Ленинец. 1978 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1978 г. (г. Липецк)

ЛЕНИНЕЦ КНИГИ, КОТОРЫЕ ЧИТАЮТ, ВСЕ... Библиотекарь Наварное, интерес к тому или иному писателю особенно точно регистрируется именно библиотечными работниками. Ведь на наших глазах происхо­ дит контакт человека с кни­ гой; и мы могнам непосредст­ венно наблюдать, что сегодня читают и как читают. Лез Николаевич Толстой всег­ да был одним из самых читае­ мых классиков русской литера­ туры. За последний год, в свя­ зи с юбилеем писателя, внима­ ние к его творчеству особенно возросло. О там, сколько книг ежедневно берут посетители, скажут вам ка абонементе. В справочно - библиографиче­ ском отделе прои:5формируют насчет количества поступае- мых запросов. Ях множество. Но жизненность, современ­ ность классика прэг=вляются не только в таких кояичестве.чных показателях. Интерас к Толсто­ му возрастает ,ч вширь, н Е.-лубь. Сегодняшний чита­ тель стремится не только как можно полнее познакомиться с литературным наследием художника {как бы велико оно ни было], но и нередко бе­ рет в руки серьезный лите­ ратуроведческий труд. При­ чем, интерес, о котором мы говорим, относится не то,пько к самому творчеств*/, но и к лич­ ности. к жизненному пути авто­ ра любимых произведений. Наш современник хочет про­ никнуть в сложный внутренний мир писателя-мудреца, разо­ браться в причинах двойствен­ ности его взглядов. Как мог он сочетать, например, свою теорию непротиалекия злу на­ силием с активной социальной позицией! Ведь во время голо­ да 1892—93 годоз только на территории Липецкой области Толстым было организовано 200 столовых, тысячи людей были спасены от голодной Кстати, связь Льва Николае­ вича е нашим краем — тема особая. В нашем краеведче­ ском каталоге она занимает це­ лый раздел. Толстой в оагичев- ке на голоде, последние дни в Астапово... Но вот в справочно-библио­ графический отдел обращаются е вопросом, бывал ли великий писатель в имении Палька-Ми- хайловка у своих друзей Стахо- Действительно, в ряде книг об этом есть упоминания, но документального подтвержде­ ния все-таки нет. Например, ни слова о Пальна-Михайловие не говорится в «Летописи жизни и творчества Льва Николаевича Толстого», где описан каждый день писателя. Дать ответ на такие сложные вопросы, которые касаются де­ талей, малоизвестных фак­ тов, можно лишь после слож­ ного библиографического ро- зыекания, ведь только пере­ чень написанного о Толстом за­ нимает несколько обьемистых томов. Обращаться к ним при­ ходится ясе чаще и чаще — это ли не подтверждение созре- меяности классика!! А. ВОРОБЬЕВСКАЯ, зав. справочно-библио­ графическим отделом областной научной библиотеки. Н а ш с о в р ем е н н и 1 С С Л О В О о толстом Трепетный ветер жизни ® Режиссер Г ОВОРЯ о Толстом, опре­ деляя меру его влияния на нашу духовную жизнь, было бы, наверное, нетрудно ограниниться перечислением самых общих черт. Да, Лев Толстой — явление уникальное. Безусловно, этот писатель — вершина, по которой мы, твор­ ческие работники, сверяем шаг и которая всегда неизменно ос­ тается впереди... Сказав это, мь1 не отступим от истины, нет. И все же на­ званное можно «приложить» к каждому из классиков. Но ведь есть в творчестве, да и в самой личности писателя, что-то осо­ бенное, неповторимо толстов­ ское. Поэтому я и попытаюсь сказать точнее и конкретнее. Можно не понимать Толсто­ го, мо.жно спорить с ним в глав­ ком и не соглашаться а мело­ чах, но... Но вглядитесь 8 окру­ жающее. Вглядитесь внима­ тельнее и поймете, что мы мно­ гое видим его глазами, что мы чувствуем, переживаем, сме­ емся и плачем по Толстому, следуя логике его чувств. В самом дела: вот наступа­ ет осень, скоро начнутся пер­ вые заморозки, И разве можно представить необъятное рус­ ское поле без великолепно вы­ писанной сцены охоты из «Вой­ ны и мире»? По.мните: чуть под­ мерзший воздух вперемешку с нежарким осенним солнцам, ветер в лицо, бешеный бег охотничьих собак, храп лоша­ дей и — степное раздолье, уходящее в п,одне6есье... А не­ бо, небо, увиденное глазами Андрея Болконского? А битвы, выписанные мош.«ой, правди­ вой рукой великого реалиста? Мы можем не вспоминать ка.ждую минуту Толстого, не повторять его ил<я всуе (что, в общем-то, уже само по себе неплохо). Но нам никуда не деться от его мудрых глаз, от его мироощущения. И сек­ рет такого вот влияния, мне кажется, в том, что Лев Толстой — один из тех редких художни­ ков, которым удавалось пере­ давать жизнь и глубоко, и пол­ но; писать одинаково хорошо и землю, и небо, преходящее и Работая в театре над про­ граммой, посвященной юби­ В ро.ти Л. Н. Толстого заел. арт. РСФСР М. Н. Соболев. лею, мы на раз убеж.дались в этом. Одна из главных чарей в нашей работе — отрывок из пьесы И. Друце «Возвращение на круги своя». Там есть сцена, глазные участники которой — сам. Толстой и психиатр, вьши- санный родственниками для «освидетельствования» велико­ го писателя. На;л это место в пьесе кажется глубоко симво­ личным. Ситуация здесь — сложнейшая. Восьмидесятилет- ний старик, стоящий на грани ухода из дома, мьюлящий нело­ гично и даже противоестествен­ но — на взгляд обыкновенного смертного (ну, какой, какой разумный человек лишит свою семью доброй ДОЛИ наследст­ ва?!) и — скептически настроен­ ный, напичканный точными зна­ ниями (и чуждый философским исканиям) профессор. Острая борьба идей. Борьба неравная. Ведь за плечами врача, кроме рецептов и лать 1 ни, — госу­ дарство и церковь. А Толстой... выигрывает эту битву. Профессор покидает пи­ сателя глубоко потрясенный мощью его разума, плененный силой его человеческого обая- Так во всем — и в повседнев­ ности, и в книгах. 3 его строках равно сосуществуют и трепет­ ный ветер жизни, и философ­ ская мощь, и сила прозрений. И что бы ты ни делал, — пи­ сал книги или играл на сцене,— все равно рано или поздно при­ дешь к Толстому. Будешь долго и упорно продвигаться своим, как тебе кажется, особым пу­ там, но обернешься нэнароком и увидишь; все .это, выношен­ ное тобой, вьютраданноа, обес- печено им, Львом Николаеаи-, чем Толстым, великилт русским писателем... Б. ГОЛУБИЦКИЙ, режиссер областного драматического театра. А йрес ЧЕТЫРЕ ВРЕМЕНИ ГОДА «Четыре времени года в Яс- Земля Ясной Поляны рождала ной Поляне». Так называется у великого писателя образы, серия картин художника Бо- будила мысли, я я, впервые риса Щербакова, на которых приехавший сюда в 1958 году, запечатлены родные места Л. Н. чтобы побродить по толстов- Толстого. ским тропам, подышать тем — Земля Ясной Поляны — не воздухом, которым он дышал, только колыбель и могила ве- бывал здесь затем не раз и ос. ликого художника, но и источ- тавался надолго. Захотелось кик его творческого вдохнове- попытаться языкоги красок пе­ ния, глубоких раздумий о судь. редать те чувства и мысли, ко. бах человеческих, о смысле торые рождались у Толстого в жизни. Для меня Толстой- общении с природой — чувства художник и Толстой-мыеди- радости, философских разду- тель всегда неотделимы, — го. мий, любви к этому чудесному ворит Борис Щербаков. — миру. Так постепенно создавалась серия «Четыре времени года в Ясной Поляне». Около сорока произведений Бориса Щербакова, посвящен­ ных Ясной Поляне, хранится з Государственном музее Льва Толстого в Москве и в музее- усадьбе Ясная Поляна. — Работая уже двадцать лет над темой «Лев Толстой в Ясной Поляне», — говорит Бо. рис Щербаков, — я не могу ска­ зать, что исчерпал се, сделал все, НТОхотел. Вадим СМИРЯГИН, корреспондент ЛПН. ДРАГЕОНЦЫНЕ КИНАОДКР..Ы. «Его деятельность служит оправданием тех упований и чаяний, какие на литературу возлагаются», — Сак писал о Л. Н. Толстом А. П. Чехов. А вот как трогательно о нам гово­ рили рабочие одного из сибир­ ских заводов а телеграмме, по- е.чаняой в Ясную Поляну в день сме|Сти писателя:, «...Умер пе- чёлЬиик народный». Эпизодом прощания с великим поборни­ ком человеческого счастья за­ канчивается новый научно-по­ пулярный фильх\ «Лев Толстой — наш современник», создан­ ный на студии «Центрнауч- фильм». Кинодокументов, посвящен­ ных великому писателю, до­ вольно мало. Поэтому творче­ ской группе во глава с режис­ сером В. Двинским не при­ шлось много поработать в Центральном Государственном архиве кино-фотодокументов. Существуют лишь считанные метры уникальной кинохрони­ ки, и обязаны лгы этим Алек­ сандру Осиповичу Дранкову— основателю «первой в Рос­ сии фабрики кинематографиче­ ских лент для жигой, поющей и говорящей фотографии». В 1908 году никому не известный молодой ча.чоаем поязился в Ясной Поляне с громоздким ки­ ноаппаратом. Он беседовал е писателем, советовался, спорил и — переносил на пленку дра­ гоценные минуты великой жиз­ ни, Жаль, что нэсозершенстзо тогдашней кинотехники не по­ зволило сделать это свидание с Толстым более продолжитель­ ным. И все же несомненно: сделанное А. О, Дранковым — большая заслуга кинематогра­ фа перед мировой культурой, перед историей. Фильм «Лез Толстой — наш современник» состоит из 4-х глаз: «Ясная По.ляна», «Резолю­ ция неизбежна», «Война!.. Мир!..», «Бессмертие», каждый из которых характеризует Тол­ стого как мыслител.ч, писателя, гражданина и человека. Эта картина возглавляет пе­ речень фильмов, входящих в тематический показ, посвящен­ ный жизни и творчеству Л. Н. Толстого, орга:'|ИзоБанный в юбилейные дни кинопрока- толг. В программе показа есть и филь.мы прошлых пат, среди них — «Лав Толстой», и кино- М!урнал «Время» М» 9, один из сюжетов которого посвящен последним дням жизни велико­ го писателя. ...Киноискусство, опираясь на традиции Толстого, постоянно обращается к живительному ис­ точнику — творчеству великого художгшка слова. К предстоя­ щему юбилею кинорежиссер Игорь Таланкин экранизиро­ вал повесть писателя «Отец Сергий». Это, как известно, не первая кинематографическая версия повести. Впервые ее экранизировал талант,зивый р е ­ жиссер Яков Протазанов, и до сих пор этот фильм считается одной из вершин первых деся­ тилетий кино. И вот новая лента... Обраще­ ние к произведениям Толстого продиктовано прежде всего «потребностью проверки своих взглядов и суждений, своих творческих принципов по боль­ шому художнику» — так объяс­ няет режиссер И. Тапавнин ре­ шение снимать фильм именно по этой повести. В рамках тематического по­ каза будут такно демонстриро­ ваться старые, прошедшие проверку временем художе­ ственные киноленты: «Живой труп», «Анна Каренина», «Вой­ на и мир», «Вос!фесение»... Т. ОСАДЧАЯ, редактор кинопроката. Редактор Н. ЗАГНОИ КО. РЕДАКЦИИ: г. Липецк, площадь Плеханова, Дом печати. Телефоны: редактора — 4-67-13, отвегс 1 венно 1 о секретаря и фогокоррсепонденга — 4-Н7-И, _______отделов: коммунистического воспитаняя — 4-60-12, комсомольской жизни —• 4-67-03, учащейся молодежи — 4-66-06, писем —4-66-18, спорта — 4-83-07. 1.Э 81658 ' Издательство газеты «Ленинское знамя», Липецк, Коммунальяая пл., 44. ; 3 ах. № 5985

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz