Ленинец. 1979 г. (г. Липецк)
ЛЁНИИЕЦ • 21 Д ИРЕКТОР перечислил лучших- учителей шко лы: «Боюсь обидеть, ес ли упущу кого-нибудь. Кол лектив у нас сильный... Глин ская Зинаида Илларионовна в старших классах ведет лите ратуру, Отличный педагог. Да сходили бы на урок, это да,ст больше, нежели беседа». Урок. . Насколько велико значение этого слова; получить урок на всю жизнь... — Хоть я и располагаю об ширной криТ (И ческой литерату рой, — поделится позже Зина ида. Илларионовна, — но для меня подготовка к устным заня'тиям порой мучительна. Это камень преткновения. Го товлюсь. не менее пяти ча- ...В классе непринужденная обстановка. Тихо. Жизнеиньт подвиг Н. Г. Чернышевского — тема прошлого урека. Учебники закрыты. Учитель ница пробежала взглядом по лицам ребят. Все -в ежиданни вопроса. — Что ирои-звело на шас самое сильное впечатление -в биографии Чернь:шевсйого? Отн 130 вёк 1 ный разговор, по вторение пройдеаного мате риала. Один рассказывает о пребывании писателя в Петро павловской крепости, другой — о годах .-его каторги и '.ссыл ки, третьего поразила картина «гражданской, каанн» 'с 'буке тами цветов, летевших к эша фоту. — В письме к своей -жене Ольге Сократовне Чернышев ский замечал: «Пройдут сотни лет, а наши имена все еще бу дут милы людям». Так как же ебьгомсь эти слове? — задает очередной вопрос Зинаида ИЛ'Ларионовна. И снова -класс за работой. Ребята вспо.минают о поселке Чернышевском, что вырос на месте бывшей ссылки, о па мятнике в Ленинграде, по ставленном по указанию В. И. Ленива, о Саратовском театре, что носит имя писате.л«, о ши роком праздновании 150-ле- тия со дня его рождения. Как опытный дирижер, Зинаида Илларионовна тонко управ ляет вьютуплениями, и;, ребята быстро, с какой-то легкостью закрепляют пройденжы'й ма териал. Оценки она выставит в конце урока, и я узнаю, что на «хорошо» и «отлично» за нимается почти половина ее учеников. Да и сама .она с отличием закончила Липецкий- пединсти- тут. Теперь все свои- энания передает учевдшам. По от зывам коллег, душой любит литературу. Хочет, чтобь! ее предмет помогал растить ре бят честными, стал для них учебником жизни. Директор раскрыли тему, но и вырази ли свое понимание современ ности, использовали художе ственные образы из книг «И зто все о нем» В.- Липатова, еертэции, доносит суть теор.ии: Чернышеаский опровергает старые взгляды эстети 1 ки, буд то искусство . прекраснее са мой жизни.- НАВСТРЕЧУ ОБЛАСТНОМУ СЛЕТУ МОЛОДЫХ УЧИТЕЛЕЙ: «Обучая, воспитывать...» РЕПОРТАЖ С УРОКА за/*етит: «На ее уроках учени ки мыслят». А это значит — терпение, кропотливый, до седьмого пота труд педагога. Вот, например, как было подготовлено конкретное со чинение «Ты на подвиг зовешь, комсомольский билет». Учи тельница помогала советом вплоть до выбора жанра и композиции. Зато наградой стала успешная (забота ребят. Десятиклассники не только «Всем, смертям назло» В. Ти това и' другие. ...А урок продолжается — новая тема: .«Эстетич.еска.я теория Н. Г. Чернышевского». На доске план его знаменитой магистерской диссертации. «Эстетические - отношения ис кусства к действительности». Краткими цитатами учитель как бы рисует период 50-х го дов Х.1Х лека, те условия, «а каких проходила защита диди — Прекрасное есть жизнь, — писал Чернышевский. Да, но как жили крестьяне, в то вре мя? — вновь звучит голос Зи наиды Илларионовны. С места ученик говорит об их непосильном труде, беазро- светной нужде и безграмотно- — Так что же, прекрасна эта жизнь? По лицам видн а— ребята увлечены. Этот вопрос по- ^япЕ|нпм11В«п1Н1тн8тин1(ннпп1Пввв1»в«ЕП11М11П1па(анвтнви1|1пннпнвп11В111а1вт111В911вт1Шгз 3 - 1 ж “ З Д Е С Ь ШРЖГЛМЙ Г о д Л Е Т О | | Н 11Н 1т 1т 1и ш 1 в ЛЮБОЕ ВРЕМЯ ГОДА — ДОЖДЛИВОЙ ОСЕНЬЮ, ВЬЮЖНОЙ з и м о й —в ТЕПЛИ ЦЕ ЛИПЕЦКОЙ ШКОЛЫ № 51 ЦАРИТ ЛЕТО. СЮДА ИНТЕРЕСНО ЗАГЛЯ НУТЬ КАЖДОМУ И НЕ ТОЛЬ КО ПОТОМУ, ЧТО В СТУДЕ НУЮ ПОРУ ВСЕГДА РАДУЕТ ЗЕЛЕНЫЙ РОСТОК, РАСПУС КАЮЩИЙСЯ БУТОН, НО ЕЩЕ И ПОТОМУ. ЧТО ЗДЕСЬ МОЖ НО УВИДЕТЬ РЕДКИЕ РАСТЕ НИЯ, КОТОРЫЕ РАНЬШЕ НИ КОГДА НЕ ВСТРЕЧАЛ. ИХ ПРЕДСТАВЛЕНО СВЫШЕ ШЕ СТИДЕСЯТИ ВИДОВ. НЕ СЛУЧАЙНО ИМЕННО Б ТЕПЛИЦЕ ПРОВОДЯТСЯ УРО КИ ПО БИОЛОГИЙ, ЗАНЯТИЯ ЮННАТОВ. Фото Е Самохвд.<Ю(ва. могает учительнице раскрыть классовый хара 1 ктер искусства. Она приводит несколько при- — Понятие прекрасного свое у каждого класса. «Прекрас ным существом, .— цитирует далее Чернышевского, — ка жется человеку то существо, в котором он видит жизнь, как он ее понимает». Чернышев ский решительно на стороне крестьянского идеала ' хоро шей жизни. А пе|эед игскус- ством он ставит задачи: вос произведение жизни, объяс нение и вынесение приговора. Чтобы раскрыть, како.а впе чатление произ.вели взгляды Чернышевского на передовых людей, Зи.чаида Иллар.ио- навна приводит словд критика того времени В. В. Стасова, Сильные слова и прочтены сильно. Затем переходит к влиянию Чернышевского на живопись, рассказываэт. .о ху дожниках-передвижниках, ..де- мо'нстрирует р.епроду 1 кци!И- картин В. Е. Мако.зско.го- «Се стры», «Оправданная», знако-- МИТ коатко с их содгр.жд«ивм. «Как будто стол 1 Кнул»сь. два мира, — говорит она. — Чер- нышевский затронул струны в душ.ах. настоящих художников. Его взгляды были близки мно гим. Позднее И. Е. Репин' при- ,знается: действительность так и просится на полотно». Не менее^ интересно говорит она и о музьже. Ребята видят перед собою портреты музы кантов «могучей куч.ки», слу шают отрывок из оперы М. П; Мусоргского «Хованщина», «Рассвет на Москве-рек-з». Звенит звонок. Урок окон чен. А класс все еще .под впе чатлением великолепного р а с сказа. Ученики подходят к доске, раосматривагат репро дукции, спрашивают, что не успели спросить. «.Ока так рас- сказывает, — ..восхищены .де- .вочки, — даже мальчишки си дят, не шелохнутся! Она всегда выслушает наше мне ние — и ка любой .вопрос от ветит. — Ей смело дозер-ишь самое сокровен.но.е...... Гакова Зинаида Илларио новна Глинская. Сельский учи тель, духовный наставник, ре бят, человек, . посвятивший жизнь благородному ■делу, — воспитанию подрастающего поколения. В. ЗАХАРОВ. Липецкий район, Ча 1 сто,о,убравская средняя -шкошв. и 1н п н 1№ Н 111и и т п т в н ш п 11ш Г ^ О Д НАМД- в Чап.тыге- В МОЛОДЕЖНЫХ- # не произошло рдно ана- менательаое событие. Возможио, в к » 0 М' другом го- раде оно осталось бы незаме ченным: подумаешь, постровли- общежитне для рабочих. В Ча,н- лыгине же он.О"„это общежитие, было первым я пока едииствев- ным. Сдачи этого дома о.'жида- ли не только рабочие завода, агрегатов — етавные хозяева общежития, но н строители РСУ -4 цронэводственного объ единения «Липецкремстрой- моитаж» (они, ксха-иг, строили его),'п еще дееятк-а и десятк-Н; людей из р.азлеткшс больших и малых рргатшзашш города, которым обешажг в новом доме койко-.честа. И Сот обикжн.тне' готово. Со бытие Это 'надо »а декабрь 1977 года. Еыло-яя ш.а:мп»иско« на 'новооелье? Возможио. Ио не было в- комнатах Вйшалок, шка-фов, по.док-'ДЛЯ обугш, шра- иор и прощех- -прдатад.чежностшТ срнтехнйвд, -КШ.М д.ш®.ж€.в» было быть... ‘Пратпжая.. пе речень недвстающеро » ж 1 м: было бы долго. В о ввра 5 ГНМСЯ: к сдрзвке, еоставлеинаа работ*- никами Лйии 1 ко-го ■об.асовпро* фа по результатам праверки культурно-бытового -. -о&лужи- вания трудящихся, прожнва-ю- щи-х в общежитиях {вров-ерк-а состоялась во втором квартале, 1978 гада). ■«Наряду с харо-щей работой, проводимой в большинстве об- ОБЩЕЖИТИЯХ щежяунй абтеш , в отдель-ных из них-еще .имеют-месте с.ду- чая х-ала-тася-о ршошеная »д- м-шпетрацйи, нрофсаюззшх и неиеэм-ольекях кш и ’ретев к нуждам II запросам жоладажа». 1-1 далее следовал пример: вод н-овое вбщежнтяе- Ч.аялыпщ!- окого завода агре-г,а-т 0 в. Чт-о оёаа-ружилн там прсведяющие? «Обарудова-наем и погт-елыш- ми иршаддежывстдмн обще- житве не обеедечЕно. Крашо-га ушлка нет, комваты для. заая- ■вгя,, суанкии,, .пра.чечййн. ка меры хра-иешм нет. Есть кла довая у камвндзнта, ао ш а ш або-рудшана, и хрвяжгь .в ней нечего. Культслортаявея- таря нет... газеты, ж-уршлы не зышшаиьг, бйблзшт^-пере- Д 8 - 11 ЖЮ 1 . нет».. «Шта а квйдр-л.т «Мет» в кубе. «Нет» в десятаа, .стешшт. Го.чые атаны— я таа-вео; Мож но ая- наздать абщежятяем ■дом, где тогда уже щр.шя 1 шало около- ста пятнаесята' чело век, но- не. было «ей одвого стола»? И далее но той- же справ.к.е: «Кухни общие на этажах все .закрыты; газ не иожмучт». Ме&ль?.. Да что там .мебе.ть, вели жильцакг даже вместо комплекта пос.телышх прянад- В квадрате лёжностем выдавались лишь... яавмочки, О што'раж на окнах и речи быть не. могло — эта. уже представля.дась, оадшидно, ■нзлйшеетвсаг необьышовевным. С м-омеята открытия долго- жд-аяя.орэ общежития мшул Т 0 д. И вот снова трещат на улицах крещеяск-ие. морозы. Мы в гаетях у жильцов- пер вого общего- д-Ьм-а в Чаплыгя- -не. Сейчас здесь, нро-живает уже даесш- игестьдвсят чело век. Что взмеяилось.? Да почта шиего; -Можно смело брать прощ-логоднжяо спрааку п чи- .та-а. ее сначала. Сушилк-о-й во- цреашему пользуется лишь десяток чеяшж: такааа ее нроп-уеетая е п о сЛ ж тв . В коажагах- кет вешалок, шка фов,. иолак для обуви. Поды я стгагы покрашены в нигрнятный, гряэта-еерый цвет. Нёдоумея- -ных вопросов возникает мно жество. Скажем, почему, д-ом, где проживает столько кароду, до оих пор не подключен к го- рояок-о-й радиосета? Занима лись этим на заводе и завком, и отдел снабжения, и отдел, главного энергетика. Но так и не от,ыекали нескольких е-о- тйя. метре® нужного провода. Н-о пров-од — ^Т'О ещё шгтего. Нешшятно, почему при заселе нии в доме не -оказалось сте кол,. плафонов, краябв и про чих «мелочей» сантеяшши?.. Но оставим на время м;ате- р-яальную сторону дел,а. Н а с не меньше удивило, что за год е небоаьш-нм в общежитии ее было прочягаио ни одной лек ции. Бездействует совет об- ше-житяя, зато регулярн-о де- жз^рят работники мгаи-ций. — Да, приходятся каждый день посылать рабэ-гников в наряд к общежитию, — гово рит начальяпк РОВД майор милиции В. М. Асташев, —- Осойеино напряжешая здесь атм.оефера в дни выдачи зар платы. Слушаются и ларуше- етя общ.ествеяносо порядка, кражи. Ведь в общежитие мо жет войте любой. Опять непонятно — почему нарушея-и-я, кражи? Ведь каж дый .В; Ч-аплыпше анае-т, что лушший комсомольский опера тивный отряд здесь, на агре гатном заводе. С этими нопросамя. мы при шли в комитет комсомола за вода. Но Александр Моисеев, секретарь к-омитета ВЛКСМ, да и все члены его, о-казалнсь людьми новыми, недавно ив- брзнньхми. До общежития у ШЕС руки пока не дошли. В куфсе всех проблем А. В. Рыж ков, председатель заводско го комитета профсоюза. Мы: с ним беседуем в домашней, так сказать, оботаловке. Деле в том,' что Анатолий 1 Владимяро- вич сам живет в этом едвнет- вш-ном пока общежитии Ча,п- лыгиша. — Да, многие оказались ра зочарованными, когда всели лись сюда. Вся беда в том, что у завода просто не хватает средств,. чтобы ок-оича.телыш привести общежитие в поря док... Конечно, можно при случае сослаться на нехватку средств, в-рем-ей'И, матерна-лов... Но все- таки навести порядок в ежш- ствеяяом в городе общежитии необходимо. И сделать это пря дется прежде всего А. В. Рыжкову в к р е с заводской ад- мигнпстрадией. ...На одном из после.-ших -зя- оедааий комитета ко.мсо 1 мола завода была создана жилищ-' но-бытв'вая комиссия спе циально для того, чтобы на вести порядок в обшеясттш. Имевно ей комсомольни пв- ружиля навести тая шэ-рядш. Что*ж, комиссии предстоит большая ра-бота, и в этом- ёй иуж-на п-омощь всех зимттере- совашых служб. Когда речь заходит о рабочем общежи тия, ра.внодушмых на- зао.оде быть н-е должно. В,, и э р ь е в , наш нешт,- «года. г. Чаплыгин.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz