Ленинец. 1978 г. (г. Липецк)
ЛЕНИНЕЦ • 13 • ЛЕНИНЕЦ В ЛИЯНИЕ комсомоль* ской политучебы нс " формированиг ак тивной жизнеккой позиции» — такова была тема обсуждения, которое проходило за «Круг лым столом» в Доме полити ческого просвещения. В серь езном, заинтересованном раз говоре приняли участке вто рые секретари райкомов и горкомов комсомола области. — Задачи, стоящие перед современным обществом, предъявляют к нам качествен но новые требования. Человек должен не только отлично ра ботать, но и быть активмЫ|М участником жизни. Не случай но на XXV съезде КПСС одной из главных задач коммуни стического воспитания было названо формирование у моло дежи активной жизненной по зиции. Немалая роль в этом принадлежит политучебе. Она как форма идеологической работы самым непосредствен- ньм образом влияет на актив ность наших комсомольцев. Л. ШМЫКОВА (Краскинский — Согласна с вами и хочу привести кон 1 кретный пример, подтверж^^^ающий эту мысль. Есть у нас Рождественокоа карьероуправление. Занятия в политкружке там проходят очень интересно, ведет их опытный пропагандист района О. П. Андрейчук. Карьероуп равление — лучшее предприя- тие не только нашего края, но и отрасли, не раз награжда лось переходящим Красным знаменем, и немалая заслуга в том — комсомольцев, 80 про центов молодежи — ударники коммунистического труда, много рационализаторов, что говорит о творческом потен-- циале. Именно в дружном коллективе карьероуправле ния родился почин — выпол нить годовой план к 7 ноября. Все комсомольцы имеют по стоянные поручения, многие читают произведения класси ков марксмзмз-ленин 1 иэма. Ю. ЛУКИН (Долгоруковский — То, о чем рассказывала Шмыкова, весьма характерно для нашей жизни. Однако нем известны и примеры другого порядка. Вот у нас в районе, например, тоже есть передо вое хозяйство —- совхоз- миллионер «Екатерн 1 новский», но политучеба поставлена там гглохо. Для хороших производ- ственных показателей есть много других, кроме политуче бы, стимулов, например, мате риальные. Е. ГРЕВЦОВ; — А ведь Юрий точно под метил. Очень часто о «КПД» политучебы мм судим фор мально, поверхно 1 стно, ссыла- Е. ГРЕВЦОВ: — Воробьев по: дал интересное предложение. Но вот на что бы хотелось об ратить внимание. Мы говорили о том, что занятия в полит кружке вырабатывают со-эна- тельность — очень ценное и важное для нас качество. Но только ли в кружке оно фор мируется? А разве не может комсомолец стать передови ком не под влиянием пропа гандиста, а просто п-отому, что его хорошо воспитали в шко- ^\*^КУЗНЕЦОВА (трест «Ли- пецкстрой»{: — Конечно, таадя основа — многое. Не, я думаю, все, что заложено в семье, школе, сра зу на производстве не проя- Н. БИРЮЛИНА (Правобе режный район г. Липецка). — Да, она существует. Ностарагось доказать это на конкретных примерах. Одними из лучших кружков являются в чугунолитейном цехе завода «Свободный сокол» кружок пропагандиста И. В, Про кофьева и в редлорвне «Цент ральный» кружок пролага1Нди- ста Л. А. Кудриной. Завод «Свободный СО 1 КО 1 Л» •первым в области внедрил’ Львовскую систему качества. Инициаторами этого почина' стали рабочие чугунолитейно- Слушатепи кружка Прокофь ева первыми стали внедрять эту систему. Пропагандист по- мандаций п<1 решению этих проблем. Луч 1 | 1 ив кружковцы стали .инициатзрами починов. Дум^^, примфы эти д^статоч- ‘.дтели Е. ГРЕВЦОВ:| Мы много 80 риИ|к о качктве политзаня тий, тфитерия!/ оценки их воз действия на выработку актив ной жизненной позиции у лодежи. А каково место про пагандиста в ^той важ 1 ной вос- , питателыной ргботе? Н. ДУБИНИНА (Елецкий рай- '' как бы н1| были подробно и хорошо рэфэботаны про граммы и у|ебные посо^я, они никогда 1ю смогут заме нить живого стова пропаганди ста, и тем ответственнее это КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ясь на трудо-в'ые успехи кол- лективо-а. По каким же крите риям оцениваете влияние про- пагандмстской работы высами? Ю. ЛУКИН: — Критерии оценки должны быть моральные. Надо ближе знакомиться со слушателями кружка. Высокопроизводи тельно трудятся ведь по раз ным причинам. Один, допу стим, рвач гонится за длинным рублем, другой, бывая на за нятиях, понял, что работать, что называется, не бей лежа чего не имеет права. Все за висит от сознания человека. А. ВОРОБЬЕВ (Левобереж ный район г. Липецка). — Я тоже согласен, с Юрой. Думаю, критериев оценки влияния политучебы на форми рование гражданской активно сти должно быть несколько: перв 10 е — выполнение мруж- коецаМ'И производствен'ных за даний, своих социалистических обязательств, второе — уро вень политичёского развития, знание трудов классиков марк сизма-ленинизма, и наконец— выполнение общественных по ручений. Наряду с этим долж но учитываться и участие в ра боте кружка. вится, коллектив должен по-‘ мочь новичку раскрыть свои лучшие качества, воспитать кадрового рабочего. Н. РОДИОНОВА (Липецкий — Кузнецова не случайно затронула этот вопрос. К вос питанию у нас комплексный подход. Политучеба — важное звено среди других фО!рм ра боты с молодежью. Подчерки- Е. ГРЕВЦОВ; ч- Ника права. Политучеба— не единственное средство воз действия, но основное и очень важное. И вот в этой связи чрезвычайно важным становит ся такой вопрос. Есть ли за висимость между активностью слушателей на политзанятиях и их трудовой деятельностью? У пропагандиста Кудриной занимается лучший в тресте коллектив — В. Егоровой. Ког да на этом предприятии об щественного питания усилили внимание к вопросам улучше ния качества продукции, эко номии, слушательницы А. А. Кудриной первыми взялись за разработку конкретных реко- Ч ТОБЫ зажечь дру гих, надо самому гореть, — закончила свое выступление любимым афоризмом Анна Павлов 1 на Егоренкова и обвела взглядом зал. Очень разные здесь сиде ли люди и по возрасту, и по профессии. Но всех их объеди няло одно большое дело -г— пропагандистская работа. Ког да Анна Павловна спускалась с трибуны, она заметила вдруг пристальный взгляд женщины средних лет. Удивилась. Не первый раз она делится опь 1 - том на областном семинаре. Говорила как обычно. Почему такое повышенное внимание? Едва объявили перерыв, к Анне Павловне заспешила та самая женщина. — Я вас узнала, — сказала взволиованно. — Это вы спас ли нашу семью от голодной смерти. Мама мне столько о вас рассказывала. Помните, в то время вы работали сакре- тарем райкома партии? Мы жили в Ламском. бемья боль шая, отец на с|>ронте, и если б Анна Павловна слушала эту милую женщину, которая те перь сама была матерью, ра ботала завучем в одной из сельских школ, и пыталась в^спомнить ту семью... Много их было. Разве все восстано вишь в памяти. Ведь столько лет прошло. В Лам'ское, разоренное, сго ревшее дотла село, она попа ла в 43-Л4 году. Избы с земля ным полом, с крышами, сквозь которые бессонными ночами можно было считать звезды. Но надо было жить. Сеять, убирать хлеб. А работники —- женщины. За юбку каждой ре бятишки держатся, мал мала меньше. Пока обойдешь все избы — наплачешься. У одной мужа убили, у другой без ве сти пропал... Отведут душу — Трудно бььло Анне. Еще и потому трудно, что неотступно преследовали мысли о фрон товых друзьях, которые сра жались в далеких брянских лесах. Там воевал и ее муж. 'Воевал. Остались его письма, и скорбный треугольник, изве щающий о том, что начальник штаба партизанского отряда пал смертью храбрых. Оста- «Назови сына Александром. Если я погибну, пусть растет на свете еще один Сашка». Если б не сьт, Анна бы давно была там^ на Брянщине, мстила бы ОБЕДЕННЫЙ ПЕРЕРЫВ. ДЕ ВУШКИ-ШВЕИ ИЗ БРИГАДЫ Т. А. ВИНОГРАДОВОЙ ЛИПЕЦ КОГО ШВЕЙНОГО ОБЪЕДИНЕ НИЯ СОБРАЛИСЬ ПОСЛУШАТЬ ПРОПАГАНДИСТА МОЛОДО ГО КОММУНИСТА ЭЛЕКТРИКА Л\ИХАИЛА КАНАЕВА. ЭТО СТАЛО ТРАДИЦИЕЙ. МИХАИЛ ВСТРЕЧАЕТСЯ С МО ЛОДЕЖЬЮ ЦЕХА И ПОМИМО ЗАНЯТИЙ. ОН НАХОДИТ ВРЕМЯ НА ТО, ЧТОБЫ РАЗУЗ НАТЬ, КАК РАБОТАЮТ ДЕ ВУШКИ, ЧТОБЫ РАССКАЗАТЬ ИМ О ВАЖНЫХ ПОЛИТИЧЕ СКИХ СОБЫТИЯХ, ПРОИСХО ДЯЩИХ В НАШЕЙ СТРАНЕ И ЗА РУБЕЖОМ. ВОТ И СЕГОДНЯ КАНАЕВ РЕШИЛ ПОЗНАКОМИТЬ МО ЛОДЕЖЬ С ИНТЕРЕСНОЙ СТАТЬЕЙ, ОПУБЛИКОВАН НОЙ В ГАЗЕТЕ «ИЗВЕСТИЯ». Фото Е. Самохвалова. партийное получение для каж дого работающего в комсо мольской политсети. Хороший пропагандист наде- многих вопросах, уметь сде лать свое выступление доход чивым, интеркным, должен обладать и качеством руково дителя. В совюзв «Искра» не плохо работает пропагандист Михаил Депутатов. И во мно гом это его заслуга, что в хо зяйстве есть такие передови- ки^ак В. Рябцев и тршаррист А.|^рсгудов. «^личности пропаЧадиста зависят посещаемость занятий, рост созмания юно1Шества, ак тивное 'участие их в общест венной жизни коллектива. Б. ГРЕВЦОВ: — Значит, вы считаете, что фор.ма проведе ния занятий и поведение на нем пропага1НДИ1Ста влияет на повышение активности слуша но:' все зависит от личности гтропагандиста. В качестве до казательства приведу такой пример. Казалось бы, лекция •— не очень ор 1 Игинальная фор ма проведения занятий, но, к примеру, С. С. Акопян . (облпотребсоюз) умеет прове сти ее интересно. Свое вы ступление она прерывает во просами к слушателям, шире-. ко использует и различные наглядные пособия. Е. ГРЕВЦОВ:—Итак, подведем итоги нашего разговора. Се годня .мы четко установили — политучеба коренным обра зом влияет на формирование у кхношества активной жизнен ной позиции. Говорили мы и о критериях оценки труда про пагандиста, влиянии политуче бы. Этот вопрос важен еще и потому, что дает нам воз можность выявить «КПД» иде ологической работы. Дак что ж это за критерии? ’ Прелкде всего — качество учебного процесса (интерес слушателей, уровень их занятий). Чем выше качество работы пропаганди ста, тем прочнее связь меж ду его усилиями, как воспита теля и результатами прояз- водствеиной деятельности слушателей, их социальной ак тивностью. Личность пропагандиста в процессе формирования ком мунистической убежденности играет решающую роль. Ру ководитель кружка помогает своим .питомцам систематизи ровать знания, учит политиче ской грамоте. Поэтому пропа гандист должен быть эрудиро- еамным человеком, тонким психологом. Он должен хоро шо изучить своих кружков цев не только по занятиям, но знакомиться с тем, как они ра ботают, знать, чем интересу ются, что их волнует. И, ко нечно же, формы проведения занятий должны быть самые разнообразные. К политиче ской учебе у" нас должен быть комплексный подход. И здесь нас подстерегает еще много проблем, которые мы должны решить в ближайшие годы. «Круглый стол» был под готовлен обкомом комсо мола совместко с редак цией газеты «Ленинец». ров объединения облшвейбы- та» потом секретарем партий ной о;рганизации. Ужо восьмой год Егоренко- ва-^црпагандист в быта. Л к Я * занятия Ани4^Вавлов- ны давчата. В ее мрутИе всег да, как пишут в отчетах, «сто процентная посещаемость». И не только потому, что умеет говорить умно, вдохновенно. Кружковцы знают, что слово пропагандиста подкреплено всей ее жизнью. Часто Анна Павловна рас сказывает о своей юности, о боевых друзьях, о том, как АННА, АННУШКА, АНА ПАВЛОВНА за смерть мужа, за слезы этих усталых женщин — вдов, сол- Уже и не верилось, что ког да-то не было войны, ’ и она, смешливая девчонка, училась в машиностроительном техни куме, а потом работала конст руктором Людиновокого ма шиностроительного' завода. Как жили? Нелегко, но полно, увлеченно, радостно... В пятнадцать лет ходила со сверстниками в села, обучала крестьян грамоте. Можно ска зать, именно тогда началась ее пропагандистская работа. Учи ла складывать слоги в слова и — учила азам революцион 1 ной Перед войной, в 39-м году, стала секретарем Людиновско- го райкома комсомола. Если окунуться в бездну лет, поче му-то вспоминается только хо рошее. Особенно — если ду маешь о молодости. И как на все у нее тогда хватало време- ни?1'*'3анималвсь спортом, уча ствовала в драм 1 кружке, ходи ла на курсы санитарной обо роны. Не знала, что через два года это так пригодится. В партизанском отряде ей при дется быть и за врача, и за повара, и за разведчицу... А тогда горизонт юности был чист и безоблачен. Любили песню «Если завтра война»... Пели ее, но не верили, не хо- ,тели верить, а если и допуска ли такую возможность, то не сомневались, что враг будет разбит в считанные дни, неде ли, месяцы... ...В 11 утра 22 июня по ра дио передали чрезвычайное сообщение. А уже через не сколько часов в городе узнали, что означает зто короткое, черное слово «война». Налете ли самолеты со свастикой, раз бомбили электростанцию. — Мое место здесь. Райком партии созда вал партизанский отряд. Ан на попросила зачислить ее. Так она стала секретарем подполь ного райкома комсомола. ...Час, такой короткий, неза метно промелькнувший, слов но меч, отсек прошлое. Юность. Мирную жизнь. Уходили через мост, кото рый сразу взорвали. А через 60 минут в го!роде уже были немцы. Горстка лкздей —^ 40 человек, вооруженных винтов ками и пистолетами, вступали в бря 1 нские леса, чтобы через несколько месяцев ст$ть мно готысячным отрядом, наводя щим ужас на оккупантов. ...Паровоз, увлекая за со бой передние вагоны, пошел под откос. Взрывы. Пламя. Из уцелевших теплушек выскаки вали насмерть перепутанные немцы. Такой была первая встреча Анны и группы под рывников с врагом. Анна не раз участвовала в дерзких партиза 1 нских налетах. Бинтова ла раненых, ходила в развед ку. Переодев.шись в крестьян ское платье, пробиралась Его ренкова по'вражеским тылам. Это был большой риск. Ведь ее в районе хорошо знали, к тому же возглавлял полицию предатель, бывший учитель математики. От города А.Н 1 на старалась держаться подаль ше. В отряде Егоренкова со всеми и во всем была нарав не. Выполняя ответственней шие задания, Анна долго скрывала, что должна стать матерью. А когда об этом уз нали товарищи, они решили поселить ее на время в дерев не. Здесь и, попала она в о6- Полицай из местных ее сра зу узнал... Людей гнали мимо богльших стопок полениц. Анна незамет но скользнула за одну из них. Прислушалась. Погони не бы ло. Ее исчезновения не заме- Сьж родился в отряде, и че рез шесть месяцев Анну вме сте с малышом переправили на Большую землю. Двадцати летней коммунистке поручили партийную работу. Была заве дующей сектором Орловского обкома партии, потом секрета рем Елецкого горкома-.. ...Прошли годы. И, вероятно, далеко не все сослуживцы знали, какая незаурядная био графия у Анны Павловны Его- ренковой. Долгое время она работала в управлении быто вого обслуживания. И вот она уже пенсионер. Впрочем, «за служенный отдых», тихая д^о- машняя жизнь бьши на по ней. Она продолжала работать. Была начальником отдела кад- трудно завоевывала сегодняш ний мирный день... Есть в этих ее рассказах то, чего не заменит самая обстоя тельная книга. То, что застав ляет сильнее биться сердце слушателей — живое волнение, боль и гордость очевидца, участника великих событий, страсть борца. Может быть, кому-то пока жется несколько прямолиней ным, если я скажу: что подо печные Егоренковой за время занятий сильно подтяги 1 ваются в работе, сдают продукцию с первого предъявления, многие стали победителями социали стического соревнования. ■Но это так и есть. Слово — вели кая сила, если им владеет добрый, честный человек. Девушки с восхищением го ворили .0 своем пропаганди- — Она умеет каждого по нять. После занятий мы часто остаемся, чтобы просто пото- вори^«', как живем,''•посовето- ватьс':я, —• рассказываю-г ком сомолки. Многим Анна Пав ловна помогла выбрать пра вильный путь в жизни. Эта девушка, назовем ее Каждый вечер после ра^Ьты ГИМН молодости Если вам случится вечером проходить мимо городского техучипища N8 27, то непре- менпо услышите звуки музы ки. Эта проводит свои репети ции Народный ансамбль лески и пляски «Трудовые резервы». Лауреат Всероссийского и Всесоюзного фестивалей са модеятельного искусства. Дип ломант и медалист ВДНХ СССР, Лауреат премии обко ма ВЛКСМ им. Валентина Ско- роходова. Участники этого самодея тельного коллектмаа — уча щиеся профтехучилищ горо да. Ведь ансамбль — это сво его рода университет культу ры, школа эстетического вос питания. И здесь ведущая роль принадлежит воспитателям. Загляните В репетиционные залы. Вот занимается танце вальный коллектив. Г. И. Ан- дренчев репетирует профес сионально точно и интересно. Творческим огоньком зажи гая своих питомцев, стремится, чтобы каждая постановка бы ла отточена и богата вырази- прнемами, иаходка- Услешному выступлению хора предшествует кропотли вая репетиционная работа хормейстера Зои Васильевны Мистюковой и оркестра на родных инструментов, руково дит которым Владимир Федо рович Брагин. Чтобы номера зазвучали, по радовали зрителей, нужна большая подготовительная ра- К бота. А трудиться самодея- к телькые артисты любят. ,И вот Ь результат; ансамбль — желан- Свстой, работала плохо, слыЛа дерзкой, отчаянной. А однаж ды в Дом быта пришло изве щение о том, что Света побы вала в медвытрезвителе. Узнав об этом, Анна Павловна реши тельно вмешалась в судьбу Светланы. Как-то попросила ее остаться после занятий. Начала осторожно, издалека. И так получилось, что не могла Све та не поверить этим добрым, вЬепонимающим глазам и рас- скасала о всех своих'неуряди цах, даже о том, чем не дели лась с мамой. А потом Анна Павловна ча сто бывала в цехе, где рабо тала Света. Интвресовала 1 СЬ, как та трудится, подсказывала мастеру, чем помочь девушке. Сло-жное это дело — изменить характер, привычки человека. Но отнюдь не невозможное. История Светы имеет счастли- Через год Анна Павловна получила приглашение на свадьбу. Сейчас Света хоро шая производственница, и семья у нее неплохая. Да, де вушке повезло — встреча с таким человеком, как Анна Павловна, — большая удача в жизни. ...Пенсионерка... А у нее, как и раньше, день строго рас- ппанироваи, поделен между подрастающими внуками и той большой общественной рабо той, которую она ведет в До ме быта. Какой уж тут отдых, покой... Пока живешь — надо жить, беспокойно, открыто, всегда с людьми и для людей. -Йначе она не может. Иначе она бы чувствовала себя недо- • стойкой юности своей. Той юности, что запечатлена на снимке, висящем а далеком Людинове, в музее боевой славы. Смотрит с фотографии строгая девушка — секретарь подпольного райкома ко-мсо- мола. Партизанка Аннушка- Егоренкова... И. ТКАЧЕНКО, г. Липецк. и у сельских тружеников, и у сверстников в ПТУ, и в шко- лах. Дружными аплодисмен тами встречали липецких само деятельных артистов и зрители Кубы, ГДР, Болгарии, Венгрии, Италии, Турции, Латвийской, Эстонской ,ССР. От выступле ния к выступлению шлифуют ся в ансамбле номера, посто янно обновляется программа. Но ансамбль — это гастроли, концерты ! большая воспитательная рабо та. Руководители ансамбля учат своих питомцев не только правильно петь, красиво тан цевать, но и средствами музы ки, песни, танца способствуют развитию у ребят эстетическо го вкуса, прививают любовь к Родине, к труду, к избранной профессии. На каждой репети ции ребята узнают что-то но вое. С ними беседуют об ис кусстве и его истории, о нрав ственности и этике, вместе с руководителями учащиеся по сещают концерты профессио нальных актеров, встречаются с композиторами и поэтами. Наряду с этим ансамбль по стоянно оказывает методиче скую и практическую помощь училищам в организации и про ведении смотров коллективов художественной самодеятель ности учебных заведений профтехобразования области, консультирует художественных руководителей. Разрабатывает и рассылает по училищам сценарии для проведения ве черов и выступлений агит бригад. Вот уже в течение несколь ких лет ансамбль поддержи вает тесную связь с творче скими союзами; областным драматическим театром, е фи лармонией, хоровым общест вом, писательской организа цией. Эти тесные контакты учи лища способствуют росту твор ческой зрелости самодея тельного коллектива. И. ДОРОХОВА, методист ансамбля по воспитательной работе. Н О В Ы Й С П Е К Т А К Л Ь ОБСУЖДАЕТСЯ В РЕДАКЦИИ Закончилась Всесоюзная неделя «Театр и дети». В обл- драмтеатре прошло немало спектаклей для школьников, состоялись встречи зрителей с актерами. Об одной из таких встреч мы расскажем вам сегодня. На деемся, что разговор о новом спектакле будет продолжен вами, дорогие читатели. Итак, обсуждаем постановку по пьесе М. Ибрагимбекова «За все хорошее — смерть». П ОСЛЕ сегоД|Няшнего спектакля эти ребята не отправились со всеми зрителями к раздевалке. От крыли дверь с табличкой «По сторонним вход воспрещен» и мы очутились за кулисами. Пе ресекли полумрак сцены, с ко торой еще не убрали де 1 К 0 !рв- ции. Прошли лабиринтом уз ких «ориАоров. Наконец ли нужную комнату Сейчас здесь состоится об суждение спектакля «За все хорошее — смерть». В гостях у работников театра — члены клуба юных -журнапистов га зеты «'Ленинец». Пока еще не пришли актеры, которые пере одеваются после спектакля, представлю вам участвиков обсуждения. В основном, это старшекла 1 ссни 1 ки липецких школ — те, кому адресована новая работа облдрамтеатра. Вера Степанова, Лена Добря- кова, Андрей Мязин, Лариса Перепелица, Марина Шубб. Вам доводилось когда-ни будь разговаривать с актера ми сразу же после спектакля? Исполнители главных ролей Леонид Ольжайнен; Ольга Вер- бенко, Александр Тихий, Ни- ' колей Чебьжин еще не «осты ли» после игры. Чувствуется, что устали. Ведь с их героями не менее, чем за два часа сценического действия про исходит столько приключений! Разговор начала заведую щая литературной частью театра О. М. Нестерова. — Се годняшняя встреча, несомнен но, интересна обеим сторо 1 нам. Представители наших зрите лей — члены клуба юных журналистов, имеют, конечно, немало вопросов к создателям спектакля. А нам будут очень интересны ваши впечатления, замечания. Ваше мнение. Е. Добрякова; Очень хо-. рошо, что в театре поставлен спектакль, затрагивающий проблему становления челове ческой личности. Несомненно, важна, тема войны в сознании нашего современника. Навер ное, необходимо создавать как можно больше спектаклей, обращенных к подросткам и юношеству. Как вы сами от носитесь к своему спектаклю?, Л. Олыкайнен: Это была премьера, которая навсегда остается в памяти ак-Гера. Премьера — всегда првздни1К. Но многое здесь зависит и от зрителей.. К сожалению, по рой зрители принимают спек такль не так, как хотелось бы... А. Мязин: Наверное, это по тому, что подчас трудно вос принимается театральный язык. Проявляется это в непонима нии театральной условности. Например, в вашем спектакле очень интересно решены де корации. Стены пещеры сде ланы из ткани. Эта ткань под нимается, обнаруживая все новые закоулки. А в зале — непонимание... Б. Н. Голубицкий: Да, мы не стали строить картонных де кораций, как это делают обыч но в ТЮЗах. Для детей воз можно и необходимо прав доподобие таких деталей. В нашем спектакле самое глав ное — правда внутреннего ми ра героев. Е. Добрякова: Вероятно, и время в спектакле решено условно? В конце оказывается, что ребята провели в пещере восемнадцать дней. Л. Олыкайнен: В пьесе И6- критерий — физическая сила. А в конце -— не случайно ребята обращаются уже к Ма рату с просьбой о спасении. Вот кто оказался самым силь- Л. Перепелица: Кстати, Ма рат и Сабир — это как бы два полюса. И ведь интересно, что Сабир тоже желает добра сво им друзьям. Но его метод— один, — он в его словах, ко торые так часто повторяются: «Я тебе так надаю!». А. Тихий: Здесь мне хочется сказать о своем герое — Али ке, Вы обратили внимание, что этот здоровый, веселый па рень, душа компании — сдает первьцл в трудную минуту. В такой экстраординарной си туации, в какую попали ребя та, качества человеческие про являются особенно четко. Алик, который поначалу пре- «МЫ РАСТЕМ ВМЕСТЕ С ГЕРОЕМ* рагимбекова не случайно не которым дням уделены считан ные слова текста. Ослабевшие от голода ребята уже не чув ствуют времени. К тому же Кама забыла завести часы — и счет дням был потерян, И еще, — вы обратили внима ние, — когда ранило Сабира, и Марат возвращается с водой, 0 (Н говорит: «Рука почернела». Значит, пока он ходил за во-' дой, прошло не меньше двух М. Шубб; Вносятся ли по хо ду дела какие-либо корректи вы*в постановочное решение? О. Вербенко: Конечно, кое-' что перестраивается по реак ции зрителя. Прошло уже че тыре спектакля, и в каждом из них менялись какие-то детали. Б. Н. Голубицкий: Это не значит, что мы идем как бы '«на поводу» у зрителя. В. Степанова: Но по сравне нию с текстом пьесы измене ния есть. Так, вы ввели в дей ствие мать и отца Марата. И, по-моему, это очень удачное решение. Во-первых, насыщается дей ствием ночное время. Во-вторых, мы видим ход мыслей Марата. Ведь образы родителей возника*от в его воображении. И, наверно, самое главное — зритель должен увидеть ро дителей Марата, чтобы лучше понять образ главного героя. Ведь свои лучшие качества — честность, доверие к людям он унаследовал-*от отца и ма- Таким образом, эпизодиче ские появления двух персона жей. углубляют содержание спектакля. Е. Добрякова: Да, задумать ся есть над чем. Например, над отношением ребят к войне. Помните, как вначале Алик по лушутливо читает надпись на плитеГв которой рассказывает ся о войне. Но вот — ребята сами столкнулись с ее отголос ками. Они поняли, что такое фашизм, что такое смерть. Характерна сцена у плиты в конце спектакля. Молчаливая сцена. Ребята кладут цветы на ка человеческих качеств сами- М)И ребятами. Вначале коман диром признается и выбирает ся Сабир. Он самый сильный. Как это часто бывает в маль чишеской компании — главный тендует на роль лидера, в глу бине души помимает, что не может быть командиром. Он равнодушен и слаб духом. Он индивидуалист, но не созида тель. В' каком-то смысле это одна из самых сложных ррлей. Ведь здесь речь о равнодушии, которое нередко встречается в молодых людях. А в решаю щий момент такой человек на гнетает панику или апатию. Е, Добрякова: У меня во прос к Ольге Вербенко. Как вы относитесь к своей героине? О. Вербенко: О, это очень сложный вопрос. Дело в том, что работа чад ролью еще не закончена. Что-то уточняю, дополняю. Может быть, прой дет не один десяток спектак лей, прежде чем почувству ешь, что наконец-то это то, что нужно, Е. Добрякова: Я считала, всегда, что премьера это лучший варизнГ, ведь все акте ры играют на подъеме. О. Вербенко; Нет, работа каждого из нас над ролями будет продолжаться. А впро- от своей игры не бывает ни когда Мы растем вместе с ге роями... Л. Олыкайнен: Когда такое удовлетворение наступит — значит, ты не артист.......Теперь всем нам было бы интересно узнать: похожи ли герои на обычных, простых ребят, на ших современников? Это очень важно для нас. Л, Перепелица: Вы знаете, «похоже» — это не то слово. На сцене — наши ровесники со всеми их мыслями, привыч ками, жестами. Это ощущение не проходит с самого начала и до конца спектакля. Иначе 6ь*ло бы неиитер^но смот реть. А спектакль всему на шему классу очень понравил ся. Я ведь пошла сегодня а театр после того, как многие наши уже побывали на премье ре. Много, конечно, рэссказы- О, М. Нестерова: Но мы ду маем, что наше сегодмяшнее обсуждение может быть про должено на страницах «Ле нинца». И то, о чем мы сегодня не. успели поговорить или ска зали недостаточно подробно, наверное, станет предметом дискуссии зрителей... Беседу записал Ю. МАЙСКИЙ. И З У Ч А Е М П Р А В О хЯ и право» так назы вается клуб, созданный в Чи те. Он ставит своей целью улучшить воспитательную ра боту с подростками, глубже познакомить их с нормами со ветского законодательства. Более 200 ребят из всех рай-. онов города заполнили анкеты, в которых высказа-лн свое мне ние о программе клуба. Первая заявка уже выполнена: под ростки побывали в музее исто рии читинской милиции, по смотрели фильм «За рулем ми лицейской машины». В работе клуба примут ак тивное участие члены опера тивных комсомольских отря дов, работники суда и проку ратуры, библиотек, артисты местного театра. Намечены темы лекций и бесед. (Корр. ТАСС).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz