Ленинец. 1978 г. (г. Липецк)
ЛЕНИНЕЦ а •Д‘ ВОРЕЦ культуры в :еле Завальном — овро'мный, краси вый. И дома здесь строят со всеми удобствами, и размеща ют и.х строго по плану, как будто проспект . закладывают. И асфальт по дороге к конторе по-городско-.чу ровный, широ кий. Здесь не завидуют особо горожанам. По крайней мере, не тянет из родных мест, мо лодежь, рабочих рук’ в совхозе «Коммунар» хватает. ■Правда, кое-кого из выпуск-' ников школы руководители хо зяйства сами посылают в го род. Учиться. И возвращаются ребята с дипломами. Делается это не первый год, поэтому сов хоз, может быть, как никакое другое хозяйство района, рас полагает грамотными ; специа листами, причем, в оен'овном,— молодыми... «ПОГЛУБЖЕ ВНИКАТЬ, ПОДАЛЬШЕ ВИДЕТЬ» С ранней весны до. глубокой осени не расстается с мотоцик лом управляющий вторым от делением Александр. Бнзяев. Даже, заходя в контору, не снимает: шлема. Дел .много ^ отделение одно из трех .в хозяйстве, но по земельному на- ,Д€лу составляет его половину. ■Прнче.м, земли самые слабые, сплошь, покрыты оспнна.чи бес плодных низин. . ; . ■ Сеешь трИ: дня, а подсева ешь неделю, А.тександр не жалуется, .а просто гшиетатиру- :е-т факты. — -Только в -засуш.'ш- . -вые сезоны и-удается нам взчгь первое место по у р ож а й н о с т и . Ну, .да на. то мы-, и щгрономы, чтобы не жда-ть милостей от ■ природы... Отучился Александр после шкаты--В: техникуме, пришел в совхоз и стал бригадиром трчк- • торнб-п'оЛев'оЬчеемй бригады. Год назад- Н'азгмчил’и управляю- щ.н-м, даром, что молод. Про стая, без «загогулин» (ему почему-то' нравится это сло вечко) биография. ггростое, всегда загорелое — даже за зи му летний загар сойти не успе- ■вает - - лицо. Этого, чуть не складного ' на вид, немного словного, вроде бы грубовато го парня в совхозе ценят и любят. За зрелый крестьянский характер. За то, что крепко ус воил хлеборобскую мудрость—. МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ: СТУПЕНИ РОСТА Формирование молодого специалиста, как руководителя производства, воспитателя, гражданина, включает целый комплекс проблем. От того, насколько эффективно они реша ются, зависит м н о г о е в е д ь молодые специалисты призваны сыграть огромную роль в выполнении задач, выдвигаемых партией и правительством, в достижении целей, намечен ных XXV съездом КПСС. Это еще раз было подчеркнуто на XVIII съезде комсомола, на июльском Пленуме ЦК КПСС. Учеба в вузе... Это не предыстория будущего инженера, агронома, педагога. Это — ре альное начало его трудовой биографии. Глубокое овладение знаниями, тесная связь с прак тикой, серьезное, ответственное отношение к общественно-политической работе — залог того, что на производство придет знающий, духовно зрелый человек. И первые его шаги станут естественным продолжением учебы, обогащением и научного, и практического бага жа, который приобретен в институте. В то же время они будут уверенны и плодотворны лишь в том случае, если начинающий специалист почувствует- к себе внимание и доброже лательность старших, если доверие к нему будет сочетаться е постоянной всесторонней помощью. Об этом и начинает сегодня разговор наша газета. «Искать, находить и растить...» Развитие материально-технической базы на селе, подчеркйяал в своем докладе на июль ском Пленуме ЦК КПСС тов. Л. И. Брежнев^ находится в тесной связи с подготовкой к а д -■ ров, с воспитанием специалистов. Сегодня их в сельском хозяйстве более I миллиона 600, тысяч. Но и этого уже недостаточно. «Сейчас на селе образованных людей много, — сказал Л. И. Брежнев, — и надо прстря'нно'искать, находить и растить из них хороших организато ров произ_водства». Работу с кад'райй Генеральный секретарь ЦК КПСС назвал ключевой- проблемой. Именно так понимают ее в совхозе «Коммунар». И в том, что это хозяйство рен табельное, крепкое, немалая заслуга специалистов, выросших здесь же, чувствующих себя - настоящими вожаками пройзводства. - . Эти заметки не могут прегендовать на анализ работы с кадрами в совхозе, на всесторон- • нее исследование жизни и труда молодых специалистов на селе. Мне просто хочется рас сказать о двух встречах; набросать несколько штрихов к портретам воспитанных хозяйст-.- вом агронома и инженера. пацаном еще, когда матера свеклу по.поть помогал. А муд рость такая: не ищи - легкой . жизни,' коли на . земле работа ешь. Не бывает, хлеба легкого.:.: Местный он, Бизяев: И фами лия у него' «тутошняя». , Со школы . привык . о:г, чувствовать себя крестьянином, не мысл.ит себя нигде, кроме, как на зем- ■Ле. ■■- ' в школьном-сочинении так и писал: «.Хочу , быть ..агроно мом». Правда, добавил «или преподавате.ле-м по фпзксльту- ре». Но это так, на всякий сл.у-’ чай. Вдруг не вышло бы из него агронома? Но агрономом он стал. . — Надо быть на работе та- . ки.м же хозяином, как Ц.у себя во дворе, говооит Александр. — Поглубже вникать да по дальше видеть. . Немудрено строит свой рабо чий день управляющий. С вече ра на отделенческой оператив ке доводит -задания, расставля ет .людей; с утра '— в сов.чозной конторе,-а потом'— едег на .ме ста.; Маршрут дарапее не со: етавляет едет'туда, где он нужнее. Так; неторопливо, без спешки, побывает за де'нь, да не ' Од-иц. раз, на всех своих '«пере довых». линиях ' «тыла» ' в хлеборобском деле,; нет и .быть не может, '—■.ощупает -взглядом каждую, дорогу, каждое поле. С людьми.' — а-многие .• знали .его еще босоногим, Ацацаном, спокоен,' хладнокровен и тоже - немногословен. Что, дескать, с.товами; сорить, коли ес ть -■что сказать — скажу коротко, й все пойм}'т. И его. действительно, понимают. Да/ке те, кто в отцы е.му годится, прифдушиваются; потому что верят ;.св.6ем.у агро ному:, он ,знает землю.. . ■ везде на отделрции'.чувству- - етсяухозяйская рука.. Поля.ухо жены. Нд:. МрЛО:ЧНОТОВарНО.Й ..ферме чистота. Мастерская но- ваф';строптся по всем правилам . —^'.настоящий ремонтный'’ цех будет. И хоть неважные земли в отделении, !ю маточную свек лу здесь умеют . выращивать лучше; чем'соседи. И по надо ям молока — всегда пе;твые. Комбайны и тракторы работа ют,'как. часы.-' ■' ■ Да, бизяевское: «поглубже внйкать,. д'а полалыпе видеть», взятое -из- крестьянского -обахо- да; -по-мтдрее: должяо-с.тны х»ин- е-тр.укций и кния,:- 1 Ь!У поавчл. -Этот -принци 1 п .Л..1ек.сдиир.,пш5ял еще в детстве. А зйзтнл, полу ченные в техникуме, только по могают- бмУ'Поглсбже г.никать да подальше видеть... «НАДО, ЧТОБЫ ЛЮДИ БЫЛИ КАК МОЖНО САМОСТОЯТЕЛЬНЕЕ» — Закончил школ^у,.— в',,.ин- сти-хут направили - (учиться от совхоза. Большое дело! До сих пор «спасибо» .говорю. А до того четыпе года ' ш-турвальиы-м у отца работал. А .еще. раньше... Йгрушек-.-магазиичых у нас не было, так Бсс.шсстере:1ками да болтиками играли. Это рассказывает о себе Иван Кокорев, д о -СИХ пор еще вих растый, по-мальчишески худо щавый парень.. - Заместитель главного инженера хозяйства по должности,:: Несколько раз' предлагали е.му повышение — но отказывался, потому что — переведут тогда в другое хозяй ство. а- ему здесь., нравится. — Здесь легко работается,— говорит. — Почему? Да как сказать... И кадры механиза торские хорошие, и руководи тели нравятся.' . -Руки у. Кокорева зб-лотые — это каждый скажет:-Ту техни ку, что есть ,в хозяйстве, назу бок знает, -новую — в считан ные ласы освоит, облазив от и до, внимательно изучив нн- стру|шип. : Больше того, сам ищет новое. Вместе, с главным агрономом-А.' К. Борзуаювьим пружинные бороны сделали д.ля обработки !. посевов. ■ маточной свеклы. — -ПО,всей области те- , перь используют - эту новинку. Протравливатель семян скон струировали — опять заинтере совались коллеги... Людьми Иван-руководит то же# по-своему. Любую машину механизатор-^’ -- -объясняет и настраив'ает только первый раз. Будь, добр запомнить . все:, и больше не нши дядю .со сторо- ,ны, думай, сам- и ,-делай сам — на то ты ,и. ме.хаии.затор.,'.; , '— Надо,' — рассуждает Ко- кор.ев, — чтобы -чюди были как можно ..самостолтельнее. Опека к добру..-не. прире.дет.,Там, где- Опек,йЮ.г. охветс.тветаости нет и- н.е бу..лет,...; , . - - Посоворнте с Кокоревым- о •технике .— ,па урввле каплада- та наук расгка:кег,,,Й о приме нении. электроники, .р ,о теяден- цнях,разэнтия тельско.хоз.яйст- венных м а п т и н , н е эти зна ния Иван .считает с.амым глав ным приобретением, за -’ 1 емя учебы в вузе. ’ .. — Главное, ,—щ!Озги иача.тн ..хорощб работать.’Г1ри,тет новая .машина сразу смогу освоить. А как ..можно ее заранее вы- ^ учить по книжкам? ...Когда 8 совхоз пришел пер вый комбайн «Нива», его пере дали отцу Ивана. А уж осво ить новинку пом 1 ГЗЛ бате сыут.. С. БРОВАШОВ. УсмаискИЙ район Л ЮБОЕ производство, а тем более такая сложная о.т- расль человеческой дея тельности, как производство ме талла, не застрахо'вапо от ошибок; ПрнрО:Да их изменчи ва, и порой анал.чз случившего- - ся дает обильную пищу ’ для размышлений. Вот и случай, о котором я бы хотел. расска зать... Впрочем, в-с.е по порядку. Однажды на одном из прокат ных станов случалось «ЧП». Люди, обслуживающие агрега ты, вывели из строя все элек тродвигатели, даже те, что на ходились в резерве, в то вре мя за технологию прокатки на стане отвечал я. Прибыв по трочному выз'о-ву, сразу’ же нашел ошибки в’ эксплуатации. Они ' были очешт-тны. ' Между тем, их дЬп'устИЛ и мучи.тся не- понима'-нием ' проис.ходяшего Старший мастер, молодой еще чело-век, 'которого мьт в '■ быт ность учеб’ы в вузе считал-и от- ■ ЛИЧ.Ш1КОМ, "гордились его успе хами. П' 0 -че.му /Ке здесь’ он оказался беспомЬщен? В .от- ■кро-венной 'беседе тиокейер п)зи- знался: «Напрасно недооцёни- ва.т я в тшстнтутё- практиче скую сторону инженерных по знаний; придавал значение, од ной лишь теории». Да, требования к спецпялп- стам сегодня ие1!Змеримо воз росли. Ушли в прошлое ииже- неры-практнкн, но не получает ся настоящих инженеров к из знатоков одной лишь теории. Каждому спешил’асту нашей индустрии необходимы обшн-р- ные знания. Он должен уметь распоряжаться ими с пользой для дела. И все же давайте начнем со слова «знания». Как ни сложна сегодня програ.мма обучения в техническом - вузе, лишних, второстепенных дисциплин здесь нет. Не будем говорить о мате матике — студ-енты традицион но отдают ей предпочтение пе ред всеми другими общенауч- ’нымн предметами-. Это и понят но: любое со-вре.мениое- про изводство создае.тся и действу ет на основе точаепших мате матических расчетов. Но ке меньшего уважения достойны й физика, и химия, и начерта тельная геометрия, и теорети ческая механика... Достаточно взглянуть, скажем; на любой прокатный стан, чтобы убе- к делу, которым занимаешься. И П.ОЭТОМУ не согласен, когда говорят, что ИНОЙ .МОЛОДОЙ спе циалист «разбчарова-лся». в вЫ 'браняой профессии, ■ ед в а начав работать, «не . нашел себя». Надо, уметь побеждать в себе все эти детские эмоции. «Разочароваться» -; по-моему может только, тот инженер, кто не ГОТОВ ' к сознательному- тр'у- - Образно, говоря, если , плотнн-к ■должеи-.не .то.зько иметь хоро- . ший трпор, но и уметь им вир туозно рабо'тать, понимать «ду шу», дерева, то для инженера , профессиональным инструме-н- ' то.м являются знания. Первые шаги'на пути к мастерству пП- : женер 'делае’т 'еще в 'инс' 1 'итуте, (в’ыполняя' лаб'орагбрные’ 'рдбо- _ты, участв.уя в .науч-но-.песледо- 1ггшгевсвЕВ1И1ЕШ|дк11ШннеЕБее1ЕШЕги(Н1ШЕ9|;шнп9»Е!11в8еееше:н1СВ11И!ВШ1ШЕ131Ш11Н№!!!шибЕ1 ПУТЬ В СТРАНУ €€ ИНЖЕНЕРИЯ>> н1и1ИЕ1й1|1нп1Ш11П11111П1П111кнм11П111им11тпм1тт диться, какая о-громная, обшир- . ь'ая сумма знаний потребова-. , ЛЕ.сь..для срздаиия .этого -меха- , Я долгое время .занимался практической инженерной дея-. тельностью, и..не раз «ловил» себя на когда-то . неосвоенной .ма.териале, .который . . считал, , будучи .студентом, «втор.оС:Те- . пенным». Наша оабота. не про щает у'пущений, и тысячу ., раз верно изречение: «То, что не выу.чил-в свое, врех4я Петенька, Петр Иванович уже в жизни не . восполнит». Настойчивость в овладении знаниями — эГопер- ■ вый шаг на пути в . страну «Инженерия». Я вырос в казахстанских степях, был в детстве пасту- ШОНКОА4 и ул< вовсе не думал, что стану .металлургом. Спе циальность ■«инженер-прокат чик» «вытащил из кепки», ку да мы с друзьями сложили бу- малтки с названиями про фессий, нужных стране. Ду маю, что если бы выпал другой жребий, все равна не разоча ровался бы. Ведь в конце кон цов все зависит от отношения ду, кто .вообите не у-мсет само отверженно трудиться. . . Вот, например, в моей прак тике,был: такой случай. ' Мы ■осваивали прокатку сложного профиля по особо - - срочному заказу. Казалось, все идет хо рошо, и успех не за гора:мн, по вдруг на одной клети ’ вышел из 'хтроя редуктор -г разрушп- лоть несколько зубьев привод ной шестерни. Нависла'угроза задержаться бм е е чем на сутки, а это-— потеря нескольких ты сяч тонн проката, С огромным напряжением работал в те.ми-, нуты мой мозг.. Моментально перебрал в. памяти все, .чему учился в институте, хотя с мо мента его оконч.чния прошло более десяти лет. И что нтё вы ду.маете — нашел-таки ре шение на примере одной из вузовских лабораторных работ. Простой длился -всего десять минут. Разве в подобных ентуапнях не раскрывается специалист, разве эта работа не требует максимальной отдачи, творче ского подхода? Умение — понятие слож'ное. 1вд |ит1пит1мн111пин1 |[1111н .ва.тельской деятельности ка федры, работе студенческих .кружков. Но, к со'/калецвю, тот горе-отличник, о котором я ра-ссказал дначале, далеко . 'не . единственный в .своем . роде. Таких «теоретиков», встречает ся еще яе.мала. А-ведь стрем ление, к. накоплению ’практиче- ' ских навыков -со,времейиом-у .ян-’ женеру. ”не.бб.ходима, ибо.' каж дый сложпьгйёяу-чай. на п ро - ' изводстве’^ это трже"» своего рода лабораторная работа,' и надо уметь 'извлекать' -из Црак- ■ тй!ки .уроки на б.удущее. Ёше ’н сейчас; работая надт каким- либо теоретическим вопросом, я нередко прибегаю к фактам, случаям, зафиксированным мною много лет назад в запис ных книжках, которые вел бу дучи и!гже.неро:.и-производствен- никбм. Опыт в любом деле ве ликая вещь. И чем целеустрем леннее специалист вникает в сложности производства, при чем' обязательно не толысо на своем участке, но, и .за его пределами, тем солиднее ста новится его- профессиональный багаж. Известное положение, выраженное К. А. Тимирязевым в емкой н образ'юй форме:' — специалист .'’ол'лтен знать все кое о чем, и кое-что обо всем. — сегодня .нуждается в новом осмыслении, ибо уже требует ся знать все и.о -смежных спе циальностях. И еще я задумываюсь над тем. насколько взлпп'ю роль играет сегодня нде.чпо-полятп- ческая н культурная подготов ка специалиста. Инженер се годня .г— это не только «тех нарь». Это еше и руководитель коллектива, воспитатель. А рабочий класс' пашей стра-ны— это гра.м’от’ны.е. всесторонне раз витые'люди. Мне часто прихо дится встречаться со страите- .лями шестой до-мны, и, вы зна ете, порой они задают такие вопросы,' ответы на' которые мне. профессору,, приходится- готовить в библиотеке. А ' ведь сейчас ’ многие инженеры ездят в. командировки за границу,: встречаются с- иеострзинымя специалн’стамп. Все -это я гово. рю я;чя того, чтобы подчерк нуть глубокое значение ма'ркен- стеко-ленччекон философии. Умение применять ее па арак, тике нпженёру просто' необхо- днм:о. Как и необходимо ему знать.экономику, разбираться в искусстве, бь 1 ть культурным, высокообразованным челове- .ком. Помнить о том. что лич ность руководителя, специа листа во многом определяет на строй в коллективе, его атмос феру. Повторю еще раз: знания, умение, трудолюбие, опыт, вы сокая культура — вот те глав ные качества, без которых се годня нельзя быть настояшнм инженером. Стать таким, как того требует .жизнь, нелегко, но упорства нашей молодежи не занимать. Н. В. ЛИТОВЧЕНКО, доктор технических наук, профессор Л ПИ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz