Ленинец. 1979 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1979 г. (г. Липецк)

в ЛЕНИНЕЩ Г ИТЛЕР?.. Такого не знаю! Так ответил •> один молодой человек французско­ му кинодокументалисту Берт­ рану Блие. Слова его Блие вы­ нес в название нашумевшего некогда фильма. Они ничего не знали о Гитле­ ре. Иные из них были уверены, что вторая мировая война — это война Германии, Англии, Соединенных Штатов Америки против России. Иные недовер­ чиво пожимали плечами, когда речь заходила о фашистских концлагерях. Они не могли п,римириться с тем, что Великая Отечествен­ ная война нашего народа до сих пор остается на Западе не­ известной войной... Мерно, хочется сказать, — эпически величаво раскачива­ ется колокол. В жерле его сме­ няются кадры военной хрони­ ки. Долгожданная, великой це­ ной страданий, утрат и беско­ нечного мужества оплаченназ встреча френтовиков, вернув­ шихся с Победой... Каждый фильм цикла начина, ется с этой заставки. Это колокол, это набат, соби- К о л о к о л а памяти ЗАМЕТКИ О ЦИКЛЕ ФИЛЬМОВ « в е л и к а я о т е ч е с т в е н н а я » Кому-то, видимо, выгодно было отнять у послевоенного поколения Запада память о прошлом. Может быть, для то­ го, чтобы несколько позже за­ менить ее лже-памятью, под- лейькими книжонками о доб­ ром человеке Адольфе Гитле­ ре, обманутом коварными ге­ нералами, и о доблестных сол­ датах вермахта, честно испол­ нявших свой долг? Ведь подоб. ные сочинения и киноленты, столь «своеобразно» толкую­ щие, а вернее — перетолковы­ вающие недавнюю историю, пользовались определенной популярностью, усиленно по­ догреваемой хитрой рекламой. И все-таки у любой, даже са­ мой изощренной и дорогооп- пачиваемой лжи — короткие ноги. Человечество нельзя ли­ шить памяти. Правда неизмен­ но проступает сквозь туман умолчаний и ядовитые испаре­ ния кривотолков. Она рассеива­ ет. их, распахивая людям даль и близь прошлого, настоящего и будущего. «Память — союзник сове­ сти», — заметил советский ре­ жиссер Сергей Юткевич, ана­ лизируя талантливый и острый фильм французских докумен­ талистов «Скорбь и сострада­ ние», посвященный Сопротив­ лению. Путь его к зрителю был нелегок. Кое-кому не хотелось возвращаться к этим страни­ цам, затрагивать болевые точки национальной, да и мировой истории. Тем не менее люди смотрели «Скорбь и сострада­ ние» с жадным интересом и волнением. Они хотели прав­ ды, пусть и неудобной, жесто­ кой,' тревожащей. Хотели правды и прогрессив­ ные американские кино- и те­ леработники, кото]эые участво­ вали в создании серии филь­ мов, вышедших в США под наз. ванием «Неизвестная война». Их потрясло то, что они увиде» ли, услышали, узнали о собы­ тиях 1941— 1945 годов на тер­ ритории Советского Союза. рающий людей для боя. Это колокол, сзывающий их на ве­ ликое торжество Победы. И вместе с тем — это коло­ кол памяти. Его должны услы­ шать, его не могут не услы­ шать ныне живущие, чтобы не предать павших. Не доживших. Помните знаменитый эпиграф к роману Хемингуэя; «Не спра­ шивай, по ком звонит колокол... Он звонит и по тебе»? В самом деле : у людей пла. неты Земля — общая судьба. И в страшном сорок первом, и в весеннем сорок пятом она, в значительной степени зависела Рт- тех, кого мы называем се­ годня ветеранами Великой Отечественной... Смонтированные из сотен, может быть, из тысяч кадров двадцать фильмов цикла вос­ создают эпическую картину на­ родного подвига, которому нет равных в истории. Двадцать фильмов — строгая хроника и страстная, накаленная публи­ цистика. Разумеется, огромный вес имеет в каждом из них закад­ ровый комментарий. Впрочем, не совсем закадровый; актер Берт Ланкастер, читающий текст в американском вариан­ те, появляется на экране, как бы самим присутствием' своим у израненных стен Бреста, на Красной площади, на местах бо­ ев удостоверяя для западных зрителей подлинность того, что они видят. У нас комментарий просто и сурово ведет Василий Лановой. Однако в иные моменты ка­ жется,, что происходящее на экране способно воздейство­ вать и без слов. Лица русских солдат... Руины городов. Плачущие женщины, чьих детей убили звери в фашистских мунди- Ковпак и его партизаны -— люди из легенды, которая тем не менее была ни на йоту не приукрашенной правдой... И снова дети... Вот они в московском метро, служившем бомбоубежищем для . жителей столиць 1 . Там, наверху, рвутся бомбы, прожекторы берут в перекрестия фашистские само­ леты, а мальчишки, забыв обо всем, играют в «щелчки». А вот почти их ровесники, ну, разве чуть постарше, включают стан­ ки, готовят снаряды для фрон­ та. А эти малыши — о, какая неутихающая, пробившаяся через годы и десятилетия в на­ ши сердца острая боль! — ис­ калечены войной; обрубки вместо рук и ног, черные впа­ дины вместо глаз..^ Теоретики кино иногда напо­ минают, что хроникальные кад­ ры еще не гарантируют истин­ ности, безупречной правдиво­ сти в отражений реальности.' Они, конечно, правы. Но все- таки многое из того, что вошло в фильмы «Великой Отечест­ венной»,. невозможно .ни иска­ зить, ни перетолковать. Разве что — умолчать, скрыть... Но история и люди не мирятся с умолчаниями... Наверное, для того, чтобы назвать всех, кто участаова'п в создании фильма, понадоби­ лись бы сотни метров пленки. Сколько их было, фронтовых операторов-журналистов, изо дня в день фиксировавших большие и малые события че­ тырех лет войны! В послесловии к книге воспо­ минаний Романа Кармена «Ря­ дом с солдатом» Константин Симонов говорит, что оценить подвиг этих людей можно лишь при одном условии: представив, с какой точки про­ изводили они съёмку. Они, действительно, были рядом с солдатом. Вернее: они тоже были солдатами. Фронтовые кинематографи­ сты работали на передовой, в поездах, которые под бомбами врага везли на фронт оружие и боеприпасы, с фронта — ране­ ных бойцов, на севере и Кур­ ской дуге , в горах Кавказа и под Сталинградом, в штабах партизанских отрядов — всю­ ду, где ковалась Победа. «Великая Отечественная» — — памятник им всем, чей та ­ лант и отвага позволили сохра­ нить для будущего бесценные свидетельства подвига. ..Сегодня вечером, как обыч­ но, в миллионах домов зажгут­ ся телеэкраны. Ударит коло­ кол, и продолжится рассказ о священной народной войне... О войне, из.менившей мир. И о Победе, день которой навеки вписан в летопись человечества как один из самых великих в его истории. О Победе, ради которой рука об руку сража­ лись англичане и американцы, французы и югославы, поляки, чехи, немецкие антифашисты... Но то, что сделали советские люди, имеет особое значение. Л. И. Брежнев, чьи слова по­ служили эпиграфом к серии, подчеркнул, что эта война бы­ ла для советского народа Ве­ ликой Отечественной. Вклад страны Октября в разгром фа­ шизма, в спасение мира от гит­ леризма, от гибели — неизме­ рим. И забыть об этом не дано, не позволено никому! И. НЕВЕРОВ. СПОРТ •СПОРТ •СПОРТ •СПОРТ Н а эщтаяы кинотеатров горо­ да II области выходит •новая доку.ментальная картина изве­ стного режиссера и оператора Центральной студии докумен­ тальных фильмов Владлена Трошкина «Когда рядом друзья». Зрители хорошо зна­ ют его цредыдущие работы. Первой страницей кинолетопи- си Б АМ а стал фильм Трошкина «Даеш ь Б АМ !» Затем — «П и с ь - , ма из , тай ги» , «Серебряный рейс», «Поезд номер один». ' Картина «Когда рядом друзья» не просто рассказ о бригаде,- возводящей искусст­ венные сооружения, об их ра ­ боте и отдыхе. Знакомя нас со своими героями •— членами бригады Л . Казакова и их семьями, документалисты пы та ­ ются понять, как из группы не знавших друг друга людей за два года возник настоящий коллектив, к ак вообще возни­ кает человеческое единство? В этом фильме .нет бесконеч­ ны х заснеженных дорог, мча­ щихся машин и поездов. Авто ­ ры фильма снимают молодых РЯДОМ с ТОБОЙ ДРУЗЬЯ строите.тей не только на фоне тай ги , но и рядом с книжными полками. Н а экране — бригада Леони ­ да Казакова , парня с Брянщи ­ ны , строителя с семнадцати лет. А рядом с ним — его друг и помощник Андрей Доскач . В . Трошкин подробно исследует характеры этих двух людей, не только показывая их в работе, но и расспрашивая их родных, друзей, других членов бригады, а также, калсдого друг о дрз'ге. Э ти перекрестные интервью со­ ставляю т своеобразный центр фильма. . В кадрах .празднования 7 Н о ­ ября простушают особенности жизни бамо’вцев и . одновремен­ но общность ее с жизнью всей страны . (Зрители станут свиде­ телями н еще одного праздно­ вания в поселке Звездный — вечера 8 Марта: веселые лица, песни под гитару , самодеятель­ ный 01 ркестр, мулсчины в перед­ никах соревнуются на звание лучшего кулинара, а их жены в это время... круж атся в танце ), "Гак все-таки какая сила объе­ динила всех членов бригады? Л и чны й пример неутомимого бригадира Леонида Ка закова ? Может быть... Н о чтобы создать дружный коллектив, личного примера порой недостаточао. Необходима, нравственная ак­ тивность, большие усилия ду ­ ши. И они незримо ощущаются в ЭТОМ незаметном яа первый взгляд бригадире, руководите­ ле нового типа , — го'ворят со­ здатели фильма. И. ШТЕНГЕЛЬ, редактор кинопроката. С каждым днем на помосте, установленном во Дворце спорта «Звездный», борьба становилась все жарче. Тяже­ лела и штанга. В полусреднем весе победил В. Денисов [Пермь] с суммой 330 кило­ граммов. Интересная, ситуация сложи­ лась и у средневесов. В. Кисе­ лев (Красноярск) с суммой двоеборья 347,5 кг стал чем . пионом. Столько ж е набрал и спартаковец из Краснодара В. Талаев, но его собственный вес оказался на 100 граммов больше, чем у сопе|ЗНИка. В первом полутяжелом весе выступало семнадцать штанги­ стов. И среди них заслуженный мастер спорта, чемпион Евро­ пы и мира 1977 года Г. Бессо­ нов (Ростовская обл.]. И впол­ не естественно, что особое вни­ мание, болельщиков было при. ковано к ростовчанину. И он действительно доказал, что в этом весе он сильнейший. Ког­ да почти все соперники закон­ чили рывок, Г. Бессонов вышел и в первой попытке зафиксиро. вал 160 кг.^Во второй попытке он прибавляет еще 5 килограм- шел он к нему весьма несбыч- В первом движении — рывке — В. Кононов получил «баран­ ку». Заказал для начала 170 кг., ко так и не смог ни в одной из трех попыток зафик . сировать этот вес. Победил здесь А . Сайдулаев из Грозно­ го. Но затем Кононов: будто играючи, толкает 222,3 кг. В этом упражнении он выходит в лидеры. И вот тут все началось. Ми­ ровой рекорд в толчке -— 226 кг. Принадлежит он Д . Ри- герту. Сначала вызов дает А . Сайдулаев, попросив уста­ новить на штангу 227 кг. В зале тишина. Спортсмен тщательно готовится к заключительной попытке. И, кажется,, был бяи . зок к цепи, но... увы. С уд ь я ’ международной категории Э . Цирик, комментирующий эти соревнования, так и сказал: «Спортсмен то.чкнуп штангу, но не смог ее зафиксировать». Но вот неожиданно звучит голос комментатора: Кононов просит установить на штангу 230 килограммов. Д это ведь на четыре килограмма выше Есть мировой рекорд! г V ' ^ п I мов. Этого было достаточно для победы в первом упражне­ нии. В толчке ему покорились 205 килограммов. С суммой 370 кг. Г. Бессонов занял верх­ нюю ступеньку пьедестала. Под занавес субботнего дня в борьбу вступили спортсмены, вес которых не превышает 100 килограммов. Эта категория атлетов сравнительно недавно вступила на помост. Но уже за два с небольшим года зафик­ сировано 23 мировых рекор­ дов. И очень приятно, что 27 из них принадлежат советским штангистам. А если быть точ . ным, то теперь уже 28 из 29. Этот новый рекорд мира был установлен во Дворце спорта «Звездный» спортсменом из Куйбышева В. Кононовым. А рекорда Д. Ригерта. Решение поистине смелое. Н снова за­ мер Дворец спорта. Взяв в замок гриф штанги, В. Кононов уверенно потянул вверх. Сна- ряд на груди. Ещ е мгновение, и рекордный вес на вытянутых руках. Что делается в зале! Все зрители встали со своих мест... Ну, а в сумме двое­ борья в этом весе победил Игорь Никитин из Московской области. Его победная сумма — 390 килограммов. В последний день финала на помоет вышли штангисты пер­ вого и второго тяжелого ве . сов. * В. БУХАЛОВ . На снимках: перед схваткой; вес растет. Фото А . Пивоварова.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz