Ленинец. 1978 г. (г. Липецк)
Ш З е Л Е Н И Н Е Ц В ШКОЛАХ. Чаплыгинско- го района работают три дцать три ученических производственных бригады. В них около трех тысяч учащихся приобретают навыки выращи вания сельскохозяйственных культур. Недавно с опытом этой работы познакомились многочисленные гости — педа гоги области. Присутствующий на семина ре корреспондент нашей газеты попросил заведующего район ным отделом народного обра зования Н. К. Ковалева поде литься своими мыслями о проб лемах трудового воспитания учапгихся. —; Недавно я прочитал ста тью доктора экономических н'а- ук А. Соловьева «Выбор про фессии глазами экономиста». Мне очень запомнились слова о том,'чтобы правильно вы брать профессию, необ.ходн-мо “ ХЛЕБ НА ЗЕМЛЕ ОТЦОВ РАСТИТЬ НАМ! гаяизацию труда старшекласс ников. Был выделен участок в 230 гектаров, закреплена сель- скохозяйстве 1 ниая _техника —• три трактора, три сеялки, сцеп борон, картофелесажалка, кар тофелекопалка, два зерноубо рочных комбайяй «Ни-ва», раз брасыватель органических удобрений. Я специально перечисляю все машины для того, чтобы пока зать, как мо-жет^быть оснащена бригада, если руководители хо-. зяйства, отдавая школьникам технику, думают о перспективе, о будущем хозяйства. Ведь че рез год—два, мальчишки, на учившись работать на сельско хозяйственной технике, придут в трудовые коллективы. Правда, проблема механиза ции .ученического труда про должает оставаться одной из самых сложных. Объясняется это, прежде всего, тем, что уча щихся по существующему зако нодательству нельзя допуск*ать ПЕРВАЯ узнать пот'рГебиости в работни ках той или. иной специально сти. И далее, пишет Соловьев, исходить, при этом следует нз потребностей не общества вооб ще, а, пренсае всего, своего род ного города или села. Здесь на- лрашававтся вывод: между школой и хозяйством должна быть крепкая, связь. Я заметил, участники семина ра у каждого директора школы,' которую посетили, спрашивали, как долго Ой работает? Вопро сы были не случайны. В них — попытка узнать, насколько ру ководитель школы привязан к тому месту, где живет н воспи тывает ребят. И в Дубовской, .и Ломовской, и Кривополяиской, и Урусовской школах, и Трое- куровоком интернате директо ра работают давно, хорошо зна комы с проблемами своих-кол хозов и совхозов. П, прежде всего, в своей призязаииости к делу, месту, где живут, они — пример своим воспитанникам. Практика показывает: там, где часто меняются руководите ли школ, у ребят гораздо мень ше желания оставаться в род ном хозяйстве. Поэтому я_ бы каждого педагога испытывал на верность лучшим традициям села, интересам хозяйству; каж дого Директора совхоза, пред седателя колхоза — на вд-нма- ние к школе. — С прошлого года в вашем районе идет активный процесс организации ученических про изводственных бригад по всем требованиям. И вы, как гово рится, имеете полную возмотк- ность сделать точный расчет, обобщенный вывод о пользе этого дела... — Возьмем, к примеру, Ло- мовскую школу', Ее ученическо му^ производственно.му коллек тиву уже двенадцать лет. Но до прошлого года называли мы его бр-игадой, как гово-рится, за крыв глаза. Здесь не было те.ч- ники, не соблюдался полный цикл мероприятий по выращи ванию сельскохозяйственных культур. Не было, своего участ ка. В 1977 году коллектив учи телей, ко.мштет комсомола и ди рекция совхоза «Победа», ру ководствуясь «Положением об ученической производственной бригаде», обращением Л. И. Брежнева к .выпускникам школ Костромской области, изъявив шим желание остаться рабо тать в сельском хозяйстве, учи тывая опыт передовых бригад школ Липецкой области, Став рополья, решили улучшить ор- до самостоятельной работы на сложных,мацгина..ч; и агрегатах. Но прикрепляя, к'шко.ле иист- рукторов-механизаторов, хозяй ства отчасти помогают решить пробле.му. Но повторяю — от части. Где выход? Окончатель ное решение этой проблемы еще предстоит. — Многих з'днвляю г разме ры пришкольных участков в ва шем районе. Часто они кажутся слишком большими. В той же Ломовской школе на сто двад цать членов бригады отведено двести тридцать гектаров, это почти два гектара на человека. — Не вижу' ничего страшного в этом. К чему сковывать йни- циаги-ву ребят? Их стрем.ление взяться за большое дело до стойно только уважения. И по том, ребята не только справи лись с работой ча свое.м поле, но II оказали помощь совхозу,в уборке свеклы, картофеля п зер новых культур. Более того, они заготовили для ферм восемнад цать тонн сенажа. Выделив такую площадь, сов хоз как бы дает понять девчон кам п мальчишкам, что ждет от них большого, серьезного, тру да. И в первый же год бригада получила урожай зерновых с гектара .на восемь центнеров выше, че.м в среднем по еовхо-. зу, а картофеля собрали по ПО центнеров с гектара. : -Кстати, привелу один инте ресный пример. Троекуровская школа-интернат каждую осень помогает своему совхозу в уборке урожая, до этого успев' убрать свой и на участке, и в огромном саду. Кажется, ну. как можно отрывать детей от уроков в первые дни аая.ятнй?. Ймешш в сентябре они должны входить в ритм школьной жиз ни. Шутка ли, перед этим было три месяца каникул. Но когда в прошлом учеб.чом году стали анали3 Ир ОБать успеваемость первой II второй четвертей, ока залось: в то время, когда дети, были заняты сельскохозяйст венными работами, учились ничуть не хуже. Очевидно, при большем скоплении дел человек максимально организуется, что и .помогает ему многое сделать. Слышал я предположения о том, что при большо.м объеме работы дети окажутся отяго щенными ею. Такое может про изойти, если в ребятах видеть только лишь рабочую силу на сезон. Важно не просто научить хорошо управлять ко.мбанном, трактором, научить быть терпи мым к палящб'му солнцу, мо- нотонпо;му труду. Заж-но' воепи- тать ' социа.тьно активного'.уе- ловека с развитым' чувсгвом от ветственности за происходящее вокруг. Н в школах, о которы.х' я рассказал, это умеют делать. Среди юношей и девушек, ос тавшихся работать на селе, больше всего выпускников .этих учебных заведений. — Изучением се.чьскохозяй- ственной техники в вашем рай оне занято около 400 старше классников. В каждой школе имеется кабинет машиноведе ния, техника, намечено и даль ше выделять инструкторов-ме- х'анизаторов для постоянной работы в. проигводственной бригаде. Все это дает возмож ность ребятам хорошо освоить машины. Есть ли смысл после школы направлять их в СПТУ? — Видите ли, в школе заня тия ведутся, прежде всего, для того, чтобы вызвать интерес к сельским профессиям, ближе познакомить с ними, облегчить выбор профессии.' Допустим,' десять лет назад знаний, поду ченных в школе на уроках ма шиноведения,' может быть, и хватило бы для работы .меха низатором. Сейчас, как никог да, в создании сельскохозяйст венных машшг широко внедря ются научные достижения; Все чаще ОДИН' проход, агрегата^ включает в себя несколько 'тех нологических операций. И кол хозам .необходимы .люди, го'го-. . выё ’.работ'ат'ь на вбе более ус-: лбжняющейся технике. Поэто- .м.у..^,к. считаю долгом педагого-в; шкбл_ рёкометдовать ребят для' учебы в ОПТУ: И-если в учили-' ще вдруг- случается недобор,' ЛИЧНО я ус.матрнваю в этом ви ну и учительских коллективов. >' — Что, по-вашему, способст вует развитию, опытничества на пришкольных участках? .— Прелгде всего, необходимо; чтобы ■дети видели, как ре зультатами их-кропотливой ра боты интересуются ‘взрослые. Бывает, члены звена тщательн.о ведут дневники опыта, скрупу лезно наблюдая и за погодой, и за развитием растений. А по том .случается, они, вдруг, ви дят свои заппсп где-рибуль в ненунсных 'за-пьш 1 вшихся бумаг гах. 14 ёще'одно'усло'вие. Необхо димо все экспернмеНты дово-. дить До конца. Иногда мы с гордостью сообщаем о большом количестве- заложенных опы тов, а когда пачи-наем шпере- соваться реэульт.зтаки, то, ока зывается, их попросту кет. И не беда, если какой-то кр получил ся. Главное, постараться объ яснить детя.м причину неудачи II н а будущий год повторить все сначала. .Много, конечно, еще причин, влияющих на ОПЫТНИ-. ческую работу. Я же говорю лишь о выво-да.х из собственных наблюдений и практики. Вер- . немея опять к Ломовской шко ле. На участке н.ас познакомили с. большим количеством экспе- рвм.'П 1 тов, но бригадир учениче ской производственной брига ды с особым удовольствием расоказыва.з имен'гЮ' о тех, ка кие прово.тят ПО задаишо сов- . хоза. В Урусово тоже, в пер вую очередь, услы,ша.ли о вы полнении задания научяо-ис- следовате-чьских институтов. — Ваши впечатления о рабо те ШК 0.11 района за дни, прошед шие после съезда учителей. Нас, руководителей район ным отделом об.разования, осо бенно радует - то, что после съезда учителей, где большое внимание уделили проблемам трудового воспитания, паши педагоги не останавливаются на достигнутом. И самое глав ное, за небольшое время, прошедшее после Всесоюз ного педсовета, у наших школ появилось еще больше помО'Ш- н-иков и друзей в липе руково дителей колхозов, совхозов, районного упраз,тения сельско го хозяйства. Беседу вела Е. МИТИНА. НА КОНКУРСЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА РАБОТНИКОВ ТОРГОВЛИ. ЭКЗАМЕН 24 девушки - предстази гель- ницы Липецкого горпромторга, ОРСа-4 города Ельца, ОРСа за вода «Центролит» и смештор- гов Гряэинского, Усманского, Лебедянского и ,Данковского районов — стали участницами III областного смотра конкур са молодых продавцов, кото рый состоялся в актовом зале ЦУМа. Этого почетного права девушки удостоились в напря женной борьбе; соревнования молодых работников торговли проходили во всех магазинах, во всех районах. Чапример, в конкурсе на зван-ие «Лучший продавец» а Липецком гор- промторге участвовали более 600 девушек, и только шесть из них удостоились права участво вать в областном смотре. Конкурс открыл второй сек ретарь обкома комсомола Н. В. Пономарев. — Уже прошедшие смотры- конкурсы проф-зссионапьн.ого мастерства доярок ,, пахарей, комбайнеров, каменщиков, уча щихся ПТУ, работников связи,'. — сказал он, — наглядно по казали, как возросли мастерст во, профессиональные навыки молодых специалистов." Мы визированный, пожалуй, самый -главный конкурс — на лучшее обслуживание покупателя. По очереди подходили к де вушкам «покупатели» (они же — консультанты смотра) и про сили подобрать им подходя щее платье, мужской костюм, пальто, туфли... Из множества моделей молодые продавцы должны были выбрать лучшую для своего клиента, проявив при этом и хороший вкус, изо бретательность и обайние. Су дьи учитывали, насколько веж лива была продавщица с поку пателем, насколько доходчиво рекомендовала выбранную модель?^ Этот конкурс и был одним из самых сложных. Ведь совре менный продавец — это и продавец-консультант. Он дол жен помочь покупателю сде лать удачную покупку, куль турно обслужить его, быстро и аккуратно упаковать обнову, чтобы в итоге любой человек ушел из магазина в самом хо рошем'настроении. Здесь нуж но иметь не просто мастерст во, но и, если хотите, призва- Все девушки справились с уверены, что и нынешний конг курс продавцов че станет иск лючением. Затем девушек приветство вала отличник советской тор говли, наставник молодежи, продавец ЦУМа П. П. Котова: — Понимаю и разделяю ва ше волнение, ве.дь я и сама много раз участвовала в по добных конкурса'Х. От души желаю каждой из вас успеш ного выступления сегодня! И вот соревнования нача- Первый этап конкурса — это ответы молодых продавцов на теоретические вопросы по спе цифике торговли. Здесь девуш ки должны были продемон стрировать в полном объеме знания, полученные в торговых школах. Кстати, все участницы были разбиты на четыре группы, учитывалась, так сказать, спе цифика отделов: швейного, обувного, парфю.мерии и га лантереи, электротоваров и детских игрушек. После первого этапа пидер- стао захватили представитель ницы Липецкого горпромтор га Л, Махно и Л. Носова. Но, надо сказать, / никто не соби рался отдавать победу легко. Именно поэтому имена побе дительниц ' сменялись после на.ч.-дого этапа конкурса. Следующее задание было также не из легких: предстояло расшифровать . артикул товара, определить по прейскуранту его цену. И снова большинст во молодых продавцов порадо вали жюри точны.ми отвегеми. А третьим этапом стал импро- этим трудным заданием хоро- И снова нелегкие испытания. Участницы должны были подо брать подарки к различным праздникам, скомплектова-Ть их и объяснить СБОЙ выбор строгому жюри. Продемонст рировать свое умение работать на кассовом аппарате: каждой участнице предстояло за пол торы минуты заправить ленту 'и пробить чек. И скова большин ство продавцов успешно вы полнили эти задания. Конкурсы проходили, пере межаясь с номерами художест- вечной са.модевтельиости. Тут же состоялся мини-кон курс под названием «А у вас?»: здесь девушки оассказывали об успехах своих торговых предприятий, о своей работе. И вот заключительное слово предоставляется жюри. Подво дятся -итоги соревнований. Остоой и напряженной была борьба; все продавцы проде-. монстрнооваяи настоящее ма стерство. Трудно было отдать кому-либо .предпо'Чтен-ие, Не случайно и победителями на званы сразу двое участниц. Ими стали Любовь Махно (Ли пецкий горпромторг) и Галина Ельчачинова (ЦУМ). Второе ме сто заняла Т. Меринова (Гря- зикский смештбрг). Третье мес то у Л, Носовой (Липецкий гор- промторг). М. СКУФАТОЕИЧ. НА СНИМКЕ: одна из побе дительниц конкурса Любовь Махно. Фото Козина.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz