Ленинец. 1979 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1979 г. (г. Липецк)

году испрлняешся 60 леш советского кино Л г Х РУСТНУЛ под сапогом обгорелый - кирпич. Звякнул в неловкой сол­ датской руке жалкий звоночек, найденный в развалинах. Обык- уовенный звонок — с руля обычного детского велосипе­ да. Жили лкзди мирной хорошей жизнью. Родилась у них Кать­ ка. И соседи, с которыми и беда, и радость — все попо­ лам, купили девочке велоси­ пед ,— чтоб быстрей росла. Большой, с никелированным рулем, с кожаными блестящи­ шие запасы военной тематики, а, напротив, как бы углубляет ее. Что ж, вполне понятно: рас­ тет , «эпическая дистанция», многое ИЗ; того, что казалось важным (а может быть, и бы­ ло таковым) осталось со своим временем. С каждым удач­ ным, подчеркиваю, шагом вы­ кристаллизовывается главное. Шире и точнее становится по­ ле зрения. На память мне приходят сей­ час два фильма — о том же, о войне—появившиеся в послед­ ние годы: «Восхождение» и дочерью. Падает под пулями цыган Пашка, который спас ценную для отряда радистку. И опять-таки — он словно бы занял его,, Андрея, место под дулами шмайсеров. Растет список потерь, а вме­ сте с ним увеличивается вина. Завтра он оставит в одиночест­ ве Надю (Н. Бражникова), вы­ тащившую его буквально из горящего города, полюбившую его первой, наверное, самой крепкой любовью. Потом бу­ дет Таня (И. Алферова). И она уйдет, чтобы встретить его в 1г1Пгпг1лгтвзн5тв> !11гяи !штш11ПШ11Ш8!!П8Яв«533Ш1И115 ,{:»8игтт1лгяиткз?5ззЕа11ии1т» ЦЕНА ПОБЕДЫ ми подсумками и сияющими спицами. Купала Катьку жена, а он смотрел, как плещет вода в детской ванночке, как дочка тянет руки к нему, напрягая маленькие, тугие ладошки,..\ ...А потом пришла война. И остался от велосипеда один звонок. Осталась от дома, где жил солдат, одна лестница. А I от всей прежней жизни — зыб­ кое воспоминание: светлая лег­ кая женщина омывает в купели дитя. А вокруг... вокруг бой, дым, кровь... в такбм напряженном ритме, внимательно вглядываясь вДе­ тали, поднимая их порой до символа, ведет режиссер В. Четвериков свой фильм «Чер­ ная береза», который он поста­ вил по сценарию Б. Архипов- :ца, М. Березко и С. Полякова. Этот ,фильм, как вы уже, веро­ ятно, поняли, — о войне. ^Фильм трудный. И не потому -только, что в событиях и сюже- :'те его много трагического. Уходишь из зала с ощущени­ ем: создатели «Черной бере­ зы» много и тял<ело искали и перед съемками, и особенно в ходе работы над кинолентой. Это чувствуется во всем: в сю- ;жете ;— несколько хаотичном, разорванном, (не всегда уме­ стно), в стиле — не всегда од­ нородном,. Впрочем, это во многом объ­ яснимо. Почему? — вы скаже­ те. Да потому, что о войне речь. Потому, что сказаны, по­ жалуй, уже миллиарды слов, написаны тысячи книг, сняты десятки фильмов о ней. И да­ леко не каждое явившееся свету — открытие. Далеко не каждое — новый шаг в разра­ ботке темы. ■ Почти тридцать пять лет от­ деляет нас от войны. И каж­ дый год не истощает богатей­ «Подранки». Совсем они непо­ хожие, и война в них не на од­ но лицо. Бесспорно. И все. же ленты, эти близкие по духу. Их отличает особая ; продолжи­ тельность взгляда, особое, я бы сказал, несколько гипер­ трофированное даже внима­ ние к человеку на войне, к ин­ дивидуальным проявлениям его характера. Не всегда такой подход дает возможность со­ хранять цельность, единство изображения, в полной мере передавать масштабность про­ исходивших событий. Но есть тут иная цельность:— цель­ ность мировосприятия (а от­ сюда и стиля), и : она помогает фильму не распасться, не превратиться в набор субъек­ тивных импрессионистических ощущений... Но вернемся к «Черной бе­ резе». Создатели ее, я уже сказал, много, очевидно, рабо­ тали, чтобы воплотить на экра­ не свой опыт, свое видение трагедии. И что же? Не будем торопиться. Рас­ смотрим все по порядку. • В центре фильма — судьба Анд­ рея Хмары (Е. Карельских), профессионального военного, танкиста, путь которого в вой­ ну похож своей простотой на тысячи других: после школы — училище, а там—первые звез­ ды на погонах — и в бой. Успел жениться. Успел соз­ дать семью. И в первые дни войны потерял ее. Причем, в такой ситуации, которая делала потерю особенно трагичной, заставляла чувствовать героя свою вину в случившемся. Ведь, кажется, мог спасти, близко от них был, а не успел. Так.начинается список, потерь в жизни Андрея Хмары. Поги­ бает женщина, сделавшая ему операцию, спасшая его от вер­ ной смерти: Погибает вместе с ту минуту, когда уже нельзя ничего сделать: Андрей женат. Нет, не по любви, по долгу. По. большому счету совести, кото­ рый я данном случае переве­ шивает все самые горячие чув- Нет, он не виноват впрямую в этих потерях. Но все завяза­ но в один крепкий узел, — на­ стойчиво, из кадра в каДр, из эпизода в эпизод повторяют авторы — за жизнь ' одного война берет две или три дру­ гие жизни,.. ■ , Так идет фильм. Создатели его упорно ищут оттенки, ню­ ансы, тщательно работают с деталями. Так и видится этот процесс: по крупинке, по слу­ чайно замеченному, выхвачен­ ному из жизни интересному, или — парадоксальному, или— типичному, складывается сце­ нарий, а потом и фильм. И та­ кой метод, конечно, в чем-то себя оправдывает. Многие эпи­ зоды «Черной березы» — как бы самостоятельные, внутри себя завершенные миниатю­ ры. Бот пример. Медсестру, спасшую Андрея — крупную, некрасивую женщину, ведут на расстрел. Остервенело, отчаян­ но (будто для того, чтобы толь­ ко не выпустить из груди пред­ смертный клекот, не уйти в по­ следний бабий крик) копает она себе могилу, рвет рыхлую почву тупой лопатой. А рядом — девочка. Рядом дочка. В светлой панамке, в светлом платьице — будто на прогулку вышла. В руках у нее скворче- нок. И офицер немецкий, чуть скучающий, чуть любопытнь 1 Й, а в глазах-будто даже человеч­ ность есть какая-то. Вот вста­ нет он сейчас, погладит девоч­ ку по голове, поиграет е забав­ ной птицей — и отменит рас- ...И впрямь встает, улыбает­ ся вроде бы девочке, берет, ласково гладит птицу. Вот оно, _ Легкий взмах руки, затяну­ той . в перчатку. Все. Приговор приведен ,в исполнение... Есть здесь и Мысль, и движе­ ние ее. И правда, данная не в форме окостенелого постулата, а в ожидании, как бы в «затяж- но.м прыжке» (а может, и впрямь пожалеет? Ведь чело­ век же он). Таких эпизодов - миниатюр немало в фильме. Есть в них и житейская истинность, почти документальная плотность факта, и, с другой стороны, ма­ стерство , режиссера, актеров, оператора. Мастерство работы с деталью чувствуется и а ис­ пользовании хроники. Авторы умело вплетают в художест­ венную ткань кинодокументы. Веселый партизанский козел с фашистским крестом под боро­ дой, мотая головой, браво ухо­ дит из художественного, из придуманного, — в серые, по­ блекшие кадры хроники. Ка­ мера фронтового оператора дает горестную, замедленную панора.му опустошенного бело­ русского села: развалины, а посреди — закопченные печи, в которых уже теплится сла­ бый огонек зачинающейся за­ ново жизни. И оператор Д. Зайцев, снимавший «Черную березу», плавно и точно под­ хватывает ритм хроники, и пе­ чи входят в фильм как смысло­ вой организующий центр эпи­ зода. Таких удач, повторяю, нема­ ло. И все же... миниатюры как-то не складываются в еди­ ное целое. Пространство меж­ ду ними часто заполнено ин- формациоиной скороговоркой, а то й общими, «соединитель-' ными» местами. Складывается впечатление, будто авторы шли больше не от замысла, а от де­ талей разного достоинства, не получивших в фильме орга­ ничного соединения. Но, как бы там ни было, фильм «ельзя назвать неудач­ ным. Он из' тех произведений, которые идут по линии накоп­ ления, и тем самым готовит,- предопределяет будущие боль­ шие взлеты. Он осваивает но­ вое «эпическое пространство» - г послевоенные годы (это вре­ мя —: трудное, интересное — думается, еще ждет своих ху­ дожников). И еще вот что хотелось под­ черкнуть. Фильм делает важ­ ное дело. Авторам его удалось передать особый, и веселый, и хмельной, и горький вкус вре­ мени. Сладость и соль мира. Мира после войны. Вкус Побе­ ды, доставшейся большой це- И в этом — одна из главных удач фильма. А . АФАНАСЬЕВ. 6 марта «Ленинец» вместе с областным управлением ки­ нофикации начал киновикто­ рину «Искусство, рожденное Октябрем», посвященную 60- летию советсйого кино. Много ответов пришло на вопросы первого тура: «Кинематограф 20—40-* годов». Жюри с удов- летвореикём отмечает, что на­ ши читатели глубоко разбира­ ются в киноискусстве, хорошо знают актеров и режиссеров. Итак, ответы на вопросы первого тура. Какой день считается днем рождения кино! В 1895 году был запатентован аппарат, изобретенный братьями Люмь­ ер, он получил название «ки­ нематографа». А день пеового публичного платного сеанса, данного'В Париже в подвале < 1 Гран кафе» на бульваре. Ка­ пуцинов 28 декабря 1895 . го­ да, стал . днем рождения Таковы в основном ответы участников киноБикторины на этот вопрос. Однако день рождения советской кинема­ тографии назвали правильно не все. Этим днем является 27 августа 1919 года, когда бьгло принято решение Совнар­ кома РСФСР «О передаче фо­ тографической и кинематогра-. ОТВЕТЫ НА ПЕРВЫЙ ТУР КИНОВИКТОРИНЫ Л Е Н И Н Е и «ПУСТЬ ВСЕГДА БУДЕТ солнце !» I 1 июня страна торжественно отмечает Международный День защиты детей. Этому празднику посвящена декада детских фильмов под девизом «Пусть всегда будет солнце!». В репертуаре представлены новые детские фильмы отече- ственных киностудий, зерубеж- ных авторов. ...Есть в Узбекистане горный кишлак со звонким названием Тиник-Булок—Ясные Ключи. Здесь решил провести свои леткйе 1га.Ч!!«упы главный герой нового художественного филь­ ма «Ясные Кл.ючия Ильхам Ис­ маилов. О том, кагг пройдет это пето для Ильхама и его друзей Эргиша, Василия и Али и чем оно закончится, юные зрители узнают, посмотрев картину. Режиссер фильма Ах- рор Анбарходжаав рассказыва­ ет: «Сценарий не богат собы­ тиями, канва сюжета проста. Но это и есть мир детства, ког­ да, казалось бы, незначитель­ ное событие, которому взрос­ лый человек не придаст з:чаче- ния, запоминается и отзывает­ ся в душе подростка». Лауреатом X Московского международного кинофести­ валя стала пента «Мальчик н океан». И не просто лауреа­ том, но и золотым призером конкурса детских фильмов. Эта поэтическая картина знакомит нас с кинематографом Австра­ лии. Фильм «Мальчик и океан» создан на основе книги Ромина Тисая, которая пользуется большой популярностью у ма­ леньких австралийских читате­ лей. Это история дружбы деся­ тилетнего мальчика Майка с пеликаном. В роли Майка — двекадцатилЕткий Грэг Роу. Дэвид Галпилип, сыгравший аборигена Фингербоуна, уже снимался в фильмах «Прогул­ ка», «Последняя волка». В программу показа вк.люче- на и полнометражная куколь­ ная картина режиссера Атткпа Даргач «Лудаш Мати» (произ­ водство «Паннония», Венгрия). Это-г фильм, созданный по рас­ сказу Михзя Фззекаша, знако- . МИТ нас с веселым, озорным мальчишкой Мати и его вер­ ным другом Гусем. О том, как удалось умному и находчиво­ му Лудашу Мати расправиться с тираном, юные зрители уз­ нают, когда посмотрят этот занимательный фильм. В дни декады будут показа­ ны и документальные кинолен­ ты: «Тоет за человечность», «Мечты детства», «Рыцари ва­ шего двора», «Не только маль­ чишки» и другие. И. ШТЕНГЕЛЬ, редактор кинепрокатФ фической промышленности в ведение народного ком,иссарй- ата по просвещению». ' Ка.чие первые фильмы запе­ чатлели рождение нового госу­ дарства рабочих и к|эестьян1 Рождение' новой зры, перво­ го социалистического'-государ­ ства рабочих и крестьян было отражено в десятках фильмов. Первые попытки фильмы: «Восстание» (режиссер А. Ра­ зумный) и «Взятие Зимнего дворца» (режиссеры Н. Евреи- нов, Е. Державин, А. Кунаев). 'Э то были короткие агитфиль- мы. Первой художесгвеиной - ' кинолентой, непосредственно ' отображавшей ход революции 1917 года, стал «Октябрь» С. Эйзенштейна, который был .. приурочен к 10-й годовщине ' Великого Октября. Участники кикови.кторины в числе фильмов, рассказыв,аю- щих о событиях Великой Ок­ тябрьской социалистической революции, назвали: «Человек с ружьем» (режиссер С. Ютке­ вич), «Броненосец «Потемки.ч» (С.- Эйзенштейна), «Депутат Балтики» (режиссеры А. Зархи и И. Хейфиц), «Выборгская сторона» (Г. Козинцева и Л. Трауберга), «Залп Авроры» (режиссдр . Ю, , Вышинский), «Ленин ; в Октябре» (режиссер М. Ромм), «8 дни , Ок 1 чбря» (режиссер С, Васильев), К сожаленикз, на вопрос: Ка­ ной . фильм попсжил начало приключенческому жанру! — не все участники викторины от­ ветили точно. ; Правильный, ответ — этот жанр в советском кино начал­ ся с двухсерийной ленты И. Пе- рестиани «Красные дьяволята» (1923 г.). На вопрос о создателе-, пер­ вого советского; полнометраж­ ного художественного фильма все участники викторины отве- 'тили правильно. В 1921 году (ПОД (эуководством' режиссера ■. В. Р, Гардина был снят пер­ вый советский полнометраж­ ный художественный фильм «Серп и молот», посвященный жизни деревни и города в годы гражданском войны. Когда и кем был создан пер­ вый отечественный звуковой фи.яьм! Это — «Путевка в жизнь» режиссёра Н. В. Экка. Он же был и соавтором сценария, на­ писанного. Региной Янушкевич и Александром Столпером. Отвечая на ^вопрос о перва!х создателях образа Ленина в кинематографе, наши читатели обнаружили глубокое знание истории советск 0 !го кино. Пе,о- вую попытку художественны­ ми средствами, воссоздать на экране облик Ильича сделал режиссер С. Эйзенштейн в фильме «Октябрь», пригласив на роль Ленина непрофессио­ нального актера рабо'-тсго Ни- кандровз. Значительных успехов а ое- шекйи ленинской ге.мы доби­ лись мастера советского кино уже в пору расцвета зв-у.кового кинематографа. Ю. Щукин оказался первым актером, кто воплотил образ Ленина в худо­ жественном кино (а фильмах ?Л. Ромма «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году»). Глубиной проникновения в великий образ была прони­ зана работа М. Штрауха в фильме С. Юткевича «Человек с ружьем» по пьесе Н, Погоди­ на. Вот такой полный ответ прислал житель с. Р.-Дуброва Краснинского района Ю. А. Александров. На вопрос о советской музы­ кальной комедии наши- чита­ тели ответили также подробно. Названы были наиболее яркие кинокомедии 30-х годов; «Ве­ селые ребята», «Цирк», «Вол­ га-Волга» , режиссера Г. Алек­ сандрова; «Трактористы», «Бо­ гатая невеста», «Свинарка и пастух» И. Пырьева: «Вратарь» и «Три товарища» С. Тимошен­ ко. На вопрос: когда и кем бы­ ла осуществлена первая доку­ ментальная съемка! — пра­ вильно ответили те, кто вспом­ нил, что 31 марта 1917 года был организован отдел рабо­ чей хроники Скобелевского комитета в Петрограде под руководством Г, Болтянского. 1 мая 1917 года он осуществил съемку праздничного митинга а Петрограде на Марсовом поле, где был впервые запе­ чатлен на киноленту В. И. Ле­ нин (оператор А. Лемберг). Победителями первого тура стали наши читатели Ю. А. Александров (Краснинский район), А . Т. Щпонько (г. Елец), В. Ю. Петров (г. Елец). Зада­ ния второго тура будут опуб­ ликованы в первых числах Т. ОСАДЧАЯ, ет. методист управления кинофикации.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz