Ленинец. 1978 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1978 г. (г. Липецк)

3 • ЛЕНИНЕЦ ЗДРАВСТВУЙТЕ, ВОЛШЕБНИКИ!! Н А Ч Л Л Л С Ь Н Е Д Е Л Я «Т Е А Т Р И Д Е Т И » Во втором часу дня трам­ ваи, автобусьт: и троллейбусы «везли веселых», нарядных мальчишек и девчонок к дра­ матическому театру. ’ Вместо обычных коричневых" портфе­ лей в их руках были красивые при.глатен'ня на открытие за­ мечательного праздника «Те­ атр п дети». А за кулисами со|брались все артисты, которые заняты в спектак.дях для юныхт У по­ мощника режиссера сегодня, как никогда, много работы. Шутки ли! В программе — от- р'ывки из семи спектаклей. То есть, как'бы «чего не забыть» в семь раз больше обычного. Где Жнгаи? Да вот он, разговаря- вает с Малышом. Где Карл­ сон? Его гримируют. Через несколько минут, он будет Зал заполняется. — Ребята, ие занимайте, по­ жалуйста, седьмой ряд. — А почему? • — Здесь будут сидеть школь­ ники, которые участвуют в при­ ветствии. — Ух, счастливые! С настоя- ЩИМТ 1 артистами стоят за ку- лиса.ми! Правда, счастливые. Оказы­ вается, вот как выглядят те­ атральные куклы вблизи. Ребята узна'ю.т: это Бабка из спектакля «По щучьему веле­ нию». а это — купец из «Боль­ шого Ивана», а вот и са.ад Иван — не кукла, а живой актер Юрий Сокольеютх. Ох, как хо­ чется подойти к тем мешкам, (I 1 у 6 торые он Вудет носить на , ('-Чрпикс в спектакле и убедиться, что о.чн II вправду тялгслые. . — Нет, ие тязкелые — шеп­ чет ма.льчпшка, — я уже их погннмал. Как же гак, удивляются ре­ бята, Ведь когда с этим спек­ таклем кукольный театр при­ езжал к ним, в школу, видели: артист даже краснел под тя- зкестью мешков. — Это лее геатр,— глубоко­ мысленно произносит одна де­ вочка — А здесь — сплошное волшебство. бколько юных лпйчан за пятьдесят восемь .дет существо­ вания дра.матнческого театра ожидали появления «вблшеб- Н.НКОВ» на сцепе? Много. Очень много. Если на сегодняшний праздник пригласить пап и мам, чье детство прошло в тридцатые годы,' они всподшп- ли бы спектакли «Ревизор», «Го.ро от ума», «Вишневый сад», если пригласить взрос­ лых, чье детство совпало с вой­ ной— временем^-грозным, тяже- лы.м, 10 .мы услышали бы инте­ ресный рассказ о го.м, как театр своими постановками вселял веру в победу над врагом. Ров­ но через месяц после на.паде- ния фашистов на пашу страну, артисты пригласили зрителей на премьеру спектакля «Па­ рень из нашего города». А в со­ рок втором году, после того, как в газете «Правда» была опубликована последняя часть пьесы «Русские люди», сразу принялись за се постагЮвку. В зале было очень много детей и женщин,— ведь взрослые муж­ чины были на фронте. Спек­ такли рассказывали о бесстра­ шии отцов, старших братьев, они учили мужеству тех, кому еш? предстояла идти в бой. Но дети всегда остаются детьми. Им хочется веселого, праздппчшэго, И -.в сорок чет­ вергом году появ.плся спек­ такль «Недоросль» с. одним из ве,дущих актеров нашего те­ атра .М.ПХЯЯЛОМ Семеновичем Селяниным, игравшем .Митро­ фанутпку После войны сгроягся но­ вые школы детские сады. Их ( 1 % -Хозяева—частые гости театра. Если вспомнить спектакли для юных зрителей, то окажется, что 01 ПГ постав лены по пьесам многих известных детских пи- еателей, драматургов; Шварца. Успенского, Мамяяна, Гайда- В проБедснии недели «Театр и дети» самое активное участие при­ нимает самодеятельный театр кукол города Ель­ ца. Выступление юных артистов состоялось в день открытия празд­ ника в ЛИГХС15К0. ра, Бруштейн, Михалкова.^ и МН 0 П 1 Х других. Несколько лет назад в нашем городе побывал драматург — сказочник Лев Ефимович Устинов. Он так и сказал: «Мой приезд в ваш го'род не случаен. Меня давно связывает заочная дружба с липецкими ребятами. В вашем городе шло много моих пьес: «Город без любви», «Бело- снеятка и се.мь гномов», «Доб­ рое время», «Живая музыка», «Недотрога». И вообще репер­ туар для маленьких зрителей у вас получше, чем в некоторых ТЮЗах». . Любят юные, липчане и спек­ такли Липецкого театра ку­ кол. — -Неужели этому театру все­ го четырнадцать лет?— удивля­ ются многие, поз-нако.мн.вш 1 -:,сь с его искусством. Да, он очень молод. Но приобрел бо-льшую популярность. Вот почему ку- ко.пьнпков' всегда с ' нстерп-ск:!- ем ниут в детских садах и школах. Вот почему к нынеш­ нему празднику мальч: 1 шкн' и девчонки принесли в подаркц артистам р:-шуикп и соч:’не-нг.я по мотивам постановок. Искус­ ство липецких куколышк-ОБ нравится не только маленьким лппчаиа.м, оно понравилось ку- кольн-ика.м Японии, ко-то- рые при.ходили . на его спектакли во время гастро.псп театра в .Москве. Липецкие ар­ тисты, игра-.ющие для самых маленьких получи-ли высокую оценку Героя Со-циалпст-иче- ского Труда, пародиого ар- т.пста СССР, лауреата. Гесу- дарственной премии, президен­ та Международной организа­ ции куколышков Сергея Вла­ димировича Образцова. А разве не высокая оцепк-з слова девочки: «это же театр, З' здесь сплошное во.дшебство,..». ...Раздается последний зво­ нок. Га-онет в зале свет. На освещенную сцепу выходят ре­ жиссеры, актеры, художники. , — Дорогие ребята, здрав­ ствуйте! И сразу наступает тишина. Неделя «Театр и дети» нача- Е. МИТИНА. В 1>Д1 году этот самодся- то.чьный театр по при­ глашению Сергея Вла­ димировича Образцова вы­ езжал в Москву, где показал даже н-бсколько пробных пред­ ставлений , А потом ребята выступали в Ельце, Липецке, Воронеже. Недавно, в апреле 19'78 года, епецкому самодея- Ес ть теяьно.му театру кукол при Доме пионеров исполнилось 30 лет! И всё эти годы бес­ сменный его руководитель — Наталья Николаевна Полухи-' на. А началось все с маленько­ го спектакля «Девочка и мед­ ведь», в котором было занято всего пять кукол. Теперь в театре их четыреста... Наталье Николаевне—семь­ десят пятз Она показывает мне пожелтевшие фотограсрии привлекательной светловоло­ сой девушки, — Вот какая была! Играла в то время на сцене Елецкого драматического театра, — произносит она й вздыхает. — Бремя время,,. Но молодость души не под­ властна годам. И живой блеск глаз не спрячешь. Наталья Николаевна до сих пор полна энергии-. А ведь — подумать только! — работать начала в 1916... Ровно половину этого времени посвятила кукольно­ му театру, Но не только ему: по сей день руководит круж­ ком драмы, ставит танцы, а.к- роба1ичЕские этюды', И на все хватает сил, ча всех сто десять, воспитанников,.. — О, если бы не работа... Без работы человек быстрее стареет... Если перечислить все на­ грады, грамоты, благодарно­ сти, чоторь'е имеет Наталья Николаевна, понадобится це­ лая газетная колонка. Доста­ точно сказать, что награждена она семью медалями, причем, двумя — за участие в Вели­ кой Отечественной войне. По­ лухина —• отличник народного просвещения. Именно благо- да.оя ей полюбили театр ре­ бята-кукольники. — У меня в кружке есть такие, что по десять лет зани­ маются. Уже поступили в учи-' пища, а театр — не бросили. Ребята приходят с удоволь­ ствием не только в свой само­ деятельный театр, но и домой к Наталье Николаевне. Быва­ ет, что и по хозяйству помогут. Сегодня девчонки прибежали чинить старьте куклы. Уложили их, заштопанных, на кровать— пусть отдохнут, скоро им сно­ ва на работу. В Ельце — Этим куклам у.-ке .лет двадцать, — объясняет На- тз.лья Николаевна. — Зти-то покупные. А вообще ребята сами шьют куклы. Они все умеют. На то ведь и кукольни­ ки. И декорации сами приду- мывагог, и мастерят. Любят фантазировать, изобретать, искать что то свое. Читаю письмо, написанное в 50-е годы девочке Джемме из театра Натальи Николаевны а.отистом Государственного центрального театра кукол Курдюмовым. Предыстория этого письма такова: Джем­ ме не понравилось устройст­ во одной куклы, и она предло­ жила свою конструкцию. В Центральном театре находчи­ вость Дже.ммы понравилась, и артист Курдюмов, старый друг епьчан, написал ей пись­ мо, в котором поздоавлял и хвалил, даьап подробные со­ веты, как . лучше приделать свинке ХВ 01 тик-пружинку. Письмо аккуратно прикле­ ено к странице пухлого а.чь- бома, в котором собрана мно­ голетняя переписка с Цен- трэ,тьным театром кукол. — Сергею Владимировичу Образцову некогда нам по­ стоянно писать — он ведь очень занятой человек. Но мы получали много писем от покойного теперь Курдю.мо- ва, от Федотова автора инте­ ресны» книг о кукольном те­ атре, Часто приходилось со­ ветоваться с ними по всяким вопросам. И они с удовольст­ вием помогали, присылали .сценарии новых сказок. А вообще-то и маленькие зри­ тели, и артисты любят больше старые русские народные сказки. Они ведь воспитыва­ ются на этих сказках... Передо мной фотографии десяти-пятнадцатилетней дав­ ности. Интересно, где теперь эти мальчики и девочки, чем занимаются, какой след оста­ вил в их судьбе театр На­ тальи Николаевны? — Алла Кобзева теперь драматическая актриса. Женя Алешина, и Лиля Савчишкина — тоже руководители куколь­ ных театров в других городах. Конечно, не все избрали себе а;стерсную профессию. Но веселый многие — а.стнаны-е участники . самодеятельности, например. Юра Клевцов, инженер, те­ перь живущий в Москве. Вы .спрашиваете, откуда я это знаю? А как же, пифут. Значит, остался у них в памяти театр. Наталья Николаевна помол­ чала, А вообще корреспонден­ тов у нас много Переписыва.лись с Ландау, Маршаком, До сих пор — с Академией наук .. В Академии наук Наталья Николаевна Полухина прочи­ тала пять докладов по про­ блемам'все. юго же детского театра кукол. В одном из до­ кладов на тему: «Театр кукол в общественной работе шноль- ни.ков» е 'ть та.кие слова: «„.Театр тсукол доступен для каждой школы. Этот вид ху- дежеств.енно'^о воспитания чрезвычайно полезен». — Мы ведем пропаганду на-» шего искусства повсюду, пока» Зо1ва,ем спектакли в детских са­ дах. школа», на предприятиях. Надо, чтобь' больше, больше детей Е.кг.кчалось в театраль­ ную самодеятельность. Наталья Николаевна доста­ ет из шкафа карту Советского Союза, От белого п.оикленного кружо'-'ка на котором напи­ сано «Елец», как от солнышка, отходят разной длины лучики, упирающиеся в города, с ко­ торыми ведется переписка. Чита, Горно-Алтайск, Фергана, Житомир, Волгоград, Костро­ ма, Владимир, Калининград, Варшава... — Чаше всего пионеры уз­ нают о нас из Большой со­ ветской энциклопедии (там о нас есть упоминание), с некото­ рыми мы заводим переписку сами. Рассказываем о своем театре пось.лаем куир.л. Это, наверное, что самое главное в работе. Натальи Ни- кола’ЗВны Полухиной .— зажечь других, передать свой опыт, привлечь к искусству ребят из разнь 1 х школ города, страны'. Оттого и альбомы с письмами, фотографиями не вмещаются в желтый кружок света от лампы, освещающей стол в комнате Натальи Николае.Бкы. Они занимают весь стол. А на театр ., шкафу расположилась целая выставка кукол присланных в Елец со всех концов страны. Мне было хорошо, уютно сидеть в этой комнате, напо­ минающей театральное по- мещ-ение. Даже уходить не хотелось. И было странно ду­ мать, что я могла бы так и не узнать об этом интересном ку­ кольном театре, не познако­ миться с его руководителем Ната, ьей Николаевной, став­ шей з> несколько часов бесе­ ды татой близкой. Е. ДОБРЯКОЕА, нешт. коррсслокдеит.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz