Ленинец. 1979 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1979 г. (г. Липецк)

ЛЕНИНЕЦ, ф 4 Р а с с к а з ы в а ю т д о к у м е н т ы Т ’ » ^ , 'АК.ОИ дикой страны, в которой бы массы народа настолько были ограбле­ ны в смысле образования, све­ та и знания, — такой страны в Европе не - осталось ни одной, кроме России», — писал. В. И. Ленин в 1913 году. Эта характеристяка нагляд­ но подтваричдается даняыдш о состоянии образования до ре-- волюции в нашем крае. Семь­ десят процентов насе.тчия Там­ бовской губернии, в состав ко­ торой рходил Липецкий уезд, было непрамофным, в '42 про­ центах сел вообще.не было угол н возобновляли препо- даваяие ре.пйгпн. В докумептадип Кузьмиио- .Ртвержского сельского Совета находим : предписание; «Ко- -миссар ,нросвещения. сообща­ ет, что согласно' Декрету СНК, .служители культа не. . могут быть .препрдаветелями школ, священшгки и дьяконы долж­ ны &!ть устранены от всякого влияния на школу». В первой Алексеевской школе Грязиаской волости церков­ ники зат 1 ра,в.или учителя, он писал в уездный отдел народ­ ного образования в отчаянии: РОЖДЕНИЕ НОВОЙ ШКОЛЫ ВОТ УЖЕ НЕСКОЛЬКО ЛЕТ ПРЕПОДАВАТЕЛИ, СТУДЕНТЫ ЛИПЕЦКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО -ИНСТИТУТА СОБИРАЮТ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ СВОЕГО БУДУЩЕГО МУЗЕЯ ИСТОРИИ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЛИПЕЦКОМ КРАЕ. СЕГОДНЯ МЫ ПУБЛИКУЕМ ОДИН ИЗ МАТЕРИАЛОВ, КОТОРЫЕ БУДУТ ПРЕДСТАВЛЕНЫ В БУДУЩЕЙ ЭКСПОЗИЦИИ. Изанод, Знаменская, Соболев. Это революционное ядро и определило характе;р съезда. По его инициативе учителя за­ слушали вопросы о связи шко­ лы с иолнтижой, обсудили ин­ формацию т. Сидорова 'о ' Все­ российском съезде учителей, узнали 6 выступ.лении перед учителями В.' И. Ленина,, при­ няли решение о последо 1 вагель- ном. проведении в жяань рефор­ мы школы и создании нового союза учителей. Горячо высту­ пали участники съезда. «Учи­ теля придут к классу .обездо­ ленному, к классу, живущему СВОВМ трудом, своим- 1 ! МОЗОЛЯ­ МИ, которые только . через Со­ ветскую власть добьются осу- ществления своих идеало-в», — говорил т. Ро-маяо'В. 3 июня 1918 г. у нас в уезде была создана первая ячейка союза учателей - ин'тернациона- лпетов, объел-инившего, по ха- ра-ктеристике В'. И. Ленина, тех, «кто с самого начала стал на сторону. Советской власти, на сторону .борьбы за .социалисти­ ческий . переворот». Создание этой ячейки сыграло важную роль в воспитании учительст­ ва, ста.то этапом роста ©го цолйтичеРкой^ активности. школ. По офпциальньм доку­ ментам, в ЛипецЕо-м уезде на­ считывалось почти одиннадцать тысяч детей школьного воз­ раста (учитывались только де­ ти 3—11 лет в расчете на элементарную церко-вно-при- ходс.кую иля земскую школу), из этого числа не училось 8114 человек. Во всем уезде было всего 228 учителей. Великая. Октябрьская рево­ люция уничтожила старую сис­ тему просвещения и предъяви­ ла новые требования к шко.че и учителям. Школа долж-па бы­ ла стать оружием коммунисти­ ческого переро-ждеипя обще­ ства, а учительство — опорой ,Ком.мунистпческой партии -■ в борьбе с вековой темнотой на- ро-да, в идеологической и с-рга- пизаторскоп работе партии с массами. Эт!Г требования были сфор- мулпрсваны в программе пар- Конкрешые пути реализации определились «По­ ложением о единой трудовой школе», изданным Советом Народных Комиссаров в 1918 . В соответствии с этим По-.до- , женпем при Советах рабочих, крестьянских и со.тда-тских де­ путатов создавались отделы народного образования. Они и должны были возглавить ор­ ганизацию школьного дела. В Липецком уезде отдел на- ро-дного образо-валия был офи­ циально создан в сентябре 1918 года, но фактически о-н дейст­ вовал еще с .мая—июня и решал ка|рлпнальные вопросы пере- стройк!! школы. Совет депутатов уезда при­ нимает решительные меры по реквизиции усадеб, домов бур­ жуазии по-д школы. В селе Малая Алексаядр-овка, дерев­ не Сечеио-вка Грязишской, во- .до-сти школам передаются по­ мещичьи дома. Это.т процесс проходит по всему уезду. К 1 сентября вновь открываются 15 школ и 56 классо'В-ко'Мп- лектс-в, а всего создано 250 П 1 К 0 Л па 417 комплектов. Осо-бвнно острая борьба раз­ вернулась в связи с упраздне­ нием в школе ре.тяпш. Коигр- революцио.ниые элементы втя­ гивали в борьбу родите.тей школьников, призывая их за­ бирать детей из школ. Трижды . выносили иконы из Кузьмино- ОтвержсЕой начальной шкэ..ты и по настоянию - пргдстаапте- лей родительского соЙраявя вновь водворя.тн их в красный «...ввиду коитрреволюциоаной настровнлести местной среды, возглавляемой попом и дьяко­ ном, я не могу быть школьным работ'Ником, так как рискую ежедневно сделаться жертвой Еонтрреволюцнонной банды, ве- -дущей против меня злостную пропагаяду...». Необходимы были решитель­ ные меры подавления коятр- революциояных тенденций в учительской ереде. В. И. Ленин определил линию партии в от­ ношении к учительству, как и ко всякой ста|рон нятел- лигенции; контрреволюцию отсекать, ■колеблющихся вос­ питывать, опираться в работе на рбвадюционно настрое,няое учительство. В соответствии с этой линией партия большевиков в 1918 г. развернула широкую разъяс­ нительную работу среди учи­ тельства. .В школы были на­ правлены лучшие коМ'М.уяиста. На собраниях, митингах, в бе­ седах, с помощью печати они разъяопяли - преподавателям смысл политических событий. При отделах народного об­ разования создаются контроль- но-сезещателыше орга,ны — Советы народного образозалия, которые вникают во все вопро­ сы школьной жизни, помогают наладить школам-связь с пред­ приятиями, трудовыми кол- лективамн. Важной функцией Советов народного с^разова- ния становится проведение вы­ боров учителей. В- 1919 году во всех волостях Липецкого уезда, как и по всей страде, прошли перевыборы учпте.тей. На собраииях тр.удящихся учи­ теля отчитывались о работе, объясняли свое отношение к реорганизация школы, свою по­ литическую позицию, и Совет народного образО'Ваняя с уча­ стием масс решал вопрос, мож­ но ля ЕМ доверить воспитание подрастающего поко.чвпия. Уже на II съезде липецких учпте.тей 5 июня 1918 года учи­ тельство не только единодушно высказалось за поддеряску ме­ роприятий Советской власти, но.и определило практические меры по проведению реформы школы, наметило программу работы в городе и уезде. Совет уезда делегировал на съезд группу коммунистов.. Вела съезд ко.мнссар просве­ щения тов. Агте, в президиуме работала группа прогрессивно настроенных учиге.дей — тг. Бессонов, Никольских, Пуган, В Липецком уезде в 1919 г. бы.до открыто 50 Н 0 !вых шжбл, на 9 тысяч увелич 1 илссь чис.то учащихся. Расходы на про­ свещение резко возросли. И все же средств на соде;ржаии,е школ не,хватало. Нузкны были помещения, тоц.чвво, учебники, иужио было кормить детей. Партия в этот трудный период по.указанпю В. И. Леяина пред- принИмает геройчбе-кие усилия, чтобы помочь делу просвеще­ ния. Только в Липецком уезде выделено 100.000 рублей на добавку к питанию детей. Ес.ти в 1917 г. в России на подготовку учителей было истрачено 476 тыс. рублей, то Советская власть только во втором* падугодии 1918 года затратила па подготомсу учите-' •чей 35 миллионов .рублей. Лишь на организацию нратко- Срочных курсов было ассигно­ вано 8 ми.тлионов... е На первых порах необходи­ мо было воспо.эдвть самые существенные пробелы в под­ готовке школьных работшжов. Этой це.то н сдужилл мяого- числеиные краткосрочные кур­ сы, _которые открывались по всей стране. Липецкие учителя направляются на курсы в Мо­ скву, представители про.тетзр- ской .молодежи командируются в Тамбов на четырехмесяч-ные бесплатные к)'рсы. В Липецке работали годич­ ные курсы, па них в 1919 г. обу­ чалось 200 человек. На курсах читались лекции на общестаеч- но-полнтические те.мы, прово­ дились практические занятия по ' изучению столярного дела, слесарного, переплетио;- го, сапожного ре.месла, изуча­ лось садовбдсгво, полеводство, пчеловодство, разраба.тыва- ла.сь методика учебных экскур­ сий, организация опытных участков при школах. В.пос.мдствия в 1921. году н-а базе этих . курсов сфо.рми.ро- ва.чся педагогический техли- кум. Потребность в учитель­ ских кадрах была йсключитель- ио ве.тика. И, стремясь удов­ летворить ее, губоно открывает в Раненбурге (иы«е г. Чаплыг ги-н) институт народного. об­ разования — вьлешее учебв-ое заведение, готовившее учите- .чей 2 -й еттаени...' Итак, мы перелистали стра­ ницы истории, •убедились, как в самые-тяжелые д.тя сграиы годы партия, прав.чтельстао .заботились о воспитании пад- растающик поко.чений. Эта за­ бота о юных гражданах Стра­ ны Советов стала законом для всего нашего общества на все времена. в Епьце собралмсь штангисты из разных спортобществ, что­ бы выявить сильнейших масте­ ров «железной игры». Сорев­ нования входили в зачет обла­ стной спартакиады, поэтому состав участников был весьма ^представительным: Среди ше­ стидесяти с лишним спортсме­ нов — пятнадцать мастеров. . Но не всем удапось поднять мастерские килограммы. Сла­ бо выступили липецкие тяже­ лоатлеты в легких весовых ка­ тегориях. Так, в весе до 52 кг. победил В. Атаманов («Уро­ жай») е суммой 157,5 кг. Это уровень второго разряда. Еще слабее результат победителя ельчаннна Г. Каверина в весе до 60 кг. Всего 177,5 кг поднял он в двух движениях и едва уложился в норматив третьего разряда. В. ВОЛОДИН. .. Во Дворце спорта «Ди­ намо» проходят зональ­ ные соревнования по боксу среди учащихся средних школ РСФСР, них участвуют юн' ^ спортсмены Московское Владимирской, Воро­ нежской, Изановской, Липецкой, Саратовской областей. Честь Липецка защищают воспитанники детской юношеской спортивной школы при обществе «Динамо». НА СНИМКЕ: боксер Николай Гребенщиков и секундант А. В. Шаталов. ' Фото Клюева. Пять пет назад Надежда Конькова, тогда еще студентка Конь-Колодезского . срахоза- тахникума, впервые пришла а — Ну, что ж, пожалуйста, стреляй. Только едва ли в цель попадешь, — сказал тогда ей тренер А. Никулин. Так оно и случилось. Пону- риз голову, Надя побрела к выходу. Но учитель физкульту­ ры, он же и тренер, задержал девушку: — Подожди. Еще ни один стрелок с первых выстрелов а «десятку» не. попал. Нужно тре­ нироваться, и очень серьезно. Кандидат а мастера спорта СССР А. Никулин, здесь же, в тира, прочитал своей подопеч-' ной маленькую лекцию: —■Стать хорошим стрелко.м может практически каждый, но постигнуть все тайны этого ви­ да спорта способен лишь тот, кто научится управлять собой, гасить на огневом рубеже есте­ ственные для человека прояв­ ления радости и огорчения, как говорят спортсмены, полно­ стью отключаться от всего по­ стороннего. Навсегда запомнила Надя слова наставника. А он, в свою очередь, угадал в первокурс­ нице незаурядные способности стрелка. Надя занималась самозаб­ венно. И уже через шесть ме­ сяцев выполнила второй спор­ тивный разряд. Случилось это на соревнованиях в Воронеже... Посла этого успеха Н. Конь­ кова стала тренироваться еще настойчивее. Каждый день по пять часов занималась в тире. Прошел еще год. На груди у Нади засверкал значок первого разряда. Сейчас Надя работает лабо­ ранткой а техникуме. Ей двад­ цать лет, и она по-прежнему увлекается стрельбой. Люби- Лишь динамовец А. Козаде- ров (67,5 кг) стал чемпиоиолт с мастерской суммой — 262,5 кг. Занявший второе место М. Глаз­ ков («Труд») отстал от победи­ теля на... 22,5 иг. В полусред­ нем весе победил И. Мамонов (“Труд»), в среднем — динамо­ вец С. Бачурин. В первом полутяжелом весе победил В. Пятахин («Труд»), во втором полутяжелом — его одноклубник Н. Гаврилин. В первом и втором тяжелом весе на высшую ступеньку пье­ дестала поднялись динамовцы В, Первушин и А. Соловьев. В командном зачете победи­ ли штангисты «Труда», на втором месте — динамовцы, третье заняли сельские спорт- мые еа упражнения — МВ-9, 60 выстрелов лажа. В янзаре этого года на Все­ союзных сорззнованиях сель­ ских стрелков, которые прохо­ дили а Костроме, Надажда Конькова выбила 593 оч; Только семь «девяток» из дцати. Остальные 23 выстр как говорится, в «яблоко». Надя заняла второе место и впервые выполнила мастерский норматив. На днях я встретил Наднэ на областных сораанозаниях в Ли­ пецка. Надя выступала за сель­ ское общество «Урожай». На огневой рубеж вместе с жен­ щинами встали и мужчины. Были среди них и мастера Но Надя не дрогнула. Одну за другой посылает она пули а цель. Но эта видимая легкость отнимает много сил. Известно, например, что олимпийский чемпион Богданов, выполняя на Олимпиаде упражнение «Большой стандарт», за пять с лишним'^часоз потерял в весе пять килограммов. Вот что та­ кое меткая стрельба! На областных сорезновачиях Надя осталась верна себе. Еа сумма — 587 очков. Динамовец Ё. Антонов отстал от чемпион­ ки на 10 очков. Третьим стал мастер спорта Н. Сошин. Вот каков был накал борьбы! , Посла соревнований я спро­ сил у Нади о ее планах: — Через неделю опять .обла­ стные соревнования, которые проводит ДОСААФ. Затем — зональные, в Орле. Из Орла сразу выезжаем а Куйбышев... Словом, расслабляться не при­ ходится. В. БУХАЛОЭ. Зам. редактора С. БРОВАШ08. АДРЕС РЕДАКЦИИ: г. Липецк, площадь^ Плеханова, Дом печати. Телефоны; редактора— 4-67-13, ответственяогц секретаря — 4-67-И; отделов; комм^нистиче^ского воспитания 4-66-12, комсомо.чьской жизни — 4-67-03, учащейся молодежи — 4-66-06, писем — 4-66-18, спорта и фотокорреспондента — 4-66-07. Зак. Л"» 1998 62600

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz