Ленинец. 1978 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1978 г. (г. Липецк)

ЛЕНИНЕЦ • 2 | ЛЕНИНЕЦ ГРЯЗИНСКИЙ РАЙОН: Август — месяц самых рази- тельмых перемен ко полях. Еще вчера по обе стороны от доро­ ги разливался зо 1 Югисто-жел- ть!Й ;<ояер, а сегодня все чаще он сменяется пепельно-чер­ ным, зе.млистым цветом. И пак !!и рзностаи был {СО лето хле­ боробской душе янтарный пе­ релив полей, сейчас он уже Емзывает чувстзо беслокойсг- аа, зозгт: спеши, чзмледеяац. В эти дни с,ажно, чтобы запоз- да.;ая жзтва, пришедшая почти о,чноЕрем 2 нно с предосенни­ ми хлопотами — пстшкой зз- б'!, сгзоАТ озимых, заготовкой склоса, что назыззйтся, не вы­ было ЛЮДЕЙ из но.{еи, чтобы все работы шли четко, органи­ зованно. Несколькими днями ранее бюро Грязикскбго горкома партии рассмотрело вопрос «О неудоЕпатворитеяьком ходе хлабозаготовок в совхозах «Кубань» и «Красный горняк». На бюро руководкгепи зтик, известных в области ко.ллекти- вов бьши подвергнуты резкой критике за неправильную орга­ низацию вывозки х.леба госу­ дарству. Была отмечена также неудовлетворительная работа в зтом направлении в совхозе «Прибытковский», «Сошкин- ский», «Песковатский». В то же время именно в те дни птицефабрика «Россия» и совхо .3 «Дружба» рапортовали о выполнении своих социали­ стических обязательств. Пер­ вая хлеборобская заповедь . до.лжна быть выполнена свое- временно,;— так ставится зада­ ча перед каждым хозяйством, на зто нацелен график ежесу­ точной продажи зерна государ­ ству. В беседе с нами директор Грязинсного комбината хлебо­ продуктов В. А. Богословский сказал, что к утру шестнадца­ того августа в государствен­ ные закрома поступила поло­ вина из эалла.чированных ЗбООО тони грязкнского хлеба, что с началом погожих дней значительно улучшилось ка­ чество поставляемого зерна и по влажности, и по чистоте. Особенно хорошо идут в зтом отношении совхозы «Вперед», «Кубань». Ето же время такие совхозы, как «Сошкинский», «Коробовскийя, «Бутырский», «Плехановский» из-за пересе­ ва имеют много несортового зерна е трудноотделимымн эпаковы.мя примесями. На хпе- болриемгюл» пункте л{ы увиде- Г ОРОДСКОЙ 1 <о,митет на­ родного контроля и штаб «Комсо.мольско "О про­ жектора» используют не одина­ ковые пути достижения наме­ ченных целей. Но в их планах работы четко прослеживается одна общая линия — выявле­ ние и устранение недостатков в организации деятельности хо­ зяйственных органов, отдель- ньТх лиц. Особенно тесными етадн наши контакты с «про- жрктс'ристами» сейчас, во вре­ мя страды. В самом начале ВСЛЕД ад пи тот порядок, какой и дол­ жен быть при работа с хлебом. В се организовано чатко, уме­ ло: машины разгру:жаются бы­ стро, каждое зернышко опре­ делено к Атесту. — Мы способны, — говорит ё. А. Богословский, — прини­ мать в день по 3600 тонн хлеба и хотели бы, чтобы такое коли­ чество отправляли ежесуточ­ но. Но пока поставки редко до­ ходят до 2080 тонн. Сводка говорит и о большом разрыве .между хозяйствами в темпах уборки. Менее полови­ ны площадей обмолочено в та­ ких совхозах, как «Правда», «Сошкинский». В дни страды общий ус­ пех складывается из достиже­ ний каждого. Пусть не так уж велик вклад в уборку женско­ го звена комбайнеров из пти­ цефабрики «Россия», организо­ ванного по инициативе ГК ВЛКСМ, ко их заслуга в общзАЛ успехе хозяйства есть. Пусть не так уж много, на первый взгляд, значит тот фант, что горком регуляр­ но отсыпает молодым передо- виквА\ красочно оформленные благодарстзенныа письма, но это внимание поднимает дух у хлеборобов. Полнится общая тетрадь со све­ дениями из хозяйств, в ка­ бинах автомашин развозятся по совхозам свежие «молнии». И мы уверены, что при выпол­ нении последнего пункта меро­ приятий по уборке — проведе­ ния слета молодых передови­ ков — работники горкома ком­ сомола услышат немало доб­ рых слов в свой адрес. И вто­ рой секретарь Анатолий Нена- хов — нача.льник «политотде­ ла», и главио!<омандующий Юрий Мамонов, для которого как для комсомольского работ­ ника нынешняя страда — пер- Двадцать седьмой год я ру­ ковожу хозяйствами. Сначала был председателе.м колхоза, теперь вот директором совхо­ за. И только одну страду —• 1953-й год, пожалуй, можно сравнить по сложности с ны­ нешней. Но тогда мы так и не смогли убрать хлеб, ‘хотя не уходили с полей до самого сне­ га, а сейчас намерены уложить­ ся в сроки, которые и для обычных-то -лет выглядят на­ пряженными. Конечно, оружие наше стало совсем другим, чем. четверть века назад, но, депо не только в этом. Бывает, что и вооруженная до зубов ар­ мия выглядит небоеспособной. Во многом - исход зависит от организации. По-разному убирали в ,прош- лые годы хлеб. Жатва объеди­ няла всю технику вместе, иног­ да рассредотачивали комбай­ ны по отделениям, бригадам. Из этих исканий и родился со­ вершенный, высокоэффектив­ ный: метод — ипатозский. Его влияние на ход уборки — не переоценить. Утром торопится каждый ипатовец побыстрее к комбайнам, чтобы не подве­ сти свой по-ипатовски большой коллектив. И раскачки с выез­ дом не бывает?* Стоит поторо­ пить одного хлебороба — ос- надо смотреть в обе, чтобц-не тальные обязательно пойдут было никакие заминок. Иначе следом. Сядут механизаторы остановка ОДНОГф комбайна по­ обедать — пятнадцать минут и влияет на работу д’ругбго и лю- снова -потянулись к машинам, бой водитель автомобиля, дей- ствуя неправильно, может вне- ... .... .................. неразбериху в процесс об- ч _ - )П Ы Т служивания комбайнов. • ....... . Но мпатовский. метод не ИПАТОВСКИЙ МЕТОД: СТРАТЕГИЯ ПОБЕДИТЕЛЕЙ Ни один, даже с циплинированный передохнуть в тени. Тем и хо­ рош ипатовский метод, что он, объединяя людей, дисциплини­ рует их, подтягивает. На миру крестьянин привык трудиться особенно крепко. Но, укрупняя силы, необхо­ димо усиливать и руководство ими. Ведь если на одном поле работают сразу четырнадцать комбайнов, как это у нас, то Но, говоря о работе «КП», следует подчеркнуть: рейды— пусть важное, но че единствен­ ное дело «прожектористов». Дозорные активно пропаган­ дируют и опыт передовиков. Используя поступающие с мест действенность « К П » Э Ф Ф Е К Т «Правда». Сейчас го хозяйства можно увидеть свежие «эстафеты», «молнии», «тревоги». «Прожектористы» стараются не проходить мимо, даже, казалось бы, самых без­ обидных нарушений трудовой дисциплины. Опыт совместной работы ко­ митета народного контроля и штаба «Комсомольского про­ жектора» на период уборки убеждает нас в том, что эту связь необходимо развивать и дальше. Интересно трудить­ ся, помогая друг другу, ведь делаем мы общее дело. По итогам уборки бюро гор­ кома комсомола планирует за­ слушать отчеты о работе го- уборки городской комитет не­ родного контроля и «КП» {на­ чальник штаба А. Менахов, вто­ рой секретарь ГК ВЛКСМ) про­ вели совместный рейд. Вместе мы обсуждали итоги проверки, вместе устраняли обнаружен­ ные недочеты. У «п.оожектори- стов» есть хорошее правило — предавать широкой огласке вы­ явленные недостатки, чтобы предостеречь от чих осталь­ ных. Это повышает действен­ ность проверок, мобилизует лтддей на ударный труд. п^йели Ч 6 ТЬ 1 ^ рейда: по ор­ ганизации уборочного конвей- борьбе КОНТАКТА хищения.ми и потооями зерна, по сдаче хлеба государству. Итоги всех проверок анализи­ ровались на совместных засе­ даниях комитета народного контроля и штаба «КП». сведения, они выпускают «мол­ нии», «боевые листки», «эс­ тафеты». Отрадно то, что го­ родской штаб «КП» сумел нала­ дить тесную связь с постами, созданными на период уборки, умело использует их информа­ цию, направляет деятельность. Это свидетельствует о том, что работники горкома комсомола серьезно относятся к подбо­ ру кадров, а ведь от людей, в первую очередь, зависит успех дела. Д^^бо^рму настроены «прожектористы» совхоза «Вперед», где штабом «КП» ру­ ководит Зоя Сиротина, зал'.е- ститель секретаря комсомоль­ ской организации совхоза родского штаба «КП», отдель­ ных постов. Не заседании под­ ведем итоги труда «прожекто­ ристов», где будет обобщен опыт лучших. Сейчас еще трудно сказать, какой будет оценка в целом, но уже ясно одно — «прожектористы» до­ бились в своей работе главно­ го — действенности, боевито­ сти и последовательности. Они уверенно вышли на передовые рубежи страды. Ю. КОПМАКСВ, инспектор городского комитета народного контроля. В со 3X03 ЯМГ 1 Ш Круп­ ской пришлог» добирать­ ся по очень плохой доро­ ге. С весны начали возить сю­ да асфальт, но почд что только {цебенкой укрыто по ютио, да и она не прикатана. Приходится машинам совхо.за идти на хле­ боприемный пункт по окружно­ му пути, который чамстно даль- Но отнюдь не это сбетоя- те.льстБО стало главной причи­ ной нсудовлетворн гелькой вы>- возки зерна государству. Менее че.м на 40 процен:ов выполнило хозяйство план хлсбо.постазок. И в то же время на совхозном току мы увидели непривычно огромные вороха зерна. — А это семена, — постара.з- ся успокоить нас [ллвный агро­ ном хозяйства В. Г. Иванов. —- Государству же нам пока во­ зить нечего. По графику обя­ заны отправлять по 200 тонн зерна в сутки, ко каждый раз удается не более 100—110 тонн. Не успеваем нодрабатывать хлеб, — оправдывается агро- И не успевают нотому, что болыяииство комбанков посга- ви.'!и на семенные участки. Те же, что молотят отборное зер­ но, по словам главного агроно­ ма, не обеспечены полностью машинами. Пройдет комбайн метров ,500—000, и.шолвит бун­ кер I! стоит в ожидании трузо- пика. Кто виноват? В. Г, Иванов счиглег, что гря- зинское транспоргяое предпри­ ятие, которое сже.днсзно нсдо- погтапляег аато.мобкл'и, а то, что приходят — вес старые. Но ведь в хозяйстве псиало п своих .машин, есть, (!аконец, и только требует умелого руко водства, он разом же и помо гает руководить. Отпала необ­ ходимость всем колсандирам хозяйства целыми днями таться с поля на попе, из к терской на ток. Ипатовский тод позволил нам отдышаться. Ведь как у нас сейчас ,органи­ зована работа руководителей^ Я как начальн 1 {к ^э-мплекса и заведующий мастерскими, рас­ кинули свой комаидчый пункт на поле, не уходим оттуда. Вдо­ бавок ко всему {эа качеством работ следят бригадир-поле вод и агроном то|о отделени; на пом^кТпор^о идет ка. м ЛШ конечна, в хозяЩрке и других горячих[участков ра­ боты, но я спокоен. Почему? Да потому, что на току неотрывно находится главный агроном, ко­ торый организует 1 заготовку се- переработку и вывозку зерна государстчу — кстати, мы поставляем-ТОЭьчо высоко­ качественный хлеб. На уборке соломы главными являются управляющие отделений. На вспашке зяби — председатель рабочкома. Всей политико-мас­ совой йяботойг руководит-сек­ ретарь -парткома, помогает ко­ торому секретарь, комсомоль­ ской организации. Отрадно смотреть, когда подразделение в полтора де­ сятка комбайнов в мгновение ока «свертывает» .одно поле за другим. Уверенности в своих силах прибавляется и оптимиз­ ма. Пусть дожди несколько лебали :^^Ккий метод бы нобра^в себя поочньп боробский характер. И. Т. ПУТИЛИН, директор совхоза «Впереди. тракторные 1 СЛСН 5 М). С.ЗОВНОзабыли о семенах. Зерно Доводы главного агронома лежит под открытым кебом. -А показались на.ч неубедительны- вдруг дождь... .... .............. ............... — Ничего, — успокоили нас, — брезента хватит, укроем. В нИ М г З Н И в . Зато места на току уже не хватает и ие только " потому, т о р м о з медленно вывозят товарное н’ьЯЬ в работе! зерно и семена. На одном ромком лоскуте ток .1 асфа.чьт весь изуродован, на другом его вовсе нет и виден аккуратный ИЗОБИЛИЕ, КОТОРОЕ НЕ РАДУЕТ мк. Как бы таи гги было, г!о ведь х.тсба в говхо5е обмолоче­ ны были более, чем с двух тре­ тей площадей и урожай непло­ хой, а зерна для государства в должном количестве все нет Переусердствовали руко­ води! ели, заботясь о СВОГ!Хсов- хознгах нуждах, табыли г-тае- ную заповедь хлебороба. Ко этот перекос в сторону заго­ товки семян, который с,тожг{лся г{о многом из-за менрапи.»г.кого пекутся люди о з- 1 втра 1 ггнсм урожае. Однако, побывав па то­ ку, делаешь вывод, что бссяокр- ^^тея-то не очень. Наоборот, ряд кучек песка. Такое ощуще- гшс, что только начгжагот ре- — Это прораб наш Дмитрий Иваног!ич Железняков «поста­ рался», — невесело гпутят ра­ ботники тока. Из-за .медлительности строи­ телей часть тока ггельзя засы­ пать зерном. Нельзя использо­ вать и го трр машшгы ОВП- 2 (>, что стоят, у нспорчегшого -ас­ фальта. Здесь им делать нече­ го, к другим ворохам подог­ нать — кабеля гге хватает. Л ведь эти машиггы по.зволи.ти 6 г ,1 ум'ёньшйть горы хлеба на тоху. И,зо§млцс, которое, увы, пока не радует, Рекламировать достоинства липецкого меда, сожалуй, не стоит. Небольшие бзночкн с ароматным сладким нектаром магазинов. Сейчас в колхозе ставляет ггорожанам мед, — от- ветствевная пора — идет зато кого и лечебиосо яриу кта . Зииапда Вострикэза, которую расфасовкой .меда. Пять лет она трудится па пчеловодческом комплексе. Работу Зила сочета- ; ет с учебой,.-она студентка т М Ы ПОПРОСИЛИ первых вьюуекаиков инд-устр.и- альда - педагогичеоко г о факультета Лииецк' 0 го .педин­ ститута рассказать о трудв-о.- стях, мешающих и-м в работе. И услышали, помнмо>.тра,дици- оаных ж-алО'б на огсутстщте Цен- трализоважного смабжеиия ма- стерекях -материалами, ивстру- меитами и уяебяэ-иаглядяыми пособиями, высказывания,' по- будн»Ш‘н'е к серьезк.й ' раз- ' думья^г о ссстояипи трудового обучения,:, б'б этике человече- Ткйх' взаи’мо'отношсчий в кол­ лективе. Не правда, ли, :и0вжи- давН'Ое начало разговора. Д аль­ ше-больше, молодые - учителя труда е иекотарой р.зстеряано- стью говорят, что работают е большой дополшгтетыгой психо­ логической яапрузкой. Нет, за­ труднений в контактах с уча- бята пояимают и.ч: и относятся с уважением. А вот отдельные руково-дителн школ и учителя... «Имею педагогическое обра­ зование, работаю ло еяедияль ПОСТ 1 И, тщательно готовлюсь 'к урокам и но ребятам чувствугс, что многое пб.чучается, а пол- нойравныч педагогом себя нс ощущаю, стать - в о д м ряд с учителями ведущих предметов не могу. Как чслозск'а меня хорошо, но котлетой учителя не называют. О рабэге с о -мной стараются не говорить, а по кабинету часто '-проел г помочь сделать черновую работу. То- скднвю мне с димч< "Из школы собираюсь ччодигь. Бата есть, неплохое оборудование, но ус­ ловий для работы нет. Сделал учителя-м замечание, что.бы - не заходвли во время урока в ма­ стерские и не мешали пабо- тать, так они ответили;-«Поду­ маешь. учитель! А дарежтор^ в не зазнавайся, молод еще!» «Создается впеч г г тчше, что наираоны»я были . четыре года бо-льшого труда в вдети- туте. - Моими методичес'кИ'МИ не ивтервсуетеядЗа два ла>да 1 работы за:вуч’:один раз посиде­ ла минут .20 на уво-хе и ушла, ничего не сказав. «Рук 01 водит» миою от имени, директора зав- ■ хоз школы, а его мопсе всего интересуют у^роки. Только и слышу: «Ошусти ребят и еде-, лай». Профиль .ра.казов. у_ него весьма широк.— от оетеклания рам. до рем-онта хана.Л1изац»и. Будь безотказным, и признают хорошим учнте.дем». Таков горький лейтмотив рас- сжазов молодых трудр-вя- КО'В. К .счастыо, нё всех. Слышали .. мы и иного добрых' слов. о. дальновидных .дирвктора_х_' школ, со-эдаютих хорошие условия для работы я прислушивающихся, к нуждам и заботам трудово-га обучения. Но в нашем деле -не бывает частностей. Если плохо одно­ му учителю, значит плохо еотг ням учащихся^ Мы же беседо­ вали не а-юдиим. Ог-суда к на.м пришел этот потребительский, обывательский взгляд на учи­ теля труда как на хоаработии- ка? Не от того ли - ггрошлого, когда «трудо-вижэ^ как правило, не .имел образования и сам был' рад прююсать школ? пользу за пределами уроков, от которых был далек? Еремеиа иэмеаились. Но пои­ щите в метод'Ичеаких жабнде- тах школ материалы по трудо­ вому обучению. «Руют ие дохо­ дят, — говорит заауч, — с ве­ дущими предметами управить­ ся бы. Да и что может наш учи­ тель? Сельхозтехникум закон-, Неволыю вапрашизается во­ прос: а- разве этого образова­ ния мало на первый случай? Шесть. лет ои-работает учите­ лем, :а рядбм 'с ним . опытные физик и химик, хорошо вла.-дею- вовые нормы его .прздм.ета, как учебной диси 1 »шшна. .Эта мы&ть должна быть правяльно поня­ та. Учебная деятельность детей в рамках ТРУД 01 ВОГО (Лучения должна быть общественно по- л-езирй и в этом ее непреходя­ щая воспитательная цшшсть . Но совершенно неверно исполь­ зовать это достоинство в. утили­ тарных узкохозяйсгвеиных це-' лях, где дети только работают и не учатся при этом. Когда .сиюминутная нужда противопо­ ставляется учебному плану. То-, гда трудовое обученно переста­ ет быть учебным аредметом, а МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ: СТУПЕНИ РОСТА Помощник завхоза с... дипломом учителя? щне методикой и техникой уро­ ка. Поче.му не иомачь. коллеге, передать свой методический кое в течение последних 10—13 .лет, то сего,дня опытных учнте- •лей, было бы эначнтелыяо боль­ ше, пусть и без вузовского-дн- Недопустимо* меспетно ме.ня- поетаио-вку трудового обучения. Отсюда и дополнигелытые труд­ ности в работе, теперь уже об- разовалиого уч«те,тя .и разоча­ рование, и нескла.ттая ..педаго­ гическая судьба. Ноудовлетворены .и учепикн. Ведь даже в тех шко.тах, где труд ю!эводят.до третьестепен­ ного-предмета, .г^ота неизменно _называют -тгроизв.тдителы 1 ую деятельность в чнеяе любимых- занятий. Еще на первых лекциях по методике прелодавзния буду­ щие специалисты глубоко усва­ ивают, что в школу, они приду г как иолномочные представи­ тели трудового наоода. Ойи обязаны осуществлять тесную связь-между материальным пр'о- иэводством и детьми. «Вам, — говскрйм мы, '— р-тбочий класс и колхоэное крестьчч'Ство до­ веряют впервые првобшять школьников к Еэрэолому п.роиз- воднтельг!ому труд /, вызвать к нему интерес я в.з этой основе формировать у реблг .психоло­ гию-тружеников. Вам доверяет народ реа.тчза 11 ию п/нжта Кон­ ституции СССР, -касающегося свободного выбора профессия, ибо в школе вы станете глав­ ной фигурой, анределяющей профессиональные и н т е р е сы и еклоЛости учащихся в сфере, натертальиого пройззодства». превращаете творенность молод.эго' специа­ листа, если в школе еще не по­ няли истинного назначения учи­ теля труда и цредьяв'Или ему требов ат 1 Я\ на 1 руитл 10 щие пра- Представьте себе урок физи­ ки, гга которсьм учшциося ,:ро 1 от траншею для прокладки отоп­ ления в школу по той. причине, что в основе их действий лежит целый .ряд физических явлений. Абсурд? Такого нч;сто не позво­ лит, А систематичестсне срывы уроков труда иные руковод-ите- ли школ оправдывают именяо: так. И уж совсем челопустммо использовать учителя труда в Пришло- время- решительного, пересмотра. наших позиций в отпошеяии дальнейшего совер- Шен-ствовашш и р.тзпатия тру­ дового обучения и воспитання в средней школе, в этношеяшт роля-и .значения учителя труда, независимо от тогр, образовал о« Ш!и нет. В соврамеиных ус­ ловиях крайне важно привести школьное трудовое обучение -и воспитатже в соответствие с бб'ьектиВ'ВЫ'М положением и дейстептельной социальной ролью рабочего класса ' в нашем Вот почему работа учителя труда нынче требует повышемно- го внимания. В этом, если угод­ но, забота о завтрашнем дне. Ориентация молодежи на ма­ териальное производетво стала одной из важнейших проблем, выдвинутых жизнью. И успех ее решения будет зависеть, кро­ ме всего прочего, от того, на­ сколько осознаийо и тщательно мы будем подходить к оценке молодых специалистов, прихо» дящих сегодня в школу, и тех, кто уже. не первый год заиима- ется трудовым обучением И'во- Г. ПЕ!1К«ЮВИЧ, декан индус! р 11 : 1 льно-псда- г 6 п:ческото факуль-^та кандидат педагогичсск-ах «Мне очень почргэилдсь выс- !В;(а. Особенно дпгсмиа жур- плЫ братьев Толстых и первая книжка маленького Толстого. Мне еще очень понравилось, что писатель помогал бедным, спасал голодающих детей. Я очень хочу теперь прочитать книги Льва Нчн-элаевича. Света Коляко, ученица среднай школы Много восторженных слов было в книге отзывов о работе Московского переяви:>кного му­ зея Л. Н. Толстого, но, перели­ стывая страницы пухлой те­ тради, сотрудники музея пока­ зали мне именно эту. И, навер­ ное, не случайно. Потому что она — свидетельство человека, стоящего на поро.'-е больших открытий —«... очень .хочу про­ читать все книги Льва Толсто­ го». Чуть ниже посла бесхитро­ стных строчек Светы твердым взрослым почерколл написано: «Экспозиция произвепа на ме­ ня сильное впечатление. Хочу вновь перечитать Толстого». О том, что посещение музея оставляет неизгладимый след в сердцвх людей, говорят посе­ тители разного во;§раста. -- За двадцать дней здесь побывало более двух тьтсяч липчан. За внешней неброскостью документов: Дневниковых запи­ сей, писем, черновиков, книг, фотографий — немых свидете­ лей великой жизни великого человека—таится огаомная эмо­ циональная сила. Мы начинаем по-новому осмыслять, казалось бы, новую знакомую еще по школьным хрестоматиям биог­ рафию писателя. Вот несколько маленьких листков с надорваннь 1 Ми, по­ трепанными краями. Список книг, особенно дорогих Толсто­ му; «Сказки «Тысяча и одна ночь», и русские былины, «Ил- лиада», и «Одиссея», Диккенса «Давид Коперфильд», «Разбой­ ники» Шиллера и «Евгений Онегин» Пушкина, Тютчев, Гю­ го, Гоголь. Ранее занесенные в этот перечень романы Марлим- ского, очевидно, вычеркнуты позже — другими, синими чер- За стеклом третий • номер. «Современника», за 1853 год. Именно с его страниц начина­ ется отсчет творчества Льва Николаевича Толстого. В этом журнале был опубликован пер­ вый рассказ писате.пя — «Иа- Представлено в музее и мко го портретов Толстого, выпол- СУДЬБОЙ ценных такими извесгнь^ми ма­ стерами, как И. Е. Репин, И. И. Крамской. На специальном стенде—фотографии писателя, запечатлевшие его в разные пе­ риоды жизни: в юности,.в зре­ лые годы, в старо-сти. Много, материалов посвяще­ но гениальным рол{анам — «Война и мир» и «Воскре­ сение». Здесь иллюстрации лучших художников: А. В. Ко­ корина, К, И. Руд.экова, Д. И. Кардовского, М. С. Родионова, черновые наброски, листки из записной книжки. Размашистым крупным почеркол\ Толстого набросана «заготовка» — пред­ варительная харакгеристика ге:» роини романа «Война и мир» Натальи Ростовой: «Наталье 15 лет. Щедра безумно. Верит в себя. Капризна и все удается, и всех тормошит, и всеми любима. Честолюбива. Музыкой обладает, понимает и до безумия чувствует. Вдруг грустна, вдоуг безумно радостна. (Куклы). Любовное. Просит мужа, а то и двух, ей нужно детей, и любовь, и постель. Глупа, но мила, необразо- всегда умеет скрыть». За скупыми строками срезу встает непростой характер главной героини. Кажется, что заг,пянул через плечо писателя в рукопись, которую он сейчас пишет. Возникло ощущение причастности, проникновения в великую, тайну творчества, со- И вот настроение меняется. Экспозиция, выстооенная в хронологической последова­ тельности, привела нас к самым тяжелым годам жизни Толстого. Копия от­ вета синоду, телеграммы с сообщениями о болезни писа­ теля, последняя бьет поямо в сердце: «Петербург. Срочная Скончался»... Соболезнова­ ния!.. Тысячи ззБолнован- ных, полных боли строк. . И в конце, когда в последний раз окидываешь взглядом м^- зей. Экскурсовод включает магнитофон, и мы слышим го­ лос Толстого. Подарок амери­ канского изобретателя Томаса Эдисона — фоиогоаф сослу­ жил добрую службу: сохранил и донес до нас голос великого художника. ... Каким ДОЛГИ.М, каким труд­ ным и радостным был этот час, наедине с великой судь- И. ТКАЧЕНКО. Готовясь отметить 60-петие ВЛКСМ, юные краеведы Запад­ ного Урала знакомятся в походах по родному краю е героиче* ,, ской историей ко.мсомопа Прикамья, встречаются е комёо- мог.ьцамн первых пятилеток, участниками гелиной Отечествен» ной войны, своими современниками — комсомольцами 70-х. Во время похода сводного туристского отряда Дома пионе­ ров и школьников урапьсного города Чернушка (Пермская область) ребята встретились с партизанским врачом А. Н. Щербикикой КЗ кзвзетмото отряда Д. Медведеаа |ка снимке). ерсто Е. Загуляева. (фотохроника ТАСС).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz