Ленинец. 1979 г. (г. Липецк)
ЛЕНИНЕЦ • 2 О В л А С Т Н О Й ШКОЛЕ (Окончание. Начало на 1-й стр.). ди ее воспитанников нет вто рогодников, более 70 процен тов ее учеников учатся на «4» и «5». Ученическая производ ственная бригада школы забо тами Нины Алексеевны и тру дом ее учащихся преврати лась в прекрасную опытно-се меноводческую станцию кол хоза «Россия», где проводится • увлекательная и полезная учеб но-опытная работа. Деятель ность бригады ежегодно от мечается областными, респуб ликанскими и союзными награ- Но главной наградой для се бя Нина Алексеевна считает то, что сорок процентов ее воспитанников прочно при растают к земле. Сегодня боль шинство главных специали стов колхоза «Россия» — выпу скники местной школы, пи томцы Н. А. Нероновой. Их много и среди передовиков, новаторов хозяйства. Боль шой и славнь]й труд сельской учительницы достойно оце нен партией и правительством — она удостоена звания Героя Социалистического Труда. В трудовой книжке Марии Дмитриевны Забабуриной од- на-единственная запись; «12 августа 1946 года принята на работу в Трубетчинскую сред нюю школу». 33 года в одной школе! Теперь она заслужен ная учительница школы РСФСР, учитель-методист. ' Не одна ты сяча ребят прошла через ее добрые руки. М. И. Забабурина — активная общественница; она — бессменный руководи тель методического объедине ния, на протяжении дв'адцати лет — депутат областного рай онного, сельского Советов, лектор райкома партии и об щества «Знание». Есть люди, которые выби рают дорогу в жизни однажды и навсегда. Их не зря называ ют цельными натурами. Вот к таким и относится учительни ца Куликовской средней шко лы Усманского района Вален тина Александровна Ломаки на. Она организатор вне классной и внешкольной вос питательной работы. Весь жар своего сердца, энергию, про фессиональное мастерство от дает детям. Рука об руку с опытными пе дагогами в сельских школах области трудится талантливая педвгогичас!{ая молодежь. Это Л. С. Назарова — учительница Кривополянской школы №-1 Чапдыгинского районе, Н. Н. Баранова из Хлевенсной сред ней школы, А. С. Епифанцев — директор Ратчинской средней школы Добровского района, мастера производственного обучения сельских профтех училищ В. Н. Пожидаев, В, ЛС. Цыганов, А. Н. Бутов и многие другие. Дань особого уважения, сказал Г. П. Павлов, хо чется отдать педагогическим династиям, которыми богата наша липецкая земля. Три с половиной десятка лет прора ботал директором в Слобод С Л Е Т М О Л О Д Ы X у Ч и Т Е л Е Й ЗАБОТУ И ВНИМАНИЕ ской школе Лебедянского рай она учитель Иван Ксенофонто- вич Рыков. Три его сына и дочь пошли по стопам отца. Хранит верность учительской профессии и третье поколение Рыковых. Большинство учителей, пре подавателей, . мастеров' про изводственного обучения — это люди высокого гражданско го долга, подчеркнул тов. Пав лов. Они с честью несут высо кое звание народного учителя. Труд многих отмечен награ дами Родины. 374 из них но сят высокое звание заслужен ных учителей, более 1600 на граждены орденами и медаля- Советские учителя — актив ные политические бойцы пар тии. Они несут ее правдивое слово в широкие массы ^тру дящихся, выступают организа торами социалистического со ревнования в бригадах, на фермах, на полевых станах. Более 7 тысяч педагогических работников села — активные лекторы, свыше 1000 человек — пропагайдисты. Почти по ловину народных университе тов возглавляют учителя. 585 учителей и преподавателей с достоинством несут депутат ские обязанности в областном, городских, районных, сельских и поселковых Советах народ ных депутатов. Приятно отметить, что в этой большой армии педагогов мно го молодых. Таких, например, как комсомолец Сергей Шиш кин. Третий год работает он учителем Княже-Байгорской средней школы Грязинского района. Несмотря на моло дость, снискал уважение ра бочих совхоза «Кубань», где его знают как политинформато ра, энтузиаста художествен ной самодеятельности сов хозного Дома культуры. Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР в директивных документах о школе требуют дальнейшего повышения качества и эффек тивности работы каждой шко лы, каждого педагога по осу ществлению ленинского прин ципа единства обучения и вос питания, формирования марк систско-ленинского мировоз зрения, активной жизненной позиции молодежи, стр'емле- ния участвовать в производи тельном труде, готовности встать на защиту завоеваний Великого Октябр.я. Сегодняшний день требует воспитания четких идейно- классовых позиций каждого педагога, повышения его зна ний и мастерства, обобщения и распространения передового опыта коллективов и. учителей, дисциплины и ответственности за выполнение стоящих перед школой задач. Чтобы быть всегда на высоте этих важных задач, педагог должен - постоянно учиться, пополнять свои знания. Педаго гическая профессия больше, чем какая-либо другая, по сути своей творческая. Каж дый педагог, должен воспи тывать в себе навыки постоян ного поиска, постигать искус ство йсследоаания и учить это му своих воспитанников. К сожалению, некоторые практические задачи многими школами и педагогическими коллективами нашей области решаются слабо, продолжал докладчик. ' Мы не можем мириться с тем, что значительная часть учащихся выбывает из школ и профтехучилищ, не получив среднего образования, до пускает правонарушения. Ср.е- ди районов, где подобные фа;<ты наиболее частые, до кладчик назвал Данковский, Задонский, Лебедянский, Дол горуковский, Тербунский. Здесь отсев учащихся из 8 —^ 10 -х и даже 1 — 8 -х классов значи тельно превышает средние по казатели по области. Б работе по совершенствова нию обучения и воспитания учащихся, подготовки их к жизни и труду еще много нерешенных проблем и серь езных недостатков, особенно Некоторые педагогические и детские коллективы работают в неудовлетворительных усло виях. Часть школ, детских са дов размещается в ветхих, тес ных зданиях, не имеет интер натов, столовых, спортивных залов. Несмотря на это, строи- ■тельстЕО новых школьных по мещений ведется плохо, с на рушением сроков ввода их в эксплуатацию. Паршиновская средняя шко ла Добринского района, на пример, размещается в трех малопригодных к работе зда ниях, а ввод новой школы вто рой год срывается по вине обл- межколхозстройобъединен и я. В пяти аварийных зданиях расположена Колыбельскея средняя школа Чаплыгинского района. Но строительство но вого здания неоправданно за тягивается трестом «Липецк- сельстрой». Школа строится почти три года, и ввод ее не планируется даже в этом году. Пять лет строится и третий гад планируется как пусковая Пальна-Михайловская , сред няя школа СтакоЕЛянского рай- Некоторые райисполкомы, сельские Советы и руководите ли хозяйств не проявляют забо ты о создании нормальных жи лищно-бытовых условий для учителей. Не обеспечены квар тирами еще около 600 сель ских учителей, прримущестеен- но молодых. Например, в Гря- зинском районе прожиЕвют на частных квартирах 30 учителей, В Лебедянском—38. . В Октябрьской средней шко ле Дзнковского района три, молодых учителя не имеют квартир. А совхоз «Огарев- ский» квартир йм не обещает, продуктов питания не выписы вает, не обеспечивает льгот, предусмотренных директивны ми документами. ЛАежду тем, в школе не хватает учителей, лишь 70 процентов педагогов имеют высшее образование. Отсутствие нормальных ус ловий труда и быта порождает высокую текучесть педагоги ческих кадров й отрицательно влияет на уровень обучения и воспитания детей. Из сельских школ области ежегодно по этим причинам выбывает не 'менее 200—250 педагогов. Это, в основном молодежь. Особен но велика текучесть кадров в/ школах Воловского, Лебедян ского, Чаплыгинского районов. Немаловажное значение -для ‘ закрепления педагогических кадров на селе имеет их под готовка из числа выпускников местных школ. Однако в ряда районов эта работа практиче ски не ведется. Данковский, к примеру, сделал на новый учебный год запрос на 44 учи теля, а заканчивают пединсти туты области из этого района только три человека. В 1978 году на учебу в Ли пецкий и Елецкий пединститу ты направили своих выпускни ков только 5 из 15 средних школ. Даже по внеконкурсно му приему Данковский район направил лишь 9 человек на предоставленные ему 20 мест. В области почти не практикует ся направление колхозных и совхозных стипендиатов в пе дагогические вузь'. Нельзя Йе сказать, заметил докладчик, еще об одном вопросе, тесно связанном с закреплением молодежи на селе. В постановлениях пар тии и правительства эта про блема рассматривается как важная социально-экономиче-' ская. Ее решение во многом зависит от школы, от учителя. Но многие учителя продолжа ют ориентировать выпускни ков на институты и техникумы и слабо прививают им любовь к земле, к профессии хлеборо ба. Это серьезная недоработка школы. Не проявляют должной заин тересованности в том, чтобы закрепить молодых людей в сельскохозяйственном произ водстве, и многие руководите ли хозяйств. Только равноду шием' к нуждам школ момшо объяснить, например, такие - В том же. Данковском рай,- оне только 9 средних школ из 15 имеют тракторы. В Тербун- ском а 7 школах из 10 учащиеся изучают сельхозма шины по картинкам. Важную роль в. профессио нальном и политическом ро сте молодого-учителя играет его систематическое инфор мирование о состоянии и пер- :СпектиЕвх роста района, села, хозяйства. Поэтому должны стать нормой регулярные вы ступления перед' молодыми педагогами руководителей хо зяйств, районов, квалифицй- ров'анных лекторов, встречи с Передовиками труда, экскур сии на лучшие фермы и в лучшие бригады и хозяйства, приобщение молодых специа листов к тем делам, проблемам ,и планам, над которыми рабо тают труженики колхозов ‘ и совхозов. Большая роль в подготовке молодых педагогов к работе в школе и активной политиче ской жизни на селепринадле- ■ жкт педагогическим институ там. За последние годы наши вузы выросли. В них сложились коллективы высококвалифици рованных научно-пэдаг-оги9е- ских кедров, заметно, улучши лась организация учебно-вос питательного процесса. • Однако в решении многих вопросов вузы отстают от уров ня современных требований. Елавный недостаток их — сла бая связь с сельской школой. Давая будущим учителям до статочно' высокие знания по предмету, институты слабо осу ществляют их методическую подготовку, плохо готовят . к проведению - воспитательной работы среди учащихся и по литической — с населением. Они недостаточно знают ком сомольскую и пионерскую ра боту. В вузах недостаточно еще прививается любовь к про фессии, воспитывается обш.е- ственно-политическая актив ность будущих педагогов. По этому многие выпускники от казываются от работы в сель ских школах или скоро покида ют их, проявляют пассивность в организации внеклассной ра боты с детьми, не участвуют в руководстве кружками, спор тивными секциями, в. политиче ской работе среди населения. Областной и районные отде лы народного образования про водят с педагогическими кад рами большую работу. Но она не носит дифференцированного подхода к обучению и воспи танию учителей, ей недостает системы. Отделы народного образования нередко пускают на самотек вопросы професск-, онального роста молодых учи телей, проявляют необоснован ную робость, в выдвижении та лантливых педагогов из числа молодежи на руново,д,вщую ра- Вопро^сы работы школы, учи теля должны находиться под неослабным контролем пар тийных и советских органов. Безмерна любовь и внима-" ,ние нашей Коммунистической партии. Советского правитель ства, народа к самому боль шому достоянию страны — де- тя.м. 1979 год — Международ ный год ребенка. Президиум Верховного Совета СССР при нял постановление о проведе нии этого года в СССР. Партий ным, советским, хозяйствен- НЫЛ1, профсоюзным и-комсо мольским организаци.чм предложено значительно повьь сить внимание к вопросам ох раны материнства и детства, здоровья детей, их образова ния, воспитания и гармониче ского развития. Партия, государство, народ доверяют учителям формиро вание молодого поколения, то есть свою надежду и свое будущее. Это великое дове рие, которое надо оправдать с честью, самоотверженным, вдохновенным трудом. и готовься к пиоиткотЯШ Большой совет старших пио нервожатых шкеп н начальни ков пионерских лагерей — так можно назвать областной се минар, который проходит в эти дни в Липецке. Его оргв- ниэаторы—обком Комсомола и облсовпроф ставят цепью подготовку кадров для рабо ты в пионерских лагерях в лет нее время. С докладом «Основные на правления делтельности пи онерских организаций в усло виях пета в свете решений XXV съезда КПСС и вы текающих из решений . ХУ№ съезда V ВЛКСМ» вьктупк- ла секретарь обкома ВЛКСМ К. Е . Злобина. С особым^ интересом собрав шиеся заслушали выступление старшего методиста Ленин градского Дома пжжеров им, Жданова Л. Д. БорйеоБей. Она поделилась своими мыслями о значении педсовета в срганкза- ' цни воспитательной работы в пнонерских лагерях. Для учаетккков семинара ор ганизованы практические за нятия. Они знакомятся с рабо той городского Дома пионе ров, получают методическую помощь от его работников. В программе семинара — знакомство * работой пионер- скай организации лагеря «Про^ метсй», "посещение Дома- музея Г. В. Плеханова в Ли пецке. ■В работе семинара крини- М8!ют участие работники обп- соепрофа, обкома ВЛКСМ, преподаватели Липецкого педь института. лцк. УРОКИ УЧЕНИЧЕСКОЙ БРИГАДЫ Вновь праэнана лучшей на Алтае ученическая дроизводст-.. венная бригада Чб|ремковекой средней школы — лауреат пре мии Ленинского комсомола. Ре бята размно.жнли н передали совхозу «Стуко.вскйй» полто'ры тысячи центнеров семян зерно вых, заготовили 14 центнеров сосновых шишек, вырастили ■в питом1Ннке сотни саженцев то поля и клена, собрали много .текарствеяяых трав и березо вых почек. Круглый год школь ные теплицы поставляют рабо чим совхоза свежие огурцы, по мидоры, зе. 1 са!Ь. - Старшеклассники обтедняе* ны в 12 эвекьсв. 3|! ними за- . креплено более 90 гектаров Зе мель, 40 . гектаров. опытного поля, 500 гектаров леса, лес^ . питомник. Совхоз построил для школы лагерь труда и отдыха, пол«те»ш)чесний ' комплекс - Ученическая бригада — не только равншравмый ч л ^ . трудового .коллектива' совхдеа. . Она стала и научной лабо-р^а- торней. ПГкольникн поддерЖР- вают евязь-с одиннадцатью иа- учио-исследснвательскии уч-., . реждениями страны. В. ПАВЛОВ , корр. ТАСС . Барнаул. -
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz