Ленинец. 1979 г. (г. Липецк)
ЛЕНИНЕЦ • 2 3 • ЛЕНИНЕЦ I ЗА П А Р Т А МИ В КЛ АС СЕ Т В ОЕ М - П ОК О Л Е НИ Е XX I ВЕКА. . . И н т е р в ь ю ВЫПУСКНИКИ ОСТАЮТСЯ в СЕЛЕ 1 шей редакцио.№Н(>й почте г много писем с равмышлеииями 2 о роли учителя на селе, о том, Е что мешает ияогда выиусйвику 3 , педвуза закрепиться там, ку- Е да его послали работать по “ распределбнию. ^ Пожалуй, эти письма заинтересовали, бы каж дого рукаводителя хозяйства, школы. Выдержки из. некото рых мы попрасиля прокоммен тировать первого секретаря Липецкого райкома партии Ле онида Васильевича Бельского, «Я приехала в сельскую шко- 8 _лу. По дороге думала: нн-ч.ега, В что я горожанка, йичего, чт 0 | 8 привыкла жить в ква|ртире С удобствами. Главное не в этом. Вот лриеду л свою индолу, пов 1 накО'Млюсь с .будущими кол- . легами,. найду среди них лю дей,- как говорят, близких по ду ху и буду СП 01 КОВНО жить и работать. Но ,с .первых же ча сов у меня' сложилось впечат- левие, что меня в школе никто был необходим преподаватель ииостранного языка. Даже квартиру я ижала сама». — Да, цриишы для обиды есть. Конечно, для молойото педагога очень важно почувст вовать, что в нем нуждаются. От того, как его встретят, за висит очень многое. Но иаогда выпускник педвуза приезжает в. село л всем своим шжл&шщц говорит; вот, смотрите, какое одол-же-н-ие я сделал, оставив город, театры, парки, квартиру с удобствами. Я думаю, те лю ди симпатии не .вызовут. В связи с этим мне хочется при вести один дример из нашего райша. Восемь лет. аазад ,в ' Лубиовскую школу ириежала ■Лилия Васильеава Дружини на. Коренная горожажа, вооб ще ,ы.е знающая сельской » з - нн. Мало кто думал, что мето дой учительнице пригляшется эта школа. Но .црошлн .шды, ,а , Дилия Васильевна да сих работает, в Сухой Лубке. Впол не воаможно, поначалу ей здесь и не яриглшудось— хозяйство отстающее, здание школы тоже не из лучших. Сейчас о Лилии Васитьевве, заместителе директора __ учебной части, яе холько в шко^ ле, но н а районе отзыв-аются .с особой теплотой, как. об опых- иом ведагосе -и вдс, 1 а 1 вни^й. П-редлагалн ей работу -в го1№ де. Отказалась. Чувствует себя зде(р; .ну^ой, всей душей при.- ■рбсда ока к'этому селу. Кое-кто может воараэш'ь; за чем, мол, ер,а«ивать село, которее яаходятея «едаЛеио от города и стчэит иа большом Шоссе,: е тей, откуда и До рай онного центра по бездОр®*»® в расаутииу дофаться труде®. В* то-м-то и дело, что в сеАе, .соседствующем с городом, мо лодых учителей удержать еще труднее. — Леонид Васильевич, од нако, нельзя сказать о тем, что в вашем районе молодые педагоги часто оставляют шио- — Ответ ла этот .вшрос тфе- бж 1 рассказа о работе с ними. Шред первым сентября стада традишшей иригдашдть толшо что нрн^иитх учикдай в р^<* дам тй-ртй. РасбкашЙём им о традициях, усдехах-района, ие скрываем и недостатш. Ишэе- рббуёмся, й л они ’усчроидаеь. На таких приемах обяза-тельно присутствуют те, к кому моло дой учитель может обратитъбя с просьбой: председатель рдй- испО|Якома, главиый врач рай она, п.редетавитель райпо. Еже годно мы проводим слеты учи телей, на которых чествуем лучших. Кстати; на. слеты мы приглашаем и старшеклаесии- ков, изъявивших желаше учиться в педвастнтутах. Здесь, как нигде, они чувству ют, насколько труд, учителя ва- жед и почетен. Но мне очень хотедось бы, чтобы. встречи .проходили и в середиве учебно го года.. Пусть без осоФштего торжества, ко. деловые, где мшщдые педагоп! могли бы р-асскааать о первых успехах;, поделиться неудачам 1 И,, 0 |бра- тнться с просьбой, Я думаю, талгая. фо 1 ржа работы . пр-ижи- в-ется без особого труда, и с.О(вет молодых учителей, кото рым руко 1 во.дит Алексаидр. Еиь ров« .Булгаков, директор Т.е- леженскон школы, поможет в — В нашей почте иногда встречаются письма с жалобой на то, что иные руководители хозяйств отнекиваются от просьб школ, подчеркиваю, от вполне выполнимых... ■Я не зря иеречислил тех людей, которые обы:чяо при- сутетвуют в ра-йжоме партии ш приеме молодых учителей. "И председатель псполко.м.а, » .представитель .райпо,'И главный в-рач тем .самым чу.ветауют 'от- ветствен.нбсть за ' то-, в каких условиях, будут жить учителя наших ребятшд-ея. Я поиим-аю, рредеедателю колхоза хочется дать квартиру в ■первую оче редь тому, кто работает в хо- .зянстве. Но. разве .можно .втде- ллть, от него школу? Недаада мы П|рО|В-елн район ный слет учителей..Знаете, о чем веномнйяли? -Как еще в 1®54 году вывуокнви. Бв|р:ии- екрй школы в полном составе остались рабо.тать в своем селе. Кто агитировал? Классный ру ководитель Петр ■Алексеевич Дебельюкий. А возьмем только- минувший год. В хозяйствах рай 01 Н:а 2®0 вьюусгашко-в школ встали за штур-вал комбайнов, исшии на птш^абрики, мо- лочньк фермы. За это — самое ио -^одьшое уп^ 1 сиф учителям, все- ср. .тшШй в ребят мысль о т » , что З'рмяя, на ко.то1рой живут уч®дки, — земля -изс отцов, и им .йр 10 й;елжать. их дело. В ваяй дни происходят еуще- етветйще перемены в сельско-м $0‘Э»||Стве. В-се больше появ- лдатея нввеишей техаики, мощ ной и С. 10 ЖИОЙ, все чаше в дереаенсзфй пейзаж вписыва- к»тся .норвусд. агропромышлен ных ко-мплексо-в. Сельское хо зяйство уверенно яе,реж 0 |дит н.а иядустриальние 1 «льсы. На этр ориеитщруют решения XXV съезда вартни, нюльско-го (1978 г.) Пленума ЦК КПСС. Сейчас как ннвогда школа тре бует Х 10 |рошей тешической ба зы для ТОРО, чтобы старшеклае- синш овладели-умениями и на-, вьщами в области сельско-хо- зяйствеикого т^изв-одсада. Ш одаой теории далеко не уедешь. Поэтому святая обязанность ру- даводнтелей хозяйств — обес печить .учеиичеекие бригады техникой, В нашем районе шко лам отдано 93 трактора, 11 дамбэйаов, 40 автомобилей, р,ржады .работают | 10 д й д а том семидесяти ©тйдеа- лдатов. Вот почему не стии' удивляться тому. Чт'.о 6 «апшм райсие все бмышё выпуеиникав школ остается в селе. Подруги, с которыми при шлось расстаться после госэк- замеиов, пишут Маргарите: ос матриваемся, привыкаем, на урок завуч приходил, очень волновались... Маргарита отве чает; кет, мне привыкать не приходится, я дома. И мне так странно слышать здесь: «Маргарита Михайловна!». И правда, несколько необыч но: младшие братишки, сест ренки ее одноклассников сов сем недавно звали ее просто Маргаритой, а сейчас она уннх химию и биологию преподает. И вот еще что интересно. Если посмотреть в Дрязгниской шко ле расписание уроков с пятого по десятый классы, то уви дишь; зоологию, ботанику, био логию, химию ведут учителя с одной и той же фамилией: Михаил Данилович Кабанов, Ангелина Максимовна Кабано ва, Маргарита Михай.'ювна Ка- бамова. Отец, мать и дочь. Раньше всех начала работать в школе Ангелина Максимовна. Михаил' Данилович в то время был ветврачом на Дрязгинской оныткой станции. Он с удо вольствием наблюдал за ребя- ФОТОРАССКЛЗ ЦВЕТЫ В НАШЕМ САДУ , приходившими помогать р*» - ■'э на ферму. А рни, чувствуя I. себе хорошее отношение Ми хаила Даниловича, задавали ему множество вопросов. И не только по зоотехнии. Дело в том, что Михаил Данилович и Ангелина Максимовна — заяд лые цветоводы. Весной, когда земля нагревалась и приходи ла пора сажать цветы, у их до ма часто можно было видеть ребят, которым они раздавали семена. И Михаил Данилович, и Ангелина Максимовна дава ли. подробнейшую консульта цию о том, как их высевать, как ухаживать за всходами. С тех пор, как зти люди приехали в Дрязги, во всех палисадни ках появились цветы. А через несколько лет ветврач написал заявление об увольнении с опытной станции. Несмотря на то, что у него не было педаго гического образования, решил работать в школе. А немного позже в Мичуринском педин ституте на химико-биологиче ском факультете появился не обычный абитуриент в возрасте сорока лет и прекрасно сдал вступительные 'экзамены. По том на протяжении всей уче бы, после сессии, он заходил в другой институт — пподоовощл ной. По заданию ученых ребята из ученической производствен ной бригады Дрязгинской школы проводили множество опытов. Михаил Данилович за кончил учебу, когда у негО' уже появился внук. Получила аттестат о среднем образовании Маргарита. И то же поехала сдавать экзамены на химико-биологический фа культет, в ЛГПИ. Через пять лет еще одна Кабанова появи лась в школе. С первого сен тября, с первого урока Марга риты Михайловны прошло сов сем немного времени. Но о ней здесь, в Дрязгах, говорят уже как об авторитетном чело веке. Не только ученики, но и родители. Маргарита Михай ловна — незаменимая ведущая на всех «огоньках» во Дворце культуры, Маргарита Михай ловна—активная участница хо ра. Когда приезжали инспекто ры районо и присутствовали на ее уроках, они ее хвалили. Да это и не удивительно: у Маргариты Михайловны два наставника, да каких! Скоро опять придет пора са- гь цветы. И вместе с Каба- |ыми-старшими на при школьном участке, в палисад никах поселка появится Каба- эва-м.тадшая. Она тоже, как и I се отец и мать, очень хочет, 1 чтобы место, где она живет и работает, было самым краси- В КОМНАТЕ было ае- губы: я. уирямо заверил; «Нет, село и шумйо. Мезд- -бывает, бывает». • ' леето врагцались 0« видел, что ,ему. опять_| ни- гитофояа, и усиля- жт.о не-верит, и с надеждой пе тель звонким д-ет-ским голосом .смотрел на ь(еня: вывО'Дил: «...К сожаленью, день — Ну, скажи ты им! .р-ождшья'то-лъко раз в году...». — Бывает так,. Алеша, быв-а- 1В цёнтре в-вимаяия был мой ет, —. ио'дтверяила я. [етырехлетанй братишка Алеш- Подтвердила не только затем, Мои любимые «почемучки^... Странички дневника ка. Сегодня де 1 Нь..его.рождет'ия, и для него эхо было действи тельно счастливым событием. Он рассмотрел все иодаркн и теперь кружился яр ко'Мвате. с рыжим плюшевым Машкой., Воэможно', глядя иа'раекрас- невшегося счастливого малы ша, каяедый вспоминал свое детство м и цредставляд .этого карапуза уже взрослым. На верное, поэтому кто-то спросил: «А кем же ты хочешь стать, когда вырастешь, пострел?». АлеШ'ка оставил в покое пе- репачкаанесо шоколадом Миш ку, не по-дегоки серьезно на- М'орадя лобик. ' , Ответ Алешки удивил и рас смешил всех. Он ярожевал кон фету, как-то Х'нтро посмотрел на го.стей и совсем серьезно ог- ветил: «До обеда я . -буду работать писателем, а после обеда артисто«м и В10лшебни- — Вот хитрый какой! Так не бывает, —- возразили гости.. Но Алешка, обиженно :надул чтобы ушокоить малыша, но н .потому, что так, действителыно, Иитереоную формулу вывел Алешка; до обеда — иисате- лем, а -восле о&да — артистом и волшебником, ■ И ораау .вономаилась наша уютная учительская в школе. Повврнув'шись к солнышку сво им толстым боком, дремлет на окошке старенький глобус, от дыхают -етопки детских тетра- дей на столе, чшщо, выстрои лись в ряд классные журналы, ревниво хранящие сотни уче- авческих отметок. Пусто я тв- хо еще в коридорах школы. Тишина эта загадочиа и торже- ств.еина„ как перед спектаклем .в театре.. Скоро на занятия,: и мне .нужно усне-ть нависать ков- спекты уроков, переверовдить десятки журналов, чтобы най ти ответы иа дотош|Цые ноцро- сы моих ,шум 1 ных и славных «почемучек»; «Почему рыбы не разго;варива, 1 от?». «А где- оно ■— море Дьявола?». «Почему ши пы у роэы?». Да еЩе нуж:яо объяснить новую тему, оФяс- нить понятно и интересно. 3«а- ■ чат, надо хорошенько обду мать конспект: с чего яа‘ча,ть, • как увлечь. И получается, что к каждому уроку ты шше1иь ■ маленький рассказ, удивитель- ■ ную историю ,о дробях и глаго- ■ лах, Еатериках н океанах. Й ■ так каждый день. Вот и веном- тшлись сло-ва Алешки; «До обе- ■ да я буду работать писателем». ...Весенний полдень. Солныш ко по|дкяло€ь над крышамк до мов, плачут под карнизами со сульки, а в Голубых лужах воз ле школы купаются Г 0 |р.ласт.ые Е01робЬ'И. Шумом детских голосов ка- ' полняется школа, звенит-зв-онок — скоро начнутся уроки. Ожив ленно и в учительской. Пустеет полка с класоньши журнала,ми. Листают конспекты учителя. Увеслв в классы толстый гло бус и тетради. А вот и третий звонок... Как в театре перед началом спек такля. Тихо. Идут уроки, Тор,Ж)ес:твеаная тишиаа бро дят по коридорам, осто 1 рожно нрко'гкршает двери в классы.. Ка?;ется,: будто невидимый, ди рижер поднял волшебиую па лочку и по его знаку эа каждой дверью класса начинается пу тешествие в непзведаиный мир ■анаявй: И десятками разных - голосов во всех классах з-вучит встуяление к волшебной ис- то>рш: «Здравствуйте, ребята. Я расскажу вам. еегодая...^. ...Опять вспомнились слова Алешки: «...А после об,еда я буду работать артистом и вол- шебником». Л. КУРД1ЬК0ВА, учитель школы Яо 59 г. Липецка. НА СНИМКАХ (вверху): перед началом урока; (справа) Михаил Данило вич Кабанов на уроке биологии; (слева) Марта гна с о о ^ и „4Ь (Р Фото Е. Самохвалова. часто вспоминаю тот день, когда впервые написала букву :А», почему-то самую трудную. ^ я всю свою жизнь буду чув ствовать себя в долгу у чело- а, который вложил в мои непослушные пальцы каран даш н помог преодолеть пер- препятствие — научиться выводить папочки и крючки. С тех пор минуло девять пет. За Это время мне приходилось учиться у многих преподавате- Такая трудная буква «А»... лей, но перед моими глазами всегда стоит образ удивитель но терпеливой, ласковой жен щины — первой моей учитель ницы Дарьи Абрамовны Ко- раблиной. Это благодаря ей я успешно научилась писать бук вы, из букв состав.пять слова: «мама», «мир», «Родина». И вот теперь я выпускница средней школы. Недалек тот день, когда мне вручат аттестат зрелости. Я еще не знаю, кем буду. Но знаю одно: Вам не придется краснеть за меня, уважаемая Дарья Абрамовна. Я буду человеком. Надя ЧЕРНЫШОВА, Вторая Тербунская средняя школа. М ЯГКИЙ свет рассеивается откуда-то сверху и пере ливается в многоцветной мозаике рисунков, панно, фо тографий. И, кажется, будто сам воздух пропитан сухим за пахом истории. Я вошел в школьный краеведческий му- Экспозиция комнаты по священа прошлому села: не большое красочное панно с изображением крепости Доб рое, основанной в XVII веке. Найденные на месте крепости шероховатые чугунные ядра. Натуральные платки фабрики Саввы Морозова, извлеченные из крепких сундуков бережли вых деревенских старушек. Тя желые винтовки и тупорылые обрезы начала века. Посерев шие книги в толсть 1 Х перепле тах с буквой «ять» и твердым знаком в конце чуть ли не каж дого слова. И гордость музея— этнографический отдел «Кре стьянский быт XIX века». За деревянной прялкой с затейли вой резьбой сидит баба в узорчатом платке, простой холщовой кофте и сатиновой юбке до пят. Рядом с потре скавшейся ступой примостился мужик в просторной белой ру бахе и полосатых п^рт.дах, в лыковых лаптях. Чуть поодаль стоит парнишка, ученик цер- ковно-пр^ 1 хздской школы. То же в лагГотках, ^ запыленной холщовой сушкой з'а спиной,— он Т6(5бпится в школу. Весь реквизит — подлинный, а ф(Р туры выполнены из папье-ма ше. Включается магнитофон — и звучат обрядовые, трудо вые, лирические песни, так, как их пели лет 100 назад. С ними переплетаются ча стушки времен гражданской войны и коллективизации. Их исполняют местные житеяьни- Советскому периоду в ис тории Доброго посвящена большая часть экспозиции. С^ьод, на котором принято ре шение о создании колхоза, ли ца его организаторов, партий ных и комсомольских вожаков, работников культпросвета, сце- нь1 первой пахоты на колхоз ном поле, первые тракторы — все это навеки запечатлено на уникальных фотоснимках 1930— 1931 гг, Тут же пожелтевшие от времени вырезки газетных ста тей, копии исторических до кументов из областного архи ва, личные вещи ветеранов колхозного движения. Об участии добровнаи в Великой Отечественной войне свидетельствуют многие ре ликвии, переданные фронто виками, их детьми и внуками в музей: каски, пробитые пуля ми, памятные жестяные фляж ки, боевые медали... На особо почетном месте находится свя щенная земля Мамаева курга на и соленая черноморская во да, вмтая у Севастопольского причала. Экспозиция школьного му зея не застыла, она устремлена в будущее. Здесь представлен подробный план — макет пер спективной застройки Добро- После осмотра экспонатов я перелистал «Книгу отзывов»— четыре пухлых альбома, испещ ренных записями. «Просмотр экспозиции музея превзошел все ожидания. Как докумен тальный, так и этнографический материалы очень интересны и уникальны. Директор областного крае ведческого музея Сазонова». демонстрировалась в Москве, на ВДНХ, где на смотре краеведческих сельских му зеев она была отмечена Дип ломом И степени. Александра Алексеевича наградили сереб ряной медалью ВДНХ, а его историк, рылся в архивах и расставался. Тянуло Слквтани- библиохеках, принес из лично- на и рисовать, и лепить. Учился го фонда уникальнью книги и в Тамбове в художественном фотодокументы. техникуме, затем заочно .в Теперешняя деятельность Раненбургском педучилище, в Александра Алексеевича Рязанском пединституте. Тогда . подготовлена всей его преды- же началось новое увлечение Сельский учитель день жизни... «Большое спасибо А. А. Сметанину за его самоотвер женную, кропотливую работу по изучению природы и исто рии нашего края. После оз накомления с музеем мы .еще сильнее осознали глубину пе ремен, происшедших за годы Советской власти, величие подвигов наших отцов и дедов, строивших и защищавших но- Ученини 8-го класса». Александр Алексеевич Сме танин — учитель черчения и рисования, уже сорок лет ра ботает в Добровской восьми летней школе. Он — и созда тель, и руководитель, и хра нитель школьного краеведче- Материал начали собирать в 19Л году, а официальное от- кр'ытиё музея состоялось 5 ноября 1972 года. На сегодняш ний день его посетило свыше 5 тысяч человек; школьники, односельчане и немало гостей — делегации из Липецка, Мо сквы, ГДР. Недавно экспози ция «Крестьянский быт Х!Х в.» пятерых помощников, -членов краеведческого кружка, —■' се ребряными значками. Состав краеведческого круж на, конечно, меняется -— одни ребята уходят из школы, но число юных краеведов постоян но — 18 человек. Особенно серьезно занимаются ребята поисковой работой, сбором документального материала— «глядишь, тащат какой-ни будь штык от вйнтовки доре волюционного образца или пропахшую нафталином до мотканую рубаху из бабушки ного сундука». Под руководством учителя следопыты нередко соверша ют целенаправленные походы по ' окЦ^стностт или рейды по сеж^^'- дпя^шШи, чтобы за писать старинные песни. По могают ребята и в оформлении стендов, в изготовлений маке тов. Но большая часть всей работы скульптора, художника, оформителя выполнена чут кими, умелыми руками Алек сандра Алексеевича. Он, бес корыстный исследователь - дущей жизнью. ...Александр Алексеевич ро дился здесь, в Добром, в то лето, когда началась империа листическая война. Детство его совпало с первыми года ми Советской власти, а юность — с периодом коренного пе релома в жизни села—коллек тивизацией. Еще в школе Сме танин начал собирать книги. Бегал в сельский клуб, где приехавший в селб Инспектор народного образования Иван Михайлович Солнцев (кстати, ему посвящен один из разде лов школьного музея) вместе с местным самодеятельным коллективом ставил спектакли по классическим пьесам. ,Когда Сметанин стал старше, он страстно увлекся фотогра фией. Увидел в журнале черте жи и сам сделал фотоаппарат. Этот самодельный аппарат был первым в районе. И сей час на стенах музея можно видеть фотографии, сделанные с помощью его еще в 30-е годы. С тех пор Александр Алексеевич с фотоаппаратом не, — театром. Сначала Сметанин работал завклубом, затем стал директором Дома культуры и одновременно, с 1939 года, ру ководителем художественного кружка (кроме того, что рабо тает еще и в школе учителем рисования и черчения). В са модеятельном театре Алек сандр Алексеевич и артист, и художник - декоратор, и ху дожник по костюмам, и гри- В театральном кружке за несколько лет были осущест влены десятки постановок, в том числе и таких сложных, как «Власть тьмы» Льва Толстого, пьесы Чехова, Островского. Спектакли эти пользовались громадным успехом, на них собиралось все село — «люди серьезные, солидные. В первом ряду председатель колхоза, секретарь райкома, лучшие люди сидели. Ребятишки на окна забирались — мест не хватало». Александр Алексеевич дне вал и ночевал в клубе — сам не только руководил и репети ровал, но и изготовлял почти весь реквизит. Сметанин делает паузу. Даль ше он рассказывает не торо пясь, как бы всматриваясь в тот далекий день и вспоминая каждую деталь: — 22 июня 41-го я в клубе сидел, готовил костюмы к пьесе Лескова «Крепостные». Динамик включен, транслиру ют обычные передачи — ут реннюю гимнастику, «Пионер скую зорьку». И вдруг в пол день—правительственное сооб щение. Тут все и оборвалось— всех эта весть на ноги подняла. Я бегу к военкомату, как насчет спектакля. Он говорит: можно ставить, билеты-то зара нее были уже распроданы. -Ве чером пришла только половина зрителей. Спектакль проходил в жуткой тишине. В зале никто не шелохнулся, актеры игдапи, ■как «икогда. «Аплодисментов не было, — Александр Алексеевич вздох нул. — .Война — это страш- Действительно, она отнимает у людей все. Она отрывает их от всех привычных дел. И Александра Алексеевичсэ за ставила поки-нуть село. Он вновь вернется сюда, че рез несколько лет. Вернется, чтобы продолжать свое дело. Опять будет работать в школе. Педагог по призванию, он всегда стремился пробудить в учениках своих фантазию, творческое воображение. Осо бенно он радовался, когда уда валось открыть в маленьком человеке одаренность: выстав ки детского рисунка стали в школе традиционными. Не слу чайно, четверо учеников Сме танина стали профессиональны ми художниками. Но и те, кто ими не стал, и через десятиле тия помнят своего учи'геля ри- соввния. ...у Александра Алексеевича начался урок. Я вышел в кори дор. У окна стояла пожилая женщина, ожидая внука-пер воклассника. Я спросил ее, знает ли она Сметанина? — А кто же его не знает? Я сама у него училась, и сын мой, а теперь вот внук. До войны Александр Алексеевич был классным руководителем Беспокойной жизнью живет учитель Сметанин. Казалось, годы должны были приглушить его энтузиазм. Но накопленный опыт, организаторские навыки и глубокие запасы юношеской энергии побудили его взяться за новое хлопотливое дело — создание школьного краевед ческого музея. Вот и сегодня он торопится: надо встретиться со стариками, которые помнят село дорево люционным, Сметанин задумал создать точный макет старого Доброго. Стенды необходимо пополнять, ведь, по словам Сме танина, «музей — это живой организм. Он как человек: ес ли не будет развиваться, то умрет». Потому сельский учи тель продолжает работать. От давать людям богатство св“‘ " души. Каждый день своей я Вера заметно волнуется. Ос торожно кладет на стол конс- т, поправляет очки и обво дит взглядом аудиторию. Со рок человек ждут начала заня- Вера Степанова—десятиклас сница школы Ы5 1 г. Липецка, докладчик - общественник до- а-музея Г. В. Плеханова, сего дня первый раз выступает пе ред учащимися своей школы с рассказом о жизни и деятель- . ности первого пропагандиста марксизма в России — нашего земляка Георгия Валентинови- га Плеханова. В этот час двадцать таких ят докладчиков - общественников выступают в школах города с беседами о Георгии Валентино- Мы слушаем Веру Степане- . :у. Она подробно освещает детские и юношеские годы Г. В. Плеханова, его учебу в Воро нежской гимназии, где он с ув- : печеним читает Белинского, Герцена, Чернышевского, Не красова, ищет ответ на вопрос — почему одни живут бедно, , другие — богато. Затем учеба в Петербург ском горном институте.-На вто ром курсе он знакомится с вы дающимися революцмонерами- народниками, передовыми ра бочими Петербурга, участвует в рабочих кружках. Девятнадцатилетним юно шей Г. В. Плеханов в декабре 1876 г., вместе с друзьями, ор ганизует в России первую ра бочую демонстрацию (на пло щади у Казанского собора), на которой выступает с революци онной речью против царского самодержавия. С этих пор пропагандистская деятельность Г. В. Плеханова становится для него основным занятием. Он продолжает по сещать рабочие коллективы, участвует в демонстрациях, пй- шет листовки и воззвания к ба стующим рабочим, идет «в народ», посещает казачьи ста ницы. Неотступно преследуе мый царской охраной, он вы нужден покинуть Россию. Докладчик подчеркивает, что за границу Плеханов приехал революционным народником и лишь спустя два года после напряженной теоретической работы, изучения марксист ской литературы становится марксистом, создает группу «Освобождение труда» и ведет большую работу по распрост- оамению марксизма в России. В 1882 г. он перевел на русский ' язык «Манифест Коммунисти ческой партии». Пишет ряд крупных марксистских работ, а которые получил всеобщее признание С В. И. Лениным Г. В. Пле ханов первый раз встречается в 1885 г. в Женеве и второй В. И. Ленин, подвергая кри- : гике ошибки Плеханова, всегда высоко ценил его рсволюцион- , кые и теоретические заслуги. В 1921 г. В. И. Ленин писал, что ■ «нельзя стать сознательным, < настоящим коммунистом боз ' того, чтобы изучать — именно ! изучать — все, написанное Плехановым по философии, ибо это лучшее во всей между народной литературе мгрчеиз- Заквнчивая беседу. Вера ■ Степанова раздала слушате лям фотоматериалы экспози- . цин дома-музея Г.. В. Плехано ва и прокомментировала их со- Чуть позднее мы г.стрети- ; пись со всеми доклг,зчиками, : Хорошую инициативу преявипи в школе № 1. Ребятам во мно гом помогла препог.'Лпатель истории Варвара Федоровна Кабанкова. Это под ее руко водством работают до:'ладчи- ки-общественники, готспятся А. АЛЕКСАНДРОВ. пш111ш11111глшиш1тш1ыпшшши1 : 111 и 111 шн 1 т ||шш т |ш пи 111 ■ШНШЛ11Ш......
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz