Ленинец. 1978 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1978 г. (г. Липецк)

ЛЕНИНЕЦ 9 4 ’чг$;ьЗзка9«гег(1иев8!;5!вСб!9ев9а»ааашхЕ:1зга«1е1131Ш(ва8ВВзаг1В19г1«е№ааггкпа8ааз№98д1б!11ШШ»1Е1!:зиви$н»шанн113»ни11вдишеввши11111Ш^ Н А ПРИЛАВКАХ книж­ ных магазинов' появил­ ся сборник рассказов липчанина Александра Титова «Память о мастере». В небочть- шкх по объему иовслла.х — не­ которые из них скорее напоми­ нают зарпсовки — автор дает галерею портретов, преподносит простые житейские случаи, ста­ раясь и 'В людях, и в событиях, вндане ничем не примечатель­ ных, разглядеть глубинный, мо­ гучий ток жизни, утверждая солнечный, радостный, по от- пкхдь не безмятежный мир бы­ тия. |й лучших своих рассказах «Дезочка-колосок», «Город Это — рассказ «Город идет». Всякий, даже п столь простран­ ный, пересказ приблизителен, но мы сделали его, чтобы пока­ зать, па каких точных деталях, зрительных образах останавли­ вает внимание читателя автор, как тонко он передаст мировос­ приятие героя, социально-нрав­ ственную суть характера. Простой, незаметный человек, «чудак» из рабочей слободки, вдруг вырастает в глазах чита­ теля, Мы, как бы раздвигая ра.мки авторского повествова­ ния, уже понимаем, что не толь­ ко из-за привычки к дому так странно ведет себя Иван Пудее- внч, а.больше потому, что вся- путствовать ей всю жизнь, как псточннк высокой гуманности и правствепиости. Но автор не во всех расска­ зах столь зорок и пристален, « ПОТО.МУ по глубине постижения жизни многие вещи явно усту­ пают лучшим его произведеки- ям. И та.м, где не хватает глу­ бины ,н осмысления — сразу же кажет свое мертвое лицо лите­ ратурщина и фальшь, характер теряет достоверность, содналь- но-иравственньга' заряд не сра- Ш Е 9 !Ш 1В !ПШ 9Ш 1 9 9 9 (3№ И иН КНИГИ молодых «;9аНтШ9*8Иа18ПНт919ПН9119ШЗВИПН11ВИ99199Ш9ИИе!8г939г39г393ДЯИ!!*983г'11ГЧ?т^ТГ1гИН1ШШВИ91в9«( ж и з н ь д у ч е л о в е ч е с к о й | ЗП<19д91ШаааВ1ВВ81ВВаВВВ113дВВЭ911агП<9ВЕ99авд1иН!ВВЗ!ВВ198В2В8ВВВ1В309В1Ва3389ВВвВ5Е$Эг!;99!а9ШВВВЕВВ9гВ:ВВ1ВВВШа ,ьд«т», «З.мей-иекусптель», «Па- м*"ь о мастере» автор обна- ру'^^и8ает цепкое зрение худож­ ника, умение двумя-тремя штрихами дать точную картину, пшеяать о тончайших пережи­ ваниях героя, о движениях его души. ^ В городе реши.ти построить театр. Всем, жившим в предназ­ наченных под снос до'ыах, дали новые квартиры. Переселился в новый дом II герой рассказа Иван Пуяееви'ч, рабочий, отец которого Пуд нес свое имя, как насмешку старого лгара. Когда- то дед Ивана Пудееаича задол­ жал попу пул муки. Так вот, в кое разрушение претит его ес- батывает, как подмоченный по- теству рабочего человека, при- рох. Признанный ныне великий выкшего Не разрушать, а сози- мастер рассказа Василий Шук- дать. Оттого-то он и чувствует шин шкал: «И, стало быть, тот неловкость за свою бесполез- рассказ хорош.,., который не яость в деловом, шумном подо- умертвил жизни, а как бы пере- ке улицы нового города. Таков садил, не повредив, в наше чи изобрести затычку списхожде-. | ния. Казалось бы, все есть в | рассказе, кроме ответа на во- . “ прос: а почему Митя опоз- В дал? Кто виноват? Обстоятель- 5 ства ли так сложились, сам ли | он в молодости учением пре- ш небрег? Автор не дает ответа. А | ' именно в этом ответе и кроется | тот социальный закал образа, | который должен'был сработать, д ^«Моя жизнь теперь по-новому 'пошла», — говорит Митя. А по- ' чему'раньше, лет двадцать, де­ сять назад шла она по-старому? Фплбсофствоваиие, немысли.мые проекты II чудачества — это внешнее, а что их породило, что напо.ли:яло и наполняет сейчас душу этого человека? Какая ‘ боль,' какая радость? Неизвест­ но. И сдается, что рассказ на- ' писан ради доказательства про- ■ писиой истины; учиться никогда не' поздно. - ■ • Так-то оно так, скажет чита­ тель, а все же лучше бы вовре- хМигя чем-то сродш! Глебу Ка­ пустину из рассказа В. Шукши­ на «Срезал», только он добр. Но Глеба Капустина мы вос­ принимаем как неуживчивое, ер­ шистое дитя времени, он кровно связал с нашей жизнью, где случаются и незаслуженные кандидаты, и прочие высокие Иваны, не помнящие родства. Глеб, в пелресташюй 'войне мы понимае.м, отчего Глеб Ка­ пустин стал таким, и заключа­ ется огромный нравственный по­ тенциал рассказа. Митя — тоже, в сущности, фигура трагическая. И доко­ пайся автор до сути, расставь все точки над «и», — рассказ он.'Иван Пулеезич, всегда: и в тательское сознание». Ана.ли- житейской обыдениссти, и в час зируя такие рассказы А. Тито- мпотатых и правых б„ Р'- " грозной беды народной. Мы по- в а . ' как ' «Машинка», «Опоз- Р"' ® нимаем, что мил.дионы таких дал», «Человек без-микробов», >'Оторои мы Иванов с оружием в руках в «Серепшо ружье», невольно за- свое время поднялись против мечаешь, как автор иногда влте- разрушлтеля человечности ми- сто «древа жизни» старается ра — фашизма — и побёдилн. высадить что-то .наподобие кап­ роновой е.Чкл, без аромата, без Слободку сносят во имя но- колкости и .юлейкости, свойст- вой жизни, сносят, как остатки, венных хвойной породе. В са- щ ог.мостку, чтоб до кончины СВО-- как насмешку старого мира над ,мом деле, вот сельский мехаки- 2 ей памятовал бедняк о до.лге, рабочим человеком. Иван Пуде- затор, лучший комбайнер, вы - . получился Оы оо.чее весомым, д Я поп и нарек его сына Пудом, евич это прекрасно поетмает, но просив в райкоме комсомо.ла Но для этого надо видеть связь ^ 3 П уд погиб в революцию, а из- тревожит старика иевысказан- старую пишущую машиику характера л времепц, чего еще д Я .дёака старого мира доживала ная и, может быть, нессозна.н- (комбайнер из досуге пишет порой не хватает мо.лодому про- . 1 свой век теперь с Иваном Пу- ная им самим боль: а не уйдет рассказы), по дороге домой в заику. И это тем более обидно, я 2 десвичем. Хорошо в новой удоб-' ли вместе со стары.мп домами то пургу и мороз вдруг, и.змучив- что по языку рассказ этот, по- | § пой квартире с ванной и газом, нравственно высокое начало, та шис-в, бросает ее в снег. Но поз- жалуй, лучший в книжке.д д НО не спится здесь Пваиу Пуде- атмосфера труда, которая, из же встряхнулся; «.Мартин Идеи, «Даже если,и есть история на 2 I езичу, что-то тянет его’ в ста- поколения в поколение выстра- небось, не бро.оил бы. Слюнтяй памяти, и есть умение ее расска- я т . рую слободу, В ветхий его до- дана людьми, в том числе и са- н нытик, а никакой не писа- зать. надо еще почувствовать, ■ Е МИШКО. Постанывает под нога- мим Ипааом Пудеевичем, под те.ть». (Рассказ «Машпика»), что она .нужна. Нужна ли? И | 3 ми пол, окна снаружи — че,р- кровлей неказистых домишек? Читатель, хорошо знающий лю- это-то в «профессии» рассказ- и Я ные, в них безвозвратно гаснет Большую смысловую нагрузку дей села, сразу чу.вствует, что- ч-ика едва ли .не самое трудное Я н солнечный свет. Квадрат не, несут в рассказе две подробно- то здесь не то. Механизатор ес- — понять, нужен ли ты сейчас " В выцветших обоев, где висел 8 портрет погибшего иа войне сы- 1 на, крохотные грядочки с.огур- 8 Д 1 ,ам !1 и помидорами в садике. 3 Бульдозер, уткнувшийся упря- 2 мым лбо.м в чей-то сарай п ско- том» I шейной' фарой прикидывающий, портрета погибшего сына на лезяку, но уж ндкак яе придет а сколько домов еще осталось стене. Это тоже напоминание о ему в голову призывать на по- 8 1 разрушить. Иван Пудеевич сры- прошлом, но в отличие от всего мощь хоть и к.дассичесхдго, »о I вает с грядки холодный рося- прочего, напо.мннши 1 е о том, что' литературного героя. Не увидев 5 ной огурец, белый с того боку, мы не можем, не должны, не нужного продолжения, автор « каким лежал на земле, но не имеем права погружаться «в толкнул своего героя на лож- ______ 8 «ст — не хочется — и жалеет, облако темной пыли», когда раз- ный, несвойственный тому пово- оказываются как бы" вне време- 8 что попусту сорвал. Бульдозе- рушаем старое п обзют.раиваем рот и... герой умер, не успев .ро- ни .и пространства («Кот иашел- 5 рист Митька недружелюбно по- новую жизнь. Такова «жизнь днться, а вместе с ним умер и «Человек без мийробов», 8 глядывает на старого чудака, д^тои человеческой», приоткры- рассказ. «Голос»)'. Анализ жизни под.ме- • ночующего в пустом доме, тая авторо.м за внешне обычной Характеоеп в этом отношении ияется «сочините.льством» (Се- I Мальчишки, стреляющие из ро- картиной жизни. Именно те рассказ «Опоздал». Живет на регипо ружье»), характеры не « таток по стеютам. Вечерний от- рассказы, где молодой литера- селе, работает в бригаде плот- обоастают плотью и кровью. I дыхающий го,род в-огнях. Иван тор проникает в глубь характе- ников этакий забавный шук- В таком до.лгом и, может, I Пудеевич возвращается в но- ра, соотносит его со временем, штшекий чудачок Митя, выду- чрезмерно требовательно.м, без I вую квартиру, ловит по дороге точно исследует жизнь, получи- мывает разные «летающие снисходительностл, разгово,ре I обрывш чужих разговоров, и лись емкими,"значительпымл. В плоскости», ко; 1 стру.ирует из ко- не было бы нужды, если бы к.ни- I ему стано.внтся «нело.в.ко за минуту душевного прозрения рыта и детских колясок автомо- га не свидетельствова.ла о боль- § свой возраст, за бесполезность понимает девочка Света свою били, без у.молку философст-ву- щцх потенциальных возможно-^ 5 В этом болыпом я трудолюби- кровную связь с дедушкой и, ет. К пятидесяти годам пробу- стях автора. И остается поже- I 80М городе», подползающем кот- больной бабушкой, испытывает дилась у него вдруг неуемаая лать нашему способному земля- I ловаиа.ми будущих домов к ело- боязнь и тревогу за них, видит тяга к знаниям, стал он учиться ку обрести ’ свою . стезю я — в I боде. Идет город-труженик, ши- себя тоненьким колоском в бес- в вечерней школе. Из-за йзлйш- путь! I пит э.лбктросваркой, шумит крайнем поле парода. И мы уже ней склоаности к философии ' 3 I машинами, с каждым кирпичом уварены, что пробудившаяся со- происходят с ним разные курь- ' В. ЛОГИНОВ. 2 ? кладется прочно и падо.лго,.. весть, чуткость .души будут со- езы. Плотипкн советуют -ему г. -Липецк. 2 -згв{9а9шнваэв1;в;в!!Е9а1а8вявввв^всд!!веввв8зв9г1вв91!1вг9<(9!г119дава9В]вавззвнЕ!аагвв1ват9вв;гв9вгватЕП11В1вв9В1гз11а11ШПпат1Пшшшввваэ19ива|19шГ сти: описание убитого солдата- лп уж взял, то пе бросит: же.че- со своей историей?», ми отца - бо.льшевП|ка, который зок не одну топну ка п.лечах пе- Что значит это шукшинское «дежит на свежевымытом полу, рстаскал, привык. Он отдохнет ^почувствовать»? 'Выбивать и его большие руки вялые, еще в пути, вспом.иит, ка,к_ пр.ишлось Выявлять'в жизни некие теплые, пахнут порохом и мазу- ему тащить из мастерской в по- ха,рактарпые тенденции, мешаю- эм», и упоминание о следе от ле какую-нибудь увесистую же- становлению нравственной чистоты советского человека, воевать против них — быть нужным Л.ЮДЯМ. ■ Вот этого у.меиия увидеть и выявить в иекоторых рассказах не хватает А. Титову. Горой пх В Советском районном об­ ществе охраны лрирЪды насчи­ тывается около 17 тысяч юнна­ тов: школьники, учащиеся про­ фессионально-технических учи­ лищ, студенты техникумов и вузов. Недавно районный совет об­ щества охраны природы совме­ стно с постоянной комиссией проверил состояние природо­ охранительной работы в про­ фессионально-технических учи­ лищах Советского района. От­ мечено,' что многие училища района принимают участие в охране природы: благоустраи­ вают территорию, прилегаю­ щую к ГПТУ, высаживают де­ ревья, кустарники, цветы, уха­ живают за ними. В таких училищах, как двад­ цать первое, двадцать восьмое, организуются лекции и беседы, проводятся выставки и конкур­ сы. Президиум районного сове­ та общества совместно с обла­ стным управлением профтех­ образования принял постанов­ ление, в котором намечены конкретные меры по улучше­ нию прмоодоохранительной ра­ боты в ПТУ. В целях широкого привлече­ ния к ней молодежи района Советское районное общество развернуло среди учащихся со­ циалистическое соревнование «За беретКное отношение к природе». Утверждены его ус­ ловия, которые предусматри­ вают проведение лекций и бе­ сед, озеленение и благоустрой­ ство территорий, создание угол­ ков и клубов охраны природы, организацию выставок книг, чи­ тательских конференций. По­ бедители районного соревно­ вания будут награждены дип­ ломами, Почетными грамотами общества. В. ТОМИЛИНА, зам. председателя Советского районного совет» общества охраны природы. Для тех, кто хочет пополнить свою библиотеку в каждо.м магазаце облкни- готорга есть уголок ииформа- цни покупателя, где можно по­ знакомиться с тематическими планами, и оставить открытку с заказом на необходимую кни-. ту. Сейчас уже поступают "пла­ ны Выпуска'книг на 1979 год. Реко.мендуем обратить вни­ мание на вторую часть тема­ тического плана, в которой пе­ чатаются перечни изданий для специалистов. -Предварнтельнын заказ с учетом тематического плана гарантирует приобретение нужной .литературы. Е. БЕЗРУКАВНИКОВА. старший товаровед облкниготорга. Это было случайное, но при­ ятное совпадение: когда отме­ чался -Международный день театра, в Елецком городском Доме пионеров царило не­ обычайное оживление — здесь праздновали 30-летие местного театра кукол. Начало ему положила работ­ ница 20-й школы Наталья Ни­ колаевна Полухина. Она не имеет специального образова­ ния, но очень любит ребят, детскую самодеятельность. Как-то так получилось, что школьники, побывав в Москве, в гостях у Образцова, посмот­ рев его спектакль, решили по­ пробовать свои сипы в этом трудном и увлекательном ис­ кусстве. Сами сделали куклы, подготовили декорации, ко­ стюмы. Около месяца репети­ ровали сказку «Терем-тере­ мок». Занимались в выходные дни, после уроков. 29 марта 1948 года состоя­ лась премьера. Зрительный зал был переполнен. Волновались не только юные артисты и, их наставница Наталья Николаев­ на. Волновались учителя, ро­ дители ребят. А маленькие ар­ тисты играли с воодушевлени­ ем, с подъемом, хотя у кого-то от волнения сильно билось сердце, пересыхало горло, «пропадал» голос». В зале это­ го на замечали. Здесь царила тишина. О первом успехе стало изве- стно Серге.чэ Образцову, ди­ ректору Московского театра кукол, и он срочной телеграм­ мой поздравил ельчам и поже­ лал им новых успехов. Про­ славленный кукольник поддер­ жал ребят не только словом. Из Москвы в Елец шли посыл­ ки с масками, книгами, инстру­ ментом. Шло время, росло мастер­ ство ельчан. Спектакли-сказки смотрели в клубах, школах. И вот — юбилей. Секретарь горко,ма партии Т. Н. Денисова, зав. гороно А. И. Самохин, сек­ ретарь горкома комсомола Н. И. Евсеева вручают юбиля­ рам ■Почетные грамоты. А На­ талье Николаевне Полухиной— медаль «Ветеран труда». Не забыла наших кукольни­ ков и Москва. Коллектив Цент­ рального театра кукол тепло поздравил своих коллег, по­ желал творческих радостей и отметил, что «солидный стаж вызывает не только большое уважение, но и уверенность в том, что самодеятельные арти­ сты серьезно относятся к заме­ чательному искусству». И это действительно так. Об этом го­ ворит и тот факт, что первые артисты театра Клара Горобец, Татьяна -Некрасова, Алла Рыж­ кова, став взрослыми, теперь выступают на больших сценах, г. Елец. В. СТЕБАК08. Редактор Н. ЗАГНОИ КО. АДРЕС РЕДАКЦИИ; г. Липецк, п.ющадь Плеханова, Дом печати. Телефоны: редактора — 4-67-13, ответственного секретаря и фотокорреспондента — 4-67-11, отделов: коммунистического воспитания —4-66-12, комсомольской жизни — 4-67-03, учащейся молодежи — 4-66-06, писем — 4 - 6 6 - 1 8 , спорта ~ 4-66-07. АЭ 81232 Типография издательства «Ленинское знамя», Липецк, Коммунальная пл., 44. Зак. № 3346.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz