Ленинец. 1978 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1978 г. (г. Липецк)

1 8 2 8 Л ё в НИКОЛАЕВИЧ толстой 1 9 7 8 Этот номер посв:яи 5 оя юби­ лею великого русского писате­ ля Льва Николаевича Толстого. О нем, о его творчестве раз­ мышляют наши современники: ученый и рабочий, инженер и председатель колхоза, режис­ сер и солдат. Люди самых различных про­ фессий и возрастэз читают и перечитывают вессмертные произведения писателя, каждый раз открывая для себя новые глубины... Ш Сегодня им слово. « п ЛОХО, если у чело­ века нет чего-нибудь такого, за что он го­ тов умереть». Вспоминая эту фразу Толстого, я всегда пы­ таюсь представить, о чем он думал а те минуты за письмен­ ным столом. Может быть, пе­ ред взоро,м художника встава­ ла Россия, Россия будущего, страна сильных, красивых, вели­ кодушных людей, где каждый живет по законам добра и спрззедлизости, где у каждого есть высокая, благородная цель — счастье всех, счастье для Толстой мучительно искал пути к этому счастью. Он не на­ шел реальных путей для осуще­ ствления своей мечты. Их ука- -заяа партия Ленина, и сегодня мы с полным основанием мо­ жем сказать — сбылись чаяния великого правдоискателя. Там, где раньше царили голод и ни­ щета, где вымирали целые де-' резни, в той же Бегичезке, на­ пример, в местах, где Леа Николаевич открывал народные столовые, сегодня живут сво­ бодные люди, ставшие хозяе­ вами своей судьбы. Внуки и правнуки тех дврезенских ре­ бятишек, которых учил азбуке Толстой-просзетитель. У каждого из нас есть то, ради чего мы готовы отдать са­ мое дорогое — нсизнь. Это на­ ши убеждения, наши идеалы, наша вера в будущее, рожден­ ная Октябрем. История суро­ во проверила стойкость совет­ ского народа, единство его с партией Ленина. Думая о Тол­ стом, я невольно возвращаюсь к прошлой войне. Защищая свою землю, сокрушая фа­ шизм, мы, солдаты, защищали и великую культуру, _ нравст­ венные.ценности России, чело­ вечества. Помню, как после боя я и мои товарищи услышали весть об освобождении Ясной Поля­ ны. Впереди было еще много испытаний, потерь — и это каждый понимал. Но мы были счастливы. Освобождена, роди­ на Толстого, с которой связаны главные страницы его творчест­ ва. А Толстой, его книги а годы войны были для русского чело­ века мощным противовесОАх злу, жестокости, насилию, скон­ центрированными в ненавист­ ном понятии—фашизм. Мы черпали в творениях Тол­ стого душевные сипы и мужест­ во. Его ккСазастопольские рас­ сказы», «Зойка и мир» чита­ лись и в тылу, и на фронте особенно жадно. Плоть от пло­ ти народа своего, он неотделим от России, от ее трудного и славного, прошлого, от ее на­ стоящего и будущего. ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ I Год издания 22-й, № 109 (3478) СУББОТА 9 сентября 1978 год Цена 2 коп. «А Я ГОВОРЮ: ВОЗЬ­ МЕМТЕСЬ РУКА С РУ­ КОЮ ТЕ, КОТОРЫЕ ЛЮБЯТ ДОБРО, И ПУСТЬ БУДЕТ ОДНО ЗНАМЯ — ДЕЯТЕЛЬ­ НАЯ ДОБРОДЕТЕЛЬ. Я ХОЧУ СКАЗАТЬ ТОЛЬ­ КО, ЧТО ВСЕ МЫСЛИ, КОТОРЫЕ ИМЕЮТ ОГ­ РОМНЫЕ ПОСЛЕДСТ­ ВИЯ, — ВСЕГДА ПРО­ СТЫ. ВСЯ МОЯ МЫСЛЬ в ТОМ, ЧТО ЕЖЕЛИ ЛЮДИ ПОРОЧНЫЕ СВЯЗАНЫ МЕЖДУ СО­ БОЙ И СОСТАВЛЯЮТ СИЛУ, ТО ЛЮДЯМ ЧЕ­ СТНЫМ НАДО СДЕ­ ЛАТЬ ТО ЖЕ САМОЕ». ЛЕВ ТОЛСТОЙ. Художник и время, художник и народ. Художник и револю­ ция. Как прозорливо и диалек­ тично раскрыл эти СВЯЗИ в своих знаменитых статьях о Толстом Владй,мир Ильич Ле­ нин. Он настойчиво подчерки­ вал, что в толстовском наслед­ стве «есть то, что не отошло в прошлое, что принадлежит бу­ дущему.». В разные периоды жизни я по-разному перечитывал кни­ чуждого, враждебного, не было и быть не могло для этих двух великих людей — Ленина и Толстого, чем обывательское равнодушие к человеческим бедам и Горестям, чем само­ довольная глухота к народным страданиям. Душевное спокой­ ствие есть подлость — так или примерно так писал Толстой, припечатывая этими гневными словами мещан и своего време­ ни, и будущих времен, тех, ко­ воборство идей коммунизма и фашизма—под какой бы личи­ ной он ни скрывался, гуманиз­ ма и бесчеловечности, духов­ ности, культуры и варварства. Фашисты жгли книги Толстого. Понятна их бессильная нена­ висть к русскому художнику, который заразил миллионы людей планеты стремлением к добру, мйру, гармонии. Да, бесценно для нас тол­ стовское художественное - на- Н. Ф. БОГАТЫРЕВ, СЕКРЕТАРЬ ЛИПЕЦКОГО ОБКОМА КПСС. ПРИНАДЛЕЖИТ БУДУЩЕМУ.. ги Толстого. И всякий раз не­ вольно поражался тому, на­ сколько глубоко, для ллногих современников — неожиданно прочитал и истол<онал их Ле­ нин, как точно увидел он в литераторе, который явно не понял революции, зеркало этой революции, отразившее и могучую силу, и слабость кре­ стьянской массы. Известно, что даже многие соратники Ильича, опытные марксисты не сумели постичь сложности Толстого, который объективно творчеством своим звал народ на борьбу с само­ державием, и — отвлекал его, дезориентировал религиозно- философским учением. А Ленин — сумел! И это, помимо всего прочего, гениальный урок для нас, ком­ мунистов 70-х, действующих а сложном, противоречивом ми­ ре, в обстановке, которая тре­ бует диалектической точности, глубины выводов и решений. Ленин резко критиковал за­ блуждения Толстого. И Ленин восхищался Толстым-худож- ником, Толстым-человеком. Ленину, я думаю, было особен­ но понятно, близко толстовское беспокойство души, в которой соединились любсзь к людям, жажда добра для народа и боль за людей угнетенных, уни­ женных неспразедпивмм миро­ устройством. И ничего более му нет никакого дела ни ,до чего, кроме собственной сыто­ сти и комфорта. Жизнь Толстого полностью отвечает -этой его бескомпро­ миссной нравственной установ­ ке. Он говорил о непротивле­ нии злу, а сам, напрягая все силы души, бо|эолся с ним. «Не могу молчать!» — восклицал он и клеймил' с грозной толстов­ ской силой «хозяев жизни». И в романах, и в повестях, и з публицистических произведе- Как же он был активен, этот «непротивленец», как он был суров, мужествен,- смел в своем вызове самодержавию и богат- В одном из довоенных изда­ ний сочинений Толстого а предисловии говорилось о том, что после Великого Ок­ тября новый смысл, новый па­ фос обретает для нас призыв Толстого к нравственному са- мосозершенстзозанию. Прин­ ципы его, основы воспитания загожены в моральном Кодек­ са строителя коммунизА^з. В нем сконцентрирован и опыт исторического развития наро­ да, .чухозные искания лучших ого прэдстазителэй; Радиш.ава, Пушкина. Чайковского. Репин.», Чернышевского, Толстого, Че­ хова, Горького. Революция продолжается. 3 ее эпицентре заликоэ проги- сладие. И все-таки для России — и не только для России! — Толстой — явление еще .более крупное, масштабно-э, чел 1 его гениальные книги. Толстой — педагог. Толстой — просвети­ тель, Толстой — публицист. Эти стороны его деятельности и сегодня остаются предметом пристального интер-эсэ, творче­ ского изучения наставников юношества, социологоз, психо- На собственной практике убедился я в том, как много может дать Толстой учителю. Б школу я пришел а тридцатые годы. Был перзы.м и единствен- ны.м учителем в небольшом се­ ла Черноземья. Не хватало жизненного опыта, педагогиче­ ских навыков. С чего начать, с кем посоветоваться? И я обра­ тился к Толстому. Ведь о.ч, как никто другой, знал деревенских ребятишек, понимал особы.й скла.ч их психологии. Он, гений, всемирно, известный писатель, человек, воспринязший, осмыс­ ливший мировую культуру, умел поразительно тонко чуз- стзозать душу ребенка, проник­ нуться его инт-эресами, понять его желания, разбудить тао,оче- ское начало. Уважение к лич­ ности юного человека, любовь к детям, мастерство, с которым Толстой работал с ними, прев- ,оащэя обучение в процесс, ув­ лекающий ребенка, возбуждаю­ ПРАЗДНОВАНИЕ ЮБИЛЕЯ В ЛИПЕЦКЕ Торжественный вечер, посвя. щенный юбилею великого рус­ ского писателя Л. Н. Толстого, состоялся в зале областной фи­ лармонии. На вечере выступили первый секретарь Липецкого горкома КПСС Е. И, Васильчиков, кан­ дидат филологических наук, доцент Липецкого государст­ венного педагогического ин­ ститута Е. П. Барышников. К собравшимся также обра­ тились ответственный секре­ тарь Липецкой писательской организации Ю. Я. Шифрина, директор областного краевед­ ческого музея В. Н. Сазонова бригадир тракторной бригады Липецкой опытной станции Ге­ рой Социалистического Труда В. А. Шамшеев. щий его любознательность и активность, —.все это было сао жо, ново и, разумеется, в кер­ не не приемлемо в казен.чой. душной атмосфере царской гимназии. А советская школа усвоила и развила педагогиче­ ские опыты Толстого. Пере­ кличку с его дидактическими принципами мы находим в тру­ дах о воспитании и обучении А. В. Луначарского, Н. К. Круп­ ской, А. С. Макаренко. Све­ том педагогических идей Тол­ стого пронизаны многие стра­ ницы книг Сухомлинского. Сегодня мы добиваемся единства обучения и трудового, нравственного воспитания. И здесь большую роль играет толстовский принцип личного примера педагога. Ведь Лев Николаевич вместе с ребятами и рассказы писал,' и дрова для школы пилил, то есть трудился вместе с ними! Это рождает уважение к учителю, сближает , его с воспитанниками. И когда \я узнаю, что директор Бутыр- . ской средней школы Задонско­ го района Виктор Григорьевич Катасонов со сво'ими ученика.ми —- будущими механизаторами— на комбайне хлеб убирает, что ученическая производственная бригада во глазе с учителе.м взяла шефство над зыращиза- ниеАт сахаокой свеклы, я вновь и вновь убеждаюсь в жизненно­ сти, наобходи.мости этого прин- Толстей писал: «Ничто нз облагораживает человека больше труда. Без ■гру.да не может человек соблюсти свое человеческое достоинство». Как близка эта мысль сегод­ няшнему дню, как актуально и остро заучит она для нас! Освобожденный труд, труд людей социалистического об­ щества рождает уверенность в своих сипах, воспитывает гражданственность, достоинст­ во, «оллективизАт. Именно г,оу- дом утверждают себя тысячи молодых стронтепей Липецкой Магнитки, металлурги, создате­ ли тракторов, кОА тб айнеры , хозяева ферм. Именно е труде проявляется активная нразст- венная позиция советского че­ ловека, богатство его личности, А разве не об этом мечтал Толстой, не к этому ли стре­ мился всеми сила.ми души, все­ ми помыелзлти своими? Мь! строим НОВэТЙ мир. Мы строим нового чело.аека, И то, что нами сделано за шестьде­ сят послеоктябрьских лет, и то, что нам предстоит сделать, станет лучшим памятником, ве,- ликому писателю земли рус­ ской—Льву Николаевичу Тол-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz