Ленинец. 1978 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1978 г. (г. Липецк)

Ш З е Л Е Н И Н Е Ц В ШКОЛАХ. Чаплыгинско- го района работают три­ дцать три ученических производственных бригады. В них около трех тысяч учащихся приобретают навыки выращи­ вания сельскохозяйственных культур. Недавно с опытом этой работы познакомились многочисленные гости — педа­ гоги области. Присутствующий на семина­ ре корреспондент нашей газеты попросил заведующего район­ ным отделом народного обра­ зования Н. К. Ковалева поде­ литься своими мыслями о проб­ лемах трудового воспитания учапгихся. —; Недавно я прочитал ста­ тью доктора экономических н'а- ук А. Соловьева «Выбор про­ фессии глазами экономиста». Мне очень запомнились слова о том,'чтобы правильно вы­ брать профессию, необ.ходн-мо “ ХЛЕБ НА ЗЕМЛЕ ОТЦОВ РАСТИТЬ НАМ! гаяизацию труда старшекласс­ ников. Был выделен участок в 230 гектаров, закреплена сель- скохозяйстве 1 ниая _техника —• три трактора, три сеялки, сцеп борон, картофелесажалка, кар­ тофелекопалка, два зерноубо­ рочных комбайяй «Ни-ва», раз­ брасыватель органических удобрений. Я специально перечисляю все машины для того, чтобы пока­ зать, как мо-жет^быть оснащена бригада, если руководители хо-. зяйства, отдавая школьникам технику, думают о перспективе, о будущем хозяйства. Ведь че­ рез год—два, мальчишки, на­ учившись работать на сельско­ хозяйственной технике, придут в трудовые коллективы. Правда, проблема механиза­ ции .ученического труда про­ должает оставаться одной из самых сложных. Объясняется это, прежде всего, тем, что уча­ щихся по существующему зако­ нодательству нельзя допуск*ать ПЕРВАЯ узнать пот'рГебиости в работни­ ках той или. иной специально­ сти. И далее, пишет Соловьев, исходить, при этом следует нз потребностей не общества вооб­ ще, а, пренсае всего, своего род­ ного города или села. Здесь на- лрашававтся вывод: между школой и хозяйством должна быть крепкая, связь. Я заметил, участники семина­ ра у каждого директора школы,' которую посетили, спрашивали, как долго Ой работает? Вопро­ сы были не случайны. В них — попытка узнать, насколько ру­ ководитель школы привязан к тому месту, где живет н воспи­ тывает ребят. И в Дубовской, .и Ломовской, и Кривополяиской, и Урусовской школах, и Трое- куровоком интернате директо­ ра работают давно, хорошо зна­ комы с проблемами своих-кол­ хозов и совхозов. П, прежде всего, в своей призязаииости к делу, месту, где живут, они — пример своим воспитанникам. Практика показывает: там, где часто меняются руководите­ ли школ, у ребят гораздо мень­ ше желания оставаться в род­ ном хозяйстве. Поэтому я_ бы каждого педагога испытывал на верность лучшим традициям села, интересам хозяйству; каж­ дого Директора совхоза, пред­ седателя колхоза — на вд-нма- ние к школе. — С прошлого года в вашем районе идет активный процесс организации ученических про­ изводственных бригад по всем требованиям. И вы, как гово­ рится, имеете полную возмотк- ность сделать точный расчет, обобщенный вывод о пользе этого дела... — Возьмем, к примеру, Ло- мовскую школу', Ее ученическо­ му^ производственно.му коллек­ тиву уже двенадцать лет. Но до прошлого года называли мы его бр-игадой, как гово-рится, за­ крыв глаза. Здесь не было те.ч- ники, не соблюдался полный цикл мероприятий по выращи­ ванию сельскохозяйственных культур. Не было, своего участ­ ка. В 1977 году коллектив учи­ телей, ко.мштет комсомола и ди­ рекция совхоза «Победа», ру­ ководствуясь «Положением об ученической производственной бригаде», обращением Л. И. Брежнева к .выпускникам школ Костромской области, изъявив­ шим желание остаться рабо­ тать в сельском хозяйстве, учи­ тывая опыт передовых бригад школ Липецкой области, Став­ рополья, решили улучшить ор- до самостоятельной работы на сложных,мацгина..ч; и агрегатах. Но прикрепляя, к'шко.ле иист- рукторов-механизаторов, хозяй­ ства отчасти помогают решить пробле.му. Но повторяю — от­ части. Где выход? Окончатель­ ное решение этой проблемы еще предстоит. — Многих з'днвляю г разме­ ры пришкольных участков в ва­ шем районе. Часто они кажутся слишком большими. В той же Ломовской школе на сто двад­ цать членов бригады отведено двести тридцать гектаров, это почти два гектара на человека. — Не вижу' ничего страшного в этом. К чему сковывать йни- циаги-ву ребят? Их стрем.ление взяться за большое дело до­ стойно только уважения. И по­ том, ребята не только справи­ лись с работой ча свое.м поле, но II оказали помощь совхозу,в уборке свеклы, картофеля п зер­ новых культур. Более того, они заготовили для ферм восемнад­ цать тонн сенажа. Выделив такую площадь, сов­ хоз как бы дает понять девчон­ кам п мальчишкам, что ждет от них большого, серьезного, тру­ да. И в первый же год бригада получила урожай зерновых с гектара .на восемь центнеров выше, че.м в среднем по еовхо-. зу, а картофеля собрали по ПО центнеров с гектара. : -Кстати, привелу один инте­ ресный пример. Троекуровская школа-интернат каждую осень помогает своему совхозу в уборке урожая, до этого успев' убрать свой и на участке, и в огромном саду. Кажется, ну. как можно отрывать детей от уроков в первые дни аая.ятнй?. Ймешш в сентябре они должны входить в ритм школьной жиз­ ни. Шутка ли, перед этим было три месяца каникул. Но когда в прошлом учеб.чом году стали анали3 Ир ОБать успеваемость первой II второй четвертей, ока­ залось: в то время, когда дети, были заняты сельскохозяйст­ венными работами, учились ничуть не хуже. Очевидно, при большем скоплении дел человек максимально организуется, что и .помогает ему многое сделать. Слышал я предположения о том, что при большо.м объеме работы дети окажутся отяго­ щенными ею. Такое может про­ изойти, если в ребятах видеть только лишь рабочую силу на сезон. Важно не просто научить хорошо управлять ко.мбанном, трактором, научить быть терпи­ мым к палящб'му солнцу, мо- нотонпо;му труду. Заж-но' воепи- тать ' социа.тьно активного'.уе- ловека с развитым' чувсгвом от­ ветственности за происходящее вокруг. Н в школах, о которы.х' я рассказал, это умеют делать. Среди юношей и девушек, ос­ тавшихся работать на селе, больше всего выпускников .этих учебных заведений. — Изучением се.чьскохозяй- ственной техники в вашем рай­ оне занято около 400 старше­ классников. В каждой школе имеется кабинет машиноведе­ ния, техника, намечено и даль­ ше выделять инструкторов-ме- х'анизаторов для постоянной работы в. проигводственной бригаде. Все это дает возмож­ ность ребятам хорошо освоить машины. Есть ли смысл после школы направлять их в СПТУ? — Видите ли, в школе заня­ тия ведутся, прежде всего, для того, чтобы вызвать интерес к сельским профессиям, ближе познакомить с ними, облегчить выбор профессии.' Допустим,' десять лет назад знаний, поду­ ченных в школе на уроках ма­ шиноведения,' может быть, и хватило бы для работы .меха­ низатором. Сейчас, как никог­ да, в создании сельскохозяйст­ венных машшг широко внедря­ ются научные достижения; Все чаще ОДИН' проход, агрегата^ включает в себя несколько 'тех­ нологических операций. И кол­ хозам .необходимы .люди, го'го-. . выё ’.работ'ат'ь на вбе более ус-: лбжняющейся технике. Поэто- .м.у..^,к. считаю долгом педагого-в; шкбл_ рёкометдовать ребят для' учебы в ОПТУ: И-если в учили-' ще вдруг- случается недобор,' ЛИЧНО я ус.матрнваю в этом ви­ ну и учительских коллективов. >' — Что, по-вашему, способст­ вует развитию, опытничества на пришкольных участках? .— Прелгде всего, необходимо; чтобы ■дети видели, как ре­ зультатами их-кропотливой ра­ боты интересуются ‘взрослые. Бывает, члены звена тщательн.о ведут дневники опыта, скрупу­ лезно наблюдая и за погодой, и за развитием растений. А по­ том .случается, они, вдруг, ви­ дят свои заппсп где-рибуль в ненунсных 'за-пьш 1 вшихся бумаг гах. 14 ёще'одно'усло'вие. Необхо­ димо все экспернмеНты дово-. дить До конца. Иногда мы с гордостью сообщаем о большом количестве- заложенных опы­ тов, а когда пачи-наем шпере- соваться реэульт.зтаки, то, ока­ зывается, их попросту кет. И не беда, если какой-то кр получил­ ся. Главное, постараться объ­ яснить детя.м причину неудачи II н а будущий год повторить все сначала. .Много, конечно, еще причин, влияющих на ОПЫТНИ-. ческую работу. Я же говорю лишь о выво-да.х из собственных наблюдений и практики. Вер- . немея опять к Ломовской шко­ ле. На участке н.ас познакомили с. большим количеством экспе- рвм.'П 1 тов, но бригадир учениче­ ской производственной брига­ ды с особым удовольствием расоказыва.з имен'гЮ' о тех, ка­ кие прово.тят ПО задаишо сов- . хоза. В Урусово тоже, в пер­ вую очередь, услы,ша.ли о вы­ полнении задания научяо-ис- следовате-чьских институтов. — Ваши впечатления о рабо­ те ШК 0.11 района за дни, прошед­ шие после съезда учителей. Нас, руководителей район­ ным отделом об.разования, осо­ бенно радует - то, что после съезда учителей, где большое внимание уделили проблемам трудового воспитания, паши педагоги не останавливаются на достигнутом. И самое глав­ ное, за небольшое время, прошедшее после Всесоюз­ ного педсовета, у наших школ появилось еще больше помО'Ш- н-иков и друзей в липе руково­ дителей колхозов, совхозов, районного упраз,тения сельско­ го хозяйства. Беседу вела Е. МИТИНА. НА КОНКУРСЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА РАБОТНИКОВ ТОРГОВЛИ. ЭКЗАМЕН 24 девушки - предстази гель- ницы Липецкого горпромторга, ОРСа-4 города Ельца, ОРСа за­ вода «Центролит» и смештор- гов Гряэинского, Усманского, Лебедянского и ,Данковского районов — стали участницами III областного смотра конкур­ са молодых продавцов, кото­ рый состоялся в актовом зале ЦУМа. Этого почетного права девушки удостоились в напря­ женной борьбе; соревнования молодых работников торговли проходили во всех магазинах, во всех районах. Чапример, в конкурсе на зван-ие «Лучший продавец» а Липецком гор- промторге участвовали более 600 девушек, и только шесть из них удостоились права участво­ вать в областном смотре. Конкурс открыл второй сек­ ретарь обкома комсомола Н. В. Пономарев. — Уже прошедшие смотры- конкурсы проф-зссионапьн.ого мастерства доярок ,, пахарей, комбайнеров, каменщиков, уча­ щихся ПТУ, работников связи,'. — сказал он, — наглядно по­ казали, как возросли мастерст­ во, профессиональные навыки молодых специалистов." Мы визированный, пожалуй, самый -главный конкурс — на лучшее обслуживание покупателя. По очереди подходили к де­ вушкам «покупатели» (они же — консультанты смотра) и про­ сили подобрать им подходя­ щее платье, мужской костюм, пальто, туфли... Из множества моделей молодые продавцы должны были выбрать лучшую для своего клиента, проявив при этом и хороший вкус, изо­ бретательность и обайние. Су­ дьи учитывали, насколько веж­ лива была продавщица с поку­ пателем, насколько доходчиво рекомендовала выбранную модель?^ Этот конкурс и был одним из самых сложных. Ведь совре­ менный продавец — это и продавец-консультант. Он дол­ жен помочь покупателю сде­ лать удачную покупку, куль­ турно обслужить его, быстро и аккуратно упаковать обнову, чтобы в итоге любой человек ушел из магазина в самом хо­ рошем'настроении. Здесь нуж­ но иметь не просто мастерст­ во, но и, если хотите, призва- Все девушки справились с уверены, что и нынешний конг курс продавцов че станет иск­ лючением. Затем девушек приветство­ вала отличник советской тор­ говли, наставник молодежи, продавец ЦУМа П. П. Котова: — Понимаю и разделяю ва­ ше волнение, ве.дь я и сама много раз участвовала в по­ добных конкурса'Х. От души желаю каждой из вас успеш­ ного выступления сегодня! И вот соревнования нача- Первый этап конкурса — это ответы молодых продавцов на теоретические вопросы по спе­ цифике торговли. Здесь девуш­ ки должны были продемон­ стрировать в полном объеме знания, полученные в торговых школах. Кстати, все участницы были разбиты на четыре группы, учитывалась, так сказать, спе­ цифика отделов: швейного, обувного, парфю.мерии и га­ лантереи, электротоваров и детских игрушек. После первого этапа пидер- стао захватили представитель­ ницы Липецкого горпромтор­ га Л, Махно и Л. Носова. Но, надо сказать, / никто не соби­ рался отдавать победу легко. Именно поэтому имена побе­ дительниц ' сменялись после на.ч.-дого этапа конкурса. Следующее задание было также не из легких: предстояло расшифровать . артикул товара, определить по прейскуранту его цену. И снова большинст­ во молодых продавцов порадо­ вали жюри точны.ми отвегеми. А третьим этапом стал импро- этим трудным заданием хоро- И снова нелегкие испытания. Участницы должны были подо­ брать подарки к различным праздникам, скомплектова-Ть их и объяснить СБОЙ выбор строгому жюри. Продемонст­ рировать свое умение работать на кассовом аппарате: каждой участнице предстояло за пол­ торы минуты заправить ленту 'и пробить чек. И скова большин­ ство продавцов успешно вы­ полнили эти задания. Конкурсы проходили, пере­ межаясь с номерами художест- вечной са.модевтельиости. Тут же состоялся мини-кон­ курс под названием «А у вас?»: здесь девушки оассказывали об успехах своих торговых предприятий, о своей работе. И вот заключительное слово предоставляется жюри. Подво­ дятся -итоги соревнований. Остоой и напряженной была борьба; все продавцы проде-. монстрнооваяи настоящее ма­ стерство. Трудно было отдать кому-либо .предпо'Чтен-ие, Не случайно и победителями на­ званы сразу двое участниц. Ими стали Любовь Махно (Ли­ пецкий горпромторг) и Галина Ельчачинова (ЦУМ). Второе ме­ сто заняла Т. Меринова (Гря- зикский смештбрг). Третье мес­ то у Л, Носовой (Липецкий гор- промторг). М. СКУФАТОЕИЧ. НА СНИМКЕ: одна из побе­ дительниц конкурса Любовь Махно. Фото Козина.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz