Ленинец. 1979 г. (г. Липецк)
ЛЕНИНЕЦ • * 1 • ЛЕМННЕЦ Э ТОЙ известной емкой формулой определяется направленность различ ных литературных материалов, публикуемых на сегодняшних страницах молодежной газеты. У писателя, ставящего перед собой подлинно серьезные за дачи, нет иного материала для творчества, кроме действитель ности. Жизнь и литература--зто две «высшие» школы, в кото рых «параллельно» учится ху дожник, и реальная жизнь мо жет дать ему ровно столько, сколько он способен воспри нять: дело — в интеисивности творческой мысли и нвпря- ;женкости «вчувствоваиияя в изображаемое. «Оместпеоэат в рабочем строю» Сегодняшний день страны, особенно в самых горячих точ ках промышленности, строи тельства, сельского хозяйства, как ничто другое, способствует проявлению интересных и сложных характеров. 'И где, как не здесь, художник может найти новый материал для творчества. Поэт Светлана Мекшен была на многих крупных стройках страны. О них ее публицисти ческие заметки и стихи, пуб ликуемые сегодня. последней книге Впаднсла- ва Зорина «Родня»—стихи о его поездках по БАМу и о земпя- ках-металлургах, строителях, земледельцах. В последние месяцы не сколько творческих групп Ли пецкой писательской органи зации неоднократно встреча лись со строителями цеха хо лодной прокатки углеродистой стали Новолипецкого метал лургического завода. На строи тельных площадках, в красных уголках читали стихи и расска зы, разговаривали со строите лями липецкие литераторы В. Зорин, С. Мекшен, С. Панюш кин, В. Чернов, А. Баюканский, А. Климов и М. Моноплев. Вызывают уважение профес сиональное мастерство, му жественная уверенность тысяч людей, сооружающих впервые а мировой практике прокатно го производства уникальный комплекс, который будет дей ствовать в непрерывном ритме так называемой «бесконечной прокатки». Мы привыкаем к словам «впервые», «уникаль ный», но, вдумавшись, вдруг осознаем всю трудность и пси хологическую напряженность работы. Ведь еще никогда и нигде в этой отрасли люди не решали подобной задачи. Воз никают ситуации одна сложнее другой. Стройка постоянно да ет задачи на сообразитель ность. Решения принимаются ответственные и мужествен ные, требующие высокой про фессиональной и гражданской зрелости. Здесь и трудные будки, и высокое творчество. И. ЗАВРАЖИН, ответственный секретарь Липецкой писательской ' организации. в. Р е п и н Приветствую встающего чуть свет, Прокладывающего^ первый след Сквозь город пО'Л^емный. Чутко вздрогнет В окошках свет мчавшегося дня.^. Приветствую приаичку обгонять " Медлительных полутчиков в дороге... Приветствую штурмующих вагон Метро, трамвая или электрички. Читающих в пути »^так привычно. Спешащих к про^ердной со всех сторон. Приветствую обычаи людей, Встающих рано и гшагнувших в темень, Опережать начала новых‘дней И обгонять, вполне привычно, время! ДОРОГИ, СТИХИ Я ЛЮ БЛЮ 'е зди ть — ездить, чтобы видеть, вбирать в себя, обогащаться всем тем, чем живет мой край, страна. Один из крупных русских писателей XIX века Дмитрий Васильевич Григорович заметил однажды в письме: «Писатель сидень будет мепременио производить одну лишь мертвечи ну... Сидя на одном месте, невольно начинаешь пыжиться, при думывать и сочинять там, где следует прямо выхватить из жизни». Думая об этом, я, как и многие мои собратья по литератур ному цеху, в течение последних лет много езжу и по своей области, и по родной стране. Меня волнуют не только события грандиозные, но и самые обычные, без которых ни одно уни кальное создание обойтись не может. Потому, что за всем этим — и з а большим-, и за малым — для меня всегда видятся ЛЮДИ : их глаза, их руки, их беспредельный разум и неуто мимые сердца. В каких бы краях они ни проживали, на каких бы широтах ни работали, какой бы профессией ни владели — ,оим со мной и я с ними связаны непрерываемой питью, иазва- !иие которой любовь к родной земле. И в этом смысле все мы земляки, единоверцы: и горняки, и пахари, и плотники, и Чюэты... И всегда видим мы перед собой — со всех высот и пиков — одну и ту ж е землю, без которой нам пет жизни: В небе высоком побуду, словно словечком в хвале, - чтобы молиться, как чуду, •ЭТОЙхолодной земле. Не мимолетным приветом слу,х ее чуткий ожечь. Не раэуда.чым куплетом приободрить ее речь. Ни скороспелые ласки, ни затверделая спесь не обратят ее краски ■ в розовой радости смесь. Будет вовеки и присно этой земли благодать — праздник на ней или тризна, вместе и петь, и страдать, Схоисн и разноязыки этой землей сведены; друг перед другом велики, а перед нею равны. Сумерки станут ш-уздаться, , . . . всплески призна 1 шй.,.скудней.„ ' Станем друг с,другом прощаться, но вовращаться все к ней, З ТЛ ЗЕМЛЯ — в лесах, в садах, в по.чях, в з аводах и шахтах стала моим рабочим столом, любовью; источни ком вдохновения. Весомы и грандиозны планы и дела строителей Липецкой Магнитки, с которыми росли и растем мы, жители города. Д важды приводили меня дороги к металлургам, горнякам, гидроэнергетикам такого замечательного края, как Западная Сибирь. Сибирские встречи запомнились надолго. Каждый взгляд встреченных в поездке людей я храню в ду ше и помню. Когда-нибудь потом, когда судьба лукаво мне подмигнет хитро и скажет — «Выбирай!», я выберу себе не серебро, ие славу, ■не затяжной любви гремучую отраву, а только лишь одно: вернуться в этот край. Здесь дух кедровый глух ’ . к досужим рассугкдеишш о брешюсти мирской, о тленности людской; здесь самый ТОНКИН слух обворожит значошем забытой тишины и силы колдовской. .-•»??*■■■ Здесь легок санный путь и-сиегопад ТГееяешбп, . Здесь и нежданный гость .. при,чодом .не гнетет, - а мимолетный взгляд , ■ так безнаденшо нежен, Ч т о о г л я н и с ь назад--— . ' , и сердце упадет. ...Вернуться в этот край, ■ пускай по бездороя^ью, по гребню берегов невымерзшей реки... И юбновлеиья ждать, и обмирать до дрожи, чтоб сиоаа увидать ют взгляд -из-под руки. В ГОДОВЩИНУ 60-летия со дня рождения ВЛКСМ я участвовала в агитперелете, организованном ЦК ВЛКСМ но Тюменской области: Салехард, Уран, Игрим, Березо- во, Надым. Нефтедобытчики и газопроводчики, геологи и оленеводы, мерзлотники и метеорологи были моими собеседниками, слу шателями, товарищами. Мы срываемея с места — мы ищем свои полюса, отвергая запрет, иа полет и в погоде трещицы. ...Отпусти, отпусти-меня, ' ' . взлетная полоса! Я — сестра твоя сводная. ■Я — свободная женщина. Давит нас порой к земле высотой большой, проявить характер мешает терпенья выучка. . А^еж бетонвой твоей - и бездонной моей душой открывается связь и спасает взаимовыручка, В наших собственных судьбах — зигзагов такой запас, что покажется выдумкой 1 !^ погоды паника. А'1ывсегда беззащитны, "когда защищают нас, но -вдвойне боевиты, почуяв надлом напарника. Жизни льдина дрейфует , между затнр и задир в -ожйДавии часа, ■ где так очевидна истина, . что в любом из нас есть собственный командир, от которого каждая пядь высоты зависима. И когда мы рванемся, ус.лышав приказ:' -«На «злет!», . и когда мы сольемся с разбуженным -пульсом скорости, где-то сонный мечтатель, ‘ иа небо взглянув, вздо.хиет — и ремнем запасным пристегнется потуже к комнате. Высотой непридум-акной * выверим голоса, уходя, в небеса - над речками душещипательными... • Глянет вслед нам с завистью взлетная полоса, долго-долго прощаясь с огнями опознавательными. С ТРАНИЦЫ впечатлений, постепенно накапливаясь, складываются в «нигу, где не должно быть ни одной лишней, пустопорожней главы, строки, где личный взгляд иа окружающий мир должен быть подобен линзе, вобравшей в себя сотни взглядов, характеров, судеб встреченных тобой людей — твоих современников. Ходить по белу свету смело, приглядываясь, что к чему... Не свысока, не оголтело учиться разуму, у.му, Того, что вроде бы не ново, спесивым жестом не отсечь, но каждый взгляд лица земного прочесть, понять и уберечь. Не полагаться иа сравненье, кому в каком ряду стоять —• но как подарок откровенье принять, не с тем, чтоб осмеять. И променять лукавост 1 »блеска и трелей временную сласть на то, чтоб — с окоп занавеска н дверь Сдвойных замков рвадае:. Чтобы почтеньем не казенным и хлебосольством не к речам, пускай хотя бы и резонным, одшгдругого привечал. - СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК. ЛИПЕЦКИЕ ПОЭТЫ И ПРОЗАИКИ НА ВСЕСОЮЗНОЙ УДАРНОЙ КОМСОМОЛЬСКОЙ СТРОЙКЕ. -----—..^ --------- ---- —----- Д р у з ь я ^ Телеграфных столбов Мерзлый строй вдоль дороги, В обе стороны — Снежной равнины разлет... Дорогие друзья, Я обязан вам многим, И сегодня дорога Меня в ваши объятья несет. Есть во встречах спасенье ! От скрытых сомнений, \ В них — великое бегство ' От пустых и заношенных слов... О, друзья! Из прошедших до нас поколений Мы' впервые откликнулись На космический зов. Да, чужие планеты Радаром прошиты. В звездных джунглях Прорублены тропки людей, А вот сердце землянина В. З о р и н До сих пор не открыто, Не изведаны тайны Егр древних путей. Сквозь столетья несет Сердце ритм неизменный, Гнев на милость сменяя, А черствость с любовью деля... Вечен пульс! Вечен ритм! И в груди у Вселенной Сердце тоже стучит — Эго наша Земля. Так-и в наших сердцах — И врагов, и друзей, Как людей на планете. Мы бессмертны, пока Молоды и крепки... И все выше дороги. Все серьезнее дети... И летят мне навстречу Придорожных домов огоньки. ж - мы —етрритЕли. Фото г. Костылева. Н А РАБОТУ Дюков опоз дал, Он битых полчаса простоял на остановке, продрогнуд до костей от не иа шутку разгулявшегося . ветра. Взъерошенные тучи низко тащились над городом. С ого лившихся . тополей слетали по- следш-ге рьккие листья. Подходя к Иовобетонному, Дюков издалека повял, что на полигоне к работе ие приступа ли. АТолчали ба-шеииые краны:, машины выстроились вдоль иогруэоииой -площадки, а око ло них не было видно ни шо феров, ни бетонщиков.. . . «Ветер сильный, — догадал ся Дюков.— Сейчас братва в шрорабской травит анекдоты». Прежде,': чем идти в разде валку, он по привычке загля нул па участок своей бригады. Над площадкой пушился пар, поднймавш.ийся из камер. В нос ударил привычный запах солярки и горячего бетона. " . С первого же -взгляда Дюков оценил: вчера и вторая смена слабо пор:а:6отала. Все камеры раскрыты, формы смазаны со ляркой, а вот бетона ребята прии-яди мало, от силы машин — Хоть бы камеры закрыли, черти! — с досадой подумал он. — Своего же труда не — Задерживаешься, брига дир.., — Дюков обернулся и увидел трестовского художни ка Пашку Тю.рина, который прикреплял к стенду карикату- На ней была иарясована бу тылка, из которой никак не мог выбраться красноносый мужичок. — Кого это ты в такую ма- логабаритнуда квартиру .посе лил? — усмехнулся Дюков. — Елисеева. ’ Разве ты еще ничего не знаешь? Он вчера во вторую смену отличился. . От стаешь от жизни, бригадир... , —- Загинай, да не очень, — носоветовал Дюков. Он подо-- шел к стенду, и, лишь дважды прочитав подпись под карика турой, поверил, что Пашка его не разыгрывает. — Ну, и как, ничего получи лось? — хихикнул Тюрин, об нажив редкие, в черных про-: жилках, зубы. ' . — Что ж ты его так разу'дс- лал? — хмуро спросил Дюков. — Мы с Иваном восемь лет бе тон лопатим, а ты его за это пугалом изобразил? За такие вещи, Знаешь, что делают? — Что? — Пашка мгнове.что скис, насторожился: — Ты ме ня, Александрыч,. не кантуй. Начальство сказало., я — нари- Дюков неожиданно даже для себя, е какой-то решительной уверенностью, приказал: —^ А ну-ка, снимай свою раз мазню, леонард недовиичеиный! , В прорабскую Дюков вошел возбужденный, держа под мышкой свернутую в трубочку карикатуру. Начальник цеха Ермаков, молодой круглоли цый мужчина с, голубыми, уди вительно -подвижными глаза ми и уже со светлой поляной на затылке, с кем-то громко разговаривал по телефону. Нервийчал, У двери столпи лась притихшая шоферня. . — Мат не интересует'пого да на завтрашний день! —‘кри чал в трубку Ермаков. -— У меня, сегодня план чадит! По нимаете, ое-год-ня! Что, что?— ке, отпечаталось ярко-красное родимое пятно. . ... . ' — Еще раз, бугром назовешь, уши оторву, — привычно _ по обещал Дюков, ©н поздоро вался ’-со вее-мн и стал м-олча переодеваться. Еще на- полиго не он решил, что-обязательно закроет камеры, хотя и еомне- вался, что сумеет уговорить, на это ребят, а -еще более — кра новщицу Люську, которая и в малый‘то ветер побаивалась работать. И ДОЖДЬ, и ВЕТЕР 1 ОСЕННИЙ Э ТЮ Д ; : Положил трубку и .со вздохом — Шутники! Вызывайте, го ворят, пожарных... — Нам-то что делать? — за галдели водители.' — Езжайте на автобазу, цех сегодня работать ие будет — ветер. . Ермаков увидел Дюковб, ка рикатуру у него под мышкой и сразу все понял. Торопливо прикурил погасшую беломори- пу и недовольно спросил: ~ Что, Сергей Алексаидро-- ВИЧ, не понравилось? — Почему же? Картинка как картинка. Только к чему спеш- чса такая? Бетон или арматуру у вас часами выколачиваешь, а .здесь за минуту разобра- — Хорошо. Что предлага ешь?—хмуро перебил .Ерма ков. — Закрыть глаза, да? — Зачем же? Проведем соб рание, послушаем, что ребята скажут. А бумаженция пусть пока у вас полежит, авось, со' скуки не Зазевает. Ермаков внимательно посмот рел на Дюкова и согласился: ' — Ну и пусть полежит, — сказал он. — Только На собра- шге не забудьте пригласить. В раздевалке . было душно. Свет от лампочек с трудом пробивался сквозь мутную тол щу табачного дыма, который лениво колыхался под .низким' потолком. Бетонщики,. скинув с себя брезентовые робы, пе реодевались в чистую одеткду. Из душевой доносился плеск воды и людские голоса. — Братва, бугор нарисовал ся! — первым увидел Дюкова ©лежек Леденев, молодой, щуп лый паренек, во всю левую ще ку которого, как на нромокаш- — Сергей Александрович, за чем переодеваешься?.— спро сил ©лежек. — Мы же се годня не работаем. Все брига ды в трест смотались, там по лучку дают. — Знаю. — Дюков передер нул плечами под заскорузлой, хрустящей, как сухарь, брс- зентухой, П С нее шурша посы пался на пол засохший бетон. — Камеры надо закрыть. Вче ра вторая смена блоки забето нировала и ушла. Начнем вы дергивать нх, а они и рассы- пятся к чертовой матери. ^ Кому что, а у него блоки в голове, — иедополыю про ворчал Никита Залесский. —’ А4ы-то почему -нз-за второй смены должны наяривать? Что. ты на м в■-конце недели настро ение портишь? . >—А ему, может, денег не хватает, — е ухмылкой поддак нул Иван Гостюжев. ...Дюков растерялся. Знал на перед, что не обрадуются ребя та -его затее; будут по привыч ке ворчать, . 110 . что. попрекнут длинным рублем — не ожидал. , Дюков отстраипл притихшего ©лежка’ II молча вышел из раз-, девалки. * * * На полигоне он никак не, мог успокоиться. Не заметил, как слазил в крайнюю’ камеру, где бригада, прятала лопаты, нашел среди них свою, с вырезанной на че ренке надписью «Суета» — так Дюкова прозвали в Новобетон ном, — и только после'' этого вспомнил, что лопата ему сего дня не покадойгтея. — Ну и денек. выдался, все мозги набекрень обил! Дождь усилился. Крупные тяладые капли зацокали по рельсам крана, разбиваясь в мелкие холодные брызги. Дю ков тоскливб посмотрел иа низкое, все. в клубящемся в.а-, реве серых .туч небо, и без звучно обругал' себя за дурац кую затею с камерами. .Что ему, действительно, больше - всех надо? —- Бугор, где ты снрятался? - ' Р1з густого облака пара ,®ы-- нырнула узкоплечая фигура ©лежка. — -Я те дам «бугор»! ■— сер дито прикрикнул Дюков. — ' Сколько раз говорить можно! И пока ©лежек шел к нему по самой кромке открытой ка- - меры, успел подумать: «И чего приплелся? Сначала обхают, а потом...», . ©лежек сел рядом на шер шавую холодную плиту, и, ве село улыбаясь, сказал: ■ — Сейчас-Люська придет. — Уже и к ней успел схо-' дить? Ш-устрый. малый! — Дю ков достал портсигар, закурил сам и угостил ©лежка. — Ну, и как она, не сильно на нас Ш;ебуршила? Докурпвалн молча. А когда увидели Люську, Никиту, вот-о- - рый на ходу что-то весело ей рассказывал, и чуть поотстав шего от них Гостюжева в длин ной. почти до колен, телогрейке. с обгоревшим рукавом, то в один голос облегченно вздохну-. — Кажись, порядок, — ска-' зал Дюков. — 'Лезь на крыш ки, цеплять будешь. — Это мы мигом! — охотно отозвался паренек, ©и говорил что-то еще, ' но из-за, высоких насыпей шлака прорвался и за глушил все остальные звуки длишшй крик паровоза, — И чего вам неймется, по нять не могу? — перебила мыс ли Дюкова подошедшая Люсь ка.—Добрые люди советовали: «Не иди в эту бригаду, прова- ■ дешь во цвете лет». И точно. , — Чего ты все ворчишь? — . укоризненно покачал ,головой. ©лежек. — Работы на минуту, а разговоров... Люська с любопытством но-, смотрела , ему в лицо, словно увнде.та ©лежка впервые, и удивленно протянула: —, Гляди-и-кось, учить взду мал! Смелый, где не надо! Ш, смутившись; что ее неожи данному; 'открытию, нашлось' столько свидетелей, беззлобно, но требовательно сказала — Кончай перекур. ’ лись, как в театре! — Ну,, теперь держись, брат ва! — басовито гаркнул Ники та. — Попали девке под горя; чую руку! Дюков добродушно усмех нулся, и, откликаясь ля на эти шутливые слова, или вновь по думав о чем-то своем, уверен но сказал: — Ничего, выдержим. Авось, не впервой.,. М. КОНОПЛЕВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz