Ленинец. 1978 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1978 г. (г. Липецк)

С ЕВ... Ол одинаково вол­ нует и опытных, и моло- ' дых хлеборобов, ®меха- ' Яйзаторов, и специалпстов. Сев это истоки будущего у,рО'Жая. Се в э т о фундамент будущих До'сдокеяий земледельца^. И за-, боты у хлеборобов ..-на севе — общие; как быстрее и качест­ веннее провести все работы. . Сегодня диалог 6 начииаю- ■^Ар.ми'И Задонского района Ва­ силий Иванович Кривоносов и молодой коммунист мехаииза- тор Владимир Канунников. В. И. КРИВОНОСОВ:-Вла­ димир, сеять в этом годубудут, • в ословном, молодые механиза­ торы. Хотя... по стажу, по опы- ,ту работы вряд лн кого из них назовешь новичком. И Алек­ сандр Головин, и Владимир Шевченко, и Николай Лопухов, которые будут обслуживать трехсеялочяые агрегаты, впер­ вые вывели свои сеялки в поде М1НОГОлет назад. Да и ты, если не ошибаюсь, будешь участво­ вать в весенне-полевых работах уже в пятый раз. ' В. КАНУННИКОВ; - Это по офипиалмым подсчетам. Бо- общс-то, мой стаж геялыиика начался в 1965 году. Тогда мой отец взял меня с собой в поле. Водить тракт0|р он меня изучил еще раньте. Сеяльщик, конеч­ но, в то время был из меяз ни­ кудышный. Тогда я только уга­ дывал красоту самой работы, а вот красоту наших полей, на- Ш.ИХ мест почувствовал сразу. 1 В общем,, увлекся'я пейзажем за окном трактора, загляделся по сторонам, даже про дело забыл. И начал зигзаги выписывать, пока отец «е остановил, — ои все время, стоя на сеялке, сле­ дил за мной. Бросил землей в заднее стекло — дескать, тор­ мози, вывел из кабины и пока­ зал, что я натворид. .Его. суро­ вая паука мне нйдбяго запом­ нилась. Теперь-то я могу рабо­ тать практически на любом тракторе, и нареканий по каче­ ству 33 все эти пять лет не В. И. КРИВОНОСОВ: - Я не атучайно начал нашу беседу разго>вором об опыте механиза-^ торов. Квалификация трактори­ стов —: одяа из гараитйй ус­ пешного, качествеияого сева. Для нашего хозяйства по ряду причин это имеет еще и особое значение. И одна из причин, не побоюсь этого слова, — слож­ ность наших полей, хотя, как ты правилыго заметил, таких кра­ сивых. Из сравнительно малень­ кой площади, которую занима­ ет нашколхоз, поля заметноот­ личаются друг от друга. Этоот­ разится и ва сроках весеине- полевых работ. В принципе, мы планируем сеять быстры^митем­ пами, но нельзя отбрасывать тот фактор, что поля подходят неравномерно. На иекоторые из них, там,, где песчаные зем­ ли, нужно; .выезжать уже- в первые дай апреля, а остальные поля будут готовы к севу на­ много, позже. Естесгвевио, раз­ ные почвы требуют и разного ухода. Иногда приходится учи­ тывать даже, казалось бы, са­ мые незначительные, на первый взгляд, мелочи. Так что квали­ фикация, опыт' мехааизаторов имеют бо^шиое, если не решаю­ щее.значение. В. КАНУННИКОВ: — Мне сразу*же вспомнился прошлый год. Я возглавил звено по вы­ ращиванию кукурузы. Сменил на этом посту своего отца. Что и. говорить, высокое доверие, а вот оправдать его не смог. Нто- подготовки я дововеи, Все вдет по плану. Сеять бу­ дем, К.1Кя раньше, групповым методом, правда, в этом году ш ■усовершенствован по при­ меру ипатовских. земледельцев. Ставку делае.м на 12 сеялок. 3 —трехсеялочных и 3 —односе-^ ялочных агрегата выполнят все объемы. Беспакойт одно —лам плохо поставляют удобрения. Даже из запяа1НИ;рша(Шого ко­ личества мы многое недополу­ чил,И'. К примеру, нам задолжа­ ли 77 то'Нв аммиачной воды;.. )В. КАНУННИКОВ: -В прин­ ципе, поставкахш удобрений пас не баловали и раньше. Но, Тем не менее,,мы уже добились стабильности в урожайности Труда будем выращивать те­ перь на 150 гектарах. И, кроме достигнутых положительных результатов,' думается, намуда­ стся добиться и главного —- Повы:Сить урожайаоеть. В. КАНУННИКОВ: — Этот момент — мехаяизация трудо­ емких равее процессов и, есте­ ственно, высвобождеН'Ие рабо­ чей сила —важен для хозяйст­ ва, видимо, еще и потому, что в настоящее время в колхозе не хватает кадров. Аведь в пашей восьмилет;1ей школе учится все­ го около 50 человек. Так что это солидное ежегодиое попол­ нение. В. И. КРИВОНОСОВ: —Да. Например, на нынешний сев НА СВОЕМ МЕСТЕ ХЛЕБ НА ЗЕМЛЕ ОТЦОВ РАСТИТЬ НАМ Т АМ, ЗА РЕКОЙ, на при­ горке, во дворе полево-- гО стана, уже людно. Да­ же ранним утром сохнет и па­ рит земля, бродят в ней живо­ творные соки, и нетерпение вы­ ехать в поле не дает покоя ни седовласому, ни самому мо­ лодому земледельцу. По мостику, по утоптанной тропинке прибежала на поле­ вой стан Люба Суровикина. Вчера она со своей подружкой Куляевой, тоже Любой, догово­ рилась прийти пораньше. Мыли голубой «Беларусь», протирали его до блеска- и сами же смея­ лись, что, наверное, дома каст­ рюли до такого блеска не начи­ щают. Трактор вообще-то был жизнь ждала этого. Вообще-то ее и правда тянуло к такой ра­ боте, только до поры, до вре­ мени сдерживала себя. Одна­ ко':^,- читая сельскохозяйст- веиные журналы, газеты,-^ото- рых в доме всегда много, за­ видовала своим ровесницам с Кубани, из Херсонской области. Тем, что, сев на трактор, на комбайн, пахали землю, уби­ рали хлеб и в трудном хлебо­ робском деле не уступали муж­ чинам, а то и обгоняли их. Да что там далеко ходить — вот тетя Нюра, почтальонка ихняя, сколько лет на тяжелом трак­ торе проработала. редач, Сашка бесцеремонно сорвал их на протирку деталей. Ох, и злой же он был тогда! Шли-шли по намолотам впере­ ди всех, даже таких маститых комбайнеров, как Архипов и Исаев, опередили, и вот тебе целых три дня простояли с той коробкой, пока, наконец, Алек­ сандр сам по большому блату не раздобыл дефицитную д е ­ таль в соседнем хозяйстве. Потом проболел он еще не­ сколько дней. И все же сумели супруги Суровикины набрать звезд на бункер. Целых семь тысяч центнеров намолотили — один из лучших показателей в Задонском районе. Молодежь совхоза «Ульяновский» обоих хой уродилась кукуруза, нвз- К.ИМ был урожай. Сзадакие.м пс справился. Самое обнд-пос, что и опыт вроде быимеется, и все, что положено, успели,сделать вовремя. Но поле не ответило на нашу заботу. Почему? Не учли этих самых «мелочей»... И здесь нам особенно необходима помощь агрономов хозяйства. В этом году я снова звеньевой по квр.модобы-ваиию. Д-умаю, что- прошлогодний урок пойдет и нам, и апро«ома.м на поль­ зу... -К нынешнему севу звево подготовилось неплохо. Куку­ рузные сеялки хоть завтра смо­ гут выйти в поле, полностью от­ ремонтирована и -Другая техни­ ка. Так что, на мой взгляд, . в этом году мы с по.мощыо с-пег циалистов. хозяйства сможем добиться хорошего урожая. В. И. КРИВОНОСОВ; —Го- . товиость ~ факт немаловаж­ ный. На сельскохозяйственных рабО!тах бывает так, что какую- то опраделениую работу нуноно выполнить обязательно сего­ дня. Не завтра, не послезавтра —это уже по веем нашим мер­ кам поздно, а именно сегодня. Даже если иа это уйдет поляо- стью световой день. И здесь-то ухе готовность имеет решающее значекие. И готовность техники, и готовность самих людей, их настрой. В. КАНУННИКОВ: ~ Ну, в этом отношенм у «а 4 кажется, все вшо(рядкё. Механизаторы отрегулировалн, сагрегатирова- Лй навесное оборудование, в полной исправности тракторы. Все уже ■' иастровлись -«а сев, "точнее, на новый меборобокий КРИВОНОСОВ: - Да, зерновых. Не случайно выпол­ нили три ГОД01ВЫХплана пяти­ летки по и,роиз1водству зерна. А почему нет такого же посто­ янства в урожаях сахарной свеклы? Почемунаши свежлоео- 'ды отстают от передовых свек­ ловодов области? 1 В. И. КРИВОНОСОВ; - Де­ ло в том, что земли хозяйства не еов.сем благ'оириятеы для выращивания свеклы. Пччвы—. кислые. Ичтобыполучитьхоро­ ший урожай, к примеру, задве­ сти центнеров, вуаайо произве­ стковать землю. У нас же хи­ мическая мелиорация —■изве­ сткование —не всегда прово­ дится вовремя, да и качество вн©сеня%^ка|^тво- самой муки оетавляют'желать лучшего'. Э'го как раз и есть О'Дна из «мело-, чей», о которых мы с вами го-- ■ворили, и которые необходимо учитывать при работе с наши­ ми почвами. И все-таки в прошлом году свекЛ'О'ВОДыхозяйства добились оцределеявых успехов. На пло-- щади в 90 гектаров мы выра­ стили свеклу с минимальными затратами ручного труда. Жея- щины с тяпками здесь не рабо­ тали. Все .выиолнево механи­ зированным звеном. . Урожай­ ность на этом поле была, арЗ'В- да, не высокой — 135 центнеров с гектара, во выше, чем в сред­ нем по хозяйству. Кроме того, себестоимость одного цеитиера этой культуры составила 2 , 0 4 , рубля. Хороший показатель! Та-^ кую технологию мы будем ис­ пользовать и в нынешяб'Мгоду. Унсе разработан весь ком.плекс мероцр|Иятий, полностью осу- ществлеяа подготовка. :СВ'еклу практически беа затрат ручного ГОТОВЯТСЯ ВЫЗВАТЬ НА СОРЕВНОВАНИЕ с в о и х ! НАПАРНИКОВ-ТРАКТОРИСТОВ нам придется ■пр.иглаойть более двадцати трактористов со стороны. Не случайно каждый .сезон мы обращаемся за Н'О.мо- щьюкнашим шефам—коллек­ тиву завода «Свободный со­ кол», студентам Задонского Техникума. механизации. Этой -вешой они вновь будут иомо* гат-ь на'М. ■ На мой'взгляд, в шко.че сре- ,ди старшеклассников езде-слаб,о ведется работа по профориен­ тации. Поэтому многие, веомот- ря на то, что хозяйство у йас, довольно крепкое, уезжают ра­ ботать в город. в. КАНУННИКОВ: —Там, в городе, может быть, и полегче. Два выходных и мягкий хлеб— всегда. Но мне за них обидно— сыновья х.чеборобов не стала хлеборобами. Найдут ли они се­ бя на НОВ'О'Мпоприще?.. А мы будем продолжать дело отцов мы на своем месте. И. рабо­ тать будем честно, на совесть. Беседу записал К. ВЛАДИМИРОВ. не их, а Евгения Куляева, мужа Любы, но Женька как раз при­ болел и, пока работы большой нет, остался дома по бюллете­ ню. Бригадир тогда и разре­ шил девчатам повозиться с ма­ шиной. Люба Суровикина прошлым летом убирала со своим мужем, Александром, хлеб, была у него помощницей. Сашка Суровикин, спокойный', веселый парень, к характеру которого, на пер­ вый взгляд, никак не подходит фамилия, сам пригласил жену на комбайн. Любаша. как назы- Сашка посмеивался, глядя, как его жена готовится к'убор- ке, как она шьет занавески на комбайн. УЖ он-то знал, что этим занавескам недолго при­ дется висеть. Но не спешил пу- гат^^юбашу страшны^ труд- ио^^^ж. Не хотел, про- паДЩваньше времен 1 ^ ж а тро­ гательная наивность. : 1 Сына Романа, которому к жатве не исполнилось и года, Суровикины определили на воспитание к родственникам. «Как проснется, — наставлял Сашка «няньку», сестренку Лю­ бы, — так сразу транзистор ему в кроватку и пусть просве- щается». А сам уже и не дома, в)^ойвг — все мысли тат,л‘ по­ ле, и душа посуровела, напряг­ лась. А когда выехали в поле, то и вовсе неуемным стал. «Нет бы научить, спокойно под-, сказать, — с легкой обидой ду­ мала иногда Люба, — а он рвет и мечет. Разве так должен себя вести наставник?». Но тут же и замечала, что жалеет ее муж. Как дело к вечеру, так и отсы­ лает домой. Мол, хоть сына пойди проведай. А сам остает­ ся с комбайном в поле. От занаве.сок и в самом деле ничего не остал| ~ 1 ИХсломалась ко[ их послала делегатами на рай­ онную отчетно-выборную ком­ сомольскую конференцию, а там Любу избрали членом рай- Зимой в совхозе, как всегда, открылись механизаторские курсы. Люба Суровикина за­ писалась туда одной из первых, а вслед за ней еще несколько девушек. Правда, потом они почёму-то перестали ходить на занятия, но Суровикиной и од­ ной не было скучно. А ее ны­ нешняя подружка Люба Куляе­ ва в то время работала на фер­ ме. Узнала, что девчата занима­ ются на курсах, начала просить мужа: «Сходи, Жень, узнай, мо­ жет, еще не поздно, так и ,я за­ пишусь». Тот узнал, записал, и вскоре уже две Любы стали мучить преподавателя вопро­ сами да расспросами. А на практике к ним прикрепили на­ ставника Алексея Николаевича Трубицына. Дядя Леша оказал­ ся мудрым учителем, не в при­ мер Сашке Суровикину. Не нервничал на неопытность дев­ чат, не спешил выхватить из рук руль, если кто из них виль­ нет в сторону. Сидит молчит, лукаво усмехаясь. Мол, хватит вам подсказок, сами сообра­ жайте. И пошло-пошло у деву­ шек — освоили они трактор. — Саш, — радостно сообща­ ла Люба Суровикина, прибежав домой, — у меня уже полу­ чается. Сегодня дядя Леша доярок возил, а я с ним была, и он Мне доверял руль. Ниче­ го... А женщины смотрят так на меня. Кто удивленно, а боль­ шинство одобрительно. — Ну да, получается!—ехид­ ничал Александр. -т- Ну почему, Саша? — удив­ лялась Люба. -г- А потому. Агротехнику вы проходили? Нет. А какой же механизатор, без агротехниче­ ских знаний. Летом В.ОТ, пом­ нишь, иное йоле все в бороздах было, комбайн кидало как по - шпалам. — Конечно, помню. — Так вот это как раз и есть агротехника, только наоборот. — Саша, но ведь женщины всегда старательнее мужчин. Неужели ты думаешь, что мы с Любой стараться не будем. И потом: ты сам агротехнику всю дома изучил по журналам. И я так же. А сейчас нам пока и не собираются доверить работу на поле. Будем семена доставлять, обеды, а летом, говорят, поста­ вят на перевозку кормов. Ко­ нечно, к комбайну очень тянет, но там видно будет. Трактори­ сткой бы тоже поработать. ...На полевой стан вскоре пришла и Люба Куляева. Вдво­ ем они быстренько нашли сво­ его наставника дядю Лешу, но тут выяснилось, что ему се­ годня некогда. «А, давай сами, не заругают» — договорились девчата и пошли заводить трак­ тор. Волнуются, а тут еще муж­ нины собрались, смотрят, как и что у них получится. Алексей Васильевич Трубицын, отец Лю­ бы Куляевой, помог им неза­ метным шепотком, подбодрил. Через полчаса в кабинет к секретарю парткома Владими­ рову, временно замещающему директора, зашел главный ин­ женер и недовольно сообщил, что девчата угнали трактор. Уз­ нав, в чем дело, Анатолий Ан­ тонович рассмеялся. — Пусть катаются, трениру­ ются. Лично я за трактор сцог коен,—видел, что девчата уже отлично водят. . И добавил, словно бы самому себе давая обещание. — Вырастим мы из них знат­ ных механизаторов, обязатель­ но. Будут у нас свои Ангелины. Теперь будут. С. БРОВАШОВ. Рекорды первых дней УСМАНЬ. Одними из первых в районе приступили к весенне- полевым работам земледельцы колхоза «Комсомолец». Моло­ дой механизатор Николай Ти- ' тов в первый же день заборо­ новал на тракторе ДТ-75 47 гектаров пашни при норме 43. На пять гектаров перекрыл сменное задание и его ровес­ ник Александр Казьмин. В совхозе «Уеманский» Миха­ ил Колесников за четыре дня забороновал 180 гектаров мно­ голетних трав, что также значи­ тельно превышает норму. Всего в районе в весенне-по­ левых работах участвует 239 молодых механизаторов. ДОБРИНКА. За десять ча- ерв сее^ового дня . молодой трантррист Александр Виндю- рин из совхоза «Хворостян- ский» забороновал 125 гектаров многолетних трав. Это более, чем в два раза выше нормы. На следующий день Алек­ сандр снова выехал на бороно­ вание и опять добился велико­ лепного результата — 80 гекта­ ров при норме 61. Ю. ИВАНОВ. Б алагур и весельчак Лешка Горбатов, у ко­ торого ежедиевиый за-.,' пас хорошего настроения бь*л ' насто1лъко велик, что его с лих­ вой хватало на всех окружаю- ншх, вдруг загрустил. Да так крегаад, что и работавшие с ним механда-атары начали яерёжи- вать. Хотелось им помочь чело­ веку — а как? Советами? Бес­ полезно. Какие тут советы, если у Лешкиного трактора трехше­ стеренок не хватает, будь они не ладны. Разве их словами за­ менишь? Нет. только шестеренки и могли исправить положение. А где их взять, если даже влия­ тельные люди помочь не мо­ гут? Рады бы, да не могут. На­ пример, руко'водители Конь- Колодезского еовхоза-те.\'ПИ.ку- ма, где работает Лешка, многое отда.ти бы за злополучные ше­ стеренки —сев па носу, тут уж каждый трактор, тем более та­ кого механизатора, как Горба­ тов, па счету, но пет деталей в хозяйстве. И .районная «Сёль- хозтехника», надо думать, ра­ да помочь -г- для. нее ремшт тракторов — показатель в ра­ боте, но и там н-айти запчасти не смогли. Что тут делить? Без этих шестеренок трактор ^ не трактор —железка! Есть от че­ го голову повесить, тем более Алексею' 'Горбатову — ведь 'ему дО'вфилй нынешней весной сеяяочный агрегат... Правда, долго Лешка гру­ стить не умел. Наутро пришел, загадочно улыбаясь — что-то :пряду.мал. Тревожить .расспро- сг?ми его не ст^ли, еслидто, сам расскажет — про себя таить Лешка не мог. Но на этот раз так никто ничего и не узвал. А после обеда Лешка пошел ш ди­ ректору совхоза-техникума. Там разговор был ко'ротким. Механизатор и руководитель поняли друг друга с полуслова. Поскольку Лешкин ДТ -75 сде­ лал в Волгограде, то и за ше­ стеренками надо ехать туда. «Пробить* и Бр'Ввезти. детали- это Горбатов брал на себя. И директор 'Валентин Але.ксеевич Кузо-влер поверил, не'стал шм- неваться, потошу что не сомне­ вался механизатор. ...В-ВолгО'Граде Лешка добил­ ся приема у генерального ди­ ректора завода. Тот не уступал —нет необходимых для иоду- чення шестеренок: доку.менто!В, что это, дескать, за самодея­ тельность та.кая. Лешка тоже не сдавался —отступать-то не­ куда. Доказывал, спорил. А по­ том вытянул свои руки, потем­ невшие от масла я металла, — Рыцари весенней страды РЯДОМ с ВЕТЕРАНАМИ р>тси механизатора, и сказал: —Вот мои документы. 'Трак­ тор их ждет, —л вдруг с Вол­ нением в голосе добавил, — ведь сев скоро... В хозяйство Лешка вернулся с шестеренками. Правда, рас­ сказывать о своих похожденаях подробно времени не было пакапуяе сева у каждого своя заботы, .НО- .ЧеШ'КИН'ОЙ удаче от души порадовались все механи­ заторы. Еще бы! Тсперь-то все трактористы хозяйства в пол­ ной боевой готовдости. Создан посевной комплекс. ВесбЛА.ено­ левые, работы решили прово­ дить групповым методом —по иримеру ипатовцев, и в рабо­ чем плаве уже давпо. овределе-; па мера участия в севе каждо-. го механизатора, точно рассчи­ тан его личный вклад. Случись неувязка наподобие Лешкиной — и уже перестройки, измеле- иия в установлеяных и извест- яых всем графиках, заданиях. Аэто, как известно, к доб.ру не тцшводит. Тем более —накану­ не сева. Алексей Горбато1В, «апример, входит в звено по выращива­ нию зер'новых культур. Есть езде звенья по возделыванию и уборке сахартой и кормздой свеклы, семян *и иногодетних трав, уборке сена и соломы, приготсввяеетю витамиштойму- ■ ки. Звенья созданы на весь хлеборобский сезон, некоторые из них,.разумеется, приступят к работе еше пе скоро. По уже сейчас все полностью укомп­ лектовано, мехгаяизаторы на­ делены на опрйдедевные кон­ кретные задачи. Что ж касается весение-по-« левых работ, то здесь, как уже говорилось, — стопроцентная готовность, сделаны самые оп­ тимальные расчеты. Создано пять звеньев, которые будут по­ могать сеяльщикам: по техня- ческому и культурно-бытовому обслуживанию, по подготО'Вке Почвы, по подготовке, семяи ,к посеву, по внеседшо минераль­ ных удобрений и гербицидов... Итак, перед кажды.м. звоном. стоят конкретная, задача, вы- поаноние которой —закон для всех членов звена. И ие случай­ но, ко'гда (формировались зве­ нья, особо унит.ываяиоь возмож­ ности и способности. трактори­ стов. От того, где работаешь, зависит и то, как работаешь — по силам ли, справишься ли, не будет ли твоя неудо-вдетвореи- ность, а вместе с ней и оплош­ ности в работе, по'МеХ'ОЙдругим. В этом году студенты вс;ерп- нарного отделения техникума закончили курсы механизато­ ров. Десятерым из них довери­ ли участвовать в весенне-поле­ вых работах. Отобрали лучших. И не просто лучшх, но и иск­ ренне желающих |работать на севе.’Ие обошлосьбез курьезов. Сашу Гаршина, например, за­ числили в агитбрйгаду — иг­ рать в местном ансамбле.. Как ГО.ВОРИЛ секрета» комсомоль­ ской организации Иван Гудков, ^ -для него же хотели сделать луч- ■ ше —маловат ростом, как ре­ бята посмеивак|г;Ся —«метр пятьдесят с шапкой», по силам ли .'будет. Так Гаршин заупря­ мился и не просто| заупрямился, а доказывал, что без него чуть ли и сева не полтеится. И на­ стоял на своем! Взяли его иа трактор. И что ж,1И Саша, и его однокашники Михаил Телков, Сергей Волков |и другйе уже подготовили технику. Помогли им, вонечию, иопвтиые механи­ заторы. Но все ОШ единодушно считают, если студенты будут работать и на сене так же, как на ремонте тражфров, то толк будет. Тем более |а влагозадвр- жаннн, а именно; этот участок довери.ягр.молодым механира'то- рам. За, студентами закрепили опытных работников, чтобы во­ время проконтро.1|ировать, коли потребуется помощь. И все-таки спр|с с них будет не меньший, чем со всех других. На комеомольскО'М собрании, иосвящанном весевне-п олев ым работам, А.дексей Горбатов так и сказал, что, за. качество сами механвда.торы будут спраши-. вать строги. Всю необходимую пом'О'Щь.в подготовке студентам оказали, и впредь без внимания их не оставят, но и им самим нужао будет постараться. }Ведь .инициатива .„студеитов.техикку- ма не. просто д.а«ь почину -сту деитО'В Липецкого политехни ческого ивститута. Это — за планированная помощь хозяйст ву, это —их вклад в сев. Повысится агветсдвени'ость и . главных ея^ециалисЮв. Второй : год хозяйство будет работать по новой цеховой системе. Сво­ его рода , хозяйство — завод. Появилась,новая терм'инология —цех растениеводства, цех Ж'И- . ворноводства. .Ипачальнаки це­ хов гг главше специалисты — (Выступают уже не. в роли конг сул'ьтайтов, как.зто быЛ'Орань- : ше, а^ .непосредственными., орга- : низаторами' производства., ...К севу в хозяйстве, готово все. И так же четко, .как про­ вели подготовку, как сплаииро- вали-весеяне-полевые работы, здесь обозначена главная аада- ча —провести сев за шесть ра­ бочих дней. На это настроились и все его участники..., В. КУРГЛННИКОВ . Выпускница культеросвет- училища Зоя Насонова работа­ ет заведующей автоклубом З а ­ донского районного Дома культуры. С началом весенне- полевых работ автоклуб ра зъ ­ езж ает по селам и полевым с та­ нам, и в багаже у него концер­ ты, лекции, кинофильмы. Его работники выпускают такж е «молнии», «боевые листки», по­ могают в оформлении красных уголков и полевых вагончиков. НА СНИМКЕ: заведующая автоклубом Зоя Насонова. Фото А. Заворыкииа. 5 СЕМ известна истина, что общественная актив- . ность воспитадаика - ТОВАРИЩ ПОДРОСТОК Ступени гражданской зрелости Общественная активность. Активная жизненная пози­ ция. Есть ли она у подростка? И от чего зависит прояв­ ление в поведении у него ярких черточек «общественни- Эти и многие другие важные вопросы педагогической деятельности ставит в серии материалов кандидат Педа­ гогических наук зав. кафедрой педагогики Л ГНИ Сталь Анатольевич ШМАКОВ. Его статьи — раздумье о процессе формирования в со­ ветской школе основ духовного богатства личности, фор­ мирования у ребенка качеств, обеспечивающих актив­ ность жизненной позиции будущего строителя коммуни­ стического общества... г решающее условие его расцвета Биолог одной из наших школ чение слова в своей-работе. В К - как личао-еги. Отсутствие у поставила тройку за год девя- планах.сплошь беседы—о кол- в г школьника чувства долга труд- тикласснику, одному из- самых лектиэизме, о правилах поводе* 8 2 но компеиоировать другими сильных ребят школы, только за ния, о патриотизме. Из ста в = иравственными качествами, то, что 01Н«пО'Смел» пойти на процитов дел —девяносто два 8 2 Вырастет ли ребенок поошо- «какую-то районную камсо- — мероприятия просветитель* в = праваым членом коллектива, мольскую конференцию» в то кого характера. В 2 если он равнодушен к его де- время как должен был делать Я понимаю, с учениками нуж- в = лам? О каком уважении к лю- до'клад на принудительном но говорить и о коллективизме, 8 в дям, о какой готовности бо- кружке. Между тем парень был и о правилах поведения, и о « = роться за нх счастье .можно делегатом этой конференции, а патриотизме. Но чего стоят эти > 2 гово'рить, если у человека нетдоклад, им написанный, попро- разговоры, если ученики объе* 8 Стрем,ленйя и умения 'отдавать сил прочесть своего товарища, динены в коллектив тольк-о “ 2 бескорыстно свои силы на бяа- ___ _____ _____ .................................... ........................... — 8 го общества? Трудно поверить 2 в ' правильное профессиональ- 8 ное самоопределение выпуск- 2 ника, если .его забота о собст- 8 венном благополучии заслоняет 2 общественные интересы. 8 ■•Мбт*рМ|ая,ем точку зрения В тех, кто выделяет две основные 8 формы прсявл'енйя активности Г молодежи: участие в общест- 8 Венной нсизни и, участие в об- “ щественной,деятельности. Дей- 8 .ствительно, .когда моЛ'Одой че- “ ловек .принимает участие. в 8 собраниях, он выражает овое ' Е отношение к определенным по- 8 литическим., социальным ,н дру-, Я гим проявлениям. Но при этом 8 он не всегда может быть актив- 1; ным борцом за торжество О'П- 8 ределеаных принципов. Другое Е дело —общественная деятель-, 8 ность, в которой и проявляются, г бойцО'Вские качества ребят. 8 Очевидно, нам важен сплав Е этих двух фо'рм, взаимообус- 8 лавяивающих друг друга. Е В практике наших школ, в 2 том числе Правобережного рай- г она имеется ряд досадных .фак- 8 торов, тормозящих формирова- Е ние общественно-политической , - 8 активности школьника. Это от- Общеетвеяная активнеють ре- формальными рамками класса? Е рицательно влияет на образОва- и ее самая высокая фаза*» Что даст школьная лекция о 8 ние нх политического йммуните- общественная .инициатива за- правилах культурного поведе- Е та против буржуазной идеЬло- кладываюгея и развиваются, ния, если воспитанники лише- ~ 8 ГИЯ Во-первых отсутствует так же, как и знания по мате- ны .возможности сами пригла- 8 Е глубина политичйСК'йх знаний матике и биологии. сить гостей на сбор, если после - 8 во общественным дисциплинам. Что в этой проблеме ааябо- трогательных выступлений на 8 Е Более трети изученных нами важнои перевективиос точ- утреинике, посвященном 8 Мар- Я 8 школьников имеют посредствен- ки зрения педагогической на- та, обязаиноети официанток в 8 Е ные оценки пЬ йе'го.рии, обще- уки и практики? заключительном чаепитии вы- = 8 ствоведению, экономической Учитывая многогранность полняют мамы? 8 Е географии и другим предметам, проблемы, рассмотрим лишь , .Основа общественной ак- 8 8 Во-вторых, школьники редко некоторые ее вопросы. '‘тяВ'НОСти—практическая рабо- В Е оказыва-ются в ситуации, когда Сегодня в воспитательнойта иа благо общества, коллектн- я 8 требуется публично отстаи- практике школы, комсомола, ва. И дело здесь не в том, ма- 8 Е вать свои убеждения, оценивать пио-нерии ,все еще доминируют леиькое дело выполняет ученик я 8 те или иные явления обществен- так называемые словесные фор- или большое. Главное, чтобы В Я ной жизни. Из трехсот опро- мы воздействия. Мне кажется, он испытывал радость от ТО'ГО, “ 8 шейных сорок указали, что они мы слишком много говорим е что ,его деятельность; тоже по- Е где-то, когда-то публично что- детьми и. слишком мало дела- лезна людям. 8 то отстаивали или' защищаЛ'И.— ем. Нагораживаем вокруг про- , .Использую в качестве цриме- Е па классном часе, комсомоль- стых и ясных понятий целые ра последнийдлительный поход 8 ском собрании, заседании сове- системы классных часов.я про- учащихся липецкой школы Е та дружины. В-третьих, нельзя чих словесных мероприятий. № 24 по оз,е.рам Ка'релии, в 8 не учитывать, что рост матери- Наверное, проще и ^«удрее гово- котором я участвовал лишь как Е алыюго благосостоя'иия при не- рирь детям языком простых за- регистратор событий —фото- 8 достаточном духовном развя- по'ведей И праВ'ИЛ, а затем по граф. .Замысел похода опреде- Е тип членов семьи влияет на этим заповедям и правилам ор- лили учителя: воспитание об- ■8 возникновение у отдельных уча-, ганязовывать их жизнь.. Вот и щественной активиосги. В нем Я щйхся потребитёльских на- вся педагогика воспитания. Се- участвовало две категории ре- 8 строений, у этой части школь- годияшний век требует, в пер- бят —«актив» и «пассив», Е ников культ вещественного пре- вую очередь, поступков. Только нравственно здоровые, и «труд-, - обладает над культом духов- через них дети смогут познать иые». ОрганизатО'ры четко Я кого. А ведь мещанскиетеиден- ми.р. Воспитание —.это постуц- нредегавнан для себя, каких 8 Ции типа «моя хата с краю», ки растущего человека. поступков, каких проявлений В «что мне больше всех нужно?» Вспоминается яркое выступ- характеров потребует это ну- живучи и заразительны. В*чет- леиие друга, и соратника А. С. тешествие.,И активно формиро- Е вертых, в повседневной рабо.ге Макаренко—В. Н. Терского на вали высокое отношение к. идее 8 педагогов не всегда учитывают- Всесоюзном совещании.пионер- похода у ребят {специальные Е ся особенности формирования ских работников. Он горячо туристинемие вечера, собрания - общественно - политической а-к- отстаивал мысль о, первоствпен- и т. ,,п.).. ,Пох.од посвяти.вд 60 - Е тивнО'Сти школьника разного' ном значении в-воспитанна уча* летию Октября., Практическую 2 возраста и,,мягко выражаясь, щйхся .практических дел. Тер* же часть (от выбора маршрута 8 не всегда правильн'О оценивает- ский привел такой пример, При- до экипировки) возложили на - ся общественная активность гласили его как-то пионеры на плечи ребят.» И в само*м Е учащихся. До сих пор у онре- сбор дружины и попросили по- походе , весьма нелегком по 2 деленной части учителей поня- делиться воспоминаниями о категории маршрута все 8 тие «хороший ребенок» ассоци- работе А. С. Макаренко .в ком- делали сами дети по очере- 2 и'руется с пО'Нятйем .«хороший муие им. ф. Э. Дзержинского, ди. Кстати, ни один из пяти ученик», а еще точнее «удобный Казалось бы, все ирошло от- учителей не имел .никакой ученик». Учится терпимо, не лично. После .сбора, отдыхая в командной роли.-Ребята нро'ве- мешает, не высказывает «св,о- школьном сквере, Виктор Ни- ли на базу водопровод—это бы- § его» мнения, не дай бог, не колаевич-елгучайно услышаДта* л.а их-личная инициатива, ночи- и совпадающего с мнением педа- кой диалог двух иодростко-а: нили домики, просмолили, за- м тога —и ладно. ■ ,—Что было иа сборе? Я не ш.паклевали лодки, все это тре- В В одной из наших школ два по.ш,ел. бо-вало серьезных физических я § года назад выпускница, евкре- — Ничего особенного, один нравственных усилий, пост.оян- и тарь комсомоДьской организа- старик трепался... но воэтикали ситуации, в ко- 8 ции, не получила золотой меда- —Не затрепали.ли мыслоге- торых необ.ходнмо было про- В ли, хотя училась все годы от- сами детей? Не .за,трепали ливвить твердость., умение по- 8 лично В чем дело? Посмела вечны.ми нравоучениями, парад* стуинться личными удобствами 5 заявить учительнице математи- ной шумихой? —обратился ради товарищей, ,рздп других 8 ки, что хотя математика —«да- Виктор Нико^заеш^я к участии- людай,-совсем незнакомых. а рица наук», но история ей ми- кам совещаннч. —Не слишком Вспомним, что как раз заботу § лей и отказалась ходить на ли много слов и мало дела? б «дальних» людях В. И. Левин д 8 математически:!, .факультатив, . .Большой знаток детских душ, бчитал главным црннципом д 5 так как записалась в философ- .взыскательный мастер-восяита- раямоотноитетши в сонизлистн- ^ 8 ский кружок Дома нолитическо- тель делился, тревогой, своими песком обществе. Думается, что д Е го просвещения, размышлениями о яутях .ста- воепптателям ^надо активнее к Е До сих пор некоторые учите- новления коммунистическогосоздавать педагогические си'^- д ,8 ля П 03 В 0 .ЛЯ.ЮТсебе нренебрежи* характера. щТмся’^возмшкнж^^^ 8 г тельно-относиться к пконерскнмМы прозкзлизировали сегии щнмся возможность нережеть ц 8 и комсомольским активистам, пла.но.в классных руководителей 8 С ________ _ «„ттлтгчгиV Плох?п*.'г'С1Т1.1 ЛЛЯ ДРУГИХ ПОДЧиС ПугеМЧ-СРЬ 2 цулька.ми» я «болтовней» об- анализа показали; многие вое- 8 щсствеиную практику ребят. питатели преувеличивают зна- С. ШМАКОВ, а

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz