Ленинец. 1979 г. (г. Липецк)
ЛЕНИНЕЦ • ЛЕНИНЕЦ У А. С. МЛКЛРЕМКО есть великолепные слова о том, что «воспитатель ный процесс сов^зшается не только в .классе, а буквально на каждом квадратно,м . метре нашей земли». И от того, кого, каких людей встречают.ребята на' этих метрах — в школе, в родном дворе ила просто на улице, — зависит, какими вырас 1 ;ут они сами — добрыми, честными, открытыми, умеющи^ ми жить интересно и с пользой для других, или наоборот. Ведь влияние, на формирование лич- постнр-как бы нам того пи хоте- уюсь, оказывают не только тс, кого по чьей-то сзсучной фор мулировке педагоги зачисляют в «воспитывающие силы мик рорайона» — библиотека, Дом-, культуры и спортивный клуб, • но практически каждый ветре-' чающийся ребенку, в жизни че ловек. А эти люди такие раз ные! Если еще немало подрост ков состоит сегодня на-учете в инспекциях по делам несовер- ■ шеннолетних, то э'^о резу.чьтат того, что ребятам "не встреча лись в свое время люди, су мевшие понять именно их, по мочь именно им найти себя, да и просто поддержать в труд ную минуту.» Нельзя закрывать глаза и на то, что среди ребят, в общем-то, благополучных, не мало равнодушных, ничем и ни кем ие- интересующихся. Неда ром одна из педагогов-бргани- заторов комнаты школьника по месту жительства, человек интересный, энергичный, ум.- ный педагог, ■; пожаловалась мне на то, что -очень трудно порой привлечь ребят, особен но подростков, к работе: пассивные они какие-то стали. И это не вина ребят, а вина, скорее, наша, ведь часто дела, которые мы им предлагаем, унсе Вместе с |зекомепдациеГ 1 для вступления кандидатом в чле ны КПСС получил Александр Несиов путевку комитета ком сомола ЛТЗ в подшефную шко лу № 39. И даже учителя этой Школы удивляются, откуда че ловек семейный, <студент-заоч- ник географическбИо факуль тета Воронежского ушшсрси- жизнь. “ Сегодня в городе трудно най ти комсомо.тьскую., организа цию, где вопрос 6 работе с детьми, и подростками не стоял бы на повестке дня остро и по стоянно. А перед нами постав лена задача качественно новая ц интересная. IV пленум ЦК ВЛКСМ потребовал от комите- Запишите в педотряд давно наскучившие, формы ра боты — двадцатилетпей дав ности. А ребята.-то новые, м.ир, их- окружающий, новый, зна чит, и нам надо перестраивать-. ся. Популярны же у .подрост ков диспуты, дискотеки, воени зированные игры. С радостью встречают они каждого нового, интересного для них человека. А таких людей в ребячьи кол лективы с каждым -днем при ходит все больше. Нужно было слышать и видеть, с каким во сторгом рассказывали десяти классники (десятиклассники!), люди, которых трудно . , чем удивить, средней школы № 3 о походе, в который их водил Александр Лиммер, бригадир комсомольско - молод е ж и о й бригады завода .«Свободный* сокол», кавалер ордена Трудо вой Славы 1Н степени. тета берет свободное Время для постоянной работы с пио нерами. Любовь Кузьмина, студентка пединститута, при шла в комнату школьника по ул. Ленина, 7 безо всякой. пу тевки. Теперь она не только учит девчонок танцевать, но и шьет с ними костюмы для выступлений. С увлечением ра ботает в этой же комнате и студент музыкального училища Константин Кареткин. Можно было бы продолжить рассказ об отрядных вожатых, руководителях кружков и сек ций, но главное, по-м’оему, яс но: ребята, йрторым встрети-' лись эти люди, будут и музыку любить, и географией, как Са-, ша Несиов, увлекаться, и чув ство уважения к рабочему че ловеку, родившееся у них в этой дружбе, останется на всю.. тов комсомола совершенство вать деятельность комсомоль ских педагогияесквх отрядов., Создание в каждой, школе или ПТУ боевого, оргаиизацпонио оформленного отряда комсо мольцев не только позволяет эффективнее 1 |,епользовать все общественныегсилы,- весь. кол лектив добровольных помощ- ииков учителей, но и для самых молодых энтузиастов будет ин тересно: ведь жизнь отрядом, единым коллективом ' придаст их работе особую романтиче скую окраску. Отряды объеди няют самых разных -людей: и по профессиям, и во интересам. Буквально на днях городским кокитетом комсомола в недот- ряды направлено пополнение: войны ' местного, гарнизона, студенты музыкального учили ща, комеомольйы ■ из числа Хотелось бы, чтоб-- |рех этих людей в школах встретили доброжелательно, помогли на первых пора.х найти кон такт с ребятами, изучили азам иедагогйки. Ведь бывает и-так:, ребята помыкаются-помыкают- ся в школе, помочь некому ; и некогда, а многое не* получает ся, и настроение уже ие то. Через месяц — другой забыва ется дорога в школу. Не хотелоеь бы, чтобы такие истории повторялись. Тем бо лее, что идут в первый раз , к ребятам комсомольцы охотно, а остальное, уже зависит во многом от 'нас, комсомольских и Пионерских работников. От нас зависит, станут ли педотря- ды, настоящими воспитателями ребят. А в то, что они -будут, заставил поверить звонок в горком комсомола! Звонили ре- бяха из ЛПИ' и спрашива ли: нельзя ля ' получить еще одну комсомольскую-путевку? Алексей Мартынов хотел бы вести епортивную еекцто. Ко нечно же мояию! Надеемся, что студент станет не только от личным тренером, ио и настоя щим другом ребят, и будут еще раздаваться звонки в ко митетах комсомола-,' райко мах, горкоме с просьбой:. «За пишите меня-в педотряд!». Н. АНТИПЕНКО, секретарь Лнпецкого горкома комсомола. ОГДА гово-р5(^Ь счастье, то иногда '^ ав н и в аю т его со здо-ровьем: есть оно—не замечаешь! нет—ки даешься н» поиски, жалуешься на плохую--жизнь. И все же, что значит быть счастливым че ловеком? — Бывает, иногда хочется бросить все. Уйду, думаю, на завод электриком, ведь у меня пятый разряд . А потом похо жу, ночь не посплю—мучаюсь, размышляя, И до сих пор не пойму, кто кому нужнее: я ■—мальчишкам или они —- мне. Знаете, недавно один парень сказал: «У меня теперь есть отец». Это он обо мне так ска зал. Простые вроде слова, а так задели, что внутри все сжа ло. Я отвернулся от него — н е удобно слабость показывать. Евгения Ивановича Карпухи на в Ельце 'знают все. Все — это не преувеличение. Для о д них он — Женя, для других — Евгений Иванович,- а для кого -тД^ядя Женя. ДЙ^аточно в р Л о в о р е только ? ^м я н у т ь о клубе «Радуга»—^сразу же в Нам п о в е з л о ^ |- говорит. ^ ^к л Ь н и к двадцат(^^Ветверто- домоуправленитВк И. Па- — Нам повезло, — говорит председатель райсовета ДСО «Локомотив» В. А, Краснов. — Повезло, что он работает у 3 сентября 1976 года счита ется днем рождения клуба. Три года он работает, и зани маются в н ем 'сейчас больше 'трехсот ребят. ...Однажды вечером после работы Ка 1 рпухин во дворе сво его дома увидел, как взрослые мальчишки заставили тех, кто помладше, устроить боксер ский бой. Так просто застави ли, от скуки, для развлечения. Карпухин постоял, посмотрел ва состязание и пригласил их прийти в спортзал. — Достал я десять бо ксе р ских перчаток, постучались на них, понравилось. Так и органи зовалась у нас первая секция. Тогда я- еще нр думал о клу бе, хотел просто занять ребят, помочь организоваться. При ходили ещ е и еще мальчишки. Я позанимаюсь недолго с ними и отправляю в настоящие сек ции. Только ч ерез некоторое время смотрю; скова б е з дела гуляют. Там, в другом месте, не приживаются. • ^ Перед тем, как окончательно ' уйти на воспитательную рабо ту, Евгению предложили место технолога цеха на заводе «Гидропривод», но он не ос тался, стал тренером. В городе тв ерд о уверены, что у Карпухина высшее п еда гогическое образование, так твердо, что даже спорят, какой^ он институт закончил: Липец-”^ кий или Елецкий педагогиче ский. Еще бы: организовать, увлечь,, влюбить в себя больше трех сотен ' разобщенных дво рами и увлечениями мвльчи- ;шек под силу только опытному педагогу. А Евгений закончил Москов- полнительное внимание, его оказывает. За время существования «Радуги» шестнадцать ребят, которые посещали клуб, сняты с учета в детской комнате ми- ПОСТРОИТЬ СЧАСТЬЕ.. на заводе, активно играя в футбол, в последние’ годы был капитаном «Спартака», В радуге семь.цветов. В клу бе поначалу занимались семью видами спорта, сейчас осталось четыре — остальные менее по пулярны. Но радуга — это не только семь цветов, радуга — это и предвестник хорошего солнечного дня-, хорошего на-, строения, счастливой жизни, по тому клуб так и оставил за со бой это название. В микрорайоне при домоуп равлении N9 24 тысяча жи телей,—тех, кому не ис:^олни- лось еще шестнадцати. По лучается, что почти третья часть ребят занимается в сек циях, организованных Карпу хиным. За;<иматься со всеми он, конечно, не может, помогают молодые тренеры , но в лицо Евгений Иванович знает всех, каждому, кому требуется до- — Когда приезжаю на спар тэкиады, у меня иногда спра шивают: (<1^у, кого ты выра СТИЛ? Сколько у тебя чемпио нов?». «Нет пока у меня та ких, — отвечаю, — но вот «трудных» стало меньше, ребят многих к спорту приобщил, жизнь у них теперь не скуч| ,ная». «Да нет, — говорят, —ч это не то. Ты нам цифры по кажи». А какие цифры? Может, показать огромную пачку пи сем, которая уже накопилась от тех, кто вырос, учится в ин ститутах, военных училищах, служит в армии? Может, по знакомить - ,с теми ребятами, которые приезжают в отпуск или на пару дней в празднич- ньте дни из других городов, з а бегут домой и сразу ко мне: «Ну, как у вас тут, Евгений Иванович?». Клуб «Радуга» — это не толь ко занятия спортом, мальчиш ки сами оборудуют спортпло щадки, следят за порядком на них. Если в городе проводятся детские соревнования, то они не только первые участники, но и самые активные органи заторы. И, конечно, призеров среди них больше всех. Вот взять последние соревнования по боксу, посвященные столе тию А. Вермк^шева. Из десяти участников клуба «Радуга».. — трое заняли первое место. Ш е стеро — второе. Педагогу-организатору при домоуправлении полагается от рабатывать тридцать часов ,-в неделю. День у него не нор мированный, когда удоб но, тогда и занимайся с деть ми. Когда же удобно Евгению Ивано-*ичу? - — Встаю в семь, прикидываю план на день и с восьми—уже в клубе. Возвращаюсь домой а восемь-девять вечеров. Так каждый день, ну, а в воскре сенье поменьше, конечно, Хо чется побыть с женой и доч- — Если с ним целый день проведеш ь в «Радуге», — го ворит секретарь комитета ком сомола завода «Гидропривод» Валентин Мокринский. — то про обед, наверняка, забу дешь — так увлечешься д е лами клуба. — За то время, что Карпухин работает организатором, ему полагается почти двухмесяч ный отпуск, — говорит д ом о управ Падаев, — если он из этого времени дней десять отдохнул, то* это хорошо... В прошлом году, когда в дни своего отпуска Евгений Ивано вич поехал со своими ребятами в загородный пионерлагерь, случилось «ЧП». Семь ребят из клуба в его отсутствие попали на учет в детскую комнату ми лиции. Те, что пришли в клуб недавно. Захотелось им поиг рать на школьных музьисаль- ных инструментах, взя,пи ихб ез спросу и... — Конечно, не хочу сказать, что я человек незаменимый,— говорит Евгений Иванович, — но если б остался я тогда, та кого бы не случилось. А вы го ворите: отпуск... В его словах высокая отввтст- веньость за судьбу каждой ре бячьей души. «Кто, если не ты?»—говорит, сам себе чело век, когда берется за трудное, но очень нужное дело . Так и Евгений Иванович. Хоть и счи тает, что незаменимых нет, но без него «Радугу» представить невозможно. Ведь стержнем работы клу ба «Радуга» стал принцип: про буждать в ребятах активность. Активность во всем: в спорте, а учебе, в жизни. Тот самый, по которому живет сам Евге ний Иванович Карпухин. С. мязин. МИР твоих УВЛЕЧЕНИЙ Ш ЕЛ ОТЧЕТНЫЙ кон церт детской художест венной самодеятельно сти Дворца культуры завода «Свободный сокол». Песни сменялись танцами,- художест венным словом. Ведущая объ являет: «Вымгупает детский духовой оркестр. Руководитель Сергей Логинов». В зале после этих слов . послышались друж ные аплодисменты. Судя по реакции сидящих, которые каждое выступление юных оркестрантов от начала до конца в такт музыке сопро вождали аплодисментами, мож но уверенно говорить, что детский духовой оркестр поль зуется большой популярно стью не только у юных соколь- цев, но и у взрослых. И эго действительно так. Не было таких мероприятий, проводи мых во Дворце культуры, где бы не выступал детский ду ховой оркестр. В оркёстре ребята раз> 1 ьге — по характеру, возрасту, но их объединяет одно — любовь к музыке, духовым инструмен там. Когда наблюдаешь, как надраивают свои «медяи 1 ки», то сразу видно, что содержанию внешнего вида инструмента ре бята придают большое значе- Разными путями пришли мальчишки в духовой оркестр. Сашу Германова, трубача, са гитировал друг Слава Иванов, Сережу Галушкина, тоже тру бача, пристрастил к музыке брат Владимир, который иг рал на трубе в духовом оркест ре ДК, а сейчас учится в учи лище № 12 и продолжает уча ствовать в художественной са модеятельности. А вот шести классников из 28-й школы — Эдика Гончарова, Игоря Мак симова, Романа Чаусова, Оле га Сашкина и Сережу Попова сагитировали товарищи, кото- — Пришло нас много — че ловек 15, — вспоминает сейчас Сережа Црпов, — а вот оста лась только наша пятерка. Все мы из одного класса. Пооткровенничал и Роман Чаусов: «Мы с ребятами часто стояли под окнами, когда за нимался духовой оркестр. Нам музыка очень нравилась, вот мы и пришли». Да, пришли мальчишки, любящие музыку, и пришло немало. В духовом оркестре их — 25. Молодой пе дагог С. Логинов понимал, что мало привлечь мальчишек в кружок, мало научить их музы кальной грамоте, необходимо создать нечто большее — кол лектив. 'Коллектив единомыш- лемников, привить им любовь к музыке, вообще к искусству. Начиналось все с азов. Почти все пришедшие не знали, что такое музыкальный клю<<, па уза, четверть такта, верхняя, нижняя йота, что такое До, Ре, ЛЮБОВЬ МУЗЫКЕ Ми, Фа, Соль. Прошло ^ не мало мучительных занятий, по ка 12—15-летние мальчишки постигали музыкальные азы. Постепенно выкристаллизовы вался коллектив, появилась сплоченность, расширился му- зыкал.ьный репертуар. — У нас в кружке один за всех, ' все — за одного, — не без гордости сказал мне в бесе де Саша Германов. ' Уместно тут привести слова знатока духовой музыки, дири жера межсоюзного Дома само деятельного творчества А. В. Гончарова, высказанные в ад рес духового оркестра после одного из просмотров; «Чув ствуется культура руководите- ,4 ля дух-овым оркестром, к это- ■ му же стремятся сами участни ки. По реакции зала можно судить о любви сокольцев к ' духовому оркестру». С момента образования ду хового оркестра прошло всего лишь пять лет. И несмотря на небольшой, в музыкальном от ношении, срок детский духовой оркестр имеет богатый репер туар. В его исполнении звучат произведения русских и совет ских композиторов, есть и клас сика, как, например, «Патрио тическая песня» М. Глинки, другие произведения. Особен но хорошо запомнились и по любились сокольцам, да и са ми с радостью исполняют ре бята музыкальные произведе ния В. Шаинекого «Дважды два — четыре», А. Лепина «Пять минут», А. Мажу'кова*' «Очень хорошо», «Темная ночь» Н. Богословского, марш Ду наевского «Веселые ребята», «Зори московские» А. Остров ского и Другие произведения. Детский духовой оркестр — постоянный участник район ных, городских и областных смотров худолсественной са модеятельности. Он неизменно пользуется большим успехом. И не раз отмечался жюри в числе лучших детских коллек тивов. П. м ы с и п . Фото автора. НА СНИМКЕ: детский духо вой оркестр. В С Т Р Е Ч 1 С З Й Щ И Г Н К Ш М А Л О Й З Е Н А К в зеле Грязинской детской библиотеки прошла читатель ская конференция , п<( книге Генерального секретаря ЦК КПСС, Председателя П рези диума Верховного Совета СССР товарища Л. И. Брежнева «Ма-, пая земля»; Юные читатели просмотрели фильм, снятый в городе-герое Новороссийске работником з а вода гидрооборудования ки нолюбителем В, Ковшовым. Прослушали части из глав з н а менитого произведения, стихи советских писателей - фрон товиков. Большое впечатление на пионеров и школьников оказа ло выступление бь 1 вшего , з а щитника Малой земли Ивана Данйловича Попова, ныне р а ботника швейной фабрики. Воин-ветеран рассказал об уви денном и пережитом, о храб рости и стойкости своих това рищей - однополчан, отдав ших жизнь за этот участок ле гендарной земли. Учащиеся музыкальной школы исполнили небольшой концерт произведений воен ной тематики. В память об интересной встрече Юные читатели вручили м злоземельцу И. Д. Попов-у книги советских писателей. О. ЯБЛОКОВ, инструктор отдела пропаганды и агитации Грязинского горкома партии-. .М“ 1 Ы с и д и м в уютном кабинете истории, 1 самом вид ном месте современный теле визор, на столе учителя — проигрыватель. Александр Афанасьевич нажимает ' на кнопку, и школьная доска вие- запио превращае-тся в такой же по ра зм ерам экран. Он рассказывает, а я еще слышу голос давней ученицы Голубева — Татьяны Ключнико вой, которая в школе была еще и бессменным председа телем военно-патриотического клуба «Искатель». — Александр Афачасьевич?.. .. Это такой человек... Когда я закончила среднюю школу, долго колебалась: куда пойти учиться? Тянуло к технике. В гЬ же время была увлечена (как, впрочем, и до сих пор) поисковой работой. Побежа ла тогда к своему учителю. А он мне сказал; «ТаИюша, можно поиск». Сейчас Тетьяна заочно, учит ся в Воронежском лесотехни ческом институте. Работает в Тербунах инженером-проекти- ровщиком на информациомно- вычислительной станции. Имеет самую теснейшую связь с клубом «Искатель», руководит которым около двадцати лет Александр Афанасьевич Голу- 8 1977 году, когда Татьяна уже работала, а Александр Афанасьевич неожиданно з а болел, деятельность клуба на чала постепенно угасать. Татьяна обратилась в райком комсомола. Его работники тогда во многом помогли «Искателю». СОЛДАТСКАЯ КРУЖКА ...Это было несколько лет назад. Под вечер уставшие ребятишки расположились на привал у распаханного поля. На костре уже закипал чдй, а искатели тем временем уп летали- дымившуюся кашу. — Что я нашел! Ура! — не ожиданно откуда-то появился Володя Ключников. Это была обыкновенная алюминиевая кружка. Солдат ская кружка. Когда начали очищать находку, появились первые, неровно выцарапан ные буквы. И вот уже отчетли во можно было прочитать: «КБАССР, ст. Прохладная, ул. Ленинградская, 6. Приветик с Западного фронта, Верусе...» Дальше неразборчивые, ини циалы, фамилия Танцура и цифра — 1911. Мальчишки строили д огад ки: наверное, он погиб... Из какой дивизии, интересно? — Срочно надо писать в Кабврдино-Балкарию, —- пред ложил Алекьендр Афанасье- Написали в молодежную га зету, и вскоре пришел первый ответ от майора в отставке Юрия Васильевича Летникова. В это время он как ра з был в Прохладном. Нашел Ленин- градЬкую улицу, дом № 6. «К сожален-ию, ребята, Иван Максимович Танцура умер за неделю до опубликования ва шего письма», — написал майор Летников. Он сообщил гербунским ребятам ' много ценных сведений о бесстраш ном солдате, который и после войны остался мужественным, беспокойным коммунистом, честным, прекрасным труже ником. Потом полетели письма от жены, тоже когда-то сражав шейся на фронтах Великой Отечественной. И встреча состоялась. В 1974 году в Тербукскую школу к искателям приехал младший сын Танцуры — Анатолий. Приехал сразу же после армии, в солдатской ф орме , чтобы увидеть отцовскую кружку... Эта невзрачная, пробитая осколком, множество раз пе репаханная вместе с землей кружка собрала вокруг себя столько людей исповедала об их интересных судьбах. В будущем м у зее уже сей час .решили сделать экспози цию: «О чем рассказала сол датская кружка». В то лето у поисковой груп пы была особая цель. Еще раньше ею было найдено в Тербунском районе 72 отдель ных захоронения воинов 13-й армии. И в поход отправились с тем, чтобы вскрыть найден ные могилы и останки солдат захоронить в одну братскую могилу. Александр Афанасье вич обращался за помощью в райко.м партии, в Новосиль- ский сельский Совет. Всем, - чем могли, помогали школьни кам и жители Новосильского. Хоронили солдат с поче стями, всем селом. В Ново- сильское приехали оставшиеся в живых ветераны 13-й армии, почти все, кого юным сле допытам удалось-разыскать . графию Ашермата, воспоми нания о своем друге, его воен- ные'стихи, написанные в Ельце в 1942-м году, которые Ашер- мат читал перед боем своим 'товарищам; На танке сквозь огонь сражений С друзьями русскими прорвусь. питаль. Уже после войны у поэта вышло несколько сбор ников военной лирики: «Сла- . ва», «Солдатская тетрадь» и другие. Среди всех документов в поисковом клубе хранятся письма сына А. Назарова. В одном из них он писал; «Вы, ребята, нас-гоящие следрпы- мятник. Зимой сорок второго фашисты зверски расстреляли женщину и е е пятерь:х детей. Расстреляли лишь, потому, что мать не подчинилась врагам, не ушла вместе с детьми и з своего дома , в котором долж- ньк были поселиться немецкие офицеры . Расстреляли их за селом . В тот же день Голубев по дает рапорт об от( 1 равке его на фронт. Когда ему отка^а- л^^ он писал еще и еще . И восемнадцатилетний юно ша попадает на Ленитиградский «ИСКАТЕЛЬ ЛОДИ ПО КУРСУ А бывший инженер 15-й., стрелковой дивизии Владимир Никаноров'ИЧ Мысин прислал тогда школьникам новую кни гу «В пламени сражений», в которой рассказывалось о боевом пути-13-й армии. При слал в подарок. А книга, в ер нее, несколько строк из нее опять увели следопытов в по иски. На одной из страниц сообщалось, что во врем я на ступления в . районе Тербунов в январе 43-го года в танко вом десанте погиб инструктор политотдела армии Ашермат Назаров, а его боевой друг капитан Востоков был тяжело ранен. Сообщалось также, что ныне генерал Евгений Ивано вич Востоков жив и'ДО сих пор хранит память о погибшем Генерал Востоков ответил сразу. Прислал военную фото Мы — братья, Ашермат Ты — наша мдть, родная Позволь, Россия, перед Мне в очи заглянуть твои. С победой возвращусь героем . На подвиг лишь благослови. И опять появилась ниточка надежды, за которую можно уцепиться. А вдруг имя Ашермата Назарова, как поэ та, известно в Союзе писате лей Узбекистана? И узнали следопыты, что от важный воин и поэт Ашермат . Назаров долго еще жил после войны. Это было неожидан ным как для самих ребят, так и для генерала Востокова. Оказывается, Ашермата, исте кающего кровью, подобрали санитары и отправили в гос ты. Вы — хранители памя- В Тербунах о поисковой группе А. А. Голубева знают многие. И когда в м ае этого года на границе с Хлевенским районом бульдозеристом был обнаружен блиндаж, дальней шие' раскопки попросили в ес ти именно клубу «Искатель». ' Недалеко от блиндажа сле допыты нашли могилу двух советских солдат. У надгробья одного из них обнаружили толстый кусок танковой брони. — Вероятно, это танкисты, — говорит Александр Аф.з- насьеоич. — Один из них — брем я , время... Н а , найден ном в блиндаже пистолет!е еле обозначено ; А... 17... 43... Сейчас «Искатель» ждет от вета из Пог^':«.ска. ...В с е л е ^ и к о л ь с кЙ Э '— па Трупы закопали в овраге. И после войны долго ходил в селе слух о зверской распра ве. Четыре года искали след о пыты могилу. Найти е е помог самый древний старик Ни кольского. Теперь на памят нике высечены имена Марии Петровны Ефремовой и ее детей: Ани, Вали, Танй, близ нецов Васи и Мити. Старшей Ане было 15 лет. В Никольском — память. МИ!> СУМЕЙТЕ СБЕРЕЧЬ Ленинградское ордена Ле нина артиллерийское училище во врем я войны было эвакуи ровано в Ижевск. Среди его бу дущих командиоов отделения был Александр Голубев. Он уже заканчивал училище, ког да получил письмо от матери. «Сыночек мой, у нас боль шое горе — погиб отец», — писала она. зиций и уничтожили целый расчет. Он помнит первых семь боевых товарищей, кото рых пришлось ему похоронить там же, у своих позиций. — Завалили их тогда зем- лей-матушкой, — вспоминает Александр Афа 1 насьевич. — И ведь на месте каждого из них мог оказаться я... Память о погибших не дава ла покоя в первые послевоен ные годы. И поэтому (вначале только поэтому) создает он военно-патриотический клуб «Искатель», собирает вокруг себя будущих следопытов,- — Они должны, знать о вой не не только по книгам, — утверждает Александр Афач насьевич. — Они должны бь(ть! настоящими патриотами, У одного поэта есть такие стро- «А кто о войне позабудет. ХОЧУ в «ИСКАТЕЛЬ» ' Володя Ключников, нашед ший солдатскую кружку, слыл в школе «трудненьким». Когда Александр Афанасьевич все же включил его в состав клу ба, многие учителя были про тив: «Он не достоин этого», — считали одни; н<Уроки совсем забросит», — сетовали дру гие. А получилось все наобо рот. И когда Володю призва ли в армию, в школу пришло письмо от командира по по литчасти: «Выпускник Тербун- ской средней школы Владимир Ключников — умелый воспи- татель, хороший специалист, спортсмен». Это письмо руко водитель «Искателя» хранит до сих пор. Сейчас Владимир работает механиком в совхозе «Тербун- ский», заочно учится в Воро нежском СХИ. В «Искателе» 213 человек. Но стать следопытом не про сто. Каждый новичок должен принес-Ц 1 в клуб свою наход ку; или хотя бы сочинение о своем деде , отце, соседе . Александр Афанасьевич учит ре^ят подмечать все са мое интересное, преДлагаех вести дневники-размышления, в Тербунской районной газете ежемесячно выходит страница «Сын Отечества», которую Александр Афанасьевич веде'г вместе со следопытами. Школьникам приходится иног да по нескольку р а з переде лывать даж е небольшие за метки. Он учит их настойчиво сти, усидчивости. Сейчас Иван Зенин, Васи ЛИЙ Лотарев и Владимир>1азу <рий, бывшие юные корреспон денты, учатся на факультете журналистики в Львовском Высшем военно-политическом училище. Александр Афанасьевич воспитывает теперь их сме- На походном стяге, следопы тов знак: «Ветеран Инзенской, Сивашской, Штеттинской ор д е на Ленина, дважды Краснозна менной, орденов Суворова и Хрудавого Красного Знамени дивизии» («Искателем», восста новлено 400 имен ранее неиз вестных героев). Награда ста рейшей, 15-й стрелковой ди визии, — гордость клуба. Ког да в школу приезжал, генерал- майор Григорий Васильевич Малюга, , бывший начальник штаба полка, он провел следо пытов по местам боевых сра жений дивизии. ; И в память о 325 погибших воинах было посажено 900 деревьев . Так появилась в Тербунском рай оне аллея имени сивашцев. С точки зрения краеведения Тербунский район пока еще мало изучен. Александр Афа- щасьевич так и говорит: «Об истории нашесо уголка почти ничего нет. А доказательства того, что у Тербунского рай она богатая история древно сти, немало». Интересно, что и музей, который откроется скоро в Тербунской средней школе на базе клуба «Иска тель», преж де всего, будет называться краеведческим. В одном из походов поисковая группа обнаружила однажды бивень мамонта. Поднимали его со дна речки вчетвером, аккуратно. В школу отправля ли в кузове машины. И везли очень осторожно; уникальной была эта находка. Уже двадцать пет Александр Афанасьевич пишет историю Xербу некого. Долгоруковско го и Воловского районов. Из каждого отпуска обязательно выкраивает хотя бы неделю, чтобы съездить в Москву, по копаться в архивах древних ак тов Руси. Ему легко вести уроки по краеведению , потому что ис торию этого уголка области он знает, как говорится, доско нально. И рукопись его, пока ещ е сырой, необработанный материал, так и называется; «Родной край». Его уроки — э-Го не просто уроки истории. Это уроки нравственности, долга. Кто-то сказал: «Жить так просто нельзя . Жить надо с увлечением». Но если ты ещ е и увлекаешь других, ведешь их за собой, значит, живешь ^ ТЕПЛОВА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz