Ленинец. 1979 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1979 г. (г. Липецк)

ЛЕНИНЕЦ • 2 3 • ЛЕНИНЕЦ I ЗА П А Р Т А МИ В КЛ АС СЕ Т В ОЕ М - П ОК О Л Е НИ Е XX I ВЕКА. . . И н т е р в ь ю ВЫПУСКНИКИ ОСТАЮТСЯ в СЕЛЕ 1 шей редакцио.№Н(>й почте г много писем с равмышлеииями 2 о роли учителя на селе, о том, Е что мешает ияогда выиусйвику 3 , педвуза закрепиться там, ку- Е да его послали работать по “ распределбнию. ^ Пожалуй, эти письма заинтересовали, бы каж­ дого рукаводителя хозяйства, школы. Выдержки из. некото­ рых мы попрасиля прокоммен­ тировать первого секретаря Липецкого райкома партии Ле­ онида Васильевича Бельского, «Я приехала в сельскую шко- 8 _лу. По дороге думала: нн-ч.ега, В что я горожанка, йичего, чт 0 | 8 привыкла жить в ква|ртире С удобствами. Главное не в этом. Вот лриеду л свою индолу, пов 1 накО'Млюсь с .будущими кол- . легами,. найду среди них лю­ дей,- как говорят, близких по ду­ ху и буду СП 01 КОВНО жить и работать. Но ,с .первых же ча­ сов у меня' сложилось впечат- левие, что меня в школе никто был необходим преподаватель ииостранного языка. Даже квартиру я ижала сама». — Да, цриишы для обиды есть. Конечно, для молойото педагога очень важно почувст­ вовать, что в нем нуждаются. От того, как его встретят, за­ висит очень многое. Но иаогда выпускник педвуза приезжает в. село л всем своим шжл&шщц говорит; вот, смотрите, какое одол-же-н-ие я сделал, оставив город, театры, парки, квартиру с удобствами. Я думаю, те лю­ ди симпатии не .вызовут. В связи с этим мне хочется при­ вести один дример из нашего райша. Восемь лет. аазад ,в ' Лубиовскую школу ириежала ■Лилия Васильеава Дружини­ на. Коренная горожажа, вооб­ ще ,ы.е знающая сельской » з - нн. Мало кто думал, что мето­ дой учительнице пригляшется эта школа. Но .црошлн .шды, ,а , Дилия Васильевна да сих работает, в Сухой Лубке. Впол­ не воаможно, поначалу ей здесь и не яриглшудось— хозяйство отстающее, здание школы тоже не из лучших. Сейчас о Лилии Васитьевве, заместителе директора __ учебной части, яе холько в шко^ ле, но н а районе отзыв-аются .с особой теплотой, как. об опых- иом ведагосе -и вдс, 1 а 1 вни^й. П-редлагалн ей работу -в го1№ де. Отказалась. Чувствует себя зде(р; .ну^ой, всей душей при.- ■рбсда ока к'этому селу. Кое-кто может воараэш'ь; за­ чем, мол, ер,а«ивать село, которее яаходятея «едаЛеио от города и стчэит иа большом Шоссе,: е тей, откуда и До рай­ онного центра по бездОр®*»® в расаутииу дофаться труде®. В* то-м-то и дело, что в сеАе, .соседствующем с городом, мо­ лодых учителей удержать еще труднее. — Леонид Васильевич, од­ нако, нельзя сказать о тем, что в вашем районе молодые педагоги часто оставляют шио- — Ответ ла этот .вшрос тфе- бж 1 рассказа о работе с ними. Шред первым сентября стада традишшей иригдашдть толшо что нрн^иитх учикдай в р^<* дам тй-ртй. РасбкашЙём им о традициях, усдехах-района, ие скрываем и недостатш. Ишэе- рббуёмся, й л они ’усчроидаеь. На таких приемах обяза-тельно присутствуют те, к кому моло­ дой учитель может обратитъбя с просьбой: председатель рдй- испО|Якома, главиый врач рай­ она, п.редетавитель райпо. Еже­ годно мы проводим слеты учи­ телей, на которых чествуем лучших. Кстати; на. слеты мы приглашаем и старшеклаесии- ков, изъявивших желаше учиться в педвастнтутах. Здесь, как нигде, они чувству­ ют, насколько труд, учителя ва- жед и почетен. Но мне очень хотедось бы, чтобы. встречи .проходили и в середиве учебно­ го года.. Пусть без осоФштего торжества, ко. деловые, где мшщдые педагоп! могли бы р-асскааать о первых успехах;, поделиться неудачам 1 И,, 0 |бра- тнться с просьбой, Я думаю, талгая. фо 1 ржа работы . пр-ижи- в-ется без особого труда, и с.О(вет молодых учителей, кото­ рым руко 1 во.дит Алексаидр. Еиь ров« .Булгаков, директор Т.е- леженскон школы, поможет в — В нашей почте иногда встречаются письма с жалобой на то, что иные руководители хозяйств отнекиваются от просьб школ, подчеркиваю, от вполне выполнимых... ■Я не зря иеречислил тех людей, которые обы:чяо при- сутетвуют в ра-йжоме партии ш приеме молодых учителей. "И председатель псполко.м.а, » .представитель .райпо,'И главный в-рач тем .самым чу.ветауют 'от- ветствен.нбсть за ' то-, в каких условиях, будут жить учителя наших ребятшд-ея. Я поиим-аю, рредеедателю колхоза хочется дать квартиру в ■первую оче­ редь тому, кто работает в хо- .зянстве. Но. разве .можно .втде- ллть, от него школу? Недаада мы П|рО|В-елн район­ ный слет учителей..Знаете, о чем веномнйяли? -Как еще в 1®54 году вывуокнви. Бв|р:ии- екрй школы в полном составе остались рабо.тать в своем селе. Кто агитировал? Классный ру­ ководитель Петр ■Алексеевич Дебельюкий. А возьмем только- минувший год. В хозяйствах рай 01 Н:а 2®0 вьюусгашко-в школ встали за штур-вал комбайнов, исшии на птш^абрики, мо- лочньк фермы. За это — самое ио -^одьшое уп^ 1 сиф учителям, все- ср. .тшШй в ребят мысль о т » , что З'рмяя, на ко.то1рой живут уч®дки, — земля -изс отцов, и им .йр 10 й;елжать. их дело. В ваяй дни происходят еуще- етветйще перемены в сельско-м $0‘Э»||Стве. В-се больше появ- лдатея нввеишей техаики, мощ­ ной и С. 10 ЖИОЙ, все чаше в дереаенсзфй пейзаж вписыва- к»тся .норвусд. агропромышлен­ ных ко-мплексо-в. Сельское хо­ зяйство уверенно яе,реж 0 |дит н.а иядустриальние 1 «льсы. На этр ориеитщруют решения XXV съезда вартни, нюльско-го (1978 г.) Пленума ЦК КПСС. Сейчас как ннвогда школа тре­ бует Х 10 |рошей тешической ба­ зы для ТОРО, чтобы старшеклае- синш овладели-умениями и на-, вьщами в области сельско-хо- зяйствеикого т^изв-одсада. Ш одаой теории далеко не уедешь. Поэтому святая обязанность ру- даводнтелей хозяйств — обес­ печить .учеиичеекие бригады техникой, В нашем районе шко­ лам отдано 93 трактора, 11 дамбэйаов, 40 автомобилей, р,ржады .работают | 10 д й д а том семидесяти ©тйдеа- лдатов. Вот почему не стии' удивляться тому. Чт'.о 6 «апшм райсие все бмышё выпуеиникав школ остается в селе. Подруги, с которыми при­ шлось расстаться после госэк- замеиов, пишут Маргарите: ос­ матриваемся, привыкаем, на урок завуч приходил, очень волновались... Маргарита отве­ чает; кет, мне привыкать не приходится, я дома. И мне так странно слышать здесь: «Маргарита Михайловна!». И правда, несколько необыч­ но: младшие братишки, сест­ ренки ее одноклассников сов­ сем недавно звали ее просто Маргаритой, а сейчас она уннх химию и биологию преподает. И вот еще что интересно. Если посмотреть в Дрязгниской шко­ ле расписание уроков с пятого по десятый классы, то уви­ дишь; зоологию, ботанику, био­ логию, химию ведут учителя с одной и той же фамилией: Михаил Данилович Кабанов, Ангелина Максимовна Кабано­ ва, Маргарита Михай.'ювна Ка- бамова. Отец, мать и дочь. Раньше всех начала работать в школе Ангелина Максимовна. Михаил' Данилович в то время был ветврачом на Дрязгинской оныткой станции. Он с удо­ вольствием наблюдал за ребя- ФОТОРАССКЛЗ ЦВЕТЫ В НАШЕМ САДУ , приходившими помогать р*» - ■'э на ферму. А рни, чувствуя I. себе хорошее отношение Ми­ хаила Даниловича, задавали ему множество вопросов. И не только по зоотехнии. Дело в том, что Михаил Данилович и Ангелина Максимовна — заяд­ лые цветоводы. Весной, когда земля нагревалась и приходи­ ла пора сажать цветы, у их до­ ма часто можно было видеть ребят, которым они раздавали семена. И Михаил Данилович, и Ангелина Максимовна дава­ ли. подробнейшую консульта­ цию о том, как их высевать, как ухаживать за всходами. С тех пор, как зти люди приехали в Дрязги, во всех палисадни­ ках появились цветы. А через несколько лет ветврач написал заявление об увольнении с опытной станции. Несмотря на то, что у него не было педаго­ гического образования, решил работать в школе. А немного позже в Мичуринском педин­ ституте на химико-биологиче­ ском факультете появился не­ обычный абитуриент в возрасте сорока лет и прекрасно сдал вступительные 'экзамены. По­ том на протяжении всей уче­ бы, после сессии, он заходил в другой институт — пподоовощл ной. По заданию ученых ребята из ученической производствен­ ной бригады Дрязгинской школы проводили множество опытов. Михаил Данилович за­ кончил учебу, когда у негО' уже появился внук. Получила аттестат о среднем образовании Маргарита. И то­ же поехала сдавать экзамены на химико-биологический фа­ культет, в ЛГПИ. Через пять лет еще одна Кабанова появи­ лась в школе. С первого сен­ тября, с первого урока Марга­ риты Михайловны прошло сов­ сем немного времени. Но о ней здесь, в Дрязгах, говорят уже как об авторитетном чело­ веке. Не только ученики, но и родители. Маргарита Михай­ ловна — незаменимая ведущая на всех «огоньках» во Дворце культуры, Маргарита Михай­ ловна—активная участница хо­ ра. Когда приезжали инспекто­ ры районо и присутствовали на ее уроках, они ее хвалили. Да это и не удивительно: у Маргариты Михайловны два наставника, да каких! Скоро опять придет пора са- гь цветы. И вместе с Каба- |ыми-старшими на при­ школьном участке, в палисад­ никах поселка появится Каба- эва-м.тадшая. Она тоже, как и I се отец и мать, очень хочет, 1 чтобы место, где она живет и работает, было самым краси- В КОМНАТЕ было ае- губы: я. уирямо заверил; «Нет, село и шумйо. Мезд- -бывает, бывает». • ' леето врагцались 0« видел, что ,ему. опять_| ни- гитофояа, и усиля- жт.о не-верит, и с надеждой пе­ тель звонким д-ет-ским голосом .смотрел на ь(еня: вывО'Дил: «...К сожаленью, день — Ну, скажи ты им! .р-ождшья'то-лъко раз в году...». — Бывает так,. Алеша, быв-а- 1В цёнтре в-вимаяия был мой ет, —. ио'дтверяила я. [етырехлетанй братишка Алеш- Подтвердила не только затем, Мои любимые «почемучки^... Странички дневника ка. Сегодня де 1 Нь..его.рождет'ия, и для него эхо было действи­ тельно счастливым событием. Он рассмотрел все иодаркн и теперь кружился яр ко'Мвате. с рыжим плюшевым Машкой., Воэможно', глядя иа'раекрас- невшегося счастливого малы­ ша, каяедый вспоминал свое детство м и цредставляд .этого карапуза уже взрослым. На­ верное, поэтому кто-то спросил: «А кем же ты хочешь стать, когда вырастешь, пострел?». АлеШ'ка оставил в покое пе- репачкаанесо шоколадом Миш­ ку, не по-дегоки серьезно на- М'орадя лобик. ' , Ответ Алешки удивил и рас­ смешил всех. Он ярожевал кон­ фету, как-то Х'нтро посмотрел на го.стей и совсем серьезно ог- ветил: «До обеда я . -буду работать писателем, а после обеда артисто«м и В10лшебни- — Вот хитрый какой! Так не бывает, —- возразили гости.. Но Алешка, обиженно :надул чтобы ушокоить малыша, но н .потому, что так, действителыно, Иитереоную формулу вывел Алешка; до обеда — иисате- лем, а -восле о&да — артистом и волшебником, ■ И ораау .вономаилась наша уютная учительская в школе. Повврнув'шись к солнышку сво­ им толстым боком, дремлет на окошке старенький глобус, от­ дыхают -етопки детских тетра- дей на столе, чшщо, выстрои­ лись в ряд классные журналы, ревниво хранящие сотни уче- авческих отметок. Пусто я тв- хо еще в коридорах школы. Тишина эта загадочиа и торже- ств.еина„ как перед спектаклем .в театре.. Скоро на занятия,: и мне .нужно усне-ть нависать ков- спекты уроков, переверовдить десятки журналов, чтобы най­ ти ответы иа дотош|Цые ноцро- сы моих ,шум 1 ных и славных «почемучек»; «Почему рыбы не разго;варива, 1 от?». «А где- оно ■— море Дьявола?». «Почему ши­ пы у роэы?». Да еЩе нуж:яо объяснить новую тему, оФяс- нить понятно и интересно. 3«а- ■ чат, надо хорошенько обду­ мать конспект: с чего яа‘ча,ть, • как увлечь. И получается, что к каждому уроку ты шше1иь ■ маленький рассказ, удивитель- ■ ную историю ,о дробях и глаго- ■ лах, Еатериках н океанах. Й ■ так каждый день. Вот и веном- тшлись сло-ва Алешки; «До обе- ■ да я буду работать писателем». ...Весенний полдень. Солныш­ ко по|дкяло€ь над крышамк до­ мов, плачут под карнизами со­ сульки, а в Голубых лужах воз­ ле школы купаются Г 0 |р.ласт.ые Е01робЬ'И. Шумом детских голосов ка- ' полняется школа, звенит-зв-онок — скоро начнутся уроки. Ожив­ ленно и в учительской. Пустеет полка с класоньши журнала,ми. Листают конспекты учителя. Увеслв в классы толстый гло­ бус и тетради. А вот и третий звонок... Как в театре перед началом спек­ такля. Тихо. Идут уроки, Тор,Ж)ес:твеаная тишиаа бро­ дят по коридорам, осто 1 рожно нрко'гкршает двери в классы.. Ка?;ется,: будто невидимый, ди­ рижер поднял волшебиую па­ лочку и по его знаку эа каждой дверью класса начинается пу­ тешествие в непзведаиный мир ■анаявй: И десятками разных - голосов во всех классах з-вучит встуяление к волшебной ис- то>рш: «Здравствуйте, ребята. Я расскажу вам. еегодая...^. ...Опять вспомнились слова Алешки: «...А после об,еда я буду работать артистом и вол- шебником». Л. КУРД1ЬК0ВА, учитель школы Яо 59 г. Липецка. НА СНИМКАХ (вверху): перед началом урока; (справа) Михаил Данило­ вич Кабанов на уроке биологии; (слева) Марта гна с о о ^ и „4Ь (Р Фото Е. Самохвалова. часто вспоминаю тот день, когда впервые написала букву :А», почему-то самую трудную. ^ я всю свою жизнь буду чув­ ствовать себя в долгу у чело- а, который вложил в мои непослушные пальцы каран­ даш н помог преодолеть пер- препятствие — научиться выводить папочки и крючки. С тех пор минуло девять пет. За Это время мне приходилось учиться у многих преподавате- Такая трудная буква «А»... лей, но перед моими глазами всегда стоит образ удивитель­ но терпеливой, ласковой жен­ щины — первой моей учитель­ ницы Дарьи Абрамовны Ко- раблиной. Это благодаря ей я успешно научилась писать бук­ вы, из букв состав.пять слова: «мама», «мир», «Родина». И вот теперь я выпускница средней школы. Недалек тот день, когда мне вручат аттестат зрелости. Я еще не знаю, кем буду. Но знаю одно: Вам не придется краснеть за меня, уважаемая Дарья Абрамовна. Я буду человеком. Надя ЧЕРНЫШОВА, Вторая Тербунская средняя школа. М ЯГКИЙ свет рассеивается откуда-то сверху и пере­ ливается в многоцветной мозаике рисунков, панно, фо­ тографий. И, кажется, будто сам воздух пропитан сухим за­ пахом истории. Я вошел в школьный краеведческий му- Экспозиция комнаты по­ священа прошлому села: не­ большое красочное панно с изображением крепости Доб­ рое, основанной в XVII веке. Найденные на месте крепости шероховатые чугунные ядра. Натуральные платки фабрики Саввы Морозова, извлеченные из крепких сундуков бережли­ вых деревенских старушек. Тя­ желые винтовки и тупорылые обрезы начала века. Посерев­ шие книги в толсть 1 Х перепле­ тах с буквой «ять» и твердым знаком в конце чуть ли не каж­ дого слова. И гордость музея— этнографический отдел «Кре­ стьянский быт XIX века». За деревянной прялкой с затейли­ вой резьбой сидит баба в узорчатом платке, простой холщовой кофте и сатиновой юбке до пят. Рядом с потре­ скавшейся ступой примостился мужик в просторной белой ру­ бахе и полосатых п^рт.дах, в лыковых лаптях. Чуть поодаль стоит парнишка, ученик цер- ковно-пр^ 1 хздской школы. То­ же в лагГотках, ^ запыленной холщовой сушкой з'а спиной,— он Т6(5бпится в школу. Весь реквизит — подлинный, а ф(Р туры выполнены из папье-ма­ ше. Включается магнитофон — и звучат обрядовые, трудо­ вые, лирические песни, так, как их пели лет 100 назад. С ними переплетаются ча­ стушки времен гражданской войны и коллективизации. Их исполняют местные житеяьни- Советскому периоду в ис­ тории Доброго посвящена большая часть экспозиции. С^ьод, на котором принято ре­ шение о создании колхоза, ли­ ца его организаторов, партий­ ных и комсомольских вожаков, работников культпросвета, сце- нь1 первой пахоты на колхоз­ ном поле, первые тракторы — все это навеки запечатлено на уникальных фотоснимках 1930— 1931 гг, Тут же пожелтевшие от времени вырезки газетных ста­ тей, копии исторических до­ кументов из областного архи­ ва, личные вещи ветеранов колхозного движения. Об участии добровнаи в Великой Отечественной войне свидетельствуют многие ре­ ликвии, переданные фронто­ виками, их детьми и внуками в музей: каски, пробитые пуля­ ми, памятные жестяные фляж­ ки, боевые медали... На особо почетном месте находится свя­ щенная земля Мамаева курга­ на и соленая черноморская во­ да, вмтая у Севастопольского причала. Экспозиция школьного му­ зея не застыла, она устремлена в будущее. Здесь представлен подробный план — макет пер­ спективной застройки Добро- После осмотра экспонатов я перелистал «Книгу отзывов»— четыре пухлых альбома, испещ­ ренных записями. «Просмотр экспозиции музея превзошел все ожидания. Как докумен­ тальный, так и этнографический материалы очень интересны и уникальны. Директор областного крае­ ведческого музея Сазонова». демонстрировалась в Москве, на ВДНХ, где на смотре краеведческих сельских му­ зеев она была отмечена Дип­ ломом И степени. Александра Алексеевича наградили сереб­ ряной медалью ВДНХ, а его историк, рылся в архивах и расставался. Тянуло Слквтани- библиохеках, принес из лично- на и рисовать, и лепить. Учился го фонда уникальнью книги и в Тамбове в художественном фотодокументы. техникуме, затем заочно .в Теперешняя деятельность Раненбургском педучилище, в Александра Алексеевича Рязанском пединституте. Тогда . подготовлена всей его преды- же началось новое увлечение Сельский учитель день жизни... «Большое спасибо А. А. Сметанину за его самоотвер­ женную, кропотливую работу по изучению природы и исто­ рии нашего края. После оз­ накомления с музеем мы .еще сильнее осознали глубину пе­ ремен, происшедших за годы Советской власти, величие подвигов наших отцов и дедов, строивших и защищавших но- Ученини 8-го класса». Александр Алексеевич Сме­ танин — учитель черчения и рисования, уже сорок лет ра­ ботает в Добровской восьми­ летней школе. Он — и созда­ тель, и руководитель, и хра­ нитель школьного краеведче- Материал начали собирать в 19Л году, а официальное от- кр'ытиё музея состоялось 5 ноября 1972 года. На сегодняш­ ний день его посетило свыше 5 тысяч человек; школьники, односельчане и немало гостей — делегации из Липецка, Мо­ сквы, ГДР. Недавно экспози­ ция «Крестьянский быт Х!Х в.» пятерых помощников, -членов краеведческого кружка, —■' се­ ребряными значками. Состав краеведческого круж­ на, конечно, меняется -— одни ребята уходят из школы, но число юных краеведов постоян­ но — 18 человек. Особенно серьезно занимаются ребята поисковой работой, сбором документального материала— «глядишь, тащат какой-ни­ будь штык от вйнтовки доре­ волюционного образца или пропахшую нафталином до­ мотканую рубаху из бабушки­ ного сундука». Под руководством учителя следопыты нередко соверша­ ют целенаправленные походы по ' окЦ^стностт или рейды по сеж^^'- дпя^шШи, чтобы за­ писать старинные песни. По­ могают ребята и в оформлении стендов, в изготовлений маке­ тов. Но большая часть всей работы скульптора, художника, оформителя выполнена чут­ кими, умелыми руками Алек­ сандра Алексеевича. Он, бес­ корыстный исследователь - дущей жизнью. ...Александр Алексеевич ро­ дился здесь, в Добром, в то лето, когда началась империа­ листическая война. Детство его совпало с первыми года­ ми Советской власти, а юность — с периодом коренного пе­ релома в жизни села—коллек­ тивизацией. Еще в школе Сме­ танин начал собирать книги. Бегал в сельский клуб, где приехавший в селб Инспектор народного образования Иван Михайлович Солнцев (кстати, ему посвящен один из разде­ лов школьного музея) вместе с местным самодеятельным коллективом ставил спектакли по классическим пьесам. ,Когда Сметанин стал старше, он страстно увлекся фотогра­ фией. Увидел в журнале черте­ жи и сам сделал фотоаппарат. Этот самодельный аппарат был первым в районе. И сей­ час на стенах музея можно видеть фотографии, сделанные с помощью его еще в 30-е годы. С тех пор Александр Алексеевич с фотоаппаратом не, — театром. Сначала Сметанин работал завклубом, затем стал директором Дома культуры и одновременно, с 1939 года, ру­ ководителем художественного кружка (кроме того, что рабо­ тает еще и в школе учителем рисования и черчения). В са­ модеятельном театре Алек­ сандр Алексеевич и артист, и художник - декоратор, и ху­ дожник по костюмам, и гри- В театральном кружке за несколько лет были осущест­ влены десятки постановок, в том числе и таких сложных, как «Власть тьмы» Льва Толстого, пьесы Чехова, Островского. Спектакли эти пользовались громадным успехом, на них собиралось все село — «люди серьезные, солидные. В первом ряду председатель колхоза, секретарь райкома, лучшие люди сидели. Ребятишки на окна забирались — мест не хватало». Александр Алексеевич дне­ вал и ночевал в клубе — сам не только руководил и репети­ ровал, но и изготовлял почти весь реквизит. Сметанин делает паузу. Даль­ ше он рассказывает не торо­ пясь, как бы всматриваясь в тот далекий день и вспоминая каждую деталь: — 22 июня 41-го я в клубе сидел, готовил костюмы к пьесе Лескова «Крепостные». Динамик включен, транслиру­ ют обычные передачи — ут­ реннюю гимнастику, «Пионер­ скую зорьку». И вдруг в пол­ день—правительственное сооб­ щение. Тут все и оборвалось— всех эта весть на ноги подняла. Я бегу к военкомату, как насчет спектакля. Он говорит: можно ставить, билеты-то зара­ нее были уже распроданы. -Ве­ чером пришла только половина зрителей. Спектакль проходил в жуткой тишине. В зале никто не шелохнулся, актеры игдапи, ■как «икогда. «Аплодисментов не было, — Александр Алексеевич вздох­ нул. — .Война — это страш- Действительно, она отнимает у людей все. Она отрывает их от всех привычных дел. И Александра Алексеевичсэ за­ ставила поки-нуть село. Он вновь вернется сюда, че­ рез несколько лет. Вернется, чтобы продолжать свое дело. Опять будет работать в школе. Педагог по призванию, он всегда стремился пробудить в учениках своих фантазию, творческое воображение. Осо­ бенно он радовался, когда уда­ валось открыть в маленьком человеке одаренность: выстав­ ки детского рисунка стали в школе традиционными. Не слу­ чайно, четверо учеников Сме­ танина стали профессиональны­ ми художниками. Но и те, кто ими не стал, и через десятиле­ тия помнят своего учи'геля ри- соввния. ...у Александра Алексеевича начался урок. Я вышел в кори­ дор. У окна стояла пожилая женщина, ожидая внука-пер­ воклассника. Я спросил ее, знает ли она Сметанина? — А кто же его не знает? Я сама у него училась, и сын мой, а теперь вот внук. До войны Александр Алексеевич был классным руководителем Беспокойной жизнью живет учитель Сметанин. Казалось, годы должны были приглушить его энтузиазм. Но накопленный опыт, организаторские навыки и глубокие запасы юношеской энергии побудили его взяться за новое хлопотливое дело — создание школьного краевед­ ческого музея. Вот и сегодня он торопится: надо встретиться со стариками, которые помнят село дорево­ люционным, Сметанин задумал создать точный макет старого Доброго. Стенды необходимо пополнять, ведь, по словам Сме­ танина, «музей — это живой организм. Он как человек: ес­ ли не будет развиваться, то умрет». Потому сельский учи­ тель продолжает работать. От­ давать людям богатство св“‘ " души. Каждый день своей я Вера заметно волнуется. Ос­ торожно кладет на стол конс- т, поправляет очки и обво­ дит взглядом аудиторию. Со­ рок человек ждут начала заня- Вера Степанова—десятиклас­ сница школы Ы5 1 г. Липецка, докладчик - общественник до- а-музея Г. В. Плеханова, сего­ дня первый раз выступает пе­ ред учащимися своей школы с рассказом о жизни и деятель- . ности первого пропагандиста марксизма в России — нашего земляка Георгия Валентинови- га Плеханова. В этот час двадцать таких ят докладчиков - общественников выступают в школах города с беседами о Георгии Валентино- Мы слушаем Веру Степане- . :у. Она подробно освещает детские и юношеские годы Г. В. Плеханова, его учебу в Воро­ нежской гимназии, где он с ув- : печеним читает Белинского, Герцена, Чернышевского, Не­ красова, ищет ответ на вопрос — почему одни живут бедно, , другие — богато. Затем учеба в Петербург­ ском горном институте.-На вто­ ром курсе он знакомится с вы­ дающимися революцмонерами- народниками, передовыми ра­ бочими Петербурга, участвует в рабочих кружках. Девятнадцатилетним юно­ шей Г. В. Плеханов в декабре 1876 г., вместе с друзьями, ор­ ганизует в России первую ра­ бочую демонстрацию (на пло­ щади у Казанского собора), на которой выступает с революци­ онной речью против царского самодержавия. С этих пор пропагандистская деятельность Г. В. Плеханова становится для него основным занятием. Он продолжает по­ сещать рабочие коллективы, участвует в демонстрациях, пй- шет листовки и воззвания к ба­ стующим рабочим, идет «в народ», посещает казачьи ста­ ницы. Неотступно преследуе­ мый царской охраной, он вы­ нужден покинуть Россию. Докладчик подчеркивает, что за границу Плеханов приехал революционным народником и лишь спустя два года после напряженной теоретической работы, изучения марксист­ ской литературы становится марксистом, создает группу «Освобождение труда» и ведет большую работу по распрост- оамению марксизма в России. В 1882 г. он перевел на русский ' язык «Манифест Коммунисти­ ческой партии». Пишет ряд крупных марксистских работ, а которые получил всеобщее признание С В. И. Лениным Г. В. Пле­ ханов первый раз встречается в 1885 г. в Женеве и второй В. И. Ленин, подвергая кри- : гике ошибки Плеханова, всегда высоко ценил его рсволюцион- , кые и теоретические заслуги. В 1921 г. В. И. Ленин писал, что ■ «нельзя стать сознательным, < настоящим коммунистом боз ' того, чтобы изучать — именно ! изучать — все, написанное Плехановым по философии, ибо это лучшее во всей между­ народной литературе мгрчеиз- Заквнчивая беседу. Вера ■ Степанова раздала слушате­ лям фотоматериалы экспози- . цин дома-музея Г.. В. Плехано­ ва и прокомментировала их со- Чуть позднее мы г.стрети- ; пись со всеми доклг,зчиками, : Хорошую инициативу преявипи в школе № 1. Ребятам во мно­ гом помогла препог.'Лпатель истории Варвара Федоровна Кабанкова. Это под ее руко­ водством работают до:'ладчи- ки-общественники, готспятся А. АЛЕКСАНДРОВ. пш111ш11111глшиш1тш1ыпшшши1 : 111 и 111 шн 1 т ||шш т |ш пи 111 ■ШНШЛ11Ш......

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz