Ленинец. 1978 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1978 г. (г. Липецк)

^НИНЕЦ • 2 I Фея история комсомола не­ разрывно связана с ударным строительством, нараздивадием экономического потенциала страны. Еще в трудную зиму 1918 года посланцы комсомоль­ ских ячеек Москвы, Петрограда и Новгорода устана1вли®али трудовыё рекорды на строи- тельстве_ первшца ГОЭЛРО — Волховской ГЭС. С тех пор миллиоиы юношей н девушек прошли дорогами яо1востроек. Неотделимы от названий Днеп­ рогэс, Магнитка, Метрострой, Турксиб, Ко1Мсомольск-на-А.'Му- ре такие понятия, как ударные ■стройки, ударные темпы, комсо­ мольский призыв. И сегодня сооружение важнейших народ­ нохозяйственных объектов — ударное дело молодежи. Лёниншеий когмеомол, вся молодежь горячо восприняли поручение ЦК КПСС, товарища Л. И. Б[зежнева взять шефство над сооружепием крупных объ­ ектов десятой пятилетки. Четыре года назад 600 юно­ шей и девушек из Кремлевско­ го Двоана съездов, где прохо­ дил XVII съезд ВЛКСМ, отпра­ вились строить БАМ., Оки со­ ставили авангард коллектива стройки века. Теперь многие из них —известные, руководители комсрмрльс.ко-молодел<ны?с ко»т-- лективов. Это — Герой Содиа- листического Труда, депутат Верховного Совета РСФСР Виктор Лако*мс1в, член Ревизи- окяой комиссии ВЦСПС Влади­ мир Мучицьш, депутат; Верхоа- мого Совета РСФСР Татьяна Васина, член бюро Тьгядвдюко-: го горкома'КПСС Любовь Чу* раева,, депутат Тындииского горсовета. Иидулис Пе.тмшж..; 17 человек в отряде по.тучнли правительственные награды. ■Сейчас БАМ— более 25 тысяч юношей н девушек. Опи­ раясь иа всенародную помощь и поддбрткку, коллектив до- сроч1Но выполнил задания двух лет пятилетки. НачЗ'в с со,рев- новаяия за повышейие личной производительности: труда,’ юнош.ч идевушки включились в движение за эффективное ис­ пользование техники и у'величе- ние конечных результатов -рабо­ ты молоделшых коллектявов под девизом «Я — хозяин стройки!». Его участники актив­ но борются за экономию мате­ риальных цешю.стей, сдачу объ­ ектов с отличным и хорошимка­ чеством, укреплеиие производ­ ственной и технологическойдис- щшлиаы, высокой культуры ( 5 ы- та. Б.АМ— район комплеижно- го промышленнО'Го освоетшя: особое внимание участики дви­ жения уделяют охране пргоро* По установившейся тради­ ции крупнейшие иоврстройкя страны —Всесоюзные ударные ко'.мсомольские. Для юношей и девущис это- прекрасная воз­ можность»айти призвагняе^ свое место в жизни, утвердигь себя как личность. Здесь наиболее ЮБИЛЕЮ КОМСОМОЛА- ДОСТОЙНУЮ ВСТРЕЧУ! На ударных стройках Р.ЛССКАЗЫВАЕТ с е к р е т а р ь ЦК ВЛКСМ Д. ФИЛИППОВ 1!)68 год. За выдающиеся заслуги и большой вклад комсомольцев, советской молодежи становление и укрепление Советской власти, мужество и героизм, проявленные в боях с вра­ гами нашей Родины, активное участие в социалистическом и коммунистическом строительст­ ве, за плодотворную работу по воспитанию подрастающих поколений в духе преданности за­ ветам В. И. Ленина и в связи с 50-летием Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи награжден орденом 'Октябрьской Революции. , Плакат ..художинков Н. Бабина и О. Овасалова. И.здательство «Плакат». ■ (Фотохроника ТАСС). быстро, в'самые коро-ткие сро­ ки они осваивают. иовые;П|ро-’ фесоии,-соаремёюую 'технику 'н технологню, прйо^етают' навы­ ки активного участия в ртрав- лении производством. Ударное' 'сгрояГелъбтй'о фо,р- мярует необьшноТвеиаые ^ ха- _ рактеры, ' рождает ■йнтёрешые' биографии. Пак, лауреатамп 1гр©ь(:ш Ленивскогр^ комсомола - за 1977 Тод'етали Николай Гр.и- _ горевский ’с Сургутского нёфтя-' кого мёсторождения';^'Алё.ксаад Чезгаао-в —с Нилснётагильско- ' го металлургического комбина- ‘ та, Тамара Выткииа —с Коль- .' ОКОЙ АЭС, Владишщ, 1Пяшек«о. —с «Атоммаша», Сергей Смй|р- нов —с Усть-И.чимскоТо ЛПК, Петр Николаев — с КамАЗа, Василий Пуядык — с Саяно- Шушенежой ГЭС и десяткидру- ВЛКСМв прошлом годушеф­ ствовал почти над 200 крупны­ ми кароднохозяйственньйи стройками. При активном уча­ стии юношей и девушек иа них введены в действие 146 пуско­ вых объектов. Пущеиа первая очередь Чернобыльской АЭС, заработали новые мощности на «Атоммаше», Чебо1»са,рскомза­ воде промьиЕЛвнйых?т.ракто1ров. ■На 14 месяцев раньше срока от- ■'крыто рабочее , Д!шжен.ие на 'участке' ..БАМ—Тында—Берка- кит. С опережением;,на год .вы- ведена,рз про^1^№но,мощио(сть Усть ИУгйбчая ГЭС. Г.адв.иая задача усегодияшие- го Д'ИЯ■—. обеС'Н.ечя’ть'скорейший' ввод ПМСЧЦОтех мощностей, ко­ торые помогут увели-дитБ : про-, изводство -особеано необходи­ мой стране, 'стодукции. В этой связи ЦК ВЛКСМ объявил в 1978 году 140 ’строек !Всесоюз- ыыми ударными. Предусматри­ вается данравить на них более ЮЙтысяч .юношей' и девушек. Будут сформяровавы 17 Всесо-, юэиых ударных комсомольских строительных отрядов. Пред­ стоит сдать в зкспл,уатаЦ|ШО крупные эиергетичеокяе мощ­ ности на Курской, Ч&рнобыль- 'аюй, НО'ВО;ВорО|Нежской атом­ ных электростанциях, Саяно- Шушенской, Нуршской ГЭС, Рефт'иаской и Ставропольской ГРЭС. Большое значение при­ дается .дальнейшему развитию топливной базы. Расш-иряются мощности Экибастуз ско го угольного месторождения. Вы­ сокими темпами , будет развя- ваться добыча нефти я газа в Тюмейской иТомской областях. Коми’АССР. Увеличатся мощ­ ности ЛебедиискоТо и Северно- ■*го горно-О'богатитеяьных ком­ бинатов, Череповецкого ме- таллургЯ'чеохого завода. Значн- телытым-и Темками будет..растя пр'омышлвн'иость по иройззодст- ву мшюральных удобрений. 'П всюду вооомый вклад —за мо- ло,дымн. . :■.■ ' Одна из ударных комсомоль­ ских строек;—"комялекс ;еоору- жений . для прозедеиая Олям- .павских игр. Предстоит Воз­ вести и реканструировать бо­ лее 90 обьактов. Цеитралыный стадной вмени, В.''И, Лекина сможет принять 146 тысяч зри­ телей. Раслахиет дерри для 45 тысяч зр'Ителей самый большой в Европе крытый стадной. Бу­ дут сооружены п.лаватеяьный бассейн., гостиничный ко;мпде®с в Измайлово иа 10 тысяч мест, олимпийская деревня с сов.ре- мешшм спортив.чьш камплек- сом, универсалышм магазин0|И, ресторааом и культурным цент- Раоширяется Остаикннский телецентр, который обеС'Печит передачу 20 цветных проррамм на пять континентов. Тысячи молодых посланцев союзных республик успешно трудятся на сооружении и- режонсирукции объектов «Олкм.пиаДы- 80 » в Москве и Таллине. ■ Сейчас, когда Яе1н.йнскнйком­ сомол нДет к своему ' XVIII съезду, ■особую актуальяо.сть приобретает развитие тв.01рч.е- ежой иаяциатявы юношей и де вушек, направленной на повы шеиие эффективности прш-звод стаа и качества работы. Поэто­ му в центре внимания ко.митета ВЛКСМ — |раопространвние патриотических яачиианйй. Сре- ■ди них: молодых москвичей выполиить план трех лет пяти- ' летки к первой годовщине при­ нятия Конституции СССР; ком- .сомольско-молодежных- коллек­ тивов Лёкинпрадской области —по достижению к бО-летию ВЛКСМ уровня провзводйтель- ности труда, 'на|Меченного иа ■конец года; тружеников Росто­ ва — работать без отстающих. Следует отметить, что за по­ следние ■годы качествеино но­ вым соде1ржа1Няем наполнилось шефство комсомола над капи­ тальным строительством. Те­ перь оно о.существляет’ся не только над отдельными объек­ тами, а над тер:рнториаль»о- про;и,з8одствишымй комплекса­ ми и развитием целых отраслей. Большое эначение в соорулсе- нйи объектов всесоюзных удар­ ных строек- «меет Щ'рганиза- ция социа.тйстического сорев­ нования. Борьба за вы1По.1шевие заданий, 'за высшую цроизводи- тельиость труда,' за досрочный ввод в действие пусковых объ­ ектов — вот что характеризует работу комитетов комсомола и штабов ударных строек. Итоги соревН10.в,ания подводятся ЦК ВЛКСМ совместно с министер­ ствами по результатам произ- водственной деятельности за кЗ’Ждое полугодие. В последнее стерств, денежные премии заво­ евали коллективы 28 ударных Новыми- ТРУДО.ВЫ.МИподарка­ ми готовится встретить моло­ дежь Всесоюзных строек XVIII съезд ВЛКСМ, 60 -лст®е Леиш- ркО'ГО комсомола. Молодые нефтяники Тюменской области, например; выступили с шшциа- тивой к открытию съезда до­ биться рако.рдной добычи неф­ ти. Строители Западного участ­ ка БАМ решили на год раньше намечеН1Ного срока достичь Бай­ кальского тоннеля, а к откры­ тию съезда ВЛКСМ проложить 18 аверхплановых кило.метров магистрали. Тысячи молодых строителей, сотни комсомоль­ ско-молодежных коллективов страны обязались выполнить за­ дания трех лет пятилетки к 60 - летию*ВЛКСМ. (ТАСС). В колхоз имени Чапаева мы попали как раз в тот день, ког­ да хозяйству-победителю во Всесоюзном соревновании за 1977 год первый секретарь об­ кома партии Г. П. Павлов вру­ чал ч^ереходящее Кра^тюе Знамя- ЦК КПСС, Совета Шни- стров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ. в просторном зале лен секретарь комсомольской организации Иван Пешков. Ус­ пех превзошел все ожидания. По семьдесят- гектаров в день засевали парни! Столь неожиданный резуль­ тат предопределил новый подход к работе с молодежью, в том же году первую бригаду мы поручили возглавить мо- ПИСЬМА ИЗ ДОБРИНСКОГО РАЙОНА РУКАМИ МОЛОДЫХ «Ленинец» пр^^онжает публикацию писем наших специаль­ ных корреспондентов из Добринской районной комсомольской организации. | Сегодня они рассказывают о том, как ведется работа с мо­ лодежью в колхозе имени Чапаева. Как решается важная для многих хозяйств |н районов в целом проблема закрепления кадров на селе. Как молодые труженики помогли своему кол­ хозу стать перефвым не -только в районе, но и в области. Дома |Лктуры собралос|ЦЬо- го нар1Др и среди тех, к1И^о- вал победу, мы увидели- много молодых. И услышали, как, вы­ ступая, звеньевой! комсомоль­ ско-молодежного I комбайно­ вого звена Вйктс|р Гущин зая­ вил, что обязуется намолотить за уборку не меиуе семи тысяч центнеров зерна. | Потом в бесЦе Виктор на­ звал нам немйяо| своих ровес­ ников, которые трудятся с пол­ ной отдачей сил.1Дояр Влади­ мир I йантелаев,! трактор» 4 ;сты Геннадий Оводко? и Владимир Похлебин, комбаАнер Виктор Гущин... Много |молодежи в хозяйстве, с каждым годом ее все прибавляется,] И это отрад­ ное явление,, нетипичное для многих ХОЗЯЙСТВ: и целых рай­ онов области, сложилось не са- Рассказывает | секретарь парткома хозяйства Н. С. Кире- колхоз раньше нияйк призовых социаТГистическом! соревноК- нии района. Теперь же положе­ ние изменилось: Ноллектиа все чаще ставят в пример другим. А перемены на(|ались вот с чего. В 1976 году мы обрати­ лись к бригадиру) с предложе­ нием доверить Вйктору Гущину самостоятельно сеять зерно­ вые. Тот согласился с-неохотой, ведь принято бы|ю, что ответ­ ственную работу] молодым не доверять. Но т^к или иначе- первый в хозяйстве комсо- мольско-молоден(ный коллек­ тив создали. Зер>1о подвозил к сеялкам Виктор Зайцев, агита­ тором к агрегату был пристав- э ^^Й^и' П ОКА это еще проблема. Молодежь не задержи­ вается в селах, сразу по­ сле окончания школы стремит­ ся уехать в город. Особенно недостаток в молодых, энергич- НЬ1Х земледельцах ощущается в нашем Краснинском районе. Когда интересуешься у ребят, почему они решили покинуть родные места, часто слышишь: «Скучно в селе, некуда вече­ ром пойти. Клуб плохо работа­ ет. Танцы и те редко». Как это ни странно, а имен­ но то, что в свободное время нечем заняться, становится не­ редко главной причиной, за­ ставляющей ребят переехать в В наших хозяйствах все ярче проявляется стирание граней между городом и деревней. Здесь и внедрение машинного производства, автоматики, про­ грессивные формы организа­ ции труда. Улучшается быт людей. Ста­ ли достаточно высокими зара­ ботки. Строятся удобные доб­ ротные дома с газом, ванными. Выросли запросы людей, боль­ ше появилось свободного вре­ мени, а вот применить свои разнообразные таланты моло­ дежи часто негде. Главный очаг культуры на селе — клуб. Он и основное идеологическое учреждение. В основе его жизнедеятельно­ сти — творческая самодеятель­ ность людей. Именно здесь сельчане могут проявить свои таланты, культурно отдохнуть. В нашем районе 20 клубов, 10 сельских домов культуры. каждый вечер после равоты лодому специалисту Виктору Оводкову, в прошлом работав­ шему трактористом. Он, что на­ зывается, уцепился за моло­ дежь, стал доверять ей самые ответственные участки. Следу­ ющей весной в этой бригаде к севу приступили уже два ком­ сомольско-молодежных звена и столько же во второй брига­ де — четыре из шести звеньев хозяйства. И парни ни разу не уступили первенство пожилым. В нынешнем году звеньевые будут только молодые, плани­ руем создать еще два -моло­ дежных звена по выращиванию сахарной свеклы. Ориентация н» молодежь оп­ равдала себя полностью, стала едва ли не главным обстоя­ тельством нашего сегодняшне­ го успеха. Ведь когда мы нача­ ли'доверять комсомольцам са­ мые главные роли, это понра­ вилось не только им самим, но и тем, кто ранее покинул кол­ хоз. Стали возвращаться в -село парни и девчата, и теперь мы не испытываем нехватки лю­ дей ни в какой отрасли. Надо четко понимать, что только молодым по. силам се­ годняшняя научно-техническая революция на селе. Ведь мож­ но сказать, что сейчас в сель­ ском хозяйстве меньше всего традиционности, постоянства, все меняется и преобразуется. А пожилые чаще всего тяготе-, ют к стандарту. Начнет агро­ ном объяснять какой-нибудь новый прием и слышит в ответ возражение: «А я в прошлые годы вот так делал». То ли де­ ло молодежь! Приведу про­ стой пример. Всегда на сеялках стояли маркеры, на"поворотах женщины - сеяльщицы подни­ мали и опускали их вручную, что вовсе нелегко. Но только парни из бригады Оводкова «заметили» это и заменили руч­ ной труд гидравликой. Им всем постоянно присуще стремление к усовершенствованию, и они не хотят работать по старинке. Уверен, что те молодые свекловоды, которые будут в этом году первый раз выращи­ вать сахарную свеклу, за не­ сколько лет сумеют стать вро­ вень с самыми опытными и при этом не остановятся, на достиг­ нутом, а будут стремиться ’ к большему. Ныне в сельском хозяйстве все основано на механизации. И стало уже чем-то очень при­ вычным повальное увлечение деревенских мальчишек техни­ кой. «Технарями» они становят­ ся с малолетства. Вот есть ■у нас в селе механизатор Иван Филиппович Требунских, у ко­ торого восемь сыновей, и все сызмальства питают иепре- три агрегата, полностью уком­ плектованные представителя­ ми одной семьи. Или взять од­ ну очень поучительную исто­ рию, случившуюся в прошлую уборку. Вообще-то мы стара­ емся молодым дать всегда но­ вую машину, но тут так получи­ лось, что Вэне Злобину, юному пареньку, достался старый-пре- старый автомобиль. Никто не верил, что на этом грузовике можно выполнить норму, а Иван не только выполнил, но и перевыполнил. Теперь мы вы­ биваем для Злобина новейшую технику. А ведь несколько лет назад, в «старые . времена», Ивану вообще не дали бы ни­ какой машины, ссылаясь на его неопытность. Чтобы удержать молодежь на селе, нужно создать ей под­ ходящие условия й, прежде всего, производственные. Ска­ жем, маловато сейчас у нас мо­ лодых среди животноводов. Да, мы отмечаем успехи дояра орденоносца Владимира Панте­ леева, ' рассказываем о пре­ красном поступке главного зоо­ техника Павла Темешева, кото­ рый добровольно возложил на себя обязанности заведующего фермой, за короткий срок на­ вел там порядок, поднял на­ строй коллектива. Но все же факт остается фактом; мало среди молодежи желающих работать в. живо'гноводстве. Почему? Да потому, что и помещения на фермах, мягко выражаясь, несовременнь), и корма раздаются вручную. Но вот в этом году мы пустим кол­ хозный комплекс на 480 коров и, уверен, молодежь пойдет. Труд комсомольцев в нашем хозяйстве окружен почетом и уважением. Благодаря помощи юношей и девушек, крепнет экономика колхоза. С. БРОВАШОВ. В. КУРГАННИКОВ, наши спец. корр. • ЛЕНИНЕЦ О Д Р' Дрезгаловского, Дегтевского и Хрущевского домов культуры. И это не случайно. Успех работы клубов во мно­ гом зависит от помощи совхоз­ ных и, колхозных комитетов комсомола, от активности са­ мой молодежи. седаниях комитетов ВЛКСМ, комсомольских собраниях. Вечером в клубах этих хо­ зяйств многолюдно. Скзда по­ сле окончания рабочего дня приходят на занятия кружков сельчане. Известны в нашем районе ном из комсомольских собра­ ний он призывал молодых од­ носельчан: «Мы, комсомольцы должны быть главными помощ­ никами директора клуба». В этом хозяйстве — половина всех комсомольцев — самодея­ тельные артисты. принимают участие взрослые. Его бессменный р|ководитель — бригадир механизаторов Ни­ колай Колесников. | Не жалуются -на йкуку в этих хозяйствах, юноши и девушки редко покидают село. Клуб не только организует . досуг молодежи после работы. Часто именно здесь рождают­ ся новые традиции.) Пользуется большой популярностью у од- ЭТОТ ГЛАВНЫЙ «ВТОРОСТЕПЕННЫЙ» ВОПРОС.., СЕЛЬСКИЙ КЛУБ И МОЛОДЕЖЬ. КАК РЕШАЕТСЯ ЭТА ПРОБЛЕМА В КРАСНИНСКОМ РАЙОНЕ! СЛОВО — СЕКРЕТАРЮ РАЙКОМА ВЛКСМ Недавно у нас прошла рай­ онная творческая эстафета, по­ священная XI Всемирному фе­ стивалю молодежи и студентов на Кубе. Она стала настоящим смотром творческих сил наших клубов и домов культуры. Эта эстафета ярко продемонстри­ ровала, насколько возросло профессиональное мастерство отдельных самодеятельных коллективов, представивших ин­ тересные программы. Наиболее удачными были выступления Яблоновского, В Дрезгаловском, Хрущев­ ском и Дегтевском домах куль­ туры директора — комсомоль­ цы. Они умеют своим энтузиаз­ мом, горячей заинтересованно­ стью заразить других, органи­ зовывают массу интересных вечеров, диспутов, наладили работу кружков. В комсомольских организа­ циях колхозов «Россия», имени Вавилова, имени Крупской, в колхозе «Заря коммунизма» вопросы организации досуга Молодежи обсуждаются на за- имена механизаторов колхоза «Заря коммунизма» Виктора Бачурина и Василия Сурова. Они постоянные участники всех смотров художественной са­ модеятельности. На последнем фестивале Вик­ тор Бачурин был награжден райкомом крмсомола почет­ ным призом за исполнение военно-патриотичеркой песни. Виктор не только сам прини­ мает активное участив в худо­ жественной самодеятельности, но и вовлекает других. На од- В колхозе имени Крупской — секретарь парторганизации С. Н. Куделькин не только живо интересуется клубными делами, но и сам принимает в них активное участие. Сергей Николаевич организовал хо­ ровой кружок. Любят яблоновские колхоз­ ники свой ДК. Здесь работает детский вокально-инструмен­ тальный ансамбль. Создала его комсомолка Нина Бартенева. Славится, в районе и другой та­ кой же коллектив, в котором носельчан чествование передо­ виков производства. Можно рассказать о многих вечерах, ставших для тружеников села настоящим праздником. «Трудом, красив и сладен человек» — этот вечер прошел в колхозе «Заветы Ленина», «Слава вам, встающие с зарей» (колхоз имени Вавилова) и мно­ гие другие. Жаль только, что очень часто эти программы организуются с помощью районного , отдела культуры, а комсомольцы ук­ лоняются от участия в их со­ здании. Или взять, к примеру, про­ воды молодежи в армию. Мож­ но по пальцам пересчитать хо­ зяйства, где этот добрый обы­ чай получил прописку. В боль­ шинстве случаев торжествен­ ные проводы новобранцев устраивает районный Дом культуры. Да, они проходят очень интересно: молодые кол­ хозники, собравшиеся со всех уголков нашего района, торже­ ственно присягают на верность .Родине, получают на хранение горсть родной земли, подарки. А в колхозной комсомоль­ ской организации порой и доб­ рых слов не скажут ребятам на прощание. Плохо работает клуб, забыли поблагодарить человека за доблестный труд — второсте­ пенные казалось бы вещи. А вот последствия от этого часто бывают серьезные. Не прира­ стает молодой человек к род­ ной земле, уезжает в город. Стремителен бег времени. Если совсем недавно у нас на повестке дня стоял вопрос о строительстве новых домов культуры и клубов в селе, то теперь, когда «о многих хозяй­ ствах выстроены настоящие дворцы, появилась другая про­ блема. Проблема кадров. Вырос круг интересов наших сельчан, многие имеют среднее и высшее образование. Поэто­ му сейчас работой клуба дол­ жен руководить специалист, человек вьюокой культуры. В нашем районе очень остро ощущается недостаток культ- просветруководителей. В Епан- чинском, Гудаловском, Реше- тово-Дубровском, Дегтевском нет художественных руково­ дителей. Здесь мы очень -надеемся на помощь областно­ го отдела культуры. Скоро ведь состоятся выпуски в За­ донском нультпросветучилище и других училищах страны. В заключение хочется ска­ зать: каким будет клуб на селе во многом лависит от комсомольцев. Они должны стать не только помощниками заведующего, но и инициато­ рами интересных дел. За­ втрашний день культуры села надо строить своими руками. Л. ШМЫКОВА, второй секретарь Краснинского РК ВЛКСМ. ДНИМ учёника.м раз­ решить ко.м.сомоль- _ ское со'брание Гфове- г ст;н? Что вы? У меня пока еще ” в.се в порядке, — говорит учн- » тельница. Товарищ подросток Пабло Пикассо писал, что в - „ ■ .,, искусстве поиски не столь важ- = - Волейбольную ипру, в зале ны, важны находки. То же и в Е; ТПР.НРПЯ 1 ГТППМ ПИН _____ ____ к без тренера, чтобы они" сетку воспитании. ; порвали? Ищите дураков!—пы- — ■ » лает гневом иршодавате.льфйз-; “ .культуры. 5 Как часто в.се наши воС|Пита- г-' тельные меры преследуют един- .2 ствйнную цель,‘.'чтобы все про- г шло' ■-бдагаподучно, .не было ~ _лишнего шума, аеприятностей. Г"Мы успокаив'аем , нашу совесть Я «педагогическим . вбздействи- Г ем» на раз'ум ребенка: ругаем, Я отчитываем," предупреждаем и г все иа ходу, между переменами. Я До'верие —- глааное / условие г воздействия .на чувства, разв.и- Я. тая детской самостоятельности, ; активности, проявления ннвци- Я атииы. Сотни раз я убеждался:, ребята хор,ош.ий народ. ” етязании, бойко .оттарабанен­ ный доклад или полатшфо.рма- цию, за ‘кото.рыми, как правило., стоит одш и тот же актив В некоторых учя-гелях за.\!ет- класса, школы, самые одарен- ■но стремление к ‘ шаблонам: . ные, способные и днециплшти- асобевно к стандартности,-. хат ровашгые дети. Внешняя каче- ■рактеров, к стандаргвосги деят ствеаность наших воспитатель- тельности. Вот, скажем, фас-:, ных дел важна. Но втрое ; . ' Наша будничная педагогика : почемутто по.строена - на том, '< как бы ,помудрее, -поснорови- ; стее, с многоканальными под­ ходами «взять ребят в руки». ■ По какой-то отдаленной тради­ ции мы убеждены, что их .надо- обязательно брать, держать крепко, чтобы они не «трепыха­ лись». Где-то глубоко'уверены, что они обязательно что-тоне­ допоймут, ложно истолкуют. Доверие | и помощь I ПРОДОЛЖАЕМ ПУБЛИКАЦИЮ ЗАМЕТОК я О ВОСПИТАНИИ КАНДИДАТА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ 3 НАУК С. А. ШМАКОВА = М1т11111пттп1111т11т1тши1П11И1т1Ш1111111111111111т1 Я пр^ёлеаие по-ручений во­ прос'нелегкий. Можно потребо­ вать, чтобы командйро.я выбра­ лиМишу, а лучше сказать: ; — .Ребята, надо выбрать !.на эту должность человека, кото­ рый, обладал бы такими каче- Фото Ю. Ардашева. г В таких случаях ученик ж.и- Я вет по'чужой программе, он, р пассивный и инфантильный. . Е , Ребенок -т зто огонек, а шко- Я ла —добрый ветер. Я Мы привыкли потрясать Е формулой «Слово учителя—за- Я кон» и, исходя из ложного са- Е молюбия, возводить в этот «за- Я кон» не всегда глубо'ко проду- Е манные положения. Эта пре- Я словутая ф01р‘мула способствует Е ■воспитанию в детях иди неве- Я рия в св'ои силы, .или открытой Е вражды ко всему тому, что го- Я вбрит учитель. Я И еще об одном. Классный Е руководитель либо стоит в сто- Я рове от комсомольского и пно^ Е нерского коллектива и говорят: Я «Мое место на задней парте», г либо «руководит» свО'Им учи- Я тельским авторитетом. Откуда С взялось такое толко;вание — Я место учителя? Ведь самостоя- ; тельности надо тоже учить, ак- Я тивность пионеров надо восли- Е тывать. На задней парте этого Я не сделаешь. Мы как-то очень Е привыкли к командирской роли, Я а дети устают, да и мы устаем : от этой вечной командпости. Не Я логичнее ли в зависимости от г; возраста ребят и содержания Я проводимых дел варьировать и :: татше роли режиссерз-диктато- Я . ра (острая, конфликтная ситуа- г ция), рядового участника (ве- Я чер отдыха, «огонек»), нейт- Е рального лица (гаюнерситй Я сбор, комсомольское' собра- Е. ние)гсудьй. члена жюри, арбит- Я ра (конкурсы), руководителя Е через актив, родителей, вожато- Я го, шефов и т. д. ства.М'И... И назвать качества Мидга. , Можно распределять по-руче- ВИЯ, используя прие.чы кон.курс- ности (когда,все хотят бытько­ ролевой бала); прием голосова­ ния. (кто кого предложит); при- ем'назначения активом илипол-- -номочным лицом (Витя —ре­ дактор, а редколлегиюподберет сам); прием жребия (когда ни­ кто не хочет);, прием желания (кто хочет в этой четверти быть вожатым у октябрят); прием совета (я бы посоветовала те­ бе, Миша, взять па себя лето­ пись класса). Нашнец, пряе'М очередности. В связи с этим хотелось бы Сказать о том, что комплексный подход, который мы склонны рассматривать как новый принцип коммуетстиче- ското воспитания выдвигает на первый план не воспитываю­ щую деятель'йость (мороприя- тийную сторону дела), а лич­ ность ребенка в этой деятельно­ сти, то есть но.вые о-гношеиия, новую позицию, новую роль, в которые вступает и в которых выступает ребенок. Дело не в том, какбва тема классного ча­ са, содержательность пионер­ ского сбора, внешняя, качест­ венность стенгазеты. Главное —• живое, активное проявление школьника, его личный'опыт. Но так уж подучилось, что про­ изошло некоторое смещение критериев оценки воспитатель­ ной практики. Мы суди.м о ре­ зультатах учительской дея- .тельности не по самым ценным показателям, Я имею в виду, скажем, качество номера худо- жествеиН'ОЙ самодеятельности, отлично нарнсован.йую стенга­ зету, победу в спортивном со- важ'.иее, кто из ребят за этим I стоит, какова доза их самосто- : ятельности, впервые или нет вы- • ступает ученик в каком-то твор- : чеоком выражении. ■ Когда мы проводили в прош- : лом году весеннюю реопублику : представителей всех школ рай- : оиа «Эскадра Дружбы», иеко- ; торые вожатые говО'рили: и что : гут О'Собенного? Мы тол<е это ; делаем у себя в др.уж»нах1 > Верно! Но разница была в том, ; что во всех делах рядом с ак- : ТИВО'М изо всех школ действо- ; вали в тех же ролях'ребята из : четвертой школы, которых при- ; пято _называть пассивными, ! «трудными», неспособными.' • - Слава учителю, у которого в : самодеятельности, политпро- ; свещении, спорте, труде участ- : вуют все без избирательности, ; все по очереди. Конечно, мыиа С этом теряем внешнюю качёст- ■ венность, но зато получаем > важнейший эквивалент —.сопи- ■ альиый опыт каждого учрынка. : Хорошо, когда кабинеты в шко- : Ле сделаны шефами завода, от- ; лично, когда самими ребятами. : Неплохо, когда в ремонте шко- ; лы и ее благоустройстве участ- Е вуют родители, вдвойне непло- ,• хо, ко.гда это же делают сами ; ребята. Нам всегда важнее пе- ? дагогическая воспитательная ; сторона. Пусть мы потеряем в ; привычных показателях (спор- : тивиый результат, умение кра- ; сиво декламировать и говорить : и т, п.),. МОприобретем бесцен- ; ное: в агитбригаде — н.елегкис ! мальчики-подростки, в ансамб- ■ ле поет девО'Чка, на кото.рую'; все.ма.хпули рукой, газету рису- Е ет са.мый «ти.хий» ученик в клас- ; се. Очередность позволяет каж- • до.му ребенку накопить бесцан- ; иый опыт обшествешной практи- Е Как подчеркивает болгар- Е ский исследователь В. Момо'В, : поручения - характер.изуются ; двумя особенностями: с одной • стороны, они носят, полномочия, : кото-рые учеиик получает от ! коллектива, а'с другой — ха- Е рактер обязательства, которое • он добровольно берет на себя. ; Таким образом, стремление ста- ■ рательно выполнять поручения : вооружает школьника не толь-, ■ ко. скажем, организаторскими ; навыками, а способствует, пре- ; жде всего, духовному росту, : расширяет круг его- запросов, ; повышает социальную знач.л- : мость и ответственность лично- | Среди учащихся нет абсолют- : но пассивных. Каждый ребенок имеет внутренние. возможности для проявления общественной активности, но это не значит, что любой может справиться со сложными обязанностями и поручениями. Вместе с тем не следует бояться ошибок и не­ удач •в самостоятельной дея- тельпости детей. На этих ошиб­ ках учепики учатся и сами их исправляют, если воспитатель действует терпеливо, путем убеждения.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz