Ленинец. 1978 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1978 г. (г. Липецк)

11БНИНБЦЩ4 ДОБРЫЙ МИР НАРОДНОГО И С КШ В А в нашей стране с особым вниманием относится к народ­ ному творчеспу) сохранению очагов традиционного декора­ тивного искусства, Именно об этом шяа речь в постановлении о нврод1ШХ художествен^ ных промыслах. В нем го­ ворилось, еиастности, и о необ­ ходимости широкой пропаган­ ды народного искусства сред­ ствами печати, кино, телевиде­ ния. Многие журналисты, писа­ тели, искусствоведы активно включились в работу по изуче­ нию различных видов приклад­ ного творчества, подготовили к публикации немало интересных альбомов, книг, журнальных статей. Среди таких исследова­ ний — небольшая, но содержа­ тельная книжка Т. Л. Гарибовой «Волшебный мир народной скуяьптуры>ч только что вы­ шедшая в Центрально-Черно­ земном издательстве. Книга рассказывает об одном из самобытных проявлений русского народного гения—ма­ лой декоративной ск^ьптуре. Вводная часть монографии по­ священа некоторым общим вопросам — истории малой де­ коративной пластики, особен­ ностям художественного языка народной игрушки — скульпту­ ры. Много интересного узнает читатель об умельцах Белго­ родской, Воронежской, ли­ пецкой, Курской, Орловской, Пензенской областей. Диализ эстетических достоинств ' ' на­ родной игрушки Центрально­ черноземной зоны и прилегаю­ щих районов иллюстрируется удачно подобранными фото­ графиями. Лмпоцким мастерам посвяще­ на отдельная глава, в которой подробко говорится о замеча­ тельных изделиях из глины ро- маноас!сих гончаров (село Ле­ нино {бывшее Романово] близ Липецка]. Настольная декора­ тивная скульптура и глиняные игрушки — свистульки, распи­ санные яркими красками или политые глазурью, достойно представлшот ныне народное творчество нашего края во многих музеях нашей страны. Помимо романовской камер­ ной скульптуры, в книжке Т. Л. Гарибовой отведено ме­ сто и глиняной игрушке из села Добрее Липецкой области, где живут и работают прекрасные мастера — братья И. К. и В. К. Лустоваловы. Книга «Волшебный мир на­ родной скульптуры», таким об­ разом, представляет интерес и для специалистов, и для самого широкого круга читателей. И дело не только в обнлии доселе неизвестных или малоизвестных сведений о народной скульп­ туре центральных областей России, но и в том, что книга написана неравнодушно, с го­ рячей любовью и заинтересо­ ванностью. Работа ! . Л. Гарибовой имеет лозназательное значение, вос­ питывает уважение к одаренно­ му нашему народу, пробуждая л читателе чувство прекрасного. Г. БЛИНОВ, член Союза художников СССР. |111знавд1нмт«нп1т1н»»,...г.,и1^нн знатные люди нашего края З НОЙНОЕ сухое лето 1?41 года. Московские опол­ ченцы в полном боевом снаряжении шагают на запад, впереди — фронт, тяжелые бои ^ врагом. Неожиданно полу­ п и приказ—студентов послед- йих‘ курсов отозвать из .армии для завершения образования. С]эеди демобилизованных был и участвует в выпуске Андрей Плотное, студент пЬ- «Окон ТАСС», следнего курса Московского После окончания Великой художесгаениого института Отечественной войны худож- имени В. И. Сурикова. боевых Суровая военная Москва. Не­ давний солдат — у мольберта. Картина «М. В, Фрунзе я В. И. Чапаев под Уфой» была дий- ломной работой Андрея Пяот- нова. В>1943 году а Москве, в музее' изобразительных искусств, про­ водилась выставка работ мо­ лодых художников. Только представить себе: з холод­ ном, нетопленом помещений, с Парадным входом, завален­ ным мешками с песком, люди смотрят картины) Эта выставка была большим событием в жиз­ ни столицы. Тогда-то москов­ ский зритель и познакомился с картинами молодых художни­ к о в— выпускников живописно­ го факультета института имени В. И. Сурикова. Среди произ­ ведений, обративших на себя внимание, была картина- «М. В. Фрунзе и В; И. Чапаев под Уфой». Ее автор — ныне из­ вестный художник Андрей Ива­ нович Плотное — уроженец деревни Верхне-Павловка Дан- ковского района. Обращение к, военной теме не было случайностью для Плотнова, когда организовалась студия при Главном управле­ нии пограничных войск. В нее был принят и наш земляк. Он выезжает на передовую, в Дей­ ствующую армию, создает ны­ не широко известные полотна о битве на Курской дуге, кар­ тины «Защита Севастополя», «Десант на Курильских остро­ вах». Наряду с этим Плотное С ник работает много и плодо­ творно. «Первый комендант Бер­ лина», е)4влинники», «Птични­ ца», «Рихард Зорге», портрет чемпионки мира по конному спорту Елены Петушковой — все эти произведения выполне­ ны рукой зрелого мастера; Когда Плотнову приходилось бывать в зарубежных странах, он не расставался с кистью, де­ лая наброски, зарисовки, этю­ ды. Но все ж е главное в его творчестве — полотна о Ро­ дине, ее героическом народе. Однажды в 1966 году Андрей Иванович побывал в родном Данковском крае. Приятно бы­ ло бродить по живописным ме­ стам Верхнедонь я, где прошли детство и юность. В Данкове художник зашел в краеведче­ ский музей, где встретил своего школьного учителя, тогда пред­ ставителя Данковского общест- в!|' краеведения Василия Пав­ ловича Соседова. Разговори­ лись. Плотное- обратил внима­ ние, что в музее нет картин. — А где их взять? — спро­ сил в; П. Соседов, Так у . Андрея Ивановича Плотнова зародилась мысль о создании «Малой Третьяков­ ки» в Данкове. Вернувшись в Москву, он посоветовался с коллегами. А в )968*^году в Дан­ ковском краеведческом музее уже открылась картинная га­ лерея; где представлены рабо­ ты известных художников; B. Цыплакова, И. Максимова, Н. Толкунова, Н. Соломина, C. Герасимова, В. Ефанова, П. Томского, А. Плотнова и дру­ гих. В галерее собрано более двухсот картин и скульптур. Инициатор создания «Малой Третьяковки» А. И. Плотное удостоен звания Почетного гражданина города Данкова. По примеру Данковской орга­ низована «Малая Третьяковка» на Новолипецком металлурги­ ческом заводе. А совсем не­ давно, летом минувшего года, в наше.м областном центре со- с.'оялась персональная выстав­ ка картин заслуженного худож­ ника РСФСР Андрея Иванови­ ча Плотнова, получившая вы­ сокую оценку зрителей. А. КУРКОВ. 18 и 19 февраля в Задонске, Ельце и Липецке выступит сим­ фонический оркестр Воронеж­ ской областной филармонии. В программу включены малоизве­ стные, редко исполняемые про­ изведении, в том числе концерт И. Гайдна, впервые исполняе­ мый в Советском Союзе. Великий австрийский ком­ позитор прожил долгую жизнь (1732— 1809 гг.) После его смерти осталось огромное твор­ ческое наследие: 104 симфонии, более 50 инструментальных кон­ цертов, Оратории и другие сот чинения. Произведения Гайд­ на утверждают красоту жизни и человека. Каждый таит его музыки дышит непосредствен­ ностью, искренностью^ бодро­ стью. Недавно в Австрии была най­ дена рукопись «Соль минордо- го концерта для фортепьяно с оркестром». Его исполняет ла­ уреат Международных конкур­ сов Елена ЭмиЛьевиа Гилельс. Пианистка окончила Москов­ скую консерваторию по классу профессора, народного артиста СССР Якова Флиера в 1972: го­ ду и вскоре стала лауреатом Международного конкурса в Монтевидео. В программу своих выступлений Е. Гилельс часто шемьерс известие Евкш;-м««ша-«а5аэмааг5г!!шГ включает произведения ком­ позиторов XVII—ХУНГ веков, редко исполняемые или неза­ служенно забытые. Так, в 1972 году вместе с Во­ ронежским симфоническим ор­ кестром она познакомила слу­ шателей с последним, «27 кон­ цертом для фортепьяно с орке­ стром» В. А. Моцарта, написан­ ным композитором незадолго до смерти. Во времц гастролей у нас в области пианистка испол­ нит моцартовское «Рондо ре ма­ жор для фортепьяно с оркест­ ром». Это юношеское произве­ дение композитора с мягкой, изящной, «кружевной» мелоди­ ей. В концерте симфонического оркестра прозвучит и «Шестая», « П ' «Пасторальная», симфония Людвига ван Бетховена—гимн, вдохновленный идеей соприча­ стности к человеку, природе, стремлением объять мыслью весь мир в его целостности, познать вечное непреходящее... Оркестром дирижирует лау­ реат Международных конкур­ сов Владимир Вербицкий. В симфонический' утренник для школьников в Задонске и Липецке включены также про- изведеиия норвежского компо­ зитора Эдварда Грига, о кото­ ром один из исследователей пи­ сал: «Композитор, как малень­ кий тролль норвежских сказок собрал в царстве своего творче­ ства неисчислимое художествен­ ное богатство своего народа, Б ковал из них дивные литера- | турные изделия и дарил их лю- § дям...». В В программе концерта «Ли­ рическая сюита» и музыка к драме Генриха Ибсена «Пер- Гюнт». Песни Сольвейг испол­ нит солистка Воронежского го­ сударственного театра оперы и балета Наталья Соколова. Вступительное слово й поясне­ ния заслуженного работника культуры РСФСР, музыковеда Ю. В. Воронцова. В. НЕСОВ. ЕГО ГЕРОИ - МОЛОДЕЖЬ Мб.чодые рабочие — монтаж­ ника армяамсбй атомной элек- д 1 рЖтанцяи, ,цракодч'НК|И подзем- Й 0 1-0 воддаада Дрпа-Севан, са­ довода: Дрдрагской долины ,« -фяз 1 иси'Е.рава;ка встретились в' «Йетерокрй художника Юрвя Сймойяяа, Прежде чем пред­ ставать свая новые работы на рес-публиканежую выставку, по- саящишую 150глетшо вхонсде- •ния Восточной Армеяий-в состав Росши, молодой художник 08 - накомид. с ними свояк, друзей, миогйе из которых — герш: его П'роизведекай; В пятидесяти пвлотна* я ак- вар&тях запечатлены преДста- ■вителЯ самых разяичиьнс наци­ ональностей нашей Родины. Комповиций и портреты,, создан- яые во время' поездки автора во ударным комоомо.зьскям строй­ кам, рассказывают о дружбе русвкдао и армяшжого народов, трудо.вых буднях строителей. Гости Х'удожиижа.узнавали се­ бя в полотнах «На:подКмту. дру­ гу», «В забое»,, «Три Ивана», «Со- смены»- и др 5 т,йх. Моя®- дежь, ее дела и'чадайя— веду­ щая -тема в- творчестве М>: Си- моняна; Од часто бывает на ко- востройкахТг В’совхозах, воин­ ских подразделениях а научных лабораториях. Творчеству мо­ лодого 'З^дожтинса ярисуще стремлекяе ярче раокрывать ду­ ховное богатство ооветщсой мо- лодежн. Многие ид рабог ху- дожйИ!а удостоены нафад на; веесоюэшаж а республаясжих моаадешшХ' выста!в.ках; Ереван. (Кчфр. ТАСС), Танц|>1 нашего края в Долгоруковском краевед­ ческом музее собрано немало экспонатов, документов, рас­ сказывающих о доетиженйях района. Здесь регулярно про­ водятся лекции, экскурсии, бе- соды. На днях, например, состоя­ лась необычная экскурсия в... историю танца. Ее организовала руководитель школы танцев районного Дома пиоаеров Е. А. Евсюкова. Екатерина Афанась­ евна привела в музей ребят, чтобы рассказать им о творче­ стве композитора, народного артиста РСФСР, кавале;» орде­ нов Ленина, Трудового Крас­ ного Знамени С. Н. Василенко, увлеченно изучавшего народ­ ные танцевальные мелодии. Именно они н помогли ему создать такие известнью бале­ ты, как «Цыгане», «Хозяйка гостиницы». Школьники познакомились в музее с творчеством известных композиторов, художников, по- этов-земляков. Экскурсия по­ зволила наметить новое на­ правление в работе музея; ре­ шено заняться изучением на­ родных песен и танцев края. И. ХРИСТЕНКО, дире 1 стор Долгоруковского краеведческого музея. Цикр- значит праздник в Липецке состоялся област­ ной смотр цирковых самодея­ тельных коллективов. В празд­ нике приняли участие -труштЗ Дворцов культуры новолипчан и тракторозаводцев. Домов культуры трубного завода и «Эльты». Зрителям особенно понрави­ лось выступление ребят из цирка «Юность» ДК трубного завода. Коллективу исполнилось десять пет. В этом году «Юность» удостоилась высо­ кой чести — получила звание народного коллектива. Немалая заслуга в этом его руководите­ ля В. И. Титовой. Отлично вы­ ступила на смотре Алла Ла: рентьева, воздушная гнмнастк дипломант Всесоюзного фести валя самодеятельного творче­ ства трудящихся. Аплодисмен­ тами встречали зрители дипло­ мантов многих конкурсов цир­ кового искусства— Любовь Ар- жаных, Татьяну Мосейко, Свет­ лану Панову. Программу пра­ здника украсили шутки и ре­ призы клоуна Ромы Майера. Т. НЕВЕРОВА. Коккурс грарй в народном ансамбле баль­ ного танца «Грация» прошел конкурс на лучшую пару. По единогласному мнению жюри и зрителей ею оказались самые обаятельные и техничные тан­ цоры: Е. Крылова, худож­ ник фабрики «Липецкие узо­ ры» и Г. Теньков, студент ме­ дицинского училища. На втором месте ^— учащаяся ГПТУ № 28 Л. Дорофеева и ра­ ботник ресторана «Дружба» А. Гуляев. На третьем — Н. Разумова и А. Геньдиков, учащиеся средних школ № 36 ИНВ55. При подведении итогов было высказано пожелание, чтобы подобные конкурсы стали тра- дицйонными не только в ан­ самбле «Грация»; а и в других .коллективах бального танца го- рода. ^ в. БЕРЕЗИН. % За редактора М. СОРОКИНА. АДРЕС РЕДАКЦИИ; г. Липецк, площадь Плеханова, Дом печати, Те;тефоиш; редактора —. 4-67-18,-от 1 ютстве»ш>гт> емфетаря я .фотОжорреспондентя — 4^87-4.1, ________отдеяов! коммуиистического воспитания —4-66-12;.«омсомОльской жизни — 4-67-03,. р:а1цейся молодежи — 4-68-Об« висам-^ А-бв-Тбтаяорта— 4-66-07. «1075 ^ ^ ^ ^ Типография йздатедьства «Девинское дшмиз. Даае^)ж^ Шямуцалкнвв я*., Эак. № 4640;

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz