Ленинец. 1979 г. (г. Липецк)
ЛЕНИНЕЦ (Окончание. Начало на 2-й — 8-й стр.). Ленин читает статью Л. С. Сосновского «О борьбе с голо дом и «крестовом походе», на печатанную в № 123 газеты «Правда», в которой сообна- лось, что из реквизированных продовольственным отрядом в с. Куликово Усманского уез да Тамбовской губ. $695 пуд. хлеба 3164 пуд. было отдано беднейшему крестьянству. Дан ные из этой статьи Ленин при вел в своей речи на митинге в Сокольническом клубе 21 июня 1918 г. Из «Речи ка митинге в Со- ко.чьническом клубе». 21 июня 1918 г. ...Когда я читаю сообщение, что в Усманском'уезде Тамбов ской губернии продовольстзе.ч- ный отряд из реквизирован ных 6 тысяч пудов хлеба 3 тысячи отдает беднейшему крестьянству, я говорю: если бы даже мне доказали, что до сего времени в России есть только один такой отряд, я все- тэ'си сказал бы, что Советская власть свое дело делает. Ибо ни в одном государстве такого отояда нет! . ^ !'юкь,-ранее 26, Ленин принимает. предста вителей Елецкого уездного Со вета (Орловская губ.) и беседу ет с ними об организации вла сти дере%енской бедноты в уезде. Из «Доклада о текущем мо- м-чте», 27 июня. Я позволю себе привести тот пример, который особенно жив а, моей памяти, потому что мне пришлось слышать вчера о том, что было в Елецком уез де. Там, благодаря организа ции Совдепа, благодаря тому, что там наш'лись сознательные рабочие и беднейшие крестья не в достаточном количестве, удалось закрепить власть бед- должен, если он революцио нер, если он социалист и, действительно, сторонник тру дящихся, действовать быстро и решительно. Они организова ли всех работников и бедней- ни в каком уездном Городе. Август, 6 . Ленин знакомится с достав ленной ему из Ельца (Орлов ская губ.) вырезкой из елецкой «Советской газеты», № 63 от !1гггг:15й1г:'Ш1В515г::;гв ■1 р » 1 Ш I . . Итшт ишш>11бгш1ВП12г:а!г:д>вгвШ!г$128зг>шг11Ш1швши!ЕШ];сЕа1гЕ1г8В!: ноты. Когда у меня были с докладом первый раз пред ставители Елецкого уезда, я не поверил им, я подумал, что люди прихвастнули, но мне подтвердили товарищи, спе циально посланные из Москвы в другие губернии, что можно только .приветствовать их по становку дела, - подтвердили, что в России есть такие уезды, где местные Совдепы оказа лись на высоте задачи, сумев ши добиться полного устране ния из Советов кулаков и эксплуататоров и организовать трудящихся, организовать бедноту. Кто пользуется своим богатством для наживы, тот пусть идёт прочь от Советской власти. Когда они выгнали кулаков, они пошли в город Елец, тор говый город, и там для осуще ствления хлебной монополии не ждали декрета^ а помнили, что Советы есть власть, близ кая к народу, что каждый ших крестьян и выдвинули та кое количество отрядов, что по всему Ельцу были произве дены обыски, они впускали в дома только доверенных и от ветственных руководителей от рядов; ни одного человека, в котором они не были убежде ны, они не впускали, зная как часто бывает колебание, зная, что ничто так не позорит Со ветскую власть, как эти случаи грабежа со стороны представи телей и недостойных слуг Со ветской власти. Им удалось то, что они собрали громадные из лишки хлеба, — что не оста лось ни одного дома в: торго вом Ельце, где бы буржуазия могла пользоваться выгодой от спекуляции. Конечно, я знаю, что сделать это в маленьком городе зна чительно легче, чем в таком городе, как Москва, но не надо забывать и того, что та кой пролетарской силы, какая есть в Москве, не может быть 31 июля 1918 г., в которой го ворилось об экстренном соб рании елецкой организации партии левых эсеров 27 июля 1918 г., на котором некий Ф . Крюков сказал, будто он в Москве беседовал с Лени ным, который якобы заявил о желательности для Советской власти существования партии левых эсеров. Ленин пишет «Письмо к елецким рабочим». Из «Письма к елецким рабо чим». ...Товарищи рабочие и кре стьяне, не гоняйтесь за согла шением с левоэсерами, ибо мы видели и испытали их надеж ность, распространяйте комму низм среди крестьянской бед ноты, большинство будет на нашей стороне. Старайтесь ид ти на уступки с средним кре стьянином, относиться к нему как можно осторожнее, спра ведливее, ему мы можем и должны делать уступки. Будьте беспощадны к ничтожной гор стке эксплуататоров, в том чис ле кулаков, спекулянтов . хле; бом, наживающихся на народ ной нужде, на голоде рабочей массы, — к горстке кулаков, которые пьют кровь трудя щихся. В. Ульянов (Н. Ленин). Москва, 6 -го августа <918 года. «Советская газета» (Елец) № 73, 11 августа 1918 г. Телеграмма М. Ф . Болдыре ву. 17.УШ.1918 г. Задонск. Исполком, Болдыреву. Действуйте самым реши тельным образолл против ку лаков и снюхавшейся с ними лезоэсерской сволочи. Об ратитесь с воззваниями к бед ноте. Организуйте ее. Запроси те помощи от Ельца. Необхо димо беспощадное подавле ние кулаков-кровопийцев. Те леграфируйте. ПредсоЕнаркома ЛЕНИН. Август, 20. Ленин пишет телеграмму Тамбовскому губпродко.му с запросом, сколько пудов хгш- ба ссыпано в элеватор У смй «- ского уезда, надежна ли охра на, почему медлят с отправкой хлеба в Москву, кто виновен в промедлении, есть ли комбеды в Усманском уезде и надежны Материалы подготовила М. ВЛАСОВА, научный сотрудник партийного архива Липецкого обко ма КПСС. Ц г О ЧЕМ этот фильм? Когда я думала о нем, то вспо мнились строчки Риммы Казаковой; «Мужество и неж ность жизни». Да, и об этом — мужестве отстаивать свои убеждения, идти на смерть, но не посту питься самым главным в себе; и о нежности — о большой, всепоглощающей любви к женщине, народу, Родине, о верной мужской дружбе. «Кентавры» — так назвал свою новую работу известный литовский режиссер Витаутас Жалакявичус, постановщик фильма и автор его сценз.оия. «Кентавры» — это не только название секретного плана ЦРУ, но и намек на символ: по литические заправилы, при шедшие на смену погибшему Президенту, — полулюди, по- гуживотные. Фашизм — это дикая жестокость, подлость, кровь. Уже в первых эпизодах мы убеждаемся в этом. Эти кадры — проло! к событиям, которые позже потрясут своей неандер тальской свирепостью. 8 маленькой деревушке вар варски убит владелец >рузо- вика, отказавшийся участво вать в саботаже, организован ном фашистами. Обесчещены его дочь и жена. Вот оно, истинное звериное обличье тех, кто стремится уничтожить завоевания революционного народа небольшой латиноаме риканской страны. Неспокойное время. Средь бела дня террористы взрыва ют памятники, устраивают пе рестрелку в гостинице. Фаши сты не брезгуют ничем: ни шантажом, ни клеветой, ни прямым провоцированием столкновений. Географически место дейст вия фильма не обозначено, хотя внешняя узнаваемость главных героев, сходство их с реальными политическими деятелями очевидны: в осно ве сюжета киноленты—траге дия Чили. Несмотря на трагичность ваз- вивагащихся событий, несмот ря на гибель героев, в филь ме нет обреченности. Он зву чит оптимистично. Не случайны • его первых кадрах три ин тервью с Президентом: сразу ■после избрания, через не сколько месяцев и через не сколько лет после победы ре- В 0 ЛЮЦИИ. Все труднее становит ся управлять страной, все изо щреннее враг. В голосе През^ 1 - дента чувствуется усталость, но тем не менее он тверд в одном — в оптимистической вере в будущее своего наро да, государства. Так же, как тверд в Своем намерении вой- средствами, которые противны самой его сущности? Вероятно, не можем, если дело касается одной личности, — все здесь верно и понятно. Но когда от поступков одного зависит участь настоящего, будущего целой страны, целого народа — жестокость необходима для спасения революции. точно ная ими, должна стать отныне драгоценным достоянием че ловечества, помочь ему на трудных поворотах многостра дальной истории». Все решала одна ночь, по ставившая Президента перед * тяжелым выбором: встать на путь террора, чтобы подавить врвгов~ революции, или же торыи, рискуя жизнью, ведет “ расследования о фашистских расправах, чинимых на крейсе-' § ре. Заметки о новом фильме «Кентавры» ти в историю политиком с чи стыми руками, в конце фильма опять звучит голос Президен та; «Я верю в народ», — гово рит он убежденно. Это его последние слова. Закольцован ные конец и начало фильма и создают оптимистический на строй фильма. Но иногда вдруг закрадыва лось сомнение — а может, ут верждение Президента: «Я — оптимист», — всего лишь при крытые красивой фразой слабость и недальновидность? Нет. Президент не наивен. -----Я не верю генералам, но мы должны усыплять врага своей наивностью,—признается он близкому другу Орландо, и чувствуется в его голосе жела ние как-то оправдать себя в глазах сподвижников, которые все чаще начинают недоу.ме- Презйдент смотрит на все происходящее глазами реали ста, но через свое жнзненн-эе кредо перешагнуть не может. «Силе нужно противопоста вить еще большую силу, а не слабость, не отречение», — писал Ромен Роллан. Конечно. Но можем ли мы, имеем ли право судить добро за то, что оно не хочет восполь зоваться насилием, убийства ми, чтобы сломить укрепляю щееся зло, то есть действовать для так же, как операция спасения жизни человека. Но отказ от кровопролития был свойствен не только Аль енде, но и вообще чилийской революции. Не случайно Пабло Неруда в разговоре с Марга ритой Алигер признавал ся; «Я нужен сегодня нашей доброй революции». Подчерк ну — доброй. И Неруда, и Аль енде, и многие другие прогрес сивные деятели Чили считали, что в их стране не должно быть места кровопролитию, что коммунисты могут прийти к власти мирным путем. Это бы ла, ■конечно же, утопия, пото му что рядом с истинными чи лийцами было жестокое племя кентавров. В своей рецензии на доку ментальный фильм Романа Кармека «Чили. Время борьбы, вре,мя тревог» Маргарита Али гер в свое время справедливо замечала: «Добрая револю ция»... Немыслимо страшной ценой доказал благородный человек Сальвадор Альенде, что революция может быть доброй, может свершиться, путем доброго стремления уравнять людей в правах... Немыслимо горька и велика цена, которой заплатил Сальва дор Альенде, которой запла тила его маленькая страна за это. И горькая ясность, куплан- быть уничтоженными ими. Пре зидент остался верен своему прин'ципу политика с чисты ми руками. Он предпочел смерть компромиссу со своей совестью... Точки над «и» создатели фильма не собирались ставить. Для них главное — будора жить наши мысли, чувства. Герои фильма запомин.эют- ся. Президент, твердо про кладывающий свой путь в раздираемой противоречиями стране (Д. Банионис), горячий Орландо (Р. Адомайтис), пла менный коммунист, до послед ней минуты не теряющий при сутствия духа, Анна-Мария, так!и не нашедшая своего ме ста в борьбе; Поставленные в экстре'маль- ные условия, участники собы тий са,у.и выбирают свою судьбу — жизнь или смерть, верность или предательство. И этот выбор высвечивает под линную сущность каждого: ве личие одних, ничтожность дру- В это трудное время нужно мужество — Орландо, чтобы оставаться верным Президен ту, несмотря на то, что он понимает трагическое заблу.ж- дение этого человека. Прези денту, чтобы, несмотря на про вокации, не испачкать «чистые руки» политика. Эваристо, ко- Мужество, - только мужество, н Нежности — нет места. Она Е скоротечна на этом жестоком “ отрезке истории. 3 Но все-таки нежность ос- а тается, доброта, благородство'Я остаются. Жива дружбе, жива Ц любовь, живы идеалы Пре- К зидента и Орландо. “ Острая ситуация, иеорди- 2 нарные характеры, страст- а кость, полемичность — отли- Я чительная особенность творче- Е ства Витаутаса Жалакявичуса. § Мы помним его фильмы «Ни- а кто не хотел умирать», «Это сладкое слово — свобода!». Жалакявичус говорил о сво- ц ей новой киноленте; «Многое и “ припомнилось во время рабо- § ты над «Кентаврами». В «Сво- а боде», например, снимались Я чилийские комсомольцы. Они Е играли товарищей Бенедикто, 5 организовавших похищение Е полковника. Я очень хорошо 8 помню этих парней. Они прихо- й у- Я ДИЛИ на съемки со своим ору- , , жием. И вот сознание того, что Е часть этих парней, Еожа:тов чи- § лийского комсомола, погибла Е во время переворота, придало » лчоей работе эмоциональный Е накал... Я даже сам не могу Я разобраться в степени досто- Е верности и вымысла. В «Кен- » таврах» все переплелось! Сна- Е чала я старался не отходить от а документов — газет, кадоов В кинохроники, свидетельств • очевидцев... Почти все тексты Б Президента взяты из подлин- “ ных речей, дневников. Имена Е людей, отдельные слова, по» Е ступки — чилийцам, непосред- С ственно участвовавшим в со5ы- | | тиях, они напомнят многое... Е Но кончилось все неким кен- 1 гаврским (уж если идти от В названия фильме) соединени- к ем правды и вымысла... § В фильме нет сюжета воен ного переворота. Это исто рия предательства». Фильм — жесткий, но не жестокий. Жесткий, правдивый —как сама жизнь, как сама ис тория, как сама революция, в которой сочетаются мужество и нежность... И. ТКАЧЕНКО. Зам. редактора С. БРОВАШОВ . Би !111411№ П11тт>Е1 тЕ11ттЕттх |И11т1Е1нт111111ЕЕ111 ;’яю1<щ1тшш111шнтнш111т11111Н1ШП1Щзт|1шпш111111111П11ипт11П9ШП1П111111Ш11Н111111П1»11П1и1Ш А Д Р Е С Р ЕД А КЦ И И : г . Липецк, площадь Плеханова, Дом печати. Телефоны: редактора— 4-67-13, ответственного секретаря — 4-67-П ; отделов: коммунистического воспитания — 4-66-12, комсомольской жизни — 4-67-03, учащейся молодежи — 4-66-06, писем — 4-66-18, спорта н фотокорреспондента — 4-66-'07. А Э 93 32 6 - Типография издательства «Ленинское знамя», Липецк, Коммунальная плошадь. 44. Зак. № 2485. бШЮ * 1
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz