Ленинец. 1978 г. (г. Липецк)
ЛЕНИНЕЦ • 2 1 ) ® ЛЕНИНЕЦ РАСТИТЬ достойных НАСЛЕДНИКОВ ТРАДИЦИИ РАБОШО КЛАССА! Постаиовление определяет принципиально новый этап в развитии системы, которая призвана стать подлинной школой коммунистического.■ воспитания и трудового ма стерства. Она должна гото вить молодого рабочего ново го типа. В соответствии с по становлением в системе проф- . техойразования к началу 11-й пятилетки должно остаться два типа •учебных заведений: средние училища и те.чличе. скне училища. Это значит, что в блцгкай- шие годы будут выпускаться рабочие только со средним образованием. Коренные ка чественные изменения претер пело содерн^аяие 'обучения г воспитания. В поста1НО0лении‘ ЦК КПСС и Совета Министров СССР указывается на необхо димость подготовки рабочи.х широкого профиля, которые могли бы на основе высоки.ч общих и технических знаний быстро осваивать новые спе циальности в ' условиях до вольно частого те.хнического обновления всех отраслей иа- родного ховяйства. На современном этапе в свете постановления ЦК КПСС и . Совета Министров СССР неизмеримо возрастает^ роль базовых предп1риятш1 в подготовке и воспитаний до- етойворо пополнения рабоче го класса. Поэтому заботу о профтехучилище нельзя огра. нячивать лишь строительством по.мсщеннй. Содружество учебных заведений и пред приятий — это многогранный . и сложный процесс, при званный слить воедино учеб ный и воспитательный процесс подготовки высококвалифи цированных рабочих кадров:.' В СООТВЕТСТВИИ с поста но:Блеинем ЦК КПСС и Совета Мини стров СССР бюро обкома партии и исполком областного Совета народных депутатов в октябре прошлого года при няли постановление, в- кото ром определены конюретные пути совершенствования про фессиональной и общеобразо^ вательиой подготовки буду щих рабочи.х. В области раз работана и в основном ус пешно осушествляется широ кая программа, ■обеспечиваю-- щая комплексное развитие- учебных заведений’ профес сионально-технического обра зования. Повседневная работа пар тийных, профсоюзных, комсо мольских организаций, мест- иы.х Советов народных депу татов, системы . профессио нально-технического обраэа- вания н базовых предприятий позволиля*добиться ощутимых результатов. 'За два послед них пятилетия и 2 года деся той пятилетки по существу заново создана материально- техническая база профтсхоб-, разования. Введено 13 новых комплексов с учебными кор-: яуеами, мастерски.чй и поме-: шения.ми культурно-бытового назначения, 10 отдельных- зданий. Это позволило за два истекши.х пятилетия подгото-. вить 120 тысяч квалифици рованных молодых рабочих и не только сохранить, но и превзойти взятый темп в те^ кущем пятилетии. За 2 года десятой пятилетки в народа' ное. хозяйство области при-: шло еще около 55- тысяч ква лифицированных-рабочих. Значительные : , измеиейяя претерпела структура учебных заведений. В настоящее вре-< м,я Ш, или половина учеб-' пых >заведений являются средними, дающими рабочий- не только профессиональную подготовку, но и общее сред нее образование, и 7 техниче ских училищ, куда прияи.ма- ется молодежь с законченным средним образованием. Заметно расширился пере чень специальностей. Если в, 1966 году их было 60, то те-- перь 130. И дело ее только в. простом количествеяном ро-’ ете. Изгненения в характере Чруда прямо влияют на содер жание и характер профессий. ■На смену каменщику пришел моитажник-каменвдйк, , сле сарю слесарь _ сантехник - сварщик и т. Я. Технический прогресс в промышленности, сельском хозяйстве п строи тельстве вызвал к жизни та кие, совершенно новые спе циальности, как вальцовщик- оператор постов управления, оператор прокатных становл аппаратчик коксохимического- производства, автоматчик, оператор-животновод, лабо. рант химико-бактериологиче ского анализа, радиомеханик и многие другие. ! О ПРЕДЕЛЯЯ ПУТИ дальнейшего совершен ствования ' профессио нально-технического образо- . вания, областной- комитет пар тии исходит ИЗ: требований* -вновь принятого поетановле- , ния ПК КПСС и.. Совета .Ми нистров СССР, указаний Ге нерального секретаря ЦК КПСС, Предеедатс.ля Прези диума Верховного Совета СССР товарища Л. И. Бреж нева По вопросам повышения роли рабочего класса на про изводстве и в обществеияо- -политической жизни страны, и на этой основе формирует -осяо-вное направление ,в рабо те по улучшению мдютовкя будущих . молодых рабочих... Для ^успешного выполн-е-ни-я решений XXV съезда КПСС о повышении эффективности общественного производства есть два пути: механизация и автоматиза ция производства; непрерывное по.вышение уровня квалификации ра-бо- ;-чих, их идейно-политического, трудввого и -иравствеипого воспитания. ' ' . ' Поэтому забота :.партийных: комитетов, руководителей ба зовых предприятий н органи заций о качественной подго-: товке в училищах молодого ^ рабочего пополнения служит залогом успеха в деле повы-; шения эффективности обще- ^ ствеваого .пр-оизводства. В, связи с этим вопросы ПОДГО-' товки кадров, создание и со- . вершенствование учебно-мз-1 тернадьн'ой базы училищ' ■доянсны входить- соста-вкой;, частью в комплексные планы ' экономического И социально го ;:развития отраслей и пред- приятнй. - 1 В настоящее время в .обла-; стн действуют 37 училищ с контингентом 22 тысячи неяо-’ век. Оправдала себя практика: создания крупн-ых комплексов средних училищ, ведущих под-: тотрвку рабо.чих для отрасли.- в целом".*"'Выпускники этих ' училищ -подготовлены к про-; фессиональному труду, лучше; проходят производственную: адаптацию. Таки.х училищ . у;’ нас 10, в каждом из них сбу- чается около тысячи человек.; Принимаются меры к еозда-■ нию еще пяти крупных ко.мп-: лексо-в, в том числе ГПТУ-5, ? 7, СПТУ-6 (базовые преяприя-' тия — домостроительный ком бинат, «Юговостокстаяькон- струкция», областное управ ление ,сельского хозяйства). Существующая демографи- ; чеекая обстановка, дефици’т"' рабочих кадров на селе ста- ; вят задачу увеличения сети:: сельских профтехучилищ. На мечается создание комплек- : сов профтехучилищ в Д об - ; риисшм, Чаплы-гинском, -а позже — в некоторых других- районах. Перед системой профтехоб. разования поставлена задача: подготовить в десятой -пяти летке 80 тысяч молодых рабо чих, В" то»- числе около 40 ты'- сяч со средним образованием. Реализация поставяеипых задач ' требует дальнейшей большой работы по стронтель- ству и укреплению учебио- материа.чвной базы училищ. Однако в ряде училищ, в то:м числе и строительных, материально - техническая ба--, . за прс«-олжает оставаться не-- удовяетво-рвтельной и сдер- • живает подготовку кадров.. Пока 30 процентов строитель ных училищ работа:ют в хо роших условиях. Это учили ща №№ ,25, 21, 26, 20, 6, располагающие современны ми комплексами'. Давно на зрел вопрос о строительстве базы для училищ ■!№№ 5, 7,: 23, 15, 8. Между тем руково-.’ дмтели базовых строительных подраэдеяемий — домострои тельного комбината, управле ния № 1 «Юговостоксталькон- струкции», облмежк о л X о з- стройобъедииеиия, уя-ра-вле- нн-я «Лииецксельстоой», треста ‘ «Лияепжметаллу1ргст1роя» — ни- ч,егодля-этого .не .предприни мают. Нельзя признать право мерным, что стр-ои-тель-ные училища областного центра, где обучаются 6500 учащихся, , Не располагают ■полигоном н а-втодромо-м для про-хождения практики- и отработки про- ф:ессиональных навыков. По ‘-непонятным причинам ; сложил с себя обязанности- базового предприятия трест' ' «Же.тезобетоя», безучастно относящшкя к подшефному училищу '№ 11. Оно не нмее- общежития, столовой, спор тивного и актового залов. Да леко йе все делают для рас- : ширенНя и улучшовпя учебно- материальной базы -подшеф- , иых училищ крупнейшее пред- ,- приятие области — Новоаи- , пецкий мет.чллургпческий за- : вод, трест «Жилстрой». Нельзя пр’йз»а-ть нор.маль- ным такое полож-ение, когда В' области 7 училищ совеем не имеют мастерских, а 6 распо лагают примитивными мастер- ск’йми, не отвечающими эле- ’м-е-нтариым , . ’Требованяя.м , Обучения учащихся, 7 училищ'' ;ще ййеют общежитий, а в ше сти — учащиеся не полностью! обеспечены жильем. Всего по ^ирав-лению обеспечены обще- ’ . житиями ЛИШЬ’ 43 процента нуждающихся воспитанников. : с таким положением дальше мириться нельзя. Это замена- ■ ние-мы адресуем прежде всего’ к таким базовым' предприяти-' :ям, как трест «Дипецкетрой- транс», областное'' упра влеяие бытового обслуживания, трест- -«Железобетон», йблмежкол- ’- хозстройобъединение, управ ление «ЛппецксельстрОй». В 1978- году будет сдан’;' ко.чплекс училища в .еовхозе. «Агроном», ведется строитель ство комплекса для СЦТУ-9 в г. Данкове, начато строитель ство комплекса для 12-го тех-, нического училища в г. Липец ке, осуществляется строитель ство пяти отдельных зданий для других училищ. Темпы строительства этих объектов нас 'не удовлетворяют, они должны быть усилены. • Нормой жизни каждого ба--, зового предприятия дол-ж-но стать отношение к подшефно му училищу как цеху номер один, а к коллективу учащих ся — как части. своего трудо-: вого коллектива. П РЕДМЕТОМ .иостоян- ной заботы областной партийной организации являются педагогические кад ры, их подготовка, профессио нальный рост и воспитание. В учебных -заведениях про фессионально-технического об разования области трудится '• большой коллектив педагогов .почти 'тысяча х1астеров и , около 600 преподавателей. Поч ти все преподаватели с высшим образованием п около 85 про центов мастеров производст венного обучения имеют сред нее специальное или высшее: образование, остальные учатся заочно. Каждый третий ра-бот- ник системы — коммунист. . Это им, скромным и само-. отверженным труженикам, ма стерам и преподавателям учи-, лищ, в значительной мере обя-; 3- ана систе-ма профтехобрзао-' вания своим ростом и процве- , танием. И х ;благародный тфуд; высоко оценен цартией и црави-’ тельством. 35 мастеров произ водственного обучения, препода вателей и других работников училищ удостоены почетных, зваияй «Заслуженный мастер’ производственного обучения. РСФСР» и «За-слулсеипый учи тель П!рофт:еквбразвв-а»я ’ РСФСР», более 100 человек награждены :значками «0-тлич-: ник профтехобразования ’ РСФСР», 173 работника отме-’ 4- еиы орденами и медалями Ро- Отмечая значительные до-, стижеиня в работе е кадрами, мы должны .об:ратить серрез/ ное внимание на нерешенный проблемы, -И'В первую очередь, на высокую сменяемость ма стеров производственного обу чения. Только -за два года д-е-. . сятой пятилетки сменился' каждый третий мастер. .Мастер производственного ’ обучения — центральная фигу ра в училище. И прохог, дить ,мим-о большой текучести- этих кадр'Ов — :значит не -ви деть главного'в деятельности : учебных заведений. Основная причина сменяемости мз'Сте-' ров кроется ’В недостатках нодбор-а и воспитания.^ Общественные организации ряда базовых предприятий на правляют на работу в учили- 'щ а лучших .передовых р.або- чих. К сонсалению, это важное и цепное начинание не получило должного размаха -в области. . Мног-иГ' базовые предприятия. нередко ограничивают свою ‘роль созданием материальной ! базы и не принимают участия в комолектоаании училищ кад-. рами мастеров. И за то, что. 'многие -училища не укомплек тованы кадрами мастеров,, большая доля вины ложится на базовые предприятия: трак-, торный завод, тресты «Пром- , строй» и «Жилстрой». Партийным комитетам н ру-' ковод'Ителям базовых пред приятий надо конкретно разо-: браться в этом важном вопро се, подобрать лучших людей из числа новаторов производства . и направ-ить их на работу ма стерами' в училища профгех-. образования. Управлению .профтехобразо-; вания совместно' с институтом усовершенствования .учителей необходимо расширить, и уси лить .работу по повышению, .квалификации мастеров и пре- иодаиателей. -: Зиачительно. больше ..должны оказыа'}ть по-, .мощи мастерам и преподааате»- лям ррвфтеху.нилищ политех нический и , педагогический ин- . статуты \ Г \ Г \ Г СТ^ЕЗД КПСС у \ у .воетавил перед. * „системой проф-' техобразования задачу подго- ' товки высококвалифицирован ных рабочих широкого профи ля. Требуется и дальше прово-' дщь рациональную, специали зацию училягщ, чтобы учащие ся получали глубокие знания и профессиональные навыки на таком уровне, который поза,о-: ЛИЯ бы усяещ-но осва-ивать но вую технику и технологию, передовые методы труда, раз-, вивать потребность в непре-_ рывном профессиональном со-‘ ■вершенств О’вании. В результате большой рабо ты, проводимой педагогически ми коллективами, постоянно ’Иерь 99,8 процента. Каждый третий учащийся учится на «4» и «5». Каждый пятый заканчи вает училище с повышенным разрядом. Стабильные высокие ■результаты по 'подготовке мо лодых рабочих дают 1-е, 20-е, 28-е городские технические училища,. 8ге сельское уНили- Сл'ед'уя почину ..коллектива технического училища оУо 20, : учебные ..аа-ведения провели-, б льшую р боту по созданию и оборудованию учебных ' каби-' нетов. На уроках обществен-^ но-политических дисциплин ак-1 тивизирввалаеь работа но изу чению ленинского теоретиче ского наследия, документов Коммунистической партии, яв-. ЛЯЮЩИХСЯ основой ИД6ЙН'0-П0- ■ •читического воспитания уча щихся, мощным средством формированш коммунистиче ской убежденности и высоко го классового еамосозна»ия. ■ Глубоко изучаются материалы XXV съезда КПСС, новая,' Констатудия нашей страны. Однако в деятельности кол- .лективов училищ по обучению и воспитанию будущих рабочих много недостатков. Прежде всего ,-нео.нравда-ино велик от сев учащихся. Только: в этом учебном году из училищ выбы ло около 500 чело,век. В профессиональном росте:: молодого рабочего важное ме сто занимает производствен ная практика. Первые шаги, в 8 раб.очем коллективе во многом': определяют трудовую биогра фию юношей и девушек. Н а . большинстве базовых пред-: прнятий с полной .мерой ответ-" сгвенности подходят к оргаии-. зации и пр,оведению практики.' К сожалеяшо, на .'ряде пред приятий наблюдается. безраз-. личное отношение к созданию, необходимых условий для про-, ведения практики. В учебных, заведениях профтехобразова- .1 ния на ' производственную практику .отводится :в сред»е.ч '; 25 процентов всего ..учейного' времени, т. е. каждый 'четвер-' тый час. Нередко время прак-,. тики проходит нерационально.. Подобное отношение наносит большой ущерб профессио нальной .подготовке, -молодежь переучивается уже на произ- ; водетве. Хуже того, .такое'.от-.: ношение руководителей базо-.. вых предприятий к практике учащихся :наносит большой, вред их воспитанию. : Руководители ряда училищ, ■ управление профтехобразова-' ния смирились с крупными не-’ достатками в пров'едении пра-. П РОВЕРКА нспйльзвва’г : пин выпускников проф техучилищ па произвол^' стзе показала, что в целом: происходит сокращение теку чести молодых: рабочих. Этому способствует укрепление пов- ■ евдневных делогах связей учи- • лищ я базойьи предприятий. Многие трудовые коллективы имеют договоры содружества. с коллективами учащихся, но-: могают будущим рабочим ос-', воитьея на производстве, еле- ’ дить за иэмененнямя в техни-. ке и технологии, овладевать экопомическим'и знаниями. Трудно переоценить .зна-чение традиций рабочах коллективов в воспитании ..молодой смены. Это учитывают и умело ис пользуют в работе партийные! орга-пизации и руководите.т1г‘ Новолинецкого завода и учи лищ №№ 10 и '27. На все важ -’ ные мероприятия в жизни заво да всегда .приглашается учени ческий и«комсомольскнй актив' :учи.лища. Несомненно, в памяти выпускнико-в училищ на »е-Ю' жизнь остается ритуа,п «ПоСвя- щеаие в рабочие», проводимый на заводе. , ' Но мы вынуждены сегодня говорить и б других примерах. За последние пять лет в трест «Елецтяжстрой» было, иапразлено 567 выпускников училиш, из них уволилось из треста 536 человек. В тресте, «Липецкиеталлургстрой» ос талось из 552 человек .-!е.мно- . гим более 300. Плохо закреп ляются выпускники -а тресте. «Жилс-грой», ряде _ хозяйств, области. Главиац причина вы сокой ■текучести — неудовлет^ вореиность работой, низкие заработки, отсутствие заботы руководителей предприятий и 'организаций о молодой рабо чей смене, слабая воспитатель- !НЫХ ор- ная .работа; •ганизаций. Плохо щускников учиЯЩЯРГ28 обла стное управленйе бытового обслуживания, ч'|о порождает очень высокую ■ккучесть ра бочих кадров, 1'особевно на предприятиях сел», В 1977 году училище выпустило 465 чело век, -из них 165 были направ лены в сельскую! .местность. А через полгода т'^.м осталось всего 52 человека!, ; В управлении [бытового об служивания счиш'ют, что ре бята уезжают из-за отсутст вия жилья. Это жрно лишь от части, Донладчи.| привел 'при мер,* когда деву11|й , посланные работать на Задонский ком бинат,. были предоставлены самим себе, у нях не было опытного бригаГира-наставня- ка. Никто им як помог, и бригада распалась.’ В бытовом !рбслужнвании населения обласр много не достатков, особеро на селе. В больШ'Иистве случаев они яв ляются следсттрм нехватки квалифяциров'ан1[ых - кадров. Начальнику ь! управления т. Ф ^Ц р у н ад ё :сд ела7 |^ из это.гот|Вгаоды, КРнкрет1Я |рре - •шать вопросы подготовки мо лодых '.рабочих й закрепления их на производс|гве. В ПРОЦЕССЕ обучения молодена фе только ос ваивает профессию, об:о- гащает свои знания, : но и по лучает. ндейно-аравствеиную ■н трудовую закалку, эстетиче- 'Ское и физическое воспитание, готовится стать наследницей лучших традиций рабочего класса.,ЧВ училищах мрокое раепро«рйтйI№6VПОЛ.уч*^ опыт воспидаия учащихся ,на\ при мере жизни и деятельности В. И. Ленина.. Преподаватели, ветераны партий и .ко,мсомола на уроках, встречах, конфе- ;ренциях, Ленинских чтениях глубоко и последовательно раскрывают перед .молодежью огромное революционно-пре- образующее теоретическое на- следшЛЗ. Р1, Ленина, г^йнен- ностЩ р заветов.и ид ^А оп - лощщИе их в новой Ко1^ ^ 1ту- ции СССР. Вся работа но .коммунистическому , воспита нию направлена на претворе ние в жизнь .решений XXV съезда КПСС. Неоценимое значение в в:о- спнтанни молодого поколения и,\1еют материалы поездки то варища Л. И: Брежнева в рай оны Сибири и .Дальнего Во-, стока, .его яркая речь на XVГ:II съезде :ВЛКСМ| книги «Малая земля» и «ВоЗ|рождвние».' Зада ча партийных фрганиз.аций и цедагогичеоких | коллективов организовать глубокое изучеияе книг товарища П. И. Брежнева Проводимая воспитательная работа ■расширяет 'Кругозор учащихся, 'енособетвует росту их общественно-политической активности. Но результаты ее в полной мере не могут нас удовлетворить. Недатогнче- ски-е коллективы ряда училищ еще не добилйсь единства обу чения и воеИ'Итания. -Уровень воспитания многих учащяхея низок и заметно отстает от уровня их образования. .На глядным проявлением этого яв ляются факты правонаруше ний. За 5 месяцев этого го да их совершено '86. Неблаго получно йбстоит дело в учили щах №№ 5, 6, 7. -8, 12, 14. специальный предмет «Основы правовых знаний». Организо ваны университеты и ле^{тории, проводятся диспуты, конферен ции по пропаганде иравовых знаний, встречи с работниками ад.мияистратнвных -органов. А преступность среди..... учащихся, снижается крайне медленно. Управление профтехобразо-. вания слабо спрашивает с ру ководителей учебных заведе ний за; постановку .воспита тельной работы. В ряде-обще житий бытуют беспорядки, ан тисанитарные условия, досуг учащихся не организован. . Задача .управления арофтех- .образования, управления в:нут- ренних дед, обкома ВЛКСМ — совместными усилиями улуч шить профилактическую рабо ту. .ср,еди учащихся, -закрепить шефов за теми, кто склонен к правонарушениям, улучшить нравственное и правовое -вос- пытание молодежи. Е Ч АЖНОЙ задачей в раз- Ч витии системы профтех- ' ' образования является обеспечение своевременного и качественного приема молоде-: жи в училища. В пэста'новле- нии ЦК КПСС и Совета Ми нистров СССР указывается, что молодые люди должны ид ти на производство, как прави ло, через учебные заведения профтехабразовая'ия. В обла сти более пяти тысяч .выпуск ников школ устраиваются не-. посредственно на производст во. При наличии широкой сети училищ такое положение нель зя признать шрмалвнши. Каж дому выпускнику школы надо дать пра4).есеию до. поступяе- 'ния .н-а производство. Эту ли нию надо настойчиво прово дить в жизнь. . В ряде училищ :на- многие, профессии- отбор ■ учащихся проводится по конкурсу. Такое положение наблюдается там,- где профсоюзные и комсомоль ские организации под руко водством парткомов, через ро-. дятелей—ветера.н01В предирня- тнй ведут широкую проваганду: рабочих профессий среди мо-' лодежи. Не ■случайно, среди учащихся 10-го ГПТУ и-27до , 'технического училища каждый;, четвер'1ый—это дети работни- ' ков Новолипецкого , за-вода-. ; Между тем, в строительны.ч:: училищах среди учащихся Де- ти строителей- составляют все-;' го 7 процентов — в три раза:: меньше, чем у металлургов. Крайне медленно перестран-; .взют свою работу но профес- сйоналыюй ориентации уйа-; "щейся молодежи органы народ" : иого образования и школы об-.* ласти. Многие педагогичеекке' коллективы по-прежнему сори-^ ентнр'ованы на вуз и неудов-•' летворительно .ведут работу но - воспитанию у учащихся любви' к труду рабочего,' сл:або помо гают им осмыслить и понять*. 'Важность труда, его социаль-.: ный смысл. Серьезный упрек;- надо сделать многим цедаго-'; гическим коллективам за сла бую общеобразовательную- подготовку молодежи, направ-; л-яемой в учебные заведения,; системы. Облано надо пере-; строить свою работу и органи-'. зовать деятельность педагоги- ■ : ч’еских коллективов по профес- сйО'нальной ориентации ' таким, образом, чтобы каждый вы-' ! пускннк общеобразовательной ‘школы считал своим почетным 'ДОЛГОМ 'получить рабочую 'профессию'в системе профтех-' ;образования, стать рабочим 'человеком. . П ОСТАНОВЛЕНИЕ ЦК. КПСС и Совета Мини стров СССР — документ' важного экономического и по-, ’литйческогб значения. Оно на-, /правлено на дальнейшее повы-: шение роли рабочего класса как ведущей: силы советского ; ' общества, гга дальнейшее со вершенствование его Структу- ры в условиях , строительства; коммунизма. Задача горко-мов,, ' и : райкомов партии состоит в . '.том, чтобы организовать по-, : вседневный действенный кои- ‘ троль за реализацией поста-, новления ЦК КПСС и Сове- . та Министров СССР, бюро об- ! кома партии и облисполкома, : мобилизовать'-все силы ДЛ'Я до-; I стижения новых уояехов в де- - :ле подготовки достойной рабо- : чей смены. — Областная, партийная ор-; ! ганизация;— сказал в заклю- . ченне .Г. П. Павлов,-— тверд® , убеждена в том, что педагоги-: ' ческ-ие коллективы ойстемы- - профтехобраз‘ов,ания, работни- : ки базовых пр:едприятий с: честью юполи’ят свой долг- перед Родиной и добьются но-* . вых успехов в деле -обучения П ввепнтания (МОЛОДОГО попоа-; нения рабочего класса. ! Прения ПО крыл нерв гарь Липец ПРЕНИЯ , ПО ДОКЛАДУ._ докладу от- сого горкома КПСС Е. И. В^сильчиков. Он бочих кадров в профтехучилй- щах непосредственно зависит от активности, .инициативы пер вичных партийных организа-, ций. Они действуют' в каж дом учебно.» дав.едении, :объ единяют в .свойх:-рядах около 350 коммунистрв.. — Постоянную заботу . об идейном, вра1врвеи1гом, про фессиональном становлении учащихся ззроявляют партор ганизаций у4йлищ,: №№ 20, 28, 28, сказал дале’е;,оратор. >’ ' ■! Хорошо _щзвестаа .^работа НоволЩгёцкого’" 'й е т а л л у р ги - ческога завод», которой осу ществляет конкреткые формы содрунсества I с училищами , №№ 10, 16, 27. В рааработав- ных коллективом 'договорах на пятилетие большое внимание уделяется укреплению учебно- производственной базы, подбо ру и подготовке инженерно- педагогических кадров. В тесном контакте рабо:Еают, парторганизации первого уп- ра-нлення треста «Металлург- прокатмонтаж» и технического учи.чйща № 20. За одиннад- ’цать .чет училище подгото вило; 5,5 тысяод .высоко- квалнфицирова.нных мон тажников, электрогазосвар-, щиков, наладчиков КИП и автоматики, рабочих других профессий. Но мы .отдаем себе отчет . в том, что работа город ской партийной организации -ПО дальнейшему укреплению материально - технической ба зы и уд-учшеишо подготовки кв-алифицированных кадров в снсте.ме профтехобразования еще не в полной мере соот- .ветствует ео'временным требо-- вания.». ■ ■' ' ■■■ . Управление главвого а р х и тектора затягивает решение об отводе земельных участков под сооружение ко'мплексов' ГПТУ. Медлегшо ведется проектирование этих объектов ийетитутом «Липецкграж- данпроект». Не все. базовые предприятия откликаются на Н’ужды училищ. Требует улучшения работа- по закреплению выпускников профтехучилищ в трудовых коллективах. В этом деле есть ргад; чем подумать и областно му управлению профтехобра- зованая. Только на тракторный, завод, где постоянно испыты вается иедостатож в рабочей, силе,-с 1971 п о ‘Т975 годы при было более двух тысяч * мо-. лодых квалиф'ицированных ра бочих почти по , 20 специаль ностям. *3а это -время .с предприятия было уволено более 70 процентов выпускни ков. Из них почти 400 чело век за прогулы. Не лучше положение сложилось и в строительных организациях Главл:нпецкстрбя. Н а с ' 'волнует также и Проблема комплектования 'профтехучилищ. Как извест но, общеобразовательной ШК.О-ЛОЙ руководят органы на родного образования, учили щами — органы профеосно- ; нальяо - технического абразо-; ваНия. У каждого •ведомст-\ свои планы, причем, действуют ОКИ далеко нс; всегда согласованно. Если, ’вшполнить' пл'ая набора уча-.'; щ'и.Чся в девятые класеи, то! мы .должны направить в них. .почти '63 ..процента выпускнн- ! ков восьмых классов. При! та-ком соотношении для, -проф-! твху-чйлйщ 'осга'ется только! около .2,5 тысячи' выпускников1 школ, :при -потребности .почти' 7 тысяч челочнек. Сле-до-ва-1 телкио, . комилектйВ'а'яие' профтехучилищ . .прикодитея:; осуществлять за счет сельских* школ области. Будет правиль-.; ным, если м’ы используем О'ПЫТ' моеквичей и ленинградцев-—* больше будем направлять : выпускников - восьмиклассни ков городских школ в проф-' техучилпща, а не проводить:- комплектование их за счет ми-: грации молодежи из -села. ! — Боепитание — -процесс; сложный и то.дчас иезамет-: ный, — 'подчеркнул Герой Со циалистического "Труда Н. С. Черных, мастер производст-’ венного обучения ГПТУ-16. Его результаты сказываются уже тогда, когда учащиеся заканчивают -училище, стаио-! вятся специалистами. Наша задача, чтобы каждый юноша! девушка глубоко осоэн-али, что высший нравственный' долг трудового коллектива, ■каждого 'Человека — его мак симально -возмо-жный вклад в об:щ'ественную сокровищницу: м'атери:альных и .духовных: бла-г, в дело . ук,реплешгя мо-: гуществ’а многонациональной со.ц.иалистИ’ческой Ро.дияы. О важности роли наставни ков говорила В. Г. Филиче- ва . — бригадир совхоза «Долгоруковский».. — Меня часто спрашивают, почему я выбрала профессию [ехашштора. Ведь .могла бы 'стать учительницей, агроно мом или кем-то другим., Ш т- ла, но выбрала эту профессию, наверное, потому, что специ альность механизатора самая нужная на селе. Н'О'ВОИ'Спеченяым мех а'внз а то-рай саиЫ|М простым дело-м- кажется пахота, а начнут ра ботать, убеждаются — это сложнейшее -искусство. Как у нас порой получает ся? Ч.етыре месяца учимся. Лучшие паши .специалисты — И:нж-енвры, м€ха.н'ики; агр.оиО'МЫ- — препо.дают науку о техинке, о земле. Интересно и важно. И .все же, не будь в обиду им сказано, подлинные у.ро.к'и ма стерства я получила прямо в поле, в '«школе» старого зам- ледельца :В. А. Орехова. Счи таю, мне очень повезло.. Меха низаторы старо,й гвардии обу-. чилн .за долгие годы много па- ,ха.рей. И в благодарность им за это дань нашего величайше го уважения. ■ ' Как-то, на партийном- собра-' я«и я поделилась своими раз- ду.мья.Ч'и; о. роли наставника. Тогда и решено было .сделать твердым- правилом; пришел человек на работу, после уч'И- лиша ■— О'И должен пройтя школу у опытного .м-еханязато- ра, чтобы весь цикл работ опробовал. Теперь у каждого новичка есть наставник. ^ часто задумываюсь, поче му девушки и молодые женщи ны еще не охотно идут на кур сы механизаторов? Что их удерживает? Вероят но, дает о себе знать уко-р:енр,в- щеёся ошибочное мнение,'буд-, то .работа' на тракторе не в,хо дит в число таких женских спе циальностей, ка-к. труд доЯ'рюи, свинарки иди свекловичницы. Думаю, просто в тех хозяйст вах, .откуда девушки-трактори- сши уходят, им не оказали должного внимания. Опытом постановки учебного процесса и воспитания учащих ся на собрании йоделился В. И. Черников, директор ГПТУ-28. Среднее п.рофесс1Ю'валыю- теХ'Я-ическое училище № 28; г. Липецка еще молодое, — сказал он. — Оно образова но пять лет наэагд и гого-вит: спеЦ'Иалистов для весьма моло дой отрасли народного хозя-й- ства — сферы бытового обслу живания населения. За пять., лет училище дало службе, быта об'ласти даоло двух тысяч сне-,. циалистов. Число эго ежегод- ^ но' растет, ' * В училище сложилась строй-* ная система повышения квалм- факации пнженбр.ив.ведаго-ги-; чееких работиз-сов. Это посто-, -янно действующий семинар-* школа по изученню и внедре-.; 1ШЮ передового опыта, курсы- при ииотит-ут_§ по-вышеняя ква-.; лиф’И'кяции, учеба в унирерои-. тете ма-р.коизма-ле»и1н«ама, за нятия в оиегеме .нол'итпроесе- щения и зкономичевкой шко-. ле, В училище обобщен и внедр-ез1 опыт преподавателей: А. А. Ковалевой, Г. И. Гур-о- После вы.хо-да постановления ЦК КПСС и Совета Министров: СССР «О дальнейшем -еовер-: 'шенствования процесса обуче-: ■ния 'И восиитачия учащихся Системы цро'фе’свйоиалвн'О-тех- ничеокого об1р.аз’0'ваиия» кол- ■лекти-в училища со'вместио с базовым преднри’ятяем обла.ет- И0ГО управлаЕГия бытового об служивания пересмотрел ряд во-П'рО'Сок организации учебно- 'восгштательЕЕ'Ог-о процесса и вза-и.м'ных '.обязанностей. Например, на'вя'овь постро енном заводе «Ре'мбыттекшпса» •выделен' специальный участок для отработки слесарями по ре- ‘ монТу сложной бытовой техни- отдельных тем учебн'ой пр'ограм'мы. Однако нам следует больше внимания уделить оборудова нию мастерских швейников, трикотажников, раднотелем-е- хаников. Е ж е г о д н о к ' нам приходит 800—*900 выпускников проф техучилищ, — заявил И. В. Франценйж, директор Иоволи- пецкого завода. — Об устойчи вости такого пополнения гово рит тот факт, что почти Есаж- дый Третий рабочий завода — это бывший выпускник учили- На базе завода действуют три профтехучилища. Среднее с тр-ехгодячным сроком .обуче ния (ГПТУ-10), техучидаще с годичным и полуторагодич ным срокоа обучения (ТУ-27) и вечер'Пе-смеЕ-Е'нэе профте.хучя- яище № 16. Многие их выпуск ники быстро осваиваются в ра бочих . колдектнвах и вносят свой вклад в производствен ные успехи металлургов. На заводе_ разработаны г осуществляются совместные меропрЕгатия по улучшени1о подготовки кадров, по укреп лению. учебно-материальной базы профтехучилищ. Енсегод- но завод передает базовым техническим училищам для ос нащения учебных кабинетов и мастерских соответствующее оборудование, прЕюбретзет ма териалы, инструменты. В 1976 году построены я введены в строй действующих учебно- прОизводственЕЕые мастерские на 600 мест. К сожалению, пло хо ведется. строительство та ких же. мастерских для техни ческого училища № 27. Особое внимание уделяется организации и проведению производственной практики учащихся профтехучилищ. В цехах завода ее проходят око ло двух тысяч учащихся. Всем им предоставлены рабочие ме ста, выделены руководители- наставняки из числа опытных рабочих или йнжеиерно-техни- ' ческого состава. Правда, в деле обучения молодого пополнения у .нас есть и недостатки. Мы поста вили перед коллектива^га це хов задоду: в короткий срок — до 1 сентября — сделать базовые училища Новолипец кого завода образцовыми. Для этого учебные. кабшЕеты, клас сы, лаборатории всех училищ вакреплены за .определенными цехами, отделами. Но, как известно, никакие самые совершеЕшые техниче- -СЕЩе средства не могут заме нить ии-дивидуальной работы с каждым учащимся. Мы приня- ! ли меры, чтобы у каждой г группы учащихся был шеф— коллектив рабочих той про фессии, которой обучаются подростки. Это даст возмож ность передать традиции, сло- жившЕгеся в коллективе, моло- : дай смеЕге и уСЕЕЛить роль про изводственного коллектнаа в воспитании учащихся. — Областная комсомольская 'Организация,— говорил пер вый секретарь обкома ВЛКСМ П. Т. Горлов, — ста:рается со- ; •вершсЕЕствовать работу по профессиональиой ориента-: ции молодежи. Мало уком- . плектовать учебные группы профтехучилЕш. Важно, что бы учащиеся заранее выбрали свою будущую профессию, что бы она соответствовала нх еен - тересам и возможностям, жиз ненным планам. Мы пока мо жем наз-Езать лишь отдельные общеобразовательные школы и училища, - меледу которыми устаиовнлось тесное и плодо творное сотрудничество. К примеру, городское .профтех училище Л!"» 20 и средняя пщо- ла № 17. Они совместно про водят ЛеЕшнские уроки и тор- жествеииые линейки, комсо мольские собраЕшя и заседа ния комитетов комсомола. Учащиеся училища помогают школьникам в оформлеЕ-Еип учебных кабинетов, в проведе нии вечеров и спортивных праздников. Создана общая агитбригада. И как следствие — в ТУ-20 больше всего при ходит ребят из средней шко лы № 17. Предметом особого внима ния комсомольских организа ций стало укрепление связей сельских школ с профтехучи лищами. В этом году перед комитетами ВЛКСМ постав лена задача, чтобы преоблада- .ющая часть пополнения при шла в училище по комсомоль- скЕЕМпутевкам. ■Особого внимания требует комплектование училищ стро ительного профиля. План на бора в них не выполняется из года в год. Обком ВЛКСМ решил выясЕЕйть, почему вы пускники школ не торопятся овладевать этой специалько- Думается, причины в первую очередь следует искать в ос нащении самих училиш, в ус ловиях учебы, быта, отдыха. Вот, например, общеяЕитЕгя седьмого и восьмого училиш. В комнатах грязно и неуютно. .На десять человек один стул. Ребята не могут ношушать радио. Преобладающее большин ство учащихся профтехучилищ — комсомольцы. И от учени ческих комсомольских орга низаций зависит качество про- . фессиональной подготовки, идейко-политического воспи тания. .Обком ВЛКСМ совместно с заинтересованными организа-' циямй проводит МНОГОЧЕЕСЛеН- ные конкурсы профессиональ ного мастерства .молодых ра Работа по— дальнейшему развитию и совершенствова нию системы профтехобразо вания предстоит большая. Комсо,мольские организации сделают все возможное, чтобы народное хозяйство. страны получило хорошее пополнение. -— Жизнь подсказывает, что успех обучения и воспитания зависит от того, как мы, педа гоги, опираемся на помощь са мих-учащихся и их обществен ные организации,— заявида В. Д. Старкова, секретарь парторганизации ТУ-12. (Окончание на 4-й стр.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz