Ленинец. 1978 г. (г. Липецк)
1 8 2 8 Л ё в НИКОЛАЕВИЧ толстой 1 9 7 8 Этот номер посв:яи 5 оя юби лею великого русского писате ля Льва Николаевича Толстого. О нем, о его творчестве раз мышляют наши современники: ученый и рабочий, инженер и председатель колхоза, режис сер и солдат. Люди самых различных про фессий и возрастэз читают и перечитывают вессмертные произведения писателя, каждый раз открывая для себя новые глубины... Ш Сегодня им слово. « п ЛОХО, если у чело века нет чего-нибудь такого, за что он го тов умереть». Вспоминая эту фразу Толстого, я всегда пы таюсь представить, о чем он думал а те минуты за письмен ным столом. Может быть, пе ред взоро,м художника встава ла Россия, Россия будущего, страна сильных, красивых, вели кодушных людей, где каждый живет по законам добра и спрззедлизости, где у каждого есть высокая, благородная цель — счастье всех, счастье для Толстой мучительно искал пути к этому счастью. Он не на шел реальных путей для осуще ствления своей мечты. Их ука- -заяа партия Ленина, и сегодня мы с полным основанием мо жем сказать — сбылись чаяния великого правдоискателя. Там, где раньше царили голод и ни щета, где вымирали целые де-' резни, в той же Бегичезке, на пример, в местах, где Леа Николаевич открывал народные столовые, сегодня живут сво бодные люди, ставшие хозяе вами своей судьбы. Внуки и правнуки тех дврезенских ре бятишек, которых учил азбуке Толстой-просзетитель. У каждого из нас есть то, ради чего мы готовы отдать са мое дорогое — нсизнь. Это на ши убеждения, наши идеалы, наша вера в будущее, рожден ная Октябрем. История суро во проверила стойкость совет ского народа, единство его с партией Ленина. Думая о Тол стом, я невольно возвращаюсь к прошлой войне. Защищая свою землю, сокрушая фа шизм, мы, солдаты, защищали и великую культуру, _ нравст венные.ценности России, чело вечества. Помню, как после боя я и мои товарищи услышали весть об освобождении Ясной Поля ны. Впереди было еще много испытаний, потерь — и это каждый понимал. Но мы были счастливы. Освобождена, роди на Толстого, с которой связаны главные страницы его творчест ва. А Толстой, его книги а годы войны были для русского чело века мощным противовесОАх злу, жестокости, насилию, скон центрированными в ненавист ном понятии—фашизм. Мы черпали в творениях Тол стого душевные сипы и мужест во. Его ккСазастопольские рас сказы», «Зойка и мир» чита лись и в тылу, и на фронте особенно жадно. Плоть от пло ти народа своего, он неотделим от России, от ее трудного и славного, прошлого, от ее на стоящего и будущего. ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ I Год издания 22-й, № 109 (3478) СУББОТА 9 сентября 1978 год Цена 2 коп. «А Я ГОВОРЮ: ВОЗЬ МЕМТЕСЬ РУКА С РУ КОЮ ТЕ, КОТОРЫЕ ЛЮБЯТ ДОБРО, И ПУСТЬ БУДЕТ ОДНО ЗНАМЯ — ДЕЯТЕЛЬ НАЯ ДОБРОДЕТЕЛЬ. Я ХОЧУ СКАЗАТЬ ТОЛЬ КО, ЧТО ВСЕ МЫСЛИ, КОТОРЫЕ ИМЕЮТ ОГ РОМНЫЕ ПОСЛЕДСТ ВИЯ, — ВСЕГДА ПРО СТЫ. ВСЯ МОЯ МЫСЛЬ в ТОМ, ЧТО ЕЖЕЛИ ЛЮДИ ПОРОЧНЫЕ СВЯЗАНЫ МЕЖДУ СО БОЙ И СОСТАВЛЯЮТ СИЛУ, ТО ЛЮДЯМ ЧЕ СТНЫМ НАДО СДЕ ЛАТЬ ТО ЖЕ САМОЕ». ЛЕВ ТОЛСТОЙ. Художник и время, художник и народ. Художник и револю ция. Как прозорливо и диалек тично раскрыл эти СВЯЗИ в своих знаменитых статьях о Толстом Владй,мир Ильич Ле нин. Он настойчиво подчерки вал, что в толстовском наслед стве «есть то, что не отошло в прошлое, что принадлежит бу дущему.». В разные периоды жизни я по-разному перечитывал кни чуждого, враждебного, не было и быть не могло для этих двух великих людей — Ленина и Толстого, чем обывательское равнодушие к человеческим бедам и Горестям, чем само довольная глухота к народным страданиям. Душевное спокой ствие есть подлость — так или примерно так писал Толстой, припечатывая этими гневными словами мещан и своего време ни, и будущих времен, тех, ко воборство идей коммунизма и фашизма—под какой бы личи ной он ни скрывался, гуманиз ма и бесчеловечности, духов ности, культуры и варварства. Фашисты жгли книги Толстого. Понятна их бессильная нена висть к русскому художнику, который заразил миллионы людей планеты стремлением к добру, мйру, гармонии. Да, бесценно для нас тол стовское художественное - на- Н. Ф. БОГАТЫРЕВ, СЕКРЕТАРЬ ЛИПЕЦКОГО ОБКОМА КПСС. ПРИНАДЛЕЖИТ БУДУЩЕМУ.. ги Толстого. И всякий раз не вольно поражался тому, на сколько глубоко, для ллногих современников — неожиданно прочитал и истол<онал их Ле нин, как точно увидел он в литераторе, который явно не понял революции, зеркало этой революции, отразившее и могучую силу, и слабость кре стьянской массы. Известно, что даже многие соратники Ильича, опытные марксисты не сумели постичь сложности Толстого, который объективно творчеством своим звал народ на борьбу с само державием, и — отвлекал его, дезориентировал религиозно- философским учением. А Ленин — сумел! И это, помимо всего прочего, гениальный урок для нас, ком мунистов 70-х, действующих а сложном, противоречивом ми ре, в обстановке, которая тре бует диалектической точности, глубины выводов и решений. Ленин резко критиковал за блуждения Толстого. И Ленин восхищался Толстым-худож- ником, Толстым-человеком. Ленину, я думаю, было особен но понятно, близко толстовское беспокойство души, в которой соединились любсзь к людям, жажда добра для народа и боль за людей угнетенных, уни женных неспразедпивмм миро устройством. И ничего более му нет никакого дела ни ,до чего, кроме собственной сыто сти и комфорта. Жизнь Толстого полностью отвечает -этой его бескомпро миссной нравственной установ ке. Он говорил о непротивле нии злу, а сам, напрягая все силы души, бо|эолся с ним. «Не могу молчать!» — восклицал он и клеймил' с грозной толстов ской силой «хозяев жизни». И в романах, и в повестях, и з публицистических произведе- Как же он был активен, этот «непротивленец», как он был суров, мужествен,- смел в своем вызове самодержавию и богат- В одном из довоенных изда ний сочинений Толстого а предисловии говорилось о том, что после Великого Ок тября новый смысл, новый па фос обретает для нас призыв Толстого к нравственному са- мосозершенстзозанию. Прин ципы его, основы воспитания загожены в моральном Кодек са строителя коммунизА^з. В нем сконцентрирован и опыт исторического развития наро да, .чухозные искания лучших ого прэдстазителэй; Радиш.ава, Пушкина. Чайковского. Репин.», Чернышевского, Толстого, Че хова, Горького. Революция продолжается. 3 ее эпицентре заликоэ проги- сладие. И все-таки для России — и не только для России! — Толстой — явление еще .более крупное, масштабно-э, чел 1 его гениальные книги. Толстой — педагог. Толстой — просвети тель, Толстой — публицист. Эти стороны его деятельности и сегодня остаются предметом пристального интер-эсэ, творче ского изучения наставников юношества, социологоз, психо- На собственной практике убедился я в том, как много может дать Толстой учителю. Б школу я пришел а тридцатые годы. Был перзы.м и единствен- ны.м учителем в небольшом се ла Черноземья. Не хватало жизненного опыта, педагогиче ских навыков. С чего начать, с кем посоветоваться? И я обра тился к Толстому. Ведь о.ч, как никто другой, знал деревенских ребятишек, понимал особы.й скла.ч их психологии. Он, гений, всемирно, известный писатель, человек, воспринязший, осмыс ливший мировую культуру, умел поразительно тонко чуз- стзозать душу ребенка, проник нуться его инт-эресами, понять его желания, разбудить тао,оче- ское начало. Уважение к лич ности юного человека, любовь к детям, мастерство, с которым Толстой работал с ними, прев- ,оащэя обучение в процесс, ув лекающий ребенка, возбуждаю ПРАЗДНОВАНИЕ ЮБИЛЕЯ В ЛИПЕЦКЕ Торжественный вечер, посвя. щенный юбилею великого рус ского писателя Л. Н. Толстого, состоялся в зале областной фи лармонии. На вечере выступили первый секретарь Липецкого горкома КПСС Е. И, Васильчиков, кан дидат филологических наук, доцент Липецкого государст венного педагогического ин ститута Е. П. Барышников. К собравшимся также обра тились ответственный секре тарь Липецкой писательской организации Ю. Я. Шифрина, директор областного краевед ческого музея В. Н. Сазонова бригадир тракторной бригады Липецкой опытной станции Ге рой Социалистического Труда В. А. Шамшеев. щий его любознательность и активность, —.все это было сао жо, ново и, разумеется, в кер не не приемлемо в казен.чой. душной атмосфере царской гимназии. А советская школа усвоила и развила педагогиче ские опыты Толстого. Пере кличку с его дидактическими принципами мы находим в тру дах о воспитании и обучении А. В. Луначарского, Н. К. Круп ской, А. С. Макаренко. Све том педагогических идей Тол стого пронизаны многие стра ницы книг Сухомлинского. Сегодня мы добиваемся единства обучения и трудового, нравственного воспитания. И здесь большую роль играет толстовский принцип личного примера педагога. Ведь Лев Николаевич вместе с ребятами и рассказы писал,' и дрова для школы пилил, то есть трудился вместе с ними! Это рождает уважение к учителю, сближает , его с воспитанниками. И когда \я узнаю, что директор Бутыр- . ской средней школы Задонско го района Виктор Григорьевич Катасонов со сво'ими ученика.ми —- будущими механизаторами— на комбайне хлеб убирает, что ученическая производственная бригада во глазе с учителе.м взяла шефство над зыращиза- ниеАт сахаокой свеклы, я вновь и вновь убеждаюсь в жизненно сти, наобходи.мости этого прин- Толстей писал: «Ничто нз облагораживает человека больше труда. Без ■гру.да не может человек соблюсти свое человеческое достоинство». Как близка эта мысль сегод няшнему дню, как актуально и остро заучит она для нас! Освобожденный труд, труд людей социалистического об щества рождает уверенность в своих сипах, воспитывает гражданственность, достоинст во, «оллективизАт. Именно г,оу- дом утверждают себя тысячи молодых стронтепей Липецкой Магнитки, металлурги, создате ли тракторов, кОА тб айнеры , хозяева ферм. Именно е труде проявляется активная нразст- венная позиция советского че ловека, богатство его личности, А разве не об этом мечтал Толстой, не к этому ли стре мился всеми сила.ми души, все ми помыелзлти своими? Мь! строим НОВэТЙ мир. Мы строим нового чело.аека, И то, что нами сделано за шестьде сят послеоктябрьских лет, и то, что нам предстоит сделать, станет лучшим памятником, ве,- ликому писателю земли рус ской—Льву Николаевичу Тол-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz