Ленинец. 1979 г. (г. Липецк)
в ЛЕНИНЕЩ Г ИТЛЕР?.. Такого не знаю! Так ответил •> один молодой человек французско му кинодокументалисту Берт рану Блие. Слова его Блие вы нес в название нашумевшего некогда фильма. Они ничего не знали о Гитле ре. Иные из них были уверены, что вторая мировая война — это война Германии, Англии, Соединенных Штатов Америки против России. Иные недовер чиво пожимали плечами, когда речь заходила о фашистских концлагерях. Они не могли п,римириться с тем, что Великая Отечествен ная война нашего народа до сих пор остается на Западе не известной войной... Мерно, хочется сказать, — эпически величаво раскачива ется колокол. В жерле его сме няются кадры военной хрони ки. Долгожданная, великой це ной страданий, утрат и беско нечного мужества оплаченназ встреча френтовиков, вернув шихся с Победой... Каждый фильм цикла начина, ется с этой заставки. Это колокол, это набат, соби- К о л о к о л а памяти ЗАМЕТКИ О ЦИКЛЕ ФИЛЬМОВ « в е л и к а я о т е ч е с т в е н н а я » Кому-то, видимо, выгодно было отнять у послевоенного поколения Запада память о прошлом. Может быть, для то го, чтобы несколько позже за менить ее лже-памятью, под- лейькими книжонками о доб ром человеке Адольфе Гитле ре, обманутом коварными ге нералами, и о доблестных сол датах вермахта, честно испол нявших свой долг? Ведь подоб. ные сочинения и киноленты, столь «своеобразно» толкую щие, а вернее — перетолковы вающие недавнюю историю, пользовались определенной популярностью, усиленно по догреваемой хитрой рекламой. И все-таки у любой, даже са мой изощренной и дорогооп- пачиваемой лжи — короткие ноги. Человечество нельзя ли шить памяти. Правда неизмен но проступает сквозь туман умолчаний и ядовитые испаре ния кривотолков. Она рассеива ет. их, распахивая людям даль и близь прошлого, настоящего и будущего. «Память — союзник сове сти», — заметил советский ре жиссер Сергей Юткевич, ана лизируя талантливый и острый фильм французских докумен талистов «Скорбь и сострада ние», посвященный Сопротив лению. Путь его к зрителю был нелегок. Кое-кому не хотелось возвращаться к этим страни цам, затрагивать болевые точки национальной, да и мировой истории. Тем не менее люди смотрели «Скорбь и сострада ние» с жадным интересом и волнением. Они хотели прав ды, пусть и неудобной, жесто кой,' тревожащей. Хотели правды и прогрессив ные американские кино- и те леработники, кото]эые участво вали в создании серии филь мов, вышедших в США под наз. ванием «Неизвестная война». Их потрясло то, что они увиде» ли, услышали, узнали о собы тиях 1941— 1945 годов на тер ритории Советского Союза. рающий людей для боя. Это колокол, сзывающий их на ве ликое торжество Победы. И вместе с тем — это коло кол памяти. Его должны услы шать, его не могут не услы шать ныне живущие, чтобы не предать павших. Не доживших. Помните знаменитый эпиграф к роману Хемингуэя; «Не спра шивай, по ком звонит колокол... Он звонит и по тебе»? В самом деле : у людей пла. неты Земля — общая судьба. И в страшном сорок первом, и в весеннем сорок пятом она, в значительной степени зависела Рт- тех, кого мы называем се годня ветеранами Великой Отечественной... Смонтированные из сотен, может быть, из тысяч кадров двадцать фильмов цикла вос создают эпическую картину на родного подвига, которому нет равных в истории. Двадцать фильмов — строгая хроника и страстная, накаленная публи цистика. Разумеется, огромный вес имеет в каждом из них закад ровый комментарий. Впрочем, не совсем закадровый; актер Берт Ланкастер, читающий текст в американском вариан те, появляется на экране, как бы самим присутствием' своим у израненных стен Бреста, на Красной площади, на местах бо ев удостоверяя для западных зрителей подлинность того, что они видят. У нас комментарий просто и сурово ведет Василий Лановой. Однако в иные моменты ка жется,, что происходящее на экране способно воздейство вать и без слов. Лица русских солдат... Руины городов. Плачущие женщины, чьих детей убили звери в фашистских мунди- Ковпак и его партизаны -— люди из легенды, которая тем не менее была ни на йоту не приукрашенной правдой... И снова дети... Вот они в московском метро, служившем бомбоубежищем для . жителей столиць 1 . Там, наверху, рвутся бомбы, прожекторы берут в перекрестия фашистские само леты, а мальчишки, забыв обо всем, играют в «щелчки». А вот почти их ровесники, ну, разве чуть постарше, включают стан ки, готовят снаряды для фрон та. А эти малыши — о, какая неутихающая, пробившаяся через годы и десятилетия в на ши сердца острая боль! — ис калечены войной; обрубки вместо рук и ног, черные впа дины вместо глаз..^ Теоретики кино иногда напо минают, что хроникальные кад ры еще не гарантируют истин ности, безупречной правдиво сти в отражений реальности.' Они, конечно, правы. Но все- таки многое из того, что вошло в фильмы «Великой Отечест венной»,. невозможно .ни иска зить, ни перетолковать. Разве что — умолчать, скрыть... Но история и люди не мирятся с умолчаниями... Наверное, для того, чтобы назвать всех, кто участаова'п в создании фильма, понадоби лись бы сотни метров пленки. Сколько их было, фронтовых операторов-журналистов, изо дня в день фиксировавших большие и малые события че тырех лет войны! В послесловии к книге воспо минаний Романа Кармена «Ря дом с солдатом» Константин Симонов говорит, что оценить подвиг этих людей можно лишь при одном условии: представив, с какой точки про изводили они съёмку. Они, действительно, были рядом с солдатом. Вернее: они тоже были солдатами. Фронтовые кинематографи сты работали на передовой, в поездах, которые под бомбами врага везли на фронт оружие и боеприпасы, с фронта — ране ных бойцов, на севере и Кур ской дуге , в горах Кавказа и под Сталинградом, в штабах партизанских отрядов — всю ду, где ковалась Победа. «Великая Отечественная» — — памятник им всем, чей та лант и отвага позволили сохра нить для будущего бесценные свидетельства подвига. ..Сегодня вечером, как обыч но, в миллионах домов зажгут ся телеэкраны. Ударит коло кол, и продолжится рассказ о священной народной войне... О войне, из.менившей мир. И о Победе, день которой навеки вписан в летопись человечества как один из самых великих в его истории. О Победе, ради которой рука об руку сража лись англичане и американцы, французы и югославы, поляки, чехи, немецкие антифашисты... Но то, что сделали советские люди, имеет особое значение. Л. И. Брежнев, чьи слова по служили эпиграфом к серии, подчеркнул, что эта война бы ла для советского народа Ве ликой Отечественной. Вклад страны Октября в разгром фа шизма, в спасение мира от гит леризма, от гибели — неизме рим. И забыть об этом не дано, не позволено никому! И. НЕВЕРОВ. СПОРТ •СПОРТ •СПОРТ •СПОРТ Н а эщтаяы кинотеатров горо да II области выходит •новая доку.ментальная картина изве стного режиссера и оператора Центральной студии докумен тальных фильмов Владлена Трошкина «Когда рядом друзья». Зрители хорошо зна ют его цредыдущие работы. Первой страницей кинолетопи- си Б АМ а стал фильм Трошкина «Даеш ь Б АМ !» Затем — «П и с ь - , ма из , тай ги» , «Серебряный рейс», «Поезд номер один». ' Картина «Когда рядом друзья» не просто рассказ о бригаде,- возводящей искусст венные сооружения, об их ра боте и отдыхе. Знакомя нас со своими героями •— членами бригады Л . Казакова и их семьями, документалисты пы та ются понять, как из группы не знавших друг друга людей за два года возник настоящий коллектив, к ак вообще возни кает человеческое единство? В этом фильме .нет бесконеч ны х заснеженных дорог, мча щихся машин и поездов. Авто ры фильма снимают молодых РЯДОМ с ТОБОЙ ДРУЗЬЯ строите.тей не только на фоне тай ги , но и рядом с книжными полками. Н а экране — бригада Леони да Казакова , парня с Брянщи ны , строителя с семнадцати лет. А рядом с ним — его друг и помощник Андрей Доскач . В . Трошкин подробно исследует характеры этих двух людей, не только показывая их в работе, но и расспрашивая их родных, друзей, других членов бригады, а также, калсдого друг о дрз'ге. Э ти перекрестные интервью со ставляю т своеобразный центр фильма. . В кадрах .празднования 7 Н о ября простушают особенности жизни бамо’вцев и . одновремен но общность ее с жизнью всей страны . (Зрители станут свиде телями н еще одного праздно вания в поселке Звездный — вечера 8 Марта: веселые лица, песни под гитару , самодеятель ный 01 ркестр, мулсчины в перед никах соревнуются на звание лучшего кулинара, а их жены в это время... круж атся в танце ), "Гак все-таки какая сила объе динила всех членов бригады? Л и чны й пример неутомимого бригадира Леонида Ка закова ? Может быть... Н о чтобы создать дружный коллектив, личного примера порой недостаточао. Необходима, нравственная ак тивность, большие усилия ду ши. И они незримо ощущаются в ЭТОМ незаметном яа первый взгляд бригадире, руководите ле нового типа , — го'ворят со здатели фильма. И. ШТЕНГЕЛЬ, редактор кинопроката. С каждым днем на помосте, установленном во Дворце спорта «Звездный», борьба становилась все жарче. Тяже лела и штанга. В полусреднем весе победил В. Денисов [Пермь] с суммой 330 кило граммов. Интересная, ситуация сложи лась и у средневесов. В. Кисе лев (Красноярск) с суммой двоеборья 347,5 кг стал чем . пионом. Столько ж е набрал и спартаковец из Краснодара В. Талаев, но его собственный вес оказался на 100 граммов больше, чем у сопе|ЗНИка. В первом полутяжелом весе выступало семнадцать штанги стов. И среди них заслуженный мастер спорта, чемпион Евро пы и мира 1977 года Г. Бессо нов (Ростовская обл.]. И впол не естественно, что особое вни мание, болельщиков было при. ковано к ростовчанину. И он действительно доказал, что в этом весе он сильнейший. Ког да почти все соперники закон чили рывок, Г. Бессонов вышел и в первой попытке зафиксиро. вал 160 кг.^Во второй попытке он прибавляет еще 5 килограм- шел он к нему весьма несбыч- В первом движении — рывке — В. Кононов получил «баран ку». Заказал для начала 170 кг., ко так и не смог ни в одной из трех попыток зафик . сировать этот вес. Победил здесь А . Сайдулаев из Грозно го. Но затем Кононов: будто играючи, толкает 222,3 кг. В этом упражнении он выходит в лидеры. И вот тут все началось. Ми ровой рекорд в толчке -— 226 кг. Принадлежит он Д . Ри- герту. Сначала вызов дает А . Сайдулаев, попросив уста новить на штангу 227 кг. В зале тишина. Спортсмен тщательно готовится к заключительной попытке. И, кажется,, был бяи . зок к цепи, но... увы. С уд ь я ’ международной категории Э . Цирик, комментирующий эти соревнования, так и сказал: «Спортсмен то.чкнуп штангу, но не смог ее зафиксировать». Но вот неожиданно звучит голос комментатора: Кононов просит установить на штангу 230 килограммов. Д это ведь на четыре килограмма выше Есть мировой рекорд! г V ' ^ п I мов. Этого было достаточно для победы в первом упражне нии. В толчке ему покорились 205 килограммов. С суммой 370 кг. Г. Бессонов занял верх нюю ступеньку пьедестала. Под занавес субботнего дня в борьбу вступили спортсмены, вес которых не превышает 100 килограммов. Эта категория атлетов сравнительно недавно вступила на помост. Но уже за два с небольшим года зафик сировано 23 мировых рекор дов. И очень приятно, что 27 из них принадлежат советским штангистам. А если быть точ . ным, то теперь уже 28 из 29. Этот новый рекорд мира был установлен во Дворце спорта «Звездный» спортсменом из Куйбышева В. Кононовым. А рекорда Д. Ригерта. Решение поистине смелое. Н снова за мер Дворец спорта. Взяв в замок гриф штанги, В. Кононов уверенно потянул вверх. Сна- ряд на груди. Ещ е мгновение, и рекордный вес на вытянутых руках. Что делается в зале! Все зрители встали со своих мест... Ну, а в сумме двое борья в этом весе победил Игорь Никитин из Московской области. Его победная сумма — 390 килограммов. В последний день финала на помоет вышли штангисты пер вого и второго тяжелого ве . сов. * В. БУХАЛОВ . На снимках: перед схваткой; вес растет. Фото А . Пивоварова.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz