Ленинец. 1978 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1978 г. (г. Липецк)

ЛЕНИНЕЦ • 21 Л ЕТОМ смоленский: горо­ док Руд'ня утопает зе­ лени садов и парков. За тридцать с лишним пет он залечил фронтовые раны, раз­ росся вширь и в высоту. И приезжему человеку трудно представить-, что в годы войны Рудня лежала в развалинах, вот эти улицы топтали тяжелые фа­ шистские сапоги... Но так было. Зайдите в местный краеведче­ ский музей — и вы увидите леденящие душу документы. Или найдите среднюю школу № 2. Недалеко от нее—брат­ ское кладбище. Здесь стоит обелиск в память смоленских партизан. Золотом на мемори­ альной доске высечены фами­ лии: «Елисеев, Меркина, Мель­ ников, Овсянникова...». В любое время года лежат у подножья обелиска живые цветы. Остановись, товарищ, склони голову... Ты не знаешь, кто они, какой подвиг совер­ шили? Мы расскажем тебе об одной из них — Овсяннико­ вой, которая навечно осталась молодой в сердцах тех, кто знал ее, кто сражался рядом нею в песах Смоленщины. Родилась она в селе Нижнее Дрезгалово Краснинского рай­ она Липецкой области в 1922 году. Трудное то было время. В Дрезгалово еще хозяйничали кулаки, и крестьяне гнули спину на богатеев. Может быть, по­ этому отец Ани — Семен ®а- теевич бросил деревню и уст­ роился на работу в ‘Липецке. Мать, Наталья Прокофьевна, растила детей, а позже, когда организовался колхоз, одной из первых подала заявление в В 1936 году, посла окончания семи классов, Аня поступает в педучилище. Уже тогда проявились ее большие ооганизаторские спо­ собности. Она — отличница, ач- гивчая участница художествен­ ной самодеятельности, хоро­ шо рисует, увлекается гимна- Сдала нормы и на все ТВОИ ВОСПИТАННИКИ, КОМСОМОЛ! Мы, красные следопыты Дрезгаповской средней шко­ лы Краснинского района, недавно узнали о подвиге, совершенном в годы Великой Отечественной войны на­ шей зем.чячкой Аней Овсянниковой на смоленской земле, где отважная комсомолка сражалась в составе партизанского отряда е врага.ми нашей Родины. Героический подвиг Ани глубоко взволновал всех нас. Учащиеся школы захотели узнать как можно больше о нашей землячке. Мы собираем материалы, документы о жизни Героини, ее подвиге. Переписывае.мся с родными и близкими Овсянниковой, с музеем, созданным в Попе- левской еосьмилетней школе, где работала Аня. Офор­ мили уголок, посвященный отважной партиз.тнке. Мы хотим, чтобы сегодня, в канун 60-летия ВЛКСМ про Аню Овсянникову, о ее подвиге узнали все липчане. Просим тебя, «Ленинец», рассказать о герое-комсо- молке Ане Овсянниковой. КРАСНЫЕ СЛЕДОПЫТЫ ДРЕЗГАЛОВСКОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ. «ПО КА БЬЕТСЯ СЕРДЦЕ...» Но вот получен диплом. Ан­ на. — учительница. 8 Попелев- ской еосьмилетней шко/ 1 е ее любили. Она была пионервожа­ той, комсоргом, участсовала в выпуске стенгазеты. В дни летних каникул моло­ дая учительница работала в СОВХОЗ". Она охотно бралась за любое дело, убирала хлеб, тгоебипа лен, собиоала овощи и рыла картошку. Рано утром на наряде и после обеда Аню часто видели среди рабочих с "боевым листком», газетой. Она была агитатором... Война застала Аню в Попе- леве. Она только Что получила отпчек и собиралась съездить на родину в Доезгалово... И снова самозабвенная, до изнеможения работа на полях совхоза. А война громыхала все ближе., ветер уже доносил за- гГах гари. Многие начали поки­ дать село. Собрав все необхо­ димое для эвакуации, двину­ лись в путь и Овсянниковы. На повозке — слепая бабушка, больная мать и четверо малы­ шей, Аня идет рядом, подбад- — Ну-ка, чего носы повеси­ ли! Митька, Танька, Машка, Лзкька, запевайте нашу! И полилось, зазвенело по осенней степи «Взвейтесь ко­ страми, синие ночи...». Овсянниковы уезжали от вра­ га. А он уже бомбил населен­ ные пункты недалеко от Тулы, в сторону которой двигались беженцы. После 80 километров мучительного путешествия они вынуждены были вернуться до­ мой. В Попелеве уже хозяйни­ чали немцьь Искали коммуни­ стов, комсомольцев, активи­ стов. А тут еще староста Раэ- девич пригрозил; — Смотри, Анька, не сносить тебе головы. Вздернут вас с подружкой Нинкой Доброхо­ товой. Я скрывать не буду... Немцы пробыли в Попелеве две недели. 28 декабря село освободила Красная Армия., Собрав девушек-комсомолок, Аня обратилась в райком ВЛКСМ с просьбой отправить их на фронт. Ей ответили: вам и в тьшу дел хватит. Тогда на­ стойчивая патриотка написала письмо в ЦК ВЛКСМ. И потяну­ лись долгие дни ожидания от­ вета. Впрочем, долгие пи? Для Овсянниковой время летело, будто на крыльях. Дел. дей- зствительно, хватало. Пришел приказ роно снова открыть школу. Директо(эа не было. Все заботы по розыску учебников, оборудования, учителей легли на ее девичьи плечи. Помеще­ ние школы разрушили немцы. Но комсомольцы сделалй все, чтобы уже 15 февраля 1942 го­ да в школе возобновились за­ нятия. Овсянникова вела третий класс, преподавала зоологию, немецкий язык, математику, дежурила в сельском Совете... И ждала. Ждала ответа. Ото­ мстить за поруганную землю, за слезы детей и матерей, кото­ рые Аня видела каждый день, — эта мысль неотступно про­ следовала ее. И вот 27 июня она вызвана в райком комсо­ мола. А через день направлена в спецшколу. После напряженной учебы молодежный отряд был на­ правлен в тыл врага в оаспоря- жение Западного штаба парти­ занского движения. 8 августа в 20 километрах восточнее Гжатска (ныне г. Гагарин) груп­ па благополучно перешла ли­ нию Фронта на участке оборо­ ны 454-й стрелковой дивизии. Комсоргом небольшого от­ ряда был порывистый и смелый Женя Федоров. А рядом с Аней шагала ее подруга Катя Кондратьева. Эти трое входили в первую «огневую тройку». Юные мстители пали знать вра­ гу о себе уже 17 августа. В этот день был пущен под откос эшелон с боеприпасами, про­ довольствием, бронепоезд и броневагон. Горели склады, взрывались цистерны с го­ рючим... Сентябрьской ночью при выполнении боевого задания погибли Катя Кондратьева и Женя Федоров. На их могиле товарищи поклялись отомстить фашистам. Здесь же Аню Ов­ сянникову избрали комсоргом и поручили редактировать от­ рядную газету «Голос парти- Далеко был слышен «Голос». Много партизан сражались на Смоленщине в Витебщине. Местные старожилы до сих пор хорошо помнят Аню из от­ ряда Кочубея (так называли К. И. Новикова, командира от­ ряда «Победа», в который впо­ следствии влился отряд юных мстителей), они рассказывают, что газета пользовалась боль­ шим авторитетом и популярно­ стью не только среди партизан, ко и местного населения. Пар­ тизаны вели огромную агитмас­ совую работу в оккупирован­ ных районах. Они читали до­ клады, распространяли цен­ тральны® газеты, брошюры, сводки Информбюро и листов­ ки. В них была правда о поло­ жении на фронтах, призывы к местному населению сделать так, чтобы земля горела под ногами захватчиков. Фашисты узнали про смелую девушку, которая ходила по селам и деревням, встречалась с жителями, передавала им га­ зеты и литературу. Они дали ей кличку «Нинка» и обещали за поимку большую награду. Но охотников до вознагражде­ ния не находилось. Зато было много людей, которые, рискуя -ткизнью, прятали партизанку. Это жительницы Лиоэненского района Витебской области А. А. Галтеева, М. В. Горщенко, местный учитель А. В. Королев и другие. Много раз комсорг, Овсян­ никова водила молодых парти­ зан на самые сложные задания. Подрывались на минах автома­ шины, километрами рвалась связь, горели домэ бургомист­ ров и полицейских управ. Гит­ леровцы встревожились. В район Лиозно, где в это время действовал отряд Кочубея, бы­ ла послана карательная экспе­ диция --- батальон ^ эсэсовцев.' Ему были приданы "отряды ме­ стной полиции и танковая рота. - Долго не могли каратели на­ пасть на след партизан. И вот... Но пусть об этом расскажет страничка блокнота одного из партизан. «...3.10.42 года., В районе де­ ревни Хотимль ведем бой с карательной экспедицией. Уби­ то около 70 и ранено 30 не­ мецких солдат. Погибли парти­ заны: Евдокимов, Удрбаков, Овсянникова... Боец Овсяннико­ ва пала смертью героя. Будучи тяжелораненой, она вела бой до последнего патрона и, уже теряя силы, расстреляла в упор трех карателей». Тот, кто сделал эту запись, ошибся. Тогда Аня еще была ...Бой был неравным. Конча­ лись патроны, а фашисты шли цепь за цепью. Они старались отсечь огнем партизан от боло­ та и взять живыми. Командир подрывников Рудов решил отходить. Прикрывать товари­ щей добровольно вызвалась Аня Овсянникова — помощник комиссара отряда по комсо­ мольской работе. Переползая от одной кочки к другой, прячась за кустами, Овсянникова ведет огонь в трех направлениях- Но это уже не тот огонь... Почувствовав это, фашисты во весь рост пошли на отважную партизанку. Увидев, что она одна, решили взять ее живой. Аня понимает — это ко­ нец. Она уже не делает пере­ бежек, а с колена посылает в гитлеровцев очередь за оче­ редью. Но вот пуля... попала ей в голову. Овсянникова увидела немцев совсем рядом и успела бросить гранату... ...Очнулась Аня в деревен­ ской избе. Начался допрос: — Где партизаны, сколько их, кто командир? Ее пытали. Выламывали руки, пальцы, вырезали звезды на Она молчала. Тогда за «работу» взялся врач, некий Отто Дипиц. Садист делал все, чтобы заставить де­ вушку заговорить. Нельзя без содрогания читать свидетельст­ ва очевидцев — хозяев той избы. Он резал ножницами те­ ло Ани, выколол ей глаза. Она молчала. И когда врач сделал заключе­ ние: «Бесполезна», Аню рас­ стреляли. А теперь вернемся к дневни­ ку партизана... «...Немецкие гадВ| издевались даже над трупом девушки. Они искололи ее штыками, разбили прикладами лицо. Боясь воз­ мездия, они ПОКИНУЛИдеревню. Гражданки А. П. Жевнеровская и М. В. Терещенко, как смогли, захоронили Аню...». На следующий день в Хо­ тимль пришли боевые товарищи Овсянниковой из отрядов «Победа», «Морян». Возле мо­ гилы собралось все население деревни. Паотизаны поклялись отомстить фашистам за свою 5 октября 1942 года на шос­ сейной дороге Витебск—Смо­ ленск взлетели из воздух два грузовика и одна легковая ма­ шина. Убиты 20 солдат, осЬицер и коменсант станции Крыня. 12 октября: горят здание стан­ ции и стога с сеио»л. 22 октяб- эшалон с сооока цистернами,- горючего. В Витебске взоована подстанция. Так тогарищи по , отряду салютовали Ане. Первым известием для мате­ ри Ани о гибели ее . старшей , дочеои была статья в газете «Рабочий путь!. «Девушка». Ее Н| циальный короеспондечт газе­ ты в отряде «Победа» О. Симо­ нова. Здесь же сообщалось, что за свой подвиг Аня удостоена посмертно ордена Отечествен­ ной-войны II степени и медали «Партизану Отечественной вой­ ны» II степени. Вскоре мать начали розыск могилы дочери. Но безуспешно. В районе стан­ ции Крыня шли жестокие бои Советской Армии с немецко- фашистскими войсками. После войны поиски были продолже­ ны.- К ним подключился Смо­ ленский обком партии. Была создана' специальная комиссия. В 1956 году установлено место захоронения, и останки отваж­ ной партизанки были перенесе­ ны на Смоленщину, в г. Рудню... «Пока бьется сердце, — писала Аня в своем письме в ЦК ВЛКСМ, — я буду мстить врагу за поруганную землю, если на­ до, не пожалею своей жизни...». Она осталась верна словам этим до конца... В0СПИТ*АНИЕ АКТИВНОСТИ Молодость — пора накопле­ ния знаний, нравственного ста­ новления личности. Именно в эти годы формируется миро­ воззрение, остро проявляется стремление самостоятельно разобраться в сложных вопро­ сах современности, идти в но­ гу с :кизнью. Система комсомольской по­ литучебы — один из важных каналов формирования ком­ мунистического мировоззре­ ния юношества, воспитания у него активной жизненной прзи- Повышение качества комсо­ мольской политической учебы, успех в решении творческих задач обучения, в первую оче­ редь зависит от пропагандиста, его теоретической и методиче­ ской подготовки. Современная молодежь об­ разованная, ищущая, не прием­ лет шаблона, поучений свысог ка, ей нужен раз.-овор на рав­ ных.- Она ува.жает знания и опыт наставника, но не прощает не­ искренности и равнодушия.. Естественно, Что обком комсо­ мола к подбору пропагандистов подходит вдумчиво и очень серьезно. 85 процентов руководителей кружков — члены КПСС и кан­ дидаты в члены, 78 процентов— имеют высшее или незакончен­ ное высшее образование, 545 пропагандистов работают в системе комсомольской полит­ учебы более трех пет. Они не только обладают широким по­ литическим и культурны.м кру­ гозором, но и отлично рззбира; ются а вопросах производства, экономики. . д В большинстве комсомоль­ ских организаций пропаганди­ сты принимают активное уча­ стие во всех делах молодежи. Например, на тракторном заво­ де руководители кружков по­ литучебы взяли шефство над составлением и претворением в жизнь личных комплексных планов своих слушателей. Сов­ местно с молодыми рабочими, они тщательно пооа--апизирова- ди каждый пункт обязательств, проверяя и подкрепляя их точными расчетами. В результате комсомольцы наметили высокие и достижи­ мые рубежи в труде, сократили сроки выполнения личных пятипетчих заданий. Предло­ женный пропагандистами заво­ да метод обэсчования социа­ листических обязательств име­ ет приниипкальное значение. Он ИСКЛЮ.Ч 82 Т формализм. , В теооетическом • семинаре, который рлдет поопагандист- Владимип Г"г:-огиевич Целуев/ занимается 2П молодых спе­ циалистов на"Ч"о-исследова- тельского отдела ЛТЗ. Состав слушателей стабипизирсван, :в семинаре они ня пеовый год. Работа слушателей, как пишет .8 своем ресЬераге «Влияние политической кчебы на трудо­ вую и обшественно-политиче- скую активчость слушателей» В. Г. Целуев, не связана непо­ средственно с пооизводством материальных ценностей, но от их труда зависит качество продукции завода — тракто­ ров с маркой «ЛТЗ». Молодые специалисты заняты разработ­ кой и совершенствованием ме­ тодов вчапиэа, позволяющих экономить материальные и трудовые ресурсы. Они рабо­ тают над заменой сложных техпроцессов менее трудоем­ кими и более экономичными. Все слушатели сзАЛИнара име­ ют личные комплексные планы, которые были обоснованы с помощью В. Г. Целуева и об­ суждены на Ленинском уроке, состоявшемся в начале учебно- Так, в личном комплексном плане инженере антикорозион- ной лаборатории Ирины Ивано­ вой записано: провести иссле-: довательские работы по улуч­ шению технологии производст­ венных процессов на одном из н а к а н у н е учевного года участков цеха. Чем эта работа ценна для завода? Во-первых, применение нового технологи­ ческого процесса позволит сэкономить значительные сред­ ства. Во-вторых, улучшить ус­ ловия труда рабочих,-культуру производства, что, в конечном итоге, позволит поднять произ­ водительность труда, обеспе чить ритмичность, качество. Кроме того, Ирина разрабо­ тала три : рационализаторских предложения, одно из которых внедрено с экономическим эф­ фектом в 1,1 тысячи рублей. Большой вклад в ускорение учно-технического прогресса на заводе внесли слушатели минара Ольга Вишнякова .Лидия Петрунина. ■ Только тот пропагандист I жет рассчитывать‘на успех ■ своей воспитательной деятель­ ности, кто сам во всем служит • мером для сл^^тепей. Ав- хтет не приход^Аам собой |авоевывается.тЖболее торитетные наставники — это высокообразованные люди умеющие прислушаться к нию других: тактично и точно направить творческий поиск своих подопечных. Пропагандист должен . хст- рошо знать слушателей. Если: он имеет о кружковцах лишь общее представление, ему трудно вести занятия. . Когда Валентина -Ивановна Шипилова два года назад начи­ нала работу а кружке, среди ее слушателей только одна девуш ка имела общественное пору­ чение. Сейчас 50 процентов предприятия. Немало сделал пропаган диет, чтобы сдружить слушате­ лей. Более сильные в вопросах теоовк охотно^|^огвли ри 1 ^ В и изу>^^Я материала шж^^одотворио; коллективно. Чтобы-провести занятие на «уровне», руководителям круж­ ков надо много готовиться, ра­ ботать над собой. Не случайно в последнее время столько вни­ мания уделяется твооческйм планам пропагандистов. До их появления большин­ ство -пропагандистов юазоаба- тывали так называемый топо­ вой учебный план кружка Пои его составлении ориентирова­ лись на всю группу в целом, не учитывая индивидуальные осо­ бенности того или иного круж- Суть и<е твооческого плана заключается в том, чтобы раз­ вивать способности каждого слушателя, помогать ему до­ биваться больших успехов в трудовой и об'шественной дея­ тельности. К примеру, В. И. ШитиЛова (агрегатный завод г. Ельца) свой творческий плач постоян­ но совершенствует, поэтому не­ которые мероприятия она за­ писывает не в начале учебного года, а спустя 4—5 месяцев после первого знакомства со слушателями. Особенно это касается пунктов первого раз­ дела, составляя который, про­ пагандист, в первую очередь должен изучить уровень зна­ ний, увлечения, отношение к труду тех, с кем занимается. Перед тем, как составить инди­ видуальные соцобязательства, В. И. Шипилова советовалась с мастером, узнавала, какие за­ дачи поставлены перед уча- ст)^ом на год, 'нак@й- вклад могут внести молодьф рабо­ чие. Она контролирует, на •сколько благоприятные усло­ вия созданы молодым рабо­ чим для успешного выполне­ ния производственных задач. Семь лет работает Валентина Ивановна пропагандистом. И сегодня она уверенно говорит, что творческий план . значи­ тельно повышает эффектив­ ность политической учебы, дисциплинирует пропаганди- Через две недели начнутся занятия в комсомольской по­ литсети. К новому учебному го­ ду мы готовы. Еще в июле в на­ шем районе началось комплек­ тование кружков. Мы, члены райкома комсомола, объехали все хозяйства и проверили -со­ став будущих кружков, помогли в подборе кандидатур пропа­ гандистов. Всего в системе комсомоль­ ской учебы в этом году в Тер- бунском районе будут зани­ маться 920 человек. Из них 890 комсомольцы. Качественно улучшен и состав пропаганди­ стов — 92 процента —- члены и кандидаты в члены КПСС, 87 имеют высшее и неполное высшее образование. Будут действовать два кружка «Ос­ новы правовых знаний» в «Сельхозтехнике» и ПМК -419. В восьми организациях бу­ дут изучать куре «Социализм Через две недели — начало райком БЛКСМ-пропагандист-слушатель и труд», а в остальных тридца­ ти — «Конституцию развитого социализма». Райком комсомола составил план работы по организации общеобразовательной, полити­ ческой н , экономической уче­ бы комсомольцев и молодежи. В повестку дня отчетно-выбор­ ных комсомольских собраний включен вопрос о ходе полити­ ческого образования, который считаем одним из важнейших. На бкэро РК ВЛКСМ будут за­ слушаны Две организации: сов­ хозы «Тульский» и «Красный Октябрь», которые отчитаются о комплектовании кружков комсомольской политсети. Перед самым началом учеб­ ного года в районе пройдет семинар пропагзидистоэ, на ко­ тором выступят лучшие руково­ дители кружков, например, А. М. Лохов, награ.-кдениый По­ четной грамотой ЦК ВЛКСМ. Он в течение 12 лет ведет кру­ жок комсомольской политиче­ ской учебы в совхозе «Гигант». М, Карпова — молодой икже- нер-'гехнолог «Сыр.завода». На базе этих двух кружков мы создали школы передового При райкоме ЗЛКСМ от­ кроется семинар для руково­ дителей кружков, занятия в котором помогут начинающим пропагандистам в их трудной работе, познакомят с опытом лучших наставников мблоде- В этом году всеми формами учебы охвачена почти вся мо­ лодежь района. День занятий мы Ждем с волнением. Ведь вместе с ними начинается один из важных эта­ пов в жизни комсомольской ор­ ганизации. В. СОЛОВЬЕВ, второй секретарь Тербукч ского райко.ма комсомола. Сегодня мы публикуем реферат В. И. ШИПИЛОВОЙ — пропагандиста Елецкого завода тракторных гидроагрегатов. Он был признан лучшим на областном конкурсе рефера­ тов. Шипилова семь пет работает в молодежной политсети. Второй раз подряд ее рефераты получают высшую оценку Тема выступления Валентины Ивановны; «Творческий план пропагандиста — путь к повышению эффективности полити­ ческой учебы». Личный творческий план за­ метно повышает качество заня­ тий, позволяет сделать их бо­ лее интересными..' Почти все слушатели кружка Шипиловой — -хорошие производственники и активисты. ^ Заслуживает внимание и опыт работы Н. А. Путилина, кото­ рый ведет кружок «Политика КПСС — марксизм-ленинизм в действии» в совхозе «Хворо- стянский» Добринского рай­ она. Пропагандист и его круж­ ковцы подходят к изучаемым проблемам комплексно, . об­ суждают конкретную- роль каждого слушателя в осущест­ влении планов хозяйств. Пу­ тилин широко использует прак­ тические задания, которые по­ зволяют применять получен­ ные знания в повседневной деятельности. Так, по его пред­ ложению молодые рабочие проанализировали организа­ цию труда на производствен­ ном участке и вчесли свои предложения по ее улучше­ нию, участвовали в рейде «Ком сомольскогд*Прожэктора», ор ганизовали и проводили ' тельскую конференцию,; ступили с лекциями перед лодежью. Предлагая слушаю- лям те или иные практические задания, пропагандист разви­ вает их социальную актива ориентирует на те действия и поступки, которые способству­ ют выработке коммунистичя ской сознательности, х ...Распространено мнение, что оезчпьтаты пропаганди­ стской работы не всегда -можно измерить какими-то конкрет­ ными показателями, что эта работа плохо поддается плано­ мерному руководству. Я глубоко убежден; в наших силах на только проследить не­ посредственное влияние по­ литучебы на поведение нелове- ка в самых' различных сферах его деятельности (примеры этого я уже привел выше), но и планомерно направлять этот процесс. Все зависит от того, как организует свою работу пропагандист. Если он етзв-ит перед собой и слушателями конкретные цели (как, напри­ мер, В. Г. 1Делуев. В. И. Шипи­ лова, А. П, Егоренковв — («Облшвейбыт»), 3. Т. Сергеева, Н. И. Путилин и другие), можно надеяться, что он добьется по­ ложительного результата. В этом случае легче определить и критерии эффективности деятельности пропагандиста, и его значение в воспитании у слушателей активной жизнен­ ной позиции. Е. ГРЕВЦОВ, секретарь Липецкого обкома комсомола. В РЯД ли современного молодого человека мож­ но заинтересовать на за­ нятиях нагромождением ин«, формации, пусть даже и очень броской. Нам ли, пропаганди­ стам, соперничать в этом с радио, ТВ, шериодикой! Факты, примеры — это не острая при­ права к теоретическим- выклад­ кам, а один из элементов, сти­ мулирующих мысль слушателя, его желание всерьез разоб­ раться во всей сложности со­ временной идейно-политиче­ ской борьбы, в проблемах эко­ номики, социологии, этики. Только разбудив в человеке это стремление, можно рассчиты­ вать, что знания, полученные им, перерастут в стойкие марк­ систско-ленинские убеждения. ТТменно это преследую я, на­ сыщая беседы примерами из производственной жизни. Хо­ чется, чтобы ребята научились видеть дальше своего' станка, рабочего места, осознали себя хозяевами предприятия, на­ пряженно размышляли, что могут, должны они сделать для завода. Естественно, чтобы учеба ув­ лекала кружковцев, пропа­ гандисту Необходимо постоян­ но, эа 6 от 1 ^ться о разнообразии подачи материала и форме проведения занятий. Вот здесь-то и помогает нам творческий план. Мне представ­ ляется, он, прежде всего, по­ зволяет пропагандисту соче­ тать обучение с организатор­ ской и воспитательной работой. В творческий план я включаю три раздела; «Учебный план», «Индивидуальная оабота со слушателями», «Меры по по­ вышению теоретической и ме­ тодической подготовки пропа­ гандиста». В первом — четко определе­ ны сроки изучения той или иной темы, формы занятий. Подчеркну: формы, активизи­ рующие самосгоятельность слушателя. В частности, ставлю целью научить ребят правильно работать с литературой. о»о- бенно—со статьями В. И. Ле­ нина. В прошлом году я поед- ложипэ им для самостоятель­ ного конспектирования произ- нить задание трех лет пяти- ведение Владимира Ильича летки к первой годовщине «Экономика и политика в эпоху Конституции СССР. Занятие диктатуры пролетариата». кружка проходило прямо в Большое внимание уделяю цехе, у станка, на котором ра- подготовке и обсуждению ре- ботал Сергей, фератов. Например, при изуче- Ввела я в практику кружка НИИ темы «Дальнейшее разви- и отчеты молодых рабочих о тие и сближение всех наций и выполнении своих социалисти- народностей СССР» Валя Гри- ческих обязательств. ОПЫТ •наБлюденмя ■разд ум ья «Вместе с ними учусь и я» Нина подготовила реферат «Оплот мира и социализме». Тема актуальная, многоплано­ вая, нам было о чзм погово­ рить, подумать вмасте, обсуж­ дая выступление Гришиной. Так слушатели учатся работать с документами, учебной, лите­ ратурой, проводить ЭКОНОМИ-' ческий анализ. , К тому же публичное обсуж­ дение реферата и , его защита формируют умение отстоять свою точку зрения, мыслить логично и ясно. В июне восемь Моих слушателей защишали рефераты, посвященные Х\/1!1 съезду комсомола." Мне кажет­ ся, это не прошло для них бесследно. В том же разделе плана пре­ дусмотрено и знакомство с пе­ редовыми методами труда но­ ваторов производства. Скажем, изучая тему «Выполнение , де­ сятой пятияётни — дело всего народа», слушатели нашего кружка проанапиэиоовэли опь 1 Т своего товарища'Сергея Лав­ рищева, который первым на заводе поддержал почин мо­ сквичей, призвавших выпол- Среди моих слушателей нет ни одного человека, не выпол­ няющего задания. Хочу верить, что в этом есть и моя, пусть небольшая заслуга. Пока у меня не было творче­ ского плана, я, откровенно признаюсь, мало заботилась об учете личных интересов, склонностей, запросов каждо­ го слушателя. Все делалось в расчете на всех сразу, на кру­ жок в целом. А ведь это не правильно. И суть работы по творческому плану заключает­ ся именно в том, чтобы разви­ вать индивидуальные способ­ ности человека, поддерживать Второй раздел плана я так и назвала: «Индивидуаль­ ная работа со слушателями». Только после близкого зна­ комства.с ребятами, уже в се­ редине учебного года, я запол­ нила эти страницы. Обдумала, как оказать помощь слушате­ лям в принятии экономически обоснованных, конкоетных со­ циалистических обязательств, личных встречных планов. Кого приобщить к техническому творчеству. Кого увлечь дея­ тельностью лектора, политин­ форматора... Понятно; одно дело запи­ сать; «Подготовить политин- ,форматоров», другое — осуще­ ствить это. Поближе узнав сво­ их ребят, ^я увидела среди них тех. у кого есть предпосылки для успешного выполнения этого нелегкого поручения. Помогала им в выборе тем для выступления. Присутствовала на первых их беседах в кол­ лективе. Потом вместе разби­ рались, какие допущены про­ счеты. Постепенно мои учени­ ки приобретали опыт пропаган­ дистов. А вместе с ними учи- Третий раздел творческого плана касается пйчнр меня: как Мне повышать свой идейно-тео­ ретический уровень, методи­ ческое мастерство? Ведь если остановишься, успокоишься, твоим слушателям будет скуч­ но с тобой, они обгонят тебя в конце концов. Наметила спи­ сок ленинских работ, докумен­ ты партии и прааительства, ко­ торые должка изучить. На моей- книжной попке появилось мно- Заплачировапа также посе­ тить кружки ЛУЧШИХ пропаган­ дистов гооова. В прошлом году была на занлтиях т-ов. Рш|бапко на заводе «Эльтз».-Это было полезна и нужно. Участвую в работе заводско­ го отделения общества «Зна­ ние». Читаю для молодых ра­ бочих лекции по основам эко­ номики труда и производства. Минувший год показал, что творческий план пропагандил ста — необходим. Конечно, он требует больших затрат времен ни, допопчительньгх усилий. Но они окупаются сторицей! Мой труд пропагандиста яв­ ляется как бы второй профес­ сией, А мо.жет быть, ее надо назвать — первой? Ведь эконо­ мистом, бухгалтером я работаю восемь часов в сутки, а про­ пагандистом чувствую себя всегда и везде. Это больше, чем поручение. Это — призва- По 380 адресам в БЛОКНОТ ПРОП.\ГАНДИСТУ РАССКАЖИТЕ НА ЗАНЯТИЯХ На территории Армении об­ наружено немало полезных ис- иолаемых. но в последнее вре­ мя геологи все чаще говорят о бентоните и диатомите—неруд­ ных породах, нужных различ­ ным отраслям промышленно- Бентонит, например, необхо­ дим для очистки продуктов нефтяного синтеза, в раство­ ренном виде его используют как цемент, в порошкообраз­ ном — это самый дешевый и эффективный материал для рафинирования сахара и раз- мышленкой добычи этих цен- разработках и металл ургиче- личкых масел. Добавляя бенто- ных материалов. В настоящее ских предприятиях Украины и китовый порошок в корм ско- время они применяются в хи- Сибири. ту, можно добиться быстрого мической и нефтегазовой про- Ученые продолжают поиски прироста веса животных. Ди- мышпенности. В качестве новых методов и областей ис- атомйт — также зепиколепный скрепляющего состава для пользования этих материалов, фильтр, разделитель изотопов, скважин бентонит дает значи- Тан, разработаяа технология вещество, нужное пищевой тельную экономию металла, применения диатомита в пи- промышленности и сельскому Продукция объединения «Ид- щевой лромышленчостн при хозяйству (оно значчтепьно об- жеванский бентонит» отправ- хранении и фильтрации вин, ве- легчает и удешевляет процесс пяется по 380 адресам в раз- дуТся работы ло созданию тон- получения гранулированных личные концы нашей страны и них диатомитовых пластин для удобрений). в другие страны — члены СЭВ. различных экспоесе-анаяизов. В республике сделаны пер- Ее используют на нефтепро- Олег АРАКЕЛЯН, э шаги по организации про- мыслах Тюмени, на газовых корреспондент АПН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz