ щемуся: «А что было раньше в -техникуме?». Вот здесь-то сра ­ зу 'прихо.лишь в недоумение. — Не зт^ю, -у скажут в от­ вет. — Спрббитё у Вячеслава Фёдоровича, он все знает. Техникум живет сегодняш ­ ней жизнью. Но ра зве может быть полным настоящее без знания прошлого, {хстории? Из- года в год продолжается Всесоюзный, поход: под деви-» зом; «Аоя Родина — ^ССР», и участников его станомхтся все. больше и больше, потаАу что. не может не интересовать м о ­ лодых людей то,- что было вче- Кхэнечно, книга В.ячеслава Федоровича: по истории тех-нй- гкума-. будет интересной, обога­ тит историю нашего края, с ней познакомятся многие чи­ татели, но это будет завтра, а сегодня'история* нужна' и для- тех девятисот юношей и деву ­ шек, которые учатся сейчас в этом техН'Икума: Можно • согласиться* с тем, что. трудно выделить помещ е ­ ние под муэеЙ! .Но для исто­ рии, прежде всего, нужна; ча- комнатат а души лю дей / И р а з ­ ве гордость за: участие- учили­ ща- в: знаменитейших мировых и Российских выставках не- уси­ лит желан’ие заниматься в ■кружках технического тво-рче- ства у сегодняшни-х в.оспитен- ников? Разве не; полезно зчать участникам художе:стввнн-ой самодеятельности о: том, что их учебное заведение закон­ чил народный артист СССР И. В, Ершов, р а зв е не поможет в учебе-гордость, за- министер­ ских рабо-гников:, ректороз крупнейших, институтов, про­ фессоров’, доцентов, лучших машинисю-в: железН'ОЙ до.роги, которые учились в этом техни»* И традиции,, и прошлое во многом делают учебное заве- ден-из престижным. И плохо, когда его учащиеся знают ис­ торию понаслышке. А если бы не было в техни­ куме Вячеслава- Ф.едо|ровича Толочко? Тогда кто расска­ зал бы о замечательном про­ шлом техникума? Думается, что вся эт а работа: должна стать в число других направлений ' деятельности тех- никумовской комсомольской организации. . Ведь в постанов­ лении ЦК КПСС «О дальней­ шем улучшении идеологиче­ ской, политико-воспитатель­ ной работы» прямо указывает­ ся, что комитеты комсомола должны воспитывать молодежь на революционных, боевых и т ^ д о в ь 1 х тредицияих партии и ёл'ав'ная история Елецкого ж елезнодорож ного техникума- — это богатейший ' материал для ЕОСПИТа|НИЯ; ^ —л 4^ Одпим^з лучших комс*вмол 1 .ско-молодсмс!!ых коллективов Лебедянского машинострои­ тельного завода является бригада цеха Яв 3 Ивана Л^явииа. Сам Иван работает токарем- ' расточником. Он, как и его товарищи, постоянно перевыполняет сменное задание, сдает про­ дукцию с первого предъявления. НА СНИМКЕ: токарь-расточник Иван Лелявин. Фото Е. Самохвалова. Воины-ветераны А. М. Ки­ реев, Т. И. Ошкин н Н. И. Суб­ ботин удостоены боевых на­ град за проявленный герои: 1 М на фронтах Великой Отечест­ венной войны. По-разиому сложились пути- дороги- бывших фронтовиков. Но судьба каждого из них — это судьба поколения, которо­ му в суровую годину пришлось' исполнигь высочайший граж­ данский долг •— защитить род­ ное -Отечество. Артиллерист ,А. Киреев громил здхратчи- м п под Курском и на Одере, автоматчик Н. И. Субботин бил врага на Калининском фронте, сапер Т. И. Ошкии дошел с бо­ ями до. Харькова. Тяжелые ра­ нения не позв<ш!ли хоа^рым воинам увидеть-Т! долгсж;«ш!ое Знамя Победы над повержен- м мтст ь шнск&й йтт ным рейхстагом. Но -Т’одина всегда поименно помнит своих- солдат, верных- воинской при- В торжественной обстановке работник Грязинского горвоен­ комата А. В. Китаев вручил высокие награды Родины Н, И. Субботину и Т. И. Ошкину — ордена солдатской ^ Славы И1 степени, А. М. Кирееву — бое­ вую медаль «За отвагу». Бывшие солдаты активно участвовали в восстановлении народного хозяйства, разру­ шенного войной. Болес тридца­ ти лет проработал в.,районном объединении «Сельхозтехника» А. М. Киреев, водил поезда машинист локомотивного депо Н. И. Субботин. Оба воспнгали немало классных снециалнетоз. Сейчас они на заслуженном от дыхе, однако продолжают уча ствовать в общественной жнз ни родны'х предприятий. Вон ны-ветераны по-прежнему чесг но служат стране. Валентин, добежав до: ко­ нюшни, вывел черного маштач- ка. Тут же мерин полетел по высеребренной дороге. Пригнувшись, к холке коня, учите'ль раздирал ему удилами бархатисто-мягкие губы. На. повороте показалась черная- -— Стой! — что есть силы крикнул Валентин, держ а : в правой руке наган. Из-за ши­ рокого воза показалась пло­ ская спина. Папкина-. Он остановил лошадь, и на­ правился к Скороходову. — подходить! — держ а н* в:зводе наган, при-казал’ учи- —. Везите; обрат'НО-1 ...Скороходов поставил в ко­ нюшню-коня и появился: в шко­ ле- так же. нвЗ;Вметно, как и Когда концерт окончился, к председателю подошея Фрол. — Дело есть. ' ’ Клавдий Тимофеевич вни­ мательно посмотрел н« серед ­ няка; С силой вздохнув, Фрол, наконец, вымолвил: — Принимайте: в колхоз... Зуев-: пожал плечами: — Я не принимаю; Собрание на это.- есть. Приходите двад ­ цатого.- Как колхозники. по­ смотрят. — Спасибо! — натянув глу­ боко на: голову латаный, заячий треух, и-з: кото-рого повылезли кое.-где клочья ваты, сказал Скороходов рассказал о слу- ■чившемся;. Председатель нахмурился: — А второго, не узнал? — Скрылся за возом. ...После комсомольского ак­ тива, «а который -ОН привез: всех ко(мсомольцвв «Свобод­ ного труда», Валентин поехшт .домой. Лидия:.Егоровна, д<й)го; всмат- рив:влась в: опаленное мартов­ скими ветрами лицо, сына, в- появ:ившиеся-складки*у рта. Младшие братишки Леня ■ и Костя сорвались с места и по­ висли у него на шее. Лидия. Егоровна достала из сундука вчетверо . сложенную — О: тебе- тут неписано. Я так рада за. тебя. — Трудно, небось? — рас­ спрашивала, она; — Всякое бывает, мама, — приэнался Валентин. — А во­ обще, все: хорошо. . Потом. Валентин помчапея : к домику с оградой. Линка д ер ­ нула занавесочку и, взглянув в. квадрат окна, скрылась. Они долго бродили по горо ­ ду, а когда вернулись к дому, было уже темнь 1 м-темно. Скороходов спешил. Ему ка­ залось, что поезд идет слиш­ ком медленно. Но вот, нако­ нец, послышался пронзитель­ ный свист «кукушки», и состав (Окончание. Начало в №К9 121, 123, 125—128, « 133—138, 140}. ПОВЕСТЬ ПУБЛИКОВАЛАСЬ В СОКРАЩЕНИИ. судорожно бстаиовился. Ва­ лентин первым выскочил из вагона и, не оборачиваясь, вы­ скочил на дорогу, посыпа'иную сизой золой. Скороходов . ПО:рЫ'В'И'СТОЙ по­ ходкой свернул на узкую лес- нукх тропку. Открытые синие глаза- учителя были полны ве­ сенним счастьем. Стройные высокие сосны своими те.мно-зелвными шап­ ками закрыли солнце; Вален­ тин н а ходу вглядывался в их шершавые, бронзовые-стволы и ощущал новые- пласты света; А там, вдалеке, как громад­ ные свечи, забелели под солн­ цем мсадницы-березы. Вален­ тин представил вот такой же лес на. левобережье. Воронежа* только летней ночью. Тогда с ним была Линка. Они любова­ лись. багровыми полосками: не­ босвода, прислушивались, как в пригородной рощ е, за­ хлебываясь от счастья, рассы­ пали трели- СОЛОВЬИ; Валентин не; сводил глаз с Линки, с ее лица, по. которому пробегали дрожащие тени огня. Мысли перенеслись в д ер е в ­ ню. Почему-то в'сЛомкился не­ давний разговор Тихона Петро­ вича с Фро-лом Козловым. Фрол со своим «подожду да подожду» допек бригадира, и тот в сердцах бросил: • —г Паровоз, Фрол, грудью не остановишь. Он, милый, на всех парах мчится вперед. Где-то далеко, за лесом , по­ слышалось урчанье трактора. «Н ав е р н ^ , к нам», — поду­ мал он и убыстрил шаг. И вдруг точно горячий укол пронзил живот. Падая, Вален­ ти» услышал выстрел, Около большой сосны про­ мелькнула- фигура Гавриила, который , равнодушно- двинуп. затвором, выбрасывая: из об ­ р е за дымящуюся гильзу. К вечеру пошел мокрый снег. Д еревня притихла. — Где Скороходов? — спра­ шивали друг у друга правлен­ цы и комсомольцы. Первым насторожился Клав­ дий Тимофеевич Зуев. По всем предположениям , Скороходов .должен прийти завидно. Из д о ­ ма в дом поползли слухи — пропал учитель. Клавдий Тимо­ феевич. приказал Антону: — Седлай Вор'онка и — в Д алеко за полночь вернулся гонец. Он только и мог скэ- — Утром уехал. Видели, как он шел лесом... • Забре зж ил рассвет. Сыпал колючий мартовский снег, У правления толпился народ. Все уже знали, что исчез учитель. Из-за* угла показалась незна­ комая женщина. Шла она бы­ стро. Ее увидели и притихли, Это была мать Валентина — Лидия Егоровна. Материнским с ердцем она предчувствовала беду, в кромешной тьме про­ шагав пятнадцать километров, Заходила, заволиовалась тол­ па. Клавдий Тимофеевич подо­ шел к„ Лидии Егоровне, сказал — Вот дела*.. Председатель поднял голо-» ву и посмотрел на пасмурное не;б.о и порхающие- снежинки, А народ шел и шел. Лидия Егоровна стояла оцепеневшая, вконец растерянная* Клавдий Тимофеевич неожиданно вы­ прямился, обратился к собрав ­ шимся; — Товарищи! Нужно проче­ сать пес, — и, подумав, доба ­ вил; — Вся надежда на вас. Больше: он не мог вымолвить ни; слова." горло перехватили спазмы, на глазах появились слезы. И, чтобы сдержать их, он пове;рнуяся к жене деда Матвея: ' — Воды п-ринеси! Аграфена Никифоровна все поняла с р а з у . . — Пойдем в- хату, голубуш-, ка. Пойдем, Аграфена Никифоровна Тя­ жело вздохнула и взяла под руку мать Валентина. Небжи- данно тишину разрезали гул­ кие удары колокола. Подбе- _ жал запыхавшийся Антон Зи- — Нашел Валентина. Убит... * Пагкины.., — слезы текли по щекам,, но Антон- не вытирал Все стояли, ■ потупив головы. И вдруг -черная толпа двину­ лась к дому с карнизами з а ­ тейливой резьбы . Впереди б е ­ жал* Сеня Мещеряков. — Ух, гады! — загудел он и со всего размаху ударил хому- — Что же делается? — вы­ тирая глаза концом черного платка, охала Рогалиха: — Иро­ ды, ироды! Толпа долго неистовствовала. Гул голосов усилился. И теперь уже ропот пере:рос в крики. Поздней ночью Гавриила и его отца конвоем отправили в Траурные мелодии налол) ли клуб Липецкого союза ме­ таллистов. Не-скончаемым по­ током мимо гроба шли люди Ч ерез каждые пять минут нялся почетный караул. С рас пухшим от слез лицом в изго л о зье гроба стояла Лидия Его ровна, братишки, сестра, дру зья, товарищи. По всем колхозам в это вре ­ мя проходили бурные митинги протеста. Более 700 учителей изъявили желание работать в Боровском, на месте Скорохо- Длинная, процессия в сосре­ доточенном молчании шла по городу. Черная туча закрыла солнце и мрачной- размаши­ стой тенью наползла над ули­ цами, Около могилы состоялся митинг. После выступлений председателей колхозов, ин­ теллигенции, представителей от воинской части над гробом поднялась сгорбленная фигу- ,ра деда Матвея. — Граждане!..—это слооо он выкрикнул с такой тоской, что вложил в него всего себя б ез остатка. У всех на виду он за­ крыл лицо рукой и зарыдал... ОТ РЕДАКЦИИ: Уважаемые читатели! Сегодня мы заверша­ ем публикацию документаль­ ной повести липецкого журна- гиста Н. Переведенцева «Нехо­ женой тропой». Много лет по­ тратил автор, на сбор материа­ ла, со многими людьми подол­ гу беседовал он, по крупицам восстанавливая события. Столь подробно и полно о Валентине Скороходове — од­ ном из героев нашего края—и его соратниках по борьбе рас­ сказывается впервые. Все йме- на и фамилии, все описывае­ мые события — подлинные. О литературных достоинст­ вах повести судить вам. Но не это главное сейчас. Публикуя повесть, мы хотели, чтобы каж­ дый из вас еще раз задумался о времени, и о себе, о рево­ люции и о тех, кто ценой своей жизни утверждал на земле Со­ ветскую власть. Чтобы (саждый спросил себя, а. готов ли он к столь же беззаветному служе­ нию Революции! Мы приглашаем всех отклик­ нуться на публикацию повести, поделиться .через газету сво­ ими мыслями, чувствами, своим пониманием смысла жизни. В молодости каждому хочет­ ся быть похожим на тех людей, кто вошел в наши легенды и песни, в нашу вечную память. Для кого из вас путеводной звездой стал образ Валенти­ на Скороходова! Чему учит его такая корот­ кая жизнь!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz