Ленинец. 1979 г. (г. Липецк)
ЛЕНИНЕЦ ПРЕДИСЛОВИЕ К ПРЕМЬЕРЕ ^г^'Аг' Летит , V^е'Г!Iт по небу клвн усталый. Летит в тумане на исходе дня, И в том строю есть промежуток малый. Я знаю — это место д.чя ^поет Марк Барнес. Поет неиз лечимо бскльной. Поет и знает, Что песня эта о нем,’ что че рез считанные, дни его не ста нет. Поет фронтовик, который погибает через десяти.четия- по сле войяы.' Поет Марк Бернес. И под эту-песню уходит из жиз ни другой .фронтовик, бывпнп! . партизан ц чекист Иван Петро вич Шилов. Уходит медленно-, С трудом дается кансдый шаг, с.'шщком мало сил остал-ась , у . старого -солдата, слишко-м доро го стои-Л- ему последний, .бой, бой через дасятилетпя после войны.'Луч .прожектора долго провожает его сгорбленную фи гуру, затем о-«а исчезает в тем- Но вот кто-то молодой , и Сильный стремительао выходит оттуда, 113 темноты, в которую ушел старик. Он идет к нам. Чтобы про.должпть жизнь п борьбу, начатую его старшим товарищем, его нравстве 1 няьм «аставииком, коммунистом Ши ловым. Это молодой коммунист, депутат районного Совета Ми хаил Егоров. Так за.вершается спектакль. Поставленный на сцене Лияец- кого драматического театра по.пьесе В. Черных «Превыше ние власти», премьера которо го откроет новый театральный сезон. Финал дрдматпчея, хотя в целом спектакль можи® »а- авать детектявно-комеанйяы.м. Действие происходит в не большом городке, раАцей’гре. Таинственно исчезает чедовас, оста-вйв' после себя затиску. ту манного содержания. Рассле дование поручается коммуви- стам Шилову 11 Егор-ову. Они идут по цепочке, улик. ’Детея- Тйвиый сюжет «закручен» умело, так, что-ды.хаине захва тывает. Атмосфера ссмстак-ля сначала иепридуждеиная; шут ливые афориз.мы, комические ситуации, юмористические эпи зоды. Но постепенно все эта наполняется серьезным, соци альным содержанием. «Следо- в-ате-та» выяв.ян 1 от зяоупот- ребленва- служебным поло жением со стороны некоторых молодых ХОЗЯЙСТВЗШШХ:II рэй- анных руководителей, забвение ими обществеиных интересов, самоущ:р,а.8ство по отношению к рядовым труженика.м. В столкновении с одним, из таких деятелей Егоров спраши- — Значит, есть одна спра ведливость для людей извест ных И знаменитых, а другая — для все,х остальных? Имен-но такой вывод вытека ет из деятельности зазнавш.н.хся руководителей. Шилов и Его- V 1 ^ ро.з вступают в прямую’борьбу с .ними,’ что навлекает на «их настоящие опасности, застав ляет и-р'ибешуть К'партизанским методам, и даже вооружиться. Роли главных героев пспол- Кйют заслуженный артист РСФСР Михаил Никифорович Соболев и артист й’Гихаял Янко, По нашей просьбе о.пй ’подели- ли-сь- мы,елями о своих героях. — З а ’ тридцать тр-я год,а, ■прожитых на сцене, мне до велось сыграть нема.чо социаль но значимых ролей: п рабочих, и руководителей,, н видных об- ществанных деятелей. Но ред ко приходилось встречаться с настолько близким .мне героем. Его лшэнеавую поэнщ-да,’ его поступки я разделяю полно стью. Его характер определя ют, арежде’‘Бсего, такие черты, как гражданская честность, бескорыстность, ’ нравственная чистота— 0 .Нпревыше всего ста- ста-вит п'росты-е. человеческие чувства. Ояя для. него выше карьеры, выше сытого благопо лучия, выше рутинного елокой- СТ 1 ВЯЯ. И как человек, прошед- .ший через горинло войны, как боевой командир, коммунист. Ой непри.мнрам к нарушешш.м пришашов, тормсбству кото рых он и его боевые товарища по,святила жизнь. И, наконец, Шилов — старый чекист,, и ему пржущп аяалитнческий ум, целостность характера, воля г» смелость. На, протяженяа всего спек такля мы видим, его в борьбе: о« борется за «чистоту с.л.угксб- ного кресла»,, которое,, па его твердому убаждаиию, имеют право зантать только- люди беС 1 шры,с.тйые, не уиотребляю- щпе его себе во благо. .Смерть Шилова;законо.ме.риа, ио также за 1 М 81 омаряо и появление его у.чвника,. вродолжателя бо.рьбы —Егорова- — Для^ааия ро.дь .Михаила ■Егорова.-^'высшая ст.упеиь в моей творческой биографии. Это сложный, взятый в разви тие х.трактер. Ему уже трид цать, ои коммунист, народный деп-утаг, человек, в приниипе, хороший. Но- о« Екдифферен- тен, лишен активной . жоэисн- ной позиции, вполне доаолеи своим потребительским сушс- ст'ваза|Ние.м: шмеет кваргцру. мотоцшел, моторную лодку, хорошо зарабатывает как рабв- чнй. высокой к'валифпкацш!. И, как' символ мещанского счастья, — ого-планы, поехать на три года в Африку. Африка, как Эльдорадо, — «там сейчае все есть—от таиков до япон ских зонтиков-». Африка, — вервсшься оттуда п «обесие- чишъ себя на всю, жизнь». Та ким был Михаил да его встре чи с Шиловым, (об этой эпо.хе жизни Егорова Шилов ему сказал: «Раз-вс, ты раньше ненл, ты т-олысо на работу ходил н в баню»). Сам ход «расследования» и кравствеияое влияние Шилова глубоко перепаха-л'н Егоро-ва.’ Он сталкивае-гся с оборотной сторо’ной жизни, впервые видит ее II решает изметщть,' 0-и ■ учится бороться и учится лю бить. Не все приходит сразу: он еще и . отступает,, и сомяе-' вается в своей новой позиции. Но, ’в конце концов, Егоро.в становится настоящим, бор-цом. Хотя, конечно,- для Его,рова не приемлемы партизанские мето ды ШплО'ва, Егорову не хвата ет закалки и убежденности 'Ш-п.до'Ва, но .мо-жно.с уверенно стью сказать, что он’ уже ни когда не будет прежним. ('Ап- ' хайл Егоров твердо усвоил нстину, что спр’аведлпвость су ществует для всех одна. - Свое отношение к спектаклю высказал н режиссер театра Бо рис Наумович Голубицкий: — Спектакль этот- проблем'^ ный II многоплановый — м,но- го вопросов ста,вит он иер-ед зрит-е-лем, преж,де всего, гралс- данские и нравственные. На сцене встречаются два поколе ния — шестидесяти- и трид- цатнлеТ'Н'яе.’ На смену -ветера нам приходят молодые руко,во дители. Достигли ли они ’не обходимой гражданской зре ло,сти? Нет, еще. не все. А ведь стремились они к руководяще му креслу., добивались его — были хорошими специалистами, ударниками труда. Но- ради чего они стреьшлнсь? Ке'м они стали, добившись руководяще го поста?.. А чего стоит такой рукозодя- тель, видно на примере Жилки на, .бывшего огветствся-яого ра ботника, который в 4!-м году во время Оккупащга струсил, закон-ал свой партбилет и на га®, притаяяся., когда и.адв было сраясаться. Недаро,.м го ворит ему Шн.чов: «Рад тебе Советекад власть дала, все, так я^ты должен был. все - отдать, ей». И-мен-па:та«пм прсдста!»*»' ется Шпло-ву подлинный руко- ардше-ль, наро.дяы]! слуга. Превышекие- власти, данной народом, дпщсредптнрует руко водителяперед иа'ГОДом—тако ва стержневая н.деп пьесы. .А ее.дп руководитель, прене брегает' обшемвекными, инте ресами ради .личных,-то- о« пренебрегает, п людьми, ’ о счастье которы.х он обязан за ботиться. Сдектак.дь, прежде всего, обращен к м&тед-ым. Всем сво им гра-ж,*1а,неким пафосо-м. эмоштональным настрое,»,» - ом сирашпвзет: достаточно ли у них и'ришшпаальност;!, честно сти, цдемпой убежденности, , чтобы отстаивать то, что им передали отцы, чтобы бороться с 1 -шдиффергитностыо, самоус покоенностью, с потребитель ским отношением к жизни? Ну, что же. театр ста,вит пробледщт, а разрешать нх до.а- жеи зритель, прпче.м каждый сам для себя, наедине со сво ей СО’ВОСТЬЮ’ С. .ЩЕДРОЙ, ЕЛТЬ1Й „лист сорвался с ветки и, описав неширо-кий по лукруг, упал на плечо тетки Мавры. — Вот й осеня н,эчались. Тетка Мавра поправила платок, отодвинула туесок с гриба ми подальше в сторону к глубоко вздохнула. Мы сидели на откосе, за спиной шумел Патриарший лес, а там, внизу, блесте ли рельсы железнодорожного полотна. — А ведь что гозо,рю, а? Я гозорю: тута не за грибами ходить, тута дышать бы токмо. Да. Тута последние леса, дале все поля да поля, р эзьзе рошеца какая завалящша, а так, почитай, весь мир под травой до самого до Ростоау-го- роду. — Вот каба мне крьшья приделать, — заулыбалась она вдруг беззубым ртом, — то а самый в Ростоа-город я б по летела, как птица-горлица... — Зачем же к.оылья? Вон самолет или поезд. Садитесь, и доставит вас, куда надо, — перебил’ я. — Нет, милай! Это дело-то мне не в резон. Д о самолету я устарелая, а поезд, он для такого дела негодный. В поезде этом, что? Первым делом суета, разговор бесполезный, тряс да морока. В моем дел е поезд не помощь. . -т--------^ : Б. КАПУСТА И звезда Я говорит» — Д а какое дело-то у вас, тетя Мавра? Или секрет какой?.. ' — Не секрет, милай! Не секрет. Знаешь что, пойдем стеж- кой чудок^тута недалече, там и разговор говорить будем. Она поднялась и, не глядя на меня, зашагала в березняки. С теткой Маврой я познакомился недавно. С той поры, как стал ездить в Патриарший лес за грибами. Приметила она. м е ня и сказала: ^ — С мужи,ком ходить по лесу вольнее. Ты, как соберешься, все одно через Фадеев хутор пойдешь, так в ставенку >стука- ни раз-другой, я сей минут и выду. А дом мой,- вон тот, гшо- ханькай, что слеза, у пруда.. Слыуц», стэвни-то сиплые, .за пол- улицы голос подают. Так и познакомились с теткой /Лаврой. Тропинка, повернув влево, уткнулась в небольшую полян ку, окруженную синеватыми стволами берез. — Вот тута мой разговор весь и е с т ь . .ТляДи-кось. Посреди поляны стоял маленький, из струга.чых досок, по черневших уже, памятник. А-. над ним крашенная недавно звездочка блестела. — Это Митрофану моему, значит, в память, — сказала ока, ласково улыбаясь. — Значит, что помню я его и жалею. На памятнике было выведено не очень каллиграфическим почерком:' . ' «МИТРОФАН ИВАНЫЧ СКРЯБИН. УБИТЫЙ НА- ВОЙНЕ В ГОРОДЕ РОСТОВЕ». — А отчего ж памятник-то здесь? Вы что, тут его схорони ли? — спросил я, присев ва корточки и читая надпись. — Какой там! Где помер, разе найдешь? А тута войны на бы-ло. Сюды немец, почитай, сорок верст не дошел. Тута мир был. А Митрофэна-то вот и нет. Тетка Мавра присела на высохшую коряжину, сложила руки на коленях и, поглядывая мимо меня, заговорила: — Мы-то, по-молодости, когда токмо-токмо семьей налажи ваться стали, придем под вечер сюда, ляжем в траве парной и думы все мечтаем. Митрофан мой, бывало, скажет: — Вона, гляди-кось, Мавруша, на небо, вишь, звезда, а ря дом другая, и весь век-то они вместе друг на дружку глядят, вот бы и нам так то с тобой. — Стало быть, как двум звездочкам на небе. А вишь, что вышло. Война. Теперь-то время много прошло, и Митрофа- на-то моего и кости в земле позеленели, и боярышник, поди, над могилкой вырос, а, может, и какой-другой куст или д е рево... А только стала я примечать с годами, что на небе звездочки гой-то, Митрофановой, вроде бы, как и нет больше. Вот и тоска меня сложить повидалась, как думаю, так об о д ной заезде мОсто-то наше на ,небе осталось. Плохо ведь как, . СИ-рОТЛИВО, Она замолчала.» Потом поглядела по сторонам. Поднялась. Начался мелкий дождь. Он сначала перешагивал с листа на лист, и те пригибались под ним, выпрямляясь. Но вот дож динки окрепли, их стало много, и они заплясали вокруг, осм е лев. Зашелестела листва, запахи стали резче, и мы, натянув на головы и плечи старенькую клеенку с когда-то яркими маль вами по голубому ПОЛЮ, перебрались под раскидистую кро ну старой березы. — Вот, стало быть, так-то, милай. Думала я думу, думала и порешила, пусть хоть и не на небе, а тута, в пасу, на месте нашем, а звездочка и горит. Чай, в ночи, когда тихо й земля небо слышит, они, звездочки-то, и увидят др уг дружку, и раз говор свой составят; , — Как ты там, Мавруша, живешь? — ^ спросит Митрофанова з в е з д а .— Как землю-матушку топчешь? — А гак, стало быть, Митрофанушка, и живу, на пенсии я теперь, бабкой стала, совсем тебе молодому и не пара, ты герой, военный, а я что — так, ствруха-грибовница. И предстзам-тся. мне так-то, что мы с ним погоВ'Орияи, и сердц у легче, и глазам солоней, вот так-та, милай. — 'Ты вон чего, дааай-на пойдем, а то дождь навалился длинный, а дорожкой все веселей, все норовистей. Желто-черный сентябрь, споено диковинная птица, каза лось, парил над землей. Татка Мавра вышагивала впереди, и в ее лукошке-туеске в такт шагам ее подрагивали крепкие, покрытые бисером дождинок опята. — Вот так-та, милай! — все стояло у меня в,ушах. Редактор С. БРОВ.АШОВ. - - АДРЕС РЕДАКЦИИ: 3980(М). г. Липецк, площадь Плеханова, Дом печати. Телефоны: редактора — 4-67-13, отвектвеннаго секретаря — 4-67-11; отделов: коммуанстического воспитания — 4-66-12, комсомольской жизни — 4-67-03, учащейся малоде.'ки — 4-66-06, оигем —4-6й-!8, спорта и фотокорреспондента — 4-66-07. АЭ, 83788 Типография: издатедьстаа .«Ленинское ..знамя». Липецк, 1у,о?лму;га‘:ь<гая площадь, 44 Зак. № 5898. .526®,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz