Ленинец. 1979 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1979 г. (г. Липецк)

ЛЕНИНЕЦ » Г ЛАВНЫЙ герой произнес последний монолог, гас­ нут лучи прожекторов, зажигается общий свет, и вол­ ны аплодисментов накатывают­ ся из зала на сцену. Туда, где! бьется пульс, где еще свежо дыхание только что увиденной жизни. Сегодня 3 этом зале состоя­ лось знакомство с новой рабо­ той самодеятельного моло­ дежного театра НЛМЗ — спек­ таклем «Снимается кино», по­ ставленным по одноименной пьесе Эдварда Радзинского. ...Актеры без грима, без па­ риков. Нет громоздкого рекви­ зита. На сцене, освещенной неярким голубым светом, на заднем плане двумя длинны- лАИ рядами стоят стулья, по­ средине — стол. Ничто не за­ слоняет героев, ничто не от­ влекает нашего внимания от течения событий. Что же происходит в спек­ такле? Герой его, кинорежис­ сер Нечаев, молод, умеТ!. Он уже добился успеха. Несмотря на ЭТО, его мучает творческая нзудозлетворанность. Нечаев задумал сделать фильм, кото­ рый отвечал бы полностью его вкусам и убеждениям. Во вре­ мя съемок Нечаев встретил и полюбил Аню, девушку из массовки. Увлеченность рабо-, той, глубокое чувство к Ане придают его жизни особую наполненность. Но над ним уже сгущаются тучи. Трофимов, ответственный за фильм в главке, ранее одоб­ ривший сценарий, отка­ зывается от своего мнения. А Нечаев, в свою очередь, дол­ жен отказаться от любимой. Нечаев колеблется... Зрители вместе с героем проходят длинный путь ошибок и раская­ ния, соблазнов и отказа от них. Но, в конечном итоге, режиссер должен сделать ре­ шительный выбор; либо пре­ дать свои творческие принци­ пы, либо... Нечаев выбирает второй вариант. Нет, этот путь не усеян розами невинного оптимизма. И не Ступает по нему герой мажорным шагом бодрячка, которому «сам черт не а по­ чет». Мы видим: Нечаев .учйт- ся смотреть на мир открытыми глазами. «Жизнь не всегда путь на гору. Иногда это цепь гор. Мы поднимаемся, а потом опять спускаемся, чтобы идти к новой вершине, и тут главное — понять, когда ты спускаешь­ ся. И не погибнуть от оГчаянья на пути вниз», — говорит Не­ чаев 8 последнем монологе. И это стремление — всегда, не­ смотря на все житейские кам­ непады и пропасти, нести, хра­ нить в душа свою высоту, вер­ шину — становится, пожалуй, смысловым центром спектакля. ВИТАЛИЙ ТРЕСКИН, выпуск­ ник Щукинского театрального училища, главный режиссер театра: Доверие к театру и ис­ кусству вообще рождается только тогда, когда зритель убеждается; разговор с ним идет начистоту, спектакль жи­ вет теми же проблемами, о которых говорят дома, спорят на работе, над которыми чело­ век помает голову, оставшись наедине с собой. Наша' запо­ ведь: не лгать времени, нести правду в мир. И не подменять ее «житейскими мелкотравча­ тыми мудростями». Еоли говорить о сценических средствах, то я за «бедный» театр: внешняя мишура только отвтетяет зрителя. Сцена — наша театральная вселенная — должна быть заполнена не ве­ щами, но мыслями. Еще один наш принцип: театр — искусство со-чувству- ■ОЩих, со-участвующих лю­ дей, Только осознав себя дру­ гим, восприняв мысли, чув­ ства героя, можно выхо­ дить на сцену. Как говорил А. Довженко; «Чтобы потря­ сать, надо быть потрясенным, надо вести искусство на уров­ не сердца, а сердце нести вы­ соко». Все это так. Но как часто бывает: артисты - любители, следуя эмоциональному поры­ ву, делают акцент на темпера­ ментные жесты, рвут страсти в клочья, и в результате пэвы- шенвь 1 в интонации и... разоча­ рование зрителей. С молодежным театром НЛМЗ этого не случилось. Нет здесь «игры на публику», ест* жизнь на сцене—и осознанна*, и прочувствованная однояре- На сцене двое; Он и Оив. Они впервые наедине, они а первый раз признаются друг другу в любви. Нечаев расска­ зывает Ане о себе как о чело­ веке, спустившемся с горы в долину, предавшем мечты и идеалы юности ради удобств жизни. Лицо героя статично. Жесты скупы. И только по едва уло­ вимой угловатости, неловко­ сти можно догадаться: душа его живет на высоком напря­ жении. Аня беспомощно мол­ чит. Она любит, и ей страшно. Лицо, глаза-^все пулльсирует — бьется живое, женское серд­ це,.. И все.... Сцена — одна, по­ жалуй, из лучших в спектакле, сыграна на одном взлете, почти без ' слов, как будто даже без текста. Текст был, конечно, но его не помнишь — помнишь руки, лица, смысл, Настолько екте- рам, исполняющим роли Ани и Нечвева, — Лане БогдановаД и Геннадию Резавцеау уда­ ется слиться с юбрззами. Актерам, играющим «тене­ вые» роли, конечно, сложнее выразить себя. Но и здесь мы видим удачи. Интересный об­ раз старой актрисы Надежцы Леонидовны создала Л. Калмы­ кова. Калмыковой чуть больше двадцати. Ее героиня втрое старше... Словом, та классиче­ ская ситуация, которая выяв­ ляет все, что есть в творче­ ской копилке, актера, — и си­ лу его, и слабости. И надо отдать должное молодо‘й са­ модеятельной актрисе — с ролью она справилась, Л. КАЛМЫКОВА: Работаю я машинисткой. Люблю эту про­ фессию. Но театр для меня не­ что большее, чем просто «хоб- Мие кажется: в профессио­ нальном театре каждый спек­ такль — работа, трудная, тяж­ кая, а порой и надоедливая. А для нас каждый спектакль— праздник. Ну, посудите сами1 Репетиции наши порой затяги­ ваются до пяти утра- Актри­ са, забывшая свою фразу, ры­ дает за кулисами; актер зубрит свою роль в цехе во время обеденного перерыва; свето- оператор берет на работе отгул за собственный счет, чтобы подготовить аппаратуру к спектаклю... Где, в каком те­ атре вы еще встретите такое! Любой спектакль для нас — вершина, любой выход на сце­ ну — захватывающий подъем в гору... Вот, собственно, и все, что хотелось сказать о театре и его новой работе. Небольшая справка; в октябре нынешне­ го года театру исполнится всего лишь три года. Но на его счету есть уже одна етиту- яованная» победа (коллектив театра — лауреат Всесоюзного и всероссийского конкурсов) и много маленьких. Ведь каж­ дый спектакль — открытие и для самодеятельных актеров, и для зрителей. Впрочем, здесь затруднительно распределять достижения по ранжиру. В ис­ кусстве, в настоящем -искусст­ ве — все победы большие... С . ЩЕТИНИН. 7 -ГО МАЯ ежегодно наша страна отмечает празд­ ник радио. Этот день для меня особенно дорог, так как он тесно связан с моей юностью и одним небольшим, но памятным эпизодом. В У923—24 года* в селе Вар- варинка, ныне Липецкого рай­ она, прошел слух: Москву можно услышать безо всяких проводов, по воздуху. Многие засомневались. — Как же так! Ведь Москва- то от нас дальше, чем за 500 верст. Выдумки! Кое-кто из любопытных да­ же отправился в районный цантр Трубетчияо убедиться в том, что беспроволочйый те­ лефон есть на самом деле. Но #ояьшинство-то сельчан были «Ш 1 фамотныв и продолжали упорствовать: — Неярмща, то просто «гра- мофой». В 1025 году у нас в селе ор­ ганизовалась комсомольская ячейка. В нее вошли Василий Завертяев, Григорий Клюев, я и другие ребята. Первой нашей задачей было пиквн^фврогать иеграмотнойь и как можно скорее установить в селе ра­ диоприемник. С ликвидацией неграмотно­ сти депо продвигалось, а , вот с радиоприемником — засто­ порилось: как и на какие сред­ ства купить его! И мы решили поставить не­ сколько платиьпс спектаклей, а на вырученные деньги приоб­ рести радиоприемник. Купили слабенький дете«: торный. Пригласили мастера из района, договорились с баб­ кой Марьей Кунаковой, чтобы установить радйоприе.мнмк в ее нзбе, так как она сдавала ее в аренду под се|)ьский Совет, бабка Марья охотно согласи­ лась. 1-го Мая 1925 года начали ■^ 1 п п ш 1 п ш ш | д з ш ш н и ш 1 и I 7 -МАЯ - ■ а 3 ДЕНЬ РАДИО I я н 1 н и п | | |» | |н » п н 1 1 » ш « « | |1 3 установку радиоприёмника. В этот праздничный день у сель­ ского Совета собрались чуть ли не все варваринцы. Монтер передал наушники одному из комсомольцев. а т п 1 хгп 1 М и т ш 1 П 1 х«а 1 Н т 11 « - I Я1тЯП1»М911»тИТПН»1П111Г! — Слышу, слышу Москву! — |щдостно воскликнул тот. Наушники быстро переходи­ ли из рук в руки, всем хоте­ лось послушать, приобщиться к чуду. В это время как раз трансли­ ровался репортаж с первомай­ ского парада, который прохо­ дил на Красной площади. Кто- то из слушавших крикнул: «Сейчас Михаил Иванович Ка­ линин будет говорить!». ‘ Тогда быстро сообразили: чтобы до всех дошла речь М. И. Калинина, ее нужно дуб ­ лировать. Счастливчик с науш­ никами пересказывал речь Все­ союзного старосты собравшим­ ся. С тех пор каждый вечер к сельскому Совету спешила мо­ лодежь, а наша комсомоль­ ская организация стала пользо­ ваться большим авторитетом среди сельчай. Но вскоре чуть не произошла большая непри­ ятность. бабка Марья Кунакова была хорошей и доброй женщиной. а тут ее как будто подменили. В один из вечеров, когда мо­ лодежь собралась послушать радио, она заявила: «Завтра же освободите мою избу от сель­ ского Совета м уберите свое радио. Вы для того его здесь поставили; чтобы мою избу грозой сожгло!!». Мы было начали ей доказы­ вать, что все заземлено и в случае грозы пожар не возник­ нет, так как молния уйдет в землю. Но. старуха твердила свое: «Все богатые люди мне говорят, что комсомольцы за- уем тебе радио и поставили, чтобы спалить твою избу. Убе­ рите, уберите ее, или же я ее разобью». Тогда мы решили, чтобы баб­ ка Марья свою угрозу не при­ вела а исполнение, приемник на ночь забирать с собой, а фанерный кожух, которым мы его накрывали, оставлять на И вот как-то приходим утром в сельский Совет и видим: от нашего кожуха остались одни куски. Бабка Марья разбила его, как и обещала. Хорошо, что мы забрали приемник. Вскоре сельский Совет пере­ шел в бывший поповский дом. Мы, . комсомольцы, открыли там избу-читальню, купили ламповый радиоприемник, и к нам снова пошла молодежь слушать радио. Приходила сю­ да и бабка Марья. ...Сейчас вокруг села Вараа- ринки раскинулось большое попе совхоза «Димитровсхий», которое обрабатывается сов­ ременной техникой. Живут лю­ ди в полном достатке, я домах современная, хорошая обста­ новка, есть электричество, те­ левизоры и, конечно, радио­ приемники, но только. совсем не такие, как тот, что мы уста­ навливали в 20-х годах. С . П. ПАРШИ», комсомолец 20-х годов. ЯЕГКОАТЯЕТОЧШСКАб ЭСТАФЕТА НА ПРИЗЫ ГАЗЕТЫ «1ШНИНСКОЕ ЗНАМЯ» СТАДЙОЯ-УЛЙР ГОРОДА Перед началом . традицион­ ной легкоатлетической эстафе­ ты на призы газеты «Ленинское' знамя» были выпущены про­ граммки, в которых каждый любитель бега мог проследить историю эстафет. В програм­ мке было сказана и о достиже­ ниях тридцать первой средней школы. На первом месте они были несколько лет тому на­ зад. С тех пор, как говорите^ много воды утекло. Но в ньЩ нешнем году учащиеся этой школы снова заставили загово­ рить о себе. После первого этапа, а он самый длинный и, пожалуй, самый трудный, ребят из 31-й школы в лидерах не было, но они знали, что' вся борьба еще впереди. И действительно, от этапа к этапу юные легкоатле­ ты наращивали темп и сокра­ щали разрыв. А к седьмому этапу вышли вперед и уже до самого финиша никому не от­ давали лидерства. Так, спустя некоторое время, учащиеся 31-й средней школы вновь взошли на первую сту­ пеньку пьедестала этих самых массовых в области весенних соревнований. Победители прошлого года — учащиеся 25-й средней школы—на этот раз оказались вторыми. Третье место досталось пред­ ставителям 37-й средней школы. Почетной грамотой была отмечена 29-я школа, кото- рая выставила наибольшее ко­ личество команд. Теперь впе­ реди новый этап — 9 Мая на старт эстафеты выйдут пред­ ставители предприятий, высших и средних учебных заведений, колхозов и совхозов. В. БУХАЛ08. НА СНИМКАХ: спортсмены взяли старт: учащиеся средней школы N2 31 — победители со- ревнозаиий. Фото Е . Самохвалова. Зам. редактора С. БРО&АШ вВ . т -6 А Д Р Е С Р ЕД А КЦ И И ; '398000 г. Липецк, п.чощадь Плеханова, Дом печати. Телефоны: редактора— 4-ет-1'3, ответственного секретари — 4-67-11; отделов: коммунистнчес2око _______________ воснитаиия 4-66-12, «омсвмолыской жизни — 4ДВ7-03, учащейся моявдв«« — ^-бб-'вб, «иеем — 4-66-1Б, сдарта а фвтокорреспопдента — 4-66-07. ^ АЭ 9Т4Я> "'чпография издательства «Ленинское знамя». 398000 Ляпевд, Комяуиалыша площадь. М . За«. № 2645. 62600 .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz