Ленинец. 1978 г. (г. Липецк)
ЛЕНИНЕЦ ^ Смотр юных НА СЦЕНЕ - ДЕТСКИЕ САМОДЕЯТЕЛЬНЫЕ КОЛ ЛЕКТИВЫ. Третий раз Дом художест венной самодеятельности Ли пецкого облсовпрофа проводит творческие отчеты детских му зыкальных коллективов. Де лается это с целью улучшить работу по эстетическому вос питанию подрастающего поко ления, расширить сеть музы кальных кружков для пионе ров и школьников. За последние два месяца в учреждениях культуры проф союзов прошли отчетные кон церты детской художественной самодеятельности, в которых участвовало около четырех ты сяч ребят. Закл!очнтельный концерт, состоявшийся недавно в Липец ке, порадовал тем, что в нем были представлены колле- 1 тивы, появившиеся совсем недавно, всего лишь год назад. Среди них — юные танцоры из ДК культуры- еЭльты», фольклор ная группа из совхоза им. 15-ле тия Октября, юные врспитанни- ки музыкальных крубкков Гря- зинского пищевого комбината, чаплыгинского агрегатного за- По сравнению с прошлыми смотра?,»!, в этогЛ большое место заняла самодеятельность села и районны.х городов. Это говорит о том, что в области появилось больше хороших специалистов, умеющих руко водить детскими музыкальны-. ми коллектнзами. Отмечая яркие, интересные выступления Домов культуры ЛТЗ, НЛМЗ, завода «Свобод ный сокол», хочется особо ска зать о том, что их программа многожанровая. Например, детский сектор тракторострои телей представил номера тан цевального, циркового, хорово го кружков. Жюри смотра от метило и то, что растет- число участников музыкальных кол лективов, Один только ан самбль «Родничок» Дома куль туры профсоюзов насчитывает сейчас двести челевек. Кстати^ в заключительном Концерте он не участвовал потому, что был приглашен на Деитральное телевидение; Каждый год зна комит нас с новыми артистами и цирковая студия клуба трубного завода. Несмотря на то, что здесь никогда не бывает нехватки в участниках, руко- водите.'зь детского цирка В. Ти тов ежегодно делает новые на боры. Все больше коллективов при обретают свое лицо, свою ма неру исполнения. Когда слу шаешь хор' Дворца культуры НЛМЗ,' вядишъ, что его руко водители очень скрупулезны в подборе репертуара, в выборе песен с учетом возрастных осо бенностей детей. И самое глав ное, здесь дают возможность каждому воспитаняйку пока зать свои способности. Вот по чему у 'этого хора всегда много сольных номеров. Подводя итоги смотра, еще раз хочется сказать о том, что юные артисты все больше раду ют нас. И очень хочется, чтобы на будущий год было еще боль ше коллектяЕпв, о которых за хотелось бы сказать теплые, хо рошие слова. Е. ВОРОБЬЕВА, старший методист Дома художественной самодея тельности. З АЗВУЧАЛА музыка. С каждым тактом она креп ла, на.ти8аясь то радо- стьй, то грустью. В- ней слы- тЕайся трепет сгибавшихся под дуновепием ветра ветвей бе резы, удальство- и задушевная теплота русского характера. В этой самобытной музыке, каза лось,. раск|рь 1 валась вся глуби.на душ.и народной. Зазвучали за бытые, воэрожденяые из глуби ны веков былинные напевы древней Руси. На сцене Двор ца культуры профсоюзов звене ли... гусли, играли трещотки, ЛОЖКИ;.. Выступал ансамбль «Росоияйка»; Это’ не" был экскурс' в' прош ки пришло уже двадцать чело век. Большинство из них не имело ИИ малейшего представ ления о хоровом пении, Уваро вы поставйлп перед собой бли жайшую задачу — научить петь в один голос,, а потом наметили создать трехголосный ан самбль. И начались б}'дни. Занятия, репетиции. Утром и вечером. Приходилось приноравливать ся. Многие из самодеятельных артистов работали посменно на предприятиях; Усиленно гото вились к первому концерту; 27 марта 1970 года запомнилось. В этот день состоялся дебют «Рбоснянжи» на- шахте № 10, КАЖДЫЙ ВЕЧЕР ПОСЛЕ РАБОТЫ Русская песня всегда молода... ОНА СТАЛА ГЛАВНОЙ В РЕПЕРТУАРЕ САМОДЕЯТЕЛЬНОГО АНСАМБЛЯ вРОССЙЯНКА» лое, это было совремевное воз рождение старинных инстру ментов' мастером Уваровым (так его здесь зовут). Алек сандр - Михайлович- не только воссоздал гусли, но и предал ■им новые черты — сделал кла- ; виши. — Да,—-вспо'.минает Александр Михайлович,- — все началось именно тогда; Едва' начинала эвен-еть свирель, как для меая сразу все кругом неузнаваемо цреображалось. С тех' пор- ВСЯ' лгизнь■мастера была связана с народной-м-узы- кой; Долгое время он был сол-Иг стом Воронежского русского народного хора; Именно тогда : зародилась у него -мечта сде лать самому гусли. Но до ее претворе-ния пройдет не один год. За эго время Александр Михайлович' вместе с женой : Марией 'ПаилО'Вной успеют ,по- '■работать в Чебоксарской фи лармонии и записать на грампла- ■стинку' несколько песен, среди них свою любимую «Ой, мороз, мороз». Е1 только здесь, в Ли пецке, у Уварова появилась ре- . альиая в-о-зможность воплотить' ■давнюю мечту — создать ан самбль русской народной песнп «Роосия'нка». — А было это так,,— задум чиво улыбаясь, говорит Ува ров, — В 1969 году нас с Ма рией Павловной пригласили в Лйлецк создать ■ансамбль. После объявления о наборе я - , а-нсам-бль, которое ош даля в областной газете, на первую- репетицию приш.чо всего девять' ; человек. Но эта неудача не'по гасила пыла неутомимых про- пагандйстов народного твсрче- : ства. Они отправились в об щежития, на предприятия. На первые занятия — распев- Но вместе с дб.дгожданны-м кояц-ертом пришли и' первые разочарования. Не было той слаженности в мйогоголосье, которой добивались,.обнаружи лась масса изъянов, котарые Не замечались на репетициях. И’ опять началась работа; Постепенно, не сразу прихо дил' профессионализм, мастер ство исполнения, но не'было- у мастера чувства- удсвлетворен- ности. Уваров понимал,, что песни в.вселые, задорные тре буют танцевального доно.лне- И опять прж^одилось м.нс-го работать. Учились танцевать, овладев али нелегкой техникой ншы на- народных пнструмш- тах; Н'ачаля с трещоток, л-э-жек. Они былп'изготоБлеаы по спе циальным чертежа.;.! Алеж- саидра Михайло 1 Вяча на Хох ломе. Тогда же в аасамбль ВКЛЮЧИЛ!! пищал'П, жаяей- 1 -я!, свирели. Эти пнстру.мепты о-бо- гатилн иопо.чн-йиие песен, прида ли коллективу многозву-чность и много.тикость. А через. год' появились в «Россиянке'» де сять гус.лен. Но это были не завод-ск-ие гус.та, которые не- устраивали Ува 1 рова не только диапазоном звучания, но н ф.ормой.’ Они были' очень гр.о-моздкие, тяже лые. Гуачи делал сам мастер. Он долго и кропот.щво трудился над усов.ерш-енствованием ста ринного инструмента. Эта -рабо та-стала валсной вехойв его творческой би-О'ррафни., Сколько было неудач, сколько возника ло трудностей! Главньщ- бьмо — подбор материала. На- что только ни ухищрялся Александр Михайлович! Скупал старые музыкальные инструменты-; ро яли, фортепьяно. Облазил сотая до'мов, предназначенных под ОДОМ, -подыскивая.сухие-дощеч ки. - . — Несколько раз менял фор му, п'о-ка, наконец, не нашел нужную: наложил механику' и получил инструмент, свбим зву чанием напоминающий звуча ние пианшо и арфы. Теперь на гуслях можно играть и Баха, и- Чайковского, — подводит итог своему многолетнему тру ду Уваров,- итог, но не оконча- — Иногда кажется, не хватит целой нсизни, чтобы осущест вить' все задуманное, — говорит в раздумье мастер, — трудно бы мне пришлось, если бы не помощь ребят из ансамбля. Александр Михайло-вяч- -не только обучает молодежь игре на старинных инструментах, пе редает секреты их изготовле ния, но и -учит самому главно му — ухадтию жить краеиво, полно, глубоко, душевной щед рости. Ансамбль растет. Давно'про шли те времена, когда приходи лось агитировать за вступлани-е- в него. Этот коллектив-о-бретает свою зрелость. И' результат этого налицо. В 1974 году «Россиянка» вы ступала Б. передачах Централь-- ного теяев-идеиия «Наш адрес — Со-в-гтский Союз» н «Народ ное творчество».' В областном конкурсе «Молодые голоса» завоев-ала первое -место, В 1975 году «Россиянка» была п.рнтлашша в ГДР,,где с ограм- ным }щпех- 01 М- выступала перед трудящимися го,оода-побратз- ма-Липецка — Котбуса, В этом же году анса.мблю прпсво-или.' высокое и-поч-е-тисе звание — чародного. Но на это.ч не кон чается послужной спиоС‘К. на град. В 1977 году .в городе' Воронеже на зонально.м с,мотре Всесоюзного фестиваля само- деятелы-ю-го художествен-н-о-го творчества- трудящ-ихся кол- ле-ктиву из Липецкого Дворца профсоюзов ед-инодуш-я-о был присужден Диплол-! лаз;|реат'а' РСФСР и СССР. Вот оно; долгожданное пр-изнанпе и — НЙ'ши планы? — первспра- шпвает .меня Мария Павлов'на. — Сейчас хочется.научить хо ровой коллектив П'еть липец-ний' фольклор. Этим летом мы с Александром Михайлови-чем ■ез- ди.ли .по Липецкой' области и в селах залиса.ля около двадца ти старых песрн. Работа-гь над материалом нелегко. И основ-- ная труда!ость заж.лючается в том, что. надо научиться -петь легко; в-игре, в движении, ведь эти песни — обрядо.вые. До стигнуть этой плавности, лег- к-ости, исключая манерность и ис-к-усств-енноеть,- то есть- до-- стигнуть естественностн на сцен-е при хорошем му'^ыкаль-- ном заучаетии и всжальных дан ных хора — 'Наша-цель на-бли жайшее время. Впередп у «Россиявки»—ио- ИС.К II находк-п, успех и огорче ния, вле!реди— встречи со. эри- теля-мн, с самы-м-строги-м .судь- Т. ОСАДЧАЯ. Снова «балет», «хореография» вошли в казахский язык всего несколько десятилетий назад — вместе с зарождением на ционального профессионально го искусства. Сейчас в Казах стане открыт театр оперы и балета, созданы многочислен ные ансамбли классического, народного, современного тать цев. Во многих этих коллекти вах работают воспитанники Ал ма-Атинского хореографиче ского училища, которое в бу дущем году отметит свое 45- летие. Здесь учатся более трехсот мальчиков и девочек. Многие бывшие воспитанни ки Алма-Атинского училища стали видными исполнителями, достойно представляют казах ское искусство в СССР и за ру бежом, НА СНИМКЕ; выпускница училища Шалпан Мусаханова, (Фотохроника ТАСС). Двкумеит^льный энргм Огромный; ежегодно попол няемый фонд научно-популяр ных и документальных филь мов — это своеобразная кино энциклопедия. Всех тех, кто хо чет с помощью экрана совер шить экскурс в историю своей страны, увидеть памятники ар хитектуры, красоту и богатство природы, или просто совер шить увлекательное путешест вие на другой континент, кино- прокат приглашает посмотреть документальные фильмы: «Ат лас Ильича», «Говорит Ок тябрь». В этих фильмах режис серами отобран в архивах яр кий кинофотоматериал, кото рый сопровождается живыми свидетельствами очевидцев, что, бесспорно, повышает эмо циональное воздействие каж дого кадра. Зритель становится не только свидетелем, но и со участником тех принципиаль ных перемен, которые произо шли в нашей стране за. 66 со ветских лет. Документальный экран ме сяца любителям путешест вия предлагает посмотреть цветной хроникально-докумен тальный фильм, созданный на Центральной студии докумен тальных фильмов, — «Респуб лика в океане». Вместе с ре жиссерами Ю. Егоровым и О. Лебедевым зрители побыва ют; на островах Зеленого Мыса, познакомятся с социальными, экономическими и политиче скими преобразованиями, со вершившимися в республике Гвинеи Бисау после завоевания независимости в 1975 году. Документальный фильм о спорте — одно из любнмейших кинозрелищ — уже не тот, что был всего несколько лет назад. Теперь никого не удивишь и не заинтересуешь простой инфор мацией о новом спортивном рекорде или ином событии 6 жизни спорта. Кинематографи сты стремятся показать зрите лям то, чего не увидишь на ста дионе или телеэкране, они сме ло вторгаются за «кулисы со ревнований», в область психо логии спортсменов. Сегодня в большом Лорте, когда человек все выше поднимает предел своих физических возможно стей, победа достается тому, чей интеллект удваивает сипу мышц. В фильме «Спорт, эмо ции, мысли», созданном на ки ностудии «Цситрнаучфильм», рассказывается от работе -спор тивных психологов, врачей-пси- хргигиенистов, помогающих спортсменам использовать ог ромные резервы человеческо го мозга и психики для дости жения высоких спортивных ре зультатов. Смонтированные в напряженном ритме, кадры фильма помогли проникнуть в таинство спорта, открыли сек рет многих рекордов и еще раз напомнили, что большой спорт — та же работа, то же творче ство. Думается, что липецкие зрители с интересом посмотрят эту познавательную ленту. В целом, майский докумен тальный экран представлен яр ким тематическим многообра зием. Кроме вышеперечислен ных фильмов, липчане познако мятся с лентой Грузинской сту дии «Народное творчество», которая рассказывает о грузин ских народных умельцаx^ неумирающих традициях это го народа. Встретятся с семь ей художника Тимченко—Ски- цюк — мастерами народной росписи. Познакомиться с творчеством можно, посмотрев научно-популярную ленту «Се мья мастеров» (производство «Киевнаучфильм»]. 11 - Редактор Н. ЗАГНОЙКО; АДРЕС РЕДАКЦИИ: г; Липецк, площадь Плеханова, Дом печати. Телефоны: редактора — 4-67-13, огвегственного секретаря и фотокорреспондента — 4-6Т-И, отделов: коимупистического воспитания -4 -66 -12 , комсомольской жизни - 4-67-03, учащейся молодежи — 4-66-06, писем— 4'66-1в, сцорта — 4^в6-07. 8443“’ Издательство газеты «Ленинское знамя»; Липецк, Коммунальная пл., 44; ЗкЕ. №ЗШг
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz