Ленинец. 1978 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1978 г. (г. Липецк)

ЛЕНИНЕЦ ТОВАРИЩ ПОДРОСТОК. НАЧАЛО ТРУДОВОЙ БИОГРАФИИ Каждый год в сентябре сот­ ни выпускников шкоп, проф­ техучилищ делаизт первые ша­ ги в трудовую жизнь. Начина­ ется рабочая биография. Как Л4когоа определяет в судьбе че­ ловека первая ее строка! Се­ годня «Ленинед» ведет раз­ говор о проблемах, которые волнуют всех: и подростков, и педагогов, и родителей, и ру­ ководителей производства, и кадровых рабочих-наставни- 'а Вот уже пятый раз в совхоз «Дружба» Грязйнекого района Г приезжают учащиеся из ГПТУ-2В, чтобы помочь в уборке овй* ' щей. Сегодня здесь трудятся около пятисот ребят из этмЗ' учебного заведения. Они собирают и консервируют огурцы § помидоры. Многие из учащихся перевьшолняют норму. На­ пример, Юра Трусов, будущий телемеханик. От него не отста­ ют и многие девочки. Когда сбор овощей большой, и рабочие не успевают илг грузить, на вторую смену часто остаются Оля Комарова, Маша Мозгунова, Надя Лазаренко и другие. НА СНИМКЕ вы видите Марину Мерикову и Беру Потапову за работой. Фото А. Козина. З АВОД лаш большой. И людей здедь работает много. Но эти ребята пе затерялись, мы следили за ними, мы старались помочь нм, старшеклассникам подшефной нашей школы 6... Нет, мы не рассчитывал:! на то, что уча­ стие школьников в работе за­ вода станет большим под­ спорьем. Просто очень хоте­ лось, чтобы каждый из них за время летней практики при­ общился к нашим делам, пла­ нам. Почувствовал себя нуж­ ным здесь, в заводских цехах, в коллективе цеигролитовцев. И если эти старшеклассники че­ рез несколько лет придут к нам, это будут люди, которым не безразлично, где работать, у которых уже пробудился инте­ рес к профессии. Наше предприятие молодое и пополняется, в основном, мо­ лодыми кадрами. У нас нет еще своих подшефных ПТУ. А су- ществующ!ге училища пока го­ товят мало рабочих нужных нам специальностей. Поэтому приходится растить специали­ стов непосредственно на произ­ водстве. 1Вот почему мы сейчас стараемся заглянуть в недале­ кое будущее, создаем почву для максимальной адаптации вы­ пускников , общ4ог5разователь- ных школ, _которые. придут на «Центролит»,через год-два. Практика показывает; удов­ летворить потребность в рабо­ чих кадрах можно п е . столько количеством, сколько качеством профессиональной подготовки. Высококвалифицированный ма­ стер своего дела .во сто крат полезнее заводу, чем десяток работников средней 1 )укп. Вывод прост: рабочим про­ фессиям подростков надо обу­ чать уже на школьной скамье. Тем более, что на нашем заводе многие специальности ^ такие, как наладчик автомати­ ческих линий, станков, слесарь- ремоитник, оператор и другие, требуют солидной теоретиче­ ской подготовки, способности логически мыслить, быстро принимать решения. Тр 5 щ, на--, пример, электромонтеров в .цехах и на участках ср слож­ ным оборудованием на восемь­ десят процентов является ум­ ственным п связан с анализом мпогоэлементных схем. И от наладчиков автоматических ли­ ний сейчас требуется опять- таки аналитически:! поиск, без которого немыслимо устране­ ние неисправностей при выходе станков из строя. Естественно, что постановле­ ние ЦК КПСС и Совета Мини­ стров СССР, принятое в де­ кабре 1977 года «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащ!!хся общеоб­ разовательных школ и подго­ товки их к трудуг>, мы воспри­ няли как документ, прямо адресованный п нам, работни­ кам завода. Наступила пора, когда связ !1 между школой и производством ДОЛ/КНЫ сло­ житься в продуманную систему, когда шефство, ограничиваю­ щееся лишь материальной по­ мощью в приобретении, скажем, спортинвентаря, теряет смысл. Это ведь не шефство, в том по- пятин, какбе мы обязаны в него вкладывать. Можно- перечис­ лять огромные суммы денег, друзьями школы не стать. Ко­ нечно, II такая помощь й)'жиа, но не только и не столько та­ кая. Сейчас среди множества документов есть на заводе один, над составлением которого трудились и заводчане, и педа­ гоги школы. Это — план работы по профессиональной ориента- Рабочие уроки ЗА В О Д - ШКОЛА— ЗАВОД ции учащихся. Для того, чтобы у ребят появилось желание прийти на забод, мы, прежде всего, организуем встречи их с передовиками производства. Если бы эти рассказы о заводе, цехе, участке прош.чц бесслсднс, то, наверное, и пе было бы желающих среди старшеклас­ сников поработать у нас в лет­ ние каникулы. Более того: появилась воз­ можность в течение учебного года организовать обучение спе­ циальностям токаря, слесаря- ремонтиика, оператора элек­ тронно-вычислительных машин, лаборанта-химика. Надо ска­ зать, что к этим рабочим уро­ кам с большой ответственно­ стью относятся учителя школы. Вместе с ребятами они прихо­ дят в цех, хотя количество ча­ сов в неделю, отведенное для. работы на заводе, немалое. На собраниях, классных часах, подводя итоги учебы, они не забывают и заводские показа­ тели учеников. Конечно, то, о чем я сегодня говорю, только первый этап наших контактов. Но они уже очень радуют. Сейчас все больше становится семейных династий — это не может не ра­ довать; ...Да^ завод наш большой. Но эти ребята не затерялись. .Мы стремились окружить их вни­ манием, заинтересовать их на­ шими делами. II не потому, что рассчитывали на яе:посредствеп- ную отдачу сейчас, сегодня, во время летней практики. Но, признаюсь откровенно: мы многого ждем от них завтра, послезавтра, когда они станут полноправными членами рабо­ чей семьи цеитролнтовцев. В. ХАНИН, директор завода «Целтролит». , ПИОНЕРСКИЕ ТОННЫ н ' АЧАЛО рабочей биогра­ фии... Как оно сложится? Это зависит и от тех, кто дает молодым людям профес­ сиональные навыки в училище, и от тех, кто встречает их в тру­ довом коллективе. К сожалению, первые само­ стоятельные шаги молодого че­ ловека порой омрачаются. Чем? Чтобы ответить на этот вопрос, попытаемся один кон­ кретный случай рассмотреть в контексте общих проблем профтехобразования. ...История немудреная. Вы­ пускник Елецкого ГПТУ № 25 Виктор Черепахин, получивший специальность плотника, при­ шел по распределению в СУ-2 треста «Елецтяжстрой». — Кровельщики ' нам нужны. Если хочешь, переквалифици­ руйся. Плотников не надо, — так его встретили. И Виктору пришлось устраиваться в дру­ гую организацию. Подобная ситуация — не исключительная. Возникает вопрос: почему учи­ лище и его базовое предприя­ тие Т<Елецтяжстрой» не могут скоординировать возможности учебного заведения и нужды — Конечно, .можем!,— гово­ рит заместитель директора ГПТУ В. Б. Золотарев. — По­ требность в тех или иных спе­ циалистах можно спланиро­ вать заранее. Все упирается в проблему популярности про­ фессии. Существуют, так ска­ зать, престижные и непрестиж­ ные специальности. Уже в шко­ ле у ребят складываются пред­ взятые АЧнения о ТОЙ или иной работе. Когда я бываю на уро­ ках, вижу, как учителя порой дают совершенно ложное пред­ ставление о рабочих специаль­ ностях. У ребят складывается такое впечатление, что на заво­ де или стройке только и остает­ ся в вен НТР, что кнопки нажи­ мать. А когда после такой «п,орфориентациия парень при­ ходит на стройплощадку, ему оказывается нелегко. Так вот, кровельное дело по­ пало в разряд немодных. Не­ современных, что ли. Почему— непонятно. Дело-то интересное, необходимое, но... Учиться на кровельщика не желает никто. Мало людей и в группах, где готовят каменщиков, штукату­ ров, маляров. В этом году, на­ пример, мы выпустили из учи­ лища всего 15, а приняли 16 ма­ ляров. Для сравнения скажу, что специальность газосвар­ щика получили 56 человек. А «Елецтяжстрою» сварщики по­ ка не нужны. Такая же ситуа­ ция и в ТУ-2. Выпускают здесь специалистов по контрольно-из­ мерительным приборам, а они не находят себе дела ни в Ель­ це, ни в Липецке. 8 этом году, например, 134 «лишних» вы­ пускника направлено на Мос­ ковский шарико-подшипнико­ вый завод. Но ведь это — утеч­ ка рабочей силы из области! Такое положение возникло еще и потому, что училище № 2 практически не имеет своего базового предприятия. Выпуск­ ники по-ступают на «Гидропри­ вод», . на завод медицинского оборудования, в другие места. Но ни одно из предприятий не чувствует в полной мере ответ­ ственности за судьбу парней из ТУ. Примеров этому сколько угодно. Когда автор этих строк находился в отделе кадров за­ вода «Гидропривод», туда при­ шли двое ребят, только что за­ кончивших училище. Просили отпустить в... родное село. А уж там-то выпускнику учи­ лища наверняка не будет рабо­ ты по Специальности. Шлифов­ щику, например, в колхозе про­ сто нечего делать. Он займется чем-то другим. Выходит, 2—3 года государство обучало его впустую. Итак, из города молодые ра­ бочие возвращаются в село? Тенденция довольно неожидан­ ная, не правда ли? Этому есть, может быть, прозаическое, но верное объяснение. Когда молодой человек кон­ чает училище, его выписывают с прежнего места жительства.. На завод же прини.мают людей только с елецкой пропиской. Поскольку общежитий у завода практически нет, приходится искать квартиру. Иногда это оказывается очень непросто. И, пустила корни, не отбила у не- I го желания работать хорошо, в ' совершенстве освоить профес- ...Так факт за фактом, пример . за примером выстроилась це- : лая цепочка нерешенных про - 1 блем. Все они тесно связаны. Начинается со школы, с не- умелой постановки профори­ ентации. Отсюда и берут истоки первые осложнения — с набо­ ром учащихся по нужным про­ изводству специальностям. А затем ниточка тянется дальше: человек учился, учился, полу­ чил специальность, а оказалось — производству сегодня нужны кровельщики, а не плотники. Не зто наслаивается и невнима­ Что делать Ё«немодной» Несмотря на то, что с начала учебного года прошло всего три недели, ученики сорок девятой Липецкой школы выполни- пи двухмесячный план по сдаче макулатуры. В итоговой графе сводки сборб этого ценного сырья старшая вожатая вывела цифру: три тонны. Такого количества макулатуры хватит на из­ готовление семидесяти пяти тыеяч школьных тетрадей. случается, мается-мается па­ рень или девушка без прописки и работы, в потом лхахнет рукой и возвращается в село. . Вопрос прописки без особого труда решается, напоимер, от­ делом кадров объединения «Елецкие кружева». Там всегда- есть список адресов, по кото­ рым можно снять квартиру. На «Эльте» или том же «Гидропри­ воде», куда приходят не десят­ ки, а сотни ноЕЬ 1 х людей, с этим, конечно, труднее. Но почему все-таки на заводе нет общежития? Оно есть, но только на 80 меф. Для большо­ го предприятия зто капля в мо­ ре. За последние годы произ­ водство выросло в два раза. Соответственно, возросла и по­ требность в кадрах. Люди же поиходят, в основном, из ту- N° 2. Каждый год не менее ста человек — и этого для завода, кстати, недостаточно. В настоя­ щий момент здесь не хватает 500 рабочих. А те двое парней (и не они одни!) хотят уехать домой... Разве не парадокс? Как же допустили на заводе такое? Как? Не продумали вовремя весь комплекс проблем, свя­ занных с расширением произ­ водства. В результате страдает и само предприятие, и молодые рабочие. Факт этот говорит о невнимательно.м отношении к молодым кадрам в масштабе завода в целом. Но разве мо­ жет не насторожить и такой вроде бы частный спуча.й? Проработав ‘полмесяца в СУ -6 «Елецтяжстрог», Алек­ сандр Бурдуков ушел в отпуск, который ему полагается по за­ кону. Когда он вновь приступил к работе, оказалось, что зар­ плату за те две недели ему не собираются платить. Утеряны наряды (!). Пытался Саша выяс­ нить, в чем дело. И выяснил лишь то, что его фамилии вооб­ ще нет в списках работников. — Как так? — спрашивает Бурдуков. —.йак так,—спросил и я на­ чальника участка В. Н. Бовшу. — Получит.он свои деньги,— раздраженно ответил Владимир Николаевич. Тон его ясно гово­ рил: стоит ли беспокоиться из- за таких «мелочей»? Стоит, Владимир Николаевич! Стоит, если вы заинтересованы — а вы не можете быть не за­ интересованы —- в том, чтобы человек закрепился в вашем коллективе. Чтобы обида из-за невнимания к нему, из-за пре­ небрежения к его интересам не тельное отношение отдельных руководителей производства к нуждам училищ, готовящих для них кадры, к самим молодым, рабочим. Администраторы иног­ да склонны видеть в оебятах из ТУ временных людей. И в о 6 - щем-то, выпускники в такой ат­ мосфере, действитэльна, ч-/вст- вуют себя временными. Иными словами, связь учили­ ща со школой, а затем — с про­ изводством не везде прочная и деловая. Конечно, нельзя Ска­ зать, что работники профтехоб­ разования Ельца не думают о том, как устранить отмеченные недостатки. И думают, и дела­ ют. Хотя, как видим, далеко не все. Активнее, ответственнее должны готовиться к встрече выпускников производствен­ ные предприятия. И не только встретить, но и помочь их учебе еше в стенах ПТУ. Важно улучшить контакт учи­ лищ и школы. Кстати, проблему набора в училище во многом могла 6 ь 1 решить поактика на­ правления ребят в ПТУ по ком­ сомольским путевкам. Для улучшения комплектова­ ния училищ горсоветом со- стезпен план, по которому каж­ дая школа должна направить часть своих выпускников в ПТУ. Но средняя школа № 24 послала 18 ребят прямо из 10-го класса на завод «Эльта». А, ментду тем, практика убеж­ дает: именно ПТУ дает челове­ ку наиболее прочные , основы специальности. В условиях дей­ ствующего производства воз­ можностей в этом отношении И еш,е два слова о предприя­ тиях, которые, казалось бы, должны быть прямо заинтере­ сованы в создании наиболе бла­ гоприятной обстановки для вос­ питанников ПТУ. То же двадцать пятое ГПТУ долго и безрезультатно ждет от треста «Елецтяжстрой»; по­ мощи в сооружении учебного комплекса, который сущест­ венно повысил бы качество обучения будущих строителей. Молодые рабочие агрегатного завода ждут обещанных обще­ житий. Ждут... Надеются. Пото­ му что хотят верить, что в них, в их молодых руках, в их зна­ ниях здесь нуждаются. И р а э в е \_ зто не так? Разве допустимы в этом вопросе, от которого, за­ висит будущее завода, прово­ лочки, равнодушие, форма- Ю. ВОРОВЬЕВСКИЙ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz