Ленинец. 1979 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1979 г. (г. Липецк)

ЛЕНИНЕЦ Ч ЕЛОВЕК и искусство... Почему иногда они от­ чужденно сосуществу­ ют рядом? Не в том. ли дело, что искусство выходит из ду­ ши человеческой, и, точно вы- пуще-нный на свободу джин, ищет себе новое вместилище, новую душу, ждущую ее, как открытке, как откровение? А что если вокруг успокоенные, кие-то познания в искусстве, но главным образом в том, чтобы пробудить ото сна, ос­ вободит» от первородной пус­ тоты в душе, дать толчок вчутреннему нашему колесу. Многие обходятся без учите­ лей и наставников в своем ду- ховном со верш енствовании, потому что в детстве их научи­ ли состраданию, щедрости и КАК ОТКРЫТИЕ, ОТКРОВЕНИЕ... довспьнь^а собой люди, кото­ рые немного хотят от жизни и не нужны им ничьи открове­ ния, несущие смуту и боль со­ чувствия? Не так уж редко встречают­ ся, например, люди, не жела­ ющие себя «расстраивать» фильмами, книгами о войне, о страданиях, о судьбах с горе­ стным кондом. Они хотят жить спокойно и не плакать даже в кино. Это входит в привычку, в потребность, и вот уже смот- оишь — что там искусство! Такой чело.зек, берегущий свои нервы, отгораживается и от реального горя знакомых, да и в своей семье слышит только себя. Есть й другой тип людей —• сугубо практический. Они ог­ раничивают себя во всем, что ке приносит пользы их узким практическим запросам. Ну, зачем им, таким хорошим, та­ ким замотанным, таким обык­ новенным, бетховенскиэ стра­ сти, испепеляющее солнце Ван Гога, тоскующая'душа Де­ мона, загадочность Бупгахоза, чалряженная духовная жизнь геооев Толстого, Достоевско­ го? Им бы чего попроще, для развлечения, так сказать. А бывают люди, которым просто всегда некогда. Тип «Белки в кО|Лесе». Но крутится только внешнее колесо, внут­ реннее всегда в покое. И так давно в покое, что, пожалуй, уже и заржавело. Таких бы на­ сильно остановить и погрузить, как Б масло, в мир искусства. Суть эстетического образо- . вания не в том, чтобы дтть ка- пытлиаости. ЛДожно окончить музыкальную школу и не лю­ бить музыку, что,, увы, бывает слишком часто. Но можно не знать ни одного названия из классических произведений и жадно вслушиваться в музы­ кальные фразы, находя в них удивительное созвучие собст­ венным переживаниям. Значит, главное — беречь чувства, воспитывать их, не убегать от них, не бояться и не искать в них сиюминутной пользы? Да, это так. Но ведь есть холодные эгоисты, прези­ рающие чужие парежиеэния. И в то же время любяш,ие ис­ кусство. Наполеон, например, или Мао писали классические по форме стихи, Гитлер обо­ жал Вагнера и так далее. Ка­ кой же из этого вывод? Оче­ видно, искусство в полной ме­ ре открыввется лишь тем, кто умеет уважать чужой внутрен­ ний мир, кто умеет сострадать и кто — наверное, и это самое важное — живет по высоким меркам гуманизма и социаль­ ной правды. Вот ведь как много нужно человеку, чтобы понимать - и любить творения классиков. И, наверн'О'е,' хорошо, что кто-то уже беспокоится, поднимает тревогу; почему он, неглупый, культурный человек так далек от истинной культуры? Чувст­ во тревоги, неудовлетворен­ ности всегда путь к совер­ шенству, если только при этом дать человеку верное направ­ ление в его поисках гармонии между «Я» и искусством. И. АЛИМОВА, газооператор. «Для кого звучит Моцарт?» Под таким заголовком в ка­ шам клубе было опубликсвако тревожноа письмо читательни­ цы. Почему пустуют залы, в которых идут концерты сим­ фонической и камерной музы­ ки! Почему мы порой так не­ умело пользуемся теми огром­ ными возможностями, которые предоставлены нам для приоб­ щения к духовным ценностям, созданным мастерами литера­ туры и живописи, композито­ рами и кинематографистами! Вместе с этим письмом в га­ зете появился своеобразный комментарий к нему извастно- го композитора Ю. А. Левити- нова. Но Левитииов, собствен­ но, не столько ответил чита­ тельнице, сколько заострил за­ тронутые ею проблемы. Сегодня мы публикуем пер­ вые читательские отклики на эти публикации и ждем новых писем. ИЗ Почты К 'Л УБ а ! п БЕСА «Ночь после вы­ пуска» по однонмешюй по 1 вести В. Тендряко­ ва — вещь са,ма по себе ост­ рая, затрагиваюшая многие проб.яемы совре.меииой школы, и особенмо проб.дему - нра 1 вст- венного воспитания подраста­ ющего поколения. А исполаюн- иая для будущих учителей их же коллегами в стенах педа­ гогического вуза она приобре­ ла особое .звучание. Параллельно друг другу про­ ходят две сюжетные лшши; СП' 0 |Р учителей и объяснение их бывЩих ученижов, выпускников школы. Толчок к действию в обоих направлениях дает вы­ ступление на вечере Ю.ди Сту-, лендовой, лучшей пшеницы. 0!Ш говорит о тем, что не готова к жизни, что школа не научила ее главному — само­ стоятельности. И вот в учи­ тельской лома,ются копья над студенческом т е атре — , премьера! ют значимость тех нр'австве;;!- ных ценностей, которые они вынесли, нз школы. Создается острая коафликтная ситуа,ция: Д ОРОГАЯ редакция! Меня затро-ну 1 ло пись­ мо «Для .кого звучит Моцарт?», опубликованное в «Ленинце». Захотелось поде­ литься своими наблюдениями. Я студент второго курса Ли­ пецкого музыкального учили­ ща, поэтому поднятые вами во­ просы не могут не беспокоить. Времени у меня свобадното крайне мало, но я стараюсь не пропускать выступлений хоро­ ших пиэ.чистов, скрипачей и других исполнителей. Ко ког­ да приходишь в зал филармо­ нии, становится как-то ке по себе. Зал — пустой! И ощуща­ ешь стыд за себя и свой род­ ной город. При этом ловишь себя на том. что и сам бываешь .на концертах все-таки очень редко. Зато когда приезжает какой- нибудь, даже весьма посредст­ венный ' эстрадный ансамбль, билеты активно раскупаются. Сразу у всех появляется и время, и желание пойти на концерт. Мне не раз приходилось слышать; «Не люблю я эту вашу симфоническую музы­ ку!». И частенько дети вслед за вэросль;ми повторяют то же самое. Мальчишка - подросток назовет без запинки десяток зарубежных эстрадных ан­ самблей, но не вспомкит (а, вернее, — и не знает) ни од­ ного произведения Моцарта или Бетховена. Автор письма правильно го­ ворит об уроках пения в шко­ ле. Знаю — и в мои школьные годы так было — уроки пения ведут частенько учителя, ко- то;рые даже не стремятся за­ интересовать детей. Все сво­ дится к тому, чтобы вььучить какую-нибудь простенькую песенку. Мне, правда, повезло,; в чет­ вертом классе пение у нас вел человек, которого я запомнил на всю жизнь. Он играл нам муэьжу всякую; классическую, эстрадную, детские песни, и играл, по моему тогдашнему представлению, здорово! Мы его очень люби.пи, потому что он удивлял нас, был щедр с нами, старался помочь нам по- н.ять'и полюбить то, что было для него радостью, смыслом жизни. , По-моему, приобщение де­ тей к классической музыке должно начинаться ф школе. И даже раньше — в детском са­ дике, когда у ребенка только 1 | формируются представления о мире. Но делать это надо умело, не формально, не от­ бить у ребят интерес, заставив их, скажем, слушать «Анну Каренину» Щедрина, которая пока далека от них и сложна. Всему свое- время. Я прекрасно понимаю; хо­ рошо подготов ленных учите­ лей музыки не хватает. Часто их место занимают случайные люди. Тем более вопросам эс­ тетического воспитания в шка­ ле надо уделять больше вре­ мени и внимания. Растет наше материальное благосостояние, но ведь' так необходим рост духовный! Все начинается с детства. И любовь к музыке, и любовь к литература. Ведь ребята так много читают! Только боль­ шинство читает лишь остросю­ жетные книжки, приключения, фантастику, при этом чтение это беглое, негпубокбе, маль­ чишку интересует лишь собы­ тийная сторона дела да благо­ получный конец. Такое «книго- глотэние» не оставляет следа в душе. А, надо, чтобь; книга заставляла думать. Детективы же, завершающиеся непре­ менной поимкой преступника, дают для этого мало пищи. Сопереживать и всерьез раз­ мышлять заставляют иной раз книги, которые ке имеют сча­ стливого конца. Маленькая по­ весть Тургенева «Муму», кото­ рую мы в школе нередко просто «проходим», а не «пе­ реживаем»... Или «Идиот» До­ стоевского, или толстовская «Анна Каренина».,. Вот, пожалуй, и все, что я хотел вам написать. Борис ЧЕРНЫШОВ, студент Липецкого музыкального учи.лища. ва (Гена), Жилкина (Ивдрь), О., Логзтаовой (Зоя Владими- ро.в.на). Хотя, впрочем, и все остальные участники спектакля Раздумья перед выпуском Недавно в Липецком педикституте под руководством актеров драмтеатра Л. В. Поляковой и В. В. Бирюкова был поставлен спектакль по пьесе В. Тендрякова «Ночь после выпуска». Роли исполняли студенты. Как восприняла студенческая аудитория работу своих коллег, какие струны души за­ тронула постановка, рассказывает письМо в редакцию. вопросами: как учить, чему учить, как готовить своих вос- -пнтаяшисов к самостоятельной жизни? А учешщп в это же время, ночью, пос.Ч€ выпуска, выясня- I Ват уже пять пет коллектив самодеятельного театра ДК завода «Свободный сокол» но­ сит почетноа звание «народно­ го». Е его репертуаре — клас­ сическая русская и советская йгк* драматургия, пьесы современ- ных авторов. Более 20 лет руководит те- атром Нина Васильевна Мы- . ш в к . Одна из последних работ театра — спектакль «Власть ^ тьмы». Он поставлен в честь ! 5 0 - п е т к е г о ю б и л е я Л ье < Н ^ колаевича Толстого. - < НА СНИМКЕ: сцена из ново- • го спектакля. Анисья—Н. Мос- , каяева, Никита — С. Клоков. Л. БЕРЕЖНАЯ. ^ " м ' , О ^ Ш под .угрозу, стгвится : жнань Те­ ны Голикова, их товарища, аа которого они все емерте.пьно обйжеты. В эти минуты они решают — спасать его или нет. Это, своего рода, второй эк- ‘ замен на аттестат эре-тостп, на готовность к жизни. Ребята по­ сле трудных поисков сдают этот экзамен. Гуманизм по­ беждает жестокость и - эго- нстичность.’ Как вндн.м, обе сюжетные лшши несут . значи­ тельную идейную нагрузку и драматическое содержриие. По замыслу ойи должны бы.чн додолнять, уси.тивать друг друга, но в постановке студен­ ческого театра — вре-.меяами накладывались друг на друга. Нашример, заключительная сцена с выпускниками оказа­ лась гораздо ярче предыдущей, в учительской. Это происходи­ ло, видимо, от того, что акте­ ры, играющие учеников, иног­ да «пере.игрывали», особеано в сцене «разоблачений» со сто­ роны Гены, а актеры, испол­ няющие роли учителей, наобо­ рот «недоигрывал-и», особелво в своей заключительной сце­ не. Но эти отдельные погреш­ ности, конечно, не повлияли. на несомненный творческин успех студенческого коллек­ тива. Эрптелям наиболее за­ помнилась игра С. Мешеряко- играли с большим энтузиазмом, . на подъеме. Спектак.дь. дошел до зрителя и был принят горячо, с благо­ дарностью, 1В зачетку студен­ ческого театра ЛГПИ . можно уверенно поставить «4». Но, помимо перещаденных, театр затронул еще одну про­ блему, вроде бы неожадапную. Недавно’ на страшщах «Ле­ нинца» обсуждались взаимо­ отношения театра и юного зри­ теля, подчеркивалось, что они, во многом зависят от у(ро.аня этического воспитания публи­ ки. .Л.ипецкий драмтеатр мно­ го работает специально над детским репертуаром. Но без помощи школы и семьи много­ го в этом налравлеини он, естественно, сделать не с,мо- жет. Чтобы помощь театра бы­ ла эффектианой, необходимо зтичеси! воспитать, по край­ ней мере, зщштересовать де­ тей, родителей и учителей. И начинать надо с молодежи, ра­ бочей и студенческой, особен- йо студентов ЛГПИ. Там, не­ сомненно, работа по эстетиче­ скому ' в-оспитаяию ‘ ведется: читаются спецкурсы эстетики, существуют факультативы, агитбригады, клуб «Раду­ га», вре.мя от времени ста­ вятся драматические и му­ зыкальные спектакли, регуляр­ но проводятся концерты. Но бросается , в глаза неслажен­ ность н нестабильность . всех этих действий. Три года назад студенты истфака поставили эонг-оперу, в этом году на базе агитбригады биохим фак­ тически создал поэтический театр. Почему бы все этп творческие п.мпульсы не соеди­ нить, не создать, например, при ЛГПИ Молодежный Центр Культуры. Он смог бы решить одновременно несколько важ­ нейших проблем: уенлейне нравственно-эстетического вос­ питания будущих учителей ’ п родителей, 1>рганизацию дейст­ вительно культурного, отды­ ха студентов, повышение . их обществетюй н творческой, а.к- тивностн, прнобретенне новых црофессиональных навыков внеклассной работы па прак­ тике. Привлечение школьнижов и «трудных» подростков к раз­ личным видам творческой дея­ тельности !г отдыха. Что же это такое—.Молодеж­ ный Культурный Центр? Это скоордн'нировавныс, ’ постоянио действующие н охватывающие фактически всех студентов ин­ ститута театры; драматиче­ ский, поэтический, музыкаль­ ный, агитационный; клубы: литературно-поэтический, дяс- куссиояный, подростковый, дискотека, художественная студия. Фактически все эти направления уже существуют, в институте на факу.чьтетах -или в , отдельных студенческих группах. Но кто-то должен ру­ ководить и органнзо.вывать. С этой целью необходимо, види­ мо, создать единый, координа­ ционный комитет. Организаци­ онный период' будет трз^дным п потребует мно-го энергии, но и отдача несомненна, С. ЩЕТИНИН, студент ЛГПИ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz