Ленинец. 1978 г. (г. Липецк)
ЛЕНИНЕЦ ТОВАРИЩ ПОДРОСТОК. НАЧАЛО ТРУДОВОЙ БИОГРАФИИ Каждый год в сентябре сот ни выпускников шкоп, проф техучилищ делаизт первые ша ги в трудовую жизнь. Начина ется рабочая биография. Как Л4когоа определяет в судьбе че ловека первая ее строка! Се годня «Ленинед» ведет раз говор о проблемах, которые волнуют всех: и подростков, и педагогов, и родителей, и ру ководителей производства, и кадровых рабочих-наставни- 'а Вот уже пятый раз в совхоз «Дружба» Грязйнекого района Г приезжают учащиеся из ГПТУ-2В, чтобы помочь в уборке овй* ' щей. Сегодня здесь трудятся около пятисот ребят из этмЗ' учебного заведения. Они собирают и консервируют огурцы § помидоры. Многие из учащихся перевьшолняют норму. На пример, Юра Трусов, будущий телемеханик. От него не отста ют и многие девочки. Когда сбор овощей большой, и рабочие не успевают илг грузить, на вторую смену часто остаются Оля Комарова, Маша Мозгунова, Надя Лазаренко и другие. НА СНИМКЕ вы видите Марину Мерикову и Беру Потапову за работой. Фото А. Козина. З АВОД лаш большой. И людей здедь работает много. Но эти ребята пе затерялись, мы следили за ними, мы старались помочь нм, старшеклассникам подшефной нашей школы 6... Нет, мы не рассчитывал:! на то, что уча стие школьников в работе за вода станет большим под спорьем. Просто очень хоте лось, чтобы каждый из них за время летней практики при общился к нашим делам, пла нам. Почувствовал себя нуж ным здесь, в заводских цехах, в коллективе цеигролитовцев. И если эти старшеклассники че рез несколько лет придут к нам, это будут люди, которым не безразлично, где работать, у которых уже пробудился инте рес к профессии. Наше предприятие молодое и пополняется, в основном, мо лодыми кадрами. У нас нет еще своих подшефных ПТУ. А су- ществующ!ге училища пока го товят мало рабочих нужных нам специальностей. Поэтому приходится растить специали стов непосредственно на произ водстве. 1Вот почему мы сейчас стараемся заглянуть в недале кое будущее, создаем почву для максимальной адаптации вы пускников , общ4ог5разователь- ных школ, _которые. придут на «Центролит»,через год-два. Практика показывает; удов летворить потребность в рабо чих кадрах можно п е . столько количеством, сколько качеством профессиональной подготовки. Высококвалифицированный ма стер своего дела .во сто крат полезнее заводу, чем десяток работников средней 1 )укп. Вывод прост: рабочим про фессиям подростков надо обу чать уже на школьной скамье. Тем более, что на нашем заводе многие специальности ^ такие, как наладчик автомати ческих линий, станков, слесарь- ремоитник, оператор и другие, требуют солидной теоретиче ской подготовки, способности логически мыслить, быстро принимать решения. Тр 5 щ, на--, пример, электромонтеров в .цехах и на участках ср слож ным оборудованием на восемь десят процентов является ум ственным п связан с анализом мпогоэлементных схем. И от наладчиков автоматических ли ний сейчас требуется опять- таки аналитически:! поиск, без которого немыслимо устране ние неисправностей при выходе станков из строя. Естественно, что постановле ние ЦК КПСС и Совета Мини стров СССР, принятое в де кабре 1977 года «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащ!!хся общеоб разовательных школ и подго товки их к трудуг>, мы воспри няли как документ, прямо адресованный п нам, работни кам завода. Наступила пора, когда связ !1 между школой и производством ДОЛ/КНЫ сло житься в продуманную систему, когда шефство, ограничиваю щееся лишь материальной по мощью в приобретении, скажем, спортинвентаря, теряет смысл. Это ведь не шефство, в том по- пятин, какбе мы обязаны в него вкладывать. Можно- перечис лять огромные суммы денег, друзьями школы не стать. Ко нечно, II такая помощь й)'жиа, но не только и не столько та кая. Сейчас среди множества документов есть на заводе один, над составлением которого трудились и заводчане, и педа гоги школы. Это — план работы по профессиональной ориента- Рабочие уроки ЗА В О Д - ШКОЛА— ЗАВОД ции учащихся. Для того, чтобы у ребят появилось желание прийти на забод, мы, прежде всего, организуем встречи их с передовиками производства. Если бы эти рассказы о заводе, цехе, участке прош.чц бесслсднс, то, наверное, и пе было бы желающих среди старшеклас сников поработать у нас в лет ние каникулы. Более того: появилась воз можность в течение учебного года организовать обучение спе циальностям токаря, слесаря- ремонтиика, оператора элек тронно-вычислительных машин, лаборанта-химика. Надо ска зать, что к этим рабочим уро кам с большой ответственно стью относятся учителя школы. Вместе с ребятами они прихо дят в цех, хотя количество ча сов в неделю, отведенное для. работы на заводе, немалое. На собраниях, классных часах, подводя итоги учебы, они не забывают и заводские показа тели учеников. Конечно, то, о чем я сегодня говорю, только первый этап наших контактов. Но они уже очень радуют. Сейчас все больше становится семейных династий — это не может не ра довать; ...Да^ завод наш большой. Но эти ребята не затерялись. .Мы стремились окружить их вни манием, заинтересовать их на шими делами. II не потому, что рассчитывали на яе:посредствеп- ную отдачу сейчас, сегодня, во время летней практики. Но, признаюсь откровенно: мы многого ждем от них завтра, послезавтра, когда они станут полноправными членами рабо чей семьи цеитролнтовцев. В. ХАНИН, директор завода «Целтролит». , ПИОНЕРСКИЕ ТОННЫ н ' АЧАЛО рабочей биогра фии... Как оно сложится? Это зависит и от тех, кто дает молодым людям профес сиональные навыки в училище, и от тех, кто встречает их в тру довом коллективе. К сожалению, первые само стоятельные шаги молодого че ловека порой омрачаются. Чем? Чтобы ответить на этот вопрос, попытаемся один кон кретный случай рассмотреть в контексте общих проблем профтехобразования. ...История немудреная. Вы пускник Елецкого ГПТУ № 25 Виктор Черепахин, получивший специальность плотника, при шел по распределению в СУ-2 треста «Елецтяжстрой». — Кровельщики ' нам нужны. Если хочешь, переквалифици руйся. Плотников не надо, — так его встретили. И Виктору пришлось устраиваться в дру гую организацию. Подобная ситуация — не исключительная. Возникает вопрос: почему учи лище и его базовое предприя тие Т<Елецтяжстрой» не могут скоординировать возможности учебного заведения и нужды — Конечно, .можем!,— гово рит заместитель директора ГПТУ В. Б. Золотарев. — По требность в тех или иных спе циалистах можно спланиро вать заранее. Все упирается в проблему популярности про фессии. Существуют, так ска зать, престижные и непрестиж ные специальности. Уже в шко ле у ребят складываются пред взятые АЧнения о ТОЙ или иной работе. Когда я бываю на уро ках, вижу, как учителя порой дают совершенно ложное пред ставление о рабочих специаль ностях. У ребят складывается такое впечатление, что на заво де или стройке только и остает ся в вен НТР, что кнопки нажи мать. А когда после такой «п,орфориентациия парень при ходит на стройплощадку, ему оказывается нелегко. Так вот, кровельное дело по пало в разряд немодных. Не современных, что ли. Почему— непонятно. Дело-то интересное, необходимое, но... Учиться на кровельщика не желает никто. Мало людей и в группах, где готовят каменщиков, штукату ров, маляров. В этом году, на пример, мы выпустили из учи лища всего 15, а приняли 16 ма ляров. Для сравнения скажу, что специальность газосвар щика получили 56 человек. А «Елецтяжстрою» сварщики по ка не нужны. Такая же ситуа ция и в ТУ-2. Выпускают здесь специалистов по контрольно-из мерительным приборам, а они не находят себе дела ни в Ель це, ни в Липецке. 8 этом году, например, 134 «лишних» вы пускника направлено на Мос ковский шарико-подшипнико вый завод. Но ведь это — утеч ка рабочей силы из области! Такое положение возникло еще и потому, что училище № 2 практически не имеет своего базового предприятия. Выпуск ники по-ступают на «Гидропри вод», . на завод медицинского оборудования, в другие места. Но ни одно из предприятий не чувствует в полной мере ответ ственности за судьбу парней из ТУ. Примеров этому сколько угодно. Когда автор этих строк находился в отделе кадров за вода «Гидропривод», туда при шли двое ребят, только что за кончивших училище. Просили отпустить в... родное село. А уж там-то выпускнику учи лища наверняка не будет рабо ты по Специальности. Шлифов щику, например, в колхозе про сто нечего делать. Он займется чем-то другим. Выходит, 2—3 года государство обучало его впустую. Итак, из города молодые ра бочие возвращаются в село? Тенденция довольно неожидан ная, не правда ли? Этому есть, может быть, прозаическое, но верное объяснение. Когда молодой человек кон чает училище, его выписывают с прежнего места жительства.. На завод же прини.мают людей только с елецкой пропиской. Поскольку общежитий у завода практически нет, приходится искать квартиру. Иногда это оказывается очень непросто. И, пустила корни, не отбила у не- I го желания работать хорошо, в ' совершенстве освоить профес- ...Так факт за фактом, пример . за примером выстроилась це- : лая цепочка нерешенных про - 1 блем. Все они тесно связаны. Начинается со школы, с не- умелой постановки профори ентации. Отсюда и берут истоки первые осложнения — с набо ром учащихся по нужным про изводству специальностям. А затем ниточка тянется дальше: человек учился, учился, полу чил специальность, а оказалось — производству сегодня нужны кровельщики, а не плотники. Не зто наслаивается и невнима Что делать Ё«немодной» Несмотря на то, что с начала учебного года прошло всего три недели, ученики сорок девятой Липецкой школы выполни- пи двухмесячный план по сдаче макулатуры. В итоговой графе сводки сборб этого ценного сырья старшая вожатая вывела цифру: три тонны. Такого количества макулатуры хватит на из готовление семидесяти пяти тыеяч школьных тетрадей. случается, мается-мается па рень или девушка без прописки и работы, в потом лхахнет рукой и возвращается в село. . Вопрос прописки без особого труда решается, напоимер, от делом кадров объединения «Елецкие кружева». Там всегда- есть список адресов, по кото рым можно снять квартиру. На «Эльте» или том же «Гидропри воде», куда приходят не десят ки, а сотни ноЕЬ 1 х людей, с этим, конечно, труднее. Но почему все-таки на заводе нет общежития? Оно есть, но только на 80 меф. Для большо го предприятия зто капля в мо ре. За последние годы произ водство выросло в два раза. Соответственно, возросла и по требность в кадрах. Люди же поиходят, в основном, из ту- N° 2. Каждый год не менее ста человек — и этого для завода, кстати, недостаточно. В настоя щий момент здесь не хватает 500 рабочих. А те двое парней (и не они одни!) хотят уехать домой... Разве не парадокс? Как же допустили на заводе такое? Как? Не продумали вовремя весь комплекс проблем, свя занных с расширением произ водства. В результате страдает и само предприятие, и молодые рабочие. Факт этот говорит о невнимательно.м отношении к молодым кадрам в масштабе завода в целом. Но разве мо жет не насторожить и такой вроде бы частный спуча.й? Проработав ‘полмесяца в СУ -6 «Елецтяжстрог», Алек сандр Бурдуков ушел в отпуск, который ему полагается по за кону. Когда он вновь приступил к работе, оказалось, что зар плату за те две недели ему не собираются платить. Утеряны наряды (!). Пытался Саша выяс нить, в чем дело. И выяснил лишь то, что его фамилии вооб ще нет в списках работников. — Как так? — спрашивает Бурдуков. —.йак так,—спросил и я на чальника участка В. Н. Бовшу. — Получит.он свои деньги,— раздраженно ответил Владимир Николаевич. Тон его ясно гово рил: стоит ли беспокоиться из- за таких «мелочей»? Стоит, Владимир Николаевич! Стоит, если вы заинтересованы — а вы не можете быть не за интересованы —- в том, чтобы человек закрепился в вашем коллективе. Чтобы обида из-за невнимания к нему, из-за пре небрежения к его интересам не тельное отношение отдельных руководителей производства к нуждам училищ, готовящих для них кадры, к самим молодым, рабочим. Администраторы иног да склонны видеть в оебятах из ТУ временных людей. И в о 6 - щем-то, выпускники в такой ат мосфере, действитэльна, ч-/вст- вуют себя временными. Иными словами, связь учили ща со школой, а затем — с про изводством не везде прочная и деловая. Конечно, нельзя Ска зать, что работники профтехоб разования Ельца не думают о том, как устранить отмеченные недостатки. И думают, и дела ют. Хотя, как видим, далеко не все. Активнее, ответственнее должны готовиться к встрече выпускников производствен ные предприятия. И не только встретить, но и помочь их учебе еше в стенах ПТУ. Важно улучшить контакт учи лищ и школы. Кстати, проблему набора в училище во многом могла 6 ь 1 решить поактика на правления ребят в ПТУ по ком сомольским путевкам. Для улучшения комплектова ния училищ горсоветом со- стезпен план, по которому каж дая школа должна направить часть своих выпускников в ПТУ. Но средняя школа № 24 послала 18 ребят прямо из 10-го класса на завод «Эльта». А, ментду тем, практика убеж дает: именно ПТУ дает челове ку наиболее прочные , основы специальности. В условиях дей ствующего производства воз можностей в этом отношении И еш,е два слова о предприя тиях, которые, казалось бы, должны быть прямо заинтере сованы в создании наиболе бла гоприятной обстановки для вос питанников ПТУ. То же двадцать пятое ГПТУ долго и безрезультатно ждет от треста «Елецтяжстрой»; по мощи в сооружении учебного комплекса, который сущест венно повысил бы качество обучения будущих строителей. Молодые рабочие агрегатного завода ждут обещанных обще житий. Ждут... Надеются. Пото му что хотят верить, что в них, в их молодых руках, в их зна ниях здесь нуждаются. И р а э в е \_ зто не так? Разве допустимы в этом вопросе, от которого, за висит будущее завода, прово лочки, равнодушие, форма- Ю. ВОРОВЬЕВСКИЙ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz