Ленинец. 1979 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1979 г. (г. Липецк)

ЛЕНИНЕЦ (Окончание. Начало на 2-й — 8-й стр.). Ленин читает статью Л. С. Сосновского «О борьбе с голо­ дом и «крестовом походе», на­ печатанную в № 123 газеты «Правда», в которой сообна- лось, что из реквизированных продовольственным отрядом в с. Куликово Усманского уез­ да Тамбовской губ. $695 пуд. хлеба 3164 пуд. было отдано беднейшему крестьянству. Дан­ ные из этой статьи Ленин при­ вел в своей речи на митинге в Сокольническом клубе 21 июня 1918 г. Из «Речи ка митинге в Со- ко.чьническом клубе». 21 июня 1918 г. ...Когда я читаю сообщение, что в Усманском'уезде Тамбов­ ской губернии продовольстзе.ч- ный отряд из реквизирован­ ных 6 тысяч пудов хлеба 3 тысячи отдает беднейшему крестьянству, я говорю: если бы даже мне доказали, что до сего времени в России есть только один такой отряд, я все- тэ'си сказал бы, что Советская власть свое дело делает. Ибо ни в одном государстве такого отояда нет! . ^ !'юкь,-ранее 26, Ленин принимает. предста­ вителей Елецкого уездного Со­ вета (Орловская губ.) и беседу­ ет с ними об организации вла­ сти дере%енской бедноты в уезде. Из «Доклада о текущем мо- м-чте», 27 июня. Я позволю себе привести тот пример, который особенно жив а, моей памяти, потому что мне пришлось слышать вчера о том, что было в Елецком уез­ де. Там, благодаря организа­ ции Совдепа, благодаря тому, что там наш'лись сознательные рабочие и беднейшие крестья­ не в достаточном количестве, удалось закрепить власть бед- должен, если он революцио­ нер, если он социалист и, действительно, сторонник тру­ дящихся, действовать быстро и решительно. Они организова­ ли всех работников и бедней- ни в каком уездном Городе. Август, 6 . Ленин знакомится с достав­ ленной ему из Ельца (Орлов­ ская губ.) вырезкой из елецкой «Советской газеты», № 63 от !1гггг:15й1г:'Ш1В515г::;гв ■1 р » 1 Ш I . . Итшт ишш>11бгш1ВП12г:а!г:д>вгвШ!г$128зг>шг11Ш1швши!ЕШ];сЕа1гЕ1г8В!: ноты. Когда у меня были с докладом первый раз пред­ ставители Елецкого уезда, я не поверил им, я подумал, что люди прихвастнули, но мне подтвердили товарищи, спе­ циально посланные из Москвы в другие губернии, что можно только .приветствовать их по­ становку дела, - подтвердили, что в России есть такие уезды, где местные Совдепы оказа­ лись на высоте задачи, сумев­ ши добиться полного устране­ ния из Советов кулаков и эксплуататоров и организовать трудящихся, организовать бедноту. Кто пользуется своим богатством для наживы, тот пусть идёт прочь от Советской власти. Когда они выгнали кулаков, они пошли в город Елец, тор­ говый город, и там для осуще­ ствления хлебной монополии не ждали декрета^ а помнили, что Советы есть власть, близ­ кая к народу, что каждый ших крестьян и выдвинули та­ кое количество отрядов, что по всему Ельцу были произве­ дены обыски, они впускали в дома только доверенных и от­ ветственных руководителей от­ рядов; ни одного человека, в котором они не были убежде­ ны, они не впускали, зная как часто бывает колебание, зная, что ничто так не позорит Со­ ветскую власть, как эти случаи грабежа со стороны представи­ телей и недостойных слуг Со­ ветской власти. Им удалось то, что они собрали громадные из­ лишки хлеба, — что не оста­ лось ни одного дома в: торго­ вом Ельце, где бы буржуазия могла пользоваться выгодой от спекуляции. Конечно, я знаю, что сделать это в маленьком городе зна­ чительно легче, чем в таком городе, как Москва, но не надо забывать и того, что та­ кой пролетарской силы, какая есть в Москве, не может быть 31 июля 1918 г., в которой го­ ворилось об экстренном соб­ рании елецкой организации партии левых эсеров 27 июля 1918 г., на котором некий Ф . Крюков сказал, будто он в Москве беседовал с Лени­ ным, который якобы заявил о желательности для Советской власти существования партии левых эсеров. Ленин пишет «Письмо к елецким рабочим». Из «Письма к елецким рабо­ чим». ...Товарищи рабочие и кре­ стьяне, не гоняйтесь за согла­ шением с левоэсерами, ибо мы видели и испытали их надеж­ ность, распространяйте комму­ низм среди крестьянской бед­ ноты, большинство будет на нашей стороне. Старайтесь ид­ ти на уступки с средним кре­ стьянином, относиться к нему как можно осторожнее, спра­ ведливее, ему мы можем и должны делать уступки. Будьте беспощадны к ничтожной гор­ стке эксплуататоров, в том чис­ ле кулаков, спекулянтов . хле; бом, наживающихся на народ­ ной нужде, на голоде рабочей массы, — к горстке кулаков, которые пьют кровь трудя­ щихся. В. Ульянов (Н. Ленин). Москва, 6 -го августа <918 года. «Советская газета» (Елец) № 73, 11 августа 1918 г. Телеграмма М. Ф . Болдыре­ ву. 17.УШ.1918 г. Задонск. Исполком, Болдыреву. Действуйте самым реши­ тельным образолл против ку­ лаков и снюхавшейся с ними лезоэсерской сволочи. Об­ ратитесь с воззваниями к бед­ ноте. Организуйте ее. Запроси­ те помощи от Ельца. Необхо­ димо беспощадное подавле­ ние кулаков-кровопийцев. Те­ леграфируйте. ПредсоЕнаркома ЛЕНИН. Август, 20. Ленин пишет телеграмму Тамбовскому губпродко.му с запросом, сколько пудов хгш- ба ссыпано в элеватор У смй «- ского уезда, надежна ли охра­ на, почему медлят с отправкой хлеба в Москву, кто виновен в промедлении, есть ли комбеды в Усманском уезде и надежны Материалы подготовила М. ВЛАСОВА, научный сотрудник партийного архива Липецкого обко­ ма КПСС. Ц г О ЧЕМ этот фильм? Когда я думала о нем, то вспо­ мнились строчки Риммы Казаковой; «Мужество и неж­ ность жизни». Да, и об этом — мужестве отстаивать свои убеждения, идти на смерть, но не посту­ питься самым главным в себе; и о нежности — о большой, всепоглощающей любви к женщине, народу, Родине, о верной мужской дружбе. «Кентавры» — так назвал свою новую работу известный литовский режиссер Витаутас Жалакявичус, постановщик фильма и автор его сценз.оия. «Кентавры» — это не только название секретного плана ЦРУ, но и намек на символ: по­ литические заправилы, при­ шедшие на смену погибшему Президенту, — полулюди, по- гуживотные. Фашизм — это дикая жестокость, подлость, кровь. Уже в первых эпизодах мы убеждаемся в этом. Эти кадры — проло! к событиям, которые позже потрясут своей неандер­ тальской свирепостью. 8 маленькой деревушке вар­ варски убит владелец >рузо- вика, отказавшийся участво­ вать в саботаже, организован­ ном фашистами. Обесчещены его дочь и жена. Вот оно, истинное звериное обличье тех, кто стремится уничтожить завоевания революционного народа небольшой латиноаме­ риканской страны. Неспокойное время. Средь бела дня террористы взрыва­ ют памятники, устраивают пе­ рестрелку в гостинице. Фаши­ сты не брезгуют ничем: ни шантажом, ни клеветой, ни прямым провоцированием столкновений. Географически место дейст­ вия фильма не обозначено, хотя внешняя узнаваемость главных героев, сходство их с реальными политическими деятелями очевидны: в осно­ ве сюжета киноленты—траге­ дия Чили. Несмотря на трагичность ваз- вивагащихся событий, несмот­ ря на гибель героев, в филь­ ме нет обреченности. Он зву­ чит оптимистично. Не случайны • его первых кадрах три ин­ тервью с Президентом: сразу ■после избрания, через не­ сколько месяцев и через не­ сколько лет после победы ре- В 0 ЛЮЦИИ. Все труднее становит­ ся управлять страной, все изо­ щреннее враг. В голосе През^ 1 - дента чувствуется усталость, но тем не менее он тверд в одном — в оптимистической вере в будущее своего наро­ да, государства. Так же, как тверд в Своем намерении вой- средствами, которые противны самой его сущности? Вероятно, не можем, если дело касается одной личности, — все здесь верно и понятно. Но когда от поступков одного зависит участь настоящего, будущего целой страны, целого народа — жестокость необходима для спасения революции. точно ная ими, должна стать отныне драгоценным достоянием че­ ловечества, помочь ему на трудных поворотах многостра­ дальной истории». Все решала одна ночь, по­ ставившая Президента перед * тяжелым выбором: встать на путь террора, чтобы подавить врвгов~ революции, или же торыи, рискуя жизнью, ведет “ расследования о фашистских расправах, чинимых на крейсе-' § ре. Заметки о новом фильме «Кентавры» ти в историю политиком с чи­ стыми руками, в конце фильма опять звучит голос Президен­ та; «Я верю в народ», — гово­ рит он убежденно. Это его последние слова. Закольцован­ ные конец и начало фильма и создают оптимистический на­ строй фильма. Но иногда вдруг закрадыва­ лось сомнение — а может, ут­ верждение Президента: «Я — оптимист», — всего лишь при­ крытые красивой фразой слабость и недальновидность? Нет. Президент не наивен. -----Я не верю генералам, но мы должны усыплять врага своей наивностью,—признается он близкому другу Орландо, и чувствуется в его голосе жела­ ние как-то оправдать себя в глазах сподвижников, которые все чаще начинают недоу.ме- Презйдент смотрит на все происходящее глазами реали­ ста, но через свое жнзненн-эе кредо перешагнуть не может. «Силе нужно противопоста­ вить еще большую силу, а не слабость, не отречение», — писал Ромен Роллан. Конечно. Но можем ли мы, имеем ли право судить добро за то, что оно не хочет восполь­ зоваться насилием, убийства­ ми, чтобы сломить укрепляю­ щееся зло, то есть действовать для так же, как операция спасения жизни человека. Но отказ от кровопролития был свойствен не только Аль­ енде, но и вообще чилийской революции. Не случайно Пабло Неруда в разговоре с Марга­ ритой Алигер признавал­ ся; «Я нужен сегодня нашей доброй революции». Подчерк­ ну — доброй. И Неруда, и Аль­ енде, и многие другие прогрес­ сивные деятели Чили считали, что в их стране не должно быть места кровопролитию, что коммунисты могут прийти к власти мирным путем. Это бы­ ла, ■конечно же, утопия, пото­ му что рядом с истинными чи­ лийцами было жестокое племя кентавров. В своей рецензии на доку­ ментальный фильм Романа Кармека «Чили. Время борьбы, вре,мя тревог» Маргарита Али­ гер в свое время справедливо замечала: «Добрая револю­ ция»... Немыслимо страшной ценой доказал благородный человек Сальвадор Альенде, что революция может быть доброй, может свершиться, путем доброго стремления уравнять людей в правах... Немыслимо горька и велика цена, которой заплатил Сальва­ дор Альенде, которой запла­ тила его маленькая страна за это. И горькая ясность, куплан- быть уничтоженными ими. Пре­ зидент остался верен своему прин'ципу политика с чисты­ ми руками. Он предпочел смерть компромиссу со своей совестью... Точки над «и» создатели фильма не собирались ставить. Для них главное — будора­ жить наши мысли, чувства. Герои фильма запомин.эют- ся. Президент, твердо про­ кладывающий свой путь в раздираемой противоречиями стране (Д. Банионис), горячий Орландо (Р. Адомайтис), пла­ менный коммунист, до послед­ ней минуты не теряющий при­ сутствия духа, Анна-Мария, так!и не нашедшая своего ме­ ста в борьбе; Поставленные в экстре'маль- ные условия, участники собы­ тий са,у.и выбирают свою судьбу — жизнь или смерть, верность или предательство. И этот выбор высвечивает под­ линную сущность каждого: ве­ личие одних, ничтожность дру- В это трудное время нужно мужество — Орландо, чтобы оставаться верным Президен­ ту, несмотря на то, что он понимает трагическое заблу.ж- дение этого человека. Прези­ денту, чтобы, несмотря на про­ вокации, не испачкать «чистые руки» политика. Эваристо, ко- Мужество, - только мужество, н Нежности — нет места. Она Е скоротечна на этом жестоком “ отрезке истории. 3 Но все-таки нежность ос- а тается, доброта, благородство'Я остаются. Жива дружбе, жива Ц любовь, живы идеалы Пре- К зидента и Орландо. “ Острая ситуация, иеорди- 2 нарные характеры, страст- а кость, полемичность — отли- Я чительная особенность творче- Е ства Витаутаса Жалакявичуса. § Мы помним его фильмы «Ни- а кто не хотел умирать», «Это сладкое слово — свобода!». Жалакявичус говорил о сво- ц ей новой киноленте; «Многое и “ припомнилось во время рабо- § ты над «Кентаврами». В «Сво- а боде», например, снимались Я чилийские комсомольцы. Они Е играли товарищей Бенедикто, 5 организовавших похищение Е полковника. Я очень хорошо 8 помню этих парней. Они прихо- й у- Я ДИЛИ на съемки со своим ору- , , жием. И вот сознание того, что Е часть этих парней, Еожа:тов чи- § лийского комсомола, погибла Е во время переворота, придало » лчоей работе эмоциональный Е накал... Я даже сам не могу Я разобраться в степени досто- Е верности и вымысла. В «Кен- » таврах» все переплелось! Сна- Е чала я старался не отходить от а документов — газет, кадоов В кинохроники, свидетельств • очевидцев... Почти все тексты Б Президента взяты из подлин- “ ных речей, дневников. Имена Е людей, отдельные слова, по» Е ступки — чилийцам, непосред- С ственно участвовавшим в со5ы- | | тиях, они напомнят многое... Е Но кончилось все неким кен- 1 гаврским (уж если идти от В названия фильме) соединени- к ем правды и вымысла... § В фильме нет сюжета воен­ ного переворота. Это исто­ рия предательства». Фильм — жесткий, но не жестокий. Жесткий, правдивый —как сама жизнь, как сама ис­ тория, как сама революция, в которой сочетаются мужество и нежность... И. ТКАЧЕНКО. Зам. редактора С. БРОВАШОВ . Би !111411№ П11тт>Е1 тЕ11ттЕттх |И11т1Е1нт111111ЕЕ111 ;’яю1<щ1тшш111шнтнш111т11111Н1ШП1Щзт|1шпш111111111П11ипт11П9ШП1П111111Ш11Н111111П1»11П1и1Ш А Д Р Е С Р ЕД А КЦ И И : г . Липецк, площадь Плеханова, Дом печати. Телефоны: редактора— 4-67-13, ответственного секретаря — 4-67-П ; отделов: коммунистического воспитания — 4-66-12, комсомольской жизни — 4-67-03, учащейся молодежи — 4-66-06, писем — 4-66-18, спорта н фотокорреспондента — 4-66-'07. А Э 93 32 6 - Типография издательства «Ленинское знамя», Липецк, Коммунальная плошадь. 44. Зак. № 2485. бШЮ * 1

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz