Ленинец. 1979 г. (г. Липецк)
ЛЕНИНЕЦ ф : 3 ф ЛЕНИНЕЦ К ОГДА-ТО биограф Л. Н. Толстого П. Бирюков спросил великого писа теля, какое свое увлечение в жизни он считает самым силь ным. Толстой ответил, что луч шие его годы те, когда он занимался «поэтическим, пре- лэстным делом, от которого нельзя оторваться», а именно 1»зл. простым учителем. И во 1 |емена Льва Толстого, и в каши дни простым учителем -быть не просто. Я давно заме тил, что из школы на другую работу уходят чаще всего по средственные учителя или сла бые люди, коим «не по зубам» ни выросшие духовные запро сы ребят, ни ритм школьной жизни, ни требования к совре менной школе. Педагогическое .ре 1 Мвсл 10 сродни высокому ’ ис кусству, а оно не терпит суеты. Сегодня я хочу рассказать об одном педагоге. Вьбор его кандидатуры не случаен. Во- первых, это мужчина. Не оби жая огромный отряд женщин- учительниц, скажу: современ ная школа без педагога-муж- ЧИ1НЫ не решит все острейшие проблемы воспитания совет ской молодежи. Во-вторых, это преподаватель физическо го воспитания. Не секрет, ре путация физруков пока не 'очекьчто высока. А роль этой категории учительства неоце нима. Конечно, в нашей обла сти немало отличных специали стов физической культуры! Но! Как бь 1 это помягче выра зиться, мастерство большинст ва из них однограино'. Пришло время высокоинтеллектуаль ного учителя и—другого не бу дет. Мой герой соответствует этому требованию. И, наконец, в-третьих, Михаил Николаевич молод, его ТРУДОВ.ОЙ стаж на считывает всего три года. Мно го это или мало? Если подхо дить с обычной меркой, мало. К учителю опыт и мастерство* к сожалению, приходят лишь с годами. Вместе с тем, к сча стью, работа учителя измеряет ся не стажем, не количеством пролитого пота ил<и объемом времени, затраченным не ре бят, а душевной щедростью. Деталь: Михаил Николаевич интеллигентен, очень эле гантен, артистичен и похож на молодого дипломатв. Ниче го от типичного (по крайней мере, по кино) тренера или физрука. Престиж профессии — это не только ее популярность, со держательность, это'еще и лю бовь человежа к ней, верность ей, сознание важности того, что ты делаешь. Весьма выра зительно сказал об этом на стрвницах «Известий» ленин- градокий рабочий Н. Логинов. Он справвлливо полагает, что каждая профессия имеет свой круг обязанностей. И каждая хороша по-своему. Но увидеть это можно лишь тогда,, когда ты не ремесленник, для кото- ■рого труд — обуза. Каждый умный и преданный делу учи тель способен придумать нечто такое, что другому не сделать. Но это нечто -»» его личность, неповторимая учительская судьба. Для мальчишек и девчонок 24-й школы Михаил Митйи — непререкаемый авторитет. Не преувеличивая, скажу: до него в школе предмет физкультура не баллотировался возсе. Оп рос ребят «образца» 1976 года показал: физкультура по на значению стоит на последнем месте и числится в разряде не- любимь 1 х предметов. Сегодня в клубе «Спарта», которым ру ководит Михаил, почти полови на школьников. В самой попу лярной в городе лешоатлети- ческой эстафете, посвященной Дню Победы, команда 24-й школы занимает соответствен но: в 1977 году — 26-е, в 1978 году — 15-е, в 1979 году — 5-е место среди молодежных коллективов. Воспитанники Ми хаила уже носят титулы чем пионов района и города. Но не в чемпионах дело. Ребята по любили спорт. И спорт в руках учителя стал средством поли тического, нравственкюго и тру дового воспитания школькиков. .Школьников и студентов этап — братская могила вои нов, возложение цветов, встре чи с ветеранами войны. Каж дое лето Михаил уходит со школьниками в длительные по ходы по стране от озер Каре лии до тор Кавказа. Работает в самых разных амплуа в канику лярных «республиках» школы. Играет роль короля вместе с ребятами в пьесе С. Михалко ва «Смех и слезы». Строит спортивный зал и игровой го родок. Возглавляет трудовой отряд учеников и занимает с ними первое место в районе. Создает группу здоровья для учителей и всех желающих и три вечера в неделю тратит на это. И по воскресеньям «гоня ет» мяч в школьном дворе с МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ: СТУПЕНИ РОСТА ВЫСОКИЙ ДАР УЧИТЕЛЯ можно лечить ото всех поро ков эрудицией. Конечно, уди- трудко, но современный учи тель обязан достичь этого в своем предмете (прежде всего, конечно, в нем) такого уровня компетантностм, который спо собен удивить, восхитить, за жечь питомцев. У Михаила прекрасная профессиональная библ 1 ИОтека, а жажда нгучно- го энакия своего ремесла не- уемгна. И ЧТО особенно прият- стерству — книги по искусству, педагогическая и психологиче ская литература, поэзия. Ми хаил, например, любит совре- мевных поэтов. Он коллекцио нирует живопись. У Михаила большая коллекция спортив ных значков, эмблем. Учитель должен быть чело веком очень высокой общей культуры, разносторон 1 нв со держательным человеком. Та кова уж «неблагодарная» осо бенность нашей профессии: дети от нас требуют знать именно «всея, Это заложено для них в самом слове «учи тель», и трудно каждый раз Т 01 ЛК 0 вать им про то, что «на уки разветвляются».' Михаил Николаевич по сво ей инициативе, еще когда был студентом, ездил работать в пионерский лагерь Академии педагогических наук «Маяк» «за знаниями». Прослышал, что там вожатыми работают кан дидаты наук, и поехал. С тех пор ежегодно, хоть на месяц в счет отпуска «десантируется» под Москву для пополнения своего багажа. Начальник это го лагеря, довольно известный ученый, сказал мне как-то; — Митина мало физруком на зывать, скорее это поэт в Вот мы и подошли к опреде лению молодого педагога, ко торое я бы уточнил как неор динарность. Неординарность во всем. Преподаватель физкуль туры Михаил Митин в День Победы устраивает со своими ребятами пробег по маршруту Липецк—Елец. Завершающий бывшими воспитанниками, приехав-шими на каникулы из военных училищ, институтов. Утверждение себя как лично сти или проще — самоутверж дение --- такое же изначальное свойство, как все первичные инстинкты. Учитель просто обя зан быть личностью, ибо толь ко личность способна воспи тать другую личность. Инжене рами человеческих душ назы вают у нас учителей. «Что зна чит быть инженером душ? ,— говорит А. С, Макаренко. — Это значит воспитывать людей. Наша общая государственная социалистическая задача: вос- питывать коллективиста, вос- И Михаил Николаевич вос питывает своих подопечных так, что сам процесс воспитания незаметен, а точнее скрыт. Не разглагольствованиями, не но тациями, не голыми требова ниями, а делом, деятельностью, личным примером. Рыба луч ше смотрится в воде, учитель — на своем рабочем месте. Он в любом деле не рядом, а вместе с ребятами. Михаил на совхозном попе берет на себя самую длинную делянку и проходит ее первым, в похо де выбирает самую тяжелую шлюпку и не спускает рук с ве сел, на строительстве школьно го стадиона ои и плотник, и ма ляр, и эемлекоп. Часто, при ходя в школу, я вижу его взъерошенным, взмокшим от беготни по школе с молотком или кистью в руках, покрикива- — Сережа, отцепи сетку! Таил, не спи на ходу, краска высохнет! И ребята немедленно откли каются на его зов, бегут к не му со всех ног. Тоже взъеро шенные, озабоченные вопроса- л,и, чего бы еще такое сде лать и... польщеннью работой Педагог всегда интересен не столько сегодняшним днем, сколько дальним замыслом — длиной предстоящей дороги, масштабом спутников, союзни ков. И у него должна душа ’ с умом сходиться. Когда учи'гепь занят творчеством, у него нет в.ремени на пустое и никчем ное. V Михаила уйма замысло и планов. Он серьезно подумь вает о большой науке, вится к вступлению в ряд КПСС. И здесь мы подходим аксиоме: прежде чем ста- хорошим специалистом-учите лем, надо стать хорошим ловеком. Бороться за краси вую школу могут только кра сивые люди. Я спросил у директора 24-й школы, Заслуженного учителя школы РСФСР М. Б. Раковско- го, что в Михаиле как в чело веке главное? — Он очень 'совестливый, — ответил директор. Есть, к сожвлению, катего рия молодых специалистов, которй 1 е вечно мечутся, где-то устраиваютея, пристраиваютея, ищут работу полегче, а кусок пожирнее, Таких, увы, немало и среди выпускников факульте та физвоспитания. Они не могут понять одного: вдохнове ние в труде есть всегда мо мент отдачи. И счастлив в ра боте бывает лишь тот, кто испытывает радость вечной от дачи всего, чем переполнё'на душа и сердце. В данном слу чае география места работы роли не играет. С первых дней работы в сельских школах на шли свое место в учительском строю молодые питомцы спорт- факз Николай Грибцов, Татья на Жалтиковз, Серафим Щег лов, Михаил Бугаков, Михаил Беляев, проявляющие способ- но'сть к решению нестандарт ных задач, хотя и бесспорно на редкость трудных. И разве существуют в работе с детьми легкие задачи? Учитель должен быть не ра ционалистом, а подвижником, идейным борцом, обаятельным чудаком из вечного племени российских правдоискателей. И все-таки педагог — это не профессия в буквальном смыс ле слова, а призвание, дар, долгое озарение. Молодые специалисты вы брали свою профессию ответ ственно. Им свойственна еле-, пящая ненависть к педагогиче ской рутине, которая и рожда ет учительские таланты. Им свойственна высокая ответ-' ственность за будущее тех, е кем приходится работать. Они всегда в поиске, и, следова тельно, иногда ошибаются. Народный учитель — гор дость советского общества. В этой чеканной формуле Леони да Ильича Брежнева выраже на глубиж 1 ая сущность взаимо связи между обществом и учи телем. Общество доверяет учителю свое самое дорогое, свое будущее — детей, а учи тель достойно выполнягт свою почетную миссию: растит поко ление образованных, трудолю бивых, ■идейно убежденных борцов за коммунизм. ...Первого сентября начал вхождение в специальность учителя юный Игорь То 1 Л 1 мачев, выпускник 24-й школы, теперь студент факультета фмзвоспи- тания, ученик Михаила Нико лаевича Митина. Ему есть на кого равняться, есть с кого делать жизнь. С. ШМАКОВ, декан факультета физиче ского воспитания ЛГПИ, кандидат педагогических Вссеоюзное совещание 23 октября в Липецк {съеха лись многочисленные гости со всей страны. В нашем област ном центре, п большом зале Доме Советов начал работу трехдневный Всесоюзный се минар-совещание ра6отки;;ов сельских профессионально- технических училищ по совер шенствованию обучения уча щихся в свете решений XX'/ съезда КПСС и июльского 11978 г.) Пленума ЦК КПСС. В нем принимают участие препо даватели специальных предме тов, мастера производственно го обучения, старшие мастера, заместители директоров по учебно-производственной ра боте, директора, начальники отделов (управлений) сельских профтехучилищ Госкомитетов союзных республик по проф техобразованию, работники ЦК ВЛКСМ, Госкомитетов СССР и РСФСР по профтехрбразо- ретзрь Липецкого обкома КПСС Н. ф . Богатырев. Он рас сказал гостям о развитии на родного хозяйства области. В первый день работы е до кладами выступили заместитель председателя Госкомитета СССР по профтехобразованию А. Н. Осипов, эамеаитель на чальника Липецкого областно го производственного управле ния сельского хозяйства А. А. Афанасов, заместитель заве дующего , отделом ЦК ВЛКСМ С. С. Вахов, начальник управ ления сельских профтехучилищ ГоспрЬфобразовакия РСФСР Я. Я. Бутко. В этот же день состоялся об мен опытом практической ра боты по совершенствованию подготовки квалифицирован ных рабочих кадров для сель ского хозяйства страны. В этом разговоре приняли участие ди ректора и заместители дирек торов по учебно-производст венной работе, мастера произ водственного обучения сель ских профтехучилищ страны. . На следующий день совеща ния его участники побывали в Октябрьском СПТУ-8 Усман- ского района, где озиагсоми- лись с учебно-материальной базой, посетили открытые уро ки, продолжили обмен опытом преподавательской работы. ИЗ ПОЧТЫ КЛУБА «БРИГАНТИНА» «...и окончена школа. И це лая ночь до войны». Георгий Михайлович Стука- лов, капитан запаса, имел право читать эти строки. Ведь они были о нем, выпускнике деся той средней школы, прямо е бала ушедшем на фронт в ' Зал Дворца культуры трак торного переполнен. В нем со бралась одна семья: дети, вос питанники, учителя. Десятая средняя праздновала сорока летие. И присутствовало в зале чувство семьи единой, какого- то негласного родства. Каждая школа, как отдель ный человек, имеет свою био графию, свою родословную. Только биография школы — это судьбы десятков и сотен, тысяч мальчишек и девчонок, возмужавших в родных стенах, обретших крылья для полета. Как начиналась десятая сред няя! Рассказывает ее первый директор В. Д. Негробов. — Здесь тогда, в 1939-м го ду, не было рабочего поселка. Кругом лее, вместо домов только землянки. Школа вы росла среди леса, как дворец. В декабре ее закончили стро ить, а в январе начались заня тия. Училось тогда в ней около тысячи человек, в классах было по сорок—пятьдесят детей. Завод отпустил деньги, купили рояль «Беккер» и зажили весе ло и счастливо. «Мнг - ИЗ Что тако|е в те годы была де сятая д||я'поселка! Школа, формировавшая вокруг себя не только] основные будущие силы для |>астущего завода, но и готовивй 1 ая кадры учителей для поселка. Сегодня лишь в стенах ее учат детей семь быв ших выпускников. Разве же не льзя не гордиться, тем. что о трудовых книжмахгА: И. Бело- ус^ой , А. Г. Стшхховой, Л. М. Л^ёдевой, Мз1|^' Стелченко всего одна запись: «Принят преподанателем в школу № 10 г. Липецкая. А выпускники их работают сегодая яедагогами не только в своем рабочем по селке, но и по всей стране. Какие эго были учителя! Зал разразился грохотом апподи- ементов, когда вАдущий вече- (^риректор ЮАВ^ саев пред ставил слово Марии Гаврилов не Стелченко. Тридцать один год' отдала бывший завуч шко ле. Дети для нее были все. — Мы довольны, что вы здо ровы, счастливы.' Приятно смотреть на ваши счастливые лица. Нам достались трудные вое.чные и послевоенные годы. Мы с вами пилили дрова, ко лоли дрова, топили котельные, дежурили у котельных. Холод- «о было, но зато мы никогда не скучали, , любили, разлуча лись, встречались — и все в — Что сказать про вас! — На сцену . поднялась Надежда Яковлевна Альчикова, семнад цать лет возглавляющая кол лектив преподавателей деся той средней. — Вы росли хо рошими, честно трудились, от лично учились.. Теперь у вас уже дети. Постарайтесь, чтобы и они тоже были людьми чест ными, трудолюбивыми, насто ящими патриотами своей стра- В этой школе и впрямь рас тят трудолюбивых, активных ребят. Скажем, первый строй отряд родился в 1966 году именно здесь. Юрий Коханен- ко помнит, как ему пришлось выступать на Всесоюзном се минаре, посвященном пробле мам трудового воспит^ания школьников, делиться первы ми успехами своего стройотря да. Чуть пи не половина из пя ти тысяч воспитанников школы трудятся сегодня на траотор- ном, других заводах областно го центра. Помнят в школе и о спорте. Поднявшийся на сцену Ю. Н. Житенев, директор спортклуба (Шламя», мастер спорта, быв ший выпускник этой школы, вручил удостоверения масте ров спорта по плаванию ны нешним десятикласснику Сер гею Муравлеву и девятикласс нику Геннадию Щеголькову. Каждая школа, как отдель ный человек, имеет свою био графию, свою родословную. Только биография школы — это судьба десятков и сотен, тысяч мальчишек и девчонок, возмужавших в родных стенах, обретших крылья для попета. Я завидую тем, кто всегда с гордостью произносит: «Мы — . из десятой!». Ребята из Подгоренской средней школы на прошедшем недавно слете производствен ных ученических бригад Ли пецкого района рапортовали его участникам о своих делах. Минувшим летом убрано 19 гектаров сахарйой свеклы, 46 гектаров картофеля. Заготовле но 15 тонн веточного корма, посажено 780 корней деревьев и кустарников. Восемь ребят стали во время страды помощ никами комбайнеров. Доход бригады составил три тысячи триста рублей. Закономерным итогом тру дового слета стало вручение на слете ученической произ водственной бригаде Подго- ренской средней школы вымпе ла ЦК ВЛКСМ «Лучший ла герь труда и отдыха». НА СНИМКЕ: (слева напра во); бригадир десятиклассница Таня Негробова, бригадир Юра Нырков, комиссар лагеря тру да и отдыха Таня Бандурко, командир лагеря Вера Бирюко ва, бригадир Марина Старцева. Школу строим I Когда рядом отец с а м и Чаше всего в школе праздну ют новоселье один раз. Возвели ■здание строители, первого сен тября вручили ключ, учитесь, ребята, хорошо! И ребята учатся. В их распоряжении и мастерские, и теплицы, и акто вые залы, и современно обору- дованнь': лаборатории. А вот тридцать седьмая шко ла в поселке Дачном построе на давно, по старому проекту. В ней не было всего того. что есть в новых школах. Но ее ученики не огорчались. И сами в течение последних лет уст роили несколько новоселий. В нынешнем сентябре, на пример, открылся тир. По строен он руками ребят седь мых—десятых классов. На ка кое-то время им пришлось стать землекопами. Тир-то их под земного типа. И котлован дли ною в шестьдесят метров и вы сотою в пять вырыли сами. ЭГо значит: вручную вытащили 900 кубометров грунта. А надо бы ло смонтировать железобетон-, ные блоки — и старшеклассни ки становились монтажниками, а затем и каменщиками, и шту катурами, и малярами, и плот никами. Были на строительстве тира ударники; Валера Степа нов, Наташа Боровских, Сеп- гей Бочарников, Наташа Ма- рокулина. и весь десятый «Б», Ребят не подгонять, а порой ос танавливать приходилось, вот тир открыт. Теперь воен рук школы В. Е.. Клименко про водит здесь уя1*»«военяв“ готовки, за'^тмавтся с пятью Лйелкозыми т и п а м и . Кроме ■ ^ о , в с ко р ом 'И д ущ ем здеп. начнутся теорётнеские уроки парашютного кружка. Есть в школе еще одно поме щение — художественная ма стерская. Зд ес ь 'в любое время можно застать тех, кто зани мается живописью, чеканкой, мозаикой. Построили его тоже школьники. А сейчас под руководством учителя труда А. А. Тоболина ребята сооружают здание, где разместятся слесарные, сто лярные и механические ма стерские. Они займут площадь в двести квадратных метров. Скоро осенние каникулы. И в эти дли старшеклассники наме рены поработать: на недостроен ном здании. Очень хочется, чтобы им. помогАи взрослые. Еще одна немаловажная де таль для характеристики шко лы. Средства на новостройки здесь зарабатывают сами. Мы не раз сообщали читателям, что тридцать седьмая школа в сек 'а перешьтполняет план по макуфЗ^'Уры и металло лома. Вот откуда деньги. В. СТРОКОВ. Совсем недавко в Липецком районе состоялся слет учени ческих производственных бригад. Трудовые династии совхо за «Липецкий» на этом спета представляли отец и сын Ти- Двадцать третьего ноября у Александра Сергеевича Титова и его мпадшего сына Виктора день рождения. Отцу будет со рок, сыну — шестнадцать. В свои шестнадцать Алек сандр Сергеевич трудился учетчиком в колхозе «Россия». А теперь двенадцатый год згЗ штурвалом комбайна. Из эти;: двенадцати , вот уже десятый сезон работает в поле семей ный экипаж Титовых. Семь пет помощником у отца , был стар ший сын Сергей (сегодня он тракторист здесь же, в совхозе «Липецкий») и сегодня третью свою страду закончил Виктор. Виктор: — Уборка была в этом году тяжелой. Хлеба пло хие. Погода подкачала, да и комбайн у нас был уже ста ренький. Но три звездочки на бункере появились, По этому году неплохо: второе место по отделению. Александр Сергеевич: — Когда идет пшеница, и ра бота красна, всем видно—хлеб идет. А я это время с удо вольствием вспоминаю еще и потому, что в летние дни мой сын учился выносливости, обя зательности. Приехал однажды директор совхоза; «Ребята, на до побыстрее убрать. Сделаете быстро — каждому премия». Все силы отдали, но в один день убрали, и уже при свете фар переехали на ячменное поле. Витя работал наравне со всеми. Я к чему все это говорю: звездочки на бункере, премия, это, конечно, дело не послед нее, но главное, пожалуй, в том, что человек работает с полной отдачей сил. В страду- то, прежде всего, об урожае думаешь. Виктор: — Мы с братом, как мама говорит, только на ноги встали, а один голос: «Мы с дедушкой пойдем». Дед у нас мировой. Тридцать три года проработал на земле. Он пер вый дел мне поводить-ком байн. Бывало, медом не корми, дай потрогать какую-нибудь деталь. До сих пор лкэбимый предмет в школе — машинове дение. После школы пойду в техническое училище. Буду ме ханизатором. Александр Сергеевич: — Дай сегодня Виктору комбайн — сможет повести самостоятель но. Вот в этом году нет-нет да и скажу, бывало; «Ну-ка, круж ка два дай без меня». Пригля жусь, ладно рабо-тает. Да и комбайн не заладится — без посторонней помощи справить ся сможет. Настырность у есть на работу. Виктор: — Раньше по утрам меня будила мама. Теперь про сыпаюсь сам. Привык. Буду щим летом пойду работать са мостоятельно. Г. МЯЧИНА. — Спасибо, — Вытирая еле зы с морщиниеть)х щек, побла годарила Безрядина. — Вы будете записывать де тей в школу? —- спросил Ва лентин. —- А как же! Запишите Ми- шатку и Полюшку. — Сколько им лет? — Десятый идет. — Они ДВОЙНЯШКИ, — пояс нила Козлова. — Сюда не пойдем, — оста новившись, сказала Варя. — Тут Кургуз живет. — И, чтобы было понятнее, добавила: — Это тот, который привез вас. — А-а, надо навестить старо го знакомого... П ОСЛЕ захода солнца, когда поселок-уже при готовился ко сну, Ва лентин пришел на квартиру. В этот вечер потянулись му- — Как думаешь, Валентин Николаич?'— продолжал Ефим, — Всех, конечно. — Ребятенки наши заживут. — заключил Ефим. — Мы пришли к вам вот за чем, Валентин Николаевич, — осторожно сказал Тихон Петро вич и пересел на ступеньку вы ше. — Какая помощь вам нуж на? Говорите. Всем миром по можем. — Слушай, Тихон Петров, — неожиданно вмешался Ефим. — Знаешь, где школу можно разместить? - Г д е ? — В хате Дуньки Головки ной. Самый раз будет. Как ду маешь? — Бабка надвое сказала,' — почесав кадык, протяйул Тихон Петрович. — А ну-ка, она эаса-’ противится, скажет нет — и рившись до того, что Рыжков самому Николаю Второму вл- зал комод, Тихон Петрович за смеялся и бросил: — Ну, и брехун... — Сам. читал документы, — серьезно сказал Ефим, ударяя кулаком в грудь. — С места не — Да ты ни одной буквы не знаешь, — уколол его Антон. — Мне его баба читала.' — Вот еще вопрос, Валентин Николаевич, — Тихон Петрович потер отсидевшую ногу, смор щился от неприятного покалы вания, спросил: — Как с тетрадками? Разговор затянулся за пол ночь. И когда во всех концах (де-ревми загорланили петухи, Ефим весело бросил: — Дай-ка нам на сон гряду- щий, — и -почазал на гаомонь. жики к учителю: кому парниш- — Не ,может быть, —г возра ку в школу определить, кому зил Ефим. — Она баба обоюд про.сто поглазеть на городско- ьая. Уговорим, го человека, а заодно и спро- — Хо, — недовольно хокну сить, что делается в стране. ла Рогалиха и встала: — При — Чего не видели? — подни- думать путного ничего не маясь с ведром по ступенькам ли. Какой же дурак в хату крыльца, буркнула хозяйка. лу сажает? А? — Тебе что, жалко? — отря- — Сиди, — двинув бровями хивая с колен пепеЛ, вопроси- с презрительной усмешкой тельво проговорил Ефим По- давил Ефим. — Тебя нр, ,сп|за- пов. шивают. — Пошла отседа! Гавриил только и ждал гюиглв- шения. Он вскинул гармонь на грудь, пробежал по холодным перламутровым пуговкам свер ху вниз и, вывернув нарядный волнистый мех, рванул с пере борами ао весь дух плясовую. Валентин вышел на крыльцо, когда Гавриил Папкин, давясь смехом, рассказывал о том, как дед Матвей высадил погреб за — Не может быть, — усом нился Ефим и замахал руками, — Не может быть, — протя- бурчал Гавриил, вул Гавриил. — Сходи, пО'Смот- надо, ри, — и показал рукой — Во, как мы живем, Вален- 1 Н Николаич, — Ефим сорвал себя измятую фуражку, бро- «л ее на землю, хлопнул в словно ладоши и так застыл в артисти- _ нашкодившую кошку крик- ческой позе, а потом петухом нул Гавриил, грудью наступая обошел гармониста, на Рогалиху. >- — Гавриил,- же дури, — не Варя Козлова в первые дни повышая голоса, сказал Тихон застенчиво отвечала на вопро- Петрович. сы учителя. Стоит Валентину — А чего она? — усаживаяг*. что-нибудь спросить — она мо- гармонь, недовольно про- ментально покраснеет. - Везде ей Ну, как, Тихон Петрович,-— высеребренную луной избуш- продолжал Ефим.’- ку. — Спросить надо. Она, прэв- Рогалиха не выдержала и - - радостно проговорила: — У, пропасти на тебя нету! — Истинный бог, бабка, — клялся Гавриил. — Глаза лоп- Рогаяйха не была глуха, но Гавриил говорил с ней тем то ном, ко-торым говорят с глухи- 3. И это не мешало обстоятельно и просто расска зывать учителю о деревенских ■делах, давать короткие харак теристики каждому парню, женщине, мужчине. . . . „о. , н. .»би,. — А она, дура, и послуша л а с ь ,— не унималась Рогали- рым говор», с .лули- Замолчи, - выпалил Гав- дурачками. Рогалихе и притопнул ногой. — За^мол-чиг Г- озлобленчо -— Гавриил мне нравится, но то, что он грубоват, — пройдет с годами. — Он мне тоже нравится. Но — Разные люди — разные характеры, — раздумчиво про- 4»}^ давно не нравилось, п мпи . . нередко выходила из себя. повторила Рогалиха и вплотную ■, _ _ подошла к Гавриилу: «--Ты кто Увидев Валентина, Гавриил д , я тебе, что, поспешно встал, дружелюбно дур^цка» '■ пригласил присаживаться. М у равриил вскинул голову, сжал жики, как по команде, закури- ^ {. яростью крикнул: — Цыц, бабка. Не то в рас- — Кто у вас так весело рас- ход пущу, сказывал? — спросил Вален- — Я тебе пущу, сказала впрямь была хороша. Ситцевая тин. Рогалиха и показала Гавриил/ темная кофточка подчеркивала — Наш брехун, доморощен- дулю. линии ее красивых плеч, а над __ сказал Тихон Петрович — Вы не обращайте на них плечами курчавились мелкие Зуев поглаживая свою пыш- внимания, Валентин Николаич, завитки тонких пушистых во- ную,'как веник, бороду. словно оправдываясь, сказал лос. — Брось, дядь Тишка, — со п^гой^ма'лый -^'^Й раз- заметила этот взгляд. В смехом отозвался из темноты » нас каждый ее голубых больших глазах Гавриил. _ Иаинная правда. ^ . ^ " “^ .Гплэт^е вспыхивали огоньки а губы — Значит, школа у нас долж- оь-пла.ное . реме. морщинились, готовые рас- на быть - после некоторого „Хорошее представление»,- " улыбке, молчания то ли вопросительно, подумал Валентин, то ли утвердительно прогоао- _ д ч,о.касаемо парт, сде- рил Тихон Петрович, повернув- „аем,— раздумчиво, но с твер- шись к Валентину. — Обязательно будет, верил Валентин. пуская из нос — Это хорошо, ежели так ве- струйки дыма, рите, — заметил Тихон Петре- _ Стоит только попросить ВИЧ. Ивана Петрова, — заметил Остальные мужики молчали, дошедший Антон Зиновьев, посматривая то на рень лет двадцати, недавно Тихона Петрови^- хоронивший Валентин отвел глаза. В субботу Варя поехала в пи V .=ии ТвТраДЯМИ, РУЧКаМИ, в В : воскресенье в деревне шла зэ- колай Семенович Варварин, бойкая тоогоаля' две туманных добром. любопь учителя, ча. ЕсЦим запнулся и воркой спросил: — А всех будешь примат, в школу, товарищ-. Как вели — Валентинам Николаеви С понедельника шесть му жиков принялись мастерить I- парты. Иван Павлович Рыжков, I- невысокий широкоплечий му жик, с умными, живыми глаза- , выслушав Вапентина и что- прикинув в уме, твердо ска- Скороходов повернулся и взглянул в освещенное луной лицо Антона, худощавое, с '■ большими глазами и твердо очерчечным ртом. I- — Да, Рыжков — голова, — подтвердил Ефим. — Ты зна ешь, Валентин Николаевич, что . . это за человек? — И минут топором, рубанком, пилой, в двадцать Ефим рассказывал о мастерстве Рыжкова, догово- (Продолжение следует). — Ясно. Начинаем, ребята. Валентин с любопытством на блюдал, как этот неразговор чивый плотник ловко орудует
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz