Ленинец. 1978 г. (г. Липецк)
ЛЕНИНЕЦ КНИГИ, КОТОРЫЕ ЧИТАЮТ, ВСЕ... Библиотекарь Наварное, интерес к тому или иному писателю особенно точно регистрируется именно библиотечными работниками. Ведь на наших глазах происхо дит контакт человека с кни гой; и мы могнам непосредст венно наблюдать, что сегодня читают и как читают. Лез Николаевич Толстой всег да был одним из самых читае мых классиков русской литера туры. За последний год, в свя зи с юбилеем писателя, внима ние к его творчеству особенно возросло. О там, сколько книг ежедневно берут посетители, скажут вам ка абонементе. В справочно - библиографиче ском отделе прои:5формируют насчет количества поступае- мых запросов. Ях множество. Но жизненность, современ ность классика прэг=вляются не только в таких кояичестве.чных показателях. Интерас к Толсто му возрастает ,ч вширь, н Е.-лубь. Сегодняшний чита тель стремится не только как можно полнее познакомиться с литературным наследием художника {как бы велико оно ни было], но и нередко бе рет в руки серьезный лите ратуроведческий труд. При чем, интерес, о котором мы говорим, относится не то,пько к самому творчеств*/, но и к лич ности. к жизненному пути авто ра любимых произведений. Наш современник хочет про никнуть в сложный внутренний мир писателя-мудреца, разо браться в причинах двойствен ности его взглядов. Как мог он сочетать, например, свою теорию непротиалекия злу на силием с активной социальной позицией! Ведь во время голо да 1892—93 годоз только на территории Липецкой области Толстым было организовано 200 столовых, тысячи людей были спасены от голодной Кстати, связь Льва Николае вича е нашим краем — тема особая. В нашем краеведче ском каталоге она занимает це лый раздел. Толстой в оагичев- ке на голоде, последние дни в Астапово... Но вот в справочно-библио графический отдел обращаются е вопросом, бывал ли великий писатель в имении Палька-Ми- хайловка у своих друзей Стахо- Действительно, в ряде книг об этом есть упоминания, но документального подтвержде ния все-таки нет. Например, ни слова о Пальна-Михайловие не говорится в «Летописи жизни и творчества Льва Николаевича Толстого», где описан каждый день писателя. Дать ответ на такие сложные вопросы, которые касаются де талей, малоизвестных фак тов, можно лишь после слож ного библиографического ро- зыекания, ведь только пере чень написанного о Толстом за нимает несколько обьемистых томов. Обращаться к ним при ходится ясе чаще и чаще — это ли не подтверждение созре- меяности классика!! А. ВОРОБЬЕВСКАЯ, зав. справочно-библио графическим отделом областной научной библиотеки. Н а ш с о в р ем е н н и 1 С С Л О В О о толстом Трепетный ветер жизни ® Режиссер Г ОВОРЯ о Толстом, опре деляя меру его влияния на нашу духовную жизнь, было бы, наверное, нетрудно ограниниться перечислением самых общих черт. Да, Лев Толстой — явление уникальное. Безусловно, этот писатель — вершина, по которой мы, твор ческие работники, сверяем шаг и которая всегда неизменно ос тается впереди... Сказав это, мь1 не отступим от истины, нет. И все же на званное можно «приложить» к каждому из классиков. Но ведь есть в творчестве, да и в самой личности писателя, что-то осо бенное, неповторимо толстов ское. Поэтому я и попытаюсь сказать точнее и конкретнее. Можно не понимать Толсто го, мо.жно спорить с ним в глав ком и не соглашаться а мело чах, но... Но вглядитесь 8 окру жающее. Вглядитесь внима тельнее и поймете, что мы мно гое видим его глазами, что мы чувствуем, переживаем, сме емся и плачем по Толстому, следуя логике его чувств. В самом дела: вот наступа ет осень, скоро начнутся пер вые заморозки, И разве можно представить необъятное рус ское поле без великолепно вы писанной сцены охоты из «Вой ны и мире»? По.мните: чуть под мерзший воздух вперемешку с нежарким осенним солнцам, ветер в лицо, бешеный бег охотничьих собак, храп лоша дей и — степное раздолье, уходящее в п,одне6есье... А не бо, небо, увиденное глазами Андрея Болконского? А битвы, выписанные мош.«ой, правди вой рукой великого реалиста? Мы можем не вспоминать ка.ждую минуту Толстого, не повторять его ил<я всуе (что, в общем-то, уже само по себе неплохо). Но нам никуда не деться от его мудрых глаз, от его мироощущения. И сек рет такого вот влияния, мне кажется, в том, что Лев Толстой — один из тех редких художни ков, которым удавалось пере давать жизнь и глубоко, и пол но; писать одинаково хорошо и землю, и небо, преходящее и Работая в театре над про граммой, посвященной юби В ро.ти Л. Н. Толстого заел. арт. РСФСР М. Н. Соболев. лею, мы на раз убеж.дались в этом. Одна из главных чарей в нашей работе — отрывок из пьесы И. Друце «Возвращение на круги своя». Там есть сцена, глазные участники которой — сам. Толстой и психиатр, вьши- санный родственниками для «освидетельствования» велико го писателя. На;л это место в пьесе кажется глубоко симво личным. Ситуация здесь — сложнейшая. Восьмидесятилет- ний старик, стоящий на грани ухода из дома, мьюлящий нело гично и даже противоестествен но — на взгляд обыкновенного смертного (ну, какой, какой разумный человек лишит свою семью доброй ДОЛИ наследст ва?!) и — скептически настроен ный, напичканный точными зна ниями (и чуждый философским исканиям) профессор. Острая борьба идей. Борьба неравная. Ведь за плечами врача, кроме рецептов и лать 1 ни, — госу дарство и церковь. А Толстой... выигрывает эту битву. Профессор покидает пи сателя глубоко потрясенный мощью его разума, плененный силой его человеческого обая- Так во всем — и в повседнев ности, и в книгах. 3 его строках равно сосуществуют и трепет ный ветер жизни, и философ ская мощь, и сила прозрений. И что бы ты ни делал, — пи сал книги или играл на сцене,— все равно рано или поздно при дешь к Толстому. Будешь долго и упорно продвигаться своим, как тебе кажется, особым пу там, но обернешься нэнароком и увидишь; все .это, выношен ное тобой, вьютраданноа, обес- печено им, Львом Николаеаи-, чем Толстым, великилт русским писателем... Б. ГОЛУБИЦКИЙ, режиссер областного драматического театра. А йрес ЧЕТЫРЕ ВРЕМЕНИ ГОДА «Четыре времени года в Яс- Земля Ясной Поляны рождала ной Поляне». Так называется у великого писателя образы, серия картин художника Бо- будила мысли, я я, впервые риса Щербакова, на которых приехавший сюда в 1958 году, запечатлены родные места Л. Н. чтобы побродить по толстов- Толстого. ским тропам, подышать тем — Земля Ясной Поляны — не воздухом, которым он дышал, только колыбель и могила ве- бывал здесь затем не раз и ос. ликого художника, но и источ- тавался надолго. Захотелось кик его творческого вдохнове- попытаться языкоги красок пе ния, глубоких раздумий о судь. редать те чувства и мысли, ко. бах человеческих, о смысле торые рождались у Толстого в жизни. Для меня Толстой- общении с природой — чувства художник и Толстой-мыеди- радости, философских разду- тель всегда неотделимы, — го. мий, любви к этому чудесному ворит Борис Щербаков. — миру. Так постепенно создавалась серия «Четыре времени года в Ясной Поляне». Около сорока произведений Бориса Щербакова, посвящен ных Ясной Поляне, хранится з Государственном музее Льва Толстого в Москве и в музее- усадьбе Ясная Поляна. — Работая уже двадцать лет над темой «Лев Толстой в Ясной Поляне», — говорит Бо. рис Щербаков, — я не могу ска зать, что исчерпал се, сделал все, НТОхотел. Вадим СМИРЯГИН, корреспондент ЛПН. ДРАГЕОНЦЫНЕ КИНАОДКР..Ы. «Его деятельность служит оправданием тех упований и чаяний, какие на литературу возлагаются», — Сак писал о Л. Н. Толстом А. П. Чехов. А вот как трогательно о нам гово рили рабочие одного из сибир ских заводов а телеграмме, по- е.чаняой в Ясную Поляну в день сме|Сти писателя:, «...Умер пе- чёлЬиик народный». Эпизодом прощания с великим поборни ком человеческого счастья за канчивается новый научно-по пулярный фильх\ «Лев Толстой — наш современник», создан ный на студии «Центрнауч- фильм». Кинодокументов, посвящен ных великому писателю, до вольно мало. Поэтому творче ской группе во глава с режис сером В. Двинским не при шлось много поработать в Центральном Государственном архиве кино-фотодокументов. Существуют лишь считанные метры уникальной кинохрони ки, и обязаны лгы этим Алек сандру Осиповичу Дранкову— основателю «первой в Рос сии фабрики кинематографиче ских лент для жигой, поющей и говорящей фотографии». В 1908 году никому не известный молодой ча.чоаем поязился в Ясной Поляне с громоздким ки ноаппаратом. Он беседовал е писателем, советовался, спорил и — переносил на пленку дра гоценные минуты великой жиз ни, Жаль, что нэсозершенстзо тогдашней кинотехники не по зволило сделать это свидание с Толстым более продолжитель ным. И все же несомненно: сделанное А. О, Дранковым — большая заслуга кинематогра фа перед мировой культурой, перед историей. Фильм «Лез Толстой — наш современник» состоит из 4-х глаз: «Ясная По.ляна», «Резолю ция неизбежна», «Война!.. Мир!..», «Бессмертие», каждый из которых характеризует Тол стого как мыслител.ч, писателя, гражданина и человека. Эта картина возглавляет пе речень фильмов, входящих в тематический показ, посвящен ный жизни и творчеству Л. Н. Толстого, орга:'|ИзоБанный в юбилейные дни кинопрока- толг. В программе показа есть и филь.мы прошлых пат, среди них — «Лав Толстой», и кино- М!урнал «Время» М» 9, один из сюжетов которого посвящен последним дням жизни велико го писателя. ...Киноискусство, опираясь на традиции Толстого, постоянно обращается к живительному ис точнику — творчеству великого художгшка слова. К предстоя щему юбилею кинорежиссер Игорь Таланкин экранизиро вал повесть писателя «Отец Сергий». Это, как известно, не первая кинематографическая версия повести. Впервые ее экранизировал талант,зивый р е жиссер Яков Протазанов, и до сих пор этот фильм считается одной из вершин первых деся тилетий кино. И вот новая лента... Обраще ние к произведениям Толстого продиктовано прежде всего «потребностью проверки своих взглядов и суждений, своих творческих принципов по боль шому художнику» — так объяс няет режиссер И. Тапавнин ре шение снимать фильм именно по этой повести. В рамках тематического по каза будут такно демонстриро ваться старые, прошедшие проверку временем художе ственные киноленты: «Живой труп», «Анна Каренина», «Вой на и мир», «Вос!фесение»... Т. ОСАДЧАЯ, редактор кинопроката. Редактор Н. ЗАГНОИ КО. РЕДАКЦИИ: г. Липецк, площадь Плеханова, Дом печати. Телефоны: редактора — 4-67-13, отвегс 1 венно 1 о секретаря и фогокоррсепонденга — 4-Н7-И, _______отделов: коммунистического воспитаняя — 4-60-12, комсомольской жизни —• 4-67-03, учащейся молодежи — 4-66-06, писем —4-66-18, спорта — 4-83-07. 1.Э 81658 ' Издательство газеты «Ленинское знамя», Липецк, Коммунальяая пл., 44. ; 3 ах. № 5985
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz