Ленинец. 1978 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1978 г. (г. Липецк)

3 • Л Е Н И Н е Ц йд|5«»!ай1айияай1в(иай1а«яййг5а8ай«й^^ Г РАЖДАНСКАЯ война и — грандиозное строитель­ ство Комсомольска-на- Амуре, Великая Отечественная и — целина..., Трудно, да и, по­ жалуй, . невозможно предста­ вить эти важнейшие этапы в жизни нашей страны без песня ■— то озорной, до бодрой, то суровой. Без песни, которая «... и строить,.и лсить помогает». Об этом размышляют сегод­ ня. гости нашей редакшш; за* с-туженный деятель искусств РСФСР, лауреат премии Ле­ нинского ко.мсойола композн- тар Юрий Чичкой и член ' ЦК ВЛКСМ, делегат XVIII съезда комсомо-ла старший разливщик кислородно-конверторного цеха Х» 2 НЛМЭ Анатолий .Малютин. А. МАЛЮТИН: По-моему, работа . над комсомоль­ ской . песней ■ не толь­ ко творчество и не просто сочи­ нение музыки. Это еще II про­ явление гражданского темпера­ мента, выражение активной гражданской позиции. Ю. ЧИЧК0В: Безусловно, гражданская тематика играет большую ро.чь в деятель­ ности композитора. ■ Ска­ жу более; гр'ажда.йская, п о л и т и ч е с к а я окр аска — самая сильная сторона пес- 1 ни. Писать такие песни безмер­ но трудно. .Л. МАЛЮТИН: Вы говорите: безмерно трудно такое совме- ■щение... Но ведь эти трудности не снимают ответственности с композитора за неудачу. Согла­ ситесь, песни, написанные к случаю, забываются, как прави­ ло, на следующее утро... Ю. ЧИЧКОВ: Согласен: То, о чем Вы говорите, мы назы­ ваем песнями-одно,д.нев«ам.и. Откуда О.ШГ берутся.? Иногда — это плод элементарной про-, фессиональной недоброоовест-. ности. Некоторые, с позволения сказать компо.зиторы, поль­ зуясь предпраздничным песен-’ ным дефицитом, стряпают такие . вот «творения». Это как , раз тот мусор, который пока ,что, к сожал.е- пию, встречается на всякой творческой «кухне», будь то ли­ тература. живопись или музыка. Но бывает и по-другом,у. Есть хорошие по общему мне­ нию стихи. Композитор пишет прекрасную музыку. А люди песню Не поют,'хотя для ее про­ паганды используются самые мощные средства — радио п телевидение. В чем же де.до?. Почему, хорошая по отзывам специалистов, песня не стано­ вится массовой? Очевидно авторы не учли какую-то тонкость, какой-то вроде- бы незначительный ню,- анс. Может быть, музыка полу­ чилась услолснаиной, недостул- ной для массового исполнения, или стихи сами по себе доброт­ ные, не совпали с мелодией и воспринимались'бы .лучше, будь у них текст... как ■ бы точнее сказать... не таким .примитив-' ным. Все в этих песнях есть: и йелодпя, и ритм, не хватает только слов. Здесь хорошо, 'ес­ ли на-берешь пять '1зраз, не го­ воря уже об -ИХ качестве. Ю. ЧИЧКОВ; .Вы варио заме­ тили: многие песни бедны по .мысли. А многим не хватает об­ разности. Все правильно, проб,- лема стихов — одна из самых «злых» наших про.блем- Но не всё так просто, как каясется на .па 1 эвый взгляд. Если песня пло­ ха по своим статьям, я имею ВЕДУТ ЗАСЛУЖЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ ИСКУССТВ РСФСР, ЛАУРЕАТ ПРЕМИИ ЛЕНИНСКОГО КОМСОМОЛА ЮРИЙ ЧИЧКОВ И ЧЛЕН ЦК ВЛКСМ, ДЕЛЕГАТ XVIII СЪЕЗДА ВЛКСМ СТАР­ ШИЙРАЗЛИВЩИК ККЦ-2 ЛИПЕЦКОЙ МАГНИТКИ АНАТОЛИЙ МАЛЮТИН. поэтому не получили вторую, песенную жизнь.. \ . .Чтобы'песню пе.ли все, ком- • познтору необходимо, кроме, та- . ланта, какое-то особое, «шестое» чувство,. знание человеческой психологии. , Это'общее правило для всех . по-пулярных жанров. Но на(Пбо- . •лее трудный участок в нашей .работе, ЕО.нечяо, песни полити­ ческие, гражданские. Проход- ны.х слов (или тактов) и пус­ тот здесь быть не может. Ведь . речь идет о святыне,. .Значит, и музыка, п стихир достигая ,вы- союго гражданского накала, должны вместе с тем доходить до сердца, отзываться в каж- ■ дом из нас. А. МАЛЮТИН; А как Вы, Юрий Михайлович, считаете, почему старые ,комсо.мольс«яе песни,, пеонн-ватераны по свое­ му эмО'Цнояальяому воздейст­ вию порой сильнее современ­ ных? . . . Ю. ЧИЧКОВ: Что вы имеете Б виду? - . , . , - А. МАЛЮТИН: «Каховку», «Там вдали, за рекой..';», «бр- леяок...». Да мало ли таетх пе­ сен? Мы с удовольствием пое51 их на своих комсомольских КО.Н- ференцпях и в общежитиях', на собра-ниях и в .туристических походах.' , ■ , ,, Ю. ЧИЧКОВ; Да, хороших «старыX» песен много. Но поче­ му ■вы думаете, что все песни, сочиненные в прошлом; дошли до наших дней?',Вовсе.шет. Их было сотии, а может бьыь, и тысячи. А остались . лучшие, и.меано поэтому мы их и поем, ' Я пон.вддаю, что вы имеете.-в виду: гра.вдиозную комсомоль- овую стройку, стройку вежа — • БАЛА с одной стороны, а с дру-„ гом — так называемое..-’«бам-' какье», целый выводок пес.енок- одиодиеврк, ,3 а п о л п и в ш.й х эфир. Не так ли? ., .. . ,/ : Пройдет время, и если лет через пятьдесят наши дети бу­ дут петь хотя бы од-ЕУ, повто­ ряю, одну песню о БАМе, так это просто здорово! «Бам- каньё». как и всякая мода, ка­ нет в Лету, а БАЛ1_будет жить, н будет Петься та едпнственяая,- самая'талаЕТЛивая и самая яй- бимая П6С.ЙЯ, о великой стройке. А. МАЛЮТИН; Мне кажется, Юрий Михайлович, что м.ногие сов.рвмеиные молодежные песни в виду . и музыку, II словз— ^тут все я.сно; мы имёея' дело с «од­ нодневкой». Куда сложнее иная картина. И мелодия.,, п ритм, как Вы сказали, имеется в на- ^личин, а слова несовершенны. •Но .есть и другая крайность: усложненность. Мне однажды пришлось быть председателе.м жюри коикурса самодеятельности. Одну из знакомых мне песен так ис­ полнили, что я с трудом узнал ■ее. - Из этого отучая я вынес один урок; ес.тн хочешь, чтобы песню пели 'и при этом не портили, пиши пооше. Но —: не примитивнее! - Иначе .музыка теряет свое л-и- цо, очарование нюансов. Одним словО'М, успе.х композитора — там, где ему удается соединить , демократичность н иидивиду- альность, простоту й очарова­ ние. Возьмите лучшие комсо- . мольские песни . «Там, вдали за рекой», «А ву-ка, девушки...», «Песню о тревожной молодо­ сти» — в них-то как раз и сое- дн-.щш 1 сь два этих начала; про­ стота, доступ'ность и — непов- -торимость и красота. А. МАЛЮТИН: Что рождает ' песню? Какова роль в ее созда­ нии конкретной, пра.ктичёскон стороны жизни авторов? Я имею в виду поездки по стране; встречи с людьми; ' Ю. ЧИЧКОВ; Для создания песен траждаиокого склада та­ кие встречи необходи.мы, как воздух. , - Лет пятнадцать .назад, в на­ чале шестидесятых, вместе с •Ааексаидрой Пахмутовой . я впервые побывал в Братске, ка знаменитой стройке. Впечатле­ ния, которые были там получе­ ны, стали основой целого цикла песен о комсомольцах, молодых строителях Братской гидроэлек­ тростанции. Там родились «Та­ ежные костры», «Река Лена»: Последняя особенно памятна мне. Буквально посреди какого- то разговора с ребятами-сиби- рЯ'Ками я услышал, 5 'лоаил зер­ но новой мелодии. Появилась и идея; написать песню о реке, как о девушке Лене. Поэт Доб­ ронравов, развив эту идею, тут же написал стихи. А. .МАЛЮТИН: Значит, идея, поэтический сюжет песни мо­ жет .принадлежать и- компози­ тору? Ю. ЧИЧКОВ; Конечно! .Мало того, композитору порой прихо­ дится редактировать готовые тек:Сты ■стихов; выбрасывать слова, вставлять новые, уби­ рать запятые-и точкп. Как правило, песня, прежде чем выйти в свет, существует в нескольких вариантах. Но и после первого исполнения рабо­ та, над ней, в иных случаях, продо.джается. Песню «.Мы — вепная смена твоя, комсомол!» вы слышали на XVIII съезде ВЛКСМ. Пи­ сать ее было трудно: торопило время, и не все получалось. Око.нчательный вариант тот, который прозвучал на съезде, нам с поэтом нравится. Однако мы думаем работать над пес­ ней дальше: кое-что из заду­ манного, но пока нереали.з 01 ван- ного, постараемся ввести в сти- .хи и в мелодию. А. МАЛЮТИН; А по-моему, она и сейчас очень хорошая. Я уже слышал, как девчата распевают эту песню на улице. Значит, жизнь ей обеспечена долгая. Беседу зап.псал А. Афанасьев. »!ИйвИ»!!вВ1Ввав!Ийвв»»5И05«!ввИввЯИ»И5Р50!^^ рубрикой «Сельский клуб и главный «второстепекный» во- «ретарь Краснинского РК 8 апреля в «Ленинце» под молодежь» со статьей «Этот прос»... выступила второй сек; ВЛКСМ Л. Шмыкова. Сегодня мы продолжаем разговор о проблемах отдыха сельской молодежи. О Т МОЛОДЕЖИ села Со- мовка Добринского рай­ она пришло письмо. Приводим его дословно. «Просим вас вмешаться в наши дела. Дело в том, что мы неоднократно писали в районную газету о том, чтобы нам, молодежи села, Построи­ ли клуб, ну, а наши просьбы цели не достигли. В первый раз нам пообещали построить, а на самом деле ничего кет. Председатель Иван Иванович О е о д к о в тан и заявил, что клуб будет попозже октября. По- обешеть одно, а сделать дру­ гое. И вот часто спрашивают: почему молодежь не остается в селе? Дело ясное — скучно, а ведь не так бы разъезжа­ лись, если бы был клуб. Хоть молодежи в нашем селе сей­ час не очень много, ко все же есть, а ведь и нам тоже скуч­ но. Мы ведь остались здесь, поверив председательским обещаниям. Все наши комсо­ мольцы неоднократно бывают отмечены почетными грамота­ ми, и, как видите, работаем хорошо, а бригадир еще сме­ ется над нами: «Если мы по­ строим вам клуб, то вы будете просыпать на работу». Из это­ го выходит, что работаем, а право на культурную жизнь не заработали. Но мы надеемся, 'V. что вы не откажете в нашей ' просьбе. Ждем вашего ответа. Если вы ничем не поможете, то нам больше обращаться не к кому». Вот; такое взволнованное и, на первый взгляд, глубоко за­ интересованное, искреннее пришло письмо. Но не будем торопиться с окончательным выводом. Сначала познакомим­ ся поближе с хозяйством. Экономическое положение колхоза «Победа» сейчас до­ вольно сложное. Долгосроч­ ные и краткосрочные долги государству не позволяют без затруднений вести строитель­ ство или закупать костюмы ры центральной усадьбы. Его директор не может один и развлекать, и воспитывать, и пропагандировать. Он, естест­ венно, должен опираться на актив. Кто же занимается здесь в кружках художествен­ ной самодеятельности? Из комсомольцев всего трое: учительница, бухгалтер и школьница. Все же остальные 10—15 участниц — женщины в возрасте свыше 30 лет, имею­ щие двух—^трех детей. С их избалованные разнообрази­ ем возможностей проведения досуга в городе, требуют, чтобы в селе было не хуже. Требование справедливое (не будем сейчас вести речь о том, есть пи моральное право высказывать такие претензии бывшим сельчанам). Для практической его реализации многое делается. Досуг тру­ жеников села становится бога­ че, интереснее. Этому в боль­ шой степени способствует пО- КАЖДЫЙ ВЕЧЕР ПОСЛЕ РАБОТЫ’ «Развлтекинас, люди!» ' ■ КОММЕНТАРИЙ К ОДНОМУ ПИСЬМУ В РЕДАКЦИЮ для участников художествен­ ной самодеятельности. Мне могут возразить, что долги — . не оправдание, но согласитёсь: в колхозе это на сегодняшний день — реальность, с которой нельзя не считаться. Давайте посмотрим: школы на центральной усадьбе и в селе Сомовка давно нуждают­ ся в новых помещ;ениях. И уж если решать, что строить в первую очередь — школу или Дом культуры, то, по-моему, ясно, какому объекту преж­ де всего надо отдать предпочтение. В данном слу­ чае негоже руководствоваться лишь одним принципом: «Раз нам надо—вынь да положь!». Тем более, что несмотря на финансовые затруднения, кол­ хоз построил отличный двух­ этажный сельский Дом куль­ туры на центральной усадьбе. Замечу, кстати, что молодежи отсюда уезжает не меньше, чем из Сомовки, где такового кет. Так что, наверное, не в Доме культуры дело. По край­ ней мере — не только в нем. Хочется подробнее остано­ виться на работе очага культу- помощью организовали празд­ ник проводов зимы, вечер: «Непобедимая и легендарная», встречу выпускников школы с передовиками производства, концерты. На некоторые меро­ приятия привозили жителей Сомовки, да и сами выезжали туда. Работа, как видите, прово­ дится, и немалая. Только кто играет в ней активную роль? К сожалению, не комсомоль­ цы. Молодежи центральной усадьбы, как и села Сомовка, больше по душе роль зрите- Теперь о самой Сомовке, от­ куда пришло письмо. Комсомольская организация насчитывает здесь всего три человека. Но письмо никто из них не писал. Кто же автор его? Мы, предположили, что кто-нибудь из приезжих (в этом селе в выходные и празд­ ничные дни гостит много мо­ лодежи). Так и оказалось. Письмо написали две девуш­ ки Т, Сорокина и Т. Рукина, которые уехали из Сомовки и теперь живут и работают в Липецке. И вот эти девушки, становление ЦК КПСС и Сове­ та Министров СССР «О ме­ рах по улучшению культурного обслуживания сельского насе­ ления». Партия проявляет за­ боту об удовлетворении куль­ турных запросов трудящихся. Но это не значит, что все дол­ жно делаться само собой, пре­ подноситься нам готовеньким, без нашего участия, без нашей инициативы. Скучно вам? Сделайте так, чтобы стало веселее. Для вас, приезжающие девушки, неко­ му готовить пышных праздни- . ков и карнавалов. В селе каж­ дая пара рук на счету. Сель­ ская учительница Т. И. Рогу- шина, загружённая педагогиче­ ской и обшестве:1НОЙ работой, не может в течение недели готовиться к торжественной встрече «визитеров». Райком партии, райком ВЛКСМ, отдел культуры стре­ мятся делать все возможное, чтобы жители Сомовки могли культурно отдыхать. Составлен график работы автоклуба, ки­ нопередвижки. На обществен­ ных началах Т. И. Рогушина бу­ дет выдавать два раза в неде­ лю книги, под клуб отведут здание школы. Но это все меры, предпри­ нимаемые, так сказать, извне. А смогут ли комсомольцы се­ ле, в том числе и приезжие, использовать все это как дол­ жное? Не потребительски. Меж­ ду прочим, здесь был клуб, но его сломали. Сломал.и сами молодые сомоЕчане. Почему? Татьяна Сорокина ответила так: «Писали в газету — нам новый Дом культуры не по­ строили. Поэтому, и сломали старый». Сломать-то, видно, было проще, чем привести его в порядок, организовать рабо­ ту, хотя бы на общественных началах. И после этого пишет­ ся жалоба: «...а права на куль­ турную жизнь не заработали». Надо уметь пользоваться пра­ вами, а не прикрыв.аться ими. Председатель колхоза тов. И. И. Оводков готов хоть сей­ час отдать любой из двух фин^ ских домов молодежи. Только уж придется обойтись без ня­ нек, самим взять дело в свои •руки, проявить энтузиазм. Когда в конце беседы я спросил Татьяну Сорокину: «Если построят отличный Додл культуры, вернешься в село?», «А чего МНС здесь делать?— ответила она, — коров доить?». ■Итак, Татьяне больше нра­ вится наезжать '< родным по выходным. А доить коров, ра­ стить хлеб, налаживать куль­ турный досчг сна предоставля­ ет другим. Ну, что ж, я думаю, молодежь колхоза справится со всем этим и без Татьяны и ее подруг. Парни и девчата, действительно, умеют здорово работать. Хочется верить, что научатся с пользой и инте­ ресно отдыхать. В этом им не­ пременно помогут, В. БЕРЕЗИН, зам. заведующего отделом пропаганды и культурно- массовой работы обкома ВЛКСМ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz