Ленинец. 1979 г. (г. Липецк)
31ЕНИНЕЦ • 2 • ЛЕНИНЕЦ Пленум Липецкого райкома комсомола рассмотрел задачи, стоящие перед комсомольской организацией района в свете решений IV Пленума ЦК ВЛКСМ. Главный упор был сделан на профессиональную ориентацию школ&ников. В докладе «О задачах районной комсомольской организв- 1 Г 1 И по выполнению решений IV Пленума ЦК ВЛКСМ» секре- к р ь райкома Н. Усатая дала глубокий анализ дел районной комсомольской организации по подготовке школьников к В школах района работают 33 ученические производственные бригады, которые объединяют в своих рядах две тысячи уча щихся. В нынешнем году руками школьников обработано 147 гектаров сахарной свеклы, 138 — картофеля, 65 — овощей, 229 — кормовых культур, 3353 — зерновых. Вместе с тем учащиеся оказали труженикам совхозов и колхозов большую помощь в выращивании и уборке урожая. О делах, проблемах, стрящих перед первичными организа циями, рассказали в своих выступлениях участники пленума. ГОТОВИТЬ КАДРЫ для СЕЛА Так, Ольга Кузнецова из Беринской средней школы отметила работу их школьной производственной бригады .' Здесь есть звенья полеводов, овощеводов механизаторов, лесоводов, кормозаготозителей. Каждому школьнику находится дело по душе. Юные лесоводы посадили 140 тысяч деревьев, сдела ли и развесили 60 скворечников, собрали и сдали в аптеку 120 килограммов лекарстренных растений. Полеводы обработезли 16 гектаров кормовой свеклы, 30 гектаров евекловысадок. Кормозаготоеители припасли для животноводческих ферм совхоза «Боринский» 800 килограммов веточного корма. А сама бригада заработала 6100 рублей. - Работа в составе бригад помогает ученикам в учебе. К то му же, во время работы они лучше узнают состояние дел в хозяйстве, у них Появляется чувство ответственности за вы полнение того или иного дела. И не случайно зачастую школьникам доверяют штурвалы комбайнов. В прошедшую уборочную страду в жатве хлебов приняли участие семнад цать старшеклассников. Среди них Вячеслав Слугин из Лубнов- ской средней школы, Александр Коробейников — из Пружин- екой, Александр Кистровских из Ильинской средних школ. . Важную роль в профориентации играет Ленинский зачет, ко торый решает главную задачу ^ привлечение к активной об щественной деятельности каждого комсомольца. В ходе за чета, как правило, мальчишки и девчонки требовательнее от носятся к себе, стараются походить на старых коммунистов и ветеранов комсомола, передовиков, с которыми встречаются на своих собраниях. Нерддко школьники включаются в инте ресные почины, движения. Так, в ходе Ленинского зачета комсе.мольцы Новодеревен ской, Ленинской р е д ки х школ установили тесные связи с тру жениками совхоза имени Ленина. .Вместе со своими родителя ми они работали на. полях хозяйств. Все .это сказывается на том, что каждый год все больше и больше выпускников после школы остаются в своих селах. Пополнение приходит в мастерские, на животноводче ские фермы. В нынешнем году в районе осталось 105 парней н девушек. Однако проблема текучести молодежи далеко не решена. Нередко выпускники уезжают из села в город, посту пают там в технические училища. А в Частодубравское СПТУ, между тем, приходит мало выпускников. В нынешнем году сюда поступило чуть более 60 представителей района. И это в то время, когда в колхозах и совхозах остро чувствует ся нехватка механизаторов, шоферов. В этом комсомольские активисты, преподаватели видят свои промахи, недочеты. Заместитель директора Чаетодубрап- скей средней школы по воспитательной работе С. В. Зыбина отметила, что отдельные учащиеся школы пренебрежительно относятся к физическому труду. Здесь сказывается сла бая связь комсомольской организации колхоза «Заветы Ильи ча» и комитета комсомола школы. Учащиеся не всегда знают о работе тружеников хозяйства, о перспективах-развития кол- В немаловажной степени сказывается и отсутствие на селе бытовых условий, которые имеются в городе. — Сегодня, хотим мы того или нет, села соревнуются е городом в создании молодому человеку условий труда и отдыха, — сказала доярка совхоза «Дмитровский» Мария Дашкова. — И в этом еоревнозакии победителем чаще ока зывается город. Администрация совхоза старается привлечь молодежь На работу, парням здесь доверяют новую технику, создают ус ловия для работы. Однако нередко эти условия не отве чают предъявляемым требованиям. Особенно на фермах. Здесь преобладает ручной труд, отсутствует двухсменная ра бота. Ко всему прочему, в свободное время молодым некуда пойти — сельский клуб представляет собой небольшое, вет хое помещение, а строительство новых зданий неизвестно когда начнется. Принципиально, по-деловому обсужда-чи комсомольцы один из важнейших вопросов, касающийся подготовки кадров для села. Вместе наметили и ряд мероприятий, направленных на изучение профориентации школьников, воспитания их в духе преданности земле, родному хозяйству. Решено в дальнейшем совершенствовать работу кружков техкичес-кого творчеава, крепить связи .производства со школами, формировать у мо лодежи коммунистическую сознательность. Как отмечалось на XXV съезде КПСС, вею воспитательную работу с молодежью строить так, чтобы аступлекие в трудовую жизнь, активное приобщение к сознательному участию в коммунистическом сгроитсльстве укрепляло присущий юности горячий энтузи азм, страстную веру в коммунистические идеалы. Влёнум РК ВЛКСМ р 8 сеМ 0 # 4 й дргвнизацмонный во^ос . В связи с направлением на учебу в высшую партийную школу В. Меланьина, пленум освободил его от обязанностей перво го секретаря. Первым секретарем Липецкого райкома комсо мола избран С . Б. Доровской. ■ М. ГОРЬКАЕВ. €шро я закончу сельское профксиояаомю - техничесжое училище X» 2 в городе Ельце. Стану трактористом-Ш| 0 (!> 6 Р 10 м ШИ 1 РОКОГО профиля.. Вернусь в свое родное хозяйство и буду работать. Уже сейчас часто представляю те дни, когда бу ду пахать, сеять, убирать, пе ревозить урожай. В училище нам внушают мысль о том, что наша профессия — самая нуж ная на земле. Преподают здесь хорошие уроки по механиза- торбкогму делу не только по учебникам: в училище частые гастн Передовые тра 1 Ктористы и комбайнеры Елецкого района, а когда мы бываем на практике в кдахозах и совхозах, к нам привсрепляадт опытных настав ников. Они с удовольствием делятся своим мастерством. Хо- чешоя им, ветеранам, труда, чтобы на их метто пр.ншяи на стоящие хлебопашцы, не жале ющие ни сил, ни времени для трудного, во очень почетного дела. Я и мои товарищи будем с благодарностью вспоминать училище. Но сегодня мае хо чется рассказать о лтоях, ко торые не числятся в штате дренода-вателей и мастеров и далеко не все из них хлебо пашцы, способные дать нам уроки профессионального ма стерства. Их уроки особого свойства. Они учат -быть пат риотами ^ нашей Родины, пом нить тех, кому мы обязаны ВО.ЗМОЖИОСТЬЮ ', спокойно Быра- щняать.хлеб на наших необъят ных нива,х. Эти люди — ветера ны 220 -й стрелковой дивизии, которые прошли с боями через иногие города нашей страны и Европы. На протяжении «е- скольк-их , лет ребята нашего училища собирали материалы для музея дивизии. Мы писали во многие города, разыскивая войнов-ветераяов этого про-- УРОКИ ПОХОДА Сейчас, когда наша моло дежь вернулась из подшефных хозяйств Данновского района, где она помогала сельским труженикам в осен 1 ней страде, хотело-сь бы подытожить сде ланное, проанализировать, как были организованы там усло вия труда и быта молодых но- ■ волипчан. Работали посланцы Но-воли- пецного завода хорошо. Ком сомольцы литейного цеха в совхозе «Политово» при плане 70 гектаров убрали. картофель с площади 85 гектаров. Часто приходилось им трудиться в непогоду. Каждый раз, выез жая в поле, они захвать!вали с собой зонты, непромокаемую одежду, — ведь дожди в нача ло уборки шли почти каждый день. И тут-то мы столкнуТжсь с проблемой, которая не реше на и по сей день. тал: все картофельное поле площадью 230 гектаров можно было бы убрать семью ком байнами .и закрепить за ними 45 человек, а не 90, как это 6ы- А остальные 45 человек мог ли бы в это время работать у своих станков, то есть на заво де. Ведь именно в уборочную страду, когда большинство ра бочих выезжают в подшефные хозяйства, наш завод Особенно остро ощущает нехватку рабо- На нашем заводе нашел рас пространение интересный опыт. Зимой работают курсы по управлению и обслужива нию тракторов. В этом году к подготовке заводских тракто- ристов-механизаторов мы по дошли более основательно. Сразу же на местах создадим бригады, чтобы на колхозные СТРАДА ЗАКАНЧИВАЕТСЯ - ПРОБЛЕМЫ ОТСАЮСТЯ Представьте себе: идет силь ный дождь, работы в поле пре кращаются. Надо бы где-то укрыться от дождя и ветра. Но где? Много раз обращались мы к руководителям совхоза — помогите. Те, в свою очередь, столько же раз обещали: бу дут вагончики. Но дальше слов дело так и не сдвинулось. Вначале я говорил о хорошей работе посланцев завода на полях подшефного хозяйства. Вроде бы и дирекция совхоза такого же мнения. Не зря же комсомольцы Татьяна Аверина, Надежда Ермолина, Мария Ко рякина, Юрий Никифоров бы ли награждены за ударный труд Почетной грамотой. Но как ее вручали? Грамоту пере дали Марии Корякиной как обыкнованнь|й лист бумаги. А могли бы сделать и по-друго му, не формально, а торжест венно, с душой, чтобы комсо мольцы морально почувство вали и свой вклад в общее важное дело. После такой «благодарно сти» ничего, кроме чувства обиды, у ребят не осталось. Видимо, дирекции совхоза нужно обращать внимание не только на количество центне ров и гектаров, а пренсде все го, на человека, ведь за циф рами стоят, в первую очередь, люди, их каждодневный труд. В подшефном совхозе «Ягод- новский» тоже не обошлось без досадных осечек в органи зации труда шефов. Там рабо тала наша молодежь из цент ральной заводской лаборато рии. Половину площади — 110 гектаров картофельных полей, —комсомольцы убирали карто- фелеуборо2нными комбайнами. ГТричем, обслуживали комбай ны Владимир Васильев, сек ретарь комсомольской орга низации лаборатории, комс<> мбльцы Владимир Курдюков, Николай Гуляев, Михаил Куса- кин. Очень рсорошо, что руко водители совхоза доверили за водчанам технику. Но, работая на комбайне, Владимир Васильев подсчи- поля можно было посылать минимальное количество ра бочих, но профессионально к сельско-хозяйствеиным работам подготовленных. В выигрышах будут и завод, и наши подшеф ные хозяйства. .Возможно, этот опыт по бо лее рациональному использо ванию рабочей силы во время уборочной страды приживется и на других предприятиях. Жаль только, что этот интерес ный опыт продиктован, что говорится, «не хорошей жиз нью», а бесхозяйственностью руководителей подшефных хо- Другое бедствие — авто транспорт. С этой проблемой нам пришлось столкнуться совхозе имени Куйбышева. В совхозном саду комсомольцы и молодежь азотнотукового производства убирали ябло ки. Урожай был боглтый. но машины часто опаздывали или совсем на приезжали. Чтобы не простаивать, ребятам при ходилось работать на участках, где яблоки уже были собраны, то есть добирали остатки. А в совхозе к этому отнеслись спо койно, словно им безразлично, когда будет'собоан урожай. До конца уборки фруктов вопрос о плохой работе авто транспорта ТЭК и остался от- мрытым, Не решили его руко водители совхоза, да и не пы тались, нагвркое. Сейчас многие шефы верну лись на свои предприятия. Но ведь начнется и новая стра- И . поэтому руководителям колхозов и совхозов уже те перь стоит обратить внимание на те недостатки, с которыми мы ежедневно сталкивались в дни уборочной страды этого года^ И уже сейчас решить В жаркие дни уборки будущих урожаев это обойдется слиш ком дорого для всех. С . ЧИРКИН, заместитель секретаря комсомольской органи- 'зации НДМЗ. слаженного объединения. И всегда удввяяйясь тому, с ка кой быстротой они отвечали нам. И то ,. что В', скором вре мени у нас открылся музей, по жалуй, самая большая заслуга их самих. Можете.представить, сколько •было радости,, когда на отирытие приехали многие из них. Но, пожалуй, еще боль ше радошлись тому, что мы. м.альч 1 итки и девчонки, дали* возможность боевым друзьям аспретиться вместе. В тот день мы пригласили ,их на вечер «От всей души». , На сцене были наши старшие друзья, которые отвечали на, многочислтеные вопросы и ир'ИНймали много численные наши сюрпризы. Они немало удивлялтсь, что зМсь,: в Елецком училище, так много знают о них и их това рищах, которые не смогли при ехать на встречу. Мгшутой мол- чавиа мы почтили и тех. кто погиб в боях с фашистами. В . тот же день возникла идея о совместном походе по м.и:там сражений дризии. Нам захоте лось отдать- дань благодарно сти том, . кто не„вериулся с этих -мест. ,И вот 32 июня от памятника погибшим воинам Ельца мы на небольшом аэтобусе отпра вились в пет поход: Дни, про» веденрные .иаларшруту. Елец Москва - т Ржев Гагарин — Вязьма — Смолсжк — Ви тебск —- Орша — Г)Р!адво “ Новый Двор — Лада — Мвиск, будут, навериое, самым.и важ- НЫ 1 М 1 Н в моен[ жизни. И в^ой, что я уже прожила, и в той, что мне еще ,й>едстоит прожить. Они были'заполнены историей, необыиновеншоД добротой тех, кого мы встречали на своем пу ти. У наших старших товарищей. тонович Ко 1 пДев и Николай Ни колаевич С^фршов —'давние- давние друзьк. Все п-ослевоекное время они (Прожили в нашем городе, их сфязыяает большая обществен 1 на 4 работа. Венедикт Антоярвич б |и комавдиром по-, хода; И надй было видеть, как Н,И'КМ|й Николаевш , совсем по-йЖиому ; обраДщся к не му, Д 01 кла|дыаая о »ып 0 (либяии поручений. А 1Ввнедикт Датояо- вич. с такой; же , сещжзностью выел,ушивал ■и давал дальней шие укааая 1 ия. Гладя на них, мы старались,:, что|бы нам .не повторяли до два раза прось бы, приказы.-И за все эти дни не было случая малейшего на- ртциия дисцпплины^щ . страна к аЯ р с ь нам родным большим дЖом. В каждом городе нас встречали, как самыхдкелаиных людей. В музеях, горкомах комсомола, и просто вст|ре!гившиеся по, доро ге люда. ■ Во многих .городах нас надаля, спецнальио. Коиеч- но, там, где живут ветераны дквиеии. Об 1этих встречах рас сказывать .трудно... Пишу сей час и ПООТОЯИ.НО напрашивается слово «запомнили». Запомаили мы, «с каким участием боевые друзья расспрашивали друг друга о жизни, заномнили, с какой гордостью показывали нам вновь построенные после войны города, заи0М1няли, как молча вместе со старыми бой цами стояли у братских могал. Наше старшее поколение... Вы—В|ОПЛощеиие чел-овечности, — думаю я теперь постоянно. Пока БЫ есть, можно жить сло- КОЙ 1 НО. Зяаю, вы не бросите в беде. Запомяилась поездка в город Гагарий. Приехали в-него рано утром и, конечно, сразу первый вопрос о том, где жи вет мать Юрия Алексеевича Гагарина. Пришла к ней. Частно говоря, не надеялись мы на то, что 01 на примет нас. Ведь сколь ко людей, к ией приезжает. А она истретила нас, как-собст венных внуков. Чаю предложи ла, забеспокоилась, не устали мы в дороге, может, пом-ошь нам какая-нибудь требуется? А Ве недикт ' Аитоновнч и Николай Николаевич все о...здоровье ее расспрашивали. В те минуты я почувствовала, что и за жизнь матери первого когмшавта эги люди чувс'твуют себя в ответе. Жить, отвечая за все. Только тогда ^ы будешь счастлявьвм,— поняла я в походе. ДГне и моим товарищам хочется быть сча стливыми. Я думаю, нынешнее лето поможет нам стать насто ящими людьми., «У МЕТАЛЛА ЕСТЬ ХАРАКТЕР» Рабочий стаж Виктора Рома: грщ он был награжден орденом Славы третьей степекм. Ученики Виктора Ромащенко работают сейчас на самых различных предприятилх, не которые служат в армии. Но иаставиикв своего не забывают. Виктор переписывается со Виктора Ромащенко уже третий год избирают секретарем партийной организации цеха. И, несмотря на занятость общественной работой, он умеет найти время для каждого своего ученика. Потому что для Виктора очень важно, чтобы парень стал настоящим ра бочим человеком. Токарь-универсал ремонтно-механического цеха станкостроительного завода Виктор Ромащенко считает, что главное в воспитании молодого рабочего — это доверие. Своему ученику Александру Юрину уже на третий день работы он поручил самостоя тельно изготовить деталь. Первая попытка оказалась для новичка неудачной: сломапея ^ «|Не повезло, — огорченно подумал Александр. ~ На меня понадеялись, а я...». Виктор подошел к смутившемуся парию, подбодрил: — Ничего, бывает. — И улыбнулся. — Знаешь, я сам точно так начинал. Виктор объяснил причину неудачи. И... не удержался — все-таки сам сделал деталь до — Вот так надо, — обратился Виктор к Александру. •— Металл ■— он тоже свой харак тер имеет. Ты и постарайся этот характер почувствовать... Сейчас Александр уже уверенно р а с т а е т на станке, хотя трудовой стаж его всего месяц. Своим учеником наставник доволен. Доволен он,, что Александр после школы решил сначала поработать на заводе, а потом уже поступать в институт (хотя средний балл в , ат тестате .у него-гг 4,1 (. * , „ , Что же" это 38 инженер будет, если он не знает, с какой стороны к станку подойти! — считает Ромащенко. - . Виктора и Александра вместе можно увидеть не только за работой, но и во время пе рерыва. Они часто спорят о прочитанн:^ книгац, о новых-фильмах. — Виктор Григорьёаич' на всё умв#^взгл1|з;ть по-своему, - -- - кто|гГр ИЗ ПОЧТЫ КЛУБА «Рабочая орбита» сказал Александр. — Даже металл. Сначала я удивлялся, когД^ Ви О|Г игорьввич говорил о нем, как о живом эвеке. А сейчас понял: металл и вправду бывает серьезным, добрым, упрямы/л. Через месяц Александр Юрин будет сдавать экзамены на разряд. _ на . а< Тё ё НА СНИМКЕ; В. Ромащенко и А . Юрин. Фото 1 . Самохвалова. «ОРЛЯТСКИЙ» ДЕРЖИМ ШАГ Четким, военным строем ша гают ребята. Не просто маль чишки и девчонки. Идут «ор- Недавно на стадионе «Трудо вые резервы» тридцать три «взвода» учащихся десятого технического училища выстро ились на торжественный смотр заключительного этапа воен но-спортивной игры «Орленок» на приз воспитанника училища Героя Советского Союза Ивана Семеновича Бурлакова. Позади отборочные еорев- нозания; в каждой группе в те чение сентября прошли состя зания по троеборью, результа ты которых определили двена дцать самых сильных и ловких ребят. Им и предстояло защи щать честь группы в финале. Заняла свои места судейская коллегия. Особое внимание се годня первокурсникам. У них соревнования по троеборью. Второй и третий курсы состяза ются еще и в искусстве быстро и метко стрелять. Отличную выучку и выносливость проде монстрировал Сергей Воржев, командир взвода операторов и вальцовщиков. В его активе пятьдесят очков и лучшие по казатели в троеборье. ТВОЙ ВЫХОД, «ОПТИМИСТ» Двадцать третьего октября во Дворце культуры профсою зов перед участниками всесо юзного совещания работников профтехобразования выступят с концертом творческие кол лективы ПТУ города. Среди участников концерта зрители увидят юношеский хор двад цать седьмого училища. Вый дет на сцену и агитбригада «Оптимист». «Оптимист» существует чет вертый год. В нынешнем году коллектив значительно обнсз- лен — это уже шестой состав. Но, несмотря на частую смену артистов, концертная про- граАма всегда разнообразна и отлично исполняется. На сче ту «Оптимиста»—десятки сце- новую программу, посвящен ную 110 -летию со дня рожде ния Ленина и сорокалетию профтехобразования. Ребята мечтают выступить в заключи тельном концерте самодея тельных творческих коллеоти- вов ■профтехобразования, ко торый состоится в г. Москве. КУЗНИЦА РАБОЧИХ Более двадцати тысяч квали фицированных рабочих подго товило техническое училище Нз 2 г. Ельца за время ввоего существования. Его выпускники трудятся во многих городах на шей страны. А приди на елец кие заводы: «Гидропривод», тракторных гидроагрегатов, медицинского оборудования, «Эльгу», убедишься в том, что большинство рабочих учились именно в ТУ На 2. Можно со вершить еще одну интересную экскурсию, которая тоже будет касаться именно этого учили ща. Маршрут ее проляжет че рез многие хозяйства, пред приятия области. Здесь мы уви дим станки, сделанные руками учеников ТУ № 2. Изготовляя их, ребята хорошо усваивают темы программы обучения. Вот почему из стен училища выхо дят квалифицированные рабо чие. Глядя на станки, сверкаю щие Аюталлом деталей, осо бенные слова благодарности хочется сказать Виктору Нико лаевичу Дорофееву, заслужен ному мастеру профтехобразо вания РСФСР . За тридцать пет работы в ТУ-2 «н очень много сделал для того, чтобы учеб ные мастерские училища на поминали настоящие цехи на стоящего завода. Г. МЯЧИНА. Л ИДИЯ.Егоровне вырони ла из рук платок, оасте- рянно посмотрела на сы на, потом, облокотившись о притолоку, заплакала. — Мама, ты чего, мама? А слезы не слушались. Они медленно ползли по морщи нистому лицу, капали на руки. — Куда едешь? — судорож- э глотнув, наконец, спросила В Боровско.8. Это совсем недалеко. В лкэбое время при ехать можно. До Казикки по- ездо.м, а там — на лошади. Но матери все равно — да леко или близко уезжает сын— больно переживать разлуку. Валентин и сейчас казался ей таким же боспомо-щным, как и девять лет назад, когда ока — Это хорошо, что хлеб есть. — Есть, да не у всех. Отдель ные, душевно скажу, сильно бедствуют. Дед достал из кармана кисет, свернул цигар ку. Затягиваясь самосадом, он добродушно спросил: — Сами, извиняюсь, откуда будете? —- Из Липецка... — Народ ждет вас, Валентин Николаевич, по совести го ворю. — Дед Матвей сплюнул и стеганул по лошади. — А молодежи много в де- Дед махнул рукой: — Хулиганье одно. , Пьют больно много, окаянные. Лошадь перешла на шаг. Слева от дороги сонливо шеве- Валеитин пожал плечами, как бы говоря: «Пока все равно». Деловито поправив дугу, воз ница прыгнул в бричку, и ло шадь, отфыркиваясь, затрусила по деревне. Ребята разбежа лись по домам: поделиться но востью — учитель приехал. Запыхавшийся Федя Бес сонов сообщил матери: — Ну, точь-в-точь — Гаврю- ха ПаЛ'Кин, только глаза голу бее и в плечах шире. Серди тый. Ни разу даже не засмеял ся. Кургуз с ним говорит, в он молчит и молчит. /Аать, внимательно выслушав сынишку, бросила месить те сто, заспешила к бабке Рогали- 6 6 о ^ м г ^ а й . с с л ь ? < ^ с с Я привела с кладбища четверых лилось и лепетало что-то свое осиротевших ребятиитек... побуревшее просяное поле, С О ВЧЕРАШНЕГО дня дед в котором назойливо стрекота- Матвей не чувствовал ли кузнечики, справа — велича- под ногами земли. Спо- во стояли стройные сосны, пе- зарамку он придирчиво осмот- ремешиваясь изредка с дубом рел бричку, подмазал колеса, и березой. Со стороны Матыры вволю засыпал овса кобыле и тянуло болотной сыростью, отправился на речку. Выкупав- — Э, че-ерт,—весело при- шись с мылом, старик пришел крикнул возница на кобылу, по- домой и попросил жену про- тянувшуюся губами к кустарни- катать на рубеле штаны и ру- ку. — Только бы и жрала. Но-о! баху. А в деревне тем временем — Жених нашелся, — недо- готовились к встрече учителя, вольно заворчала жена. Васька Варварин по очереди Дед примиряюще прищелк- гонял за околицу дружков-ка- нул пальцёми под самым под- раульщиков. Жаркое летнее бородком, заметил: солнце уже спустилось за пе- — За учителем же еду. релесок, когда над деревней — За учителем, — повторила разнесся писклявый крик Федь- Аграфена Никифоровна, а са- ки Бессонова, ма с улыбкой посмотрела на — Е-д-ет! — Федька сидел мужа. верхом на суку чахлой .березки — Ладно, прокатаю. и махал материнской юбкой. » В знойный полдень дед Мат- — Так и есть, братва, — вей приехал на станцию. сообщил он сверху. — Стой, Неожиданно из-за леса вы- еще гляну, — и, приставив нь>рнул паровоз. Он трижды грязную ладонь к бровям, простуженно и басовито рявк- сообщил: нул, выпустил облако белого — В черной рубахе и без пара и сбавил ход. Звонкое эхо картуза. Ясно? “ паровозного гудка* весело от- — Ясно, — ответил Митька кликнулось где-то , далеко-да- Бессонов и, трижды шмыгнув леко. Из вагонов один за носом, рец^ительно полез на другим выходили пассажиры с дерево. Едва о« уцепился за мешками, корзинами, а кото- нижний сучок, как Федька сер- рых отчаянно визжали порося- дито посмотрел вниз и цыкнул: та. — Полезешь —■ получишь... Валентин прыгнул из вагона _ И Митька, не солоно хле- пооледним, держа в руках пу- ■бавши, опустился на землю, затый зеленый чемодан и д сумку. Оглядевшись по сторо- стеганул ко нам, он не спеша пошел на лу- ^ылицу под брюхо и на быст- ром хо.ду подъехал к колодцу. — Гражданин, — послышал- ^ ся бодрый МУЖСКОЙ голос. Лошадь уткнулась в колоду, ' Валентин обернулся и увидел «ервно. вздрогнув всей кожей, старика в белой навыпуск ру- Лед ласково посвистал кобьше бахе, перетянутой бичевой, и поворачивая головы, объ- картузе с блестящим козырь- явил: — Вот и деревня наша, Ва- — Здравствуйте, - дед снял Николаич... картуз и с искренним любопыт- Метрах в десяти от брички ством оглядел Валентина. — стояла толпа любопытных ре- Вы, случайно, не учительство- бят. Ближе всех к бричке стоял вать в Боровское? Федя Неверов. Валентин с пю- — Да-а! бвпытством смотрел на белые — Тогда еще раз доброго вихры Федьки, на его зеленые здоровья. — И дед Матвей с желть 1 ми крапинками глаза, протянул руку. конопатый нос и потрескавшие- Здравствуйте, дедушка! Н И Дед Матвей по-хозяйски по ложил вещи, учителя в пере док, стряхнул попону и накрыл — Садитесь, —- пригласил он, ся руки и ноги. — Сколько тебе лет, маль чик? — спросил Скороходов. Федя оглянулся по сторонам, засмеялся беззубым ртом и (тбежал в сторону. А потом поразмыслив, осторожно Федька подхватил левой рукой спросил: поднятую назад ногу и зэпры- — Вы уж, извиняйте, иен Вас гал на одном месте, величают? — А ну, по домам! — крик- — Валентином. вул дед и сделал два реши- •— А по батюшке? тельных шага. — Николаевичем. Отбежав, ребята останови- __ А меня дедом Матвеем лись. Дед погрозил кнутови- лрозывают. Но что ж, можно щем и,'бормоча что-то под нос, ехать? — и, не дожидаясь со- вернулся. глэсия, дед тронул. — Что вы на них. — заметил — Как живете, дедушка? —- Валентин. после некоторого молчания — Они везде нос суют. — спросил Валентин. Дед пожевал желтый от табака — Живем — хлеб жуем, не , ус, поднял голову, из-под ко- зырька. оглядывая хаТы, уво- (Продолжение. Начале в реино сказал: НйНВ 121 ,123(. — Жить будете у Зуевых. КОЛАЙ Семенович Варварин, медли тельный в движени ях, щупповатый, встретил Ва лентина и Варю Козлову (на чавшую помогать Скороходову переписывать будущих учени ков) приветливо. Он завел раз говор о странах капитала. Ва лентин рассказал о событиях в Германии, Иране, потом спро- — Сколько же у вас детво- Николай Семенович кряк нул, махнул рукой: — Много — семеро. — Кого будете записызать в школу? — Хоть всех! — Пока до пятнадцати пет ., — Будешь ходить в -школу?— прижимая к себе десятилет нюю Тоню, спросил Николай Семенович. Белоголовая Тоня прижалась — Что ж молчишь, говори. — Буду, — прошептала она. — Сколько тебе лет? — "■спросил Валентин. — Двенадцать, — бойко от ветила девочка, то и дело ог- лядьтваясь по сторонам. — А где школа будет разме щаться? — спросил Николай Семенович. — На днях решим. Варя, чуть приоткрыв сухие розовые губы, внимательно слушала разговор Валентина с Варвариным. — До свидания, Николай Се менович, — проговорил Ва лентин, — Спасибо за прием. — Будьте здоровы, сняв шапку, ответил хозяин. — Поповых дома нет, — уви дев еще издали замок на две ри, сказала Варя. — Пойдемте дальше. > — А мы к вам, тетя Маша,— крикнула Варя вывернувшейся из-за поворота женщине- с за- плаканнь:ми глазами, Безрядина испуганно по смотрела на учителя, подума ла: «Так и есть, за штрафом».— Поздоровавшись, Безрядина пригласила Валентина и Варю, в избу. В хате было сумрачно, как в подвале. Против окна стояли горшки и выщерблен ные чугуны. — Вы чего не . а духе? — спросила Варя. присаживаясь на скрипучую кровать. Хозяйка достала из-за пазухи вчетверо сложенный листок, подала Варе. Девушка делови то повертела бумагу и переда ла Валентину. ----Где я возьму четвертной? — выдавила Безрясина. Скороходов подробно рас спросил о беде, сказал: — Тут, наверняка, недоразу- мэние. Приходите завтра в Со- ( Продолжение следует).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz