Ленинец. 1978 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1978 г. (г. Липецк)

ЛЕНИНЕЦ ф 2^ ^ф ЛЕНИНЕЦ П ОСЕТИТЕЛИ художест­ венных выставок — и Третьяковской галереи, и скромной экспозиции работ местного художнике, — ведут себя очень похоже. Прохажи­ ваются чинно вдоль стен, то приблизятся — рассматривают подпись под картиной, то отой­ дут на несколько шагов, то пе­ реведут взгляд на соседнее по­ лотно или рисунок. Но — рас­ сматривают они одни и те же Итак, книга отзывов. Перели­ стаем ее вместе. Вот студенты пединститута благодарят «за правдивые, конкретные, яркие работы Ю. Могилевского и О. Комо­ ва». Вот кто-то, подписавший­ ся: «Художник-любитель, тех­ ник по самолетам» на шести с лишним страницах дает харак­ теристику множеству произве­ дений, выставленных в салоне, говорит о том, что они пробу- Гитовича о творчестве большо­ го, сложного художника Пикас­ со. Поэту нравились многие его вещи, но многие казались странными, непонятными. Наш «ценитель», чей отзыв я привел ■ранее, вероятно, без задержки бы объявил в подобной ситуа­ ции: «Чепушню смочил.,.». Но поэт, повторяю, был по-настоя­ щему талантливый, а — глав­ ное — глубокий, думающий че­ ловек. Поэтому он. отказался С В И Д А Н И Е работы — а видят каждый свое. По-своему. Встреча с искусст­ вом — всегда свидание. Ли­ цом к лицу. Наедине. Свида­ ние, освещенное нашим инди­ видуальным, неповторимым. опытом — и жизненным, и чи­ тательским или зрительским. Л экспозиция, о которой я рассказываю, точно споциаль- но рассчитана на спор. На раз­ ноголосицу суждений. В ней ведь представлены не работы одного мастера, когда, перехо­ дя от картины к картине,, от рисунка к рисунку, мьр словно бы вживаемся в мир его, сле­ дим за оттенками, традициями его почерка, за движением его мысли и чувства, а-^почти две сотни произв.едений художни­ ков, по местожительству кото­ рых можно изучать географию страны: Москва, Вологда, Бийс;{, Ленинград, Архан­ гельск... Маститые (скажем, на­ родный художник,СССР, дейст­ вительный член Академии ху­ дожеств, лауреат Государст- В0:чной премии Д. А. Шмари- иов) соседствуют с молодыми, мало пока известными... Пест- рота стилей,. мотивов, пристра- Побуждаемый желанием уз­ нать все-тани о впечатлениях людей, по лицам которых так трудно что-то угадать, я рас­ крыл книгу отзывов. И понял, что хочу писать на сей раз не о художниках, а о тех, к кому адресуются мастера графики и ДИЛИ у него желание самому взяться за карандаш и кисть. Заканчивает так: «Остался очень доволен. Думаю прийти еще много раз». Разные запи­ си. Благодарят. Спорят. У кого- то все вызывает восторг. А кое-кто высказывает весьмо строгие суждения, Но независимо от того, что и как_они оценивают, люди гово­ рят о творческом труде ху­ дожников уважительно. С по­ ниманием, сколь сложен он* этот труд, какой огромный рас­ ход душевных сил сопряжен с ним. Равнодушный или прене­ брежительный отзыв здесь, ка­ жется, невозможен. Кажется... Но есть и такие. Немного, два- Человек пришел на выставку, быставка ему не понравилась. Он раскрыл книгу отзывов и дал волю своему недовольст­ ву. Сочинял азартно, стараясь подбирать самые обидные сло­ ва, ударить побольнее: Ч|Хотя я и не художник, но такую че­ пушню смочить —- всегда по­ жалуйста...». Его чело не омрачалось сом­ нением: ну, ладно, мне не по­ нравилось? А если причина во м:-ю самом?. Если я не готов к свиданию с искусством? Он су­ дил размашисто и небро-жно. Мне не понравилось, значит «чепушня», Значит, вообще ни­ кому но нужно. Такова его ду- боломная формула. А я вспомнил сейчас строки прекрасного поэта Александра выносить оценку и написал так: «Нет, я не варвар, я не посягну на то, что мне пока еще не яс- «Пока еще...». Очень важные слова, потому что в них есть перспектива роста. Перспекти­ ва движения навстречу худож­ нику. Навстречу искусству. Без этого нет настоящего чи­ тателя. Зрителя. Слушателя. Есть просто — самоуверенный невежда. Вроде того, который написал в книге отзывов, бес­ церемонно обращаясь на «ты» к уважаемому, талантливому художмику: «Рисунок, сделан­ ный хвостом непокорного му­ ла, по сравнению с твоими «шедеврами», показался бы му­ зейной редкостью». Я думаю, лучше всего отве­ тили автору сего, с позволения сказать, «отзыва», другие посе­ тители выставки. Любопытно, что они в большинстве своем не возмущались грубостью, не обличали хулиганскую выход­ ку,-—а просто жалели этого .че­ ловека. Естественно: как не по­ жалеть обделенного, вернее — обделившего: себя посетителя, который пришва на свидание с искусством, но оказался столь недалеким и примитивным, что искусство уклонилось от сви­ дания с-ни-м? «Сомневаюсь, что Вы знако­ мь: с творчеством этого худож­ ника, Поэтому мой Вам совет: сначала подумайте, а потом скажите, — а не наоборот». «Так может написать только В |:11>и>111пм тот, кто никогда не испытал му­ ки и радости творчества», — считает один из липчан. И он— прав. Имеется в виду, разумеет­ ся, не только художественное творчество. Речь идет о твор­ честве, без которого и сам че­ ловек, и любое затеянное им дело — мертвы. Бессмь:слен- ны. Без которого нет личности. В книге, которую мь: с вами перелистываем, есть еще одна запись. У кого^о вь:зв.ал раз­ дражение рисунок народного художника РСФСР, члена-кор-. респондента Академии худо­ жеств СССР, лауреата Государ­ ственной премии им. Репина О. Комова «Обнаженная». И вот: «Уберите картину «Обна­ женная», — потребовал посе­ титель, — она развращает лю- Видите: оттенки невежества разнообразнь:. От грубого все- охаивания чужого труда, вдох­ новения, поиска до ханжеского требования «соблюдать прили­ чия». Но в любой своей ипоста­ си невежды категоричны. Без- апелляционнь:. Ни в коем случае не отнесу я в разряд их человека, кото­ рый полагает, что чем более рисунок напоминает фотогра- ■фию, тем он совершеннее, — есть в книге отзывов и такое мнение. Этот посетитель — не невежда. Уже потому хотя бы, что заканчивает свой отзь:в так: «Это — по-моему. Может, у кого-то есть и другое мне­ ние?», Он просто не искушен, не опытен как зритель..И, по­ жалуй, сознает это. А такое сомнение его в своей правоте дорого стоит. Значит, попь:та- ется . разобраться. Понять, что рисунок не должен бь:ть фото­ графичным, иначе зачем он? Попь:тастся... А разберется ли? Как анать... Многое зависит и от его собственной настойчиво­ сти, и от помощи других. Тут следует отметить одно важное обстоятельство: культура вос­ приятия, способность видеть, понимать, получать наслажде­ ние, встречаясь с искусством,-— не даются легко. Сами собой. И человек, который видит в «Рождении Венеры» Боттичел­ ли нечто «неприличное», «за­ претное», и зритель, с грохо­ том вь:скакивающий из кино­ зала, где идет э:гранизация че­ ховской повести, и прохожий, насмешливо кривящий губы при виде афиши о симфониче­ ском концерте, — люди вовсе не из какого-то медвежьего уг­ ла, малограмотнь:е, ничего не видевшие, ничего не знающие. Инь:е из них не только школу, а и институт закончить успели. Причем, не обязательно на тройки. Вполне вероятно, что за написанные на вь:пускных или 'Вступительных экзаменах сочинения о пушкинской лири­ ке или образе Наташи Росто­ вой они получали и пятерки. Но,,. Можно, увы, писать гра­ мотные сочинения о Пушкине и... не понимать, не любить, не чувствовать его поэзии. Это как раз тот случай, когда пре­ красное остается лишь, так сказать, суммой фактов, ин формацией, и но становятся ча­ стью твоего духовного опыта. Ключом к миру и человеку. Ис­ точником радости. Как же сделать, чтобь: каж­ дый научился видеть, слышать, понимать? Сегодня это боль­ шая, серьезная забота всего общества. Я вернусь все в тот же вы- ставочнь:й зал, все к тому же рисунку «Обнаженная». Вер­ нусь, потому что именно к не­ му направились две женщины, пришедшие вь:яснить, можно ли привести сюда, на вь:ставку, экскурсию школьников. Ве­ роятно, это были учителя. — Я бы вам не советовал, — многозначительно заметил им кто-то из посетителей и указал на стенд с «Обнаженной». Не знаю, что решили педаго­ ги. Присоединились ли они к возмущенному воплю: «Кара­ ул! Уберите! Развращает!» или все-таки привели сюда своих питомцев. И объяснили им, как испокон веков, со времен древней Эллады, воплощали художники в красоте человече­ ского тела красоту и гармонию духввного мира человека. И рассказали о большом рус­ ском писателе, который пове­ дал однажды, как очистила, вы­ прямила душу усталого, слом­ ленного человека древняя ста­ туя прекрасной обнаженной женщины. Конституция СССР СРОБОДНОР^. ВРЕМЯ: КУЛЬТУРА И ТВОРЧЕСТВО Право на'' творчество—круп­ нейшее завоевание социализ­ ма, оно отражено и в новой Конституции СССР. Для этого из года в год соз­ даются все новые благоприят­ ные условия. Сколько лет жда­ ли мы, липчане, открытия свое­ го салона изобразительного ис­ кусства — и вот он существу­ ет. А какие интересные про­ граммы предлагает нам фи­ лармония) И разве мог кто-ли- ло предположить лет десять назад, что в нашей области станут традиционными Дни советской музыки с участием сотен лучших мастеров! Воз­ можностей у нас становится больше. Главное — уметь ими воспользоваться. И нам всем и каждому в отдельности. Об этом идет сегодня разговор в очередном выпуске клуба «Я и Давным давно, в XVIII Г ОВОРЯТ, у новолипецко­ го самодеятельного те­ атра есть спектакли и лучше увиденного мной —- «более мощные вещи» ■— по словам ценителей. (А они уже имеются: не приятели, не зна- комь:е самодеятельных арти­ стов, до крайности взволнован­ ные тем, что на сцене «свои ребята». Нет, то поклонники истиннь:е, театралы заядлые, хорошо знающие, с чего и как начинали актеры). Не буду с ними спорить, каюсь, в числе таковых до сего времени не состоял: «Тиль», поставленный по пьесе известного советско­ го драматурга Г. Горина, стал для меня одновременно и от­ кровением и — открытием те- Первое впечатление обман­ чиво, — считают солидные, опытные критики. И пишут ре­ цензии лишь после десятого спектакля... Но пусть их—солидных, пусть их — опытных. Доверимся, пер­ вому впечатлению — ведь си­ лу его и свежесть ничем заме­ нить нельзя. Вот .начинается спектакль. Хочется верить, что привели Объяснили. Рассказали. Помог­ ли сделать шаг в большое ис­ кусство. ...Есть на вь:ставке работа во­ логодской художницы Г. Бур- магиной. Назъ:ввется она «Ри­ сующий мальчик». Мальчик рисует, и художни­ ца как бь: воспроизводит мо­ тивы его рисунков. Здесь и какие-то сказочные домики, и самь:й настоящий вертолет, и фантастическая птица, и улицы вполне реального города. Яр­ кий, праздничный, веселый мир, в котором сплелось вооб­ ражаемое и существующее, в котором пульсирует мечта художника о том, чтобы, когда мальчик станет мужчиной, он сохранил в себе это богатство, это многообразие, этот свет. Ка:с, скажем, Э. Багрицкий, чьи строки я невольно вспом­ нил, рассматривая рисунок: Мир встает огромной птицей. Свищет, щелкает, звенит. Если мы научимся сами и на­ учим других такому творче­ скому восприятию, то уже не разминемся с искусством. » И. ПЕТРОВ. о.дин остроумный писатель по­ шутил: «Веселие — по большей части означает перемену од­ ной скуки на другую». Давайте ^шаемся: есть дшцк истины в парадоксал^В афориз- и для нашего в|№мени. Как часто досуг наш однообразен, как неразумно порой тратим мы драгоценное свободное время, неразумно, скучно, ибо хотим его непременно прове­ сти в развлечениях, «веселии». А ведь есть у нас сотни спосо­ бов, которые позволяют про­ вести подаренные обществом часы досуга разнообразно и интересно. Вот рассказ о народном те­ атре. О театре, ^петиции ко­ торого стали для рабочих, сту­ дентов, инженеров чем-то го­ раздо большим, нежели то, что обозначено коротеньким смешным словцом «хобби». Нет, не хобби, а потребность в активном художественном творчестве, стремление не только потреблять, усваивцть готовое, но и создавать само­ му, делиться созданным, вдох­ новенно рожденным с други- Нет, он, собственно, еще не начался: занавес не раздвинул­ ся — его попросту нет, а на сцене медленно, деловито, за­ пивая каждый удар глотком во­ дь: и заедая хлебом, стучат мо­ лотками, работают двое моло­ дых парней. По виду не разбе­ решь — может бь:ть, мастеро- вь:е, а бь:ть может, — помощ­ ники палача. Но к порученному делу, сразу видно, ребята от­ носятся серьезно: строится, растет прямо на глазах дере­ вянный помост, '— то ли ве­ шать кого собираются, то ли ярмарочный балаган сколачи­ вают? Кто знает? Так, без' объявлений и опре­ деления границ между залом и сценой, начинается этот спек-' такль. Стук молотков сливается с шумом зала, и действие вь:- ходит как бь: прямо из парте­ ра, из той повседневности, ко­ торую мы пытались стряхнуть, переступая порог театра. На сцене — дела давно ми­ нувших дней: собь:тия разво­ рачиваются во Фландрии XVI века. Это время обозначено довольно четко: костры инк­ визиции, карательные походы корояя-тирана вперемежку с амурными похождениями его величества, продажа индуль­ генций по устойчивым ценам и продажа людей — за треть имущества. И все же, все же, почему история эпохи средне­ вековья отдается в зале то го­ мерическим хохотом, то тиши­ ной — тяжелой, напряженной, сопереживающей? А дело, наверное, в том, что Г. Горин, перелагая легенду о Тиле на свой лад, отнюдь не стремился к исторической оп­ ределенности (и целью его был не перевод книги Шарля де Костера на театральнь:й язык, а, скорее, приближение ее к самь:м «злым» проблемам на­ шего ве:<а), а в результате — все времена перемешань:, све­ дены, сконцентрировань: в од­ ной пульсирующей точке — на белом квадрате сцень:, взрь:вв- ющейся и балаганным, пло- щаднь:м юмором, и— болью, и — горечью, и — страшной правдой прозрений. В. ТРЕСКИН, режиссер моло­ дежного самодеятельного те­ атра НЛМЗ: — Ассоциации с современностью, с «проклять:- ми вопросами» XX века не слу- чайнь:. В ходе работы над спек­ таклем мь: говорили о траге­ дии народа Чили, о фашист­ ском «новом порядке», уста­ новленном Пиночетом. Участ­ ники спектакля — рабочие, вы­ пускники и учащиеся училищ— вели разговор об ответствен­ ности человека за судьбь: ми­ ра, о роли молодежи в идео­ логической борьбе двух лаге­ рей — социализма и капита-- лизма. Можно, наверное, ска­ зать, что постазленнь:й спек­ такль — наше слово, наша реп­ лика в этом идейном споре. Актеры играют живо, увле­ ченно. Они рассказь:вают весе­ лую историю о том, как дру­ жили соседи ■— мудрь:й уголь­ щик Кла'ас, добрый палач и разбитной маль:й рь:биик Иост. Позже рыбник, поменяв про­ фессию, стал доносчиком, в связи с этим палач был вь:нуж- ден приступить к исполнению своих прямых обязанностей, в результате чего угольщик бь:л сожжен и «вознесся» на небе­ са, туда, где «мет ни рая, ни ада, — а одно пространство и тишина». Но это — потом. А в начале родился Тиль Уленшпигель — дух Фландрии, любимец тол пь: и покоритель женских сор- Ему будет суждено пройти через изгнание и смерть отца, предательство знакомь:х и сла­ бость друзей. Он повесит у сердца паданку с пеплом отца. Его юмор станет сатирой, лег­ кость мь:сли обернется мудро­ стью. (Кстати сказать, А. Елфи- мов, играющий Тиля, справля- -ется с этой ролью в целом ин­ тересно. Роль получилась очень динамичная, озорная, экспрессивная, с массой оттен­ ков и нюансов. Правда, больше актеру удался Тиль «веселый», и несколько слабее он в сценах с Иостом). То обреченно, то радостно будут стучать молотки, медлен­ но, но неуклонно будет расти помост, подставляя свою спину то шумливой ярмарке, то «команде» старухи Стивен, хо­ зяйке притона. В. ТРЕСКИН: — Каждый че­ ловек, в общем-то, волен вы­ брать жизненнь:й путь. Кто-то опережает свое время, кто-то соглашается со временем, под­ дакивает ему, а кому-то время строит помост — эшафот. Гол­ гофу, — словом, обрекает че­ ловека на смерть, но — и на Восхождение... Возведение помоста—по на­ шему замыслу, — должно вь:- ражать основную мысль спек­ такля. Помост — это жизнь, жизненная арена, на которой человек не только выбирает, не только творит свою судьбу, но и отвечает за этот вь:бор. И, наконец, взойдет на по­ мост в последний раз уголь- нь:е, усеченные «добродете­ ли». Одни, прикрь:вшись ими, лицемерят — (монах Корнели­ ус), другие (рыбник Иост) лице­ действуют — до исступления, до пены у рта, стараясь убе­ дить себя и ближних в том, что белое есть черное, и на­ оборот. А третьи — уже и верят, и следуют послушной паствой за поводь:рями. Глав­ ное — чтобы все было или, хо­ тя бы, имело вид логичного, ес­ тественного, целесообразного и разумного. Почему палач казнит? А у него дети, и за грязную работу хорошо платят. А король? Зачем ему кост­ ры? Все просто: «королю нель­ зя быть бескорыстнь:м, у него слишком много долгов». Но Что стучит В твое сердце? РАССКАЗ О СПЕКТАКЛЕ МОЛОДЕЖНОГО ТЕ.АТРА И ЕГО СОЗДАТЕЛЯХ щик Клаас. Инквизиция приго­ ворила его к сожжению на медленном огне. ГОЛОСА; — Позор! Неспра­ ведливо! Нельзя мучить чело- ПРОФОС: — Ваше преосвя­ щенство, я протестую!.. Как представитель магистрата, я требую сожжения на быстром огне! Церковь должна быть гу­ манна!.. ГОЛОСА ИЗ ТОЛПЫ: — Пра­ вильно! На быстром!.. ИНКВИЗИТОР.; — Суд инкви­ зиции требует медленного ог- ""гОЛОСА ИЗ Т О Л П Ы : Жи- водерь:! Да разве так можно? ИНКВИЗИТОР: — Хорошо! Суд учитывает ходатайство го­ рожан. Клаас будет сожжен на быстром огне! ТОЛПА:— Вот это другое де­ ло! А то — на медленном!.. Иш:., чего вь:думали? КЛААС: — Одно вам скажу, братцъ:, жалко мне вас!.. Я по­ мру сразу, а вам умирать :гаж- дь:й день.от страха. Медленная смерть медленней, чем на са­ мом медленном огне...». И Клаас уходит в огонь. Все хорошо в этой сцене. И текст, и игра а:(теров. Этот от- рь:вок многое объясняет в спектакле. Разве жители горо­ да Дамме равнодушны? По­ смотрите, с каким негодовани­ ем они вь:ступэют против же­ стокости инквизиции!-* Нет, здесь не равнодушие, здесь что-то другое... «Сон ра­ зума рождает чудовищ», — сказал когда-то Гойя. Эти чудо­ вища незаметны для невоору­ женного глаза. Они с:<ромнъ:, стыдпивь:, в меру порядочнь:, а если корыстнь: — то в преде­ лах допустимого: на треть иму­ щества казненного по доносу — и не больше. Эти чудовища — усреднен- это — для посвященных. А для прочих—один, но очень «силь­ ный» аргумент — государству нужен порядок: «Порядка я хочу! Ночью — сон, днем — работа, в воскресенье — мес­ са... Никаких отклонений!». Не правда ли, крепко попахивает душтом фашистской идеоло- А вот казуистические ходь: доносчика Моста: «Ну, что ж, убей! Убей старого человека... Я тоже устал жить. Мь: не лю­ ди, мь: хуже зверей... Зарежь меня, Тиль!.. Это так просто — зарезать человека... Я захлеб­ нусь кровью, а ть: исполнишь долг чести... И соседи будут го­ ворить: «Молодец, отомстил за ...Да, я люблю Клааса, а Иуда любил Христа, Все другие отреклись ■ и спрятались, а Иуда страдая. И еще не изве­ стно, кому бь:ло тяжелее: рас­ пятому или проклятому...». Вот так идет спектакль: фаос превращается в тяжелую дра­ му страстей, а шутовство вдрчг по:<азь:вает зловещее лицо аб- Что же победит? Искусно уп­ рятанная ложь или открытая, беззащитная правда? Ни пьеса, ни спектакль, по­ ставленный новопипчанами,не спешат растолковать зрителю конечный смь:сл со6ь:тий. Ак­ теры играют легко, размаши­ сто. непринужденно. Профес­ сионально ^ не побоимся это­ го слова. Я имею в виду, конеч­ но, главнь:х героев — Типя (А. Елфимов), Клааса (И. Ла- хин), рь:бнмка Моста (Ю. Фаб- ричнь:х), короля Филиппа (В. Березин). Не все в спектак­ ле разноиенно. Второстепен­ ные роли (да и несколько из числа главнь:х) еще не сложи­ лись. Но молодой театр борет другим, — не филигранностью техники, а умением, играть «в одну игру», единь:м коллекти- Ну, а некоторые роли (к при­ меру, "Иост в исполнении Ю. Фабричнь:х) отмечень: уже чертами личного мастерства. В. ТРЕСКИН: ■— Считаю, что Иост — одна из лучших ролей спектакля. Играет рыбника Юра Фабричнь:х, ветеран на­ шего театра. Его «актерский стаж» уже давно перевалил за десяток лет. А вне сцены, Ц о6ь:чной жизни Юра успешно занимается производственны­ ми делами. Ю. Фабричных ра­ ботает термистом в ЛПЦ-2 Но­ волипецкого завода.. Саша Елфимов, играющий Тиля, учится в музыкальном училище. Ему приходится осо­ бенно тяжело: на своем «рабо­ чем месте» он проводит пО пять—шесть часов в непрестан­ ной игре на баяне. А вечером — репетиции. Так сказать, не жизнь, а сплошная игра! По­ ставьте себя на его место: та­ кая жизнь требует затраты больших душевнь:х сил. Много добрых слов можно сказать об исполнителях эпи­ зодических ролей. Вот, к при­ меру, Копя Толкачев. Он рабо­ тает сейчас слесарем-наладчи- ком в электросталеплавильном цехе. А пришел Копя к нам из ГПТУ-27, 'Гам он занимался в ставшей теперь известной агит­ бригаде, которой руководит А. И. Шабанова. Коле мь: обязань: многим. Накануне премьерь: он бук­ вально не Еь:ходил из Дома кул:>туры: строгал, пилил, че­ канил, —- готовил бутафорию для спектакля. И в самом спектакле он з а - ' метен. С небольшой, характер­ ной ролью офицера-наемника Н. Толкачев справился успеш-- ...Что же победит? Это — труднь:й вопрос. Нельзя его решить Тилю так, как когда-то решая Клаас («Я, бь:вало, чуть ЧТО: раз — в морду! И весь «Сейчас другое время, — считает Тиль. — Сейчас надо бить не в морду, а в мозги! А для этого нужны слова...». Но слова такие, которь:е бь: могли взорвать ложную «разум­ ность» и «целесообразность», прикрывающие пустоту и же­ стокость, слова-декствйя, сло­ ва-поступки. Но добро и человечность в любом случае убить нельзя — действие приходит к такому финалу. Тиль —■дух Фландрии, чело­ век, воплощаю:дий лучшие черть: народа,—пройдя сквозь огненнь:е всполохи костров инквизиции, сквозь ложь и из- менту, -остается живь:м. Его не берут ни искушения «сильных миоа сего», ни пули предате- Он живет в памяти народной, он живет тревожным набатом, беспокойць:м напоминанием: «Пепел Клааса стучит в мое сердце!». ...Заканчивается спектакль, актеры уходят, и меркнут ог­ ни театральной рампы. Актеры уходят, оставив залу вопрос: «А что стучит в твое сердце?» А. АФАНАСЬЕВ. О НИ собираются адесь, в кшгозаае учиаиа», пос­ ле занятий, после {табо- ты па практике. Устали руки, устали головы (высидеть шесть или даже *о- семв уроков — непростая шту- ■к з ) , и все же... И все же, когд.з Галина Гря- гО'рвтяа Шогорова, воспита­ тель училища, сказала: «Сего­ дня будем говорить о Жене Столетове. Ро'ма!: «И это все о нем» читали?» — усталых не было. «Читали! Конечно, чита­ ли!» — ответили ребйта. И разговор начался. Ирина Дяди:цева: - - Если дол Столетова сражался с вра­ гами шашкой, то Евгений, кат< ГКТИШ 1 ЫЙ герой своего в.реме«и, сражается с ни.ми при помощи .кларпфмйчс'ской линеми я счетной машины. Д а и враги стали иными... Они не убивают, -т стреляют из-за угла, они — «гасят»... Га­ сят, принижают, . -яриземляют ценность инициативы, самосто­ ятельности 5 .ужлечпй, высокого человеческого порыва. Их ору­ жие — ар®.шя, -иасмвшка. Гаси лов, в обшем-то, мастер еввего дела, наслы 1 ша,и он. и о секретах оргааизацип произ­ водства. Только все свои »па- няя, опыт этот четовек направ­ ляет на дос-тижеие собствеи- ного благопо.тучнл. Его трудно уличить во ,тжи. Разве он не думает о плане? Думает: пла«-то выполняется силов не заботится о рабочих? Заботится. Правда, по-своему; заработка! у рабочих высокие, »у, а прапиоки, — по Га'Си.то.ву, — так где их йет, припнеок? Вред, который он приносит, не вит-еи ибвоору/ке,нны.м ГV^а- эом. Ведь он ие вредит в пря­ мой смысле, — не сжигает ам­ бары, .не ломает^ машины. Нет, Гаснлвв «п-асется», тихо, •«мир­ но» вбирает государство, по'Пут- 80 разлагая, «разъедая» души людей, которые ему встречагот- ел в ж ими . Среди жертв Гасилова — и собственная его дочь Людмила. Л ш м и л в выросла бездельпи- ней, в я не верю, например, что Столето>в любил .ее. Мне ка­ жется, что Женя еще не вст.ре-' ТИЛ свою любимую. Михаил Ядыкин: •— Мы ско; ро придем на пр61зв6дст1'о, и нам обязательно потребуется комсомольская зака. 5 [ка нуж­ ны будут твердость, умение, навыки. Мы, конечно, не шкодьвики, многое йа-ём, вла­ деем профеосней, ио все равно училище — одно, а производст- в о другое. Я 8 }га 10 , что будет трудно не только потому, уме­ ешь или не умеешь ты рабо­ тать ,-а-ещ е и пото-му, что гаро- изводство’ станет для нас экза­ меном и на гражданственность. Мы,должны нести на производ­ ство столетовский подход к ре­ шению вО'Просст — честность, бескомпромиссность... Татьяна Слепокурова: — .Мне кажется, что Виль Липатов на­ прасно «убил» своего Героя. По­ лучается,- что .из-за таких лю­ дей, ка-к Гасилов, гибнет луч­ ший человек поселка. - Юрий Сигитов; — Я «е со­ гласен. Столетов гиюет слу­ чайно. Он ^ не жертва ,гасц- ловщины. Он — победитмь. И автор это показ.ывает. Я счи­ таю, что са-мая главная победа Столетова ^ это перевоспита.- ...И ЭТО ВСЕ О НАС, КОМСОМОЛЬЦАХ 70-х, ТАКИХ, КАК ГЕРОЙ ИЗВЕСТНОГО РОМАНА В. ЛИПАТОВА ЕВГЕНИЙ СТОЛЕТОВ. РАЗГОВОР О СВОЕМ ПОКОЛЕНИИ ВЕДУТ УЧАЩИЕСЯ И ВЫПУСКНИКИ ТЕХНИЧЕСКОГО УЧИЛИЩА Л'з 27. иие Заварзина. Это человек, ко­ торый П0ЛНСИ31НИ пробыл в за­ ключении-; и вот он нач-наает понимать, что Гасилов и гаси- ловщияа губит людей сильнее всякой, тюрьмы, И : нет сомненйя: Заварзин ла, самая главная победа Сто- {(. А. Трухап, воспитатель: — Я согласна с Юрой: Столетов погиб случайно. Но гасилов-щи-. ну недооцен^^вать нельзя. Сего­ дня такие люди, как Гасилов, особенно страшны. Он в р аг з а - таейный, скрытный. Он разру­ шает личность че.човека изнут­ ри. Д авая комсомольцам день­ ги ни за''что, то есть намерен­ на занижая нормы, Гасилов. об- ворввывёеГ государство, и пр«- э т а Л людей к б;^!Ш^'!?ное 1 В. >,Придя на п,рОизй»!детво, вы, возможно, столкнетесь с 'гаси - ловщшюй, — р простоями, ' за ­ ниженными нормами выработ­ ки, завышенным об немом рабо- Как же вы поступите, увидев Геннадий Лыткии: — Поста­ раемся обойтись 'без „ забастов­ ки наоборот. Но и молчать не будем. В учи.здще мы полу­ чили запас знаний, который позволяет нам правильно су­ дить о многих проязвадствея- ных вопро 1 сах. Обмаяу-ть нас трудно. Поэтому, мне думает­ ся, отстоять СВОЙ правд]! мы сможе1М. Надежда Растяпина: — Я считаю, что чесшы.х, порядо-ч- ных ребят, — таких, как дру­ зья Столетова, — Зайцев, Со­ ня, — сегодня много. Но вот _чтобы развить у этих ребят а-к- ' тивность,, приучить к борьбе с мещанством, нужны такие лю­ ди, как Евгений, Столетов. Пйчимагь мы многое понима­ ем, но вот идти так, — против течения, — нам иногда не хва­ тает сил иля упорства. Валерий Аничкин: —- Да, мы порой видим недостатки, ошиб­ ки, а вмешаться не моятом, — не хочется... Потом спрашиваешь себя: по­ чему так получилось? Что это: лень или уже существование по пословице «Йоя хата с краю»? Н. С. Пятакова, воспитатель: — А так ли уж много Столето­ вых? В душе, конечно, боль­ шинство ребят хороших, чест­ ных, но вот до конца ли? Так ли. уж много таких, кото­ рые открыто бросают вызов га- енловшиие? Понятное дело — это не коллективный героизм, здесь нужна личная храбрость. Вступить в бой с мещанством, подлостью— это' мул;ество Осо­ бого сорта, Г. Г. Шогорова, воспитатель: — Да, чтобы вступить в бой, надо быть не просто честным, Я согласна с Валерием Анички­ ным; нужно быть :й решитель­ ным, активным, иметь граждан- скоё мужество веста борьбу за свои убеждения; «честиость», не подкрепленная'этими качест­ вами, мало что стоит. Хунсе то­ го, такая позиция спосейбна ро­ дить равнодушие. Ведь мы не случайно сделали эпиграфом нашего диспута сло­ ва Б. Ясенского: «Не бойся друзей —• в худшем случае они могут тебя предать.. Н е бойся врагов — в. худшем случае они могут тебя убнгь. Бойся равно­ душных — оил не убивают и не предают, но только с их молча­ ливого согласия,существуют на земле предательство и убийст- Михаил Ядыкин: — Равноду- Ш!{е— это самое страшное зло. Идешь по улнпе, замечаешь: обижают девушку—иди мимо. Выработал 80 процентов нор­ мы, а записывают 120 — молчи и радуйся. Да это хуже пре­ ступления! Мне кажется, что после ппо- чтепия романа каждый из нас задумался о себе. А кто я? Как я живу? Надо сказать, что сравнение себя со Столетовым и его дру­ зьями кончалось зачастую ие в нашу пользу. Мы порой не заду­ мываемся над своими поступ­ ками, а эта книга заставляет думать, ПОТОМ'? что показал Виль Липатов правду — о на­ шем комсомольском поколени 1 И и его врагах, гасиловых. Вот этим мне и дорог роман. Татьяна Бякина: — Я хотела бы сказать то же самое, только стихами Николая Заболоцкого: Не позволяй душе лениться. Чтоб воду в ступе ие толочь, Душа обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь. Не позволяй душе лениться... И::ачс и не заметишь,-как ока­ жешься в лагере мещан, в лаге­ ре гасиловых. Не, позволяй душе деваться... Записал А. БУДАИЦЕВ. Редактор Н. ЗАГНОЙКО.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz