Ленинец. 1978 г. (г. Липецк)
3 • ЛЕНИНЕЦ товарищ ПОДРОСТОК Н Л СТАТЬИ р ПРОБЛЕМАХ «ТРУДНЫХ» ПОДРОСТКОВ, ОПУБЛИКОВАННЫЕ В ПРОШ- ^ редакция ПОЛУЧИЛА о т к л и к и , и х ПРИСЛАЛИ САМИ ПОДРОСТКИ, сегодня мы ПРЕДЛАГАЕМ ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ МАТЕРИАЛ СОТРУДНИКА ИНСПЕКЦИИ ^О ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТ НИХ УВД Ж. СКОЧЕДУБОбОЙ. ОНА ДЕЛИТСЯ СВОИМИ СООБРАЖЕНИЯМИ О ТОМ, ПОЧЕ МУ ЧЕЛОВЕКУ, СОВЕРШИВШЕМУ ПРЕСТУПЛЕНИЕ, ИНОГДА ТРУДНО БЫВАЕТ СТАТЬ НА ПРАВИЛЬНЫЙ ПУТЬ. - С ЛУЖЕБНЫЙ автобус,толь ко что прибывший из воспитательно • трудо вой колонии, развозил ребят по районным отделам мили, ции Липецка, где их с нетерпе нием ожидали родители. Бритоголовым, совсем еще юным, скорее похожим на при зывников, им предоставили воз можность исправить свою вину на свободе. Каждому, кто знал этих мальчишек, хотелось иск ренне верить, что Указ Прези диума Верховного Совета СССР от 4 ноября 1977 года об амнистии воспримут как большую веру в них, успевших уже сделать плохое людям. Радость в глазах встречаю щих матерей. Все, кто смотрел на них в эти минуты, думали: сколько пережито ими за вре мя разлуки, и какую тяжкую ношу ответственности и раская ния за преступление своих де тей принесли они сюда? Вот звучат слова напутствия сотрудников милиции. Проща ние. Как хочется, чтобы встре- ■^(а вернувшихся домой ребят с ''людьми в серых шинелях была последней! Как хочется верить в искренние обещания, что жизнь свою эти мальчишки нач нут по-новому: не будет обрат ной дороги туда, в колонию. Но вот прошло несколько не дель. К нам, в инспекцию . по делам несовершеннолетних областного управления внут ренних дел, пришла немолодая Женщина. — Я мать Виктора Т. Помо гите, если можете. Мой сын провинился. Неужели его опять будут судить? Неужели опять колония? Может быть, можно еще что-то сделать для него? Ведь он, поверьте, хороший, добрый... Она плакала, а нам нечего было сказать в утешение. Было очень досадно от услышанно го: неужели этот мальчишка опять взялся за старое? В семнадцать лет Виктор ел две судимости. «Стра- ал», вроде бы, действительно, из-за «мелочей», нелепых «слу чайностей». Два года тому назад изряд но выпил с парнем, которого первый раз видел. Гопчакоа был намного старше. И Виктор гордился тем, что его пригла сил к себе в компанию взрос лый, уверенный в себе парень. Вино веселило, и вместе с Горчаковым было приятно бро дить по улицам. Подражая «старику», говорил пошлости вслед пробегающим мимо дев чонкам, бесцеремонно толкал прохожих, и наступало упоение от того, что его боялись. Он совсем было разошелся, но приятель вдруг остановил его, и, зло прищурившись, с п лю н у л : — От пузырька «краснухи» прокис, салага? Витя понял: Горчаков недо волен тем, что мало выпил. — А где же взять еще? — оторопел мальчишка. — Я бы не против, 'да денег бо.пьше — Денег? — презрительно хмыкнул «старик». — За мам кину юбку тебе держаться... Он вдруг" осекся и, оживив шись, дернул его за рукав: — Ну-ка, гляди в оба. Вот они, твои денежки, прямо на тебя топают. 6 т магазина навстречу к ним, держа в руках покупки, шел, весело посвистывая, мужчина... ...После нападения на прохо жего народный СУД. ппимымля во внимание подростковый воз раст Виктора и подстрекатель ство ' соверщеннолетнего, смягчил наказание, заменив ли- шение свободы двумя годами судимости условно. В колонию Виктор попал поз же за участие в пьяной драке. Наступила жизнь, расписан ная по минутам от подъема до отбоя: столовая, цех, школа. А вечерами, когда ложился техучилища № 21 Анатолий Владимирович Еремин, В его группе учится мальчишка, кото, рый тоже был амнистирован прошлой осенью. О нем Анато лий Владимирович приносит добрые вести: учится, с удо вольствием работает, стара тельно. Его наставники говорят, о том, что из Саши получится неплохой газоэпектросварщик. Правда, до идеального уче- ПОЧЕМУ НЕ ПОМОГЛИ ВИКТОРУ? спать, представлял тот день, когда вернется домой. Преждевременное освобож дение из заключения было ра достно-неожиданным. Ему еще раз поверили. Уже здесь, в Липецке, с Вик тором долго беседовали со трудники милиции. Старая зна комая, инспектор по делам не совершеннолетних, спросила: — Назад дороги не будет? — Не будет, — совершенно искренне ответил парень, — и с выпивкой покончу, и с преж ними «дружками». Но через несколько дней он уже пил в своей старой компа нии. Ему нравилось казаться «бывалым», хотелось, чтобы «салаги» смотрели снизу вверх, так же, как он когда-то на Гор чакова, завидуя его удали. И чтобы окончательно утвердить себя в этой роли, предложил: — А что, братцы, не выпить ли нам еще? Чувствуя себя героем, про шедшим огни и воды, отпра вился в магазин «на добычу го рючего». Поминутно огляды ваясь, вьттащил из ящика бу тылку коньяка. Его заметили. Попытались задержать. Парень стал оказывать сопротивление, пустив в ход кулаки. — Он бывает дурным, когда выпьет, а как сын — очень хо роший, — в КОТОРЫЙ уже раз говорит мать. Пытается вну шить, что мальчик ее добрый, послушный. И, конечно, этой женщине очень хочется, чтобы суд учел это обстоятельство, хотя прекрасно понимает всю шаткость своей позиции. Но на что не понадеешься в отчаянии? Нам, сотрудникам инспекции по делам несовершеннолетних, приходится часто видеть запла канных мам подростков, совер шивших преступление. Нередко мы занимаемся расследовани ем драк, мелких краж. И даже тогда, когда ясно видишь, что совершены они преднамерен но, хочется думать, что в этом все-таки есть большая доля случайности, И искренне верим в раскаяния. Но„. Отпустили человека на целый год раньше, встретили по-доброму, работу предложи ли. А он, не успев получить паспорт, вновь оказался под следствием. И опять мы спра шиваем; кто виноват? Может, не до конца помогли человеку? После того, как ушла мама Виктора, к нам пришел еще один посетитель, мастео ппойт- ника мальчишке еще далеко, но главное, он постепенно ста новится нравственно-здоро вым человеком. Вот две истории, у которых очень похоже начало и так не похож конец. Может, отнеслись к ребятам по-разному, когда они верну лись? Одному уделили чутко сти больше, другому — мень ше? Давайте разберемся. Еще в колонии у Виктора выяснили, куда он желает вернуться. В Липецке, заранее зная о его приезде, ломали голову над тем, как устроить парня, при встрече после освобождения опять интересовались, где на- меоен работать, учиться. Витя и Саша живут в одном, привокзальном районе, стоят на учете у одного и того же инспектора по делам несовер шеннолетних — Любови Ива новны Стрельниковой. И ин спектор, и ее пом'ощники . на- протяжении всего времени ин тересуются, как живется их по допечным. на производстве, в училище, дома. Устоаивая Вик тора в ЖБИ-2, Любовь Иванов на переговорила не с одним Р'/ководителем предприятия о том, чтобы не послали парня на подсобную работу, дали воз можность получить хорошую специальность, и уж, конечно, просила принять Виктора так, чтобы не почувствовал он не доверия на заводе. Но там его ни оазу не увидели. Парень не побывал даже на медкомис- Помочь Виктору не удалось потому, что сам он не захотел жить по-доброму и честно. Нельзя отрицать, и влияние плохого окружения: собутыль ники, вечно пьяный отец, а от сюда постоянное желание уйти куда-нибудь подальше от дома, чтобы не слышать его окриков, оскорблений. Но Виктору часто встречались люди, терпеливо проявляюшие к не.мч внимание, добооту. Очень обидно, что парень ТЯНУЛСЯ не к ним, а к таким, как Горчаков, к таким, с кем пип последний раз. Каи бы ни было трудно че ловеку в жизни, нужно воспи тывать в себе чувство самокон- тооля. Виктор не захотел обре менять себя подобными хлопо тами, Это привело к печальным пог'-'.дствиям. Ж. СКОЧЕДУБОВА, сотрудник инспекции по делам несовершенно- петних УВД. На киностудии «Мосфильм» создан цветной короткомет ражный художественный фильм «ДИСК» (автор сценария и режиссер Александр Стефа нович). В нем зрители увидят На экране — «Песняры» вдохновенный взл»ет в Липецком выставочном зале открыта персо нальная выставка работ заслуженного художника РСФСР, кавалера ордена Трудового Красного Зна мени Виктора Семеновича Сорокина. В экспозиции представлено более 100 полотен. Свыше сорока лет отдал Вик тор Сорокин живописи. 'Каж« 'дая новая работа художника неизменно приковвшает к се бе внимание почитателей изо бразительного искусства. Кар тины этого Мастера кисти б.тиз- кн и понятны многим людям. В полотнах художника почти не встречаются рискованные цветосочетания. Картины Соро кина внешне просты, но в то же время они правдивы и глу боко лиричны, проникнуты глу бокой любовью к отчему краю. В фильме «Сережа» малень кий мальчик ликующе возвеща ет: «А у меня есть сердце!». Эти слова взрослым могут по казаться смешными, а для ре бенка — настоящее открытие. У каждого из нас бы.та в жизни такие минуты. Они тем и прекрасны, что вдруг начина ешь видеть, прежде незаметное, спрятанное, в привычном, при мелькавшемся. То же и в работах 6 , С. Со рокина. Он умеет «открыть» красоту в обыденном, в повсе дневности и донести ее до нас, зрителей. Вот одна характерная д.дя него работа «Март», На карти не изображена ранняя весна с. ее тонкими нежными красками — синим небом, синими теня ми, разбросанными на оседаю щем рыхлом снегу:' Карыгаа пробуждает в нас чувство большой радости. ...Виктор Семенович родился и вырос в Москве. Он работал н одновременно посещал худо жественную СТУДИЮ в поселке Дзержинском. ^Сорокин окончил Московский ' госуяапственяый институт нм. В. И, Сурикова. Его учителями были Б. В. Иогансоп, Г. М. Жегаль, народ ный художник СССР Сергей Васильевич Герасимов, от кото рого Сорокин унаследовал тон кость и глубину передачи пей зажа. Дипломная работа Вик тора Семеновича «Самарканд» экспоппровалаоь на Всесоюзной хуложествеипой- выставке. С 1948 года по 1957 год Со рокин преподавал в Елецком художественном училище. Он принял активное участие ’в ор ганизации отдел.ения Союза худояшиков, теперь Виктор Се менович — его председатель. Каотин'ы Сорокина — масте ра-пейзажиста. известны не только в нашей области, в Цен тральном Черноземье, но и во всей стране. В новогоднем ин тервью мы рассказывали о том, что., в юбилейном году Виктон Семенович удостоился ' высокой чести показать свои пейзажи и натюрморты — «Зеленый», «Цветы и виноград» на Всерос сийской выставке, а затем и на Всесоюзной. Творчество Сорокина разви вается в лучших традициях рус ского и советского Реалистиче ского искусства. По работам художника чувствуется, что он хорошо знает и любит искусст во Саврасова ' и Левитана, Шишкина, Поленова, Коровина и Герасимова. Сорокин предан традициям русской пейзажной классики. но он не копирует своих великих . поедшественни- ков, а имеет хвое восприятие природы, свой почерк. ’В пея.ди- стическое искусство пейзажа Сорокин внес новые современ ные черты. Картины Сорокина, представ ленные на выставке,- не распо лагаются в хронологическом порядке. Однако более ранние работы можно легко отличить от более поздних. В своих пер вых полотнах живописец уде лял больше внимания дета.тям, тщательно изучал природу, всматривался в нее, стремился передать свет, воздух. '(«Елец», «Вечер», «Первые шаги»). Позднее он отказывается от детализации и переходит к обобщенному решению пейза жа. Теперь ему важно передать настроение, вызванное пейза жем. , _ ■В картинах «Осень»,'«Старые дубы», «Село Сокольское», «Во ронежский . заповедник» — тон кое лоэтическое нача'ло сочета ется с эпической широтой, ли ризм ^ с оптимистическим ми роощущением. С особой любовью пишет ху дожник зиму, он влюблен в э-гу суровую неповторимую пору года. Недаром Сорокина называют чародеем зимнего пейзая^а. Его^ тонкие, лиричные ка.ртииы не сут в себе много света, и свеже сти, непосредственности и про стоты. Когда знакомишься-с полот- иами Сорокина, невольно отме чаешь любовь художника ■ к русской природе. Картины «В саду», «Весн.г в саду», «Ранняя весна», «.Мар товская сиць» — это песни о красоте нашей земли. Настоль ко зримо и явственно встают перед нами знакомые места, что поневоле вспоми!!,аешь слова из вестного писателя Константина Паустовского, сказанные о кар тинах одного из пейзажистов (но они МОГУТ относиться и к Сорокину)’. «Картины неотдели мы от ппироды. Они живые ее куски. От этих картин можн.о озябнуть на ветру, вдыхать всей грудью весенний речной холо док.,.». На выставке работ Виктора Семеновича уже побывало мно го липчан н гостей города. Кни га отзывов хранит десятки бла- годар.ных сл'ов художнику. Хо чется привести несколько из них: «Привычные глазу места оживают на картинах и отзыва ются в душе ранее не ощущае мым теплом, светом, любовью к ним. столь привычным и часто не.замеченным в суете дней. Спасибо автору, любящему свою землю и умеющему вызво- ■дить эту любовь из-под спуда житейских забот в сердцах своих.зрителей». Для каждого художника вы ставка — серьез.ный творческий отчет. Она одновременно’ под водит итоги и помогает осо.з- нать главное, отбросить лиш нее, нацеливая на то, что пред стоит еше сделать. Эта выстав- ка"П 1 ЛЯ Виктора Семеновиче Сорокина — репетиция пепел главвой, которая откроется осенью этого года в етп.типе. Н. БЕЛОВА, студентка факультета журналистики ВГУ. солистов вокально-инструмен тального ансамбля «Песняры», пользующегося большой попу лярностью как в нашей стране, так и за рубежом. Владимир Мулявин, Анато лий Кашепаров, Леонид Борт кевич и др. исполняют полю бившиеся веем пе.сни. Л. ИВАННИКОВА, редактор кинопроката. Моноспектакль показал в Доме актера в Кишиневе вы пускник ГИТИСа М. йорга. Он выступил как автор композиции и исполнитель стихов Пушки на, Бернса, Зминеску и других поэтов, объединенных мыслью о красоте человеческого духа. Республиканский Дом акте ра постоянно предоставляет сцену творческой молодежи, знакомит с наиболее интерес ными дебютами в театре, на те левидении. Л1олодые рассказы-, вают здесь о Рвоих поисках й замыслах, показывают экспе риментальные работы, боль шой популярностью пользуются у зрителей вечера из цикла «Молодые голоса» с участием оперных солистов, литератур ные вечера, на которых демон стрируют свое искусство актё ры драматических -театров'. Здесь увидели свет и многие дипломные спектакли воспитан ников Кишиневского института искусств. (Корр. ТАСС). Кишинев.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz