Ленинец. 1979 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1979 г. (г. Липецк)

ЛЕНИНЕЦ ф : 3 ф ЛЕНИНЕЦ К ОГДА-ТО биограф Л. Н. Толстого П. Бирюков спросил великого писа­ теля, какое свое увлечение в жизни он считает самым силь­ ным. Толстой ответил, что луч­ шие его годы те, когда он занимался «поэтическим, пре- лэстным делом, от которого нельзя оторваться», а именно 1»зл. простым учителем. И во 1 |емена Льва Толстого, и в каши дни простым учителем -быть не просто. Я давно заме­ тил, что из школы на другую работу уходят чаще всего по­ средственные учителя или сла­ бые люди, коим «не по зубам» ни выросшие духовные запро­ сы ребят, ни ритм школьной жизни, ни требования к совре­ менной школе. Педагогическое .ре 1 Мвсл 10 сродни высокому ’ ис­ кусству, а оно не терпит суеты. Сегодня я хочу рассказать об одном педагоге. Вьбор его кандидатуры не случаен. Во- первых, это мужчина. Не оби­ жая огромный отряд женщин- учительниц, скажу: современ­ ная школа без педагога-муж- ЧИ1НЫ не решит все острейшие проблемы воспитания совет­ ской молодежи. Во-вторых, это преподаватель физическо­ го воспитания. Не секрет, ре­ путация физруков пока не 'очекьчто высока. А роль этой категории учительства неоце­ нима. Конечно, в нашей обла­ сти немало отличных специали­ стов физической культуры! Но! Как бь 1 это помягче выра­ зиться, мастерство большинст­ ва из них однограино'. Пришло время высокоинтеллектуаль­ ного учителя и—другого не бу­ дет. Мой герой соответствует этому требованию. И, наконец, в-третьих, Михаил Николаевич молод, его ТРУДОВ.ОЙ стаж на­ считывает всего три года. Мно­ го это или мало? Если подхо­ дить с обычной меркой, мало. К учителю опыт и мастерство* к сожалению, приходят лишь с годами. Вместе с тем, к сча­ стью, работа учителя измеряет­ ся не стажем, не количеством пролитого пота ил<и объемом времени, затраченным не ре­ бят, а душевной щедростью. Деталь: Михаил Николаевич интеллигентен, очень эле­ гантен, артистичен и похож на молодого дипломатв. Ниче­ го от типичного (по крайней мере, по кино) тренера или физрука. Престиж профессии — это не только ее популярность, со­ держательность, это'еще и лю­ бовь человежа к ней, верность ей, сознание важности того, что ты делаешь. Весьма выра­ зительно сказал об этом на стрвницах «Известий» ленин- градокий рабочий Н. Логинов. Он справвлливо полагает, что каждая профессия имеет свой круг обязанностей. И каждая хороша по-своему. Но увидеть это можно лишь тогда,, когда ты не ремесленник, для кото- ■рого труд — обуза. Каждый умный и преданный делу учи­ тель способен придумать нечто такое, что другому не сделать. Но это нечто -»» его личность, неповторимая учительская судьба. Для мальчишек и девчонок 24-й школы Михаил Митйи — непререкаемый авторитет. Не преувеличивая, скажу: до него в школе предмет физкультура не баллотировался возсе. Оп­ рос ребят «образца» 1976 года показал: физкультура по на­ значению стоит на последнем месте и числится в разряде не- любимь 1 х предметов. Сегодня в клубе «Спарта», которым ру­ ководит Михаил, почти полови­ на школьников. В самой попу­ лярной в городе лешоатлети- ческой эстафете, посвященной Дню Победы, команда 24-й школы занимает соответствен­ но: в 1977 году — 26-е, в 1978 году — 15-е, в 1979 году — 5-е место среди молодежных коллективов. Воспитанники Ми­ хаила уже носят титулы чем­ пионов района и города. Но не в чемпионах дело. Ребята по­ любили спорт. И спорт в руках учителя стал средством поли­ тического, нравственкюго и тру­ дового воспитания школькиков. .Школьников и студентов этап — братская могила вои­ нов, возложение цветов, встре­ чи с ветеранами войны. Каж­ дое лето Михаил уходит со школьниками в длительные по­ ходы по стране от озер Каре­ лии до тор Кавказа. Работает в самых разных амплуа в канику­ лярных «республиках» школы. Играет роль короля вместе с ребятами в пьесе С. Михалко­ ва «Смех и слезы». Строит спортивный зал и игровой го­ родок. Возглавляет трудовой отряд учеников и занимает с ними первое место в районе. Создает группу здоровья для учителей и всех желающих и три вечера в неделю тратит на это. И по воскресеньям «гоня­ ет» мяч в школьном дворе с МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ: СТУПЕНИ РОСТА ВЫСОКИЙ ДАР УЧИТЕЛЯ можно лечить ото всех поро­ ков эрудицией. Конечно, уди- трудко, но современный учи­ тель обязан достичь этого в своем предмете (прежде всего, конечно, в нем) такого уровня компетантностм, который спо­ собен удивить, восхитить, за­ жечь питомцев. У Михаила прекрасная профессиональная библ 1 ИОтека, а жажда нгучно- го энакия своего ремесла не- уемгна. И ЧТО особенно прият- стерству — книги по искусству, педагогическая и психологиче­ ская литература, поэзия. Ми­ хаил, например, любит совре- мевных поэтов. Он коллекцио­ нирует живопись. У Михаила большая коллекция спортив­ ных значков, эмблем. Учитель должен быть чело­ веком очень высокой общей культуры, разносторон 1 нв со­ держательным человеком. Та­ кова уж «неблагодарная» осо­ бенность нашей профессии: дети от нас требуют знать именно «всея, Это заложено для них в самом слове «учи­ тель», и трудно каждый раз Т 01 ЛК 0 вать им про то, что «на­ уки разветвляются».' Михаил Николаевич по сво­ ей инициативе, еще когда был студентом, ездил работать в пионерский лагерь Академии педагогических наук «Маяк» «за знаниями». Прослышал, что там вожатыми работают кан­ дидаты наук, и поехал. С тех пор ежегодно, хоть на месяц в счет отпуска «десантируется» под Москву для пополнения своего багажа. Начальник это­ го лагеря, довольно известный ученый, сказал мне как-то; — Митина мало физруком на­ зывать, скорее это поэт в Вот мы и подошли к опреде­ лению молодого педагога, ко­ торое я бы уточнил как неор­ динарность. Неординарность во всем. Преподаватель физкуль­ туры Михаил Митин в День Победы устраивает со своими ребятами пробег по маршруту Липецк—Елец. Завершающий бывшими воспитанниками, приехав-шими на каникулы из военных училищ, институтов. Утверждение себя как лично­ сти или проще — самоутверж­ дение --- такое же изначальное свойство, как все первичные инстинкты. Учитель просто обя­ зан быть личностью, ибо толь­ ко личность способна воспи­ тать другую личность. Инжене­ рами человеческих душ назы­ вают у нас учителей. «Что зна­ чит быть инженером душ? ,— говорит А. С, Макаренко. — Это значит воспитывать людей. Наша общая государственная социалистическая задача: вос- питывать коллективиста, вос- И Михаил Николаевич вос­ питывает своих подопечных так, что сам процесс воспитания незаметен, а точнее скрыт. Не разглагольствованиями, не но­ тациями, не голыми требова­ ниями, а делом, деятельностью, личным примером. Рыба луч­ ше смотрится в воде, учитель — на своем рабочем месте. Он в любом деле не рядом, а вместе с ребятами. Михаил на совхозном попе берет на себя самую длинную делянку и проходит ее первым, в похо­ де выбирает самую тяжелую шлюпку и не спускает рук с ве­ сел, на строительстве школьно­ го стадиона ои и плотник, и ма­ ляр, и эемлекоп. Часто, при­ ходя в школу, я вижу его взъерошенным, взмокшим от беготни по школе с молотком или кистью в руках, покрикива- — Сережа, отцепи сетку! Таил, не спи на ходу, краска высохнет! И ребята немедленно откли­ каются на его зов, бегут к не­ му со всех ног. Тоже взъеро­ шенные, озабоченные вопроса- л,и, чего бы еще такое сде­ лать и... польщеннью работой Педагог всегда интересен не столько сегодняшним днем, сколько дальним замыслом — длиной предстоящей дороги, масштабом спутников, союзни­ ков. И у него должна душа ’ с умом сходиться. Когда учи'гепь занят творчеством, у него нет в.ремени на пустое и никчем­ ное. V Михаила уйма замысло и планов. Он серьезно подумь вает о большой науке, вится к вступлению в ряд КПСС. И здесь мы подходим аксиоме: прежде чем ста- хорошим специалистом-учите лем, надо стать хорошим ловеком. Бороться за краси­ вую школу могут только кра­ сивые люди. Я спросил у директора 24-й школы, Заслуженного учителя школы РСФСР М. Б. Раковско- го, что в Михаиле как в чело­ веке главное? — Он очень 'совестливый, — ответил директор. Есть, к сожвлению, катего­ рия молодых специалистов, которй 1 е вечно мечутся, где-то устраиваютея, пристраиваютея, ищут работу полегче, а кусок пожирнее, Таких, увы, немало и среди выпускников факульте­ та физвоспитания. Они не могут понять одного: вдохнове­ ние в труде есть всегда мо­ мент отдачи. И счастлив в ра­ боте бывает лишь тот, кто испытывает радость вечной от­ дачи всего, чем переполнё'на душа и сердце. В данном слу­ чае география места работы роли не играет. С первых дней работы в сельских школах на­ шли свое место в учительском строю молодые питомцы спорт- факз Николай Грибцов, Татья­ на Жалтиковз, Серафим Щег­ лов, Михаил Бугаков, Михаил Беляев, проявляющие способ- но'сть к решению нестандарт­ ных задач, хотя и бесспорно на редкость трудных. И разве существуют в работе с детьми легкие задачи? Учитель должен быть не ра­ ционалистом, а подвижником, идейным борцом, обаятельным чудаком из вечного племени российских правдоискателей. И все-таки педагог — это не профессия в буквальном смыс­ ле слова, а призвание, дар, долгое озарение. Молодые специалисты вы­ брали свою профессию ответ­ ственно. Им свойственна еле-, пящая ненависть к педагогиче­ ской рутине, которая и рожда­ ет учительские таланты. Им свойственна высокая ответ-' ственность за будущее тех, е кем приходится работать. Они всегда в поиске, и, следова­ тельно, иногда ошибаются. Народный учитель — гор­ дость советского общества. В этой чеканной формуле Леони­ да Ильича Брежнева выраже­ на глубиж 1 ая сущность взаимо­ связи между обществом и учи­ телем. Общество доверяет учителю свое самое дорогое, свое будущее — детей, а учи­ тель достойно выполнягт свою почетную миссию: растит поко­ ление образованных, трудолю­ бивых, ■идейно убежденных борцов за коммунизм. ...Первого сентября начал вхождение в специальность учителя юный Игорь То 1 Л 1 мачев, выпускник 24-й школы, теперь студент факультета фмзвоспи- тания, ученик Михаила Нико­ лаевича Митина. Ему есть на кого равняться, есть с кого делать жизнь. С. ШМАКОВ, декан факультета физиче­ ского воспитания ЛГПИ, кандидат педагогических Вссеоюзное совещание 23 октября в Липецк {съеха­ лись многочисленные гости со всей страны. В нашем област­ ном центре, п большом зале Доме Советов начал работу трехдневный Всесоюзный се­ минар-совещание ра6отки;;ов сельских профессионально- технических училищ по совер­ шенствованию обучения уча­ щихся в свете решений XX'/ съезда КПСС и июльского 11978 г.) Пленума ЦК КПСС. В нем принимают участие препо­ даватели специальных предме­ тов, мастера производственно­ го обучения, старшие мастера, заместители директоров по учебно-производственной ра­ боте, директора, начальники отделов (управлений) сельских профтехучилищ Госкомитетов союзных республик по проф­ техобразованию, работники ЦК ВЛКСМ, Госкомитетов СССР и РСФСР по профтехрбразо- ретзрь Липецкого обкома КПСС Н. ф . Богатырев. Он рас­ сказал гостям о развитии на­ родного хозяйства области. В первый день работы е до­ кладами выступили заместитель председателя Госкомитета СССР по профтехобразованию А. Н. Осипов, эамеаитель на­ чальника Липецкого областно­ го производственного управле­ ния сельского хозяйства А. А. Афанасов, заместитель заве­ дующего , отделом ЦК ВЛКСМ С. С. Вахов, начальник управ­ ления сельских профтехучилищ ГоспрЬфобразовакия РСФСР Я. Я. Бутко. В этот же день состоялся об­ мен опытом практической ра­ боты по совершенствованию подготовки квалифицирован­ ных рабочих кадров для сель­ ского хозяйства страны. В этом разговоре приняли участие ди­ ректора и заместители дирек­ торов по учебно-производст­ венной работе, мастера произ­ водственного обучения сель­ ских профтехучилищ страны. . На следующий день совеща­ ния его участники побывали в Октябрьском СПТУ-8 Усман- ского района, где озиагсоми- лись с учебно-материальной базой, посетили открытые уро­ ки, продолжили обмен опытом преподавательской работы. ИЗ ПОЧТЫ КЛУБА «БРИГАНТИНА» «...и окончена школа. И це­ лая ночь до войны». Георгий Михайлович Стука- лов, капитан запаса, имел право читать эти строки. Ведь они были о нем, выпускнике деся­ той средней школы, прямо е бала ушедшем на фронт в ' Зал Дворца культуры трак­ торного переполнен. В нем со­ бралась одна семья: дети, вос­ питанники, учителя. Десятая средняя праздновала сорока­ летие. И присутствовало в зале чувство семьи единой, какого- то негласного родства. Каждая школа, как отдель­ ный человек, имеет свою био­ графию, свою родословную. Только биография школы — это судьбы десятков и сотен, тысяч мальчишек и девчонок, возмужавших в родных стенах, обретших крылья для полета. Как начиналась десятая сред­ няя! Рассказывает ее первый директор В. Д. Негробов. — Здесь тогда, в 1939-м го­ ду, не было рабочего поселка. Кругом лее, вместо домов только землянки. Школа вы­ росла среди леса, как дворец. В декабре ее закончили стро­ ить, а в январе начались заня­ тия. Училось тогда в ней около тысячи человек, в классах было по сорок—пятьдесят детей. Завод отпустил деньги, купили рояль «Беккер» и зажили весе­ ло и счастливо. «Мнг - ИЗ Что тако|е в те годы была де­ сятая д||я'поселка! Школа, формировавшая вокруг себя не только] основные будущие силы для |>астущего завода, но и готовивй 1 ая кадры учителей для поселка. Сегодня лишь в стенах ее учат детей семь быв­ ших выпускников. Разве же не­ льзя не гордиться, тем. что о трудовых книжмахгА: И. Бело- ус^ой , А. Г. Стшхховой, Л. М. Л^ёдевой, Мз1|^' Стелченко всего одна запись: «Принят преподанателем в школу № 10 г. Липецкая. А выпускники их работают сегодая яедагогами не только в своем рабочем по­ селке, но и по всей стране. Какие эго были учителя! Зал разразился грохотом апподи- ементов, когда вАдущий вече- (^риректор ЮАВ^ саев пред­ ставил слово Марии Гаврилов­ не Стелченко. Тридцать один год' отдала бывший завуч шко­ ле. Дети для нее были все. — Мы довольны, что вы здо­ ровы, счастливы.' Приятно смотреть на ваши счастливые лица. Нам достались трудные вое.чные и послевоенные годы. Мы с вами пилили дрова, ко­ лоли дрова, топили котельные, дежурили у котельных. Холод- «о было, но зато мы никогда не скучали, , любили, разлуча­ лись, встречались — и все в — Что сказать про вас! — На сцену . поднялась Надежда Яковлевна Альчикова, семнад­ цать лет возглавляющая кол­ лектив преподавателей деся­ той средней. — Вы росли хо­ рошими, честно трудились, от­ лично учились.. Теперь у вас уже дети. Постарайтесь, чтобы и они тоже были людьми чест­ ными, трудолюбивыми, насто­ ящими патриотами своей стра- В этой школе и впрямь рас­ тят трудолюбивых, активных ребят. Скажем, первый строй­ отряд родился в 1966 году именно здесь. Юрий Коханен- ко помнит, как ему пришлось выступать на Всесоюзном се­ минаре, посвященном пробле­ мам трудового воспит^ания школьников, делиться первы­ ми успехами своего стройотря­ да. Чуть пи не половина из пя­ ти тысяч воспитанников школы трудятся сегодня на траотор- ном, других заводах областно­ го центра. Помнят в школе и о спорте. Поднявшийся на сцену Ю. Н. Житенев, директор спортклуба (Шламя», мастер спорта, быв­ ший выпускник этой школы, вручил удостоверения масте­ ров спорта по плаванию ны­ нешним десятикласснику Сер­ гею Муравлеву и девятикласс­ нику Геннадию Щеголькову. Каждая школа, как отдель­ ный человек, имеет свою био­ графию, свою родословную. Только биография школы — это судьба десятков и сотен, тысяч мальчишек и девчонок, возмужавших в родных стенах, обретших крылья для попета. Я завидую тем, кто всегда с гордостью произносит: «Мы — . из десятой!». Ребята из Подгоренской средней школы на прошедшем недавно слете производствен­ ных ученических бригад Ли ­ пецкого района рапортовали его участникам о своих делах. Минувшим летом убрано 19 гектаров сахарйой свеклы, 46 гектаров картофеля. Заготовле­ но 15 тонн веточного корма, посажено 780 корней деревьев и кустарников. Восемь ребят стали во время страды помощ­ никами комбайнеров. Доход бригады составил три тысячи триста рублей. Закономерным итогом тру­ дового слета стало вручение на слете ученической произ­ водственной бригаде Подго- ренской средней школы вымпе­ ла ЦК ВЛКСМ «Лучший ла­ герь труда и отдыха». НА СНИМКЕ: (слева напра­ во); бригадир десятиклассница Таня Негробова, бригадир Юра Нырков, комиссар лагеря тру­ да и отдыха Таня Бандурко, командир лагеря Вера Бирюко­ ва, бригадир Марина Старцева. Школу строим I Когда рядом отец с а м и Чаше всего в школе праздну­ ют новоселье один раз. Возвели ■здание строители, первого сен­ тября вручили ключ, учитесь, ребята, хорошо! И ребята учатся. В их распоряжении и мастерские, и теплицы, и акто­ вые залы, и современно обору- дованнь': лаборатории. А вот тридцать седьмая шко­ ла в поселке Дачном построе­ на давно, по старому проекту. В ней не было всего того. что есть в новых школах. Но ее ученики не огорчались. И сами в течение последних лет уст­ роили несколько новоселий. В нынешнем сентябре, на­ пример, открылся тир. По­ строен он руками ребят седь­ мых—десятых классов. На ка­ кое-то время им пришлось стать землекопами. Тир-то их под­ земного типа. И котлован дли­ ною в шестьдесят метров и вы­ сотою в пять вырыли сами. ЭГо значит: вручную вытащили 900 кубометров грунта. А надо бы­ ло смонтировать железобетон-, ные блоки — и старшеклассни­ ки становились монтажниками, а затем и каменщиками, и шту­ катурами, и малярами, и плот­ никами. Были на строительстве тира ударники; Валера Степа­ нов, Наташа Боровских, Сеп- гей Бочарников, Наташа Ма- рокулина. и весь десятый «Б», Ребят не подгонять, а порой ос­ танавливать приходилось, вот тир открыт. Теперь воен­ рук школы В. Е.. Клименко про­ водит здесь уя1*»«военяв“ готовки, за'^тмавтся с пятью Лйелкозыми т и п а м и . Кроме ■ ^ о , в с ко р ом 'И д ущ ем здеп. начнутся теорётнеские уроки парашютного кружка. Есть в школе еще одно поме­ щение — художественная ма­ стерская. Зд ес ь 'в любое время можно застать тех, кто зани­ мается живописью, чеканкой, мозаикой. Построили его тоже школьники. А сейчас под руководством учителя труда А. А. Тоболина ребята сооружают здание, где разместятся слесарные, сто­ лярные и механические ма­ стерские. Они займут площадь в двести квадратных метров. Скоро осенние каникулы. И в эти дли старшеклассники наме­ рены поработать: на недостроен­ ном здании. Очень хочется, чтобы им. помогАи взрослые. Еще одна немаловажная де­ таль для характеристики шко­ лы. Средства на новостройки здесь зарабатывают сами. Мы не раз сообщали читателям, что тридцать седьмая школа в сек 'а перешьтполняет план по макуфЗ^'Уры и металло­ лома. Вот откуда деньги. В. СТРОКОВ. Совсем недавко в Липецком районе состоялся слет учени­ ческих производственных бригад. Трудовые династии совхо­ за «Липецкий» на этом спета представляли отец и сын Ти- Двадцать третьего ноября у Александра Сергеевича Титова и его мпадшего сына Виктора день рождения. Отцу будет со­ рок, сыну — шестнадцать. В свои шестнадцать Алек­ сандр Сергеевич трудился учетчиком в колхозе «Россия». А теперь двенадцатый год згЗ штурвалом комбайна. Из эти;: двенадцати , вот уже десятый сезон работает в поле семей­ ный экипаж Титовых. Семь пет помощником у отца , был стар­ ший сын Сергей (сегодня он тракторист здесь же, в совхозе «Липецкий») и сегодня третью свою страду закончил Виктор. Виктор: — Уборка была в этом году тяжелой. Хлеба пло­ хие. Погода подкачала, да и комбайн у нас был уже ста­ ренький. Но три звездочки на бункере появились, По этому году неплохо: второе место по отделению. Александр Сергеевич: — Когда идет пшеница, и ра­ бота красна, всем видно—хлеб идет. А я это время с удо­ вольствием вспоминаю еще и потому, что в летние дни мой сын учился выносливости, обя­ зательности. Приехал однажды директор совхоза; «Ребята, на­ до побыстрее убрать. Сделаете быстро — каждому премия». Все силы отдали, но в один день убрали, и уже при свете фар переехали на ячменное поле. Витя работал наравне со всеми. Я к чему все это говорю: звездочки на бункере, премия, это, конечно, дело не послед­ нее, но главное, пожалуй, в том, что человек работает с полной отдачей сил. В страду- то, прежде всего, об урожае думаешь. Виктор: — Мы с братом, как мама говорит, только на ноги встали, а один голос: «Мы с дедушкой пойдем». Дед у нас мировой. Тридцать три года проработал на земле. Он пер­ вый дел мне поводить-ком­ байн. Бывало, медом не корми, дай потрогать какую-нибудь деталь. До сих пор лкэбимый предмет в школе — машинове дение. После школы пойду в техническое училище. Буду ме­ ханизатором. Александр Сергеевич: — Дай сегодня Виктору комбайн — сможет повести самостоятель­ но. Вот в этом году нет-нет да и скажу, бывало; «Ну-ка, круж­ ка два дай без меня». Пригля­ жусь, ладно рабо-тает. Да и комбайн не заладится — без посторонней помощи справить­ ся сможет. Настырность у есть на работу. Виктор: — Раньше по утрам меня будила мама. Теперь про­ сыпаюсь сам. Привык. Буду­ щим летом пойду работать са­ мостоятельно. Г. МЯЧИНА. — Спасибо, — Вытирая еле зы с морщиниеть)х щек, побла годарила Безрядина. — Вы будете записывать де тей в школу? —- спросил Ва лентин. —- А как же! Запишите Ми- шатку и Полюшку. — Сколько им лет? — Десятый идет. — Они ДВОЙНЯШКИ, — пояс­ нила Козлова. — Сюда не пойдем, — оста­ новившись, сказала Варя. — Тут Кургуз живет. — И, чтобы было понятнее, добавила: — Это тот, который привез вас. — А-а, надо навестить старо­ го знакомого... П ОСЛЕ захода солнца, когда поселок-уже при­ готовился ко сну, Ва­ лентин пришел на квартиру. В этот вечер потянулись му- — Как думаешь, Валентин Николаич?'— продолжал Ефим, — Всех, конечно. — Ребятенки наши заживут. — заключил Ефим. — Мы пришли к вам вот за чем, Валентин Николаевич, — осторожно сказал Тихон Петро­ вич и пересел на ступеньку вы­ ше. — Какая помощь вам нуж­ на? Говорите. Всем миром по­ можем. — Слушай, Тихон Петров, — неожиданно вмешался Ефим. — Знаешь, где школу можно разместить? - Г д е ? — В хате Дуньки Головки­ ной. Самый раз будет. Как ду­ маешь? — Бабка надвое сказала,' — почесав кадык, протяйул Тихон Петрович. — А ну-ка, она эаса-’ противится, скажет нет — и рившись до того, что Рыжков самому Николаю Второму вл- зал комод, Тихон Петрович за­ смеялся и бросил: — Ну, и брехун... — Сам. читал документы, — серьезно сказал Ефим, ударяя кулаком в грудь. — С места не — Да ты ни одной буквы не знаешь, — уколол его Антон. — Мне его баба читала.' — Вот еще вопрос, Валентин Николаевич, — Тихон Петрович потер отсидевшую ногу, смор­ щился от неприятного покалы­ вания, спросил: — Как с тетрадками? Разговор затянулся за пол­ ночь. И когда во всех концах (де-ревми загорланили петухи, Ефим весело бросил: — Дай-ка нам на сон гряду- щий, — и -почазал на гаомонь. жики к учителю: кому парниш- — Не ,может быть, —г возра ку в школу определить, кому зил Ефим. — Она баба обоюд про.сто поглазеть на городско- ьая. Уговорим, го человека, а заодно и спро- — Хо, — недовольно хокну сить, что делается в стране. ла Рогалиха и встала: — При — Чего не видели? — подни- думать путного ничего не маясь с ведром по ступенькам ли. Какой же дурак в хату крыльца, буркнула хозяйка. лу сажает? А? — Тебе что, жалко? — отря- — Сиди, — двинув бровями хивая с колен пепеЛ, вопроси- с презрительной усмешкой тельво проговорил Ефим По- давил Ефим. — Тебя нр, ,сп|за- пов. шивают. — Пошла отседа! Гавриил только и ждал гюиглв- шения. Он вскинул гармонь на грудь, пробежал по холодным перламутровым пуговкам свер­ ху вниз и, вывернув нарядный волнистый мех, рванул с пере­ борами ао весь дух плясовую. Валентин вышел на крыльцо, когда Гавриил Папкин, давясь смехом, рассказывал о том, как дед Матвей высадил погреб за — Не может быть, — усом­ нился Ефим и замахал руками, — Не может быть, — протя- бурчал Гавриил, вул Гавриил. — Сходи, пО'Смот- надо, ри, — и показал рукой — Во, как мы живем, Вален- 1 Н Николаич, — Ефим сорвал себя измятую фуражку, бро- «л ее на землю, хлопнул в словно ладоши и так застыл в артисти- _ нашкодившую кошку крик- ческой позе, а потом петухом нул Гавриил, грудью наступая обошел гармониста, на Рогалиху. >- — Гавриил,- же дури, — не Варя Козлова в первые дни повышая голоса, сказал Тихон застенчиво отвечала на вопро- Петрович. сы учителя. Стоит Валентину — А чего она? — усаживаяг*. что-нибудь спросить — она мо- гармонь, недовольно про- ментально покраснеет. - Везде ей Ну, как, Тихон Петрович,-— высеребренную луной избуш- продолжал Ефим.’- ку. — Спросить надо. Она, прэв- Рогалиха не выдержала и - - радостно проговорила: — У, пропасти на тебя нету! — Истинный бог, бабка, — клялся Гавриил. — Глаза лоп- Рогаяйха не была глуха, но Гавриил говорил с ней тем то­ ном, ко-торым говорят с глухи- 3. И это не мешало обстоятельно и просто расска­ зывать учителю о деревенских ■делах, давать короткие харак­ теристики каждому парню, женщине, мужчине. . . . „о. , н. .»би,. — А она, дура, и послуша­ л а с ь ,— не унималась Рогали- рым говор», с .лули- Замолчи, - выпалил Гав- дурачками. Рогалихе и притопнул ногой. — За^мол-чиг Г- озлобленчо -— Гавриил мне нравится, но то, что он грубоват, — пройдет с годами. — Он мне тоже нравится. Но — Разные люди — разные характеры, — раздумчиво про- 4»}^ давно не нравилось, п мпи . . нередко выходила из себя. повторила Рогалиха и вплотную ■, _ _ подошла к Гавриилу: «--Ты кто Увидев Валентина, Гавриил д , я тебе, что, поспешно встал, дружелюбно дур^цка» '■ пригласил присаживаться. М у равриил вскинул голову, сжал жики, как по команде, закури- ^ {. яростью крикнул: — Цыц, бабка. Не то в рас- — Кто у вас так весело рас- ход пущу, сказывал? — спросил Вален- — Я тебе пущу, сказала впрямь была хороша. Ситцевая тин. Рогалиха и показала Гавриил/ темная кофточка подчеркивала — Наш брехун, доморощен- дулю. линии ее красивых плеч, а над __ сказал Тихон Петрович — Вы не обращайте на них плечами курчавились мелкие Зуев поглаживая свою пыш- внимания, Валентин Николаич, завитки тонких пушистых во- ную,'как веник, бороду. словно оправдываясь, сказал лос. — Брось, дядь Тишка, — со п^гой^ма'лый -^'^Й раз- заметила этот взгляд. В смехом отозвался из темноты » нас каждый ее голубых больших глазах Гавриил. _ Иаинная правда. ^ . ^ " “^ .Гплэт^е вспыхивали огоньки а губы — Значит, школа у нас долж- оь-пла.ное . реме. морщинились, готовые рас- на быть - после некоторого „Хорошее представление»,- " улыбке, молчания то ли вопросительно, подумал Валентин, то ли утвердительно прогоао- _ д ч,о.касаемо парт, сде- рил Тихон Петрович, повернув- „аем,— раздумчиво, но с твер- шись к Валентину. — Обязательно будет, верил Валентин. пуская из нос — Это хорошо, ежели так ве- струйки дыма, рите, — заметил Тихон Петре- _ Стоит только попросить ВИЧ. Ивана Петрова, — заметил Остальные мужики молчали, дошедший Антон Зиновьев, посматривая то на рень лет двадцати, недавно Тихона Петрови^- хоронивший Валентин отвел глаза. В субботу Варя поехала в пи V .=ии ТвТраДЯМИ, РУЧКаМИ, в В : воскресенье в деревне шла зэ- колай Семенович Варварин, бойкая тоогоаля' две туманных добром. любопь учителя, ча. ЕсЦим запнулся и воркой спросил: — А всех будешь примат, в школу, товарищ-. Как вели — Валентинам Николаеви С понедельника шесть му­ жиков принялись мастерить I- парты. Иван Павлович Рыжков, I- невысокий широкоплечий му­ жик, с умными, живыми глаза- , выслушав Вапентина и что- прикинув в уме, твердо ска- Скороходов повернулся и взглянул в освещенное луной лицо Антона, худощавое, с '■ большими глазами и твердо очерчечным ртом. I- — Да, Рыжков — голова, — подтвердил Ефим. — Ты зна­ ешь, Валентин Николаевич, что . . это за человек? — И минут топором, рубанком, пилой, в двадцать Ефим рассказывал о мастерстве Рыжкова, догово- (Продолжение следует). — Ясно. Начинаем, ребята. Валентин с любопытством на­ блюдал, как этот неразговор­ чивый плотник ловко орудует

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz