Ленинец. 1979 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1979 г. (г. Липецк)

ЛЕНИНЕЦ • 2 О В л А С Т Н О Й ШКОЛЕ (Окончание. Начало на 1-й стр.). ди ее воспитанников нет вто­ рогодников, более 70 процен­ тов ее учеников учатся на «4» и «5». Ученическая производ­ ственная бригада школы забо­ тами Нины Алексеевны и тру­ дом ее учащихся преврати­ лась в прекрасную опытно-се­ меноводческую станцию кол­ хоза «Россия», где проводится • увлекательная и полезная учеб­ но-опытная работа. Деятель­ ность бригады ежегодно от­ мечается областными, респуб­ ликанскими и союзными награ- Но главной наградой для се­ бя Нина Алексеевна считает то, что сорок процентов ее воспитанников прочно при­ растают к земле. Сегодня боль­ шинство главных специали­ стов колхоза «Россия» — выпу­ скники местной школы, пи­ томцы Н. А. Нероновой. Их много и среди передовиков, новаторов хозяйства. Боль­ шой и славнь]й труд сельской учительницы достойно оце­ нен партией и правительством — она удостоена звания Героя Социалистического Труда. В трудовой книжке Марии Дмитриевны Забабуриной од- на-единственная запись; «12 августа 1946 года принята на работу в Трубетчинскую сред­ нюю школу». 33 года в одной школе! Теперь она заслужен­ ная учительница школы РСФСР, учитель-методист. ' Не одна ты­ сяча ребят прошла через ее добрые руки. М. И. Забабурина — активная общественница; она — бессменный руководи­ тель методического объедине­ ния, на протяжении дв'адцати лет — депутат областного рай­ онного, сельского Советов, лектор райкома партии и об­ щества «Знание». Есть люди, которые выби­ рают дорогу в жизни однажды и навсегда. Их не зря называ­ ют цельными натурами. Вот к таким и относится учительни­ ца Куликовской средней шко­ лы Усманского района Вален­ тина Александровна Ломаки­ на. Она организатор вне­ классной и внешкольной вос­ питательной работы. Весь жар своего сердца, энергию, про­ фессиональное мастерство от­ дает детям. Рука об руку с опытными пе­ дагогами в сельских школах области трудится талантливая педвгогичас!{ая молодежь. Это Л. С. Назарова — учительница Кривополянской школы №-1 Чапдыгинского районе, Н. Н. Баранова из Хлевенсной сред­ ней школы, А. С. Епифанцев — директор Ратчинской средней школы Добровского района, мастера производственного обучения сельских профтех­ училищ В. Н. Пожидаев, В, ЛС. Цыганов, А. Н. Бутов и многие другие. Дань особого уважения, сказал Г. П. Павлов, хо­ чется отдать педагогическим династиям, которыми богата наша липецкая земля. Три с половиной десятка лет прора­ ботал директором в Слобод­ С Л Е Т М О Л О Д Ы X у Ч и Т Е л Е Й ЗАБОТУ И ВНИМАНИЕ ской школе Лебедянского рай­ она учитель Иван Ксенофонто- вич Рыков. Три его сына и дочь пошли по стопам отца. Хранит верность учительской профессии и третье поколение Рыковых. Большинство учителей, пре­ подавателей, . мастеров' про­ изводственного обучения — это люди высокого гражданско­ го долга, подчеркнул тов. Пав­ лов. Они с честью несут высо­ кое звание народного учителя. Труд многих отмечен награ­ дами Родины. 374 из них но­ сят высокое звание заслужен­ ных учителей, более 1600 на­ граждены орденами и медаля- Советские учителя — актив­ ные политические бойцы пар­ тии. Они несут ее правдивое слово в широкие массы ^тру­ дящихся, выступают организа­ торами социалистического со­ ревнования в бригадах, на фермах, на полевых станах. Более 7 тысяч педагогических работников села — активные лекторы, свыше 1000 человек — пропагайдисты. Почти по­ ловину народных университе­ тов возглавляют учителя. 585 учителей и преподавателей с достоинством несут депутат­ ские обязанности в областном, городских, районных, сельских и поселковых Советах народ­ ных депутатов. Приятно отметить, что в этой большой армии педагогов мно­ го молодых. Таких, например, как комсомолец Сергей Шиш­ кин. Третий год работает он учителем Княже-Байгорской средней школы Грязинского района. Несмотря на моло­ дость, снискал уважение ра­ бочих совхоза «Кубань», где его знают как политинформато­ ра, энтузиаста художествен­ ной самодеятельности сов­ хозного Дома культуры. Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР в директивных документах о школе требуют дальнейшего повышения качества и эффек­ тивности работы каждой шко­ лы, каждого педагога по осу­ ществлению ленинского прин­ ципа единства обучения и вос­ питания, формирования марк­ систско-ленинского мировоз­ зрения, активной жизненной позиции молодежи, стр'емле- ния участвовать в производи­ тельном труде, готовности встать на защиту завоеваний Великого Октябр.я. Сегодняшний день требует воспитания четких идейно- классовых позиций каждого педагога, повышения его зна­ ний и мастерства, обобщения и распространения передового опыта коллективов и. учителей, дисциплины и ответственности за выполнение стоящих перед школой задач. Чтобы быть всегда на высоте этих важных задач, педагог должен - постоянно учиться, пополнять свои знания. Педаго­ гическая профессия больше, чем какая-либо другая, по сути своей творческая. Каж­ дый педагог, должен воспи­ тывать в себе навыки постоян­ ного поиска, постигать искус­ ство йсследоаания и учить это­ му своих воспитанников. К сожалению, некоторые практические задачи многими школами и педагогическими коллективами нашей области решаются слабо, продолжал докладчик. ' Мы не можем мириться с тем, что значительная часть учащихся выбывает из школ и профтехучилищ, не получив среднего образования, до­ пускает правонарушения. Ср.е- ди районов, где подобные фа;<ты наиболее частые, до­ кладчик назвал Данковский, Задонский, Лебедянский, Дол­ горуковский, Тербунский. Здесь отсев учащихся из 8 —^ 10 -х и даже 1 — 8 -х классов значи­ тельно превышает средние по­ казатели по области. Б работе по совершенствова­ нию обучения и воспитания учащихся, подготовки их к жизни и труду еще много нерешенных проблем и серь­ езных недостатков, особенно Некоторые педагогические и детские коллективы работают в неудовлетворительных усло­ виях. Часть школ, детских са­ дов размещается в ветхих, тес­ ных зданиях, не имеет интер­ натов, столовых, спортивных залов. Несмотря на это, строи- ■тельстЕО новых школьных по­ мещений ведется плохо, с на­ рушением сроков ввода их в эксплуатацию. Паршиновская средняя шко­ ла Добринского района, на­ пример, размещается в трех малопригодных к работе зда­ ниях, а ввод новой школы вто­ рой год срывается по вине обл- межколхозстройобъединен и я. В пяти аварийных зданиях расположена Колыбельскея средняя школа Чаплыгинского района. Но строительство но­ вого здания неоправданно за­ тягивается трестом «Липецк- сельстрой». Школа строится почти три года, и ввод ее не планируется даже в этом году. Пять лет строится и третий гад планируется как пусковая Пальна-Михайловская , сред­ няя школа СтакоЕЛянского рай- Некоторые райисполкомы, сельские Советы и руководите­ ли хозяйств не проявляют забо­ ты о создании нормальных жи­ лищно-бытовых условий для учителей. Не обеспечены квар­ тирами еще около 600 сель­ ских учителей, прримущестеен- но молодых. Например, в Гря- зинском районе прожиЕвют на частных квартирах 30 учителей, В Лебедянском—38. . В Октябрьской средней шко­ ле Дзнковского района три, молодых учителя не имеют квартир. А совхоз «Огарев- ский» квартир йм не обещает, продуктов питания не выписы­ вает, не обеспечивает льгот, предусмотренных директивны­ ми документами. ЛАежду тем, в школе не хватает учителей, лишь 70 процентов педагогов имеют высшее образование. Отсутствие нормальных ус­ ловий труда и быта порождает высокую текучесть педагоги­ ческих кадров й отрицательно влияет на уровень обучения и воспитания детей. Из сельских школ области ежегодно по этим причинам выбывает не 'менее 200—250 педагогов. Это, в основном молодежь. Особен­ но велика текучесть кадров в/ школах Воловского, Лебедян­ ского, Чаплыгинского районов. Немаловажное значение -для ‘ закрепления педагогических кадров на селе имеет их под­ готовка из числа выпускников местных школ. Однако в ряда районов эта работа практиче­ ски не ведется. Данковский, к примеру, сделал на новый учебный год запрос на 44 учи­ теля, а заканчивают пединсти­ туты области из этого района только три человека. В 1978 году на учебу в Ли­ пецкий и Елецкий пединститу­ ты направили своих выпускни­ ков только 5 из 15 средних школ. Даже по внеконкурсно­ му приему Данковский район направил лишь 9 человек на предоставленные ему 20 мест. В области почти не практикует­ ся направление колхозных и совхозных стипендиатов в пе­ дагогические вузь'. Нельзя Йе сказать, заметил докладчик, еще об одном вопросе, тесно связанном с закреплением молодежи на селе. В постановлениях пар­ тии и правительства эта про­ блема рассматривается как важная социально-экономиче-' ская. Ее решение во многом зависит от школы, от учителя. Но многие учителя продолжа­ ют ориентировать выпускни­ ков на институты и техникумы и слабо прививают им любовь к земле, к профессии хлеборо­ ба. Это серьезная недоработка школы. Не проявляют должной заин­ тересованности в том, чтобы закрепить молодых людей в сельскохозяйственном произ­ водстве, и многие руководите­ ли хозяйств. Только равноду­ шием' к нуждам школ момшо объяснить, например, такие - В том же. Данковском рай,- оне только 9 средних школ из 15 имеют тракторы. В Тербун- ском а 7 школах из 10 учащиеся изучают сельхозма­ шины по картинкам. Важную роль в. профессио­ нальном и политическом ро­ сте молодого-учителя играет его систематическое инфор­ мирование о состоянии и пер- :СпектиЕвх роста района, села, хозяйства. Поэтому должны стать нормой регулярные вы­ ступления перед' молодыми педагогами руководителей хо­ зяйств, районов, квалифицй- ров'анных лекторов, встречи с Передовиками труда, экскур­ сии на лучшие фермы и в лучшие бригады и хозяйства, приобщение молодых специа­ листов к тем делам, проблемам ,и планам, над которыми рабо­ тают труженики колхозов ‘ и совхозов. Большая роль в подготовке молодых педагогов к работе в школе и активной политиче­ ской жизни на селепринадле- ■ жкт педагогическим институ­ там. За последние годы наши вузы выросли. В них сложились коллективы высококвалифици­ рованных научно-пэдаг-оги9е- ских кедров, заметно, улучши­ лась организация учебно-вос­ питательного процесса. • Однако в решении многих вопросов вузы отстают от уров­ ня современных требований. Елавный недостаток их — сла­ бая связь с сельской школой. Давая будущим учителям до­ статочно' высокие знания по предмету, институты слабо осу­ ществляют их методическую подготовку, плохо готовят . к проведению - воспитательной работы среди учащихся и по­ литической — с населением. Они недостаточно знают ком­ сомольскую и пионерскую ра­ боту. В вузах недостаточно еще прививается любовь к про­ фессии, воспитывается обш.е- ственно-политическая актив­ ность будущих педагогов. По­ этому многие выпускники от­ казываются от работы в сель­ ских школах или скоро покида­ ют их, проявляют пассивность в организации внеклассной ра­ боты с детьми, не участвуют в руководстве кружками, спор­ тивными секциями, в. политиче­ ской работе среди населения. Областной и районные отде­ лы народного образования про­ водят с педагогическими кад­ рами большую работу. Но она не носит дифференцированного подхода к обучению и воспи­ танию учителей, ей недостает системы. Отделы народного образования нередко пускают на самотек вопросы професск-, онального роста молодых учи­ телей, проявляют необоснован­ ную робость, в выдвижении та­ лантливых педагогов из числа молодежи на руново,д,вщую ра- Вопро^сы работы школы, учи­ теля должны находиться под неослабным контролем пар­ тийных и советских органов. Безмерна любовь и внима-" ,ние нашей Коммунистической партии. Советского правитель­ ства, народа к самому боль­ шому достоянию страны — де- тя.м. 1979 год — Международ­ ный год ребенка. Президиум Верховного Совета СССР при­ нял постановление о проведе­ нии этого года в СССР. Партий­ ным, советским, хозяйствен- НЫЛ1, профсоюзным и-комсо­ мольским организаци.чм предложено значительно повьь сить внимание к вопросам ох­ раны материнства и детства, здоровья детей, их образова­ ния, воспитания и гармониче­ ского развития. Партия, государство, народ доверяют учителям формиро­ вание молодого поколения, то есть свою надежду и свое будущее. Это великое дове­ рие, которое надо оправдать с честью, самоотверженным, вдохновенным трудом. и готовься к пиоиткотЯШ Большой совет старших пио­ нервожатых шкеп н начальни­ ков пионерских лагерей — так можно назвать областной се­ минар, который проходит в эти дни в Липецке. Его оргв- ниэаторы—обком Комсомола и облсовпроф ставят цепью подготовку кадров для рабо­ ты в пионерских лагерях в лет­ нее время. С докладом «Основные на­ правления делтельности пи­ онерских организаций в усло­ виях пета в свете решений XXV съезда КПСС и вы­ текающих из решений . ХУ№ съезда V ВЛКСМ» вьктупк- ла секретарь обкома ВЛКСМ К. Е . Злобина. С особым^ интересом собрав­ шиеся заслушали выступление старшего методиста Ленин­ градского Дома пжжеров им, Жданова Л. Д. БорйеоБей. Она поделилась своими мыслями о значении педсовета в срганкза- ' цни воспитательной работы в пнонерских лагерях. Для учаетккков семинара ор­ ганизованы практические за­ нятия. Они знакомятся с рабо­ той городского Дома пионе­ ров, получают методическую помощь от его работников. В программе семинара — знакомство * работой пионер- скай организации лагеря «Про^ метсй», "посещение Дома- музея Г. В. Плеханова в Ли­ пецке. ■В работе семинара крини- М8!ют участие работники обп- соепрофа, обкома ВЛКСМ, преподаватели Липецкого педь института. лцк. УРОКИ УЧЕНИЧЕСКОЙ БРИГАДЫ Вновь праэнана лучшей на Алтае ученическая дроизводст-.. венная бригада Чб|ремковекой средней школы — лауреат пре­ мии Ленинского комсомола. Ре­ бята размно.жнли н передали совхозу «Стуко.вскйй» полто'ры тысячи центнеров семян зерно­ вых, заготовили 14 центнеров сосновых шишек, вырастили ■в питом1Ннке сотни саженцев то­ поля и клена, собрали много .текарствеяяых трав и березо­ вых почек. Круглый год школь­ ные теплицы поставляют рабо­ чим совхоза свежие огурцы, по­ мидоры, зе. 1 са!Ь. - Старшеклассники обтедняе* ны в 12 эвекьсв. 3|! ними за- . креплено более 90 гектаров Зе­ мель, 40 . гектаров. опытного поля, 500 гектаров леса, лес^ . питомник. Совхоз построил для школы лагерь труда и отдыха, пол«те»ш)чесний ' комплекс - Ученическая бригада — не только равншравмый ч л ^ . трудового .коллектива' совхдеа. . Она стала и научной лабо-р^а- торней. ПГкольникн поддерЖР- вают евязь-с одиннадцатью иа- учио-исследснвательскии уч-., . реждениями страны. В. ПАВЛОВ , корр. ТАСС . Барнаул. -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz