Ленинец. 1978 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1978 г. (г. Липецк)

З ф Л Е Н И Н Е Ц П ОЖАЛУЙ, все началось с той поездки в Воронеж. Поездка эта была награ­ дой группе. С этими ребятами (я вела у них уроки литерату­ ры) мы «проходили» творчест­ во С. Есенина. Много говорили о красоте есенинского стиха, его мелодичности. Слушали песни на стихи поэта. Рассуж­ дали о красоте подлинной и мнимой. Спорили горячо. И вот буквально через несколько . дней после этих уроков — по­ ездка в Воронеж. Всю дорогу ребята пели. Нет, это даже не то слово. Они не пели, они орали уличные . плоские куплеты, явно находя в этом удовольствие. И вот тогда я впервые заду­ малась о том, что мало гово­ рить о красоте. Мы должны на­ учить ребят ее видеть букваль­ но во всем — в полевом цвет­ ке, грации вроде бы некраси­ вой девушки, легком облаке... Находить подлинную красо- г ту в жизни. Уметь видеть ее в искусстве. , Формы приобщения к искус­ ству могут быть разные. Ска- кем , занятия эстетического кружка. Интересен опыт такой работы в восьмом техническом училище города Воронежа. В этом кружке своеобразные практические занятия закреп­ ляют теорию. Если речь захо­ дит о живописи, кружковцы приглашают к себе в гости ма­ ститых художников, идут на вы- Занятия на тему; «Твой внеш­ ний вид» ребята решили офор­ мить так: побывали в парик­ махерской, где первоклассные мастера не только рассказыва­ ли о модных прическах, но и продемонстрировали их. : Но есть и другая, самая, по­ жалуй, распространенная фор­ ма эстетического воспитания— вовлечение ребят в творчество, например, в художественную самодеятельность. УРОКИ ЭСТЕТИКИ, КАКИМИ о н и д о л ж н ы БЫ Т Ь ? Эстетическое воспитание. Это важнейшая составная часть всей идеологической )>аботы е молодежью. Сегодня, когда партия подчеркивает необходимость комплексного подхода к вопросам формирования гармонически развитого, предан­ ного идеям коммунизма человека, проблемы, связанные с эстетическим воспитанием, волнуют многих. По просьбе нашего корреспондента своими наблюдениями, практическим опытом в этом плане делится Н. Е. Харитонова, художествен­ ный руководитель ГПТУ Н5 22 г. Данкова. Я работаю художественным руководителем в училище, ес­ тественно, этот вопрос меня очень волнует. ...Тот учебный год начался для меня, как всегда, с конкур­ са «Алло, мьГ ищем таланты». Его мы обычно проводим на балу осени. Здесь всегда очень ярко «проявляются» ребята. I 1 на музыкальных инструментах. Назвали «Голубая мечта». Его музыкальным руководителем стала Зоя Лаврова, преподава­ тель городской музыкальной школы. Кто-то может поиронизиро­ вать, мол, «Голубая мечта», зна­ чит, что-то нереальное, идилли­ ческое, неосуществимое. Но ля, увидев, как серьезно ра­ зучивают девушки песни, от­ рабатывая буквально каждую музыкальную фразу. Очень серьезно они подходят и к вы­ бору репертуара. Долго обсуж­ дают ту или иную песню, ду­ мают — подходит ли она к их ансамблю. Тщательно проду­ мывают костюмы (конечно, ис­ Учить видеть красоту Выясняется, что кто-то хорошо поет, кто-то, прекрасно танцу­ ет или рисует. Недаром на конкурсе самодеятельного творчества учащихся техниче­ ских училищ мы заняли второе место и получили Диплом II степени. Больше всего мне запомнил­ ся бал «Осень-76». Вернее, не дам бал, а открывшийся на нем самородок. А дело было так. Как всегда, мы знакомились с ребятами, выясняли, кто и что из них уме­ ет делать. В одной из групп нам сказали, что есть девочка, кото­ рая «ну, просто замечательно играет на гитаре и поет». И вот девочка запела... И мы пора­ зились. Да, это был голос. И какой! Той же осенью мы орга­ низовали в училище вокально- инструментальный ансамбль, так как оказалось, что еще не­ сколько девочек умеют играть язык цветов, в далекие време­ на рожденный на Востоке, а за­ тем в XIV веке распространив­ шийся по Европе, говорит, что синий, голубой цвет означают верность, доверие, любовь, дружбу'. Для Сергея Есенина, например, это любимые цвета — они усиливают ощущение не­ объятности просторов России, создают атмосферу радости бытия, выражают чувство неж­ ности, любви. Именно такие свойства голубого цвета и име­ ли в виду девушки из Данкова, называя свой вокально-инстру­ ментальный ансамбль «Голу; бая мечта». Сейчас этот ансамбль суще­ ствует второй год. За это время его полюбили и в ДанкОве,^и во многих селах района, куда"” ан­ самбль неоднократно выезжал с агитбригадой. В чем секрет успеха? Ответ на этот вопрос я получила на репетиции ансамб­ ходя из возможного). Поют де­ вушки с душой — увлеченно, часто обыгрывают песни, как, например, в озорных, веселых .«Неваляшках» и бравых «Сол- датушки-ребятушки». У деву­ шек высокая требовательность ...На конкурсе «Молодые го­ лоса» ансамбль один из немно­ гих был отобран для участия в следующем этапе. Казалось бы, девушки должны быть ДОВОЛЬт ны собой, но они счи-гали, что это было одно из самых не­ удачных их выступлений, что они могут и, не раз доказывали это — петь лучше. Но ведь не будешь же объяснять жюри (коль уж вышел на сцену), что совсем недавно в ансамбль пришли новенькие, что у «Голу­ бой мечты» нет своих инстру­ ментов, а на конкурсе им предо­ ставили 12-струнные гитары, на которых они раньше не играли. Долго не могли разойтись пос­ ле того выступления. Собствен­ но, такие импровизированные обсуждения бывают после каж­ дого концерта. Мне хотелось бы рассказать о главной мечте девушек: своими песнями про­ буждать у зрителей (а самый первый их зритель — -ова- рищи по учебе) любовь к пре­ красному, стремлеи.ие к красо­ те. Недаром своим девизом они взяли слова Утесова: «Настоя­ щий эстрадный певец — не тот, кто выходит на сцену испол­ нять песню. Такой пев ец— вроде инструмента. Право на жизнь в эстраде имеет тот, кто своим искусством сможет учить людей жить красиво, крылато, гордо...». Мне кажется, что эта мечта девушек осуществляется уже и теперь. И свидетельством тому множество цветов и аплоди­ сментов, которыми их награж­ дают за выступления. Солистка ансамбля Валентина Ольшанни- кова мне рассказывала: «Од­ нажды, это было на практике, я стояла на подоконнике, к р а ­ сила раму и потихоньку напева­ ла. Ко мне подошел мастер, он теперь на пенсии, Николай Ни­ колаевич Зуев и низко покло­ нился: «Спасибо вам, Валюша, за песни ваши». — Знаете, после такого хо­ чется петь еще лучше. Я никог­ да не забуду этой благодарно­ сти старого мастеоа. Сейчас «Голубая мечта» в по­ иске. Девушки хотят найти «свое лицо», выработать свою, оригинальную манеру исполне­ ния. И ансамбль, как никогда, близок к своей цели.' Самая за­ ветная мечта девушек — и это дело будущего — создать на основе ансамбля театр пес- ПОЧЕМУ Я ПИШУ в ГАЗЕТУ? : Такой вопрос мне часто при­ ходится слышать от своих то­ варищей. Твое ли это дело — писать о недостатках? Ведь как-нибудь и без тебя разбе­ рутся, — говорят они. Действи­ тельно, если не вмешиваться ни во что, то жить куда спокой­ нее. Но мне всегда хочется от­ ветить на это: ведь нельзя ми­ риться с тем, что мешает в жизни и в работе. Хочется по­ мочь быстрее устранить встре­ чающиеся неурядицы. Об этом должен заботиться каждый че­ ловек, а рабкор тем более. Но не только о недостатках мне приходится писать. Чаще я рассказываю о своих товари­ щах, с которыми бок о бок воз­ вожу жилые дома, о наших передовиках, которые самоот­ верженным трудом заслужили' глубокое уважение. Мне, как- рабкору, приходится освещать их опыт работы, чтобы он на­ шел широкое применение, по­ мог бы успешно выполнить взя­ тые социалистические обяза­ тельства. Некоторые руководители по­ чему-то неправильно понимают роль рабкора. — Зачем, мол, выносить сор из избы?—рассуждают порой они, забывая о том, что крити­ ческие замечания — не само­ цель, а стремление вовремя ис­ править ошибку, предотвратить тот или иной промах, избавиться от недостатков, которые меша­ ют трудиться лучше. И еще об одном хочется ска­ зать сегодня. Неудобно бывает рабкору, когда товарищи гово­ рят: дескать, что от того тол­ ку, что критику навел в газете. Ведь результатов это иногда нс дает. Я хотел бы, чтобы на страницах нашей газеты чаще появлялись материалы под руб­ рикой «Меры приняты». Хотелось бы обратиться к рабкорам: будьте непримири-3 мы к недостаткам. Активнее в сотрудничайте в газете. Это | поможет сделать ее интереснее а и будет способствовать более | успешному выполнению про- § граммы десятой пятилетки, за­ дач, постав.тенных ХУШ съез­ дом ВЛКСМ. Иван КУЗНЕЦОВ, рабкор газеты «Ленинец» с 1960 года, каменщик СУ-4 треста «Жилстрой». НА СЛУЖБУ АРМЕЙСКУЮ Служить в рядах Советской Армии — большая честь. В эти дни в военные комиссариа­ ты области приходят сотни юношей. Они готовятся стать солдатами. Юноши Советского района собрались в празднично убранном клубе райвоенкома­ та. Здесь с будущими воинами беседуют участники Великой , Отечественной войны, ветера­ ны: полковники запаса А. П. Заварзин, А. А. Давиденко и другие. Среди призывников — мон­ тажник Липецкого строитель­ но-монтажного управления «Стройтермоизоляция» Сергей Гамов, рабочий уеплбвых се­ тей Дйпецкб Михаил Шипилов, токарь завода пусковых дви­ гателей Владимир Шишкин.. Когда они проходили медицин­ скую комиссию, волновались. _ Но врачи остались довольны— 3 во всех графах медицин­ ского листа поставлена «от­ метка»: «к службе годен». Многие из призывников про­ шли курс начальной военной подготбвки на учебных пунктах, имеют техническую специаль­ ность. Но все они здесь, на призывном, пункте, изучали первые, пока еще нехитрые, воинские обязанности. А завт­ ра они уже будут настоящими солдатами. А. БОЛОТОВ. Творческие встречи артистов Липецкого областного драмати­ ческого театра со строителями Всесоюзной ударной комсо­ мольской стройки — Липецкой Магнитки—добрая давняя тра­ диция. Чаще всего, конечно, они происходят в театре, на спектаклях, на обсуждениях работ мастеров сцены. Но артисты бывают в гостях у своих зрителей — строителей, возводящих уникальный объект — гигантскую доменную печь № 6. В тот день, когда был сделан этот снимок, группа актеров театра приехала на строительную площадку, где показала отрывки из спектакля «Последний срок» по повести Валентина Распутина. НА СНИМКЕ: артисты театра среди строителей Всесоюзной ударной. Фото в . Ельшаева. Премьера в народном театре В конце апреля в народном театре сокольских металлургов состоялась шремьера по пьесе Геннадия Мамдина «Эй ты, здравствуй!». Эта работа молодого режис­ сера, выпускницы Орловского филиала МГиК Валентины Ковриковой. История знакомства Маши Балагуевой с Валеркой Доро­ ховым началась в небольшом городке, где живет Валерка и куда приехала отдыхать к сво­ ей бабушке Маша. Полон дом друзей у Дороховых, а у Ма­ шиной бабки — «жильцы» и «покупатели», одни «деньги на уме». У Валерки все иначе: и друзья интересные, и отец герой, и мать — штурман дальнего плавания. Отец во время Великой Отечественной войны спас транспорт, идущий из горящего Севастополя с ра­ неными, женщинами, детьми и стариками, получил при этом инвалидность. Восемь лет боро­ лись врачи за его жизнь, и сей­ час предстоит еще одна опера­ ция... Похожим' на отца мечтает стать Валерка. «Ненавидеть, как он, верить, как он... быть добрым — от вечного ощущения, что ты людям дол­ жен больше, чем они тебе... И чтобы люди были счастливы»,— такова Валеркина высшая цель. Й Маша разделяет его пози­ цию. Она не приемлет образа жизни своей бабушки. Роль Маши исполнила уча­ щаяся Липецкого медицинско­ го училища Татьяна Авцынова. Она подкупила зрителей своим обаянием и непосредственно­ стью. Дебютом для Андрея За- ярного была роль главного ге­ роя пьесы. Спектакль был очень тепло встречен зрителями. После со­ стоялось обсуждение. В адрес коллектива было высказано много хороших слов и пожела­ ний. О. ПАШЕНЦЕВА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz