Ленинец. 1979 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1979 г. (г. Липецк)

ЛЕНИНЕЦ • ЛЕНИНЕЦ У А. С. МЛКЛРЕМКО есть великолепные слова о том, что «воспитатель­ ный процесс сов^зшается не только в .классе, а буквально на каждом квадратно,м . метре нашей земли». И от того, кого, каких людей встречают.ребята на' этих метрах — в школе, в родном дворе ила просто на улице, — зависит, какими вырас 1 ;ут они сами — добрыми, честными, открытыми, умеющи^ ми жить интересно и с пользой для других, или наоборот. Ведь влияние, на формирование лич- постнр-как бы нам того пи хоте- уюсь, оказывают не только тс, кого по чьей-то сзсучной фор­ мулировке педагоги зачисляют в «воспитывающие силы мик­ рорайона» — библиотека, Дом-, культуры и спортивный клуб, • но практически каждый ветре-' чающийся ребенку, в жизни че­ ловек. А эти люди такие раз­ ные! Если еще немало подрост­ ков состоит сегодня на-учете в инспекциях по делам несовер- ■ шеннолетних, то э'^о резу.чьтат того, что ребятам "не встреча­ лись в свое время люди, су­ мевшие понять именно их, по­ мочь именно им найти себя, да и просто поддержать в труд­ ную минуту.» Нельзя закрывать глаза и на то, что среди ребят, в общем-то, благополучных, не­ мало равнодушных, ничем и ни­ кем ие- интересующихся. Неда­ ром одна из педагогов-бргани- заторов комнаты школьника по месту жительства, человек интересный, энергичный, ум.- ный педагог, ■; пожаловалась мне на то, что -очень трудно порой привлечь ребят, особен­ но подростков, к работе: пассивные они какие-то стали. И это не вина ребят, а вина, скорее, наша, ведь часто дела, которые мы им предлагаем, унсе Вместе с |зекомепдациеГ 1 для вступления кандидатом в чле­ ны КПСС получил Александр Несиов путевку комитета ком­ сомола ЛТЗ в подшефную шко­ лу № 39. И даже учителя этой Школы удивляются, откуда че­ ловек семейный, <студент-заоч- ник географическбИо факуль­ тета Воронежского ушшсрси- жизнь. “ Сегодня в городе трудно най­ ти комсомо.тьскую., организа­ цию, где вопрос 6 работе с детьми, и подростками не стоял бы на повестке дня остро и по­ стоянно. А перед нами постав­ лена задача качественно новая ц интересная. IV пленум ЦК ВЛКСМ потребовал от комите- Запишите в педотряд давно наскучившие, формы ра­ боты — двадцатилетпей дав­ ности. А ребята.-то новые, м.ир, их- окружающий, новый, зна­ чит, и нам надо перестраивать-. ся. Популярны же у .подрост­ ков диспуты, дискотеки, воени­ зированные игры. С радостью встречают они каждого нового, интересного для них человека. А таких людей в ребячьи кол­ лективы с каждым -днем при­ ходит все больше. Нужно было слышать и видеть, с каким во­ сторгом рассказывали десяти­ классники (десятиклассники!), люди, которых трудно . , чем удивить, средней школы № 3 о походе, в который их водил Александр Лиммер, бригадир комсомольско - молод е ж и о й бригады завода .«Свободный* сокол», кавалер ордена Трудо­ вой Славы 1Н степени. тета берет свободное Время для постоянной работы с пио­ нерами. Любовь Кузьмина, студентка пединститута, при­ шла в комнату школьника по ул. Ленина, 7 безо всякой. пу­ тевки. Теперь она не только учит девчонок танцевать, но и шьет с ними костюмы для выступлений. С увлечением ра­ ботает в этой же комнате и студент музыкального училища Константин Кареткин. Можно было бы продолжить рассказ об отрядных вожатых, руководителях кружков и сек­ ций, но главное, по-м’оему, яс­ но: ребята, йрторым встрети-' лись эти люди, будут и музыку любить, и географией, как Са-, ша Несиов, увлекаться, и чув­ ство уважения к рабочему че­ ловеку, родившееся у них в этой дружбе, останется на всю.. тов комсомола совершенство­ вать деятельность комсомоль­ ских педагогияесквх отрядов., Создание в каждой, школе или ПТУ боевого, оргаиизацпонио оформленного отряда комсо­ мольцев не только позволяет эффективнее 1 |,епользовать все общественныегсилы,- весь. кол­ лектив добровольных помощ- ииков учителей, но и для самых молодых энтузиастов будет ин­ тересно: ведь жизнь отрядом, единым коллективом ' придаст их работе особую романтиче­ скую окраску. Отряды объеди­ няют самых разных -людей: и по профессиям, и во интересам. Буквально на днях городским кокитетом комсомола в недот- ряды направлено пополнение: войны ' местного, гарнизона, студенты музыкального учили­ ща, комеомольйы ■ из числа Хотелось бы, чтоб-- |рех этих людей в школах встретили доброжелательно, помогли на первых пора.х найти кон­ такт с ребятами, изучили азам иедагогйки. Ведь бывает и-так:, ребята помыкаются-помыкают- ся в школе, помочь некому ; и некогда, а многое не* получает­ ся, и настроение уже ие то. Через месяц — другой забыва­ ется дорога в школу. Не хотелоеь бы, чтобы такие истории повторялись. Тем бо­ лее, что идут в первый раз , к ребятам комсомольцы охотно, а остальное, уже зависит во многом от 'нас, комсомольских и Пионерских работников. От нас зависит, станут ли педотря- ды, настоящими воспитателями ребят. А в то, что они -будут, заставил поверить звонок в горком комсомола! Звонили ре- бяха из ЛПИ' и спрашива­ ли: нельзя ля ' получить еще одну комсомольскую-путевку? Алексей Мартынов хотел бы вести епортивную еекцто. Ко­ нечно же мояию! Надеемся, что студент станет не только от­ личным тренером, ио и настоя­ щим другом ребят, и будут еще раздаваться звонки в ко­ митетах комсомола-,' райко­ мах, горкоме с просьбой:. «За­ пишите меня-в педотряд!». Н. АНТИПЕНКО, секретарь Лнпецкого горкома комсомола. ОГДА гово-р5(^Ь счастье, то иногда '^ ав н и в аю т его со здо-ровьем: есть оно—не замечаешь! нет—ки­ даешься н» поиски, жалуешься на плохую--жизнь. И все же, что значит быть счастливым че ­ ловеком? — Бывает, иногда хочется бросить все. Уйду, думаю, на завод электриком, ведь у меня пятый разряд . А потом похо­ жу, ночь не посплю—мучаюсь, размышляя, И до сих пор не пойму, кто кому нужнее: я ■—мальчишкам или они —- мне. Знаете, недавно один парень сказал: «У меня теперь есть отец». Это он обо мне так ска­ зал. Простые вроде слова, а так задели, что внутри все сжа­ ло. Я отвернулся от него — н е ­ удобно слабость показывать. Евгения Ивановича Карпухи­ на в Ельце 'знают все. Все — это не преувеличение. Для о д ­ них он — Женя, для других — Евгений Иванович,- а для кого -тД^ядя Женя. ДЙ^аточно в р Л о в о р е только ? ^м я н у т ь о клубе «Радуга»—^сразу же в Нам п о в е з л о ^ |- говорит. ^ ^к л Ь н и к двадцат(^^Ветверто- домоуправленитВк И. Па- — Нам повезло, — говорит председатель райсовета ДСО «Локомотив» В. А, Краснов. — Повезло, что он работает у 3 сентября 1976 года счита­ ется днем рождения клуба. Три года он работает, и зани­ маются в н ем 'сейчас больше 'трехсот ребят. ...Однажды вечером после работы Ка 1 рпухин во дворе сво­ его дома увидел, как взрослые мальчишки заставили тех, кто помладше, устроить боксер ­ ский бой. Так просто застави­ ли, от скуки, для развлечения. Карпухин постоял, посмотрел ва состязание и пригласил их прийти в спортзал. — Достал я десять бо ксе р ­ ских перчаток, постучались на них, понравилось. Так и органи­ зовалась у нас первая секция. Тогда я- еще нр думал о клу­ бе, хотел просто занять ребят, помочь организоваться. При­ ходили ещ е и еще мальчишки. Я позанимаюсь недолго с ними и отправляю в настоящие сек­ ции. Только ч ерез некоторое время смотрю; скова б е з дела гуляют. Там, в другом месте, не приживаются. • ^ Перед тем, как окончательно ' уйти на воспитательную рабо ­ ту, Евгению предложили место технолога цеха на заводе «Гидропривод», но он не ос­ тался, стал тренером. В городе тв ерд о уверены, что у Карпухина высшее п еда­ гогическое образование, так твердо, что даже спорят, какой^ он институт закончил: Липец-”^ кий или Елецкий педагогиче­ ский. Еще бы: организовать, увлечь,, влюбить в себя больше трех сотен ' разобщенных дво­ рами и увлечениями мвльчи- ;шек под силу только опытному педагогу. А Евгений закончил Москов- полнительное внимание, его оказывает. За время существования «Радуги» шестнадцать ребят, которые посещали клуб, сняты с учета в детской комнате ми- ПОСТРОИТЬ СЧАСТЬЕ.. на заводе, активно играя в футбол, в последние’ годы был капитаном «Спартака», В радуге семь.цветов. В клу­ бе поначалу занимались семью видами спорта, сейчас осталось четыре — остальные менее по­ пулярны. Но радуга — это не только семь цветов, радуга — это и предвестник хорошего солнечного дня-, хорошего на-, строения, счастливой жизни, по­ тому клуб так и оставил за со­ бой это название. В микрорайоне при домоуп­ равлении N9 24 тысяча жи­ телей,—тех, кому не ис:^олни- лось еще шестнадцати. По­ лучается, что почти третья часть ребят занимается в сек­ циях, организованных Карпу­ хиным. За;<иматься со всеми он, конечно, не может, помогают молодые тренеры , но в лицо Евгений Иванович знает всех, каждому, кому требуется до- — Когда приезжаю на спар тэкиады, у меня иногда спра шивают: (<1^у, кого ты выра СТИЛ? Сколько у тебя чемпио нов?». «Нет пока у меня та­ ких, — отвечаю, — но вот «трудных» стало меньше, ребят многих к спорту приобщил, жизнь у них теперь не скуч| ,ная». «Да нет, — говорят, —ч это не то. Ты нам цифры по­ кажи». А какие цифры? Может, показать огромную пачку пи­ сем, которая уже накопилась от тех, кто вырос, учится в ин­ ститутах, военных училищах, служит в армии? Может, по­ знакомить - ,с теми ребятами, которые приезжают в отпуск или на пару дней в празднич- ньте дни из других городов, з а ­ бегут домой и сразу ко мне: «Ну, как у вас тут, Евгений Иванович?». Клуб «Радуга» — это не толь­ ко занятия спортом, мальчиш­ ки сами оборудуют спортпло­ щадки, следят за порядком на них. Если в городе проводятся детские соревнования, то они не только первые участники, но и самые активные органи­ заторы. И, конечно, призеров среди них больше всех. Вот взять последние соревнования по боксу, посвященные столе­ тию А. Вермк^шева. Из десяти участников клуба «Радуга».. — трое заняли первое место. Ш е­ стеро — второе. Педагогу-организатору при домоуправлении полагается от­ рабатывать тридцать часов ,-в неделю. День у него не нор­ мированный, когда удоб ­ но, тогда и занимайся с деть­ ми. Когда же удобно Евгению Ивано-*ичу? - — Встаю в семь, прикидываю план на день и с восьми—уже в клубе. Возвращаюсь домой а восемь-девять вечеров. Так каждый день, ну, а в воскре­ сенье поменьше, конечно, Хо­ чется побыть с женой и доч- — Если с ним целый день проведеш ь в «Радуге», — го­ ворит секретарь комитета ком­ сомола завода «Гидропривод» Валентин Мокринский. — то про обед, наверняка, забу­ дешь — так увлечешься д е ­ лами клуба. — За то время, что Карпухин работает организатором, ему полагается почти двухмесяч­ ный отпуск, — говорит д ом о ­ управ Падаев, — если он из этого времени дней десять отдохнул, то* это хорошо... В прошлом году, когда в дни своего отпуска Евгений Ивано­ вич поехал со своими ребятами в загородный пионерлагерь, случилось «ЧП». Семь ребят из клуба в его отсутствие попали на учет в детскую комнату ми­ лиции. Те, что пришли в клуб недавно. Захотелось им поиг­ рать на школьных музьисаль- ных инструментах, взя,пи ихб ез спросу и... — Конечно, не хочу сказать, что я человек незаменимый,— говорит Евгений Иванович, — но если б остался я тогда, та­ кого бы не случилось. А вы го­ ворите: отпуск... В его словах высокая отввтст- веньость за судьбу каждой ре ­ бячьей души. «Кто, если не ты?»—говорит, сам себе чело­ век, когда берется за трудное, но очень нужное дело . Так и Евгений Иванович. Хоть и счи­ тает, что незаменимых нет, но без него «Радугу» представить невозможно. Ведь стержнем работы клу­ ба «Радуга» стал принцип: про­ буждать в ребятах активность. Активность во всем: в спорте, а учебе, в жизни. Тот самый, по которому живет сам Евге­ ний Иванович Карпухин. С. мязин. МИР твоих УВЛЕЧЕНИЙ Ш ЕЛ ОТЧЕТНЫЙ кон­ церт детской художест­ венной самодеятельно­ сти Дворца культуры завода «Свободный сокол». Песни сменялись танцами,- художест­ венным словом. Ведущая объ­ являет: «Вымгупает детский духовой оркестр. Руководитель Сергей Логинов». В зале после этих слов . послышались друж­ ные аплодисменты. Судя по реакции сидящих, которые каждое выступление юных оркестрантов от начала до конца в такт музыке сопро­ вождали аплодисментами, мож­ но уверенно говорить, что детский духовой оркестр поль­ зуется большой популярно­ стью не только у юных соколь- цев, но и у взрослых. И эго действительно так. Не было таких мероприятий, проводи­ мых во Дворце культуры, где бы не выступал детский ду­ ховой оркестр. В оркёстре ребята раз> 1 ьге — по характеру, возрасту, но их объединяет одно — любовь к музыке, духовым инструмен­ там. Когда наблюдаешь, как надраивают свои «медяи 1 ки», то сразу видно, что содержанию внешнего вида инструмента ре­ бята придают большое значе- Разными путями пришли мальчишки в духовой оркестр. Сашу Германова, трубача, са­ гитировал друг Слава Иванов, Сережу Галушкина, тоже тру­ бача, пристрастил к музыке брат Владимир, который иг­ рал на трубе в духовом оркест­ ре ДК, а сейчас учится в учи­ лище № 12 и продолжает уча­ ствовать в художественной са­ модеятельности. А вот шести­ классников из 28-й школы — Эдика Гончарова, Игоря Мак­ симова, Романа Чаусова, Оле­ га Сашкина и Сережу Попова сагитировали товарищи, кото- — Пришло нас много — че­ ловек 15, — вспоминает сейчас Сережа Црпов, — а вот оста­ лась только наша пятерка. Все мы из одного класса. Пооткровенничал и Роман Чаусов: «Мы с ребятами часто стояли под окнами, когда за­ нимался духовой оркестр. Нам музыка очень нравилась, вот мы и пришли». Да, пришли мальчишки, любящие музыку, и пришло немало. В духовом оркестре их — 25. Молодой пе­ дагог С. Логинов понимал, что мало привлечь мальчишек в кружок, мало научить их музы­ кальной грамоте, необходимо создать нечто большее — кол­ лектив. 'Коллектив единомыш- лемников, привить им любовь к музыке, вообще к искусству. Начиналось все с азов. Почти все пришедшие не знали, что такое музыкальный клю<<, па­ уза, четверть такта, верхняя, нижняя йота, что такое До, Ре, ЛЮБОВЬ МУЗЫКЕ Ми, Фа, Соль. Прошло ^ не­ мало мучительных занятий, по­ ка 12—15-летние мальчишки постигали музыкальные азы. Постепенно выкристаллизовы­ вался коллектив, появилась сплоченность, расширился му- зыкал.ьный репертуар. — У нас в кружке один за всех, ' все — за одного, — не без гордости сказал мне в бесе­ де Саша Германов. ' Уместно тут привести слова знатока духовой музыки, дири­ жера межсоюзного Дома само­ деятельного творчества А. В. Гончарова, высказанные в ад­ рес духового оркестра после одного из просмотров; «Чув­ ствуется культура руководите- ,4 ля дух-овым оркестром, к это- ■ му же стремятся сами участни­ ки. По реакции зала можно судить о любви сокольцев к ' духовому оркестру». С момента образования ду­ хового оркестра прошло всего лишь пять лет. И несмотря на небольшой, в музыкальном от­ ношении, срок детский духовой оркестр имеет богатый репер­ туар. В его исполнении звучат произведения русских и совет­ ских композиторов, есть и клас­ сика, как, например, «Патрио­ тическая песня» М. Глинки, другие произведения. Особен­ но хорошо запомнились и по­ любились сокольцам, да и са­ ми с радостью исполняют ре­ бята музыкальные произведе­ ния В. Шаинекого «Дважды два — четыре», А. Лепина «Пять минут», А. Мажу'кова*' «Очень хорошо», «Темная ночь» Н. Богословского, марш Ду­ наевского «Веселые ребята», «Зори московские» А. Остров­ ского и Другие произведения. Детский духовой оркестр — постоянный участник район­ ных, городских и областных смотров худолсественной са­ модеятельности. Он неизменно пользуется большим успехом. И не раз отмечался жюри в числе лучших детских коллек­ тивов. П. м ы с и п . Фото автора. НА СНИМКЕ: детский духо­ вой оркестр. В С Т Р Е Ч 1 С З Й Щ И Г Н К Ш М А Л О Й З Е Н А К в зеле Грязинской детской библиотеки прошла читатель­ ская конференция , п<( книге Генерального секретаря ЦК КПСС, Председателя П рези ­ диума Верховного Совета СССР товарища Л. И. Брежнева «Ма-, пая земля»; Юные читатели просмотрели фильм, снятый в городе-герое Новороссийске работником з а ­ вода гидрооборудования ки­ нолюбителем В, Ковшовым. Прослушали части из глав з н а ­ менитого произведения, стихи советских писателей - фрон ­ товиков. Большое впечатление на пионеров и школьников оказа­ ло выступление бь 1 вшего , з а ­ щитника Малой земли Ивана Данйловича Попова, ныне р а ­ ботника швейной фабрики. Воин-ветеран рассказал об уви­ денном и пережитом, о храб­ рости и стойкости своих това­ рищей - однополчан, отдав ­ ших жизнь за этот участок ле­ гендарной земли. Учащиеся музыкальной школы исполнили небольшой концерт произведений воен­ ной тематики. В память об интересной встрече Юные читатели вручили м злоземельцу И. Д. Попов-у книги советских писателей. О. ЯБЛОКОВ, инструктор отдела пропаганды и агитации Грязинского горкома партии-. .М“ 1 Ы с и д и м в уютном кабинете истории, 1 самом вид­ ном месте современный теле­ визор, на столе учителя — проигрыватель. Александр Афанасьевич нажимает ' на кнопку, и школьная доска вие- запио превращае-тся в такой же по ра зм ерам экран. Он рассказывает, а я еще слышу голос давней ученицы Голубева — Татьяны Ключнико­ вой, которая в школе была еще и бессменным председа ­ телем военно-патриотического клуба «Искатель». — Александр Афачасьевич?.. .. Это такой человек... Когда я закончила среднюю школу, долго колебалась: куда пойти учиться? Тянуло к технике. В гЬ же время была увлечена (как, впрочем, и до сих пор) поисковой работой. Побежа­ ла тогда к своему учителю. А он мне сказал; «ТаИюша, можно поиск». Сейчас Тетьяна заочно, учит­ ся в Воронежском лесотехни­ ческом институте. Работает в Тербунах инженером-проекти- ровщиком на информациомно- вычислительной станции. Имеет самую теснейшую связь с клубом «Искатель», руководит которым около двадцати лет Александр Афанасьевич Голу- 8 1977 году, когда Татьяна уже работала, а Александр Афанасьевич неожиданно з а ­ болел, деятельность клуба на­ чала постепенно угасать. Татьяна обратилась в райком комсомола. Его работники тогда во многом помогли «Искателю». СОЛДАТСКАЯ КРУЖКА ...Это было несколько лет назад. Под вечер уставшие ребятишки расположились на привал у распаханного поля. На костре уже закипал чдй, а искатели тем временем уп­ летали- дымившуюся кашу. — Что я нашел! Ура! — не­ ожиданно откуда-то появился Володя Ключников. Это была обыкновенная алюминиевая кружка. Солдат­ ская кружка. Когда начали очищать находку, появились первые, неровно выцарапан­ ные буквы. И вот уже отчетли­ во можно было прочитать: «КБАССР, ст. Прохладная, ул. Ленинградская, 6. Приветик с Западного фронта, Верусе...» Дальше неразборчивые, ини­ циалы, фамилия Танцура и цифра — 1911. Мальчишки строили д огад ­ ки: наверное, он погиб... Из какой дивизии, интересно? — Срочно надо писать в Кабврдино-Балкарию, —- пред ­ ложил Алекьендр Афанасье- Написали в молодежную га­ зету, и вскоре пришел первый ответ от майора в отставке Юрия Васильевича Летникова. В это время он как ра з был в Прохладном. Нашел Ленин- градЬкую улицу, дом № 6. «К сожален-ию, ребята, Иван Максимович Танцура умер за неделю до опубликования ва­ шего письма», — написал майор Летников. Он сообщил гербунским ребятам ' много ценных сведений о бесстраш­ ном солдате, который и после войны остался мужественным, беспокойным коммунистом, честным, прекрасным труже­ ником. Потом полетели письма от жены, тоже когда-то сражав­ шейся на фронтах Великой Отечественной. И встреча состоялась. В 1974 году в Тербукскую школу к искателям приехал младший сын Танцуры — Анатолий. Приехал сразу же после армии, в солдатской ф орме , чтобы увидеть отцовскую кружку... Эта невзрачная, пробитая осколком, множество раз пе­ репаханная вместе с землей кружка собрала вокруг себя столько людей исповедала об их интересных судьбах. В будущем м у зее уже сей­ час .решили сделать экспози­ цию: «О чем рассказала сол­ датская кружка». В то лето у поисковой груп­ пы была особая цель. Еще раньше ею было найдено в Тербунском районе 72 отдель­ ных захоронения воинов 13-й армии. И в поход отправились с тем, чтобы вскрыть найден­ ные могилы и останки солдат захоронить в одну братскую могилу. Александр Афанасье­ вич обращался за помощью в райко.м партии, в Новосиль- ский сельский Совет. Всем, - чем могли, помогали школьни­ кам и жители Новосильского. Хоронили солдат с поче­ стями, всем селом. В Ново- сильское приехали оставшиеся в живых ветераны 13-й армии, почти все, кого юным сле­ допытам удалось-разыскать . графию Ашермата, воспоми­ нания о своем друге, его воен- ные'стихи, написанные в Ельце в 1942-м году, которые Ашер- мат читал перед боем своим 'товарищам; На танке сквозь огонь сражений С друзьями русскими прорвусь. питаль. Уже после войны у поэта вышло несколько сбор ­ ников военной лирики: «Сла- . ва», «Солдатская тетрадь» и другие. Среди всех документов в поисковом клубе хранятся письма сына А. Назарова. В одном из них он писал; «Вы, ребята, нас-гоящие следрпы- мятник. Зимой сорок второго фашисты зверски расстреляли женщину и е е пятерь:х детей. Расстреляли лишь, потому, что мать не подчинилась врагам, не ушла вместе с детьми и з своего дома , в котором долж- ньк были поселиться немецкие офицеры . Расстреляли их за селом . В тот же день Голубев по­ дает рапорт об от( 1 равке его на фронт. Когда ему отка^а- л^^ он писал еще и еще . И восемнадцатилетний юно­ ша попадает на Ленитиградский «ИСКАТЕЛЬ ЛОДИ ПО КУРСУ А бывший инженер 15-й., стрелковой дивизии Владимир Никаноров'ИЧ Мысин прислал тогда школьникам новую кни­ гу «В пламени сражений», в которой рассказывалось о боевом пути-13-й армии. При­ слал в подарок. А книга, в ер ­ нее, несколько строк из нее опять увели следопытов в по­ иски. На одной из страниц сообщалось, что во врем я на­ ступления в . районе Тербунов в январе 43-го года в танко­ вом десанте погиб инструктор политотдела армии Ашермат Назаров, а его боевой друг капитан Востоков был тяжело ранен. Сообщалось также, что ныне генерал Евгений Ивано­ вич Востоков жив и'ДО сих пор хранит память о погибшем Генерал Востоков ответил сразу. Прислал военную фото­ Мы — братья, Ашермат Ты — наша мдть, родная Позволь, Россия, перед Мне в очи заглянуть твои. С победой возвращусь героем . На подвиг лишь благослови. И опять появилась ниточка надежды, за которую можно уцепиться. А вдруг имя Ашермата Назарова, как поэ­ та, известно в Союзе писате­ лей Узбекистана? И узнали следопыты, что от­ важный воин и поэт Ашермат . Назаров долго еще жил после войны. Это было неожидан­ ным как для самих ребят, так и для генерала Востокова. Оказывается, Ашермата, исте­ кающего кровью, подобрали санитары и отправили в гос­ ты. Вы — хранители памя- В Тербунах о поисковой группе А. А. Голубева знают многие. И когда в м ае этого года на границе с Хлевенским районом бульдозеристом был обнаружен блиндаж, дальней­ шие' раскопки попросили в ес ­ ти именно клубу «Искатель». ' Недалеко от блиндажа сле­ допыты нашли могилу двух советских солдат. У надгробья одного из них обнаружили толстый кусок танковой брони. — Вероятно, это танкисты, — говорит Александр Аф.з- насьеоич. — Один из них — брем я , время... Н а , найден­ ном в блиндаже пистолет!е еле обозначено ; А... 17... 43... Сейчас «Искатель» ждет от­ вета из Пог^':«.ска. ...В с е л е ^ и к о л ь с кЙ Э '— па­ Трупы закопали в овраге. И после войны долго ходил в селе слух о зверской распра ­ ве. Четыре года искали след о ­ пыты могилу. Найти е е помог самый древний старик Ни­ кольского. Теперь на памят­ нике высечены имена Марии Петровны Ефремовой и ее детей: Ани, Вали, Танй, близ­ нецов Васи и Мити. Старшей Ане было 15 лет. В Никольском — память. МИ!> СУМЕЙТЕ СБЕРЕЧЬ Ленинградское ордена Ле­ нина артиллерийское училище во врем я войны было эвакуи­ ровано в Ижевск. Среди его бу­ дущих командиоов отделения был Александр Голубев. Он уже заканчивал училище, ког­ да получил письмо от матери. «Сыночек мой, у нас боль­ шое горе — погиб отец», — писала она. зиций и уничтожили целый расчет. Он помнит первых семь боевых товарищей, кото­ рых пришлось ему похоронить там же, у своих позиций. — Завалили их тогда зем- лей-матушкой, — вспоминает Александр Афа 1 насьевич. — И ведь на месте каждого из них мог оказаться я... Память о погибших не дава­ ла покоя в первые послевоен­ ные годы. И поэтому (вначале только поэтому) создает он военно-патриотический клуб «Искатель», собирает вокруг себя будущих следопытов,- — Они должны, знать о вой­ не не только по книгам, — утверждает Александр Афач насьевич. — Они должны бь(ть! настоящими патриотами, У одного поэта есть такие стро- «А кто о войне позабудет. ХОЧУ в «ИСКАТЕЛЬ» ' Володя Ключников, нашед­ ший солдатскую кружку, слыл в школе «трудненьким». Когда Александр Афанасьевич все же включил его в состав клу­ ба, многие учителя были про­ тив: «Он не достоин этого», — считали одни; н<Уроки совсем забросит», — сетовали дру­ гие. А получилось все наобо­ рот. И когда Володю призва­ ли в армию, в школу пришло письмо от командира по по­ литчасти: «Выпускник Тербун- ской средней школы Владимир Ключников — умелый воспи- татель, хороший специалист, спортсмен». Это письмо руко­ водитель «Искателя» хранит до сих пор. Сейчас Владимир работает механиком в совхозе «Тербун- ский», заочно учится в Воро­ нежском СХИ. В «Искателе» 213 человек. Но стать следопытом не про­ сто. Каждый новичок должен принес-Ц 1 в клуб свою наход­ ку; или хотя бы сочинение о своем деде , отце, соседе . Александр Афанасьевич учит ре^ят подмечать все са ­ мое интересное, преДлагаех вести дневники-размышления, в Тербунской районной газете ежемесячно выходит страница «Сын Отечества», которую Александр Афанасьевич веде'г вместе со следопытами. Школьникам приходится иног да по нескольку р а з переде лывать даж е небольшие за метки. Он учит их настойчиво сти, усидчивости. Сейчас Иван Зенин, Васи ЛИЙ Лотарев и Владимир>1азу <рий, бывшие юные корреспон­ денты, учатся на факультете журналистики в Львовском Высшем военно-политическом училище. Александр Афанасьевич воспитывает теперь их сме- На походном стяге, следопы ­ тов знак: «Ветеран Инзенской, Сивашской, Штеттинской ор д е ­ на Ленина, дважды Краснозна­ менной, орденов Суворова и Хрудавого Красного Знамени дивизии» («Искателем», восста­ новлено 400 имен ранее неиз­ вестных героев). Награда ста­ рейшей, 15-й стрелковой ди­ визии, — гордость клуба. Ког­ да в школу приезжал, генерал- майор Григорий Васильевич Малюга, , бывший начальник штаба полка, он провел следо ­ пытов по местам боевых сра ­ жений дивизии. ; И в память о 325 погибших воинах было посажено 900 деревьев . Так появилась в Тербунском рай­ оне аллея имени сивашцев. С точки зрения краеведения Тербунский район пока еще мало изучен. Александр Афа- щасьевич так и говорит: «Об истории нашесо уголка почти ничего нет. А доказательства того, что у Тербунского рай­ она богатая история древно­ сти, немало». Интересно, что и музей, который откроется скоро в Тербунской средней школе на базе клуба «Иска­ тель», преж де всего, будет называться краеведческим. В одном из походов поисковая группа обнаружила однажды бивень мамонта. Поднимали его со дна речки вчетвером, аккуратно. В школу отправля­ ли в кузове машины. И везли очень осторожно; уникальной была эта находка. Уже двадцать пет Александр Афанасьевич пишет историю Xербу некого. Долгоруковско­ го и Воловского районов. Из каждого отпуска обязательно выкраивает хотя бы неделю, чтобы съездить в Москву, по­ копаться в архивах древних ак­ тов Руси. Ему легко вести уроки по краеведению , потому что ис­ торию этого уголка области он знает, как говорится, доско ­ нально. И рукопись его, пока ещ е сырой, необработанный материал, так и называется; «Родной край». Его уроки — э-Го не просто уроки истории. Это уроки нравственности, долга. Кто-то сказал: «Жить так просто нельзя . Жить надо с увлечением». Но если ты ещ е и увлекаешь других, ведешь их за собой, значит, живешь ^ ТЕПЛОВА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz