Ленинец. 1979 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1979 г. (г. Липецк)

ЛЕНИНЕЦ В ТОРАЯ ЖИЗНЬ КОМИССАРА А. ВАЮКАНСКИЙ, ДРАМАТУРГ, ЛАУРЕАТ ОБЛАСТНОЙ ПРЕМИИ ИМ. ВЕРМИШЕВА Вспоминается первая встреча е театром. Несколько лет до этого я собирал материалы о жизни и деятельности первого советского драматурга, поэта, художника изобретателя, про­ фессионального революционера Александра Вермишева, по- гибшего ОТру« белоказаков генерала Мамонтова пр^и защите города Ельца в 1919 году. И когда материалы, что называется, «распирали» стол, я написал пьесу о Вермишеве. Казалось, что ни повесть, ни рассказ не смогут выразить су­ ти подвига комиссара. Образ Вермишева должны увидеть лю­ ди на сцене. В театре встретил полное понимание. Идею осуществить постановку о жизни и гибели нашего земляка, горячо поддер­ жали в обкоме партии, в обкоме комсомола. Не буду гово­ рить о трудностях. Без них немыслима совместная работа — драматурга и театра. Скшку только то, что премьера со­ стоялась. В зале были еоратнн|« комиссара, много гостей из других городов, родные Вермишева. На премьеру положительно откликнулись газеты «Правда» в статье «Именем революции», газета «Известия» — «Вторая жизнь комиссара», журнал «Театральная жизнь» посвятил премьере целый разворот. Спектакль имел неожиданно громкий успех. Его ставили в других театрах, пять раз по просьбе радиослушателей пе­ редавали по Всесоюзному радно, показывали по телевидению, и, как высшее признание: коллектив Липецкого драматиче­ ского театра стал лауреатом смотра театров России, посвя­ щенного 50-летию Советской власти. И сегодня мне хотелось бы сказать добрЬе слово в адрес труппы театра, особенно поблагодарнть за помощь бывшего главного режиссера, заслуженного деятеля искусств Н. Улья­ нова, заслуженных артистов РСФСР М. Бокова, М. Соболе­ ва, М. Якушкину, артистов 3. Горячеву и А. Бережную Как много значит удачная постановка — в этом мы все убе­ дились позже. Комиссар Вермншев ходил по сцене, а весть о его второй жизни всколыхнула десятки людей во всех уголках страны, после спектакля мы узнали о том, что именем комиссаоа названы улицы в Липецке и Ельце, Дом культуры в Стрель- не под Ленинградом, библиотека в поселке Дувэнном. Вы­ шел на просторы океана теплоход «<Аяекеандр Вермишев», поднялся на пьедестал бронзовый Вермишев на площади его имени в Ельце. Сейчас в 18 музеях страны открыты экспози­ ции, посвященные этому удивительному человеку. СПЕКТАКЛЬ О МУЖЕСТВЕ в Липецком театре впервые была поставлена пьеса по повести В. Титова «Всем смертям назло». Осуществил постановку режиссер Константин Дмитриевич Миленко, заслуженный артист РСФСР. После Липецка эта пьеса появилась на сценах театров Луганска, Донецка, Кеме­ рово, Киева, Житомира и многих других городов. Что касается популярности этого спектакля у липчан, то туг уместно привести весьма красноречивые цифры: за два месяца спектакль поставлен 34 раза! «...Завтра в областном дра­ матическом театре премьера. По улицам Липецка расклеены афиши. Рваными, угловатыми буквами красной краской, буд­ то кровью, по смоляному куску антрацита; «Всем смертям на­ зло»... До самого вечера бродили мы с дядей Костей (так я его мысленно, про себя, называ.ч^ по Липецку, надеясь и боясь, ожидая вечера и премьеры, как приговора. , Через несколько часов откроются двери театра, придет зритель, вспы.хнет ра.м- па, выйдут на сцену артисты, и суд свершится. Мы будем толь­ ко свидетелями. Но приговор вынесут нам. ...В конце спектакля была тревожная, пугающая тишина. Мы сидели спустя головы, не­ доуменно замерев, стояли на сцене все участники премьеры, а зрительный зал мо.тчал. По­ том кто-то со сцены или нз-за кулис неестественно высоким го.чосом разорвал тишину: — Авторов! ...Наши только что куп.тенные костюмы были густо разрисова­ ны разноцветными гримами. Занавес закрывали, актеры по­ здравляли друг друга, но под несмолкаемые аплодисменты он снова открывался, мы спеш­ но поворачивались лицом к зрителям и почтительно кланя­ лись. Потом занавес открьии и уже не стали закрывать. В зале опять повисла тишина. — Надо говорить, — шепнул мне Миленко н с.тегка подтолк­ нул в спину». «Уважаемый Владислав Ан­ дреевич! Спешу доставить вам ра­ дость. Со дня пре.мьеры спек- так.г[я «Всем смертям назло» его просмотрели тысячи старше­ классников г. Липецка. Вокруг спектакля, его героев в школах была развернута огромная ра­ бота: рецензии, споры, дискус­ сии, встречи с артистами и так далее. Сам я с.мотрел спектак.ть три раза (не считая генера.льной репетиции) и, как преподава­ тель литературы, считаю, что спектакль сыграл иегключи- тельно большую'ро.чь в воспи­ тании подростков, старшеклас­ сников. Читаешь шс рецензии и сердце наполняется радостью;' Сколько эмоций, г.тубоких и серьезных чувств, желаний, порывов вызвали герои вашей книги и пьесы Я обобщил ма­ териалы нескольких сотен ре­ цензий ребят и посылаю их вам. У .меня к вам н Рите боль­ шая просьба. Я хочу в следующе.м году продо.тжить работу со старше­ классниками над спектаклем «Всем смертям назло» не только школ города, но и рай­ онов. Поэтому прошу вас, вы­ берите время и напишите мне о своих впечат.тениях о при­ сланной работе с учениками. Такое письмо будет вашим заочным выступлением на кон­ ференциях. П. С. Плохих. г. Липецк». (ИЗ КНИГИ в. ТИТОВА «ж и зн ь ПРОЖИТЬ»), №лыш и Кажон — Мне нужно срочно зайти в детский сад к Марии Сергеевне, — сказала первоклассница. — Заче.ч? — спросила ма.ча девочку. — Однажды я ей сказала, что видела Карлсо­ на, а . она не поверила. «Фантазеркам- — говорит, ты. Света!». Но ведь сегодня я его, пра'вда, виде­ ла. Я хочу, чтобы она тоже пришла в театр и убедилась в том, что Карлсон существует. А рядом Рома — одноклассник Светы расска­ зывал ребятишкам: — Я с моими друзьями забирался по лестни­ це нашего дома на крышу, а потом оттуда спу­ скали бумажный парашют с оловянны.и солда­ тиком. — А Карлсона вы та.м не встретили? — Нет, он ведь живет в Стокгольме. ПОДРОБНОСТИЖИЗНИ А. Ремез, автор драмы «Подробности жизни» по повести «Жестокость» Л. Нилина: — В прежних инсценировках основной упор де­ лался на историю Веньки Ма.шшева, его отноше­ ния с людьми. Мне же показался очень совре­ менным и важным персонаж рассказчика, который ведет повесть. В спектакле — это Друг. Я решил разобраться — что же это за человек? Оказалось, что поначалу он и не друг вовсе Веньке Малышеву. Он живет, не задумываясь, живет чужими формулировками. Выстрел Веньки — начало новой духовной жизни Друга. Венька, его вера, его идеалы — весь он — остается в Друге. Я искренне рад, что соприкоснулся с честным и глубоким материалом повести и увидел первую постановку в Липецком театре. «Разные люди, бывают на свете: кузнецы, пова­ ра. доктора,, школьники, аптекари, учителя, куче­ ра, сторожа. А я вот — сказочник. И все мы—и ак­ теры, и учителя, и кузнецы, и доктора, и повара, и сказочники ~ все мы работаем, и все мы—лю­ ди нужные, необходимые. Очень хорошие люди. Не будь, например, меня, сказочника, не сидели бы вы сегодня в театре и никогда не узна.ш бы, что случилось с одним мальчиком, по имени Кей, который...-». Таинствениы.ч и интригующим голосом начи­ нает спектакль Ю. Репин, который играет роль Сказочника. Он нравится не только детя.ч, взрослым — тоже. Недаром совет содруже­ ства НЛМЗ и театра вручил актеру приз за ис­ полнение роли Сказочника. С самого начала истории Липецкого драмати­ ческого театра в его репертуаре постоянно при­ сутствует классика — зарубежная и русская. Но чаще всего театр обращался к Островскому. Сре­ ди старшего поколения актеров, пожалуй, нет ни одного человека, который не играл бы. в спектак­ лях по пьесам выдающегося драматурга. И сейчас одна из самых удачных постановок коллектива — комедия «На бойком месте». Она получила высокую оценку жюри на фестивале спектаклей по пьесам А. Островского, проходив­ шем в нынешнем году в Костроме. За эту работу липчане получили семь дипломов. ^ —.. ■ ■ ' ( А ; : / л ш Б. Голубицкий, режиссер спектакля: — Всем нам, и художнику А. Нестерову, и режиссеру по движению Н. Карпову, и актерам, хотелось передать влюбленность Гайдара в ре­ волюцию, донести до сознания ребят образ врв- .мени — дымного, тревожного, счастливого. как понимал его Гайдар. Казалось бы, события в повести драматичны. В украинско.и селе на перекрестке дорог граждан­ ской войны неспокойно, гибнут люди, красные по­ падают в засаду, и все-таки время это, по мыс.ш автора, «веселое», время грядущих радостей. Мы репетировали спектакль во время гастролей на украинской земле. Здесь, на вражьих фронтах, прошли мальчишеские годы Аркадия Гайдара, здесь он погиб в 1941 году и похоронен на высо­ ком берегу над синим^Днепром. Премьеру увиде­ ли украинские ребята из города Сумы. Матерхалы выпуска подготовила Е. МИТИНА. За редактора В. КУРГАННИКОВ. АДРЕС РЕДАКЦИИ: 398000, г Липецк, площадь Плеханова, Дом печати. Телефоны; редактора - 4-67-13, ответственного секретаря - 4-67-11: отделов-коммунистичегкпт ________________ воспитания - 4-66-12, комсомольской жизни - 4-67-03, учащейся молодежи - 4-66-06, писем - 4-66-18, спорта и фотокор респондента - ^66^07. АЭ 97669 Типография издательства «Ленинское знамя». Липецк, Коммунальная площадь, 44. Зак. № 7173. 52600,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz