Ленинец. 1978 г. (г. Липецк)
ЛЕНИНЕЦ ф 2^ ^ф ЛЕНИНЕЦ П ОСЕТИТЕЛИ художест венных выставок — и Третьяковской галереи, и скромной экспозиции работ местного художнике, — ведут себя очень похоже. Прохажи ваются чинно вдоль стен, то приблизятся — рассматривают подпись под картиной, то отой дут на несколько шагов, то пе реведут взгляд на соседнее по лотно или рисунок. Но — рас сматривают они одни и те же Итак, книга отзывов. Перели стаем ее вместе. Вот студенты пединститута благодарят «за правдивые, конкретные, яркие работы Ю. Могилевского и О. Комо ва». Вот кто-то, подписавший ся: «Художник-любитель, тех ник по самолетам» на шести с лишним страницах дает харак теристику множеству произве дений, выставленных в салоне, говорит о том, что они пробу- Гитовича о творчестве большо го, сложного художника Пикас со. Поэту нравились многие его вещи, но многие казались странными, непонятными. Наш «ценитель», чей отзыв я привел ■ранее, вероятно, без задержки бы объявил в подобной ситуа ции: «Чепушню смочил.,.». Но поэт, повторяю, был по-настоя щему талантливый, а — глав ное — глубокий, думающий че ловек. Поэтому он. отказался С В И Д А Н И Е работы — а видят каждый свое. По-своему. Встреча с искусст вом — всегда свидание. Ли цом к лицу. Наедине. Свида ние, освещенное нашим инди видуальным, неповторимым. опытом — и жизненным, и чи тательским или зрительским. Л экспозиция, о которой я рассказываю, точно споциаль- но рассчитана на спор. На раз ноголосицу суждений. В ней ведь представлены не работы одного мастера, когда, перехо дя от картины к картине,, от рисунка к рисунку, мьр словно бы вживаемся в мир его, сле дим за оттенками, традициями его почерка, за движением его мысли и чувства, а-^почти две сотни произв.едений художни ков, по местожительству кото рых можно изучать географию страны: Москва, Вологда, Бийс;{, Ленинград, Архан гельск... Маститые (скажем, на родный художник,СССР, дейст вительный член Академии ху дожеств, лауреат Государст- В0:чной премии Д. А. Шмари- иов) соседствуют с молодыми, мало пока известными... Пест- рота стилей,. мотивов, пристра- Побуждаемый желанием уз нать все-тани о впечатлениях людей, по лицам которых так трудно что-то угадать, я рас крыл книгу отзывов. И понял, что хочу писать на сей раз не о художниках, а о тех, к кому адресуются мастера графики и ДИЛИ у него желание самому взяться за карандаш и кисть. Заканчивает так: «Остался очень доволен. Думаю прийти еще много раз». Разные запи си. Благодарят. Спорят. У кого- то все вызывает восторг. А кое-кто высказывает весьмо строгие суждения, Но независимо от того, что и как_они оценивают, люди гово рят о творческом труде ху дожников уважительно. С по ниманием, сколь сложен он* этот труд, какой огромный рас ход душевных сил сопряжен с ним. Равнодушный или прене брежительный отзыв здесь, ка жется, невозможен. Кажется... Но есть и такие. Немного, два- Человек пришел на выставку, быставка ему не понравилась. Он раскрыл книгу отзывов и дал волю своему недовольст ву. Сочинял азартно, стараясь подбирать самые обидные сло ва, ударить побольнее: Ч|Хотя я и не художник, но такую че пушню смочить —- всегда по жалуйста...». Его чело не омрачалось сом нением: ну, ладно, мне не по нравилось? А если причина во м:-ю самом?. Если я не готов к свиданию с искусством? Он су дил размашисто и небро-жно. Мне не понравилось, значит «чепушня», Значит, вообще ни кому но нужно. Такова его ду- боломная формула. А я вспомнил сейчас строки прекрасного поэта Александра выносить оценку и написал так: «Нет, я не варвар, я не посягну на то, что мне пока еще не яс- «Пока еще...». Очень важные слова, потому что в них есть перспектива роста. Перспекти ва движения навстречу худож нику. Навстречу искусству. Без этого нет настоящего чи тателя. Зрителя. Слушателя. Есть просто — самоуверенный невежда. Вроде того, который написал в книге отзывов, бес церемонно обращаясь на «ты» к уважаемому, талантливому художмику: «Рисунок, сделан ный хвостом непокорного му ла, по сравнению с твоими «шедеврами», показался бы му зейной редкостью». Я думаю, лучше всего отве тили автору сего, с позволения сказать, «отзыва», другие посе тители выставки. Любопытно, что они в большинстве своем не возмущались грубостью, не обличали хулиганскую выход ку,-—а просто жалели этого .че ловека. Естественно: как не по жалеть обделенного, вернее — обделившего: себя посетителя, который пришва на свидание с искусством, но оказался столь недалеким и примитивным, что искусство уклонилось от сви дания с-ни-м? «Сомневаюсь, что Вы знако мь: с творчеством этого худож ника, Поэтому мой Вам совет: сначала подумайте, а потом скажите, — а не наоборот». «Так может написать только В |:11>и>111пм тот, кто никогда не испытал му ки и радости творчества», — считает один из липчан. И он— прав. Имеется в виду, разумеет ся, не только художественное творчество. Речь идет о твор честве, без которого и сам че ловек, и любое затеянное им дело — мертвы. Бессмь:слен- ны. Без которого нет личности. В книге, которую мь: с вами перелистываем, есть еще одна запись. У кого^о вь:зв.ал раз дражение рисунок народного художника РСФСР, члена-кор-. респондента Академии худо жеств СССР, лауреата Государ ственной премии им. Репина О. Комова «Обнаженная». И вот: «Уберите картину «Обна женная», — потребовал посе титель, — она развращает лю- Видите: оттенки невежества разнообразнь:. От грубого все- охаивания чужого труда, вдох новения, поиска до ханжеского требования «соблюдать прили чия». Но в любой своей ипоста си невежды категоричны. Без- апелляционнь:. Ни в коем случае не отнесу я в разряд их человека, кото рый полагает, что чем более рисунок напоминает фотогра- ■фию, тем он совершеннее, — есть в книге отзывов и такое мнение. Этот посетитель — не невежда. Уже потому хотя бы, что заканчивает свой отзь:в так: «Это — по-моему. Может, у кого-то есть и другое мне ние?», Он просто не искушен, не опытен как зритель..И, по жалуй, сознает это. А такое сомнение его в своей правоте дорого стоит. Значит, попь:та- ется . разобраться. Понять, что рисунок не должен бь:ть фото графичным, иначе зачем он? Попь:тастся... А разберется ли? Как анать... Многое зависит и от его собственной настойчиво сти, и от помощи других. Тут следует отметить одно важное обстоятельство: культура вос приятия, способность видеть, понимать, получать наслажде ние, встречаясь с искусством,-— не даются легко. Сами собой. И человек, который видит в «Рождении Венеры» Боттичел ли нечто «неприличное», «за претное», и зритель, с грохо том вь:скакивающий из кино зала, где идет э:гранизация че ховской повести, и прохожий, насмешливо кривящий губы при виде афиши о симфониче ском концерте, — люди вовсе не из какого-то медвежьего уг ла, малограмотнь:е, ничего не видевшие, ничего не знающие. Инь:е из них не только школу, а и институт закончить успели. Причем, не обязательно на тройки. Вполне вероятно, что за написанные на вь:пускных или 'Вступительных экзаменах сочинения о пушкинской лири ке или образе Наташи Росто вой они получали и пятерки. Но,,. Можно, увы, писать гра мотные сочинения о Пушкине и... не понимать, не любить, не чувствовать его поэзии. Это как раз тот случай, когда пре красное остается лишь, так сказать, суммой фактов, ин формацией, и но становятся ча стью твоего духовного опыта. Ключом к миру и человеку. Ис точником радости. Как же сделать, чтобь: каж дый научился видеть, слышать, понимать? Сегодня это боль шая, серьезная забота всего общества. Я вернусь все в тот же вы- ставочнь:й зал, все к тому же рисунку «Обнаженная». Вер нусь, потому что именно к не му направились две женщины, пришедшие вь:яснить, можно ли привести сюда, на вь:ставку, экскурсию школьников. Ве роятно, это были учителя. — Я бы вам не советовал, — многозначительно заметил им кто-то из посетителей и указал на стенд с «Обнаженной». Не знаю, что решили педаго ги. Присоединились ли они к возмущенному воплю: «Кара ул! Уберите! Развращает!» или все-таки привели сюда своих питомцев. И объяснили им, как испокон веков, со времен древней Эллады, воплощали художники в красоте человече ского тела красоту и гармонию духввного мира человека. И рассказали о большом рус ском писателе, который пове дал однажды, как очистила, вы прямила душу усталого, слом ленного человека древняя ста туя прекрасной обнаженной женщины. Конституция СССР СРОБОДНОР^. ВРЕМЯ: КУЛЬТУРА И ТВОРЧЕСТВО Право на'' творчество—круп нейшее завоевание социализ ма, оно отражено и в новой Конституции СССР. Для этого из года в год соз даются все новые благоприят ные условия. Сколько лет жда ли мы, липчане, открытия свое го салона изобразительного ис кусства — и вот он существу ет. А какие интересные про граммы предлагает нам фи лармония) И разве мог кто-ли- ло предположить лет десять назад, что в нашей области станут традиционными Дни советской музыки с участием сотен лучших мастеров! Воз можностей у нас становится больше. Главное — уметь ими воспользоваться. И нам всем и каждому в отдельности. Об этом идет сегодня разговор в очередном выпуске клуба «Я и Давным давно, в XVIII Г ОВОРЯТ, у новолипецко го самодеятельного те атра есть спектакли и лучше увиденного мной —- «более мощные вещи» ■— по словам ценителей. (А они уже имеются: не приятели, не зна- комь:е самодеятельных арти стов, до крайности взволнован ные тем, что на сцене «свои ребята». Нет, то поклонники истиннь:е, театралы заядлые, хорошо знающие, с чего и как начинали актеры). Не буду с ними спорить, каюсь, в числе таковых до сего времени не состоял: «Тиль», поставленный по пьесе известного советско го драматурга Г. Горина, стал для меня одновременно и от кровением и — открытием те- Первое впечатление обман чиво, — считают солидные, опытные критики. И пишут ре цензии лишь после десятого спектакля... Но пусть их—солидных, пусть их — опытных. Доверимся, пер вому впечатлению — ведь си лу его и свежесть ничем заме нить нельзя. Вот .начинается спектакль. Хочется верить, что привели Объяснили. Рассказали. Помог ли сделать шаг в большое ис кусство. ...Есть на вь:ставке работа во логодской художницы Г. Бур- магиной. Назъ:ввется она «Ри сующий мальчик». Мальчик рисует, и художни ца как бь: воспроизводит мо тивы его рисунков. Здесь и какие-то сказочные домики, и самь:й настоящий вертолет, и фантастическая птица, и улицы вполне реального города. Яр кий, праздничный, веселый мир, в котором сплелось вооб ражаемое и существующее, в котором пульсирует мечта художника о том, чтобы, когда мальчик станет мужчиной, он сохранил в себе это богатство, это многообразие, этот свет. Ка:с, скажем, Э. Багрицкий, чьи строки я невольно вспом нил, рассматривая рисунок: Мир встает огромной птицей. Свищет, щелкает, звенит. Если мы научимся сами и на учим других такому творче скому восприятию, то уже не разминемся с искусством. » И. ПЕТРОВ. о.дин остроумный писатель по шутил: «Веселие — по большей части означает перемену од ной скуки на другую». Давайте ^шаемся: есть дшцк истины в парадоксал^В афориз- и для нашего в|№мени. Как часто досуг наш однообразен, как неразумно порой тратим мы драгоценное свободное время, неразумно, скучно, ибо хотим его непременно прове сти в развлечениях, «веселии». А ведь есть у нас сотни спосо бов, которые позволяют про вести подаренные обществом часы досуга разнообразно и интересно. Вот рассказ о народном те атре. О театре, ^петиции ко торого стали для рабочих, сту дентов, инженеров чем-то го раздо большим, нежели то, что обозначено коротеньким смешным словцом «хобби». Нет, не хобби, а потребность в активном художественном творчестве, стремление не только потреблять, усваивцть готовое, но и создавать само му, делиться созданным, вдох новенно рожденным с други- Нет, он, собственно, еще не начался: занавес не раздвинул ся — его попросту нет, а на сцене медленно, деловито, за пивая каждый удар глотком во дь: и заедая хлебом, стучат мо лотками, работают двое моло дых парней. По виду не разбе решь — может бь:ть, мастеро- вь:е, а бь:ть может, — помощ ники палача. Но к порученному делу, сразу видно, ребята от носятся серьезно: строится, растет прямо на глазах дере вянный помост, '— то ли ве шать кого собираются, то ли ярмарочный балаган сколачи вают? Кто знает? Так, без' объявлений и опре деления границ между залом и сценой, начинается этот спек-' такль. Стук молотков сливается с шумом зала, и действие вь:- ходит как бь: прямо из парте ра, из той повседневности, ко торую мы пытались стряхнуть, переступая порог театра. На сцене — дела давно ми нувших дней: собь:тия разво рачиваются во Фландрии XVI века. Это время обозначено довольно четко: костры инк визиции, карательные походы корояя-тирана вперемежку с амурными похождениями его величества, продажа индуль генций по устойчивым ценам и продажа людей — за треть имущества. И все же, все же, почему история эпохи средне вековья отдается в зале то го мерическим хохотом, то тиши ной — тяжелой, напряженной, сопереживающей? А дело, наверное, в том, что Г. Горин, перелагая легенду о Тиле на свой лад, отнюдь не стремился к исторической оп ределенности (и целью его был не перевод книги Шарля де Костера на театральнь:й язык, а, скорее, приближение ее к самь:м «злым» проблемам на шего ве:<а), а в результате — все времена перемешань:, све дены, сконцентрировань: в од ной пульсирующей точке — на белом квадрате сцень:, взрь:вв- ющейся и балаганным, пло- щаднь:м юмором, и— болью, и — горечью, и — страшной правдой прозрений. В. ТРЕСКИН, режиссер моло дежного самодеятельного те атра НЛМЗ: — Ассоциации с современностью, с «проклять:- ми вопросами» XX века не слу- чайнь:. В ходе работы над спек таклем мь: говорили о траге дии народа Чили, о фашист ском «новом порядке», уста новленном Пиночетом. Участ ники спектакля — рабочие, вы пускники и учащиеся училищ— вели разговор об ответствен ности человека за судьбь: ми ра, о роли молодежи в идео логической борьбе двух лаге рей — социализма и капита-- лизма. Можно, наверное, ска зать, что постазленнь:й спек такль — наше слово, наша реп лика в этом идейном споре. Актеры играют живо, увле ченно. Они рассказь:вают весе лую историю о том, как дру жили соседи ■— мудрь:й уголь щик Кла'ас, добрый палач и разбитной маль:й рь:биик Иост. Позже рыбник, поменяв про фессию, стал доносчиком, в связи с этим палач был вь:нуж- ден приступить к исполнению своих прямых обязанностей, в результате чего угольщик бь:л сожжен и «вознесся» на небе са, туда, где «мет ни рая, ни ада, — а одно пространство и тишина». Но это — потом. А в начале родился Тиль Уленшпигель — дух Фландрии, любимец тол пь: и покоритель женских сор- Ему будет суждено пройти через изгнание и смерть отца, предательство знакомь:х и сла бость друзей. Он повесит у сердца паданку с пеплом отца. Его юмор станет сатирой, лег кость мь:сли обернется мудро стью. (Кстати сказать, А. Елфи- мов, играющий Тиля, справля- -ется с этой ролью в целом ин тересно. Роль получилась очень динамичная, озорная, экспрессивная, с массой оттен ков и нюансов. Правда, больше актеру удался Тиль «веселый», и несколько слабее он в сценах с Иостом). То обреченно, то радостно будут стучать молотки, медлен но, но неуклонно будет расти помост, подставляя свою спину то шумливой ярмарке, то «команде» старухи Стивен, хо зяйке притона. В. ТРЕСКИН: — Каждый че ловек, в общем-то, волен вы брать жизненнь:й путь. Кто-то опережает свое время, кто-то соглашается со временем, под дакивает ему, а кому-то время строит помост — эшафот. Гол гофу, — словом, обрекает че ловека на смерть, но — и на Восхождение... Возведение помоста—по на шему замыслу, — должно вь:- ражать основную мысль спек такля. Помост — это жизнь, жизненная арена, на которой человек не только выбирает, не только творит свою судьбу, но и отвечает за этот вь:бор. И, наконец, взойдет на по мост в последний раз уголь- нь:е, усеченные «добродете ли». Одни, прикрь:вшись ими, лицемерят — (монах Корнели ус), другие (рыбник Иост) лице действуют — до исступления, до пены у рта, стараясь убе дить себя и ближних в том, что белое есть черное, и на оборот. А третьи — уже и верят, и следуют послушной паствой за поводь:рями. Глав ное — чтобы все было или, хо тя бы, имело вид логичного, ес тественного, целесообразного и разумного. Почему палач казнит? А у него дети, и за грязную работу хорошо платят. А король? Зачем ему кост ры? Все просто: «королю нель зя быть бескорыстнь:м, у него слишком много долгов». Но Что стучит В твое сердце? РАССКАЗ О СПЕКТАКЛЕ МОЛОДЕЖНОГО ТЕ.АТРА И ЕГО СОЗДАТЕЛЯХ щик Клаас. Инквизиция приго ворила его к сожжению на медленном огне. ГОЛОСА; — Позор! Неспра ведливо! Нельзя мучить чело- ПРОФОС: — Ваше преосвя щенство, я протестую!.. Как представитель магистрата, я требую сожжения на быстром огне! Церковь должна быть гу манна!.. ГОЛОСА ИЗ ТОЛПЫ: — Пра вильно! На быстром!.. ИНКВИЗИТОР.; — Суд инкви зиции требует медленного ог- ""гОЛОСА ИЗ Т О Л П Ы : Жи- водерь:! Да разве так можно? ИНКВИЗИТОР: — Хорошо! Суд учитывает ходатайство го рожан. Клаас будет сожжен на быстром огне! ТОЛПА:— Вот это другое де ло! А то — на медленном!.. Иш:., чего вь:думали? КЛААС: — Одно вам скажу, братцъ:, жалко мне вас!.. Я по мру сразу, а вам умирать :гаж- дь:й день.от страха. Медленная смерть медленней, чем на са мом медленном огне...». И Клаас уходит в огонь. Все хорошо в этой сцене. И текст, и игра а:(теров. Этот от- рь:вок многое объясняет в спектакле. Разве жители горо да Дамме равнодушны? По смотрите, с каким негодовани ем они вь:ступэют против же стокости инквизиции!-* Нет, здесь не равнодушие, здесь что-то другое... «Сон ра зума рождает чудовищ», — сказал когда-то Гойя. Эти чудо вища незаметны для невоору женного глаза. Они с:<ромнъ:, стыдпивь:, в меру порядочнь:, а если корыстнь: — то в преде лах допустимого: на треть иму щества казненного по доносу — и не больше. Эти чудовища — усреднен- это — для посвященных. А для прочих—один, но очень «силь ный» аргумент — государству нужен порядок: «Порядка я хочу! Ночью — сон, днем — работа, в воскресенье — мес са... Никаких отклонений!». Не правда ли, крепко попахивает душтом фашистской идеоло- А вот казуистические ходь: доносчика Моста: «Ну, что ж, убей! Убей старого человека... Я тоже устал жить. Мь: не лю ди, мь: хуже зверей... Зарежь меня, Тиль!.. Это так просто — зарезать человека... Я захлеб нусь кровью, а ть: исполнишь долг чести... И соседи будут го ворить: «Молодец, отомстил за ...Да, я люблю Клааса, а Иуда любил Христа, Все другие отреклись ■ и спрятались, а Иуда страдая. И еще не изве стно, кому бь:ло тяжелее: рас пятому или проклятому...». Вот так идет спектакль: фаос превращается в тяжелую дра му страстей, а шутовство вдрчг по:<азь:вает зловещее лицо аб- Что же победит? Искусно уп рятанная ложь или открытая, беззащитная правда? Ни пьеса, ни спектакль, по ставленный новопипчанами,не спешат растолковать зрителю конечный смь:сл со6ь:тий. Ак теры играют легко, размаши сто. непринужденно. Профес сионально ^ не побоимся это го слова. Я имею в виду, конеч но, главнь:х героев — Типя (А. Елфимов), Клааса (И. Ла- хин), рь:бнмка Моста (Ю. Фаб- ричнь:х), короля Филиппа (В. Березин). Не все в спектак ле разноиенно. Второстепен ные роли (да и несколько из числа главнь:х) еще не сложи лись. Но молодой театр борет другим, — не филигранностью техники, а умением, играть «в одну игру», единь:м коллекти- Ну, а некоторые роли (к при меру, "Иост в исполнении Ю. Фабричнь:х) отмечень: уже чертами личного мастерства. В. ТРЕСКИН: ■— Считаю, что Иост — одна из лучших ролей спектакля. Играет рыбника Юра Фабричнь:х, ветеран на шего театра. Его «актерский стаж» уже давно перевалил за десяток лет. А вне сцены, Ц о6ь:чной жизни Юра успешно занимается производственны ми делами. Ю. Фабричных ра ботает термистом в ЛПЦ-2 Но волипецкого завода.. Саша Елфимов, играющий Тиля, учится в музыкальном училище. Ему приходится осо бенно тяжело: на своем «рабо чем месте» он проводит пО пять—шесть часов в непрестан ной игре на баяне. А вечером — репетиции. Так сказать, не жизнь, а сплошная игра! По ставьте себя на его место: та кая жизнь требует затраты больших душевнь:х сил. Много добрых слов можно сказать об исполнителях эпи зодических ролей. Вот, к при меру, Копя Толкачев. Он рабо тает сейчас слесарем-наладчи- ком в электросталеплавильном цехе. А пришел Копя к нам из ГПТУ-27, 'Гам он занимался в ставшей теперь известной агит бригаде, которой руководит А. И. Шабанова. Коле мь: обязань: многим. Накануне премьерь: он бук вально не Еь:ходил из Дома кул:>туры: строгал, пилил, че канил, —- готовил бутафорию для спектакля. И в самом спектакле он з а - ' метен. С небольшой, характер ной ролью офицера-наемника Н. Толкачев справился успеш-- ...Что же победит? Это — труднь:й вопрос. Нельзя его решить Тилю так, как когда-то решая Клаас («Я, бь:вало, чуть ЧТО: раз — в морду! И весь «Сейчас другое время, — считает Тиль. — Сейчас надо бить не в морду, а в мозги! А для этого нужны слова...». Но слова такие, которь:е бь: могли взорвать ложную «разум ность» и «целесообразность», прикрывающие пустоту и же стокость, слова-декствйя, сло ва-поступки. Но добро и человечность в любом случае убить нельзя — действие приходит к такому финалу. Тиль —■дух Фландрии, чело век, воплощаю:дий лучшие черть: народа,—пройдя сквозь огненнь:е всполохи костров инквизиции, сквозь ложь и из- менту, -остается живь:м. Его не берут ни искушения «сильных миоа сего», ни пули предате- Он живет в памяти народной, он живет тревожным набатом, беспокойць:м напоминанием: «Пепел Клааса стучит в мое сердце!». ...Заканчивается спектакль, актеры уходят, и меркнут ог ни театральной рампы. Актеры уходят, оставив залу вопрос: «А что стучит в твое сердце?» А. АФАНАСЬЕВ. О НИ собираются адесь, в кшгозаае учиаиа», пос ле занятий, после {табо- ты па практике. Устали руки, устали головы (высидеть шесть или даже *о- семв уроков — непростая шту- ■к з ) , и все же... И все же, когд.з Галина Гря- гО'рвтяа Шогорова, воспита тель училища, сказала: «Сего дня будем говорить о Жене Столетове. Ро'ма!: «И это все о нем» читали?» — усталых не было. «Читали! Конечно, чита ли!» — ответили ребйта. И разговор начался. Ирина Дяди:цева: - - Если дол Столетова сражался с вра гами шашкой, то Евгений, кат< ГКТИШ 1 ЫЙ герой своего в.реме«и, сражается с ни.ми при помощи .кларпфмйчс'ской линеми я счетной машины. Д а и враги стали иными... Они не убивают, -т стреляют из-за угла, они — «гасят»... Га сят, принижают, . -яриземляют ценность инициативы, самосто ятельности 5 .ужлечпй, высокого человеческого порыва. Их ору жие — ар®.шя, -иасмвшка. Гаси лов, в обшем-то, мастер еввего дела, наслы 1 ша,и он. и о секретах оргааизацип произ водства. Только все свои »па- няя, опыт этот четовек направ ляет на дос-тижеие собствеи- ного благопо.тучнл. Его трудно уличить во ,тжи. Разве он не думает о плане? Думает: пла«-то выполняется силов не заботится о рабочих? Заботится. Правда, по-своему; заработка! у рабочих высокие, »у, а прапиоки, — по Га'Си.то.ву, — так где их йет, припнеок? Вред, который он приносит, не вит-еи ибвоору/ке,нны.м ГV^а- эом. Ведь он ие вредит в пря мой смысле, — не сжигает ам бары, .не ломает^ машины. Нет, Гаснлвв «п-асется», тихо, •«мир но» вбирает государство, по'Пут- 80 разлагая, «разъедая» души людей, которые ему встречагот- ел в ж ими . Среди жертв Гасилова — и собственная его дочь Людмила. Л ш м и л в выросла бездельпи- ней, в я не верю, например, что Столето>в любил .ее. Мне ка жется, что Женя еще не вст.ре-' ТИЛ свою любимую. Михаил Ядыкин: •— Мы ско; ро придем на пр61зв6дст1'о, и нам обязательно потребуется комсомольская зака. 5 [ка нуж ны будут твердость, умение, навыки. Мы, конечно, не шкодьвики, многое йа-ём, вла деем профеосней, ио все равно училище — одно, а производст- в о другое. Я 8 }га 10 , что будет трудно не только потому, уме ешь или не умеешь ты рабо тать ,-а-ещ е и пото-му, что гаро- изводство’ станет для нас экза меном и на гражданственность. Мы,должны нести на производ ство столетовский подход к ре шению вО'Просст — честность, бескомпромиссность... Татьяна Слепокурова: — .Мне кажется, что Виль Липатов на прасно «убил» своего Героя. По лучается,- что .из-за таких лю дей, ка-к Гасилов, гибнет луч ший человек поселка. - Юрий Сигитов; — Я «е со гласен. Столетов гиюет слу чайно. Он ^ не жертва ,гасц- ловщины. Он — победитмь. И автор это показ.ывает. Я счи таю, что са-мая главная победа Столетова ^ это перевоспита.- ...И ЭТО ВСЕ О НАС, КОМСОМОЛЬЦАХ 70-х, ТАКИХ, КАК ГЕРОЙ ИЗВЕСТНОГО РОМАНА В. ЛИПАТОВА ЕВГЕНИЙ СТОЛЕТОВ. РАЗГОВОР О СВОЕМ ПОКОЛЕНИИ ВЕДУТ УЧАЩИЕСЯ И ВЫПУСКНИКИ ТЕХНИЧЕСКОГО УЧИЛИЩА Л'з 27. иие Заварзина. Это человек, ко торый П0ЛНСИ31НИ пробыл в за ключении-; и вот он нач-наает понимать, что Гасилов и гаси- ловщияа губит людей сильнее всякой, тюрьмы, И : нет сомненйя: Заварзин ла, самая главная победа Сто- {(. А. Трухап, воспитатель: — Я согласна с Юрой: Столетов погиб случайно. Но гасилов-щи-. ну недооцен^^вать нельзя. Сего дня такие люди, как Гасилов, особенно страшны. Он в р аг з а - таейный, скрытный. Он разру шает личность че.човека изнут ри. Д авая комсомольцам день ги ни за''что, то есть намерен на занижая нормы, Гасилов. об- ворввывёеГ государство, и пр«- э т а Л людей к б;^!Ш^'!?ное 1 В. >,Придя на п,рОизй»!детво, вы, возможно, столкнетесь с 'гаси - ловщшюй, — р простоями, ' за ниженными нормами выработ ки, завышенным об немом рабо- Как же вы поступите, увидев Геннадий Лыткии: — Поста раемся обойтись 'без „ забастов ки наоборот. Но и молчать не будем. В учи.здще мы полу чили запас знаний, который позволяет нам правильно су дить о многих проязвадствея- ных вопро 1 сах. Обмаяу-ть нас трудно. Поэтому, мне думает ся, отстоять СВОЙ правд]! мы сможе1М. Надежда Растяпина: — Я считаю, что чесшы.х, порядо-ч- ных ребят, — таких, как дру зья Столетова, — Зайцев, Со ня, — сегодня много. Но вот _чтобы развить у этих ребят а-к- ' тивность,, приучить к борьбе с мещанством, нужны такие лю ди, как Евгений, Столетов. Пйчимагь мы многое понима ем, но вот идти так, — против течения, — нам иногда не хва тает сил иля упорства. Валерий Аничкин: —- Да, мы порой видим недостатки, ошиб ки, а вмешаться не моятом, — не хочется... Потом спрашиваешь себя: по чему так получилось? Что это: лень или уже существование по пословице «Йоя хата с краю»? Н. С. Пятакова, воспитатель: — А так ли уж много Столето вых? В душе, конечно, боль шинство ребят хороших, чест ных, но вот до конца ли? Так ли. уж много таких, кото рые открыто бросают вызов га- енловшиие? Понятное дело — это не коллективный героизм, здесь нужна личная храбрость. Вступить в бой с мещанством, подлостью— это' мул;ество Осо бого сорта, Г. Г. Шогорова, воспитатель: — Да, чтобы вступить в бой, надо быть не просто честным, Я согласна с Валерием Анички ным; нужно быть :й решитель ным, активным, иметь граждан- скоё мужество веста борьбу за свои убеждения; «честиость», не подкрепленная'этими качест вами, мало что стоит. Хунсе то го, такая позиция спосейбна ро дить равнодушие. Ведь мы не случайно сделали эпиграфом нашего диспута сло ва Б. Ясенского: «Не бойся друзей —• в худшем случае они могут тебя предать.. Н е бойся врагов — в. худшем случае они могут тебя убнгь. Бойся равно душных — оил не убивают и не предают, но только с их молча ливого согласия,существуют на земле предательство и убийст- Михаил Ядыкин: — Равноду- Ш!{е— это самое страшное зло. Идешь по улнпе, замечаешь: обижают девушку—иди мимо. Выработал 80 процентов нор мы, а записывают 120 — молчи и радуйся. Да это хуже пре ступления! Мне кажется, что после ппо- чтепия романа каждый из нас задумался о себе. А кто я? Как я живу? Надо сказать, что сравнение себя со Столетовым и его дру зьями кончалось зачастую ие в нашу пользу. Мы порой не заду мываемся над своими поступ ками, а эта книга заставляет думать, ПОТОМ'? что показал Виль Липатов правду — о на шем комсомольском поколени 1 И и его врагах, гасиловых. Вот этим мне и дорог роман. Татьяна Бякина: — Я хотела бы сказать то же самое, только стихами Николая Заболоцкого: Не позволяй душе лениться. Чтоб воду в ступе ие толочь, Душа обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь. Не позволяй душе лениться... И::ачс и не заметишь,-как ока жешься в лагере мещан, в лаге ре гасиловых. Не, позволяй душе деваться... Записал А. БУДАИЦЕВ. Редактор Н. ЗАГНОЙКО.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz