Ленинец. 1978 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1978 г. (г. Липецк)

Ш ^ Ш ЛЕНИНЕЦ С высоты : вентиляционной площадки пролеты модельно- цнструментального цеха, , как на ладони. Прямо по- центру стоят тока.рные, . фрезерные, строгальн-ые стаикн, здесь -же расположен участок пресс- форм. А в правом краГшем от- секе^«царство» моде.тьщнков. Это, на первый взгляд, самый тнхнй участок. Здесь до «ума» доводят драдеры, стержневые ящики, другие не ‘менее слож­ ные изделия, детали.. Если понаблюдать со стрр.о- ны за , работой слесарей-мо- дельщиков, то невольно .. пока­ жется, что уж больно- все, они медлительны. Но это впечатле­ ние обманч-тво. Не, зря моде.ль- щиков. сравнивают с-.мастерами -Ювелирного дела. Одпи-м. из классных- мастеров в. цехе по праву считается' брига.дир ко.мсомольско-мО-ло- дежного коллектива Виталий Кузнецов. Он прошел отлич-' иую школу в бригаде опытней­ шего модельщика Але 1 «;а-пдра Ивановича Евсюкова, пере­ нял у -него все тонкости не.лег- кой профессии. Позже , сам возглавил , коллектив, щедро де.лнтся накопленным опытом со своими подопечными. Членами бригады Виталий доволен. .Александр Бураков— также бывший ученик Алек­ сандра Ивановича Евсюко 1 ва— спокойный, рассудительный, его работоспособности . можно только позавидовать. В- с.оцп- алистическом соревновании не раз завоевывал звание, «Луч­ ший молодой рабочий, завода». Под стать, ему и другой сле­ сарь — Валерий .Седых,. Вале­ рий также учится -в тс.хнику- - -ме, как -и , Бурз'ков. „ любит, работу., .. ; . 1 . Сейчас в бригаде «начальное образование»,, модельщика по­ лучает .Игорь Пименов... Пока трудно, еще гово.рить, прижи­ вется ли парень в коллективе, но задатки, влечение к делу у него есть,-,и товарищи стре­ мятся развить его способно­ сти, вырастить. Х'орошего спе- циалпета. Узнав о почине москвичей «Задание трех лет десятой пя- ти-леткн — к годовщине приня­ тия _НО:БОЙ Коиституции СССР!», комсомольско-моло­ дежная бригада на своем соб­ рании решила: у коллектива ,'есть все возмажно.стн бороть- ' ся за высокие рубежи. -..К^ 1 к и все опытные специа- .лцеты, Кузнецов имеет свой рабочий календарь. По ’ его подсчету, у бригады от про- ;шлого года в «заначке» остал­ ся солидный запас:;, ведь ее. ежемесячный процент выработ­ ки составлял 120— 130... ,С первых дней текущего го­ да к.о.тлектив увеличил темп. Не было случая, чтобы он не выполнил досрочно любое за­ дание, любой заказ. — Эту бригаду,.— рассказы­ вает заместитель начальника цеха Эдуард Иванович Круг­ лов,— отличают .слаженность в работе, взаимопонимание. Ре­ бята отлично зн.тют, что от каждого -зависит общий успех. В этом коллективе не за.ме- ти-шь суетливости, нервозности. Они никогда не начнут рабо- ,ту, как порой случается у других, не уяснив полностью, что же в конечном итоге им придется изготовить. Доско­ нально изучив чертеж, осмыс-. лив задание, готовят режу­ щий, мершельный и вспомо­ гательный инструмент, рас­ пределяют обязаяности между собой. Такая подготовка и да­ ет отличные результаты. 125^ 135 процентов, а иногда н более — вот ежемесячная нор­ ма выработки коллектива. Уже в конце августа в цехе появи.чась «молния»: «Комсо­ мольско-молодежная бригада Виталия Кузнецова досрочно выполнила социалистические обязательства — справилась с заданием трех лет десятой пя­ тилетки». Сейчас на ее трудо­ вом календаре — весна 1979 п. мысин, член комитета ВЛ КСМ завода «Свободный сокол». Нечиая /лилиция..^ Да, часовые порядка охраняют наш покой в любое время суток. Они всегда на посту. На этом снимк е вы видите лучших работнм ков Левобережного райотдела г. Липецка младшего сер жанта Ивана Костенева, ко мандира подра з д е л е н и я сержанта Виктора Хорошилова и старшего сержанта Александра Мирука. Фото М. Мзнаеикова. „ленинца" отвечают «ОПЯТЬ ОТКЛАДЫВАЕТСЯ НОВСОЕЬЛЕ» Так называлась корреспон­ денция, в которой рассказыва­ лось о том, что ПМК-112 уже третий год строит школу в совхозе «Маяк» Елецкого рай- Редакция получила ответ из Елецкого РК ВЛКСМ. Секре­ тарь райкома В. Сапронов со­ общает;. «В ходе проверки установлено, что факты, из.то- женные в материале, подтвер­ дились... В настоящее время положение дел улучшилось. Для нужд стройки выделены стройматериалы: цемент, кир­ пич, доски. Строительный объект укомплектован рабо­ чей силой. Отрегулирован во­ прос заработной платы, она выдается регулярно». Ответ из райкома получен. Однако до сих пор молчит администрация ПМК-И2. .А ведь именно в адрес этой ор­ ганизации была направлена критика. В частности читате­ лям интересно знать, как^ об­ стоят дела с механизацией объ­ екта. Судя по всему, вопрос еще не решен Об этом сооб­ щается и в письме тов. Сапро­ нова: «Управление механиза­ ции треста «Липецксельстрой» выделило один кран, который часто ломается и простаивает. Требуется еще несколько кра- Видимо, трехлетняя воло­ кита со строительством школы еще продо.тжается. Хочется спросить начальника ПМК тов. Макарова и его коллег: «Когда же будут устранены все недостатки на объекте?». Т 'РУДНО сказать, когда это ' началось. Появи- .тись ремесла,, появп.тись мастера н у каждого — бу^ 1 ь то гончар, будь то живописец ‘ — учеппки:- Им пе.редавал ма­ стер свой опыт, свои секреты. И самая большая радость^ для наставника, если подопечный превосходил его в умении. Издавна повелось; хороший наставник учил не то.тько ремес.чу, но н-науке жить среди людей. Каждый из нас навсегда запомнаает имя . че­ ловека, который помогал де­ лать первые шаги в профес- Переяпстываю ■ странички блокнота, исписанного во вре­ мя ' посещения завода «Цен- тролпт», где я изучала ход наставничества, и думаю; а вспомнят ли добрым ' словом СВОИХ -мастеров те реб.ята; с которыми мне довелось бесе­ довать? В' -гот день, на работе -были 28 подростков. Шестнадцать из них еще не достигли совер- шеино.четия, двенадцать . уже перешагну,ти э'^от порог. Циф­ ры -ЭТИ. привожу не с.дучайно. ■ Вернусь к ним позже. - Проверка началась легко. Все налицо; п отчет о работе наставников, и список воспита­ телей и. их подопечных. Прав­ да, в графах отмечались толь­ ко возраст, образование, дол-, жность, место учебы молодого рабочего, а сведений о то.м, сколько лег он работает, кто его родители, не было. Это‘ насторожи.до: либо на заводе не придавали .большого значе­ ния бумага.м, либо же настав­ ничество ведется не так, как надо — нет.контактов рабоче­ го шефа с семьей подростка... Но тем не менее по.сгпгскам все относительно пладко. А вот на деле... Если верить списку, то, на­ пример, Володя Саввин закреп­ лен за токарей цеха нестан­ дартного оборудования Г, И. Пановым. Нс тот откровёпно признался мне., что он сейчас не наставник. Были, мо.л, год назад подшефные, правда, не по.мню кто, а сейчас... Не знал о своем шефстве над подростком Игорем Ролдуги- ным п токарь этого же цеха А. Т. Лаухнп. Бригадир модельщиков П, И. Кузнецов понимает просто: обучить подростка професспи. Дома, в школе, где учится Петр Кузнецов, он не был. Между тем, хотя паренек про­ работал на заводе унсе по.что’- ра года, он не является чле­ ном, профсоюза, не вступил в комсомол, то есть полностью отключен от общественной Володя Комов. . Несколько раз его задерживала милиция то за драки, то за злоупотреб­ ление спиртными напитками. .А наставника у парня нет. Ра­ ботает самостоятельно. И жи­ вет, как видите, независимо. Чем ' такая «независньюсть» кончается — мы знаем... * ' Александр Евсии. Хороший СВОИХ наставников подростки, работающие на заводе «Центролит»? Неробов заявил, что он -на­ ставник всей молодежи, ко­ торая трудится;, у него. в. брига­ де. Спорить тут, конечно, труд­ но. Каждый- из нас в той или иной мере воспитатель тех, кто моложе, у кого ‘меньше. опыта. Тем более — если речь идет о бригадире и.членах - его коллектива. Но вопрос-то в данном случае шел.;,.о рерсо-- нальном шефстве. О том,' что по тому самому списку Неро­ бов значился наста-В.ннкод .Йи- колая Боровкова. Й ‘ ' ' должен бы'знать'об Этом. - Впрочем, я ие' вйню хоро­ ших, опытных рабрчи.х‘ в по­ добных казусах. Тут вина организаторов -наставннчеет- ва, которые формалькоу, и рав­ нодушно «высидели» за столом фиктивный список фиктивного шефства. А следствие такого отношения к д ел у '— неутеши­ тельные сводки, поступающие к нам в прокуратуру о пре­ ступности среди несовершенно­ летних. Токарь ремонтно-механиче­ ского це.ха «Цеигролнтаэ А. В. Кузнецов считает своим по­ допечным подростка Петра Ивлева, хотя, если верить все тому же злополучному списку, за ннм закреплен Николай Шеховцев. Свое шефство ЖИЗЮ5. Что его интересует, чем он- зан.я-т, шеф ,не знает. :Вооб 1 пе, как выяснилось., из раз.говоров с рпыгнымн рабо­ чими, .за которыми закрепле­ ны новички, большинство сво­ дит свое наста.вничество к простому .; тгонтрадю за подо- пе.чпьщи .во' еремя 'работы. .Ну, там показать, как надо выпол­ нять ту или иную "рперашио, проверить .её вспелнеяке и . все. А :каким растет юный че­ ловек, .нккого,-по существу, не Вйтересуе.т. ■ ■ Настав.ник Еспи, котсрий знал лишь .имя,своего, учещжа (фамилию его так и не, вспомг нил). заявил прямо; .' ' — .Я ,обучаю его професспи, а по'улпце за ий‘м бегать йе буду.' ■ ; " . * Вот так: «бегать Ве буду»:..' Пусть он на этой улице бол­ тается по вечерам в подворот­ нях, попивает спиртное, лезет в драку. Пусть прогуливает за­ нятия в «вечерке»: «Наставник» (это слово по отношепию к та­ ким странным шефам при­ ходится брать в кавычки) за ним «бегать .не будет». Ему это ни к чему. А .насчет драк и водки я упо­ мянула- не случайно,. Среди 28 ребят, которые трудятся на заводе, немало «неблагополуч- мальчик, по словам за.крсплен- ного за ним С. В. Неклюдова. Правда, за два года совмест­ ной работы шеф так и не уз- - кал, что у Саши; образованке всего пять классов. Ну, как тут слово «наставник» писать без кавычек! Короче, дальше,списков бла­ гополучие с наставничеством на «Центролите» не. . идет. Никто всерьез не озабочен здесь существующим положением дел; ИИ комитет консо.мола, ни администрация.. Шефов , под- - барают по профессиопальным . качествам, не задумываясь, может ли даиный человек быть еще и воспитателем. А , з.адача ведь не простая, Й помощь подчас нужна не только мадо-. дому рябо тему, но и • самому шефу. Помощь. Совет. Под­ держка. И — строгий рабочий спрос, который заставит чело­ века подхо,дигь ответствепнее' к поручению коллектива. Как это делается? Америку здесь открывать не надо. Су­ ществуют советы наставников — они координируют всю ра­ боту,' помогают общественным воспитателям. Такой совет на «Центролпте» создан. И план его работы имеется. Нет одно­ го — самой работы. Лживого дела. Впрочем, с планом тоже воз­ никла на.кладка. В папках хра­ нится бумага, в которой запи­ саны мероприятия совета на 1977 год. Чем занимался и за­ нимается со.вет в нынешнем году — неизвестно. Плана нет. Между прочим, и в том про­ шлогоднем плане далеко' не все пункты выполнены. На бу­ маге остались самые главные: в апреле так н не состоялся за­ водской се.мвнар наставников, в мае — обмен опытом лучших общественных воспитателей, в сентябре — даж.е не прошла отчетно выборная конферен­ ция наставников. А теперь .«не хочется воз­ вратиться к. цифрам, приведен­ ным вначале. И.з 28 молодых рабочих шестнадцати еше не псполпилоеь 18 лет. Только восемь, человек закончили де­ сятилетку. У восемнадцати ре­ бят образование 8 классов, у двух — девять, .\\ногие нигде не учатся. Большую часть они, естесгвенно, проводят на заводе, в цехе. Нет - рядом прнвычны.ч опекунов, советчи­ ков — учителей, родителей. Мало сверстников. Крутом озабочё.чиыё взрослые люди, коим, получается, нет дела до подростка, А возраст трудный, кризнсяый — возникают сотни вопросов, н юноше просто необходимо! чтобы рядом был мудрый насгавлпк. А если ■ его нет? А если к тому же н дома озабоченным родптелям часто не до него? Остается — двор, пугающий взр-эслых. Здесь тебя поймут, поговорят- по душам. Случается, найдется и «шиересиое.» занятие, которое нередко заканчивается объяс- нешшмн в миляачп. Вдумаемся в цифры — 28 подростков! А на заводе' тру­ дятся сотни людей. И неужели среди них не найдутся такие, которые по оризваншо души станут настоящими наставни-‘ ками ребят? Р. ГУСЕВ.А, пом. прокурора г. Липецка.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz