Ленинец. 1978 г. (г. Липецк)
Ш ^ Ш ЛЕНИНЕЦ С высоты : вентиляционной площадки пролеты модельно- цнструментального цеха, , как на ладони. Прямо по- центру стоят тока.рные, . фрезерные, строгальн-ые стаикн, здесь -же расположен участок пресс- форм. А в правом краГшем от- секе^«царство» моде.тьщнков. Это, на первый взгляд, самый тнхнй участок. Здесь до «ума» доводят драдеры, стержневые ящики, другие не ‘менее слож ные изделия, детали.. Если понаблюдать со стрр.о- ны за , работой слесарей-мо- дельщиков, то невольно .. пока жется, что уж больно- все, они медлительны. Но это впечатле ние обманч-тво. Не, зря моде.ль- щиков. сравнивают с-.мастерами -Ювелирного дела. Одпи-м. из классных- мастеров в. цехе по праву считается' брига.дир ко.мсомольско-мО-ло- дежного коллектива Виталий Кузнецов. Он прошел отлич-' иую школу в бригаде опытней шего модельщика Але 1 «;а-пдра Ивановича Евсюкова, пере нял у -него все тонкости не.лег- кой профессии. Позже , сам возглавил , коллектив, щедро де.лнтся накопленным опытом со своими подопечными. Членами бригады Виталий доволен. .Александр Бураков— также бывший ученик Алек сандра Ивановича Евсюко 1 ва— спокойный, рассудительный, его работоспособности . можно только позавидовать. В- с.оцп- алистическом соревновании не раз завоевывал звание, «Луч ший молодой рабочий, завода». Под стать, ему и другой сле сарь — Валерий .Седых,. Вале рий также учится -в тс.хнику- - -ме, как -и , Бурз'ков. „ любит, работу., .. ; . 1 . Сейчас в бригаде «начальное образование»,, модельщика по лучает .Игорь Пименов... Пока трудно, еще гово.рить, прижи вется ли парень в коллективе, но задатки, влечение к делу у него есть,-,и товарищи стре мятся развить его способно сти, вырастить. Х'орошего спе- циалпета. Узнав о почине москвичей «Задание трех лет десятой пя- ти-леткн — к годовщине приня тия _НО:БОЙ Коиституции СССР!», комсомольско-моло дежная бригада на своем соб рании решила: у коллектива ,'есть все возмажно.стн бороть- ' ся за высокие рубежи. -..К^ 1 к и все опытные специа- .лцеты, Кузнецов имеет свой рабочий календарь. По ’ его подсчету, у бригады от про- ;шлого года в «заначке» остал ся солидный запас:;, ведь ее. ежемесячный процент выработ ки составлял 120— 130... ,С первых дней текущего го да к.о.тлектив увеличил темп. Не было случая, чтобы он не выполнил досрочно любое за дание, любой заказ. — Эту бригаду,.— рассказы вает заместитель начальника цеха Эдуард Иванович Круг лов,— отличают .слаженность в работе, взаимопонимание. Ре бята отлично зн.тют, что от каждого -зависит общий успех. В этом коллективе не за.ме- ти-шь суетливости, нервозности. Они никогда не начнут рабо- ,ту, как порой случается у других, не уяснив полностью, что же в конечном итоге им придется изготовить. Доско нально изучив чертеж, осмыс-. лив задание, готовят режу щий, мершельный и вспомо гательный инструмент, рас пределяют обязаяности между собой. Такая подготовка и да ет отличные результаты. 125^ 135 процентов, а иногда н более — вот ежемесячная нор ма выработки коллектива. Уже в конце августа в цехе появи.чась «молния»: «Комсо мольско-молодежная бригада Виталия Кузнецова досрочно выполнила социалистические обязательства — справилась с заданием трех лет десятой пя тилетки». Сейчас на ее трудо вом календаре — весна 1979 п. мысин, член комитета ВЛ КСМ завода «Свободный сокол». Нечиая /лилиция..^ Да, часовые порядка охраняют наш покой в любое время суток. Они всегда на посту. На этом снимк е вы видите лучших работнм ков Левобережного райотдела г. Липецка младшего сер жанта Ивана Костенева, ко мандира подра з д е л е н и я сержанта Виктора Хорошилова и старшего сержанта Александра Мирука. Фото М. Мзнаеикова. „ленинца" отвечают «ОПЯТЬ ОТКЛАДЫВАЕТСЯ НОВСОЕЬЛЕ» Так называлась корреспон денция, в которой рассказыва лось о том, что ПМК-112 уже третий год строит школу в совхозе «Маяк» Елецкого рай- Редакция получила ответ из Елецкого РК ВЛКСМ. Секре тарь райкома В. Сапронов со общает;. «В ходе проверки установлено, что факты, из.то- женные в материале, подтвер дились... В настоящее время положение дел улучшилось. Для нужд стройки выделены стройматериалы: цемент, кир пич, доски. Строительный объект укомплектован рабо чей силой. Отрегулирован во прос заработной платы, она выдается регулярно». Ответ из райкома получен. Однако до сих пор молчит администрация ПМК-И2. .А ведь именно в адрес этой ор ганизации была направлена критика. В частности читате лям интересно знать, как^ об стоят дела с механизацией объ екта. Судя по всему, вопрос еще не решен Об этом сооб щается и в письме тов. Сапро нова: «Управление механиза ции треста «Липецксельстрой» выделило один кран, который часто ломается и простаивает. Требуется еще несколько кра- Видимо, трехлетняя воло кита со строительством школы еще продо.тжается. Хочется спросить начальника ПМК тов. Макарова и его коллег: «Когда же будут устранены все недостатки на объекте?». Т 'РУДНО сказать, когда это ' началось. Появи- .тись ремесла,, появп.тись мастера н у каждого — бу^ 1 ь то гончар, будь то живописец ‘ — учеппки:- Им пе.редавал ма стер свой опыт, свои секреты. И самая большая радость^ для наставника, если подопечный превосходил его в умении. Издавна повелось; хороший наставник учил не то.тько ремес.чу, но н-науке жить среди людей. Каждый из нас навсегда запомнаает имя . че ловека, который помогал де лать первые шаги в профес- Переяпстываю ■ странички блокнота, исписанного во вре мя ' посещения завода «Цен- тролпт», где я изучала ход наставничества, и думаю; а вспомнят ли добрым ' словом СВОИХ -мастеров те реб.ята; с которыми мне довелось бесе довать? В' -гот день, на работе -были 28 подростков. Шестнадцать из них еще не достигли совер- шеино.четия, двенадцать . уже перешагну,ти э'^от порог. Циф ры -ЭТИ. привожу не с.дучайно. ■ Вернусь к ним позже. - Проверка началась легко. Все налицо; п отчет о работе наставников, и список воспита телей и. их подопечных. Прав да, в графах отмечались толь ко возраст, образование, дол-, жность, место учебы молодого рабочего, а сведений о то.м, сколько лег он работает, кто его родители, не было. Это‘ насторожи.до: либо на заводе не придавали .большого значе ния бумага.м, либо же настав ничество ведется не так, как надо — нет.контактов рабоче го шефа с семьей подростка... Но тем не менее по.сгпгскам все относительно пладко. А вот на деле... Если верить списку, то, на пример, Володя Саввин закреп лен за токарей цеха нестан дартного оборудования Г, И. Пановым. Нс тот откровёпно признался мне., что он сейчас не наставник. Были, мо.л, год назад подшефные, правда, не по.мню кто, а сейчас... Не знал о своем шефстве над подростком Игорем Ролдуги- ным п токарь этого же цеха А. Т. Лаухнп. Бригадир модельщиков П, И. Кузнецов понимает просто: обучить подростка професспи. Дома, в школе, где учится Петр Кузнецов, он не был. Между тем, хотя паренек про работал на заводе унсе по.что’- ра года, он не является чле ном, профсоюза, не вступил в комсомол, то есть полностью отключен от общественной Володя Комов. . Несколько раз его задерживала милиция то за драки, то за злоупотреб ление спиртными напитками. .А наставника у парня нет. Ра ботает самостоятельно. И жи вет, как видите, независимо. Чем ' такая «независньюсть» кончается — мы знаем... * ' Александр Евсии. Хороший СВОИХ наставников подростки, работающие на заводе «Центролит»? Неробов заявил, что он -на ставник всей молодежи, ко торая трудится;, у него. в. брига де. Спорить тут, конечно, труд но. Каждый- из нас в той или иной мере воспитатель тех, кто моложе, у кого ‘меньше. опыта. Тем более — если речь идет о бригадире и.членах - его коллектива. Но вопрос-то в данном случае шел.;,.о рерсо-- нальном шефстве. О том,' что по тому самому списку Неро бов значился наста-В.ннкод .Йи- колая Боровкова. Й ‘ ' ' должен бы'знать'об Этом. - Впрочем, я ие' вйню хоро ших, опытных рабрчи.х‘ в по добных казусах. Тут вина организаторов -наставннчеет- ва, которые формалькоу, и рав нодушно «высидели» за столом фиктивный список фиктивного шефства. А следствие такого отношения к д ел у '— неутеши тельные сводки, поступающие к нам в прокуратуру о пре ступности среди несовершенно летних. Токарь ремонтно-механиче ского це.ха «Цеигролнтаэ А. В. Кузнецов считает своим по допечным подростка Петра Ивлева, хотя, если верить все тому же злополучному списку, за ннм закреплен Николай Шеховцев. Свое шефство ЖИЗЮ5. Что его интересует, чем он- зан.я-т, шеф ,не знает. :Вооб 1 пе, как выяснилось., из раз.говоров с рпыгнымн рабо чими, .за которыми закрепле ны новички, большинство сво дит свое наста.вничество к простому .; тгонтрадю за подо- пе.чпьщи .во' еремя 'работы. .Ну, там показать, как надо выпол нять ту или иную "рперашио, проверить .её вспелнеяке и . все. А :каким растет юный че ловек, .нккого,-по существу, не Вйтересуе.т. ■ ■ Настав.ник Еспи, котсрий знал лишь .имя,своего, учещжа (фамилию его так и не, вспомг нил). заявил прямо; .' ' — .Я ,обучаю его професспи, а по'улпце за ий‘м бегать йе буду.' ■ ; " . * Вот так: «бегать Ве буду»:..' Пусть он на этой улице бол тается по вечерам в подворот нях, попивает спиртное, лезет в драку. Пусть прогуливает за нятия в «вечерке»: «Наставник» (это слово по отношепию к та ким странным шефам при ходится брать в кавычки) за ним «бегать .не будет». Ему это ни к чему. А .насчет драк и водки я упо мянула- не случайно,. Среди 28 ребят, которые трудятся на заводе, немало «неблагополуч- мальчик, по словам за.крсплен- ного за ним С. В. Неклюдова. Правда, за два года совмест ной работы шеф так и не уз- - кал, что у Саши; образованке всего пять классов. Ну, как тут слово «наставник» писать без кавычек! Короче, дальше,списков бла гополучие с наставничеством на «Центролите» не. . идет. Никто всерьез не озабочен здесь существующим положением дел; ИИ комитет консо.мола, ни администрация.. Шефов , под- - барают по профессиопальным . качествам, не задумываясь, может ли даиный человек быть еще и воспитателем. А , з.адача ведь не простая, Й помощь подчас нужна не только мадо-. дому рябо тему, но и • самому шефу. Помощь. Совет. Под держка. И — строгий рабочий спрос, который заставит чело века подхо,дигь ответствепнее' к поручению коллектива. Как это делается? Америку здесь открывать не надо. Су ществуют советы наставников — они координируют всю ра боту,' помогают общественным воспитателям. Такой совет на «Центролпте» создан. И план его работы имеется. Нет одно го — самой работы. Лживого дела. Впрочем, с планом тоже воз никла на.кладка. В папках хра нится бумага, в которой запи саны мероприятия совета на 1977 год. Чем занимался и за нимается со.вет в нынешнем году — неизвестно. Плана нет. Между прочим, и в том про шлогоднем плане далеко' не все пункты выполнены. На бу маге остались самые главные: в апреле так н не состоялся за водской се.мвнар наставников, в мае — обмен опытом лучших общественных воспитателей, в сентябре — даж.е не прошла отчетно выборная конферен ция наставников. А теперь .«не хочется воз вратиться к. цифрам, приведен ным вначале. И.з 28 молодых рабочих шестнадцати еше не псполпилоеь 18 лет. Только восемь, человек закончили де сятилетку. У восемнадцати ре бят образование 8 классов, у двух — девять, .\\ногие нигде не учатся. Большую часть они, естесгвенно, проводят на заводе, в цехе. Нет - рядом прнвычны.ч опекунов, советчи ков — учителей, родителей. Мало сверстников. Крутом озабочё.чиыё взрослые люди, коим, получается, нет дела до подростка, А возраст трудный, кризнсяый — возникают сотни вопросов, н юноше просто необходимо! чтобы рядом был мудрый насгавлпк. А если ■ его нет? А если к тому же н дома озабоченным родптелям часто не до него? Остается — двор, пугающий взр-эслых. Здесь тебя поймут, поговорят- по душам. Случается, найдется и «шиересиое.» занятие, которое нередко заканчивается объяс- нешшмн в миляачп. Вдумаемся в цифры — 28 подростков! А на заводе' тру дятся сотни людей. И неужели среди них не найдутся такие, которые по оризваншо души станут настоящими наставни-‘ ками ребят? Р. ГУСЕВ.А, пом. прокурора г. Липецка.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz