Ленинец. 1978 г. (г. Липецк)
ЛЕНИНЕЦ 9 4 ’чг$;ьЗзка9«гег(1иев8!;5!вСб!9ев9а»ааашхЕ:1зга«1е1131Ш(ва8ВВзаг1В19г1«е№ааггкпа8ааз№98д1б!11ШШ»1Е1!:зиви$н»шанн113»ни11вдишеввши11111Ш^ Н А ПРИЛАВКАХ книж ных магазинов' появил ся сборник рассказов липчанина Александра Титова «Память о мастере». В небочть- шкх по объему иовслла.х — не которые из них скорее напоми нают зарпсовки — автор дает галерею портретов, преподносит простые житейские случаи, ста раясь и 'В людях, и в событиях, вндане ничем не примечатель ных, разглядеть глубинный, мо гучий ток жизни, утверждая солнечный, радостный, по от- пкхдь не безмятежный мир бы тия. |й лучших своих рассказах «Дезочка-колосок», «Город Это — рассказ «Город идет». Всякий, даже п столь простран ный, пересказ приблизителен, но мы сделали его, чтобы пока зать, па каких точных деталях, зрительных образах останавли вает внимание читателя автор, как тонко он передаст мировос приятие героя, социально-нрав ственную суть характера. Простой, незаметный человек, «чудак» из рабочей слободки, вдруг вырастает в глазах чита теля, Мы, как бы раздвигая ра.мки авторского повествова ния, уже понимаем, что не толь ко из-за привычки к дому так странно ведет себя Иван Пудее- внч, а.больше потому, что вся- путствовать ей всю жизнь, как псточннк высокой гуманности и правствепиости. Но автор не во всех расска зах столь зорок и пристален, « ПОТО.МУ по глубине постижения жизни многие вещи явно усту пают лучшим его произведеки- ям. И та.м, где не хватает глу бины ,н осмысления — сразу же кажет свое мертвое лицо лите ратурщина и фальшь, характер теряет достоверность, содналь- но-иравственньга' заряд не сра- Ш Е 9 !Ш 1В !ПШ 9Ш 1 9 9 9 (3№ И иН КНИГИ молодых «;9аНтШ9*8Иа18ПНт919ПН9119ШЗВИПН11ВИ99199Ш9ИИе!8г939г39г393ДЯИ!!*983г'11ГЧ?т^ТГ1гИН1ШШВИ91в9«( ж и з н ь д у ч е л о в е ч е с к о й | ЗП<19д91ШаааВ1ВВ81ВВаВВВ113дВВЭ911агП<9ВЕ99авд1иН!ВВЗ!ВВ198В2В8ВВВ1В309В1Ва3389ВВвВ5Е$Эг!;99!а9ШВВВЕВВ9гВ:ВВ1ВВВШа ,ьд«т», «З.мей-иекусптель», «Па- м*"ь о мастере» автор обна- ру'^^и8ает цепкое зрение худож ника, умение двумя-тремя штрихами дать точную картину, пшеяать о тончайших пережи ваниях героя, о движениях его души. ^ В городе реши.ти построить театр. Всем, жившим в предназ наченных под снос до'ыах, дали новые квартиры. Переселился в новый дом II герой рассказа Иван Пуяееви'ч, рабочий, отец которого Пуд нес свое имя, как насмешку старого лгара. Когда- то дед Ивана Пудееаича задол жал попу пул муки. Так вот, в кое разрушение претит его ес- батывает, как подмоченный по- теству рабочего человека, при- рох. Признанный ныне великий выкшего Не разрушать, а сози- мастер рассказа Василий Шук- дать. Оттого-то он и чувствует шин шкал: «И, стало быть, тот неловкость за свою бесполез- рассказ хорош.,., который не яость в деловом, шумном подо- умертвил жизни, а как бы пере- ке улицы нового города. Таков садил, не повредив, в наше чи изобрести затычку списхожде-. | ния. Казалось бы, все есть в | рассказе, кроме ответа на во- . “ прос: а почему Митя опоз- В дал? Кто виноват? Обстоятель- 5 ства ли так сложились, сам ли | он в молодости учением пре- ш небрег? Автор не дает ответа. А | ' именно в этом ответе и кроется | тот социальный закал образа, | который должен'был сработать, д ^«Моя жизнь теперь по-новому 'пошла», — говорит Митя. А по- ' чему'раньше, лет двадцать, де сять назад шла она по-старому? Фплбсофствоваиие, немысли.мые проекты II чудачества — это внешнее, а что их породило, что напо.ли:яло и наполняет сейчас душу этого человека? Какая ‘ боль,' какая радость? Неизвест но. И сдается, что рассказ на- ' писан ради доказательства про- ■ писиой истины; учиться никогда не' поздно. - ■ • Так-то оно так, скажет чита тель, а все же лучше бы вовре- хМигя чем-то сродш! Глебу Ка пустину из рассказа В. Шукши на «Срезал», только он добр. Но Глеба Капустина мы вос принимаем как неуживчивое, ер шистое дитя времени, он кровно связал с нашей жизнью, где случаются и незаслуженные кандидаты, и прочие высокие Иваны, не помнящие родства. Глеб, в пелресташюй 'войне мы понимае.м, отчего Глеб Ка пустин стал таким, и заключа ется огромный нравственный по тенциал рассказа. Митя — тоже, в сущности, фигура трагическая. И доко пайся автор до сути, расставь все точки над «и», — рассказ он.'Иван Пулеезич, всегда: и в тательское сознание». Ана.ли- житейской обыдениссти, и в час зируя такие рассказы А. Тито- мпотатых и правых б„ Р'- " грозной беды народной. Мы по- в а . ' как ' «Машинка», «Опоз- Р"' ® нимаем, что мил.дионы таких дал», «Человек без-микробов», >'Оторои мы Иванов с оружием в руках в «Серепшо ружье», невольно за- свое время поднялись против мечаешь, как автор иногда влте- разрушлтеля человечности ми- сто «древа жизни» старается ра — фашизма — и побёдилн. высадить что-то .наподобие кап роновой е.Чкл, без аромата, без Слободку сносят во имя но- колкости и .юлейкости, свойст- вой жизни, сносят, как остатки, венных хвойной породе. В са- щ ог.мостку, чтоб до кончины СВО-- как насмешку старого мира над ,мом деле, вот сельский мехаки- 2 ей памятовал бедняк о до.лге, рабочим человеком. Иван Пуде- затор, лучший комбайнер, вы - . получился Оы оо.чее весомым, д Я поп и нарек его сына Пудом, евич это прекрасно поетмает, но просив в райкоме комсомо.ла Но для этого надо видеть связь ^ 3 П уд погиб в революцию, а из- тревожит старика иевысказан- старую пишущую машиику характера л времепц, чего еще д Я .дёака старого мира доживала ная и, может быть, нессозна.н- (комбайнер из досуге пишет порой не хватает мо.лодому про- . 1 свой век теперь с Иваном Пу- ная им самим боль: а не уйдет рассказы), по дороге домой в заику. И это тем более обидно, я 2 десвичем. Хорошо в новой удоб-' ли вместе со стары.мп домами то пургу и мороз вдруг, и.змучив- что по языку рассказ этот, по- | § пой квартире с ванной и газом, нравственно высокое начало, та шис-в, бросает ее в снег. Но поз- жалуй, лучший в книжке.д д НО не спится здесь Пваиу Пуде- атмосфера труда, которая, из же встряхнулся; «.Мартин Идеи, «Даже если,и есть история на 2 I езичу, что-то тянет его’ в ста- поколения в поколение выстра- небось, не бро.оил бы. Слюнтяй памяти, и есть умение ее расска- я т . рую слободу, В ветхий его до- дана людьми, в том числе и са- н нытик, а никакой не писа- зать. надо еще почувствовать, ■ Е МИШКО. Постанывает под нога- мим Ипааом Пудеевичем, под те.ть». (Рассказ «Машпика»), что она .нужна. Нужна ли? И | 3 ми пол, окна снаружи — че,р- кровлей неказистых домишек? Читатель, хорошо знающий лю- это-то в «профессии» рассказ- и Я ные, в них безвозвратно гаснет Большую смысловую нагрузку дей села, сразу чу.вствует, что- ч-ика едва ли .не самое трудное Я н солнечный свет. Квадрат не, несут в рассказе две подробно- то здесь не то. Механизатор ес- — понять, нужен ли ты сейчас " В выцветших обоев, где висел 8 портрет погибшего иа войне сы- 1 на, крохотные грядочки с.огур- 8 Д 1 ,ам !1 и помидорами в садике. 3 Бульдозер, уткнувшийся упря- 2 мым лбо.м в чей-то сарай п ско- том» I шейной' фарой прикидывающий, портрета погибшего сына на лезяку, но уж ндкак яе придет а сколько домов еще осталось стене. Это тоже напоминание о ему в голову призывать на по- 8 1 разрушить. Иван Пудеевич сры- прошлом, но в отличие от всего мощь хоть и к.дассичесхдго, »о I вает с грядки холодный рося- прочего, напо.мннши 1 е о том, что' литературного героя. Не увидев 5 ной огурец, белый с того боку, мы не можем, не должны, не нужного продолжения, автор « каким лежал на земле, но не имеем права погружаться «в толкнул своего героя на лож- ______ 8 «ст — не хочется — и жалеет, облако темной пыли», когда раз- ный, несвойственный тому пово- оказываются как бы" вне време- 8 что попусту сорвал. Бульдозе- рушаем старое п обзют.раиваем рот и... герой умер, не успев .ро- ни .и пространства («Кот иашел- 5 рист Митька недружелюбно по- новую жизнь. Такова «жизнь днться, а вместе с ним умер и «Человек без мийробов», 8 глядывает на старого чудака, д^тои человеческой», приоткры- рассказ. «Голос»)'. Анализ жизни под.ме- • ночующего в пустом доме, тая авторо.м за внешне обычной Характеоеп в этом отношении ияется «сочините.льством» (Се- I Мальчишки, стреляющие из ро- картиной жизни. Именно те рассказ «Опоздал». Живет на регипо ружье»), характеры не « таток по стеютам. Вечерний от- рассказы, где молодой литера- селе, работает в бригаде плот- обоастают плотью и кровью. I дыхающий го,род в-огнях. Иван тор проникает в глубь характе- ников этакий забавный шук- В таком до.лгом и, может, I Пудеевич возвращается в но- ра, соотносит его со временем, штшекий чудачок Митя, выду- чрезмерно требовательно.м, без I вую квартиру, ловит по дороге точно исследует жизнь, получи- мывает разные «летающие снисходительностл, разгово,ре I обрывш чужих разговоров, и лись емкими,"значительпымл. В плоскости», ко; 1 стру.ирует из ко- не было бы нужды, если бы к.ни- I ему стано.внтся «нело.в.ко за минуту душевного прозрения рыта и детских колясок автомо- га не свидетельствова.ла о боль- § свой возраст, за бесполезность понимает девочка Света свою били, без у.молку философст-ву- щцх потенциальных возможно-^ 5 В этом болыпом я трудолюби- кровную связь с дедушкой и, ет. К пятидесяти годам пробу- стях автора. И остается поже- I 80М городе», подползающем кот- больной бабушкой, испытывает дилась у него вдруг неуемаая лать нашему способному земля- I ловаиа.ми будущих домов к ело- боязнь и тревогу за них, видит тяга к знаниям, стал он учиться ку обрести ’ свою . стезю я — в I боде. Идет город-труженик, ши- себя тоненьким колоском в бес- в вечерней школе. Из-за йзлйш- путь! I пит э.лбктросваркой, шумит крайнем поле парода. И мы уже ней склоаности к философии ' 3 I машинами, с каждым кирпичом уварены, что пробудившаяся со- происходят с ним разные курь- ' В. ЛОГИНОВ. 2 ? кладется прочно и падо.лго,.. весть, чуткость .души будут со- езы. Плотипкн советуют -ему г. -Липецк. 2 -згв{9а9шнваэв1;в;в!!Е9а1а8вявввв^всд!!веввв8зв9г1вв91!1вг9<(9!г119дава9В]вавззвнЕ!аагвв1ват9вв;гв9вгватЕП11В1вв9В1гз11а11ШПпат1Пшшшввваэ19ива|19шГ сти: описание убитого солдата- лп уж взял, то пе бросит: же.че- со своей историей?», ми отца - бо.льшевП|ка, который зок не одну топну ка п.лечах пе- Что значит это шукшинское «дежит на свежевымытом полу, рстаскал, привык. Он отдохнет ^почувствовать»? 'Выбивать и его большие руки вялые, еще в пути, вспом.иит, ка,к_ пр.ишлось Выявлять'в жизни некие теплые, пахнут порохом и мазу- ему тащить из мастерской в по- ха,рактарпые тенденции, мешаю- эм», и упоминание о следе от ле какую-нибудь увесистую же- становлению нравственной чистоты советского человека, воевать против них — быть нужным Л.ЮДЯМ. ■ Вот этого у.меиия увидеть и выявить в иекоторых рассказах не хватает А. Титову. Горой пх В Советском районном об ществе охраны лрирЪды насчи тывается около 17 тысяч юнна тов: школьники, учащиеся про фессионально-технических учи лищ, студенты техникумов и вузов. Недавно районный совет об щества охраны природы совме стно с постоянной комиссией проверил состояние природо охранительной работы в про фессионально-технических учи лищах Советского района. От мечено,' что многие училища района принимают участие в охране природы: благоустраи вают территорию, прилегаю щую к ГПТУ, высаживают де ревья, кустарники, цветы, уха живают за ними. В таких училищах, как двад цать первое, двадцать восьмое, организуются лекции и беседы, проводятся выставки и конкур сы. Президиум районного сове та общества совместно с обла стным управлением профтех образования принял постанов ление, в котором намечены конкретные меры по улучше нию прмоодоохранительной ра боты в ПТУ. В целях широкого привлече ния к ней молодежи района Советское районное общество развернуло среди учащихся со циалистическое соревнование «За беретКное отношение к природе». Утверждены его ус ловия, которые предусматри вают проведение лекций и бе сед, озеленение и благоустрой ство территорий, создание угол ков и клубов охраны природы, организацию выставок книг, чи тательских конференций. По бедители районного соревно вания будут награждены дип ломами, Почетными грамотами общества. В. ТОМИЛИНА, зам. председателя Советского районного совет» общества охраны природы. Для тех, кто хочет пополнить свою библиотеку в каждо.м магазаце облкни- готорга есть уголок ииформа- цни покупателя, где можно по знакомиться с тематическими планами, и оставить открытку с заказом на необходимую кни-. ту. Сейчас уже поступают "пла ны Выпуска'книг на 1979 год. Реко.мендуем обратить вни мание на вторую часть тема тического плана, в которой пе чатаются перечни изданий для специалистов. -Предварнтельнын заказ с учетом тематического плана гарантирует приобретение нужной .литературы. Е. БЕЗРУКАВНИКОВА. старший товаровед облкниготорга. Это было случайное, но при ятное совпадение: когда отме чался -Международный день театра, в Елецком городском Доме пионеров царило не обычайное оживление — здесь праздновали 30-летие местного театра кукол. Начало ему положила работ ница 20-й школы Наталья Ни колаевна Полухина. Она не имеет специального образова ния, но очень любит ребят, детскую самодеятельность. Как-то так получилось, что школьники, побывав в Москве, в гостях у Образцова, посмот рев его спектакль, решили по пробовать свои сипы в этом трудном и увлекательном ис кусстве. Сами сделали куклы, подготовили декорации, ко стюмы. Около месяца репети ровали сказку «Терем-тере мок». Занимались в выходные дни, после уроков. 29 марта 1948 года состоя лась премьера. Зрительный зал был переполнен. Волновались не только юные артисты и, их наставница Наталья Николаев на. Волновались учителя, ро дители ребят. А маленькие ар тисты играли с воодушевлени ем, с подъемом, хотя у кого-то от волнения сильно билось сердце, пересыхало горло, «пропадал» голос». В зале это го на замечали. Здесь царила тишина. О первом успехе стало изве- стно Серге.чэ Образцову, ди ректору Московского театра кукол, и он срочной телеграм мой поздравил ельчам и поже лал им новых успехов. Про славленный кукольник поддер жал ребят не только словом. Из Москвы в Елец шли посыл ки с масками, книгами, инстру ментом. Шло время, росло мастер ство ельчан. Спектакли-сказки смотрели в клубах, школах. И вот — юбилей. Секретарь горко,ма партии Т. Н. Денисова, зав. гороно А. И. Самохин, сек ретарь горкома комсомола Н. И. Евсеева вручают юбиля рам ■Почетные грамоты. А На талье Николаевне Полухиной— медаль «Ветеран труда». Не забыла наших кукольни ков и Москва. Коллектив Цент рального театра кукол тепло поздравил своих коллег, по желал творческих радостей и отметил, что «солидный стаж вызывает не только большое уважение, но и уверенность в том, что самодеятельные арти сты серьезно относятся к заме чательному искусству». И это действительно так. Об этом го ворит и тот факт, что первые артисты театра Клара Горобец, Татьяна -Некрасова, Алла Рыж кова, став взрослыми, теперь выступают на больших сценах, г. Елец. В. СТЕБАК08. Редактор Н. ЗАГНОИ КО. АДРЕС РЕДАКЦИИ; г. Липецк, п.ющадь Плеханова, Дом печати. Телефоны: редактора — 4-67-13, ответственного секретаря и фотокорреспондента — 4-67-11, отделов: коммунистического воспитания —4-66-12, комсомольской жизни — 4-67-03, учащейся молодежи — 4-66-06, писем — 4 - 6 6 - 1 8 , спорта ~ 4-66-07. АЭ 81232 Типография издательства «Ленинское знамя», Липецк, Коммунальная пл., 44. Зак. № 3346.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz