Ленинец. 1978 г. (г. Липецк)
3 • Л Е Н И Н е Ц йд|5«»!ай1айияай1в(иай1а«яййг5а8ай«й^^ Г РАЖДАНСКАЯ война и — грандиозное строитель ство Комсомольска-на- Амуре, Великая Отечественная и — целина..., Трудно, да и, по жалуй, . невозможно предста вить эти важнейшие этапы в жизни нашей страны без песня ■— то озорной, до бодрой, то суровой. Без песни, которая «... и строить,.и лсить помогает». Об этом размышляют сегод ня. гости нашей редакшш; за* с-туженный деятель искусств РСФСР, лауреат премии Ле нинского ко.мсойола композн- тар Юрий Чичкой и член ' ЦК ВЛКСМ, делегат XVIII съезда комсомо-ла старший разливщик кислородно-конверторного цеха Х» 2 НЛМЭ Анатолий .Малютин. А. МАЛЮТИН: По-моему, работа . над комсомоль ской . песней ■ не толь ко творчество и не просто сочи нение музыки. Это еще II про явление гражданского темпера мента, выражение активной гражданской позиции. Ю. ЧИЧК0В: Безусловно, гражданская тематика играет большую ро.чь в деятель ности композитора. ■ Ска жу более; гр'ажда.йская, п о л и т и ч е с к а я окр аска — самая сильная сторона пес- 1 ни. Писать такие песни безмер но трудно. .Л. МАЛЮТИН: Вы говорите: безмерно трудно такое совме- ■щение... Но ведь эти трудности не снимают ответственности с композитора за неудачу. Согла ситесь, песни, написанные к случаю, забываются, как прави ло, на следующее утро... Ю. ЧИЧКОВ: Согласен: То, о чем Вы говорите, мы назы ваем песнями-одно,д.нев«ам.и. Откуда О.ШГ берутся.? Иногда — это плод элементарной про-, фессиональной недоброоовест-. ности. Некоторые, с позволения сказать компо.зиторы, поль зуясь предпраздничным песен-’ ным дефицитом, стряпают такие . вот «творения». Это как , раз тот мусор, который пока ,что, к сожал.е- пию, встречается на всякой творческой «кухне», будь то ли тература. живопись или музыка. Но бывает и по-другом,у. Есть хорошие по общему мне нию стихи. Композитор пишет прекрасную музыку. А люди песню Не поют,'хотя для ее про паганды используются самые мощные средства — радио п телевидение. В чем же де.до?. Почему, хорошая по отзывам специалистов, песня не стано вится массовой? Очевидно авторы не учли какую-то тонкость, какой-то вроде- бы незначительный ню,- анс. Может быть, музыка полу чилась услолснаиной, недостул- ной для массового исполнения, или стихи сами по себе доброт ные, не совпали с мелодией и воспринимались'бы .лучше, будь у них текст... как ■ бы точнее сказать... не таким .примитив-' ным. Все в этих песнях есть: и йелодпя, и ритм, не хватает только слов. Здесь хорошо, 'ес ли на-берешь пять '1зраз, не го воря уже об -ИХ качестве. Ю. ЧИЧКОВ; .Вы варио заме тили: многие песни бедны по .мысли. А многим не хватает об разности. Все правильно, проб,- лема стихов — одна из самых «злых» наших про.блем- Но не всё так просто, как каясется на .па 1 эвый взгляд. Если песня пло ха по своим статьям, я имею ВЕДУТ ЗАСЛУЖЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ ИСКУССТВ РСФСР, ЛАУРЕАТ ПРЕМИИ ЛЕНИНСКОГО КОМСОМОЛА ЮРИЙ ЧИЧКОВ И ЧЛЕН ЦК ВЛКСМ, ДЕЛЕГАТ XVIII СЪЕЗДА ВЛКСМ СТАР ШИЙРАЗЛИВЩИК ККЦ-2 ЛИПЕЦКОЙ МАГНИТКИ АНАТОЛИЙ МАЛЮТИН. поэтому не получили вторую, песенную жизнь.. \ . .Чтобы'песню пе.ли все, ком- • познтору необходимо, кроме, та- . ланта, какое-то особое, «шестое» чувство,. знание человеческой психологии. , Это'общее правило для всех . по-пулярных жанров. Но на(Пбо- . •лее трудный участок в нашей .работе, ЕО.нечяо, песни полити ческие, гражданские. Проход- ны.х слов (или тактов) и пус тот здесь быть не может. Ведь . речь идет о святыне,. .Значит, и музыка, п стихир достигая ,вы- союго гражданского накала, должны вместе с тем доходить до сердца, отзываться в каж- ■ дом из нас. А. МАЛЮТИН; А как Вы, Юрий Михайлович, считаете, почему старые ,комсо.мольс«яе песни,, пеонн-ватераны по свое му эмО'Цнояальяому воздейст вию порой сильнее современ ных? . . . Ю. ЧИЧКОВ: Что вы имеете Б виду? - . , . , - А. МАЛЮТИН: «Каховку», «Там вдали, за рекой..';», «бр- леяок...». Да мало ли таетх пе сен? Мы с удовольствием пое51 их на своих комсомольских КО.Н- ференцпях и в общежитиях', на собра-ниях и в .туристических походах.' , ■ , ,, Ю. ЧИЧКОВ; Да, хороших «старыX» песен много. Но поче му ■вы думаете, что все песни, сочиненные в прошлом; дошли до наших дней?',Вовсе.шет. Их было сотии, а может бьыь, и тысячи. А остались . лучшие, и.меано поэтому мы их и поем, ' Я пон.вддаю, что вы имеете.-в виду: гра.вдиозную комсомоль- овую стройку, стройку вежа — • БАЛА с одной стороны, а с дру-„ гом — так называемое..-’«бам-' какье», целый выводок пес.енок- одиодиеврк, ,3 а п о л п и в ш.й х эфир. Не так ли? ., .. . ,/ : Пройдет время, и если лет через пятьдесят наши дети бу дут петь хотя бы од-ЕУ, повто ряю, одну песню о БАМе, так это просто здорово! «Бам- каньё». как и всякая мода, ка нет в Лету, а БАЛ1_будет жить, н будет Петься та едпнственяая,- самая'талаЕТЛивая и самая яй- бимая П6С.ЙЯ, о великой стройке. А. МАЛЮТИН; Мне кажется, Юрий Михайлович, что м.ногие сов.рвмеиные молодежные песни в виду . и музыку, II словз— ^тут все я.сно; мы имёея' дело с «од нодневкой». Куда сложнее иная картина. И мелодия.,, п ритм, как Вы сказали, имеется в на- ^личин, а слова несовершенны. •Но .есть и другая крайность: усложненность. Мне однажды пришлось быть председателе.м жюри коикурса самодеятельности. Одну из знакомых мне песен так ис полнили, что я с трудом узнал ■ее. - Из этого отучая я вынес один урок; ес.тн хочешь, чтобы песню пели 'и при этом не портили, пиши пооше. Но —: не примитивнее! - Иначе .музыка теряет свое л-и- цо, очарование нюансов. Одним словО'М, успе.х композитора — там, где ему удается соединить , демократичность н иидивиду- альность, простоту й очарова ние. Возьмите лучшие комсо- . мольские песни . «Там, вдали за рекой», «А ву-ка, девушки...», «Песню о тревожной молодо сти» — в них-то как раз и сое- дн-.щш 1 сь два этих начала; про стота, доступ'ность и — непов- -торимость и красота. А. МАЛЮТИН: Что рождает ' песню? Какова роль в ее созда нии конкретной, пра.ктичёскон стороны жизни авторов? Я имею в виду поездки по стране; встречи с людьми; ' Ю. ЧИЧКОВ; Для создания песен траждаиокого склада та кие встречи необходи.мы, как воздух. , - Лет пятнадцать .назад, в на чале шестидесятых, вместе с •Ааексаидрой Пахмутовой . я впервые побывал в Братске, ка знаменитой стройке. Впечатле ния, которые были там получе ны, стали основой целого цикла песен о комсомольцах, молодых строителях Братской гидроэлек тростанции. Там родились «Та ежные костры», «Река Лена»: Последняя особенно памятна мне. Буквально посреди какого- то разговора с ребятами-сиби- рЯ'Ками я услышал, 5 'лоаил зер но новой мелодии. Появилась и идея; написать песню о реке, как о девушке Лене. Поэт Доб ронравов, развив эту идею, тут же написал стихи. А. .МАЛЮТИН: Значит, идея, поэтический сюжет песни мо жет .принадлежать и- компози тору? Ю. ЧИЧКОВ; Конечно! .Мало того, композитору порой прихо дится редактировать готовые тек:Сты ■стихов; выбрасывать слова, вставлять новые, уби рать запятые-и точкп. Как правило, песня, прежде чем выйти в свет, существует в нескольких вариантах. Но и после первого исполнения рабо та, над ней, в иных случаях, продо.джается. Песню «.Мы — вепная смена твоя, комсомол!» вы слышали на XVIII съезде ВЛКСМ. Пи сать ее было трудно: торопило время, и не все получалось. Око.нчательный вариант тот, который прозвучал на съезде, нам с поэтом нравится. Однако мы думаем работать над пес ней дальше: кое-что из заду манного, но пока нереали.з 01 ван- ного, постараемся ввести в сти- .хи и в мелодию. А. МАЛЮТИН; А по-моему, она и сейчас очень хорошая. Я уже слышал, как девчата распевают эту песню на улице. Значит, жизнь ей обеспечена долгая. Беседу зап.псал А. Афанасьев. »!ИйвИ»!!вВ1Ввав!Ийвв»»5И05«!ввИввЯИ»И5Р50!^^ рубрикой «Сельский клуб и главный «второстепекный» во- «ретарь Краснинского РК 8 апреля в «Ленинце» под молодежь» со статьей «Этот прос»... выступила второй сек; ВЛКСМ Л. Шмыкова. Сегодня мы продолжаем разговор о проблемах отдыха сельской молодежи. О Т МОЛОДЕЖИ села Со- мовка Добринского рай она пришло письмо. Приводим его дословно. «Просим вас вмешаться в наши дела. Дело в том, что мы неоднократно писали в районную газету о том, чтобы нам, молодежи села, Построи ли клуб, ну, а наши просьбы цели не достигли. В первый раз нам пообещали построить, а на самом деле ничего кет. Председатель Иван Иванович О е о д к о в тан и заявил, что клуб будет попозже октября. По- обешеть одно, а сделать дру гое. И вот часто спрашивают: почему молодежь не остается в селе? Дело ясное — скучно, а ведь не так бы разъезжа лись, если бы был клуб. Хоть молодежи в нашем селе сей час не очень много, ко все же есть, а ведь и нам тоже скуч но. Мы ведь остались здесь, поверив председательским обещаниям. Все наши комсо мольцы неоднократно бывают отмечены почетными грамота ми, и, как видите, работаем хорошо, а бригадир еще сме ется над нами: «Если мы по строим вам клуб, то вы будете просыпать на работу». Из это го выходит, что работаем, а право на культурную жизнь не заработали. Но мы надеемся, 'V. что вы не откажете в нашей ' просьбе. Ждем вашего ответа. Если вы ничем не поможете, то нам больше обращаться не к кому». Вот; такое взволнованное и, на первый взгляд, глубоко за интересованное, искреннее пришло письмо. Но не будем торопиться с окончательным выводом. Сначала познакомим ся поближе с хозяйством. Экономическое положение колхоза «Победа» сейчас до вольно сложное. Долгосроч ные и краткосрочные долги государству не позволяют без затруднений вести строитель ство или закупать костюмы ры центральной усадьбы. Его директор не может один и развлекать, и воспитывать, и пропагандировать. Он, естест венно, должен опираться на актив. Кто же занимается здесь в кружках художествен ной самодеятельности? Из комсомольцев всего трое: учительница, бухгалтер и школьница. Все же остальные 10—15 участниц — женщины в возрасте свыше 30 лет, имею щие двух—^трех детей. С их избалованные разнообрази ем возможностей проведения досуга в городе, требуют, чтобы в селе было не хуже. Требование справедливое (не будем сейчас вести речь о том, есть пи моральное право высказывать такие претензии бывшим сельчанам). Для практической его реализации многое делается. Досуг тру жеников села становится бога че, интереснее. Этому в боль шой степени способствует пО- КАЖДЫЙ ВЕЧЕР ПОСЛЕ РАБОТЫ’ «Развлтекинас, люди!» ' ■ КОММЕНТАРИЙ К ОДНОМУ ПИСЬМУ В РЕДАКЦИЮ для участников художествен ной самодеятельности. Мне могут возразить, что долги — . не оправдание, но согласитёсь: в колхозе это на сегодняшний день — реальность, с которой нельзя не считаться. Давайте посмотрим: школы на центральной усадьбе и в селе Сомовка давно нуждают ся в новых помещ;ениях. И уж если решать, что строить в первую очередь — школу или Дом культуры, то, по-моему, ясно, какому объекту преж де всего надо отдать предпочтение. В данном слу чае негоже руководствоваться лишь одним принципом: «Раз нам надо—вынь да положь!». Тем более, что несмотря на финансовые затруднения, кол хоз построил отличный двух этажный сельский Дом куль туры на центральной усадьбе. Замечу, кстати, что молодежи отсюда уезжает не меньше, чем из Сомовки, где такового кет. Так что, наверное, не в Доме культуры дело. По край ней мере — не только в нем. Хочется подробнее остано виться на работе очага культу- помощью организовали празд ник проводов зимы, вечер: «Непобедимая и легендарная», встречу выпускников школы с передовиками производства, концерты. На некоторые меро приятия привозили жителей Сомовки, да и сами выезжали туда. Работа, как видите, прово дится, и немалая. Только кто играет в ней активную роль? К сожалению, не комсомоль цы. Молодежи центральной усадьбы, как и села Сомовка, больше по душе роль зрите- Теперь о самой Сомовке, от куда пришло письмо. Комсомольская организация насчитывает здесь всего три человека. Но письмо никто из них не писал. Кто же автор его? Мы, предположили, что кто-нибудь из приезжих (в этом селе в выходные и празд ничные дни гостит много мо лодежи). Так и оказалось. Письмо написали две девуш ки Т, Сорокина и Т. Рукина, которые уехали из Сомовки и теперь живут и работают в Липецке. И вот эти девушки, становление ЦК КПСС и Сове та Министров СССР «О ме рах по улучшению культурного обслуживания сельского насе ления». Партия проявляет за боту об удовлетворении куль турных запросов трудящихся. Но это не значит, что все дол жно делаться само собой, пре подноситься нам готовеньким, без нашего участия, без нашей инициативы. Скучно вам? Сделайте так, чтобы стало веселее. Для вас, приезжающие девушки, неко му готовить пышных праздни- . ков и карнавалов. В селе каж дая пара рук на счету. Сель ская учительница Т. И. Рогу- шина, загружённая педагогиче ской и обшестве:1НОЙ работой, не может в течение недели готовиться к торжественной встрече «визитеров». Райком партии, райком ВЛКСМ, отдел культуры стре мятся делать все возможное, чтобы жители Сомовки могли культурно отдыхать. Составлен график работы автоклуба, ки нопередвижки. На обществен ных началах Т. И. Рогушина бу дет выдавать два раза в неде лю книги, под клуб отведут здание школы. Но это все меры, предпри нимаемые, так сказать, извне. А смогут ли комсомольцы се ле, в том числе и приезжие, использовать все это как дол жное? Не потребительски. Меж ду прочим, здесь был клуб, но его сломали. Сломал.и сами молодые сомоЕчане. Почему? Татьяна Сорокина ответила так: «Писали в газету — нам новый Дом культуры не по строили. Поэтому, и сломали старый». Сломать-то, видно, было проще, чем привести его в порядок, организовать рабо ту, хотя бы на общественных началах. И после этого пишет ся жалоба: «...а права на куль турную жизнь не заработали». Надо уметь пользоваться пра вами, а не прикрыв.аться ими. Председатель колхоза тов. И. И. Оводков готов хоть сей час отдать любой из двух фин^ ских домов молодежи. Только уж придется обойтись без ня нек, самим взять дело в свои •руки, проявить энтузиазм. Когда в конце беседы я спросил Татьяну Сорокину: «Если построят отличный Додл культуры, вернешься в село?», «А чего МНС здесь делать?— ответила она, — коров доить?». ■Итак, Татьяне больше нра вится наезжать '< родным по выходным. А доить коров, ра стить хлеб, налаживать куль турный досчг сна предоставля ет другим. Ну, что ж, я думаю, молодежь колхоза справится со всем этим и без Татьяны и ее подруг. Парни и девчата, действительно, умеют здорово работать. Хочется верить, что научатся с пользой и инте ресно отдыхать. В этом им не пременно помогут, В. БЕРЕЗИН, зам. заведующего отделом пропаганды и культурно- массовой работы обкома ВЛКСМ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz