Ленинец. 1979 г. (г. Липецк)
ЛЕНИНЕЦ » Г ЛАВНЫЙ герой произнес последний монолог, гас нут лучи прожекторов, зажигается общий свет, и вол ны аплодисментов накатывают ся из зала на сцену. Туда, где! бьется пульс, где еще свежо дыхание только что увиденной жизни. Сегодня 3 этом зале состоя лось знакомство с новой рабо той самодеятельного моло дежного театра НЛМЗ — спек таклем «Снимается кино», по ставленным по одноименной пьесе Эдварда Радзинского. ...Актеры без грима, без па риков. Нет громоздкого рекви зита. На сцене, освещенной неярким голубым светом, на заднем плане двумя длинны- лАИ рядами стоят стулья, по средине — стол. Ничто не за слоняет героев, ничто не от влекает нашего внимания от течения событий. Что же происходит в спек такле? Герой его, кинорежис сер Нечаев, молод, умеТ!. Он уже добился успеха. Несмотря на ЭТО, его мучает творческая нзудозлетворанность. Нечаев задумал сделать фильм, кото рый отвечал бы полностью его вкусам и убеждениям. Во вре мя съемок Нечаев встретил и полюбил Аню, девушку из массовки. Увлеченность рабо-, той, глубокое чувство к Ане придают его жизни особую наполненность. Но над ним уже сгущаются тучи. Трофимов, ответственный за фильм в главке, ранее одоб ривший сценарий, отка зывается от своего мнения. А Нечаев, в свою очередь, дол жен отказаться от любимой. Нечаев колеблется... Зрители вместе с героем проходят длинный путь ошибок и раская ния, соблазнов и отказа от них. Но, в конечном итоге, режиссер должен сделать ре шительный выбор; либо пре дать свои творческие принци пы, либо... Нечаев выбирает второй вариант. Нет, этот путь не усеян розами невинного оптимизма. И не Ступает по нему герой мажорным шагом бодрячка, которому «сам черт не а по чет». Мы видим: Нечаев .учйт- ся смотреть на мир открытыми глазами. «Жизнь не всегда путь на гору. Иногда это цепь гор. Мы поднимаемся, а потом опять спускаемся, чтобы идти к новой вершине, и тут главное — понять, когда ты спускаешь ся. И не погибнуть от оГчаянья на пути вниз», — говорит Не чаев 8 последнем монологе. И это стремление — всегда, не смотря на все житейские кам непады и пропасти, нести, хра нить в душа свою высоту, вер шину — становится, пожалуй, смысловым центром спектакля. ВИТАЛИЙ ТРЕСКИН, выпуск ник Щукинского театрального училища, главный режиссер театра: Доверие к театру и ис кусству вообще рождается только тогда, когда зритель убеждается; разговор с ним идет начистоту, спектакль жи вет теми же проблемами, о которых говорят дома, спорят на работе, над которыми чело век помает голову, оставшись наедине с собой. Наша' запо ведь: не лгать времени, нести правду в мир. И не подменять ее «житейскими мелкотравча тыми мудростями». Еоли говорить о сценических средствах, то я за «бедный» театр: внешняя мишура только отвтетяет зрителя. Сцена — наша театральная вселенная — должна быть заполнена не ве щами, но мыслями. Еще один наш принцип: театр — искусство со-чувству- ■ОЩих, со-участвующих лю дей, Только осознав себя дру гим, восприняв мысли, чув ства героя, можно выхо дить на сцену. Как говорил А. Довженко; «Чтобы потря сать, надо быть потрясенным, надо вести искусство на уров не сердца, а сердце нести вы соко». Все это так. Но как часто бывает: артисты - любители, следуя эмоциональному поры ву, делают акцент на темпера ментные жесты, рвут страсти в клочья, и в результате пэвы- шенвь 1 в интонации и... разоча рование зрителей. С молодежным театром НЛМЗ этого не случилось. Нет здесь «игры на публику», ест* жизнь на сцене—и осознанна*, и прочувствованная однояре- На сцене двое; Он и Оив. Они впервые наедине, они а первый раз признаются друг другу в любви. Нечаев расска зывает Ане о себе как о чело веке, спустившемся с горы в долину, предавшем мечты и идеалы юности ради удобств жизни. Лицо героя статично. Жесты скупы. И только по едва уло вимой угловатости, неловко сти можно догадаться: душа его живет на высоком напря жении. Аня беспомощно мол чит. Она любит, и ей страшно. Лицо, глаза-^все пулльсирует — бьется живое, женское серд це,.. И все.... Сцена — одна, по жалуй, из лучших в спектакле, сыграна на одном взлете, почти без ' слов, как будто даже без текста. Текст был, конечно, но его не помнишь — помнишь руки, лица, смысл, Настолько екте- рам, исполняющим роли Ани и Нечвева, — Лане БогдановаД и Геннадию Резавцеау уда ется слиться с юбрззами. Актерам, играющим «тене вые» роли, конечно, сложнее выразить себя. Но и здесь мы видим удачи. Интересный об раз старой актрисы Надежцы Леонидовны создала Л. Калмы кова. Калмыковой чуть больше двадцати. Ее героиня втрое старше... Словом, та классиче ская ситуация, которая выяв ляет все, что есть в творче ской копилке, актера, — и си лу его, и слабости. И надо отдать должное молодо‘й са модеятельной актрисе — с ролью она справилась, Л. КАЛМЫКОВА: Работаю я машинисткой. Люблю эту про фессию. Но театр для меня не что большее, чем просто «хоб- Мие кажется: в профессио нальном театре каждый спек такль — работа, трудная, тяж кая, а порой и надоедливая. А для нас каждый спектакль— праздник. Ну, посудите сами1 Репетиции наши порой затяги ваются до пяти утра- Актри са, забывшая свою фразу, ры дает за кулисами; актер зубрит свою роль в цехе во время обеденного перерыва; свето- оператор берет на работе отгул за собственный счет, чтобы подготовить аппаратуру к спектаклю... Где, в каком те атре вы еще встретите такое! Любой спектакль для нас — вершина, любой выход на сце ну — захватывающий подъем в гору... Вот, собственно, и все, что хотелось сказать о театре и его новой работе. Небольшая справка; в октябре нынешне го года театру исполнится всего лишь три года. Но на его счету есть уже одна етиту- яованная» победа (коллектив театра — лауреат Всесоюзного и всероссийского конкурсов) и много маленьких. Ведь каж дый спектакль — открытие и для самодеятельных актеров, и для зрителей. Впрочем, здесь затруднительно распределять достижения по ранжиру. В ис кусстве, в настоящем -искусст ве — все победы большие... С . ЩЕТИНИН. 7 -ГО МАЯ ежегодно наша страна отмечает празд ник радио. Этот день для меня особенно дорог, так как он тесно связан с моей юностью и одним небольшим, но памятным эпизодом. В У923—24 года* в селе Вар- варинка, ныне Липецкого рай она, прошел слух: Москву можно услышать безо всяких проводов, по воздуху. Многие засомневались. — Как же так! Ведь Москва- то от нас дальше, чем за 500 верст. Выдумки! Кое-кто из любопытных да же отправился в районный цантр Трубетчияо убедиться в том, что беспроволочйый те лефон есть на самом деле. Но #ояьшинство-то сельчан были «Ш 1 фамотныв и продолжали упорствовать: — Неярмща, то просто «гра- мофой». В 1025 году у нас в селе ор ганизовалась комсомольская ячейка. В нее вошли Василий Завертяев, Григорий Клюев, я и другие ребята. Первой нашей задачей было пиквн^фврогать иеграмотнойь и как можно скорее установить в селе ра диоприемник. С ликвидацией неграмотно сти депо продвигалось, а , вот с радиоприемником — засто порилось: как и на какие сред ства купить его! И мы решили поставить не сколько платиьпс спектаклей, а на вырученные деньги приоб рести радиоприемник. Купили слабенький дете«: торный. Пригласили мастера из района, договорились с баб кой Марьей Кунаковой, чтобы установить радйоприе.мнмк в ее нзбе, так как она сдавала ее в аренду под се|)ьский Совет, бабка Марья охотно согласи лась. 1-го Мая 1925 года начали ■^ 1 п п ш 1 п ш ш | д з ш ш н и ш 1 и I 7 -МАЯ - ■ а 3 ДЕНЬ РАДИО I я н 1 н и п | | |» | |н » п н 1 1 » ш « « | |1 3 установку радиоприёмника. В этот праздничный день у сель ского Совета собрались чуть ли не все варваринцы. Монтер передал наушники одному из комсомольцев. а т п 1 хгп 1 М и т ш 1 П 1 х«а 1 Н т 11 « - I Я1тЯП1»М911»тИТПН»1П111Г! — Слышу, слышу Москву! — |щдостно воскликнул тот. Наушники быстро переходи ли из рук в руки, всем хоте лось послушать, приобщиться к чуду. В это время как раз трансли ровался репортаж с первомай ского парада, который прохо дил на Красной площади. Кто- то из слушавших крикнул: «Сейчас Михаил Иванович Ка линин будет говорить!». ‘ Тогда быстро сообразили: чтобы до всех дошла речь М. И. Калинина, ее нужно дуб лировать. Счастливчик с науш никами пересказывал речь Все союзного старосты собравшим ся. С тех пор каждый вечер к сельскому Совету спешила мо лодежь, а наша комсомоль ская организация стала пользо ваться большим авторитетом среди сельчай. Но вскоре чуть не произошла большая непри ятность. бабка Марья Кунакова была хорошей и доброй женщиной. а тут ее как будто подменили. В один из вечеров, когда мо лодежь собралась послушать радио, она заявила: «Завтра же освободите мою избу от сель ского Совета м уберите свое радио. Вы для того его здесь поставили; чтобы мою избу грозой сожгло!!». Мы было начали ей доказы вать, что все заземлено и в случае грозы пожар не возник нет, так как молния уйдет в землю. Но. старуха твердила свое: «Все богатые люди мне говорят, что комсомольцы за- уем тебе радио и поставили, чтобы спалить твою избу. Убе рите, уберите ее, или же я ее разобью». Тогда мы решили, чтобы баб ка Марья свою угрозу не при вела а исполнение, приемник на ночь забирать с собой, а фанерный кожух, которым мы его накрывали, оставлять на И вот как-то приходим утром в сельский Совет и видим: от нашего кожуха остались одни куски. Бабка Марья разбила его, как и обещала. Хорошо, что мы забрали приемник. Вскоре сельский Совет пере шел в бывший поповский дом. Мы, . комсомольцы, открыли там избу-читальню, купили ламповый радиоприемник, и к нам снова пошла молодежь слушать радио. Приходила сю да и бабка Марья. ...Сейчас вокруг села Вараа- ринки раскинулось большое попе совхоза «Димитровсхий», которое обрабатывается сов ременной техникой. Живут лю ди в полном достатке, я домах современная, хорошая обста новка, есть электричество, те левизоры и, конечно, радио приемники, но только. совсем не такие, как тот, что мы уста навливали в 20-х годах. С . П. ПАРШИ», комсомолец 20-х годов. ЯЕГКОАТЯЕТОЧШСКАб ЭСТАФЕТА НА ПРИЗЫ ГАЗЕТЫ «1ШНИНСКОЕ ЗНАМЯ» СТАДЙОЯ-УЛЙР ГОРОДА Перед началом . традицион ной легкоатлетической эстафе ты на призы газеты «Ленинское' знамя» были выпущены про граммки, в которых каждый любитель бега мог проследить историю эстафет. В програм мке было сказана и о достиже ниях тридцать первой средней школы. На первом месте они были несколько лет тому на зад. С тех пор, как говорите^ много воды утекло. Но в ньЩ нешнем году учащиеся этой школы снова заставили загово рить о себе. После первого этапа, а он самый длинный и, пожалуй, самый трудный, ребят из 31-й школы в лидерах не было, но они знали, что' вся борьба еще впереди. И действительно, от этапа к этапу юные легкоатле ты наращивали темп и сокра щали разрыв. А к седьмому этапу вышли вперед и уже до самого финиша никому не от давали лидерства. Так, спустя некоторое время, учащиеся 31-й средней школы вновь взошли на первую сту пеньку пьедестала этих самых массовых в области весенних соревнований. Победители прошлого года — учащиеся 25-й средней школы—на этот раз оказались вторыми. Третье место досталось пред ставителям 37-й средней школы. Почетной грамотой была отмечена 29-я школа, кото- рая выставила наибольшее ко личество команд. Теперь впе реди новый этап — 9 Мая на старт эстафеты выйдут пред ставители предприятий, высших и средних учебных заведений, колхозов и совхозов. В. БУХАЛ08. НА СНИМКАХ: спортсмены взяли старт: учащиеся средней школы N2 31 — победители со- ревнозаиий. Фото Е . Самохвалова. Зам. редактора С. БРО&АШ вВ . т -6 А Д Р Е С Р ЕД А КЦ И И ; '398000 г. Липецк, п.чощадь Плеханова, Дом печати. Телефоны: редактора— 4-ет-1'3, ответственного секретари — 4-67-11; отделов: коммунистнчес2око _______________ воснитаиия 4-66-12, «омсвмолыской жизни — 4ДВ7-03, учащейся моявдв«« — ^-бб-'вб, «иеем — 4-66-1Б, сдарта а фвтокорреспопдента — 4-66-07. ^ АЭ 9Т4Я> "'чпография издательства «Ленинское знамя». 398000 Ляпевд, Комяуиалыша площадь. М . За«. № 2645. 62600 .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz