Ленинец. 1978 г. (г. Липецк)
С ЕВ... Ол одинаково вол нует и опытных, и моло- ' дых хлеборобов, ®меха- ' Яйзаторов, и специалпстов. Сев это истоки будущего у,рО'Жая. Се в э т о фундамент будущих До'сдокеяий земледельца^. И за-, боты у хлеборобов ..-на севе — общие; как быстрее и качест веннее провести все работы. . Сегодня диалог 6 начииаю- ■^Ар.ми'И Задонского района Ва силий Иванович Кривоносов и молодой коммунист мехаииза- тор Владимир Канунников. В. И. КРИВОНОСОВ:-Вла димир, сеять в этом годубудут, • в ословном, молодые механиза торы. Хотя... по стажу, по опы- ,ту работы вряд лн кого из них назовешь новичком. И Алек сандр Головин, и Владимир Шевченко, и Николай Лопухов, которые будут обслуживать трехсеялочяые агрегаты, впер вые вывели свои сеялки в поде М1НОГОлет назад. Да и ты, если не ошибаюсь, будешь участво вать в весенне-полевых работах уже в пятый раз. ' В. КАНУННИКОВ; - Это по офипиалмым подсчетам. Бо- общс-то, мой стаж геялыиика начался в 1965 году. Тогда мой отец взял меня с собой в поле. Водить тракт0|р он меня изучил еще раньте. Сеяльщик, конеч но, в то время был из меяз ни кудышный. Тогда я только уга дывал красоту самой работы, а вот красоту наших полей, на- Ш.ИХ мест почувствовал сразу. 1 В общем,, увлекся'я пейзажем за окном трактора, загляделся по сторонам, даже про дело забыл. И начал зигзаги выписывать, пока отец «е остановил, — ои все время, стоя на сеялке, сле дил за мной. Бросил землей в заднее стекло — дескать, тор мози, вывел из кабины и пока зал, что я натворид. .Его. суро вая паука мне нйдбяго запом нилась. Теперь-то я могу рабо тать практически на любом тракторе, и нареканий по каче ству 33 все эти пять лет не В. И. КРИВОНОСОВ: - Я не атучайно начал нашу беседу разго>вором об опыте механиза-^ торов. Квалификация трактори стов —: одяа из гараитйй ус пешного, качествеияого сева. Для нашего хозяйства по ряду причин это имеет еще и особое значение. И одна из причин, не побоюсь этого слова, — слож ность наших полей, хотя, как ты правилыго заметил, таких кра сивых. Из сравнительно малень кой площади, которую занима ет нашколхоз, поля заметноот личаются друг от друга. Этоот разится и ва сроках весеине- полевых работ. В принципе, мы планируем сеять быстры^митем пами, но нельзя отбрасывать тот фактор, что поля подходят неравномерно. На иекоторые из них, там,, где песчаные зем ли, нужно; .выезжать уже- в первые дай апреля, а остальные поля будут готовы к севу на много, позже. Естесгвевио, раз ные почвы требуют и разного ухода. Иногда приходится учи тывать даже, казалось бы, са мые незначительные, на первый взгляд, мелочи. Так что квали фикация, опыт' мехааизаторов имеют бо^шиое, если не решаю щее.значение. В. КАНУННИКОВ: — Мне сразу*же вспомнился прошлый год. Я возглавил звено по вы ращиванию кукурузы. Сменил на этом посту своего отца. Что и. говорить, высокое доверие, а вот оправдать его не смог. Нто- подготовки я дововеи, Все вдет по плану. Сеять бу дем, К.1Кя раньше, групповым методом, правда, в этом году ш ■усовершенствован по при меру ипатовских. земледельцев. Ставку делае.м на 12 сеялок. 3 —трехсеялочных и 3 —односе-^ ялочных агрегата выполнят все объемы. Беспакойт одно —лам плохо поставляют удобрения. Даже из запяа1НИ;рша(Шого ко личества мы многое недополу чил,И'. К примеру, нам задолжа ли 77 то'Нв аммиачной воды;.. )В. КАНУННИКОВ: -В прин ципе, поставкахш удобрений пас не баловали и раньше. Но, Тем не менее,,мы уже добились стабильности в урожайности Труда будем выращивать те перь на 150 гектарах. И, кроме достигнутых положительных результатов,' думается, намуда стся добиться и главного —- Повы:Сить урожайаоеть. В. КАНУННИКОВ: — Этот момент — мехаяизация трудо емких равее процессов и, есте ственно, высвобождеН'Ие рабо чей сила —важен для хозяйст ва, видимо, еще и потому, что в настоящее время в колхозе не хватает кадров. Аведь в пашей восьмилет;1ей школе учится все го около 50 человек. Так что это солидное ежегодиое попол нение. В. И. КРИВОНОСОВ: —Да. Например, на нынешний сев НА СВОЕМ МЕСТЕ ХЛЕБ НА ЗЕМЛЕ ОТЦОВ РАСТИТЬ НАМ Т АМ, ЗА РЕКОЙ, на при горке, во дворе полево-- гО стана, уже людно. Да же ранним утром сохнет и па рит земля, бродят в ней живо творные соки, и нетерпение вы ехать в поле не дает покоя ни седовласому, ни самому мо лодому земледельцу. По мостику, по утоптанной тропинке прибежала на поле вой стан Люба Суровикина. Вчера она со своей подружкой Куляевой, тоже Любой, догово рилась прийти пораньше. Мыли голубой «Беларусь», протирали его до блеска- и сами же смея лись, что, наверное, дома каст рюли до такого блеска не начи щают. Трактор вообще-то был жизнь ждала этого. Вообще-то ее и правда тянуло к такой ра боте, только до поры, до вре мени сдерживала себя. Одна ко':^,- читая сельскохозяйст- веиные журналы, газеты,-^ото- рых в доме всегда много, за видовала своим ровесницам с Кубани, из Херсонской области. Тем, что, сев на трактор, на комбайн, пахали землю, уби рали хлеб и в трудном хлебо робском деле не уступали муж чинам, а то и обгоняли их. Да что там далеко ходить — вот тетя Нюра, почтальонка ихняя, сколько лет на тяжелом трак торе проработала. редач, Сашка бесцеремонно сорвал их на протирку деталей. Ох, и злой же он был тогда! Шли-шли по намолотам впере ди всех, даже таких маститых комбайнеров, как Архипов и Исаев, опередили, и вот тебе целых три дня простояли с той коробкой, пока, наконец, Алек сандр сам по большому блату не раздобыл дефицитную д е таль в соседнем хозяйстве. Потом проболел он еще не сколько дней. И все же сумели супруги Суровикины набрать звезд на бункер. Целых семь тысяч центнеров намолотили — один из лучших показателей в Задонском районе. Молодежь совхоза «Ульяновский» обоих хой уродилась кукуруза, нвз- К.ИМ был урожай. Сзадакие.м пс справился. Самое обнд-пос, что и опыт вроде быимеется, и все, что положено, успели,сделать вовремя. Но поле не ответило на нашу заботу. Почему? Не учли этих самых «мелочей»... И здесь нам особенно необходима помощь агрономов хозяйства. В этом году я снова звеньевой по квр.модобы-ваиию. Д-умаю, что- прошлогодний урок пойдет и нам, и апро«ома.м на поль зу... -К нынешнему севу звево подготовилось неплохо. Куку рузные сеялки хоть завтра смо гут выйти в поле, полностью от ремонтирована и -Другая техни ка. Так что, на мой взгляд, . в этом году мы с по.мощыо с-пег циалистов. хозяйства сможем добиться хорошего урожая. В. И. КРИВОНОСОВ; —Го- . товиость ~ факт немаловаж ный. На сельскохозяйственных рабО!тах бывает так, что какую- то опраделениую работу нуноно выполнить обязательно сего дня. Не завтра, не послезавтра —это уже по веем нашим мер кам поздно, а именно сегодня. Даже если иа это уйдет поляо- стью световой день. И здесь-то ухе готовность имеет решающее значекие. И готовность техники, и готовность самих людей, их настрой. В. КАНУННИКОВ: ~ Ну, в этом отношенм у «а 4 кажется, все вшо(рядкё. Механизаторы отрегулировалн, сагрегатирова- Лй навесное оборудование, в полной исправности тракторы. Все уже ■' иастровлись -«а сев, "точнее, на новый меборобокий КРИВОНОСОВ: - Да, зерновых. Не случайно выпол нили три ГОД01ВЫХплана пяти летки по и,роиз1водству зерна. А почему нет такого же посто янства в урожаях сахарной свеклы? Почемунаши свежлоео- 'ды отстают от передовых свек ловодов области? 1 В. И. КРИВОНОСОВ; - Де ло в том, что земли хозяйства не еов.сем благ'оириятеы для выращивания свеклы. Пччвы—. кислые. Ичтобыполучитьхоро ший урожай, к примеру, задве сти центнеров, вуаайо произве стковать землю. У нас же хи мическая мелиорация —■изве сткование —не всегда прово дится вовремя, да и качество вн©сеня%^ка|^тво- самой муки оетавляют'желать лучшего'. Э'го как раз и есть О'Дна из «мело-, чей», о которых мы с вами го-- ■ворили, и которые необходимо учитывать при работе с наши ми почвами. И все-таки в прошлом году свекЛ'О'ВОДыхозяйства добились оцределеявых успехов. На пло-- щади в 90 гектаров мы выра стили свеклу с минимальными затратами ручного труда. Жея- щины с тяпками здесь не рабо тали. Все .выиолнево механи зированным звеном. . Урожай ность на этом поле была, арЗ'В- да, не высокой — 135 центнеров с гектара, во выше, чем в сред нем по хозяйству. Кроме того, себестоимость одного цеитиера этой культуры составила 2 , 0 4 , рубля. Хороший показатель! Та-^ кую технологию мы будем ис пользовать и в нынешяб'Мгоду. Унсе разработан весь ком.плекс мероцр|Иятий, полностью осу- ществлеяа подготовка. :СВ'еклу практически беа затрат ручного ГОТОВЯТСЯ ВЫЗВАТЬ НА СОРЕВНОВАНИЕ с в о и х ! НАПАРНИКОВ-ТРАКТОРИСТОВ нам придется ■пр.иглаойть более двадцати трактористов со стороны. Не случайно каждый .сезон мы обращаемся за Н'О.мо- щьюкнашим шефам—коллек тиву завода «Свободный со кол», студентам Задонского Техникума. механизации. Этой -вешой они вновь будут иомо* гат-ь на'М. ■ На мой'взгляд, в шко.че сре- ,ди старшеклассников езде-слаб,о ведется работа по профориен тации. Поэтому многие, веомот- ря на то, что хозяйство у йас, довольно крепкое, уезжают ра ботать в город. в. КАНУННИКОВ: —Там, в городе, может быть, и полегче. Два выходных и мягкий хлеб— всегда. Но мне за них обидно— сыновья х.чеборобов не стала хлеборобами. Найдут ли они се бя на НОВ'О'Мпоприще?.. А мы будем продолжать дело отцов мы на своем месте. И. рабо тать будем честно, на совесть. Беседу записал К. ВЛАДИМИРОВ. не их, а Евгения Куляева, мужа Любы, но Женька как раз при болел и, пока работы большой нет, остался дома по бюллете ню. Бригадир тогда и разре шил девчатам повозиться с ма шиной. Люба Суровикина прошлым летом убирала со своим мужем, Александром, хлеб, была у него помощницей. Сашка Суровикин, спокойный', веселый парень, к характеру которого, на пер вый взгляд, никак не подходит фамилия, сам пригласил жену на комбайн. Любаша. как назы- Сашка посмеивался, глядя, как его жена готовится к'убор- ке, как она шьет занавески на комбайн. УЖ он-то знал, что этим занавескам недолго при дется висеть. Но не спешил пу- гат^^юбашу страшны^ труд- ио^^^ж. Не хотел, про- паДЩваньше времен 1 ^ ж а тро гательная наивность. : 1 Сына Романа, которому к жатве не исполнилось и года, Суровикины определили на воспитание к родственникам. «Как проснется, — наставлял Сашка «няньку», сестренку Лю бы, — так сразу транзистор ему в кроватку и пусть просве- щается». А сам уже и не дома, в)^ойвг — все мысли тат,л‘ по ле, и душа посуровела, напряг лась. А когда выехали в поле, то и вовсе неуемным стал. «Нет бы научить, спокойно под-, сказать, — с легкой обидой ду мала иногда Люба, — а он рвет и мечет. Разве так должен себя вести наставник?». Но тут же и замечала, что жалеет ее муж. Как дело к вечеру, так и отсы лает домой. Мол, хоть сына пойди проведай. А сам остает ся с комбайном в поле. От занаве.сок и в самом деле ничего не остал| ~ 1 ИХсломалась ко[ их послала делегатами на рай онную отчетно-выборную ком сомольскую конференцию, а там Любу избрали членом рай- Зимой в совхозе, как всегда, открылись механизаторские курсы. Люба Суровикина за писалась туда одной из первых, а вслед за ней еще несколько девушек. Правда, потом они почёму-то перестали ходить на занятия, но Суровикиной и од ной не было скучно. А ее ны нешняя подружка Люба Куляе ва в то время работала на фер ме. Узнала, что девчата занима ются на курсах, начала просить мужа: «Сходи, Жень, узнай, мо жет, еще не поздно, так и ,я за пишусь». Тот узнал, записал, и вскоре уже две Любы стали мучить преподавателя вопро сами да расспросами. А на практике к ним прикрепили на ставника Алексея Николаевича Трубицына. Дядя Леша оказал ся мудрым учителем, не в при мер Сашке Суровикину. Не нервничал на неопытность дев чат, не спешил выхватить из рук руль, если кто из них виль нет в сторону. Сидит молчит, лукаво усмехаясь. Мол, хватит вам подсказок, сами сообра жайте. И пошло-пошло у деву шек — освоили они трактор. — Саш, — радостно сообща ла Люба Суровикина, прибежав домой, — у меня уже полу чается. Сегодня дядя Леша доярок возил, а я с ним была, и он Мне доверял руль. Ниче го... А женщины смотрят так на меня. Кто удивленно, а боль шинство одобрительно. — Ну да, получается!—ехид ничал Александр. -т- Ну почему, Саша? — удив лялась Люба. -г- А потому. Агротехнику вы проходили? Нет. А какой же механизатор, без агротехниче ских знаний. Летом В.ОТ, пом нишь, иное йоле все в бороздах было, комбайн кидало как по - шпалам. — Конечно, помню. — Так вот это как раз и есть агротехника, только наоборот. — Саша, но ведь женщины всегда старательнее мужчин. Неужели ты думаешь, что мы с Любой стараться не будем. И потом: ты сам агротехнику всю дома изучил по журналам. И я так же. А сейчас нам пока и не собираются доверить работу на поле. Будем семена доставлять, обеды, а летом, говорят, поста вят на перевозку кормов. Ко нечно, к комбайну очень тянет, но там видно будет. Трактори сткой бы тоже поработать. ...На полевой стан вскоре пришла и Люба Куляева. Вдво ем они быстренько нашли сво его наставника дядю Лешу, но тут выяснилось, что ему се годня некогда. «А, давай сами, не заругают» — договорились девчата и пошли заводить трак тор. Волнуются, а тут еще муж нины собрались, смотрят, как и что у них получится. Алексей Васильевич Трубицын, отец Лю бы Куляевой, помог им неза метным шепотком, подбодрил. Через полчаса в кабинет к секретарю парткома Владими рову, временно замещающему директора, зашел главный ин женер и недовольно сообщил, что девчата угнали трактор. Уз нав, в чем дело, Анатолий Ан тонович рассмеялся. — Пусть катаются, трениру ются. Лично я за трактор сцог коен,—видел, что девчата уже отлично водят. . И добавил, словно бы самому себе давая обещание. — Вырастим мы из них знат ных механизаторов, обязатель но. Будут у нас свои Ангелины. Теперь будут. С. БРОВАШОВ. Рекорды первых дней УСМАНЬ. Одними из первых в районе приступили к весенне- полевым работам земледельцы колхоза «Комсомолец». Моло дой механизатор Николай Ти- ' тов в первый же день заборо новал на тракторе ДТ-75 47 гектаров пашни при норме 43. На пять гектаров перекрыл сменное задание и его ровес ник Александр Казьмин. В совхозе «Уеманский» Миха ил Колесников за четыре дня забороновал 180 гектаров мно голетних трав, что также значи тельно превышает норму. Всего в районе в весенне-по левых работах участвует 239 молодых механизаторов. ДОБРИНКА. За десять ча- ерв сее^ового дня . молодой трантррист Александр Виндю- рин из совхоза «Хворостян- ский» забороновал 125 гектаров многолетних трав. Это более, чем в два раза выше нормы. На следующий день Алек сандр снова выехал на бороно вание и опять добился велико лепного результата — 80 гекта ров при норме 61. Ю. ИВАНОВ. Б алагур и весельчак Лешка Горбатов, у ко торого ежедиевиый за-.,' пас хорошего настроения бь*л ' насто1лъко велик, что его с лих вой хватало на всех окружаю- ншх, вдруг загрустил. Да так крегаад, что и работавшие с ним механда-атары начали яерёжи- вать. Хотелось им помочь чело веку — а как? Советами? Бес полезно. Какие тут советы, если у Лешкиного трактора трехше стеренок не хватает, будь они не ладны. Разве их словами за менишь? Нет. только шестеренки и могли исправить положение. А где их взять, если даже влия тельные люди помочь не мо гут? Рады бы, да не могут. На пример, руко'водители Конь- Колодезского еовхоза-те.\'ПИ.ку- ма, где работает Лешка, многое отда.ти бы за злополучные ше стеренки —сев па носу, тут уж каждый трактор, тем более та кого механизатора, как Горба тов, па счету, но пет деталей в хозяйстве. И .районная «Сёль- хозтехника», надо думать, ра да помочь -г- для. нее ремшт тракторов — показатель в ра боте, но и там н-айти запчасти не смогли. Что тут делить? Без этих шестеренок трактор ^ не трактор —железка! Есть от че го голову повесить, тем более Алексею' 'Горбатову — ведь 'ему дО'вфилй нынешней весной сеяяочный агрегат... Правда, долго Лешка гру стить не умел. Наутро пришел, загадочно улыбаясь — что-то :пряду.мал. Тревожить .расспро- сг?ми его не ст^ли, еслидто, сам расскажет — про себя таить Лешка не мог. Но на этот раз так никто ничего и не узвал. А после обеда Лешка пошел ш ди ректору совхоза-техникума. Там разговор был ко'ротким. Механизатор и руководитель поняли друг друга с полуслова. Поскольку Лешкин ДТ -75 сде лал в Волгограде, то и за ше стеренками надо ехать туда. «Пробить* и Бр'Ввезти. детали- это Горбатов брал на себя. И директор 'Валентин Але.ксеевич Кузо-влер поверил, не'стал шм- неваться, потошу что не сомне вался механизатор. ...В-ВолгО'Граде Лешка добил ся приема у генерального ди ректора завода. Тот не уступал —нет необходимых для иоду- чення шестеренок: доку.менто!В, что это, дескать, за самодея тельность та.кая. Лешка тоже не сдавался —отступать-то не куда. Доказывал, спорил. А по том вытянул свои руки, потем невшие от масла я металла, — Рыцари весенней страды РЯДОМ с ВЕТЕРАНАМИ р>тси механизатора, и сказал: —Вот мои документы. 'Трак тор их ждет, —л вдруг с Вол нением в голосе добавил, — ведь сев скоро... В хозяйство Лешка вернулся с шестеренками. Правда, рас сказывать о своих похожденаях подробно времени не было пакапуяе сева у каждого своя заботы, .НО- .ЧеШ'КИН'ОЙ удаче от души порадовались все механи заторы. Еще бы! Тсперь-то все трактористы хозяйства в пол ной боевой готовдости. Создан посевной комплекс. ВесбЛА.ено левые, работы решили прово дить групповым методом —по иримеру ипатовцев, и в рабо чем плаве уже давпо. овределе-; па мера участия в севе каждо-. го механизатора, точно рассчи тан его личный вклад. Случись неувязка наподобие Лешкиной — и уже перестройки, измеле- иия в установлеяных и извест- яых всем графиках, заданиях. Аэто, как известно, к доб.ру не тцшводит. Тем более —накану не сева. Алексей Горбато1В, «апример, входит в звено по выращива нию зер'новых культур. Есть езде звенья по возделыванию и уборке сахартой и кормздой свеклы, семян *и иногодетних трав, уборке сена и соломы, приготсввяеетю витамиштойму- ■ ки. Звенья созданы на весь хлеборобский сезон, некоторые из них,.разумеется, приступят к работе еше пе скоро. По уже сейчас все полностью укомп лектовано, мехгаяизаторы на делены на опрйдедевные кон кретные задачи. Что ж касается весение-по-« левых работ, то здесь, как уже говорилось, — стопроцентная готовность, сделаны самые оп тимальные расчеты. Создано пять звеньев, которые будут по могать сеяльщикам: по техня- ческому и культурно-бытовому обслуживанию, по подготО'Вке Почвы, по подготовке, семяи ,к посеву, по внеседшо минераль ных удобрений и гербицидов... Итак, перед кажды.м. звоном. стоят конкретная, задача, вы- поаноние которой —закон для всех членов звена. И ие случай но, ко'гда (формировались зве нья, особо унит.ываяиоь возмож ности и способности. трактори стов. От того, где работаешь, зависит и то, как работаешь — по силам ли, справишься ли, не будет ли твоя неудо-вдетвореи- ность, а вместе с ней и оплош ности в работе, по'МеХ'ОЙдругим. В этом году студенты вс;ерп- нарного отделения техникума закончили курсы механизато ров. Десятерым из них довери ли участвовать в весенне-поле вых работах. Отобрали лучших. И не просто лучшх, но и иск ренне желающих |работать на севе.’Ие обошлосьбез курьезов. Сашу Гаршина, например, за числили в агитбрйгаду — иг рать в местном ансамбле.. Как ГО.ВОРИЛ секрета» комсомоль ской организации Иван Гудков, ^ -для него же хотели сделать луч- ■ ше —маловат ростом, как ре бята посмеивак|г;Ся —«метр пятьдесят с шапкой», по силам ли .'будет. Так Гаршин заупря мился и не просто| заупрямился, а доказывал, что без него чуть ли и сева не полтеится. И на стоял на своем! Взяли его иа трактор. И что ж,1И Саша, и его однокашники Михаил Телков, Сергей Волков |и другйе уже подготовили технику. Помогли им, вонечию, иопвтиые механи заторы. Но все ОШ единодушно считают, если студенты будут работать и на сене так же, как на ремонте тражфров, то толк будет. Тем более |а влагозадвр- жаннн, а именно; этот участок довери.ягр.молодым механира'то- рам. За, студентами закрепили опытных работников, чтобы во время проконтро.1|ировать, коли потребуется помощь. И все-таки спр|с с них будет не меньший, чем со всех других. На комеомольскО'М собрании, иосвящанном весевне-п олев ым работам, А.дексей Горбатов так и сказал, что, за. качество сами механвда.торы будут спраши-. вать строги. Всю необходимую пом'О'Щь.в подготовке студентам оказали, и впредь без внимания их не оставят, но и им самим нужао будет постараться. }Ведь .инициатива .„студеитов.техикку- ма не. просто д.а«ь почину -сту деитО'В Липецкого политехни ческого ивститута. Это — за планированная помощь хозяйст ву, это —их вклад в сев. Повысится агветсдвени'ость и . главных ея^ециалисЮв. Второй : год хозяйство будет работать по новой цеховой системе. Сво его рода , хозяйство — завод. Появилась,новая терм'инология —цех растениеводства, цех Ж'И- . ворноводства. .Ипачальнаки це хов гг главше специалисты — (Выступают уже не. в роли конг сул'ьтайтов, как.зто быЛ'Орань- : ше, а^ .непосредственными., орга- : низаторами' производства., ...К севу в хозяйстве, готово все. И так же четко, .как про вели подготовку, как сплаииро- вали-весеяне-полевые работы, здесь обозначена главная аада- ча —провести сев за шесть ра бочих дней. На это настроились и все его участники..., В. КУРГЛННИКОВ . Выпускница культеросвет- училища Зоя Насонова работа ет заведующей автоклубом З а донского районного Дома культуры. С началом весенне- полевых работ автоклуб ра зъ езж ает по селам и полевым с та нам, и в багаже у него концер ты, лекции, кинофильмы. Его работники выпускают такж е «молнии», «боевые листки», по могают в оформлении красных уголков и полевых вагончиков. НА СНИМКЕ: заведующая автоклубом Зоя Насонова. Фото А. Заворыкииа. 5 СЕМ известна истина, что общественная актив- . ность воспитадаика - ТОВАРИЩ ПОДРОСТОК Ступени гражданской зрелости Общественная активность. Активная жизненная пози ция. Есть ли она у подростка? И от чего зависит прояв ление в поведении у него ярких черточек «общественни- Эти и многие другие важные вопросы педагогической деятельности ставит в серии материалов кандидат Педа гогических наук зав. кафедрой педагогики Л ГНИ Сталь Анатольевич ШМАКОВ. Его статьи — раздумье о процессе формирования в со ветской школе основ духовного богатства личности, фор мирования у ребенка качеств, обеспечивающих актив ность жизненной позиции будущего строителя коммуни стического общества... г решающее условие его расцвета Биолог одной из наших школ чение слова в своей-работе. В К - как личао-еги. Отсутствие у поставила тройку за год девя- планах.сплошь беседы—о кол- в г школьника чувства долга труд- тикласснику, одному из- самых лектиэизме, о правилах поводе* 8 2 но компеиоировать другими сильных ребят школы, только за ния, о патриотизме. Из ста в = иравственными качествами, то, что 01Н«пО'Смел» пойти на процитов дел —девяносто два 8 2 Вырастет ли ребенок поошо- «какую-то районную камсо- — мероприятия просветитель* в = праваым членом коллектива, мольскую конференцию» в то кого характера. В 2 если он равнодушен к его де- время как должен был делать Я понимаю, с учениками нуж- в = лам? О каком уважении к лю- до'клад на принудительном но говорить и о коллективизме, 8 в дям, о какой готовности бо- кружке. Между тем парень был и о правилах поведения, и о « = роться за нх счастье .можно делегатом этой конференции, а патриотизме. Но чего стоят эти > 2 гово'рить, если у человека нетдоклад, им написанный, попро- разговоры, если ученики объе* 8 Стрем,ленйя и умения 'отдавать сил прочесть своего товарища, динены в коллектив тольк-о “ 2 бескорыстно свои силы на бяа- ___ _____ _____ .................................... ........................... — 8 го общества? Трудно поверить 2 в ' правильное профессиональ- 8 ное самоопределение выпуск- 2 ника, если .его забота о собст- 8 венном благополучии заслоняет 2 общественные интересы. 8 ■•Мбт*рМ|ая,ем точку зрения В тех, кто выделяет две основные 8 формы прсявл'енйя активности Г молодежи: участие в общест- 8 Венной нсизни и, участие в об- “ щественной,деятельности. Дей- 8 .ствительно, .когда моЛ'Одой че- “ ловек .принимает участие. в 8 собраниях, он выражает овое ' Е отношение к определенным по- 8 литическим., социальным ,н дру-, Я гим проявлениям. Но при этом 8 он не всегда может быть актив- 1; ным борцом за торжество О'П- 8 ределеаных принципов. Другое Е дело —общественная деятель-, 8 ность, в которой и проявляются, г бойцО'Вские качества ребят. 8 Очевидно, нам важен сплав Е этих двух фо'рм, взаимообус- 8 лавяивающих друг друга. Е В практике наших школ, в 2 том числе Правобережного рай- г она имеется ряд досадных .фак- 8 торов, тормозящих формирова- Е ние общественно-политической , - 8 активности школьника. Это от- Общеетвеяная активнеють ре- формальными рамками класса? Е рицательно влияет на образОва- и ее самая высокая фаза*» Что даст школьная лекция о 8 ние нх политического йммуните- общественная .инициатива за- правилах культурного поведе- Е та против буржуазной идеЬло- кладываюгея и развиваются, ния, если воспитанники лише- ~ 8 ГИЯ Во-первых отсутствует так же, как и знания по мате- ны .возможности сами пригла- 8 Е глубина политичйСК'йх знаний матике и биологии. сить гостей на сбор, если после - 8 во общественным дисциплинам. Что в этой проблеме ааябо- трогательных выступлений на 8 Е Более трети изученных нами важнои перевективиос точ- утреинике, посвященном 8 Мар- Я 8 школьников имеют посредствен- ки зрения педагогической на- та, обязаиноети официанток в 8 Е ные оценки пЬ йе'го.рии, обще- уки и практики? заключительном чаепитии вы- = 8 ствоведению, экономической Учитывая многогранность полняют мамы? 8 Е географии и другим предметам, проблемы, рассмотрим лишь , .Основа общественной ак- 8 8 Во-вторых, школьники редко некоторые ее вопросы. '‘тяВ'НОСти—практическая рабо- В Е оказыва-ются в ситуации, когда Сегодня в воспитательнойта иа благо общества, коллектн- я 8 требуется публично отстаи- практике школы, комсомола, ва. И дело здесь не в том, ма- 8 Е вать свои убеждения, оценивать пио-нерии ,все еще доминируют леиькое дело выполняет ученик я 8 те или иные явления обществен- так называемые словесные фор- или большое. Главное, чтобы В Я ной жизни. Из трехсот опро- мы воздействия. Мне кажется, он испытывал радость от ТО'ГО, “ 8 шейных сорок указали, что они мы слишком много говорим е что ,его деятельность; тоже по- Е где-то, когда-то публично что- детьми и. слишком мало дела- лезна людям. 8 то отстаивали или' защищаЛ'И.— ем. Нагораживаем вокруг про- , .Использую в качестве цриме- Е па классном часе, комсомоль- стых и ясных понятий целые ра последнийдлительный поход 8 ском собрании, заседании сове- системы классных часов.я про- учащихся липецкой школы Е та дружины. В-третьих, нельзя чих словесных мероприятий. № 24 по оз,е.рам Ка'релии, в 8 не учитывать, что рост матери- Наверное, проще и ^«удрее гово- котором я участвовал лишь как Е алыюго благосостоя'иия при не- рирь детям языком простых за- регистратор событий —фото- 8 достаточном духовном развя- по'ведей И праВ'ИЛ, а затем по граф. .Замысел похода опреде- Е тип членов семьи влияет на этим заповедям и правилам ор- лили учителя: воспитание об- ■8 возникновение у отдельных уча-, ганязовывать их жизнь.. Вот и щественной активиосги. В нем Я щйхся потребитёльских на- вся педагогика воспитания. Се- участвовало две категории ре- 8 строений, у этой части школь- годияшний век требует, в пер- бят —«актив» и «пассив», Е ников культ вещественного пре- вую очередь, поступков. Только нравственно здоровые, и «труд-, - обладает над культом духов- через них дети смогут познать иые». ОрганизатО'ры четко Я кого. А ведь мещанскиетеиден- ми.р. Воспитание —.это постуц- нредегавнан для себя, каких 8 Ции типа «моя хата с краю», ки растущего человека. поступков, каких проявлений В «что мне больше всех нужно?» Вспоминается яркое выступ- характеров потребует это ну- живучи и заразительны. В*чет- леиие друга, и соратника А. С. тешествие.,И активно формиро- Е вертых, в повседневной рабо.ге Макаренко—В. Н. Терского на вали высокое отношение к. идее 8 педагогов не всегда учитывают- Всесоюзном совещании.пионер- похода у ребят {специальные Е ся особенности формирования ских работников. Он горячо туристинемие вечера, собрания - общественно - политической а-к- отстаивал мысль о, первоствпен- и т. ,,п.).. ,Пох.од посвяти.вд 60 - Е тивнО'Сти школьника разного' ном значении в-воспитанна уча* летию Октября., Практическую 2 возраста и,,мягко выражаясь, щйхся .практических дел. Тер* же часть (от выбора маршрута 8 не всегда правильн'О оценивает- ский привел такой пример, При- до экипировки) возложили на - ся общественная активность гласили его как-то пионеры на плечи ребят.» И в само*м Е учащихся. До сих пор у онре- сбор дружины и попросили по- походе , весьма нелегком по 2 деленной части учителей поня- делиться воспоминаниями о категории маршрута все 8 тие «хороший ребенок» ассоци- работе А. С. Макаренко .в ком- делали сами дети по очере- 2 и'руется с пО'Нятйем .«хороший муие им. ф. Э. Дзержинского, ди. Кстати, ни один из пяти ученик», а еще точнее «удобный Казалось бы, все ирошло от- учителей не имел .никакой ученик». Учится терпимо, не лично. После .сбора, отдыхая в командной роли.-Ребята нро'ве- мешает, не высказывает «св,о- школьном сквере, Виктор Ни- ли на базу водопровод—это бы- § его» мнения, не дай бог, не колаевич-елгучайно услышаДта* л.а их-личная инициатива, ночи- и совпадающего с мнением педа- кой диалог двух иодростко-а: нили домики, просмолили, за- м тога —и ладно. ■ ,—Что было иа сборе? Я не ш.паклевали лодки, все это тре- В В одной из наших школ два по.ш,ел. бо-вало серьезных физических я § года назад выпускница, евкре- — Ничего особенного, один нравственных усилий, пост.оян- и тарь комсомоДьской организа- старик трепался... но воэтикали ситуации, в ко- 8 ции, не получила золотой меда- —Не затрепали.ли мыслоге- торых необ.ходнмо было про- В ли, хотя училась все годы от- сами детей? Не .за,трепали ливвить твердость., умение по- 8 лично В чем дело? Посмела вечны.ми нравоучениями, парад* стуинться личными удобствами 5 заявить учительнице математи- ной шумихой? —обратился ради товарищей, ,рздп других 8 ки, что хотя математика —«да- Виктор Нико^заеш^я к участии- людай,-совсем незнакомых. а рица наук», но история ей ми- кам совещаннч. —Не слишком Вспомним, что как раз заботу § лей и отказалась ходить на ли много слов и мало дела? б «дальних» людях В. И. Левин д 8 математически:!, .факультатив, . .Большой знаток детских душ, бчитал главным црннципом д 5 так как записалась в философ- .взыскательный мастер-восяита- раямоотноитетши в сонизлистн- ^ 8 ский кружок Дома нолитическо- тель делился, тревогой, своими песком обществе. Думается, что д Е го просвещения, размышлениями о яутях .ста- воепптателям ^надо активнее к Е До сих пор некоторые учите- новления коммунистическогосоздавать педагогические си'^- д ,8 ля П 03 В 0 .ЛЯ.ЮТсебе нренебрежи* характера. щТмся’^возмшкнж^^^ 8 г тельно-относиться к пконерскнмМы прозкзлизировали сегии щнмся возможность нережеть ц 8 и комсомольским активистам, пла.но.в классных руководителей 8 С ________ _ «„ттлтгчгиV Плох?п*.'г'С1Т1.1 ЛЛЯ ДРУГИХ ПОДЧиС ПугеМЧ-СРЬ 2 цулька.ми» я «болтовней» об- анализа показали; многие вое- 8 щсствеиную практику ребят. питатели преувеличивают зна- С. ШМАКОВ, а
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz