Ленинец. 1978 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1978 г. (г. Липецк)

ЛЕНИНЕЦ а •Д‘ ВОРЕЦ культуры в :еле Завальном — овро'мный, краси­ вый. И дома здесь строят со всеми удобствами, и размеща­ ют и.х строго по плану, как будто проспект . закладывают. И асфальт по дороге к конторе по-городско-.чу ровный, широ­ кий. Здесь не завидуют особо горожанам. По крайней мере, не тянет из родных мест, мо­ лодежь, рабочих рук’ в совхозе «Коммунар» хватает. ■Правда, кое-кого из выпуск-' ников школы руководители хо­ зяйства сами посылают в го­ род. Учиться. И возвращаются ребята с дипломами. Делается это не первый год, поэтому сов­ хоз, может быть, как никакое другое хозяйство района, рас­ полагает грамотными ; специа­ листами, причем, в оен'овном,— молодыми... «ПОГЛУБЖЕ ВНИКАТЬ, ПОДАЛЬШЕ ВИДЕТЬ» С ранней весны до. глубокой осени не расстается с мотоцик­ лом управляющий вторым от­ делением Александр. Бнзяев. Даже, заходя в контору, не снимает: шлема. Дел .много ^ отделение одно из трех .в хозяйстве, но по земельному на- ,Д€лу составляет его половину. ■Прнче.м, земли самые слабые, сплошь, покрыты оспнна.чи бес­ плодных низин. . ; . ■ Сеешь трИ: дня, а подсева­ ешь неделю, А.тександр не жалуется, .а просто гшиетатиру- :е-т факты. — -Только в -засуш.'ш- . -вые сезоны и-удается нам взчгь первое место по у р ож а й н о с т и . Ну, .да на. то мы-, и щгрономы, чтобы не жда-ть милостей от ■ природы... Отучился Александр после шкаты--В: техникуме, пришел в совхоз и стал бригадиром трчк- • торнб-п'оЛев'оЬчеемй бригады. Год назад- Н'азгмчил’и управляю- щ.н-м, даром, что молод. Про­ стая, без «загогулин» (ему почему-то' нравится это сло­ вечко) биография. ггростое, всегда загорелое — даже за зи­ му летний загар сойти не успе- ■вает - - лицо. Этого, чуть не­ складного ' на вид, немного­ словного, вроде бы грубовато­ го парня в совхозе ценят и любят. За зрелый крестьянский характер. За то, что крепко ус­ воил хлеборобскую мудрость—. МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ: СТУПЕНИ РОСТА Формирование молодого специалиста, как руководителя производства, воспитателя, гражданина, включает целый комплекс проблем. От того, насколько эффективно они реша­ ются, зависит м н о г о е в е д ь молодые специалисты призваны сыграть огромную роль в выполнении задач, выдвигаемых партией и правительством, в достижении целей, намечен­ ных XXV съездом КПСС. Это еще раз было подчеркнуто на XVIII съезде комсомола, на июльском Пленуме ЦК КПСС. Учеба в вузе... Это не предыстория будущего инженера, агронома, педагога. Это — ре ­ альное начало его трудовой биографии. Глубокое овладение знаниями, тесная связь с прак­ тикой, серьезное, ответственное отношение к общественно-политической работе — залог того, что на производство придет знающий, духовно зрелый человек. И первые его шаги станут естественным продолжением учебы, обогащением и научного, и практического бага­ жа, который приобретен в институте. В то же время они будут уверенны и плодотворны лишь в том случае, если начинающий специалист почувствует- к себе внимание и доброже­ лательность старших, если доверие к нему будет сочетаться е постоянной всесторонней помощью. Об этом и начинает сегодня разговор наша газета. «Искать, находить и растить...» Развитие материально-технической базы на селе, подчеркйяал в своем докладе на июль­ ском Пленуме ЦК КПСС тов. Л. И. Брежнев^ находится в тесной связи с подготовкой к а д -■ ров, с воспитанием специалистов. Сегодня их в сельском хозяйстве более I миллиона 600, тысяч. Но и этого уже недостаточно. «Сейчас на селе образованных людей много, — сказал Л. И. Брежнев, — и надо прстря'нно'искать, находить и растить из них хороших организато­ ров произ_водства». Работу с кад'райй Генеральный секретарь ЦК КПСС назвал ключевой- проблемой. Именно так понимают ее в совхозе «Коммунар». И в том, что это хозяйство рен­ табельное, крепкое, немалая заслуга специалистов, выросших здесь же, чувствующих себя - настоящими вожаками пройзводства. - . Эти заметки не могут прегендовать на анализ работы с кадрами в совхозе, на всесторон- • нее исследование жизни и труда молодых специалистов на селе. Мне просто хочется рас­ сказать о двух встречах; набросать несколько штрихов к портретам воспитанных хозяйст-.- вом агронома и инженера. пацаном еще, когда матера свеклу по.поть помогал. А муд­ рость такая: не ищи - легкой . жизни,' коли на . земле работа­ ешь. Не бывает, хлеба легкого.:.: Местный он, Бизяев: И фами­ лия у него' «тутошняя». , Со школы . привык . о:г, чувствовать себя крестьянином, не мысл.ит себя нигде, кроме, как на зем- ■Ле. ■■- ' в школьном-сочинении так и писал: «.Хочу , быть ..агроно­ мом». Правда, добавил «или преподавате.ле-м по фпзксльту- ре». Но это так, на всякий сл.у-’ чай. Вдруг не вышло бы из него агронома? Но агрономом он стал. . — Надо быть на работе та- . ки.м же хозяином, как Ц.у себя во дворе, говооит Александр. — Поглубже вникать да по­ дальше видеть. . Немудрено строит свой рабо­ чий день управляющий. С вече­ ра на отделенческой оператив­ ке доводит -задания, расставля­ ет .людей; с утра '— в сов.чозной конторе,-а потом'— едег на .ме­ ста.; Маршрут дарапее не со: етавляет едет'туда, где он нужнее. Так; неторопливо, без спешки, побывает за де'нь, да не ' Од-иц. раз, на всех своих '«пере­ довых». линиях ' «тыла» ' в хлеборобском деле,; нет и .быть не может, '—■.ощупает -взглядом каждую, дорогу, каждое поле. С людьми.' — а-многие .• знали .его еще босоногим, Ацацаном, спокоен,' хладнокровен и тоже - немногословен. Что, дескать, с.товами; сорить, коли ес ть -■что сказать — скажу коротко, й все пойм}'т. И его. действительно, понимают. Да/ке те, кто в отцы е.му годится, прифдушиваются; потому что верят ;.св.6ем.у агро­ ному:, он ,знает землю.. . ■ везде на отделрции'.чувству- - етсяухозяйская рука.. Поля.ухо­ жены. Нд:. МрЛО:ЧНОТОВарНО.Й ..ферме чистота. Мастерская но- ваф';строптся по всем правилам . —^'.настоящий ремонтный'’ цех будет. И хоть неважные земли в отделении, !ю маточную свек­ лу здесь умеют . выращивать лучше; чем'соседи. И по надо­ ям молока — всегда пе;твые. Комбайны и тракторы работа­ ют,'как. часы.-' ■' ■ Да, бизяевское: «поглубже внйкать,. д'а полалыпе видеть», взятое -из- крестьянского -обахо- да; -по-мтдрее: должяо-с.тны х»ин- е-тр.укций и кния,:- 1 Ь!У поавчл. -Этот -принци 1 п .Л..1ек.сдиир.,пш5ял еще в детстве. А зйзтнл, полу­ ченные в техникуме, только по­ могают- бмУ'Поглсбже г.никать да подальше видеть... «НАДО, ЧТОБЫ ЛЮДИ БЫЛИ КАК МОЖНО САМОСТОЯТЕЛЬНЕЕ» — Закончил школ^у,.— в',,.ин- сти-хут направили - (учиться от совхоза. Большое дело! До сих пор «спасибо» .говорю. А до того четыпе года ' ш-турвальиы-м у отца работал. А .еще. раньше... Йгрушек-.-магазиичых у нас не было, так Бсс.шсстере:1ками да болтиками играли. Это рассказывает о себе Иван Кокорев, д о -СИХ пор еще вих­ растый, по-мальчишески худо­ щавый парень.. - Заместитель главного инженера хозяйства по должности,:: Несколько раз' предлагали е.му повышение — но отказывался, потому что — переведут тогда в другое хозяй­ ство. а- ему здесь., нравится. — Здесь легко работается,— говорит. — Почему? Да как сказать... И кадры механиза­ торские хорошие, и руководи­ тели нравятся.' . -Руки у. Кокорева зб-лотые — это каждый скажет:-Ту техни­ ку, что есть ,в хозяйстве, назу­ бок знает, -новую — в считан­ ные ласы освоит, облазив от и до, внимательно изучив нн- стру|шип. : Больше того, сам ищет новое. Вместе, с главным агрономом-А.' К. Борзуаювьим пружинные бороны сделали д.ля обработки !. посевов. ■ маточной свеклы. — -ПО,всей области те- , перь используют - эту новинку. Протравливатель семян скон­ струировали — опять заинтере­ совались коллеги... Людьми Иван-руководит то­ же# по-своему. Любую машину механизатор-^’ -- -объясняет и настраив'ает только первый раз. Будь, добр запомнить . все:, и больше не нши дядю .со сторо- ,ны, думай, сам- и ,-делай сам — на то ты ,и. ме.хаии.затор.,'.; , '— Надо,' — рассуждает Ко- кор.ев, — чтобы -чюди были как можно ..самостолтельнее. Опека к добру..-не. прире.дет.,Там, где- Опек,йЮ.г. охветс.тветаости нет и- н.е бу..лет,...; , . - - Посоворнте с Кокоревым- о •технике .— ,па урввле каплада- та наук расгка:кег,,,Й о приме­ нении. электроники, .р ,о теяден- цнях,разэнтия тельско.хоз.яйст- венных м а п т и н , н е эти зна­ ния Иван .считает с.амым глав­ ным приобретением, за -’ 1 емя учебы в вузе. ’ .. — Главное, ,—щ!Озги иача.тн ..хорощб работать.’Г1ри,тет новая .машина сразу смогу освоить. А как ..можно ее заранее вы- ^ учить по книжкам? ...Когда 8 совхоз пришел пер­ вый комбайн «Нива», его пере­ дали отцу Ивана. А уж осво­ ить новинку пом 1 ГЗЛ бате сыут.. С. БРОВАШОВ. УсмаискИЙ район Л ЮБОЕ производство, а тем более такая сложная о.т- расль человеческой дея­ тельности, как производство ме­ талла, не застрахо'вапо от ошибок; ПрнрО:Да их изменчи­ ва, и порой анал.чз случившего- - ся дает обильную пищу ’ для размышлений. Вот и случай, о котором я бы хотел. расска­ зать... Впрочем, в-с.е по порядку. Однажды на одном из прокат­ ных станов случалось «ЧП». Люди, обслуживающие агрега­ ты, вывели из строя все элек­ тродвигатели, даже те, что на­ ходились в резерве, в то вре­ мя за технологию прокатки на стане отвечал я. Прибыв по трочному выз'о-ву, сразу’ же нашел ошибки в’ эксплуатации. Они ' были очешт-тны. ' Между тем, их дЬп'устИЛ и мучи.тся не- понима'-нием ' проис.ходяшего Старший мастер, молодой еще чело-век, 'которого мьт в '■ быт­ ность учеб’ы в вузе считал-и от- ■ ЛИЧ.Ш1КОМ, "гордились его успе­ хами. П' 0 -че.му /Ке здесь’ он оказался беспомЬщен? В .от- ■кро-венной 'беседе тиокейер п)зи- знался: «Напрасно недооцёни- ва.т я в тшстнтутё- практиче­ скую сторону инженерных по­ знаний; придавал значение, од­ ной лишь теории». Да, требования к спецпялп- стам сегодня ие1!Змеримо воз­ росли. Ушли в прошлое ииже- неры-практнкн, но не получает­ ся настоящих инженеров к из знатоков одной лишь теории. Каждому спешил’асту нашей индустрии необходимы обшн-р- ные знания. Он должен уметь распоряжаться ими с пользой для дела. И все же давайте начнем со слова «знания». Как ни сложна сегодня програ.мма обучения в техническом - вузе, лишних, второстепенных дисциплин здесь нет. Не будем говорить о мате­ матике — студ-енты традицион­ но отдают ей предпочтение пе­ ред всеми другими общенауч- ’нымн предметами-. Это и понят­ но: любое со-вре.мениое- про­ изводство создае.тся и действу­ ет на основе точаепших мате­ матических расчетов. Но ке меньшего уважения достойны й физика, и химия, и начерта­ тельная геометрия, и теорети­ ческая механика... Достаточно взглянуть, скажем; на любой прокатный стан, чтобы убе- к делу, которым занимаешься. И П.ОЭТОМУ не согласен, когда говорят, что ИНОЙ .МОЛОДОЙ спе­ циалист «разбчарова-лся». в вЫ 'браняой профессии, ■ ед в а начав работать, «не . нашел себя». Надо, уметь побеждать в себе все эти детские эмоции. «Разочароваться» -; по-моему может только, тот инженер, кто не ГОТОВ ' к сознательному- тр'у- - Образно, говоря, если , плотнн-к ■должеи-.не .то.зько иметь хоро- . ший трпор, но и уметь им вир­ туозно рабо'тать, понимать «ду­ шу», дерева, то для инженера , профессиональным инструме-н- ' то.м являются знания. Первые шаги'на пути к мастерству пП- : женер 'делае’т 'еще в 'инс' 1 'итуте, (в’ыполняя' лаб'орагбрные’ 'рдбо- _ты, участв.уя в .науч-но-.песледо- 1ггшгевсвЕВ1И1ЕШ|дк11ШннеЕБее1ЕШЕги(Н1ШЕ9|;шнп9»Е!11в8еееше:н1СВ11И!ВШ1ШЕ131Ш11Н№!!!шибЕ1 ПУТЬ В СТРАНУ €€ ИНЖЕНЕРИЯ>> н1и1ИЕ1й1|1нп1Ш11П11111П1П111кнм11П111им11тпм1тт диться, какая о-громная, обшир- . ь'ая сумма знаний потребова-. , ЛЕ.сь..для срздаиия .этого -меха- , Я долгое время .занимался практической инженерной дея-. тельностью, и..не раз «ловил» себя на когда-то . неосвоенной .ма.териале, .который . . считал, , будучи .студентом, «втор.оС:Те- . пенным». Наша оабота. не про­ щает у'пущений, и тысячу ., раз верно изречение: «То, что не выу.чил-в свое, врех4я Петенька, Петр Иванович уже в жизни не . восполнит». Настойчивость в овладении знаниями — эГопер- ■ вый шаг на пути в . страну «Инженерия». Я вырос в казахстанских степях, был в детстве пасту- ШОНКОА4 и ул< вовсе не думал, что стану .металлургом. Спе­ циальность ■«инженер-прокат­ чик» «вытащил из кепки», ку­ да мы с друзьями сложили бу- малтки с названиями про­ фессий, нужных стране. Ду­ маю, что если бы выпал другой жребий, все равна не разоча­ ровался бы. Ведь в конце кон­ цов все зависит от отношения ду, кто .вообите не у-мсет само­ отверженно трудиться. . . Вот, например, в моей прак­ тике,был: такой случай. ' Мы ■осваивали прокатку сложного профиля по особо - - срочному заказу. Казалось, все идет хо­ рошо, и успех не за гора:мн, по вдруг на одной клети ’ вышел из 'хтроя редуктор -г разрушп- лоть несколько зубьев привод­ ной шестерни. Нависла'угроза задержаться бм е е чем на сутки, а это-— потеря нескольких ты­ сяч тонн проката, С огромным напряжением работал в те.ми-, нуты мой мозг.. Моментально перебрал в. памяти все, .чему учился в институте, хотя с мо­ мента его оконч.чния прошло более десяти лет. И что нтё вы ду.маете — нашел-таки ре­ шение на примере одной из вузовских лабораторных работ. Простой длился -всего десять минут. Разве в подобных ентуапнях не раскрывается специалист, разве эта работа не требует максимальной отдачи, творче­ ского подхода? Умение — понятие слож'ное. 1вд |ит1пит1мн111пин1 |[1111н .ва.тельской деятельности ка­ федры, работе студенческих .кружков. Но, к со'/калецвю, тот горе-отличник, о котором я ра-ссказал дначале, далеко . 'не . единственный в .своем . роде. Таких «теоретиков», встречает­ ся еще яе.мала. А-ведь стрем­ ление, к. накоплению ’практиче- ' ских навыков -со,времейиом-у .ян-’ женеру. ”не.бб.ходима, ибо.' каж­ дый сложпьгйёяу-чай. на п ро - ' изводстве’^ это трже"» своего рода лабораторная работа,' и надо уметь 'извлекать' -из Црак- ■ тй!ки .уроки на б.удущее. Ёше ’н сейчас; работая надт каким- либо теоретическим вопросом, я нередко прибегаю к фактам, случаям, зафиксированным мною много лет назад в запис­ ных книжках, которые вел бу­ дучи и!гже.неро:.и-производствен- никбм. Опыт в любом деле ве­ ликая вещь. И чем целеустрем­ леннее специалист вникает в сложности производства, при­ чем' обязательно не толысо на своем участке, но, и .за его пределами, тем солиднее ста­ новится его- профессиональный багаж. Известное положение, выраженное К. А. Тимирязевым в емкой н образ'юй форме:' — специалист .'’ол'лтен знать все кое о чем, и кое-что обо всем. — сегодня .нуждается в новом осмыслении, ибо уже требует­ ся знать все и.о -смежных спе­ циальностях. И еще я задумываюсь над тем. насколько взлпп'ю роль играет сегодня нде.чпо-полятп- ческая н культурная подготов­ ка специалиста. Инженер се­ годня .г— это не только «тех­ нарь». Это еше и руководитель коллектива, воспитатель. А рабочий класс' пашей стра-ны— это гра.м’от’ны.е. всесторонне раз­ витые'люди. Мне часто прихо­ дится встречаться со страите- .лями шестой до-мны, и, вы зна­ ете, порой они задают такие вопросы,' ответы на' которые мне. профессору,, приходится- готовить в библиотеке. А ' ведь сейчас ’ многие инженеры ездят в. командировки за границу,: встречаются с- иеострзинымя специалн’стамп. Все -это я гово. рю я;чя того, чтобы подчерк­ нуть глубокое значение ма'ркен- стеко-ленччекон философии. Умение применять ее па арак, тике нпженёру просто' необхо- днм:о. Как и необходимо ему знать.экономику, разбираться в искусстве, бь 1 ть культурным, высокообразованным челове- .ком. Помнить о том. что лич­ ность руководителя, специа­ листа во многом определяет на­ строй в коллективе, его атмос­ феру. Повторю еще раз: знания, умение, трудолюбие, опыт, вы­ сокая культура — вот те глав­ ные качества, без которых се­ годня нельзя быть настояшнм инженером. Стать таким, как того требует .жизнь, нелегко, но упорства нашей молодежи не занимать. Н. В. ЛИТОВЧЕНКО, доктор технических наук, профессор Л ПИ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz