Ленинец. 1978 г. (г. Липецк)
ЛЕНИНЕЦ ЛЕНИНЕЦ ттш й СШРНЫЙ - СТРОЙКИ УЛШЙЯ! Фото М. Косова. В корпусе № 1, где мы по бывали, сверху то и дело сы пались искры зпектросварки. Слышны 6 ри 1 гадирсК'Ив кома 1 Н- ды — «вира», «майна». И вот уже очередной огромный злектродви 1 Г*тель установлен на фундамент. Здесь, где про ходит О'Сноаная лииия техко- ло'гическо1го процессе саха1ро- варе 1 Н 1 Ия, царит •налря.же 1 нный трудовой ритм. Он не затихает и во вторую и третью смены. «Горячей» точкой стали и га лерея подачи свеклы между 1 и 2 корпуса/Аи. С ©а аа- крыпиам, которое должно со стояться в ближайшие сутки, значителыно при| 5 лиаи 1 тся глааная цель — получе 1 Нив про дукции на заводе. Выполняет эту ответств 8 н.вую операцию комсомольско - молодежная бригада Але 1 КсвН|Дрв Черньг- шо'ва из управления «Сталь- конструкция-2». По итогам со циалистического соревнования прошедшей недели атому коллективу вручено пе.оехо- дящее Кресиое эна,мя обкома ВЛКСМ. На строительной. площадке, где возводится галерея, мы встретились с секретарем ком сомольской орг»низаци 1 и «Стальком1Стру1КЦия-2» Аното- Лучшая бригада лием Зайцевым. Вот что он рассказал о ребятах-монтэж- ии 1 ках, об их ударном труде в предпусковой пС|рнод. — В нашем управлении шесть «01МС0МОЛЬСК0-М0Л0- дежных .бригад. Но лучшей из них по праву считается коллек- тнз Александра Чернышова, гсоторый трудится здесь, на ДобримскО'М сахарном. Бой цовский настрой, который всегда б_ьш у ребят - м 01 нт еж- ников на возведении до мет кой печи N 2 6, сейчас не **с- СЯ 1 )!, Наоборот, этот комсо- мскльско-молодежный коллек тив рабочих полон решимо сти развить лучшие традиции. Всесогазмой ударной. Я не помню, чтобы смежни ки жаловалмсь на бригаду Александра Чарнышова. Фронт работ ребята предо ставляли всегда вовремя. И это не удивительно. Сто -прид- цать «“ «то сорок пГроцинтов выработки — вот, их постоян ная дн« 1 внвя норма. Как на корпусе N 2 1 , где они работа ли ранее, так и сейчас, на закрытии гэлгреи. Ко.мсомольцы - мо.нтаж;н 1 «и нашего управлания, в том чис ле и из бригады Чернышова, рощили . выйти на р.эботу в один из ВЫХОД 1 КЫ.Х,,. дней. ЭтО’ГО требовали иятсрзсы стройки. Рабочие других под- раэделечкй не: паддержалм. И это явилось о т о одним ша гом к тему, чотбы завод был пущен как можно скорее. ^айчес ребята из боигады Але 1 К'сандрз Черньшо»в уже заканчивают возложенные на , Н'И« работы в галерее пода|Чи Уверен, что ксмсс.мольцы- монтажни.ки Але 1 !ссеч'дра Чер- ницыова по итогам года будут из лучших не только в 'нашем.. упра«,гге 1 нии «Сталь- конструкция- 2 », но и на всем комплг«се строительства Доб- ринского сахарного. Об этом гоаорйт их ударный труд, по лученное за победу в социа листическом сорезнсвачии Красное ?,чамч обкома ВЛКСМ. 6 . РОМАНЦОВ. Мастера многих профессий участвуют в сооружвши Дебр кнекего еахврксго зазодг. И одна из главных «пецмвлькоствй ка завершающем этапе етроктея!ыгтва — зпг«трел<ок- ^*П^уд»^ому трудятся здесь эти верни из известной бригады К. М. Д емы |«Югееосток- »пвКтромвитаж-2»1. - ^ ,, • НА СИИМКб: влектромомтажиини Виктор Томазов, Виитор Саммшин к Михаил Мк 1 агт«. Фото Е. Семохиаяова. ВЫБОР ЦЕЛИ В стречей за «круглым столо шуюся на страницах нашей г< ке». В разговоре прнкя.ли уча олэг (полктехмический икстит ККЦ-2 и Д. ГУСЕВ—нЕчальчмк пургичеекмй завод!, 3. ПОЛЯК ская поликлиника № {], В. ЗА дельщнков и Л. ПОКАЧАЛОВА «Литейщик» {«Центролит»!. авершаем развернув- зсты дискуссию о «середкя- стио Е. ЕМЕЛЬЯНОВА — соци- ут1, М. ГУСАКОВ — электрик участка (Нодо.типоцкмй метал- ОВА — врач (Липецкая город- БОРОЗСКИН — бригадир мо- корреспондект газеты Д. Гусев; — Поскольку наш «круглый стол» завершает дис куссию, я хочу сразу начать с главных позиций, вызвавших спор. Со МНОГИМ 1 И участниками ,разговора — прямо скажу — не согласен. И, прежде всего, с самой оцЕ-кой «середняка», как человека паосиа^ного, рав нодушного. Ведь кто они такие, «серед- няки»? Это же осноакая мас са рабочих!. . Передовиков-то можно по пальцам пересчи тать! И это о-сте 1 ствен 1 и,о, пото му что они - - маяки, првво- фпг«говыэ, лервопроходцы. В. ЗзберовсКий: — Верно, Дмитрий Пазлович! «Серед няк» на п 1 роиэ 80 Д:Стза вовсе не негатианое явление. Он и дисц,иКлину не нарушает, и че.лов'ёк надежный. Передовик О'пэрацига, долустим, за 30 ми нут вьЕпоянит, а «се|Редня 1 К»— за 40, но также добросовест но. Бь 1 Строг он просто не мо- ж'ат. Пока, во всяком случае. М. Гусехов; — А я думаю ин'аче. «Ссредчяк» — это че ловек, работающий ниже сво их возможностей. Тут, очевид но, надо преве 1 сти прамь меж ду тем, кто может *работать хорошо, ко не работает, и тем, кто хочет работать луч ше, но еще не может. То есть нельзя равнять среднего рабо чего и «середняка», который работает только от звонка до звонка, устраняется от актив ного участия в общественной жизни, которому все безраз- Д. Гусев: — Разговор о «се редняке», поднятый газетой, свое 18 ремеме 1 Н. У нас две край ности. Мы или хвали.м передо виков или ругаем отстающих. И совсем зе6ь»ваем о «се!ред- . няке». Он вьетал из нашего по- А*между тем, «середняк»— это оенов 1 ная производст венная сила, среда, питающая и тох, .кто становится лидером. Я нмею в виду-трго «середня ка», которого Гусаков назвал средним рд| 6 очим. Различие здесь, действителыно, делать необх 01 ДИ 1 мо. Середня чество — это не с;редк 1 ие по казатели работы, это жизнен ная позиция, если хотите, — философия мвщаинна. В. Ззбэровский: — А где же ее .истоки? Кто виноват в том, что среди нас есть «с.эредня- ПрИ1ХОД;И1Т как-то к нам ■уст раиваться один парзчь. «Зеле ный» совсем. Неизвестно еще, что умеет делать. Зато первь|й в.олрос; «Какая зарплата?». По- вимтете? Не какая ра|ботв, а какая зарплата. Я думаю, пре жде всего, с родителей надо спрашивать. -Не зря вэдь гово рится: ребенок — з-аркало М. Гуса:<зв: — Не с них од них. Разве вы не сталкивались с фасетами, когда в хорош.ей, трудовой семье вырастает бе.з- дЕльн-ик? Или рвач. И наобо рот. Нельзя забывать о роли в воспитании школы, завода, ку да приходит вчерашний вы пускник. Е. Емельянова: — Е точе ние года зворческая группа нашего института вела кон кретные социологические исследования по теме «Про- фсссис.чальная ориентация и адаптация рабочей молоде- . Выбор этой проблемы не случаен. По данным социоло гов, молодежь в возрасте от 18 до 25 лет составляет около 65—80 процентов увольняю щихся с предприятий. Заводы Липецка не являются исключе нием. Юноши и девушки ищут свое место в обществе, и этот поиск не прост. Наша работа велась в не скольких направланиях. Побы вали в общежитиях завода, где говорили с ребятами в обста новка нопрнн 1 ужда«.ност 1 И. Поз:накомили 1 Сь с практикой отдела кадров завода, с по? станоажой профор 1 иентаци 1 И в школах тракто|ро 3 аводского М'Икрорайо 1 на, с деятельностью К 0 М 1 И 1 гета ВЛКСМ ЛТЗ П'З за<рсплению молодых кадров. Наконец была раз 1 работа 1 на анкета и.проведен опрос мо лодежи в возрасте от 18 до 23 лет в четюрнадцати цехах. . С теоретической и пр'в|кти- ческой точки зрения ■особое значечио имеет первый этап включения в трудовой кол лектив. У него есть свои «кри тические сроки». Болеэ 70 про центов увольнений приходятся на парвь»© три года, а в этом отрезке времени 01 пять-та 1 ки свои «пики» — полгода и пол тора года. Если раньше при поступле нии многих, в первую оче редь, инте.ресовал заработок, то теперь во главу угла ст§- вится само содержание труде, его условия. Это естественно, и не надо корить молодежь за якобы «непомерную» тре бовательность, которую иные готовы счесть капризами, а необхо,димо учитывать эти за просы, продиктованные вре менем, уровнем интвллекту- ального и духсеного развития. В числе прочих вопросов, заданны,X нами молодым ра бочим, были и такие: «Что но вого появилось в вашей лгиэни после поступления ка завод?». Лишь 0 ;дин—два процеит-а оп рашиваемых отметили какие- то перемены. «Есть пи у вас перспектм,вы роста, с вам'И об этом кто-ни будь говорил?». На этот воп рос мы услышали едннодуш- Пятьдесят проце,нтов мо лодежи жаловались, что в са мый трудный — начальный пе риод — не ИМ 0 ..ЛИ постоявного рабочего места, около 70 про центов не справляютез с кор мой. Учв 1 стие в социалистиче ском ‘ сорав,нован1ИИ новичков, как выясни,.лось, носит чисто форма, льнь!Й ха)рактс,р. Как видим, по-настоящему с молодежью у нас П 01 ка ра ботают нодостаточко. Вот, к приме,ру, спрашиваем ребят, п,ро.работаеших год на ЛТЗ, как о,ни полагают, замечено ли их появление на заво,це, про явила л,и заинте|р 0 ,со,вЕ,Н 1 Ность в них вдм,ин,истрация? Только во семнадцать процентов сооб щили, что с ними беседовали руководители коллактивов. Как проходят первые меся цы падро,ст.ко,в ■ в коллективе? За этим серьезно изо дня в дань не сле,дят. А ведь это М.ОГЛО бы пом,очь р,ешить столько пробла,м! И уверенз, снизилось бы чисЛ'о увольнякэ- Еще один поразито-пькый факт. Только 40 процентов ьо- вичков имеют настэвниио-в. Анализ со‘Ц,ио,лотческой ин- фо,рма,ци'И по,казал, что пе,р- Еые Бпечатлакия о производст ве и людях оказывают реша ющее Ели.янне ка новичков, определяют их желание остать ся или уйти. Начало работы связано с процессом про- фес сио,нельной и социально- поихологической адаптации молодого чело.ве«а. И тут немаловажная роль принадлежит наставникам, ру ководителям производства. Дово,льно продолжительно^ врсАтя ц''н-ас бытовапоЗ?мнен^ что. глгщиым для рукет производства является попнение плана, а умение в! питывать людей-, управл ими, не принималось маиие. Мы выпускапи ров без знания психологии. Времена изме,Н!Или,сь. Се| дня ответ на воярю*, станет, человек командиром про1 водства, зависит от его с собности находить ко,нта,;п’ людьми. В овладе,.н1ИИ на'ук^ управлять людьми мы емся помочь трак 10 ‘розав< иам. Читаем лекции начальни кам цехов, маете,рам, энвко- мим с ма,териаламн исследо- Кэк жаль, что нет по,ка - ка заводе должности, педагога- наставвика! .Не каждый ведь может стать воспитателем. Эта обязанность у нас. возлагается на мастера!- Мь» научили под- роб,но вопрос. ГТроводили ис- ■сле|ДО|Вави© личнвети мастера в трех пластах: первая анкета мне.ни,е ра бочих О мастере, вторая — вьисказывания самого масте ра, третья характеристика его выше,стоящ,ими руко,веди-. УЖЕ, как говоЕЯТ, выг, шла-; из. кпАсамоЯьскогС:,;' возраей, ,ло-все-таки ре- ; написать ва-м. Работаю- То'Волипецком металлурги- заводе. У .меня хоро,щая^ о,та, семьй;-ра,о®т сын. ,Мы испытываем н чб.ч-либо не- татка. Как и в любой квар- ,е, в иа-шей есть и телеяиэо,р, магнитофон, и проигрьша- ь. Все вроде .бы есть. Д . Ч.НО. Нет, я говорю не о> скуке, когда .здияться не- . . ,К ак , раа'. на.обо,р.от. Ио;,.. ‘ (ючасм "телевизор.-г- траяс- Чируетея^,.симфонический ко«-, церт, переключаем на-другую про-гра’мму. Сколько'раз мы с мужем пытались ,до конца до слушать такую : передачу! Увы.,. Воли не даатало, Я по нимаю, стыдно рб этом го,во- ; рить, не принято. А .м,не надо ело притворяться. Да-да, при творяться. Ведь когда, напри- ме,р, кто-то ..захо,дит к нам из друзей, мы то,же хвастаем . .им коллекциями пластинок, в ко- лррой есть и Чайковский,- и "етховен, - и .Римский-Кореа- кав... -Друзья -с восхищением Цгеребирают иж, восторгактпея, ■аже опрашивают, где'достали. ДЛЯ кого ЗВУЧИТ МОЦАРТ? Ну, сейчас бросятся покупать... А даже никто нвко-гда: .йе-ио-- просил поставить • какую-либо, из .этих пластинок. Посмотрят,: поахают, а слушают за,рубеж-- пую эстраду; Да и мы еами- выбираем, что. полегче! для ме 1 Ш( ка,к и для моих зна комых, эта пластинкй -всего лишь дань моде-. Та-К'Првнятог ; А ведь есть же люди, кото-:, рые действительно ■разбир ают-- ся и в музыке, и в живописи. Совсем недавно в ново-м мага-?, згме -«Мелодия» я встретила-., пожилого мужчину, который у . всех спрашивал, не уступит ли. ему кто Мо-царта. С перепла той. У сына свадьба, он хотел подарить ему. Парень учится в, музыкальном у'чйлище, Я отда-» ла мужчине пластинку,: Просто- так. Во-первых,- меня поразило то, что отец, на сва,дьбу ’ сыну, да.рит не мебель, не хрусталь,- Как, рпро,чем, принято ; кол-; лекционирова-ть книги. Имен-, но ко.ллекцио,нировать. Ломят-, ся в нашей квартире полки, на которых стоятпрО'Изведеиня классиков п которые мы года ми не открываем (может, сы-^ ну пригодятся). В кругу дру-' зей восхищаемся Вознесен ским, ЕвхушеНАй (а дома, что бы нккто не . знал,- .чи'|а'ем де тективы) Почему об -этом вслух :нс г.ОЕорим?,.Да..' П 0 ТО 1 МУ . что мещ,акй,мй назвать , могут. Или подумают, что мы сов ременные ,люди. А ведр- мы совремешые: . имеем высшее образова'нне, модгю одеты, сын наш . учится. .-.:. ;В музыка-льн.О'й- школ^,.'ЧТО тоже модно. Увле каемся -эстрадой^ ходим ,па: кО!гн,ер|ы,- читаем немало. Но вот меня мучнт все тот же воп- .р.бс:..;как,-здчем ,/мы это дела ем? Что нз,того, если я так и ‘^ е научилась слушать боль шую музыку, смотреть на картины великих художников! НеГ'наушилаэ?.. Йознольте, а кто учил меня? Конечно," гово- ря^, что прни.мать классику да но не каждому. Дозмож-но. Но вот V меня и музыкальный слух :ё с т ь ,и ..Маяковашго. я люблю. Значит, не такой.уж я пропащий человек- Кто же‘-по-. \шр хше’раАоб-раться в ветнн- вых ценностях? - Вспоминаю школьные .уроки ,пе,чня и,’К]>рме^двсенки ,о'ян^-„ нерском звене,'* чго-тр других не нргшомню’. .Мы рарцевйлп ее и в чегцертом, в’ седьмом .классе. Ро-дитеЛи-.устррнлн. в музыкальную шк-олу ^ одоле ла «гамму». Теперь «Чижика» -могу сыграть. В институте нам преподавая»- эсте 1 !|йбу,. ‘ а ' мы прогуливали — не -основной предмет. А вот« теперь только сама себе признаюсь в ущерб ности. И уже сейчас меня воя-^ нует сын. -Он учится .» первом классе. По вечерам мы ведЫ разговоры , о школе,'уроках. Решаем за:дачи, тгшем слова, .читаем. Когда же .начинаю спрашивать у него об уроках пения, рисования, узнаю себя: пели про елочку, рисовали са молеты. А тр вдруг слышу: у . нас не было рйсаваиия,' 1 ютр.му .что не успели решить задачу гг была математика... Вот так-то. Математика — это хорошо. Но как. же бить с эстетиче ским воспита.нием? И особен но в шкоде? Ведь там на-ч.ила- -ется инженер, : летчик, физик. . Там начинается сов-ремеаный ■человек, которого дол.жяы вол- .новать и его профессвональные проблемы, и общечеловече- .!.екие. Эстетически воспнтаи- ‘ Н-ый ч.©лове,к не сможет ело- .мать деревце, оставить в лесу. . после себя гору мусора. Как ■.же в.аспитать такого человбка? Сыновья растут... о д а < ^ В Е к н 9 . - | | | | ^ ^ п с ^ т г и Ц Е С к и й Я ЗАВ ЕРША Е,\4 ДИСКУССИЮ О «СЕРЕДНЯКЕ» ДАВАЙТЕ ПОДУМАЕМ Письмо КЗ имеет обратного адреса. Однако вопросы, кото рые ставит читатель, нельзя оставить без ответа. Да и одно значным ответ быть не может. Давайте вместе подумаем н ад проблемами, которые за тронуло письмо. Почему, в сам ом деле, мы порой не исполь зуем огромные возможности, предоставленные нам для ду ховного обогащения! Почему в полупустых залах выступают известные скрипачи и пианисты, камерные ансамбли, симфонический оркестр, га стролирующие в. Липецке! Почему хлопают двери в кинотеатрах города, когда на экранах демонстрируются такие фильмы, как «Степь». «Ле генда о Тиле», «Неоконченная пьеса для механического пиа- Почему так мало посетителей в нашем Выставочном зале, хотя его открытие с таким нетерпением ждал весь Липецк! В школьном расписании неизменно присутствуют урок пения, урок рисования. На этих уроках редко кому ставят двойки. Считается,'что каждый успешно освоил программу. А как вы считаете, помогла ли вам шкога понять и по-настоя щему полюбить музыку Бетховена, Баха, Шостаковича, живо пись Репина, Серова', Корина! В области сотни дворцов и домов культуры, клубов, музы кальные школы, училища, театры, филармония... Достаточно пи их влияние на развитие эстетических начал в воспитании молодежи! Итак, вопросы поставлены. Мы ждем ответов. Мы ждем ответов от педагогов и музы кантов, от руководителей культпросветучреждений и участни ков художественной самодеятельности, от рабочих и студен тов — от каждого, кого волнует эта тема... Для начала разговора мы попросили ответить на письмо в редакцию заслуженного деяте ля искусств РСФСР, лауреата Государственной премии СССР, композитора Юрия Абра мовича ЛЕВИТИНОВА. Наш корреспондент встретился ; с ним в Союзе композиторов СССР. Ра)^матриваГ|*( мастиф, как организатора производства, о.зганизатора колле«тива и, наконец, квк”ляч#юсть. Наибо лее низкие, оценки мастера получили за управление людь ми. Это ведь не проиэводст- вечные показатели, на опера тивка* об этом речь обычно не идет. А напрасно. Ведь нее всех соприкасается с л-одежью- И|Ме 1 К 1 НО мастер. ■Я не случайно так подроб но ра|ССказыва|Ла об исследо ваниях, проЕ«-деч,ных нашей группой. .Они СВ.МЫМ непо- средственнйм образом свя заны с темой нашего сегод няшнсго разговора о «серед ня«е» и высвечив-ают ее с но вых сторон. «Сооед-ня-к» н-а'ЧИ|Нает-ся в колективе, где молодой рабо чий йлохо адаптируется, не может найти'себя,,^ Ему нужна помощь, поддержка, а ом ее КЗ получает. Та;с же, как не до стает ему квалифицировэнной кс,К 1 сул.ьтаци 1 И, зсо-в-ета, реко- ' А вот на «Уралмаше», к прзи- м-зру, создаиа специальная социально -- фиэко.погичеС 1 КВЯ лебератория, в которой вра чи и социологи посла подооб- ного з-накоМ'СТва с молодым рабо-ч-им ре«оман(Дуют про фессию, которая ему бы по дошла. Д. Гусев:. — ...Я думаю, это* опыт хорощо ^ыло бы пере- Е. Пмсльрксза: — В то же В|ремя семью . сбрасьшать со счетов нельзя. При опросе, - о которо.м рассказывала,- на воп- ро.с к вно^ поступившим:..по чему пошли на завод? ■— боль- шикстБО ответило; «Пссевето- валм родители». Е. ЗаЕорзвскнй: — Мне ка жется, этот ответ легко бы| предугадать. Родители игр| глазную, роль и в воопитачи!^.^ в вьтборе жизненмого пути, А вот школа, по-моему, мало по мотает выпускнику в опреде- лании профессии. А1 Гусаков; — Можно два споаа о себе? В нашей школе, У ВАЖАЕМАЯ И. К.! человека, любящего и знающе-• классику нет». Это все равно то только настойчивостью и В письме вашем го глубоко литературу и в то что человек бы сказал: «Ли- упорным трудом. Что это зна- - подняты ■важные вопро- же время относящегося с пре- . тература? Я читаю только чит? А значит это то, что надо сы, волчующие не только вас небрежением к серьезной му- шестнадцатую страницу «Ли- много и упорно слушать музы- лнчно, но й многих людей, в зьке, живописи. . ; тературной газеты» и. «Кро- ку, так же, как и читать на гом числе и меня самого. Второй вопрос — собственно, кодил» А Чехова- там или стоящую литературу надо тересны. Они многому могут научить, не говоря уж о на- слажденин, которое доставля ет прекрасное исполнение ЗАСЛУЖЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ ИСКУССТВ, ЛАУРЕАТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРЕМИИ СССР, КОМПОЗИТОР Ю. Л. л пв и тин о в ПУСТЬ МОЦАРТ ЗВУЧИТ для ВСЕХ! Письмо, мне кажется искрви- ним, хотя кое-где и противо речивым. В. нем нееколько во просов, которые мне хотолось бы разграничить. Iодной экскурс! завод. И вот однажды отец по вел меня туда, Впечатление --- очень сильное. Так понрэви- (Окончаиие на 4-й стр.). Первое .— об эстетическом воспитании детей, ю;чошоства, ВЗРОСЛЫХ людей. Паше госудааство делает МНОГО для людей — оно бес- п-патно учит, лечит, предо-став- ляет работу и многое другое. Это, как мне кажется, порож дает иногда привычку к не коему иждивенчеству. «Я не научилась понимать музыку, живопись. Позвольте, в кто учил МОНЯ?» — пишете’^вы. Ну, во-первых, выясняется, что ВСЕ же учили. И в школе были уроки литературы, рисования, пения, и в институте препода вали эстетику, с которой вы сами убегали. А во-вторых, что же вы сделали сами для того, чтобы «понимать», как вы говорите, искусство? Надо са,мой думать о том, как раз решить волнующие вас во просы и действовать, а не ждать, что кто-то разовьет Уверен, что пожилой “■(скавший пластинку «•котором вы пише- кдал, чтобы его вос- питьшапи, 01 Н занимался этим Вы пишете, что полки у вес ломятся от книг, но вы их не читаете, а читаете только де тективы. Но если вы пони маете, что это не хорошо, от чего же не перемените своего ОТНОШЕНИЯ к литературе? Чи тайте классику, современную художественную литературу, ведь это основа эстетических знаний. Не может бьпь, кст'атй. о музыке. К сожалению, в на шей ЖИ 31 НИ в п 0 |След:нсе время заметен ■значительный пере кос в пропаганде, исполнении, эв^учании, по радио и телеви- .демию легкой музыки, музыки эстрадной за счет классиче ской и современной серьез ной музыки. Это, конечно, но значит, что я вовсе как бы отрицаю легкую музыку, джаз, песни. Это было бы глупо с моей стороны, Я и сам немало написап музыщ в этом жвнре. »Но я всегда понимал разницу между, к примеру, песней моей «Палуба»-и-з кинофильма «Коллеги», в свое время до статочно популярной и, ска жем, «Реквиемом памяти пав ших героев», каписенным 'мною вскоре после войны. Толстого — не читаю, не люб лю». Это потребительское от ношение к искусству — хочу, чтоб меня развлекали. Оно говорит о низком уровне раз- Я не люблю в применении к музыке глагол «понимать». Что значит понимать музыку? Это ясно в чисто профессио нальном смысле: композитор и музыковед, разбирая то или иное произведение, могут понять и о.бьяснить, как это сделано, увидеть средства, ко торыми пользовался автор, проанализировать его язык, форму и т. д. Слушателю же Совершенно не нужно такое понимание.^ Он должен лю бить музыку, научиться эмо ционально ее воспринимать, заражаться чувствами автора, испытывать волнение, грустить или радоваться с музыкой, Вообще обозначания «л.ег- каяя, «серьезная'» музьиса^ до статочно условны. Например, «Кракбвяк» из оперы Глинки «Иван Сусанин» относится к серьезному жанру, тогда как это. конечно же, легкая, остро умная, брызжущая весельем музыка. В прежнее время рас стояние между этиАли понятия ми было значительно меньше, чем сейчас. Музыка И. Штрау са ближе к музыке Ф. Шубер та, нежели музьжа Д. Тухмано- ва к музыке С. Г1р0|К0фьева. Но даже не в этом дело. Важ но, что так называемая легкая эстрадная музыка всего лишь развлекает нас, тогда как подлинно ■ глубокая, так назы- ваамая, серьезная музыка должна людей волновать, за ставлять и>х мыслить, расши рять круг их эмоций. Нельзя говорить: «Я люблю . Наконец, последнее — в письме вашем сквозит забо та, я бы даже сказал, тревога об . эстетическом воопитании сына. Это понятно и очень хорошо. Что же можно тут по советовать? Надо (разумеется, в соответствии сл, возрастом) приучать его к чтению, музы ке, живописи.. Надо сначала •читать ему, а потом следить, ' чтобы он читал сам всю клас сическую литературу, н-адо давать ему слушать с малого : возраста . записи настоящей музыки, надо показьвать ему репродукции картин ' месте? ров. А позже концерты,. теат ры, музеи и т. д. Одним сло вом, развивать в ном художе ственный вкус,- любовь к ли тературе и искусству. СОНАТА. Фото А. Пивоварова. , только 1страдную музыку, в вития человека, а В 9 §се не о своеобразий его вкуса. Кай же развить а себе лю бовь к серьезной музыке? Ес ли это не заложено в детстве, нию бывают просто прекрас ные передачи о музьже и му- зь 1 квктах. В этих передачах и музыка звучит прекрасная, и комментарии к ней весьма ин- Обеспокоила меня по-на стоящему в вашем письме од на фраза. Говоря о симфони ческом концерте, вы пишете; «Сколько раз мы с мужем пытались- до конца дослушать его! Увы... Воли не хватало». Если это так, то действительно дело плохо. Без нее, без воли, ничего не выйдет. Она нужна во всем. В работе, в воспита нии, себя и других. И никакие письма и советы без этого не помогут. Человек тем и силен, что может делать не только то, что хочется, но и то, что надо. Не только то, что легко, но и то, что трудно.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz