Ленинец. 1978 г. (г. Липецк)
ЛЕНИНЕЦ ЛЕНИНЪЦ СМОТР НА МАРШЕ (Окончание. Начало на 1-й стр.(. еще: на отчетно-выборном соб рании обсуждается положение дел буквально по всем направ лениям. И выводы, полученные в ходе такого обсуждения, дол жны стать руководством к дей ствию. У меня, например, по сле предыдущего отчетно-вы борного собрания появилась специальная тетрадь с учетом всех замечаний, предложений. В нее я заглядывал на протяже нии всего года. Есть у меня и еще лдна тетрадь. В нее я записывал дела нашего комите та. И теперь при подготовке до клада эти записи здорово помо гают мне. Ю. ШИШКИН: ~ Да, подго товить хороший доклад, ко торый стал бы запевом всего собрания, затронул чувства и мысли юношей и девушек, сложно. И поэтому правильно делают наши секретари, начав подготовку доклада заблаго временно. От этого во многом зависит успех собрания. Ю. ЛАРИОНОВ: — Если уж говорить о создании долж ной атмосферы на собрании, то, по-моему, ЭТО надо делать еще до' его начала. Пусть в фойе играет музыка, пусть бу дет празднично оформлен зал, где и выставка стенгазет, и выпуски «Комсомольского прожектора», пусть придут поздравить комсомольцев пи онеры из подшефной школы. Тогда и появится у людей нач строение обсуждать общие де ла страстно, заинтересован- ”°Й. РОДИОНОВ: — С ЭТОЙ жо целью мы стараемся: на отчет но-выборном собрании и на грады комсомольские вручить тем, кто этого заслуживает, И просто поблагодарить достой ных активистов. Кстати, о на ших активистах. В последние годы намечается стабилизация наших кадров. Есть вожаки, которые уже по 4—5 раз пере избирались. Естественно, имен но они работают, что называет ся, по большому счету. Опыт, комсомольская закалка отлича ют их. Мы стремимся не допус кать необоснованной сменяе мости кадров. Но, бывает, что это просто необходимо. Тогда рекомендуем чаще всего на должность секретаря молодо го коммуниста, опытного об щественника. И почти всегда выбор оказывается правиль ным. Достаточно сказать, что за прошедший отчетный пе риод в результате умелого подбора кадров заметно ок репли комсомольские органи зации ; электросталеплавиль ного, электроремонтного, фер росплавного цехов. Нынешние отчеты и выборы должны при вести к оживлению всей работы и в тех организациях, где пока еще немало нсоешенных про- Появятся у нас новые комсо мольские вожаки, новые ком сорги. Их надо учить, и мь| готовы к этому. Эффективная система учебы на заводе уже сложилась. ВЯЧЕСЛАВ ПОПОВ, зав. орг отделом Левобережного РК ВЛКСМ: — Причем, на НЛМЗ учат йе только-.-вожаков. но и резерв. Вот почему проблемы с кедрами, как таковой, здесь нет. 530 вожаков будет избрано в ходе отчетов и выборов и, уверен, это будут не только до стойные, ко и квалифицирован ные люди. И еще одно наблю дение. Комсомольская органи зация не НЛМЗ очень большая, в ней, если так М(Тжно выразить ся, несколько организационных ступеней. Но при всей сложно сти работники комитета комсо мола лучила, чем где бы то ни было знают до мелочей поло жение с отчетами и выборами в любом подразделений. И мы надеемся, что отчетно-вь|бор- ная кампания на Новолипецком металлургическом заводе прой дет, Что называется, без сучка и задоринки. Беседу за «круглым» столом записал С. БРОВАШОВ. Как хочется утром поспать^ Комбайн остановился. Слава I Но твердая, теплая рука ло- ловко взобрался на крышу. I жится на плечо: пора! I Вот уже вроде и умылся, и I позавтракал, а в себя не при- I шел. Еще бы! Лег поздно, сей- I час еще и пяти нет. И так поч- I ти месяц. Каждый день. I В шесть часов все пятнадцать — Не могут на ходу разгру I комбайнов уже в пол®. Тут уж" зить, — ворчит Слугин - млад I ----------------------- ---- ----------- -- Надо спешить. Обещали с отцом намолотить 7 тысяч тонн Г зерна. Сейчас пошла уже вось- — Скорее! Некогда стоять! Минуты три — и бункер раз гружен. Две тонны хлеба рекочевали в кузов грузовика Ш Е С Т А Я Ж А Т Я А РЯДОМ с НАСТАВНИКОМ На поле привезли обед. Ком байнеры сО’Средоточенно отмы вают руки, пофыркивая, плещут воду на лицо. Хорошо! Садят ся за дощатый стол. Нетороп ливо переговариваются: — Опять транспортер по рвался. Полдня провозились. от вялости и сонливости и сле да не оетагтся. На «Ниве» — отец и сын. Се мейный экипаж Слугиных вы ходит в поле уже шестую стра ду. Когда Славка закончил тре тий класс, отец, передовой ком байнер совхоза «Дмитров ский», сказал: — Ну, что, пойдешь ко мне штурвальным? Парнишка подпрыгнул от ра- Но в первый же день он по нял, что не так уж легко хлеб убирать. Не игра это, а работа. Нелегкая. Ответственная. Чуть задумался и — не заме тил, как заполнился бункер. Петр Дмитриевич только по смотрел на него: В то лето мальчишка стал хлеборобом. Воззрзщались до мой — мать встречала уважи тельно: садитесь, работники, поужинайте. Устали, поди... ...Солнце стало пригревать. Подсушило росу. За «Нивой» — пыль столбом. От нее серыми стали золотые Славкины воло- — Кабы роса не упала... За едой разговор смолкает. Механизаторы быстро, орудуют ложками. Здесь в хлеборобах ходят и восьмиклассники. Вон Колька Девянин еще «пяти клашка», а уже не новичок на уборке. ...После обеда Славка сел за штурвал. Ньжешним летом батя доверяет ему... ...Как-то в прошлую страду во время работы Петр Дмит риевич выглянул из кабины. Го ловой кивнул — указал сыну на свое место. Давай ты! Только начал — забило бара бан: черпнул земли. Первый блин комом. Но потом пошел, пошел —• получается! Тогда Слава, узнал эту чудес ную впасть над могучей маши ной. Все детали, все узлы ее в движении. И все подвластны его рукам. ...Комбайн тронулся. Отец и сын убирали урожай... Ю. ВОРОВЬЕВСКИЙ!. Приглашение в детство Пягна.дцатый .раз отметила праздиак 1 сентября 38 -я сред няя школа Липецка. ь А сегодня 'здесь открылся первый в области школьный Как только' упала раэрезаи» иая красная ленточка, посети тели музея заполнили его. Мно гие из ннх' йстановилисБ у стен да с фотографиями вьшускни-. Виктор Слепокуров. работ ник НЛМЗ,'задержался у «кс- торичеоких» фотографий. — Смотрю сейчас на юные лица моих одноклассников. И уже вроде бы такая далекая жизнь в этих классах, в этих -стеках встает передо мйой. Хо-чу И вновь каждое утро, перед тем, как идти в школу, ты ждешь своего товарища. Он всегда забегает' за тобой, и вы вместе спешите на уроки. Вот уя^ две недели, кзк «^ы не расстаетесь ни на день, разве только в воскресенье. !^нику- лы кончилксь. Вы собрались в своем классе. За пето накопи лось столько впечатлений, что вы до сих пор все друг другу не рассказали. Нам, в свою очередь, тоже захотелось рассказать вам о ре бятах, для которых летние дни были не менее ответственнее тех, когда нужно ходить в школу и ежедневно учить уроки. сказать большое спасибо наше му старому учителю Павлу Сергеевичу Плохих, го-вогрит Старый учитель уже на пен сии. Но Ой, никогда не теряв- ш:ий связи-со овоиадп ученикам,я,- хотел, . чтобы в школе тоже помнили обо всех, кто п-(^ищел сюда совсем маленьким, ке лгмеппт.м пигять и '-гатать. Трудно назвать присутствую щих здесь гос 1 я 1МИ. Все экспо наты, фотограс15ии, документы— о -них. К,3'К здорово хоть на несколько мгновений вер-иуться в детство! Вот' окимтш отлич-. ншко-в из-твоег’о. класса, вот ведомость успе&.аемости по чет вертям, полугодиям, годам.- По чему в чет1вер;той.четверти ие»1Ь- ше тпоечш11КОВ, чем в пед'вой? А, вспомнил... Саша помогал, Пете, Нина — й[ 1 ене. Немного позди.01вато решили оргаиизо- вать помощь. Эх, если б вер нуться в детство. Опять. Насов сем. А вот письмо КИДу от английских коммунистов. А во-т наш стройотряд в совхозе «Агроном». Надо же, и авто граф Сергея Лемешева сохра- ■иял'и!.. ' Н'о самое' иитбреаиое —-Экс-_ позиция, раоскавывающая о жизненных до.рогах : пвтоицев школы. Рабочие, педагога, уче- пые, инлеенеры.’Нелегко было, найти многих Из них.. Разлете лись по свету. Поисковая груп па, работавшая полтора года, отыскала почти всех. ...Раздался первый звогю-к. Десятиклассники проводили празднично одетых малышей по коридорам своей школы, „Учебу сегодняшних первоклашек, их '■ труд, отдых . запечатлеют ■„ш«о.льпые яетониеи и фотогра- ;ф!Й. История школы продол- - жаетея... Ю. ЛА\ЙСКИЙ. Шко.чьмый музей постоянно пополняется новымм экспоната ми. НА СНИМКЕ: Зоя Манохи на, Люба Курманова, Люда Ми хеева и Виктор Герасимов гото вят новую экспозицию. Фото А. Дрзбкина. Для ста двадцати ре бят пашей области учеб ный год начался с не обычной встречи. Секре тари комсомольских орга низаций > 1 ! 1 (ол были при глашены на учебу в пио нерский лагерь «,'V^ечта». Здесь они 'узнали много нового о комсомольской работе, обмси.члись опы том. Мекотопые из слу шателей шкоты подели лись с нами планами на новый учебный год. — Здесь, в школе комсомоль- -окого актива, я много расспра шивала ребят об-их делах, уче бе. Но, в первую очередь, меня йитересо.ва.ло; как руководители их хозяйств проявляют- заботу о школе.: Узнала^ как'иотерёсво ' ребята ■живут в •лагерях 'труда и отдыха, поетроейцых на-сред ства колхозов п -совхозов.' Мне оставалось только ■' зявидовать им. Дело в то-м, что несколько лет вдет разговор об открытии -такого лагеря и у нас. И вот- весной нас обрадовали извести- Л1Ы - КОМСОРГИ о чем мечтали в «М ечте » ... Г АЛЯ Попова, Добровский район, Замартыновская школа; — Для меня руководить ра- “'ботой К01митет8 комсомола шко лы особенно ответственно. Де ло в том, что я,сменила Любу Коидратьеву,' котО'рая ^была де легатом восемнадцатого съез да комсомола. Сами пони1маете,*' что .значит заслужить это пра во. Выбрали Любу делегатом-: за то, что она велккоАепдо учи лась, была настоящим лидером среди ко1м-сомольцев школы, бригадиром штурвальных дев чонок-девятиклассниц. Работа ла на жатве лучше всех. Уста вала не меньше других, но всегда находила силы поддер жать одноклаоснча. ' ХочеАя, чтобы традиции Любы и ее дру зей укрепились. Я думаю: так и будет. И не я одна этого хо чу, а все ребята. Кстати, иы- неШ'Н'им летом тринадцать девя тиклассниц опять работали штурвальными комбайлов!.. Лида Маркина, Лев-Толстов- ский район, Головищинская школа: ем, что летом он, наконец, бу дет. Око-ло пятидесяти ребят пожелали жить -и .работать в нем. Готовы были сами благо устроить наш го.родок. Мечтали, как -после-трудового дня будем вместе печь картошку на .кост ре,- петь ‘П.6СИИ, готовить концер ты. Но лето прошло,- а лагерь так не открыли. До следую щих каникул целый учебный год. .Мо-жет быть, за это время паша мечта осуществится. Мы готовы оказать любую помощь! На нас вполне можно положить ся. Например, прошлой осенью наши ребята собра.ли с каждого гектара свеклы гораздо больше, чем в колхозе;.. Нина Бровкина, Ратчинская школа, Добровский район; — Главное, чтобы ребята из комитета комсомола лучше знали сос^е-вности и увлечения каждого старшеклассника. Тогда моиию сделать гораздо больше полезного, хорошего и для школы, и для колхоза, и для самих себя. Нынешним ле- ТО1Мпроизошел такой случай, * Собрали-сь члены произвеИот- венйой бригады' перёА начало-м работы в поде. А Таня Кондра? шова' вдруг говори'!': «Извиииг те; ребята, но я с вами не могу' работать...». 01{азы.вается, н а ' колхозной ферме она попросила' дать еГгтруппу ‘телят. И гово-' "рят^об-этом так, будто в чем-то' провинилась. А ведь она взя лась за важное дело! Работала ' Тан-я па фер-ме все лето. Каж-' дое утро вставала в четыре ут-' ра и бежала к своим подопеч-' ным. Часто, ВИ.ДЯ, как Таня' поздно вечером- воаврашалась' домой, я досадовала на то, что' мало кто из ребят- звал об этих 1 трудных днях Тави^ А как было I бы приятно,-если бы кто-нибудь' к ней подошел и просто- спро-( сил:--«Тань, ка:к у тебя дела на^ фепме 7 », предложил помощь. ( - Я думаю, перед началом лет-, ннх.'Ка-н-икул ребят нужно, тор-^ жеет-векяО- провожать на рабо-| ту.-Еще не-'знаю,-как это мо-, ’жет 'быть. -Хорошо бы подарки ^ ■гдарить: доброе напутствие ска- ^ зать... Летом комитету комсомО-^ ла, по-моемУ; нужяо все время следить, как: идут деда У ком-^ со1Нольцев'-старшехлаС:СН-иков,. а ^ в сентябре- под-водить итоги.- Но для того, чтобы! итоги радо вали, надо подготовку к лету на1чикать.заранее. Оля Елиссенко, г. Усмань, школа № 3: —■Что ИИ говорите; а для то го, чтобы жизнь после уроков была интересной, нужно сво бодное помещение, где и диспут, и собрание можно провести,- .и .всевозможные конкурсы устро ить. Но в нашей школе тесно, Во всех кабинетах идут занятия во вторую сгмепу. В лрошлом году начали соор^ать при стройку. Это хорошо. Только бы не откладывать новоселье па следующий год, Комитет комсо мола решил помочь строителям Я хочу, чтобы ребята работали без указания учителей, рвались' на стройку сами. Как добиться' этого? Организуем соревнова ние между ко.мшм.ольс«и-ми группами-: Будем подводить итоги сделанного, напраждать победитолей. По-моему, работа на стройке сдружит, закалит В АВИАМОДЕ.ЛЬНОЙ ла боратории его зовут не иначе, как Юсупчик. Лас кательно? Пожалуй. Но .больше уважительно. Потому что восьмиклессник Юсуп Ибраги мов, этот невысокий, стройный мальчик с удивительно спокой ным взглядом светлых глаз, уже может научить многому своих сверстников. ...Как-то Коля Налетов при нес журнал «Моделист-конст руктор», где был помещен чер теж самолета с электродвига телем. Как к нему подсту питься? Судили, рядили. И, ка залось, только Юсуп не увле чен замечательной идеей скон струировать самолет с мини атюрным электродвигателем. Он молчал; Зато через' две не дели принес настоящую копию самолета «Блерис», на котором в начале века знаменитый французский летчик и конст руктор пересек Ла-Манш. Мо дель была изящно выполнена и снабжена электромотором. В тот же день под радостные воз гласы мальчишек самолетик Юсупа прошел испытания. ...Делал Юсуп копию «Нью- поре-17» того самого, не ко тором первые летчики Красно го Воздушного Флота громили белогвардейцев, белополяков и интервентов в годы граждан ской-войны. С любовью строил мальчуган этот самолет. Но вот тут проблема: кого посадить в кабину? Ребята, желая помочь, притащили кто что мог — кук лу, пластмассового Буратино... Нет, не то! Там должен сидеть Юсуп попросил кусок пено пласта. Его острый скальпель высек сидящую фигуру летчи ка в шлеме, очках, куртке. Юсуп тщательно раскрасил ее, покрыл лаком. ...А началось это увлечение не сразу и не очень давно. Много мальчишек-шестиклас- сников в те сентябрьские дни ; пришли в авиамодельную ла бораторию областной станции юных техников. Ахали, охали, глядя на изящные длиннокры- ' лые лайнеры, тайлдерные моде- ' ли, оснащенные двигателями и ' часовыми механизмами. ' И всем, конечно, страшно хо- К т о пос трои т с а м о л е т . . . ИР т в о и х УВЛЕЧЕНИЙ телось сделать все сразу, да так, чтобы хоть завтра — на аэродром и летать. Вскоре притихшей детворе стало известно, что в таком де ле, как конструирование лета ющих авиационных моделей, ни за что не обойтись без столяр ных, слесарных инструментов. И нужно научиться р*аботать ими как следует. А чтобь! ■-все получалось точно, необходимо овладеть и измерительными ин струментами. — Ого! — сказали самые не терпеливые. И на следующее занятие людей пришло гораз до меньше. Все те-условия Юсупу тоже не понравились, но о« пришел. На нем----фартук, сшитый мамой. Из кармашка торчат линейка, карандаш, блокнот, в футляре — набор надфилей и особый нож из куска ленточной пилы, — отец, инженер,' помог сделать. Так и начал работать в лабо ратории Юсуп, выполняя самую что ни на есть простую >«еве-; матку»: палочки, ниточки, пели, росная бумага. Вот и вевь са- ~ Да будет ли он летать!? Мальчишки хмыкали. И Юсу пу не оч 1 ень хотелось возиться с этим «аппаратом». Но- он уже не раз слышал, как гово рят авиамоделисты: «У нас в лаборатории абы как не рабо- И он старался вовсю: из-под наждачного бруска реечки вы ходили точно полированные, струнами звенели натянутые нити. Вытаживал раскален ным утюгом папиросную бума гу, делай ровную обшцаку, кра сиво* соединял швы клеем. Мальчишки, глядя на него, заторопились, засопели от усердия, как бы не отстать. По-- серьезнели. Дело, закипело. И у. них получились хорошие мо дели. Правда, самолеты Юсупа летали лучше других. Два года трудился Юсуп над таймёрной моделью самолета — той самой, которая оснаща ется мощным мотором, разви вающим- свыше десяти тысяч оборотов в минуту, а управля- -ет его работой и всем полетом Ч1асовой механизм. Справился мальчишка с кап ризным мотором, винт которо го не раз пребольно, до кро ви бил .ПО; пальцам. Точность действия часового механизма довел до десятых долей секун ды. Потом были долгие трени ровки в полевых условиях. Мо дель то летала, то не хотела ле тать, в однажды врезалась в землю. Ремонт юный конструк тор выполнил очень тщательно, и поломка не ухудшила летные качества маленького самолета. Соревнования. Одни. Вторые. Стартовал самолет Юсупе-Иб рагимове уверенно. Мотор, зве нел, автоматика действовала безотказно. Он — чемпион го- Нынешняя осень в авиацион ной лаборатории началась с того, что опять пришли новички. И всем, конечно, хотелось сде лать сложные модели. Да так, чтобы хоть завтра — на аэро дром и летать. Теперь уже не я, а Юсуп убеждал мальчишек в необходимости начать с малого. Я думаю, у него это получилось ничуть не хуже, чем у взрос лых. Ведь нынешним летом он доказал, что знает, с чего луч ше начинать... Он стал чемпио ном области. Г. РАДИОНОВ, мастер спорта СССР, директор овпаетяой стан ции юных техникой, г. Липецк. В КАТАКОМБАХ АДЖИМУШКАЯ Все началось с того, что по пала в руки липецких школьни ков, членов военно-патриоти ческого клуба «Меридиан», книга «В катакомбах Аджимуш- кая», выпущенная в 1966 .году. На одной странице ~ портрет. Красивое, открытое лицо капи тана Виктора Митрофановича Левицкого — Начальника ре зерва политсостава Крыллского фронта. Приказом, сводящим разрозненные подразделения в отдельный полк обороны Ад- жимушкайеких каменоломен, В. М. Левицкий был назначен командиром батальона. Злеве- ц«ий взрыв под землей, что зал жизнь полковника Пав- Максимовича Ягунова — командира подземного гарни зона, дорого обошелся и В. М. Левицкому. После ранения у него качалась гангрена, и под сводом каменной крыши, при свете фонарей ему в «опера ционной» подземного госпита- ампутировали ногу. Без наркоза. Почему членов клуба «.‘Ме ридиан» заинтересовала судь ба капитана, пропавшего без вести! Он был из .Липецка... Затем из газет ребята узна ли, что в подразделениях под земного гарнизона сражались бойцы Александр Максимович Боев и Николай Еаеипьевич Ша- матов. Последнему командова ние поручило е труппой вои нов подземного гарнизона про бить колодец в каменном полу каменоломен. Это было ответ ственное задание, без воды могли погибнуть тысячи людей. С саперными лопатками, шты-' нами, тесаками пришлось прой ти 16 метров камня, чтобы до браться до веды. Под землею встретились Александр Боев и Николай Ша- матов. Оказалось — земляки, учились в одной елецкой шко ле. После войны Щамвтов стал строителем, а Боев начал рабо тать фотокорреспокдентом га зеты «Красное знамя» в горо де Ельце. Это они, друзья по и напутствие р там из «Меридиан;»»; помочь найти пропавших без вести ад;;, жимушкайцее. г уже пять пет, как Керчь приезжают учащиеся 9-—-Ю-х классов липецких школ. Разбив свой лагерь око ло темных зевов >каменоломен, экспедиция ведет раскопки за валенных при взрывах отсе ков и штолен. Находки могут позна.чомить вооружением наших войск 40-е годы. Много снарядов раз ных калибров. Найдены штыки, автоматы, противогазы, каски, котелки — все это передается в филиал музея,'созлаютийс.'! под сводами каменоломен. Экспедиция «Аджим«(Н''ай- 78» была очень ееоьезной. Очи щено 150 метрвф^ коридора, ко торый идет и запасному выхо ду. Он станет частью маршру та подземной экскурсии. Немало потрудились Сергей Романов, Виктор Камнев и Сергей Богданов. Они вели рас- и и реставриоОвали экспо зиции подземного музея, при- 1 ЛИ участие в строительст ве .мемориала в память защит ников Аджимушкзя. А пример показывал веем Владимир Федорозич Татарни- труд ребят увенчался успехом. Армейские документы, поле- «ые сумки, письма — все это обнаружили : искатели, переда- I подземному музею. Из темноты на свет извлече но изображение на мраморе; серп и_^Аопот. Кто-то из аджи- мушкайцев высек этот великий символ. И каждый из следопы тов подумал; да, речей союз серпа и молота! Ради его со дружества шли на муки, кг жертвы те, кто опустился в ка меноломни в далекие годы Б, СЛУЧАЙНО. Керчь—Липецк. «Спасибо, что ходите «Спасибо, ребята, что ходите ко мне. Я рад, когда вы хоро шо учитесь... А то есть такие, что не слушают, а только ша лят. А то, что я вам говорю, нужно для вас будет. Вы вспом ните, когда уж меня не будет, что старик говорил нам добро», —говорил Лев Николаевич Тол стой яснополянским ученикам. Дети любили и любят Льва Николаевича. Те, учившиеся Яснополянской школе, где. учи телем был велики^ писатель, те, с кем Леа Е1иколаевич строил снежную гору и катал ся на коньках во дворе Хамов нического дома в Москве,' и те, которые живут сейчас, зная Толстого лишь по его книгам книгам о нем. Прошедшим летом, в июне, в городе Туле состоялся Всерос сийский литературный праздник школьников, посвященный 150- летию со дня рождения. Если заглянуть в программу празд ника, не зная заранее о том, 1Н -— детский, можно по- дуллать, что все ее пункты — только для взрослых. Посудите сами: секции —■литературовед ческая, литературного краеве дения, искусствоведческая, творческая. Их руководители — научные сотрудники Академии педагогических наук СССР, Го сударственного , литературного музея, работники Министер ства культуры, члены Союза кинематографистов СССР. Ре бята на заседаниях секций де лали доклады. Приехали они со всех концов России. Липецкую область представляли старше классники первой Лебедянской школы вместе со своей учи тельницей Ией Серафимовной Срсовой. Шесть докладов еде- ребята, ко мне...» пане ими, шесть дипломов при везли ребята со Всероссийских литературных чтений. Готови лись к этому событию долго. Многое в Липецком крае свя зано с именем Толстого. Не только потому, что он бывал здесь. Своим творчеством он ывал влияние на других писателей —- наших земляков, с которыми был лично знаком, А Люда Маслова рассказала о встречах с Толстым известного музыканта Игумнова, народно го артиста СССР, лауреата Гог сударственкой премии, доктора искусствоведческих наук, чье детство прошло в Лебедяни. Но не только лебедянские ребята готовились к юбилею писателя. В нашей области писались конкурсные сочине ния, посвященные его творче- Вера Иванова, восьмиклас сница сорок четвертой школы, принесла в «Бригантину» иллю страции к рассказам Толстого, Конечно, ей трудно пока со перничать с маститыми худож никами, но в ее рисунках есть нежность и доброта. Как раз то, что хотел увидеть Толстой в самых первых иллюстрациях к своим книгам, которые делал единственный мастер, работав ший по непосредственным ука заниям самого писателя, Ми хаил Башилов. «Спасибо, ребята, что ходите ко мне»... Кажется, что сиазал это Лев Николаевич мальчиш кам и девчонкам нашего вре- Рнсунки Веры Ивановой к рассказам дпя детей Льва Ни колаевича Толстого „ «Фмпи- пек» и «Кавказский пленник». С ейчас мне кажется, что вфемеии' бояее грустно го для меня не будет. Дело в том, что, месяц назад я провалилась на вступительных экзаменах по руоокэму языку в техникум. Я очень расстроилась, ДОЛГО-плакала. Было .жалко се бя, не только потому, ,что не сбылась моя-мечта, а еше боя лась мамы. И, действительно,. не нрощло ни одного, дня, что бы она не обозвала меня лоды рем и бездарем. А какой же я лодырь и безда.рь, если все лето занималась? И ведь перр.ый э.к- замеи я сдала ла четверку. А далеко не все по математике по лучили, хорошую оценку, выходит, из-за .того, что .я не смогла расставить правильно зашятые, теперь ии с по.1ружка- ми ^встречаться, • не могу, ни в кино сходить. Сто-. ИТ мне только куда-ни будь собраться, мама мне-!:,о- ворит: «Лучше б учебники чита- ,ла». И ей очень стыдно перед соседями из-за меня. Ведет се бя та-к, будто я совершила пре ступление. Нина М. Э ТИ августовские дни принесли много разоча рований в семье: сын не прошел по конкурсу, дочь «срезалась» на математике... Домашние драмы, упреки рас строенных родителей, слезы , «провинившихся». А, собствен но, что случилось? Испытали се бя девушка или юноша на перч вой почти взрослой трудности — экзамене в вуз или техни-, „кум. Не вышло, Пр;^ннны могут быть самые разные. Тут и спа-, бая подготовленность, порой и неумение собраться в нужный момент, тут сказывается и не^ совершенство фор.м отбора, са мой процедуры экзаменов. В газетах не раз дискутировался :^и продолжает обсуждаться во прос, как лучше организовать систему приема студентов. В вузах и техникумах проводятся эксперименты, крепнет связь со школой. Словом, многое де лается, чтобы не просмотреть будущих Эдисонов. Но в этом мало утешительного для ро дителей сегодняшних, абитури- ентов-неудачников. Опять-таки не все метят в Эдисоны, пусть у сына или дочери просто будут «корочки». Начнем е того, нто„ не всякий, провал — горе. Иногда он —- благо. Если профессия выбрана. сознательно, то юноша или де вушка придут к ней. Через год, через два, через пя'ть, но при-: дут. Однако, бывает, что заяв-. ление подается в техникум или вуз под напором родителей, в. то время, как сам молодой уе-, ловек не знает себя и просто верит на слово взрослым, что бой, а Володя совсем отбился от дома. Просто в* драматиче ский час под родной крышей они не нашли поддержки. Аргумент «стыдно от сосе дей», «что скажут» — не заслу живал бы серьезного внимания, если бы действительно не был одним из главных возбудите лей родительского недоволь ства. Тут уж придется сказать об определенной гражданской ПОСОВЕТУЙ, «БРИГАНТИНА» МАМЫ, ПАПЫ И АВИТУРИЕПТЫ так надо. А надо ли? Вот и по являются инженеры «на трой ку», повара «на тройку», сло вом, специалисты, у которых душа совсем не лежит к делу, которым им теперь суждено заниматься. И это приносит не восполнимый ущерб и самому «троечнику», и обществу. «Нет ничего унизительнее, — писал великий педагог Януш Корчак, — чем зарабатывать на хлеб с отвращением». Поэтому ничего страшного, если после ■окончания школы придется пойти просто поработать. Иног да именно это определяет бу дущность, иногда само знаком ство С жизнью вне ШКОЛЫ; по может найти призвание. Не нужно забывать, что молодость — это поиск себя, и далеко не всегда взрослая подсказка к Не сложно понять и горечь родительского разочарования: другие же поступают! И вот не вольная зависть к чужим и та ким благополучным, детям за ставляет укорять своих как раз в такой момент, когда им нуж ны помощь и добрый совет.' Так рвутся незримые нити род ственных привязанностей, и ро дителям потом невдомек, по чему ласковая Лена стала гру- неэрелостй некоторых взрос лых, о торжестве обыватель ского над нравственным. Доб рожелательные люди и проя вят себя доброжелательно, а лицемерное сочувствие с под текстом скрытого злорадства только поможет разобраться, где же истинные друзья, а где :— мнимые. Другое дело, если опреде-. ленную родительскую раздра женность вызывает недобро- своему главному труду — уче бе. Тогда беспокойство обос нованное, потому что сегод няшняя лень, неумение заста вить себя заниматься, отсутст вие чувства долга приведут к росту иждивенческих настрое ний, затянувшейся инфантиль ности. Сколько вон их ходит так и не ставших по-настоящему взрослыми в свои 25, а то и 30 А срыв на экзамене... Что же, бывает. Только жизнь на этом не кончается. И будет еще все: и неудачи, и необыкновенные радости. Радостям положено радоваться, ко и неудачи нужно встречать достойно... Е. ЕМЕЛЬЯНОВА, инженер-социолог.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz