Ленинец. 1979 г. (г. Липецк)
ЛЕНИНЕЦ Ч ЕЛОВЕК и искусство... Почему иногда они от чужденно сосуществу ют рядом? Не в том. ли дело, что искусство выходит из ду ши человеческой, и, точно вы- пуще-нный на свободу джин, ищет себе новое вместилище, новую душу, ждущую ее, как открытке, как откровение? А что если вокруг успокоенные, кие-то познания в искусстве, но главным образом в том, чтобы пробудить ото сна, ос вободит» от первородной пус тоты в душе, дать толчок вчутреннему нашему колесу. Многие обходятся без учите лей и наставников в своем ду- ховном со верш енствовании, потому что в детстве их научи ли состраданию, щедрости и КАК ОТКРЫТИЕ, ОТКРОВЕНИЕ... довспьнь^а собой люди, кото рые немного хотят от жизни и не нужны им ничьи открове ния, несущие смуту и боль со чувствия? Не так уж редко встречают ся, например, люди, не жела ющие себя «расстраивать» фильмами, книгами о войне, о страданиях, о судьбах с горе стным кондом. Они хотят жить спокойно и не плакать даже в кино. Это входит в привычку, в потребность, и вот уже смот- оишь — что там искусство! Такой чело.зек, берегущий свои нервы, отгораживается и от реального горя знакомых, да и в своей семье слышит только себя. Есть й другой тип людей —• сугубо практический. Они ог раничивают себя во всем, что ке приносит пользы их узким практическим запросам. Ну, зачем им, таким хорошим, та ким замотанным, таким обык новенным, бетховенскиэ стра сти, испепеляющее солнце Ван Гога, тоскующая'душа Де мона, загадочность Бупгахоза, чалряженная духовная жизнь геооев Толстого, Достоевско го? Им бы чего попроще, для развлечения, так сказать. А бывают люди, которым просто всегда некогда. Тип «Белки в кО|Лесе». Но крутится только внешнее колесо, внут реннее всегда в покое. И так давно в покое, что, пожалуй, уже и заржавело. Таких бы на сильно остановить и погрузить, как Б масло, в мир искусства. Суть эстетического образо- . вания не в том, чтобы дтть ка- пытлиаости. ЛДожно окончить музыкальную школу и не лю бить музыку, что,, увы, бывает слишком часто. Но можно не знать ни одного названия из классических произведений и жадно вслушиваться в музы кальные фразы, находя в них удивительное созвучие собст венным переживаниям. Значит, главное — беречь чувства, воспитывать их, не убегать от них, не бояться и не искать в них сиюминутной пользы? Да, это так. Но ведь есть холодные эгоисты, прези рающие чужие парежиеэния. И в то же время любяш,ие ис кусство. Наполеон, например, или Мао писали классические по форме стихи, Гитлер обо жал Вагнера и так далее. Ка кой же из этого вывод? Оче видно, искусство в полной ме ре открыввется лишь тем, кто умеет уважать чужой внутрен ний мир, кто умеет сострадать и кто — наверное, и это самое важное — живет по высоким меркам гуманизма и социаль ной правды. Вот ведь как много нужно человеку, чтобы понимать - и любить творения классиков. И, наверн'О'е,' хорошо, что кто-то уже беспокоится, поднимает тревогу; почему он, неглупый, культурный человек так далек от истинной культуры? Чувст во тревоги, неудовлетворен ности всегда путь к совер шенству, если только при этом дать человеку верное направ ление в его поисках гармонии между «Я» и искусством. И. АЛИМОВА, газооператор. «Для кого звучит Моцарт?» Под таким заголовком в ка шам клубе было опубликсвако тревожноа письмо читательни цы. Почему пустуют залы, в которых идут концерты сим фонической и камерной музы ки! Почему мы порой так не умело пользуемся теми огром ными возможностями, которые предоставлены нам для приоб щения к духовным ценностям, созданным мастерами литера туры и живописи, композито рами и кинематографистами! Вместе с этим письмом в га зете появился своеобразный комментарий к нему извастно- го композитора Ю. А. Левити- нова. Но Левитииов, собствен но, не столько ответил чита тельнице, сколько заострил за тронутые ею проблемы. Сегодня мы публикуем пер вые читательские отклики на эти публикации и ждем новых писем. ИЗ Почты К 'Л УБ а ! п БЕСА «Ночь после вы пуска» по однонмешюй по 1 вести В. Тендряко ва — вещь са,ма по себе ост рая, затрагиваюшая многие проб.яемы совре.меииой школы, и особенмо проб.дему - нра 1 вст- венного воспитания подраста ющего поколения. А исполаюн- иая для будущих учителей их же коллегами в стенах педа гогического вуза она приобре ла особое .звучание. Параллельно друг другу про ходят две сюжетные лшши; СП' 0 |Р учителей и объяснение их бывЩих ученижов, выпускников школы. Толчок к действию в обоих направлениях дает вы ступление на вечере Ю.ди Сту-, лендовой, лучшей пшеницы. 0!Ш говорит о тем, что не готова к жизни, что школа не научила ее главному — само стоятельности. И вот в учи тельской лома,ются копья над студенческом т е атре — , премьера! ют значимость тех нр'австве;;!- ных ценностей, которые они вынесли, нз школы. Создается острая коафликтная ситуа,ция: Д ОРОГАЯ редакция! Меня затро-ну 1 ло пись мо «Для .кого звучит Моцарт?», опубликованное в «Ленинце». Захотелось поде литься своими наблюдениями. Я студент второго курса Ли пецкого музыкального учили ща, поэтому поднятые вами во просы не могут не беспокоить. Времени у меня свобадното крайне мало, но я стараюсь не пропускать выступлений хоро ших пиэ.чистов, скрипачей и других исполнителей. Ко ког да приходишь в зал филармо нии, становится как-то ке по себе. Зал — пустой! И ощуща ешь стыд за себя и свой род ной город. При этом ловишь себя на том. что и сам бываешь .на концертах все-таки очень редко. Зато когда приезжает какой- нибудь, даже весьма посредст венный ' эстрадный ансамбль, билеты активно раскупаются. Сразу у всех появляется и время, и желание пойти на концерт. Мне не раз приходилось слышать; «Не люблю я эту вашу симфоническую музы ку!». И частенько дети вслед за вэросль;ми повторяют то же самое. Мальчишка - подросток назовет без запинки десяток зарубежных эстрадных ан самблей, но не вспомкит (а, вернее, — и не знает) ни од ного произведения Моцарта или Бетховена. Автор письма правильно го ворит об уроках пения в шко ле. Знаю — и в мои школьные годы так было — уроки пения ведут частенько учителя, ко- то;рые даже не стремятся за интересовать детей. Все сво дится к тому, чтобы вььучить какую-нибудь простенькую песенку. Мне, правда, повезло,; в чет вертом классе пение у нас вел человек, которого я запомнил на всю жизнь. Он играл нам муэьжу всякую; классическую, эстрадную, детские песни, и играл, по моему тогдашнему представлению, здорово! Мы его очень люби.пи, потому что он удивлял нас, был щедр с нами, старался помочь нам по- н.ять'и полюбить то, что было для него радостью, смыслом жизни. , По-моему, приобщение де тей к классической музыке должно начинаться ф школе. И даже раньше — в детском са дике, когда у ребенка только 1 | формируются представления о мире. Но делать это надо умело, не формально, не от бить у ребят интерес, заставив их, скажем, слушать «Анну Каренину» Щедрина, которая пока далека от них и сложна. Всему свое- время. Я прекрасно понимаю; хо рошо подготов ленных учите лей музыки не хватает. Часто их место занимают случайные люди. Тем более вопросам эс тетического воспитания в шка ле надо уделять больше вре мени и внимания. Растет наше материальное благосостояние, но ведь' так необходим рост духовный! Все начинается с детства. И любовь к музыке, и любовь к литература. Ведь ребята так много читают! Только боль шинство читает лишь остросю жетные книжки, приключения, фантастику, при этом чтение это беглое, негпубокбе, маль чишку интересует лишь собы тийная сторона дела да благо получный конец. Такое «книго- глотэние» не оставляет следа в душе. А, надо, чтобь; книга заставляла думать. Детективы же, завершающиеся непре менной поимкой преступника, дают для этого мало пищи. Сопереживать и всерьез раз мышлять заставляют иной раз книги, которые ке имеют сча стливого конца. Маленькая по весть Тургенева «Муму», кото рую мы в школе нередко просто «проходим», а не «пе реживаем»... Или «Идиот» До стоевского, или толстовская «Анна Каренина».,. Вот, пожалуй, и все, что я хотел вам написать. Борис ЧЕРНЫШОВ, студент Липецкого музыкального учи.лища. ва (Гена), Жилкина (Ивдрь), О., Логзтаовой (Зоя Владими- ро.в.на). Хотя, впрочем, и все остальные участники спектакля Раздумья перед выпуском Недавно в Липецком педикституте под руководством актеров драмтеатра Л. В. Поляковой и В. В. Бирюкова был поставлен спектакль по пьесе В. Тендрякова «Ночь после выпуска». Роли исполняли студенты. Как восприняла студенческая аудитория работу своих коллег, какие струны души за тронула постановка, рассказывает письМо в редакцию. вопросами: как учить, чему учить, как готовить своих вос- -пнтаяшисов к самостоятельной жизни? А учешщп в это же время, ночью, пос.Ч€ выпуска, выясня- I Ват уже пять пет коллектив самодеятельного театра ДК завода «Свободный сокол» но сит почетноа звание «народно го». Е его репертуаре — клас сическая русская и советская йгк* драматургия, пьесы современ- ных авторов. Более 20 лет руководит те- атром Нина Васильевна Мы- . ш в к . Одна из последних работ театра — спектакль «Власть ^ тьмы». Он поставлен в честь ! 5 0 - п е т к е г о ю б и л е я Л ье < Н ^ колаевича Толстого. - < НА СНИМКЕ: сцена из ново- • го спектакля. Анисья—Н. Мос- , каяева, Никита — С. Клоков. Л. БЕРЕЖНАЯ. ^ " м ' , О ^ Ш под .угрозу, стгвится : жнань Те ны Голикова, их товарища, аа которого они все емерте.пьно обйжеты. В эти минуты они решают — спасать его или нет. Это, своего рода, второй эк- ‘ замен на аттестат эре-тостп, на готовность к жизни. Ребята по сле трудных поисков сдают этот экзамен. Гуманизм по беждает жестокость и - эго- нстичность.’ Как вндн.м, обе сюжетные лшши несут . значи тельную идейную нагрузку и драматическое содержриие. По замыслу ойи должны бы.чн додолнять, уси.тивать друг друга, но в постановке студен ческого театра — вре-.меяами накладывались друг на друга. Нашример, заключительная сцена с выпускниками оказа лась гораздо ярче предыдущей, в учительской. Это происходи ло, видимо, от того, что акте ры, играющие учеников, иног да «пере.игрывали», особеано в сцене «разоблачений» со сто роны Гены, а актеры, испол няющие роли учителей, наобо рот «недоигрывал-и», особелво в своей заключительной сце не. Но эти отдельные погреш ности, конечно, не повлияли. на несомненный творческин успех студенческого коллек тива. Эрптелям наиболее за помнилась игра С. Мешеряко- играли с большим энтузиазмом, . на подъеме. Спектак.дь. дошел до зрителя и был принят горячо, с благо дарностью, 1В зачетку студен ческого театра ЛГПИ . можно уверенно поставить «4». Но, помимо перещаденных, театр затронул еще одну про блему, вроде бы неожадапную. Недавно’ на страшщах «Ле нинца» обсуждались взаимо отношения театра и юного зри теля, подчеркивалось, что они, во многом зависят от у(ро.аня этического воспитания публи ки. .Л.ипецкий драмтеатр мно го работает специально над детским репертуаром. Но без помощи школы и семьи много го в этом налравлеини он, естественно, сделать не с,мо- жет. Чтобы помощь театра бы ла эффектианой, необходимо зтичеси! воспитать, по край ней мере, зщштересовать де тей, родителей и учителей. И начинать надо с молодежи, ра бочей и студенческой, особен- йо студентов ЛГПИ. Там, не сомненно, работа по эстетиче скому ' в-оспитаяию ‘ ведется: читаются спецкурсы эстетики, существуют факультативы, агитбригады, клуб «Раду га», вре.мя от времени ста вятся драматические и му зыкальные спектакли, регуляр но проводятся концерты. Но бросается , в глаза неслажен ность н нестабильность . всех этих действий. Три года назад студенты истфака поставили эонг-оперу, в этом году на базе агитбригады биохим фак тически создал поэтический театр. Почему бы все этп творческие п.мпульсы не соеди нить, не создать, например, при ЛГПИ Молодежный Центр Культуры. Он смог бы решить одновременно несколько важ нейших проблем: уенлейне нравственно-эстетического вос питания будущих учителей ’ п родителей, 1>рганизацию дейст вительно культурного, отды ха студентов, повышение . их обществетюй н творческой, а.к- тивностн, прнобретенне новых црофессиональных навыков внеклассной работы па прак тике. Привлечение школьнижов и «трудных» подростков к раз личным видам творческой дея тельности !г отдыха. Что же это такое—.Молодеж ный Культурный Центр? Это скоордн'нировавныс, ’ постоянио действующие н охватывающие фактически всех студентов ин ститута театры; драматиче ский, поэтический, музыкаль ный, агитационный; клубы: литературно-поэтический, дяс- куссиояный, подростковый, дискотека, художественная студия. Фактически все эти направления уже существуют, в институте на факу.чьтетах -или в , отдельных студенческих группах. Но кто-то должен ру ководить и органнзо.вывать. С этой целью необходимо, види мо, создать единый, координа ционный комитет. Организаци онный период' будет трз^дным п потребует мно-го энергии, но и отдача несомненна, С. ЩЕТИНИН, студент ЛГПИ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz