Ленинец. 1978 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1978 г. (г. Липецк)

ЛЕНИНЕЦ ^ Смотр юных НА СЦЕНЕ - ДЕТСКИЕ САМОДЕЯТЕЛЬНЫЕ КОЛ­ ЛЕКТИВЫ. Третий раз Дом художест­ венной самодеятельности Ли­ пецкого облсовпрофа проводит творческие отчеты детских му­ зыкальных коллективов. Де­ лается это с целью улучшить работу по эстетическому вос­ питанию подрастающего поко­ ления, расширить сеть музы­ кальных кружков для пионе­ ров и школьников. За последние два месяца в учреждениях культуры проф­ союзов прошли отчетные кон­ церты детской художественной самодеятельности, в которых участвовало около четырех ты­ сяч ребят. Закл!очнтельный концерт, состоявшийся недавно в Липец­ ке, порадовал тем, что в нем были представлены колле- 1 тивы, появившиеся совсем недавно, всего лишь год назад. Среди них — юные танцоры из ДК культуры- еЭльты», фольклор­ ная группа из совхоза им. 15-ле­ тия Октября, юные врспитанни- ки музыкальных крубкков Гря- зинского пищевого комбината, чаплыгинского агрегатного за- По сравнению с прошлыми смотра?,»!, в этогЛ большое место заняла самодеятельность села и районны.х городов. Это говорит о том, что в области появилось больше хороших специалистов, умеющих руко­ водить детскими музыкальны-. ми коллектнзами. Отмечая яркие, интересные выступления Домов культуры ЛТЗ, НЛМЗ, завода «Свобод­ ный сокол», хочется особо ска­ зать о том, что их программа многожанровая. Например, детский сектор тракторострои­ телей представил номера тан­ цевального, циркового, хорово­ го кружков. Жюри смотра от­ метило и то, что растет- число участников музыкальных кол­ лективов, Один только ан­ самбль «Родничок» Дома куль­ туры профсоюзов насчитывает сейчас двести челевек. Кстати^ в заключительном Концерте он не участвовал потому, что был приглашен на Деитральное телевидение; Каждый год зна­ комит нас с новыми артистами и цирковая студия клуба трубного завода. Несмотря на то, что здесь никогда не бывает нехватки в участниках, руко- водите.'зь детского цирка В. Ти­ тов ежегодно делает новые на­ боры. Все больше коллективов при­ обретают свое лицо, свою ма­ неру исполнения. Когда слу­ шаешь хор' Дворца культуры НЛМЗ,' вядишъ, что его руко­ водители очень скрупулезны в подборе репертуара, в выборе песен с учетом возрастных осо­ бенностей детей. И самое глав­ ное, здесь дают возможность каждому воспитаняйку пока­ зать свои способности. Вот по­ чему у 'этого хора всегда много сольных номеров. Подводя итоги смотра, еще раз хочется сказать о том, что юные артисты все больше раду­ ют нас. И очень хочется, чтобы на будущий год было еще боль­ ше коллектяЕпв, о которых за­ хотелось бы сказать теплые, хо­ рошие слова. Е. ВОРОБЬЕВА, старший методист Дома художественной самодея­ тельности. З АЗВУЧАЛА музыка. С каждым тактом она креп­ ла, на.ти8аясь то радо- стьй, то грустью. В- ней слы- тЕайся трепет сгибавшихся под дуновепием ветра ветвей бе­ резы, удальство- и задушевная теплота русского характера. В этой самобытной музыке, каза­ лось,. раск|рь 1 валась вся глуби.на душ.и народной. Зазвучали за­ бытые, воэрожденяые из глуби­ ны веков былинные напевы древней Руси. На сцене Двор­ ца культуры профсоюзов звене­ ли... гусли, играли трещотки, ЛОЖКИ;.. Выступал ансамбль «Росоияйка»; Это’ не" был экскурс' в' прош­ ки пришло уже двадцать чело­ век. Большинство из них не имело ИИ малейшего представ­ ления о хоровом пении, Уваро­ вы поставйлп перед собой бли­ жайшую задачу — научить петь в один голос,, а потом наметили создать трехголосный ан­ самбль. И начались б}'дни. Занятия, репетиции. Утром и вечером. Приходилось приноравливать­ ся. Многие из самодеятельных артистов работали посменно на предприятиях; Усиленно гото­ вились к первому концерту; 27 марта 1970 года запомнилось. В этот день состоялся дебют «Рбоснянжи» на- шахте № 10, КАЖДЫЙ ВЕЧЕР ПОСЛЕ РАБОТЫ Русская песня всегда молода... ОНА СТАЛА ГЛАВНОЙ В РЕПЕРТУАРЕ САМОДЕЯТЕЛЬНОГО АНСАМБЛЯ вРОССЙЯНКА» лое, это было совремевное воз­ рождение старинных инстру­ ментов' мастером Уваровым (так его здесь зовут). Алек­ сандр - Михайлович- не только воссоздал гусли, но и предал ■им новые черты — сделал кла- ; виши. — Да,—-вспо'.минает Александр Михайлович,- — все началось именно тогда; Едва' начинала эвен-еть свирель, как для меая сразу все кругом неузнаваемо цреображалось. С тех' пор- ВСЯ' лгизнь■мастера была связана с народной-м-узы- кой; Долгое время он был сол-Иг стом Воронежского русского народного хора; Именно тогда : зародилась у него -мечта сде­ лать самому гусли. Но до ее претворе-ния пройдет не один год. За эго время Александр Михайлович' вместе с женой : Марией 'ПаилО'Вной успеют ,по- '■работать в Чебоксарской фи­ лармонии и записать на грампла- ■стинку' несколько песен, среди них свою любимую «Ой, мороз, мороз». Е1 только здесь, в Ли­ пецке, у Уварова появилась ре- . альиая в-о-зможность воплотить' ■давнюю мечту — создать ан­ самбль русской народной песнп «Роосия'нка». — А было это так,,— задум­ чиво улыбаясь, говорит Ува­ ров, — В 1969 году нас с Ма­ рией Павловной пригласили в Лйлецк создать ■ансамбль. После объявления о наборе я - , а-нсам-бль, которое ош даля в областной газете, на первую- репетицию приш.чо всего девять' ; человек. Но эта неудача не'по­ гасила пыла неутомимых про- пагандйстов народного твсрче- : ства. Они отправились в об­ щежития, на предприятия. На первые занятия — распев- Но вместе с дб.дгожданны-м кояц-ертом пришли и' первые разочарования. Не было той слаженности в мйогоголосье, которой добивались,.обнаружи­ лась масса изъянов, котарые Не замечались на репетициях. И’ опять началась работа; Постепенно, не сразу прихо­ дил' профессионализм, мастер­ ство исполнения, но не'было- у мастера чувства- удсвлетворен- ности. Уваров понимал,, что песни в.вселые, задорные тре­ буют танцевального доно.лне- И опять прж^одилось м.нс-го работать. Учились танцевать, овладев али нелегкой техникой ншы на- народных пнструмш- тах; Н'ачаля с трещоток, л-э-жек. Они былп'изготоБлеаы по спе­ циальным чертежа.;.! Алеж- саидра Михайло 1 Вяча на Хох­ ломе. Тогда же в аасамбль ВКЛЮЧИЛ!! пищал'П, жаяей- 1 -я!, свирели. Эти пнстру.мепты о-бо- гатилн иопо.чн-йиие песен, прида­ ли коллективу многозву-чность и много.тикость. А через. год' появились в «Россиянке'» де­ сять гус.лен. Но это были не завод-ск-ие гус.та, которые не- устраивали Ува 1 рова не только диапазоном звучания, но н ф.ормой.’ Они были' очень гр.о-моздкие, тяже­ лые. Гуачи делал сам мастер. Он долго и кропот.щво трудился над усов.ерш-енствованием ста­ ринного инструмента. Эта -рабо­ та-стала валсной вехойв его творческой би-О'ррафни., Сколько было неудач, сколько возника­ ло трудностей! Главньщ- бьмо — подбор материала. На- что только ни ухищрялся Александр Михайлович! Скупал старые музыкальные инструменты-; ро­ яли, фортепьяно. Облазил сотая до'мов, предназначенных под ОДОМ, -подыскивая.сухие-дощеч­ ки. - . — Несколько раз менял фор­ му, п'о-ка, наконец, не нашел нужную: наложил механику' и получил инструмент, свбим зву­ чанием напоминающий звуча­ ние пианшо и арфы. Теперь на гуслях можно играть и Баха, и- Чайковского, — подводит итог своему многолетнему тру­ ду Уваров,- итог, но не оконча- — Иногда кажется, не хватит целой нсизни, чтобы осущест­ вить' все задуманное, — говорит в раздумье мастер, — трудно бы мне пришлось, если бы не помощь ребят из ансамбля. Александр Михайло-вяч- -не только обучает молодежь игре на старинных инструментах, пе­ редает секреты их изготовле­ ния, но и -учит самому главно­ му — ухадтию жить краеиво, полно, глубоко, душевной щед­ рости. Ансамбль растет. Давно'про­ шли те времена, когда приходи­ лось агитировать за вступлани-е- в него. Этот коллектив-о-бретает свою зрелость. И' результат этого налицо. В 1974 году «Россиянка» вы­ ступала Б. передачах Централь-- ного теяев-идеиия «Наш адрес — Со-в-гтский Союз» н «Народ­ ное творчество».' В областном конкурсе «Молодые голоса» завоев-ала первое -место, В 1975 году «Россиянка» была п.рнтлашша в ГДР,,где с ограм- ным }щпех- 01 М- выступала перед трудящимися го,оода-побратз- ма-Липецка — Котбуса, В этом же году анса.мблю прпсво-или.' высокое и-поч-е-тисе звание — чародного. Но на это.ч не кон­ чается послужной спиоС‘К. на­ град. В 1977 году .в городе' Воронеже на зонально.м с,мотре Всесоюзного фестиваля само- деятелы-ю-го художествен-н-о-го творчества- трудящ-ихся кол- ле-ктиву из Липецкого Дворца профсоюзов ед-инодуш-я-о был присужден Диплол-! лаз;|реат'а' РСФСР и СССР. Вот оно; долгожданное пр-изнанпе и — НЙ'ши планы? — первспра- шпвает .меня Мария Павлов'на. — Сейчас хочется.научить хо­ ровой коллектив П'еть липец-ний' фольклор. Этим летом мы с Александром Михайлови-чем ■ез- ди.ли .по Липецкой' области и в селах залиса.ля около двадца­ ти старых песрн. Работа-гь над материалом нелегко. И основ-- ная труда!ость заж.лючается в том, что. надо научиться -петь легко; в-игре, в движении, ведь эти песни — обрядо.вые. До­ стигнуть этой плавности, лег- к-ости, исключая манерность и ис-к-усств-енноеть,- то есть- до-- стигнуть естественностн на сцен-е при хорошем му'^ыкаль-- ном заучаетии и всжальных дан­ ных хора — 'Наша-цель на-бли­ жайшее время. Впередп у «Россиявки»—ио- ИС.К II находк-п, успех и огорче­ ния, вле!реди— встречи со. эри- теля-мн, с самы-м-строги-м .судь- Т. ОСАДЧАЯ. Снова «балет», «хореография» вошли в казахский язык всего несколько десятилетий назад — вместе с зарождением на­ ционального профессионально­ го искусства. Сейчас в Казах­ стане открыт театр оперы и балета, созданы многочислен­ ные ансамбли классического, народного, современного тать цев. Во многих этих коллекти­ вах работают воспитанники Ал­ ма-Атинского хореографиче­ ского училища, которое в бу­ дущем году отметит свое 45- летие. Здесь учатся более трехсот мальчиков и девочек. Многие бывшие воспитанни­ ки Алма-Атинского училища стали видными исполнителями, достойно представляют казах­ ское искусство в СССР и за ру­ бежом, НА СНИМКЕ; выпускница училища Шалпан Мусаханова, (Фотохроника ТАСС). Двкумеит^льный энргм Огромный; ежегодно попол­ няемый фонд научно-популяр­ ных и документальных филь­ мов — это своеобразная кино­ энциклопедия. Всех тех, кто хо­ чет с помощью экрана совер­ шить экскурс в историю своей страны, увидеть памятники ар­ хитектуры, красоту и богатство природы, или просто совер­ шить увлекательное путешест­ вие на другой континент, кино- прокат приглашает посмотреть документальные фильмы: «Ат­ лас Ильича», «Говорит Ок­ тябрь». В этих фильмах режис­ серами отобран в архивах яр­ кий кинофотоматериал, кото­ рый сопровождается живыми свидетельствами очевидцев, что, бесспорно, повышает эмо­ циональное воздействие каж­ дого кадра. Зритель становится не только свидетелем, но и со­ участником тех принципиаль­ ных перемен, которые произо­ шли в нашей стране за. 66 со­ ветских лет. Документальный экран ме­ сяца любителям путешест­ вия предлагает посмотреть цветной хроникально-докумен­ тальный фильм, созданный на Центральной студии докумен­ тальных фильмов, — «Респуб­ лика в океане». Вместе с ре­ жиссерами Ю. Егоровым и О. Лебедевым зрители побыва­ ют; на островах Зеленого Мыса, познакомятся с социальными, экономическими и политиче­ скими преобразованиями, со­ вершившимися в республике Гвинеи Бисау после завоевания независимости в 1975 году. Документальный фильм о спорте — одно из любнмейших кинозрелищ — уже не тот, что был всего несколько лет назад. Теперь никого не удивишь и не заинтересуешь простой инфор­ мацией о новом спортивном рекорде или ином событии 6 жизни спорта. Кинематографи­ сты стремятся показать зрите­ лям то, чего не увидишь на ста­ дионе или телеэкране, они сме­ ло вторгаются за «кулисы со­ ревнований», в область психо­ логии спортсменов. Сегодня в большом Лорте, когда человек все выше поднимает предел своих физических возможно­ стей, победа достается тому, чей интеллект удваивает сипу мышц. В фильме «Спорт, эмо­ ции, мысли», созданном на ки­ ностудии «Цситрнаучфильм», рассказывается от работе -спор­ тивных психологов, врачей-пси- хргигиенистов, помогающих спортсменам использовать ог­ ромные резервы человеческо­ го мозга и психики для дости­ жения высоких спортивных ре­ зультатов. Смонтированные в напряженном ритме, кадры фильма помогли проникнуть в таинство спорта, открыли сек­ рет многих рекордов и еще раз напомнили, что большой спорт — та же работа, то же творче­ ство. Думается, что липецкие зрители с интересом посмотрят эту познавательную ленту. В целом, майский докумен­ тальный экран представлен яр­ ким тематическим многообра­ зием. Кроме вышеперечислен­ ных фильмов, липчане познако­ мятся с лентой Грузинской сту­ дии «Народное творчество», которая рассказывает о грузин­ ских народных умельцаx^ неумирающих традициях это­ го народа. Встретятся с семь­ ей художника Тимченко—Ски- цюк — мастерами народной росписи. Познакомиться с творчеством можно, посмотрев научно-популярную ленту «Се­ мья мастеров» (производство «Киевнаучфильм»]. 11 - Редактор Н. ЗАГНОЙКО; АДРЕС РЕДАКЦИИ: г; Липецк, площадь Плеханова, Дом печати. Телефоны: редактора — 4-67-13, огвегственного секретаря и фотокорреспондента — 4-6Т-И, отделов: коимупистического воспитания -4 -66 -12 , комсомольской жизни - 4-67-03, учащейся молодежи — 4-66-06, писем— 4'66-1в, сцорта — 4^в6-07. 8443“’ Издательство газеты «Ленинское знамя»; Липецк, Коммунальная пл., 44; ЗкЕ. №ЗШг

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz