Ленинец. 1978 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1978 г. (г. Липецк)

3 • ЛЕНИНЕЦ товарищ ПОДРОСТОК Н Л СТАТЬИ р ПРОБЛЕМАХ «ТРУДНЫХ» ПОДРОСТКОВ, ОПУБЛИКОВАННЫЕ В ПРОШ- ^ редакция ПОЛУЧИЛА о т к л и к и , и х ПРИСЛАЛИ САМИ ПОДРОСТКИ, сегодня мы ПРЕДЛАГАЕМ ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ МАТЕРИАЛ СОТРУДНИКА ИНСПЕКЦИИ ^О ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТ­ НИХ УВД Ж. СКОЧЕДУБОбОЙ. ОНА ДЕЛИТСЯ СВОИМИ СООБРАЖЕНИЯМИ О ТОМ, ПОЧЕ­ МУ ЧЕЛОВЕКУ, СОВЕРШИВШЕМУ ПРЕСТУПЛЕНИЕ, ИНОГДА ТРУДНО БЫВАЕТ СТАТЬ НА ПРАВИЛЬНЫЙ ПУТЬ. - С ЛУЖЕБНЫЙ автобус,толь­ ко что прибывший из воспитательно • трудо­ вой колонии, развозил ребят по районным отделам мили, ции Липецка, где их с нетерпе­ нием ожидали родители. Бритоголовым, совсем еще юным, скорее похожим на при­ зывников, им предоставили воз­ можность исправить свою вину на свободе. Каждому, кто знал этих мальчишек, хотелось иск­ ренне верить, что Указ Прези­ диума Верховного Совета СССР от 4 ноября 1977 года об амнистии воспримут как большую веру в них, успевших уже сделать плохое людям. Радость в глазах встречаю­ щих матерей. Все, кто смотрел на них в эти минуты, думали: сколько пережито ими за вре­ мя разлуки, и какую тяжкую ношу ответственности и раская­ ния за преступление своих де ­ тей принесли они сюда? Вот звучат слова напутствия сотрудников милиции. Проща­ ние. Как хочется, чтобы встре- ■^(а вернувшихся домой ребят с ''людьми в серых шинелях была последней! Как хочется верить в искренние обещания, что жизнь свою эти мальчишки нач­ нут по-новому: не будет обрат­ ной дороги туда, в колонию. Но вот прошло несколько не­ дель. К нам, в инспекцию . по делам несовершеннолетних областного управления внут­ ренних дел, пришла немолодая Женщина. — Я мать Виктора Т. Помо­ гите, если можете. Мой сын провинился. Неужели его опять будут судить? Неужели опять колония? Может быть, можно еще что-то сделать для него? Ведь он, поверьте, хороший, добрый... Она плакала, а нам нечего было сказать в утешение. Было очень досадно от услышанно­ го: неужели этот мальчишка опять взялся за старое? В семнадцать лет Виктор ел две судимости. «Стра- ал», вроде бы, действительно, из-за «мелочей», нелепых «слу­ чайностей». Два года тому назад изряд­ но выпил с парнем, которого первый раз видел. Гопчакоа был намного старше. И Виктор гордился тем, что его пригла­ сил к себе в компанию взрос­ лый, уверенный в себе парень. Вино веселило, и вместе с Горчаковым было приятно бро­ дить по улицам. Подражая «старику», говорил пошлости вслед пробегающим мимо дев­ чонкам, бесцеремонно толкал прохожих, и наступало упоение от того, что его боялись. Он совсем было разошелся, но приятель вдруг остановил его, и, зло прищурившись, с п лю н у л : — От пузырька «краснухи» прокис, салага? Витя понял: Горчаков недо­ волен тем, что мало выпил. — А где же взять еще? — оторопел мальчишка. — Я бы не против, 'да денег бо.пьше — Денег? — презрительно хмыкнул «старик». — За мам­ кину юбку тебе держаться... Он вдруг" осекся и, оживив­ шись, дернул его за рукав: — Ну-ка, гляди в оба. Вот они, твои денежки, прямо на тебя топают. 6 т магазина навстречу к ним, держа в руках покупки, шел, весело посвистывая, мужчина... ...После нападения на прохо­ жего народный СУД. ппимымля во внимание подростковый воз­ раст Виктора и подстрекатель­ ство ' соверщеннолетнего, смягчил наказание, заменив ли- шение свободы двумя годами судимости условно. В колонию Виктор попал поз­ же за участие в пьяной драке. Наступила жизнь, расписан­ ная по минутам от подъема до отбоя: столовая, цех, школа. А вечерами, когда ложился техучилища № 21 Анатолий Владимирович Еремин, В его группе учится мальчишка, кото, рый тоже был амнистирован прошлой осенью. О нем Анато­ лий Владимирович приносит добрые вести: учится, с удо­ вольствием работает, стара­ тельно. Его наставники говорят, о том, что из Саши получится неплохой газоэпектросварщик. Правда, до идеального уче- ПОЧЕМУ НЕ ПОМОГЛИ ВИКТОРУ? спать, представлял тот день, когда вернется домой. Преждевременное освобож­ дение из заключения было ра­ достно-неожиданным. Ему еще раз поверили. Уже здесь, в Липецке, с Вик­ тором долго беседовали со­ трудники милиции. Старая зна­ комая, инспектор по делам не­ совершеннолетних, спросила: — Назад дороги не будет? — Не будет, — совершенно искренне ответил парень, — и с выпивкой покончу, и с преж­ ними «дружками». Но через несколько дней он уже пил в своей старой компа­ нии. Ему нравилось казаться «бывалым», хотелось, чтобы «салаги» смотрели снизу вверх, так же, как он когда-то на Гор­ чакова, завидуя его удали. И чтобы окончательно утвердить себя в этой роли, предложил: — А что, братцы, не выпить ли нам еще? Чувствуя себя героем, про­ шедшим огни и воды, отпра­ вился в магазин «на добычу го­ рючего». Поминутно огляды­ ваясь, вьттащил из ящика бу­ тылку коньяка. Его заметили. Попытались задержать. Парень стал оказывать сопротивление, пустив в ход кулаки. — Он бывает дурным, когда выпьет, а как сын — очень хо­ роший, — в КОТОРЫЙ уже раз говорит мать. Пытается вну­ шить, что мальчик ее добрый, послушный. И, конечно, этой женщине очень хочется, чтобы суд учел это обстоятельство, хотя прекрасно понимает всю шаткость своей позиции. Но на что не понадеешься в отчаянии? Нам, сотрудникам инспекции по делам несовершеннолетних, приходится часто видеть запла­ канных мам подростков, совер­ шивших преступление. Нередко мы занимаемся расследовани­ ем драк, мелких краж. И даже тогда, когда ясно видишь, что совершены они преднамерен­ но, хочется думать, что в этом все-таки есть большая доля случайности, И искренне верим в раскаяния. Но„. Отпустили человека на целый год раньше, встретили по-доброму, работу предложи­ ли. А он, не успев получить паспорт, вновь оказался под следствием. И опять мы спра­ шиваем; кто виноват? Может, не до конца помогли человеку? После того, как ушла мама Виктора, к нам пришел еще один посетитель, мастео ппойт- ника мальчишке еще далеко, но главное, он постепенно ста­ новится нравственно-здоро­ вым человеком. Вот две истории, у которых очень похоже начало и так не похож конец. Может, отнеслись к ребятам по-разному, когда они верну­ лись? Одному уделили чутко­ сти больше, другому — мень­ ше? Давайте разберемся. Еще в колонии у Виктора выяснили, куда он желает вернуться. В Липецке, заранее зная о его приезде, ломали голову над тем, как устроить парня, при встрече после освобождения опять интересовались, где на- меоен работать, учиться. Витя и Саша живут в одном, привокзальном районе, стоят на учете у одного и того же инспектора по делам несовер­ шеннолетних — Любови Ива­ новны Стрельниковой. И ин­ спектор, и ее пом'ощники . на- протяжении всего времени ин­ тересуются, как живется их по­ допечным. на производстве, в училище, дома. Устоаивая Вик­ тора в ЖБИ-2, Любовь Иванов­ на переговорила не с одним Р'/ководителем предприятия о том, чтобы не послали парня на подсобную работу, дали воз­ можность получить хорошую специальность, и уж, конечно, просила принять Виктора так, чтобы не почувствовал он не­ доверия на заводе. Но там его ни оазу не увидели. Парень не побывал даже на медкомис- Помочь Виктору не удалось потому, что сам он не захотел жить по-доброму и честно. Нельзя отрицать, и влияние плохого окружения: собутыль­ ники, вечно пьяный отец, а от­ сюда постоянное желание уйти куда-нибудь подальше от дома, чтобы не слышать его окриков, оскорблений. Но Виктору часто встречались люди, терпеливо проявляюшие к не.мч внимание, добооту. Очень обидно, что парень ТЯНУЛСЯ не к ним, а к таким, как Горчаков, к таким, с кем пип последний раз. Каи бы ни было трудно че­ ловеку в жизни, нужно воспи­ тывать в себе чувство самокон- тооля. Виктор не захотел обре­ менять себя подобными хлопо­ тами, Это привело к печальным пог'-'.дствиям. Ж. СКОЧЕДУБОВА, сотрудник инспекции по делам несовершенно- петних УВД. На киностудии «Мосфильм» создан цветной короткомет­ ражный художественный фильм «ДИСК» (автор сценария и режиссер Александр Стефа­ нович). В нем зрители увидят На экране — «Песняры» вдохновенный взл»ет в Липецком выставочном зале открыта персо­ нальная выставка работ заслуженного художника РСФСР, кавалера ордена Трудового Красного Зна­ мени Виктора Семеновича Сорокина. В экспозиции представлено более 100 полотен. Свыше сорока лет отдал Вик­ тор Сорокин живописи. 'Каж« 'дая новая работа художника неизменно приковвшает к се­ бе внимание почитателей изо­ бразительного искусства. Кар­ тины этого Мастера кисти б.тиз- кн и понятны многим людям. В полотнах художника почти не встречаются рискованные цветосочетания. Картины Соро­ кина внешне просты, но в то же время они правдивы и глу­ боко лиричны, проникнуты глу­ бокой любовью к отчему краю. В фильме «Сережа» малень­ кий мальчик ликующе возвеща­ ет: «А у меня есть сердце!». Эти слова взрослым могут по­ казаться смешными, а для ре­ бенка — настоящее открытие. У каждого из нас бы.та в жизни такие минуты. Они тем и прекрасны, что вдруг начина­ ешь видеть, прежде незаметное, спрятанное, в привычном, при­ мелькавшемся. То же и в работах 6 , С. Со­ рокина. Он умеет «открыть» красоту в обыденном, в повсе­ дневности и донести ее до нас, зрителей. Вот одна характерная д.дя него работа «Март», На карти­ не изображена ранняя весна с. ее тонкими нежными красками — синим небом, синими теня­ ми, разбросанными на оседаю­ щем рыхлом снегу:' Карыгаа пробуждает в нас чувство большой радости. ...Виктор Семенович родился и вырос в Москве. Он работал н одновременно посещал худо­ жественную СТУДИЮ в поселке Дзержинском. ^Сорокин окончил Московский ' госуяапственяый институт нм. В. И, Сурикова. Его учителями были Б. В. Иогансоп, Г. М. Жегаль, народ­ ный художник СССР Сергей Васильевич Герасимов, от кото­ рого Сорокин унаследовал тон­ кость и глубину передачи пей­ зажа. Дипломная работа Вик­ тора Семеновича «Самарканд» экспоппровалаоь на Всесоюзной хуложествеипой- выставке. С 1948 года по 1957 год Со­ рокин преподавал в Елецком художественном училище. Он принял активное участие ’в ор­ ганизации отдел.ения Союза худояшиков, теперь Виктор Се­ менович — его председатель. Каотин'ы Сорокина — масте­ ра-пейзажиста. известны не только в нашей области, в Цен­ тральном Черноземье, но и во всей стране. В новогоднем ин­ тервью мы рассказывали о том, что., в юбилейном году Виктон Семенович удостоился ' высокой чести показать свои пейзажи и натюрморты — «Зеленый», «Цветы и виноград» на Всерос­ сийской выставке, а затем и на Всесоюзной. Творчество Сорокина разви­ вается в лучших традициях рус­ ского и советского Реалистиче­ ского искусства. По работам художника чувствуется, что он хорошо знает и любит искусст­ во Саврасова ' и Левитана, Шишкина, Поленова, Коровина и Герасимова. Сорокин предан традициям русской пейзажной классики. но он не копирует своих великих . поедшественни- ков, а имеет хвое восприятие природы, свой почерк. ’В пея.ди- стическое искусство пейзажа Сорокин внес новые современ­ ные черты. Картины Сорокина, представ­ ленные на выставке,- не распо­ лагаются в хронологическом порядке. Однако более ранние работы можно легко отличить от более поздних. В своих пер­ вых полотнах живописец уде­ лял больше внимания дета.тям, тщательно изучал природу, всматривался в нее, стремился передать свет, воздух. '(«Елец», «Вечер», «Первые шаги»). Позднее он отказывается от детализации и переходит к обобщенному решению пейза­ жа. Теперь ему важно передать настроение, вызванное пейза­ жем. , _ ■В картинах «Осень»,'«Старые дубы», «Село Сокольское», «Во­ ронежский . заповедник» — тон­ кое лоэтическое нача'ло сочета­ ется с эпической широтой, ли­ ризм ^ с оптимистическим ми­ роощущением. С особой любовью пишет ху­ дожник зиму, он влюблен в э-гу суровую неповторимую пору года. Недаром Сорокина называют чародеем зимнего пейзая^а. Его^ тонкие, лиричные ка.ртииы не­ сут в себе много света, и свеже­ сти, непосредственности и про­ стоты. Когда знакомишься-с полот- иами Сорокина, невольно отме­ чаешь любовь художника ■ к русской природе. Картины «В саду», «Весн.г в саду», «Ранняя весна», «.Мар­ товская сиць» — это песни о красоте нашей земли. Настоль­ ко зримо и явственно встают перед нами знакомые места, что поневоле вспоми!!,аешь слова из­ вестного писателя Константина Паустовского, сказанные о кар­ тинах одного из пейзажистов (но они МОГУТ относиться и к Сорокину)’. «Картины неотдели­ мы от ппироды. Они живые ее куски. От этих картин можн.о озябнуть на ветру, вдыхать всей грудью весенний речной холо­ док.,.». На выставке работ Виктора Семеновича уже побывало мно­ го липчан н гостей города. Кни­ га отзывов хранит десятки бла- годар.ных сл'ов художнику. Хо­ чется привести несколько из них: «Привычные глазу места оживают на картинах и отзыва­ ются в душе ранее не ощущае­ мым теплом, светом, любовью к ним. столь привычным и часто не.замеченным в суете дней. Спасибо автору, любящему свою землю и умеющему вызво- ■дить эту любовь из-под спуда житейских забот в сердцах своих.зрителей». Для каждого художника вы­ ставка — серьез.ный творческий отчет. Она одновременно’ под­ водит итоги и помогает осо.з- нать главное, отбросить лиш­ нее, нацеливая на то, что пред­ стоит еше сделать. Эта выстав- ка"П 1 ЛЯ Виктора Семеновиче Сорокина — репетиция пепел главвой, которая откроется осенью этого года в етп.типе. Н. БЕЛОВА, студентка факультета журналистики ВГУ. солистов вокально-инструмен­ тального ансамбля «Песняры», пользующегося большой попу­ лярностью как в нашей стране, так и за рубежом. Владимир Мулявин, Анато­ лий Кашепаров, Леонид Борт­ кевич и др. исполняют полю­ бившиеся веем пе.сни. Л. ИВАННИКОВА, редактор кинопроката. Моноспектакль показал в Доме актера в Кишиневе вы­ пускник ГИТИСа М. йорга. Он выступил как автор композиции и исполнитель стихов Пушки­ на, Бернса, Зминеску и других поэтов, объединенных мыслью о красоте человеческого духа. Республиканский Дом акте­ ра постоянно предоставляет сцену творческой молодежи, знакомит с наиболее интерес­ ными дебютами в театре, на те­ левидении. Л1олодые рассказы-, вают здесь о Рвоих поисках й замыслах, показывают экспе­ риментальные работы, боль­ шой популярностью пользуются у зрителей вечера из цикла «Молодые голоса» с участием оперных солистов, литератур­ ные вечера, на которых демон­ стрируют свое искусство актё­ ры драматических -театров'. Здесь увидели свет и многие дипломные спектакли воспитан­ ников Кишиневского института искусств. (Корр. ТАСС). Кишинев.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz