Ленинец. 1978 г. (г. Липецк)
^НИНЕЦ • 2 I Фея история комсомола не разрывно связана с ударным строительством, нараздивадием экономического потенциала страны. Еще в трудную зиму 1918 года посланцы комсомоль ских ячеек Москвы, Петрограда и Новгорода устана1вли®али трудовыё рекорды на строи- тельстве_ первшца ГОЭЛРО — Волховской ГЭС. С тех пор миллиоиы юношей н девушек прошли дорогами яо1востроек. Неотделимы от названий Днеп рогэс, Магнитка, Метрострой, Турксиб, Ко1Мсомольск-на-А.'Му- ре такие понятия, как ударные ■стройки, ударные темпы, комсо мольский призыв. И сегодня сооружение важнейших народ нохозяйственных объектов — ударное дело молодежи. Лёниншеий когмеомол, вся молодежь горячо восприняли поручение ЦК КПСС, товарища Л. И. Б[зежнева взять шефство над сооружепием крупных объ ектов десятой пятилетки. Четыре года назад 600 юно шей и девушек из Кремлевско го Двоана съездов, где прохо дил XVII съезд ВЛКСМ, отпра вились строить БАМ., Оки со ставили авангард коллектива стройки века. Теперь многие из них —известные, руководители комсрмрльс.ко-молодел<ны?с ко»т-- лективов. Это — Герой Содиа- листического Труда, депутат Верховного Совета РСФСР Виктор Лако*мс1в, член Ревизи- окяой комиссии ВЦСПС Влади мир Мучицьш, депутат; Верхоа- мого Совета РСФСР Татьяна Васина, член бюро Тьгядвдюко-: го горкома'КПСС Любовь Чу* раева,, депутат Тындииского горсовета. Иидулис Пе.тмшж..; 17 человек в отряде по.тучнли правительственные награды. ■Сейчас БАМ— более 25 тысяч юношей н девушек. Опи раясь иа всенародную помощь и поддбрткку, коллектив до- сроч1Но выполнил задания двух лет пятилетки. НачЗ'в с со,рев- новаяия за повышейие личной производительности: труда,’ юнош.ч идевушки включились в движение за эффективное ис пользование техники и у'величе- ние конечных результатов -рабо ты молоделшых коллектявов под девизом «Я — хозяин стройки!». Его участники актив но борются за экономию мате риальных цешю.стей, сдачу объ ектов с отличным и хорошимка чеством, укреплеиие производ ственной и технологическойдис- щшлиаы, высокой культуры ( 5 ы- та. Б.АМ— район комплеижно- го промышленнО'Го освоетшя: особое внимание участики дви жения уделяют охране пргоро* По установившейся тради ции крупнейшие иоврстройкя страны —Всесоюзные ударные ко'.мсомольские. Для юношей и девущис это- прекрасная воз можность»айти призвагняе^ свое место в жизни, утвердигь себя как личность. Здесь наиболее ЮБИЛЕЮ КОМСОМОЛА- ДОСТОЙНУЮ ВСТРЕЧУ! На ударных стройках Р.ЛССКАЗЫВАЕТ с е к р е т а р ь ЦК ВЛКСМ Д. ФИЛИППОВ 1!)68 год. За выдающиеся заслуги и большой вклад комсомольцев, советской молодежи становление и укрепление Советской власти, мужество и героизм, проявленные в боях с вра гами нашей Родины, активное участие в социалистическом и коммунистическом строительст ве, за плодотворную работу по воспитанию подрастающих поколений в духе преданности за ветам В. И. Ленина и в связи с 50-летием Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи награжден орденом 'Октябрьской Революции. , Плакат ..художинков Н. Бабина и О. Овасалова. И.здательство «Плакат». ■ (Фотохроника ТАСС). быстро, в'самые коро-ткие сро ки они осваивают. иовые;П|ро-’ фесоии,-соаремёюую 'технику 'н технологню, прйо^етают' навы ки активного участия в ртрав- лении производством. Ударное' 'сгрояГелъбтй'о фо,р- мярует необьшноТвеиаые ^ ха- _ рактеры, ' рождает ■йнтёрешые' биографии. Пак, лауреатамп 1гр©ь(:ш Ленивскогр^ комсомола - за 1977 Тод'етали Николай Гр.и- _ горевский ’с Сургутского нёфтя-' кого мёсторождения';^'Алё.ксаад Чезгаао-в —с Нилснётагильско- ' го металлургического комбина- ‘ та, Тамара Выткииа —с Коль- .' ОКОЙ АЭС, Владишщ, 1Пяшек«о. —с «Атоммаша», Сергей Смй|р- нов —с Усть-И.чимскоТо ЛПК, Петр Николаев — с КамАЗа, Василий Пуядык — с Саяно- Шушенежой ГЭС и десяткидру- ВЛКСМв прошлом годушеф ствовал почти над 200 крупны ми кароднохозяйственньйи стройками. При активном уча стии юношей и девушек иа них введены в действие 146 пуско вых объектов. Пущеиа первая очередь Чернобыльской АЭС, заработали новые мощности на «Атоммаше», Чебо1»са,рскомза воде промьиЕЛвнйых?т.ракто1ров. ■На 14 месяцев раньше срока от- ■'крыто рабочее , Д!шжен.ие на 'участке' ..БАМ—Тында—Берка- кит. С опережением;,на год .вы- ведена,рз про^1^№но,мощио(сть Усть ИУгйбчая ГЭС. Г.адв.иая задача усегодияшие- го Д'ИЯ■—. обеС'Н.ечя’ть'скорейший' ввод ПМСЧЦОтех мощностей, ко торые помогут увели-дитБ : про-, изводство -особеано необходи мой стране, 'стодукции. В этой связи ЦК ВЛКСМ объявил в 1978 году 140 ’строек !Всесоюз- ыыми ударными. Предусматри вается данравить на них более ЮЙтысяч .юношей' и девушек. Будут сформяровавы 17 Всесо-, юэиых ударных комсомольских строительных отрядов. Пред стоит сдать в зкспл,уатаЦ|ШО крупные эиергетичеокяе мощ ности на Курской, Ч&рнобыль- 'аюй, НО'ВО;ВорО|Нежской атом ных электростанциях, Саяно- Шушенской, Нуршской ГЭС, Рефт'иаской и Ставропольской ГРЭС. Большое значение при дается .дальнейшему развитию топливной базы. Расш-иряются мощности Экибастуз ско го угольного месторождения. Вы сокими темпами , будет развя- ваться добыча нефти я газа в Тюмейской иТомской областях. Коми’АССР. Увеличатся мощ ности ЛебедиискоТо и Северно- ■*го горно-О'богатитеяьных ком бинатов, Череповецкого ме- таллургЯ'чеохого завода. Значн- телытым-и Темками будет..растя пр'омышлвн'иость по иройззодст- ву мшюральных удобрений. 'П всюду вооомый вклад —за мо- ло,дымн. . :■.■ ' Одна из ударных комсомоль ских строек;—"комялекс ;еоору- жений . для прозедеиая Олям- .павских игр. Предстоит Воз вести и реканструировать бо лее 90 обьактов. Цеитралыный стадной вмени, В.''И, Лекина сможет принять 146 тысяч зри телей. Раслахиет дерри для 45 тысяч зр'Ителей самый большой в Европе крытый стадной. Бу дут сооружены п.лаватеяьный бассейн., гостиничный ко;мпде®с в Измайлово иа 10 тысяч мест, олимпийская деревня с сов.ре- мешшм спортив.чьш камплек- сом, универсалышм магазин0|И, ресторааом и культурным цент- Раоширяется Остаикннский телецентр, который обеС'Печит передачу 20 цветных проррамм на пять континентов. Тысячи молодых посланцев союзных республик успешно трудятся на сооружении и- режонсирукции объектов «Олкм.пиаДы- 80 » в Москве и Таллине. ■ Сейчас, когда Яе1н.йнскнйком сомол нДет к своему ' XVIII съезду, ■особую актуальяо.сть приобретает развитие тв.01рч.е- ежой иаяциатявы юношей и де вушек, направленной на повы шеиие эффективности прш-звод стаа и качества работы. Поэто му в центре внимания ко.митета ВЛКСМ — |раопространвние патриотических яачиианйй. Сре- ■ди них: молодых москвичей выполиить план трех лет пяти- ' летки к первой годовщине при нятия Конституции СССР; ком- .сомольско-молодежных- коллек тивов Лёкинпрадской области —по достижению к бО-летию ВЛКСМ уровня провзводйтель- ности труда, 'на|Меченного иа ■конец года; тружеников Росто ва — работать без отстающих. Следует отметить, что за по следние ■годы качествеино но вым соде1ржа1Няем наполнилось шефство комсомола над капи тальным строительством. Те перь оно о.существляет’ся не только над отдельными объек тами, а над тер:рнториаль»о- про;и,з8одствишымй комплекса ми и развитием целых отраслей. Большое эначение в соорулсе- нйи объектов всесоюзных удар ных строек- «меет Щ'рганиза- ция социа.тйстического сорев нования. Борьба за вы1По.1шевие заданий, 'за высшую цроизводи- тельиость труда,' за досрочный ввод в действие пусковых объ ектов — вот что характеризует работу комитетов комсомола и штабов ударных строек. Итоги соревН10.в,ания подводятся ЦК ВЛКСМ совместно с министер ствами по результатам произ- водственной деятельности за кЗ’Ждое полугодие. В последнее стерств, денежные премии заво евали коллективы 28 ударных Новыми- ТРУДО.ВЫ.МИподарка ми готовится встретить моло дежь Всесоюзных строек XVIII съезд ВЛКСМ, 60 -лст®е Леиш- ркО'ГО комсомола. Молодые нефтяники Тюменской области, например; выступили с шшциа- тивой к открытию съезда до биться рако.рдной добычи неф ти. Строители Западного участ ка БАМ решили на год раньше намечеН1Ного срока достичь Бай кальского тоннеля, а к откры тию съезда ВЛКСМ проложить 18 аверхплановых кило.метров магистрали. Тысячи молодых строителей, сотни комсомоль ско-молодежных коллективов страны обязались выполнить за дания трех лет пятилетки к 60 - летию*ВЛКСМ. (ТАСС). В колхоз имени Чапаева мы попали как раз в тот день, ког да хозяйству-победителю во Всесоюзном соревновании за 1977 год первый секретарь об кома партии Г. П. Павлов вру чал ч^ереходящее Кра^тюе Знамя- ЦК КПСС, Совета Шни- стров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ. в просторном зале лен секретарь комсомольской организации Иван Пешков. Ус пех превзошел все ожидания. По семьдесят- гектаров в день засевали парни! Столь неожиданный резуль тат предопределил новый подход к работе с молодежью, в том же году первую бригаду мы поручили возглавить мо- ПИСЬМА ИЗ ДОБРИНСКОГО РАЙОНА РУКАМИ МОЛОДЫХ «Ленинец» пр^^онжает публикацию писем наших специаль ных корреспондентов из Добринской районной комсомольской организации. | Сегодня они рассказывают о том, как ведется работа с мо лодежью в колхозе имени Чапаева. Как решается важная для многих хозяйств |н районов в целом проблема закрепления кадров на селе. Как молодые труженики помогли своему кол хозу стать перефвым не -только в районе, но и в области. Дома |Лктуры собралос|ЦЬо- го нар1Др и среди тех, к1И^о- вал победу, мы увидели- много молодых. И услышали, как, вы ступая, звеньевой! комсомоль ско-молодежного I комбайно вого звена Вйктс|р Гущин зая вил, что обязуется намолотить за уборку не меиуе семи тысяч центнеров зерна. | Потом в бесЦе Виктор на звал нам немйяо| своих ровес ников, которые трудятся с пол ной отдачей сил.1Дояр Влади мир I йантелаев,! трактор» 4 ;сты Геннадий Оводко? и Владимир Похлебин, комбаАнер Виктор Гущин... Много |молодежи в хозяйстве, с каждым годом ее все прибавляется,] И это отрад ное явление,, нетипичное для многих ХОЗЯЙСТВ: и целых рай онов области, сложилось не са- Рассказывает | секретарь парткома хозяйства Н. С. Кире- колхоз раньше нияйк призовых социаТГистическом! соревноК- нии района. Теперь же положе ние изменилось: Ноллектиа все чаще ставят в пример другим. А перемены на(|ались вот с чего. В 1976 году мы обрати лись к бригадиру) с предложе нием доверить Вйктору Гущину самостоятельно сеять зерно вые. Тот согласился с-неохотой, ведь принято бы|ю, что ответ ственную работу] молодым не доверять. Но т^к или иначе- первый в хозяйстве комсо- мольско-молоден(ный коллек тив создали. Зер>1о подвозил к сеялкам Виктор Зайцев, агита тором к агрегату был пристав- э ^^Й^и' П ОКА это еще проблема. Молодежь не задержи вается в селах, сразу по сле окончания школы стремит ся уехать в город. Особенно недостаток в молодых, энергич- НЬ1Х земледельцах ощущается в нашем Краснинском районе. Когда интересуешься у ребят, почему они решили покинуть родные места, часто слышишь: «Скучно в селе, некуда вече ром пойти. Клуб плохо работа ет. Танцы и те редко». Как это ни странно, а имен но то, что в свободное время нечем заняться, становится не редко главной причиной, за ставляющей ребят переехать в В наших хозяйствах все ярче проявляется стирание граней между городом и деревней. Здесь и внедрение машинного производства, автоматики, про грессивные формы организа ции труда. Улучшается быт людей. Ста ли достаточно высокими зара ботки. Строятся удобные доб ротные дома с газом, ванными. Выросли запросы людей, боль ше появилось свободного вре мени, а вот применить свои разнообразные таланты моло дежи часто негде. Главный очаг культуры на селе — клуб. Он и основное идеологическое учреждение. В основе его жизнедеятельно сти — творческая самодеятель ность людей. Именно здесь сельчане могут проявить свои таланты, культурно отдохнуть. В нашем районе 20 клубов, 10 сельских домов культуры. каждый вечер после равоты лодому специалисту Виктору Оводкову, в прошлом работав шему трактористом. Он, что на зывается, уцепился за моло дежь, стал доверять ей самые ответственные участки. Следу ющей весной в этой бригаде к севу приступили уже два ком сомольско-молодежных звена и столько же во второй брига де — четыре из шести звеньев хозяйства. И парни ни разу не уступили первенство пожилым. В нынешнем году звеньевые будут только молодые, плани руем создать еще два -моло дежных звена по выращиванию сахарной свеклы. Ориентация н» молодежь оп равдала себя полностью, стала едва ли не главным обстоя тельством нашего сегодняшне го успеха. Ведь когда мы нача ли'доверять комсомольцам са мые главные роли, это понра вилось не только им самим, но и тем, кто ранее покинул кол хоз. Стали возвращаться в -село парни и девчата, и теперь мы не испытываем нехватки лю дей ни в какой отрасли. Надо четко понимать, что только молодым по. силам се годняшняя научно-техническая революция на селе. Ведь мож но сказать, что сейчас в сель ском хозяйстве меньше всего традиционности, постоянства, все меняется и преобразуется. А пожилые чаще всего тяготе-, ют к стандарту. Начнет агро ном объяснять какой-нибудь новый прием и слышит в ответ возражение: «А я в прошлые годы вот так делал». То ли де ло молодежь! Приведу про стой пример. Всегда на сеялках стояли маркеры, на"поворотах женщины - сеяльщицы подни мали и опускали их вручную, что вовсе нелегко. Но только парни из бригады Оводкова «заметили» это и заменили руч ной труд гидравликой. Им всем постоянно присуще стремление к усовершенствованию, и они не хотят работать по старинке. Уверен, что те молодые свекловоды, которые будут в этом году первый раз выращи вать сахарную свеклу, за не сколько лет сумеют стать вро вень с самыми опытными и при этом не остановятся, на достиг нутом, а будут стремиться ’ к большему. Ныне в сельском хозяйстве все основано на механизации. И стало уже чем-то очень при вычным повальное увлечение деревенских мальчишек техни кой. «Технарями» они становят ся с малолетства. Вот есть ■у нас в селе механизатор Иван Филиппович Требунских, у ко торого восемь сыновей, и все сызмальства питают иепре- три агрегата, полностью уком плектованные представителя ми одной семьи. Или взять од ну очень поучительную исто рию, случившуюся в прошлую уборку. Вообще-то мы стара емся молодым дать всегда но вую машину, но тут так получи лось, что Вэне Злобину, юному пареньку, достался старый-пре- старый автомобиль. Никто не верил, что на этом грузовике можно выполнить норму, а Иван не только выполнил, но и перевыполнил. Теперь мы вы биваем для Злобина новейшую технику. А ведь несколько лет назад, в «старые . времена», Ивану вообще не дали бы ни какой машины, ссылаясь на его неопытность. Чтобы удержать молодежь на селе, нужно создать ей под ходящие условия й, прежде всего, производственные. Ска жем, маловато сейчас у нас мо лодых среди животноводов. Да, мы отмечаем успехи дояра орденоносца Владимира Панте леева, ' рассказываем о пре красном поступке главного зоо техника Павла Темешева, кото рый добровольно возложил на себя обязанности заведующего фермой, за короткий срок на вел там порядок, поднял на строй коллектива. Но все же факт остается фактом; мало среди молодежи желающих работать в. живо'гноводстве. Почему? Да потому, что и помещения на фермах, мягко выражаясь, несовременнь), и корма раздаются вручную. Но вот в этом году мы пустим кол хозный комплекс на 480 коров и, уверен, молодежь пойдет. Труд комсомольцев в нашем хозяйстве окружен почетом и уважением. Благодаря помощи юношей и девушек, крепнет экономика колхоза. С. БРОВАШОВ. В. КУРГАННИКОВ, наши спец. корр. • ЛЕНИНЕЦ О Д Р' Дрезгаловского, Дегтевского и Хрущевского домов культуры. И это не случайно. Успех работы клубов во мно гом зависит от помощи совхоз ных и, колхозных комитетов комсомола, от активности са мой молодежи. седаниях комитетов ВЛКСМ, комсомольских собраниях. Вечером в клубах этих хо зяйств многолюдно. Скзда по сле окончания рабочего дня приходят на занятия кружков сельчане. Известны в нашем районе ном из комсомольских собра ний он призывал молодых од носельчан: «Мы, комсомольцы должны быть главными помощ никами директора клуба». В этом хозяйстве — половина всех комсомольцев — самодея тельные артисты. принимают участие взрослые. Его бессменный р|ководитель — бригадир механизаторов Ни колай Колесников. | Не жалуются -на йкуку в этих хозяйствах, юноши и девушки редко покидают село. Клуб не только организует . досуг молодежи после работы. Часто именно здесь рождают ся новые традиции.) Пользуется большой популярностью у од- ЭТОТ ГЛАВНЫЙ «ВТОРОСТЕПЕННЫЙ» ВОПРОС.., СЕЛЬСКИЙ КЛУБ И МОЛОДЕЖЬ. КАК РЕШАЕТСЯ ЭТА ПРОБЛЕМА В КРАСНИНСКОМ РАЙОНЕ! СЛОВО — СЕКРЕТАРЮ РАЙКОМА ВЛКСМ Недавно у нас прошла рай онная творческая эстафета, по священная XI Всемирному фе стивалю молодежи и студентов на Кубе. Она стала настоящим смотром творческих сил наших клубов и домов культуры. Эта эстафета ярко продемонстри ровала, насколько возросло профессиональное мастерство отдельных самодеятельных коллективов, представивших ин тересные программы. Наиболее удачными были выступления Яблоновского, В Дрезгаловском, Хрущев ском и Дегтевском домах куль туры директора — комсомоль цы. Они умеют своим энтузиаз мом, горячей заинтересованно стью заразить других, органи зовывают массу интересных вечеров, диспутов, наладили работу кружков. В комсомольских организа циях колхозов «Россия», имени Вавилова, имени Крупской, в колхозе «Заря коммунизма» вопросы организации досуга Молодежи обсуждаются на за- имена механизаторов колхоза «Заря коммунизма» Виктора Бачурина и Василия Сурова. Они постоянные участники всех смотров художественной са модеятельности. На последнем фестивале Вик тор Бачурин был награжден райкомом крмсомола почет ным призом за исполнение военно-патриотичеркой песни. Виктор не только сам прини мает активное участив в худо жественной самодеятельности, но и вовлекает других. На од- В колхозе имени Крупской — секретарь парторганизации С. Н. Куделькин не только живо интересуется клубными делами, но и сам принимает в них активное участие. Сергей Николаевич организовал хо ровой кружок. Любят яблоновские колхоз ники свой ДК. Здесь работает детский вокально-инструмен тальный ансамбль. Создала его комсомолка Нина Бартенева. Славится, в районе и другой та кой же коллектив, в котором носельчан чествование передо виков производства. Можно рассказать о многих вечерах, ставших для тружеников села настоящим праздником. «Трудом, красив и сладен человек» — этот вечер прошел в колхозе «Заветы Ленина», «Слава вам, встающие с зарей» (колхоз имени Вавилова) и мно гие другие. Жаль только, что очень часто эти программы организуются с помощью районного , отдела культуры, а комсомольцы ук лоняются от участия в их со здании. Или взять, к примеру, про воды молодежи в армию. Мож но по пальцам пересчитать хо зяйства, где этот добрый обы чай получил прописку. В боль шинстве случаев торжествен ные проводы новобранцев устраивает районный Дом культуры. Да, они проходят очень интересно: молодые кол хозники, собравшиеся со всех уголков нашего района, торже ственно присягают на верность .Родине, получают на хранение горсть родной земли, подарки. А в колхозной комсомоль ской организации порой и доб рых слов не скажут ребятам на прощание. Плохо работает клуб, забыли поблагодарить человека за доблестный труд — второсте пенные казалось бы вещи. А вот последствия от этого часто бывают серьезные. Не прира стает молодой человек к род ной земле, уезжает в город. Стремителен бег времени. Если совсем недавно у нас на повестке дня стоял вопрос о строительстве новых домов культуры и клубов в селе, то теперь, когда «о многих хозяй ствах выстроены настоящие дворцы, появилась другая про блема. Проблема кадров. Вырос круг интересов наших сельчан, многие имеют среднее и высшее образование. Поэто му сейчас работой клуба дол жен руководить специалист, человек вьюокой культуры. В нашем районе очень остро ощущается недостаток культ- просветруководителей. В Епан- чинском, Гудаловском, Реше- тово-Дубровском, Дегтевском нет художественных руково дителей. Здесь мы очень -надеемся на помощь областно го отдела культуры. Скоро ведь состоятся выпуски в За донском нультпросветучилище и других училищах страны. В заключение хочется ска зать: каким будет клуб на селе во многом лависит от комсомольцев. Они должны стать не только помощниками заведующего, но и инициато рами интересных дел. За втрашний день культуры села надо строить своими руками. Л. ШМЫКОВА, второй секретарь Краснинского РК ВЛКСМ. ДНИМ учёника.м раз решить ко.м.сомоль- _ ское со'брание Гфове- г ст;н? Что вы? У меня пока еще ” в.се в порядке, — говорит учн- » тельница. Товарищ подросток Пабло Пикассо писал, что в - „ ■ .,, искусстве поиски не столь важ- = - Волейбольную ипру, в зале ны, важны находки. То же и в Е; ТПР.НРПЯ 1 ГТППМ ПИН _____ ____ к без тренера, чтобы они" сетку воспитании. ; порвали? Ищите дураков!—пы- — ■ » лает гневом иршодавате.льфйз-; “ .культуры. 5 Как часто в.се наши воС|Пита- г-' тельные меры преследуют един- .2 ствйнную цель,‘.'чтобы все про- г шло' ■-бдагаподучно, .не было ~ _лишнего шума, аеприятностей. Г"Мы успокаив'аем , нашу совесть Я «педагогическим . вбздействи- Г ем» на раз'ум ребенка: ругаем, Я отчитываем," предупреждаем и г все иа ходу, между переменами. Я До'верие —- глааное / условие г воздействия .на чувства, разв.и- Я. тая детской самостоятельности, ; активности, проявления ннвци- Я атииы. Сотни раз я убеждался:, ребята хор,ош.ий народ. ” етязании, бойко .оттарабанен ный доклад или полатшфо.рма- цию, за ‘кото.рыми, как правило., стоит одш и тот же актив В некоторых учя-гелях за.\!ет- класса, школы, самые одарен- ■но стремление к ‘ шаблонам: . ные, способные и днециплшти- асобевно к стандартности,-. хат ровашгые дети. Внешняя каче- ■рактеров, к стандаргвосги деят ствеаность наших воспитатель- тельности. Вот, скажем, фас-:, ных дел важна. Но втрое ; . ' Наша будничная педагогика : почемутто по.строена - на том, '< как бы ,помудрее, -поснорови- ; стее, с многоканальными под ходами «взять ребят в руки». ■ По какой-то отдаленной тради ции мы убеждены, что их .надо- обязательно брать, держать крепко, чтобы они не «трепыха лись». Где-то глубоко'уверены, что они обязательно что-тоне допоймут, ложно истолкуют. Доверие | и помощь I ПРОДОЛЖАЕМ ПУБЛИКАЦИЮ ЗАМЕТОК я О ВОСПИТАНИИ КАНДИДАТА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ 3 НАУК С. А. ШМАКОВА = М1т11111пттп1111т11т1тши1П11И1т1Ш1111111111111111т1 Я пр^ёлеаие по-ручений во прос'нелегкий. Можно потребо вать, чтобы командйро.я выбра лиМишу, а лучше сказать: ; — .Ребята, надо выбрать !.на эту должность человека, кото рый, обладал бы такими каче- Фото Ю. Ардашева. г В таких случаях ученик ж.и- Я вет по'чужой программе, он, р пассивный и инфантильный. . Е , Ребенок -т зто огонек, а шко- Я ла —добрый ветер. Я Мы привыкли потрясать Е формулой «Слово учителя—за- Я кон» и, исходя из ложного са- Е молюбия, возводить в этот «за- Я кон» не всегда глубо'ко проду- Е манные положения. Эта пре- Я словутая ф01р‘мула способствует Е ■воспитанию в детях иди неве- Я рия в св'ои силы, .или открытой Е вражды ко всему тому, что го- Я вбрит учитель. Я И еще об одном. Классный Е руководитель либо стоит в сто- Я рове от комсомольского и пно^ Е нерского коллектива и говорят: Я «Мое место на задней парте», г либо «руководит» свО'Им учи- Я тельским авторитетом. Откуда С взялось такое толко;вание — Я место учителя? Ведь самостоя- ; тельности надо тоже учить, ак- Я тивность пионеров надо восли- Е тывать. На задней парте этого Я не сделаешь. Мы как-то очень Е привыкли к командирской роли, Я а дети устают, да и мы устаем : от этой вечной командпости. Не Я логичнее ли в зависимости от г; возраста ребят и содержания Я проводимых дел варьировать и :: татше роли режиссерз-диктато- Я . ра (острая, конфликтная ситуа- г ция), рядового участника (ве- Я чер отдыха, «огонек»), нейт- Е рального лица (гаюнерситй Я сбор, комсомольское' собра- Е. ние)гсудьй. члена жюри, арбит- Я ра (конкурсы), руководителя Е через актив, родителей, вожато- Я го, шефов и т. д. ства.М'И... И назвать качества Мидга. , Можно распределять по-руче- ВИЯ, используя прие.чы кон.курс- ности (когда,все хотят бытько ролевой бала); прием голосова ния. (кто кого предложит); при- ем'назначения активом илипол-- -номочным лицом (Витя —ре дактор, а редколлегиюподберет сам); прием жребия (когда ни кто не хочет);, прием желания (кто хочет в этой четверти быть вожатым у октябрят); прием совета (я бы посоветовала те бе, Миша, взять па себя лето пись класса). Нашнец, пряе'М очередности. В связи с этим хотелось бы Сказать о том, что комплексный подход, который мы склонны рассматривать как новый принцип коммуетстиче- ското воспитания выдвигает на первый план не воспитываю щую деятель'йость (мороприя- тийную сторону дела), а лич ность ребенка в этой деятельно сти, то есть но.вые о-гношеиия, новую позицию, новую роль, в которые вступает и в которых выступает ребенок. Дело не в том, какбва тема классного ча са, содержательность пионер ского сбора, внешняя, качест венность стенгазеты. Главное —• живое, активное проявление школьника, его личный'опыт. Но так уж подучилось, что про изошло некоторое смещение критериев оценки воспитатель ной практики. Мы суди.м о ре зультатах учительской дея- .тельности не по самым ценным показателям, Я имею в виду, скажем, качество номера худо- жествеиН'ОЙ самодеятельности, отлично нарнсован.йую стенга зету, победу в спортивном со- важ'.иее, кто из ребят за этим I стоит, какова доза их самосто- : ятельности, впервые или нет вы- • ступает ученик в каком-то твор- : чеоком выражении. ■ Когда мы проводили в прош- : лом году весеннюю реопублику : представителей всех школ рай- : оиа «Эскадра Дружбы», иеко- ; торые вожатые говО'рили: и что : гут О'Собенного? Мы тол<е это ; делаем у себя в др.уж»нах1 > Верно! Но разница была в том, ; что во всех делах рядом с ак- : ТИВО'М изо всех школ действо- ; вали в тех же ролях'ребята из : четвертой школы, которых при- ; пято _называть пассивными, ! «трудными», неспособными.' • - Слава учителю, у которого в : самодеятельности, политпро- ; свещении, спорте, труде участ- : вуют все без избирательности, ; все по очереди. Конечно, мыиа С этом теряем внешнюю качёст- ■ венность, но зато получаем > важнейший эквивалент —.сопи- ■ альиый опыт каждого учрынка. : Хорошо, когда кабинеты в шко- : Ле сделаны шефами завода, от- ; лично, когда самими ребятами. : Неплохо, когда в ремонте шко- ; лы и ее благоустройстве участ- Е вуют родители, вдвойне непло- ,• хо, ко.гда это же делают сами ; ребята. Нам всегда важнее пе- ? дагогическая воспитательная ; сторона. Пусть мы потеряем в ; привычных показателях (спор- : тивиый результат, умение кра- ; сиво декламировать и говорить : и т, п.),. МОприобретем бесцен- ; ное: в агитбригаде — н.елегкис ! мальчики-подростки, в ансамб- ■ ле поет девО'Чка, на кото.рую'; все.ма.хпули рукой, газету рису- Е ет са.мый «ти.хий» ученик в клас- ; се. Очередность позволяет каж- • до.му ребенку накопить бесцан- ; иый опыт обшествешной практи- Е Как подчеркивает болгар- Е ский исследователь В. Момо'В, : поручения - характер.изуются ; двумя особенностями: с одной • стороны, они носят, полномочия, : кото-рые учеиик получает от ! коллектива, а'с другой — ха- Е рактер обязательства, которое • он добровольно берет на себя. ; Таким образом, стремление ста- ■ рательно выполнять поручения : вооружает школьника не толь-, ■ ко. скажем, организаторскими ; навыками, а способствует, пре- ; жде всего, духовному росту, : расширяет круг его- запросов, ; повышает социальную знач.л- : мость и ответственность лично- | Среди учащихся нет абсолют- : но пассивных. Каждый ребенок имеет внутренние. возможности для проявления общественной активности, но это не значит, что любой может справиться со сложными обязанностями и поручениями. Вместе с тем не следует бояться ошибок и не удач •в самостоятельной дея- тельпости детей. На этих ошиб ках учепики учатся и сами их исправляют, если воспитатель действует терпеливо, путем убеждения.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz