Ленинец. 1978 г. (г. Липецк)
ЛЕНИНЕЦ | 3 • ЛЕНИНЕЦ У СПР.ХМ в коммунистиче ском строительстве, вы полнении планов и со- циалистияескнх обязательств во многом згвиеят от уровня сезиателыюстн людей, их го товности, воли и '’Умення стро ить коммунизм, НХ высоких МО ральночюлитпчеших качеств, говорит докладчик. Такие ка чества формируются всем со- циалнетичееким укладом на шей жизни^. сложившейся в обществе ' ' системой нравст венных отношение норм, тра диций, обычаев, целенаправ ленной идейно-воспитательной работой партия, общественных организаций. XXV съезд КПСС с особой силой ■подчеркнул огромную значимость воспитания у тру дящихся идейной убежденно сти, коммунистической нравст венности, сознательного отно шения к труду, к своим обя занностям. Сегодня нельзя удовлетворяться воспитанием только хороших исполнителей. Современный рабочий, колхоз ник, интеллйгеят—НС только человек нравственно ответстве - Н6Н за то, что 01 Н дел а ет /с дня. Задача нравственного питания — выработать у сс ского человека активную жиз нениую позицию. Такая нови ПИЯ, указывает товарищ Л. И Брежнев, включает «сознатель ное отношение к общественно му долгу, КО.ГДЯ- единство' ва II дела становится повсе дневной нормой поведения». Нр аветведаое всспитавие, подчеркивает докладчик, — важнейшая составная часть комплексного подхода во- все му делу воспи-тания. Его проб лемы партийные организации должны рассматривать и ре шать в единстве с проблемами идейио-политичеекого, трудо вого, воеино-патриотичебкого и эстетического воспитания с учетом особеияоетей различ ных групп нзсеяания. «Наш главный компас на пу ти к коммунизму, — говорил на XVIII съезде ВЛКСМ това рищ Л. И. Брежнев, ~ ато- марксистско-ленинское учение о законах развития общества. Невозможно переоценить зна чение глубокого и системати ческого усвоения этой револю ционной науки. Сознательного, вдумчивого усвоения, а не ме ханического заучивания о-т- дельных истин и формул. Толь ко тогда знание теории чего- нибудь стоит, когда оно пре вращается в убеждение, -по-.д- крепляется делом». - Горкомы, райкомга партия, первичные партийные, оргаии- вации многое делают по ком- 111 уиистическому воепят аншо трудящихся, формированию у них. научного мировоззрения,, пов ышению ком муиистичеекой сознательности, трудовой и общественной активности. Пропаганда и изучение марк сизма-ленинизма в настоящее время приобрели поистине все народный характер. Только в различны.^ формах партийной и комсомольской учебы, эконо мических школах и школах коммунистического труда, на родных университетах в стране сбучается свыше 60 млн. чело-. век. Более 300 тысяч трудя щихся охвачено различными фо.р.мами обучения в нашей об- Десятки миллионов юношей Н девушек изучают марксист-- ско-леяиискую теорию в шко дах, профессиоиалыт-техни- ч:еск,их училищах, технихума.х и вузах. К этому следует доба вить огромную аудиторию лек ционной- пропаганды, других форм массо.во'-политцче€коц ра боты, печати, •гелеби.тения и Н .ЙСТОЯШЕИ школой по литического воспнта- иня стало для трудя- щахся нашей области изуче ние решений XXV съезда КПСС, новой Конституции СССР, материалов торжест- венногв засед^'ния, посвящен ного 60-летию Великого Ок тября, декабрьеког® (1977 г.) и июльского (1978 г.) Плену мов ЦК КПСС, трудов товари ща Л. И. Брежнева по пробле мам теории й ира-ктийн рааяи- того социализма, со-времешю- гв мирового революционного Процесса, ечо книг «.Малая зем ля», «Возрождение» и «Цели- па». Все это помогло партий ным комитетам, пропаганди стам успешнее решать задачу фо.рмирования у , слушателей марксистско-ленииского ми- роВ‘0331рения, ■стойких идейных убеждений. Баметпо повысилась произ водственная и общественная активность слушателей систе мы политического и экономи ческого образова,аия. 9; тысяч слушателей являются депута тами местных Советов, 49 ты сяч избраны в руководящне партийные, жомсомольскне .и профсо-юэные органы, свыше 79 тысяч . участвуют в работе народных и товарищеских су дов, добровольных другкин и органов народного контроля. Более 48 тысяч слушателей яв- ляю.тся лекторами, агитатора ми 'и подитинформато-рами. Все слушатели системы политиче ского II экономического обра- зоваяия, занятые в производст ве, участвуют в ссциалиетиче- еком воревнованшг каждый третий из них является удар ником коммунистачеекогя тру да, свыше 47 тысяч слушателей выполнили .план трех лет пяти летки, а 72 — всей десятой пятилетки- к годовщине, приня тия новой Конституции СССР. Политическое я экономиче ское образование- вместе с тем является и важным средст вом нравственного воспитания человека, формирования осоз нанного чувства общественно го долга, активной жизненной позиции, непримнримостн во всему, что- противоречит со- циаЛиотическому обращу жиз ни, мешает нашему движению вперед. - ■ Однако, каю показывают факты, политическая п особен но экономическая учеба в ря де мест носит еще следы фор мализма. В постановлении ЦК КПСС «О работе партийных организаций Башкирии по уси лению роля эконо-мического об разования трудящихся , в пв- вьппении эффективности произ- ■воаства и качества; работы в свете решений XXV съезда КПСС» отмечается, что еще не. в пвл«ой мере используютея воэможноехи экоиомичеекоги образования для улучшения хозяйственной и воспитатель ной работы. Многие п.редпрня тия .и Объединения не выпол няют планов произво,дства по номенклатуре и снижению бестоимости продукция. В I хоэа.х и совхо.зах медленно вышаются урожайность и про- •дуктивиость животноводства. ЦК КПСС обязал партийные, профсоюзные, ко.чсомольск-не и Х'рзяйствеиные органы уси лить- рукО;вадство экономиче ским образо-ванием, повыеить его роль в воспитании трудя щихся, в дальнейшем развер тывании социалистического со ревнования за досрочное вы полнение народнохозяйствен ных планов десятой пятилетки. Постановление ЦК КПСС — это общепартийный, этапный документ .н им не'обходимо по стоянно руково-дствоваться в пр.актнчеекон деятельности по организации экономического всеобуча, по улучшению ком мунистического воспитания.. Нам важно и впредь прида вать первостепенное значение маркеистско-ленинекой за.кал- ке коммунистов и всех трудя щихся, особенно молодёжи. Горкомы, райкомы, первичные парторганизагиш должны так поставить дело, чтобы занятия разоваиия служили повышению производственной н обществен ной активности . трудящихся, выработке у них ^ стойкого им мунитета против влияния чуж дой нам .идеологии п морали. Разумеется, нравственно-по литическое воспитание тру дящихся не может ограничи ваться только рамками мвркеи- стско-ленннской учебы. Осно.ву всея ,па|Ш;ей воспитательной ра боты долясно, безусловно, со ставлять единство идейно-по литического, трудового и нрав ственного воспитания. З АД.А.ЧИ врав:ственио-го воспитания в общей- ен- стеме коммунистическо го воспитания определены XXV съездом КПСС. Оно при зван» развивать в людях мо ральные качества, отвечающие высоким требоваияям комму нистического идеала. Совет ским людям вообще органиче ски присущи такие высоко нравственные черты, как вер ность ‘идеалам коммунизма. С ОБЛАСТНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ТРУДЯЩИХСЯ - ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАРТИЙНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Изложение доклада, секретаря обкома КПСС Н. Ф. Богатырева единство слова и дела, товари щество и взаимопомощь, кол лективизм, клаесовая солидар- ■'ность, патриотизм-, душевная щедрость и отзывчивость, не нависть ко всем формам угне тения. Вместе- с тем. партия стремится, что 1 бы нравственная чистота нашега советского об щества оказывала все боль шее влияние на дальнейший подъем духовной культуры каждого советского человека, способствовала углублению его идейно-полнтпческой зрелости. Эта работа ведется с учетом того, что в условиях развпгог) социализма требования к нрав ственному облику ооветекогс человека постожинэ возраста ют. В: Отчетном, докладе ЦК КПСС XXV съезду партии т&в. Л. И. Бреншев говори.ч: «Но вый облик советского человека, его коммунистическая мораль н мировоззрение ■ утверждаются в постоянной, бескомпромисс ной борьбе е пережитками про шлого. Не может быть победы коммунистической морали без решительной' бо-рьбьг с такими ее антиподами, как стяжатель ство, взяточничество', тунеядст во, клеве-тэ:, ане 1 нимкн, пьянст во и Т...И:. Бо,рьба. е тем, что- мы называем пережитками прош лого» в сознании и поступках лю-дей, — это- дело требует к себе постоянного, виимаиня партии, всех еознательных пе редовых сил нашего общест- Руководствуяеь решения.ми XXV съезда'партии и нослеву- ющнм-и: постаноклепнями ЦК КПСС, па( 1 тийяые организации области многое делают по. уси лению и повышению эффектив ности нравственного во.спита- вия трудящихся. Как известно,- нравственное: воспитание человека начинает ся с детских лет и в этом пла не огромкая роль- принадлежит семье и школе. В условиях раз- вито-го социалистического об щества школа приобрела но'вое качеетво. Повышается ее роль в формированин социалистиче ского образа жизни, вмраста- ет отве-тственность, перед об ществом за высокий уров:ень идейно-политического, трудо вого и нравственного воспита ния подрастающего поколе- ; Новые требования к школе диктуют настоятельную необ ходимость усиления идео.тоги- ческой подготовки педагогиче ских кадров. В нашей области немало замечательных педаго гов —• .ПО.ДЛИНЯЫХ мастеров св.оего дела. В числе их — Ге рой Социалистического Труда, заслуженный учитель шлолы РСФСР Нина. Алексеевна Не- роно-ва, учительница биологщг Верхне-Колыбелйской средней школы. Она в совершенств-е. владеет сложным искуеетвем комплексного, подхода ж обу чению и воспитанию подраста ющего поколения. Нина Алек-., сеевна не только дает своим ученикам глубокие научные знания, но и воспитывает у них высокие нравственные качест ва — любовь к труду, к. своей социалистической. Родине, дисциплинированность, . скром- коеть. .уваж;ение к старшим,, коллективизм и честность. Многогранная работа не про ходит даром. Более 40 процен тов ее учеи»К 0 |В ежегодно оста ется работать в родном колхо- Иепытаниыми бойцами идео логического фронта, прОБОДИи- ка.м,и линии партии, педагога- ми-иоваторамй являются кава лер ордена Октябрьской Рево люции учитель исюрин и обще ствоведения средней школы X» 10 г. Липецка А. Н. Пивова ров, учительница средней шко лы № 2 г.. Гряои 3. Н. Борисо ва, учительница Дреэгаловской средней школы КраснинскоТо района А. Ф. Зотова, учитель ница Добринской средней шко лы Я» 2 Г. Д. Лебеденко и ле патриотического и интериа- ционального воспитания уча щихся. В’ походах по местам боевой^ ревшюциоиной и тру- ' ДО'ВОЙ славы, ежегодно участ вуют свыше 100 тысяч комсо мольцев и пионеров области. Свыше 70 тысяч пионеров на считывается в тимуровских от рядах. Подлинными центрами нравственного воспитания яв ляются бадее 500 Ленинских . залов II музеев, комнат боевой и трудовой славы, 177 клубов интернациональной дружбы. Педагогические коллективы вместе с семьей и общественно стью, опираясь на' детокце' о-р- ганизации, развивая и поддер живая инициативу пио»нерских п комсомольских организаций, воспитывают у детей чувство достоинства, чести, ответст венности перед обществом за свои поступки и пове.даше, че- стноеть и трудолюбие. На по лях колхозов и еовхозав обла сти трудятся 467 учетиеских производственных бригад, объ единяющих боле® 36 тысяч учащихся. Около 9 тысяч уча щихся 9—10-.Т классов -обуча ются работать На тракторах и ееяьскохазя'йстведаых маши- Горячий отклях у ко-ло-дежи 0 'бла.сти нашел призыв- Гене рального се-кретаря ЦК КПСС ■.товаризда Л . И. Брежнева к выпускникам сальски-х школ— строить селе, приумножать . его расцвет и богатство. За два года третья часть выпускни ков сельских школ, есталасъра- ботать в колхозах и совхозах, поступила учиться в сельскохо зяйственные учебные заведе- Наряду е положительным в нравственной, и трудо'вой под готовке школьников пока еще много недостатков и нерешен ных проблем. Требуется обра тить особое вниманта на мо рально-психологическую под готовку учащихся, родителей и учителей, чтобы они до кониа осознали, важность приобще ния детей к непосредственному участию в вроизводственвом труде, а руководители — важ ность улучшения материальной базы для трудового и нравст венного воепитаиия школь ников. Школа, обществен- невть должны настойчиво; ра ботать над тем,, чтобы, поднять в'^ глазах школ;ьн«ко.в престиж профессий рабочвх и колхоз ников, готовить дастойную смену старшим покоаенням. Б &ЛЬШАЯ роль -в деле, коммуинстического вос питания молодежи от водится партиГшым, комсо мольским п общественным ор ганизациям' высших и средних специальных учебных заведе ний. В нравственном восп.чга- 1 ШИ студентов вузов, ч учащих ся тех.никумов хорошо зявекь- мендовали себя такие формы работы, как факульгеты обще ственных профессий, общее I- венно-политическая практика, школы молодого лектора, .раз личные клубы, етуденчеекие научные общества и конструк торские бюро. Настоящей школой идейно го,. нравственного и трудового воспитания зарекомендовали себя студенческие, строитель ные отряды, в которых ежегод но работает около полутора тысяч' ст^'дентов вузов и уча щихся техникумов области. Члены этих отрядов не только создают своим трудом матери альные ценности, но и сами приобретают высокие мораль ные качестна, участвуя в идей- но-по'яятической и культурно- массовой работе среди труже ников '^села. Сложность про цесса нравственного воспита ния студенческой моло»дежи требует ностояиного. совер- шеаствованйя руководства им. Однако вопросы нравствен ного воспитания редко еще рассматриваются на партийных и комсомольских собраниях, заседаниях ученых советов и кафедр, учебно-методических и предметных комиссий. Слабо изучается и распространяется положительный опыт прешэда*' вателей кафедр, деканатов. Партийным, комсомольским оргапиз ациям, администр ации вузов и техникумов следует разработать практические ме ры- по дальнейшему улучше нию идейно-политического, трудового и нравствеиного вос питания студенческой молоде- П 'ОСЛЕ воспитания в се мье и щкояе человек, как правил- 0 ; попадает в трудовой коллектив. Он об- ладаег огромной силой нрав ственного .воздействия на че ловека, его воспитательные функции теперь закономерно закреплены в Конституции СССР. Здесь каждый связан с другими тесными узами дове рия и ответетввнности, сорев нования и» товарищеской взаи мопомощи. В области немало коллекти- воа, которые являются дейст вительно школой идейно-яоли- тического, трудового и нрав ственного чвосиитаиия. Среди них — ^коллективы заводов Новолниецкого металлургиче ского и «Свободиого сокола», строителей Главлипецкетрея, совхоза «Петровский», колхо зов ниши Фрунзе и о>рде 1 !а.Ле нина имени Ильича Дебрин- ского и «Заветы Ильича» Бо- лоаского районов, совхоза «Красный колос» н Троицкого межхозяйетвениого объедине нии Лилецкого райо»на и ряд Двенадцатйтысячный кол лектив липецких строи.телей взял обязательство на два ме сяца раньше срока •построить доменную печь № 6. И 'свое слово сдержал. В рекордно- короткие сроки построена и сдана в эксплуатацию к 61-й годовщине Великого Октября догмна-.гигант на НЛ.М.З, За что участники строптельетва полу чили горячие поздравленяя Генерального секретаря ЦК КПСС, Ппедседателя Прези диума Верховиоге Совета СССР -товарища Л. И. Бреж- , Партком завода «Сввбодкьтй сокол», цеховые партийные ор- гаиизацни до;биваются созда ния в коллективах такой нрав ственной атмосферы, которая вселяет в каждого рабочего уверевиость в том, что его доб росовестный труд дестойно бу дет оценен, а" лодыри и про гульщики получат по заелу-' гам. Сокольцы борются за зва ние коллектива коммуниетиче- ского груда. 5 цехов, 3 служ бы, 9 отделов, 150 бригад и 32- участка .уяге удостоены этого звания. Каждый второй рабо чий носит звание «Ударник ко;ммунистиЧбскоге труда». На заводе хорошо поставлена ра бота иародного- шитроля, 'то варищеских судов, доброволь ных народных дружим, опорно го пункта мнлицри. 42 настав- зак.реплено1 за молодыми Большая воспитательная работа проводится.: партийной, общественными ; организация ми в- совхозе 1«Петровский». Шестидесятилетнря его исто рия — это яркий образец ста- новления коллект|ива социали стического типа, формирова ния нового чело)зека. В совхо зе выросли ЛЮД1, показываю щие образцы тру|да, нравствен ного иоведеиия, '.красоты чело веческих отногагА'й. Успехи пет.1с1вцев высоко оценешлкпартней н граввмь- схво1к|^ВвхО'3 н а |-р аж д гш В е - нам Л Я нл а . В 1рбЗ гзд 5 ^ % 1 у присвоено звайир коллектива коммунистичеокрго труда тех пор он'доето|шо оправды- стижения хозяйственного' бывшему дир! И. П. Воловче! му директору управляющему В, А. Никитину иия Героев го Труда, .ающиеся до- производства РУ совхоза и ньшешне- [. П.:Ксензу, отделением 1 нсвоены зва- Со 1 |калисййческо- тружеников сешхоза награждены орденам^* и медашями. | На почве благвприяТной мо ральной атмосф|ры, . в обста новке доброжелательности, доверия и трё5овательности- добиваюгея заме 1 ателвных ус пехов труженик! колхоза «За веты Ильича» Ведовского рай она. Более 14 его кеммунист мовнг^Вавина. до»бр^^кребоват ведл11вР НатаЛ 1 Я Ефш .. кр-айие редко П]:ибегает к рам наказания, н< ее. нужно заработа’ делами. В хозяйстве бсльшое внима ние уделяется раЗ( дежыо. В колхоз; свыше процентов труде способных это люди в БОз|ц лет. Партийная правление колхефа много мания уделяют роших бытовых колхозников. Здф1 прекрасный До! дется' большое Щ : [)чШ1а 1 асте. до 30 организация, озданию хо- условнн для ь построен: культуры, во- „ ___ ______ жилищное строительство, нийто сбору- водятея торжестзенные реги страция браков I про-воды в армию. 22 молотых колхозни- специальных уче(ных заведе- X, часть из ни . уже получи- сельсжохоз#й<твенные спе циальности и раэотает в род ном колхозе. Трудовой- колл кЗ-аветы Ильича» соревнования пятилетки . ь ___ . _____ своими обязател,ствами кол- справляется. колхозник — 1 мистического занесено на лектив успешно Каждый третий ударник комм труда. 11 человек Доску почета и трудовой славы. Гама Наталия Ефимовна Вави.н орденом «Знак Пн мя орденами Тр наго ' Знамени, колхоза избрал! партбюро. Она — ма II обкома К1 депутатом одством ,977 году вы- Всесоюз- ном социалистичкком сорев- новаияи. Ему вр; дяшее К^расное КПСС, Совета СССР, ВЦСПС и колхоза инициатор 3 1 выполнение ыре года. Со награждена нового Крас- Коммунисты . ее членом член райко- .ПСС, избрана ого и район- . € о 5 |Я тов на,р( тных дев$»та- , Под ее руког - :тпв колхоза в 1 победителем перехо- змамя ЦК Министров- ЦК ВЛКСМ. Особое значение в жизни коллективов имеет замеча тельный нравственный прин цип — канедый за всех, все — за одного. О 1 Н выв,ерен в борь бе за Советокую власть. По мог нам построить социализм, победить в годы Великой Оте чественной войны. Товарище ская спайка, взаимная по мощь и требовательность ста ли законом жизни многих -и многих трудовых.коллективов. Практижа убеждает нас, что имение- тру'Довой. коллектив, та., психологическая атмосфера, которая в нем сложилась,, оп ределяет жизненную позицию человека. . Только сильный, нравственно зрелый коллектив способен поставить на ноги оступившегося человека,, под нять всех на борьбу за претво-. реяие в жизнь решений партии и правительства. М НОГОЕ могут и должны 'сделать, для воспитания: таких коллективов- хо зяйственные руководители.. Стиль руководства,, характе] взаимоатношений между руко водителями и подчиненным! играет решающую роль нравс.твенной атмосфере кол лектива. Эта проблема глубоко и обстоятельно ра.зработана посхановлеяйи ЦК КПСС «Об участии руководящих и ни жене рно-технических работни ков Череповецкого металлур гического завода в идейно-по- литическом воспитании членов коллектива»-: Еще раз на необ ходимость органического соте- т-ани-я хо-зяйст-ввнной и воспи тательной работы обратил внимаяве Цёитральный Коми тет партии в постановлении по Орскому горкому КПСС. ■ Однако кое-где об этом забы вают. У нас еще есть руково дители, которые пытаются ре шать производственные • росы чисто административны ми средствами, полагаются лишь па силу прнка;30в и поряжвяий, не учитывают ральйо-политических последст ВИЙ принимаемых решений. Анализ показыв-аег, чт'О там, где руко'водители уклоняются от воспитательной работы в коллективе,, не развивают кри тику и самокритику, не изуча ют настроений, запросов, мо ральяо-политической обета новйи, коллектив уходит под контроля, слабеет дисцип лина, срывается выполнение планов и обязательств. - Горкомы, райкомы КПСС, первичные партийные органи зации должны строго спраши вать с хозяйственных руково дителей за морально-политиче скую обстановку в трудовых коллективах, добиваться, что бы единство слова и дела все более стан:овилоеь критерием активной жизненной позиции руководителя. Есть у нас и. такой своеоб разный коллектив, как обще житие. В них проживают око ло 3 0 'тысяч рабочих и с/уден- тов. Сделано немало; чтобы общежитие стало для каждо-го проживающего в нем подлин ным домом. Оддако на ряде предприятий и строек, к сожа лению, можно встретить обще жития, где нет необходимых условий, а кропотливая, воспи тательная работа зачастую подменяется формальными мероприятиями. Следует при знать: что и профессиональный уровень некоторых воепитате- лей не отв'ечает современным требован;ням. Забота партийных организа ций — и формирование разум ных иотребностей у населения. Это политика-нравственная задача: Она остро была по ставлена на XXV съезда, КПСС. На XVIII съезде ВЛКСМ тов. Л. И. Бреншев вновь обратился к. этой проб леме. «Мы отвергаем, как про поведь' бедности и аскетизма, — говорил он, — так и культ потребления, психологию ме щанина, для которого копейка, по меткому выражению Горь кого, есть солнце в его небе сах. Материальные блага для нас не самоцель, а предпосыл ка всестороннего развития лич ности, Поэтому, важно, чтобы подъем благосостояния сопро вождался обогащением внут реннего мира людей, формиро ванием правильного понима ния смысла и цели жизни». В ПОСЛЕДНИЕ годы под влиянием специализации и концентрации сель скохозяйственного производ ства' произошло значительное’ укре'плеяие экономики колхо зов и совхозов, выоос бюджет каждой семьи. Заработная-пла та колхозников В' 1977 году по сравнению с 1965 годом увели чилась в 2,4 раза, рабочих сов х о з о в— в 1,9 раза. На селе ежегодно вводится 85 тысяч квадратных метров жилья. Возросло потребление мяса и мясных продуктов, молока и , яиц на душу наеелевия. Зна чительно возросло также по требление овощей, фруктов и других ценных продуктов пн- Заметнь®. измвнЙ 1 ия произо шли в соцпйльно-бытовой жиз ни с.ела;. Все районные центры связаны между собой и с об ластным центром аефальтиро- ваншыми дорогамл. На селе за этот период пострсено школ на 17 тысяч, мест, клубов И Домов культуры — на 39 ты сяч мест,, детских дошкольных учреждений — на 8 тысяч мест, газифицировано свыше 3-0 тысяч квартир. Более 70 процентов сельского населе ния смотрят телепередачи,. - Из года в год растет энер говооруженность, механиза ция труда. И сейчас на полях и фермах трудятся 21 тысяча механизаторов и 24 тысячи операторов ж.ивотноводие- ских комплексов. В колхозах и совхозах области работают 9 тысяч специалистов сельско го хозяйства. 1700 из них воз главляют основные производ ственные подразделения — фермы, бригады, отделения. Все эти возможности нам следует широко Использовать для нравственного воспита ния сельских тружеников, а также и трудящихся города, для формирования у них ра зумных потребностей. Партий ные организации призваны не только противостоять возник новению гГогребитеяьских на-, строенвй, проявлению стяжа тельства, но и -евоевременио ' Предупреждать их, направляя ' средства общественного и лич ного бюджета на- удовлетворе ние социально-полезных запро сов населения, .повышеияе ■культурного уровня трудящих- ‘ Нам' нельзя также забывать 'великий принцип социализма ' — «Кто не работает — тот не ест» Мы должны воспитывать прямо-таки презрение к тому, • кто, будучи полон сил, жНвет. ' за чужой счет бездельничает, спекулирует, чтобы каждый считал позором, если в его до ме, в его семье появился чело- ; век, уклоняющийся от общесх- " венно полезного труда, если дом, семья не осудил» за это- тунеядца. К сожалению, нам все еще пр 1 - 1 ходится встречаться н с фактами мещанства, карье.риз- - ма, подхалимства, нарушения норм социалистического обще жития, грубостью, воровством, хулиганством и пьянством. Бороться с такими: антиоб щественными: проявлениями, переаоспитьшать. люден в духе высокой морали; утверждать новую 1 щммунистическую нравственность — долг всех и . каждого в отдельности. В борьбе с подобными явленнями необходимо в полной мера ис пользовать силу закона, ме тоды убеждения и иные сред ства, которые имеются в на шем распор яжени и. Важная роль в :ЭТом деле от- - водится товар:йщески.м судам, народным дружинам, общест венным пунктам охраны по рядка. Чтобы воспитать нравотв.еи- но зрелую личность, требуется заботливо ограждать людей от проникновения -в пх среду чужой морали. Буржуа-эная иропвга,ида всячески стремится очернить еоцналиетические по рядки, распространяет клеве- : ту о нашем социалистическом образе жизни. Недооценка нраветвениого воспитааия на руку буржуаз- . ной пронаганде, так как при-» водит к тому печальному р е - ; зульгату, когда человек теоре-. тичееки знает нашу политику и наши принципы,, а- бороться за претворение .их в; жизнь не стремится. Его знания не пере плавились в убеждения, в : нравственную позицию, в прак тические дела , , остались «ве щью в себе». Он пассивси в борьбе с клеветниками, при миренчески о:тносится к недо статкам Ц ЕЛЬ нравстве.иного вос питания — добиться то- ■го; чтобы нормы комму нистической морали, мораль ный кодекс ,и его требоваиия- превратились в ' убеждения каждог .0 советского человека, а убежде,ния — в его практи ческие дела. (Важнейшим средством нрав ственного воспитания совет ского человека является соци алистическое соревнование. Оно оказывает глубокое воз действие на всю хозяйствен ную практику, на обществен но-политическую жизнь стра ны, на нравственную атмосфе ру трудовых коллективов. Со ревнование рождает , по чины, как «Пятилетке качест ва — рабочую гарантию», «Рабочей гарантии — инже нерную поддержку», «Ни одно го отстающего рядом», «Рабо тать без отстающих коллектн- Много ценных, починов роди лось в нашей области. Метал лурги Новолипецкого завода, например, инициаторы Все союзного ’ социалистического соревнования под девизе.»: «Ироек-твым мощностям—наи- ' высшую эффективность, ме таллопродукциям — нанвыс- шее качество». Липецкие ме таллурги настойчиво ведут борьбу, за повышение качества : продукции. Благодаря, внедре нию Львовской системы, угольником выпускается уже 14 видов продукции. БоЛее 70 пронеи гов труб, изготовляе мых на заводе «Свободный со кол», маркируется государст венным Знаком качества. Немало ценных починов ро дилось в сельскохозяйствен ном цроизводстве — эта «Каж дому полю — высокую агро технику, лучшему полю — Знак качества», «Пятилетку — за, четыре года», а колхозники колхоза имени Чапаева Доб- ринского района, выступили е инициативой выполнить пяти- летяий план по основным ви дам продукции за 3,5 года. •С ценной инициативой, вы- обязательство получить в_1978 году по 350—400 центнеров са харной свеклы с каждого гек тара на площади в 50 гектаров без затрат ручного труда и выполнил его. Все эти начина ния имеют большой экономи ческий и нравственно-воспита тельный эффект. Екключительно важное зна чение для .нравственного вос питания трудящихся, о.собенно молодых рабочих, имеет дви- жениё за коммунисгическое от ношение к труду. В нем сего дня участвуют свыше 200 тысяч человек. Более 116 тысяч,уже нсксят это почетное звание. В. этом движении орга-. Нйиески соединяются- идейно- политическая зрелость, трудо вая и творческая активность, высокая нравственная культу- ^ Нравственная сила еоциа- листйческоро соревнования ис ключительно волака. Оно по стоянно умножает ряды пере довиков: все больше и больше рабочих и колхо.з:ников ведет к трултовым подвигам. Только за годы восьмой и девятой пяти-' леток свыше 18-,5 тысячи липчан награждены орденами и меда лями. 55 удостоены звания Ге роя Социалистического Т руда.. Эти люди — наш золотой фонд. Настоящий передовик, новатор производства по пра ву становится также пропа гандистом новых моральных качеств-, утверждает комиуии- стнчбское; отношение к труду. . Прекрасно зарекомендовала себя такая форма воспитания, как наставничество. Оно полу чило широкое распространение и признание. В настоящее вре мя в области насчитывается свыше 10 тысяч . наставников. Они щедро дарят' своим воспи танникам время, опыт, тепло- свойх сердец. Именно наставники, являясь передовиками и новаторами производства, передают моло дежи трудовые, политические, идейно-нравственные . тради ции рабочего класса и колхоз ного крестьянства. , В последние годы знаиитель- но возросла воспитательная роль разнообразных форм уча стия трудящихся в управлении производством, делами коллек тивов. Каждодневное участие миллионов людей в рабочих комиссиях, общественных твор- чеоких организациях и т. и. формирует у них. чувство хозя ина, учит умению- руководить и подчиняться. На моральном об лике коллективов положитель но сказывается, например, хо рошая рабрта постоянно дей ствующих ' производственных совещаний. На птицефабрике «Светлый путь» БлбцкогО рай она такие совенгания прово дятся ежемесячно. Заранее' продумывается их те.матика, определяются сроки проведе- Недавно по рекомендацЯи та кого совещания в 9 птичниках из 16-введены элементы малой механизации, что дало воз можность высвободить 9 че- ■ловек. , Г ЛАВНЫМИ факторами формирования нравст венных. убеждений ,н привычек, как об этом уже говорилось выше, является участие в общественно полез ном труде, а также общеобра зовательная' политическая и : профессиональная учеба. Но люди находятся на производ стве и в школах не все время и даже не большую часть вре мени. Значительную долю су ток они проводят дома, в гу семьи н знакомых, на улице - н в общественных местах. Пар тийные, общественные орга низации призваны' как раз по мочь трудящимся разумно ис пользовать свободное время. Для этого требуется прежде всего хорошая организация пропагандистской, массово- политической, культурно-про светительной и физкульту^яой работы в клубах, при домоутб равлениях, на стадионах, в парках и садах — всюду, гд^ бы'вает народ. Д ля организа ции хорошего досуга трудя щихся у нас есть все, воз молк ности. В области свыше 7Щ клубных учреждений; более 1600 библиотек, 806 киноуста новок, свыше 2000 красных- уголков, 14 стадионов и околр 3 тысяч спортивных площадок и полей. В клубах, Дворцах и Домах культуры регулярно читаются лекции, демонстрируются ки нофильмы, проводятся инте ресные встречи с передовиками производства, ветеранами вой ны, знатными людьми, высту пают с концертами участники художественной самодеятель- Стало традицией провёде- Н'Ие смотров художественной самодеятельности, отчетных концертов для населения, ко«- курсов ■ вокально-инструмен тальных ансамблей, дней по эзии, недели музыки, фоль клорных праздников и празд ников песни, выставок само деятельных художников и ма стеров прикладного искусства. пропаганде достижений новаторов широко нспользуют- 1 агитационно - художеетвен- .16 бригады, Которых в обла- и свыше 500. Нельзя но отметить- огром ной рО'Ли кино в нравственном воспитании трудящихся. Б ки нотеатрах и на крупных кпно- установках работает 30 кино лекториев общественно-поли тической направленности, 10 киноклубов и 19 кинолектори ев по нравственному воспита нию. Проводятся беседы, ки- нолекцин и киновечера. Возрас тает роль в коммунистическом воспитании военно-спортивных обществ. Тем не менее, мы не можем быть довольны нынешним уровнем использования кине матографа в идейно-воспита тельной работе. Беспокоит на- мегившаяся тенденция к со кращению количества зрите- 4 лей. Далеко не полностью ие- пользуются . имеющиеся в фильмофонде хроникальные И научно-популярные фильмы по пропаганле передового, опы та. По лучшим прои.зведениям советского киноискусства все еще мало проводится массовых мероприятий. Общеизвестно, что уровень культпросветнтельиой и спор тивной: работы во многом опре-- деляют кадры. Но надо прямо сказать, что качественный со став этих кадров в области остается низким. Не видна роль многих спортивных тре неров; мастеров спорта, чем пионов. Важная роль в нравственном" воспитаиии трудящихся отво дится также нашей творческой' интеллегеиции: писателям, ху дожникам скульпторам, акте»; рам,, музыкантам, работникаМ- печатй и радио. Они призвр^» вы активно вторгаться а; жизнь, пристальней изучать глубинные процессы трудовой' жизни коллективов, создавать' новые художественные пройД» ведения,. раскрыв:яющие духо"а« ное богатство советского че> ловека, величие свершений Й помыслов людей труда, д о и лесть правофланго:вых пяти* летки. На страницах газет и ^ радиопередачах следует в с ^ мерно пропагандировать п ер ^ довой опыт новаторов произ водства. Необходимо полнее исполь зовать все' средства идейного воздейетшш для воспитания людей, добиваясь того, чтобы в каждом поступке советскогб гражданина, отражались кра сота. души, чистота помыслов; высокая идейность и культура строителя коммунизма. Задача повышения уровня идейно-нравственного воспи тания, совершенствования его форм, и методов, формирования социально-активной . личяостА г - одна из наиболее сложных во всей идеологической работё. Но партийные организации области располагают всей необходимым, чтобы вести успешно, поднимать политич?* скую и производственную ак тивность всех слоев населе ния, нацеливая их на решеяиё исторических задач, на.мече!?- ных XXV съездом партий й планом десятой пятилетки.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz