Ленинец. 1978 г. (г. Липецк)
• ЛЕНИ .11ЕЦ ТРУДНАЯ ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ П Е1 1 ЕРВОКУРСНИК - 78. Какой он! Что отпи- сегодкяш- них, от тех ребят, которые слу шали первые лекции, сдавали первые зачеты пять, десять, двадцать лет назад! Ответить на этот вопрос мы не случайно попросили В. Ф. Подымова, кандидата техниче ских наук, доцента Липецкого политехнического института. Он уже успел присмотреться к ребятам, кое- с кем познако мился весьма близко; ведь в течение нескольких недель именно он со студентами ра ботает в совхозе «Агроном» на сборе яблок. А где, как не • в настоящем деле, можно уз- - нать человека! — Какие они, сегодняшние, первокурсники? Очень разные. Это и вчерашние школьники, и демобилизованные воины, и юноши и девушки, направлен ные на учебу предприятиями. Хорошим пополнением, я ду маю, стали выпускники подго товительного отделения ЛПИ, успешно сдавшие выпускные экзамены. Это дети рабочих и служащих, колхозников и сель ской интеллигенции. Причем, не только липчане, но и жители других краев и областей стра- Ребята, в основном, рослые, крепкие. Многие, с навыками общественной работы в школе, в армии, на производстве. У многих есть свои любимые за нятия — одни наверняка будут участвовать в художественной самодеятельности, другие — в спортивных секциях. Меньше стало лохматых, разболтанных, ленивых. У большинства — хо рошие оценки в аттестатах. В том, что набор нынешнего года именно такой; большая заслуга коллектива преподавателей, которые начали готовиться к приему задолго до вступитель ных экзаменов. Они встреча лись с. молодежью, проводили традиционные обзорные ции, беседы, знакомившие 6,чт с вузом, с теми специаль ностями, которые здесь можно. п-'и'лтиях и стройках города и зьюам членов предметных ко- , миссий, теоретический уровень абитуриента выше, чем в прош лом году. Однако во многих случаях чувствуется налет зуб режки, недостает навыков са мостоятельной работы, само стоятельного мышления... Стал ли уже . первокурсник полноправным студентом? Оче- видно, еще- нет. Для него ведь все впервые. Новая обстановка, новые права и обязанности, ко- - торые уже не-измерить при школьными мерками, его — дорога в т пять лет. Период, когда он, как говорится в клятве студента ЛПИ, должен «...отдать все си- ' , лы, волю ' и способности глу- бокому овладению современ ными знаниями, чтобы, став ин женером, использовать их для счастья своей Родины...».- Для вчерашнего школьника первый курс — первая ступень самостоятельности. Как рацио нально распределить ст 1 сяц? Как эффективней распре делить время, чтобы его х ло не только на выполнение обязательной программы, но и на факультатив, и на общест венную (а в будущем — и на научную) работу? Как записы вать лекции? В какой последо- ватель^юсти готовиться к заня тиям? Как больше усггеть сде лать и меньше устать? Эти все вопросы требуют не медленного решения. И самое главное, надо, чтобы под их на- гюром студент не растерялся, не смутился. Пусть знает: всег- «Это мы До боли знакомая дорога: через улицу направо, пять минут ходу — и ты Е школе. Десять лет спешил ты по этому проулку, взбегал на парадное крыльцо. Но сего дня тебе туда уже не надо. Ты торопишься на автобус ную остановку. Стоящие рядом люди сразу определяют, кто ты: студент-первокурсник. Об этом можно догадать ся по новенькому портфелю н круглому футляру для чертежей. В институте еще не раздался звонок, поэтому кругом суматоха, смех. Но в коридоре несколько групп ребят, которые держатся не очень уверенно. Это твои сокурс ники. Они еще не привыкли к новому зданию, и новому ритму, даже друг к другу. Какой она будет, эта студен ческая жизнь! Это один — пожалуй, самый главный — из вопросов, которые их сегодня заботят. На некоторые из них мы сегодня постараемся отве тить. «Парабола» решила устроить пресс-конференцию для первокурсников. Итак, вопрос первый... не проходили...» секции, семинары. Ищите свое «Я», свое пристрастие, свое лицо. Чтобы стать увлечен ным, надо увлекаться. Я многое не успел в институте, а сейчас уже или трудно, или просто не когда. . Это — во-первых. Во- вторых, попытайтесь порань ше начать создавать собствен ную библиотеку. Понимаю — сложно, дорого. Но книги — это самые верные, преданные ваши друзья. Не теряйте вре- первокурсника, и у кандидата «ДУМАЙТЕ САМИ РЕШАЙТЕ САМИ» -М" да помогут друзья, старшие то варищи, а также групповые ку раторы—обычно опытные пре подаватели. Главное же; ни од ной минуты не терять даром в аудитории, особенно на лекции, это потом стократ окупится при подготовке к экзаменам, кото рая потребует гораздо меньше Хорошо сплачивают коллек тивы студенческих групп поезд ки осенью на уборку урожая. Совместная работа в совхозе за неделю—две сближает ре бят порой больше, чем год учебы. Я убедился: ребята, ко торые хорошо трудятся в сов хозе, в большинстве случаев и хорошо занимаются. Это есте ственно: трудолюбие в-сегда да ет плоды. В дни работы в сов хозе видишь; лидеры по сбору яблок впереди и в спорте, и в художественной самодея тельности. Очевидно, и в уче бе они не будут последними. ЕСЛИ ВСЕ НАЧАТЬ СНАЧАЛА В ОПРОС Олегу Анатолье вичу Казанскому, канди дату педагогических на ук, преподавателю кафедры педагогики ЛГПИ: — Хотели бы вновь стать первокурсником! Причем, именно педагогического инсти тута! И что бы вы изменили в таком случае в своей студенче ской жизни! -т- Вчера у Славки был день рождения. Я, конечно, протор чал у него целый день, хотя забегал только поздравить, и... В общем, наступило роковое утро, когда уже нельзя ничего изменить, и ровно через час произойдет неприятность. Как- то глупо. Под ложечкой сосет. Главное — нучего не придума ешь. Воображение на нуле. Вот студенты — те что только не выдумывают, если не готовы к зачету. А тут! Но, может, прямо так и ска зать? Зайти в аудиторию и ска зать: «Товарищи студенты, из вините, пожалуйста, вчера у друга бь'л рождения и я, сами пон"имаете, не успел подготовиться к лекции. У вас разве не бывает такого?». И все. Поймут: люди же, свои же студенты. Вот только Ольга Морозова может сказать: «А почему мы успели подготовить ся, а вы нет? Ведь у вас только ваши лекции, а у нас и старо славянский, и политэкономия, и русский, и английский, да еще каждый день. Это неуважение к студентам и к своей профес сии». И что-нибудь дальше в том же роде. Как же быть? За болеть, что ли? Позвонить, ска зать: «Температура, горло». Пусть кем-нибудь заменят. Да нет, это тоже не пойдет; колле ги — кто в командировке, кто сам читает, кто болеет... Ох, и зачем я закончил педа гогический? Кого-то надо учить. А они все умные. Все знают. Попробуй ошибись. Такое нач нется. А сами какие: могут прийти на лекцию, а могут в кино пойти, не готовы сидятся за спинами, да еще бу терброды успеют съесть, уста вившись на тебя винными глазами. А ты цию читай! Почему до сих пор для нас, преподавателей, нет свободного посещения? Нет, что ни говори, а студентам лег че, чем нашему брату. Конечно, все это шутка. А если серьезно, то для меня ин ститут педагогический — все. И начиная заново, я пошел бы только туда. Говорят, в педаго гический идут по трем причи нам: учителя хорошие были в школе — захотелось стать та кими же, как они; с учителями буду лучше»; идти больше не куда —«Иди в педагогический». Мне повезло — рядом со мной постоянно, были ' удивительно интересные люди, причем, большинство из них — педаго ги. Они сумели увлечь меня ат мосферой доброжелательно сти, творчества, юмора, одер жимости педагогикой. Появи лось желание попробовать са-. мому. А в нашей профессии достаточно один раз почувст вовать радость удачи — и все. Потом хоть миллион неудач — уйти от себя уже не сможешь. Для тебя теперь важно одно— лица людей: детские, взрос лые, грустные, счастливые. Ли ца людей, которых ты должен научить, которым должен по мочь обрести себя. Такая рабо та. Ты в ответе за других. Что касается студенческой жизни, то мне и здесь повезло: педпрактика в «Артеке», «Ор ленке», были единомышленни ки — организовали с ними те атр миниатюр, была интересная научная группа. Да разве обо всем расскажешь! Поэтому из менить что-нибудь в своей сту-. денчёской биографии не хочу. В качестве совета студентам: занимайтесь тем и этим! Записывайтесь во все кружки, КЕ родители говори- поступишь в институт — станешь самостоятельным. Можешь да же жениться. А может, и прав да жениться! Она — студентка. Услышав этот вопрос, Миха ил Караваев, пятикурсник ма шиностроительного факульте та ЛПИ, решил ответить; — У студентов бытует шут ливое выражение: сдал сопро мат — жениться можно. Но я перед женитьбой советую по смотреть на пять лет вперед. А не будет ли что-нибудь потруд нее сопромата? Так как загля нуть вперед первокурснику по ка еще трудно, то советую по верить опыту старших. Вас ждет теория машин и механиз мов. И теория пластичности, которая для некоторых слож нее сопромата. Студент дол жен быть весьма жизнеустой чивой системой, которая выно сит сессионные перегрузки, аритмичную работу во время 9 ёместра — ведь вы еще не научились сами заставлять себя постигать тот или иной предмет постоянно, а поэтому слова из студенческой песенки воспри нимаете чересчур буквально: мол, «от сессии до сессии жить студентом весело, а сессия всего лишь дважды в год». Конечно, всем хочется пока зать своим девушкам-подругам (особенно, если они еще не студентки) свою самостоятель ность или, лучше сказать, неза висимость: ведь вы взрослые и вольны сами решать, что к че му. Но не путайте только само стоятельность и безответствен ность. Раньше, дескать, с нас могли спросить мамы, папы, учителя, а теперь... Не так это. ■ Самостоятельность подразу мевает повышенную ответст венность! А семейная жизнь увеличивает ее стократ; тут ведь отвечаешь уже и за себя, и за любимого человека. Я вам расскажу немноЛЭ о себе. Да, я жёнат, имею троих детей. И мере не мешает мне хорошо учиться и даже, если можно так выразиться, подстегивает. Ведь не Моту я, придя домой, сказать, что сегодня подучил, например, тройку. Как же мне тогда говорить со своими ре бятами (они у меня все учатся) об их успеваемости, об их по ведении в школе? Как при знаться жене, что ты — троеч ник, посредственность? Ведь женщины, и это не только мое мнение, хотят видеть своих из бранников всегда и во всем первыми. Так что даже в этом смысле женитьба накладывает серьезные обязанности на главу семьи. А уж коль речь зашла о главе семьи, заявляю прямо, на вас свалится массе обязанностей и, в первую оче редь, материальное обеспече- Я думаю, некрасиво, если сын, сам пока находясь на иж дивении родителей, приведет домой еще и жену. Какая уж тут самостоятельность? Вот все, что я могу вам ска зать по этому поводу. А даль ше — думайте сами. Конкретно сказать «да» или «нет»—не бе русь. Думайте... ПРЕСС-коНФЕРЕНЦИЯ ДЛЯ| ПЕРВОКУРСНИКОВ Странички трудового з а ч е т а ПОСЛЕ ТОГО, К А К С Д А Н ПОСЛЕДНИЙ ЭКЗАМЕН: ВСТУПЛЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ П ЯТЬ ЛЕТ отделяет тебя от того момента, когда ты получишь диплом. Ди станция большая. И сегодня, может быть, ты еще в полной мере не можешь представить себе, что стоит за названием специальности в синенькой ко рочка диплома. Мы хотим рассказать тебе о трудной профессии инженера- строителя. Итак, интервью с выпускниками факудьтета про- граждвнского Корреспондент: -|- Сколько деловые качества специалиста, же времени надо, |)тобы войти А жаль] в курс дела? | Свежий пример; сейчас при- Безин: — -Это за^сит от те- ходят рабочие и говорят — бя самого. Когда я пришел на кончилось листовое железо __ участок,* прежде всЬго, пригла- нечем обшивать галерею. Что сил бригадира. Бри)-адир — че- поделаешь: вечные проблемы ловек | * н н ь 1 Й, 8 лрт ра6^Л |юнабжения . И мастер должен И пор^^^Я’\мы с ним т^Ц^^о .что бы то ни стало быстро его учу теории, он меня найти все необходимое. Шут ка ли: на участке пять сдаточ- _ _ _ нь:х объектов! Время торопит Оно всегда торопит строителя ■■ ^ твоей инициативы зависи 1 1 Т I 1 многое. УМЕЕТ — практике. Главное, не зазна-< ваться. ^ д ь каждЬ1Й рабочий может многому научить моло дого инженера. И вообще, об щение с людьми это очень ИНЖЕНЕР? Отыскать бывших «полите- ховцев» в двенадцатитысячном коллективе строителей шестой домны НЛМЗ оказалось делом в вагончике первого участка «Юговостоксталькон с т р у к- ции-2» мы нашли сразу двоих. Виктор Безин и Александр Ку ликов ;— выпускники прошлого и нынешнего годов. Корреспондент: — Итак, вы закончили факультет ПГС. Спе циалисты широкого профиля; Значит ли это, что вы знаете :и умеете все на строительной площадке? Безик: — Ничуть! Легче гово рить, о том, что недавний, сту-: ■дент еще не умеет. И нынешне-' му первокурснику это услы шать полезно. Куликов: — Институт дает большой запас теоретических знаний. И все равно — их не хватает. Студент постоянно должен читать .свежую специ альную литературу, периодику. Если полагаешься только на учебники, которые обычно от стают от практики, значит, и сам отстанешь. Безин: — И все же самое трудное в работе — это не хватка практического опыта. Куликов: — Ведь водитель целого- хотя и небольшого., , . .. умение говорить с людьми ---------- решающи^, коллектива, И порой труда (этому нау(ча- Посудите I научно обосновашую норму |6очий име- усилия, выработки.. ТИТ дополнительн смекалку, время дание сможет вь рее. Объяснить I творческого подхода и должен мастер, прораб. Тогда из ма леньких удач каждого сложит ся общий, большой успех. . Куликов: — Быть психоло гом, педагогом, ор, 1 энизаторрм — уметь работать с людьми |~ вот что нужно уже!уметь вы пускнику вуза. Советую в ин ституте активно заниматься общественной работой. ПяТи- летняя школа общественной работы — это уже очень много. Корреспондент: А все-та ки что труднее всего дается в начале? Безин: — В институте как-то не в ходу такое понятие, как Корреспондент: — Что еще вы хотели бы пожелать студен- Безин: — Видите вон ту ме таллическую конструкцию? Вы сота — 25 метров. В день раз 10—-15 я поднимаюсь наверх по лестнице. Сам должен прове рить, как выполнено задание. Поднимаюсь и на ту 60-метро вую трубу. Человеку с плохим вестибулярным аппаратом тут не место. А если еще приба вить к этому те километры, ко торые исхаживаешь за день по стройплощадке... Куликов: — В общем, работа для здоровых людей. Здесь мы не у. чертежных досок сидим, Рекомендую ребятам занимать ся спортом. Время для этого можно найти всегда. Безин: — Я был кандидатом в мастера по легкой атлетике— мне это здорово помогает. Куликов: — Вот сколько все го нужно знать и уметь «спе циалисту широкого профиля». Если все перечисленные каче ства у человека есть —. он ста нет вполне приличным инжене- ром-строителем. ■ Безин: — Хочется пожелать ребятам, чтобы они никогда не разочаровывались в этой труд- ной'И'прекрасной профессии! Ю. МАЙСКИЙ. Н е с к о н ч а е м о й в,ерс- ннцен идут машины ми мо лебедянских садов. Груженные доверху,-везут ящи ки с хорошо .знакомыми всем липчанам голубыми этикетка- Урожай в совхо.зе «Агроном» богатый. Сколько яблок ща этих деревьях! ...Одни за другим ложатся спелые плоды в кожаные сум ки, подвешенные к ветвям. Сум ка за сумкой — набирается ■ящик. Восемнадцать пшиков — дневная -норма- выработки на человека; ЗбО килограммов. — Прикладная яблочная арифметика — тема наших пер вых студенческих аанятий, — смеются-ребята из политехниче-. ■ского института. — Ехали сюда — думали: то-то поедим зна- ■менитоп агрономовской анто новки. Сладкая работа. Но она оказалась несладкой. Нелегкой. Яблочко за яблочком прохо дит через руки армии студентов весь урожай. ^ ■ Тонны. Дссяткн, сотни тонн. ...Но рабо 1 зю 1 в Э 10 М саду ПЯТАЯ БРИГАДА отнюдь НС тяжслоа глеты. На лестницах, подставленных к де ревьям, — недавние школьники — хрупкие девчонки, парни. Первокурсники. Пятая студен ческая брНгада. — Оказывается, самое труд ное — это собирать плоды не только быстро, но п осторожно, — ■говорит Галя Черных. — Ни когда бы не подумала, -что уборка требует, прежде всего, ..осторожности. Нажмешь паль цами на яблоко чуть сильнее— и через несколько минут бочок потемнеет. Долго, оно уже не пролежит — сопреет.. Вот какая премудрость! В первый же день оказалось, что наши руки недо- етато.чно аккуратны, пальцы недостаточно береншо и ласко- •во берут плоды. — Первый день вообще был , самый трудный, — подхватыва ет Наташа Пемотопа. — Никак не получалось, А. тут еще - дождь пошел — пришлось пря таться под деревьями. . Зато на другой, день уже пе ревыполнили норму. Научились! Сейчас Галя и Наташа — од но из ...лучших ’ звеньев пятой бригады. Полчаса — и яблоня освобождается от тяжести на литых антоновок. Уложили еще шесть ящиков и пошли даль- — Когда хорошо пЬработа- ешь возвращаешься в обще житие в отличном .настроении, — 'говорят мои собеседники. — Кстати, общежитие это постро или наши старшекурсники, стройотрядовцы." Их эстафету мы и приняли. «Мы» — это сто пятьдесят человек — новоиспеченные сту денты строительного факульте та. Именно в «Агрономе» они почувствовали себя единым курсом. ■ Коллективом. Инсти тутская дружба завязывается здесь быстрее, чем в аудитори- — А помните наш первый студенческий месяц? — скажут ребята, став уже ветерана ми «политеха». — Отсыревшие свитера, грязные сапоги. А ве чером — круг друзей. И песня. Они посмотрят на свои весе лые лица, запечатленные фото графом, и вспомнят те старые, добрые времена, когда их^курс Ю. ВОРОБМ ьг .к и и . Н\ ( 1П1МК\\: Первый 1.1ЧС1 Т р е т ь е г о - июля наш ССО «Ритм» строитель ного факультета ЛПИ прибыл на место работы. Пред стояло отделать задонскую школу ДОСААФ — основной наш объект. И еще детский сад. Понятно, волновались. Нет, трудностей никто не боялся. Всем хотелось и белить, и кра сить, и полы настилать. Но смо жем ли? Терпение и время сде лали свое дело. Смогли. Нашу работу оценили. Из семидесяти отрядов области Знак качества за построенный объект получй- ли только шесть. В том числе и «Ритм». Велика была радость, когда вручали нам отличитель- [ пластинку^ 10 кай оЙ^ нам досталась! В самом начале нам не было до- "’й, ЗЙНЕМНА СТРОЙКЕ «ЦИРК»? письмо в «ПАРАБОЛУ» верил. Приехали, мол, девчон ки, или все испортят, или вооб ще не будут работать. Говори ли .это при нас, не стесняясь. СПМК-1061, заключившая с от рядом договор, должна была предоставить общежитие. И предоставила — абсолютно не благоустроенное. Мы возмути лись. И снова услышали упре ки: «белоручки», «чистюли», «городские — все такие*. Но мы не сдались. Наш командир И. Бурдачева добилась, чтобы нас поселили в нормальное об щежитие. Но почему бы это не сделать сразу? Наладилось с - жильем — начались конфликты е мастером В. А. Петровым. Он вообще очень подолгу не являл ся на объекте. Видели мы его раз в две недели. И то после множества звонков командира в НМК. Петров появлялся обычно к вечеру и снисходи тельно советовал нам: «Не ной!», «Не скули». Однажды инженер по техни ке безопасности, увидев, чем мы работаем, сказал Петрову; «Не мучай девчонок, привези нормальный краскопульт». Только через месяц появились краскопульт и очки, без кото рых нельзя заниматься побел кой. И все это опять-таки пос ле наших многих требований и напоминаний. Тем не менее, при каждом своём появлении на стройке Петров не забывал напоминать о том, что объект нужно сдать в срок. Хотя мы это сами знали и старались. Вместо того, чтобы сказать нам доброе сло во за то, что мы неплохо спра- ви.тись с заданием, Петров в предпоследний день пообещал: «Я вам устрою цирк!». И устро ил. Целый день мы ждали авто бус, чтобы уехать в Липецк. С работой все уже было кончено, а расчета не давали. После дол гого дня наступила ночь, кото рую мы тоже не скоро забудем. Спали на голых кроватях, так как постели комендант потре бовал сдать. Некоторые, не вы держав холода, разожгли кос тер в лесу. В чем же дело? Оказывается,' автобусы ПМК не «ломались» или «исчезали куда-то», хотя так объяснил ситуацию началь ник СПМК тов. Попов. Ун^е на автовокзале, откуда мы решили добираться в Липецк «своим ходом», увидели автобус, при ехавший за нами, а вскоре и т о - , варища Петрова. Нет, нельзя сказать, что про шедшее лето оставило только горький осадок. У нас были удачные концерты, лекции. Са ма жизнь в отряде была инте ресной, дружной. Но обида все же останется надолго. Нам го ворят: что, мол, тут особенно го? На стройке чего не бывает! А мы не хотим мириться с «цирком» мастера Петрова! И не хотим, чтобы на будущий год кто-нибудь еще оказался в нашем положении. Поэтому и обратились в газету. Молодой человек в светлом плаще поднялся по лестнице на второй этаж и остановился. Глянул на часы. --- Рано, черт возьми! Всегда, когда он попадает в это серое четырехэтажкое здание, какое-то беспричин ное беспокойство охватывает его. Короне, чувствует себя не в своей тарелке. Если бы речь не шла о важном деле, появился бы здесь и сего,дня. Эта мысль несколько усго-о его. Он опустил руку в карман. Пальцы коснулись металла. — Ничего, все будет о'кей! И вдруг, он почувствовал опасность. В чем дело! А, это тот тип в очках пристально смотрит на него в упор. — Где-то я уже видел это лицо... Очки... Он отвернулся к доске объ явлений — нечего, дескать, ме ня рассматривать! Сначала ничто среди отпеча танных на машинке приказов и объявлений не привлекло его внимание. Но вдруг фамилия, его собственная фамилия круп ными буквами, бросилась в гпа- >, уже разыск ют! И этот Т 1 В этот момент на его плечо легла рука. Очки смотрели пря мо в глаза. — Хау—ду ю ду, Станислав! {Как дела! англ). — спросил не знакомец е легким славянским акцентом. — А! — вопросом на вопрос ответил Станислав на чистом русском языке. — Уже забыли английский! А жаль, он вам еще пригодится, — угрожающе усмехнувшись, человек в очках прошел мимо. ...Станислав дочитал объяв ление, где фигурировала его фамилия и на дрожащих ногах спустился с лестницы. Выйдя на улицу, он долго смотрел на табличку с назва нием своего института, как бы не понимая ее смысла. Те перь он вспомнил... Он понял все! И преподаватель англий ского, который намекал на скорый экзамен, и этот при каз... Строчки из него встали перед, глазами: «За системати ческие пропуски занятий ли шить стипендии...». Той самой стипендии, ради которой а кон то веки зашел он сюда) Ну, и дела... Рука сама опу стилась в карман. Пальцы кос нулись металла. Это был ого последний рубль. Юбилейный. Былая уверенность посте пенно вернулась к Станиславу, и он бодро зашагал к студенче ской столовой... В. ЮРСКИЙ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz