Ленинец. 1978 г. (г. Липецк)
3 ф ЛЕНИНЕЦ Наша Конституция гарантирует каждому возможность приобрести интересную специальность, найти свое место в жизни. И как бесче ловечны принципы общества, где за бота о подрастающем поколении под меняется заботой о прибылях моно полистов, а право на труд—горьким правом на... безработицу. МИРА ДВЕ ЮНОСТИ УЗБЕКСКАЯ ССР. Две с по ловиной тысячи специалистов— токарей, слесарей, крановщи ков, газо- и электросварщиков выпустило за семь лет своего существования Ташкентское городское среднее профессио нально-техническое училище Л 86. Сейчас здесь занимают ся более 400 человек. В про сторных классах и мастерских они изучают не только спе циальные дисциплины, но й об щеобразовательные предметы. В училище стало традицией устраивать встречи с героями труда, знатными людьми. На одну нз них пришел Степан Давыдович Коротков, кавалер орденов Ленина и Октябрь ской Революции, участник Ве ликой Отечественной войны. Фото Р. Шагаева. (Фотохроника ТАСС). О , СЕНЬЮ 1977-го го да более двух мил лионов выпускни ков профессионально -.техни ческих училищ пополнили со ветский рабочий класс, Алек сандр Александрович, какую роль_^ в обеспечении народного хозяйства страны рабочими кадрами играет система про фессионально-технического об разования? — Наши воспитанники со ставляют более половины пр 1 Г-' роста рабочего класса страны. Другая, гораздо меньш.ч.ч — Какой тип училища пред почтительнее? — Разумеется, два послед них'. Среднее ПТУ — это но вая форма подготовки квали фицированного рабочего. Она полностью отвечает требова ниям иаучяо-те.хцического про гресса, удачно сочетая в себе интересы и личности, и обще ства. Судите сами: за три—че тыре года учебы подросток ов ладевает современной про фессией и одновременно зна чительно повышает свой обще образовательный уровень. В х«шагев 11 т 1 п т 1 впвнвкп1!е«гг|Ее1вгеа1 ПРОФТЕХШКОЛА; От ремесленника до рабочего - интеллигента На вопросы корреспондента АПН Валерии ПРУТ отвечает "^Дседатель Государственного комитета Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию Алек сандр БУЛГАКОВ. { нш инн авиш аикиЕЕышш вш лннвЕ н гдпш часть — это выпускники сред них школ, приобретающие про фессию непосредственно н.ч производстве. В ближайшие го ды такая форма индивидуаль но-бригадного обучения, оче видно, сойдет на пет, пбо явно уступает в эффектнвпостн егч- цнонарной системе подготов ки. Ученые подсчихала, что выпускники профтехучллч.ц (ПТУ) достигают высокой степени рабочего мастерства в несколько раз быстрее тех, кто эмпирически овладевал про фессией на производстве... — Следовательно, контин гент учащихся ПТУ постоянно увеличивается? — За последнее десятилетне прием в профессионально - тех ническую школу вырос почти в два раза, а всего за это же время было выпущено столько же специалистов, ско.лько з.а предшествующие 25 лет. •— Каковы масштабы ны нешней системы профтехобра зования? — В стране сейчас около 6500 ПТУ, в которых обучается более трех миллионов юношей и девушек. В эти шесть с по.ло- виной тысяч входят несколько типов учебны.х заведишй; обычные ПТУ; так называемые средшш ПТУ (городские в сельские), дающие одновремен но со специальностью н обра зование в объеме, общеобразо вательной школы-десятнлеткп; и те.хнические училища (ТУ), принимающие молодежь после окончания средней школьи Е1Ш1НШШ1 свое время скептики недоуме вали: а нужно ли полное сред нее образование рабочему? Ведь такая подготовка обхо дится государству дорого? Ответить па эти " вопросы можно с нескольких позиций. Во-первых, система народно го образования в нашей стра не, а значит, и система проф техобразования как ее состав ная часть ставят своей целью воспитание гармонически раз витой личности, понимая под этим сочетание нравственного, физического п эстетического развития. Во-вторых, у нас введено всеобщее среднее об разование молодежи, которое, согласно повой Конституции СССР, становится обязате.ль- ным. А среднее ПТУ — одна из форм его получения. И в-треть их, нельзя сбрасывать со сче тов и чисто производственны= выгоды: рабочие со средним образованием примерно в два раза быстрее осваивают новую технику и технологию, чем те, кто не имеет за плечами деся тилетки. Кроме того, и боль- ши.чство самих профессий в эпо.ху научно-технической ре волюции требуют как .минимум среднего образования. —- Сколько ребят учится сейчас в средних ПТУ? — Полтора миллиона чело век. К 1980 году вся система профессионально • т е х и и ч'е- ского образования перейдет в основном на подготовку ква лифицированных рабочих - со средним образованием. — За десятую пятилетку в стационарных училищах наме чено подготовить примерно 11 миллионов квалифицирован ных рабочих, не менее чем в 2,5 раза должно возрасти и число рабочих со средним об разованием. И все-таки растет дефицит рабочих рук. Чем это объясняется? — Интенсивное развитие со циалистического производства, освоение новых экономически важных районов' (преимущест венно в Сибири и на Да.льнем. Востоке) требуют все большего’ числа специалистов. Немаловажную роль игра ют и демографические послед ствия Великой Отечественной войны: в активную трудовую жизнь вступили дети детей войны, а ронсдаемость в те го ды, как известно, была очень низкой... Кроме того, мы поте- ря.ли в той войне 20 миллионов человеческих жизней, в оспои- ном молодых и здоровых муж. чин. Решение пробле.мы видится, во-первых, в автоматизации н комплексной механизации про изводственных процессов. И во- вторых, в подготовке высоко- ква.лифццированных рабочих широкого профиля, способных быстро и легко ориентировать ся в смежных профессиях — Какие условия созданы для учащихся профтехшкол? — Все, воспитанники этих школ находятся на государст венном обеспечении. Кроме то го, они получают стипендии, а в период производствеиной’ практики и заработную штату,■ Годы ушебы засчитываются им как трудовой стаж. А самое важное: каждый выпускник по-- лучает работу по специалыю- — Какие перспективы откры ваются перед выпускником со временного. ПТУ? — Ленинградские социологи провели любопытный опрос. Большой группе командиров производства промышлеины.Х; предприятий был задан во прос: «Кем БЫ начали свою трудовую' деятельность?». И более 70 процентов руководи телей заводов и начальпиков цехов, свыше 75 процентов ма стеров и 85 процентов бригади ров ответили: «Рабочи.м». Та кова объективная статистика— почти три четверти нынешних лепииградских руководителей всех рангов, прежде чем за нять командные посты, проныл рабочие университеты. В числе воспитанников проф техучилищ бы.ти первый кос монавт планеты Юрий Гагарин, трижды Герой Советского Со юза Александр Покрышкан, конструктор космических ко- раб.лей Сергей Королев, ака демик Виктор Глушков, народ ная .артистка СССР Евгения Мирошниченко. Этот почётный перечень можно продолжить. (АПН), Агентство» печати Новости предлзгает вниманию читате лей статью, опубликованную газетой американских комму нистов «Дейли уорлд». У РОВЕНЬ детской пре ступности был бы " значительно ниже, если бы мы позаботились о том, чтобы подростки все силы отдавали работе. Безделье —■ одна из основных причин пре ступности». Это заявление в духе рабо владельцев XIX века было сде лано американским сенатором Марком Хэтфилдом в ходе де батов по поводу изменений в законе, определяющем до-пу- стимый возраст при приеме на работу. Сенатор, выступавший за «более широкое привлече ние детей к работе» был не одинок. Конгрессмены Р, Пэк- вуд, Э. Маскин, У. Хэтауэей, вы ступая в защиту поправки, по зволяющей 10 — 12 -летним ре бятам работать в летний пе риод в сельском хозяйстве, нарисовали идиллическую кар тину своего детства, когда О'ни собирали клубнику и картошку на собственной ферме. Однако министр труда США Рзй Маршалл имеет на этот счет другое мнение. «Сель ское ХОЗЯЙСТВО, — пишет он в о 5 >ициальном письме в сенат, — является сейчас крайне рис кованной отраслью экономики. Дети, работающие в поле, под вержены опасности отравле ния химикатами и получения травм от сельскохозяйственной техники». Активно выступает против привлечения детей к полевым работам Объединенный проф союз сельскохозяйственных ра бочих, В опубликованном не давно призыве его председа тель С. Чавес писал: «Сотни тысяч маленьких американцев в возрасте до 14 лет вынужде ны трудиться на полях, потому что алчные предприниматели отказываются платить их роди телям заработок, обеспечиваю щий прожиточный минимум... Мы должны избавить наших детей от тяжелого труда, голо да и несправедливости». На рассмотрении сената на ходится также предложение о введении для детей заработ ной платы ниже минимвльйюй. И у него нашлись адвокаты. Гу- вероаский институт при Стэн фордском университета в Ка лифорнии выпустил недавно брошюру «Молодежь й без работица». Ее автор профес сор Вальтер Уильямс доказы вает, что федеральные и го сударственные законы О мини мальной заработной плате дол жны быть полностью отмене ны. «Безработица среди мо лодежи, — утверждает он, — зкеплу- АТЙРУЮТ ДЕТЕЙ достигла столь вь 1 сокого уров ня из-за того, что предприни матели не могут платить зар плату ниже минимальной». Профессор Уильямс не заме тил основную причину без работицы недостаток рабо чих мест. Обратимся к статистике; в последние годы в США безра ботица среди молодежи растет в пять раз быстрее, чём сре ди людей старше 25 лет. С помощью измененного за кона власти пытаются решить проблему, вылившуюся в кри зис целого поколения. Если поправки будут приняты, пред приниматели получат резерв сверхдешевой рабочей силы, который они смогут использо вать в борьбе против таких боевых организаций трудя щихся, как Объдиненный проф союз сельскохозяйственных рабочих. Прогрессивная обществен ность США требует коренного решения проблемы безработи цы на демократической осно ве. (АПН). Прогрессивная молодежь Западного Берлина активно вы ступает за политические и социальные права молодого поколе ния, требует широкой демократизации системы образова ния, ликвидации массовой безработицы среди юношей и де вушек. В упорной борьбе приходится ей добиваться обеспече ния элементарных прав человека на труд и образование. НА СНИМКЕ: полиция разгоняет студенческую демонстра цию- (Фотохроника ТАСС),
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz