Ленинец. 1978 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1978 г. (г. Липецк)

ЛЕНИНЕЦ • 13 • ЛЕНИНЕЦ В ЛИЯНИЕ комсомоль* ской политучебы нс " формированиг ак­ тивной жизнеккой позиции» — такова была тема обсуждения, которое проходило за «Круг­ лым столом» в Доме полити­ ческого просвещения. В серь­ езном, заинтересованном раз­ говоре приняли участке вто­ рые секретари райкомов и горкомов комсомола области. — Задачи, стоящие перед современным обществом, предъявляют к нам качествен­ но новые требования. Человек должен не только отлично ра­ ботать, но и быть активмЫ|М участником жизни. Не случай­ но на XXV съезде КПСС одной из главных задач коммуни­ стического воспитания было названо формирование у моло­ дежи активной жизненной по­ зиции. Немалая роль в этом принадлежит политучебе. Она как форма идеологической работы самым непосредствен- ньм образом влияет на актив­ ность наших комсомольцев. Л. ШМЫКОВА (Краскинский — Согласна с вами и хочу привести кон 1 кретный пример, подтверж^^^ающий эту мысль. Есть у нас Рождественокоа карьероуправление. Занятия в политкружке там проходят очень интересно, ведет их опытный пропагандист района О. П. Андрейчук. Карьероуп­ равление — лучшее предприя- тие не только нашего края, но и отрасли, не раз награжда­ лось переходящим Красным знаменем, и немалая заслуга в том — комсомольцев, 80 про­ центов молодежи — ударники коммунистического труда, много рационализаторов, что говорит о творческом потен-- циале. Именно в дружном коллективе карьероуправле­ ния родился почин — выпол­ нить годовой план к 7 ноября. Все комсомольцы имеют по­ стоянные поручения, многие читают произведения класси­ ков марксмзмз-ленин 1 иэма. Ю. ЛУКИН (Долгоруковский — То, о чем рассказывала Шмыкова, весьма характерно для нашей жизни. Однако нем известны и примеры другого порядка. Вот у нас в районе, например, тоже есть передо­ вое хозяйство —- совхоз- миллионер «Екатерн 1 новский», но политучеба поставлена там гглохо. Для хороших производ- ственных показателей есть много других, кроме политуче­ бы, стимулов, например, мате­ риальные. Е. ГРЕВЦОВ; — А ведь Юрий точно под­ метил. Очень часто о «КПД» политучебы мм судим фор­ мально, поверхно 1 стно, ссыла- Е. ГРЕВЦОВ: — Воробьев по: дал интересное предложение. Но вот на что бы хотелось об­ ратить внимание. Мы говорили о том, что занятия в полит­ кружке вырабатывают со-эна- тельность — очень ценное и важное для нас качество. Но только ли в кружке оно фор­ мируется? А разве не может комсомолец стать передови­ ком не под влиянием пропа­ гандиста, а просто п-отому, что его хорошо воспитали в шко- ^\*^КУЗНЕЦОВА (трест «Ли- пецкстрой»{: — Конечно, таадя основа — многое. Не, я думаю, все, что заложено в семье, школе, сра­ зу на производстве не проя- Н. БИРЮЛИНА (Правобе­ режный район г. Липецка). — Да, она существует. Ностарагось доказать это на конкретных примерах. Одними из лучших кружков являются в чугунолитейном цехе завода «Свободный сокол» кружок пропагандиста И. В, Про­ кофьева и в редлорвне «Цент­ ральный» кружок пролага1Нди- ста Л. А. Кудриной. Завод «Свободный СО 1 КО 1 Л» •первым в области внедрил’ Львовскую систему качества. Инициаторами этого почина' стали рабочие чугунолитейно- Слушатепи кружка Прокофь­ ева первыми стали внедрять эту систему. Пропагандист по- мандаций п<1 решению этих проблем. Луч 1 | 1 ив кружковцы стали .инициатзрами починов. Дум^^, примфы эти д^статоч- ‘.дтели Е. ГРЕВЦОВ:| Мы много 80 риИ|к о качктве политзаня тий, тфитерия!/ оценки их воз действия на выработку актив ной жизненной позиции у лодежи. А каково место про пагандиста в ^той важ 1 ной вос- , питателыной ргботе? Н. ДУБИНИНА (Елецкий рай- '' как бы н1| были подробно и хорошо рэфэботаны про­ граммы и у|ебные посо^я, они никогда 1ю смогут заме­ нить живого стова пропаганди­ ста, и тем ответственнее это КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ясь на трудо-в'ые успехи кол- лективо-а. По каким же крите­ риям оцениваете влияние про- пагандмстской работы высами? Ю. ЛУКИН: — Критерии оценки должны быть моральные. Надо ближе знакомиться со слушателями кружка. Высокопроизводи­ тельно трудятся ведь по раз­ ным причинам. Один, допу­ стим, рвач гонится за длинным рублем, другой, бывая на за­ нятиях, понял, что работать, что называется, не бей лежа­ чего не имеет права. Все за­ висит от сознания человека. А. ВОРОБЬЕВ (Левобереж­ ный район г. Липецка). — Я тоже согласен, с Юрой. Думаю, критериев оценки влияния политучебы на форми­ рование гражданской активно­ сти должно быть несколько: перв 10 е — выполнение мруж- коецаМ'И производствен'ных за­ даний, своих социалистических обязательств, второе — уро­ вень политичёского развития, знание трудов классиков марк­ сизма-ленинизма, и наконец— выполнение общественных по­ ручений. Наряду с этим долж­ но учитываться и участие в ра­ боте кружка. вится, коллектив должен по-‘ мочь новичку раскрыть свои лучшие качества, воспитать кадрового рабочего. Н. РОДИОНОВА (Липецкий — Кузнецова не случайно затронула этот вопрос. К вос­ питанию у нас комплексный подход. Политучеба — важное звено среди других фО!рм ра­ боты с молодежью. Подчерки- Е. ГРЕВЦОВ; ч- Ника права. Политучеба— не единственное средство воз­ действия, но основное и очень важное. И вот в этой связи чрезвычайно важным становит­ ся такой вопрос. Есть ли за­ висимость между активностью слушателей на политзанятиях и их трудовой деятельностью? У пропагандиста Кудриной занимается лучший в тресте коллектив — В. Егоровой. Ког­ да на этом предприятии об­ щественного питания усилили внимание к вопросам улучше­ ния качества продукции, эко­ номии, слушательницы А. А. Кудриной первыми взялись за разработку конкретных реко- Ч ТОБЫ зажечь дру­ гих, надо самому гореть, — закончила свое выступление любимым афоризмом Анна Павлов 1 на Егоренкова и обвела взглядом зал. Очень разные здесь сиде­ ли люди и по возрасту, и по профессии. Но всех их объеди­ няло одно большое дело -г— пропагандистская работа. Ког­ да Анна Павловна спускалась с трибуны, она заметила вдруг пристальный взгляд женщины средних лет. Удивилась. Не первый раз она делится опь 1 - том на областном семинаре. Говорила как обычно. Почему такое повышенное внимание? Едва объявили перерыв, к Анне Павловне заспешила та самая женщина. — Я вас узнала, — сказала взволиованно. — Это вы спас­ ли нашу семью от голодной смерти. Мама мне столько о вас рассказывала. Помните, в то время вы работали сакре- тарем райкома партии? Мы жили в Ламском. бемья боль­ шая, отец на с|>ронте, и если б Анна Павловна слушала эту милую женщину, которая те­ перь сама была матерью, ра­ ботала завучем в одной из сельских школ, и пыталась в^спомнить ту семью... Много их было. Разве все восстано­ вишь в памяти. Ведь столько лет прошло. В Лам'ское, разоренное, сго­ ревшее дотла село, она попа­ ла в 43-Л4 году. Избы с земля­ ным полом, с крышами, сквозь которые бессонными ночами можно было считать звезды. Но надо было жить. Сеять, убирать хлеб. А работники —- женщины. За юбку каждой ре­ бятишки держатся, мал мала меньше. Пока обойдешь все избы — наплачешься. У одной мужа убили, у другой без ве­ сти пропал... Отведут душу — Трудно бььло Анне. Еще и потому трудно, что неотступно преследовали мысли о фрон­ товых друзьях, которые сра­ жались в далеких брянских лесах. Там воевал и ее муж. 'Воевал. Остались его письма, и скорбный треугольник, изве­ щающий о том, что начальник штаба партизанского отряда пал смертью храбрых. Оста- «Назови сына Александром. Если я погибну, пусть растет на свете еще один Сашка». Если б не сьт, Анна бы давно была там^ на Брянщине, мстила бы ОБЕДЕННЫЙ ПЕРЕРЫВ. ДЕ­ ВУШКИ-ШВЕИ ИЗ БРИГАДЫ Т. А. ВИНОГРАДОВОЙ ЛИПЕЦ­ КОГО ШВЕЙНОГО ОБЪЕДИНЕ­ НИЯ СОБРАЛИСЬ ПОСЛУШАТЬ ПРОПАГАНДИСТА МОЛОДО­ ГО КОММУНИСТА ЭЛЕКТРИКА Л\ИХАИЛА КАНАЕВА. ЭТО СТАЛО ТРАДИЦИЕЙ. МИХАИЛ ВСТРЕЧАЕТСЯ С МО­ ЛОДЕЖЬЮ ЦЕХА И ПОМИМО ЗАНЯТИЙ. ОН НАХОДИТ ВРЕМЯ НА ТО, ЧТОБЫ РАЗУЗ­ НАТЬ, КАК РАБОТАЮТ ДЕ­ ВУШКИ, ЧТОБЫ РАССКАЗАТЬ ИМ О ВАЖНЫХ ПОЛИТИЧЕ­ СКИХ СОБЫТИЯХ, ПРОИСХО­ ДЯЩИХ В НАШЕЙ СТРАНЕ И ЗА РУБЕЖОМ. ВОТ И СЕГОДНЯ КАНАЕВ РЕШИЛ ПОЗНАКОМИТЬ МО­ ЛОДЕЖЬ С ИНТЕРЕСНОЙ СТАТЬЕЙ, ОПУБЛИКОВАН­ НОЙ В ГАЗЕТЕ «ИЗВЕСТИЯ». Фото Е. Самохвалова. партийное получение для каж­ дого работающего в комсо­ мольской политсети. Хороший пропагандист наде- многих вопросах, уметь сде­ лать свое выступление доход­ чивым, интеркным, должен обладать и качеством руково­ дителя. В совюзв «Искра» не­ плохо работает пропагандист Михаил Депутатов. И во мно­ гом это его заслуга, что в хо­ зяйстве есть такие передови- ки^ак В. Рябцев и тршаррист А.|^рсгудов. «^личности пропаЧадиста зависят посещаемость занятий, рост созмания юно1Шества, ак­ тивное 'участие их в общест­ венной жизни коллектива. Б. ГРЕВЦОВ: — Значит, вы считаете, что фор.ма проведе­ ния занятий и поведение на нем пропага1НДИ1Ста влияет на повышение активности слуша­ но:' все зависит от личности гтропагандиста. В качестве до­ казательства приведу такой пример. Казалось бы, лекция •— не очень ор 1 Игинальная фор­ ма проведения занятий, но, к примеру, С. С. Акопян . (облпотребсоюз) умеет прове­ сти ее интересно. Свое вы­ ступление она прерывает во­ просами к слушателям, шире-. ко использует и различные наглядные пособия. Е. ГРЕВЦОВ:—Итак, подведем итоги нашего разговора. Се­ годня .мы четко установили — политучеба коренным обра­ зом влияет на формирование у кхношества активной жизнен­ ной позиции. Говорили мы и о критериях оценки труда про­ пагандиста, влиянии политуче­ бы. Этот вопрос важен еще и потому, что дает нам воз­ можность выявить «КПД» иде­ ологической работы. Дак что ж это за критерии? ’ Прелкде всего — качество учебного процесса (интерес слушателей, уровень их занятий). Чем выше качество работы пропаганди­ ста, тем прочнее связь меж­ ду его усилиями, как воспита­ теля и результатами прояз- водствеиной деятельности слушателей, их социальной ак­ тивностью. Личность пропагандиста в процессе формирования ком­ мунистической убежденности играет решающую роль. Ру­ ководитель кружка помогает своим .питомцам систематизи­ ровать знания, учит политиче­ ской грамоте. Поэтому пропа­ гандист должен быть эрудиро- еамным человеком, тонким психологом. Он должен хоро­ шо изучить своих кружков­ цев не только по занятиям, но знакомиться с тем, как они ра­ ботают, знать, чем интересу­ ются, что их волнует. И, ко­ нечно же, формы проведения занятий должны быть самые разнообразные. К политиче­ ской учебе у" нас должен быть комплексный подход. И здесь нас подстерегает еще много проблем, которые мы должны решить в ближайшие годы. «Круглый стол» был под­ готовлен обкомом комсо­ мола совместко с редак­ цией газеты «Ленинец». ров объединения облшвейбы- та» потом секретарем партий­ ной о;рганизации. Ужо восьмой год Егоренко- ва-^црпагандист в быта. Л к Я * занятия Ани4^Вавлов- ны давчата. В ее мрутИе всег­ да, как пишут в отчетах, «сто­ процентная посещаемость». И не только потому, что умеет говорить умно, вдохновенно. Кружковцы знают, что слово пропагандиста подкреплено всей ее жизнью. Часто Анна Павловна рас­ сказывает о своей юности, о боевых друзьях, о том, как АННА, АННУШКА, АНА ПАВЛОВНА за смерть мужа, за слезы этих усталых женщин — вдов, сол- Уже и не верилось, что ког­ да-то не было войны, ’ и она, смешливая девчонка, училась в машиностроительном техни­ куме, а потом работала конст­ руктором Людиновокого ма­ шиностроительного' завода. Как жили? Нелегко, но полно, увлеченно, радостно... В пятнадцать лет ходила со сверстниками в села, обучала крестьян грамоте. Можно ска­ зать, именно тогда началась ее пропагандистская работа. Учи­ ла складывать слоги в слова и — учила азам революцион 1 ной Перед войной, в 39-м году, стала секретарем Людиновско- го райкома комсомола. Если окунуться в бездну лет, поче­ му-то вспоминается только хо­ рошее. Особенно — если ду­ маешь о молодости. И как на все у нее тогда хватало време- ни?1'*'3анималвсь спортом, уча­ ствовала в драм 1 кружке, ходи­ ла на курсы санитарной обо­ роны. Не знала, что через два года это так пригодится. В партизанском отряде ей при­ дется быть и за врача, и за повара, и за разведчицу... А тогда горизонт юности был чист и безоблачен. Любили песню «Если завтра война»... Пели ее, но не верили, не хо- ,тели верить, а если и допуска­ ли такую возможность, то не сомневались, что враг будет разбит в считанные дни, неде­ ли, месяцы... ...В 11 утра 22 июня по ра­ дио передали чрезвычайное сообщение. А уже через не­ сколько часов в городе узнали, что означает зто короткое, черное слово «война». Налете­ ли самолеты со свастикой, раз­ бомбили электростанцию. — Мое место здесь. Райком партии созда­ вал партизанский отряд. Ан­ на попросила зачислить ее. Так она стала секретарем подполь­ ного райкома комсомола. ...Час, такой короткий, неза­ метно промелькнувший, слов­ но меч, отсек прошлое. Юность. Мирную жизнь. Уходили через мост, кото­ рый сразу взорвали. А через 60 минут в го!роде уже были немцы. Горстка лкздей —^ 40 человек, вооруженных винтов­ ками и пистолетами, вступали в бря 1 нские леса, чтобы через несколько месяцев ст$ть мно­ готысячным отрядом, наводя­ щим ужас на оккупантов. ...Паровоз, увлекая за со­ бой передние вагоны, пошел под откос. Взрывы. Пламя. Из уцелевших теплушек выскаки­ вали насмерть перепутанные немцы. Такой была первая встреча Анны и группы под­ рывников с врагом. Анна не раз участвовала в дерзких партиза 1 нских налетах. Бинтова­ ла раненых, ходила в развед­ ку. Переодев.шись в крестьян­ ское платье, пробиралась Его­ ренкова по'вражеским тылам. Это был большой риск. Ведь ее в районе хорошо знали, к тому же возглавлял полицию предатель, бывший учитель математики. От города А.Н 1 на старалась держаться подаль­ ше. В отряде Егоренкова со всеми и во всем была нарав­ не. Выполняя ответственней­ шие задания, Анна долго скрывала, что должна стать матерью. А когда об этом уз­ нали товарищи, они решили поселить ее на время в дерев­ не. Здесь и, попала она в о6- Полицай из местных ее сра­ зу узнал... Людей гнали мимо богльших стопок полениц. Анна незамет­ но скользнула за одну из них. Прислушалась. Погони не бы­ ло. Ее исчезновения не заме- Сьж родился в отряде, и че­ рез шесть месяцев Анну вме­ сте с малышом переправили на Большую землю. Двадцати­ летней коммунистке поручили партийную работу. Была заве­ дующей сектором Орловского обкома партии, потом секрета­ рем Елецкого горкома-.. ...Прошли годы. И, вероятно, далеко не все сослуживцы знали, какая незаурядная био­ графия у Анны Павловны Его- ренковой. Долгое время она работала в управлении быто­ вого обслуживания. И вот она уже пенсионер. Впрочем, «за­ служенный отдых», тихая д^о- машняя жизнь бьши на по ней. Она продолжала работать. Была начальником отдела кад- трудно завоевывала сегодняш­ ний мирный день... Есть в этих ее рассказах то, чего не заменит самая обстоя­ тельная книга. То, что застав­ ляет сильнее биться сердце слушателей — живое волнение, боль и гордость очевидца, участника великих событий, страсть борца. Может быть, кому-то пока­ жется несколько прямолиней­ ным, если я скажу: что подо­ печные Егоренковой за время занятий сильно подтяги 1 ваются в работе, сдают продукцию с первого предъявления, многие стали победителями социали­ стического соревнования. ■Но это так и есть. Слово — вели­ кая сила, если им владеет добрый, честный человек. Девушки с восхищением го­ ворили .0 своем пропаганди- — Она умеет каждого по­ нять. После занятий мы часто остаемся, чтобы просто пото- вори^«', как живем,''•посовето- ватьс':я, —• рассказываю-г ком­ сомолки. Многим Анна Пав­ ловна помогла выбрать пра­ вильный путь в жизни. Эта девушка, назовем ее Каждый вечер после ра^Ьты ГИМН молодости Если вам случится вечером проходить мимо городского техучипища N8 27, то непре- менпо услышите звуки музы­ ки. Эта проводит свои репети­ ции Народный ансамбль лески и пляски «Трудовые резервы». Лауреат Всероссийского и Всесоюзного фестивалей са­ модеятельного искусства. Дип­ ломант и медалист ВДНХ СССР, Лауреат премии обко­ ма ВЛКСМ им. Валентина Ско- роходова. Участники этого самодея­ тельного коллектмаа — уча­ щиеся профтехучилищ горо­ да. Ведь ансамбль — это сво­ его рода университет культу­ ры, школа эстетического вос­ питания. И здесь ведущая роль принадлежит воспитателям. Загляните В репетиционные залы. Вот занимается танце­ вальный коллектив. Г. И. Ан- дренчев репетирует профес­ сионально точно и интересно. Творческим огоньком зажи­ гая своих питомцев, стремится, чтобы каждая постановка бы­ ла отточена и богата вырази- прнемами, иаходка- Услешному выступлению хора предшествует кропотли­ вая репетиционная работа хормейстера Зои Васильевны Мистюковой и оркестра на­ родных инструментов, руково­ дит которым Владимир Федо­ рович Брагин. Чтобы номера зазвучали, по­ радовали зрителей, нужна большая подготовительная ра- К бота. А трудиться самодея- к телькые артисты любят. ,И вот Ь результат; ансамбль — желан- Свстой, работала плохо, слыЛа дерзкой, отчаянной. А однаж­ ды в Дом быта пришло изве­ щение о том, что Света побы­ вала в медвытрезвителе. Узнав об этом, Анна Павловна реши­ тельно вмешалась в судьбу Светланы. Как-то попросила ее остаться после занятий. Начала осторожно, издалека. И так получилось, что не могла Све­ та не поверить этим добрым, вЬепонимающим глазам и рас- скасала о всех своих'неуряди­ цах, даже о том, чем не дели­ лась с мамой. А потом Анна Павловна ча­ сто бывала в цехе, где рабо­ тала Света. Интвресовала 1 СЬ, как та трудится, подсказывала мастеру, чем помочь девушке. Сло-жное это дело — изменить характер, привычки человека. Но отнюдь не невозможное. История Светы имеет счастли- Через год Анна Павловна получила приглашение на свадьбу. Сейчас Света хоро­ шая производственница, и семья у нее неплохая. Да, де­ вушке повезло — встреча с таким человеком, как Анна Павловна, — большая удача в жизни. ...Пенсионерка... А у нее, как и раньше, день строго рас- ппанироваи, поделен между подрастающими внуками и той большой общественной рабо­ той, которую она ведет в До­ ме быта. Какой уж тут отдых, покой... Пока живешь — надо жить, беспокойно, открыто, всегда с людьми и для людей. -Йначе она не может. Иначе она бы чувствовала себя недо- • стойкой юности своей. Той юности, что запечатлена на снимке, висящем а далеком Людинове, в музее боевой славы. Смотрит с фотографии строгая девушка — секретарь подпольного райкома ко-мсо- мола. Партизанка Аннушка- Егоренкова... И. ТКАЧЕНКО, г. Липецк. и у сельских тружеников, и у сверстников в ПТУ, и в шко- лах. Дружными аплодисмен­ тами встречали липецких само­ деятельных артистов и зрители Кубы, ГДР, Болгарии, Венгрии, Италии, Турции, Латвийской, Эстонской ,ССР. От выступле­ ния к выступлению шлифуют­ ся в ансамбле номера, посто­ янно обновляется программа. Но ансамбль — это гастроли, концерты ! большая воспитательная рабо­ та. Руководители ансамбля учат своих питомцев не только правильно петь, красиво тан­ цевать, но и средствами музы­ ки, песни, танца способствуют развитию у ребят эстетическо­ го вкуса, прививают любовь к Родине, к труду, к избранной профессии. На каждой репети­ ции ребята узнают что-то но­ вое. С ними беседуют об ис­ кусстве и его истории, о нрав­ ственности и этике, вместе с руководителями учащиеся по­ сещают концерты профессио­ нальных актеров, встречаются с композиторами и поэтами. Наряду с этим ансамбль по­ стоянно оказывает методиче­ скую и практическую помощь училищам в организации и про­ ведении смотров коллективов художественной самодеятель­ ности учебных заведений профтехобразования области, консультирует художественных руководителей. Разрабатывает и рассылает по училищам сценарии для проведения ве­ черов и выступлений агит­ бригад. Вот уже в течение несколь­ ких лет ансамбль поддержи­ вает тесную связь с творче­ скими союзами; областным драматическим театром, е фи­ лармонией, хоровым общест­ вом, писательской организа­ цией. Эти тесные контакты учи­ лища способствуют росту твор­ ческой зрелости самодея­ тельного коллектива. И. ДОРОХОВА, методист ансамбля по воспитательной работе. Н О В Ы Й С П Е К Т А К Л Ь ОБСУЖДАЕТСЯ В РЕДАКЦИИ Закончилась Всесоюзная неделя «Театр и дети». В обл- драмтеатре прошло немало спектаклей для школьников, состоялись встречи зрителей с актерами. Об одной из таких встреч мы расскажем вам сегодня. На­ деемся, что разговор о новом спектакле будет продолжен вами, дорогие читатели. Итак, обсуждаем постановку по пьесе М. Ибрагимбекова «За все хорошее — смерть». П ОСЛЕ сегоД|Няшнего спектакля эти ребята не отправились со всеми зрителями к раздевалке. От­ крыли дверь с табличкой «По­ сторонним вход воспрещен» и мы очутились за кулисами. Пе­ ресекли полумрак сцены, с ко­ торой еще не убрали де 1 К 0 !рв- ции. Прошли лабиринтом уз­ ких «ориАоров. Наконец ли нужную комнату Сейчас здесь состоится об­ суждение спектакля «За все хорошее — смерть». В гостях у работников театра — члены клуба юных -журнапистов га­ зеты «'Ленинец». Пока еще не пришли актеры, которые пере­ одеваются после спектакля, представлю вам участвиков обсуждения. В основном, это старшекла 1 ссни 1 ки липецких школ — те, кому адресована новая работа облдрамтеатра. Вера Степанова, Лена Добря- кова, Андрей Мязин, Лариса Перепелица, Марина Шубб. Вам доводилось когда-ни­ будь разговаривать с актера­ ми сразу же после спектакля? Исполнители главных ролей Леонид Ольжайнен; Ольга Вер- бенко, Александр Тихий, Ни- ' колей Чебьжин еще не «осты­ ли» после игры. Чувствуется, что устали. Ведь с их героями не менее, чем за два часа сценического действия про­ исходит столько приключений! Разговор начала заведую­ щая литературной частью театра О. М. Нестерова. — Се­ годняшняя встреча, несомнен­ но, интересна обеим сторо 1 нам. Представители наших зрите­ лей — члены клуба юных журналистов, имеют, конечно, немало вопросов к создателям спектакля. А нам будут очень интересны ваши впечатления, замечания. Ваше мнение. Е. Добрякова; Очень хо-. рошо, что в театре поставлен спектакль, затрагивающий проблему становления челове­ ческой личности. Несомненно, важна, тема войны в сознании нашего современника. Навер­ ное, необходимо создавать как можно больше спектаклей, обращенных к подросткам и юношеству. Как вы сами от­ носитесь к своему спектаклю?, Л. Олыкайнен: Это была премьера, которая навсегда остается в памяти ак-Гера. Премьера — всегда првздни1К. Но многое здесь зависит и от зрителей.. К сожалению, по­ рой зрители принимают спек­ такль не так, как хотелось бы... А. Мязин: Наверное, это по­ тому, что подчас трудно вос­ принимается театральный язык. Проявляется это в непонима­ нии театральной условности. Например, в вашем спектакле очень интересно решены де­ корации. Стены пещеры сде­ ланы из ткани. Эта ткань под­ нимается, обнаруживая все новые закоулки. А в зале — непонимание... Б. Н. Голубицкий: Да, мы не стали строить картонных де­ кораций, как это делают обыч­ но в ТЮЗах. Для детей воз­ можно и необходимо прав­ доподобие таких деталей. В нашем спектакле самое глав­ ное — правда внутреннего ми­ ра героев. Е. Добрякова: Вероятно, и время в спектакле решено условно? В конце оказывается, что ребята провели в пещере восемнадцать дней. Л. Олыкайнен: В пьесе И6- критерий — физическая сила. А в конце -— не случайно ребята обращаются уже к Ма­ рату с просьбой о спасении. Вот кто оказался самым силь- Л. Перепелица: Кстати, Ма­ рат и Сабир — это как бы два полюса. И ведь интересно, что Сабир тоже желает добра сво­ им друзьям. Но его метод— один, — он в его словах, ко­ торые так часто повторяются: «Я тебе так надаю!». А. Тихий: Здесь мне хочется сказать о своем герое — Али­ ке, Вы обратили внимание, что этот здоровый, веселый па­ рень, душа компании — сдает первьцл в трудную минуту. В такой экстраординарной си­ туации, в какую попали ребя­ та, качества человеческие про­ являются особенно четко. Алик, который поначалу пре- «МЫ РАСТЕМ ВМЕСТЕ С ГЕРОЕМ* рагимбекова не случайно не­ которым дням уделены считан­ ные слова текста. Ослабевшие от голода ребята уже не чув­ ствуют времени. К тому же Кама забыла завести часы — и счет дням был потерян, И еще, — вы обратили внима­ ние, — когда ранило Сабира, и Марат возвращается с водой, 0 (Н говорит: «Рука почернела». Значит, пока он ходил за во-' дой, прошло не меньше двух М. Шубб; Вносятся ли по хо­ ду дела какие-либо корректи­ вы*в постановочное решение? О. Вербенко: Конечно, кое-' что перестраивается по реак­ ции зрителя. Прошло уже че­ тыре спектакля, и в каждом из них менялись какие-то детали. Б. Н. Голубицкий: Это не значит, что мы идем как бы '«на поводу» у зрителя. В. Степанова: Но по сравне­ нию с текстом пьесы измене­ ния есть. Так, вы ввели в дей­ ствие мать и отца Марата. И, по-моему, это очень удачное решение. Во-первых, насыщается дей­ ствием ночное время. Во-вторых, мы видим ход мыслей Марата. Ведь образы родителей возника*от в его воображении. И, наверно, самое главное — зритель должен увидеть ро­ дителей Марата, чтобы лучше понять образ главного героя. Ведь свои лучшие качества — честность, доверие к людям он унаследовал-*от отца и ма- Таким образом, эпизодиче­ ские появления двух персона­ жей. углубляют содержание спектакля. Е. Добрякова: Да, задумать­ ся есть над чем. Например, над отношением ребят к войне. Помните, как вначале Алик по­ лушутливо читает надпись на плитеГв которой рассказывает­ ся о войне. Но вот — ребята сами столкнулись с ее отголос­ ками. Они поняли, что такое фашизм, что такое смерть. Характерна сцена у плиты в конце спектакля. Молчаливая сцена. Ребята кладут цветы на ка человеческих качеств сами- М)И ребятами. Вначале коман­ диром признается и выбирает­ ся Сабир. Он самый сильный. Как это часто бывает в маль­ чишеской компании — главный тендует на роль лидера, в глу­ бине души помимает, что не может быть командиром. Он равнодушен и слаб духом. Он индивидуалист, но не созида­ тель. В' каком-то смысле это одна из самых сложных ррлей. Ведь здесь речь о равнодушии, которое нередко встречается в молодых людях. А в решаю­ щий момент такой человек на­ гнетает панику или апатию. Е, Добрякова: У меня во­ прос к Ольге Вербенко. Как вы относитесь к своей героине? О. Вербенко: О, это очень сложный вопрос. Дело в том, что работа чад ролью еще не закончена. Что-то уточняю, дополняю. Может быть, прой­ дет не один десяток спектак­ лей, прежде чем почувству­ ешь, что наконец-то это то, что нужно, Е. Добрякова: Я считала, всегда, что премьера это лучший варизнГ, ведь все акте­ ры играют на подъеме. О. Вербенко; Нет, работа каждого из нас над ролями будет продолжаться. А впро- от своей игры не бывает ни­ когда Мы растем вместе с ге­ роями... Л. Олыкайнен: Когда такое удовлетворение наступит — значит, ты не артист.......Теперь всем нам было бы интересно узнать: похожи ли герои на обычных, простых ребят, на­ ших современников? Это очень важно для нас. Л, Перепелица: Вы знаете, «похоже» — это не то слово. На сцене — наши ровесники со всеми их мыслями, привыч­ ками, жестами. Это ощущение не проходит с самого начала и до конца спектакля. Иначе 6ь*ло бы неиитер^но смот­ реть. А спектакль всему на­ шему классу очень понравил­ ся. Я ведь пошла сегодня а театр после того, как многие наши уже побывали на премье­ ре. Много, конечно, рэссказы- О, М. Нестерова: Но мы ду­ маем, что наше сегодмяшнее обсуждение может быть про­ должено на страницах «Ле­ нинца». И то, о чем мы сегодня не. успели поговорить или ска­ зали недостаточно подробно, наверное, станет предметом дискуссии зрителей... Беседу записал Ю. МАЙСКИЙ. И З У Ч А Е М П Р А В О хЯ и право» так назы­ вается клуб, созданный в Чи­ те. Он ставит своей целью улучшить воспитательную ра­ боту с подростками, глубже познакомить их с нормами со­ ветского законодательства. Более 200 ребят из всех рай-. онов города заполнили анкеты, в которых высказа-лн свое мне­ ние о программе клуба. Первая заявка уже выполнена: под­ ростки побывали в музее исто­ рии читинской милиции, по­ смотрели фильм «За рулем ми­ лицейской машины». В работе клуба примут ак­ тивное участие члены опера­ тивных комсомольских отря­ дов, работники суда и проку­ ратуры, библиотек, артисты местного театра. Намечены темы лекций и бесед. (Корр. ТАСС).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz