Ленинец. 1978 г. (г. Липецк)
ЛЕНИНЕЦ Что случиолсь в горах... На сцене областного драм- театра состоялась премьера. Зрители уаидели постановку по пьесе Максуда Ибраги.м- бекоеа «За все хорошее — смерть», которая адресована, главным образом, молодежной аудитории. Она посвящена 60- петию ВЛКСМ. После одной из последних репетиций спектакля наш кор респондент встретился с ре- жиссероА^-постзновщи.чом Бо рисом Наумовичем Голу бицким и попросил его расска зать о новой работе театра. — Выбор на пьесу Ибрагим бекова пал не случайно. Го товящийся спектакль — это продолжение нашей реперту арной политики. За последнее время театр осуществил не мало постановок для школь- Полный рево.'ноционной ро мантики гайдаровский «Р.В.С.», «Подробности жизни» — спек такль о послереволюционном времени. «Вовка на планете Ялмез», «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» предназначены для младшей возрастной группы ребят. Это современные сказки. Ибрагимбеков привлек нас своим обращением к военной теме. Причем, война, вернее, ее отголоски, даны в восприя тии людей сегодняшнего дня. Мы видим, как меняется отно шение главных героев к войне, к фашизму. За короткий срок происходит их быстрое взрос ление. Ведь исключительная ситуация, в которую они по пали, требует напряжения всех духовных сил. «За все хорошее — смерть» — пьеса остросюжетная. Она все время держит зрителя в напряжении. И ее внешнюю, зрелищную сторону мы стре мимся сохранить в полной ме ре в спектакле. Но это, ко нечно, не главное. Главное — динамика внутреннего мира Трое ребят, которые случай но попали в секретный .бункер, оставшийся в горах со време ни войны, сначала просто по ражены тем, что ^увидели. Ин тересный случай!.Да. Но когда после землетрясе ния они оказываются замуро ванными в этом помещении без всяких надежд на помощь, вот тут и начинается глазное в спектакле. Бункер становится своеоб разной лабораторией, где про ходят проверку психологиче ские, моральные, этические качества героев. Качества э»и уже в основно.м сформировались или фор мирование их заканчивается у ребят 13—14-летнего возра ста. В пьесе сказано, что в та ком возрасте человек — уже человек, или никогда им не станет. Работа была очень интерес ной и для меня, и для наших молодых артистов, которые заняты в спектакле. Это Ольга Вербенко, Людмила Иаакова, Ллекса.чдр Тихий, Леонид Олыкайнен. Два часа сценического дей ствия мы стремились насытить динамикам внутренней и внешней. О том, насколько это удалось нашему творческому колпектизу, судить зрителям. Интервью взял Ю. ВОРОБЬЕВСКИЙ. Н е д а в н о в государст- вэннбм Комитете Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий зар егистрирова«о из обретен 1 Ие под номером 603727. Среди специалистов оно произвело сенсацию; предложен, способ развода мостов, не имеющий анало'гсз в мировой практике. Он позволяет значительно уп ростить и удешевить соору жение, а также эксплуатацию разводных мостов, повысить их надежность. Автор изобре тения Виталий ' Петровский, пятнадцатилзтний учащийся профессионально - техни ч е ского училища металлистов из города Барановичи, отвечает на вопросы корреспондента АПН. — Вмталнй, говорят, что но- Мост углом 45 градусов. Минута — и поворот в обратном направ лении сделан. Вот и все. — Кроме Геннадия Сырицы, ты никому не рассказал о но вой конструкции: ни в учи лище, ни дома! — У меня дома столько всяких поделок, что отец устал от них. Говорит, что от моих самолетов да ракет, под вешенных к гютолку,’ по ком нате надо ходить согнувшись. Сам он инженер, работает на заводе торгового машино строения. Хороший советчик. Сейчас мы вместе с ним ис пытываем в небольшом водое ме модель катамарана с греб ным винтом на стержне от щври«овой ручки. — О чем ты сейчас мечта ешь! — Скорее бы окончить учи- йище, чтобы работать по спе циальности. Ну и конечно, мечтаю когда-нибудь увидеть свой мост. Г ОРОД То.тьятти — крупный центр По волжья с развитым ма шиностроением и энергетикой — широкую известность при обрел, когда в июле 1966 года возле, него началось строи тельство гигантского Волж ского автомобильного завода. А.спустя три с половиной года с начала строительства был выпущен первый автомобиль «Жигули» (ВАЗ-2101). Сегодня ВАЗ — это шесть крупных предприятий: четыре основ ных, техиологичесви специа- лизироваиных производства— металлургическое, прессовое, механо . сборочное и сборяо- кузовное — и корпус вспомо гательных производств. Площадь ВАЗ а составляет 1,6 миллиона кв. метров.. На заводе устадовлено более 20 тысяч единиц станочного, прессового, сварочного, окра сочного и другого оборудова ния, в том числе 280 автомати- Л Петровского вый способ развода мостов ты придумал на уроке химии! — Да, я слушал рассказ учи теля и думал, что по этому предмету мне никогда не вы браться из троа.к. Потом до стал журнал «Юный техник», я его всегда ношу с собой, и стал читать. На глаза попалась статья о лзнииградских мо стах, которые разводятся при помощи систем • электрических и механических приводов и другого оборудования. Ясно, что при этом велики энергоза- Мне вспомнилась речка Мы шанка — от рарановичей', до нее километров серок. Течение там валит с ног, никто . еще не смог переплыть эту речку. Неужели нельзя использовать силу течения, подумал я, „если бы пс.надобилО'Сь развести мост над Мышанкой? Идея родилась в пять минут. Я сде лал чертежик и послал его че рез парту своему другу Ген надию С|^«рице, Под самый конец урока он ответил, что хотел бы сидеть со мной за одной партой, поскольку. ее скоро сдадут а музей. Ты, говорилось в записке, сделал открытие. Но Геннадий всегда хвалил то, что я черчу или рисую. Я-ему «а .поверил, но на всякий случай послал рису нок нового моста в__^ журнал «Юный техник». — Расскажи подробнее, в чем суть твоего изобрете- нйя. — Это очень просто. Лучше я покажу на бумаге. Вот рус ло-реки. Пролет моста, подоб но -стрелка компасе, «лежит» на одной бетонной опоре. Как сделать, чтобь! он встал вдоль раки и, открыв таким образом фарватер, пропустил судно? Для этого нужно опустить а воду железный щит-парус, рас положенный вот здесь, на кон це «стрелки». Вода давит на прямоугольный щит и разво рачивает пролет параллельно реке. Скорость течения, правда, должна быть на менее двух метров в секунду. Судно прошло, теперь нужно вер нуть пролет к береговым опорам. Первый щит поднима ем, а с другого конца моста опускаем второй, но уже под ‘ |в /Пире Науки и техники «ГОВОРЯЩАЯ» МАШИНА МИНСК. Этот прибор похож на осциллограф. Но включаешь его — и раздается глуховатый баритон с едва различимыми металлическими нотками в голосе. С помощью регуляторов на панели прибора можно менять высоту голоса от дисканта до баса, регулировать тембр, громкость. Прибор может не только говорить, но даже петь. Этот автоматический синтеза тор, речи — «говорящая машина» — создан в лаборатории анализа и синтеза речи Минского отдела Центрального науч- «огисследоватепьского института связи. В состав системы вхо дят синтезатор речи, анализатор запроса и вычислител-»ная машина «ЕС-1022». Авторы разработки смогли добиться, что машина подключается к любой ЭВМ и автоматически синте зирует речь по любому выдаваемому ей закодированному тексту. Пока она может отвечать только на вопросы, задава емые с помощью кода. Но ученые работают над тем, чтобы ЭВМ понимала речь человека и выполняла команды, подава емые голосом. Новинка предназначена для службы связи: по может автоматизировать расчеты с абонентами, совершенст вовать информационно-справочные службы. По мнению спе- цивлиетов, она найдет широкое применение во многих хозяй ственных и научных сферах. НА СНИМКЕ: авторы разработки (слева направо] — на чальник лаборатории кандидат технических наук Б. Лобанов, ведущий инженер В. Минкевич и старший инженер Н. Гурья нов у автоматического синтезатора речи. Фото Ч. Мезина. (Фотохроника ТАСС). |8 /Пире Науки и техники о достоинствах этих .машин можно судить по участию со ветских экипажей в автомо- бильны.х ралли: 1971 го>д, рал ли «Тур Европы» — советская команда на автомобиле ВАЗа завоевала серебряный кубок; май 1076 г., ралли «Акропо- лнс-76» •— наш экипаж занял первое место, завоевав золо тую медаль. «Жиугли» сегодня — Ты чего-нибудь боялся в жизни! — Да, недавно меня при гласили в Лени 1 нградский -ин ститут инженарсв железнодо рожного транспорта прочитать лекцию о моем изобретении. Трибуна мне бьша до подбо родка, поэтому поставили та буретку. Всякий раз, когда я смотрел в зал, мне казалось, что табуретка шатается. Я боялся свалиться и забывал, что говорить. Но никто, ка жется, не заметил... Вернувшись из командиров ки, я поинтересовался даль нейшей судьбой изобретения Виталия Петровского. Оказа лось, что десятки курсовых и дипломных работ студентов Ленинградского института ин женеров железнодорожного транспорта посвящены разра ботке проектов поворотных мостов Петровского для кон кретных рек. Электрифициро ванный макет моста новой кон струкции демонстрируется на Выставка достижений народ ного хозяйства СССР в - Мо скве. Пройдет время, и мы увидим, как необычный мост пропускает ко.рабли. Юрий САПОЖКОВ. (АПН). ческйх линий. Автомобили со бираются на трех главных кон вейерах, управление которыми .осуществляется апектрояно- вычислительыым центром. ВАЗ , выпускает шесть мо делей «Жигулей», его мощ ность — 700 тысяч машин в - ГОД. Первенец завода ВАЗ-2101 в отличие от своего прототи па «Фиат-124», признанного в 1966 году автомобилем го-дз, был основательно реконструи рован: получил новый двига тель мощностью 62 л. с., уси ленный кузов, задние дисковые тормоза были- заменены бара банными, введен ряд других изменений. Модель ВАЗ-2101 занимает ведущее место в об- (цем выпуске, я ее производ ство продолжается и сейчас. В силу- высокой надежности, безопасности, экономичности и комфортабельности автомо биль «Жигули» за короткое время обрел большую попу лярность не только у нас в стране, по и за рубежом. 1В настоящее время машины Вол жского автомобильного завода можно встретить на дорогах более 40 стран мира. Они по лучили прописку в Бельгии, Голландии, Норвегии, Фин ляндии, Франции, Канаде и многих ДР 5 ТИХ странах мира. Вслед за первыми моделями В-АЗ-2-101 и ВАЗ-2102 (пос.чед- няя — с универсальным кузо вом) .на Волжском шзтозаводе в 1072 году начали производ ство новой машины ВАЗ-2103. : Новая модель по.дучйла бо- . леё сильный двигатель мощ ностью 77 лошадиных сил, по зволяющий развивать ско рость до 150 км. в час, была , повышена комфортабель-. ность, улучшены равмещеипе ' органов управления и .отделите салона. В 1975—1976 годах появи лись модернизнрованные ав- - томобнлн , ВАЗ-2‘10.11 и 1ВАЗ-2106, которые являются усовершенствованными мо-ди- фикацнямн первых моделей. Вот уже полтора года с конвейера Волжского автомо- . бнльного завода сходит авто мобиль 'ВАЗ-2121 «Ннва» — < первый советский вездеход, ■! сочетающий в себе комфорт современного автомобиля с ВЫС0.К0Й проходимостью. Но вая машина имеет трехдверной цельнометаллический кузов с большой задней дверью, 85- сильный двигатель, позволя ющий, развивать скорость до 130 км в час. Высокую проходимость обес- печивают усиленная незави симая передняя подвеска и .все четыре ведущих -«о.чеса. «Ни ва» легко преодолевает снеж- . ные заносы, песчаные дюны и даже водные преграды глуби ной до 50 саитиметрш. ,Везде- ; •ход поднимает свыше 400 1 :г , груза. Удобные сиденья, мощ- , ный отопитель, прекрасная об зорность, полный набор кон трольно-измерительных прибо ров — все это делает поездку в таком автомобиле легкой н . приятной. Автомобилестроители Толь ятти работают сейчас над совершенствованием конструк ции выпускаемых машяи. На всех моделях начата установка нового карбюратора «Озон-2», обеспечивающего меньший рас ход топлива, снижена токсич ность выхлопных газов, резко понизится уровень шума и вибрации в кабине. Приме няется система автоматическо го регулирования подогрева всасываемого воздуха. Прохо дит испытания новая автома тическая гидропередача. Что же касается новых моделей, то ВАЗ ведет .модернизацию ос новной модели, в результате которо.й появятся «Жигули» с индексами «2105» и «2107». Александр ЕВДОКИМОВ, корреспондент АПН. Редактор Н. ЗАГНОЙКО. а д р е с РЕДАКЦИИ; г. Липецк, площадь П.чеханова, Дом печати. Телефоны: — редактора — 4-67-13, ответственного секретаря и фотокорреспондента — 4-67-П, ___________ отделов: коммунистического воспитания — 4-66-12, комсомольской жизни — 4-67-03, учащейся молодежи — 4-66-06, писем —4-66-18, спорта — 4-66-07. АЭ 81826 Издательство газеты «Ленинское знамя», Липецк, Коммунал ьная пл., 44.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz