Ленинец. 1979 г. (г. Липецк)
ЛЕНИНЕЦ Разговор со зрителем П РОПАЛ? Увы, пропал. Из книжки в кино попал и... пропал. Был капитан Врунгель и — нет его. А нам о нем и пожалеть не велят. Дескать, вас ведь, почтенней- шая , публика, заранее преду предили; сценарий фильма написан по воспоминаниям О повести Андрея Некрасова, Не . по самой повести, а по воспо- . минаниям .— улавливаете раз- . ницу? А ежели улавливаете— ,■ не придирайтесь и не- каприз ничайте. Актер, .приглашенный на роль Христофора Бонифать- д евича, откровенно комикует, добросовестно имитирует ма— неры клоуна из ,утренней теле- передачи? Ну, и что же? Так, , ' стало быть, авторам вспомни лось, так увиделось. Кое-? 1 то вспомнилось, кое-что заново придумалось, другие герои появились, другие гфиключе* ния приключились, н’ получи лась в, итоге вольная фантазия на темы старой книги. Хотите иметь удовольствие — изволь те забыть, что и вы повесть сшо некогда в детстве читали. Не вздумайте сравнивать да сопоставлять. Потому как в,а- шп Боспомпнаиня и воспомина ния сценариста и режиссера наверняка не совпадут и, кон- .такта, значит, никакого пе наладптср,,. Таковы правила Логично?,Вполне. Только яо> гика эта больно улс формаль ная. Выходит, правила игры важнее' самой игры? Не согла сен! Всяь’ого рода запретами, уговорами. II конвенциями ни чего тут пе добьешься. Наши воспомпиаш-ш о веселой книге ■При нас останутся. Носиднм полтора часа в-кинозале, по смеемся шуточкам, позабавим с я , а. недоуменный вопрос все равно зададим; где, ты, старина Врунгель? Иное де.то, если бы воспомпиапия кинема тографистов, свободные вариа ции «по мртпзам» оказались-на столько талантливыми, так бы ув.текалп и завораживали, что мы бы добровольно II ОХОТНО отреклись от читательского сво его знания, от давних впечат лений... Тогда, уже не сущест венно—- близко ли, далеко ли увиденное ша экране от ориги нала, «дословная» ли это экра низация плн книга стала ие более, чем поводом для про.чц- чеекпх, за.мысловаты.х, озор ных упраж 1 ^еш 1 й... Подобное случается. Не так уж ц редко. Но и нечасто. На сей ра-з ие случилось. А посему—мы,.ува жаемые соседп 1 ю зрительно му залу, в сзоелм пр ав е— н вспоминать, п сравапзать, и сожалеть... Итак... «И псо-такп доллсен сказать; хорошо в .море! Недаром, зна ете, .еще грека говаривали, что море все невзгоды, смывает с души человека. Идем. Тишина, только волны шелестят адоль бортов, мачты поскрипывают, а берег уходит, тает за кормой. Погода, свежа- ет, белячкп пошли по волна.м, откуда-то прилетели буреве стники, ветерок стал, крепчать. Работает, свистит в снастях настоящий морской, соленый ветер. Вот п последний маяк остался позади, бе!5егов как не бывало, только море кру гом, куда ни взглянешь — вез де море». Кто автор этого отрывка, как вы думаете? Станюкович? Новнков-При- бой? А может, это пз морских историй Бориса Житкова? Вот и не угадали! Я и сам, признаться, гла.зам ке поверил, наткнувшись на эти строчки в книге, где полагал обнаружить совсем иную инто-- нашпо. Надо же: «Работает, свистит в снастях настоящий морской, соленый ветер». Стро го, просто, безыскусно. Ни намека на шутливую игривость, на ироническую «невсамделиш- ность», А между тем . это же рассказ знаменитого ка питана Врунгеля! Его голос. Того самого капитана с яхты «Беда», Морского коллеги ба рона Мюнхгаузена. Помните, как он, ■за неимением рации, принимал сигнал «СОС», вот кнув конец антенны в больной зуб? А как он прямо по морю перегонял табун голландских селедок в Северную Африку? А как с помощью бутылок шампанского ускорил бег своей «Беды»? Ах, с каким удоволь ствием читал я мальчишкой про все эти подвиги! А на строчки про ветер, работаю- а вот этого мальчишки, кото рый бредит морем. Айы же, взрослые дяди, так сказать, экранизируем его грезы, не бо лее. Ход традиционный, апро бированный многокрйпо, ио на ,сей раз он, по-моему, не сраба тывает, ..Василий Лопотухин слишком условная фигура, у него нет характера, а потому и мечтания его мало интересны. Тем паче, что из-за плеча его все время'высовываются сце нарист и режиссер, заговор щически подмигивают, напоми нают, что все это—игра, шутка, все — предельно не взерьез... Так вот, с того момента, как ш п г д | ш ЩНй в снастях, пе обратил тогда внимания. Не заметил. Только папи.сал-то. их Андрей Некрасов совсем не напрасно. Пусть юные читатели разных поколений их вроде бы не за мечают, по свое дело они де- .лают. Помогают услышать хрипловатый голос, увидеть продубленное штормами лицо Христофора , Боппфатьезича Врунгеля. Ведь, собственно, вся история славного кашгга- на, любые, са.мые невероятные его приключения рассказаны та кой будничной, вопреки всему —вызывающей доверие, очень морской прозой. Б.чагодаря ей мы ни на мгновение пе усомпк- лись: о путешествии на «Беде'» повествует человек, который наверняка ие понаслышке, не по книгам знает, какое оно, мо ре, штилевое, штормовое, вся кое... . ' Есть в «Прик.тючепиях ка питана Врунгеля» еще одн.т особенность, тоже неожиданная для сочинения юмористическо го,' фантастического, если хо тите — сказочного. Андрей Некрасов неустанно заботится о точности географии. Похоже, мы .могли бы при желашш про- с.тедпть /маршрут капитана Врунгеля н его друзей по кар те. Белок Хрнстофо|3 Бошт- фатьеапч привез в Га'мбург. В гонках яхт участвовал в Анг лии. Эпопея с селедками нача лась в Голландии, а закончи лась в Александрии. Очеред ное крушение «Беды» пронзо- ш.то у Гавайских островов... Подлшшо: Андрей Некрасов велико.чепно владел непростым секретом правдиво рассказы вать сказки! Зрите.тям «Новы.х прик.тю- ченпй -жапнтана Врунгеля» по сценарию А. Хмелика. (ре жиссер Г. Васильев) о геогра- 'фическо.м ат.часе лучше забыть. Ни к чему он авторам. Ну, отправная точка новых при ключений еще известна; Гур зуф. Это .здесь живет шко.чь- рнк Вася Лопотухин. Между прочим, именно ему, а пе капи тану Вруигелю, доверил Алек сандр Хмелик бразды прав.те- ния. Сидит Вася на уроке, все сочинение пишут, а он реши тельно вывел в тетради подо зрительно. ‘ знакомые слова: «Море смеялось...» —! и* что называется, погрузился в себя. Для авторов фильма Вася Лопотухин — удобное прикры тие, Мо.т, воспоминания о по вести, а сущности, а- не наши, Вася Лопотухин начинает гре зить наяву, строгая наука география отменяется. Радио граммы домой юный коллега Врунгеля помечает лаконично и пеопределенчо: открытое море. Главный недруг наших героев некий престарелый биз несмен II гангстер сэр Вайт обитает и строит козни в пе- пазывземой заграничной стра не. Гаеаи из книги заменены экзотическим островом - Ма- майка. И похоже, на Ямайку, да ие Ямайка... Короче, ие пытайтесь разобраться, ‘ кЭдК ПЛЫ.ТП Врунгель, его помощник Ло.м п Василий Лопотухин к Бермудскому треу 1 ольиику, тайны коего возпамер 1 ш:сь не- премейг.о разгадать. Кстати, потороплюсь удовлетворить люЗопытство тех, кто ие видел фильм; разгадали! По мнению перечисленных ч.тенов автори тетной научной экспедишга, во все?; катастрофа.х, печально прославивших этот зловещий район, виновен все тот же сэр Вант и его приспешники. Ларчик, как видите, , просто открывался. Можно предпо.то- жить, что Вася Лопотухин вспоминал пе только повесть Андрея Некрасова, но и сред ней' руки фантастические со- чипения о кошмарны,х про исках' миллионеров, решивших с помощью последних дости жений науки завоевать мир. Замена географии игрой в географию в «Новых приклю чениях» не- сл\щайна. Все, что размыкает круг условного, иронического кинопредставле- ния, все, что соединяло юмо ристическую книгу Е'екрасова с реальным миром, для созда телей фильма — досадная по меха, Они словно бы боятся, как бы мы не настроились па- серьезный лад... Давчйте же играть, забавляться, — пастон- чизо, а иногда', н назойливо призывают они. И стми игра ют, забавляются, строят смеш ные гримасы... - Вот в этих игра1[, в этой суете и пропал наш добрый старый знакомый. Популярный актер, чей персонаж присвоил себе славное имя Врунгеля, то‘же усиленно делает ,вид,. что ему нравится так развлекаться. Поглядывая в объектив кино аппарата, отпускает репризы, безголосо, но с соответств\чо- щими эстрадными у.чыбкамн и жестами распевает оптими стичные куплеты... И вскоре нам становится ясно: .этот «бы валый моряк» нигде не быва.ч. Ему никогда не дано произне сти подкупающе простодуш ной, естественной интонацией фразу о ветре,, который рабо- ,тает в снастях... А др}пой актер — ему пору чили роль Лома —- с еще боль шей натугой изображает на ивную вост'орженность и дет скую незамутнепность. Есть в нем что-то от деда 'Мороза, пожаловавшего на утренник по разнарядке бюро добрых ус луг и добросовестно сюсюкаю щего с детишками. В том же ключе сыгран перед нами и Свирепый Гарри. К слову сказать, Свирепый Гарри задуман как персонаж пародийный. На пятках его мы успеваем заметить краенрре- чивую цифру «007». Вообще пародийные элементы в фи.чь ме многочисленны. Возьмем к примеру, эпизоды на Мамай- ке. Или не лишенное о-строумня вышучивание, модных на Запа де Мрачных антиутопий, пес симистически рисующих бли жайшее будущее, когда не ос танется ни одного пешехода, ни одного живого деревца, когда траву и ту начнут искусно под делывать из нейлона.., Одно обидно: пародия явно не сты куется с кииопредстап/.ением в духе «Айболнта-66» н входит в противоречие с наивностью «детского» начала.., Ощ^'щение такое, что авторы хотели до гнать сразу дву.х, а то н трех зайцев, А это занятие, увы, неблагодарное... Установка на тота.тыюе, беспрерывное узеселеиие отомстила авторам фильма 'жестоко. Робкая попытка со хранить пронизывающий не красовскую повесть мотив ро мантики осталась 6 букваль ном смысле слова за 'кадром. Я имею в виду музыку компози тора А. Рыбникова, хорошую пескго о том, что «в море ухо дят ребята лихие, ведь паша стихия — морская сти.чпя%... А в кадре -— стихии и в по мине нет. Моря Много, да оно какое-то пляжное. Бо.льно уж уютное. Ненастоящее море. Словно бы и ‘ не покидала врупгелевская. «Беда» черно-, морским заливчик у Гурзуфа.., Здесь хочу привести при мер пз другого фильма (вспо минать так вспоминать!). В «Айболите-66», — а связь с НИ.М «Новых приключений» очевидна — тоже есть «море понарошку». Там оно вообще как .в театре изображается: с помощью голубого тюля. Но наступает минута, когда сказ ка требует правды. Безуслов ности. Если можно так выра зиться, «настоящести». Героям надо спешить на помощь к друзьям. Н тогда во всю ширь и даль широкоформатного эк рана распахивается пе теат ральное, а подлинное, «живое» море. Ибо — «если в сказке случается горе, если больные не здесь, а за морем, если уж дело доходит до слез, то море всерьез и корабль всерьез». Постановщик «Айболнта-66» Ролан Быков чутко определил оптимальные пропорции игры и- «серьеза». Пропорции эти непременно должны осозна ваться, соблюдаться в любой, пусть и самой .пегкомыс.че 1 шой фантастике, самой. веселой сказке, самом условном кшю- зрелнще... В свое, время понял это и Андреи Некрасов. У него в кни ге работал в снастях настоя щий ветер. А его каггатан Врунгель по праву мог занять место не то.лько рядом с Мюнх- гаузепом, но и с Робинзоном Крузо, и с жюльверновскимп героями... . Сказать то же самое о пер- сонажв! «Новых пршелючедий капитана Врунгеля» — язык не повернется... И,"это, по- моему, всего досаднее... И. НЕВЕРОВ. ЭКРАНА Мы привыкли к музыке в кино, привыкли так, что многие фильмы воспринимаем толь ко неразрывно с ней. Традиция музыкального со провождения фильмов возник ла еще в эпоху немого кино, когда пианист - импровиза тор, сидя за роялем перед экраном, вникая в содержание ленты, пытался своей игрой подчеркнуть нюансы , сюжета, раскрыть характеры героев. Но вот кино обрело свой го лос, появились первые мело дии и песни, написанные спе циально к той или иной картине. Наверное, просто невозмож но было бы сейчас перечис лить все прищадшие к нам с экрана популярные мелодии. Всесоюзная фирма грам пластинок «Мелодия» записы вает полюбившиеся зрителям песни из фильмов. Эти записи в виде пластинок поступают в Липецкий магазин-салон «Ме лодия». Здесь вы имеете воз можность приобрести эти грамзаписи. Среди них диск-гигант му зыки из кинофильмов Исаака Дунаевского, грамзаписи пе сен из кинофильма «Романс о влюбленных» в исполнении А. Градского и 3. Харабадзе. Фильм «Ирония судьбы, иш « легким паром» полюбился соаетекмАл теиезритеяям. Фир ма «Меводияв записала песни из него в ИСП 01 ЯМКИИ А. Пуга чевой и А. Мягкова. Иногда песни отрываются от фильмов, становятся само стоятельными, не теряя своей популярности. Так, , песня «Бармалей» в исполнении М. (Боярского (фильм «Повар и певица»] стала одной из лю бимых песен молодежи. Фирма «Мелодия» сделала стереозапись этой и других песен из фильма. Любители музыки из кинофильмов смо гут приобрести эти новинки, а также записи К. Георгиади, А. Пугачевой, Я. Йоаяа, песни из кинофильмов «31 июня», «Служебный роман» (А. Фрейн длих], «Моя любовь на треть ем курсе» (А. Градский]. Песни из ки;чофильмоз: «12 стульев», <<Бриллнактовая ру ка», «Голубой щенок», «Не бесные ласточки» и других фирма «Мелодия» записала в исполиекни Андрея Миронова. Для самых маленьких фирма сделала подарок: вышли пла стинки с песнями из мульт фильмов: «Винни-Пух» (а ис- поииекии Е. Леонова] «Умка» (в исполнении А. Ведищевой), песни А. Рыбникова из кино фильма «Приключение Бура- тино» [в исполнении Н. Брод ской], Р. Быкова и Е. Санаевой, Р. Зеленой, Г, Бардина и Т. Ка наевой, В. Басова и вокального, ансамбля ТЮЗа. Липецкий фирменный ма газин-салон «Мелодия» при глашает коллегщиоиеров и лю бителей грампластинок, а про давцы ■ консультанты помогут вам выбрать нужные грам записи. М. БЛИНКОВА. И. о, редактора М. СОРОКИНА. АДРЕС РЕДАКЦИИ: 398000, г. Липецк, площаДь Плеханова, Дом печати. Телефоны: редактора — 4-67-13, ответственного секретаря — 4-67-11; отделов: коммунистического воспитания — 4-66-12, комсомольской жизни — 4-67-03, учащейся молодежи — 4-66-08, писе м — 4-66-18, спорта и фотоко рреспондента — 4-66-07. ^ Зак. № 6724, 52600. ^ АЭ 91874 Типография издательства «Ленинское знамя». Липецк, Коммунальная площадь, 44.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz