Ленинец. 1979 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1979 г. (г. Липецк)

ЛЕНИНЕЦ 4 ^ Сейчас, во время летних каникул, ка улице, во дворе о с о ­ бенно много детей. В г о р о д е немало делается для органи­ зации их досуга. Школьники отправляются в многочисленные поездки по области, стране, в школах работают городские пионерские лагеря. Детские секторы каждого Дверца и Дрт ма культуры ежедневно приглашают ребят ка интересные мероприятия. Но и в этой большой планомерной работе есть недостатки. Сегодня в газете с анализом репертуара детских фильмов выступает наш, нештатный корреспондент Л. Быстрянцева. Своими мыслями о совл^естиой работе комнаты школьника при домоуправлении и школы делится педагог-организатор' Л. Е. Воропаева. , . 'ТА & '<■ - '“Ш ' « ФОТОКОНКУРС «юность ДРЕВНЕГО ГОРОД.А.».____________ -КАНИКУЛЫ. Фото А. Козина. I СЕ ДЕВЧОНКИ и маль- I чкшки б е з исключения лю бят кино. А детскилли - фильмами и в л е тн ее врем я тел е вид ени е не балует . В о з ь ­ м ет школьник газету , п о см о т ­ рит. п р о гр ам м у и, уб еди вш и сь в том , что с е год н я для него ничего нет, начинает искать де т ск и е фильмы в кинотеат­ рах. Но, к сож алению , д а л ек о не каждый д е н ь ю н ом у з р и ­ телю пр едл а гаю т п о см о тр е ть киноленты им енно для него. П р еж д е ч ем пойти к , з ам е ­ стителю начальника о бл а стн о - тельны е фильмы и «ллультиккь для А\а.пышей. Дзн.зйта посллотрим на р е ­ п ер ту ар июля . Почти в е з д е мы увидим «Ну, погоди !» , «Ли­ са и м е д в ед ь» , «Ж ирафа и очки», «Лисичка со скакал­ кой», «К ру го све тн о е пут еш е ст ­ вие кота в сапогах» . С о гл а си ­ те сь , что в этих кинолентах п о д ­ р о с тк у тр удн о найти пищу для размыш ления . В кинотеатрах е го пытаются пр о сто ра звлечь . К онечно , кате горично в о з р а ­ жать против кота в сапо гах я не с о б и р аю с ь . Но не слишком « го. управления кинофикации Ю . В. Р а з ум о в ск ом у , я в ст р е ­ тилась* со многими п о д р о с тк а ­ ми и ро ди тел ями , чтобы вы ­ яснить их м н ени е о детско,м р е п е р т у а р е фильмов . именно в л е тн е е время '. И . в е з д е слы ­ шала отв ет : детски х фильмов очень мало . О дн ак о в - б е с е д е ’ с Ю . В. Р а з ум ов ским я узнала о том , что кинотеатры п е р е ­ выполняют план по де тским сеан сам . Наприм ер , «Косм ос» вм е ст о девя ти запланирован ­ ных дал д вадц ать четы ре , «З а ­ ря» в м е ст о двадц ати— тридцать д е вя ть , «Спутник» вм е ст о пят­ надцати — д в ад ц ат ь де вя ть . С до кум ентам и и цифрами с п о ­ рить тр удн о . М ож ет , и н апр ас ­ но поднимать этот вопр ос? Но, к сож алению , к казенной б у м а ­ ге н ельзя приложить р а з г о в о р мальчиш ек. — Вить, п о й д ем на де вя ть в — Д ? ну е го ! Опять там «Ли­ са и м е д в ед ь» идет . — Бить, а что д ел а ть б у - де-м? — Не знаю ... Кино — о д н о из з в ен ье в в о бщ ей цепи воспитательной р або ты . О н о ф о р м и р у е т у р е ­ бен к а ч увство пре .красного , с о ­ в ерш е н ст ву ет е го морально , нра вств енн о . У п о др о стк ов очень сильно ра зви то ж ел а ­ ние п о драж ать см елым , силь ­ ным г ер оям . Что ж е заста вил о Витю так б е з н а д еж н о махнуть рукой? А , пожалуй , ТО, что в киноте ­ атрах г о р о д а на детски х с е а н ­ с ах идут ч ащ е в се г о р а з в л е к а ­ ли он часто появляется на ф он е др у ги х фильмов? И лишь только по том у , что д е л а е т хо ­ роший кассовый сб о р . • Администрации кинотеатров нужно постоянно помнить о том , что главное в их д е я т е л ь ­ ности не тол ьк о выполнение плана, но и воспитание лю дей , а п о др а с таю щ е го поколения — о собенн о .: И, н ав ер но е , иногда стоит ж ер тв ов ат ь большим к ассовым с б о р о м ради р е п е р ­ туара , „составленн ого из фипь- м.ов, заставляющ их ра зм ыш ­ лять' наших де тей . В кинопр о ­ кате мне ДЭЛИ и счерпы вающ ую и нф орм ац ию о том , что у них леж ат такие л ен ты ,-к ак «А л ек ­ с ан др Невский», «Константин Заслонов» , «Николай Бауман», «Мы : из Кронш тадта» , сД е р с у Узала», «Кочу6ей»7 «Рядовой А л ек с а н д р - М а тр осов» , «Алые паруса» . И ску сст во веды н азы ­ ваю т эти ' фильмы н е з а б ы в а е - . мыми. Липецкие ж е р або тн и ­ ки кинофикации их с о в с ем за- З ам ести т ел ь уп р ав ляющ е го обла стн ой кон торы по прокату кинофильмов Н. Н. Зем лян ская объяснил а ; «Заявки на кино ­ ленты д е л аю т ди р ек то ры кино­ театров... Они учитьшагат з а п р о ­ сы реб я т , выполняют заказь! гор од ск и х пионерских л а г е ­ рей» . Но тр уд н о поверить в выполне.чие п р о с ь б , если ви­ дишь, что на экранах г о р о д а идут одни и те ж е фильмы . Почти каждый кинотеатр г о ­ р о д а в се в тех ж е отчета х пи­ шет о том , что во в р ем я л е т ­ них каникул пр оводи тся ф е с т и ­ валь детских фильАлов. Уж коль так гр ом к о названо м е р о п р и я ­ тие, то и пр оводи ть е го , на­ в ер н о е , надо так, чтобы чувст- в св ал а с ь какая-то необы чн ость , празднично сть . На детски х с е ­ ансах в это в р ем я . должны быть и ин тере сны е б е с е ды об •истории наш его киноискусства, и в се в о зм ож ны е о б с уж д ен и я увиденно го , и концерты х у д о ­ ж ественной с ам од ея т ел ьн о сти , включающие в о еп е р т у а р м у ­ зыку и пески из любимых ки­ нолент. Но это го ничего нет. Непонятно ещ е и вот что. В р е п е р т у а р ф естиваля кино ­ театр «Октябрь» включил фильмы , к о то ры е н ев о зм ож н о считать детскими . Вот, к при- м е р у , «Д в о е в н овом д ом е» — фильм о сл ож ном сплетении пр о б л ем с ем ей н ой и о бщ е с т ­ венной жизни. Он п р едл а гае т ди ск у ссию , е го со зда тели с п е ­ циально не даю т о тв ета на по ставленны е вопр осы , а з а ­ ставляю т . зри телей оценить поступки главных г ер о е в . Ча­ сто в зр о слы е не ср а з у реш ат; кто прав, а кто виноват. А что м ож е т понять подро сток? П од обн ая н есур а зи ц а в п о д ­ б о р е р е п е р т у а р а м ож е т п р о ­ исходить тольк о из-за нехватки детски х фильмов . Но их-то в кинопрокате в и збы тке . Мно гие леж ат года.ми, ни ра зу не появившись на наших экранах . М аленькие липчане мо гут по за вид овать д е тям Ельца. В этом г о р о д е организова.-; детский кинотеатр «О р л е ­ нок», в к о то р ом поодуллана р а б о та с , юными зрителями п е р е д началом с е а н со в , я уж е не го в о рю о са.мо.м р е п е р т у а р е . З д е с ь увидиш ь пенты самы х разны х лет, самы х разных р е ­ ж и ссер ов , для лю б о го в о з р а ­ ста. Б ол е е того , в «О рлен ке» очень хорош ая р екл ам а д е т ­ ских ф ильмов , чем , кстати, в Липецке похвастать т ож е не мо гут . П ол уч а ет ся , что в г о р о ­ д е , г д е г о р а з д о м ен ьш е ' кино­ те атр о в и Д о м о в культуры , по с р а вн е нию , с о бп а стн ь 1 м ц ен т ­ ром , у юных зрителей бол ьш е в озм ож но сти знакомиться с кин ои ск усством для с еб я . /Ло- жет , наконец , стоит подум ать о б организации подобны х ки­ н отеа тров и в Липецке , хотя бы в летн ее время? Н априм ер , На б а з е «К ом сом ольца» , к о т о ­ рый находи тся в очень вы го д ­ ном м е с те - - краси вом , тихом парке . Что ж е к асае тся Л ево - б ер еж н о г о района , т о з д е с ь м ож н о по дум ать о пом ещ ении в о дн ом из Д о м о в или Д в о р - иов культуры . й . БЫСТРЯНЦЕВА, наш нештатный корреспондент. В КОМНАТЕ школьника ■на .улице Горького, .15. где я работаю, сейчас -особенно много, детей. Лето. Кто-то уже. успел приехать из [щонерско.го лагеря, кто-то только собирается. В эти дни мы ста;раемся, чтобы комната была открыта -с утра до само­ го ■вечера. Д о . обеда, работает учитель из первой шкоды, по­ сле обеда . я, пед.агог- 01 рганиза- тор при .до.моуправлбнии. Мно-. го интереоных дел ма'гут найти у нас ребята. В кружке «Умелые руки» они занимаются изготовлением мягких игру'- шек, в драматическом поста­ вили сказку и уже выступил® с ней перед зрителями, сейчас готовят новый спектакль, чле­ ны тимуровского отряда с удоаольствнем шефствуют над сто седьмым детским са­ дом, который недавно открыл­ ся в нашем дворе. Есть у, нас дворы, где уход за клумба­ ми пол.ностыо взяли ‘ на себя дети. Одним словом, комната школьника нн минуты, не бы­ вает свободной. Й не только наша. Зайди сейчас в любую из сорока восьми (столько их в городе), везде увидишь маль­ чишек и девчонок. И все-таки, несмотря на то, что летние дни педагогов-о,рга- нпзаторов гораздо насыщеннее зимних, я ' испытываю боль­ шую неудовлетворенность от своей работы именно сейчас. Вот я перечислила кружки, в которых заняты дети, и вы, наверное, уже почувствовали, что они все интересны лишь школьникам младшего н среднего возраста. Что делать подростку в нашем дворе? Нечего. В тешшс поиграть? Пожалуйста, ракетку, сетку г и шарик дадим, но нет стола. Футбол хотите погонять? Мяч футбольный есть. Но куда с ним пойти? Во всем микрорай­ оне, нет ни одной подходящей , площа.чки., А ' вчера затеяли бы выступать с концертами каждую неделю. Вот постави-, ли недавно сказку, а ., посмот­ реть ее сумели не больше трид­ цати зрителей.'Са.чая большая комната в нашем помещении — двадцать квадратных метров. Я ’Пе' настаиваю на том, чтобы агитациолные,” ' спортивяые помогли организовать эти отряды. Нет, я не могу ска­ зать о том, что наша первая мало уделяет внимания летне­ му отдыху детей. Здесь нала­ жена большая интересная рабо­ та в городском пионерском ла­ гере, нотам ребята находятся до трех-четырех часов. А чем Мальчишкам нашего двора игру под окпа.ми, так ' сегодня утром пришли ндгльцы и по­ просили больше мяч не давать. Уж больно шумно от этой игры, и мяч того и гляди попадет в окно. Что ж, взрослые правы. Дома в дневное время и малы­ ши спят, и пенсионеров много, которым необходим покой, а кое-кто и вовсе болеет. Но и тогда, когда мальчишки воз­ вращают футбольный мяч, ти­ ше во дворе не становится. То в подтгезде собрались, то на .чавочке возле него. Пойдите, ребята, в беседку? С удоволь­ ствием бы посоветовала им пойти туда, да далеко не в каждом дворе эти беседки есть. В одном из последних номе­ ров «Леншща» я прочи’гала о Доме пионеров на колесах, ко­ торый в летнее время выступа­ ет во дворах с концертами. Я с удовольствием пригласила бы его в свой, но у нас нет агнтплощадки. А если бы она была, то мы и сами могли площадки были в каждом дворе, но там, где' находится комната школьника,'они дол­ жны быть обязательно. Имен­ но здесь- должен быть центр воспитательной, работы в мик­ рорайоне. Допустим, можно ■устроить спортивные . соревно­ вания между дворами, прове­ сти сбор детей, дать какое-то задание, подвести итоги, устроить встречу с людьми ин­ тересной судьбы, а их, как. мы .установили с нашими, ребята­ ми, немало в районе. И для того, чтобы увеличить зону влияния комнаты школьника, яеобходпмр создать разновоз­ растные отряды. В микрорайо­ не, где я работаю, их нет. Несколько-раз я обращалась в первую среднюю школу . с просьбой помочь их создать. Но до сих пор здесь ни на' одном собрании, педсовете об этом вопрос, не ставился.. И поэтому я с'завистью 'смотрю на те комнаты,, которым школы .они занимаются до девяти вечера, когда остаются без присмотра воспитателен и ро­ дителей? Повторяю: комната школьника не в состоянии при­ нять всех желающих. А между тем, именно в это время детр, под руководство-м своего акти­ ва, могут сделать очень много. Я еще раз напомню об опыте совместной работы, -комнаты шк6лын.ик.а при Ж ЭКе б Главлипецкетроя и средней школы Л'9 9. Дети, объединен­ ные. в. отряды, занимаются большой общественной работой в своих дворах, следят за чистотой подъездов., выпуска­ ют стенгазеты о жизни дома, шефствуют над престарелыми людьми,' устраивают соревно­ вания «Мама,- папа, я — спор­ тивная семья». В.каждом .деле поздодятся итоги. Ну, разве не захочешь оказаться лучшим! Л ко.мната школьника ^— центр всей этой работы. Здесь проводятся советы командиров. где ребята получают зада.ння, отчитываются об их выполне- У себя в микрорайоне я, не дожидаясь, когда в школе от­ кликнутся на просьбу помочь в создании отрядов, организо­ вала два. Одним руковонсу са- •ма, другим — .Мария .Михаилов­ на Шолохова, пенсионерка. Но ведь ИХ: должно быть гораздо больше. Мне кажется, в конце учебного года совету микро­ района нужно планировать ра­ боту на ■дето сов.местно с ЖЭКом и воспитателем ком,на- ты школьника при домоуправ­ лении. Тогда, может быть, ра­ ботники . жилищно-коммуналь­ ной конторы больше бы стали уделять внимания обо-рудо-ва- киго детских и спортивных пло­ щадок. В этом деле могут помочь сами жители домо-в. Кстати, очень хочется отме­ тить, что в нашей комнате есть немало добровольных помощ­ ников в организации досуга детей. Например, кружок переплетного дела, драмати­ ческий, клуб интврнацио 1 наль- ной дружбы ведут студенты, пенсионеры, рабочие. Как видите, если организо­ вать разновозрастные отряды, ни я, нн педагоги школы не будут нуждаться в помопши- ках. Пока же адмиипстрация не каждой школы хочет понять, насколько жизнь ребят в дни летних каникул была бы ин­ тереснее, объедини их в от­ ряды. , Л . ВОРОПАЕВА, педагог-организатор комнаты школьника.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz