Ленинец. 1978 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1978 г. (г. Липецк)

ЛЕНИНЕЦ ЛЕНИНЪЦ СМОТР НА МАРШЕ (Окончание. Начало на 1-й стр.(. еще: на отчетно-выборном соб­ рании обсуждается положение дел буквально по всем направ­ лениям. И выводы, полученные в ходе такого обсуждения, дол­ жны стать руководством к дей­ ствию. У меня, например, по­ сле предыдущего отчетно-вы­ борного собрания появилась специальная тетрадь с учетом всех замечаний, предложений. В нее я заглядывал на протяже­ нии всего года. Есть у меня и еще лдна тетрадь. В нее я записывал дела нашего комите­ та. И теперь при подготовке до­ клада эти записи здорово помо­ гают мне. Ю. ШИШКИН: ~ Да, подго­ товить хороший доклад, ко­ торый стал бы запевом всего собрания, затронул чувства и мысли юношей и девушек, сложно. И поэтому правильно делают наши секретари, начав подготовку доклада заблаго­ временно. От этого во многом зависит успех собрания. Ю. ЛАРИОНОВ: — Если уж говорить о создании долж­ ной атмосферы на собрании, то, по-моему, ЭТО надо делать еще до' его начала. Пусть в фойе играет музыка, пусть бу­ дет празднично оформлен зал, где и выставка стенгазет, и выпуски «Комсомольского прожектора», пусть придут поздравить комсомольцев пи­ онеры из подшефной школы. Тогда и появится у людей нач строение обсуждать общие де­ ла страстно, заинтересован- ”°Й. РОДИОНОВ: — С ЭТОЙ жо целью мы стараемся: на отчет­ но-выборном собрании и на­ грады комсомольские вручить тем, кто этого заслуживает, И просто поблагодарить достой­ ных активистов. Кстати, о на­ ших активистах. В последние годы намечается стабилизация наших кадров. Есть вожаки, которые уже по 4—5 раз пере­ избирались. Естественно, имен­ но они работают, что называет­ ся, по большому счету. Опыт, комсомольская закалка отлича­ ют их. Мы стремимся не допус­ кать необоснованной сменяе­ мости кадров. Но, бывает, что это просто необходимо. Тогда рекомендуем чаще всего на должность секретаря молодо­ го коммуниста, опытного об­ щественника. И почти всегда выбор оказывается правиль­ ным. Достаточно сказать, что за прошедший отчетный пе­ риод в результате умелого подбора кадров заметно ок­ репли комсомольские органи­ зации ; электросталеплавиль­ ного, электроремонтного, фер­ росплавного цехов. Нынешние отчеты и выборы должны при­ вести к оживлению всей работы и в тех организациях, где пока еще немало нсоешенных про- Появятся у нас новые комсо­ мольские вожаки, новые ком­ сорги. Их надо учить, и мь| готовы к этому. Эффективная система учебы на заводе уже сложилась. ВЯЧЕСЛАВ ПОПОВ, зав. орг­ отделом Левобережного РК ВЛКСМ: — Причем, на НЛМЗ учат йе только-.-вожаков. но и резерв. Вот почему проблемы с кедрами, как таковой, здесь нет. 530 вожаков будет избрано в ходе отчетов и выборов и, уверен, это будут не только до­ стойные, ко и квалифицирован­ ные люди. И еще одно наблю­ дение. Комсомольская органи­ зация не НЛМЗ очень большая, в ней, если так М(Тжно выразить­ ся, несколько организационных ступеней. Но при всей сложно­ сти работники комитета комсо­ мола лучила, чем где бы то ни было знают до мелочей поло­ жение с отчетами и выборами в любом подразделений. И мы надеемся, что отчетно-вь|бор- ная кампания на Новолипецком металлургическом заводе прой­ дет, Что называется, без сучка и задоринки. Беседу за «круглым» столом записал С. БРОВАШОВ. Как хочется утром поспать^ Комбайн остановился. Слава I Но твердая, теплая рука ло- ловко взобрался на крышу. I жится на плечо: пора! I Вот уже вроде и умылся, и I позавтракал, а в себя не при- I шел. Еще бы! Лег поздно, сей- I час еще и пяти нет. И так поч- I ти месяц. Каждый день. I В шесть часов все пятнадцать — Не могут на ходу разгру I комбайнов уже в пол®. Тут уж" зить, — ворчит Слугин - млад I ----------------------- ---- ----------- -- Надо спешить. Обещали с отцом намолотить 7 тысяч тонн Г зерна. Сейчас пошла уже вось- — Скорее! Некогда стоять! Минуты три — и бункер раз гружен. Две тонны хлеба рекочевали в кузов грузовика Ш Е С Т А Я Ж А Т Я А РЯДОМ с НАСТАВНИКОМ На поле привезли обед. Ком­ байнеры сО’Средоточенно отмы­ вают руки, пофыркивая, плещут воду на лицо. Хорошо! Садят­ ся за дощатый стол. Нетороп­ ливо переговариваются: — Опять транспортер по­ рвался. Полдня провозились. от вялости и сонливости и сле­ да не оетагтся. На «Ниве» — отец и сын. Се­ мейный экипаж Слугиных вы­ ходит в поле уже шестую стра­ ду. Когда Славка закончил тре­ тий класс, отец, передовой ком­ байнер совхоза «Дмитров­ ский», сказал: — Ну, что, пойдешь ко мне штурвальным? Парнишка подпрыгнул от ра- Но в первый же день он по­ нял, что не так уж легко хлеб убирать. Не игра это, а работа. Нелегкая. Ответственная. Чуть задумался и — не заме­ тил, как заполнился бункер. Петр Дмитриевич только по­ смотрел на него: В то лето мальчишка стал хлеборобом. Воззрзщались до­ мой — мать встречала уважи­ тельно: садитесь, работники, поужинайте. Устали, поди... ...Солнце стало пригревать. Подсушило росу. За «Нивой» — пыль столбом. От нее серыми стали золотые Славкины воло- — Кабы роса не упала... За едой разговор смолкает. Механизаторы быстро, орудуют ложками. Здесь в хлеборобах ходят и восьмиклассники. Вон Колька Девянин еще «пяти­ клашка», а уже не новичок на уборке. ...После обеда Славка сел за штурвал. Ньжешним летом батя доверяет ему... ...Как-то в прошлую страду во время работы Петр Дмит­ риевич выглянул из кабины. Го­ ловой кивнул — указал сыну на свое место. Давай ты! Только начал — забило бара­ бан: черпнул земли. Первый блин комом. Но потом пошел, пошел —• получается! Тогда Слава, узнал эту чудес­ ную впасть над могучей маши­ ной. Все детали, все узлы ее в движении. И все подвластны его рукам. ...Комбайн тронулся. Отец и сын убирали урожай... Ю. ВОРОВЬЕВСКИЙ!. Приглашение в детство Пягна.дцатый .раз отметила праздиак 1 сентября 38 -я сред­ няя школа Липецка. ь А сегодня 'здесь открылся первый в области школьный Как только' упала раэрезаи» иая красная ленточка, посети­ тели музея заполнили его. Мно­ гие из ннх' йстановилисБ у стен­ да с фотографиями вьшускни-. Виктор Слепокуров. работ­ ник НЛМЗ,'задержался у «кс- торичеоких» фотографий. — Смотрю сейчас на юные лица моих одноклассников. И уже вроде бы такая далекая жизнь в этих классах, в этих -стеках встает передо мйой. Хо-чу И вновь каждое утро, перед тем, как идти в школу, ты ждешь своего товарища. Он всегда забегает' за тобой, и вы вместе спешите на уроки. Вот уя^ две недели, кзк «^ы не расстаетесь ни на день, разве только в воскресенье. !^нику- лы кончилксь. Вы собрались в своем классе. За пето накопи­ лось столько впечатлений, что вы до сих пор все друг другу не рассказали. Нам, в свою очередь, тоже захотелось рассказать вам о ре­ бятах, для которых летние дни были не менее ответственнее тех, когда нужно ходить в школу и ежедневно учить уроки. сказать большое спасибо наше­ му старому учителю Павлу Сергеевичу Плохих, го-вогрит Старый учитель уже на пен­ сии. Но Ой, никогда не теряв- ш:ий связи-со овоиадп ученикам,я,- хотел, . чтобы в школе тоже помнили обо всех, кто п-(^ищел сюда совсем маленьким, ке лгмеппт.м пигять и '-гатать. Трудно назвать присутствую­ щих здесь гос 1 я 1МИ. Все экспо­ наты, фотограс15ии, документы— о -них. К,3'К здорово хоть на несколько мгновений вер-иуться в детство! Вот' окимтш отлич-. ншко-в из-твоег’о. класса, вот ведомость успе&.аемости по чет­ вертям, полугодиям, годам.- По­ чему в чет1вер;той.четверти ие»1Ь- ше тпоечш11КОВ, чем в пед'вой? А, вспомнил... Саша помогал, Пете, Нина — й[ 1 ене. Немного позди.01вато решили оргаиизо- вать помощь. Эх, если б вер­ нуться в детство. Опять. Насов­ сем. А вот письмо КИДу от английских коммунистов. А во-т наш стройотряд в совхозе «Агроном». Надо же, и авто­ граф Сергея Лемешева сохра- ■иял'и!.. ' Н'о самое' иитбреаиое —-Экс-_ позиция, раоскавывающая о жизненных до.рогах : пвтоицев школы. Рабочие, педагога, уче- пые, инлеенеры.’Нелегко было, найти многих Из них.. Разлете­ лись по свету. Поисковая груп­ па, работавшая полтора года, отыскала почти всех. ...Раздался первый звогю-к. Десятиклассники проводили празднично одетых малышей по коридорам своей школы, „Учебу сегодняшних первоклашек, их '■ труд, отдых . запечатлеют ■„ш«о.льпые яетониеи и фотогра- ;ф!Й. История школы продол- - жаетея... Ю. ЛА\ЙСКИЙ. Шко.чьмый музей постоянно пополняется новымм экспоната­ ми. НА СНИМКЕ: Зоя Манохи­ на, Люба Курманова, Люда Ми­ хеева и Виктор Герасимов гото­ вят новую экспозицию. Фото А. Дрзбкина. Для ста двадцати ре­ бят пашей области учеб­ ный год начался с не­ обычной встречи. Секре­ тари комсомольских орга­ низаций > 1 ! 1 (ол были при­ глашены на учебу в пио­ нерский лагерь «,'V^ечта». Здесь они 'узнали много нового о комсомольской работе, обмси.члись опы­ том. Мекотопые из слу­ шателей шкоты подели­ лись с нами планами на новый учебный год. — Здесь, в школе комсомоль- -окого актива, я много расспра­ шивала ребят об-их делах, уче­ бе. Но, в первую очередь, меня йитересо.ва.ло; как руководители их хозяйств проявляют- заботу о школе.: Узнала^ как'иотерёсво ' ребята ■живут в •лагерях 'труда и отдыха, поетроейцых на-сред­ ства колхозов п -совхозов.' Мне оставалось только ■' зявидовать им. Дело в то-м, что несколько лет вдет разговор об открытии -такого лагеря и у нас. И вот- весной нас обрадовали извести- Л1Ы - КОМСОРГИ о чем мечтали в «М ечте » ... Г АЛЯ Попова, Добровский район, Замартыновская школа; — Для меня руководить ра- “'ботой К01митет8 комсомола шко­ лы особенно ответственно. Де­ ло в том, что я,сменила Любу Коидратьеву,' котО'рая ^была де­ легатом восемнадцатого съез­ да комсомола. Сами пони1маете,*' что .значит заслужить это пра­ во. Выбрали Любу делегатом-: за то, что она велккоАепдо учи­ лась, была настоящим лидером среди ко1м-сомольцев школы, бригадиром штурвальных дев­ чонок-девятиклассниц. Работа­ ла на жатве лучше всех. Уста­ вала не меньше других, но всегда находила силы поддер­ жать одноклаоснча. ' ХочеАя, чтобы традиции Любы и ее дру­ зей укрепились. Я думаю: так и будет. И не я одна этого хо­ чу, а все ребята. Кстати, иы- неШ'Н'им летом тринадцать девя­ тиклассниц опять работали штурвальными комбайлов!.. Лида Маркина, Лев-Толстов- ский район, Головищинская школа: ем, что летом он, наконец, бу­ дет. Око-ло пятидесяти ребят пожелали жить -и .работать в нем. Готовы были сами благо­ устроить наш го.родок. Мечтали, как -после-трудового дня будем вместе печь картошку на .кост­ ре,- петь ‘П.6СИИ, готовить концер­ ты. Но лето прошло,- а лагерь так не открыли. До следую­ щих каникул целый учебный год. .Мо-жет быть, за это время паша мечта осуществится. Мы готовы оказать любую помощь! На нас вполне можно положить­ ся. Например, прошлой осенью наши ребята собра.ли с каждого гектара свеклы гораздо больше, чем в колхозе;.. Нина Бровкина, Ратчинская школа, Добровский район; — Главное, чтобы ребята из комитета комсомола лучше знали сос^е-вности и увлечения каждого старшеклассника. Тогда моиию сделать гораздо больше полезного, хорошего и для школы, и для колхоза, и для самих себя. Нынешним ле- ТО1Мпроизошел такой случай, * Собрали-сь члены произвеИот- венйой бригады' перёА начало-м работы в поде. А Таня Кондра? шова' вдруг говори'!': «Извиииг те; ребята, но я с вами не могу' работать...». 01{азы.вается, н а ' колхозной ферме она попросила' дать еГгтруппу ‘телят. И гово-' "рят^об-этом так, будто в чем-то' провинилась. А ведь она взя­ лась за важное дело! Работала ' Тан-я па фер-ме все лето. Каж-' дое утро вставала в четыре ут-' ра и бежала к своим подопеч-' ным. Часто, ВИ.ДЯ, как Таня' поздно вечером- воаврашалась' домой, я досадовала на то, что' мало кто из ребят- звал об этих 1 трудных днях Тави^ А как было I бы приятно,-если бы кто-нибудь' к ней подошел и просто- спро-( сил:--«Тань, ка:к у тебя дела на^ фепме 7 », предложил помощь. ( - Я думаю, перед началом лет-, ннх.'Ка-н-икул ребят нужно, тор-^ жеет-векяО- провожать на рабо-| ту.-Еще не-'знаю,-как это мо-, ’жет 'быть. -Хорошо бы подарки ^ ■гдарить: доброе напутствие ска- ^ зать... Летом комитету комсомО-^ ла, по-моемУ; нужяо все время следить, как: идут деда У ком-^ со1Нольцев'-старшехлаС:СН-иков,. а ^ в сентябре- под-водить итоги.- Но для того, чтобы! итоги радо­ вали, надо подготовку к лету на1чикать.заранее. Оля Елиссенко, г. Усмань, школа № 3: —■Что ИИ говорите; а для то­ го, чтобы жизнь после уроков была интересной, нужно сво­ бодное помещение, где и диспут, и собрание можно провести,- .и .всевозможные конкурсы устро­ ить. Но в нашей школе тесно, Во всех кабинетах идут занятия во вторую сгмепу. В лрошлом году начали соор^ать при­ стройку. Это хорошо. Только бы не откладывать новоселье па следующий год, Комитет комсо­ мола решил помочь строителям Я хочу, чтобы ребята работали без указания учителей, рвались' на стройку сами. Как добиться' этого? Организуем соревнова­ ние между ко.мшм.ольс«и-ми группами-: Будем подводить итоги сделанного, напраждать победитолей. По-моему, работа на стройке сдружит, закалит В АВИАМОДЕ.ЛЬНОЙ ла­ боратории его зовут не иначе, как Юсупчик. Лас­ кательно? Пожалуй. Но .больше уважительно. Потому что восьмиклессник Юсуп Ибраги­ мов, этот невысокий, стройный мальчик с удивительно спокой­ ным взглядом светлых глаз, уже может научить многому своих сверстников. ...Как-то Коля Налетов при­ нес журнал «Моделист-конст­ руктор», где был помещен чер­ теж самолета с электродвига­ телем. Как к нему подсту­ питься? Судили, рядили. И, ка­ залось, только Юсуп не увле­ чен замечательной идеей скон­ струировать самолет с мини­ атюрным электродвигателем. Он молчал; Зато через' две не­ дели принес настоящую копию самолета «Блерис», на котором в начале века знаменитый французский летчик и конст­ руктор пересек Ла-Манш. Мо­ дель была изящно выполнена и снабжена электромотором. В тот же день под радостные воз­ гласы мальчишек самолетик Юсупа прошел испытания. ...Делал Юсуп копию «Нью- поре-17» того самого, не ко­ тором первые летчики Красно­ го Воздушного Флота громили белогвардейцев, белополяков и интервентов в годы граждан­ ской-войны. С любовью строил мальчуган этот самолет. Но вот тут проблема: кого посадить в кабину? Ребята, желая помочь, притащили кто что мог — кук­ лу, пластмассового Буратино... Нет, не то! Там должен сидеть Юсуп попросил кусок пено­ пласта. Его острый скальпель высек сидящую фигуру летчи­ ка в шлеме, очках, куртке. Юсуп тщательно раскрасил ее, покрыл лаком. ...А началось это увлечение не сразу и не очень давно. Много мальчишек-шестиклас- сников в те сентябрьские дни ; пришли в авиамодельную ла­ бораторию областной станции юных техников. Ахали, охали, глядя на изящные длиннокры- ' лые лайнеры, тайлдерные моде- ' ли, оснащенные двигателями и ' часовыми механизмами. ' И всем, конечно, страшно хо- К т о пос трои т с а м о л е т . . . ИР т в о и х УВЛЕЧЕНИЙ телось сделать все сразу, да так, чтобы хоть завтра — на аэродром и летать. Вскоре притихшей детворе стало известно, что в таком де­ ле, как конструирование лета­ ющих авиационных моделей, ни за что не обойтись без столяр­ ных, слесарных инструментов. И нужно научиться р*аботать ими как следует. А чтобь! ■-все получалось точно, необходимо овладеть и измерительными ин­ струментами. — Ого! — сказали самые не­ терпеливые. И на следующее занятие людей пришло гораз­ до меньше. Все те-условия Юсупу тоже не понравились, но о« пришел. На нем----фартук, сшитый мамой. Из кармашка торчат линейка, карандаш, блокнот, в футляре — набор надфилей и особый нож из куска ленточной пилы, — отец, инженер,' помог сделать. Так и начал работать в лабо­ ратории Юсуп, выполняя самую что ни на есть простую >«еве-; матку»: палочки, ниточки, пели, росная бумага. Вот и вевь са- ~ Да будет ли он летать!? Мальчишки хмыкали. И Юсу­ пу не оч 1 ень хотелось возиться с этим «аппаратом». Но- он уже не раз слышал, как гово­ рят авиамоделисты: «У нас в лаборатории абы как не рабо- И он старался вовсю: из-под наждачного бруска реечки вы­ ходили точно полированные, струнами звенели натянутые нити. Вытаживал раскален­ ным утюгом папиросную бума­ гу, делай ровную обшцаку, кра­ сиво* соединял швы клеем. Мальчишки, глядя на него, заторопились, засопели от усердия, как бы не отстать. По-- серьезнели. Дело, закипело. И у. них получились хорошие мо­ дели. Правда, самолеты Юсупа летали лучше других. Два года трудился Юсуп над таймёрной моделью самолета — той самой, которая оснаща­ ется мощным мотором, разви­ вающим- свыше десяти тысяч оборотов в минуту, а управля- -ет его работой и всем полетом Ч1асовой механизм. Справился мальчишка с кап­ ризным мотором, винт которо­ го не раз пребольно, до кро­ ви бил .ПО; пальцам. Точность действия часового механизма довел до десятых долей секун­ ды. Потом были долгие трени­ ровки в полевых условиях. Мо­ дель то летала, то не хотела ле­ тать, в однажды врезалась в землю. Ремонт юный конструк­ тор выполнил очень тщательно, и поломка не ухудшила летные качества маленького самолета. Соревнования. Одни. Вторые. Стартовал самолет Юсупе-Иб­ рагимове уверенно. Мотор, зве­ нел, автоматика действовала безотказно. Он — чемпион го- Нынешняя осень в авиацион­ ной лаборатории началась с того, что опять пришли новички. И всем, конечно, хотелось сде­ лать сложные модели. Да так, чтобы хоть завтра — на аэро­ дром и летать. Теперь уже не я, а Юсуп убеждал мальчишек в необходимости начать с малого. Я думаю, у него это получилось ничуть не хуже, чем у взрос­ лых. Ведь нынешним летом он доказал, что знает, с чего луч­ ше начинать... Он стал чемпио­ ном области. Г. РАДИОНОВ, мастер спорта СССР, директор овпаетяой стан­ ции юных техникой, г. Липецк. В КАТАКОМБАХ АДЖИМУШКАЯ Все началось с того, что по­ пала в руки липецких школьни­ ков, членов военно-патриоти­ ческого клуба «Меридиан», книга «В катакомбах Аджимуш- кая», выпущенная в 1966 .году. На одной странице ~ портрет. Красивое, открытое лицо капи­ тана Виктора Митрофановича Левицкого — Начальника ре­ зерва политсостава Крыллского фронта. Приказом, сводящим разрозненные подразделения в отдельный полк обороны Ад- жимушкайеких каменоломен, В. М. Левицкий был назначен командиром батальона. Злеве- ц«ий взрыв под землей, что зал жизнь полковника Пав- Максимовича Ягунова — командира подземного гарни­ зона, дорого обошелся и В. М. Левицкому. После ранения у него качалась гангрена, и под сводом каменной крыши, при свете фонарей ему в «опера­ ционной» подземного госпита- ампутировали ногу. Без наркоза. Почему членов клуба «.‘Ме­ ридиан» заинтересовала судь­ ба капитана, пропавшего без вести! Он был из .Липецка... Затем из газет ребята узна­ ли, что в подразделениях под­ земного гарнизона сражались бойцы Александр Максимович Боев и Николай Еаеипьевич Ша- матов. Последнему командова­ ние поручило е труппой вои­ нов подземного гарнизона про­ бить колодец в каменном полу каменоломен. Это было ответ­ ственное задание, без воды могли погибнуть тысячи людей. С саперными лопатками, шты-' нами, тесаками пришлось прой­ ти 16 метров камня, чтобы до­ браться до веды. Под землею встретились Александр Боев и Николай Ша- матов. Оказалось — земляки, учились в одной елецкой шко­ ле. После войны Щамвтов стал строителем, а Боев начал рабо­ тать фотокорреспокдентом га­ зеты «Красное знамя» в горо­ де Ельце. Это они, друзья по и напутствие р там из «Меридиан;»»; помочь найти пропавших без вести ад;;, жимушкайцее. г уже пять пет, как Керчь приезжают учащиеся 9-—-Ю-х классов липецких школ. Разбив свой лагерь око­ ло темных зевов >каменоломен, экспедиция ведет раскопки за­ валенных при взрывах отсе­ ков и штолен. Находки могут позна.чомить вооружением наших войск 40-е годы. Много снарядов раз­ ных калибров. Найдены штыки, автоматы, противогазы, каски, котелки — все это передается в филиал музея,'созлаютийс.'! под сводами каменоломен. Экспедиция «Аджим«(Н''ай- 78» была очень ееоьезной. Очи­ щено 150 метрвф^ коридора, ко­ торый идет и запасному выхо­ ду. Он станет частью маршру­ та подземной экскурсии. Немало потрудились Сергей Романов, Виктор Камнев и Сергей Богданов. Они вели рас- и и реставриоОвали экспо­ зиции подземного музея, при- 1 ЛИ участие в строительст­ ве .мемориала в память защит­ ников Аджимушкзя. А пример показывал веем Владимир Федорозич Татарни- труд ребят увенчался успехом. Армейские документы, поле- «ые сумки, письма — все это обнаружили : искатели, переда- I подземному музею. Из темноты на свет извлече­ но изображение на мраморе; серп и_^Аопот. Кто-то из аджи- мушкайцев высек этот великий символ. И каждый из следопы­ тов подумал; да, речей союз серпа и молота! Ради его со­ дружества шли на муки, кг жертвы те, кто опустился в ка­ меноломни в далекие годы Б, СЛУЧАЙНО. Керчь—Липецк. «Спасибо, что ходите «Спасибо, ребята, что ходите ко мне. Я рад, когда вы хоро­ шо учитесь... А то есть такие, что не слушают, а только ша­ лят. А то, что я вам говорю, нужно для вас будет. Вы вспом­ ните, когда уж меня не будет, что старик говорил нам добро», —говорил Лев Николаевич Тол­ стой яснополянским ученикам. Дети любили и любят Льва Николаевича. Те, учившиеся Яснополянской школе, где. учи­ телем был велики^ писатель, те, с кем Леа Е1иколаевич строил снежную гору и катал­ ся на коньках во дворе Хамов­ нического дома в Москве,' и те, которые живут сейчас, зная Толстого лишь по его книгам книгам о нем. Прошедшим летом, в июне, в городе Туле состоялся Всерос­ сийский литературный праздник школьников, посвященный 150- летию со дня рождения. Если заглянуть в программу празд­ ника, не зная заранее о том, 1Н -— детский, можно по- дуллать, что все ее пункты — только для взрослых. Посудите сами: секции —■литературовед­ ческая, литературного краеве­ дения, искусствоведческая, творческая. Их руководители — научные сотрудники Академии педагогических наук СССР, Го­ сударственного , литературного музея, работники Министер­ ства культуры, члены Союза кинематографистов СССР. Ре­ бята на заседаниях секций де­ лали доклады. Приехали они со всех концов России. Липецкую область представляли старше­ классники первой Лебедянской школы вместе со своей учи­ тельницей Ией Серафимовной Срсовой. Шесть докладов еде- ребята, ко мне...» пане ими, шесть дипломов при­ везли ребята со Всероссийских литературных чтений. Готови­ лись к этому событию долго. Многое в Липецком крае свя­ зано с именем Толстого. Не только потому, что он бывал здесь. Своим творчеством он ывал влияние на других писателей —- наших земляков, с которыми был лично знаком, А Люда Маслова рассказала о встречах с Толстым известного музыканта Игумнова, народно­ го артиста СССР, лауреата Гог сударственкой премии, доктора искусствоведческих наук, чье детство прошло в Лебедяни. Но не только лебедянские ребята готовились к юбилею писателя. В нашей области писались конкурсные сочине­ ния, посвященные его творче- Вера Иванова, восьмиклас­ сница сорок четвертой школы, принесла в «Бригантину» иллю­ страции к рассказам Толстого, Конечно, ей трудно пока со­ перничать с маститыми худож­ никами, но в ее рисунках есть нежность и доброта. Как раз то, что хотел увидеть Толстой в самых первых иллюстрациях к своим книгам, которые делал единственный мастер, работав­ ший по непосредственным ука­ заниям самого писателя, Ми­ хаил Башилов. «Спасибо, ребята, что ходите ко мне»... Кажется, что сиазал это Лев Николаевич мальчиш­ кам и девчонкам нашего вре- Рнсунки Веры Ивановой к рассказам дпя детей Льва Ни­ колаевича Толстого „ «Фмпи- пек» и «Кавказский пленник». С ейчас мне кажется, что вфемеии' бояее грустно­ го для меня не будет. Дело в том, что, месяц назад я провалилась на вступительных экзаменах по руоокэму языку в техникум. Я очень расстроилась, ДОЛГО-плакала. Было .жалко се­ бя, не только потому, ,что не сбылась моя-мечта, а еше боя­ лась мамы. И, действительно,. не нрощло ни одного, дня, что­ бы она не обозвала меня лоды­ рем и бездарем. А какой же я лодырь и безда.рь, если все лето занималась? И ведь перр.ый э.к- замеи я сдала ла четверку. А далеко не все по математике по­ лучили, хорошую оценку, выходит, из-за .того, что .я не смогла расставить правильно зашятые, теперь ии с по.1ружка- ми ^встречаться, • не могу, ни в кино сходить. Сто-. ИТ мне только куда-ни­ будь собраться, мама мне-!:,о- ворит: «Лучше б учебники чита- ,ла». И ей очень стыдно перед соседями из-за меня. Ведет се­ бя та-к, будто я совершила пре­ ступление. Нина М. Э ТИ августовские дни принесли много разоча­ рований в семье: сын не прошел по конкурсу, дочь «срезалась» на математике... Домашние драмы, упреки рас­ строенных родителей, слезы , «провинившихся». А, собствен­ но, что случилось? Испытали се­ бя девушка или юноша на перч вой почти взрослой трудности — экзамене в вуз или техни-, „кум. Не вышло, Пр;^ннны могут быть самые разные. Тут и спа-, бая подготовленность, порой и неумение собраться в нужный момент, тут сказывается и не^ совершенство фор.м отбора, са­ мой процедуры экзаменов. В газетах не раз дискутировался :^и продолжает обсуждаться во­ прос, как лучше организовать систему приема студентов. В вузах и техникумах проводятся эксперименты, крепнет связь со школой. Словом, многое де­ лается, чтобы не просмотреть будущих Эдисонов. Но в этом мало утешительного для ро­ дителей сегодняшних, абитури- ентов-неудачников. Опять-таки не все метят в Эдисоны, пусть у сына или дочери просто будут «корочки». Начнем е того, нто„ не всякий, провал — горе. Иногда он —- благо. Если профессия выбрана. сознательно, то юноша или де­ вушка придут к ней. Через год, через два, через пя'ть, но при-: дут. Однако, бывает, что заяв-. ление подается в техникум или вуз под напором родителей, в. то время, как сам молодой уе-, ловек не знает себя и просто верит на слово взрослым, что бой, а Володя совсем отбился от дома. Просто в* драматиче­ ский час под родной крышей они не нашли поддержки. Аргумент «стыдно от сосе­ дей», «что скажут» — не заслу­ живал бы серьезного внимания, если бы действительно не был одним из главных возбудите­ лей родительского недоволь­ ства. Тут уж придется сказать об определенной гражданской ПОСОВЕТУЙ, «БРИГАНТИНА» МАМЫ, ПАПЫ И АВИТУРИЕПТЫ так надо. А надо ли? Вот и по­ являются инженеры «на трой­ ку», повара «на тройку», сло­ вом, специалисты, у которых душа совсем не лежит к делу, которым им теперь суждено заниматься. И это приносит не­ восполнимый ущерб и самому «троечнику», и обществу. «Нет ничего унизительнее, — писал великий педагог Януш Корчак, — чем зарабатывать на хлеб с отвращением». Поэтому ничего страшного, если после ■окончания школы придется пойти просто поработать. Иног­ да именно это определяет бу­ дущность, иногда само знаком­ ство С жизнью вне ШКОЛЫ; по­ может найти призвание. Не нужно забывать, что молодость — это поиск себя, и далеко не всегда взрослая подсказка к Не сложно понять и горечь родительского разочарования: другие же поступают! И вот не­ вольная зависть к чужим и та­ ким благополучным, детям за­ ставляет укорять своих как раз в такой момент, когда им нуж­ ны помощь и добрый совет.' Так рвутся незримые нити род­ ственных привязанностей, и ро­ дителям потом невдомек, по­ чему ласковая Лена стала гру- неэрелостй некоторых взрос­ лых, о торжестве обыватель­ ского над нравственным. Доб­ рожелательные люди и проя­ вят себя доброжелательно, а лицемерное сочувствие с под­ текстом скрытого злорадства только поможет разобраться, где же истинные друзья, а где :— мнимые. Другое дело, если опреде-. ленную родительскую раздра­ женность вызывает недобро- своему главному труду — уче­ бе. Тогда беспокойство обос­ нованное, потому что сегод­ няшняя лень, неумение заста­ вить себя заниматься, отсутст­ вие чувства долга приведут к росту иждивенческих настрое­ ний, затянувшейся инфантиль­ ности. Сколько вон их ходит так и не ставших по-настоящему взрослыми в свои 25, а то и 30 А срыв на экзамене... Что же, бывает. Только жизнь на этом не кончается. И будет еще все: и неудачи, и необыкновенные радости. Радостям положено радоваться, ко и неудачи нужно встречать достойно... Е. ЕМЕЛЬЯНОВА, инженер-социолог.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz