Ленинец. 1979 г. (г. Липецк)
уроки добра н а в ст р е ч у овластному слету молодьке учит елей '- АК ИВЕШЬ, ВЕЧЕРКА»? 3 • ЛЕНИНЕЦ В о КРАСНИНСКОЙ сред- “ О школе не пришлось В Д 01 ДГ 0 раздумывать — “ . кото послать на слет молодых 8 учителей. Сразу решили; О. Н. В' -Романенко. В: — Уди®ителшьн 1 она человек, в —‘ рассказы'Вает организатор 5 виекла-ссной п внешкольной В работы М. Ф. Карташов.—Не- 8 дре-м-енно пожакомьтесь. — И 8 ■до>бавляет. — Любит н глу|бо 1 ко 5' знает свой предмет. Пользует- ,ся большим увая-сеаием в кол- 5 лектнве. В Мы встретились с Ольгой 8 Николаевной на большой пер-е- 8 жне. Стройная, легкая, свет- 8 лая, быстро вошла она в учи- В тельскую после урока в. стар- 8 шем классе. На лице ни теня 8 усталости. Видно, закяхи-я про- ^ шли удачно... И, будто угадав мои мысли,- 3 молодая ушгтельннца замена-. неизменно была в составе от- кость .зажигают любопытств.о,ч' ряда. глаза ребят. Ее спосо.бнвсть Однажды пешко-м прошли до вернуться в детство, по.нять мест сражений на Курской дзте. школьника- так, как понимаешь Собрались там несколько пи- себя, по-мога-ет и учеинка.ч-. онерсквх отрядов с разных Оно бесценно, это прекраоиое .областей. Не успёвалн к откры- качество молодой препо!дава- тию мемо!ряала насыпать деся- те.льницы — умение поставить твметро 1 Вый «Кургда Славы», себя в положение подр.о.стка. Тогда решили работать и ночью, взглянуть на окружающее его дрн свете автомо-билвяых фдр. глава.да-- Рюкзаками таскали . землю... Учи-тельница может много Устали, но все были счастливы, раз подряд, в равных к.мссах А теперь она сама стала вое- раооказывать. о той или другой питателем детских: душ.. Водит стране п ни разу не по.вторить- экскурсии на молочный завод, в ся. Может помечтать в.месте с «Райсе.тьхозтех'Нику», на дру- ребята.ми, поспорить на дяс- г гпе предприятия, преподает путах, II в то же время испод- 8 уроки любви к родному краю, в-оль, незаметно учит детей я верности профессиям родите- жр-ть .правильно, по-настояще- 8 лей. Стремится к тому, чтобы му. — В нашей работе всякое ■бывает. Приходится переаки- вать, во-дно-ваться. Но мне нра вится такая жизнь. Школа под тягивает, заставляет строже отаоситься к себе. — Подружка у меня была,—- продолжает Ольга Николаев на, ~ вместе учились в Воро нежском университете. Тиши- |ку обожала. Любила побыть Иаедине с собой,- писать, чи тать... А мне по душе суета, хо чется на людях больше быть. Ощущаешь радость от общения с мальчишками и девчонками. Молодая учителиница при жилась в селе. Она с теплотой отзывается о сво-ж коллегах: — Коллектив учителей: у нас хороший. Люди солидные, с большим стажем. Всегда гото вы помочь в трудную мнн.у-ту, Ольга Ннколаевна лишь вто рой год на преподавательской работе. Матв ее тоже была . учительницей, вела русский язык II литературу. В доме с большим уважением отно сятся к этой профессии. А на. географический факультет Олю привела еще и страсть к путешествиям. С детских лет она любила читать, о городах и селах. Родтмась в Закарпатье, потом вместе, с семьей .жида на Урале, а последкие годы — в ^Липецке. Школа навсегда осталась для ''нее овоеобразиьш нравствен ным камертоном. Через всю ж.из-нь песет она св.€тлую па мять о пей. Ну, разве можно забыть интересные походы' липецкого клуба «Неунываки» под руководством Владика Ширяева! Каждое лето отправ лялись они в экскурсии по род ному краю. Ходили на байда,р- ках по До'ну II Воронежу, от Липецка до города Коротояк, по местам боевой, трудовой и революционной славы, Ольга школа оьиа родным- домо.м для ребят. Чтобы каждый выпуск ник с чувством благодарности Бопо.м-инал потом ее — так же, как вспоминает теперь молодая учительница — свою. Заядлой путешественяицей, страстной активисткой .была она и в университетском клу бе, названном «Люди и стра ны». Училась скал-олазанью в горах Кавказа, вместе с делс- гафтей по культурному обмену ездила по го|ро.дам Сербии и Македонии, в югосла13Ск.их пе щерах прио.брела на.выки спе- леолснга. С группой альпинистов штурмовала вершины Север ной Осетии... — Каждое лето — новые го рода II страны, новые впечат ления, — рассказывает Ольга Николаевна. — П р и е зж а еш ь Д 01 М 0 Н — уже другим челове ком. себя чувствуешь: многое остается в памяти. ...Идет урок экоиомпческой географии за;рубеж«ых стран в одво'М из любимых учитель ницей девятых классов, У мно- гах ребят рядам с ртебника.мн — 'вырез.ки. из газет и журиа- лов. Внймате.аьно слушают они рассказ молодого препода вателя, успевшего побывать в. самых заповедных уголках на шего континента. . Й, вот уже задумались самые Ибп 01 сяуш 1 ные, смолкли самые говорливые.-И нет больше учи теля, нет класса, а есть только большой светлый мир црекрасного, мир знаний, в ко торый первым вводит ребят учитель. Искреняпй, до,ве,рительный той ее разговора с ученика ми, раскованность, естествен-.^ И так всегда. Выступает она на районном семинаре учи- телей-географов, читает ли лекцию «Край наш липецкий» или ведет занятия в кружке комсомольско.го просвещения — всюду ее слушают с 'боль шим вниманием; ей есть о чем рассказать. Может быть, потому школь ники после уроков не сразу П 01 кцда,ют класс, подолгу за вороженно д.тушагот ее расска зы о походах,, экскурсиях. С большим увлечением ребята выполняют дополнительные задания. Все буквально погло щены учебными делами, испы тывают в них потребность. Тут уж работа идет не по,пр-о,грам ме, не по раепнеацию, а по же ланию. Как-то так получается, что у Ольги Николаевны работы всегда оказы.вается больше, че.м можно успеть- за отведен ные. по программе часы. А когда чувствуешь, что временп в обрез, оно расходуется с пользой, значит, все идет хоро шо, значит, день прожит яе зря, — считает она. Мы открываем классные жур налы й убеждаемся в этом.'Вот шестой класс «Б». У половины из 40 учащихся за полугодие по географии выставлены хо рошие и отличные оцевхи. В восьмо1М «Б» — 10 отлпч1НИ«о:В. Многие ребята называют гео графию любимым предме том. В этом признательность н благодарность молодой учи тельнице, преподающей ребя там уроки человечностн. с. Красное. Н. МАТВЕЕВ. '-1!шгЕ1!ЕЕБШ11ешшбШЕШ1Ш1Е1ШШЕШ[;ш11и11Ш1Ш№шии1111Д1!и11ии]Ш1игЕ1Егш1иЕ1’№гизЕИ1ё к мкогачмеяекным релик виям трудовой славы, храня щимся в семье потомственный хлеборобов Савицких из под-; ЛЕОсковного совхоза имени Зои Космодемьянской, прибави лись два почетных знака ЦК ВЛКСМ — «Золотой колос» и «Молодой гвардеец пятилет ки». Награды получил луч ший механизатор района Вик тор Савицкий, стли.чиБШИйся на полевых работах и подго товке техники^ к весне. В этом успехе — частица тру да всей семьи. Секретами про фессии Виктору помогли ов ладеть отец Сергей Захаро вич, механизатор широкого профиля, и старший брат Алек сандр, заведующий совхоз ной ремонтной мастерской. 'Добрым его помощниколА стал й мЛадший брат. Николай, вче рашний Школьник. В семье Савицких все — ме ханизаторы. Любовь к технике сыновь.чм привил Сергей За харович, бывший танкист, про шедший с боями до бер.пина. Уходили в армик^и сыновья. А отслужив, непременно воз вращались в родное село. Скоро подойдет срок младше му — Николаю, а после армии — опять в совхоз. Каждое пето выходят в по ле семейные комбайновые экипажи Савицких, неизмен но занимая призовые места в социа.пистическом соревкова- кии. По примеру этой дина стии в хозяйстве. из числа вы пускников Космодемьянской средней ШКОЛЬ! создано не сколько комсомольско-моло дежных механизированных звеньев. И в том, что в совхозе ежегодно получа.ют самые вы сокие в районе урожаи зер новых культур, — немалая за слуга братьев Савицких и их сверстников. А. ей вц о е , корр. ТАСС. Руза, Московская область. 1 и ' I К ! •ОГДА мы говорим р ^ школе, то представляем В ^ классы, в коюрьи за 8 партами — дети. Но в нашем 8 городе М.чого школ, где учени- 8 ки ■— взрослые. Эти люди тре- 8 буют к себе особого внима- 8 ния: . членов своей семьи, со- 8 служивцев и, особенно, адми- В нистрации предприятия. 8 Недавно президиум Ли- 8 .Пецкого обкома профсоюза например, в «Липецкетрой- трансе» учащимся не оплатили экзаменационные дни, не смотря на то, что в трег-е был издан приказ выдать зарплату. Не случайно только в первом ■полугодии здесь из ста семи человек бросили школу — со рок восемь. В «Промстрое» из пятисот молодых рабочих, не имеющих среднего образования, учатся 8 В 11 НШ 1 .ШИВ 1 г!ИВЕИ.ЧИ-ИЗ«ВИга 5 ?га 5 И 5 Е:Г»М 1 Т?---!!Т!»Г 7 Г"д«*|гяв««Ш |1 в, 3 в в пП|!ММ.;.-аз**-зл»','глИ1и»н>я«ннлЕг!1^,г;5«;;з5п в рабочих строительства и пром- всего лишь сто. Но; о них никто 8 3. В |ЗПгЕЕ 11 ЕгЗШКЕ 111 Н 1 Е! 1 Е{и 1 ШиШ 11 Е» 1 Ш!ТЕ 1 ШгШШ«!<Е 8 Е т т Ш 18$7 8 115831'15И1:ЁШШИШ5ШЭШ«т1Е11ШЗШ1гз;ЗИ35.И?5?,И8И53*ЗЕЕаЕ11Е'Е1ЕЕЬ; В I в ; стройматериалов, бюро об- В кома. ВЛКСМ и коллегия об- 8 ластного отдела народного об- В разевания рассмотрели во- г прос о ходе смотра «Каждо-, В му труженику — среднее обра- 2 зование». Выступающие отме- В тили, что многие отделы 5 кадров, профсоюзные и ком сомольские организации пред приятий не остаются в стороне от нужд вечерника. В производственных коллек тивах отрасли составлены пер- не проявляет заботы, внима- В НИЯ; -В отделе кадров нам 8 даже не дали об этих людях 8 сведений. Конечно, здесь и ре- 8 чи не ведется о яслях вне 8 очереди, приказе, запреш,аю- 8 щем отправлять учеников в 8 длительные командировки. ~ Перечисляя- положительное, Е я «упомянула» всего лишь од- 8 но управление в «Жилстрое». 8 В целом же по этому тресту — картина неблагополучная. 8 Учебой охвачено всего лишь 8 тринадцать процектов оабо- 8 _ спектиЕные планы повышения 8 общего и специального обра- чих. г зования молодежи, ежегодно К сожалению, этл орга:-:ига- 8 8 определяется контингент р:а- ция не единственная из тех, 8 8 бочих, которых направляют на что не выполнили план по на- Е 8 вечернее и заочное обучение. правлению молодежи в школу. 8 “ Благодаря этому, школы ' Тресты «Липецкетрой», «Ме- 8 8 N^№ 1,. 7, 9, обслуживающие т-аллургсгрой», «Липецкетрой- 8 5 строительные тресты, выпол- материалы», «Липецкеель- 8 I I 3 8 >. НИЛИ план по приему учащих- 8 ся на начало года. Но набрать 8 учеников — полдела, необхо- 8 димо соз-дать условия для то- 8- го, чтобы все они кашли в 8 себе силы и желание не бро сить занятия. В некоторых ор ганизациях используется «льготный» день со стопро центной оплатой, в общежити ях выделены комнаты для под- 2 готовки к урокам, Например, в 8 СУ-5 треста «Жилстрой» для 8 учащихся, успешно совмещаю- строи» — тоже в этом печаль- ” ном списке. Причина в том, что 8 здесь абсолютно не ведется “ работа по разъяснению несб- 8 ходимости образования. Выво- ” ют случаи, когда молодой ра- 8 бочий, не закончивший деся- “ тилетку, трудится несколько 8 лет, а его старшие товарищи, ~ коллеги ни разу не пойнтере- 8 совались, намерен ли он учить- “ ся дальше? В лучшем случае, на 8 предприятии начинают при- 8 нимать меры, 'когда: приходят 8 8 щих работу с учебой, исполь- педагоги «вечёрок». И именно 8 3 I зуются-улеры морального и ма териального поощрения. Есте ственно, что молодые рабочие из этого управления регуляр но посещагат занятия и учатся лучше других. Хочется отме- _ тить и Гяавлипецкстрой. 8 Здесь активно действует ко- 8 миссия по смотру. Руководит 8 ею начальник отдела кадров 8 М. Р. Курашов,- Вгла-вке издан 8 приказ, запрещающий отправ- 8 лять учв 1 цихся в длительные 8 командировки. Во многих уп- 8 равлениях Главлипецкетроя 8 вопросы учебы включены в 2 комплексные планы, социапи- 8 стические обязательства. Их 8 выполнение строго учитывает- 8 ся при подведении итогов. “ В домостроительном ком - 8 бинат'е часто проводятся рей- 8 ды по проверке бытовых усло- 8 ВИЙ тех вечерников, которые 8 живут в общежитиях. А в тре- 8 сте «Железобетон» с по- 8 мощью отдела кадров и коми- 8 те.та комсомола дети рабочих- 8 учащихся вне очереди получа- 8 ют места в яслях. В конторе 8 общественного питания «Ли- 8 пецкетроя» вопросы посеща- . столько же 8 емости и успеваемости посто- сещаемости 8 янно вносятся на обсуждение 8 партийного бюро и комитета 8 комсомола. Это дает положи- 8 тельные результаты. Из девя- 8 носта шести рабочих пред- 8 приятия, не имеюш,их средке- 8 го образования, сорок три 8 учатся в школах, двадцать два 8 — в техникултах. 8 Но, расс.казывая даже о та- 8 кой тесной связи хозяйствен- 8 ников с ШР.'А, я не . назвала ни 81 одной организации, в которой 8 бы осе делалось в комплексе, 8 что необходимо вечернику. В 8 одном месте — ясли вне оче- 8 реди, в другом — от.м.енены 8 дальние командировки. Но, 8 повторяю, нет ни одной орга- 8 низации, где для человека, ко- 8 торый по вечерам спешит 8 на уроки, было и то, и другое, 8 и третье (хотя везде разрабо- 8 таны и утверждены мероприя- ш тия по организации условий 8 для учебы). Более того, нару- 8 шается законодательство. Так, после беседы с ними, рабочие 8 принося-т заявления с прось- 8 бой принять в школу. Полу- 8 . чается, что набор учащихся — 8 стихийная кампания, которая 8 проходит обычно в августе за 8 несколько недель до 1 сентяб- 8 ря. А хочется, чтобы первое “ занятие юношей и девушек 8 превратилось в событие в том “ коллективе, где они тр-удятся. 8 Но чтобы этот день, стал, дей- 8 ствительно, событием, гото- 8 виться к нему надо, заранее. И, 8 наверное, тогда, почувствовав 8 уважение к тем, кто сочетает 8 работу на производстве с заоч- 8 ной и вечерней учебой, по- 8 явится боль'ше желающих 8 прийти на урок. Заботливее “ отношение, к этим людя/л— 8 самая лучшая агитация, 8 А пока в строительных ор- 8 ганизациях и на предприятиях 8 промстройматериалоЕ среди 8 рабочих, не имеющих сред'ие- 8 го образования, учатся чуть 8 больше тридцати процентов.’ 8 А пока к концу первого полу- 8 годия почти двести пятьдесят ~ человек бросили занятия. И 8 из-за плохой по- 8 не аттестовано. 8 Нет гарантии в том, что и они 8 не бросят школу, 8 Что делать а создавшейся 8 ситуации? Наверное, прежде 8 всего необходимо взять план 8 мероприятий, который уже 8 давно составлен в каждой ор- 8 ганизации, и скрупулезно про- 8 анализировать причины его 8 невыполнения, подумать над 8 тем, что- л-южно исправить в 8 самое ближайшее время. Ко- 8 нец учебного года не за гора- 8 ми, Очень хо'чется, чтобы ого 8 благополучно закончили ве- 8 черники, И самбе время по- 8 думать уже о предстоящем 8 учебном годе. Если качнем к 8 нему ГОТС 1 иться сейчас, первое 8 сентября . станет радостны.м “ событием для- всех, кто идет 8- по дорого зна:-:ий, 8 К. МОРОЗОВА, кнеяектрр областного отдела народного образования. Я1т111тш1Е1кишиш1Е«Е»шшаш1ВЕ!Е11111111ЕЕ1Ш1ЕЕ1шпЕгшт1г
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz