Ленинец. 1979 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1979 г. (г. Липецк)

ЛЕНИНЕЦ • ЛЕНИНЕЦ 1 ФОТОРЕПОРТАЖ СКОРО НОВОСЕЛЬЕ .Дом уже вырос, очистился от строительного мусора и стоит легко, красиво. Уже протянули к подъездам асфальт, завезли землю для цветочных клумб. А в комнатах и на лестничных площадках еще хозяйничают маляры. Им всегда^ отводится эта почетная роль окончатель­ но готовить дом к приему жильцов. В подъезде, который «ведет» комсомольско - молодежная бригада Раисы Ивановны Руд­ невой, первые два этажа уже закрыты на ключ. Подсыхают обои, сияют . первозданной чи­ стотой окна. Все выше и выше поднимается бригада. Весело работать таким боль­ шим коллективом — целых двадцать человек. Зато брига­ диру всегда хлопотно руково­ дить. Тем более, что бригада— молодежная. Кто-то. как, на­ пример, Татьяна Гуньнина, уже достиг высот мастерства, в кто- то еще «сыроват», хотя и вла­ деет теорией, полученной в училище. Тут уж не только ра­ боту надо организовывать бригадиру, но и такие условия, при которых новички в крат­ чайшие сроки вырастут в мас­ теров. Первым из этих условий является наставничество. Са­ мым душевным учителем мо­ лодых бригадир считает своего помощника Любовь Федоров­ ну Путинцеву. Одиннадцать лет они проработали вместе. Но сегодня в бригаде выросли на­ ставники и из числа молодых. Валентину Волокитину; напри­ мер, учила Татьяна Гунькина. Чему могут научить новичков Путиицева, Гунькина, можно понять хотя бы из такого фак­ та: на трестовском конкурсе профессионального мастерст­ ва Любовь Федоровна и Тать­ яна заняли первое место. Два­ дцать два лучших маляра уча­ ствовали в том конкурсе. За успех своих бригада пере­ живала сильно, хотя и была уверена в победе. Победа эта еще и тем ценна, что удалось сбейти представительниц из известнейшего коллектива М. Фароновой. .Бригада Р. Рудневой сейчас имеет в СУ-5 треста «Жил- стром» авторитет крепкого, высокопроизводительного кол­ лектива, но все ж пока еще не удается ей постоянно ходить в лидерах. Обогнать фаронов- цев — заветная цепь девчат. Победа в конкурсе — крупная веха на пути к ее достижению. Маляры Р. Рудневой не ста­ раются во всем копировать других. В отличие от многих, они, например, придерживают­ ся принципа- *внутрибригадной специализации. Одни только окна красят, другие исключи­ тельно наклейкой обоев зани­ маются. «Так легче повышен­ ную скорость набрать», — счи­ тают в бригаде. А на другом объекте роли меняются. Это затем, чтобы все были в рав­ ных условиях. Дом, который бригада отде- льщает сейчас, трудно дается. Пришли маляры, а электрики еще не закончили своих работ. В иных местах по нескольку раз переставляли розетки, уже по обоям. Малярам потом при? шлось подчищать за ними — ведь жить-то придут в кеарти- рь 1 такие же рабочие люди, не хочется портить им настроение. Закончат девчата этот дом, что в шестнадцатом микрорай­ оне, перейдут на поликлинику НЛМЗ. А пока из окон им ви­ дно еще одно такое же здание, там тоже ведутся отделочные работы. А рядом еще одно, строящееся... Растут жилые микрорайоны города, растут и объекты соц­ культбыта. Сколько кояостроек прошло через руки бригадира за 23 года ее работы в тресте «Жилстрой». Сколько их еще будет у нее и у ее девчат. Про­ фессия маляра — одна из са­ мых необходимых сегодня. С. БАЛАШОВ. Фото Е. СамохЕзлова. «Там у нас, на Красиеой-то на Мечи, взойдешь ты на холм, взойдешь — и, господи боже мой, что это!"а?.. И река-то, и луга, и пес, а там церковь, а там опять пошли луга. Далече видно, да.чече». И. С. ТУРГЕНЕВ, «Касьян с Красивой Мечи». В КОНЦЕ ‘ ежтаб1гя сорок девяфого Ггода*^ на , стая- ,-циго Лутолжино .С' ут- р еш ^ поездом ,щ*ехал Лев Дми'^иевяч ' Пнли^вич, инже­ нер орло-вской ■ ■ кояторы «Сель- электро», спецкалист по стро- ителвству еельеких гидростай- ций и плотив. . 1В сумерках; . где-то почти . рядом, стояло ненриметмое се­ ло. Ни один'огоиек не светился в той стороне,-ни один звук не нарушал тишану. Инженер брел по слякотной (дороге, опираясь на массивную трость, стараясь не оскольз- вуться. Вскоре в рассветном сумраке покаэадось стоящее на холме В этот час Пилькевич встре­ тил сторожа, который прове­ рял сохрашиость замков и пломб на дверях магазинов. Казенное добро оказалось не- : тронутым, Н-сторож приветли­ во -нзгляяул,на приезжего че- ло1амЛ одетого в ^(^ошее де- мисетонное 1пальто'Т1 шляпу. Пилькевич: первым задал в.о- Скажитк пожалуйста, где у вас тут Д(&. приезжих? — Отколь приехали-то? в свою очередь по1интбресо1вался поправля^^к голове сЯР^сскую I шапкуЩР Обла­ стные, небосн? — Я прие|ал строить ГЭС. — Ах,: во® оно что, — сразу подобре-ч вгоро1Ж. ^ Слыхал, как же..., А й уж думал, к.акой- нибудь пустой человек- пожа­ ловал. Скоро ли свет у нас будет, товар! щ? — Года: ' через четыре,' не раньше, I — Долго|Н!|ко, однако... — Раньше| нельзя... Так как же пройти В'Шом приезжих? - , “ Тул‘ пара шагов, уважае­ мый. Вот сбйркасса, напротив столовая. Щзгов пятьдесят про|!.а^е и- ^а ира№Й :тстороае увидйе дом- с дерниной вы­ веской. Это; и есть Д0)М приез­ жих... ДолРйВДйО, однако, четы­ ре года-то. Это почти как вой- П ЕРВЫП секретарь Крас­ инкокойо ранкскма Павел Борксо'рич ФщманО'В ■ К г себя. ; Надумали мьк. ттронть ГЭС. А аадумка получилась так. Ириехалч рднажды в наш район шер^тарь Орловского обкома партии Игнатов Ни­ колай Григорьевич. Дескать, поступили к мим жалобы . оЧ Сергиевских ||колхо.аников, что зерно негде «лоть . .Идем мы, эиачит, с Ирфтовым вдоль бе­ рега реки. 'Вфер. Закат 'краса-, -вый, от воды1|ахнет, птица ка­ кая-то жа:ло®о свистит... Тем­ неет, су-мержлепуска-ются, река пусты:и«а. И говорит мне Ни­ колай Григорьевнч; . ■ — Слушай, а поаему бы здесь ГЭС не построить? --- Хо1р|Ошо бы, — отвечаю, — только не простое.это дело. У нас ни техники, ни .опытам Мы даже не знаем, с. чегочшчина.ть. — А мы ва-м Пилькеаича при­ шлем, — говорит. — Опытный инкенер. Он и начнет;. Ваше де­ ло — обеспечи:гь ему материа­ лы и рабочую силу. Фурманов взглянул на ■ ин­ женера, улыбнулся. . — Ну, я и согласился, — продолжил он, — потому что жизнь в.черед идет, и людям ну­ жен .электрический свет. , 3 |на- ете — весь район П1ад.нял€Я, все хозники «за». На собрании многие серГиевцы, сказали, что пустят в свои дома, рабочих— пусть_н{ивут, на время стройки. Совет поста,новил;- летом рабо­ ты будут вестись в три смены, а ЗИ.МОЙ— в две. Столовую сде­ лаем, кормить людей будем бееплатяо! — Хорошо, — Пилькевич со­ гласно кивнул головой, --- иачи-: наем 'работы и, согласио плану, в пятьдесят четвертом году сдаем Сергиевскую межколхоз­ ную станцию в аксплуатадию. — В пятьдесят четвертом? — нахмурился Фурманов. — Нет. это слишком долго. Нам' нужен' свет гора.зло раньше. рыс сараи. Вдоль улнцьг'ехали' телег» — ’ пуетые и груженные камнем. ' З.^йдрв прнбдашвнис пйдврды, из дома •выходил- хо- зяия заранее тепло вдетый, не- епеша шел к своей м.еже. : Он толкал ногой замшелые, покры- , тые-зеленый- в.ек0йые камни, .и они с глухим ктаданьем пада ли'на землю. ' ~ . — Давайте, грузите, — го1вб- рпл Сергиевский житель подъ­ езжающим возчика.м.' " Др'угоп, глядя на свой об­ ветшалый ‘сарай, с которого холодный ветер, наполавияу снес соломенную .кровлю, брал. тя,же.пый шесгигра-ннын ло-м и с. веселым выдохом бйл по уг­ лу; Сыпались'камни, глиняная труха. :€еку«ду-две сарай, сло­ женный ,еще в -:незапа1мятные •времена, стоял, потом соломен­ ная крыша сползала набок, вы- ст!мбы. ^ тавровые балки, с 6е- ликнм .трудом выхлйпйтавййые Шепелевой в Москве. Возчики '•е- удовольствием поглаживали ровные, как свечки бревна; тро- 'гали . пальцами выжжвцный -на каждой древесине Финский ,.,Солиея.ным-: ноябрьским .днем самые здоровенные и крепкие мужики выкатили на 'крутой бе­ рег реки пятнадцать мельнич- -'ных жерновов„ . оставшихся от ‘ кулацких мельниц.' ’ — Ну, чего,‘ пуйшать, что ли "Лён Димитрич? — нетерпеливо шумели они. Инженер.кивнул головой. Приминая сухую траву, ог­ ромные колеса, покачиваясь скатились в воду. . Удивленно ухнула Красивая Меча, возмущенно . зашумела. колхозники! :';Душевиый .на­ строй появился, а я считаю, что э т о г л а в н о е . . . .Теперь .. рас­ скажу, как'наши люди подгото­ вились к стройке. В ней.будут уча.ств0.вать ,:.иочти шестьдесят колхозов.' Орг.а,нЕЗован меж-, КОЛХ0ЭЙ.ЫЙ совет. Руководит им;Шепелева, Анастасия Пав- ЛО.ВНа .наша гордость, -депу­ тат (Верховного Совета..',. Вы еше ‘поэпа.В0|МИ1ееь с-;ней, сами увидите,какой это чвдовек. Короче го!воря, .думаю, что. со строительством ,мы спр.звимся. Нредшмагаем,- что стангщя даст энергию1 в семьсот кило- Пилькевич нахмурился, ,со-м-. нительно покачал головой. — На семьсот, вдверн-ое, не потянет, V-, сказал он. -.-— Должна ■ потянуть, — вздоянул Фурмано.в. ■ •— . Нам прлсотня дер*.В:0»ь - надо :рсве- тить... Совет разработал ' сис­ тему долевого участия. Колхо­ зы дадут деньги, рабочих, про­ дукты, лошадей, Росбаи-к пре­ доставил вредиты;' ' ’ — Все это верно, ■— о'стор-ож-- но йоз'р Зшл -Пилькевич, — но работа может затянуться. Од- ‘кого только камня нужно -не менее шести тысяч кубов, . не гово'ря уже О цементе, ' балках, кирпиче...- : с",- ■ ■ Фурмаао-в домрачнея.: — Я понимаю, — задумчиво .дрош'вор-ил он. — И - все-таки за строктельс-тво мы возьмемся, веряеег уже взялись.- Оно вполне нам по силам. Все кол- В начале ноября, после праздников, ударили морозы, С утра ’■ землю ■ прихватывало так, что она -аввнела под нога­ ми. При свете утреннего мут­ ного солнца сверкала окаемка льда у берегов К,расиво!'^-Мечи, Местные ребятишки проверяли крепость льда, швыряя в него камин с , берега, осторожно ступая на хлюпающую замерз­ шую полоску, припая. Глядя на ' реку, Пилькевич... мыслеино видел,- конструкцию будущей- плотины. Реку нуж­ но было пбрек'рывать так, что­ бы направить воду в узкое левое плечо, где стояла водяная мельница, а,.на освободившемся от воды месте-.начинать строи­ тельные работы. Основание плотины предстояло устано­ вить на каменистом дне, что в какой-то мере упрощало .за­ дачу. ■ Иил'ькевйча радовало что разборную деревянную плотину можно было строить круглый гоя руками местных рабочих. ' К началу холодов, когда подмерзли и затвердели доро­ ги,' Сергпевка наполнилась ра бочим ЯЮДО.М и стала похожа на маленький городок. Каждый день на работу сюда приезжа­ ли колхозники из разных де- ‘ реябнь. -Стучала кузница. Возле нее’^окалясто поблескивали сва­ ленные в кучу, еще теплые кир­ ки а лопаты. Местные- жители свозили с огородов. каме!1ь, ломали ста- пирали. тонкие лозиновые стро­ пила,' и строение падалоч пре­ вращаясь,в груду камня и пы- ■— Что же ты делаешь, ирод? — из дома выскакивала растрсг па.иная, с ненокрытой головой жеиа. — Мы бы из этого камня пристройку к сеням . сделали или закуту ,для'поросенка, а ты,' •.знать, на гесу собрался от­ дать? Опомнись, снеси камень за. ригу, да. укрой хорошенько. Авось годится •— чего задар,ма :Отдавать-то? — Или, М а .н я ,,дом ой !С ер ­ гиевский житель возбужденно тряс ломом. — Ступай-‘в ха'ту. а то -простынешь...' Пристройку мы из теса сделаем. Я в-районс матерьял выпишу... ' у- К .\,V\ЕНОЛО.V\НЯ нахо­ дилась иешэдалеку от реки. Слежавшиеся пли­ ты известняка толстыми слоями выступали 'из . склона оврага-; Старики-ка^мен-оломы несиль­ ными уда.рами вгоняли в ' них, клинья. Пото.у) плиты раскалы­ вали на куски рослые молото­ бойцы. Готовые камни грузили в телеги и сво'зили на берег. . Каждый день из Красного в Сергиевку тянулись обозы ули­ кою в несколько километров. Когда головная подвода, пока- зыва.тась’ на улиццх .Сергиевки. замыка.ющая только выезжала из Ищеино. На .телерах лежали цемент, кирпич, продукты.' Со станции Лутошкино везли фин­ ские шестна,дцагнметро!Вые ощерилась белыми ,:-)убьями пе-. . —■ А1а! Не нравится! — за­ кричал старик Шилин, стояв­ ший неподалеку. — Ишь, как забурлила. Обленилась, поди, за жизяю свою. Баре да бояре тебя не грогали, а мы,, кресть­ янский класс,-ВЗЯЛИ в оборот... ■ —‘ Давайте камни в воду',' — распорядился Пилькевич, -- выбирайте',, какие ншсрупнее. Через две 'недели, .зека была, перекрыта. . . с к , А весной на станцию Лутоаг кино пришли из Чехословакии, четыре турбины.' ,. Каждую и.з них везли в Сергиевку на ог­ ромных санях с помощью шес­ терки лоша,дей. . —- Знать, : и вправду что-то 'Сурьезкое будет, —_,чесалн го­ ловы старики, на'блюдая за во­ зами, -— Это ж надо такую тяжесть в деревню Прут! - 'Сообща читали сергиевиы за­ писку чехослотецких рабочих, приложенную к турбинам; ' «До.ро'гие братья! Желаем вам удачи на сгроик гельстве Сергиевской, меж- КО.ПХОЗНОЙ гидростанции. -■ Да здравствует дружба наших на- . родов, скрелл_енная_ кро-выо.. про-литой в борьбе с фашист­ скими захватчиками! Пусть над Красиво-й Мечой вечно горит свет новой, счастливой жизни!». . К маю гр'ехзгажное здание машинной , станции, было г.ото- во, ..Маляры белили его свелгей известкой. На основа.нии пло­ тины устанавливались метал- 'пичеек-йет поворотные фермы Мостился ' каченный- откос. Среди молодой' прибрежной зе­ леня етаиция;'былй похожа, на ■■ бо.лыной тбкЛый. цветокг. Элект­ ромонтеры вака.нйпвали уста- ‘ новку': ликии,- -Энк- .работали па­ раллельно' с гидростроителями. ■ -йй теперь, ког-дй на берегу •вы- '■ росла' трансформаторная под- ' е-тапиия. а вдоль улииьГвыстро- ■ (ТЛИСЬ столбы, труд монтерОя стая ■ особенно заметен. Низко, .('ПОД соло'меянные крыши спус- ■ кйлись . провода. У. входа в сте­ ку ' они. изолировались .. резино­ выми тр-убками, чтобы жители не касались их руками. Под потолками в домах повисли на скрученных шнурах прозрачные ' колбы электроламп. — Руками . не трожьте! — првдупреждалп отцы детей. — Разобьете — другую где брать? Старухи обходили лампу сто- - РОНОЙ, боясь, что она лопнет и насмерть убьет. — Покня и избу разваля! — говорили, они ребятишкам. — А то и пожар случится. Экую страсть повесили... Наконец, монтеры доложили, что V них все готово. — Тогда давайте включать,— предложила Шепелева, — , Лю­ ди давно ждут. Завтра сделаем пробный ПУСК. ^ На следующий вечер, когда в сумерках у де^ревенского клу­ ба тихонько порыкивала га.р- мошка, Фурманов, Пилькевич, Шепелева, главный..монтер и бригадиры направились к стан­ ции. Они хотели'включить свет неожиданно, чтобы обрадовать и удивить людей, но этого сде­ лать ие удалось народ слов­ но что-то. почуялг притихла гар­ мошка. оборвалась'' частушка. Сначала молодежь. ' а затем взрослые и пожилые люди , ^вы­ ходили из домов, из,палисад­ ников и-вскоре в сторону,реки на.врарилась целая толпа. -Сер- гиевцы разговаривали меж со­ бой почему-то шепотом, :. При­ жимаясь . к ’свежеп.о.белениым стенам, сторО'Нясь больших.пу­ гающих генераторов, жители Сергиевки молча заполнили , 'зал, пахнущий непР'Ивычиым , запахом хлорвиииЛовой-изоля- — Ну что ж, '-давайте вклю­ чать,—- сказал Фурманов. - Дежурный . механик пустил в турбины воду. Под йогами -за­ шумел, глухо дрогнул пол. Над грлово'й впых.нули яркие лам- — О х ! про,несся по з'алу . иепуга.ннО-радостный возглас. ..Красивая Меча в.рашала тур­ бины; В этот, вечер ток пО'Шел в до,мз шестидесяти двух, кодхо- З'Ов. В этот вечер одновременно заплакали тысячи , маленьких . детей, испугавшихся, яркого ■ А. ТИТОВ . с. Красное. «С задачами, которые партия ставит перед идейно-воспита­ тельной работой, несовместимы встречающиеся еще боязнь открыто ставить на обсуждение актуальные вопросы нашей общественной жизни, тенденция сглаживать, обходить нере­ шенные проблемы, острые вопросы, замалчивать недостатки и трудности, существующие в реальной жизни. Такой подход, склонность к парадности не по.могает делу, а лишь затрудня­ ет решение наших общих задач. Там, где не в чести критика и самокритика, где недостает гласности, в общественных де­ лах, наносится прямой ущерб активности масс». (Из пО'СТЗ'НО'Вления ЦК КПСС «О дальнейшем улуч-, ' шешш идеологической, политико-воспитательной рабо'ты»). Д И РЕКТОР школы замет­ но волновалась. Хотя и ждала она ТАКУЮ ми­ нуту, хоть и готовила себя, чтоб не растеряться, чтоб и виду не подать, а все-таки случ! 1 лось ЭТО как-то неожиданно. Причины для волнения у нее были основательные. Шутка ли сказать — учителями нгколы ис­ правлены оценки в классном журнале. За окном старой школы гуде- ‘32 За окио!и ' со^чаош июль. Где-то там, за густыми могучими деревьями, звёнНй ребячьи го.чоса. Где-то там, среди мальчишек, всего педелю назад еще ходивших в тесных штанишках но! 1 Я'^ия «ученик», был, наверное, и он, Коля Су­ харев. Тот самый, которого... Л, впрс-чем, не станем торо­ питься. Пусть бу.дет за окном июль. Пусть будет за стг!(аьш опустевшей школы гудение жизни. .Здесь же, посреди хао­ са учительской комнаты, зава­ ленной по случаю ремонта школьным инвентарем, будто злой знмний морозец и недоб­ рая тишина. В школе комиссия. Осторож­ ные предупреждающие взгля­ ды. В:здрагипаю 1 цие голоса. Неуверенные жесты. Люди — каждый в своем углу, сам по себе, поодиночке — среди лии!- щ{з здесь венгей, чувствующие себя лишними. Все ЭТО какой- ■го й'ост! ЙаЗЯ'д найывалось кол­ лективом. Вр,зоть до того реша­ ющего дня, 29 кая , когда дирек­ тор Поленской средней школы М. Н. Козлова им предлбжи'ла допустить к выпускным экзаме­ нам ученика' 1й-го «Б» к.таеса, имеющего двойки по восьми ( ! ) г!^дмёта_м 5 ,а год. Вот зти предметы; алгебра, геометрия, физика, химия, литература, ис­ тория, обществоведение, ино­ странный язык... Предложение было поддер­ жано. История — в данном слу­ чае, в форме протоколов пед­ советов, к сожалению, не за­ фиксировала. ‘ сколь бурными были дебаты. Известно лишь из полуоформленных, наспех исписанных листочков, называ­ емых теперь протоколом, что классный руководитель ТО-го «Б» Н. И. Цыганков отказался от голосования. Сейчас учителя, голосовавшие, заявляют в один голос: струсил, дескать, классный руководите,ль, отсту­ пил... не поддержал коллск- Коллектив ли? Эго первый вопрос. И второй; как же так. уважаемые учителя, случилось, что обманули вы Колю Сухаре­ ва, обманули всех сто сорок девчонок и мальчишек своей школы, очевидно, веривших, да и теперь, быть может, верящих в вашу правоту и справедли- Д ВАДЦЛТЬ второго мгш тёку'щсго- года в Полён- ской средней школе со­ стоялся педсовет, гшссящеиный выпуску учащихся 8—10-х классов. На оспопаиии его ре­ шения директором школы был издан приказ под номером 54, В приказе, в частности, гово­ рилось: «§2. В связи с тем, что Сухарев Николай не успевает более чем по трем предметам, выдать ему справку, что он прослушал курс наук за 10-й 26 мая приказ был зачитан на общей линейке. Стало быть, он получил теперь силу официаль­ ного документа. Нельзя ска- .зать, что это решение вызвало какие «мелочи». Например, в 1977—78 учебном году Сухарев пропустил в течение года 338 часов без уважительной причи­ ны. В 1978—79 учебном году он пропустил 306 часов и из них ни одного дня по уважи­ тельным причинам. В общей сложности, таким образом, пропущено 644 часа за он п о л у ^ свой, ковешький, че­ стно заглотанный аттестат. П РОШЛА неделя. Все пе­ ременилЛь. Пропуски директор школы сочла уважительными, Двойки испра­ вимыми. Двойки решили исправить. А солидную 1 доку ментальную как бы там ни было, в созна­ нии руководителя школы посе­ лилось МН ЕНИ Е , идея, так сказать: В РАЙОНЕ СЧИТА­ ЮТ, ЧТО СЛУЧАИ Н ЕА ТТЕ- СТАЦИИ ВЫП УСКНИКОВ Н ЕЖ ЕЛ А Т Е Л Ь Н Ы . ПО­ С КО Л ЬК У ЭТО МОЖЕТ ПРИ­ ВЕС ТИ К О ТС ЕВУ . ., ' Вглядитесь-ка повниматель­ ния директором школы была искажена. Если бы, выходит, по ее логике, не появилось в рай­ оне какое-то особое «мнение», стало быть, крути на псе сто восемьдесят, теряй учеников, распускай школу? Таким образом, общегосудар­ ственная политика свелась ' к «мнению районного качальст- ДЕВЯТАЯ восторг присутствующих. Бы­ ли недовольные среди учащихся и среди учителей (к примеру, тот }ке Цыганков, хотя на пед­ совете, как свидетел-ьствует протокол, голосовал «за справ­ ку»), Но все эти робкие пополз- новския слабо иоходил'н на про­ тесты и, разумеется, не могли поколебать твердости духа ад­ министратора Козловой — до­ бросовестного руководителя вверенного ей коллектива. Ре- шс: 1 не — пусть строгое и ДанФ в чем-то жесткое — представ­ лялось ей мудрым н 1 !пав:!ль- ным. Наткцо были все основа­ ния. Восемь «неудов» — самое сильное из ш!х. Ну, и еще кос- два года! И ни одного — по болезни, подтвержденной до­ кументом (вот они в журнале, все пропуски, и ни один не со­ провождается знаком «по бо­ лезни»). Надо отдать должное Л4. И. Козловой. Сразу после обнаро­ дования приказа она вела себя, по крайней мере, разумно. Она поговорила с Колей, объяснила, что 'такое решение было неиз­ бежным (к1!ёя в виду двойки и прбпуски), что учителя не оста­ вят его в беде (подразумевая индивидуальные занятия), что они помогут ему завершить среднее образование с прочны­ ми знаниями, и ровно через год базу, имевшую ' место в класс­ ном журнале, «поменять» на новую. Но случилось Это, конечно, не сразу. Сначала возникла идея, некое полуосознанное же­ лание «не ударить в грязь ли­ цом перед районом». Возникла же та идея и то жсла!П 1 е»- по словам №. Н. Коз­ ловой, .^результате Лещенггя и 1 колы'-^заведующим ^райопо. Так .чи это, история опять умал- чинаё4, пбскб.чьку йесёда двух руководителей не приняла фор­ му документа. Впрочем, будь он, правдивоедь его, как вы теперь поннмастс, такйсе вы­ звала бы''сейчас сомнение. Но, нее, пожалуйста. Правда, ведь ничто здесь не имеет оттенка таинственности? Ведь курс на всеобщее среднее образование — политика государственная. А борьба с отсевом ,из общеобра­ зовательных школ, борьба за каждого учащегося, которому по нынешнему времени без де­ сяти классов не обойтись, — святое, КАЖ ДОДН ЕВНО Е , нодчсркиваси, дело учителя. Мы недаром обратили ваше внимание па обьективнее, так гйсуДарствекная установка на достижение всеми учащимися всеобщего среднего образова- А к мнениям, как известно, надо прислушиваться. Мнение склонно к изменчивости. Его еще надо успеть исполнить. Это тебе не всеобуч, выполнение ко­ торого растянуто на годы. Л как быть с документацией? А просто: подделать! Подте­ реть! И от такой простоты во­ обще все просто получается: то, что надо делать изо дня в день, из урока в урок, можно, оказывается, осуществить за несколько дней, была бы под рукой стиральная резинка. За­ кон,- по всеобучу, правда, не исполнили. И, более того, нару­ шили другой. Невелик труд был для Козло­ вой убедить учителей Исправить оценки в журнале, что было и сделано. А перед тем провели педсовет. Педсовет дружно ре­ шил (один, как говорилось вы­ ше, против был -7 Цыганков): допустить. Почему вот только отдельным пунктом в протоко­ ле не записали; стереть, дес­ кать, двойки. Исправить нэ тройки... Н О Д А Ж Е и без этой «криминальной» записи протокол педсовета от 29 мая 1979 года — весьма лю­ бопытен. Помните основание, по которому бцло вынесено ре­ шение педсовета от 22 мая? Твердость духа директора под­ креплялась тогда присутствием «неудов» и отсутствием оправ­ дательных документов за про­ пуски. Так вот, неделей по;зже бумага бесстрастно за(])икси- ровала: «Ввиду того, что Суха­ рев Николай длительно болел... дать возможность ему еще раз подготовиться и попытаться сдать экзамены». В приказе № 56 — уже решительнее: «Во изменение приказа оА'а 54 при­ казываю: учитывая состошше здоровья Сухарева, допустить его к экзаменам, кроме истории и обществбведёйия». Здесь налицо подтасовка фактов. ОТКЛОНЕНИЙ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩ ЕГОСЯ С УХА Р ЕВА ЗА ДВА ГОДА ДО КУМ ЕН ТАЛЬ ­ НО Н Е ЗАФИКСИРОВАНО НИ РАЗУ. Как .видим, отсутствие в жур­ нале пометок о болезни гово­ рит не только о небрежности педагогов Поленской школы, но, прежде всего, об их равноду­ шии к юноше. Такое в наше время, пожалуй, редко случает­ ся: за два года не удосужиться выяснить, почему ученик не приходит на уроки, а когда приходит, почему он вял и не­ внимателен?! Очевидно, и мед­ комиссии проходили в этой школе т а г же формально, как и педсоветы. ...Решение последнего педсо вета теперь отменено. Экзаме­ ны, которые сдавал Сухарев, не засчитаны. Сдать их по-настоя- шему, без натяжек, ему пред­ стоит в будущем году. Так каков же итог этой бур­ ной истории, случившейся I школе? Глядя с высоты време­ ни на содеянное, педколлектив не может не согласиться; ре­ шения обоих педсоветов были жестоки и несправедливы. 22 мая педагоги наказали „ученика за собственные прома­ хи. 29 мая, «пожалев» <^го, по- дорвкли в кем окончательно ве­ ру в справедливость, да в простую разумность их дейст­ вий, а затем заставили ученика помучиться, испытать до конца теперь уже вдвойне горькую Так что же, жалостью, забот­ ливостью руководствовались педагоги? Нет, конечно. А будь так, мальчик не оказался бы заброшенным на целые два го­ да. Скорее, ту т другое: сообра­ жения престижного характера. Ну, как это, в самом деле, мож­ но допустить — разрушить весь сложившийся парад успеваемо­ сти? А вдруг накажут? А вдруг покритикуют? Покритикуют. И, наверное, накажут. Но самое главное на­ казание, думается, впереди. Вот откроется дверь. И вой­ дет Коля Сухарев. Он, навер­ ное, ничего не скажет. Не очень- то захочешь говорить в ЕГО положении да с ТАКИМИ учи­ телями. Он просто посмотрит на них. Посмотрит с непонима­ нием, с возмущением. И болью Это будет самым главным на­ казанием. Это будет последней, девятой двойкой в нашей'истории, ко­ торую поставит уже ученик своим учителям... Р . 8. Имя и фамилия учаще­ гося по вполне понятным при­ чинам изменены. Л. АФАНАСЬЕВ , наш спец. корр. Стаиовлянскнй район.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz