Ленинец. 1978 г. (г. Липецк)
ЛЕНИНЕЦ ф 4 ХЛЕБ НА ЗЕМЛЕ ОТЦОВ РАСТИТЬ НАМ! Р АННЕЕ утро. Только- только огромнь!м крас ным шаро.м поднялось из-за горизонта солнце. Дирек тор школы выглянул 3 окно, — а вставали они с женой всегда рано, — и удивился; около ог рады, отделяющей коллекци онный участок от сада, собра лось чуть ли не полсела. Ма рия Петровна сделала ему знак: тише. Ужа несколько дней, как только зацвела энотера, она наблюдает эту картину. Цветок и впрямь удивительный. Она привезла его с юга. Уж так уст роен человек; где бы ни был, что бы ни делал, а всегда пом нит о главном деле своей ,жиз- Сальчане, и стар, и млад, стоят, подняв головы к столбу электролинии. Надо дождать ся, когда солнце достигнет его верхушки. И тут же момен тально повернуться к цветку. Всего одно мгновение. Ради^ него люди вставали чуть свет и спешили на коллекционный участок. И вот солнца достигло вер шины столба — цзетки эноте ры,, как по команде, раскрыва ли свои соцветия. И' цвели' до вечера. Ве:с их был короток —■ всего один день... В эти мгнозания, когда у цветка, около маленького чуда, замирали и дети, и взрослые, Мария Петровна Ефимова бы ла счастлива. Люди любовались* красотой, ЛГО.ДИ прикасались душой к загадочному , миру природь!, и он пообуждал в них творцов... А разве не а этом сллысл, цель всей ее жизни?.. З АПЫХ А ВШИ Й С Я мальчишка крикнул с порога; — Марь Петровна, там ка кой-то человек. Хочу, говорит, видеть свою первую учитель ницу. Тридцать пет, говорит, не Она начала торопливо оде ваться, пытаясь справиться с волнением. Вдруг опять напом нило о себе сердце... В учительскую вошла не то ропясь. Сделала вид, что за глянула по делу. Волнение вы давали лишь руки, бесцельно перебиравшие лежавшие на стола тетради. Седеющий муж чина выжидающе глядел на нее. — Марь Петровна, не узна ли? Я — Вася Востриков. Пом ните,^ вы на.м еще «Калинку» Она опустилась на стул^ Ва ся... Востриков... Ей никак не удавалось соединить этого се дого солидного человека с тем маленьким, почти светя щимся а лохмотьях одежды мальчишкой, которого согрева ла в военные годы в школа, на русской печке. Господи, Вася... Зимы военные холодными бы ли. Она провожала Васю до мой после урокоз и перевязы вала потуже пряслом, жгутом, тут же скрученным из соло мы, да наказывала развязывать опояску не на улице и не а се нях даже, а когда войдет в из бу... Как давно это было... Годы, ах, годы, как же они быстро летят. Памяти немного надо — любой зацепочки до статочно, чтобы начать рас кручивать всю жизнь заново, перебирая годы, встречи, ра дости и горести... Вася Вострикоз... Вспомнив его малышом, она почему-то тут же увидела и себя пятилет- нвй девчушкой, увязавшейся за старшими ребятами в школу. Тоже, поди, учителя с жало стью смотрели, ходила-то в чем попало. Ведь а сам^е — восемь детей, обнов.ка — редкость ве ликая. Зато училась Машенька всем на удивление — хорошо, ровно. В школу с радостью бе жала, глаза на уроках так и светились от любопытства да интереса. И думала она о том, какое это счастье — быть учи телем. Столько всего знать. Столько уметь. О мечте своей поведала од нажды старшей сестре. И ког да Маша семь классов закон чила, та возьми да и подска жи родителям: — Надо б девчонку в Мцанск отправить, в педучилища... Она же спит и видит себя учи тельницей. л : IЕРВЫЕ уроки. Как I же она волновалась! А тут еще директор страху нагнал: «Ты последи за Петей Плотниковым. Он там на чатали. «Из маленькой девоч ки, — говорилось в н^й, — по лучилась хорошая молодая учительница»гИ ставили ее имя рядом с именем опытнейшего педагога в района. В ОЙНА в жизни каждого по-своему отозвалась, у каждого своим горем обернулась. Поехала старшая сестра в село Русская Казинка, где еще одна сестра жила с большой своей семьей; и по гибла*. Всего лишь на насколь ко дней заняли село фашисты, а зла сотворить много успели. В Русскую Казинку Маша при ехала позже с двумя своими братишками — семилетним Ва сей и пятилетним Пашуткой. — Мария Петровна — в Вязо- вицкую среднюнэ школу... Там и встретила Анатолия Григорь евича Ефимова. Он — дирек тор школы, она — учитель,чица биологии. Сельские учителя не по должности — по призванию, по сути своей. Б первую очередь, их усилиями и стала Вязовицкая школа той извест ной всей стране лабораторией профориентации, передового опыта по воспитанию молоде жи, преданной родному краю, родной земле. Сколько отдала школе, лю дям Мария Петровна Ефимо ва? Сказать, что всю жизнь — мало. Она отдала бы и две жизни, будь они у нее. Но ведь одно дело изо дня з день, из |111М 1и а1 а а з аи 11Ш 8 вп в1 а1 яашш 91 а1111иш 11ш и 1Н 1 эшш з№ а т Сельская ||н«1НП 1ы еа9 !1нвпя яд1 ........................ Летом биолог Мария Петровна Ефимова и овощевод «Малой Тими рязевки» Володя Новгородов почти каждый день встречаются на коллек ционном участке. Вместе проверяют результаты опытов, которые заложи ли еще весной... , • д13111Я1е18шаэв последней парте сидит. Здоро вый парень, на два года тебя постарше, не созоровал бы че го...». Поначалу она прямо- таки боялась повернуться спи ной к классу. А потом — видит, все хорошо идет. Слушают с интересом, не шумят. Даже Петька Плотников вроде бы посмирнее стал {кстати, в конце концов перешел в следующий класс не без стараний Маши). И вдруг комиссия пришла к ней на урок. Посидели, послу шали, а она, как на зло, то ли от волнения, то ли из желания показать, как у нее ребята все здорово знают, затянула опрос и не уложилась в план урока. Проверяющие это отметили. И так Маше, то бишь Марии Пет ровне, горько стало за неуме ние свое, за растерянность, что готова была и вовсе бросить школу. «Не вышел из маня учи тель», — решила с отчаяния., — Как так не вышел? Старый педагог Алексей Фе дорович Ростовский засмеялся. «У тебя терпение есть, великое желание с детьми возиться. И знания. А ты сразу — не вышло ничего, уйду... Давай-ка я у тебя на уроках посижу. Гля дишь, подскажу что... Ты толь ко говори погромче — глуховат я стал малость». Так начались для нее эти своеобразные курсы по повы шению квалификации. Алексей Федорович тщательно ' разби рал каждый урок. Вместе ду мали, советовались, как лучше провести следующий. Теперь уж никаких комиссий она не боялась. Появилась у нее та свобода, уверечность в себе, которая, наварное, и зовется маете,остзом. Вот у.жа похвали ли ее на районной авгусгоз- . ской конференции. Вот ужа за метку в районной газета напа- Мать в сорок третьем году не ожиданно умерла. И оказалась Маша вроде как главой семей ства. Прасковья, потрясенная зверствами врага, гибелью се стры, потерялась, никак не мог ла от беды оправиться. Возвра щаясь с фермы, лишь тупо пе ресчитывала ребят. Все семеро тут, слава богу, говорила, и садилась, недвижно устазясь в одну точку. Вот и пришлось Марии взять на себя заботу о детях. Она успевала рано утром вымыть полы в школе, растопить печь. Ее ужа заведующей назначили — вот и решила ока принять уборщи цей свою сестру—семерых де тей надо было как-то кормить, — а всю работу делала за нее сама. Дне,м учила ребят, соби рала с ними колоски, косила, вязала снопы наравне с кол хозницами. Ночью работала на току, обстирывала, обмывала детвору. ..;3 класса холодно. Ребята пишут на обрьш.чах. Время от времени учительница преры вает объяснение урока, подса живает их на топленую бурья ном печь — погреться. Грелся та,и среди прочих и этот са- мь!й тщедушный Вася Востри ков. Пока они на печи, ЛАария, чтоб недаром время пропада ло, урок пения устраивала. По тому-то, видимо, и вспомнил Вася про «Калинчу-малинку»... А еще рассказыаапа им, какая жизнь после воинъ! будет. И, кто знает, что. сильнее согре вало ребят — то пи печь, то пи песни и рассказы учительницы. В ОЙНА . была ее мо лодостью. А в пер вые послевоенные годы о ней уже говорили, как о зрело.м человеке, опытном педагога. 8 1947 году переб,оалась она года а год повто,зять то, что предусмотрено программой, и совсем другое — каждый день делать и для детей, и для себя открытия. Б школе Ефимовыу — особый духовный климат. Особая обстановка, когда ни кто никого не заставляет учить ся, а все учатся вместе со все ми. Всю жизнь вместе с учени ками училась и учится Мария Петровна. Вместе с ними удив ляется всякий раз красоте и неповторимости мира п,оиро- ды, проникает в ее тайны. И южный цветок, который рас пускается на рассвете, и обык новенная, всем знакомая свек ла или рожь — все будит фан тазию, рождает потребность познать, как устроен он, этот многообразный, .мир живой. Она часто ездит на юг—здо ровье неважное, а хочется быть в форме. И всякий раз привозит домой — а дом ее — это, прежде всего, школа, — какое-нибудь диковинное рас тение. Ей так хочется, чтобы ее ребята подивились, порадова лись, почувстзоз,али прелесть и неиссякаемость земных да- Рассказызает; — Цветок красоты изуми тельной был, по-моему, един ственный на всем побережье. Рос он на клумбе соседнего санатория. Я асе время ходила любоваться им, А тут мне уез жать, а ему, может быть, дня три осталось до созревании. Пришлось караулить... И привезла - гаки рудбекию в село. Позже она встретила ее в Крыму в Никитском ботани ческом саду. «Всеобщая люби мица, недавняя пришелица со Средиземноморского побере жья» (так характеризовалась там рудбзкия) отлично прижи лась в саду Вязозицкой школы. Булеты ее украсили потом на равне с чайными розами не од ну выставку цветов.. Выставки... С ними у биоло га связано много воспомина ний. Вот уже на протяжении десятка лет никто в Долгору ковском районе не может тя гаться с вязовицкими ребятами в умении выращивать овощи, удивлять посетителей выставок всякими -чудесами. Выставки, в районе проводятся обычно в’ конце октября. Мэрия Петров на и в позднюю осень умеет сохранить на грядках все в пер возданном виде — с ботвой и листьями. Вязовицкие школь ники привозили то тыкву напо ловину зеленой, наполовину желтой, то похожую на гитару так называемую «перехватку» в пятьдесят килограммов ве сом. То на одном початке ку курузы выращивали с помо щью опыления все сорта этой кормовой культуры — от свет ло-желтого до зиШневого и черТчого цветов. У РОКИ ее, прежде всего, уроки творчества. От того, наверное, с таким нетерпение.м ждут их ребята— проводит ли она их в классе или в саду, на опытном участ ке, в поле, на ферме. . Кстати, - по ее инициативе создан в Вязовом кружок мас теров машинного доения. Вы растила не одно поколение жи вотноводов колхозу. Недаром сегодняшний бригадир МТФ, только вернувшаяся в колхоз после учебы Наташа Вдоачон- ко называет Марию Петровну своей любимой учительницей. Сколько людей называют ее так! Скольким да.ла она путев ку в жизнь, скольких прир.чоти- ла к труду на земле, научила любить и беречь поле... ЫПУСКНОЙ бал это го года дает старт з жизнь очередной смене ребят из Вязозицкой школы. Этот аыпус.кной б.зл очень грустным был для Ма-, рии Петровны Ефимовой. Она уходит на пенсию. Я узнала о том, когда прйехала в ш.чолу. Да что вы, Мария Петровна? Как же школа без вас? Вы — без школы? Она грустно улы бается. Рассказывает, как вра чи в санатории обнаружили вдруг, что у нее больное серд це: оказалось, что у нее был инфаркт — рубец остался, а она и не знала об этом. — Но сердце — что, — гово рит она. — Сердцу ведь и нужны эти нагрузки. Оно, ви дите, само с инфарктом спра вилось. А вот ноги — болят. Не могу из-за них работать так, как привыкла... А иначе, вполсилы, тоже не могу... НА выходит в школь ный сад, на коллек ционный участок. Теперь приведет детей с:ода новый учитель биологии, воз можно, ее ученица, ее. преем- Ну, что ж. Так и должно быть. Жизнь продолжается. И все доброе, что успел ты сде лать, остается люДял^. И люди продолжают, приумножают его. Люди — односельчане, сотни твоих учеников, молодые учителя, которым ты помогла готовиться к первым урокам и которые еще не раз спросят у тебя совета... Люди, которым ты отдала столько тепла и люб- В ' :б ' Материалы номера лодготовипи ваши специальные корреспонденты Л. БОВА, Е. РОМАНЦОВ (фото]. Редактор Н. ЗАГНОЙКО. АДРЕС РЕДАКЦИИ; г. Липецк, п.чощаяь Плеханова, Дом печати. .... отделов; коммунистического воспитания— 4-6й-!2, комсомольской 1 Телефоны: редактора — 4-67-13, ответственного секретаря и фотокорреспрндеата — 4-67-11, . жизни — 4-67-03, учаще йся молодежи — 4-66-06, писем — 4-8вт1в, спорта — 4-86-07.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz