Ленинец. 1978 г. (г. Липецк)
ЛЕНИНЁД ' л ГИТБРИГАДА «Опти- /Ж мист» ТУ-27 г. Липецка * * существует всего три года, но этот уже широко изве стный коллектив стал победи телем многих конкурсов. В ар сенале его наград и звание ла уреата Всесоюзного фестива ля, и Почетные грамоты Мини стерств культуры СССР и РСФСР, Госкомитетов СССР, РСФСР, Латвийской ССР, жур нала «Агитатор», областного ко митета ВЛКСМ. За минувшие три года четыре раза мы виде ли выступление агитбригады по Центральному телевидению. При всем этом четырежды ме нялся состав агитбригады и участников художественной самодеятельности, так как срок обучения в училище 10—18 ме сяцев. О проблемах эстетиче ского воспитания рабочей сме ны размышляет художествен ный руководитель агитбригады А. И. Шабанова. П ОСЛЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ ,по телевидению в програм ме «Ребята настоящие» мы получили много писем. Из Талды-Курганской ■ области пишет ученица девятого класса Геля Хван: «У вас, видимо, очень интересная жизнь». Из Красноводска — Ирина Божен ко, продавец: «Пснравялось вв- ше выступление. Видимо, все свободное время вы отдаете ло того волнения, какое испы тывали все, когда эту же песню исполняли • учащиеся нашего училища вместе с ветеранами войны, работниками училища и машинистами железнодорож ного цеха базового пред приятия НЛМЗ. Стоят 17-лет ние юноши, чьи ровесники ухо дили когда-то на фронт, и ря дом ветераны— вся грудь в орденах и медалях. Чтобы най ти пути к сердцу зрителя, нуж но к каждому -. концерту гото вить программу, соответствую щую празднику, событию. Обязательно, надо твердо верить в способности ребят. У каждого они есть. Никогда не торопитесь усомниться в этом. Часто бывает, что учащийся вовсе не подозревает о своих способностях. Да и где ему петь? Дома? Мама сразу: «Что распелся, уроки выучил?».. В подъезде? Слышат: «Хватит- горланить, хулиганство какое- то. Никому покоя не даете». Сначала мы приглашаем ре бят просто петь. -Поскольку в большинстве своем к коллек тивному, организованно.му пе нию они не приучены, понача лу стесняются. Смеются, закры вают рты воротником, косятся, друг на друга. А на десятой ре петиции не узнать ребят. Поют с увлечением, без стеснения. После этого начинаем подби рать репертуар. Чаще такой. ВОСПИТАНИЕ ТВОРЧЕСТВОМ любимому делу. С.мотрела пе редачу и думала о том, почему каши парни не похожи на ва ших? Их не заставишь занимать ся са.модеятельностью. Счита- ■ют, что это стыдно». И из горо да Усолья Куйбышевскей. обла сти студентки сельхозтехнику ма просят совета, как «выта щить» на сцену ребят. А секрета здесь никакого и Просто в наше.м училище к художественной самодеятель ности относятся очень серьез но, как к важнейшему, фактору в воспитательной работе. Вы спросите; разве есть такие, ко торые откосятся иначе? Сколь ко угодно. Я часто была свиде телем того, когда и учителя, и родители запреш.ают занимать ся в кружках, если ученик пло хо учится. Людям бывает не вдомек, что именно увлечение спортом или творчеством мо жет стать стимулом для воспи тания срганизовэнности, трудо любия, ответственности. Мно гие зрители видели; у нас вме^ сте с ребятами выступают и директор училищ?, и его заме стители, мастера производст венного обучения, ветераны Ве ликой Отечественной войны. А ведь и в школах, и в других учи лищах есть учителя, которые хорошо поют. А Би.дели вы ког да-нибудь, чтобы они выступа ли на смотое вместе со своими учениками? Нет. А ведь пою щие и танцующие с ребятами преподаватели — это как раз. тот пример. КОТОРЫЙ придает важность мероприятию, серь езную оценку делу. И еще од но. не менее важное ус-ловие дл.ч успешного развития само деятельности — эмоциона.ль- ный заряд. Как-то на с.мотре учащихся школ мне пришлось слышать в исполнении девяти классника песню Тухманова «День Победы». Х о р о ш о пел паренек: поставленный голос, неплохой аккомпанемент. Нр у него, ни у 'зрителя не бы- которыи развивает желание продолжать начатую работу. А тогда уж разрешим принять участие в концерте. Стало быть, залогом успеха является и ответственность руководите ля и участников за качество ис полнения. Ну, кого сегодня уди вишь хорошим выступлением? По телевидению ежедневно можно услышать и увидеть за мечательные коллективы стра ны. Зритель уже давно зна ет, что такое хорошо и что такое плохо. Но когда поют свои ребята, уже другой инте рес. И именно поэтому скидки на качество не жди. Исполни тель всегда должен испытывать чувство благодарности к зри телю за то, что о,н пришел его послушать, оставив другие де ла, любимые занятия. Тут ты его не обмани, потрудись, по старайся. Боепитание чувства ответственности у исполнителя — необходимое условие в до стижении успеха. Работать по большому счету, постоянно помня о том, что другие тоже стараются быть не хуже тебя. В начале учебного года мы «создаем задел». С*уже сфор мировавшимся коллективом ху дожественной самолеятепьно- сти едем на сельхозработы к ..новичкам. Веселые, жизнера достные. Концерты, танцы, песни. Новички пока еще ра зобщенные, настороженные. «Это пройдет. Мы тоже начи- на.пи с этого. Еще 'хуже. Танцев не было, а у вес вон свой ин струментальный ансамбль уже есть. Приедем в училище, кач нем готовиться, жизнь интерес ная начке-Гся». Тан или пример но так говорят участники агит- боигады учащимся нового на бора. Из года в год передают ся традиции. Отчитываются пе ред новичка.Ми выпускники. Много сделано за 11 .месяцев учебы. Освоили старую п!зо- грамму агитбригады, сделали театоализованную композицию к XVII! съезду ВЛКСМ, приня ли, участие в областном слАОтре художественной самодеятель ности, в творческом отчете уча щихся профтехобразования в .Латвии, были в туристической поездке в г..Керчи, где высту-' пали с концертами и готовили новую программу . на конкурс, побывали в подшефном совхо зе,'выступали на празднике же лезнодорожников базового предприятия. Когда же тут с гитарой в подъезде стоять? Некогда. За няты. И занятость-то празднич ная, радостная. А учеба? Она всегда для нас — главное. Са ми обстоятельства заставляют подтянуться. Выходишь на сцену — на тебя сотни глаз. Если ты лодырь, двоечник, нарушитель дисциплины, ну, кто примет всерьез тебя и твое искусство? Тут уж точно определят, чего ты стоишь. Трудно за короткий срок подготовить программу. Трудно работать, не имея помещения для занятий. Трудно, трудно. Но почитаешь письма бывших участников художественной са модеятельности, ушедших слу жить в ряды Советской Армии, и думаешь’; ра,ди всего того, о чем они пишут, стоит работать. Вот письмо Сергея Слабодяна: «...считаю, мне повезло в том, что я учился в 27-м училище, где была художественная са модеятельность. Сколько хоро шего я получил. Я как-то на окружающий мир стал смот реть по-иному. Вспоминаю всю нашу программу. В новогод нюю ночь стоял на посту. Б этот ААОмент песню вспоминал «А я в Россию домой хочу». Выступайте, работайте, спите спокойно — и здесь ребята то- ?ке что надо». Михаил Покидов, участник «Оптимиста» первого состава: «...посыпаю вам стихи, может, пригодятся в сценарии. Смотрел на корабле по теле визору выступление новой агитб.оигады. Ребята -не верят, что я лауреат Всероссийского конкурса исполнителей баль ного танца. А когда уж вы по телевидению в выступлении сказали, откуда приехали, при стали — давай показывай, учи». Саша Плешанов; «...Смотрю — наши из ТУ-27, и Витя Никитин во весь экран. РазЕолновелся я здорово и сейчас успокоиться не-могу. Бее спят, а я пищу. Вспомнилось былое — концер ты, ре.петиции. Очень рад, что Е_ училище есть ребята не хуже нас, а деже лучше. Рад, что они поддержали честь и славу «Оп тимиста». У меня здесь хранят ся все вырезки из газет об агит6оигаде.'И каждая весточка о ней для меня — большая! ра дость». Валерий Захаров из БлЗт дивосточа пишет; «...эмоцио нальней воспринимаю окружа ющий мир». Каждый участник агитбрига ды, заканчивая училище, зелол- няет анкету участника художе ственной СЕ.модеягелькости. И никто не написал, что время, проведенное в художественной самодеятельности, он провел зря. Нет. право же, ради этого стоит работать, стоит отдавать всего- себя любимому делу. А. ШАБАНОВА, художественный руково дитель агитбригады «Оптимист» ТУ Н9 17. И ТЕАТР, И МУЗЕЙ, И САД Знаменитое выражение «те атр начинается с вешалки» не сколько устаревает для театра, ' тюторый расположился в сзааом центре Москвы, — известного во всем мире Государственного Центрального теагаз кукол. В скором будущем его здание на шумном Садоебм кольце будет дополнено летним садом. Он раскинется во дворе тоатрз. Проект этого от 1 фытого фойе разработан архитекторами ин ститута «Моспроект-3». По их мысли, вся отведенная под сад территоия должна превратиться в неповторимый ландшафт. За годы, прошедшие после переселения в новое здание, театр превратился стараниями его бессменного художествен ного руководителя народного артиста СССР Сергея Образцо ва, художника по сбразовакию, и группы московских архитек торов в настоящий музей и уголок етдыха, где интересно как детям, так и езреелым зри- В. КУЛИКОВ, Москва. корр. ТАСС. А НСАМБЛЬ! В нем моя жизнь,. — гово рит руководитель ансамбля трудовы.х резервов . Н. Я. Черников. И сказало это. не радггкрасного-словца. 20 лет жизни связано у Черникова с этим коллективом, который сей час широко известен в стране, стал лауреатом Всероссийско го и Всесоюзного смотров, худо жественной самодеятельности, ‘ лауреатом премии имени Валён-;- тина Ско 1 роходоза. . Николай Як,ов.девач был пер вым участнико.М',:-.'ансамбля. И вместе с другими ро-долачаль- никамя коллектива; А. П. Мис- тюко.вым и Г. И. Галкиньш не мало сдапал для творчёакого ро- ' ста самодеяте.тьяых 'артисто-в. Эту, большую работу по эстетй- ческо.му . воспитанию мо.тодежя вькоко- оценило гбсударств-о. ;В ! 196-0^ году Мистюков был удо стоен по-четя-ого звання зас.ту- -женлого артиста РСФСР, а -Г. И. Галкии — звания за-слу- работшгка культуры РСФСР), и для хор-мейстера Зои Василь- евны Мистюковой, - и конечно же, для его участннжов, Репетицпи в ансамбле прово дят три раза в неделю. И часто вместе с уже опытными масте рами на сцену выходят новички. Коллектив енсегодно обновляет ся почти наполовину: приходит молодежь, уходят' старожилы. Но, покидая коллектив, они уно сят- с собой негасимый оТо-нь ■таор-чества, стремлеиие и даль ше быть бл-и-эгатм к высокому искусству народной песня, Тан ца. Немалая заслуга в этом Ни колая Яковлевича. Можно быть уверё-ннь 1 м, что как бы ни сло жилась судьба вы-пусшшков этого ансамбля, они всегда бу- ■дУт-актив-ными оргаиизаторам-и Самодеятельного художествеп- пЬго творчества. Да н не толь ко самодеятельно-го. Ан- са.м-бль . дал многим свои.м пи- то-мцам путевку на профессио нальную сцепу. Среди них; В. Бухтияров, заслуженный ар- ШКОЛА НАРОДНОГО ИСКУССТВА жапного работника культуры. Творческая летопись ансамб ля началась с 23 февраля 1958 года {так официально считает ся) — это было их'первое вы ступление на сцене Дома офи церов. Г'1 в- этом же году они были приглашены в столицу на шей Родины, где выступали на ВДНХ перед пре,дстав-итедями в-ерх союзных республик. А осе нью самодеятельпые артисты вновь были в сто.л-ине с празд ничными концертами на торже ствах, проводимых в честь 40- летн-его юбилея ВЛКСМ. Успех, который выпал здесь на- долю -ансамбля, стал еще о-ди-им под- "тверждеиием правильности пу ти, по ко'т-ор-ом-у развивался мо лодой коллектив. Уже тогда опытные специалисты отмеча ли богатство ренэртуара , эн тузиастов самодеятельного ис кусства из Липецка, ' их само бытность, ис-крениость. В неус- танно-м творческом поиске обре тал коллектив художествеи- иу.ю зрелость, а вместе с этим и пр'иэпаняе. В. 1959 году ансамбль стал победителем во Всесоюзном ра- тпофеСги-ва-ле русской народной песни самодеятельных ко.мек- тивов страны и ему вьшала большая честь выст'тоать перед делегатами 1-го Всесоюзного хорового общества. Концертов было много и в Кравдевс.ком Дворце съездов, н в Лужнижах. Начались первые поездки за границу, которые налагали .на ртководнтелей коллектива и его участников повышениую ответ ственность. За рубежом к рус- ск-ому Ф ольклору огиосили - сь с каким-то особы-м В 1 ним,анием. Не хо-гел-ось ударить в грязь ,ти- по-м. Высокий артистизм буду щих \ 1 ет.ч 1 Л!УРгов. строителей, создателей тракторов, гармо- ИН'Я замысла и. исполяения, в:.гбШ 11 яя красота лилий русское го наро-лпого тайна П'0.К0|рил--и многотысячную аудитаршо. Хормейстер ансамбля 3. В. .Мистюкова расскэзывала о встречах в Италии. Зрители с ’БОСхидеянем отзывались о рус ских. Вот эту доброжелатель ность и го-степриимство ан самбль о-шущал потом и в Гре- иии. -я'в Турц-ип,'и в Б-о.дгарии, н в Юго-славин, и на Кубе. Вез де, где бы ни дозо.дилось вы ступать, юны-м танцорам и пев цам из далекого Лияецка не- измепяо сопутствовал успех. Но труд артиста нелегок. Рабо ты было м;аого н для руководи теля знса.мбля Зас-Л'ужвН 1 Ного ваботиик-а культуры РСФСР Николая Яковлевича Черникова (он встал' во- главе холлеетива в 1970 году), и для балетмей стера Гевиадия Ивано-вича Анд- рейчева (тоже заслужеаного тист РСФСР, выступает в Мосэстраде, В. Медведев, за служенный артист РСФСР, — в Кра-сиоярском ансамб,те танца Сибири, В. Рязанов — в ан самбле танца Союза ССР, Поют и танцуют в Во-ронежско-м, ,Ар- хан.гельско-м, Рязанском, Кубан ском го-сударствеиных коллек тивах около 40 бывших во-епи- танник-ов ансамбля. Всего через этот коллектив ппошло более трех тысяч юношей и девушек, которые получили хорошую школу хоро-аого творчества, по-зн.акомилпсь с русским на родным иоку-сстзом. Для каж дого участника ансамбля кол лектив стал настоящей школой эстетического ’воспитания. Главиое, что'ансамбль не т-о-ль- - ко помог этим талантливым ре- бята-м развить свой художест венный в-кус, но и восп,итал в них творческое отношение к , труду, ичебе, жизни. Наставни ки '^ебят, открывая молодежи красоту нациовалшого искусст ва, богатство русского фольк лора, в частности, само.быт- ность и художественное миого- образие песен и танцев Липец кого края, учи.ли их, что без знаний о крае’ о его народе, традициях, пусть даже приобре тенных самообразоватаем, во .может быть, совершенства в любимо-м деде. Ведь еще Гет.е говорил; «Только дилетада от носится к искусству как хал турщик к ремеслу». Ребята, приезжая на гастроля в села родной области, (а надо отме тить, что здесь они довольно ча стые гости), эяакомилпсь с ме стными обрядами, отбирая луч- ш,не образцы песен и танцев. Народный ансамбль поддер живает тесную творче<жую связь с профессноналыш.ми коллективами, их руководхпе- лямп и комяозитооами: народ ной артисткой СССР Т. Устино вой. заслуженным деятелем ис кусств РСФСР Г. ■Поиома1ренжо, Н. Поликарповым, А. Полячки- ным и, конечно, своими пёрвыА ми педагпгамя. Так. например, хоровод «Елецкие кружева» по ставил .й ГТолички.н, мелодию написал Г. Попома!рея 1 ко, музы кальная и литературная обра ботка Н. Черникова. ■В горячие дни жатвы ан самбль взял шефство над села ми .Липецкой области. Выступа ли с ко-ипеитами перед учащи мися СПТУ, перед сельскими тру;кениками, А сейчас здесь, в ансамбле, трудная пора — на бор новых участников, обнов ление программы, а значит — тщательная работа над номера ми и как итог всей работы — концерты перед зрителями Ли пецкой области, страны. Т. ОСАДЧ.АЯ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz