Ленинец. 1979 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1979 г. (г. Липецк)

ЛЕНИНЕЦ • 21 3 • ЛЕНИНЕЦ В ЕСЕЛО и ровно гудит мотор нащего «УАЗика». У ветрового стенду в кабн.нд — неброские , пО'Чевые цветы, рядом с , ними — потредаиный технический спра­ вочник. Загорелые руки води­ теля уверенно крутят баранку, красиво оплетенную аветнымн проводками. — Это жене, ~ кивает Ана­ толий на цветы. — Сегодня ут­ ром, V «Сельхозтехники» соб­ рал, там изумительное цветоч­ ное ноле... Цветы — моя страсть, у дома клумбу развел. Но где уж для нее летом время выкроить? Вот машииэ дру­ гое дело, целыми сутками с ней; бензо|ба1К дрлюш.ни-тель1ный приладил, -теперь могу сразу по восемьсот верст проскакивать. Анатолий Маликов, глав­ ный инженер совхоза «Раиея- бургский», — работяга в самом ДО'бром смысле этого слова, на­ столько занят »руглвсуточ1ны- ми заботами, что ухитряется ис­ пользовать " даже бессоянкцу: читает в скупые предраосветные часы — больше некогда. — Это еще что. Нынешним летом гораздо свободнее стадо, — говорит Анатолий. — Сов­ хоз разукрупнили. Раньше было четыре отделения. Сейчас толь­ ко два , осталось --- восемиад- цать верст всего! Но не скажу, что тейерь лучше: тогда инте­ реснее было - - рабЬтал ,без роздыху, от зЬрьки до зорьки, а спал, как убитый; какая ТЭ|М бессониица! - Мы говорим, говорим, и по­ степенно Маликов начм.нает ка­ заться мне асом, «зубром», а водь, еше-и рода не прошло, как бывший студент Рязаиского СХИ стал главным иаженвром совхоза. — Прижился я здесь, хотя круга своего еще не завершил: только в августе год исполняет­ ся, как пришел сюда. Я посмотрел на сш!ДО|Метр:- пробег приближался к сорока тысячам киЛ01метров! Да, сов­ сем; немпото осталось Малико­ ву для завершения и другого круга — длина экватора как раз сорок тргсяч километров. У .ЛЗИК» отдыхает, блаженно раопая- нув дверцы: в сто­ роне гремит, грохо.чет в обла-. ках сора- и пыли АВМ — агре­ гат ,по продзводству . витамин­ ной муки. Маликов примостил­ ся- в тени иод иавесО'М, вокруг него, кто сидя, кто поЛмлежа, разместились рабочие... Сейчас Анатолий нетор-оплив и обстоя­ телен — о« говорит с людьми. Говорит о мире,- б том, какое значение для его сохранения имеет договор «ОСВ- 2 », о по­ пытках врагов мира сорвать это согЛшение. Гов-орит о том, что опора внешней политики наше­ го государства, ' его ■междуна­ родного авторитета ~ в его мвсушестве и про-иветании. Маликов - политинформатор го-вад.ит веско и убедительно, естжтвеняо, без всякой натяж­ ки переходя от глобадьиых проблем к делам совхозным — К урожаю, кормам, .работе са­ мой бригады. - Анатолий не .закончил своей мысли, но я. ее понял: хозяйский подход "к решению техни-ческик проблем, четкая 0|рганизайия пройэвоиства и управления. Все это имеет ве-посредственное .от­ ношение и к воспитанию людей.. Маликов ;оди1Н из. лучших аг1?га.торов и ир'сшагаидистоа не только в совхозе, но и в вания, флаг Трудовой славы. Средства . наглядной агитации имеются' па стане любой брФга-. ды, оо1ЦОбязэтельства крулды- М.Ицифрами -выведены на каби­ нах , срузовкк-ов, комб'айнов, трайторов. Но главная гордость процагандистбв совхоза «Ра^ иенбу.ргокий» — штаб информа­ ции, который позволяет во вре­ мя посевной -или .уборочной камлании держать руль со'Цсо- реввовааня: кто впереди, ' кто ПРОПЛГАНДМеТ ЗАВЕРШЕНИЕКРУГА — Могущество Родины рож­ дается здесь, на наших полях, создается , трудом, наших рук. ^V^ы не должны позволить, что­ бы оио завйсело от капризов, природы. «Погоду» делаем мы. Условия этого года трудные, но -МЫ дол;Ж1НЫ перебороть их — иначе какие же мы хлеборобы. Все у нас есть для победы; и знания, й опыт, и техника, и руА ки золотые,, остается только приналечь во' всю силу, как в прошлую жатву. В других районах по1Годныг уюлови-я получше. Недавно, во время командировки, проезжал я вдоль Дона, не удержался; оверяул с дороги ^ рядом из Лугах сено косили: трава силь­ ная, густая. — там дожди во- В|ремя прошли. Так что и нам, если будет надо, помогут зи­ мой — есть откуда. И снова струится дорога. Мы едем проселком, а столб пыли длидным шлейфом тянется за нами. На ухабах в крытом бре­ зентом кузове раздается метал­ лический перёзввн. Лукаво при­ щурившись, Анатолий ‘ объяазя- . — Пальцы к тракам везу для 'тра.кторов. Хотя пахота зяби еще негскоро, но надо, запчасти сейчас брать, 'пока другие хо­ зяйства не хватились. Ничего не поделаешь, с ннйи всегда туго, но многое зависит от нас. Раньше механизаторы только хмы,ка^т1, да руками разводили сумел доказать им, не сразу, пра.вда, что четкая организащия техобслу1Жчва,ния поядела ре­ шит — показал это. на коикфет- ных фактах: у нас убор-ка - в прошлом, носевяая в нынешнем году фактически прошли без сбоев. Теперь они по-другому .районе. , Еще . в , с.тудевче- ские 'годы Анахол'ий вы­ езжал на жатву командиром мехотряда, но, по его призна­ нию, тогда легче было —' со' сверстниками, с пар|Дя,ми. А здесь, -когда дали ему кружок «Ко»ституция развитого со­ циализма», трудао п/ришл'ось внаяаяе, Сбивался. Сложно бы­ ло- сосредоточиться, на.с-тро- иться на волну ■ дв.усто.оои1ней; связи со слушателями. Спасибо-, присутствовали старшие това-- рищи г - поддержали, , помогли освоиться. Сумел Анатолий пре­ одолеть сковаяность. Втянулся — пошло дело. — Интересуют сейчас людей многие проблемы... Например, новая техника..^ ее В1недреиие В- наррдиое хозяйство. Материал для'бесед берем местный, жиз­ ненный. Задают вопросы иног­ да такие, что потом не один чае просидишь в библиотеке. Раз спросили у меня, сколько у на.с в страяе НР0ИЗВ.01ДНТСЯ комбай- -.нов? Хоть и люблю я технику и читаю много специальной лите- _ратуры, а оялошал. Зато поелг 'ответил, и в своих знаянях вос- поляил пробел. С огромным • втшайие.М; мы,, иропагандиоты, восприняли постаяовлевие ЦК КПСС «О дальнейшем улучше­ нии идеологической, . иолитеко - врспитательной работы». Радо­ стно было читать строки, ко.то- .„рые подтверждали, собствен- ’ .ные мысли, ■ планы, правйль- нооть нап.равл'биий нашей преж­ ней .работы. Ч-рез.вычаЙ1Но-. важ­ ными оказались '"коикретные указания н.а будущее. Важней­ шее из НйХ-7-О тесной связи про-. пагандистской работы с прак­ тикой. Над этим надо 'еще мно- . го работать. Анатолий с гордостью пока­ зывал' мяе эйрв«ы еоцсО|рев.но- отстал, сколько сделай^ ^ за М Ы затормозили у -полево­ го стаиа, где отб'яла дго- . жииа комбай^и^вч. а чуть поодаль — '.В'Оввышался-" шатер столовой. Здесь -ра.ботало звшл'' “ - :ПО йтогампрошлого .года О.ДИО из лучших в, области во главе с Вячеславом МерзлшЛ- '"ны.м. Анатолия встретили при­ ветственными во.згла1сам.и и врепкими рукопожатиями. •:г- Ваемьич, а мне сесоД|НЯ прнснилреь, что ты привез де­ сяток жоробок. Я во ©не так •обрадовался, засмеялся, что жену разбудил, —.' начал один из парией, протягивая Анато­ лию руку. ... , • — Иш9 ты, яоновидавдий ка­ кой! А сон-то и вправду в руку; забирайте коробки — в кузове лежат. Я слово, держу, ~ отве-' чает Аяатолйй, ‘широко улыба­ ясь. Он обещал мехаиизаторам достать -КО,робки передач — те у.'них дав0О..«в печенках;сидят», И вот привез, объехав в поис­ ках пбл-области,-.. Анатолий, присев на яшик; закурил сигарету и бросил - 'на брезент несколько' пачек «При-, мы» (снециальн-о'': привез ре.бя- Когда .Маликов ‘ведет маш.и-. ну, работает ея торопит­ ся но как только .встречается с людьми, то сразу становится обстоятельным, медлительным, В|Ни.чательным. Выкурив сига­ рету, Анатолий слазил на о.дии ко.мбайн, на другой* долго . в6-- аился где-то: в чреве третьего, посмотрел четвертый. Через полчаса он был уже похож на трубочиста пос,ле полного Дня работы, что его, Впрочем, ни-; чуть не огорчило. После обеда Маликов '*ска- — Ты обратил вяима.ние, ка' кое у них настроение? По срав­ нению е црошлогодией жатвой и ныяешинм'сев-ом — совсем на то} Тогда ребята лорели, ка,Жг дон, минуте веля счет. А сегодня без" пяти . двенадцать на Обед ушли,', в час только кгоаботе вернулись! Настроение,-у хдебо- ..робрв от урожая зависит.' .. А ЧТ0.6 его,слово1М поднять—под­ ход на|До'>иметь. Я почему по- лити:нформааию не стал у них проводить: , время .предобеден­ ное, один гайку довинчивает, другой .у него, над душой' Стоит. — дожидаетсф. Просто словом перекинулся, пошутил. Настрое-, мне я поднял: на сегодня это максимум . 'А' полити!нфоо.м-а11ш'ю я завтрд;_,6бязательно проведу. В неоо,с'редстж0нн.О1М, подчияе- 'нии главного ' инженбрэ, Мали­ кова не так уж мно.го ра.бочих, по ои лично знает всех механи- 'зато1ров, совхоза — свыше че- ты'рехвот.. человек, И .энаег не просю-яо фамилии', знает ха­ рактер-к'а4Ж-д.0|Го, заботы, радо­ сти,-огорчения. ■ Анатолий гово- -ё- Сейчас . с .К8.ЖДЫ.М по, ду­ шам .надо. Тогда,и работать бу- ,дут-на'совесть., . . ■ ' ■ : , Име!Ц1Но в это-м-подходе и за­ ключается совреиениы-й стиль работы и рукоиодит-еля, п про- пага1ндисда, и. специалт-юта; ' пе угрозой .кулака или мощью го­ лоса',!гадйима1ть людей,' а- ува­ жением к ним, провикновбнием ■ вих духовный мар.. , И это'^еизбеж.но дает ре­ зультаты. Недаро.м в «Раиен- .бур-гском» трудятся лучший- ,в-.области и-омбайяер, лучшие в ра-йояе до'яр-ка’ и -св-окловод. Недаром в совхоз-е остается м-о- лодежь и да-же"приезжает из других сел. Разумеется, р этом заслуга не 0Д|1юго Ааагтолия Малйко&а, а всего коллокти-ва. Мали-крв один из многих. Есть люди, вокруг -которых строится двяжеише целых .. коллективов, -находящихся в 'з-рне их. пенхо- лоричевкого, правственного, идейнаг.,0 влияния. И словом, и делом, и .примером сво-им они цропагаддируют советек-ий обт раз'жиз1ни, . , дртаму что это их образ жизни, п-ропагаядиру'Ют коммунистическую идеологию,- потому что это их идеология. , '.V Я- провожал взглядом юркий «УАЗик», который: удалялся - к лавии То-риз-сшта,.что-бы там за-. Вершить свой первый 'круго­ светный пробег, и-думалх -не- воэмож.гго найти' завершейия круга - интересов, круга забот;- круга -влияния . моего вового знакомого,- гла®но-го тше|Нбра. и -п-ропага.н'дйста, комс01мольцз Анатолия Маликова. С. ЩЕТИНИН. ■ ^Совхоз «.РаиенбургскшЬ, .: Чаилыгинский район.. СФЕРЕ ОБСЛУЖИВАНИЯ - КОМСОМОЛЬСКУЮ ЗАБОТУ. Цветы за мастерство А™ в каждой^ профессии свой предел мастерства, тот рубеж, за которым работа становится уже искусством, и всякому любо-дорого смот­ реть, как виртуозен человек, овладевший высшей степенью умения. Вот почему к%| иных конкурсах профессионального мастерства болельщики сле­ дят за соревнованием не менее увлеченно, чем за состязания­ ми спортсменов. Так было и на этот раз. В универсаме «Липецк» проходил об.часткой конкурс молодых контролеров - кассиров мага­ зинов самообслуживания. Когда еще только закончился первый этап — практическое обслу­ живание покупателей, и луч­ шее время оказалось у Татья­ ны СушкоЕЮй, представитель­ ницы ункверрама «Липецк» (до­ ма и стеж;5|^мога:от!, то * ш ; йи - нистратор^Апексакдра Жек- сандровна Бирюкова не выдер­ жала, подбежала к Татьяне н поздравила ее с победой (сни­ мок вверху]. В знании Сушко- вой теории администратор не сомневалась. А. А; Бирюиода оказап^||||ярава: аоспитан|4|к укиверЯН Татьяна С уш ЯК заняла первое место. Именно ей досталась туристическая путевка в одну из социалисти­ ческих стран — приз обкома комсомола за победу. Второе место заняла Татьяна Миронова из этого же магази­ не, третье место досталось На­ талье Чепыговой из липецкого магазина № 25. Приз за луч­ шую культуру обслуживания вручен Нине Мочалиной -- работнице лебедянского мага­ зина Нз 9. Самой молодой уча­ стницей конкурса оказалась Светлана Перидирий из ОРСа завода «Центрелнт» (на снимке справа). чХ- Но все эти итоги жюри обья- лучше. Ведь конкуре — это не вило потом, после скрупулезно- только демонстрация своего го подсчета баллов. А пока оно мастерства, это еще и учеба, заседало, был организован кон- обогащение опы.а. мерно, что пе где-нибудь, а Именно в магазине шел раз­ говор об этике, о вежливости. Ведь от покупателя тоже тре­ буется такт, культура. То.чько при взаимной вежливости про­ давца н посетителя магазина рождается то, что мы называем культурой обслуживания. Пятнадцать человек приня­ ло участие с конкурсе. Даже те, кто не занял призового ме­ ста, порадовали болельщиков своим мастерством, виртуоз­ ностью. Верится, что и в буд­ ни на рабочем месте каждой участницы соревнований ни­ когда не бывает длинных оче­ редей. А теперь, несомненно, все они будут работать еще Д ЛЯ НАС уже давно стали привычными такие понятия, как профориентация школьников, их трудовое воспита­ ние. Говоря об этом, мы прежде всего имеем в виду про­ фессиональную подготовку учащихся. В лучших школах обла­ сти ребята вместе с аттестатом о среднем образовании полу­ чают документы и о приобретенной специальности. Это значит — вчерашние выпускники придут на предприятия ке учени.ча- ми. а профессиоиапьиыми рабочими. Именно сейчас, как никогда, поднимается уровень трудово­ го воспитания школьников. Принято специальное постановле­ ние ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем, со­ вершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразо­ вательных школ и подготовки их к труду», а в постановлении IV Пленума ЦК ВЛКСМ «Об усилении работы комсомола по ксммукистическому воспитанию учащихся общеобразователь­ ных школ и подготэвке их к труду» записано: «Комсомольским организациям добиваться, чтобы каждый учащийся ответствен- ко относился к урокам труда, производственной практике. Усилить вни.макие к деятельно ти учебно - производственных Комбинатов, состоянию воеггитательной работы». • Исходя из этих требований, комитет народного контроля Правобережного района рассмотрел недавно вопрос о вы­ полнении постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Что же показала проверка! ся у нас непосредственно на рабочих местах, мы еще имеем своего мастера на учебно-про- Судя по всему сказанному, комплексного, рассчитанного на вят научные опыты, помогают нет причин для волнений. Но длительный период плана под- сотрудникам станции. И немало как же тогда быть с тем фак- готовки учащихся к труду. Ра- выпускников идут трудиться по том, что выпускники почему- бота ведется в основном со приобретённой специальности, изводственно^: комбинате*, то неохотно идут на шефствую-- старшеклассяиками. Что же Многие могут позавидовать щие предприятия? На те. где касается кабинетов и уголков и ребятам из школы-интерната они должны получать специ- по профориентации, то в них № 2. Они желанные гости на альности. На те, с которыми у чаще всего можно получить авторемээводе. И не только Ж дители так рассуждают, пример, администрация веду- гцего в районе завода «Сво- и только КОМПЛЕКСНЫЙ подход В ПРОШЛОМ году из 837 выпускников района только 61 трудоустроил­ ся не шефствующие предприя­ тия, а из 152 выпускников школ № 27 и ?'|о 41 ни один не поже­ лал работать у своих шефов, В чем же причины такого, прямо сказать, нерадостного положе­ на заседании комитета на- оодного контроля речь прежде всего шла о постановке проф- ориентацио.чной работы в школах района, Сейчас в лю­ бой из них оборудованы и уголки профориентации, и ка­ бинеты труда, домоводства, Кто бывал в сорок четвертой школе, тот обратил внимание на кабинет электротехники. Здесь действует внутришколь- ный совет по профориентации, работает лагерь труда и отды­ ха старшеклассников, • ребята привлекаются к ремонту поме­ щения. Тоже самое есть и в Школах №№ 9, 14, 24 27. Здесь заметно в последние годы укрепились учебно-материаль­ ные базы. Возоосла энергово­ оруженность мастерских, ка­ бинетов домоводства. В этом не последнюю роль играют шефствующие предприятия. Только в прошлом году по рай­ ону ими оказана материальная помощь на 56 тысяч рублей. них давно должны были уста­ новиться тесные контакты. При детальном анализе об­ ращает на себя внимание тот факт, что большинство школ вопросы трудового воспитания решает неравномерно и не­ планово. Чаще всего успехи можно наблюдать на отдельных участках, и р разных школах— на разных. Одни прежде всего укрепляют, как уже говорилось, учебно - материальные базы. Другие устанавливают связи с шефами (школа-интернат № 2). Но ведь известно, что только комплексный подход к про­ блеме трудового воспитания может обеспечить .полное ее разрешение. Но, как ки стран­ но, о'уководите.яи ш!сол работа­ ют без четкой перспективы и системы. Практически ни в роно, ни в одной из школ кет всего лишь общие сведения о профессиях, а целенаправлен­ ная ориентация ребят на конкретные из них, и прежде всего базовых предприятий, почти отсутствует. Вот одна из причин того, что мало выпуск­ ников вливается в рабочие коллективы своих шефов. А теперь посмотрим, как осуществляются их связи. Вот эдёсь-то и вырисовывается та закономерность, о которой гоБсрилось на заседании коми- В районе есть хорошие при­ меры по-настоящему деловой дружбы шефов и подшефных. Уже несколько лет средняя школа № 14 совместно с Ли­ пецкой, опытной станцией го­ товят механизаторов, полево­ дов, овощеводов. На при­ школьном участке ребята ста- гости. Об этой дружбе лучше всего сказал на заседании ко­ митета Анатолий Борисович Ловецких, директор завода, член комитета народного кон- — Было вр'ем5^ когда я как руководитель опасался, что школьники, проходя у нас. практику, только будут ме­ шать выполнению плана, пото­ му что рабочим придется «во­ зиться» с ними. А теперь мы видим в них свой резерв. За­ воду нужны кадры, а пополне­ ние как раз идет за счет вы­ пускников. Если парень хорошо зарекомендовал себя на прак­ тике, ' мы принимаем его на работу не учеником, а по раз- ря,ду. Это выгодно и заводу, и молодому рабочему. Кроме того, что шесть-семь человек школьников обучают- бодный сокол» считает, что здесь рабочие не ::требуются сейчас, а поэтому излишня и подготовка школьников в про­ изводственных цехах. Ребята приходят сюда лишь на экс­ курсии. А ведь это в корне не­ верно. Сегодня предприятию кадры не требуются, в завтра?.. Хороший, рачительный хозяин на много пет предвидит, какой будет рабочая смена. Многие из/директоров Школ, приглашенны^'нз заседани^ог митета народного контроля, поднимали вопрос о работе го­ родского учебно-производст­ венного комбината. Вот уже два, года ученики приходят сюда, чтобы получить одну из спе­ циальностей. Какова (ке отдача? Пока, надо прмАать, не­ достаточная. Нзпр^Кр, из со­ рока семи выпускии 1 (ов школы N2 27 свидетельства о специаль­ ности получили только двое. А из выпускников прошлого года опять же только двое пошли работать по специальности, по­ лученной на комбинате. Поче­ му? Одной из причин является то, что на комбинате в силу обстоятельств не всегда учиты­ ваются интересы ребят. -Осо­ бым спросом пользуется сей­ час профессия шофера, а ей- то здесь не обучают. Правда, преподают слесарное дело, йо сюда попасть все не могут. По­ нятно, конечно, кймбинат все еще переживает пору станов­ ления, у него свои трудности с кадра,\ли, но ведь нужно как-то оперативнее решать вопросы, связанные с трудовым обучени­ ем учащихся. - Чаще всего руководители школ и комбинате работают в отрыве друг от друга. Связь обрывается на том, что ди­ ректоры школ лишь поинтере­ суются отметками в журналах да явкой на занятия.' Как видно изо всего сказан­ ного, немало еще существует проблем в трудовом воспита­ нии учащихся. Руководители роно, школ, шефствующих предприятий- не сумели до кон­ ца объединить усилия школы, семьи, производственных кол­ лективов, направить их на то, чтобы выпускники входили в жизнь уже готовыми к труду. Для того чтобы поднять уровень трудового воспитания ребят, нужна система. Необхо­ димо разработать совместно комплексные перспективные планы, предусматривающие конкретную помощь школе в подготовке учащихся к общест­ венно-полезному труду; Каж­ дый урок, практическое заня­ тие должны способствовать развитию познавательных ин­ тересов школьников, воспи­ тывать у них любовь к труду. Помощь шефствующих пред­ приятий не должна быть одно- сто.ронней, как это нередко случается, ограничиваться только выделением средств. Ребята чувствуют, когда с ними обш.аются по обязанности и когда в них видят действитель­ но своих помощников. Коми­ тет народного контроля реко­ мендовал руководителям пред­ приятий вместе со школами рассмотреть возможность со­ здания льготных условий при­ ема выпускников на работу, оплаты труда оставшихся рабо­ тать на базовом предприятии. Трудовое обучение и воспи­ тание школьников — одна и з - главных забот сейчас в работе школ. Здесь много проблем, о которых шла речь. Разрешить их вполне Ахожно, но при од­ ном условии: если . усилия школ, базовых предприятий, учебно - производстве н н о г о* комбината будут объединены. Если все вопросы будут ре­ шаться в ко.мплексе. Этого от нас требует постановление ЦК КПСС и Совета Л^икистров СССР. На это нацеливают ре­ шения IV Пленума ЦК ЗЛКСМ. М. СОРОКИНА. Кирилл Алексеевич Прокопович трудится в тресте «Жил- етрой». Работа у него незаметная, сугубо штатская — замести­ тель главного бухгалтера. Но очень часто молодые строители приглашают его в свои общежития, и тогда, выстурая перед ними, неузнаваемо преображается Кирилл Алексеевич, словно становится совсе., молодым — ведь рассказывает он о юности, только своей, когда он семнадцатипетним мальчишкой был разведчиком одного из партизанских отрядов в Белоруссии. »ЙП0ЦТЬ1 •Д ЕНЬ и ночь по про- ...Однажды при очередной селочным дорогам вылазке в лес ребята услыша- вереницы -ли приглушенный разговор, громыха- Подошли ближе. Среди трех опознавательных спасенный ими. капитан. Ребята набрались смелости, подошли. В хруПКОАА 'тянулись беженцев, а за ни ли по ухабинам повозки со солдат скудной, наспех собранной знаков провизией. Стоя у обочины родного се­ ла Сенно, .что затерялось на ..... _ ___ ___________ .. . обширных просторах Витебской питан узнал своего спасителя, области, семнадцатилетний — Чемзанимаетесь? Кирилл Прокопович до самых сумерек провожал ■уходивших на восток людей. «Не хозяйничать им в наших го спросил он. Ребята рассказывали долго, сбивчиво: о том, что ненавидят фашистов, что будут драться с зок Кирилл Прокопович слу­ чайно натолкнулся на другой молодежный отряд, надежно укрывавшийся в белорусских лесах. Здесь встретил он своих друзей по школьной парте — Христофора Буйневича, Д ааит - рия Могера, Анатолия Стука. Это с ними он учился метко стрелять из винтовки; управлять мотоциклом. Война восемнадцатилетних. Они < на редкость серьезными и Выполняя очередное зада- В свои неполных восемнадцать Вместе со своими товарища­ ми, ребятами - одноклассни­ ками, они решили защищать Сенно. А может быть, и всю страну, ведь родное село — крохотная'ее частица. ...В лесной чащобе ребята сделали землянку с накатом, устроили тайники, куда склады­ вали найденное оружие. В один из них они притащили во­ семь ручных пулеметов, шест­ надцать автоматов, большое число винтовок, гранаты, упа­ ковки с толом и старенький мо­ тоцикл. Здесь же, неподалеку, маль­ чишки учились стрелять из вин­ товок, управлять мотоциклом. А фронт, между тем, вплот­ ную подступил к Сенно. Все реже и реже приходили ребяТа домой, ночевали в. землянках. Так было безопаснее. Однажды их разбудил гул самолетов. Кирилл первым увидел двух фашистских бом- бардировщиков и горевший са­ молет с красными зэвездочка- ми на крыльях. Через несколько мгновений от самолета отделился белый купол парашюта. Ребята бросились искать со­ ветского летчика, но не нашли его. Десять суток бродили они по дремучему лесу. Потеряв всякую надежду отыскать ката­ пультировавшегося пилота, они устало возвращались в свой лесной лагерь. Неожиданно со­ всем рядом, в непролазных за­ рослях, услышали шорох и при­ глушенный стон. Ребята под­ крались ближе и увидели, лет­ чика с окровавленным бинтом — Где госпиталь? — произ­ нес он. — Помогите, ребятки. Кирилл оседлал лошадь, по­ садил летчика рядом и помнал- ...Вот и примитивный полевой госпиталь. Разворачивая ло­ шадь в обратный путь, Кирилл услышал: — Подойди ко мне, сынок. Вот тебе подарок. Храни его, он обязательно пригодится. Раненый капитан вручил Прокоповичу пистолет «ТТ». и оружие, а ненависти — чере: — В таком случае одолжите нам тройку винтовок и ручной пулемет, — улыбнулся капитан. — А если можно, махры раз­ добудьте. Курить, ой, как хо- С этого дня у ребят устано­ вилась прочная связь с новыми знакомыми. Те рассказали мальчишкам о партизанских от­ рядах, стихийно возникавших в белорусских лесах, о том, что с каждым днем их становится все больше. рядов влились и мальчишки из села Сенно. Вместе с капита­ ном они устраивали диверсии на железных дорогах, взрывали эшелоны ®врага, собирали важ­ ные сведения о движении по­ ездов противника. Однажды, в час короткого перерыва, к мальчишкам по­ дошел- челодек в кожаной курт­ ке. На вид ему было не. более тридцати. Он долго говорил с капита­ ном, а потом, отрекомендовав­ шись Константином Заслоно- — Нам следует объединить­ ся в один партизанский отряд и действовать сообща. Константин Заслонов, позна­ комил ребят с дальнейшими, планами операций, как себя ве­ сти, если попадут в руки фаши­ стов. В гот же день хлопцы на­ писали коллективное заявле­ ние: «Наша страна в огне, жизнь требует, чтобы каждый гражданин, в ком бьется серд­ це патриота, кто дышит и хочет дышать здоровым советским воздухом, стал на защиту на­ шей Родины. Прошу партизан­ ский отряд...». Точно так же писал в свое время и Константин Заслонов. Такую клятву давали тогда тысячи советских партизан. Кирилл Прокопович попал в группу Валентина Беляеве, со­ стоявшую из восьми человек. Действуя смело и решительно, их группа взрывала мосты, раз­ рушала дороги и линии связи, громила гарнизоны и штабы врага, участвовала в знамени­ той «рельсовой войне». В одну из -очередных выла- ние, неподалеку от моста че­ рез небольшую речушку юные партизаны увидели немцев, за­ нятых утренним туалетом: они брились, мыли головы в про­ хладной воде, мурлыкали непо­ нятные песни. Было их не ме- Сердца ребят дрогнули при виде самодовольных фрицев. «Не петь вам тут больше песен», — решили они. По мосту то и дело двигались немецкие эшелоны с боеприпа­ сами. «Как же отомстить вра­ гу?» — с ожесточением думал Кирилл. Мысли перебивали од­ на другую. И в который раз выручила их партизанская сме­ калка. Неподалеку от моста распо­ лагался хутор в пятнадцать дворов. Ребята встретили на улице мужчину. Попросили у него доски, гвозди, молоток. Располагая таким инструмен­ том, скрлотили небольшой плот. На него «водрузили» три бомбы, взрывчатые вещества, сделали простейший механизм, который должен был сработать в нужную мину'А'. Не хватало лишь бикфордова шнура. Кирилл снял свою фуфайку. Разорвав ее, ребята стали крутить ватный жгут, который и заменил бикфордов шнур. При­ кинув на глазок расстояние от моста, замаскировали смасте­ ренный плот зелеными ветка-, ми и подожгли шнур. Медлен­ но подплывал он к нужной точ­ ке. А немецкая толпа продол­ жала между тем свое веселье. И вдруг — страшный взрь 1 в 1 Рухнул мост, оборвалась на полуслове чужая, ненавистная Здесь, неподалеку от хутора в пятнадцать дворов, сорок немецких солдат обрели для себя искомое «жизненное про­ странство». Подвиги партизанской груп­ пы продолжались. Восемнадца- тилетние парни из далекого ви­ тебского села мстили врагу и за Константина Зэслонова, и за его молодого адъютанта Женю Коржень. И не было фашистам пощады от юных смельчакрв- партизан. Страх внушали им те, кому и ке бьшо еще восемнад- В. МЕДВЕДЕВ. Подальше от земных забот., ИСКУССТВО и «ИСКУССТВО» «Вы хотите знать, ч.т-о за м'у- зыку мы исполняем, . кто вдох­ новляет йас на ее сочщкние? Внеземные,существа ' дгз космо­ са, чьи Сйиналы мы часто ло-,- вим, гадая об их содержании...» — таг< начинает свон выступле­ ния фраяц'узский по-н-ансамбль «Рокетс» — пятеро «бритоноло-. вых музыкантов, облаченных в отливающие сереброй! комби­ незоны {волосы, объясняю г они, мешают контакта.» е «вне- земными» сущесгвама, сереб­ ро . притягивает их лучи). ...'Их ОТКРЫ.Л в одном из не­ взрачных реото1ра1Нчшюв пол Парижем предп.риимчйвыи Клод Льюмая, теперь уже до­ вольно известная фигура в ев­ ропейском шоу-бизнесе. И вот его «бритоголовые, в серебре ребята» неполияют па­ рафразы на темы -«звездной' войны»: шум, ГРО.ХОТ, сто^^бы дыма. «Над пол'^АОсвещенныя залом нависают контуры кос­ мического корабля, юпитеры высвечивают осколки метеори­ тов, пахнет космической пы­ лью» т- так о-пнсывает выступ­ ление «Рокетс», корреспойден г миланское «Панорамы» 'Ремо Бви0|3и, Кто организует подобные спектакли? Корпо!раиия «Сере- брем лайтии», например, истра- тивша'Я на «Бостон» и «Арт» несколько миллионов долларов и заработавшая втрое большую су.мму. Коае'мо, не без помощз средств массовой информааи?!. всегда готовых поддержать тех, кто несет молодежи музы­ кальный наркотик, подменяет реальные проблемы, реальное видение мира идлюзорвы-м.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz