Ленинец. 1978 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1978 г. (г. Липецк)

ЛЕНИНЕЦ | 3 • ЛЕНИНЕЦ У СПР.ХМ в коммунистиче­ ском строительстве, вы­ полнении планов и со- циалистияескнх обязательств во многом згвиеят от уровня сезиателыюстн людей, их го­ товности, воли и '’Умення стро­ ить коммунизм, НХ высоких МО ральночюлитпчеших качеств, говорит докладчик. Такие ка­ чества формируются всем со- циалнетичееким укладом на­ шей жизни^. сложившейся в обществе ' ' системой нравст­ венных отношение норм, тра­ диций, обычаев, целенаправ­ ленной идейно-воспитательной работой партия, общественных организаций. XXV съезд КПСС с особой силой ■подчеркнул огромную значимость воспитания у тру­ дящихся идейной убежденно­ сти, коммунистической нравст­ венности, сознательного отно­ шения к труду, к своим обя­ занностям. Сегодня нельзя удовлетворяться воспитанием только хороших исполнителей. Современный рабочий, колхоз­ ник, интеллйгеят—НС только человек нравственно ответстве - Н6Н за то, что 01 Н дел а ет /с дня. Задача нравственного питания — выработать у сс ского человека активную жиз нениую позицию. Такая нови ПИЯ, указывает товарищ Л. И Брежнев, включает «сознатель ное отношение к общественно му долгу, КО.ГДЯ- единство' ва II дела становится повсе­ дневной нормой поведения». Нр аветведаое всспитавие, подчеркивает докладчик, — важнейшая составная часть комплексного подхода во- все­ му делу воспи-тания. Его проб­ лемы партийные организации должны рассматривать и ре­ шать в единстве с проблемами идейио-политичеекого, трудо­ вого, воеино-патриотичебкого и эстетического воспитания с учетом особеияоетей различ­ ных групп нзсеяания. «Наш главный компас на пу­ ти к коммунизму, — говорил на XVIII съезде ВЛКСМ това­ рищ Л. И. Брежнев, ~ ато- марксистско-ленинское учение о законах развития общества. Невозможно переоценить зна­ чение глубокого и системати­ ческого усвоения этой револю­ ционной науки. Сознательного, вдумчивого усвоения, а не ме­ ханического заучивания о-т- дельных истин и формул. Толь­ ко тогда знание теории чего- нибудь стоит, когда оно пре­ вращается в убеждение, -по-.д- крепляется делом». - Горкомы, райкомга партия, первичные партийные, оргаии- вации многое делают по ком- 111 уиистическому воепят аншо трудящихся, формированию у них. научного мировоззрения,, пов ышению ком муиистичеекой сознательности, трудовой и общественной активности. Пропаганда и изучение марк­ сизма-ленинизма в настоящее время приобрели поистине все­ народный характер. Только в различны.^ формах партийной и комсомольской учебы, эконо­ мических школах и школах коммунистического труда, на­ родных университетах в стране сбучается свыше 60 млн. чело-. век. Более 300 тысяч трудя­ щихся охвачено различными фо.р.мами обучения в нашей об- Десятки миллионов юношей Н девушек изучают марксист-- ско-леяиискую теорию в шко­ дах, профессиоиалыт-техни- ч:еск,их училищах, технихума.х и вузах. К этому следует доба­ вить огромную аудиторию лек­ ционной- пропаганды, других форм массо.во'-политцче€коц ра­ боты, печати, •гелеби.тения и Н .ЙСТОЯШЕИ школой по­ литического воспнта- иня стало для трудя- щахся нашей области изуче­ ние решений XXV съезда КПСС, новой Конституции СССР, материалов торжест- венногв засед^'ния, посвящен­ ного 60-летию Великого Ок­ тября, декабрьеког® (1977 г.) и июльского (1978 г.) Плену­ мов ЦК КПСС, трудов товари­ ща Л. И. Брежнева по пробле­ мам теории й ира-ктийн рааяи- того социализма, со-времешю- гв мирового революционного Процесса, ечо книг «.Малая зем­ ля», «Возрождение» и «Цели- па». Все это помогло партий­ ным комитетам, пропаганди­ стам успешнее решать задачу фо.рмирования у , слушателей марксистско-ленииского ми- роВ‘0331рения, ■стойких идейных убеждений. Баметпо повысилась произ­ водственная и общественная активность слушателей систе­ мы политического и экономи­ ческого образова,аия. 9; тысяч слушателей являются депута­ тами местных Советов, 49 ты­ сяч избраны в руководящне партийные, жомсомольскне .и профсо-юэные органы, свыше 79 тысяч . участвуют в работе народных и товарищеских су­ дов, добровольных другкин и органов народного контроля. Более 48 тысяч слушателей яв- ляю.тся лекторами, агитатора­ ми 'и подитинформато-рами. Все слушатели системы политиче­ ского II экономического обра- зоваяия, занятые в производст­ ве, участвуют в ссциалиетиче- еком воревнованшг каждый третий из них является удар­ ником коммунистачеекогя тру­ да, свыше 47 тысяч слушателей выполнили .план трех лет пяти­ летки, а 72 — всей десятой пятилетки- к годовщине, приня­ тия новой Конституции СССР. Политическое я экономиче­ ское образование- вместе с тем является и важным средст­ вом нравственного воспитания человека, формирования осоз­ нанного чувства общественно­ го долга, активной жизненной позиции, непримнримостн во всему, что- противоречит со- циаЛиотическому обращу жиз­ ни, мешает нашему движению вперед. - ■ Однако, каю показывают факты, политическая п особен­ но экономическая учеба в ря­ де мест носит еще следы фор­ мализма. В постановлении ЦК КПСС «О работе партийных организаций Башкирии по уси­ лению роля эконо-мического об­ разования трудящихся , в пв- вьппении эффективности произ- ■воаства и качества; работы в свете решений XXV съезда КПСС» отмечается, что еще не. в пвл«ой мере используютея воэможноехи экоиомичеекоги образования для улучшения хозяйственной и воспитатель­ ной работы. Многие п.редпрня тия .и Объединения не выпол няют планов произво,дства по номенклатуре и снижению бестоимости продукция. В I хоэа.х и совхо.зах медленно вышаются урожайность и про- •дуктивиость животноводства. ЦК КПСС обязал партийные, профсоюзные, ко.чсомольск-не и Х'рзяйствеиные органы уси­ лить- рукО;вадство экономиче­ ским образо-ванием, повыеить его роль в воспитании трудя­ щихся, в дальнейшем развер­ тывании социалистического со­ ревнования за досрочное вы­ полнение народнохозяйствен­ ных планов десятой пятилетки. Постановление ЦК КПСС — это общепартийный, этапный документ .н им не'обходимо по­ стоянно руково-дствоваться в пр.актнчеекон деятельности по организации экономического всеобуча, по улучшению ком­ мунистического воспитания.. Нам важно и впредь прида­ вать первостепенное значение маркеистско-ленинекой за.кал- ке коммунистов и всех трудя­ щихся, особенно молодёжи. Горкомы, райкомы, первичные парторганизагиш должны так поставить дело, чтобы занятия разоваиия служили повышению производственной н обществен­ ной активности . трудящихся, выработке у них ^ стойкого им­ мунитета против влияния чуж­ дой нам .идеологии п морали. Разумеется, нравственно-по­ литическое воспитание тру­ дящихся не может ограничи­ ваться только рамками мвркеи- стско-ленннской учебы. Осно.ву всея ,па|Ш;ей воспитательной ра­ боты долясно, безусловно, со­ ставлять единство идейно-по­ литического, трудового и нрав­ ственного воспитания. З АД.А.ЧИ врав:ственио-го воспитания в общей- ен- стеме коммунистическо­ го воспитания определены XXV съездом КПСС. Оно при­ зван» развивать в людях мо­ ральные качества, отвечающие высоким требоваияям комму­ нистического идеала. Совет­ ским людям вообще органиче­ ски присущи такие высоко­ нравственные черты, как вер­ ность ‘идеалам коммунизма. С ОБЛАСТНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ТРУДЯЩИХСЯ - ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАРТИЙНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Изложение доклада, секретаря обкома КПСС Н. Ф. Богатырева единство слова и дела, товари­ щество и взаимопомощь, кол­ лективизм, клаесовая солидар- ■'ность, патриотизм-, душевная щедрость и отзывчивость, не­ нависть ко всем формам угне­ тения. Вместе- с тем. партия стремится, что 1 бы нравственная чистота нашега советского об­ щества оказывала все боль­ шее влияние на дальнейший подъем духовной культуры каждого советского человека, способствовала углублению его идейно-полнтпческой зрелости. Эта работа ведется с учетом того, что в условиях развпгог) социализма требования к нрав­ ственному облику ооветекогс человека постожинэ возраста­ ют. В: Отчетном, докладе ЦК КПСС XXV съезду партии т&в. Л. И. Бреншев говори.ч: «Но­ вый облик советского человека, его коммунистическая мораль н мировоззрение ■ утверждаются в постоянной, бескомпромисс­ ной борьбе е пережитками про­ шлого. Не может быть победы коммунистической морали без решительной' бо-рьбьг с такими ее антиподами, как стяжатель­ ство, взяточничество', тунеядст­ во, клеве-тэ:, ане 1 нимкн, пьянст­ во и Т...И:. Бо,рьба. е тем, что- мы называем пережитками прош­ лого» в сознании и поступках лю-дей, — это- дело требует к себе постоянного, виимаиня партии, всех еознательных пе­ редовых сил нашего общест- Руководствуяеь решения.ми XXV съезда'партии и нослеву- ющнм-и: постаноклепнями ЦК КПСС, па( 1 тийяые организации области многое делают по. уси­ лению и повышению эффектив­ ности нравственного во.спита- вия трудящихся. Как известно,- нравственное: воспитание человека начинает­ ся с детских лет и в этом пла­ не огромкая роль- принадлежит семье и школе. В условиях раз- вито-го социалистического об­ щества школа приобрела но'вое качеетво. Повышается ее роль в формированин социалистиче­ ского образа жизни, вмраста- ет отве-тственность, перед об­ ществом за высокий уров:ень идейно-политического, трудо­ вого и нравственного воспита­ ния подрастающего поколе- ; Новые требования к школе диктуют настоятельную необ­ ходимость усиления идео.тоги- ческой подготовки педагогиче­ ских кадров. В нашей области немало замечательных педаго­ гов —• .ПО.ДЛИНЯЫХ мастеров св.оего дела. В числе их — Ге­ рой Социалистического Труда, заслуженный учитель шлолы РСФСР Нина. Алексеевна Не- роно-ва, учительница биологщг Верхне-Колыбелйской средней школы. Она в совершенств-е. владеет сложным искуеетвем комплексного, подхода ж обу­ чению и воспитанию подраста­ ющего поколения. Нина Алек-., сеевна не только дает своим ученикам глубокие научные знания, но и воспитывает у них высокие нравственные качест­ ва — любовь к труду, к. своей социалистической. Родине, дисциплинированность, . скром- коеть. .уваж;ение к старшим,, коллективизм и честность. Многогранная работа не про­ ходит даром. Более 40 процен­ тов ее учеи»К 0 |В ежегодно оста­ ется работать в родном колхо- Иепытаниыми бойцами идео­ логического фронта, прОБОДИи- ка.м,и линии партии, педагога- ми-иоваторамй являются кава­ лер ордена Октябрьской Рево­ люции учитель исюрин и обще­ ствоведения средней школы X» 10 г. Липецка А. Н. Пивова­ ров, учительница средней шко­ лы № 2 г.. Гряои 3. Н. Борисо­ ва, учительница Дреэгаловской средней школы КраснинскоТо района А. Ф. Зотова, учитель­ ница Добринской средней шко­ лы Я» 2 Г. Д. Лебеденко и ле патриотического и интериа- ционального воспитания уча­ щихся. В’ походах по местам боевой^ ревшюциоиной и тру- ' ДО'ВОЙ славы, ежегодно участ­ вуют свыше 100 тысяч комсо­ мольцев и пионеров области. Свыше 70 тысяч пионеров на­ считывается в тимуровских от­ рядах. Подлинными центрами нравственного воспитания яв­ ляются бадее 500 Ленинских . залов II музеев, комнат боевой и трудовой славы, 177 клубов интернациональной дружбы. Педагогические коллективы вместе с семьей и общественно­ стью, опираясь на' детокце' о-р- ганизации, развивая и поддер­ живая инициативу пио»нерских п комсомольских организаций, воспитывают у детей чувство достоинства, чести, ответст­ венности перед обществом за свои поступки и пове.даше, че- стноеть и трудолюбие. На по­ лях колхозов и еовхозав обла­ сти трудятся 467 учетиеских производственных бригад, объ­ единяющих боле® 36 тысяч учащихся. Около 9 тысяч уча­ щихся 9—10-.Т классов -обуча­ ются работать На тракторах и ееяьскохазя'йстведаых маши- Горячий отклях у ко-ло-дежи 0 'бла.сти нашел призыв- Гене­ рального се-кретаря ЦК КПСС ■.товаризда Л . И. Брежнева к выпускникам сальски-х школ— строить селе, приумножать . его расцвет и богатство. За два года третья часть выпускни­ ков сельских школ, есталасъра- ботать в колхозах и совхозах, поступила учиться в сельскохо­ зяйственные учебные заведе- Наряду е положительным в нравственной, и трудо'вой под­ готовке школьников пока еще много недостатков и нерешен­ ных проблем. Требуется обра­ тить особое вниманта на мо­ рально-психологическую под­ готовку учащихся, родителей и учителей, чтобы они до кониа осознали, важность приобще­ ния детей к непосредственному участию в вроизводственвом труде, а руководители — важ­ ность улучшения материальной базы для трудового и нравст­ венного воепитаиия школь­ ников. Школа, обществен- невть должны настойчиво; ра­ ботать над тем,, чтобы, поднять в'^ глазах школ;ьн«ко.в престиж профессий рабочвх и колхоз­ ников, готовить дастойную смену старшим покоаенням. Б &ЛЬШАЯ роль -в деле, коммуинстического вос­ питания молодежи от­ водится партиГшым, комсо­ мольским п общественным ор­ ганизациям' высших и средних специальных учебных заведе­ ний. В нравственном восп.чга- 1 ШИ студентов вузов, ч учащих­ ся тех.никумов хорошо зявекь- мендовали себя такие формы работы, как факульгеты обще­ ственных профессий, общее I- венно-политическая практика, школы молодого лектора, .раз­ личные клубы, етуденчеекие научные общества и конструк­ торские бюро. Настоящей школой идейно­ го,. нравственного и трудового воспитания зарекомендовали себя студенческие, строитель­ ные отряды, в которых ежегод­ но работает около полутора тысяч' ст^'дентов вузов и уча­ щихся техникумов области. Члены этих отрядов не только создают своим трудом матери­ альные ценности, но и сами приобретают высокие мораль­ ные качестна, участвуя в идей- но-по'яятической и культурно- массовой работе среди труже­ ников '^села. Сложность про­ цесса нравственного воспита­ ния студенческой моло»дежи требует ностояиного. совер- шеаствованйя руководства им. Однако вопросы нравствен­ ного воспитания редко еще рассматриваются на партийных и комсомольских собраниях, заседаниях ученых советов и кафедр, учебно-методических и предметных комиссий. Слабо изучается и распространяется положительный опыт прешэда*' вателей кафедр, деканатов. Партийным, комсомольским оргапиз ациям, администр ации вузов и техникумов следует разработать практические ме­ ры- по дальнейшему улучше­ нию идейно-политического, трудового и нравствеиного вос­ питания студенческой молоде- П 'ОСЛЕ воспитания в се­ мье и щкояе человек, как правил- 0 ; попадает в трудовой коллектив. Он об- ладаег огромной силой нрав­ ственного .воздействия на че­ ловека, его воспитательные функции теперь закономерно закреплены в Конституции СССР. Здесь каждый связан с другими тесными узами дове­ рия и ответетввнности, сорев­ нования и» товарищеской взаи­ мопомощи. В области немало коллекти- воа, которые являются дейст­ вительно школой идейно-яоли- тического, трудового и нрав­ ственного чвосиитаиия. Среди них — ^коллективы заводов Новолниецкого металлургиче­ ского и «Свободиого сокола», строителей Главлипецкетрея, совхоза «Петровский», колхо­ зов ниши Фрунзе и о>рде 1 !а.Ле­ нина имени Ильича Дебрин- ского и «Заветы Ильича» Бо- лоаского районов, совхоза «Красный колос» н Троицкого межхозяйетвениого объедине­ нии Лилецкого райо»на и ряд Двенадцатйтысячный кол­ лектив липецких строи.телей взял обязательство на два ме­ сяца раньше срока •построить доменную печь № 6. И 'свое слово сдержал. В рекордно- короткие сроки построена и сдана в эксплуатацию к 61-й годовщине Великого Октября догмна-.гигант на НЛ.М.З, За что участники строптельетва полу­ чили горячие поздравленяя Генерального секретаря ЦК КПСС, Ппедседателя Прези­ диума Верховиоге Совета СССР -товарища Л. И. Бреж- , Партком завода «Сввбодкьтй сокол», цеховые партийные ор- гаиизацни до;биваются созда­ ния в коллективах такой нрав­ ственной атмосферы, которая вселяет в каждого рабочего уверевиость в том, что его доб­ росовестный труд дестойно бу­ дет оценен, а" лодыри и про­ гульщики получат по заелу-' гам. Сокольцы борются за зва­ ние коллектива коммуниетиче- ского груда. 5 цехов, 3 служ­ бы, 9 отделов, 150 бригад и 32- участка .уяге удостоены этого звания. Каждый второй рабо­ чий носит звание «Ударник ко;ммунистиЧбскоге труда». На заводе хорошо поставлена ра­ бота иародного- шитроля, 'то­ варищеских судов, доброволь­ ных народных дружим, опорно­ го пункта мнлицри. 42 настав- зак.реплено1 за молодыми Большая воспитательная работа проводится.: партийной, общественными ; организация­ ми в- совхозе 1«Петровский». Шестидесятилетнря его исто­ рия — это яркий образец ста- новления коллект|ива социали­ стического типа, формирова­ ния нового чело)зека. В совхо­ зе выросли ЛЮД1, показываю­ щие образцы тру|да, нравствен­ ного иоведеиия, '.красоты чело­ веческих отногагА'й. Успехи пет.1с1вцев высоко оценешлкпартней н граввмь- схво1к|^ВвхО'3 н а |-р аж д гш В е - нам Л Я нл а . В 1рбЗ гзд 5 ^ % 1 у присвоено звайир коллектива коммунистичеокрго труда тех пор он'доето|шо оправды- стижения хозяйственного' бывшему дир! И. П. Воловче! му директору управляющему В, А. Никитину иия Героев го Труда, .ающиеся до- производства РУ совхоза и ньшешне- [. П.:Ксензу, отделением 1 нсвоены зва- Со 1 |калисййческо- тружеников сешхоза награждены орденам^* и медашями. | На почве благвприяТной мо­ ральной атмосф|ры, . в обста­ новке доброжелательности, доверия и трё5овательности- добиваюгея заме 1 ателвных ус­ пехов труженик! колхоза «За­ веты Ильича» Ведовского рай­ она. Более 14 его кеммунист мовнг^Вавина. до»бр^^кребоват ведл11вР НатаЛ 1 Я Ефш .. кр-айие редко П]:ибегает к рам наказания, н< ее. нужно заработа’ делами. В хозяйстве бсльшое внима­ ние уделяется раЗ( дежыо. В колхоз; свыше процентов труде способных это люди в БОз|ц лет. Партийная правление колхефа много мания уделяют роших бытовых колхозников. Здф1 прекрасный До! дется' большое Щ : [)чШ1а 1 асте. до 30 организация, озданию хо- условнн для ь построен: культуры, во- „ ___ ______ жилищное строительство, нийто сбору- водятея торжестзенные реги­ страция браков I про-воды в армию. 22 молотых колхозни- специальных уче(ных заведе- X, часть из ни . уже получи- сельсжохоз#й<твенные спе­ циальности и раэотает в род­ ном колхозе. Трудовой- колл кЗ-аветы Ильича» соревнования пятилетки . ь ___ . _____ своими обязател,ствами кол- справляется. колхозник — 1 мистического занесено на лектив успешно Каждый третий ударник комм труда. 11 человек Доску почета и трудовой славы. Гама Наталия Ефимовна Вави.н орденом «Знак Пн мя орденами Тр наго ' Знамени, колхоза избрал! партбюро. Она — ма II обкома К1 депутатом одством ,977 году вы- Всесоюз- ном социалистичкком сорев- новаияи. Ему вр; дяшее К^расное КПСС, Совета СССР, ВЦСПС и колхоза инициатор 3 1 выполнение ыре года. Со награждена нового Крас- Коммунисты . ее членом член райко- .ПСС, избрана ого и район- . € о 5 |Я тов на,р( тных дев$»та- , Под ее руког - :тпв колхоза в 1 победителем перехо- змамя ЦК Министров- ЦК ВЛКСМ. Особое значение в жизни коллективов имеет замеча­ тельный нравственный прин­ цип — канедый за всех, все — за одного. О 1 Н выв,ерен в борь­ бе за Советокую власть. По­ мог нам построить социализм, победить в годы Великой Оте­ чественной войны. Товарище­ ская спайка, взаимная по­ мощь и требовательность ста­ ли законом жизни многих -и многих трудовых.коллективов. Практижа убеждает нас, что имение- тру'Довой. коллектив, та., психологическая атмосфера, которая в нем сложилась,, оп­ ределяет жизненную позицию человека. . Только сильный, нравственно зрелый коллектив способен поставить на ноги оступившегося человека,, под­ нять всех на борьбу за претво-. реяие в жизнь решений партии и правительства. М НОГОЕ могут и должны 'сделать, для воспитания: таких коллективов- хо­ зяйственные руководители.. Стиль руководства,, характе] взаимоатношений между руко водителями и подчиненным! играет решающую роль нравс.твенной атмосфере кол лектива. Эта проблема глубоко и обстоятельно ра.зработана посхановлеяйи ЦК КПСС «Об участии руководящих и ни жене рно-технических работни ков Череповецкого металлур гического завода в идейно-по- литическом воспитании членов коллектива»-: Еще раз на необ­ ходимость органического соте- т-ани-я хо-зяйст-ввнной и воспи­ тательной работы обратил внимаяве Цёитральный Коми­ тет партии в постановлении по Орскому горкому КПСС. ■ Однако кое-где об этом забы вают. У нас еще есть руково­ дители, которые пытаются ре­ шать производственные • росы чисто административны­ ми средствами, полагаются лишь па силу прнка;30в и поряжвяий, не учитывают ральйо-политических последст ВИЙ принимаемых решений. Анализ показыв-аег, чт'О там, где руко'водители уклоняются от воспитательной работы в коллективе,, не развивают кри­ тику и самокритику, не изуча­ ют настроений, запросов, мо ральяо-политической обета новйи, коллектив уходит под контроля, слабеет дисцип­ лина, срывается выполнение планов и обязательств. - Горкомы, райкомы КПСС, первичные партийные органи­ зации должны строго спраши­ вать с хозяйственных руково­ дителей за морально-политиче­ скую обстановку в трудовых коллективах, добиваться, что­ бы единство слова и дела все более стан:овилоеь критерием активной жизненной позиции руководителя. Есть у нас и. такой своеоб­ разный коллектив, как обще­ житие. В них проживают око­ ло 3 0 'тысяч рабочих и с/уден- тов. Сделано немало; чтобы общежитие стало для каждо-го проживающего в нем подлин­ ным домом. Оддако на ряде предприятий и строек, к сожа­ лению, можно встретить обще­ жития, где нет необходимых условий, а кропотливая, воспи­ тательная работа зачастую подменяется формальными мероприятиями. Следует при­ знать: что и профессиональный уровень некоторых воепитате- лей не отв'ечает современным требован;ням. Забота партийных организа­ ций — и формирование разум­ ных иотребностей у населения. Это политика-нравственная задача: Она остро была по­ ставлена на XXV съезда, КПСС. На XVIII съезде ВЛКСМ тов. Л. И. Бреншев вновь обратился к. этой проб­ леме. «Мы отвергаем, как про­ поведь' бедности и аскетизма, — говорил он, — так и культ потребления, психологию ме­ щанина, для которого копейка, по меткому выражению Горь­ кого, есть солнце в его небе­ сах. Материальные блага для нас не самоцель, а предпосыл­ ка всестороннего развития лич­ ности, Поэтому, важно, чтобы подъем благосостояния сопро­ вождался обогащением внут­ реннего мира людей, формиро­ ванием правильного понима­ ния смысла и цели жизни». В ПОСЛЕДНИЕ годы под влиянием специализации и концентрации сель­ скохозяйственного производ­ ства' произошло значительное’ укре'плеяие экономики колхо­ зов и совхозов, выоос бюджет каждой семьи. Заработная-пла­ та колхозников В' 1977 году по сравнению с 1965 годом увели­ чилась в 2,4 раза, рабочих сов­ х о з о в— в 1,9 раза. На селе ежегодно вводится 85 тысяч квадратных метров жилья. Возросло потребление мяса и мясных продуктов, молока и , яиц на душу наеелевия. Зна­ чительно возросло также по­ требление овощей, фруктов и других ценных продуктов пн- Заметнь®. измвнЙ 1 ия произо­ шли в соцпйльно-бытовой жиз­ ни с.ела;. Все районные центры связаны между собой и с об­ ластным центром аефальтиро- ваншыми дорогамл. На селе за этот период пострсено школ на 17 тысяч, мест, клубов И Домов культуры — на 39 ты­ сяч мест,, детских дошкольных учреждений — на 8 тысяч мест, газифицировано свыше 3-0 тысяч квартир. Более 70 процентов сельского населе­ ния смотрят телепередачи,. - Из года в год растет энер­ говооруженность, механиза­ ция труда. И сейчас на полях и фермах трудятся 21 тысяча механизаторов и 24 тысячи операторов ж.ивотноводие- ских комплексов. В колхозах и совхозах области работают 9 тысяч специалистов сельско­ го хозяйства. 1700 из них воз­ главляют основные производ­ ственные подразделения — фермы, бригады, отделения. Все эти возможности нам следует широко Использовать для нравственного воспита­ ния сельских тружеников, а также и трудящихся города, для формирования у них ра­ зумных потребностей. Партий­ ные организации призваны не только противостоять возник­ новению гГогребитеяьских на-, строенвй, проявлению стяжа­ тельства, но и -евоевременио ' Предупреждать их, направляя ' средства общественного и лич­ ного бюджета на- удовлетворе­ ние социально-полезных запро­ сов населения, .повышеияе ■культурного уровня трудящих- ‘ Нам' нельзя также забывать 'великий принцип социализма ' — «Кто не работает — тот не ест» Мы должны воспитывать прямо-таки презрение к тому, • кто, будучи полон сил, жНвет. ' за чужой счет бездельничает, спекулирует, чтобы каждый считал позором, если в его до­ ме, в его семье появился чело- ; век, уклоняющийся от общесх- " венно полезного труда, если дом, семья не осудил» за это- тунеядца. К сожалению, нам все еще пр 1 - 1 ходится встречаться н с фактами мещанства, карье.риз- - ма, подхалимства, нарушения норм социалистического обще­ жития, грубостью, воровством, хулиганством и пьянством. Бороться с такими: антиоб­ щественными: проявлениями, переаоспитьшать. люден в духе высокой морали; утверждать новую 1 щммунистическую нравственность — долг всех и . каждого в отдельности. В борьбе с подобными явленнями необходимо в полной мера ис­ пользовать силу закона, ме­ тоды убеждения и иные сред­ ства, которые имеются в на­ шем распор яжени и. Важная роль в :ЭТом деле от- - водится товар:йщески.м судам, народным дружинам, общест­ венным пунктам охраны по­ рядка. Чтобы воспитать нравотв.еи- но зрелую личность, требуется заботливо ограждать людей от проникновения -в пх среду чужой морали. Буржуа-эная иропвга,ида всячески стремится очернить еоцналиетические по­ рядки, распространяет клеве- : ту о нашем социалистическом образе жизни. Недооценка нраветвениого воспитааия на руку буржуаз- . ной пронаганде, так как при-» водит к тому печальному р е - ; зульгату, когда человек теоре-. тичееки знает нашу политику и наши принципы,, а- бороться за претворение .их в; жизнь не стремится. Его знания не пере­ плавились в убеждения, в : нравственную позицию, в прак­ тические дела , , остались «ве­ щью в себе». Он пассивси в борьбе с клеветниками, при­ миренчески о:тносится к недо­ статкам Ц ЕЛЬ нравстве.иного вос­ питания — добиться то- ■го; чтобы нормы комму­ нистической морали, мораль­ ный кодекс ,и его требоваиия- превратились в ' убеждения каждог .0 советского человека, а убежде,ния — в его практи­ ческие дела. (Важнейшим средством нрав­ ственного воспитания совет­ ского человека является соци­ алистическое соревнование. Оно оказывает глубокое воз­ действие на всю хозяйствен­ ную практику, на обществен­ но-политическую жизнь стра­ ны, на нравственную атмосфе­ ру трудовых коллективов. Со­ ревнование рождает , по­ чины, как «Пятилетке качест­ ва — рабочую гарантию», «Рабочей гарантии — инже­ нерную поддержку», «Ни одно­ го отстающего рядом», «Рабо­ тать без отстающих коллектн- Много ценных, починов роди­ лось в нашей области. Метал­ лурги Новолипецкого завода, например, инициаторы Все­ союзного ’ социалистического соревнования под девизе.»: «Ироек-твым мощностям—наи- ' высшую эффективность, ме­ таллопродукциям — нанвыс- шее качество». Липецкие ме­ таллурги настойчиво ведут борьбу, за повышение качества : продукции. Благодаря, внедре­ нию Львовской системы, угольником выпускается уже 14 видов продукции. БоЛее 70 пронеи гов труб, изготовляе­ мых на заводе «Свободный со­ кол», маркируется государст­ венным Знаком качества. Немало ценных починов ро­ дилось в сельскохозяйствен­ ном цроизводстве — эта «Каж­ дому полю — высокую агро­ технику, лучшему полю — Знак качества», «Пятилетку — за, четыре года», а колхозники колхоза имени Чапаева Доб- ринского района, выступили е инициативой выполнить пяти- летяий план по основным ви­ дам продукции за 3,5 года. •С ценной инициативой, вы- обязательство получить в_1978 году по 350—400 центнеров са­ харной свеклы с каждого гек­ тара на площади в 50 гектаров без затрат ручного труда и выполнил его. Все эти начина­ ния имеют большой экономи­ ческий и нравственно-воспита­ тельный эффект. Екключительно важное зна­ чение для .нравственного вос­ питания трудящихся, о.собенно молодых рабочих, имеет дви- жениё за коммунисгическое от­ ношение к труду. В нем сего­ дня участвуют свыше 200 тысяч человек. Более 116 тысяч,уже нсксят это почетное звание. В. этом движении орга-. Нйиески соединяются- идейно- политическая зрелость, трудо­ вая и творческая активность, высокая нравственная культу- ^ Нравственная сила еоциа- листйческоро соревнования ис­ ключительно волака. Оно по­ стоянно умножает ряды пере­ довиков: все больше и больше рабочих и колхо.з:ников ведет к трултовым подвигам. Только за годы восьмой и девятой пяти-' леток свыше 18-,5 тысячи липчан награждены орденами и меда­ лями. 55 удостоены звания Ге­ роя Социалистического Т руда.. Эти люди — наш золотой фонд. Настоящий передовик, новатор производства по пра­ ву становится также пропа­ гандистом новых моральных качеств-, утверждает комиуии- стнчбское; отношение к труду. . Прекрасно зарекомендовала себя такая форма воспитания, как наставничество. Оно полу­ чило широкое распространение и признание. В настоящее вре­ мя в области насчитывается свыше 10 тысяч . наставников. Они щедро дарят' своим воспи­ танникам время, опыт, тепло- свойх сердец. Именно наставники, являясь передовиками и новаторами производства, передают моло­ дежи трудовые, политические, идейно-нравственные . тради­ ции рабочего класса и колхоз­ ного крестьянства. , В последние годы знаиитель- но возросла воспитательная роль разнообразных форм уча­ стия трудящихся в управлении производством, делами коллек­ тивов. Каждодневное участие миллионов людей в рабочих комиссиях, общественных твор- чеоких организациях и т. и. формирует у них. чувство хозя­ ина, учит умению- руководить и подчиняться. На моральном об­ лике коллективов положитель­ но сказывается, например, хо­ рошая рабрта постоянно дей­ ствующих ' производственных совещаний. На птицефабрике «Светлый путь» БлбцкогО рай­ она такие совенгания прово­ дятся ежемесячно. Заранее' продумывается их те.матика, определяются сроки проведе- Недавно по рекомендацЯи та­ кого совещания в 9 птичниках из 16-введены элементы малой механизации, что дало воз­ можность высвободить 9 че- ■ловек. , Г ЛАВНЫМИ факторами формирования нравст­ венных. убеждений ,н привычек, как об этом уже говорилось выше, является участие в общественно полез­ ном труде, а также общеобра­ зовательная' политическая и : профессиональная учеба. Но люди находятся на производ­ стве и в школах не все время и даже не большую часть вре­ мени. Значительную долю су­ ток они проводят дома, в гу семьи н знакомых, на улице - н в общественных местах. Пар­ тийные, общественные орга­ низации призваны' как раз по­ мочь трудящимся разумно ис­ пользовать свободное время. Для этого требуется прежде всего хорошая организация пропагандистской, массово- политической, культурно-про­ светительной и физкульту^яой работы в клубах, при домоутб равлениях, на стадионах, в парках и садах — всюду, гд^ бы'вает народ. Д ля организа­ ции хорошего досуга трудя­ щихся у нас есть все, воз молк ности. В области свыше 7Щ клубных учреждений; более 1600 библиотек, 806 киноуста­ новок, свыше 2000 красных- уголков, 14 стадионов и околр 3 тысяч спортивных площадок и полей. В клубах, Дворцах и Домах культуры регулярно читаются лекции, демонстрируются ки­ нофильмы, проводятся инте­ ресные встречи с передовиками производства, ветеранами вой­ ны, знатными людьми, высту­ пают с концертами участники художественной самодеятель- Стало традицией провёде- Н'Ие смотров художественной самодеятельности, отчетных концертов для населения, ко«- курсов ■ вокально-инструмен­ тальных ансамблей, дней по­ эзии, недели музыки, фоль­ клорных праздников и празд­ ников песни, выставок само­ деятельных художников и ма­ стеров прикладного искусства. пропаганде достижений новаторов широко нспользуют- 1 агитационно - художеетвен- .16 бригады, Которых в обла- и свыше 500. Нельзя но отметить- огром­ ной рО'Ли кино в нравственном воспитании трудящихся. Б ки­ нотеатрах и на крупных кпно- установках работает 30 кино­ лекториев общественно-поли­ тической направленности, 10 киноклубов и 19 кинолектори­ ев по нравственному воспита­ нию. Проводятся беседы, ки- нолекцин и киновечера. Возрас­ тает роль в коммунистическом воспитании военно-спортивных обществ. Тем не менее, мы не можем быть довольны нынешним уровнем использования кине­ матографа в идейно-воспита­ тельной работе. Беспокоит на- мегившаяся тенденция к со­ кращению количества зрите- 4 лей. Далеко не полностью ие- пользуются . имеющиеся в фильмофонде хроникальные И научно-популярные фильмы по пропаганле передового, опы­ та. По лучшим прои.зведениям советского киноискусства все еще мало проводится массовых мероприятий. Общеизвестно, что уровень культпросветнтельиой и спор­ тивной: работы во многом опре-- деляют кадры. Но надо прямо сказать, что качественный со­ став этих кадров в области остается низким. Не видна роль многих спортивных тре­ неров; мастеров спорта, чем­ пионов. Важная роль в нравственном" воспитаиии трудящихся отво­ дится также нашей творческой' интеллегеиции: писателям, ху­ дожникам скульпторам, акте»; рам,, музыкантам, работникаМ- печатй и радио. Они призвр^» вы активно вторгаться а; жизнь, пристальней изучать глубинные процессы трудовой' жизни коллективов, создавать' новые художественные пройД» ведения,. раскрыв:яющие духо"а« ное богатство советского че> ловека, величие свершений Й помыслов людей труда, д о и лесть правофланго:вых пяти* летки. На страницах газет и ^ радиопередачах следует в с ^ мерно пропагандировать п ер ^ довой опыт новаторов произ­ водства. Необходимо полнее исполь­ зовать все' средства идейного воздейетшш для воспитания людей, добиваясь того, чтобы в каждом поступке советскогб гражданина, отражались кра­ сота. души, чистота помыслов; высокая идейность и культура строителя коммунизма. Задача повышения уровня идейно-нравственного воспи­ тания, совершенствования его форм, и методов, формирования социально-активной . личяостА г - одна из наиболее сложных во всей идеологической работё. Но партийные организации области располагают всей необходимым, чтобы вести успешно, поднимать политич?* скую и производственную ак­ тивность всех слоев населе­ ния, нацеливая их на решеяиё исторических задач, на.мече!?- ных XXV съездом партий й планом десятой пятилетки.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz