Ленинец. 1979 г. (г. Липецк)
ЛЕНИНЕЦ, ф 4 Р а с с к а з ы в а ю т д о к у м е н т ы Т ’ » ^ , 'АК.ОИ дикой страны, в которой бы массы народа настолько были ограбле ны в смысле образования, све та и знания, — такой страны в Европе не - осталось ни одной, кроме России», — писал. В. И. Ленин в 1913 году. Эта характеристяка нагляд но подтваричдается даняыдш о состоянии образования до ре-- волюции в нашем крае. Семь десят процентов насе.тчия Там бовской губернии, в состав ко торой рходил Липецкий уезд, было непрамофным, в '42 про центах сел вообще.не было угол н возобновляли препо- даваяие ре.пйгпн. В докумептадип Кузьмиио- .Ртвержского сельского Совета находим : предписание; «Ко- -миссар ,нросвещения. сообща ет, что согласно' Декрету СНК, .служители культа не. . могут быть .препрдаветелями школ, священшгки и дьяконы долж ны &!ть устранены от всякого влияния на школу». В первой Алексеевской школе Грязиаской волости церков ники зат 1 ра,в.или учителя, он писал в уездный отдел народ ного образования в отчаянии: РОЖДЕНИЕ НОВОЙ ШКОЛЫ ВОТ УЖЕ НЕСКОЛЬКО ЛЕТ ПРЕПОДАВАТЕЛИ, СТУДЕНТЫ ЛИПЕЦКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО -ИНСТИТУТА СОБИРАЮТ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ СВОЕГО БУДУЩЕГО МУЗЕЯ ИСТОРИИ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЛИПЕЦКОМ КРАЕ. СЕГОДНЯ МЫ ПУБЛИКУЕМ ОДИН ИЗ МАТЕРИАЛОВ, КОТОРЫЕ БУДУТ ПРЕДСТАВЛЕНЫ В БУДУЩЕЙ ЭКСПОЗИЦИИ. Изанод, Знаменская, Соболев. Это революционное ядро и определило характе;р съезда. По его инициативе учителя за слушали вопросы о связи шко лы с иолнтижой, обсудили ин формацию т. Сидорова 'о ' Все российском съезде учителей, узнали 6 выступ.лении перед учителями В.' И. Ленина,, при няли решение о последо 1 вагель- ном. проведении в жяань рефор мы школы и создании нового союза учителей. Горячо высту пали участники съезда. «Учи теля придут к классу .обездо ленному, к классу, живущему СВОВМ трудом, своим- 1 ! МОЗОЛЯ МИ, которые только . через Со ветскую власть добьются осу- ществления своих идеало-в», — говорил т. Ро-маяо'В. 3 июня 1918 г. у нас в уезде была создана первая ячейка союза учателей - ин'тернациона- лпетов, объел-инившего, по ха- ра-ктеристике В'. И. Ленина, тех, «кто с самого начала стал на сторону. Советской власти, на сторону .борьбы за .социалисти ческий . переворот». Создание этой ячейки сыграло важную роль в воспитании учительст ва, ста.то этапом роста ©го цолйтичеРкой^ активности. школ. По офпциальньм доку ментам, в ЛипецЕо-м уезде на считывалось почти одиннадцать тысяч детей школьного воз раста (учитывались только де ти 3—11 лет в расчете на элементарную церко-вно-при- ходс.кую иля земскую школу), из этого числа не училось 8114 человек. Во всем уезде было всего 228 учителей. Великая. Октябрьская рево люция уничтожила старую сис тему просвещения и предъяви ла новые требования к шко.че и учителям. Школа долж-па бы ла стать оружием коммунисти ческого переро-ждеипя обще ства, а учительство — опорой ,Ком.мунистпческой партии -■ в борьбе с вековой темнотой на- ро-да, в идеологической и с-рга- пизаторскоп работе партии с массами. Эт!Г требования были сфор- мулпрсваны в программе пар- Конкрешые пути реализации определились «По ложением о единой трудовой школе», изданным Советом Народных Комиссаров в 1918 . В соответствии с этим По-.до- , женпем при Советах рабочих, крестьянских и со.тда-тских де путатов создавались отделы народного образования. Они и должны были возглавить ор ганизацию школьного дела. В Липецком уезде отдел на- ро-дного образо-валия был офи циально создан в сентябре 1918 года, но фактически о-н дейст вовал еще с .мая—июня и решал ка|рлпнальные вопросы пере- стройк!! школы. Совет депутатов уезда при нимает решительные меры по реквизиции усадеб, домов бур жуазии по-д школы. В селе Малая Алексаядр-овка, дерев не Сечеио-вка Грязишской, во- .до-сти школам передаются по мещичьи дома. Это.т процесс проходит по всему уезду. К 1 сентября вновь открываются 15 школ и 56 классо'В-ко'Мп- лектс-в, а всего создано 250 П 1 К 0 Л па 417 комплектов. Осо-бвнно острая борьба раз вернулась в связи с упраздне нием в школе ре.тяпш. Коигр- революцио.ниые элементы втя гивали в борьбу родите.тей школьников, призывая их за бирать детей из школ. Трижды . выносили иконы из Кузьмино- ОтвержсЕой начальной шкэ..ты и по настоянию - пргдстаапте- лей родительского соЙраявя вновь водворя.тн их в красный «...ввиду коитрреволюциоаной настровнлести местной среды, возглавляемой попом и дьяко ном, я не могу быть школьным работ'Ником, так как рискую ежедневно сделаться жертвой Еонтрреволюцнонной банды, ве- -дущей против меня злостную пропагаяду...». Необходимы были решитель ные меры подавления коятр- революциояных тенденций в учительской ереде. В. И. Ленин определил линию партии в от ношении к учительству, как и ко всякой ста|рон нятел- лигенции; контрреволюцию отсекать, ■колеблющихся вос питывать, опираться в работе на рбвадюционно настрое,няое учительство. В соответствии с этой линией партия большевиков в 1918 г. развернула широкую разъяс нительную работу среди учи тельства. .В школы были на правлены лучшие коМ'М.уяиста. На собраниях, митингах, в бе седах, с помощью печати они разъяопяли - преподавателям смысл политических событий. При отделах народного об разования создаются контроль- но-сезещателыше орга,ны — Советы народного образозалия, которые вникают во все вопро сы школьной жизни, помогают наладить школам-связь с пред приятиями, трудовыми кол- лективамн. Важной функцией Советов народного с^разова- ния становится проведение вы боров учителей. В- 1919 году во всех волостях Липецкого уезда, как и по всей страде, прошли перевыборы учпте.тей. На собраииях тр.удящихся учи теля отчитывались о работе, объясняли свое отношение к реорганизация школы, свою по литическую позицию, и Совет народного образО'Ваняя с уча стием масс решал вопрос, мож но ля ЕМ доверить воспитание подрастающего поко.чвпия. Уже на II съезде липецких учпте.тей 5 июня 1918 года учи тельство не только единодушно высказалось за поддеряску ме роприятий Советской власти, но.и определило практические меры по проведению реформы школы, наметило программу работы в городе и уезде. Совет уезда делегировал на съезд группу коммунистов.. Вела съезд ко.мнссар просве щения тов. Агте, в президиуме работала группа прогрессивно настроенных учиге.дей — тг. Бессонов, Никольских, Пуган, В Липецком уезде в 1919 г. бы.до открыто 50 Н 0 !вых шжбл, на 9 тысяч увелич 1 илссь чис.то учащихся. Расходы на про свещение резко возросли. И все же средств на соде;ржаии,е школ не,хватало. Нузкны были помещения, тоц.чвво, учебники, иужио было кормить детей. Партия в этот трудный период по.указанпю В. И. Леяина пред- принИмает геройчбе-кие усилия, чтобы помочь делу просвеще ния. Только в Липецком уезде выделено 100.000 рублей на добавку к питанию детей. Ес.ти в 1917 г. в России на подготовку учителей было истрачено 476 тыс. рублей, то Советская власть только во втором* падугодии 1918 года затратила па подготомсу учите-' •чей 35 миллионов .рублей. Лишь на организацию нратко- Срочных курсов было ассигно вано 8 ми.тлионов... е На первых порах необходи мо было воспо.эдвть самые существенные пробелы в под готовке школьных работшжов. Этой це.то н сдужилл мяого- числеиные краткосрочные кур сы, _которые открывались по всей стране. Липецкие учителя направляются на курсы в Мо скву, представители про.тетзр- ской .молодежи командируются в Тамбов на четырехмесяч-ные бесплатные к)'рсы. В Липецке работали годич ные курсы, па них в 1919 г. обу чалось 200 человек. На курсах читались лекции на общестаеч- но-полнтические те.мы, прово дились практические занятия по ' изучению столярного дела, слесарного, переплетио;- го, сапожного ре.месла, изуча лось садовбдсгво, полеводство, пчеловодство, разраба.тыва- ла.сь методика учебных экскур сий, организация опытных участков при школах. В.пос.мдствия в 1921. году н-а базе этих . курсов сфо.рми.ро- ва.чся педагогический техли- кум. Потребность в учитель ских кадрах была йсключитель- ио ве.тика. И, стремясь удов летворить ее, губоно открывает в Раненбурге (иы«е г. Чаплыг ги-н) институт народного. об разования — вьлешее учебв-ое заведение, готовившее учите- .чей 2 -й еттаени...' Итак, мы перелистали стра ницы истории, •убедились, как в самые-тяжелые д.тя сграиы годы партия, прав.чтельстао .заботились о воспитании пад- растающик поко.чений. Эта за бота о юных гражданах Стра ны Советов стала законом для всего нашего общества на все времена. в Епьце собралмсь штангисты из разных спортобществ, что бы выявить сильнейших масте ров «железной игры». Сорев нования входили в зачет обла стной спартакиады, поэтому состав участников был весьма ^представительным: Среди ше стидесяти с лишним спортсме нов — пятнадцать мастеров. . Но не всем удапось поднять мастерские килограммы. Сла бо выступили липецкие тяже лоатлеты в легких весовых ка тегориях. Так, в весе до 52 кг. победил В. Атаманов («Уро жай») е суммой 157,5 кг. Это уровень второго разряда. Еще слабее результат победителя ельчаннна Г. Каверина в весе до 60 кг. Всего 177,5 кг поднял он в двух движениях и едва уложился в норматив третьего разряда. В. ВОЛОДИН. .. Во Дворце спорта «Ди намо» проходят зональ ные соревнования по боксу среди учащихся средних школ РСФСР, них участвуют юн' ^ спортсмены Московское Владимирской, Воро нежской, Изановской, Липецкой, Саратовской областей. Честь Липецка защищают воспитанники детской юношеской спортивной школы при обществе «Динамо». НА СНИМКЕ: боксер Николай Гребенщиков и секундант А. В. Шаталов. ' Фото Клюева. Пять пет назад Надежда Конькова, тогда еще студентка Конь-Колодезского . срахоза- тахникума, впервые пришла а — Ну, что ж, пожалуйста, стреляй. Только едва ли в цель попадешь, — сказал тогда ей тренер А. Никулин. Так оно и случилось. Пону- риз голову, Надя побрела к выходу. Но учитель физкульту ры, он же и тренер, задержал девушку: — Подожди. Еще ни один стрелок с первых выстрелов а «десятку» не. попал. Нужно тре нироваться, и очень серьезно. Кандидат а мастера спорта СССР А. Никулин, здесь же, в тира, прочитал своей подопеч-' ной маленькую лекцию: —■Стать хорошим стрелко.м может практически каждый, но постигнуть все тайны этого ви да спорта способен лишь тот, кто научится управлять собой, гасить на огневом рубеже есте ственные для человека прояв ления радости и огорчения, как говорят спортсмены, полно стью отключаться от всего по стороннего. Навсегда запомнила Надя слова наставника. А он, в свою очередь, угадал в первокурс нице незаурядные способности стрелка. Надя занималась самозаб венно. И уже через шесть ме сяцев выполнила второй спор тивный разряд. Случилось это на соревнованиях в Воронеже... Посла этого успеха Н. Конь кова стала тренироваться еще настойчивее. Каждый день по пять часов занималась в тире. Прошел еще год. На груди у Нади засверкал значок первого разряда. Сейчас Надя работает лабо ранткой а техникуме. Ей двад цать лет, и она по-прежнему увлекается стрельбой. Люби- Лишь динамовец А. Козаде- ров (67,5 кг) стал чемпиоиолт с мастерской суммой — 262,5 кг. Занявший второе место М. Глаз ков («Труд») отстал от победи теля на... 22,5 иг. В полусред нем весе победил И. Мамонов (“Труд»), в среднем — динамо вец С. Бачурин. В первом полутяжелом весе победил В. Пятахин («Труд»), во втором полутяжелом — его одноклубник Н. Гаврилин. В первом и втором тяжелом весе на высшую ступеньку пье дестала поднялись динамовцы В, Первушин и А. Соловьев. В командном зачете победи ли штангисты «Труда», на втором месте — динамовцы, третье заняли сельские спорт- мые еа упражнения — МВ-9, 60 выстрелов лажа. В янзаре этого года на Все союзных сорззнованиях сель ских стрелков, которые прохо дили а Костроме, Надажда Конькова выбила 593 оч; Только семь «девяток» из дцати. Остальные 23 выстр как говорится, в «яблоко». Надя заняла второе место и впервые выполнила мастерский норматив. На днях я встретил Наднэ на областных сораанозаниях в Ли пецка. Надя выступала за сель ское общество «Урожай». На огневой рубеж вместе с жен щинами встали и мужчины. Были среди них и мастера Но Надя не дрогнула. Одну за другой посылает она пули а цель. Но эта видимая легкость отнимает много сил. Известно, например, что олимпийский чемпион Богданов, выполняя на Олимпиаде упражнение «Большой стандарт», за пять с лишним'^часоз потерял в весе пять килограммов. Вот что та кое меткая стрельба! На областных сорезновачиях Надя осталась верна себе. Еа сумма — 587 очков. Динамовец Ё. Антонов отстал от чемпион ки на 10 очков. Третьим стал мастер спорта Н. Сошин. Вот каков был накал борьбы! , Посла соревнований я спро сил у Нади о ее планах: — Через неделю опять .обла стные соревнования, которые проводит ДОСААФ. Затем — зональные, в Орле. Из Орла сразу выезжаем а Куйбышев... Словом, расслабляться не при ходится. В. БУХАЛОЭ. Зам. редактора С. БРОВАШ08. АДРЕС РЕДАКЦИИ: г. Липецк, площадь^ Плеханова, Дом печати. Телефоны; редактора— 4-67-13, ответственяогц секретаря — 4-67-И; отделов; комм^нистиче^ского воспитания 4-66-12, комсомо.чьской жизни — 4-67-03, учащейся молодежи — 4-66-06, писем — 4-66-18, спорта и фотокорреспондента — 4-66-07. Зак. Л"» 1998 62600
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz