Ленинец. 1979 г. (г. Липецк)
году испрлняешся 60 леш советского кино Л г Х РУСТНУЛ под сапогом обгорелый - кирпич. Звякнул в неловкой сол датской руке жалкий звоночек, найденный в развалинах. Обык- уовенный звонок — с руля обычного детского велосипе да. Жили лкзди мирной хорошей жизнью. Родилась у них Кать ка. И соседи, с которыми и беда, и радость — все попо лам, купили девочке велоси пед ,— чтоб быстрей росла. Большой, с никелированным рулем, с кожаными блестящи шие запасы военной тематики, а, напротив, как бы углубляет ее. Что ж, вполне понятно: рас тет , «эпическая дистанция», многое ИЗ; того, что казалось важным (а может быть, и бы ло таковым) осталось со своим временем. С каждым удач ным, подчеркиваю, шагом вы кристаллизовывается главное. Шире и точнее становится по ле зрения. На память мне приходят сей час два фильма — о том же, о войне—появившиеся в послед ние годы: «Восхождение» и дочерью. Падает под пулями цыган Пашка, который спас ценную для отряда радистку. И опять-таки — он словно бы занял его,, Андрея, место под дулами шмайсеров. Растет список потерь, а вме сте с ним увеличивается вина. Завтра он оставит в одиночест ве Надю (Н. Бражникова), вы тащившую его буквально из горящего города, полюбившую его первой, наверное, самой крепкой любовью. Потом бу дет Таня (И. Алферова). И она уйдет, чтобы встретить его в 1г1Пгпг1лгтвзн5тв> !11гяи !штш11ПШ11Ш8!!П8Яв«533Ш1И115 ,{:»8игтт1лгяиткз?5ззЕа11ии1т» ЦЕНА ПОБЕДЫ ми подсумками и сияющими спицами. Купала Катьку жена, а он смотрел, как плещет вода в детской ванночке, как дочка тянет руки к нему, напрягая маленькие, тугие ладошки,..\ ...А потом пришла война. И остался от велосипеда один звонок. Осталась от дома, где жил солдат, одна лестница. А I от всей прежней жизни — зыб кое воспоминание: светлая лег кая женщина омывает в купели дитя. А вокруг... вокруг бой, дым, кровь... в такбм напряженном ритме, внимательно вглядываясь вДе тали, поднимая их порой до символа, ведет режиссер В. Четвериков свой фильм «Чер ная береза», который он поста вил по сценарию Б. Архипов- :ца, М. Березко и С. Полякова. Этот ,фильм, как вы уже, веро ятно, поняли, — о войне. ^Фильм трудный. И не потому -только, что в событиях и сюже- :'те его много трагического. Уходишь из зала с ощущени ем: создатели «Черной бере зы» много и тял<ело искали и перед съемками, и особенно в ходе работы над кинолентой. Это чувствуется во всем: в сю- ;жете ;— несколько хаотичном, разорванном, (не всегда уме стно), в стиле — не всегда од нородном,. Впрочем, это во многом объ яснимо. Почему? — вы скаже те. Да потому, что о войне речь. Потому, что сказаны, по жалуй, уже миллиарды слов, написаны тысячи книг, сняты десятки фильмов о ней. И да леко не каждое явившееся свету — открытие. Далеко не каждое — новый шаг в разра ботке темы. ■ Почти тридцать пять лет от деляет нас от войны. И каж дый год не истощает богатей «Подранки». Совсем они непо хожие, и война в них не на од но лицо. Бесспорно. И все. же ленты, эти близкие по духу. Их отличает особая ; продолжи тельность взгляда, особое, я бы сказал, несколько гипер трофированное даже внима ние к человеку на войне, к ин дивидуальным проявлениям его характера. Не всегда такой подход дает возможность со хранять цельность, единство изображения, в полной мере передавать масштабность про исходивших событий. Но есть тут иная цельность:— цель ность мировосприятия (а от сюда и стиля), и : она помогает фильму не распасться, не превратиться в набор субъек тивных импрессионистических ощущений... Но вернемся к «Черной бе резе». Создатели ее, я уже сказал, много, очевидно, рабо тали, чтобы воплотить на экра не свой опыт, свое видение трагедии. И что же? Не будем торопиться. Рас смотрим все по порядку. • В центре фильма — судьба Анд рея Хмары (Е. Карельских), профессионального военного, танкиста, путь которого в вой ну похож своей простотой на тысячи других: после школы — училище, а там—первые звез ды на погонах — и в бой. Успел жениться. Успел соз дать семью. И в первые дни войны потерял ее. Причем, в такой ситуации, которая делала потерю особенно трагичной, заставляла чувствовать героя свою вину в случившемся. Ведь, кажется, мог спасти, близко от них был, а не успел. Так.начинается список, потерь в жизни Андрея Хмары. Поги бает женщина, сделавшая ему операцию, спасшая его от вер ной смерти: Погибает вместе с ту минуту, когда уже нельзя ничего сделать: Андрей женат. Нет, не по любви, по долгу. По. большому счету совести, кото рый я данном случае переве шивает все самые горячие чув- Нет, он не виноват впрямую в этих потерях. Но все завяза но в один крепкий узел, — на стойчиво, из кадра в каДр, из эпизода в эпизод повторяют авторы — за жизнь ' одного война берет две или три дру гие жизни,.. ■ , Так идет фильм. Создатели его упорно ищут оттенки, ню ансы, тщательно работают с деталями. Так и видится этот процесс: по крупинке, по слу чайно замеченному, выхвачен ному из жизни интересному, или — парадоксальному, или— типичному, складывается сце нарий, а потом и фильм. И та кой метод, конечно, в чем-то себя оправдывает. Многие эпи зоды «Черной березы» — как бы самостоятельные, внутри себя завершенные миниатю ры. Бот пример. Медсестру, спасшую Андрея — крупную, некрасивую женщину, ведут на расстрел. Остервенело, отчаян но (будто для того, чтобы толь ко не выпустить из груди пред смертный клекот, не уйти в по следний бабий крик) копает она себе могилу, рвет рыхлую почву тупой лопатой. А рядом — девочка. Рядом дочка. В светлой панамке, в светлом платьице — будто на прогулку вышла. В руках у нее скворче- нок. И офицер немецкий, чуть скучающий, чуть любопытнь 1 Й, а в глазах-будто даже человеч ность есть какая-то. Вот вста нет он сейчас, погладит девоч ку по голове, поиграет е забав ной птицей — и отменит рас- ...И впрямь встает, улыбает ся вроде бы девочке, берет, ласково гладит птицу. Вот оно, _ Легкий взмах руки, затяну той . в перчатку. Все. Приговор приведен ,в исполнение... Есть здесь и Мысль, и движе ние ее. И правда, данная не в форме окостенелого постулата, а в ожидании, как бы в «затяж- но.м прыжке» (а может, и впрямь пожалеет? Ведь чело век же он). Таких эпизодов - миниатюр немало в фильме. Есть в них и житейская истинность, почти документальная плотность факта, и, с другой стороны, ма стерство , режиссера, актеров, оператора. Мастерство работы с деталью чувствуется и а ис пользовании хроники. Авторы умело вплетают в художест венную ткань кинодокументы. Веселый партизанский козел с фашистским крестом под боро дой, мотая головой, браво ухо дит из художественного, из придуманного, — в серые, по блекшие кадры хроники. Ка мера фронтового оператора дает горестную, замедленную панора.му опустошенного бело русского села: развалины, а посреди — закопченные печи, в которых уже теплится сла бый огонек зачинающейся за ново жизни. И оператор Д. Зайцев, снимавший «Черную березу», плавно и точно под хватывает ритм хроники, и пе чи входят в фильм как смысло вой организующий центр эпи зода. Таких удач, повторяю, нема ло. И все же... миниатюры как-то не складываются в еди ное целое. Пространство меж ду ними часто заполнено ин- формациоиной скороговоркой, а то й общими, «соединитель-' ными» местами. Складывается впечатление, будто авторы шли больше не от замысла, а от де талей разного достоинства, не получивших в фильме орга ничного соединения. Но, как бы там ни было, фильм «ельзя назвать неудач ным. Он из' тех произведений, которые идут по линии накоп ления, и тем самым готовит,- предопределяет будущие боль шие взлеты. Он осваивает но вое «эпическое пространство» - г послевоенные годы (это вре мя —: трудное, интересное — думается, еще ждет своих ху дожников). И еще вот что хотелось под черкнуть. Фильм делает важ ное дело. Авторам его удалось передать особый, и веселый, и хмельной, и горький вкус вре мени. Сладость и соль мира. Мира после войны. Вкус Побе ды, доставшейся большой це- И в этом — одна из главных удач фильма. А . АФАНАСЬЕВ. 6 марта «Ленинец» вместе с областным управлением ки нофикации начал киновикто рину «Искусство, рожденное Октябрем», посвященную 60- летию советсйого кино. Много ответов пришло на вопросы первого тура: «Кинематограф 20—40-* годов». Жюри с удов- летвореикём отмечает, что на ши читатели глубоко разбира ются в киноискусстве, хорошо знают актеров и режиссеров. Итак, ответы на вопросы первого тура. Какой день считается днем рождения кино! В 1895 году был запатентован аппарат, изобретенный братьями Люмь ер, он получил название «ки нематографа». А день пеового публичного платного сеанса, данного'В Париже в подвале < 1 Гран кафе» на бульваре. Ка пуцинов 28 декабря 1895 . го да, стал . днем рождения Таковы в основном ответы участников киноБикторины на этот вопрос. Однако день рождения советской кинема тографии назвали правильно не все. Этим днем является 27 августа 1919 года, когда бьгло принято решение Совнар кома РСФСР «О передаче фо тографической и кинематогра-. ОТВЕТЫ НА ПЕРВЫЙ ТУР КИНОВИКТОРИНЫ Л Е Н И Н Е и «ПУСТЬ ВСЕГДА БУДЕТ солнце !» I 1 июня страна торжественно отмечает Международный День защиты детей. Этому празднику посвящена декада детских фильмов под девизом «Пусть всегда будет солнце!». В репертуаре представлены новые детские фильмы отече- ственных киностудий, зерубеж- ных авторов. ...Есть в Узбекистане горный кишлак со звонким названием Тиник-Булок—Ясные Ключи. Здесь решил провести свои леткйе 1га.Ч!!«упы главный герой нового художественного филь ма «Ясные Кл.ючия Ильхам Ис маилов. О том, кагг пройдет это пето для Ильхама и его друзей Эргиша, Василия и Али и чем оно закончится, юные зрители узнают, посмотрев картину. Режиссер фильма Ах- рор Анбарходжаав рассказыва ет: «Сценарий не богат собы тиями, канва сюжета проста. Но это и есть мир детства, ког да, казалось бы, незначитель ное событие, которому взрос лый человек не придаст з:чаче- ния, запоминается и отзывает ся в душе подростка». Лауреатом X Московского международного кинофести валя стала пента «Мальчик н океан». И не просто лауреа том, но и золотым призером конкурса детских фильмов. Эта поэтическая картина знакомит нас с кинематографом Австра лии. Фильм «Мальчик и океан» создан на основе книги Ромина Тисая, которая пользуется большой популярностью у ма леньких австралийских читате лей. Это история дружбы деся тилетнего мальчика Майка с пеликаном. В роли Майка — двекадцатилЕткий Грэг Роу. Дэвид Галпилип, сыгравший аборигена Фингербоуна, уже снимался в фильмах «Прогул ка», «Последняя волка». В программу показа вк.люче- на и полнометражная куколь ная картина режиссера Атткпа Даргач «Лудаш Мати» (произ водство «Паннония», Венгрия). Это-г фильм, созданный по рас сказу Михзя Фззекаша, знако- . МИТ нас с веселым, озорным мальчишкой Мати и его вер ным другом Гусем. О том, как удалось умному и находчиво му Лудашу Мати расправиться с тираном, юные зрители уз нают, когда посмотрят этот занимательный фильм. В дни декады будут показа ны и документальные кинолен ты: «Тоет за человечность», «Мечты детства», «Рыцари ва шего двора», «Не только маль чишки» и другие. И. ШТЕНГЕЛЬ, редактор кинепрокатФ фической промышленности в ведение народного ком,иссарй- ата по просвещению». ' Ка.чие первые фильмы запе чатлели рождение нового госу дарства рабочих и к|эестьян1 Рождение' новой зры, перво го социалистического'-государ ства рабочих и крестьян было отражено в десятках фильмов. Первые попытки фильмы: «Восстание» (режиссер А. Ра зумный) и «Взятие Зимнего дворца» (режиссеры Н. Евреи- нов, Е. Державин, А. Кунаев). 'Э то были короткие агитфиль- мы. Первой художесгвеиной - ' кинолентой, непосредственно ' отображавшей ход революции 1917 года, стал «Октябрь» С. Эйзенштейна, который был .. приурочен к 10-й годовщине ' Великого Октября. Участники кикови.кторины в числе фильмов, рассказыв,аю- щих о событиях Великой Ок тябрьской социалистической революции, назвали: «Человек с ружьем» (режиссер С. Ютке вич), «Броненосец «Потемки.ч» (С.- Эйзенштейна), «Депутат Балтики» (режиссеры А. Зархи и И. Хейфиц), «Выборгская сторона» (Г. Козинцева и Л. Трауберга), «Залп Авроры» (режиссдр . Ю, , Вышинский), «Ленин ; в Октябре» (режиссер М. Ромм), «8 дни , Ок 1 чбря» (режиссер С, Васильев), К сожаленикз, на вопрос: Ка ной . фильм попсжил начало приключенческому жанру! — не все участники викторины от ветили точно. ; Правильный, ответ — этот жанр в советском кино начал ся с двухсерийной ленты И. Пе- рестиани «Красные дьяволята» (1923 г.). На вопрос о создателе-, пер вого советского; полнометраж ного художественного фильма все участники викторины отве- 'тили правильно. В 1921 году (ПОД (эуководством' режиссера ■. В. Р, Гардина был снят пер вый советский полнометраж ный художественный фильм «Серп и молот», посвященный жизни деревни и города в годы гражданском войны. Когда и кем был создан пер вый отечественный звуковой фи.яьм! Это — «Путевка в жизнь» режиссёра Н. В. Экка. Он же был и соавтором сценария, на писанного. Региной Янушкевич и Александром Столпером. Отвечая на ^вопрос о перва!х создателях образа Ленина в кинематографе, наши читатели обнаружили глубокое знание истории советск 0 !го кино. Пе,о- вую попытку художественны ми средствами, воссоздать на экране облик Ильича сделал режиссер С. Эйзенштейн в фильме «Октябрь», пригласив на роль Ленина непрофессио нального актера рабо'-тсго Ни- кандровз. Значительных успехов а ое- шекйи ленинской ге.мы доби лись мастера советского кино уже в пору расцвета зв-у.кового кинематографа. Ю. Щукин оказался первым актером, кто воплотил образ Ленина в худо жественном кино (а фильмах ?Л. Ромма «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году»). Глубиной проникновения в великий образ была прони зана работа М. Штрауха в фильме С. Юткевича «Человек с ружьем» по пьесе Н, Погоди на. Вот такой полный ответ прислал житель с. Р.-Дуброва Краснинского района Ю. А. Александров. На вопрос о советской музы кальной комедии наши- чита тели ответили также подробно. Названы были наиболее яркие кинокомедии 30-х годов; «Ве селые ребята», «Цирк», «Вол га-Волга» , режиссера Г. Алек сандрова; «Трактористы», «Бо гатая невеста», «Свинарка и пастух» И. Пырьева: «Вратарь» и «Три товарища» С. Тимошен ко. На вопрос: когда и кем бы ла осуществлена первая доку ментальная съемка! — пра вильно ответили те, кто вспом нил, что 31 марта 1917 года был организован отдел рабо чей хроники Скобелевского комитета в Петрограде под руководством Г, Болтянского. 1 мая 1917 года он осуществил съемку праздничного митинга а Петрограде на Марсовом поле, где был впервые запе чатлен на киноленту В. И. Ле нин (оператор А. Лемберг). Победителями первого тура стали наши читатели Ю. А. Александров (Краснинский район), А . Т. Щпонько (г. Елец), В. Ю. Петров (г. Елец). Зада ния второго тура будут опуб ликованы в первых числах Т. ОСАДЧАЯ, ет. методист управления кинофикации.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz