Ленинец. 1978 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1978 г. (г. Липецк)

ЛЕНИНЕЦ • 2 1 ) ® ЛЕНИНЕЦ РАСТИТЬ достойных НАСЛЕДНИКОВ ТРАДИЦИИ РАБОШО КЛАССА! Постаиовление определяет принципиально новый этап в развитии системы, которая призвана стать подлинной школой коммунистического.■ воспитания и трудового ма­ стерства. Она должна гото­ вить молодого рабочего ново­ го типа. В соответствии с по­ становлением в системе проф- . техойразования к началу 11-й пятилетки должно остаться два типа •учебных заведений: средние училища и те.чличе. скне училища. Это значит, что в блцгкай- шие годы будут выпускаться рабочие только со средним образованием. Коренные ка­ чественные изменения претер­ пело содерн^аяие 'обучения г воспитания. В поста1НО0лении‘ ЦК КПСС и Совета Министров СССР указывается на необхо­ димость подготовки рабочи.х широкого профиля, которые могли бы на основе высоки.ч общих и технических знаний быстро осваивать новые спе­ циальности в ' условиях до­ вольно частого те.хнического обновления всех отраслей иа- родного ховяйства. На современном этапе в свете постановления ЦК КПСС и . Совета Министров СССР неизмеримо возрастает^ роль базовых предп1риятш1 в подготовке и воспитаний до- етойворо пополнения рабоче­ го класса. Поэтому заботу о профтехучилище нельзя огра. нячивать лишь строительством по.мсщеннй. Содружество учебных заведений и пред­ приятий — это многогранный . и сложный процесс, при­ званный слить воедино учеб­ ный и воспитательный процесс подготовки высококвалифи­ цированных рабочих кадров:.' В СООТВЕТСТВИИ с поста но:Блеинем ЦК КПСС и Совета Мини­ стров СССР бюро обкома партии и исполком областного Совета народных депутатов в октябре прошлого года при­ няли постановление, в- кото­ ром определены конюретные пути совершенствования про­ фессиональной и общеобразо^ вательиой подготовки буду­ щих рабочи.х. В области раз­ работана и в основном ус­ пешно осушествляется широ­ кая программа, ■обеспечиваю-- щая комплексное развитие- учебных заведений’ профес­ сионально-технического обра­ зования. Повседневная работа пар­ тийных, профсоюзных, комсо­ мольских организаций, мест- иы.х Советов народных депу­ татов, системы . профессио­ нально-технического обраэа- вания н базовых предприятий позволиля*добиться ощутимых результатов. 'За два послед­ них пятилетия и 2 года деся­ той пятилетки по существу заново создана материально- техническая база профтсхоб-, разования. Введено 13 новых комплексов с учебными кор-: яуеами, мастерски.чй и поме-: шения.ми культурно-бытового назначения, 10 отдельных- зданий. Это позволило за два истекши.х пятилетия подгото-. вить 120 тысяч квалифици­ рованных молодых рабочих и не только сохранить, но и превзойти взятый темп в те^ кущем пятилетии. За 2 года десятой пятилетки в народа' ное. хозяйство области при-: шло еще около 55- тысяч ква­ лифицированных-рабочих. Значительные : , измеиейяя претерпела структура учебных заведений. В настоящее вре-< м,я Ш, или половина учеб-' пых >заведений являются средними, дающими рабочий- не только профессиональную подготовку, но и общее сред­ нее образование, и 7 техниче­ ских училищ, куда прияи.ма- ется молодежь с законченным средним образованием. Заметно расширился пере­ чень специальностей. Если в, 1966 году их было 60, то те-- перь 130. И дело ее только в. простом количествеяном ро-’ ете. Изгненения в характере Чруда прямо влияют на содер­ жание и характер профессий. ■На смену каменщику пришел моитажник-каменвдйк, , сле­ сарю слесарь _ сантехник - сварщик и т. Я. Технический прогресс в промышленности, сельском хозяйстве п строи­ тельстве вызвал к жизни та­ кие, совершенно новые спе­ циальности, как вальцовщик- оператор постов управления, оператор прокатных становл аппаратчик коксохимического- производства, автоматчик, оператор-животновод, лабо. рант химико-бактериологиче­ ского анализа, радиомеханик и многие другие. ! О ПРЕДЕЛЯЯ ПУТИ дальнейшего совершен­ ствования ' профессио­ нально-технического образо- . вания, областной- комитет пар­ тии исходит ИЗ: требований* -вновь принятого поетановле- , ния ПК КПСС и.. Совета .Ми­ нистров СССР, указаний Ге­ нерального секретаря ЦК КПСС, Предеедатс.ля Прези­ диума Верховного Совета СССР товарища Л. И. Бреж­ нева По вопросам повышения роли рабочего класса на про­ изводстве и в обществеияо- -политической жизни страны, и на этой основе формирует -осяо-вное направление ,в рабо­ те по улучшению мдютовкя будущих . молодых рабочих... Для ^успешного выполн-е-ни-я решений XXV съезда КПСС о повышении эффективности общественного производства есть два пути: механизация и автоматиза­ ция производства; непрерывное по.вышение уровня квалификации ра-бо- ;-чих, их идейно-политического, трудввого и -иравствеипого воспитания. ' ' . ' Поэтому забота :.партийных: комитетов, руководителей ба­ зовых предприятий н органи­ заций о качественной подго-: товке в училищах молодого ^ рабочего пополнения служит залогом успеха в деле повы-; шения эффективности обще- ^ ствеваого .пр-оизводства. В, связи с этим вопросы ПОДГО-' товки кадров, создание и со- . вершенствование учебно-мз-1 тернадьн'ой базы училищ' ■доянсны входить- соста-вкой;, частью в комплексные планы ' экономического И социально­ го ;:развития отраслей и пред- приятнй. - 1 В настоящее время в .обла-; стн действуют 37 училищ с контингентом 22 тысячи неяо-’ век. Оправдала себя практика: создания крупн-ых комплексов средних училищ, ведущих под-: тотрвку рабо.чих для отрасли.- в целом".*"'Выпускники этих ' училищ -подготовлены к про-; фессиональному труду, лучше; проходят производственную: адаптацию. Таки.х училищ . у;’ нас 10, в каждом из них сбу- чается около тысячи человек.; Принимаются меры к еозда-■ нию еще пяти крупных ко.мп-: лексо-в, в том числе ГПТУ-5, ? 7, СПТУ-6 (базовые преяприя-' тия — домостроительный ком­ бинат, «Юговостокстаяькон- струкция», областное управ­ ление ,сельского хозяйства). Существующая демографи- ; чеекая обстановка, дефици’т"' рабочих кадров на селе ста- ; вят задачу увеличения сети:: сельских профтехучилищ. На­ мечается создание комплек- : сов профтехучилищ в Д об - ; риисшм, Чаплы-гинском, -а позже — в некоторых других- районах. Перед системой профтехоб. разования поставлена задача: подготовить в десятой -пяти­ летке 80 тысяч молодых рабо­ чих, В" то»- числе около 40 ты'- сяч со средним образованием. Реализация поставяеипых задач ' требует дальнейшей большой работы по стронтель- ству и укреплению учебио- материа.чвной базы училищ. Однако в ряде училищ, в то:м числе и строительных, материально - техническая ба--, . за прс«-олжает оставаться не-- удовяетво-рвтельной и сдер- • живает подготовку кадров.. Пока 30 процентов строитель­ ных училищ работа:ют в хо­ роших условиях. Это учили­ ща №№ ,25, 21, 26, 20, 6, располагающие современны­ ми комплексами'. Давно на­ зрел вопрос о строительстве базы для училищ ■!№№ 5, 7,: 23, 15, 8. Между тем руково-.’ дмтели базовых строительных подраэдеяемий — домострои­ тельного комбината, управле­ ния № 1 «Юговостоксталькон- струкции», облмежк о л X о з- стройобъедииеиия, уя-ра-вле- нн-я «Лииецксельстоой», треста ‘ «Лияепжметаллу1ргст1роя» — ни- ч,егодля-этого .не .предприни­ мают. Нельзя признать право­ мерным, что стр-ои-тель-ные училища областного центра, где обучаются 6500 учащихся, , Не располагают ■полигоном н а-втодромо-м для про-хождения практики- и отработки про- ф:ессиональных навыков. По ‘-непонятным причинам ; сложил с себя обязанности- базового предприятия трест' ' «Же.тезобетоя», безучастно относящшкя к подшефному училищу '№ 11. Оно не нмее- общежития, столовой, спор­ тивного и актового залов. Да­ леко йе все делают для рас- : ширенНя и улучшовпя учебно- материальной базы -подшеф- , иых училищ крупнейшее пред- ,- приятие области — Новоаи- , пецкий мет.чллургпческий за- : вод, трест «Жилстрой». Нельзя пр’йз»а-ть нор.маль- ным такое полож-ение, когда В' области 7 училищ совеем не имеют мастерских, а 6 распо­ лагают примитивными мастер- ск’йми, не отвечающими эле- ’м-е-нтариым , . ’Требованяя.м , Обучения учащихся, 7 училищ'' ;ще ййеют общежитий, а в ше­ сти — учащиеся не полностью! обеспечены жильем. Всего по ^ирав-лению обеспечены обще- ’ . житиями ЛИШЬ’ 43 процента нуждающихся воспитанников. : с таким положением дальше мириться нельзя. Это замена- ■ ние-мы адресуем прежде всего’ к таким базовым' предприяти-' :ям, как трест «Дипецкетрой- транс», областное'' упра влеяие бытового обслуживания, трест- -«Железобетон», йблмежкол- ’- хозстройобъединение, управ­ ление «ЛппецксельстрОй». В 1978- году будет сдан’;' ко.чплекс училища в .еовхозе. «Агроном», ведется строитель­ ство комплекса для СЦТУ-9 в г. Данкове, начато строитель­ ство комплекса для 12-го тех-, нического училища в г. Липец­ ке, осуществляется строитель­ ство пяти отдельных зданий для других училищ. Темпы строительства этих объектов нас 'не удовлетворяют, они должны быть усилены. • Нормой жизни каждого ба--, зового предприятия дол-ж-но стать отношение к подшефно­ му училищу как цеху номер один, а к коллективу учащих­ ся — как части. своего трудо-: вого коллектива. П РЕДМЕТОМ .иостоян- ной заботы областной партийной организации являются педагогические кад­ ры, их подготовка, профессио­ нальный рост и воспитание. В учебных -заведениях про­ фессионально-технического об­ разования области трудится '• большой коллектив педагогов .почти 'тысяча х1астеров и , около 600 преподавателей. Поч­ ти все преподаватели с высшим образованием п около 85 про­ центов мастеров производст­ венного обучения имеют сред­ нее специальное или высшее: образование, остальные учатся заочно. Каждый третий ра-бот- ник системы — коммунист. . Это им, скромным и само-. отверженным труженикам, ма­ стерам и преподавателям учи-, лищ, в значительной мере обя-; 3- ана систе-ма профтехобрзао-' вания своим ростом и процве- , танием. И х ;благародный тфуд; высоко оценен цартией и црави-’ тельством. 35 мастеров произ­ водственного обучения, препода­ вателей и других работников училищ удостоены почетных, зваияй «Заслуженный мастер’ производственного обучения. РСФСР» и «За-слулсеипый учи­ тель П!рофт:еквбразвв-а»я ’ РСФСР», более 100 человек награждены :значками «0-тлич-: ник профтехобразования ’ РСФСР», 173 работника отме-’ 4- еиы орденами и медалями Ро- Отмечая значительные до-, стижеиня в работе е кадрами, мы должны .об:ратить серрез/ ное внимание на нерешенный проблемы, -И'В первую очередь, на высокую сменяемость ма­ стеров производственного обу­ чения. Только -за два года д-е-. . сятой пятилетки сменился' каждый третий мастер. .Мастер производственного ’ обучения — центральная фигу­ ра в училище. И прохог, дить ,мим-о большой текучести- этих кадр'Ов — :значит не -ви­ деть главного'в деятельности : учебных заведений. Основная причина сменяемости мз'Сте-' ров кроется ’В недостатках нодбор-а и воспитания.^ Общественные организации ряда базовых предприятий на­ правляют на работу в учили- 'щ а лучших .передовых р.або- чих. К сонсалению, это важное и цепное начинание не получило должного размаха -в области. . Мног-иГ' базовые предприятия. нередко ограничивают свою ‘роль созданием материальной ! базы и не принимают участия в комолектоаании училищ кад-. рами мастеров. И за то, что. 'многие -училища не укомплек­ тованы кадрами мастеров,, большая доля вины ложится на базовые предприятия: трак-, торный завод, тресты «Пром- , строй» и «Жилстрой». Партийным комитетам н ру-' ковод'Ителям базовых пред­ приятий надо конкретно разо-: браться в этом важном вопро­ се, подобрать лучших людей из числа новаторов производства . и направ-ить их на работу ма­ стерами' в училища профгех-. образования. Управлению .профтехобразо-; вания совместно' с институтом усовершенствования .учителей необходимо расширить, и уси­ лить .работу по повышению, .квалификации мастеров и пре- иодаиателей. -: Зиачительно. больше ..должны оказыа'}ть по-, .мощи мастерам и преподааате»- лям ррвфтеху.нилищ политех­ нический и , педагогический ин- . статуты \ Г \ Г \ Г СТ^ЕЗД КПСС у \ у .воетавил перед. * „системой проф-' техобразования задачу подго- ' товки высококвалифицирован­ ных рабочих широкого профи­ ля. Требуется и дальше прово-' дщь рациональную, специали­ зацию училягщ, чтобы учащие­ ся получали глубокие знания и профессиональные навыки на таком уровне, который поза,о-: ЛИЯ бы усяещ-но осва-ивать но­ вую технику и технологию, передовые методы труда, раз-, вивать потребность в непре-_ рывном профессиональном со-‘ ■вершенств О’вании. В результате большой рабо­ ты, проводимой педагогически­ ми коллективами, постоянно ’Иерь 99,8 процента. Каждый третий учащийся учится на «4» и «5». Каждый пятый заканчи­ вает училище с повышенным разрядом. Стабильные высокие ■результаты по 'подготовке мо­ лодых рабочих дают 1-е, 20-е, 28-е городские технические училища,. 8ге сельское уНили- Сл'ед'уя почину ..коллектива технического училища оУо 20, : учебные ..аа-ведения провели-, б льшую р боту по созданию и оборудованию учебных ' каби-' нетов. На уроках обществен-^ но-политических дисциплин ак-1 тивизирввалаеь работа но изу­ чению ленинского теоретиче­ ского наследия, документов Коммунистической партии, яв-. ЛЯЮЩИХСЯ основой ИД6ЙН'0-П0- ■ •читического воспитания уча­ щихся, мощным средством формированш коммунистиче­ ской убежденности и высоко­ го классового еамосозна»ия. ■ Глубоко изучаются материалы XXV съезда КПСС, новая,' Констатудия нашей страны. Однако в деятельности кол- .лективов училищ по обучению и воспитанию будущих рабочих много недостатков. Прежде всего ,-нео.нравда-ино велик от­ сев учащихся. Только: в этом учебном году из училищ выбы­ ло около 500 чело,век. В профессиональном росте:: молодого рабочего важное ме­ сто занимает производствен­ ная практика. Первые шаги, в 8 раб.очем коллективе во многом': определяют трудовую биогра­ фию юношей и девушек. Н а . большинстве базовых пред-: прнятий с полной .мерой ответ-" сгвенности подходят к оргаии-. зации и пр,оведению практики.' К сожалеяшо, на .'ряде пред­ приятий наблюдается. безраз-. личное отношение к созданию, необходимых условий для про-, ведения практики. В учебных, заведениях профтехобразова- .1 ния на ' производственную практику .отводится :в сред»е.ч '; 25 процентов всего ..учейного' времени, т. е. каждый 'четвер-' тый час. Нередко время прак-,. тики проходит нерационально.. Подобное отношение наносит большой ущерб профессио­ нальной .подготовке, -молодежь переучивается уже на произ- ; водетве. Хуже того, .такое'.от-.: ношение руководителей базо-.. вых предприятий к практике учащихся :наносит большой, вред их воспитанию. : Руководители ряда училищ, ■ управление профтехобразова-' ния смирились с крупными не-’ достатками в пров'едении пра-. П РОВЕРКА нспйльзвва’г : пин выпускников проф­ техучилищ па произвол^' стзе показала, что в целом: происходит сокращение теку­ чести молодых: рабочих. Этому способствует укрепление пов- ■ евдневных делогах связей учи- • лищ я базойьи предприятий. Многие трудовые коллективы имеют договоры содружества. с коллективами учащихся, но-: могают будущим рабочим ос-', воитьея на производстве, еле- ’ дить за иэмененнямя в техни-. ке и технологии, овладевать экопомическим'и знаниями. Трудно переоценить .зна-чение традиций рабочах коллективов в воспитании ..молодой смены. Это учитывают и умело ис­ пользуют в работе партийные! орга-пизации и руководите.т1г‘ Новолинецкого завода и учи­ лищ №№ 10 и '27. На все важ -’ ные мероприятия в жизни заво­ да всегда .приглашается учени­ ческий и«комсомольскнй актив' :учи.лища. Несомненно, в памяти выпускнико-в училищ на »е-Ю' жизнь остается ритуа,п «ПоСвя- щеаие в рабочие», проводимый на заводе. , ' Но мы вынуждены сегодня говорить и б других примерах. За последние пять лет в трест «Елецтяжстрой» было, иапразлено 567 выпускников училиш, из них уволилось из треста 536 человек. В тресте, «Липецкиеталлургстрой» ос­ талось из 552 человек .-!е.мно- . гим более 300. Плохо закреп­ ляются выпускники -а тресте. «Жилс-грой», ряде _ хозяйств, области. Главиац причина вы­ сокой ■текучести — неудовлет^ вореиность работой, низкие заработки, отсутствие заботы руководителей предприятий и 'организаций о молодой рабо­ чей смене, слабая воспитатель- !НЫХ ор- ная .работа; •ганизаций. Плохо щускников учиЯЩЯРГ28 обла­ стное управленйе бытового обслуживания, ч'|о порождает очень высокую ■ккучесть ра­ бочих кадров, 1'особевно на предприятиях сел», В 1977 году училище выпустило 465 чело­ век, -из них 165 были направ­ лены в сельскую! .местность. А через полгода т'^.м осталось всего 52 человека!, ; В управлении [бытового об­ служивания счиш'ют, что ре­ бята уезжают из-за отсутст­ вия жилья. Это жрно лишь от­ части, Донладчи.| привел 'при­ мер,* когда деву11|й , посланные работать на Задонский ком­ бинат,. были предоставлены самим себе, у нях не было опытного бригаГира-наставня- ка. Никто им як помог, и бригада распалась.’ В бытовом !рбслужнвании населения обласр много не­ достатков, особеро на селе. В больШ'Иистве случаев они яв­ ляются следсттрм нехватки квалифяциров'ан1[ых - кадров. Начальнику ь! управления т. Ф ^Ц р у н ад ё :сд ела7 |^ из это.гот|Вгаоды, КРнкрет1Я |рре - •шать вопросы подготовки мо­ лодых '.рабочих й закрепления их на производс|гве. В ПРОЦЕССЕ обучения молодена фе только ос­ ваивает профессию, об:о- гащает свои знания, : но и по­ лучает. ндейно-аравствеиную ■н трудовую закалку, эстетиче- 'Ское и физическое воспитание, готовится стать наследницей лучших традиций рабочего класса.,ЧВ училищах мрокое раепро«рйтйI№6VПОЛ.уч*^ опыт воспидаия учащихся ,на\ при­ мере жизни и деятельности В. И. Ленина.. Преподаватели, ветераны партий и .ко,мсомола на уроках, встречах, конфе- ;ренциях, Ленинских чтениях глубоко и последовательно раскрывают перед .молодежью огромное революционно-пре- образующее теоретическое на- следшЛЗ. Р1, Ленина, г^йнен- ностЩ р заветов.и ид ^А оп - лощщИе их в новой Ко1^ ^ 1ту- ции СССР. Вся работа но .коммунистическому , воспита­ нию направлена на претворе­ ние в жизнь .решений XXV съезда КПСС. Неоценимое значение в в:о- спнтанни молодого поколения и,\1еют материалы поездки то­ варища Л. И: Брежнева в рай­ оны Сибири и .Дальнего Во-, стока, .его яркая речь на XVГ:II съезде :ВЛКСМ| книги «Малая земля» и «ВоЗ|рождвние».' Зада­ ча партийных фрганиз.аций и цедагогичеоких | коллективов организовать глубокое изучеияе книг товарища П. И. Брежнева Проводимая воспитательная работа ■расширяет 'Кругозор учащихся, 'енособетвует росту их общественно-политической активности. Но результаты ее в полной мере не могут нас удовлетворить. Недатогнче- ски-е коллективы ряда училищ еще не добилйсь единства обу­ чения и воеИ'Итания. -Уровень воспитания многих учащяхея низок и заметно отстает от уровня их образования. .На­ глядным проявлением этого яв­ ляются факты правонаруше­ ний. За 5 месяцев этого го­ да их совершено '86. Неблаго­ получно йбстоит дело в учили­ щах №№ 5, 6, 7. -8, 12, 14. специальный предмет «Основы правовых знаний». Организо­ ваны университеты и ле^{тории, проводятся диспуты, конферен­ ции по пропаганде иравовых знаний, встречи с работниками ад.мияистратнвных -органов. А преступность среди..... учащихся, снижается крайне медленно. Управление профтехобразо-. вания слабо спрашивает с ру­ ководителей учебных заведе­ ний за; постановку .воспита­ тельной работы. В ряде-обще­ житий бытуют беспорядки, ан­ тисанитарные условия, досуг учащихся не организован. . Задача .управления арофтех- .образования, управления в:нут- ренних дед, обкома ВЛКСМ — совместными усилиями улуч­ шить профилактическую рабо­ ту. .ср,еди учащихся, -закрепить шефов за теми, кто склонен к правонарушениям, улучшить нравственное и правовое -вос- пытание молодежи. Е Ч АЖНОЙ задачей в раз- Ч витии системы профтех- ' ' образования является обеспечение своевременного и качественного приема молоде-: жи в училища. В пэста'новле- нии ЦК КПСС и Совета Ми­ нистров СССР указывается, что молодые люди должны ид­ ти на производство, как прави­ ло, через учебные заведения профтехабразовая'ия. В обла­ сти более пяти тысяч .выпуск­ ников школ устраиваются не-. посредственно на производст­ во. При наличии широкой сети училищ такое положение нель­ зя признать шрмалвнши. Каж­ дому выпускнику школы надо дать пра4).есеию до. поступяе- 'ния .н-а производство. Эту ли­ нию надо настойчиво прово­ дить в жизнь. . В ряде училищ :на- многие, профессии- отбор ■ учащихся проводится по конкурсу. Такое положение наблюдается там,- где профсоюзные и комсомоль­ ские организации под руко­ водством парткомов, через ро-. дятелей—ветера.н01В предирня- тнй ведут широкую проваганду: рабочих профессий среди мо-' лодежи. Не ■случайно, среди учащихся 10-го ГПТУ и-27до , 'технического училища каждый;, четвер'1ый—это дети работни- ' ков Новолипецкого , за-вода-. ; Между тем, в строительны.ч:: училищах среди учащихся Де- ти строителей- составляют все-;' го 7 процентов — в три раза:: меньше, чем у металлургов. Крайне медленно перестран-; .взют свою работу но профес- сйоналыюй ориентации уйа-; "щейся молодежи органы народ" : иого образования и школы об-.* ласти. Многие педагогичеекке' коллективы по-прежнему сори-^ ентнр'ованы на вуз и неудов-•' летворительно .ведут работу но - воспитанию у учащихся любви' к труду рабочего,' сл:або помо­ гают им осмыслить и понять*. 'Важность труда, его социаль-.: ный смысл. Серьезный упрек;- надо сделать многим цедаго-'; гическим коллективам за сла­ бую общеобразовательную- подготовку молодежи, направ-; л-яемой в учебные заведения,; системы. Облано надо пере-; строить свою работу и органи-'. зовать деятельность педагоги- ■ : ч’еских коллективов по профес- сйО'нальной ориентации ' таким, образом, чтобы каждый вы-' ! пускннк общеобразовательной ‘школы считал своим почетным 'ДОЛГОМ 'получить рабочую 'профессию'в системе профтех-' ;образования, стать рабочим 'человеком. . П ОСТАНОВЛЕНИЕ ЦК. КПСС и Совета Мини­ стров СССР — документ' важного экономического и по-, ’литйческогб значения. Оно на-, /правлено на дальнейшее повы-: шение роли рабочего класса как ведущей: силы советского ; ' общества, гга дальнейшее со­ вершенствование его Структу- ры в условиях , строительства; коммунизма. Задача горко-мов,, ' и : райкомов партии состоит в . '.том, чтобы организовать по-, : вседневный действенный кои- ‘ троль за реализацией поста-, новления ЦК КПСС и Сове- . та Министров СССР, бюро об- ! кома партии и облисполкома, : мобилизовать'-все силы ДЛ'Я до-; I стижения новых уояехов в де- - :ле подготовки достойной рабо- : чей смены. — Областная, партийная ор-; ! ганизация;— сказал в заклю- . ченне .Г. П. Павлов,-— тверд® , убеждена в том, что педагоги-: ' ческ-ие коллективы ойстемы- - профтехобраз‘ов,ания, работни- : ки базовых пр:едприятий с: честью юполи’ят свой долг- перед Родиной и добьются но-* . вых успехов в деле -обучения П ввепнтания (МОЛОДОГО попоа-; нения рабочего класса. ! Прения ПО крыл нерв гарь Липец ПРЕНИЯ , ПО ДОКЛАДУ._ докладу от- сого горкома КПСС Е. И. В^сильчиков. Он бочих кадров в профтехучилй- щах непосредственно зависит от активности, .инициативы пер­ вичных партийных организа-, ций. Они действуют' в каж­ дом учебно.» дав.едении, :объ­ единяют в .свойх:-рядах около 350 коммунистрв.. — Постоянную заботу . об идейном, вра1врвеи1гом, про­ фессиональном становлении учащихся ззроявляют партор­ ганизаций у4йлищ,: №№ 20, 28, 28, сказал дале’е;,оратор. >’ ' ■! Хорошо _щзвестаа .^работа НоволЩгёцкого’" 'й е т а л л у р ги - ческога завод», которой осу­ ществляет конкреткые формы содрунсества I с училищами , №№ 10, 16, 27. В рааработав- ных коллективом 'договорах на пятилетие большое внимание уделяется укреплению учебно- производственной базы, подбо­ ру и подготовке инженерно- педагогических кадров. В тесном контакте рабо:Еают, парторганизации первого уп- ра-нлення треста «Металлург- прокатмонтаж» и технического учи.чйща № 20. За одиннад- ’цать .чет училище подгото­ вило; 5,5 тысяод .высоко- квалнфицирова.нных мон­ тажников, электрогазосвар-, щиков, наладчиков КИП и автоматики, рабочих других профессий. Но мы .отдаем себе отчет . в том, что работа город­ ской партийной организации -ПО дальнейшему укреплению материально - технической ба­ зы и уд-учшеишо подготовки кв-алифицированных кадров в снсте.ме профтехобразования еще не в полной мере соот- .ветствует ео'временным требо-- вания.». ■ ■' ' ■■■ . Управление главвого а р х и ­ тектора затягивает решение об отводе земельных участков под сооружение ко'мплексов' ГПТУ. Медлегшо ведется проектирование этих объектов ийетитутом «Липецкграж- данпроект». Не все. базовые предприятия откликаются на Н’ужды училищ. Требует улучшения работа- по закреплению выпускников профтехучилищ в трудовых коллективах. В этом деле есть ргад; чем подумать и областно­ му управлению профтехобра- зованая. Только на тракторный, завод, где постоянно испыты­ вается иедостатож в рабочей, силе,-с 1971 п о ‘Т975 годы при­ было более двух тысяч * мо-. лодых квалиф'ицированных ра­ бочих почти по , 20 специаль­ ностям. *3а это -время .с предприятия было уволено более 70 процентов выпускни­ ков. Из них почти 400 чело­ век за прогулы. Не лучше положение сложилось и в строительных организациях Главл:нпецкстрбя. Н а с ' 'волнует также и Проблема комплектования 'профтехучилищ. Как извест­ но, общеобразовательной ШК.О-ЛОЙ руководят органы на­ родного образования, учили­ щами — органы профеосно- ; нальяо - технического абразо-; ваНия. У каждого •ведомст-\ свои планы, причем, действуют ОКИ далеко нс; всегда согласованно. Если, ’вшполнить' пл'ая набора уча-.'; щ'и.Чся в девятые класеи, то! мы .должны направить в них. .почти '63 ..процента выпускнн- ! ков восьмых классов. При! та-ком соотношении для, -проф-! твху-чйлйщ 'осга'ется только! около .2,5 тысячи' выпускников1 школ, :при -потребности .почти' 7 тысяч челочнек. Сле-до-ва-1 телкио, . комилектйВ'а'яие' профтехучилищ . .прикодитея:; осуществлять за счет сельских* школ области. Будет правиль-.; ным, если м’ы используем О'ПЫТ' моеквичей и ленинградцев-—* больше будем направлять : выпускников - восьмиклассни­ ков городских школ в проф-' техучилпща, а не проводить:- комплектование их за счет ми-: грации молодежи из -села. ! — Боепитание — -процесс; сложный и то.дчас иезамет-: ный, — 'подчеркнул Герой Со­ циалистического "Труда Н. С. Черных, мастер производст-’ венного обучения ГПТУ-16. Его результаты сказываются уже тогда, когда учащиеся заканчивают -училище, стаио-! вятся специалистами. Наша задача, чтобы каждый юноша! девушка глубоко осоэн-али, что высший нравственный' долг трудового коллектива, ■каждого 'Человека — его мак­ симально -возмо-жный вклад в об:щ'ественную сокровищницу: м'атери:альных и .духовных: бла-г, в дело . ук,реплешгя мо-: гуществ’а многонациональной со.ц.иалистИ’ческой Ро.дияы. О важности роли наставни­ ков говорила В. Г. Филиче- ва . — бригадир совхоза «Долгоруковский».. — Меня часто спрашивают, почему я выбрала профессию [ехашштора. Ведь .могла бы 'стать учительницей, агроно­ мом или кем-то другим., Ш т- ла, но выбрала эту профессию, наверное, потому, что специ­ альность механизатора самая нужная на селе. Н'О'ВОИ'Спеченяым мех а'внз а то-рай саиЫ|М простым дело-м- кажется пахота, а начнут ра­ ботать, убеждаются — это сложнейшее -искусство. Как у нас порой получает­ ся? Ч.етыре месяца учимся. Лучшие паши .специалисты — И:нж-енвры, м€ха.н'ики; агр.оиО'МЫ- — препо.дают науку о техинке, о земле. Интересно и важно. И .все же, не будь в обиду им сказано, подлинные у.ро.к'и ма­ стерства я получила прямо в поле, в '«школе» старого зам- ледельца :В. А. Орехова. Счи­ таю, мне очень повезло.. Меха­ низаторы старо,й гвардии обу-. чилн .за долгие годы много па- ,ха.рей. И в благодарность им за это дань нашего величайше­ го уважения. ■ ' Как-то, на партийном- собра-' я«и я поделилась своими раз- ду.мья.Ч'и; о. роли наставника. Тогда и решено было .сделать твердым- правилом; пришел человек на работу, после уч'И- лиша ■— О'И должен пройтя школу у опытного .м-еханязато- ра, чтобы весь цикл работ опробовал. Теперь у каждого новичка есть наставник. ^ часто задумываюсь, поче­ му девушки и молодые женщи­ ны еще не охотно идут на кур­ сы механизаторов? Что их удерживает? Вероят­ но, дает о себе знать уко-р:енр,в- щеёся ошибочное мнение,'буд-, то .работа' на тракторе не в,хо­ дит в число таких женских спе­ циальностей, ка-к. труд доЯ'рюи, свинарки иди свекловичницы. Думаю, просто в тех хозяйст­ вах, .откуда девушки-трактори- сши уходят, им не оказали должного внимания. Опытом постановки учебного процесса и воспитания учащих­ ся на собрании йоделился В. И. Черников, директор ГПТУ-28. Среднее п.рофесс1Ю'валыю- теХ'Я-ическое училище № 28; г. Липецка еще молодое, — сказал он. — Оно образова­ но пять лет наэагд и гого-вит: спеЦ'Иалистов для весьма моло­ дой отрасли народного хозя-й- ства — сферы бытового обслу­ живания населения. За пять., лет училище дало службе, быта об'ласти даоло двух тысяч сне-,. циалистов. Число эго ежегод- ^ но' растет, ' * В училище сложилась строй-* ная система повышения квалм- факации пнженбр.ив.ведаго-ги-; чееких работиз-сов. Это посто-, -янно действующий семинар-* школа по изученню и внедре-.; 1ШЮ передового опыта, курсы- при ииотит-ут_§ по-вышеняя ква-.; лиф’И'кяции, учеба в унирерои-. тете ма-р.коизма-ле»и1н«ама, за­ нятия в оиегеме .нол'итпроесе- щения и зкономичевкой шко-. ле, В училище обобщен и внедр-ез1 опыт преподавателей: А. А. Ковалевой, Г. И. Гур-о- После вы.хо-да постановления ЦК КПСС и Совета Министров: СССР «О дальнейшем -еовер-: 'шенствования процесса обуче-: ■ния 'И восиитачия учащихся Системы цро'фе’свйоиалвн'О-тех- ничеокого об1р.аз’0'ваиия» кол- ■лекти-в училища со'вместио с базовым преднри’ятяем обла.ет- И0ГО управлаЕГия бытового об­ служивания пересмотрел ряд во-П'рО'Сок организации учебно- 'восгштательЕЕ'Ог-о процесса и вза-и.м'ных '.обязанностей. Например, на'вя'овь постро­ енном заводе «Ре'мбыттекшпса» •выделен' специальный участок для отработки слесарями по ре- ‘ монТу сложной бытовой техни- отдельных тем учебн'ой пр'ограм'мы. Однако нам следует больше внимания уделить оборудова­ нию мастерских швейников, трикотажников, раднотелем-е- хаников. Е ж е г о д н о к ' нам приходит 800—*900 выпускников проф­ техучилищ, — заявил И. В. Франценйж, директор Иоволи- пецкого завода. — Об устойчи­ вости такого пополнения гово­ рит тот факт, что почти Есаж- дый Третий рабочий завода — это бывший выпускник учили- На базе завода действуют три профтехучилища. Среднее с тр-ехгодячным сроком .обуче­ ния (ГПТУ-10), техучидаще с годичным и полуторагодич­ ным срокоа обучения (ТУ-27) и вечер'Пе-смеЕ-Е'нэе профте.хучя- яище № 16. Многие их выпуск­ ники быстро осваиваются в ра­ бочих . колдектнвах и вносят свой вклад в производствен­ ные успехи металлургов. На заводе_ разработаны г осуществляются совместные меропрЕгатия по улучшени1о подготовки кадров, по укреп­ лению. учебно-материальной базы профтехучилищ. Енсегод- но завод передает базовым техническим училищам для ос­ нащения учебных кабинетов и мастерских соответствующее оборудование, прЕюбретзет ма­ териалы, инструменты. В 1976 году построены я введены в строй действующих учебно- прОизводственЕЕые мастерские на 600 мест. К сожалению, пло­ хо ведется. строительство та­ ких же. мастерских для техни­ ческого училища № 27. Особое внимание уделяется организации и проведению производственной практики учащихся профтехучилищ. В цехах завода ее проходят око­ ло двух тысяч учащихся. Всем им предоставлены рабочие ме­ ста, выделены руководители- наставняки из числа опытных рабочих или йнжеиерно-техни- ' ческого состава. Правда, в деле обучения молодого пополнения у .нас есть и недостатки. Мы поста­ вили перед коллектива^га це­ хов задоду: в короткий срок — до 1 сентября — сделать базовые училища Новолипец­ кого завода образцовыми. Для этого учебные. кабшЕеты, клас­ сы, лаборатории всех училищ вакреплены за .определенными цехами, отделами. Но, как известно, никакие самые совершеЕшые техниче- -СЕЩе средства не могут заме­ нить ии-дивидуальной работы с каждым учащимся. Мы приня- ! ли меры, чтобы у каждой г группы учащихся был шеф— коллектив рабочих той про­ фессии, которой обучаются подростки. Это даст возмож­ ность передать традиции, сло- жившЕгеся в коллективе, моло- : дай смеЕге и уСЕЕЛить роль про­ изводственного коллектнаа в воспитании учащихся. — Областная комсомольская 'Организация,— говорил пер­ вый секретарь обкома ВЛКСМ П. Т. Горлов, — ста:рается со- ; •вершсЕЕствовать работу по профессиональиой ориента-: ции молодежи. Мало уком- . плектовать учебные группы профтехучилЕш. Важно, что­ бы учащиеся заранее выбрали свою будущую профессию, что­ бы она соответствовала нх еен - тересам и возможностям, жиз­ ненным планам. Мы пока мо­ жем наз-Езать лишь отдельные общеобразовательные школы и училища, - меледу которыми устаиовнлось тесное и плодо­ творное сотрудничество. К примеру, городское .профтех­ училище Л!"» 20 и средняя пщо- ла № 17. Они совместно про­ водят ЛеЕшнские уроки и тор- жествеииые линейки, комсо­ мольские собраЕшя и заседа­ ния комитетов комсомола. Учащиеся училища помогают школьникам в оформлеЕ-Еип учебных кабинетов, в проведе­ нии вечеров и спортивных праздников. Создана общая агитбригада. И как следствие — в ТУ-20 больше всего при­ ходит ребят из средней шко­ лы № 17. Предметом особого внима­ ния комсомольских организа­ ций стало укрепление связей сельских школ с профтехучи­ лищами. В этом году перед комитетами ВЛКСМ постав­ лена задача, чтобы преоблада- .ющая часть пополнения при­ шла в училище по комсомоль- скЕЕМпутевкам. ■Особого внимания требует комплектование училищ стро­ ительного профиля. План на­ бора в них не выполняется из года в год. Обком ВЛКСМ решил выясЕЕйть, почему вы­ пускники школ не торопятся овладевать этой специалько- Думается, причины в первую очередь следует искать в ос­ нащении самих училиш, в ус­ ловиях учебы, быта, отдыха. Вот, например, общеяЕитЕгя седьмого и восьмого училиш. В комнатах грязно и неуютно. .На десять человек один стул. Ребята не могут ношушать радио. Преобладающее большин­ ство учащихся профтехучилищ — комсомольцы. И от учени­ ческих комсомольских орга­ низаций зависит качество про- . фессиональной подготовки, идейко-политического воспи­ тания. .Обком ВЛКСМ совместно с заинтересованными организа-' циямй проводит МНОГОЧЕЕСЛеН- ные конкурсы профессиональ­ ного мастерства .молодых ра Работа по— дальнейшему развитию и совершенствова­ нию системы профтехобразо­ вания предстоит большая. Комсо,мольские организации сделают все возможное, чтобы народное хозяйство. страны получило хорошее пополнение. -— Жизнь подсказывает, что успех обучения и воспитания зависит от того, как мы, педа­ гоги, опираемся на помощь са­ мих-учащихся и их обществен­ ные организации,— заявида В. Д. Старкова, секретарь парторганизации ТУ-12. (Окончание на 4-й стр.).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz