Ленинец. 1978 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1978 г. (г. Липецк)

Уда рный стахановские т р у д , темпы! О Б Р А Щ Е Н И Е УЧАСТНИКОВ СОБРАНИЯ КОМСОМОЛЬСКОГО АКТИВА ОРГАНИЗАЦИЙ, УЧАСТВУЮЩИХ ВО ВСЕСОЮЗНОЙ УДАРНОЙ КОМСОМОЛЬСКОЙ СТРОЙКЕ ШЕСТОЙ ДОМЕННОЙ ПЕЧИ НЛМЗ КО ВСЕМ МОЛОДЫМ ДОМИОСТРОИТЕЛЯМ Мы, представители комсо­ мольских организ>»ций, участ- счющих в возведении уникаль­ ной дометшей печи N5 6 , обра- [цасмся ко всем нашим това­ рищам, коллегам — молодым строителям Липецкой Магнит­ ки. Родина, партия, комсомол доверили нам ответственней­ ший участок работы — соору­ жение одного из главных объектов десятой пятилетки. Гигантская доменная печь — Всесоюзная ударная комсо­ мольская стройка. И долг каж­ дого из нас — приложить мак­ симум усилий, творчества, эн­ тузиазма, чтобы сдать печь в эксплуатацию к 7 ноября ны­ нешнего года. • Каждый день приближает нас к этой дате. Сегодня на завер­ шающем этапе работы ширится социалистическое соревнова­ ние коллективов домнострои- телей за право подписать Ра­ порт Генеральному секретарю ЦК КПСС, Председателю Пре­ зидиума Верховного Совета СССР товарищу Л. И. Брежне­ ву о досрочной сдаче домны N5 6 в эксплуатацию. Сотни юношей и девушек борются за эту высокую честь. Как и вся советская моло­ дежь, мы готовимся достойно встретить первую годовщину со дня принятия новой Кон­ ституции СССР и славного ше­ стидесятилетнего юбилея Ле­ нинского номсоулола. Лучшим подарком Родине к этим заме­ чательным датам станет само­ отверженный стахановский труд каждого (,з нас. Труд, подтверждающий нашу вер-, иость традиция.'^ старших по­ колений, преданность народу, партии, идеалам Великого Ок- Мы призываем тебя, моло­ дая комсомольская гвардия строителей, завершить план первой декады октября к го­ довщине принятия Основного Закона Страны Советов. Мы призываем вас, молодые домностроители, с 1 октября встать иа ударную вахту, посвя­ щенную 60-летию ВЛКСМ, сде­ лать все, чтобы в день рожде­ ния комсомола — 19 октября— многотысячный коллектив ра­ портовал о сдаче доменкой печи N9 6 под загрузку. Мы призываем всех комсо­ мольцев и молодежь города при.чять самое активное участие в субботниках и воскресниках Это позволит успешно выпол­ нить главное обязательство: ввести домну в строй действу­ ющих к 7 ноября, к 61-й го­ довщине Великом Октябрьской социалистической революции. Пусть же все ярче разгорает­ ся пламя социалистического соревнования за право подпи­ сать Рапорт Генеральному сек­ ретарю ЦК КПСС, Председа­ телю Президиума Верховного Совета СССР товарищу Л. И. Брежневу о досрочной сдаче' домны N5 6 в эисплуатациюГ Пусть каждый день станет днем вдохновенного ударного ДЕЛО ЛЕСТИ МОЛОДЫХ У строителей Липецкой Маг­ нитки стало традицией в самые напряженные, горячие предпус­ ковые дни проводить на строй­ ке комсомольский актив, где_ моподые рабочие, бригадиры, инженеры подводят итоги сде­ ланного, намечают конкретные задачи по ускорению темпов сдачи объектов в эксплуатацию. 28 сентября собрание актива состоялось на Всесоюзной ударной комсомольской строй­ ке доменной печи № 6 НЛМЗ. С докладом на нем выступил пеоЕый секретарь обкома ВЛКСМ П. Т. Горлов. — Сегодняшнее собрание комсомольского актива, ■— ска­ зал он, — проводится в очень напряженный, с период. Чуть больше месяца отделяет нас от 7 ноября, когда из леток новой домны польют­ ся первые потоки расплавлен­ ного металла. Это будет лч'ч- шим подарком годовщине Ок­ тября, самым весоАЛЫм дости­ жением молодых строителей домны, тысяч их добос-вольных I помощников в год 60-летия Ле­ нинского комсомола! Да, сегодня многотысячный коллектив домностроителей живет одной мыслью: сдать домну в срок — к 7 ноября 1978 года! Это стремление чув­ ствуется повсюду: на бункер­ ной эстакаде и электровоздухо- дувной станции, на воздухо­ нагревателях и отделении при- доменкой грануляции шлака. Днем и ночью вспыхивают огни .электросварки, ревут буль­ дозеры, слышится грохот меха- мов. Особого накала дости­ гает ударная вахта на тех уча- 8Х, где трудятся комсомоль­ ско-молодежные коллективы. они готовятся достойно встретить 60-летие Ленинского ко.мсомола. Как отметил в своем докладе П. Т. Горлов, уже 31 комсо­ мольско-молодежная бригада выполнила свои социалмстиче- в обязательства по досроч­ ному завершению плана трех лет пятилетки, и сейчас они тру­ дятся в счет 1979—1980 годов. Среди них — комсомольско- молодежные бригады электро­ монтажников Валерия Гончаро­ ва и Анатолия Нестерова из управления ЮВЭМ-1, монтаж- и Ивана Ганьшина из управ­ ления «Коксохиммомтаж», ма­ ляры Александры Пчельнико- из управлечия «Отдел- <ггрой-1п треста «Липецкетрой» югие другие. Замечатель- трудового успеха добились ажники из бригады В. Ван- дышева (СУ-5 треста «Липецк- тяжстрой»), которые раньше всех на стройке выполнили план десятой пятилетки. Первый секретарь Липецкого обкома ВЛКСМ подчеркнул, что достижению этих успехов во многом способствовали ценные почины, инициаторами которых были молодые домностроите­ ли. Уже в самом начале соору­ жения домны руководитель коллектива электромонтажни­ ков Валерий Гончаров, вместе с другими бригадирами, высту­ пил инициатором социалисти­ ческого соревнования за до­ срочное завершение работ на строительстве доменной печи Ы5- 6 и сдаче ее в эксплуатацию к 7 ноября 1978 года. На про­ тяжении многих месяцев брига­ да В. Гончарова неоднократна занимала призовые места в тру­ довом соперничестве моло­ дежных коллективов. Она рабо­ тала на самых ответственных участках. Всего две недели по­ надобилось электромонтажни­ кам для того, чтобы смонтиро­ вать освещение кабельного тон­ неля, хотя по норме на это от­ водилось больше месяца. И сейчас бригада Гончарова тру­ дится на самом горячем участ­ ке стройки — центральном уз­ ле домны. Благодаря освети­ тельным приборам, установ- леннымх электроААОнтажниками В. Гончарова, работа на строй­ площадке литейного двора не прекращается и во вторую и третью смены. — План 3,5 лет пятилетки за­ вершен! Обязательства по до­ стойной встрече 60-летия ВЛКСМ выполнены досрочно!— заявил с трибуны актива груп- иомсорг комсомольско-моло­ дежной бригады Владимира Клоченкова ю восьмого строи­ тельного управления треста «Липецкметаллургстрой» Ген­ надий Дорошин. -.т»"'- Этот коллектив закончил свое задание на электровоздуходув- н^ой станции на два месяца раньше срока. Геннадий Доро­ шин рассказал участникам акти­ ва об опыте, который бригада накопила здесь, на сооружении Ко собравшиеся говорили не только о своих достижениях. СТни сосредоточили внимание и на трудностях, обсудили пути их исправления, наметили задачи на ближайшие дни. Бригада Василия Ельчанинова из седьмого строительного уп­ равления треста «Липецк­ етрой» одной из первых"выпол- нила основной объем, работ на доменной печи. Сейчас моло­ дые строители находятся на последнем своем объекте — перегрузочной станции № 2 . Комсомольцы решили навер­ стать упущенное не по их вине ' отставание и выполнить зада- П. Т. Горлов подчеркнул, что большую помощь в организа­ ции социалистического сорев­ нования, в ускорении темпов строительства комсомольцам Всесоюзной ударной оказывает партийный штаб, который воз­ главляет первый секретарь Ли­ пецкого обкома КПСС Г. П. Павлов. На одном из последних опе­ ративных совещаний Г. П. Пав­ лов сказал, что сейчас, в по­ следние месяцы строительства, как никогда раньше, необходи­ мо правильно орган 1 изовать труд, исключить случаи внутри- смеккых простоев. . Участники актива обоатили на эти вс-посы особое внимание. Как с - -п в своем выступлении делегат XV!!! съезда ВЛКСМ, секретарь комитета комсомола треста «Липецкетрой» Владимир Чаплыгин, «прожектористы» треста вместе с комсомольским штабом стройки на следующий день после актива планируют провести рейд по использова­ нию рабочего времени. Такие рейды состоятся во всех трестах, занятых на соору­ жении доменной печи. За Всесоюзную • ударную стройку в ответе все комсо­ мольцы области. Ежедневно на помощь домностроителям при­ езжают сотни юношей и деву­ шек с различных организаций. 24 июня 1978 гояа, в день Всесоюзного молодежного субботника, его участнику з а ­ работали й перечи'слили в ф ё ^ Всемирного фестиваля молоде­ жи и студентов'в Гаване 10 ты­ сяч рублей, В этот день на стройке трудились 65000 юно­ шей и девушек. Участники комсомольского актива приняли обращение, в котором призвали всех домно­ строителей, шефов Всесоюзной ударной стройки выполнить главное обязательство — сдать объект досрочно — к 7 ноября 1978 года. В. НИПАДИСТОВ. К ИЗУЧЕНИЮ ДОКЛАДА ГЕ­ НЕРАЛЬНОГО СЕКРЕТАРЯ ЦК КПСС ТОВАРИЩА Л. И. БРЕЖ­ НЕВА «О ДАЛЬНЕЙШЕМ РАЗ­ ВИТИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТ­ ВА СССР», ПОСТАНОВЛЕНИЯ ИЮЛЬСКОГО (1973 г.) ПЛЕНУ­ МА ЦК КПСС, АКТУАЛЬНЫХ ВОПРОСОВ ВНЕШНЕЙ ПОЛИ­ ТИКИ СССР И ИДЕОЛОГИЧЕ­ СКОЙ БОРЬБЫ НА МЕЖДУНА­ РОДНОЙ АРЕНЕ. Доклад товарища Л, И. Бреж­ нева «О дальнейшем развитии сельского хозяйства СССР», по­ становления июльского (1978 г.) Пленума ЦК КПСС -=- это доку­ менты . огромного . теоретиче­ ского и практин-еского значе­ ния. Они предстааллют .собой новый крупный вклад в разви- тиз ленинской аграрной теории в условиях общества развитого социализма, содержат опреде­ ляющие установки для всей ра­ боты по развитию сельского хо­ зяйства, превращению этой от­ расли в высокоразвитый сектор социалистической экономики, повышению народного благо­ состояния. Вместе со всем советским на­ родом Ленинский комсомол, все юноши, и девушки горячо одобряют решения июльского Пленума ЦК КПСС, ленинскую аграрную политику партии, пло­ дотворную, мудрую деятель­ ность ее Центрального Комите­ та, Политбюро, Генерального «ПО-ЛЕНИ’НСКИ, ЛО-ПАРТИЙНОМУ - НА ДАЛЬНЕЙШИЙ ПОДЪЕМ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА!» секретаря ЦК КПСС, Председа­ теля Президиума Верховного Совета СССР товарища Л. И. Брежнева, преиспрлнены пат­ риотического стремления са­ моотверженным трудом вне­ планов партии, участвовать в дальнейшем подъеме сельско­ хозяйственного производства. Придавая исключительно важное значение углубленно­ му изучению доклада товари­ ща Л, И. Брежнева,- решений июльского Пленума ЦК КПСС юношами, и девушками, учиты­ вая огромный интерес к этим историческим документам всей советской молодежи, рекомен­ дуется начать новый учебный год в системе комсомольской политической и экономической учебы с изучения, материалов июльского Пленума ЦК КПСС. Примерный план занятий опуб­ ликован в журнале «Политиче­ ское самообразование» (1978 г, № 81, в «Экономической газете» (1978 г., № 30). Посдежзучения материалов Пленума ^необходимо провести в комсомольских организациях предприятий, колхозов, совхо­ зов, учреждений, учебных заве­ дений Счпригяашениам несогаз- ной .молодежи Ленинский урок «По-ленински, по-партийному — на дал!|нейший подъем сельско­ го хозг^йетва!», который должен стать фоаобразныА^ подведе­ нием, Итогов изучения доклада товарища; Л. И. Брежнева, по- станов)^енйя июльского Плену­ ма ЦК КПСС. Базой для подготовки и про­ веденияЛенинского урока дол­ жны стать кружки и семинары комсомольской политической уч^ы. Ленинский урок необхо­ димо провести с 23 октября по 13 ноября 1978 года с привле­ чением к участию в нем ветера­ нов партии и комсомола, вете­ ранов труда;'Героев Социали­ стического Труда, знатных пе­ редовиков -производства. Примерный плен проведения Ленинского урока «По-ленин­ ски, по-партииному — на даль­ нейший подъем сельского хо­ зяйства!» публикуется ниже. КОМСОААОЛЬЦЫ, юноши и де­ вушки хорошо понимают, что социализм-и мир неразделимы, что генеральная линия КПСС в области внешней политики — это курс на обеспечение благог приятных условий строительства ко,ммунизмз,. на мирное сосу­ ществование и разрядку. Со­ ветская молодежь проявляет живой интерес к теоретическим и практически-м аспектам внешнеполитической деятель­ ности КПСС, она хочет глубоко разобраться в довольно слож­ ной, противоречивой картине, которой характеризуется сов­ ременная международная по­ литическая и идеологическая Поэтому после проведения Ленинского урока следует про­ вести в кружках и сеМ'инарах системы комсомольской поли­ тической и экономической уче­ бы два занятия, посвященных актуальным вопросам внешней политики СССР и идеологиче­ ской борьбы на международ­ ной арене. С рекомендациями по проведению занятий органи­ заторы политической учебы мо­ лодежи и пропаганды смогут ознакомиться в, журнале «Поли­ тическое самообразование» (1978 г., № 10), ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ЛЕНИНСКОГО УРОКА «ПО- ЛЕНИНСКИ, ПО-ПАРТИЙНОМУ — НА ДАЛЬНЕЙШИЙ ПОДЪ­ ЕМ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА!». Ленинское учение по аграр­ ному вопросу, идеи и принципы его кооперативного плана. «Учение, заветы В. И. Ленина будут и впредь служить нам верным компасом в разработка и осуществлении планов даль­ нейшего развития сельского хозяйства». (Л. И. Брежнев). Аграрная политика КПСС, провозглашенная мартовским (1965 г.) Пленумом ЦК КПСС,— ленинская Стратегия и тактика партии в области сельского хо­ зяйства в условиях развитого . социализма. Доклад товарища Леонида Ильича Брежнева «О дальней­ шем развитии сельского хозяй­ ства», решения июльского (1978 г.) Пленума ЦККПСС, важ­ ные постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР, одоб­ ренные Пленумом, — докумен­ ты огромного теоретического и практического значения; их определяющая роль для всей работы по развитию сельского хозяйства, превращению этой отрасли в высокоразвитый сек­ тор социалистической эконо- Вклад июльского (1978 г.) Пленума ЦК КПСС в ленинскую аграрную теорию, дальнейшее развитие и конкретизацию ра­ нее принятых решений партии. Интенсификация сельскохо­ зяйственного производства на основе его всемерной механи­ зации, химизации и мелиора­ ции земель —■основное на­ правление аграрной политики КПСС на современном этапе. Всестороннее, динамично© раз­ витие всех отраслей сельского хозяйства, надежное снабжение страны продовольствием и сельскохозяйственным -сырьем — главная задача, постзвлонная' июльским (1978 г.) Пленумом ЦК КПСС перед сельским хо­ зяйством. Дальнейший подъем- сельского хозяйства — неотъ­ емлемая часть всестороннего экономического прогресса всей страны, дело везго наро- Первый и неотложный экза­ мен — своевременная, качест-- венная уборка и сохранениз урожая этого года. 60-летию ВЛКСМ—- высокие темпы, от­ личное качество работы! Уча­ стие молодежи во Всесоюзной трудовой вахте, посвященной 60-летию ВЛКСМ. !! Пленум ЦК ВЛКСМ, III пленум обкома комсомола о задачах комсомольских орга­ низаций по участию и реализа­ ции аграрной политики КПСС. Участие молодежи а реконст­ рукции Липецкого тракторно­ го завода. Сельская молодежь — оли­ цетворение будущего совет­ ской деревни, ее вклад в каче­ ственное преобразование сель­ ского хозяйства на базе межхо- зяйственной кооперации и-агро­ промышленной интеграции. «Живешь на селе — знай тех­ нику!», «Животноводство •— ударное дело комсомола!». Участие'молодежи области В жатве-78. Деятельность комсомоль­ ских организаций промышлен­ ных предприятий, научно-ис­ следовательских учреждений, транспорта, строек, сферы об­ служивания по оказанию шеф­ ской помощи селу, выполненйю заказов аграрного сектора Э1 Участие комсомольских орга­ низаций, всех юношей и деву­ шек в переустройстве сёла, улучшение его жилищных, культурных условий. Деятель­ ность комсомольских органи­ заций школ, профтехучилищ, средних и высших учебных за­ ведений, производственных коллективов по воспитанию л . лодого работника, умеющего соединять сельскохозяйствен- ноэ производство с культурой труда, быта, человеческих от­ ношений. Патриотическое дви­ жение «Комсомол — сельской школе!» — важный вклад Ле­ нинского комсомола в осуще­ ствление широкой программы преобразования села. Успешное выполнение реше­ ний июльского (1978 г.) Плену­ ма ЦК КПСС, XVII! съезде ВЛКСМ — дело чести и добле­ сти каждого комсомольце, всех юношей и девушек. 1 ОКТЯБРЯ - ДЕНЬ УЧИТЕЛЯ ' Ц В Е Т Ы ДЛЯ ТАТЬЯНЫ яковлфны Когда в т)с.пс.!вп!юч|10Й ти­ шине застучали каблучки по коридору, класс напряженно притих. Все знали — придет но­ вая «училка» по литературе. Кто, что — неизвестно. Подсо­ вывает ведь иногда судьба «подарок» ^ терпеть се не можешь, а тпевельнуться бо­ ишься. И скучно, и страшкова- , то — вдруг спросит... «У-у-у!». Трудно сказать, чего было в этом дружном гуле больше: удивления или востор- В класс вошла маленькая (меньше всех девчонок в клас­ се) длиннокосап девушка. Мы не были легкомысленными «се- миклашками», но все-таки были еще детьми и уже предвкушали одно из жесточайших школьных удовольствий — «помучить» мо- ■яодук} беззащитную учительни- Много лет спустя мне так же, как ей, пришлось впервые от­ крыть дверь в свой «первый» класс. И я тепе^ уже. по соб­ ственному опыту знаю, что первый урок — это бой н самый сложный экзамен, иа котором проверяется твое право быть учителем. Она- махнула рукой иа мето­ дику и за одно на наше не­ сколько странное приветствие. Забыв даже представиться и выяснить, кого как зовут, стала рассказывать! о «Современни­ ке», о Некрасове, о революциог иерах-демократах. К концу урока я опомнилась и обратила внимание, какая ти­ шина стояла в нашем очень «жизнерадостном» классе. И никто не использовал сё в лич­ ных целях, а именно; не выяс­ нялись отношения посредством записок и не «сдирали» задачки по математике. Насколько мне известно, и в последующие два года и наш класс, и другие, ко- учащикся народ 9 «В» знал, к ним придёт новая учительни­ ца. Не знал только, что из этого получится... Через год, в канун Дня у' теля, многие из нас пришли в школу с цветами для нашей Татьяны Яковлевны. Все свои приношения мы сложили в один громадный букет, который явно не соответствовал никаким эс­ тетическим нормам, но не менее явно выражал единодушное признание и любовь. В день, когда прощались со школой, мы принесли два буке­ та — нашему «классному» и ей... А тогда, перед праздни­ ком, наши «параллельные» то­ варищи из «А» и «Б» интересо­ вались; «Кому это вы?». И мы, нисколько не боясь выглядеть сентиментальными, объяснили; «Татьяне Яковлевне Шепеле­ вой». Татьяна Яковлевна их не учила и тем не меиее они солид­ но согласились: «А-а, ей мож- Я всегда гордил.зсь тем, что наша учительница пользова­ лась иеобыкновенным уваже­ нием среди учеников. А еще больше тем, что я училась именно -у нее. Сейчас я завидую тем ребятам, кто имеет воз­ можность слушать и видеть ее каждый день. И когда они говорят о Татьяне Яковлевне теплые слова, я чувствую себя совсем еще школьницей. Из всего сказанного мошш подумать, что мы полюбили ли­ тературу сразу и навсегда, учи­ ли ее от корки до корки и как загипнотизированые, не шелох­ нувшись, внимали учительнице. Да.зеко было не так. Но когда мы что-то. не знали, она ке ругала нас, не стыдила, она удивлялась; «Мне всегда быва­ ет неприятно, когда другие знают, я я нет». И продолжала урок. Можно эту фразу не ус­ лышать или забыть. Можно. Но нельзя забыть, как она равно­ душно спрашивала, чем понра­ вился фильм, приведший нас в восторг. И мы со стыдом по­ нимали, что это ке самый етий .'Ьил ьх !^ а ходдли СМ51: реть его еще раз, чтобы уз­ нать, что же в нем не так? Время от времени мы бунто­ вали, доказывая, что читать про ьАустерлицкос сражсшге скучно, совершение!.ни к чему. И она подробно 1 останавливалась именно на 1этих страницах, раз­ бирая .значмие каждого гло.ча, жеста, «раки. Для меня с тех пор Аустерлинкое сражение, иа1шеанное1 Толстым, — звуча­ щее йолотио, созданное живо­ писью слова. Когда же дело доходило до анализа наших сочинений, тут наша Татьяна Яковлевна была бес^В^диа. О ^ К |е взирая на юнЩРЕкое^ саЩробне, откро­ венно высмеивала псе наши «липы» и нелепицы. И, странное дело, ироничная, насмешливая речь вызывает обычно бурный отпор у подростков. А мы пои- нимали все.' как доласное. На­ верное, потому, что она нас очень искренне ругала", а значит — верила в пас. Татьяна Яковлевна научила нас разговарив;1ть. спорить, ду­ мать на уроке, а не отвечать. К сожалению; только с девятого класса мы научились чувство­ вать горечь №сладость поэти­ ческого слова, узнали, что у книги есть .автор, что Достоев­ ский -—это не скучно, а сложно и захватывающе. Но д^ло дя|(^е не в этом. Лево­ го лет после, окончания школы ее имяхаяльюало нас. одноклас- сииков,^. между собой. Приез­ жали езгуденты иа каникулы, со­ бирались после рабочего дня те, кто остался дома, в нашем селе, и ШЛИ; в. гости к Татьяне Яковлевне. Всем было очень нужно,-просто необходимо рас­ сказать ей о своих успехах и неудаЧ|Дх. . Теперь.мы,: бывшие ученики десятом) «В», встречаемся ред­ ко. Стали взрослыми и слишком занятыми людьми. Многое из- , менилось в. каждом из нас. Ко есть ОДНО; что никогда ие исчез­ нет с птлвми и будет по-преж­ нему объединять пас, — благо­ дарное, светлое чувство к на­ шей учительнице... Т, ОСКОЛКОВА, выпускпкна 19 П 9 года школы №> 42 поселка * .Лев-Толстой. «ЛЕНИНЦУ» ОТВЕЧАЮТ: НАВЕЛИ ПОРЯДОК в «Ленинце» (№ 1 1 0 за 12 сентября) был опубликован острый сигнал со строительства Добрннского сахарногочзавода под названием «Бетон в канаву». Как нам сообщили в ком­ сомольском штабе стройки, факты полностью подтвердились. В настоящее время подъездные пути на участке СУ -1 треста «Промстрой» приведены в исправность. Кроме того, ведется постоянный контроль по использованию машин, доставляю- нщх на стройку бетон. Людмила Апайсандровиа Феклина, которую вы видите иа снимке вместе со своими уче­ никами, празднует Деиь учителя второй раз, хотя стаж работы у нее гораздо больше. Снача­ ла она-.трудилась в ателье трикотажных изделий, а потом, когда в нашем городе открылся межшкопьный производственный комбинат, перешла работать туда. Людмила Александровна ведет шесть групп, в которых 146 учениц. Ее уроки — любимые девочками. На них они учат­ ся вязать — спицами, крючками, на машинах. Поэтому нет ничего удивительного в том, что старшеклассницы все чаще появляются в кофтах, платьях", которые связали сами. Фото В. Базылева. ПОИСК ВЕДУТ СЛЕДОПЫТЫ в Тучковской средней школе ЛЪ открылся музей боевой славы. В его экспозиции отра- нген боевой путь частей п, соеди- . нений, которые защищэ'ли Мо­ скву осенью 1.941 года на Мо­ жайском направлении. Крас­ ные следопыты прошли по ме­ стам боев, установили связь с ветеранами 5 -й армии, открыли много неизвестных прежде фак­ тов героизма советских воинов. Долгое время шли поиски родственников боево1'о сорат­ ника легендарного генерала Л. М. Доватора, командира 20 -й кавалерийской дивизии М. П. Тавлиева, погибшего в одном бою с прославленным героем Великой Отечественной войны у деревни Палашкино. В Ду­ шанбе ребята разыскали жену комдива А. Г. Тавлиеву, сооб­ щили ей обстоятельства гибели мужа. Александра Георгиевна передала в школьный музей личные вещи, фотографии под­ полковника Тавлиева. Переписка, встречи и беседы с ветеранами 2-го гвардейского кавалерийского корпуса позво­ лили выяснить подробности тех памятных боев. ■Когда началось контрнаступ­ ление советских войск под Мо­ сквой, 2-й гвардейский кавале­ рийский корпус, прорвав фронт противника, двинулся по тылам гитлеровцев к Истре. На правом фланге корпуса действовала 20гя . кавалерийская дивизия подполковника Тавлиева. Гвар­ дейцы освободили крупный на­ селенный пункт Колюбакино, в районе деревни Сафоииха унич­ тожили остатки отборной ди­ визии СС «Викииг». 19 декабря 1941 года сильный | бой разгорелся у деревни Па­ лашкино. Находившийся в ди­ визии командир корпуса Дова- Е тор лично руководил действия- с ми кавалеристов. Во время | атаки пулеметная очередь сра- » зила бесстрашного генерала и | командира дивизии Тавлиева. Е Сейчас на этом месте установ- .| леи памятник. В СЕНТЯБРЕ кспопиияось 60 пет Елецкому город­ скому краеведческому 'з а 1 й)пьшую работу музей награжден дипломом ммки- стерства культуры СССР и РСФСР, многими почетными грамотами, занесен в област­ ную и елецкую городскую Кни­ ги трудовой славы. Около 30 лет бёссмемво «а посту его директор — заелужеикый ра­ ботник культуры А. П. Небуко. Вместе с ним мы совершили не совсем обычную экскурсию по залам музея. Экспонаты — безмолвные рассказчики о событиях давно минувших пет. Но, оказывается, иногда эти красноречивые секдетепи ис­ тории сами имеют удивитель­ ную историю. Вот об этом и поведал мне А. П. Кебуко, ИСТОРИЯ ОДНОЙ ФОТОГРАФИИ О к о л о этого плаката, выпущенного в. честь 30 - летия Побе.чы над фаши­ стской Германией, посетители обычно долго не задерживают­ ся потому, что репродукция из­ вестного во всем мире памятни­ ка советскому солдату - осво­ бодителю, установленного . в Берлине в Трептов-парке, з’па-_ О чем рассказали экспонаты... Не все обращают внимание и на небольшой автограф поперек плаката, ...— Пожалуйста, скорее в зал, там, ^ запыхавшаяся тех­ ничка еле переводила дух. — Там" какой-то гражданин рису­ ет что-то на экспонате. Сотруднию! поспеишли к ме­ сту происшествия и обнаружили автограф Ивана . Одарченко, человека, который по.зировал для знаменитой скульптуры. Как оказалось, " Одарчсико, приезжал в Елец в командиров­ ку и решил заглянуть в музей. В память.о таком замечатель- -ном случае,- сотрудники решили сфотографироваться с фррнтр-., викои. Иван подхватил на руки девочку. Таким и запечатлел его обаюктив. СОСЛУЖИЛ ДОБРУЮ СЛУЖБУ! В ЗАЛЕ, посвященном ре­ волюционным событиям, стоит под стеклом не­ большой -телеграфный аппа­ рат. 26 октября 1917 года по нему приняли обращение В. И. Ленина ко всем гражданам России. Дежурившие с утра тслеграф:1сты - меньшевики уничтожали пленку с . этим важным сообщением. До са­ мого вечера в Ельце не знали о совершившемся в Петрограде революционном перевороте. Весть о победе Октября доста­ вил заступнвшчй. иа смену те- ■леграфист — большевик Л. К. Булавин. В память об этих событиях в ЭО-х годах этот телеграфный .аппарат был доставлен в музей. Но пробыл он экспонатом чуть больше десяти лет. О.семыо 1941 -г"о года, когда немцы под­ ступили к Ельцу, музей эвакуи­ ровали,- а телеграфный аппарат остался. Во время войны он опять заработал . и . сослужил добрую слух^бу штабу Второй воздушной армии. - В 1947 году музей восстано­ вили, и .телеграфный аппарат опять поместили на стенде; «А ВЫ СПРОСИТЕ У ЧЕРЧИЛЛЯ?» А н г ли й с к и е промыш­ ленники, прибывшие в Елец, чтобы ознакомить­ ся с работой завода «Прожек­ торные угли», долго ходили с экскурсоводом по залам му­ зея. "Задавали вопросы, многим шггересовались. Но особенно долго простояли они у внтрипы, где хранилось оружие. Нако­ нец, одни из них удивленно спросил: «Каким образом попа-- ло английское оружие сюда, в глубину России?». — А вы спросите у Черчилля, зачем он посылал в годы рево­ люции к нам своих солдат и вооружал белогвардейцев! А потом А. П. Небуко доба- — Эти винтовки отобрали бойцы- из отряда легендарного героя ' гражданской во11иы Я. Фабрпинуса у б.аидитов Ма­ монтова. . УЗНИК КАМЕРЫ- ОДИНОЧКИ Е СТЬ в Елецком краевед­ ческом необычный экспо­ нат — дверь от камеры- одиночки елецкой тюрьмы, в которой на.ходплся в .заключе­ нии в начале двадцатого столе­ тия видный революционер, липчаиип М. А. Шуваев, В Ельце он по заданию партии организовал подполы|ую типо­ графию, выпускал листовки. При обыске у него жаидар:у1и обнаружили шрифт. Полтода томился Шуваев в одиночке в . ожидзнип. _суда. Приговор был суровым '— по- жнзнеипая ссылка в Сибирь. Шувасву удалось бежать. Не­ которое время ом жил в Рос­ сии под чужим именем.- Ио когда по приказу генерального прокурора был объявлен все­ российский розыск- Шуваева, как особо опасного для империи преступника, бежал за грани­ цу, в Китай. "Работал грузчиком. Однажды хозяин вызвал его к себе: «Ты хороший человек, хороший грузчик. А ваш царь—злой, ои хочет тебя убить. Завтра 8а тобой придут жандармы.; Беги». Так Шуваев очутился в Япо- пип, затем перебрался в Аме­ рику. Здесь из газет ои узнал о революции в России и вернул­ ся на родину, где включился в бурную жизнь страны. Пятнадцать лет назад М. А. Шуваев побывал в Ельце. Вме­ сте с сотрудниками музея по­ сетил здание бывшей царской тюрьмы. Нашел свою камеру. Вот тогда-то и решили краеве­ ды пополнить музей новым не­ обычным экспонатом. И. ТКАЧЕНКО.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz