Ленинец. 1978 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1978 г. (г. Липецк)

3 ф ЛЕНИНЕЦ Наша Конституция гарантирует каждому возможность приобрести интересную специальность, найти свое место в жизни. И как бесче­ ловечны принципы общества, где за­ бота о подрастающем поколении под­ меняется заботой о прибылях моно­ полистов, а право на труд—горьким правом на... безработицу. МИРА ДВЕ ЮНОСТИ УЗБЕКСКАЯ ССР. Две с по­ ловиной тысячи специалистов— токарей, слесарей, крановщи­ ков, газо- и электросварщиков выпустило за семь лет своего существования Ташкентское городское среднее профессио­ нально-техническое училище Л 86. Сейчас здесь занимают­ ся более 400 человек. В про­ сторных классах и мастерских они изучают не только спе­ циальные дисциплины, но й об­ щеобразовательные предметы. В училище стало традицией устраивать встречи с героями труда, знатными людьми. На одну нз них пришел Степан Давыдович Коротков, кавалер орденов Ленина и Октябрь­ ской Революции, участник Ве­ ликой Отечественной войны. Фото Р. Шагаева. (Фотохроника ТАСС). О , СЕНЬЮ 1977-го го­ да более двух мил­ лионов выпускни­ ков профессионально -.техни­ ческих училищ пополнили со­ ветский рабочий класс, Алек­ сандр Александрович, какую роль_^ в обеспечении народного хозяйства страны рабочими кадрами играет система про­ фессионально-технического об­ разования? — Наши воспитанники со­ ставляют более половины пр 1 Г-' роста рабочего класса страны. Другая, гораздо меньш.ч.ч — Какой тип училища пред­ почтительнее? — Разумеется, два послед­ них'. Среднее ПТУ — это но­ вая форма подготовки квали­ фицированного рабочего. Она полностью отвечает требова­ ниям иаучяо-те.хцического про­ гресса, удачно сочетая в себе интересы и личности, и обще­ ства. Судите сами: за три—че­ тыре года учебы подросток ов­ ладевает современной про­ фессией и одновременно зна­ чительно повышает свой обще­ образовательный уровень. В х«шагев 11 т 1 п т 1 впвнвкп1!е«гг|Ее1вгеа1 ПРОФТЕХШКОЛА; От ремесленника до рабочего - интеллигента На вопросы корреспондента АПН Валерии ПРУТ отвечает "^Дседатель Государственного комитета Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию Алек­ сандр БУЛГАКОВ. { нш инн авиш аикиЕЕышш вш лннвЕ н гдпш часть — это выпускники сред­ них школ, приобретающие про­ фессию непосредственно н.ч производстве. В ближайшие го­ ды такая форма индивидуаль­ но-бригадного обучения, оче­ видно, сойдет на пет, пбо явно уступает в эффектнвпостн егч- цнонарной системе подготов­ ки. Ученые подсчихала, что выпускники профтехучллч.ц (ПТУ) достигают высокой степени рабочего мастерства в несколько раз быстрее тех, кто эмпирически овладевал про­ фессией на производстве... — Следовательно, контин­ гент учащихся ПТУ постоянно увеличивается? — За последнее десятилетне прием в профессионально - тех­ ническую школу вырос почти в два раза, а всего за это же время было выпущено столько же специалистов, ско.лько з.а предшествующие 25 лет. •— Каковы масштабы ны­ нешней системы профтехобра­ зования? — В стране сейчас около 6500 ПТУ, в которых обучается более трех миллионов юношей и девушек. В эти шесть с по.ло- виной тысяч входят несколько типов учебны.х заведишй; обычные ПТУ; так называемые средшш ПТУ (городские в сельские), дающие одновремен­ но со специальностью н обра­ зование в объеме, общеобразо­ вательной школы-десятнлеткп; и те.хнические училища (ТУ), принимающие молодежь после окончания средней школьи Е1Ш1НШШ1 свое время скептики недоуме­ вали: а нужно ли полное сред­ нее образование рабочему? Ведь такая подготовка обхо­ дится государству дорого? Ответить па эти " вопросы можно с нескольких позиций. Во-первых, система народно­ го образования в нашей стра­ не, а значит, и система проф­ техобразования как ее состав­ ная часть ставят своей целью воспитание гармонически раз­ витой личности, понимая под этим сочетание нравственного, физического п эстетического развития. Во-вторых, у нас введено всеобщее среднее об­ разование молодежи, которое, согласно повой Конституции СССР, становится обязате.ль- ным. А среднее ПТУ — одна из форм его получения. И в-треть­ их, нельзя сбрасывать со сче­ тов и чисто производственны= выгоды: рабочие со средним образованием примерно в два раза быстрее осваивают новую технику и технологию, чем те, кто не имеет за плечами деся­ тилетки. Кроме того, и боль- ши.чство самих профессий в эпо.ху научно-технической ре­ волюции требуют как .минимум среднего образования. —- Сколько ребят учится сейчас в средних ПТУ? — Полтора миллиона чело­ век. К 1980 году вся система профессионально • т е х и и ч'е- ского образования перейдет в основном на подготовку ква­ лифицированных рабочих - со средним образованием. — За десятую пятилетку в стационарных училищах наме­ чено подготовить примерно 11 миллионов квалифицирован­ ных рабочих, не менее чем в 2,5 раза должно возрасти и число рабочих со средним об­ разованием. И все-таки растет дефицит рабочих рук. Чем это объясняется? — Интенсивное развитие со­ циалистического производства, освоение новых экономически важных районов' (преимущест­ венно в Сибири и на Да.льнем. Востоке) требуют все большего’ числа специалистов. Немаловажную роль игра­ ют и демографические послед­ ствия Великой Отечественной войны: в активную трудовую жизнь вступили дети детей войны, а ронсдаемость в те го­ ды, как известно, была очень низкой... Кроме того, мы поте- ря.ли в той войне 20 миллионов человеческих жизней, в оспои- ном молодых и здоровых муж. чин. Решение пробле.мы видится, во-первых, в автоматизации н комплексной механизации про изводственных процессов. И во- вторых, в подготовке высоко- ква.лифццированных рабочих широкого профиля, способных быстро и легко ориентировать­ ся в смежных профессиях — Какие условия созданы для учащихся профтехшкол? — Все, воспитанники этих школ находятся на государст­ венном обеспечении. Кроме то ­ го, они получают стипендии, а в период производствеиной’ практики и заработную штату,■ Годы ушебы засчитываются им как трудовой стаж. А самое важное: каждый выпускник по-- лучает работу по специалыю- — Какие перспективы откры­ ваются перед выпускником со­ временного. ПТУ? — Ленинградские социологи провели любопытный опрос. Большой группе командиров производства промышлеины.Х; предприятий был задан во­ прос: «Кем БЫ начали свою трудовую' деятельность?». И более 70 процентов руководи­ телей заводов и начальпиков цехов, свыше 75 процентов ма­ стеров и 85 процентов бригади­ ров ответили: «Рабочи.м». Та­ кова объективная статистика— почти три четверти нынешних лепииградских руководителей всех рангов, прежде чем за­ нять командные посты, проныл рабочие университеты. В числе воспитанников проф­ техучилищ бы.ти первый кос­ монавт планеты Юрий Гагарин, трижды Герой Советского Со­ юза Александр Покрышкан, конструктор космических ко- раб.лей Сергей Королев, ака­ демик Виктор Глушков, народ­ ная .артистка СССР Евгения Мирошниченко. Этот почётный перечень можно продолжить. (АПН), Агентство» печати Новости предлзгает вниманию читате­ лей статью, опубликованную газетой американских комму­ нистов «Дейли уорлд». У РОВЕНЬ детской пре­ ступности был бы " значительно ниже, если бы мы позаботились о том, чтобы подростки все силы отдавали работе. Безделье —■ одна из основных причин пре­ ступности». Это заявление в духе рабо­ владельцев XIX века было сде­ лано американским сенатором Марком Хэтфилдом в ходе де­ батов по поводу изменений в законе, определяющем до-пу- стимый возраст при приеме на работу. Сенатор, выступавший за «более широкое привлече­ ние детей к работе» был не одинок. Конгрессмены Р, Пэк- вуд, Э. Маскин, У. Хэтауэей, вы­ ступая в защиту поправки, по­ зволяющей 10 — 12 -летним ре­ бятам работать в летний пе­ риод в сельском хозяйстве, нарисовали идиллическую кар­ тину своего детства, когда О'ни собирали клубнику и картошку на собственной ферме. Однако министр труда США Рзй Маршалл имеет на этот счет другое мнение. «Сель­ ское ХОЗЯЙСТВО, — пишет он в о 5 >ициальном письме в сенат, — является сейчас крайне рис­ кованной отраслью экономики. Дети, работающие в поле, под­ вержены опасности отравле­ ния химикатами и получения травм от сельскохозяйственной техники». Активно выступает против привлечения детей к полевым работам Объединенный проф­ союз сельскохозяйственных ра­ бочих, В опубликованном не­ давно призыве его председа­ тель С. Чавес писал: «Сотни тысяч маленьких американцев в возрасте до 14 лет вынужде­ ны трудиться на полях, потому что алчные предприниматели отказываются платить их роди­ телям заработок, обеспечиваю­ щий прожиточный минимум... Мы должны избавить наших детей от тяжелого труда, голо­ да и несправедливости». На рассмотрении сената на­ ходится также предложение о введении для детей заработ­ ной платы ниже минимвльйюй. И у него нашлись адвокаты. Гу- вероаский институт при Стэн­ фордском университета в Ка­ лифорнии выпустил недавно брошюру «Молодежь й без­ работица». Ее автор профес­ сор Вальтер Уильямс доказы­ вает, что федеральные и го­ сударственные законы О мини­ мальной заработной плате дол­ жны быть полностью отмене­ ны. «Безработица среди мо­ лодежи, — утверждает он, — зкеплу- АТЙРУЮТ ДЕТЕЙ достигла столь вь 1 сокого уров­ ня из-за того, что предприни­ матели не могут платить зар­ плату ниже минимальной». Профессор Уильямс не заме­ тил основную причину без­ работицы недостаток рабо­ чих мест. Обратимся к статистике; в последние годы в США безра­ ботица среди молодежи растет в пять раз быстрее, чём сре­ ди людей старше 25 лет. С помощью измененного за­ кона власти пытаются решить проблему, вылившуюся в кри­ зис целого поколения. Если поправки будут приняты, пред­ приниматели получат резерв сверхдешевой рабочей силы, который они смогут использо­ вать в борьбе против таких боевых организаций трудя­ щихся, как Объдиненный проф­ союз сельскохозяйственных рабочих. Прогрессивная обществен­ ность США требует коренного решения проблемы безработи­ цы на демократической осно­ ве. (АПН). Прогрессивная молодежь Западного Берлина активно вы­ ступает за политические и социальные права молодого поколе­ ния, требует широкой демократизации системы образова­ ния, ликвидации массовой безработицы среди юношей и де­ вушек. В упорной борьбе приходится ей добиваться обеспече­ ния элементарных прав человека на труд и образование. НА СНИМКЕ: полиция разгоняет студенческую демонстра­ цию- (Фотохроника ТАСС),

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz